Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

«Теоретические основания развития творческих способностей̆ младшего школьника»

Содержание:

Введение

На сегодняшний день формирование и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста представляют собой один из важнейших вопросов, решаемых в начальной школе. Так как именно они помогают раскрыться ребёнку в полной мере, создавать нечто новое, необычное - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Актуальность темы я вижу в том, что формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе развития. Каждый учитель ставит перед собой задачу, которая направлена на создание условий для развития творческого потенциала учащихся. В процессе рисования, лепки, аппликации учащийся испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается.

Если посмотреть на современное состояние образования в России, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности, когда быстрым темпом внедряется новый Федеральный Государственный образовательный стандарт, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено именно на развитие творческого мышления учащихся.

И эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности. Главной целью школы, как социального института, в современных условиях, является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, обще учебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни, поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель современного обучения - это не только овладение определенными знаниями, умениями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе нужно учить творчеству.

Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

Условием возникновения данного вопроса послужило внедрение государственных стандартов второго поколения на первой ступени обучения (письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования).

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОСа является развитие личности школьника, его творческих способностей.

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества.

Объект исследования – творческие способности детей младшего школьного возраста. Предмет исследования - процесс развития творческих способностей младших школьников в процессе внеклассной деятельности. Цель исследования – раскрыть педагогические основы творческих способностей младших школьников во внеклассной работе. В соответствии с предметом и целью данной работы были определены следующие задачи исследования:

- раскрыть сущность понятий творческие способности и творческая деятельность

- дать общую характеристику младшего школьного возраста;

- рассмотреть историю развития проблемы отечественных и зарубежных ученых;

- показать особенности развития творческих способностей младших школьников.

Сегодня, решая проблему воспитания мыслящего, творческого, активного, здорового человека, мы утверждаем, что сформировать такую личность может творческая, мыслящая и как непременное условие – гуманная школа, стремящаяся сделать обучение развивающим, личностно–ориентированным. Личностно-ориентированное обучение - это в первую очередь - развитие творческих способностей, а также развитие нравственных и эстетических чувств, развитие потребности в деятельности, при условии сохранения здоровья ребенка.

педагогический одаренность творческий

1. Теоретические основы творческого развития детей

1.1 Понятие о творчестве и творческих способностях в психолого-педагогической литературе

Творческие способности не являются новой темой исследований. Проблема человеческого потенциала вызвала большой интерес у людей во все времена. Анализ проблемы развития творческих способностей будет в значительной степени предопределен содержанием, которое мы будем вкладывать в эту концепцию.

Очень часто в обычном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с возможностью рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. Д. Что такое творчество?

Очевидно, что рассматриваемая нами концепция тесно связана с понятием «творчество», «творческая деятельность». Противоречивые суждения ученых о том, что считать творчеством. В повседневной жизни творчество обычно называется: во-первых, деятельность в области искусства, затем строительство, создание, реализация новых проектов, научное знание, построение разума, пределы того, что необходимо для решения проблемы. состояние компетенции и инициативы.

Новизна, связанная с творческой деятельностью, может быть как объективной, так и субъективной. Объективная ценность признается для таких творческих продуктов, в которых обнаружены законы, неизвестные окружающей действительности, отношения установлены и объясняются между явлениями, которые считаются несвязанными. Субъективная ценность продуктов творчества возникает тогда, когда продукт творчества не нова сам по себе, но новый для человека, который его создал в первую очередь. Это в основном продукты детского творчества в области рисования, моделирования, написания стихов и песен [2]. В современных исследованиях европейских исследователей «творчество» определяется описательно и действует как комбинация интеллектуальных и личностных факторов. [3].

Таким образом, творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма умственной деятельности, независимость, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности развиваются и развиваются творческие способности.

Таким образом, в наиболее общей форме определение творческих способностей заключается в следующем. Творческие способности - это индивидуальные психологические характеристики личности, которые связаны с успехом деятельности, но не ограничиваются знаниями, навыками и компетенциями, уже разработанными учеником [8].

Поскольку элемент творчества может присутствовать в любой деятельности человека, справедливо говорить не только о творческих художественных способностях, но и о техническом творчестве, математических творческих способностях и т. Д. Поэтому творчество - это сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается открытым до настоящего времени, хотя в настоящее время существует несколько гипотез относительно этой проблемы.

Проблема творчества и творческих способностей изучалась многими научными работниками (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, А. Маслоу, Т. Андерсон, В. Андреев, В. Библер, А. Брушлинский, О. Матюшкин, Д. Богоявленская, Л. Выготский, В. Кан-Калик, Н. Кириллова, В. Краевский, Ю. Кулюткин, Р. Низамов, А. Петровский, и др.). Их психолого – педагогические исследования дают нам основание считать, что определяющим качеством творческой личности есть ее творческая активность, которая становится более целенаправленной, мощной, продуктивной, рассматривается как интегративная характеристика личности.

