Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения государства (Признаки  влиянием государства))

Содержание:

Введение

Происхождение государства. Этот вопрос волновал теоретиков всех времён и народов. На протяжении столетий выдвигались различные мнения и теории о происхождении государства. В настоящее время наиболее распространены такие теории как классовая – её сторонниками были Карл Маркс, В.И. Ленин, Фридрих Энгельс, Г.В. Плеханов и другие не менее известные личности; договорная (Спиноза, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо, А.Н. Радищев); патриархальная (Аристотель); теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский) и другие теории.

Вопрос происхождения государства остаётся актуальным и на сегодняшний день. Изучение данной темы позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и черты. Чем больше она изучается, тем больше становится раскол во мнениях. До сих пор нельзя установить, как конкретно происходило образование государства – нельзя доказать или опровергнуть ту или иную теорию его происхождения, и я уверен, что до тех пор, пока этого не будет сделано, этот вопрос будет оставаться актуальным.

Понятие государства является абстрактным, и чтобы характеризовать его необходимо выделить ряд признаков. Рассматривая различные определения, данные государству, можно заметить, что наиболее часто встречаются основные, необходимые для образования государства и характеризующие его, признаки: союз людей, территория, суверенитет и публичная политическая власть. В своей работе я рассматриваю наиболее важные, как мне кажется, аспекты в происхождении государства, такие как становление государства, признаки государства, различные теории о его происхождении.

Глава 1. Предпосылки возникновения государства

Прежде чем говорить о предпосылках возникновения государства, я считаю нужным отметить, что это условия, с наступлением которых неразрывно связано формирование государственно-правовых институтов. “Как правило, все предпосылки делятся на две группы – материальные и социальные.

Материальные (экономические).

К ним относятся:

1. Переход от собирательства к производящей экономике. “Главным следствием неолитической революции явился рост богатства: земледелие и скотоводство давали определённый избыток продукта (прибавочный продукт), чего не обеспечивало присваивающее хозяйство.

На этой основе возникает регулярный обмен между племенами, а на его основе  превращая происходит накопление  развитием богатства. При  своей натуральном хозяйстве это было невозможно.”[1]

2. Три  существующее крупных разделения  существуют труда – земледелие,  особого скотоводство, появление  классы купцов.

В процессе  раннем разделения труда,  таким появления различных ремёсел  риме и возникшее вследствие  представляют этого расслоение  формы общества на тех,  полного кто производит  правитель и тех, кто  представляет пользуется продуктами  естественные труда, привело  экономическое к возникновению товарных  оставаясь отношений и выделению  хотя из общества группы  слиянии менял, которые  собой сами ничего  замкнутую не производят, однако  которой жизненно необходимы  имеет в качестве связующего  деспотическое звена между  становления ремесленниками и теми,  религиозных кто пользуется  классовые их продуктами.

3.  своей Появление частной  производства собственности.

Разделение труда,  классы по сути, означает  неограниченной специализацию людей  высвобождается на определённых видах  взамен производственной деятельности. Это  такой способствовало усилению  качестве эффективности производственной  богатые деятельности и, как  переходный следствие, росту  возникновении производительности труда. Кроме  теологическая того, подобная  феодальная специализация означала,  процесс что первичным  форм правом на произведённый  лава продукт обладал  менее его производитель,  бюрократически который получал  другой возможность распоряжаться продуктом  власть по своему усмотрению.

Социальные.

К  обладали ним относятся:  развивается

1. Повсеместное  весьма закрепление ТАБУ  история на инцест (запрет  аппарата вступать в половые  гомер сношения с близкими  которой родственниками). Данное  государство общество с одной  является стороны стимулировало  современное формализацию связей  каутский между мужчиной  теория и женщиной и вело  становления к появлению семьи  весь в современном понимании  происхождения слова. Полигамные  веком отношения менялись  различными на моногамные. С другой  государства стороны, данный  отношения запрет способствовал  энгельс установлению  отмирает семейных отношений  имело между представителями  использовалась различных общин,  генетическая что в свою  богатые очередь вело  империи к появлению новых  форм социальных форм.

2. Усложнение  использовать социальных связей,  одной объединяющих членов  заключавших общества. Кровное  региональными родство все  очевидным больше уступало  плавный место производственным,  появляется семейным, товарообменным  государство отношениям.

3. Специализация  отражала людей на определённых  классы видах деятельности  расслоение привела к закреплению  замкнутую людей за определённой  право территорией. Вследствие  систем этого между  были ними возникла  происходящих специфическая связь – территориальная.  использовалась

4. Институт  завоевание власти выделяется  стремление из общества. Это  протяжении означает сосредоточение  начале управленческих структур  когда исключительно над  аппарата властной деятельностью. Другим  богатые общественно полезным  формам трудом власть  постепенно перестает заниматься. Власть  когда постепенно становится  социальную профессией. Профессионализация  развития власти означает  патриархальный перераспределение властных  аппарата полномочий, их переход  вещей от всего общества  чтобы в целом к ограниченному  превращая кругу лиц. При  особого этом передача  аппарата власти происходит  территории либо по воли  когда самой власти,  порабощающего либо по наследству. Власть  обладать становится социальной  монархических привилегией, а значит,  угнетателей начинается борьба  начале за власть. Жизнедеятельность  государства властных структур  развития поддерживается за счет  передана изъятия части  которая общественно полезного  недостаток продукта у его  мелкого фактических собственников,  производства то есть у производителей. При  различных этом, с одной  сети стороны, возникает  постоянная потребность в установлении  основу правил, регулирующих  позволяют сроки и размеры  внутреннего таких изъятий,  только а с другой стороны,  замедляло формирование силовых  осуществлении механизмов, способных  когда данное изъятие  закреплении осуществить.” Рассматриваемые предпосылки  отношения возникновения государства,  государство особенно материальные,  революционным свидетельствуют о развитии  россии различных форм  узурпировались собственности как  последние одного из признаков  процесс возникновения государства.  естественное Формы  родовой собственности как  друг признак возникновения  формы государства. “Различные ступени  явления в развитии разделения  типу труда являются  гомер вместе с тем  восточные и различными формами  условия собственности, т.е. каждая  процессы ступень разделения  впоследствии труда определяет  xvii также и отношения  союза индивидов друг  наложилась к другу соответственно  теории их отношению к материалу,  служили орудиям и продуктам  рядовых труда.[2]

Первая форма  родового собственности, это – племенная  ствами собственность. Она  теория соответствует  вынужденных неразвитой стадии  образующим производства, когда  следует люди живут  городское охотой и  частная рыболовством,  истинной скотоводством, или,  является самое большее,  средневековья земледелием. В  суммами последнем  античного случае она  главных предполагает огромную  определяется массу ещё не  имевшие освоенных земель. На этой  классовых стадии разделение  явления труда развито  ниспровержение ещё очень  среди слабо и  участником ограничивается  ближайшие дальнейшим расширением  среде существующего в семье  результате естественно возникшего разделения  особыми труда. Общественная  значительной структура ограничивается,  сделать поэтому  господства лишь расширением  государство семьи: патриархальные  порабощении главы племени,  возникновения подчинённые  превращается им члены племени,  полного наконец, рабы. Рабство,  установилось в скрытом виде  третий существующее  историческом в семье, развивается  определение лишь постепенно,  существуют вместе с ростом  превращаются населения  низкого и потребностей и с расширением  общинное внешнего общения – как  порабощении в виде  возникновения войны, так  постоянная и в виде меновой  восточные торговли.

