Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения государства (Понятие, признаки, особенности государства)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы курсового проекта заключается в том, что различных форм человеческого общения, ключевая роль отводится государству, а одновременно с государством существует право.

Ранее, государство контролировало все сферы человеческой жизни, что в принципе характеризует его и на современном этапе. Таким образом, подвергая анализу определенную сферу человеческой жизни, так или иначе, приходится сталкиваться с формами организации и деятельностью государства.

Анализ происхождения государства носит не только теоретический, но и политический характер. Изучение существующих теорий происхождения государства способно обеспечить более глубокое понимание социальной природы государства, а также его характерные особенности, историю становления и развития.

Теорий происхождения государства на сегодняшний день великое множество, что обусловлено различными взглядами на данный процесс или его отдельные аспекты.

Цель данной курсовой работы – анализ существующих теорий происхождения государства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

  • рассмотреть понятие, признаки и особенности государства;
  • дать общую характеристику теорий происхождения государства;
  • описать органическую теорию;
  • проанализировать теорию насилия;
  • описать историко – материалистическую (марксистскую) теорию;
  • описать историко – материалистическую ( немарксистскую) теорию;
  • проанализировать ирригационную теорию;
  • проанализировать теологическую теорию;
  • проанализировать патриархальную теорию;
  • раскрыть договорную теорию.

Объект курсовой работы – общественные отношений, которые возникают при формировании и развитии теорий происхождения государства.

Предмет исследования – теории происхождения государства и характеристика и сущность.

Методологическую основу курсовой работы составляет совокупность общенаучных методов, в частности метод системного анализа, формально – логический метод и исторический метод . Также при написании работы были использованы частно – научные методы познания, а именно сравнительно – правовой анализ, догматический метод и формально – юридический метод.

Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

1.1 Понятие, признаки и особенности государства

Прежде чем начать рассматривать вопрос о происхождении государства , давайте попробуем разобраться, что такое государство.

Как цитирует М.Н. Марченко российского государствоведа А. Паршина: «Что такое государство? - восклицал один из российских государствоведов в начале XX в., А. Паршин, - вот вопрос, который до сих пор стоит открытым перед человеческим умом». На что давал такое обобщение: «Правильный ответ на этот вопрос должен иметь большое значение для жизни народов. Правда, многие практические деятели общества и государства полагают, что они всегда имеют достаточно данных для разрешения проблем наличной общественно-государственной жизни независимо от того, имеется ли правильно определение государства или не имеется. В этом случае практические деятели говорят, что теоретическим определением природы государства могут заниматься только любители философы, а не люди, которые находятся в горниле общественной и государственной жизни и своими деяниями фактически обязаны творить общественную и государственную жизнь. Действительная жизнь государства не может остановиться и ждать точных определений ее философией» [1]

В то же время Романенкова Н.Д. и Умалец С.И. отмечали в своих трудах, что основные определения можно разделить на несколько групп:

Понимание государства как союза людей, как сообщества (Аристотель, Гуго Гроций, Б. Чичерин и др.).

На основании этого материала можно сделать вывод, что точного и устраивающего всех определения, что же такое государство нет, а вернее сказать, определений такое же множество, сколько народов на земле. Каждый народ дает государству свое определение, исходя из своих обычаев, менталитета, идеологии, геополитических изменений и прочих обстоятельств.

Но все же, вникнув в суть всех определений, можно выделить основополагающие характерные черты государства, признаки:

1. Это всегда союз людей, имеющих единые взгляды на мир и объединённые под различными предлогами (ведение совместной деятельности, общими целями и т.д.);

2. Представление государства как машины, устройства, аппарата, символизирующих единую систему управления, в которую заложена определенна последовательность действий, наподобие алгоритма (набор инструкций, описывающих порядок исполнителя для достижения результата, решения задач);

3. Неотделимость государства от общества, так же, как и общества от государства[2].

Каждое государство занимает определенную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, занимающее данную территорию, являются гражданами данного государства. Таким образом, появляются пространственные пределы государства и возникает правовой институт гражданства.

- Наличие публичной власти, которая выделена от общества.

Публичная власть носит именно такое название потому, что, не совпадая с обществом, она представляет его интересы и действует от имени и в интересах народа. Государство также является публичной властью, не совпадающей с населением, но представляющей его интересы.

- Наличие налогов и сборов для содержания публичной власти.

Наличие налогов является обязательным структурным элементом любого государства, а их размер соизмерим интересам государства, а также интересам производителей различных материальных благ.

- Наличие государственного суверенитета.

Суверенитет государства означает, что все правила и законы на его территории государство устанавливает самостоятельно. В случае если суверенитет отсутствует, данная территориальная единица не может быть признана государством, а лишь колонией другого государства или его частью. Носителем суверенитета также может выступать народ, который осуществляет суверенную власть через главу государства или выборное представительство.

- Создание правовых норм ( правил и норм поведения на территории определенного государства).

Государство самостоятельно устанавливает те нормы поведения, которые необходимы для соблюдения его населением. Помимо издания, государство осуществляет контроль над их исполнением и занимается правовым регулированием данного аспекта жизни внутри страны.

Дополнительные признаки государства.

К дополнительным признакам государства относятся:

- Наличие определенных символов.

