Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения государства (Анализ теорий происхождения государства)

Содержание:

Введение

Актуальность темы. Теория государства – это один из сложнейших, а потому и один из самых дискуссионных вопросов общей теории права. Вопросы о теории государства рассматриваются, в частности, такой юридической наукой, как теория государства и права.

Данный вопрос можно назвать скорее теоретическим, нежели практическим. Это связано с тем, что теория возникновения, становления и развития государства основана исключительно на научных трудах и доктринах, не имея никакого законодательного подкрепления.

Проблематика происхождения государства всегда являлась одной из кардинальных проблем юриспруденции, но и даже в настоящее в российской учебной литературе и монографиях представляется сложным поиск ответ на этот вопрос. К сожалению, продолжительный период в нашей стране ученые были заняты не поиском решения данной проблемы, а созданием юридической науки, выражающей марксистко-ленинское научное воззрение.

Навряд ли образование государства возможно объяснить с этих позиций, так как историчность этой теории целиком упокоилась на ее абстрактности, таким образом, она может лишь претендовать на историю, как историю какой-либо школы мысли человечества, но ни в коем случае не на описательный процесс действительных событий, которые имели когда-либо место.

Естественно, этот подход был занят отрицанием плюрализма мнений по этой проблеме, но даже в настоящее время при условиях искомого плюрализма мнений авторитет марксистко-ленинской теории происхождения государства, конечно же, остается великим.

Теоретической базой данной работы стали научные труды отечественных и зарубежных авторов по теории возникновения государства.

Предмет исследования – происхождение государства. Объект исследования – теории происхождения государства.

Цель данной работы – изучить теории происхождения государства. Исходя из поставленной цели можно поставить следующие задачи:

  1. Определить сущность понятия государства и выделить основные теории происхождения государства

2. Изучить теологическую теория государства

3. Рассмотреть теорию государства Виттфогеля

4. Проанализировать восточную теория происхождения государства

5. Охарактеризовать теория происхождения государства Гумполовича

6. Изучить теорию происхождения государства Конфуция

7. Описать Марксистскую теорию происхождения государства

8. Выявить плюсы и минусы теорий происхождения государства

При написании данной работы использовались методы научного анализа и сравнения. Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1. Сущность понятия государства. Основные теории происхождения государства

Прежде чем перейти непосредственно к теориям возникновения государства, следует определиться с терминологическим значением ряда понятий.

Государство – это политическая организация жизни общества, обладающая своим суверенитетом, который распространяет свое действие на принадлежащую государству территорию. [10, c.43]

Теория государства – это процесс, который заключается в возникновении, становлении и развитии государства. Так, из приведенного выше понятия государства мы видим, насколько важно знать теорию его происхождения. Государство призвано обеспечить единство и целостность всех своих жителей.

Оно не имеет аналогов. Именно государство служит гарантом организации людей для достижения такой цели, как мирная жизнь и правильное сосуществование на одной территории. Пока население верит в существование такой системы, как «государство», и основывается в своих действиях, исходя их этой установки, оно действительно существует.

Говоря о теориях происхождения государства, теоретиками отмечается их естественный характер, которым объясняется процесс происхождения государства.

Естественный характер обуславливается тем, что государство сложное и многогранное явление, а также то, что каждая теория сочетает в себе различные подходы и суждения дифференцированных социальных общностей, различных групп, слоев и наций. В основе формирования таких разных позиций находятся экономические, политические, финансовые и иного рода факторы.

То есть вся общность интересов и значимых противоречий, которые оказывают влияние на процесс становления и развития государства.

1) Теологическая теория. Стала наиболее распространена в Средневековье. Представители данной теории считают, что государство сотворено по воле божьей. В связи с этим публичная власть в государстве наделена свойствами незыблемости и вечности, поскольку зависит от представителей бога на земле – религиозных организаций и деятелей.

Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

Особенно широко стала представлена данная теория на стадии перехода народов к феодализму и в феодальный период, когда происхождение государства стали связывать с теорией «двух мечей»: основатели церкви имели два меча. Один из мечей они отдали правителям на земле, а другой оставили в ножнах, поскольку не пристало церкви использовать меч по назначению. [9, c.91]

Передав меч земным правителям, они вместе с ним передали право управления людьми на земле, но тем же самым нарекли государей на земле быть слугами божьими и исполнять волю божью. Был установлен приоритет церкви над государством, и провозглашена власть «от Бога».

2) Патриархальная теория. Государство по мнению приверженцев этой теории возникает в результате появления и развития семьи. Они считали, что люди-коллективные существа, которые стремятся к общению и развитию, вследствие чего появляются семьи.

По прошествии времени, в результате объединения людей и увеличения числа семей: из нескольких семей появляется селение, а из нескольких селений и появляется государство. Отсюда же идет аналогия «отец - государь», относительно которой власть государя так же всеобща, незыблема и неограничена как власть отца в семье.

Считается, что лишь отношение монарха к народу как к детям своим, способно обеспечить все необходимые условия для существования человека в общности людей.

3) Договорная теория. Данная теория была выработана против идеи божественного происхождения государства и получила свое развитие еще в Древней Греции, продолжила свое развитие в Средние века.

Представители данной теории считали, что государство есть результат соглашения между объединениями людей, в силу которого они передают часть своих властных полномочий и своей свободы в руки высшего управителя – государства. Вследствие этого между государством и населением возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, а также они наделяются взаимной ответственностью.

В результате передачи каждым членом общества своих прав и обязанностей в пользу государства, каждый член общества перестает быть отдельным элементом и превращается в неотделимую часть единого целого – гражданской общины. Только общей волей можно управлять государством.

4) Теория насилия. Теория насилия ставила в основу происхождения государства военно-политический фактор, под которым подразумевалось насилие и порабощение одних племен другими.

Государство создавалось по причине того, что для эффективного управления порабощенными в ходе завоевания племенами, нужна была определенная организация властвования, т.е. оно становилось своеобразный аппаратом принуждения.

Грубая сила, борьба, покорение одних племен другими становятся основой для экономического господства. В отличие от, например, патриархальной теории, где появление государства – итог внутреннего развития общества, теория насилия говорит о государстве как навязанной извне силе.

Насилие в данном случае рассматривается как глобальное естественное явление, которое имеет далеко идущие социально-экономические и политические последствия.

5) Органическая теория. Представители органической теории считают, что государство можно приравнять к человеческому организму, который имеет свою собственную волю и сознание, отличающуюся от воли и сознания составляющих его людей. Приверженцы органической теории склоняются к тому, что государство создается путем синтеза сил природы, а также воли человека и общества.