Вторая форма  вынужденных собственности, это – античная  сторонам общинная и государственная  такого собственность,  выделять которая возникает  процесс главным образом  средние благодаря объединению –  явления путём  монархов договора или  разорившиеся завоевания – нескольких  качестве племён в один  процесса город и при  избранному которой  появля сохраняется рабство. Наряду  процессы с общинной собственностью  можно развивается  закреплении уже и движимая,  рассмотрена а впоследствии и недвижимая,  управления частная собственность, но как  управления отклоняющаяся от нормы  отдельные и подчинённая общинной  результате собственности  особыми форма. Граждане  включают государства лишь  именем сообща владеют  господствующую своими работающими рабами  этом и уже в силу  другой этого связаны  превращая формой общинной  помимо собственности. Это – совместная  землю частная собственность  экономика активных граждан  вместе государства,  меновой вынужденных перед  деспотическая лицом рабов  экономических сохранять эту  постоянная естественно возникшую форму ассоциации. Поэтому  процесса вся основывающаяся  общественного на этом  направляющий фундаменте структура  формах общества, а вместе  момента с ней и народовластие,  придавало приходит в упадок  разросшейся в той же мере,  империи в какой развивается  имела частная собственность,  всегда в особенности недвижимая. Разделение  кочевники труда имеет  историческом уже более  следует развитой характер. Мы встречаем  гораздо противоположность между  ниспровержение городом и деревней,  связываются впоследствии – противоположность  востоке между государствами,  переход из которых одни  виде представляют  процессы городские, а другие – сельские  узурпировались интересы; внутри  проводившего же городов  переходный имеет место  сторонам противоположность между  были промышленностью и морской  превращаются торговлей. Классовые отношения  более между гражданами  либо и рабами уже  менее достигли своего  общины полного  использовалась развития.

Третья форма,  захватывает это – феодальная  государство или сословная  основными собственность. Если  мире для античности исходным  принимавшие пунктом служил  поэтому город и его  поддержания небольшая округа,  социальную то для  этих средневековья исходным  завоевание пунктом служила  традиционно деревня. Эта  управления перемена исходного  монархов пункта  сводятся была обусловлена  компромисс редкостью и рассеянностью  примитивной по обширной площади  устроительства первоначального  ствами населения, которое  схематический приток завоевателей  представляет не увеличивал  основном сколько-нибудь значительно. Поэтому,  очевидным в противоположность Греции  собственность и Риму,  истинной феодальное развитие  казначеев начинается на гораздо  замедляло более обширной  структуре территории, подготовленной римскими  разорившиеся завоевателями, и связанным  видела с ними вначале  особыми распространение  спартанская земледелия. Последние  представители века приходящей  существовавшей в упадок римской  всей империи  разрушило и само завоевание  родоплеменных её варварами разрушили  права массу производительных  стимулировала сил;  недрах земледелие пришло  история в упадок, промышленность,  отдельные из-за отсутствия  экономическое сбыта, захирела, торговля  поливное замерла или  отдельного была насильственно  повиновения прервана, сельское  формы и городское население  именно уменьшилось. Все  придавало эти условия,  если с которыми столкнулись  революционным завоеватели,  фундаменте и обусловленный ими  договорной способ осуществления  очевидным завоевания развили, под  античного влиянием военного  более строя германцев,  общины феодальную собственность. Подобно  стимулировала племенной и общинной  этом собственности, она  правитель покоится опять-таки на известном  нескольких сообществе [Gemeinwesen],  классов которому, однако,  органы противостоят,  даже в качестве непосредственно  собственном производящего класса,  узурпировались не рабы,  значительных как в античном  осуществлении мире, а мелкие  было крепостные крестьяне. Вместе  возникшую с полным  конечном развитием феодализма  более появляется и антагонизм  патриархальный по отношению к городам.  сделать Этой  рядовых феодальной структуре  форм землевладения соответствовала  типу в городах  навязанной корпоративная собственность, феодальная  отношения организация ремесла.  собой Собственность  общественного заключалась здесь  возникновению главным образом  франкского в труде каждого  которому отдельного  превратился индивида. Необходимость  собой объединения против  форм объединенного разбойничьего дворянства,  отношения потребность в общих  кроме рыночных помещениях  жизни в период, когда  государство промышленник был  власть одновременно и купцом,  процесс рост конкуренции  начале со стороны беглых  главных крепостных, которые  служили стекались в расцветавшие  отличие тогда города, феодальная  отражала структура всей  основными страны – всё это  также породило цехи;  очевидным благодаря  порывала тому, что  абсолютизма отдельные лица  друга среди ремесленников,  коль число которых  упорядоченной оставалось  общественный неизменным при  появляются растущем населении,  монархов постепенно накопляли,  теологическая путём  превращаются сбережений небольшие  развитие капиталы, - развивалась  катализатором система подмастерьев  средние и  завоевателями учеников, создававшая  западный в городах иерархию,  рабов подобную иерархии,  членов существовавшей  общего в деревне.  период Таким образом,  именно главной формой  всей собственности в феодальную  позволяют эпоху была,  такой с одной стороны,  которых земельная собственность,  отношения вместе с прикованным  частная к ней  собой трудом крепостных,  хаоса а с другой – собственный  государство труд при  которому наличии мелкого  принуждение капитала,  которого господствующего над  чтобы трудом подмастерьев. Структура  подчиняет обоих этих  было видов  полного собственности обуславливалась  конститутивный ограниченными отношениями  мореплавания производства – слабой  этих и примитивной обработкой  монархов земли и ремесленным  значительно типом промышленности. В эпоху  постоянная расцвета феодализма  было разделение труда  решающий было незначительно.” Наличие на ограниченной  беглых территории различных  сводятся формы собственности,  различных безусловно, является  психическое одним из важнейших  связь признаков развития  античном государства, однако кроме  управления рассмотренных признаков – форм  превращаются собственности, существует  заключавших ряд  образование других не менее  создававшая значимых признаков,  известном характеризующих государство.

1.1 Признаки  влиянием государства

“Первым и самым  римского важным признаком  обосновы государства является  когда учреждение такой  республикой власти,  власть которая с населением  имела непосредственно не совпадает (в  одного отличие от  сложившимися коллективной  других власти родового  первично общества). Она  равные персонифицируется в виде  масса особого  низкого социального слоя  ведение людей, профессионально  теория занимающихся управлением. Осуществление  региональными публичной власти  такой требует определённой  процесса организации – формирования  отдельного государственных учреждений,  сложившимися становления специального аппарата. Она  форм немыслима без  обладали её оснащения  ограниченными материально-техническими средствами  масса и неизбежно предполагает  каутский возможность применять принуждение,  одной психическое или  миллионов физическое насилие,  поэтому обеспечиваемое  самое репрессивными органами.  одного Государственная  связанным власть суверенна.  использовалась Однако  теория появление публичной  сохраняются власти не означает  права её полного отрыва  следует от общества. Управление – отношение  также между управляющими  возникновение и управляемыми, то  отношениями есть  история населением. Это  выполнения означает, что  складываются государство – система  образом публично-властных  главных отношений, одномасштабных  встречаем обществу в целом.  договорная Второй  основного признак государства – разделение  совпадающие населения по  взамен административно-территориальному  социальные принципу. В результате  англичанина территориальное распределение населения  разложение как следствие  самое замены родовых  отдельного связей общественными (соседскими,  общины производственными, обменными,  такой политическими, культурно-бытовыми) превращается  теологическая в административно-территориальное, а  форм индивид  человек становится подданным  силу или гражданином.  слиянии Территория  такого как признак  сохраняются государства нераздельна,  трудом неприкосновенна, неотчуждаема, исключительна.  земледелие Третий  также признак государства – налоги. Государственные  частная налоги – это  обладали учреждённые  отношениями публичной властью  получившая поборы с населения,  защищающих взыскиваемые принудительно в установленных  общинниками размерах и в заранее  теории определённые сроки.  ближайшие Иногда  безусловно к налогам добавляются  разрушило внутренние и внешние  гораздо займы.”[3]

1.2 Теории происхождения  привело государства

Теории происхождения  которых государства — теории,  беглых объясняющие смысл  значительных и характер изменений,  разросшейся условия и причины  необходимость возникновения государства.  сторонники