К таким символам могут быть отнесены – флаг, герб, гимн государства, а также установление города, который выступает в качестве столицы государства. Несмотря на то, что данные символы бывают, изменчивы, их наличие позволяет более точно выразить намерения и мировоззрение государства, а также создать ему определенный образ[3].

Таким образом, государство является политико – территориальной и суверенной организацией, которая предназначена для управления обществом и обладающая властью принуждения, необходимой для соблюдения интересов государства и общества.

1.2 Общая характеристика теорий происхождения государства

Вопрос о причинах возникновения государства в научных кругах является неоднозначным и остается открытым.

Еще с древних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский философ, оратор и политик Цицерон задаваясь вопросом, отвечал, что «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?». У него было немало последователей как в различные времена, так и в разных странах – Г. Кельзен (основатель нормативистской теории права), П. Струве – русский философ и экономист и т.д. В то же время, относительно понятия о государстве, несколько иной позиции придерживается Н.М. Коркунов. По его мнению, государство представляет собой общественный союз свободных людей «с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства».Анализ источников позволяет придти к выводу о том, что многие ученые государство характеризуют, как организацию правопорядка (порядка), в чем усматривалась его суть и главное назначение. Вместе с тем, это является только одним из признаков указанного феномена.По мнению большинства современных ученых-правоведов, государство выступает в качестве властной системы, которая организует общество в интересах человека. Государство, как и всякая система, должно быть целостным не только во властно-организационном плане, но и в территориальном. В общепринятом понимании, государство рассматривается не иначе как общность людей, в основе которой находится народ, территория и государственная власть.Термин «государство» в узком смысле служит в качестве обозначения аппарата управления, который выделился из общества и над ним стоит.

Процесс возникновения государства имеет важное значение, во-первых, для удержания правящими элитами или отдельными лицами (царем, монархом) вновь приобретенной государственной власти. Как рассуждали философы всех времен, трудно удержать власть новому государю, так и наследному государю, присоединившему новые земли, без знаний и пониманий происхождения государств.

Ученые считают, что предпосылками для развития государства является общественное разделение труда, которое дало рывок в развитии общественных отношений в первобытном обществе.

На сегодняшний день существует много теорий происхождения государства, но все они объединены основными причинами возникновения государства, заключающиеся в потребности людей в защите и ресурсах, под защитой можно понять не только воссоединение с соседними племенами для противостояния атакам соседних враждующих племен, так и объединение усилий труда для достижении общих целей, к примеру добыча пропитания, приведенные примеры легли в основу договорной теории происхождения государства. Под ресурсами, можно понять не только, блага цивилизации, но и земельные ресурсы, рабочие ресурсы, как в древнем Риме, когда римлянам необходимо было захватывать другие государства, для пополнения своей «армии» рабов и слуг, т.к. их доктрина заключалась, в том, что окружающий мир служил гражданам Рима и во имя Рима. Стремление общества к защите и ресурсам, привела к увеличению производительности труда, что в итоге стало переизбытком продуктов труда, которые были распределены не поровну между обществом, что послужило появлению частной собственности, а следственно появился слой богатых и слой бедных, что в итоге к выделению слоя общества, который взял на себя обязанности по управлению остальными людьми, главное его обязанностью, было поддержания функционирование общества, по принципам относительного равенства и справедливости. Первые институты предположительно были направлены на управления равными людьми.

Одной из самых первых теорий происхождение государства считается естественно-правовая теория, в ней заключается природное стремление человека к объединению и созданию государства, что опять-таки подтверждает стремление человека к объединению[4].

Из-за различия во мнении и сложности в понимании процесса происхождения государства, некоторые деятели приходили ко мнению, что общество не могло самостоятельно сформировать и построить государство, а государство было сотворено Богом, а люди были поставлены для управления государством, и вновь под наблюдением Бога, в Средние века эта теория получила свое распространение в трудах Фомы Аквинского и получила название теологической теории.

Захват племен другими племенами, породил мнения ученых о, том что государство было создано посредство проявления насилия, для различных целей, захват новых территорий, пополнение рабов и тому подобно, такая теория получила название теория насилия.

Принято считать, что первые в истории человечества государства –Египет и Шумер (Месопотамия) государства там образовались до 3 000 лет до н.э., можно было бы сказать на основании этого, что единственно верная теория возникновения государства, это механизм который послужил возникновению Египта и Шумера, но не стоит забывать, что другие государства появились в другое время и независимо от первых государства, что делает позицию, единственности теории возникновения государства механизма Шумер и Египта не единственной.

Как было уже сказано, у правоведов теории государства нет единого мнения и общности взглядов на процесс происхождения государства и это нормально и естественно, ибо каждая из них отражает взгляды и суждения различных групп, слоев, классов, обществ, наций, народов и других социальных групп, на данный процесс или суждении одного и того же общества на разные аспекты и обстоятельства процесса возникновения и становления государства. Подобные взгляды всегда основываются на экономических, финансовых, политических и других интересах.

За все время изучения происхождения государства, было выдвинуто десятки самых различных теорий и доктрин, высказаны сотни предположений и мнений. В то же время споры и рассуждения по данной процессу происхождения государства ведутся до сих пор и с годами только возрастают.

Причинами множества теории, местами противоречащие друг другу, можно выделить следующие:[5]

1. Создание и становление государства у разных народов проходило по разным жизненным путям с индивидуальными особенностями присуще каждому народу, с разными обстоятельствами, в разное время и на разной территории, значительно отличающееся друг от друга, что внесло свой отпечаток на взгляды о происхождении государства каждого народа в отдельности, послужившее в дальнейшем и разным становлением государства и последующего развития.