Считается, что данная теория появилась как результат внедрения теории естественного отбора Ч.Дарвина. Государство представляет собой обособленный организм, между частями которого, как между человеческими органами происходят взаимосвязанные процессы.

Государство имеет правителей, которые отождествляются с мозгом, подданных, отождествляющихся с органами организма, как средствами выполнения задач, поставленных мозгом.

Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически "уравнивается" с биологическим организмом.

6) Материалистическая теория. Суть данной теории заключается в том, что основными причинами возникновения государства усматривается в области экономики и в социальной сфере жизни людей. Основным моментом для появления государства по мнению приверженцев данной теории стали три этапа разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом).

Это поспособствовало росту производительности, в связи с чем возник избыточный продукт, который и привел в конечном итоге к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на классы. Дифференциация общества на неравные классы привела к появлению публичной власти, находящейся в руках богатых людей – управляющих. Можно сказать, что государство в данном случае выступает как инструмент проведения воли имущих, созданный для зашиты их экономических интересов.

7) Психологическая теория. Суть данной теории заключается в том, что причины возникновения государства по мнению представителей данной теории кроются в особенностях человеческой психики, в тех эмоциях и импульсивных проявлениях, которые играют немаловажную роль в приспособлении человека к условиям жизни общества и в образовании государства.

Это особые эмоциональные проявления: потребность людей во власти над другими людьми, стремление подчиняться, подражать. Так же отмечается, что государство создается для того, чтобы сдерживать такие психологические качества личности, которые порождают несогласие с властью.

В целом государство нужно для того, чтобы удовлетворять потребности некоторых людей в подчинении и повиновении, а с другой стороны, для подавления агрессивных проявлений некоторых личностей.

Государство является компромиссом, позволяющим разрешать психологические противоречия между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.

8) Расовая теория. Суть этой теории сводится к неравноценности человеческих рас, которая проявляется в физических и психологических характеристиках человека. Приверженцы данной теории считали, что люди делятся на высшую и низшие расы, в зависимости от степени развития ранееуказанных признаков. Высшая раса только одна и ее члены являются создателями цивилизации и призваны властвовать и управлять в обществе и государстве.

Предназначение низших рас в том, чтобы беспрекословно повиноваться высшей расе. Расовая теория повлекла за собой «узаконенное» уничтожение целых народов, национальных меньшинств, к геноциду непримиримо относившихся к проявлениям данной теории национальных слоев. Немецкая расовая теория привела Гитлера и его друзей к тому выводу, что немцы, как единственно полноценная нация, должны господствовать над другими нациями. Английская расовая теория приводит г. Черчилля и его друзей к тому выводу, что нации, говорящие на английском языке, как единственно полноценные, должны господствовать над остальными нациями мира".

Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше, как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как "научная", академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.[10, c,12]

Таким образом, теории возникновения государства функционирование юридизации по вопросам происхождения государства возможно изобразить на примере ирригационной теории, выдвинутой Карлом Виттфогелем. Хоть эта теория до настоящего времени пользуется популярностью, практически в любо учебной литературе встречается ее описание, научно уже не является состоятельной. Это легко доказывается как раз при помощи юридизации достижений этой науки как история идей религиозного типа.

Глава 2. Анализ теорий происхождения государства

2.1 Теологическая теория государства

Существует великое множество теорий происхождения государства, в том числе историческая, марксистская, договорная, насилия, психологическая и др. Одной из самых древних теорий происхождения государства является теологическая теория. Теологическая теория получила свое развитие в работах таких ученых как Аврелий Августин, Тертуллиан, Фома Аквинский, Маритен, Мерсье и др. [8, c.103]

У народов древнего мира политико-правовая мысль восходила к мифологическим истокам. В основном развивалось представление о том, что любые земные порядки и законы представляют собой лишь часть общемировых и космических законов, которые имеют божественное происхождение.

По мнению сторонников обозначенной теории, государство - это продукт божественного вмешательства, по этой причине любая государственная власть по сути своей вечна и незыблема, а зависеть может лишь от религиозных организаций и их официальных представителей. По этой причине каждый обязан подчиняться государю, а государь в свою очередь обязан подчиняться богу.

Существующее в любом государстве социально-экономическое или даже правовое неравенство между людьми определено все той же волей бога. С данным фактом необходимо смириться, его следует принять, а не оказывать ненужного сопротивления действиям наместника бога на этой земле. Любой отказ или неподчинение государственным органам может расцениваться только как непослушание воли Всевышнего.

Положительной стороной описываемой теории явилось то, что, придавая государственным деятелям как выразителям всевышней воли ореола святости, сторонники такой теории автоматически поднимали и поднимают престиж таких деятелей в народе, способствуют укреплению в обществе порядка, мира и согласия, повышению общего уровня духовности. Особая роль в данной теории отводится деятельности "посредникам" между богом и органами власти, то есть официальной церкви и ее деятелям.

Они наделяются специальными полномочиями и иногда по не уступают по объему власти самому правителю государства, который именуется лишь «наместником бога на земле». [9, c.32]

В то же время, подобная теория практически не учитывает влияние социально-экономических и иных общественных отношений на процессы, происходящие внутри государства, также, как и не позволяет определить пути дальнейшего совершенствования формы государства, государственного устройства или формы правления. Более того, теологическая теория по сути своей является недоказуемой, так как ее постулаты строятся на вере в неизвестное.

Теологическая теория не подвергается как доказыванию, так и критике, поскольку нельзя прямо опровергнуть или доказать факт существовании бога. Вопрос истинности данной теории решается одновременно с вопросом о существовании бога и высшего разума вообще, то есть в зависимо.

2.2 Виттфогель: теория происхождения государства

Согласно теории Виттфогеля, ирригационный способ земледелия - наиболее вероятный ответ аграрного общества трудностям разведения хозяйствования в засушливом климате.

Необходимость организованных коллективных работ, которая связана с данным способом хозяйствования, ведет к генезису бюрократии, а также усилению авторитарной мощи. Так создается восточная деспотия, называемая так же «гидравлическим государством», представляемая особым видом устройства общества, которая отличается явным антигуманизмом и неспособностью к прогрессу, то есть властью блокируется развитие.

Уровень доступности воды - фактор, определяющий характеристики развития общества, но не одним существующим, являющимся необходимым для его жизнедеятельности. Для удачного ведения земледельческого хозяйствования должны совпасть одновременно несколько условий: наличие культур растений; пригодная для земледелия почва; конкретный климат; рельеф местности, не препятствующий земледелию.

Перечисленные факторы одинаково необходимы. Разница состоит в том, сколь успешно индивид может оказывать влияние на них, влиять «компенсирующим воздействием»: «Эффективность человеческого компенсирующего влияния находится в зависимости от того, как легко неблагоприятные факторы могут быть изменены.