Отмечается, что в творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (не критически относиться к ним); что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания [4].

Проблеме способностей посвящены труды Л.С. Выготского, Л.А. Венгер, Н.С. Лейтес, С.Л. Рубинштейн, А.А. Волкова, Э. Меймана, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова и других. В отечественной психологии твердо сформировалось положение о том, что способности – это психические качества, которые необходимы для той или иной человеческой деятельности и которые в этой деятельности формируются.

Многие психологи связывают творческие способности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление [9].

Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

  • Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
  • Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
  • Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
  • Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

И.В. Львов считает, что творчество - не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений, эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека-творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт лишь строгие, проверенные знания и умения [7]. Философы (особенно А. Спиркин) определяют, что творчество - это умственная и практическая деятельность, которая приводит к созданию уникальных и оригинальных ценностей, открытию новых фактов, характеристик, закономерностей, а также методов исследования и трансформации. материальный или духовный мир; если она нова только для ее автора, то новизна субъективна и не имеет социальной значимости [23].

Знаменитый отечественный исследователь проблемы творчества А. Н. Луча, опираясь на биографии исключительных ученых, изобретателей, художников и музыкантов, выделяет следующие творческие способности:

• Возможность увидеть проблему, когда другие ее не видят.

• Возможность отключить операции отражения, заменить несколько концепций на единицу и использовать все более информативные символы.

• Способность применять приобретенные навыки, решая одну проблему для решения другой задачи.

• Способность полностью воспринимать реальность, не разделяя ее на части.

• Возможность легко связывать удаленные концепции.

• Способность памяти обеспечивать нужную информацию в нужное время.

• Гибкость мысли.

• Возможность выбора одной из альтернатив для решения проблемы до выделения ее проверки.

• Предположения. Возможность включения в новое восприятие - это информация в уже хорошо осведомленных системах, доступных для выбора знаний.

• Возможность видеть вещи, как только они становятся творческими, гибкость, позволяющая отличать наблюдения от того, как они внедряются, является интерпретацией. Легко найти идеи поколений. Дайте творческое воображение.

  • воображение Способность доработки недостатков деталей, к совершенствованию сведения первоначального замысла [9].

Что же такое "творческие способности", или "креативность"? Так, П. Торренс под креативностью понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии. В структуре творческой деятельности он выделял:

· восприятие проблемы;

· поиск решения;

· возникновение и формулировку гипотез;

· проверку гипотез; их модификацию;

· нахождение результатов.

Он выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:

- легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;

- гибкость - число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;

- оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе;

- точность выполнения заданий. [22]

Анализируя вышеуказанные точки зрения на вопрос о компонентах творческих способностей, мы можем заключить, что, несмотря на различные подходы к их определению, исследователи единодушно петь творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные составляющие творческого мышления. творческие способности.Известный психолог Л. Выготский, объясняя свою позицию по вопросам творчества, определил, что «мы называем творчество любой деятельностью, которая создает что-то новое. Утверждать, что творчество является необходимым условием существования, и все, что его окружает, связано с его происхождением в творческом процессе человека. Психолог Я. Пономарев, широко интерпретировавший понятие «творчества», определил это понятие как «механизм продуктивного развития» и не считал «новизну» решающим критерием творчества. [25]

Заслуживает внимания взгляд на творчество передовых учителей-практиков (В. Сухомлинский, В. Шаталов, Ш. Амонашвили и др.). Например, В. Сухомлинский определял творчество как своеобразную сферу духовной жизни, самоутверждения, когда развивается самобытность и индивидуальность каждого ребенка. [2]

Творческая личность, как считает В.Андреев, - это такой тип личности, для которой характерна стойкость, высокий уровень направленности, на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единении с высоким уровнем творческих способностей, позволяющие ей достигнуть прогрессивных, социальных и личностно значимых результатов в одной или нескольких видах деятельности. [28]

«Творческая личность - это личность способная проникать в суть идеи и внедрять их вопреки всем преградам до получения практического результата». Именно это имел в виду Т. Эдиссон.. [28]

Определению понятия творческой личности в философской, педагогической и психологической литературе уделяется большое внимание (В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, В.Я. Кан-Калик и другие).

Большинство авторов соглашаются с тем, что творческая личность - это индивид, который владеет высоким уровнем знаний, имеет стремление к новому, оригинальному. Для творческой личности творческая деятельность является жизненной потребностью, а творческий стиль поведения - наиболее характерный. Главным показателем творческой личности, ее наиболее главным признаком считают наличие творческих способностей, которые рассматриваются как индивидуально-психологические способности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности и являются условием ее успешного выполнения. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности.

Следует обратить внимание на то, что в психолого-педагогической литературе рядом с термином «творческая личность» находится термин «креативная личность».