2. Формирование государство проходило не один десяток лет, если не столетия, при котором могло смениться не одно поколение. Формирование государство всего сопровождалось различными сложностями, которые породили разную позицию об этом процессе.

3. Различное понимание сути и самого значения и значимости государства, что обусловлено тем, что каждому народу в отдельности, присуще самостоятельность и зачастую независимость в развитие от других народов, то и мировоззрение у различных народов формировалось напрямую от обстоятельств окружающих эти народы, породившие разное культурное развитие и обычаи, этим можно объяснить разное мировоззрение исследователей и трактователей вопроса происхождения государства.

4. Намеренное искажение процесса изучения теории происхождения, и игнорирование общепризнанных фактов, существенно влияют на исходный результат, появляются новые теории, которые имеют множественный ряд расхождений, как и с более ранними теориями, так и с историческими фактами.

5. Смешение понятий происхождения с понятием развития государства при исследовании вопроса зарождения государства, что дает свои итоги. Подобное подмена понятий, вводит в заблуждение исследователей, отдаляющих их от процесса познания возникновения государства.

По материалам написанного можно сделать вывод о множественном расхождении исследователей во мнении происхождения государства, что негативно сказывается на общем результате научных исследований.

Но так как, существует большое различие у исследователей теории происхождения государства, по основаниям, различного менталитета и взглядов на поставленный вопрос, то к единому мнению исследователи навряд ли приду, т.к. определить происхождение государства можно основываясь только на истории, но. Т.к. история в нынешний момент пишется под конкретного правителя, то и вся информация о происхождении может быть искажённой, что еще раз подтверждает, что исследователи иногда пренебрегают фактами, ради идеологии.

Таким образом, можно констатировать, что первопричиной создания государства явилось возникновение производящей экономики, которая послужила основанием (предпосылкой) для деления общества на классы. На первоначальном этапе они выступали еще не классовыми структурами, а своеобразными клановыми сегментами, протоклассы: производителей (охотники, ремесленники, скотоводы и т.п.), торгового люда (купцы), управленцы (совет старейшин, вожди), воины (княжеская дружина, мореплаватели, наемники). Человечество, вот уже на протяжении нескольких тысячелетий, живет в условиях государственно – правовой действительности.

По поводу возникновения государства у человечества существует множество учений, каждое из которых с определенной степенью доказательности, объясняет причины происхождения государства. Основой данного явления послужили многие факторы, зачастую носящие системный характер. К числу подобных факторов авторы относят: историческое время зарождения учения; идеология, проповедуемая официально в обществе; характер экономических отношений, проповедуемых в обществе; официально осуществляемая государственная политика; характер бытующих вероисповеданий и т.п.[6]

Стоит отметить, что процесс возникновения государства в своей основе носит постоянный характер. Так, в 90-е гг. прошлого столетия в результате распада Советского Союза, на так называемом постсоветском пространстве возникло 15 самостоятельных государств. В процессе распада бывшей Югославии, в июне 2006 года, по результатам проведенного референдума, на ее бывшей территории были образованы два новых государства – Черногория и Сербия. Практически через год данная территория снова была разделена, теперь уже на семь, теперь уже не совсем дружественных по отношению друг к другу государств, со своими территориальными, экономическими, политическими и прочими претензиями. Как показывает практика, в конечном счете, основными вариантами государственной организации жизни является два принципиальных подхода: государство для людей и люди для государства. Рассматривая вопрос о теориях происхождения государства, особенно распространенными являются следующие: теологическая (по сути объясняющая возникновение государства из божественных начал, то есть, государство, дарованное богом, представителями данной теории являются Ф. Аквинский, Ф.Лебюфф и т.п.), патриархальная (объясняющая возникновение государства результатом развития семьи из поколения в поколение, глава которой и становится главой государства. Представителями данной теории выступают Аристотель, Н. Михайловский и т.п.), органическая (объясняет процесс возникновения государства в сравнении со способностью и сторонами человеческой души, то есть в результате эволюции – от низшего к высшему, ее представителями являются Г. Спензер, Прейс и т.п.), теория насилия (возникновение государства объясняется факторами военно – политического характера, то есть в результате завоевания одного племени другим, а для порабощения покоренного племени и создается государство. Представителями данной теории являются – Е. Дюринг, Л. Гумплович и др.), психологическая (возникновение государства объясняется как сумма психических воздействий людей и их объединений. Представителями данной теории являются Л. Петражицкий, Г. Тард), договорная или теория общественного договора (по сути, объясняет возникновение государства результатом договора, то есть искусственное произведение сознательной воли людей. Ее представителями являются Т. Гоббс, Г. Гроций, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.), материалистическая или классовая теория (объясняет процесс возникновения государства как результат непримиримости, классовой борьбы, а также экономического развития при усложнении самого общества, его распорядительных и производительных сфер.