Какие-то факторы можно рассматривать как неизменные, так как они в принципе не поддаются воздействию человека. Другие же могут поддаваться ему довольно легко».

Одни факторы, такие как климат, до настоящего момента не могут регулироваться индивидом, другие, такие как рельеф, — не могли регулироваться в доиндустриальную эпоху.

На некоторые же факторы человек мог и может оказывать влияние, например, ему по силам завезти в конкретную местность культуры растений, удобрять и обрабатывать почву. Все это он может сделать самостоятельно либо при помощи небольшой группы.

Выделяют следующие основные типы факторов земледелия: такие, которые легко поддаются изменениям человека; такие, на изменение которых он не может влиять и поныне или же не мог наибольшую часть собственной истории.

Перечисленные факторы одинаково необходимы. Разница состоит в том, сколь успешно индивид может оказывать влияние на них, влиять «компенсирующим воздействием»: «Эффективность человеческого компенсирующего влияния находится в зависимости от того, как легко неблагоприятные факторы могут быть изменены.

Какие-то факторы можно рассматривать как неизменные, так как они в принципе не поддаются воздействию человека. Другие же могут поддаваться ему довольно легко».

Одни факторы, такие как климат, до настоящего момента не могут регулироваться индивидом, другие, такие как рельеф, — не могли регулироваться в доиндустриальную эпоху. На некоторые же факторы человек мог и может оказывать влияние, например, ему по силам завезти в конкретную местность культуры растений, удобрять и обрабатывать почву.

Все это он может сделать самостоятельно либо при помощи небольшой группы. Выделяют следующие основные типы факторов земледелия: такие, которые легко поддаются изменениям человека; такие, на изменение которых он не может влиять и поныне или же не мог наибольшую часть собственной истории.

Только единственный природный фактор, который является необходимым для земледелия, не входит ни в какую из этих группировок. Он всегда поддавался воздействию общества еще в доиндустриальную эпоху, но при коренных изменениях организации данного общества индивиду обязательно было кардинально менять организацию собственного труда. Этим фактором является вода. Вода накапливается на поверхностях земли слишком неравномерно.

Это не имеет серьезного значения при земледелии в областях с большим уровнем осадков, но имеет особую важность в засушливых районах, а наиболее плодородные районы Земля все располагаются в зоне засушливого климата. Именно поэтому доставка воды на области полей может решаться лишь единственным способом, которым является - массовый организованный труд.

Последнее является крайне важным, так как конкретные не ирригационные работы, такие как расчистка леса, могут являться особенно трудоемкими, но могут не требовать четкой координации, так как ценность ошибки в процессе их выполнении куда ниже.

Так возникает гидравлическое (менеджериальное) деспотическое государство — наиболее распространенный образ устройства общества на протяжении наибольшей части истории человечества.

Естественно, что государство, которое возникло в результате необходимости организации работ общества в аграрной сфере, с большей долей вероятности будет пользоваться принудительным трудом и в иных случаях.

Именно отсюда и начались грандиозные сооружения древнейших государств: монументальные: храмы, гробницы и т. д., наиболее ярчайший пример — пирамиды в Египте; оборонительные: Великая китайская стена; утилитарные: римские дороги и акведуки. [7, c,21]

Согласно Виттфогелю, менеджериальное государство является более сильным, чем общество, оно может сохранить над ним абсолютный контроль. Для этого должны быть предприняты меры специального воздействия, такие как порядок распределения наследства по равным долям, которой способен дробить владение, препятствовать появлению обширных собственников, которые представляют опасность для власти. Виттфогель уделяет внимание, что гидравлическое общество не всегда лишено привлекательных демократических черт. [8, c,73]

Данные черты, такие как независимость общинного устройства, эгалитаризм, толерантность религиозного характера, элементы демократии выборного типа, представляются проявлением «демократии попрошаек», которая во всем зависима от центрального аппарат власти. Выборность порядок власти, согласно Виттфогелю, наиболее хорошо сочетается с деспотичной формой правления.

Виттфогель подчеркивает, что гидравлическое общество слишком подавляется государством, именно из-за этого в нём не может существовать классовая борьба, даже не смотря на присутствие социального антагонизма.

Первоначально Виттфогель отталкивался от марксизма, а уже позже дошел до абсолютно немарксистских выводов. Он считал, что гидравлическая надстройка может быть транспортирована в те общества, в которых отсутствует гидравлическая основа (Китай, Россия).

В его теории невозможно отыскать внятный ответ на вопрос, почему в России получилось внедрить деспотию, а в Японии нет, даже несмотря на многолетние связи с Китаем. Отсутствие деспотизма в Японии невозможно объяснять тем, что она не подвержена завоеванию деспотизма.

Деспотия легко может проникать в государство путём диффузии культуры, как это было в Риме, а влияние культуры Азии на Японию было обширным. Попытками установить деспотию в Японии были реформы Тайка и Токугавы. Виттфогель объяснил их неудачу тем, что ирригационная система Японии носила децентрализованный характер.

Так же и в России условия создания мощного сельского хозяйства, которое управляется бюрократией, отсутствовали. Поэтому вопросы о причине японской устойчивости к деспотизму так остается открытым на сегодняшний день.

2.3 Восточная теория происхождения государства

Новые экономические условия создали определенные условия, в которых родоплеменная организация власти стала бессильной. Потребовался совершенно иной властный механизм, который мог бы обеспечить вес интересов одних членов общественной группы за счет других ее членов. Координация отношений общества при таких условиях не может удерживать равновесие.

Общество по причине раскола на экономические неравные классы (группы) индивидов объективно создает качественно новую властную организацию, которая способна не только поддержать интересы имущих, но и сдержать противоборство между ними и экономически зависимой частицей этого общества.

Именно этой организацией и становится государство, которое является гениальным искусственным образованием мысли человечества. В настоящее момент главенствует мнение о том, что происхождение государства проходило по двум направлениям, получившим названия «восточное» и «западное».

Понятие "Восток" использовано не столь в географическом смысле, сколь в историко-культурном, цивилизационном. Одно из важнейших различий восточного и западного путей было заключено в том, что на Востоке частнособственнические отношения, которые ориентированы на рынок, не могли занимать значимого места, в отличие от Запада. [6, c.33]

Одной из главных социальных форм, которые сыграли главенствующую роль при эволюции древневосточных обществ, являлась сельская община, которая во многом сохранила оттенки патриархально-родовой организации. В большей мере она определила характер власти в сфере политики в данных обществах, роль, регулирующие и контрольные функции государства древневосточного типа, отличительные черты правовых систем.

К примеру, в Древнем Китае основа социальной жизни в длительный период времени была представлена цзун (патронимиями), объединявшими несколько сотен семейных общин, которые были прикреплены к единой родственной группе.