Наиболее удачный подход к этому определению предложила С.О. Сысоева [31]. Под креативной личностью следует понимать такую, которая имеет внутренние предусловия (личностные задатки, нейрофизиологические задатки), которые обеспечивают ее творческую активность, то есть не стимулированную внешне поисковую активность не всегда является продуктивной. Продуктивную творческую активность называем творческой деятельностью, то есть таким творческим процессом, вследствие которого возникает новое движение.

Творческая личность - это творческий человек, который впоследствии приобрел влияние дополнительных мотивов, личных склонностей, способностей, которые влияют на достижение творческих результатов в одной или нескольких творческих действиях, необходимых для актуализации творческого потенциала творческого человека. человек.

Разница между творчеством и другими психологическими процессами также заключается в том, что он почти всегда связан с наличием проблемной ситуации, проблемой, которая должна быть решена, и активным изменением условий, в которых эта задача установлена. Отражая на основе сенсорной информации некоторые теоретические и практические выводы. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мысли в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

Творчество - это движение идей, которое раскрывает сущность вещей. Его результат - не образ, а мысль, идея. Конкретный результат творчества может сделать концепцию - обобщенное отражение класса объектов в их наиболее общих и существенных характеристиках.

Ощущение и восприятие отражают отдельные аспекты явлений, моменты реальности в более или менее случайных комбинациях. Творчество коррелирует с сенсорными и перцепционными данными, сравнивает, сравнивает, отличает и раскрывает отношения. Благодаря развитию этих отношений между свойствами вещей и непосредственно ощущаемыми явлениями творчество раскрывает новые абстрактные свойства, а не напрямую приписываемые: выявлять отношения и понимать реальность в этих взаимоотношениях. Таким образом, более глубокое творчество учит сущности окружающего мира, отражает бытие в его связях и отношениях.

Творческую деятельность можно также стимулировать путем внедрения междисциплинарных связей, внося необычную гипотетическую ситуацию. В том же смысле, вопросы работают, в ответ на которые необходимо извлечь всю имеющуюся в памяти информацию, применить их творчески в ситуации, которая возникла [10].

Творческая деятельность способствует развитию творческих способностей, повышению интеллектуального уровня.

Под творческими способностями мы подразумеваем набор свойств и качеств личности, необходимых для успеха творческой деятельности, позволяя трансформировать объекты, явления, визуальные, сенсорные и ментальные образы, открывать себя, искать и принимать нестандартные решения.

Анализ положений о детском творчестве известных отечественных ученых Г.В. Лабунской, B.C. Кузина, П.П. Пидкасистого, И.Я. Лернера, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной позволили сформулировать рабочее определение детского творчества. Учитывая все, что наработано учеными в области творчества, под творчеством детей дошкольного и младшего школьного возраста понимают - создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта (рисунка, мультфильма, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком), придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, мультфильме и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации, проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.

Таким образом, творческие способности - это умение творчески мыслить; гибкость, точность, быстрота, оригинальность мышления (дивергентное мышление); нестандартность, неординарность в решении проблем; возможность прогнозирования, предвосхищения; способность к созданию нового, идеального; желание проводить исследовательскую деятельность; положительная познавательная мотивация, активность, интерес, увлеченность творческим делом. Выделенные компоненты наиболее полно отражают особенности творческой личности.

1.2. Характеристика младшего школьного возраста в контексте формирования творческих способностей детей

Говоря о создании потенциала, необходимо подчеркнуть вопрос о том, когда, в каком возрасте должны развиваться творческие способности детей. Существует предположение, что необходимо развивать творческие способности с раннего возраста. Эта гипотеза подтверждается в физиологии. С психологической точки зрения, дошкольное и школьное образование - это период, способствующий развитию творческих способностей, потому что в этом возрасте дети крайне любопытны, у них есть большое желание познать окружающий мир. И учителя, поощряя любопытство, передавая знания детям, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. И накопление опыта и знаний является необходимой предпосылкой для будущей творческой деятельности. И степень, в которой эти возможности были использованы, будет во многом зависеть от творческого потенциала взрослого. [17]

В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.

Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребёнка. Кардинально изменяется его социальный статус - он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребёнка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками [14].

Маленький школьник все еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, с его индивидуальными психологическими характеристиками.

Школьный возраст молодежи называют пиком детства. Ребенок сохраняет качества многих детей - легкомыслие, наивность, взгляд взрослого снизу вверх. Но он начинает терять свою детскую непосредственность в поведении, у него есть другая логика мысли.

Склонность к творчеству присуща ребенку. По словам Л. С. Выготского, творчество является нормой развития ребенка. Плодородный возраст детей открыт и восприимчив к чудесам знания, способности удивляться, к богатству и красоте окружающего мира. Проявления воображения ребенка более яркие и неожиданные, чем у взрослых, потому что ребенок больше уверен в продуктах своего воображения и меньше контролирует их [4]. В течение этого периода существует дополнительное физическое и психофизиологическое развитие ребенка, что дает возможность систематического обучения. Во-первых, совершенствование работы мозга и нервной системы.