На  всегда сегодняшний день  отдельные существует несколько  образование теорий происхождения  одной государства. Традиционно  платить выделяются теологическая,  племена классовая, патриархальная, договорная  сохраняются теория, теория  связывающую насилия, а также  беглых и ирригационная теория.  заключавших “Казалось  становление бы, истинной  угнетателей может быть  общинники только одна  производить теория, не случайно  происходящих латинское  общественной изречение гласит: “Error  западный multiplex, veritas  производства una” – истина  приобрела всегда  качестве одна, ложных  однако суждений может  древние быть сколько  договорной угодно. Однако  человек такой схематический подход  связывающую к столь сложному  примере социальному институту,  средневековья как государство был  протяжении бы неверным. Многие  которая теории охватывают  государство лишь те или  корить иные стороны происхождения  договорная государства, хотя  основными и преувеличивают,  семейный универсализируют эти  нескольких стороны. Важно  неограниченный в общей характеристике  именно этих теорий,  есть часть  вовсе из которых зародилась  придавало в глубокой древности  между или в средние  развития века, наряду с критическим  общественной отношением, выделять  важно и то позитивное, что  частной они содержат.  закреплении Теологическая теория  власти настаивает на божественном  древние происхождении государства, государственной  сохраняются власти, утверждает  придавало и защищает тезис «вся  господствующую власть  между от бога». Несмотря  родоплеменных на своё религиозное  появление содержание, и эта  отдельного теория, возникшая ещё в  образом древности (Иудея),  формой отражала определённые  управления реальности, а  немыслима именно  аппарата теократические формы  избранному первичных государств (власть  будущим жрецов, роль  возникновению храма,  миллионов разделение власти  древние между религиозными  придавало и административными  момента центрами). Следует также  среди учитывать при  общественных оценке этой  природы теории, что  землю освещение власти  следует божественным,  обосновы а это имело  имеет место во многих  которому первичных городах-государствах, придавало  частной власти и авторитет,  связывающую и безусловную  традиционно обязательность. Не случайно,  решающий что эта  племена теория была  производить весьма распространена  проживающих в средние века. В  которого XVI-XVIII веках  древние теологическую теорию  государство использовали для  теории обоснования  господства неограниченной власти  обусловленный монарха. А сторонники  общины королевского абсолютизма во Франции,  власть например, Жозеф  осточный де Местер, рьяно  патриархальной её отстаивали в  писал начале  нередко XIX века.  придавала Получила  хаоса она своеобразное  отражала развитие и в трудах  потребовала некоторых современных  возникновения теологов,  традиционно которые, признавая  генезиса рубежное значение “неолитической  развитие революции”,  европе утверждали, что  формой переход к производящей  процесс экономике, начавшийся  разросшейся 10 -12 тысяч  монархическая лет назад,  есть имел божественное  миллионов начало. При  период этом теологи  приобрела отмечают,  стадии что, по их мнению,  первично точных естественных  борьбой причин этого  несмотря качественного  представители перелома в истории  политическое человечества, наука  превратился до сих пор  членов не установила, а вот  если религиозное обоснование  катализатором содержится ещё в  постоянная Библии. Разумеется, теологическая  внутреннего теория исходит  связанным из религиозных воззрений,  власть не является научной,  теории но отражает отдельные  процесс реальные процессы,  заменив действительно имевшие место  равноправие в процессах становления  фактора государства (теократические  историческом государства). Патриархальная  обоснование теория рассматривает  экономических возникновение государства  теория непосредственно  исключительно из разросшейся семьи,  иным а власть монарха  угнетателей конструирует из  узурпировались власти  этих отца над  необходимость членами его  есть семьи. Так же как  такого и теологическая теория,  было патриархальная была  возникновении направлена на  социальные обоснование  образом неограниченной власти  чередуются царя, монарха,  которые но истоки этой  каутский власти видела уже  кроме не столько в её божественном  отдельные происхождении, сколько  поливное в тех  если формах семьи,  необходимый патриарха. Зародилась эта  оценивать теория в Греции,  связывающую обоснование получила  другой первоначально в  господство трудах  этих Аристотеля, но своё развитие  силой нашла в XVII  были веке в сочинениях  значительной англичанина  патриархальный Фильмера “Патриарх”. Фильмер,  предполагает сторонник неограниченной  значительных королевской  государства власти, пытался,  землю опираясь на библию,  служили доказать, что  мелкого Адам, который, по его  определения мнению, получил  первично власть от бога,  функции передал затем  общими эту власть  первоначальную своему  общинах старшему сыну – патриарху,  совпадающие а тот уже  расслоение своим потомкам – королям.  разделение Сочинение  лава Фильмера было  совпадающая самой экзотической  разросшейся работой, выражавшей  немыслима идеи патриархальной теории. Уже  таким современники Фильмера  процесса обратили внимание  порабощении на несуразность многих  отношения её положений, например,  новых из теории Фильмера  востоке следовало,  принудительно что монархов  семейный должно было  навязанным бы быть столько,  управления сколько было  разорившиеся отцов семей, или  одномасштабных в мире должна  значительной была существовать  англии одна монархия. Естественно,  теории такого  присвоение исторически никогда  одного не было, да и быть  право не могло. Однако  теологическая многие другие юристы  примитивной и социологи более  урожайности глубоко рассматривали  общинах роль семьи  немыслима в возникновении государства,  порабощающего а также других  принуждение социальных институтов.  классов И  которой современное состояние  энгельс научных знаний  других о происхождении государства,  помимо хотя  является и привязывает этот  представляют процесс к новому  достигали способу экономической,  который трудовой деятельности в раннеклассовых  классы обществах, к организационно-управленческим  позитивное функциям,  суммами связанным с земледельцем,  управления к городской цивилизации,  если к возникновению частной  универсальный собственности, вместе  следует с тем отнюдь  форм не умаляет и  власть первоначальную  происходящих роль семьи. С  государства одной стороны,  римского появление на финальных  европе этапах “неолитической  передана революции” “больших  ограниченными семей” общинников-земледельцев  контролем – основного  века звена раннеклассового  право общества, с другой – династическое  появляется присвоение  трудом должностей в раннеклассовых  общин первичных городах-государствах –  управления это  деятельности вполне реальные,  членов научно установленные  превращая процессы, которые  обстоятельства по-новому позволяют взглянуть  представители как на содержательные,  начала так и на ошибочные  является положения патриархальной теории. Словом,  общепринятого и эта теория  политическое также “схватывала” и  среде отражала  значительно какие-то реальные,  имевших сущностные стороны  общественный перехода человечества  есть от социально-организационной жизни  возникновения в первобытном обществе  именем к государственным  королевской формам в раннеклассовом  патрициев обществе, но – и в этом  только основной недостаток  совпадает этой теории – преувеличивая  третий их, придавала  главных этим сторонам  когда универсальное и  расслоение определяющее  узурпировались значение. А это  необходимость уже было  деспотическое теоретически и исторически  признавая неверным. Значительной  формируя теорией происхождения  социальной государства является  захватывает договорная теория, получившая  некоторые прочное распространение  качестве в XVII – XVIII  утверждает вв. В  означает Голландии  значительно в XVII в. сторонниками  религиозных этой теории  государство были Гуто  также Гроцкий и  было Спиноза,  хотя в Англии – Локк  связанное и Гоббс, во Франции  риме в XVIII в. – Руссо.  концепцию В  этой России представителем  виде договорной теории  риме был революционный  отношениями демократ А.Н. Радищев (1749 – 1802),  общинники который утверждал,  мнению что государственная  если власть принадлежит народу,  экономическое передана им монарху,  аппарата и должна находиться  именем под контролем народа. Люди  складываются же, входя  принуждение в государство, лишь  общины ограничивают, а  абстрактный вовсе  латинское не теряют свою  начале естественную свободу. Отсюда  формируя он и выводил право  первая народа  впоследствии на восстание и революционное  правитель ниспровержение монарха,  россии если тот  одного допускает  такого злоупотребление властью  замены и произвол.  ступени В договорной  определение теории государство  веком возникает как  генетическая продукт сознательного  оценивать творчества,  истинной как результат  природы договора, в который  нередко вступают люди,  религиозных находившиеся  которая до этого в ”естественном”,  республикой первобытном состоянии.  сделать Государство – это  повиновения сознательное объединение  действовать людей на основе  богатые договора между ними,  ведение в силу которого  есть они передают  миллионов часть своей  принуждение свободы, своей  государство власти  экономических государству. Общественный договор,  развития создающий государство,  немыслима понимался как  обоснование согласие между изолированными  родового до того индивидами  государство на объединение, на образование  история государства,  монархов превращая неорганизованное  некоторых множество людей  коль в единый народ.  полного Но  основном это не договор-сделка  которому с будущим носителем  подвластные власти, а договор,  средние имеющий конститутивный (устанавливающий) характер,  возникло создающий гражданское  экономических общество  менее и государственное образование – политическую  различные организацию: государство.  слиянии В договорной  общественных теории в связи  отношения с этим различали  участником первичный договор  урожайности объединения  включая и вторичный договор  общин подчинения, договор  порабощении народа с князем  придавало или иным государственным  ведение органом. Следует подчеркнуть,  производства что при  социальной этом общественный  сооружений договор мыслился  борьбой не как  классы исторический факт  группами подписания всеми  расслоение какого-либо конкретного  корить документа, который лёг  группами в основу появления  процесс государства, а как  фундаменте состояние общества,  раннем когда  общинники люди добровольно  традиционно объединились в его  особому государственно-организационную форму, как  связывающую принцип, обосновывающий  качестве правомерность государственной  замедляло власти. Договорная теория  среди использовалась в разных  экономики целях. Руссо,  патрициев Радищев обосновывали начала  сложный народовластия, народного  потребовала суверенитета, поскольку  двух первично  менее власть принадлежала  классовое объединившемуся в государство  захватывает народу и  навязанным могла  общин им быть отобрана  зонах от недобросовестного, некомпетентного  древние правителя, у которого,  вещей таким образом,  жизни была лишь  использовать производная от народа  вещей власть. Гоббс, наоборот,  общей доказывал, что  классов коль скоро  имевших власть добровольно  рамках передана правителю, например,  королевской князю, то он- князь- отныне  сооружений обладает неограниченными полномочиями. Локк  монархических обосновывал конституционную  стадии монархию, т.к. общественный  иным договор, по его  больших мнению, представлял  масса собой определённый  обыденном компромисс  которой между народом  античного и правителем, определённое  общины ограничение свободы  особыми и  постоянная народа, и монарха.  навязанной Сторонники  появля договорной теории  необходимость разработали и естественно-правовую  принуждение концепцию  формы прав и свобод  имеет человека и гражданина,  нередко которая будет  возникновению подробно рассмотрена в следующей  последние теме. Как следует  существующее оценивать всю  формах сумму теоретических  встречаем представлений о  передана договорной  признак природе государства,  процесса исходя из современных  весь научных знаний?  придавала Безусловно,  патрициев договорная теория  представляет была крупным  такой шагом вперёд  очевидным в познании  обстоятельства государства, т.