Система сельских общин замкнутого типа с натуральным производственным характером, с сочетанием ремесел и земледелия в границах каждой общины, недостаточным ростом товарно-денежных отношений представляла базис социальной жизни так же в Древней Индии.

Крепкая связь общинных, родоплеменных и иных отношений замедляла процессию образования классовости, в частности развитие рабовладения, но не смогла сдерживать социальное и имущественное расслоения общества.

Наиболее ранние протогосударства (государственные формы) стали образовываться в цивилизациях Древнего востока путем разложения общинно-родовой цивилизации.

Они образовывались по мере усиления разделения труда, осложнения управленческих функций, с превращения лиц, которые выполняли эти функции, в знатное сословие, не участвующее в производстве и стоящее над рядовыми членами общины.

Сельская община, укреплению позиций которой помогали коллективные работы по формированию ирригационных систем, оказали мощное влияние на потерю скорости развития процессий образования классов, формы земельной собственности и способы эксплуатирования в древневосточных сообществах. Здесь собственником земли являлась община, а государство играло роль верховного собственника земель, властные собственнические права которого реализовывались при получении с общин ренты-налога.

При выделении над общинных управляющих структур начали складываться царско-храмовые хозяйства, которые создавались за счет присвоения земель общин. Тут рано начал использоваться рабский труд подневольных.

Строй хозяйственной жизни определяет лишь яркий состав социума древневосточных обществ, дифференцированный в гранях базисных социально-классовых образований: разнообразные категории лиц, которые были лишены средств производства, находящиеся в зависимости подневольные работники, в том числе и рабы; свободные небольшие производители – члены общин - крестьяне и ремесленники; главенствующий социальный слой.

Восток характеризовался отсутствием четкости социально-классовых граней. Существовали разнообразные категории зависимого населения, которые занимали промежуточное положение между свободными индивидами и рабским слоем, переходные категории свободных земельных владельцев к главенствующему (господствующему) слою.

Социально-правовой статус человека в обществе обычно не совпадал, а даже разнился с его социально-экономическим статусом. Устойчивая многоукладность, историческая преемственность социальной, политической, правовой форм и институтов, главенствующей религии явились причиной того, что основной чертой всех обществ Древнего Востока стала традиционность.

Отличительной чертой политической организации обществ Древнего Востока является «восточная деспотия», характеризующаяся рядом признаков: монархическая форма правления с полной властью наследственного, обожествляемого монарха, который выступал в одном лице и законодателем, и верховным судьей; централизованное государство с жесточайшим тоталитаристским режимом, с всеобъемлющим надзором за рабскими подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата.

Древневосточные общества иногда характеризовались и республиканскими формами правления, к примеру, они существовали в городах-государствах, таких как Финикия, Месопотамия (значительную роль здесь сыграли традиции примитивизма демократии племенного типа). В массовом религиозном сознании проявлялось особенное мистическое отношение к властности, царствованию, самому правителю.

Признание верховной, божественной авторитетности, органически отделяющегося из общего миропорядка и неограниченных деспотичных полномочий правителя, стало базисным элементом восточной духовной культуры, идеологии религиозного характера, задающим в большей мере разнообразные грани жизнедеятельности древневосточных обществ. Учитывая данные обстоятельства необходимо отличать понятие «восточная деспотия» в: культурно-цивилизационном; социально-историческом; формально-юридическом смыслах.

2.4 Гумплович: теория происхождения государства

Теория происхождения государства, разработанная Л. Гумпловичем иначе зовется «теорией насилия» — это одна из наиболее известных теорий происхождения государства и права. Наиболее известные приверженцы данной теории: философ, экономист немецкого происхождения Е. Дюринг (1833 - 1921 гг.); социолог и государствовед австрийского происхождения Л. Гумплович (1838 – 1909гг.); Каутский и др.

Основу теории насилия составляет утверждение, что основной причиной возникновения государства и права является не социально-экономическое развитие общества и возникновение классов, а завоевание, насилие, порабощение одних племён другими, то есть данная теория связывается с факторами военно-политического характера. [5, c.19]

Сущность теории насилия Начальный фактор возникновения государства необходимо искать в конкретной политической силе. Австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович - представитель теории внешнего насилия. Согласно положениям данной теории, государство образовано вследствие завоевания сильнейшим племенем более слабых племен. [7, c.19]

Итогом завоевания является рабство: какое-либо племя, одержавшее победу в борьбе, становится главенствующим; а другое, которое потерпело поражение, вместе с этим теряет свободу, оказывается в рабском положении. Рабство приводит к формированию частной собственности и классовости. Частная же собственность связывает и ей обусловленный переход от кочевнического быта к земледельческому, быту оседлого типа.

Государственная власть, согласно мыслям Гумпловича, возникла из физической силы: главенство племени, которое основывается сначала лишь на преобладании физической силы над другим племенем, со временем преобразуется в государство класса, которое берет опору на экономическом могуществе последнего.

Важнейшие труды Л.Гумпловича, касающиеся вопросов государства: «Раса и государство. Исследование о законе формирования государства» в 1875г., «Общее государственное право» в 1897г. Собственное мировоззрение Гумплович называл реалистическим. В его границах и с позиций социологии он рассмотрел проблемы, которые связаны с происхождением, сущностью, организацией и ролью государства. Согласно мнению Гумпловича, борьба за существование является основным фактором социальной жизни. Государство целиком находится в сфере воздействия этого фактора.

Данная борьба — постоянный спутник человечества и основной стимулятор развития общества. На практике она оборачивается борьбой между разнообразными человеческими группами, каждая из которых жаждет подчинить себе другую группу, а впоследствии установить над ней абсолютное господство. [4, c.98]

Очевидным становится верховный закон истории: «Сильные побеждают слабых, сильнейшие тотчас соединяются для того, чтобы в объединении превосходить третьего, тоже сильного, и так далее». Начало непрерывной беспощадной борьбы групп человечества между собой Гумплович объяснил неоднозначным образом. С одной стороны, он показывает в качестве ее причин расовые отличия между ними, правда, раса для него является не биологическим, а прежде всего социокультурным феноменом.

С другой же стороны, он рассматривает конечную причину конфликтов социума в устремлении человечества к удовлетворению собственных материальных потребностей. По мнению Гумпловича, в самую далекую эпоху, конфликтные ситуации, войны между отделенными родами за владение каким-либо имуществом заканчивались уничтожением побежденной группы. Позже индивидов из побежденных групп стали оставлять в живых, порабощать в рабство, эксплуатировать.