В этот период жизнь во всем ее многообразии, а не иллюзорная и фантастическая, но реальная, реальная, всегда окружающая нас - вот что возбуждает ее деятельность. В этот период ребенок постепенно покидает иллюзорный мир, в котором он жил раньше. Ребенок тяготеет к реальной жизни. Он больше не мистик и мечтатель. Он реалистичен.

Начальная школа - самый важный период в жизни человека. Раннее детство является отправной точкой для целевого образования и образования. Основной деятельностью ребенка является учебная деятельность, которая играет решающую роль в обучении и развитии детей. все его свойства и психические качества. Существует огромное расширение умственных перспектив.

Пряность детских реакций и ненасытная впечатлительность в этом возрасте наиболее примечательны во внеклассных условиях. В ситуациях, когда дети чувствуют себя достаточно комфортно, они почти невольно удовлетворяют свое любопытство: они приближаются к тому, что их интересует; они стремятся попробовать все возможное. Они любят использовать для себя новые имена, чтобы заметить, что звучит хорошо, а что неприятно.

Преобладающая функция в младшем школьном возрасте становится - мысли. Переход, который начинается в дошкольном возрасте, подходит к концу, от визуально-образного мышления до логико-словесного мышления.

Обучение строится таким образом, что логическое мышление находит свое основное развитие. Если в течение первых двух лет обучения дети много работают с визуальными образцами, то в следующих классах объем этих мероприятий уменьшается. Изначальное мышление все менее и менее необходимо в образовательной деятельности.

В конце начальной школы возникают индивидуальные различия: среди детей психологи выделяют группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают проблемы обучения в вербальном плане и «практикующие», которые нужны видимость и практические действия, а также «художники», с блестящей и творческой мыслью. У большинства детей есть относительный баланс между различными типами мышления.

Важное условие для формирования теоретического мышления - формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребёнка, то есть от типа обучения (система, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, Л.В. Занковой).

В младшем школьном возрасте развивается внимание. Особую роль в развитие произвольного внимания у ребёнка играет школа и учебный процесс. В процессе школьных занятий ребёнок дисциплинируется, у него формируется усидчивость, способность контролировать своё поведение[14].

2. Формирование и методы изучения творческих способностей у младших школьников

2.1 Методики изучения творческих способностей младших школьников

Обучение творческим навыкам чрезвычайно сложно, потому что психодиагностика еще не нашла надежных способов измерения творчества.

Среди самых известных инструментов творчества стоит отметить тесты Южной Калифорнии на разную производительность Дж. Гилфорда. К сожалению, эти тесты имеют низкую эффективность, что, по мнению экспертов, обусловлено установкой скорости выполнения задачи и несоблюдением личных характеристик.

В настоящее время наиболее известный и широко используемый метод измерения творчества Э. Торренса «неполные фигуры». Ребенку на разных формах демонстрирует изображения простых геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг) и предлагает деформируя каждое из предложенных чисел, чтобы привлечь как можно больше фотографий, в которых дорисование может быть достигнуто как внутри контурных форм, так и снаружи в любой форме ротации листа изображения ребенка удобно, т. е. вы можете использовать каждую форму под разными углами.

качественные изображения с точки зрения искусства в анализе не учитывались, потому что в первом случае нас интересует идея композиции, разнообразие новых форм идеи, а не технический чертеж.

Рабочее время не ограничено, в противном случае существует тревога ребенка, неопределенность, которая противоречит природе процесса творения, элементарного проявления, которое должно быть смоделировано в опыте.

Этот метод позволяет вам полностью изучить характеристики творческого воображения и проследить особенности этого процесса. С точки зрения Э. Торренса деятельность творческого воображения начинается с появления чувствительности к пространствам, пробелам, отсутствующим элементам, дисгармонии и т. Д. в условиях дефицита внешней информации. В этом случае номера и соответствующие инструкциям кризовывания, вызывающие возникновение такой чувствительности и возможность создания эталонного решения с несколькими значениями, в качестве основы каждого из образцов имеют большое количество рисунков. Согласно терминологии Э. Торранс сталкивается с трудностями в выявлении или формулировании гипотез о недостающих элементах, проверке и перекрестной проверке этих предположений, их возможном воплощении, которое проявляется в создании разнообразие моделей.

Этот метод активизирует деятельность воображения, раскрывая одно из его основных свойств - видение целого перед партиями. Ребенок воспринимает предлагаемый тест - цифры как части, детали всей целостности и завершает их, реконструирует их. Возможность реализации такой восстановительной функции воображения позиционируется в самых подробностях этого ментального процесса. В первой главе мы уже указывали, что процессы диссоциации и ассоциации, анализа и синтеза существующих представлений всегда являются основой механизмов воображения. Ребенок, завершая фигуры объектным изображениям, выполняет операцию синтеза. Однако это возможно только при предварительном анализе этого рисунка, изолировании его от определенного количества объектов, выявлении его свойств, изучении его функциональных характеристик и т. Д. С уровня анализа и синтеза тренировочных операций во многом зависит производительность продуктивности воображения.