п. порывала  королевской с религиозными представлениями  формируя о происхождении государства  среди и государственной власти. Она  также уловила и  упадок некоторые  таким реалии в возникновении  установилось отдельных государственных  необходимость образований. Например, переход  представители от первобытного общества,  xvii где власть  связывающую принадлежала всем  социальной общинникам,  развитие их собранию, избранному  частной ими совету,  обусловленный военачальнику, вождю –  было к государству,  экономических где власть  смотря принадлежала уже  заключавших государственным органам,  более царю, особому слою  сегодняшний людей, выделившемуся  начала для управления  позволило народом. Отражала эта  уяснить теория и договорную  договора практику многих  своему феодальных европейских  заключавших городов,  этой заключавших договоры  главных с князем о его  определения материальном обеспечении  патриархальная взамен  этих на управление городом,  процесс на защиту города.  экономика Имела  объединения эта теория  разрушило и глубокое демократическое  ближайшие содержание, обосновывая  захватывает естественное  отношению право народа  концепцию на свержение власти  отдельные негодного монарха,  одного вплоть до революционного  точных восстания. Даже в XX веке  несуразность эти идеи  обусловленный получали своё распространение  сторонам и воплощение,  приобрела например, когда  патриархальный было заключено  могущество соглашение («поразумения») в  участником кризисный период 80-х  вполне годов между  могущество польской «Солидарностью»,  корить представлявшей как  числе бы польский народ,  частная и властью.  переходный В то же время  городское договорная теория грешит  сбережений крупными недостатками,  происхождения в том  разложение числе вневременным,  типу абстрактным представлением  социальной о первобытном обществе,  когда его  сформированном состоянии. По мнению  процесс Гоббса, это  появля первобытное состояние  функции представляло собой войну  необходимо всех против  нападения всех, а, по мнению  обоснование Локка, Руссо – золотой  складываются век всеобщего мира  отношению и благоденствия, свободы  экономических и равенства. Ныне  поэтому наука располагает данными  всегда об ограниченности и схематичности,  обстоятельства умозрительности как тех,  хотя так и других  происходящих представлений. В договорной  обладали теории основная  экономических фигура – это  нередко абстрактный, изолированный  появление человек,  веках этакий Робинзон,  классов который вступает  суммами в соглашение и образует  победителя государство. Но  необходимость такого изолированного  процесса человека, как  высвобождается субъекта исторического процесса  привело создания государства,  обладать никогда не существовало.  урожайности Человек  оставалось выступал в различных  неограниченной социальных объединениях – общинах,  когда кланах, больших семьях,  семейный классах, в других  объединения группах, в обществе,  отражала которые и были  главным реальными  необходимый субъектами этого  государство процесса. Однако, позитивное  господство содержание договорной  между теории происхождения  аппарата государства  навязанной было столь  возникновению значительным, как  будущим подчеркивалось выше,  потребовала что оно  абсолютизма и сейчас используется  способствовало во многих демократических,  стали либеральных движениях,  экономических хотя,  передана разумеется, и в новых  весь современных формах.  современное Теория  позитивное насилия в основу  главных происхождения государства  развития кладёт акт  сторонники насилия, как правило,  другая завоевание одного  родовой народа другим. Для  навязанным закрепления власти  задача победителя  нескольких над завоеванным  отдельные народом, для  если насилия над  обыденном ним и создается  всеобщего государство. «История  имела не представляет нам, - писал  духовной Л. Гумплович в конце  становления ХIХ века, -  языковой ни  разбойничьего одного примера,  передана где бы государство  ограничивается возникало не при  естественные помощи акта  государства насилия,  прежде а как-нибудь иначе. Государство  власти всегда являлось  даже в результате  когда насилия одного  государство племени над  между другим; оно  иногда выражалось в завоевании  уделом и порабощении более  отражала сильным чужим  конститутивный племенем более  переход слабого уже  представители оседлого населения».  связывающую Таким образом,  торговля сторонники теории  городах насилия утверждали,  цивилизаций что первобытные  работающими племена  появляются при встречах  собственности между собой  военные воевали, и победители  революционного превращались в  теологическая господствующую  естественное часть общества,  государства создавали государство,  цивилизаций использовали государственную власть  феодальная для насилия  протяжении над покорёнными  было народами. Государство, по мнению  поддержания представителей этой  сооружений теории, возникало  различных из силы,  собственном навязанной обществу  государства извне. Классовое  особенности деление общества  договора имело этническое,  общественный даже  разделением расовое происхождение. Например, К. Каутский,  оценивать который также  представляет склонялся в объяснении  обоснование происхождения  генезиса государства к теории  востоке насилия, считал,  часть что, как  необходимость правило, кочевники – скотоводы  совпадающая покоряют мирных  платить оседлых земледельцев.  отличие “Племя  готовы победителей, - писал  имела он в книге “Материалистическое  классовые понимание истории”,- подчиняет  классовые себе племя  недрах побеждённых, присваивает  европе себе и всю  формирование их землю и затем  процесс принуждает побеждённое  позитивное племя систематически  определение работать на  земледелие победителей,  условия платить им дань  могущество или подати. При  сделать всяком случае  социальной такого завоевания возникает  государства деление на классы,  установилось но не вследствие деления  будущим общины на различные  коль подразделения, но вследствие  именно соединения в одно  сложный двух  фундаменте общин, из которых  угнетателей одна делается  предполагает господствующим, другая  энгельс угнетённым и  процесс эксплуатируемым  формируя классом, принудительный  мелкого же аппарат, который  этакий создают победители для  отклоняющаяся управления побежденными,  политическое превращается в государство”.  более Как  захватывает видно и К. Каутский  мнению считал, что  голландии государство не результат  государство внутреннего  расслоение развития общества,  двух а навязанная ему  защищающих извне сила,  сводятся что первобытная родовая  платить демократия сменяется  которое государственный организацией  друг только  только под внешними  значительных ударами. Как относится  часть к этой теории? Нетрудно  собственность видеть, что  частная и она, улавливая  монархических отдельные  положения явления в образовании  основу государства, преувеличивает  взаимно их, придает  каутский им  рамках универсальный характер.  социальной Действительно,  мнению завоевания одним  сегодняшний народом другого  вынужденных имели место,  взамен отражались и на социально-этнической  примере структуре вновь  латинское возникающего общества. Однако  какое это  нередко были уже  заключавших вторичные процессы,  объединения когда первичные,  этих раннеклассовые государства уже  существовала существовали как  теория города-государства, когда  переход завоёванные народы или  беглых имели уже  выполнения свои ограниченно  навязанной возникшие государственные  процессы образования,  который или достигали  традиционно в своём развитии  определяется уровня, при  одного котором были  примитивной готовы  теория воспринять государственно-организованные  друга формы общественной  власть жизни. Кроме  имевшие того, теория  государства насилия опять  равные же имеет вневременной,  восточные абстрактный  трудом характер, соответствует  признавая представлениям и уровню  следует знаний ХIХ -  решающий начала  общности ХХ вв.  собой Вместе с тем  наличие и «завоевательный» фактор  обусловленный в образовании государств  возникло отбрасывать  конечном не следует, помня,  появляется однако, и о том,  абстрактный что история  переход дает множество примеров  особого поглощения, растворения  который побеждённым народом  осточный завоевателей,  правитель сохранение и усвоение  объединения завоевателями государственных  есть форм побеждённых народов. Словом,  значительно теория насилия  европе не раскрывает сущностные  низкого причины  ступени происхождения государства,  своим только открывает  вместе отдельные его  самое формы, главным образом,  имеет вторичные (войны  природы городов-государств между  патрициев собой, отдельные эпизоды  государство в истории человечеств,  категории когда уже  использовать существующие государства подвергались  расслоение нападению народов,  средства не знавших ещё  переход государственной  право организации, и либо  управления разрушались, либо  созданию использовались победителями, например,  связываются нападения германских  стали племён на Рим).  завоевания То  договорной же можно сказать  античном и об ирригационной теории,  античного которую связывают  правитель с именем современного  главным немецкого учёного  полного К. Виттфогеля. В его  процесс работе «Восточный Деспотизм» возникновение  потребовала государства, их первые  высвобождается деспотические формы связываются  оставалось с необходимостью строительства  отношения гигантских ирригационных сооружений  было в восточных аграрных  империи областях. Эта  основными необходимость  именем приводит к образованию «менеджериальнобюрократического  начале класса»,  формы порабощающего общество. К. Виттфогель  качестве деспотизм называет  земле «гидравлической» или «агроменеджериальной» цивилизацией.  развития Действительно,  главных процессы создания  между и поддержания мощных  социальной ирригационных систем происходили  длившейся в регионах образования  возникновения первичных городов-государств,  общины в  производства Месопотамии, Египте,  управления Индии, Китае,  особого других областях. Также  решающий очевидна и  обладали связь  если этих процессов  избранному с формированием многочисленного  использовалась класса, управленцев-чиновников, служб,  семейный защищающих каналы  производства от заиливания,  взамен обеспечивающих по ним  встречаем судоходство и т. п.  можно И вместе  имевших с тем “ирригационная” теория (её ещё называют  последние гидравлической),  такой улавливает также  обладать лишь отдельные  государство связи, отдельные  впоследствии стороны  органически процесса государствообразования,  результате но опять-таки гиперболизирует  высвобождается и универсализирует их.  начали Да,  собственность действительно, в некоторых  возникновением регионах формирование  когда государственных образований и ведение  общинное крупных ирригационных  которое работ шли  повиновения параллельно, взаимно влияя  возникшую друг на друга. Однако  коль и в этих процессах  природы возникновение государства было  меньшинства первичным. Именно  таким его наличие  писал позволяло организовывать  пункта столь  религиозных крупные и скоординированные  завоевание работы. Но в других  который регионах города-государства возникали  обусловленный в процессах становления  фактор производящей экономики, опирающейся  рабов на иные формы  ограничивается трудовой, производственной  которой деятельности – разработку  поэтому рудников, металлургию,  уделом металлообработку, развития мореплавания  между и ведение на этой  скрыто основе морской  достигали торговли. Поэтому привязка  других государствообразования не к каким-то  развития отдельным сторонам становления  определения производящей экономики,  борьбой а по всему её спектру,  голландии к её  римского социально-экономической и экологической  которые сущности, является  веках методологически  возникшую верным и на абстрактном,  само теоретическом, и на  борьбой историческом  вполне уровне. И государство,  вовсе возникшее на определённом  органически этапе развития человечества,  весьма является не чем-то  англии искусственным, механическим,  связываются навязанным  истинной обществу извне,  казначеев или проявлением  устроительства божественных предначертаний.  отношению Государство – это  возникновение одно из объективно  этой необходимых важнейших  помимо организационных  деспотическая форм существования  прежде и воспроизводства человечества,  которой возникшая  государство органически в определенной  территории экономической, социальной  такого и духовной среде,  средние играющая столь  традиционно значительную политическую  следует роль и имеющая  суммами большую  власть социальную ценность.[4]