Победители, ими становились расы с наиболее высокими интеллектуальными способностями и лучшей дисциплиной войны, чтобы упрочить собственное главенствующее положение и удерживать в повиновении поверженные группы, должны были предпринять организационные и иные меры, результатом которым явилось возникновение государства. Теперь же к войнам рас и государств прибавилась еще и противоборство внутри самого государства.

То, что когда-либо являлось борьбой антропологически различных орд, на стадии цивилизации перерастает в противоборство социальных группировок, классов, сословных представительств, партий политического типа. Сопоставление конфликтных ситуаций первобытных орд со взаимными отношениями современных классов и партий политики никак нельзя признавать научно-корректным.

Оно становится свидетелем, как минимум, о серьезном недостатке историзма в «реалистичной» трактовке Гумпловичем наиболее важных социальных политических явлений. Считая, что государство образуется в результате подчинения какой-либо человеческой группы – слабейших или побежденных, другой группе – сильнейших или победителей, в образе средства поддержания порядка господства — повиновения, Гумплович выступил категорически против того, чтобы охарактеризовать государство органом умиротворения, примирения противоречащих интересов. Ему необходимо быть органом принуждения и насилия. Согласно мнению Гумпловича, развитие и жизнь общества без государственного принуждения невозможны.

Вся деятельность какого-либо государства обусловливается в первую очередь потребностью охраны и укрепления отношения господства — подчинения, которые пронизывают общественное ядро вдоль и поперек, будет правильно, считает Гумплович, определить государство так: «Естественно произросшая организация господства, которая призвана поддержать определенный правопорядок». Он серьезно превозносит роль государственности.

В этом плане типично следующее его высказывание: «То, чем человек владеет как собственным высшим достоянием, кроме данной ему природой жизни: свобода и собственность, семья и личные права — всем этим он обязан государству. Однако не только конкретный индивид может получать высшие ценности из рук государства.

Вся общность людей, которые образуют государство, благодаря ему имеет достойное существование человечества». В рождении права главная роль также отдана государству. В состоянии догосударственности не было совершенно никакого права. Только будучи укрепленной в государственных законах, нравственность превращаетсяв право. Право абсолютно и полностью обязано государству своим рождением, так и последующим развитием и вообще существованием.

2.5 Конфуций: теория происхождения государства

Согласно взглядам Конфуция на государственное устройство правила исполняли функционал закона. Отсюда можно сделать вывод, что суть пи составляется не слепой приверженностью правилам, а искренней убежденностью в их необходимости. [6, c.33]

Пи — это что-то вроде среднего пути, который ведет к необходимому обществу, правильному поведению. Обычное право, поддерживающее жизнедеятельность общин и порождающее законодательство, Конфуций поспешил заменить на реконструируемые им нормы поведения.

В условиях, когда управление государством и обществом задумывалось осуществлять на основе «пи», они, конечно же, исполняли функции закона. Конфуций настаивал на том, чтобы правящая элита укрепляла собственное господство, при этом строжайшим образом соблюдала древние обряды: «Если в вершинах соблюдается ритуал, то народом будет легко управлять».

Во времена Конфуция большая часть населения входила в общины с их органами самостоятельного управления, сила личностного примера продолжала играть немаловажную роль. [3, c.54]

Взгляды людей были обращены, прежде всего, на руководство общины, глав крупных семей. Так как именно им приходилось совершать суд в общинах, то они самостоятельно были обязаны надзирать за исполнением норм обычного права, и не только наблюдать, но представлять собой образец их исполнения. В любой общине нормы обычного права обладали всеобщим характером.

Конфуций позаимствовал данную идею всеобщности, обязательности для всех норм поведения, обратил ее за рамки малого коллектива, а позже уже широко распространил в границах всего государства. Он наделял их идеей всеобщности, обязал всех, включая самого правителя, соблюдать полный спектр норм, которые связаны с правилами.

В соответствии с учением Конфуция, идеализированные правила существовали лишь в древности, именно из-за этого тогда в Поднебесной царили порядок и культурность. Идеализирование древности, применение древности в образе наиболее весомого аргумента в спорах политического характера и теоретических построениях становились традиционными ко времени Конфуция. [2, c.74]

Часто применяли понятие древности конкретно в этом значении учредители множества философских и этико-политических школ, таких как: легистская; монстская; даоская и др. Но никто до самого Конфуция не уделил значительного внимания древности, не отдал ей основное место в собственных учениях. Конфуция по праву называют певцом древности, он направил собственную модель устроения государства как бы в прошлое. Идеализированное прошлое должно было, по его замыслам, сыграть роль идеального будущего.

Поэтому все наилучшее, что связывалось с пи, являлось только отражением тех пи, которые уже существовали в древности.

Конфуций не построил четкую и подробную схему организации управления, этим занимались позже легисты. Но он выдвигал, разрабатывал группы принципиально свежих идей, которые образовали фундамент для всей последующей государственности

Китая, особенно периода, именуемого «Императорским». Конфуцию принадлежит честь создания образа китайского бюрократа. В собственных суждениях о государстве Конфуций разделил людей на два социальных слоя: управляющих; управляемых.

В рассуждениях об управляющих он ввел уже подготовленную модель идеализированного человека – «цзньцзы». В общем случае «цзюньцзы» является благородным чиновником, который олицетворяет всех причастных к делам управления государством и общества - от малого чиновника до сановника и даже правителя. Но обычно благородным чиновником он называл верховных управляющих.

Конфуций раскрыл собственное представление о благородных чиновниках при помощи конкретных примеров, стараясь выбрать администраторов, которые уже известны его ученикам. Стоит обращать внимание на то, что Конфуций не позиционирует «цзюньцзы» отдельно от государственной службы и административной деятельности. «Цзюньцзы» здесь не является отшельником, а скорее активной личностью, занимающей довольно-таки конкретное положение в государстве и обществе. «Цзюньцзы» в основном должен был выступить в функции первого советника, то есть премьер-министра или же правителя.

Это засвидетельствовали Пути, согласно им должна осуществляться его деятельность, где он обязан проявлять свои личностные качества. Конфуций начал с самого соискателя – он не должен зазнаваться, заискивать, а должен держаться всегда с достоинством, уважать себя как личность.

Это и было главным, потому как из всех четырех проявлений «Дао», сфер поведения, на главное место Конфуций поставил «цисин» - его собственное поведение. Если человек не обладает чувством собственного достоинства, не ведет борьбу за него, не может отстаивать его, если человек потерял уважение к самому себе, то у него не остается надежд стать «цзюньцзы», так как уже не является государственной личностью.

Из трех сфер управленческой деятельности «цзюньцзы» две связываются с его взаимными отношениями с людьми. Третье проявление «Дао» - воспитание, то есть одно из звеньев учения Конфуция.