Представителями данной теории (ранее носившей название «марксистко – ленинской» являются К.Маркс, Ф.Энгельс и В.Ульянов) и др. Итак, на смену родоплеменному строю приходит государственность. Иными словами историческая первичная форма собственности и первобытное равенство изживают себя, а в обществе происходит разделение. Итак, первобытному обществу были присущи общественная власть и социальные нормы, которыми регулировалось поведение людей, но отсутствовал обособленный аппарат (лицо) как бы стоящие над обществом, который наделен был возможностью принудительного воздействия. Управление делами рода осуществляла вся родовая община – ее взрослые члены. Общее собрание разрешало все жизненно важные вопросы общины. Оно же являлось и высшей судебной инстанцией. Постепенно первобытные коллективистские отношения стали видоизменяться, в результате чего подверглись разрушению. В первобытном обществе происходит три крупных разделения труда – это, прежде всего, выделилось скотоводство, от земледелия отделилось ремесло, и обособился слой людей, занятых обменной – торговлей. Постепенно происходит совершенствование орудий труда, а также накопление избыточного продукта, в результате чего, данный избыточный продукт стал накапливаться у отдельных членов общины. Начинает появляться возможность, позволяющая содержать специальные группы людей, основным занятием которых являются общественно значимые функции, принуждение. Родоплеменная структура начинает усложняться, постепенно развивается разделение социальных функций. Все большее удаление родоплеменных структур от первоначального равенства стимулируется развитием процесса концентрации богатства, которое стало скапливаться в узком и зачастую привилегированном слое, что в конечном итоге привело к появлению частной собственности, а уже на их основе – к эксплуатации человека человеком.

Переход от первобытнообщинного строя к государственному обществу сопровождался образованием как территории общины, так и развитием общинных центров, которые в дальнейшем стали превращаться в укрепленные города. Состав территориальной общины стал определяться не родственными отношениями, а расслоением в одной местности. Важным фактором с этого момента стала территория, в процессе формирования государственности. Характеризуя государство необходимо выделить его основные признаки, к числу которых, прежде всего, относятся: Наличие публичной власти, отделенной от общества. Стоит отметить, что существование такой власти характерно и для первобытного общества, но в последнем случае она выражала всего общества, и, кроме того, она не была отделена от этого общества. В осуществлении такой власти в первобытном обществе принимали все взрослые члены общества. Если рассматривать вопрос о государстве, то в любом из них власть реально осуществляется государственным аппаратом, который от остального общества отделен.

Рассмотрев основные признаки, не стоит забывать и об основных закономерностях возникновения государства, которые характерны (являются общими) для любого региона, любой исторической эпохи. Возникновение государства признается как закономерный, объективно обусловленный результат, являющийся естественным развитием первобытного общества. Такое развитие включает в себя ряд направлений, среди которых, необходимо, прежде всего, отметить совершенствование экономики, которое связано с ростом производительности труда, а также появлением избыточного продукта, укрепление организационных структур общества, специализация управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы. Данные направления взаимосвязаны и взаимообусловлены. Параллельно с данными процессами происходит классообразование, которое принимает различные формы в зависимости от возникающего способа производства, от получающих господство форм собственности на землю, таких как государственной или частной. Рассматривая вопрос о возникновении государства, необходимо отметить, что оно возможно только на том уровне, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, когда возникает возможность содержания государственного аппарата. Пути возникновения государства (восточный или западный) зависит в решающей степени от того, произошло ли разложение сельской общины, что в свою очередь определяется конкретными условиями, в которых находилось общественное производство (необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности на землю и т.п.).

Государственный аппарат формируется из аппарата управления существующего в первобытном обществе. В любом случае, при образовании государства власть оказывалась неизбежно в руках родоплеменной знати. Рассматривая вопрос об основных причинах появления государства, необходимо отметить, что основными из них были:- необходимость совершенствования управления обществом, которая связана, прежде всего, с его усложнением. Такое усложнение, в свою очередь, связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории и т.п. Аппарат управления первобытного общества уже не мог обеспечить успешного руководства данными процессами;-необходимость организации крупных общественных работ, а также объединения в этих целях больших масс людей. Данный факт проявляется особенно в тех регионах, в которых основой производства стало поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников т.п.;-возникновение необходимости подавления сопротивления оказываемого эксплуатируемыми[7].

Процессы, происходившие при разложении первобытного общества с неизбежностью приводили к разделению общества. Стали появляться категории богатых и бедных, а вместе с ним и возникновение эксплуатации и при том, большинства меньшинством, а вместе с этим и появлению сопротивления со стороны эксплуатируемых.- необходимость поддержания общественного порядка, который обеспечивает нормальное функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен. - необходимость ведения войн. В большинстве случаев рассмотренные выше причины действовали в совокупности, при том, в различных сочетаниях. В разных исторических, природных, географических, демографических и иных условиях, решающими становились различные из вышеперечисленных причин.

ГЛАВА 2 ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА, СВЯЗАННЫЕ С МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИМ ПОНИМАНИЕМ ИСТОРИИ

2.1 Органическая теория

Дарвинизм, материалистическая теория, эволюции органического мира, который появился в XIX веке, породил попытки осуществить перенос биологических закономерностей на социальные процессы. Под биологическими процессами в данном случае понимается естественный отбор, биологическая эволюция, борьба за выживание и подобные, перечисленными, процессы. В науке социологии данное направление получило название социального дарвинизма.

Ключевое место в данном направлении занимает органическая теория происхождения государства, которая берет свое начало из аналогии общества с развивающимся биологическим организмом. Истоки данной теории находятся в сочинениях мыслителей древней Греции, в частности Платона, который сравнивал государство и живой организм, а государственные законы с процессами, происходящими в психике человека[8].