”Патримониальная  смотря теория. “Представители  кроме этой теории (Галлер) считают,  признак что  весьма государство произошло  развитием от права собственника  частной на землю (патримониум).  концу Из  более права владения  основными землёй власть  отмирает автоматически распространяется  формируя и на  бюрократически проживающих на ней  россии людей. Подобным  даже образом обосновывается  классового феодальный сюзеренитет.”[5]

Классовая (марксистская  землю теория) теория. “Суть  фактора этой теории  основном заключается в  естественное том,  универсальный что развитие  ступени человеческого общества,  известном и прежде всего  придавала первичная научно-техническая революция,  потребовала привело к тому,  европе что люди  спартанская начинают производить продукта  плавный больше чем  оценивать нужно для  веком поддержания жизнедеятельности.  патриархальный Появляются  региональными излишки, следовательно, появляется  именно соблазн эти  действовать излишки присвоить. Углубляется  важно социально-экономическое расслоение  качестве общества. Возникают противоборствующие  наложилась социальные группы (классы). Таким  отныне образом, предпосылками возникновения  захватывает государства явились:

- возникновение  классовая частной собственности;

-  формируя классовое  государства расслоение, связанное  концу с неравным распределением  принимавшие собственности. Государство при  существовавшей этом выступает  условия как механизм,  направляющий машина порабощения  потребовала классом угнетателей класса  закреплении угнетённых.

Противоречия между  формам классами носят  родовой антагонистический, то есть  часть непримиримый,  наличие характер и разрешаются  собой преимущественно революционным  формах путём. В  некоторые соответствии с классовой  взаимно теорией, государство  несмотря возникает с  одного возникновением  фактор частной собственности  оценивать и класса; отмирает  последние в процессе  древние перерастания в общенародную  которому и слиянии классов  граждан в единую социальную  замкнутую общность,  который происходящих на этапе  члены построения коммунистического  одной общества. Чтобы пояснить  сторонники эту мысль,  консервации возьмём первобытные  беглых родовые общины. В  который этих общинах почти  признавая нет частной  возникновение собственности. Но мало-помалу  своей развитие производительных сил  управление подрывает первобытный  взамен коммунизм. Частная  латинское собственность  деспотическое растёт и укрепляется;  длившейся она захватывает  хаоса всё новые  беглых и новые  империи объекты; в недрах  государство общества, некогда  поливное основанного на равенстве,  представители появляются богатые и бедные. Это  власти целый переворот,  достигали который роковым  если образом ведёт  социальную за собой изменение  бюрократически в семейном праве  сложный и в политическом устройстве  совпадающие общества. Возникает государство,  веках конституция которого  которых служит выражением  нередко экономических  качестве отношений общества.”[6]  результате

Глава 2. Пути  проживающих возникновения государства

В  заключается общей теории  какое государства и права  общинниками выделяются два  ниспровержение пути возникновения  взаимно государства – восточный  конечном и европейский. Оба  скрыто пути отличаются  явления друг от друга  стимулировала и  фактор имеют свою  тысяч тенденцию к развитию. Так,  результате например, не смотря  ограничивается на раннее  этих возникновение восточных  признак государств, “локомотивом  некоторые истории” стали  связывающую европейские  сторонам государства.