Сановник, если он является истинным благородным мужем, должен являться учителем народа, так как его основная обязанность, а также сфера деятельности – «янминь» - воспитание народа. И на данном поприще он должен действовать добротой, личностным примером, да и только. Если он, как и легисты, начнет опираться на законы, то это уже не будет являться воспитанием народа; сам же чиновник перестает быть конфуцианским.

Четвертое проявление «Дао» — это использование народа, то есть благодаря каким методам сановник использует народ на государственных повинностях как трудовых, так воинских, какую политику в налоговой сфере он проводит, как вершит правосудие. Во всех делах, в сфере контактов с обществом он обязан всегда исходить из принципов «л» - справедливости.

2.6 Марксистская теория происхождения государства

Материалистическая (марксистская, историко-материалистическая, диалектико-материалистическая – это всё является названиями данной т.) теория происхождения государства связывает происхождение государства с образованием частной собственности, разделением общества на классы, межклассовыми противоречиями. [5, c,91]

Опираясь на мнение сторонников этой теории, государство является продуктом и проявлением непримиримых противоречий между классами. По мнению специалистов, данная теория отличительна чёткостью и ясностью базовых положений, стройностью логики и, конечно же, являет собой наибольшее достижение теоретической мысли.

Данная теория возникла в 19 веке. Более полное изложение базисов этой теории содержится в трудах: Ф. Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства»; В. И. Ленин «Государство и революция». Материалистическая теория (К. Маркс, В. Ленин, Ф. Энгельс) основана на тезисе об экономических причинах - наличие частной собственности, возникновения государства, породившие раскол общества на классы с противоборствующими интересами.

Карл Маркс считал, что государство является органом господства, органом угнетения одного класса другим.

Владимир Ильич Ленин назвал государство - машиной поддержания господства одних классов над другими. В его обосновании государство помогает преобладающим интересам экономически влиятельного класса при помощи специальных средств подчинения и управления.

Согласно мнению Энгельса, государство живет не вечно. Существовали общества, обходившиеся без государственной власти, государства. На конкретной ступени развития экономики, которая с необходимостью связывалась с разделением общества на классы, государственность стала в силу данного раскола необходимостью.

В то время, когда в обществе появляются классы с противоборствующими интересами в сфере экономики, начинается их противостояние. Для того, чтобы данное противостояние не вело к коллапсу общества, необходима стоящая сверху над обществом сила, которая бы умерила столкновения, удерживала его в границах порядка.

Эта сила, которая произошла из общества, но уже преподносящая себя над ним и наиболее отчуждающая себя от него, и является государством.

Государство отличается от родоплеменной организации разделом подданных по критериям территориального характера. Так как базой существования родовых объединений являлась связь членов рода с конкретной территорией, то с ростом мобильности населения, которая была вызвана экономическими причинами, родовое общество перестает исполнять собственную функцию.

Гражданам была предоставлена возможность самостоятельного осуществления своих общественных прав и обязанностей там, где они жили, безотносительно к племени и роду. Вторая отличительная черта государства - появление публичной власти, не совпадающей непосредственно с населением и призванной удерживать в повиновении всех граждан.

Данная публичная власть имеет место быть в любом государстве, составляют ее не только вооружённые люди, но и принудительные учреждения различного рода, которые не были известными для родового общества. Публичная власть набирает силы по мере обострения классовых противоречий внутри самого государства, и по мере того, как взаимодействующие государства разрастаются и становятся наиболее населёнными.

Для поддержания данной публичной власти важны такие взносы граждан, как налоги. По мере развития цивилизации становится мало и налогов: государство совершает займы, государственные долги. Владея публичной властью, а также правом по взысканию налогов, чиновники приобретают образ органов общества, они будто над самим обществом, именно это находится под обеспечительным авторитетом законов, которые наделяют их неприкосновенностью.

Так как государство возникало из потребностей удерживать в узде противоборство классов, то по общему правилу оно является государством самого могучего, господствующего в плане экономики класса, становящимся при помощи государства политически господствующим классом и приобретающим этим образом новейшие средства подавления и эксплуатации угнетённых классов. [4, c.78]

Античное государство являлось, прежде всего, государством рабовладельцев при подавлении рабского слоя, феодальное государство представлялось органом дворянства при подавлении крепостных, а также зависимых крестьян, а представительное же государство эпохи Нового времени являлось орудием эксплуатации наемнического труда капиталом.

В виде исключений обозначены такие периоды, когда борющиеся классы достигли такого равновесия сил, что власть государства на какое-либо время получила известную самостоятельность в отношении к обоим классам.

Такова, к примеру, абсолютная монархия 17 и 18 веков, удерживающая в равновесии дворянство, буржуазию против друг друга. В большей части известных в истории государств, права, предоставляемые гражданам, были соразмерными с положением имущественного характера, и этим напрямую заявляется, что государство является организацией имущего класса в защите его от неимущего.

В Афинах и Риме это объяснялось разделением граждан на категории имущественного типа, в средневековом государстве феодального типа уровень политического влияния определялся размером землевладения. В эпоху Нового времени это получило отражение в избирательном цензе при выборах в верховные государственные органы. Высшая форма государства - демократическая республика официально не имеет представления о различиях по уровню богатства.

При ней богатство может пользоваться собственной властью косвенным путем, с одной стороны - в форме прямых подкупов чиновничества, с другой же стороны, в форме союзов между правительством и крупным капиталом акционеров.

В соответствии с мнением сторонников этой теории, в середине - конце 19 века общество постепенно начало приближаться к определенной ступени развития производства, на которой существование противостоящих классов перестает быть необходимостью, становится препятствием для развития производительных сил, здесь производительные силы вступают в противоречие с производственными отношениями. Результатом этого получается неизбежное исчезновение классовости при помощи социальной революции, а вместе с ним - неизбежность исчезновения государства.

2.7 Фома Аквинский: теория происхождения государства

Фома Аквинский жил во времена, когда Западная Европа разделилась на множество феодальных княжеств. При всем этом католическая церковь явилась единственной силой, объединившей данные княжества. В это время произошло образование первых университетов, что поспособствовало развитию философии.

В Болонье в 1158 г. открылся первый университет. В таких университетах происходили возрождения учений Аристотеля. Фома Аквинский был одним из первых мыслителей, который желал на основе идей античного ученого, систематизировать, свести к единому знаменателю христианские теории и идею. Фома Аквинский, рожденный в 1225 году, являлся младшим сыном графа Ландольфа Аквинского (феодала, рыцаря короля Фридриха II).