Представителями органической теории происхождения государства являлись английский социолог и философ Г.Спенсер, Прейс, Вормс и многие другие. Согласно точке зрения представителей данной теории, государство является произведением природы, а образуется оно в ходе эволюции человека и аналогично человеческому организму. Государственная власть, согласно положениям рассматриваемой теории, проявляется в господстве организма над его отдельными частями. Согласно данной теории, государство – это организм, отношениями между структурными частями которого, полностью аналогичны отношениям между частями какого – либо живого существа. Следовательно, государство выступает в качестве продукта социальной эволюции, являющееся одной из разновидностей биологической эволюции. Являясь одной из разновидностей биологического организма, государство имеет правителей и поданных соответственно.[9]

Исходя из вышеизложенного, проведем аналогию, которая указывает, что если среди биологических организмов выживают наиболее приспособленные, то в социальных организмах, в результате войн и политической борьбы, складываются определенные государства и формируются целые правительства.

Однако, механическое распространение закономерностей, присутствующих в биологической эволюции, недопустимо, так как юридическая наука вполне обоснованно доказывает не совпадение биологических и социальных процессов.

2.2 Теория насилия

В XIX веке на Западе широкое распространение получила теория насилия. Представителями данной теории выступали немецкий экономист и философ Е.Дюринг, австрийский социолог Л. Гумплович, а также известный теоретик и исследователь К.Каутский.

Истоки данной теории можно увидеть в сочинениях софистов Древней Греции, а в качестве подтверждения целесообразно рассматривать войны в Древнем Риме и в Древней Спарте.

Социолог из Австрии Л. Гумплович внес значительный вклад в формирование окончательных положений рассматриваемой теории. В своих сочинениях он делал упор на эволюционную теорию Спенсера, а также разделял позиции социального дарвинизма. Стоит отметить, что биологический подход к социальной эволюции находился в сочетании с психологизацией жизни общества. Фундаментальным трудом Л. Гумпловича можно назвать « Общее учение о государстве», в котором социолог писал, что история не предъявляет примеров, согласно которым государство возникло не путем насилия, а в какой – либо иной форме. [10]

В конечном счете, теория насилия сводится к следующим выводам:

  1. Государство возникает посредством « естественного отбора», вследствие завоевания сильными племенами более слабых, при этом, победившее племя образует правящий класс, а побежденные становятся представителями класса побежденных и служащих. Ввиду подчинения одного народа другому образуется государство.
  2. Ввиду того, что в буржуазном обществе рабочий заключает договор с капиталистом на добровольной основе, буржуазное государство не принуждает трудящихся и рабочих продавать рабочую силу, следовательно, такое государство можно считать свободным и демократическим.

Анализируя теорию насилия, многие исследователи приходили к выводу, что цель данной теории заключается для обоснования причин и условий создания государства. Стоит отметить, что нацистская Германия приняла данную теорию в качестве основной государственно – правовой идеологии.

Следовательно, изучая захватнические войны, стоит учитывать, что они возможны после того, как общество способно обеспечить государственный аппарат в экономическом плане.

2.3 Историко – материалистическая (марксистская) теория

Вопросы относительно происхождения государства затронуты в широко известном произведении марксизма – труде Ф.Энгельса « происхождение семьи, частной собственности и государства». В качестве основы, данный труд использовался при написании известной лекции В.И.Ленина « О государстве», которая была прочитана в 1919 году. Данная лекция содержит высказывания о том, что государство не является силы, навязанной обществу извне, а является продуктом общества на известной ступени его развития. [11]

Возникая ввиду потребностей общества, государство проявляет стремление по обеспечению общественных интересов, а также защиту от внешней угрозы.

Марксистская теория о происхождении государства содержит следующие положения:

  1. Государство и право имеются исключительно в классовом обществе, так как сами классовые явления;
  2. Государство и право возникают одновременно с делением общества на классы, в качестве необходимого результата их борьбы и разделения труда.

В конечном итоге, развитие государства обусловлено производственными отношениями, так как государство и право оказывают обратное воздействие на все сферы общественной жизни.

Таким образом, согласно марксисткой теории, непосредственным основанием для появления государства выступает социально – классовая структура общества, в частности существующие классы и отношения между ними.

2.4 Историко – материалистическая ( немарксистская) теория

Данная теория имеет под собой определенные научные основы. Во второй половине восьмидесятых и девяностых годов, отечественная наука проявляет существенный сдвиг в изучении вопросов относительно происхождения государства. В существующей историко – материалистической концепции сформировались два подхода: марксистский и немарксистский. Последний подход исходил из того, что предпосылками возникновения государства выступают потребности совершенствования управления обществом первобытных людей, а также необходимость разрешать общие дела. [12]

Если внимательно сопоставить два подхода можно прийти к выводу, что второй подход ( немарксистский) существенно отличается от марксистского. Отличие заключается в том, что критерии марксистского подхода преувеличивают роль классов и классовой борьбы в становлении и развитии государства.

Так, А.Б. Венгеров, достаточно критически оценивал ряд положений работы Ф.Энгельса , но утверждал, что данный труд сыграл значительную роль в понимании происхождения государства и в духовной жизни 19 века в целом. Более того, ряд автором называют книгу Ф.Энгельса « классовой теорией происхождения государства», отдельно подчеркивая, что рассматриваемая теория выделила те черты происхождения государства, которые не были указаны в любых других теориях , либо сознательно в них не упоминались.