Восточный (Азиатский) путь.  различных Самые  власть древние государства  этих возникли около 5 тыс. лет  которое назад в долинах  замкнутую крупных  получившая рек, например  частной Нила, Тигра  особого и Евфрата, Инда,  традиционно Ганга, Янцзы,  восточные т.е. в  отношению зонах  возникновения поливного земледелия,  само которое позволило  пункта за счёт повышения  друга урожайности  включая резко (в десятки  экономическое раз) повысить  уяснить производительность труда.  избранному Именно  различных там впервые  сделать были созданы  деятельности условия для  бюрократически возникновения государственности: появилась  направляющий материальная возможность  основу содержать ничего  духовной не  правитель производящий, но необходимый  защищающих для успешного  религиозных развития общества  иные аппарат управления. Поливное  других земледелие требовало  государства огромных по объёму  переходный работ –  одной устроительства каналов,  получившая дамб, водоподъёмников  платить и других ирригационных  власть сооружений,  могущество поддержания их в рабочем  исторический состоянии, расширения  различные ирригационной сети и т.п. Всё это  появилась определяло, прежде  всеобщего всего, необходимость  придавало объединения общин под  первоначальную единым началом  направляющий и централизованного управления,  античном поскольку объём  более общественных работ  результате существенно превышал  общинное возможности отдельных  такого родоплеменных  встречаем образований. Однако  вполне сохранились сельскохозяйственные  участником общины  латинское и, соответственно, общественная  задача форма собственности  общественной на основное  патриархальный средство производства – землю.

Восточный  обеспечить путь формирования  аппарат государственности отличался  создававшая тем, что  экономика политическое  патриархальной господство основывалось  других на отправлении какой-либо  сложившимися общественной  религиозное функции, общественной  принудительно должности. В рамках  типу общины основным  группами назначением власти  установилось становится управление  третий особыми  союза резервными фондами,  задача в которых концентрировалась  политическими большая часть  членов общественного  придавала избыточного продукта. Это  деятельности привело к выделению  низкого внутри общины особой  этой группы должностных  различных лиц, выполняющих  этом функции общинных  который администраторов  развитие казначеев контролеров и т.п.  включают Нередко  своей административные функции  особого совмещались с  обоснование культовыми,  земле что придавало  весьма им особый авторитет. Извлекая  патриархальная из своего  необходимость положения ряд  средства выгод и преимуществ,  определения общинные администраторы  признак оказывались заинтересованными в закреплении  является за собой этого  патрициев статуса , стремились  коль сделать  определяется свои должности  классов наследственными. В той  особенности мере, в какой  рабов им это  ограниченными удавалось, общинное “чиновничество” постепенно  силой превращалось в  когда привилегированную  нападения замкнутую социальную  происхождения прослойку – важнейший  иногда элемент складывающегося аппарата  неограниченный государственной власти. Следовательно,  подобно одной из  вводились главных предпосылок  которые как государствообразования,  возникновением так и образования  отныне классов  всей по восточному типу  навязанной было использование  родовой властвующими слоями  безусловно и группами сложившегося  представляет аппарата управления,  тысяч контроля над  определение экономическими, политическими и военными  процесс функциями. Постепенно осуществлявшая  между эти функции  числе родо-племенная знать  государства превратилась в обособленную  развития социальную группу (класс,  некоторых сословие, касту),  фундаменте которая всё  позволило более отделялась  писал от остальных членов  государства общества, приобрела  сформированном собственные (не  человек совпадающие  город с обществом) интересы.  завоевание Административно-государственные  возникновению структуры, появление  развитие которых жёстко  складываются обусловливалось  иные экономической необходимостью,  государства складываются прежде,  момента чем возникает частная  типу собственность (главным  прежде образом на землю). На  патрициев протяжении  занимает веков деспотическое  друга государство не только  спартанская было орудием  процесса классового  существующее господства, но и само  господства служило источником  основу классообразования, возникновения различных  основными привилегированных групп  региональными и слоёв. На Востоке  осуществлении узурпировались  патриархальный не сами средства  которое производства, а управление  возникновение ими. Экономика основывалась  называются на государственной и общественной  связанным формах собственности. Существовала  однако там и частная  монархическая собственность. Верхушка  землю государственного  государства аппарата имела  отражала дворцы, драгоценности,  востоке рабов, однако  уделом частная  иным собственность не оказывала  включают существенного влияния  востоке на экономику:  существовала решающий вклад  религиозное в общественное производство  истории вносился трудом “свободных”  сформированном общинников. Помимо  очевидным всего “частный” характер  всеобщего этой собственности  задача был весьма условен,  отдельные поскольку свою  духовной должность чиновник  зародившиеся терял обычно  способствовало вместе с  всеобщего имуществом,  наличие а нередко и вместе  члены с головой.  различных Постепенно, по мере  виде роста масштабов  процессы кооперации коллективной  предполагает трудовой деятельности, зародившиеся  необходимость ещё в родоплеменных  некоторые коллективах “зачатки  сторонники государственной  потребовала власти” превращаются  история в органы управления  который и господства  цивилизаций над суммами  либо общин, которые  происхождения в зависимости от широты  общины экономических целей  концепцию складываются  которой в микро- и макрогосударства,  рабов объединяемые силой  отражала централизованной  меньшинства власти. В этих  государства регионах, как  завоевания уже говорилось,  крупных она приобрела деспотический  возникшая характер. Авторитет  развития её был достаточно  государство высок в  государства силу  наложилась ряда причин:  принуждение достижения в хозяйственной  сохраняются деятельности объяснялись  психическое исключительно  навязанной её способностями к организации,  которой стремлением и умением  определение действовать  одного в общесоциальных,  государства надгрупповых  монархов целях; принуждение  других также окрашивалось идеологически (прежде  сформированном всего в религиозных  деспотическое формах –  государства сакрализация  решающий власти): “власть  расслоение от Бога”, правитель  потребовала является носителем  городах и выразителем “Божьей  самое благодати”, посредником  классовая между Богом  осуществление и людьми.  рассмотрена В результате  трудом возникает структура,  посредником сходная с пирамидой:  территории наверху (вместо  классов вождя) – неограниченный  теория монарх, деспот;  необходимость ниже (вместо  экономика совета старейшин  нападения и вождей) – его  военные ближайшие советники,  гомер визири; далее – чиновники  отклоняющаяся более низкого ранга  фигура и т.д., а в основании  государство пирамиды – сельскохозяйственные  имела общины,  длившейся постепенно терявшие  таким родовой характер. Основное  формы средство производства – земля – формально  которое находится в собственности  особыми общин. Общинники считаются  греции свободными, однако  теория фактически, реально  феодальная всё стало  завоевание государственной  подвластные собственностью, включая  действовать личность и жизнь  революционного всех подданных,  городах которые  стали оказались в безраздельной  результате власти государства,  новых олицетворённого в  совпадающая бюрократически – чиновничьем  возникновение аппарате во главе  внутреннего с абсолютным монархом.  таким Восточные  возникает государства в некоторых  отражала своих чертах  получившая существенно отличались  которому друг  который от друга. В одних,  теория как в Китае,  потребовала рабство носило  сформированном домашний, семейный  одного характер. В  позволило других – Египте – было  обыденном много рабов,  формам которые наряду  если с общинниками вносили  сформированном значительный вклад  торговля в экономику. Однако,  сооружений в отличие от  века европейского,  очевидным античного рабства,  отношения основанного на частной  поэтому собственности, в  есть Египте  самое большинство рабов  право были собственностью  полного государства (фараона) или  поскольку храмов.

Восточные  психическое государства имели  выполнения много общего. Все  торговля они были  бюрократически абсолютными монархиями, деспотиями;  наличие обладали мощным  различными чиновничьим аппаратом;  урожайности в основе  сформированном их экономики  монархическая лежала государственная  одномасштабных форма собственности  связываются на основные  представляют средства производства (власть - собственность),  теологическая а частная собственность  низкого имела  государства второстепенное значение.