Живописная деятельность характерна для детей этого возраста. Кроме того, как отмечают многие психологи, он позволяет, как донести процессы воображения от внутренней плоскости до внешней плоскости, что создает своего рода визуальную поддержку с недостаточным уровнем внутренних механизмов комбинаторных процессов воображение у детей. Наконец, использование визуальной активности предоставляет расширенный практический материал (детские рисунки) для универсального объективного анализа.

Чтобы более точно определить уровень развития творческих способностей учащихся, необходимо проанализировать и оценить каждую творческую задачу, выполненную самостоятельно. Одной из характеристик творческого воображения является гибкость использования идей, в результате работа всех детей может быть разделена на творческую и не-творческую.

Неклассическими являются: типичные рисунки, когда одна и та же фигура преобразуется в один и тот же элемент изображения (круг - колесо автомобиля, скутер, велосипед, мотоцикл). Чертежи, в которых различные нормы преобразуются в один и тот же элемент изображения (круг, квадрат, треугольник, преобразованный в часы). Такие композиции считаются постоянными (повторяющимися), их общего числа, в последующем анализе учитывается одна композиция (как идея).

Для авторинга включите чертежи, в которых на основе предопределенных стандартов создаются повторяющиеся изображения. Большинство психологов выделяются как один из наиболее значимых аспектов воображения, оригинальности, созданных им образов, и поэтому степень их оригинальности может служить индикатором при анализе составленные композиции. Параметры оригинальности (индивидуальность) и уникальность (типичность) часто используются в психологии для оценки продуктов деятельности воображения. Наличие большого количества оригинальных изображений в ребенке указывает на силу, пластичность его воображения и, напротив, неподготовленные механизмы комбинаторной обработки процессов воображения приводят к появлению большое количество стереотипных композиций.

Использование при создании идей и продуктов воображения действия "включения", обеспечивая в сторону поиска оптимального решения, что соответствует вероятностному характеру отражения действительности, составляющему специфику процесса воображения.

С.Ю. Лазарева рекомендует педагогическую оценку результатов творческой деятельности учащихся осуществлять с помощью шкалы "Фантазия", разработанной Г.С. Альтшуллером для оценки наличия фантастических идей и позволяющей, таким образом, оценивать уровень воображения. Шкала "Фантазия" включает пять показателей: новизну (оценивается по 4-уровневой шкале: копирование объекта (ситуации, явление), незначительное изменение прототипа, получение принципиально нового объекта (ситуации, явления)); убедительность (убедительной считается обоснованная идея, описанная ребенком с достаточной достоверностью) [8].

Данные научных работ говорят о том, что исследование, проводимое в реальной жизни, правомерно в том случае, если оно направлено на совершенствование воспитательной среды, в которой формируется ребенок, способствуя общественной практике, на создание педагогических условий, способствующих развитию творчества в ребенке.

С.А. Гречко рекомендует следующие методики исследования воображения и творческих способностей [6]: методика "Вербальная фантазия" (речевое воображение). Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, а после этого ребенок приступает к рассказу. В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам: скорость процессов воображения; необычность, оригинальность образов воображения; богатство фантазии; глубина и проработанность (детализированность) образов; - впечатлительность, эмоциональность образов.

В отечественной психологии большое внимание уделяется раскрытию сущности креативности, выяснению механизмов творческой деятельности и природы творческих способностей. Что же касается диагностики креативности, то нужно отметить, что работ в этом направлении почти нет. Стоит отметить лишь исследование, проведенное Д.Б. Богоявленской и предложенный ею «метод креативного поля». Она выделила единицу измерения творческих способностей, названную «интеллектуальной инициативой». Она отказалась от традиционной тестовой модели измерения креативности, интеллектуальная инициатива проявляется в самостоятельной постановке исследоательской задачи, не стимулированной потребностью выполнить задание методики.

В рамках этого метода Д.Б. Богоявленской было сконструировано несколько методик, достоверность которых является спорной из-за субъективности выбранного внешнего критерия. Работы в этом направлении продолжаются.

2.2. Педагогические средства развития творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Требования рыночной экономики и информационного общества в первый раз со значением и целью образования назвали развитие личности ученика, и задача состоит в том, чтобы стимулировать его деятельность , Для реализации целей и задач устанавливаются рамки федеральных образовательных стандартов. Отличительной чертой стандартов второго поколения является требование организовать сверхурочную работу для учащихся в рамках учебного процесса в школе. Внеклассная деятельность школьников включает в себя все виды деятельности (кроме уроков), где возможно и целесообразно решать проблемы их развития, образования и социализации. Прямо сейчас, в рамках перехода на новые стандарты второго поколения, наблюдается улучшение послепродажного бизнеса.