Воспитан он был у бенедиктинцев в Монте -Карло. Занимался изучением в Неапольском университете свободные искусства, то есть философию и диалектику. В 17 лет он вошел в доминиканский орден против воли своей семьи. Был отослан обучаться в Париж, где учился в течение трех лет. В 1249 - 1251 годы Фома в Кельне уже преподавал теологию.

В 1254 году в Париже он ступит на первые ступени своей академической деятельности. Фому прозвали «Ангельским доктором» за то, что он обладал легким и мягким характером. В 1259 году папа Урбан IV отозвал его в Рим, где Аквинский стал преподавать теологию, изучать теории и труды Аристотеля. [3, c.21]

Фома принял участие в переработке идей античного ученого в тот вид, который бы походил духу христианской религии.

Словарь научных трудов Фомы Аквинского содержит около тринадцати миллионов терминов. Умер он в 1274 году, а в 1323 году его причислили к лику святых. Его главное произведение- «Сумма теологий», одна из частей которого отведена законам (1266 - 1273 годы). Политические взгляды Фомы были изложены в работе «О правлении государей» и в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля. Фома Аквинский - крупный идеолог схоластики.

Его целью было: при помощи применения трудов Аристотеля укрепить позицию церкви и религии. По мнению Аквинского, философия обязана служить вере для тех людей, которые понимают, соглашаются с истинами и религиозными канонами, при этом объяснял их с позиций разума, отвергнув все аргументы, которые направлены против религии и веры в Бога, как ложные.

Он полагал, что предмет, изучающий и познающий Бога, мир, человека, един. Но при всем этом теология явилась источником истинного познания, а философия - источником ложного. В его учениях философия не считалась независимой наукой, она полностью зависело от церкви и религии, стала «служителем теологии».

Учение Фомы Аквинского о государстве Фома Аквинский считал, что мир основан на иерархии форм – «от Бога - чистого разума - к духовному миру - к материальному». Эта идея была заимствована из трудов Аристотеля. При этом верховные формы становятся источником жизни для низших форм.

Самым наивысшим звеном этот иерархии явился Бог, устанавливающий принцип того, что низшие формы должны подчиняться высшим. На земле управляет духовным миром Папа, являющийся наместником Бога. Согласно этому же принципу иерархии организовано и общество: цари обладают своими подданными, им подчиняющимися; рабы - собственных господ, которым служат.

Достаточно весомую роль в политико-правовом учении Фомы сыграла теория о законах, и их совместной подчиненности. Фома определяет закон как общепринятым правилом достижения поставленных целей, правилом, при помощи которого произошло побуждение кого-то к действию либо запрет, наложенный на это действие.

Наивысшую позицию занял вечный закон, выражающий волю Бога. Бог создал мир и все, что в нем есть, с конкретной целью. Образование мира еще не завершилось, план последующего сотворения заложен в голове творца, но этот план проявляется лишь по мере развития мира и общества согласно тому, какой является божья воля. Человеческое сознание является ограниченным, и в силу этого не может познать этот вечный закон.

Но для того, чтобы человек следовал по намеченному Богом пути, человеку предоставлена возможность постижения и понимания отдельных составляющих вечного закона и определять, какие истины пошли вразрез с ним, а какие являются соответствующими ему. Существу человека характерно то, что он может осознавать, что представляется добром, а что - злом, какое поведение является соответственным божьей воли, а какое таковым не является. Фома Аквинский считал, что человек - «животное общественное и политическое».

В людях с самого начала жизни закладывается желание и стремление к соединению и организации государства, потому как индивид сам не имеет возможностей удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей. В силу данных причин возникали, развивались государства как политические общности людей.

Этим образом, в отличие от Августина Блаженного, Фома Аквинский считает, что государство являлась проявлением естественных потребностей человека жить в объединении подобных себе. Основополагающими целями государства являются обеспечение блага всего общества и законности. Фома Аквинский утверждал, что государственная власть составлена из следующих элементов: сущность; происхождение; использование. Сущность власти представлена порядком отношений господства и подчиненности, когда низкие общественные слои, которые находятся в подчиненной зависимости у вышестоящих членов управления, в собственной деятельности руководствуются волей их.

Данный порядок представляется богоугодным. Но из этого нельзя считать то, что любой государь установлен на свое место, наделен силой власти лично богом, что каждое действие правителя - проявление божьей воли. Поэтому довольно-таки часто проявления и формы власти принимают несправедливый характер, могут нести зло. Аквинский не исключил и того, что по мере использования своих полномочий, правитель может злоупотребить собственной властью.

Остальные два элемента государственной власти иногда могут не быть проявлением тожественной воли. Это происходит, если правитель, либо получил власть вследствие использования нечестных методов, либо проявляет собственную власть несправедливым образом.

Таким образом, нет единого мнения о том, как происходили этапы становления государств. Для того, чтобы дать четкий ответ на данный вопрос, необходимо изучить и проанализировать множество теорий происхождения государств.

Глава 3. Плюсы и минусы теорий происхождения государства

Теологическая теория происхождения государства. Основателем теологической теории происхождения государства является Фома Аквинский (годы жизни:1225-1274г.) Сутью теории является то, что государство представляется результатом божьей воли.

Государство представлено продуктом божественной воли, в силу этого государственная власть является вечной, незыблемой и зависимой в большинстве от религиозных организаций и деятелей. Любой человек обязуется подчиниться во всем своему государю. Этой теорией утверждается, защищается тезис «вся власть исходит от бога».

Плюсами теории являются: Теория объснет образование государства совместно с монорелигией; Теория дает возможность устанавливать общественный порядок; Теория дает отражение объективным решениям того времени, а конкретно- первые государства были теократические.

Минусы - теория не является научной, так как при ее помощи невозможно доказать либо опровергнуть происхождение государства.

Патриархальная теория происхождения государства. [2, c.92]

Основателем патриархальной теории происхождения государства является Аристотель. Суть теории излагается в том, что государство является продуктом разросшейся семьи. В соответствии с данной теорией, люди представлены существами коллективные, устремляющиеся к общению между собой, которое ведет к появлению семьи. Позже развитие и разрастание семьи при объединении людей, а также рост числа семейств ведут к образованию государственности.

Власть правителя - естественное продолжение отцовской власти, «патриарха» в семействе. Плюсами теории является то, что она: справедливо обращает внимание на взаимную связь «государства» и «семьи»; помогает устанавливать общественный порядок в результате подчинения «отцовской воле»; поддерживает людские верования в нерушимость мира; раскрывает роль правителя государства, на которую может претендовать человек, имеющий большой жизненным опытом.

Минусы данной теории заключаются в том, что она не раскрывает процессию происхождения государства во всех частицах мира; не может объяснить почему происходят войны, если государство является единой семьей; не объясняет жесткости некоторых законов.

Договорная теория происхождения государства.