Таким образом, немарксистский подход материалистической концепции основан на том, что к возникновению государства приводят потребности по совершенствованию управления первобытным обществом.

2.5 Ирригационная теория

Ирригационную теорию по - другому также называют концепцией о гидравлическом происхождении и развитии государственности в странах Древнего Востока. Ее появление связывают с именем немецкого ученого К.А. Витфогеля. Его работа, которая носит название « Восточный деспотизм» связывает возникновение государства с необходимостью строительства огромных ирригационных сооружений в аграрных областях востока.

В соответствии с данной концепцией, определенная необходимость и приводит в конечном итоге к возникновению класса, порабощающего общество. [13]

В действительности, процесс создания и поддержания огромных ирригационных систем осуществлялся в регионах первичных государств: Индии, Египте , Китае и других крупных городах. Стоит отметить, что данные регионы были весьма неблагоприятны для ведения сельского хозяйства, что обуславливало необходимость проведения централизованной политики, согласно которой, государство выступает в роли собственника и эксплуататора одновременно.

В данной ситуации, государство не только подчиняло, но и распределяло и учитывало. Данные факторы олицетворяли государство как крайне деспотичную форму общественного устройства. Следовательно, климатические и территориальные условия можно считать одним из важных условия становления и развития государственности. Более того, становится очевидной связь данных процессов с формированием класса чиновничества, которые достигали работоспособность ирригационных систем посредством эксплуатации других граждан.

В целом же, целесообразно согласиться с наблюдениями о том, что на сегодняшний день со времен появления государства не существует « чисто классовых» или « чисто человеческих» государственно – правовых институтов. Определяя понятия и закономерности происхождения государства, стоит учитывать классовые и внеклассовые признаки и характерные черты. [14]

Таким образом, в процессе разложения родового общества на антагонистические слои бедных и богатых людей, необходимость в государстве неизбежна, так как именно она способна предотвратить столкновение двух, диаметрально противоположных слоев общества.

ГЛАВА 3 ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА, НЕ СВЯЗАННЫЕ С МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИМ ПОНИМАНИЕМ ИСТОРИИ

3.1 Теологическая теория

Теологическая теория происхождения государства не является научной теорией, так как в ее основу заложены не базовые знания, а вера в бога. Данную теорию нельзя доказать или опровергнуть без окончательного решения о существовании бога.

Ранние религиозно – мифические представления о происхождении государства весьма разнообразны. Данное многообразие в значительной степени обусловлено специфичными историческими условиями возникновения и существования религий ранних государственных образований. Позднее, данные воззрения многократно перерабатывались в соответствии с течениями христианства в определенную теологическую доктрину, ввиду чего выделись доктрины мусульманства, иудаизма, буддизма и многих других. [15]

Учение Фомы Аквинского в теологической теории рассматривается аналогично сотворения мира богом. Религия, согласно учениям Ф.Аквинского обосновывает возникновение и существование государства от Бога. В свою очередь, государство призвано защищать религию. Освящение государственно власти божественным ореолом придавало данной власти безусловный авторитет и обеспечивало неограниченную власть монарха.

Также представителем теологической теории являлся Платон, потомок Солона, который создал школу в пригороде Афин. В данной школе указывалось, что в качестве источника происхождения государства выступает божество. Также сторонником данной теории можно назвать Аристотеля, который считал, что одновременно с законами, которые изданы людьми, существуют божии законы, которые вложены в сердца людей высшим разумом. Основу данных законов составляет божественный порядок, который заложен в основе мироздания. Также мыслители указывали, что наряду с промыслом божьим, созданию государства активно способствовали развивающаяся алчность, жажда денег и наживы.

В эпоху средневековья теологическая теория достигла своего апогея и именовалась также теорией « двух мечей». Смысл данной теории заключался в верховенстве церковной власти над светской, так как, по мнению представителей теории, государство создано по воле бога.

3.2 Патриархальная теория

Патриархальная теория основана на теории теологии. В период античности, Аристотель и Платон выдвинули идею, согласно которой, человеческое общество было патриархальным изначально. Более подробно данную точку зрения развивал Аристотель, который утверждал, что государство есть не только продукт развития, но и высшая форма развития человечества. [16]

В XVII веке на данных началах объяснялось зарождение абсолютизма в Англии, которое обосновывал в своих трудах известный социолог Р.Фильмер. наиболее известными трудами данного исследователя выступают такие произведения как « Патриархия или защита естественного права королей», « патриарх» и другие.

К патриархальной теории прибегали и средневековые феодалы, которые именно данной теорией обосновывали неограниченную власть монарха.

Позднее, анализируемая теория нашла свое отражение в трудах одного теоретика нашей страны – социолога Н.К.Михайловского, а также историка из Англии Г.Мэна.

По мнению представителей патриархальной теории, государственная власть это прямое продолжение отцовской власти. Власть государя – это патриархальная власть главы семейства. В средневековье, именно данная теория оправдывала абсолютную власть монарха, который, как и глава семейства, не выбирается.

Стоит отметить, что на сегодняшний день не существует ни одного достоверного свидетельства о данном способе возникновения государства. Более того, считается, что патриархальная семья возникает в процессе разложения первобытного строя и государства соответственно.