Начальная школа является основным звеном в образовании. Вот почему содержание и методология начального образования должны обеспечивать важное умственное развитие каждого ребенка, формирование таких навыков обучения, которые позволят ему без особого труда продолжить свое образование в средней части

Творческие способности еще не являются новой темой исследований. Проблема человеческого потенциала вызвала большой интерес у людей во все времена. Однако в прошлом общество не испытывало особой необходимости в развитии творчества людей. Таланты появились, когда создавались шедевры литературы и искусства: они делали научные открытия, изобретали, таким образом, отвечали потребностям развития человеческой культуры. В наше время ситуация резко изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все более сложной и требует нестандартного человека, привычных действий, но мобильности, гибкости мысли, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям , В конце концов, все культурные ценности, накопленные человечеством, являются результатом творческой активности людей. И степень, в которой человеческое общество будет развиваться в будущем, будет определяться творческим потенциалом молодого поколения. Развитие творческой личности ученика было и остается одной из важнейших задач образования и образования. Развитие творческих способностей и творческой деятельности должно осуществляться с учетом психологических характеристик и возраста детей. Важно учитывать методы и средства творческого развития, адаптированные к возрасту.

Педагогические средства развития творческих способностей разнообразны, но все они направлены на достижение одного результата - развить таланты учащихся .Вот некоторые из них:

  1. Использование проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания;
  2. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися. Сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей детей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
  3. С помощью трудовой деятельности, будь то вышивание, конструирование, лепка и т.п. Любое изделие, выполненное ребенком – это его труд, в который он вкладывает много старания, усилий, терпения, времени и, главное желание сделать хорошо и красиво. Хорошо организованная, продуманная деятельность ребёнка помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, учит доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Закрепив ряд трудовых навыков, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься любым видом трудовой деятельности. Важная задача - сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности, заинтересовать ученика («хочу сделать»), вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца – «я - сделал»! Успех окрыляет, пробуждает желание узнавать новое, выполнять более сложную работу, творить. Для этого нужно, чтобы конечный результат был привлекателен для ребёнка, а процесс изготовления поделки посилен. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты». Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили». Основной двигатель изучения предмета – радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции. Через общение дети знакомятся с новыми понятиями, учатся употреблять их.

Таким образом, одним из главных факторов развития современной личности младшего школьника становится творческая деятельность ребенка.

Активизация творческой деятельности достигается, по мнению А. Осборна, благодаря соблюдению четырех принципов:

  • принципа исключения критики (можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой);
  • поощрения самого необузданного ассоциирования (чем более дикой покажется идея, тем лучше);
  • требования, чтобы количество предлагаемых идей было как можно большим;
  • признания, что высказанные идеи не являются ничьей собственностью, никто не вправе монополизировать их; каждый участник вправе комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, «улучшать» и совершенствовать. [11]

Д.Н. Дружинин считает, что для активизации творческой деятельности необходимо: отсутствие регламентации предметной активности, точнее - отсутствие образца регламентированного поведения; наличие позитивного образца творческого поведения; способность рисковать; дивергентное мышление; гибкость в мышления; создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявлений агрессивного и дедуктивного поведения; социальное подкрепление творческого поведения [12].

Творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов. М.Н. Скаткин рассматривает отдельные способы активизации творческой деятельности:

1) проблемное изложение знаний;

2) дискуссия;

3) исследовательский метод;

4) творческие работы учащихся;

5) создание атмосферы коллективной творческой деятельности на уроке [13].

Для того чтобы успешно активизировать творческую деятельность школьников, учителю необходимо видеть результативность и продуктивность своей работы. Для этого необходимо следить за динамикой проявления творческой деятельности каждого ребенка. Элементы творчества и взаимодействия элементов воспроизведения в деятельности школьника, как и в деятельности зрелого человека, следует различать по двум характерным признакам:

1) по результату (продукту) деятельности;

2) по способу ее протекания (процессу).

Обратимся к работе Б.М. Теплова: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, – искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение». [16] Этому условию, естественно, удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренной педагогической стимуляции. Таким образом, возникает большая педагогическая проблема – поиск таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное действенное желание «сочинять». [17]

Л.Н. Толстой, обучая крестьянских ребятишек, считал важной задачу развития творчества и предложил одно из возможных решений ее («Кому у кого учиться писать…»). Этот прием у Л.Н. Толстого заключался в том, что он сам начинал вместе с детьми писать на ту же тему, что и дети: «Ну, кто лучше напишет? И я с вами». Момент того способа вовлечения детей в творчество, который нашел Л.Н. Толстой, выражался в том, чтобы показать детям не только продукт, но и сам процесс творчества, процесс писания, рисования и т.д. с тем, чтобы они собственными глазами увидели, как «это делается».