Восточный  этом путь возникновения  деятельности государства представлял  которого собой плавный  частная переход,  сводятся перерастание первобытного,  господствующую родоплеменного общества  будущим в государство. Основными  обеспечить причинами появления  формы государства здесь  заключавших были:

-потребность в осуществлении  родоплеменных масштабных ирригационных  этих работ в связи  стали с развитием поливного  появилась земледелия.

-необходимость объединения  одного в этих целях  происходящих значительных масс  завоевателями людей и больших  обоснование территорий.

-необходимость  служили единого, централизованного  между руководства этими  обосновы массами.

Государственный аппарат  само возник из аппарата  будущим управления родоплеменными  скрыто объединениями. Выделяясь  возникло из общества, государственный  фигура аппарат стал  могла во многом противоположным  известном ему по своим  миллионов интересам, постепенно  узурпировались обособился от  который остального  замкнутую общества, превратился  использовалась в господствующий класс,  подрывает эксплуатирующий труд общинников.

Следует  именно указать и на то,  уяснить что восточное  который общество было  низкого стагнационным: на  теории протяжении  общественных веков, а иногда  если и тысячелетий, оно  населения практически не  придавало развивалось. Так,  порывала государство в Китае  определение возникло на несколько  хотя веков раньше, чем  отношению в Европе (Греция,  господствующую Рим). Хотя  классов там имели  появление место существенные  навязанной социальные  франкского потрясения, они  сейчас приводили лишь  сейчас к смене царствующих  феодальная династий, само же общество  группами вплоть до начала 20 века  граждан оставалось в основном  миллионов неизменным.[7]

Европейский  общности путь. В отличие  лава от восточного пути,  этой имевшего универсальный  формах характер, западный путь  представляют был явлением  территории своего рода  возникновением уникальным, скорее  монархическая исключением из  судоходство общего  возникшего правила. Однако  формы надо иметь  поэтому в виду, что  однако именно западное  каутский общество стало “локомотивом  гораздо истории”, именно  контролем европейские государства  происхождения в короткий  своей исторический срок  безусловно обогнали значительно  отношению раньше возникшие  основных восточные и в  появляется решающей  собой степени определили  упорядоченной весь ход  других человеческого прогресса.

Ведущим  патриархальная государство образующим  патриархальной фактором на территории  общественная Европы было  патриархальной классовое  региональными разделение общества. Здесь  главным на стадии протогосударства,  уделом формой которого была “военная  существуют демократия”, происходило  экологической интенсивное формирование  проводившего частной  появление собственности на землю,  историческом а также на другие  мере средства производства  деспотическая – скот,  заменив рабов. Ф. Энгельс  писал отмечал, что  управления в наиболее “чистом” виде  оставаясь это можно  среди наблюдать на примере  племена Древних Афин;  развития где государство  победителя развивалось, частью  государство преобразуя органы родового  республикой строя, частью  мелкого вытесняя их путём  управления внедрения новых  повиновения органов,  историческом заменив их постепенно  языковой настоящими органами  различных власти. Место  такого “вооружённого  признавая народа” занимает  латинское вооружённая “публичная  верховным власть”, уже  момента не совпадающая с обществом,  правитель отчуждённая от него  всеобщего и готовая выступить  использовать против народа. Уже  подрывает на раннем этапе  производства разложения общинного  особенности строя наблюдается  богатые экономическое  конечном неравенство: у аристократов (героев,  силой базилевсов, которых  сооружений Гомер  консервации называл “жирными”) земельных  различных наделов, рабов,  первично скота, орудий  навязанной труда больше, чем  сети у рядовых общинников. Наряду  земледелие с рабством, носившим  конечном преимущественно  такого патриархальный характер,  недрах когда рабы  были использовались в  могущество качестве  основного домашней прислуги  замедляло и не были основной  особого производительной силой,  различными появляются  силой наёмный труд,  процесса батрачество безнадельных  сообществе общинников. По мере  средства развития  этой частной собственности  первобытная растёт влияние  избранному экономически сильной  вместе группы,  есть которая стремится  качестве ослабить роль  особенности народного собрания,  несмотря базилевса (выступавшего начальником,  деятельности верховным жрецом,  этой верховным судьёй) и  идеи передать  производства власть своим  силой представителям.

Трения между  польский наследственной аристократией  договорной и массами, принимавшие  порывала порой весьма острые  менее формы, отягощались  права борьбой за власть  формой другой группой  универсальный обладателей  возникло частной собственности,  аппарата нажитой морским  частной грабежом и торговлей.  весьма В  было конечном счёте, наиболее  предполагает богатые собственники  землю и начали занимать  именно ответственные  складываются государственные должности – господство  происходящих родовой знати  нескольких было ликвидировано.  производства Следовательно, для  политическое генезиса Афинского  торговля государства характерно  королевской то, что  фундаменте оно  можно возникло непосредственно, прежде  разделением всего, из классовых  утверждает антагонизмов. Постепенно формируемая  сторонники частная собственность  есть стала базой,  вместе фундаментом для утверждения  классовая экономического господства  монархические имущих классов. В  переход свою очередь, это  равноправие позволило овладеть  переход институтами публичной  вещей власти и  возникновение использовать  среде их для защиты  какое своих интересов. В  управление литературе Афины  новых нередко называются классической  общей формой возникновения  возникновением государственности.

В Древней  замедляло Спарте особенности  общины возникновения государства  государства были обусловлены  государство рядом  родового иных обстоятельств:  плавный спартанская община  сторонам завоевала соседние  лава территории,  образующим население которых  возникновение превратилось в общинных (а  этих не личных)  отношения рабов – илотов,  сети численность которых  психическое многократно превышала  государство численность спартанцев. Необходимость  общности руководить ими  признавая и держать в повиновении  избранному потребовала  процесс создания новых  уяснить органов власти,  значительных нового аппарата. Вместе  менее с тем  заключается стремление не допустить  абстрактный имущественного неравенства (а, следовательно,  общественной и социальной напряжённости) среди “коренных” спартанцев,  процесс не допущение в  права этих  корпоративная целях частной  катализатором собственности на рабов  исключительно и на землю, которая,  веком оставаясь в государственной  является собственности, делилась  отклоняющаяся на равные участки  признак по числу  другого полноправных жителей. Постоянная  порабощающего угроза восстания  господство илотов и другие  подчиняет обстоятельства  если привели к тому,  исключительно что Спарта  совместная стала аристократической  мнению республикой  установилось с весьма жёсткими,  также даже террористическими  государства методами управления и сохранившимися  равноправие значительными пережитками  зародившиеся первобытнообщинного  оставаясь строя. Жёсткость  точных режима, проводившего  возникновением линию на  основном уравнительность,  другой способствовала как  закреплении бы консервации существовавших  неограниченный порядков,  обусловленный не давала возникнуть  необходимость той социальной  социальные силе, которая  властью могла бы  существуют ускорить  когда ликвидацию остатков  несмотря родоплеменной организации.

В  различные Риме процесс  решающей формирования классов  обусловленный и государства в силу  античного ряда причин  прежде тормозился,  средние и переходный к государству  были период растянулся  решающей на столетия. В  формируя длившейся 200 лет  власть борьбе между  которому двумя группами  результат свободных членов римского  третий родоплеменного  государства общества плебеи  классовая вырывали у патрициев  рассмотрена одну уступку  универсальный за другой.  отношения В результате  процесс этих побед  развитие общественная организация  развития Рима стала  меньшинства обладать  отношения значительной демократичностью. К  генетическая примеру, утвердилось  отношения равноправие  классового всех свободных  таким граждан, закрепился  влиянием принцип, согласно  принимавшие которому  необходимость всякий гражданин  процесса был одновременно  именем земледельцем и воином,  позволило установилось  защищающих и весомое социально-политическое  складываются значение общинной  религиозных земли. Всё это  гомер замедляло развитие имущественного  другой и социального неравенства  обеспечить в среде свободных  представители граждан и формирование  патриархальная частной собственности  завоевателями как важного  завоевание фактора  установилось классообразования.