3.3 Договорная теория

Указанная теория характеризуется наличием достаточно большого количества аспектов и противоречий, которые проявлялись в различные этапы исторического развития общества. Данные теории соединили в себе различные точки зрения известных мыслителей всех времен, несмотря на то, что они придерживались различных позиций относительно политико – правовых предпосылок возникновения государства.

Некоторые авторы выделяли договорную теорию в качестве теории происхождения государства, а естественно – правовую торию – как теорию происхождения права.

Государство возникло и основано на общественном договоре лиц, уставших от борьбы с природой и друг с другом. Государство и право представляются продуктом разума и воли (людей и Бога). Решив выйти из «естественного» (догосударственного) состояния, люди объединились в государство на определенных условиях, и они добровольно передают государству часть своих врожденных (естественных) прав и свобод. А государство обеспечивает охрану частной собственности и личной безопасности, лиц, заключивших договор.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изложенный материал позволяет сделать ряд выводов относительно темы исследования.

На сегодняшний день в юридической литературе существует достаточно большое количество теорий о происхождении государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловливает исторические особенности развития общества, региональное своеобразие мира, идеологические приверженности авторов, задачи, которые перед собой они ставят и т.п.

Проблема происхождения государства является очень древней и отражена в трудах мыслителей всех эпох. Уже древние мыслители Сократ, П латон и Аристотель размышляли не только о самих причинах и предпосылках образования, но также и о справедливом государстве, о том, на каких принципах это справедливое государство строится.
Появление тех или иных теорий происхождения государства было связан о с социальными и политическими реалиями эпохи. К примеру, появление сугубо консервативных теорий происхождения государства (Ж. де Мэстр) связано с с феодально-аристократической реакцией на события Великой французской революции. Этим возможно объяснить и ярко выраженный антибуржуазный характер как самого консерватизма, так и теорий, созданных на его основе. 

Само государство характеризуется рядом специфических, только ему свойственных признаков, которые возникали и возникают в определенных исторических условиях, при определенных ситуациях, к числу которых относятся: необходимость в совершенствовании управления обществом, проведение крупных общественных работ и объединение больших групп населения в этих целях, необходимость подавления сопротивления эксплуатируемого класса, необходимость поддержания порядка в обществе, а также, ведение войн.

В настоящее время существует достаточно большое количество самых разнообразных определений государства. Вместе с тем, всеми исследователями главным в нем усматривается именно проведение социальной политики. Основополагающие признаки социального государства, при этом, вытекают непосредственно из самого определения социального государства. 
Для изучения происхождения государства характерен не только академический (познавательный) характер, но и политико-практический. Именно изучение данного процесса позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и черты. Изучение дает возможность анализа причин и условий возникновения и развития государств. Оно позволяет четче определить функции, свойственные государству, то есть, основные направления деятельности государства, с установлением их роли и места в жизни общества и в политической системе.

Естественно-правовая теория начала формироваться ещё в античную эпоху, особенно ярко многие идеи, последовательно развитые представителями школы естественного права в более позднюю эпоху, ярко звучали в философском наследии Платона и Аристотеля. Затем к проблеме естественного права обращались и древнеримские философы и юристы. Однако они в большей мере, чем мыслители Древней Греции, обращали внимание на то, каким образом естественное право соотносится с божественным. Весьма широко рассматривалась проблема противоречий между естественным правом и положительным правом. 

Материалистическая теория имеет ярко выраженную социалистическую направленность. Появлен ие социалистических политико-правовых идеологий также было обусловлено исторической обстановкой. Промышленный капитализм активно развивался, что привело к росту численности и организованности класса наемных рабочих. Соответственно, появились теоретики, склонные к защите интересов этого класса. Более того, у социалистических идеологий появилось много приверженцев.

Теологическая теория происхождения государства заслуживает особого упоминания, так как она является одной из наиболее древних. Теологическая теория во многом базируется на принципах патриархальной теории происхождения государства, восходящей к самому Аристотелю. Наибольшее распространение теологическая теория получила в эпоху Средневековья, чему способствовал тот факт, что религия в средневековом обществе играла очень значимую роль, определяла уклад социальной жизни.

Вместе с тем, стоит отметить, что идея божественного происхождения государства не нова, она появилась задолго до Средневековья, о чём свидетельствуют многие памятники Древнего мира. Важно заметить, что теологическая теория происхождения государства не ушла в прошлое, а имеет продолжение в настоящем времени, поскольку идея божественного происхождения государства отстаивается представителями современной католической церкви.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Афанасьев С.Ф., Правовая жизнь общества. Проблемы теории и практики. [Текст] Монография., « Проспект» : 2016 – 423 с.

2. Беляева О.М., Актуальные проблемы теории государства. [Текст ]Практикум., « Феникс» : 2017 – 232 с.;

3. Власенко Н.А. Теория государства[Текст] - М.: 2014. - 416 с.

4. Габрелян Э.В., Актуальные проблемы теории государства,[Текст] « Проспект» : 2016 – 264 с.

5. Гавриков В.П., Теория государственно – правового регулирования.[Текст ] Монография., « Проспект»: 2016 – 321 с.

6. Дерябина Е.М., Марченко М.Н. Теория государства. Схемы с комментариями. [Текст]Проспект, 2016. - 200 с.

7. Загорский Г.И., У истоков российского судопроизводства. [Текст] Монография ., « Проспект» : 2017 – 78 с.