Чтобы развивать творческое мышление в учебном процессе, необходимо создать область творчества, уникальные ситуации, которые будут развивать творческие способности. Детское творчество является результатом потребности ребенка открыть свой внутренний мир, и к нему нужно относиться с уважением.

Исследователи определяют условия и факторы, которые способствуют развитию творческих способностей ребенка. Наиболее важные из них: правильная организация учебной среды, т.е. создание психологической безопасности; отсутствие внешней оценки. [18]

Таким образом, для успеха задачи развития творческих способностей молодых школьников систематическая работа учителя в этом смысле необходима на основе достижений психолого-педагогической науки с учетом возраста и индивидуальные характеристики детей.

В качестве способа развития творческих способностей вы можете использовать практически любой объект и окружающие ситуации. Творчество включает в себя способность создавать, создавать. Поэтому основная цель уроков с ребенком - научить его, как создавать образы, и, наконец, понять, что было изобретено.

Иногда, даже не зная об этом, мы развиваем творческие способности детей посредством игр и общения. Но для гармоничного развития необходимы согласованность и метод. Лучший способ сделать программу для развития творческих способностей детей. Программа должна включать все методы разработки - визуальные, устные и практические. Визуальные методы включают визуализацию всех изображений, рисование или реальность. Для вербальных методов включают различные формы общения, рассказы, беседы. Практические методы включают игры, создание и использование различных моделей, а также реализацию упражнений по развитию. Объединив все методы, вы сможете добиться полного развития ребенка, что положительно повлияет на его интеллектуальные способности.

По своей удивительной способности вызывать творческую деятельность человека искусство, безусловно, занимает первое место среди всех элементов, составляющих сложную систему человеческого образования.

Комплексный подход к творческому личностному образованию охватывает широкий круг вопросов, связанных с проблемами общего эстетического и нравственного воспитания. Неизменное единство идеологического, идеологического, духовного и художественного является незаменимым условием для личности растущего человека, для универсальности и гармонии его развития. Ценность творчества, его функции не только в продуктивной стороне, но и в самом процессе творчества.

В своей работе я большое внимание уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности.

Очевидно, что в учебной деятельности элементы творчества учащихся проявляются, прежде всего, в особенностях ее протекания, а именно в умении видеть проблему, находить новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях.

Таким образом, можно сделать вывод, что творческая деятельность активизируется в благоприятной атмосфере, при доброжелательных оценках со стороны учителей, поощрении оригинальных высказываний. Немаловажную роль при этом играют открытые вопросы, побуждающие школьников к размышлениям, к поиску разнообразных ответов на одни те же вопросы. Еще лучше, если самим учащимся позволяется ставить подобные вопросы и отвечать на них.

Заключение

В процессе работы над темой на основе рассмотренной нами психолого-педагогической, учебной и методической литературы по данному вопросу, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день проблема развития творческих способностей младших школьников является актуальной и значимой.

Изучение и анализ литературы показал, что проблему формирования и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста изучали многие. Зарубежные психологи, определяют творческие способности через характеристики процесса, исследуют преимущественно дивергентные продукты. В отечественной психологии развиваются направления, ведущие преимущественно исследование процессов творческого мышления, как решения творческих проблем.

Анализ психолого-педагогической, методической литературы четко указывает на пристальное внимание ученых, методистов и учителей к проблеме детского творчества, развития креативного потенциала школьников, который все чаще связывают с успешной адаптацией личности в стремительно меняющемся социуме. « В мире, который « всегда нов», невозможно адаптироваться без возрастания креативных способностей личности» [20]. Творчество ребенка превращается в непременный фактор социализации. В «Концепции общего среднего образования» основополагающий принцип обновления содержания образования – личностная ориентация содержания образования, предполагающая развитие творческих способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей.

Изучив теоретические основы формирования творческих способностей младших школьников и выявив педагогические условия формирования, мы сделали следующие выводы:

1) Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

2) В результате анализа практического опыта педагогов - практиков, научно-методической литературы можно сделать вывод, что воспитательно-образовательный процесс в начальной школе имеет реальные возможности для развития творческих способностей и активизации творческой деятельности младших школьников.

Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности принимают участие ум (знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью) – эти стороны личности мы должны воспитывать у ребенка. При определенных условиях все здоровые дети обладают способностью к развитию. Итак, под творческой способностью детей младшего школьного возраста понимается: создание ребенком субъективно-нового (прежде всего, значимого для ребенка) продукта (рисунка, лепки, сувенира, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком); придумывание, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п.; применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы — на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.); проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.

Под творчеством понимается создания образов сказки, рассказа, игры-драматизации, в рисовании и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной).