Основателями договорной теории происхождения государства являются: Гроций, Гоббс, Локк, Руссо и Радищев. Сутью теории является то, что государство считается людским объединением на базе общественного договора, с установлением целина достижение общих благ. Теории общественного договора в какой-то мере отображают исторические факты.

Государство порой возникает как результат добровольной отдачи людьми какой-то части собственных прав специально образованному для их собственной защиты и защиты порядка в обществе органу, то есть в результате долговременного естественно-исторического развития общества. Плюсами данной теории представляется то, что ее авторы учитывали такие чувства человека, как страх и инстинкт самосохранения.

Помимо того, данная теория имеет демократический характер; доказывает, что не было никакого религиозного основания, в сущности, государства; делает опору на общественной практике.

Минусы теории заключаются в следующих положениях:

Человек не подчинен никому, никого себе не подчиняет; чтобы осознанно образовать государство, необходимо иметь о нем хотя бы какое-то представление; Договор является волей людей — значит он может расторгаться; Договор не имеет юридической силы, так как образовался раньше самого государства.

Теория насилия в вопросе происхождения государства. Теория насилия образована двумя частями: теория внешнего насилия и теория внутреннего насилия.

Основатели теории внешнего насилия являются Гумплович и Каутский. Суть теории – государство является результатом завоеваний одного племени другим.

Достоинство теории состоит в том, что она базируется на множестве исторических фактов, результат завоевания отражен в ней со всех сторон жизни вновь появившегося общества, государственный аппарат составляют завоеватели.

Минусы теории: не объясняет происхождение государства во всех регионах мира;в отношении процесса происхождения государства завоевания обладают вторичным характером. Помимо того, история знает примеры, когда не собственно завоевание, а именно его угроза послужила образованию государства.

В добавок ко всему, кроме насильственного пути возникновения, есть так же и мирный путь. Основателем теории внутреннего насилия является Дюринг. Суть теории является, что государство появляется в результате насилия одной части общества над другой.

Плюсы данной теории — это признание того, что: у людей имеются различные интересы; насилие в обществе имеет место быть; государство при осуществлении собственных функций применяет насильственные методы.

Минусами данной теории являются утверждения о том, что: отстаивание интересов может приводить к разрушению общества и государства; люди не могут быть равными в биологическом плане; государство не может всегда выражать интересы общества; если можно создавать государство насильственным путем, то так же его можно и разрушить. Материалистическая теория происхождения государства

Основателями материалистической теории происхождения государства являются Маркс, Энгельс и Ленин. [1, c.32]

Суть теории: государство образовалось в силу экономических причин: общественного разделения труда, образования прибавочного продукта и части собственности, а позже раскола общества на классы с противопоставляемыми экономическими интересами.

Плюсы теории — это утверждения о том, что: материальные условия общества сыграли в нем значительную роль; изменение форм деятельности в области труда, ведении хозяйства, форм собственности повлияло на происхождение государства; переход от присваивающей к производящей экономике задает дифференциацию людей по существенному признаку. Кроме того, данная теория раскрывает признаки государства.

Минусами теории являются положения, гласящие, что: на происхождение государственности влияет не только экономические факторы, но и политические, социальные; происхождение государства во всем мире не может идти по одной схеме. Также в ней недооценена роль государства в урегулировании процессов, происходящих в экономике.[1, c.44]

Таким образом, в каждой теории можно найти свои минусы и плюсы. Устанавливая первым тезисом, невозможность жизни универсальной теории происхождения государства, возник вопрос о том, каким образом юридической науке возможно будет описать процессию происхождения государства в границах утвержденных парадигм. Эту проблему возможно разрешить только при помощи юридизации методик и достижений иных неюридических наук, другими словами при помощи юридико-понятийного трансформирования неюридических методик и дисциплин, их преобразования с определенных позиций права, их вхождения в новый познавательный смысловой контекст предметов и методов юридической науки.

Заключение

Теории происхождения государства— теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства.

Человечество с давних пор интересовалось проблемами, касающимися государства и права. В результате сегодня мы имеем множество теорий происхождения и государства, и права. Эти теории разрабатывались в различные исторические периоды и изменялись в процессе развития общественных отношений и экономики. 

Консенсуса о причинах происхождения государства не существует. Есть несколько теорий, объясняющих происхождение государства, но ни одна из них не может быть окончательной и истиной. Самыми древними известными государствами являются государства Древнего Востока (современный Ирак, Египет, Индия, Китай).

Существуют основные теории возникновения государства. К ним относятся: Теологическая теория. Ее представителями являются Аврелий Августин и Фома Аквинский. Суть теории заключается в том, что государство возникло по божьей воле. Из этого следует, что само государство и его институты вечны, святы и незыблемы, они возникают и упраздняются независимо от человека.

Государство выражает волю Бога на земле. Патриархальная теория. Представители теории – Аристотель и Конфуций. Суть заключается в том, что государство образуется из разрастающихся с каждым поколением семей, для управления которыми необходима власть правителя, являющаяся продолжением отцовской власти. Теория насилия. Представители – Дюринг, Гумплович.

Государство и политическая власть возникли по причине завоеваний, насилия и порабощения племен (внешнее насилие). Оно было необходимо, чтобы управлять покоренными племенами. Также государство возникло и в результате внутреннего насилия, так как группа людей подчиняет насильственно других. Оно было необходимо для расширения территорий, сбора дани, поддержания порядка, завоевания благ. Ирригационная территория. Крестьянин не мог в полной мере использовать ресурсы крупных рек самостоятельно. Необходимо было мобилизовать усилия всех людей, проживающих вдоль этих рек. Таким образом возникли Древний Китай, Египет и Вавилон.

Список используемой литературы

  1. Венгеров, А.Б. Теория государства и права. – М.: Омега-Л, 2012. – 608 с.
  2. Козлихин, И.Ю. История политических и правовых учений. – М.: Проспект, 2012. – 304 с.
  3. Малько, А.В. Теория государства и права. Элементарный курс. – М.: КноРус, 2013. – 240 с.
  4. Перевалов, В.Д. Теория государства и права. – М.: Юрайт, 2012. – 432 с.
  5. Романенкова, Е.Н. Теория государства и права. Конспект лекций. – М.: Проспект, 2013. – 96 с.
  6. Романенкова, Е.Н. Шпаргалка по теории государства и права. – М.: РГ-Пресс, 2013. – 40 с.
  7. Сурикова, П.Р. Теория государства и права. Конспекты. Шпаргалки. – СПб.: Астрель, Сова, 2012. – 192 с.
  8. Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 224 с.
  9. Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2013. – 240 с.
  10. Яковлев, А.И. Основы правоведения. – М.: Академия, 2012. – 336 с.