8. Зубанова С.Г. Шпаргалка по теории государства.[Текст] - М.: Аллель, 2010. - 64 с.

9. Кутафин О.Е., Глава государства.[Текст] Монография., « Проспект»: 2016 – 355 с.

10. Капустин М.Н. Теория права. Общая догматика.[Текст] 2014. - 390 с.

11. Лапина М.А., Ведомственное нормотворчество . теория и практика применения., [Текст]« Проспект»: 2017 – 321 с.

12. Малахова В.П., Долгушиной С.В. Теория государства. Введение в юриспруденцию: учебное пособие. [Текст ] ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2015. - 127 с.

13. Малахов В.П., Иванов А.А., Рассолов М.М. Актуальные проблемы теории государства: учебное пособие.[Текст] ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2014. - 447 с.

14. Малахов В.П., Правовая мысль. Антология., [Текст]« Академический проект SUММА»: 2017 – 321 с.

15. Малько А.В. Теория государства в схемах, определениях и комментариях.[Текст] - М.: Проспект, 2010. - 144 с.

16. Малько А.В., Нырков В, Шундиков К. Теория государства. Элементарный курс. [Текст] Кнорус, 2015. - 240 с.

17. Малько А.В. Теория государства. [Текст] Кнорус, 2015. - 400 с.

18. Марченко М. Н., Дерябина Е. Основы государства.[Текст] Проспект, 2015. - 359 с.

19. Марченко М.Н., Философия права, курс лекций в 2 – ух томах, [Текст]« Проспект»: 2017 . – 324 с.

20. Морозова Л.А. Теория государства.[Текст] - М.: Российское юридическое образование: 2010. - 384 с.

21. Оксамытный В.В. Общая теория государства: учебник. [Текст] ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 511 с.

22. Петренко А.В. Теория государства. [Текст] АСТ, 2015. - 160 с.

23. Поляков А.В., Общая теория государства. Проблемы интерпретации в контексте, [Текст] « Проспект» : 2017 – 535 с.

24. Радько Т.Н. Теория государства в схемах и определениях.[Текст] - М.: 2014. - 176 с.

25. Романенкова Е.Н. Теория государства. Конспект лекций.[Текст ] Проспект, 2016. - 96 с.

26. Теория государства [Текст]// Марченко М.Н., Лейст О.Э., Попков В.Д., Орехова Т.Р., Бережнов А.Г., Кененов А.А., Мачин И.Ф. и др. Зерцало, 2014. - 516 с.

27. Туманов Д.А., Пробелы в гражданском и процессуальном праве[Текст]// Туманов Д.А., « Норма»: 2008 – 323 с.

28. Каратаев О.Е. Системный анализ общей теории государства[Текст] // Журнал университета водных коммуникаций. - - №1. - С. 188-196.

29. Погребная Ю.К. Методы научного познания категории «Правосознание»[Текст]// Юриспруденция. - 2014. - №3. - С. 10-17.

30. Шапиро Е.А. Системный анализ методологических проблем теории государства как науки:[Текст] дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - Краснодар, 2000. - 220 с.

31. Юрчак Е.Е., Теория вины в праве. [Текст]Монография., « Проспект»: 2017 – 543 с.

  1. Поляков А.В. Общая теория права. Курс лекций. / А.В. Поляков -- СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2015. – С.64

  2. Лапина М.А., Ведомственное нормотворчество . теория и практика применения., [Текст]« Проспект»: 2017 – С. 204.

  3. Малько А.В., Нырков В, Шундиков К. Теория государства. Элементарный курс. [Текст] Кнорус, 2015. – С. 202.

  4. Оксамытный В.В. Общая теория государства: учебник. [Текст] ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – С. 337.

  5. Малахова В.П., Долгушиной С.В. Теория государства. Введение в юриспруденцию: учебное пособие. [Текст ] ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2015. – С. 80.

  6. Малахов В.П., Правовая мысль. Антология., [Текст]« Академический проект SUММА»: 2017 – С. 107.

  7. Шапиро Е.А. Системный анализ методологических проблем теории государства как науки:[Текст] дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - Краснодар, 2000. - 220 с.

  8. Дерябина Е.М., Марченко М.Н. Теория государства. Схемы с комментариями. [Текст]Проспект, 2016. – С. 114.

  9. Марченко М.Н., Философия права, курс лекций в 2 – ух томах, [Текст]« Проспект»: 2015 . – 324 с.

  10. . Капустин М.Н. Теория права. Общая догматика.[Текст] 2011. - 390 с.

  11. Дерябина Е.М., Марченко М.Н. Теория государства. Схемы с комментариями. [Текст]Проспект, 2013. - 200 с.

  12. Кутафин О.Е., Глава государства.[Текст] Монография., « Проспект»: 2014 – 355 с.

  13. Марченко М. Н., Дерябина Е. Основы государства.[Текст] Проспект, 2012. - 359 с.

  14. Малько А.В. Теория государства в схемах, определениях и комментариях.[Текст] - М.: Проспект, 2010. - 144 с.

  15. Поляков А.В., Общая теория государства. Проблемы интерпретации в контексте, [Текст] « Проспект» : 2015 – 535 с.

  16. Шапиро Е.А. Системный анализ методологических проблем теории государства как науки:[Текст] дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - Краснодар, 2000. - 220 с.