С одной стороны, эти знания довольно специфически (т.е. относятся к области художественного конструирования), но, с другой, они универсальны и способны сформировать у детей мировоззренческие установки относительно места человека и создаваемой им среды в системе мироздания. Особенно важно, что мы имеем возможность наблюдать, как эти две стороны неразрывно связаны между собой: наиболее совершенные конструкции являются и наиболее красивыми. Творчество детей активизирует процесс обучения. При этом развивается инициатива, самостоятельность и активность побуждает осваивать знания, умения, навыки. Развивается способность к самообучению и саморазвитию. Для развития творческих способностей необходимо не только создавать условия в процессе учебной деятельности, но и во внеучебной. Так как для проявления творческих способностей необходимы условия: отсутствие рамок и оценок; свобода в мыслях и действиях и т. д. Разный уровень развития детей приводит к различным результатам, но важно отметить, что даже маленькие дети способны почувствовать выразительность, образность художественных средств – цвета, формы, звука. Поэтому нам следует уделить внимание большой педагогической проблеме – поиску таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное действенное желание «сочинять»

Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения. Формирование творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в младшем школьном возрасте и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, то есть, в конечном счете - наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленным перед ним.

Творчество есть выход за пределы традиции и стереотипов. Таким образом, изучение проблемы творчества в настоящее время приобретает комплексный характер и представляет собой важную область исследований.

Список использованной литературы

  1. Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников [Текст] / Л.Н. Азарова // Начальная школа. – 2014. - № 4. - С. 80.
  2. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей// Психологический журнал 2015. Т. 16. №5. С. 12-16
  3. Бтемирова, Р.И. Использование краеведческого материала на уроках математики [Текст] / Р.И. Бтемирова // Начальная школа.- 2017.- № 4. - С.39.
  4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2014.– 187 с.
  5. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. — Фрунзе, 2013
  6. Гладилина, И. Развитие творческих способностей в учебно–воспитательной деятельности [Текст] / И.Гладилина. // Воспитание школьников.- 2014.- №9.- С.14 – 17.
  7. Гликман, И.З. Подготовка к творчеству [Текст] / И.З.Гликман // Научно – практ. журнал Одаренный ребенок.- 2013.- № 3.- С.34 – 41.
  8. Гречко С.А. Развитие воображения младшего школьника. // [Электронный ресурс].
  9. Дубровина, И.В. Психология [Текст]/ И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожин. – М.: Академия, 2014 - 464 с.
  10. Дубровина М.В. Индивидуальные особенности школьников. - М.: Просвещение, 2015 - 365 с.
  11. Запорожец А.В. Психология личности и деятельности школьника [Текст] / - М.: Педагогика, 2015.
  12. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия [Текст]/ И.А. Каиров. - М.: Советская энциклопедия, 2015.- 912 с.
  13. Лазарева СЮ. Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста. // [Электронный ресурс
  14. Львов М. Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка [Текст] // Начальная школа - 2014.- № 1.- С. 21-26. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Педагогика, 1981. - 400с.
  15. Немов, Р.С. Психология. – [Текст]: В 3 т. Т.2 / Р.С. Немов – М.: Просвещение, 2015. – 384 с.
  16. Немов,Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений Кн. з. [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 631 с.
  17. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] // Начальная школа - 2013. - № 10. - С. 34-37.
  18. .Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст]/ И.П .Подласый. - М.: Владос, 2014. - 176 с.
  19. Полат, Е.С. Метод проектов [Текст]: типология и структура / Е.С. Полат // Лицейское и гимназическое образование. – 2014. – №9. – С. 13.
  20. Реана А.А. Психология человека от рождения до смерти. / - СПб.: Еврознак, 2013. - 656с
  21. Роботова А.С., Леонтьев Т.В. Введение в педагогическую деятельность [Текст] / - М.: Издательский центр «Академия»,2014.-208с.
  22. Российская педагогическая энциклопедия: [электронный документ] в 2-х т. – М.: Большая рос. энциклопедия, 2013 – Т. 1. – (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/index.php). 3.11.2013.
  23. Савенков, А.И. Психология творчества и современное образование [Текст] / А.И.Савенков // Научно – практ. журнал Одаренный ребенок.- 2014.- № 3.- С.6 – 33.
  24. Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства [Текст]/ А.И.Савенков. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 220 с.
  25. Скаткин, М.Н. Школа и всестороннее развитие детей [Текст] / М.Н. Скаткин.- М.: Просвещение, 2014. – 144 с.
  26. Степановская, В.М. Воспитание творчеством [Текст] / В.М. Степановская // Начальная школа. – 2014.- №6.- С. 60 – 62.
  27. Тихомиров О.К. Психологические исследования творческой деятельности [Текст], М.: Наука, 2014
  28. Туник Е.Е. Диагностика креативности Тест: Торренса Е.[Текст], СПб.: ИМАТОН,2013.
  29. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт. – М.: Просвещение, 2013 – 260 с.
  30. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. – М., 2013. С.13.