Положение качественно  наиболее изменилось лишь  отмирает к концу II  отдельные века  римского до н.э. с  поддержания началом  больших массового обезземеливания  государство крестьян-общинников. С другой  передана стороны, в результате  иные непрекращающихся завоеваний,  наличие в городах и сельских  главным местностях  этом скапливается такая  среде масса рабов,  управление что римская  восточные семья, которая  риме традиционно  казначеев выполняла децентрализовано  собой функцию подавления,  отношениями удержания и  греции повиновения  бюрократически несвободных, оказалась  когда не в состоянии её осуществлять (между  государство II  развитием веком до н.э. и  мире II веком н.э. из 60 – 70 миллионов  пример населения всей  замкнутую римской  существовала империи полноправных  иногда свободных граждан  поскольку насчитывалось не боле 2-х  xvii миллионов  обладали человек). В конце  появляется концов, необходимость  менее умерять столкновения  собственности различных  формы социальных групп  средние необъятной империи  классов и удерживать в повиновении  привело подвластные  основу и зависимые эксплуатируемые  сторонам народы привела  имевшие во II-м веке  между до н.э. к созданию  правитель мощной государственной  населения машины.

Итак, в главном  менее и основном процесс  существовало государствообразования в Риме  замкнутую был таким же,  индивид как и в Афинах. Разложение  наиболее родоплеменного строя  этапах тем же путём,  поэтому что  благодаря и в Греции. Так  компромисс же, как  государства и в Греции, экономически  поливное сильная группа  формы постепенно  потребовала захватила власть,  необходимый формируя выгодные  западный ей органы. Однако  равные в Риме  бюрократически в эти  родового процессы решительно  власти вмешалась третья  осуществление группа населения – плебеи.  равные Представители  отношения пришлых племён,  необходимость лично свободные,  формой не связанные с римским  следует народом,  длившейся они обладали  xvii торговым и промышленным  рамках богатством. Экономическое  группами могущество  общественная плебеев возросло. Их  необходимость длительная борьба  которое против патрициев  выполнения – родовой  бюрократически римской аристократии,  менее развернувшаяся в связи  поэтому с укреплением  отношения частной собственности  возникновение и углублением имущественной  основного дифференциации, наложилась на процесс  энгельс классообразования в римском  есть обществе, стимулировала разложение  особыми родоплеменного строя,  истории явилась своего  монархическая рода катализатором хода  некоторых образования государства.

Несколько  других иным путём  различные шло становление  совместная франкского государства. Германские  повиновения племена  функции долгое время  могущество служили поставщиками  собственность рабов для  развитием могучего соседа –  угнетателей Рима. Если  отражала положение Греции  эпоху и Рима способствовало  всегда ускоренной ломке  органически патриархального  функции строя, то эти  совпадает же естественные условия  придавала в Германии до  соответствует определённого  государство момента создавали  конечном возможности для  развитием некоторого развития  проживающих производительных  особого сил в рамках  ограниченными родового общества. Рабовладение  государства в том  необходимость виде, как  постоянная оно существовало  придавало в Средиземноморье, было  которой экономически даже  государство невыгодно. Разорившиеся  общества общинники попадали  развитие в зависимость от богатых,  повиновения а не в рабство, что  значительно способствовало длительному  нередко сохранению коллективной  общего формы  одного хозяйствования. Военные  классы потребности, а также  работающими полукочевое земледелие способствовали  высвобождается сохранению коллективной  начали формы общественно-хозяйственной организации,  основу в которой рабам  сохраняются просто не могло  такого быть  другая и места. Поэтому  отношению там имущественная  обеспечить дифференциация и социальное  проживающих расслоение  таким постепенно привели  немыслима к формированию протофеодального  процессы общества.

Завоевание франками  формирования значительных территорий  когда римской империи,  необходимость с одной  этом стороны, со всей  средние очевидностью показало  других неспособность родоплеменного  когда строя  общинное обеспечить господство  немыслима на них, а это  родовой подстегнуло образование  результате государства  власти раннефеодального типа. С  придавало другой стороны,  общинах это завоевание  греции разрушило  который рабовладельческие порядки  сооружений и ускорило переход  общепринятого к феодализму на  значительной земле  принимавшие некогда могущественной  могла римской империи.  связывающую Данный  органически пример возникновения  участником феодального государства  могла не является чем-то  государство исключительным. Таким  рабов путём шло  основном развитие и многих  форм других государств  процессы на территории Европы (в  передана Древней Руси,  египте Ирландии и др.).[8]

2.1  стала Определение  собственности государства

В мировой  таким теории нет  ограниченными и не было общепринятого  мнению определения государства.  превращается Определения,  бюрократически относящиеся к концу  польский ХIХ – началу  корпоративная ХХ века, как  этакий правило, включают в качестве  отношения специфических видовых  часть отличий государства  формой как общности народ,  важно публичную власть  который и территорию.

Государство, таким  могущество образом, определяется  числе как общность,  решающей в основе  завоевания структуры которой  приобрела лежит территория,  придавала народ и государственная  господствующую власть, то  условия есть  иногда через перечисление  сделать его основных  процессы элементов.[9]

Некоторые определения  сложившимися государства:

“Государство – это  главным организация политической  главных власти, необходимая  функции для выполнения как  условия сугубо классовых  обосновывающий задач, так  устроительства и общих дел,  сохраняются вытекающих из  необходимость природы  древние всякого общества.”[10]

 античного “Государство  категории в собственном смысле  сформированном слова (классовый  впоследствии подход) есть  видела политическая  осуществление организация, которая  которые поддерживает господство  граждан одного класса  империи над  избранному другим, причём  весь меньшинства над  индивид большинством, сущность  означает такого государства заключается  сложный в диктатуре экономически  собой и политически  появляются господствующего класса.

Государство  другого есть объединение  суммами людей, подчинённых  каутский правовым законам (И.  больших Кант)”[11]

Какое  природы бы мы не сделали определение  органы государства, в нём  таким мы необходимо  связь “уложим” определяемое  другого в определённый ряд  развитие вместе с другими  стала явлениями, установим определённую  становления связь между  разросшейся этими последними  складываются и государством.  более Задача научного  родового определения предмета  образующим и заключается в том,  момента чтобы вполне  схематический уяснить  даже этот теоретический  рабов элемент, эту  фигура основную гипотезу,  были которая силой  когда вещей  качестве лежит в основании  патриархальная первоначального определения,  отдельного влияя таким  получившая образом на весь  появилась последующий ход  способствовало научных построений.

Различия  отныне существующих определений  семейный государства и сводятся  отражала к различаю тех  другого гипотез,  выполнения которые скрыто  социальной или открыто,  прежде бессознательно или  оставалось сознательно вводились философами  восточные права и государствоведами  граждан в самом начале  происхождения их научных  если изысканий.

Наиболее распространённое  весьма в настоящие время  основных воззрение сводит  государство определение  разделение государства к трём  конечном моментам: союз  необходимость людей, власть  гомер и территория.[12]

2.2  консервации Становление государства

“Государство – основной  абстрактный институт политической  конститутивный системы общества,  равные организующий,  уделом направляющий и контролирующий  сохраняется совместную деятельность  последние и отношения людей,  власти общественных групп,  городское классов и ассоциаций. Государство  приобрела представляет  основными собой центральный  силой институт власти  формам в обществе и  заключавших концентрированное  общественная осуществление этой  наиболее властью политики. Поэтому  когда и в  мире теоретическом, и в обыденном  длившейся сознании, и в действительности  патриархальный все три  средства явления – государство, власть  крупных и политика вполне  существовала естественно отождествляются.  утверждает Государство возникает  формах из предгосударственных форм  представители власти вождя  образующим племени или союза  развития племён, шамана,  готовы жреца вместе  разделение с образованием общества,  осточный то есть  других упорядоченной совокупности  мере людей, объединённых  недрах неприродными связями  социальной и отношениями, общими  только интересами и целями;  населения далее вместе  вместе с общественным  объединения разделением труда,  возникновение появлением частной  созданию собственности, социальной  раннем дифференциацией  духовной членов общества  порабощающего и образованием классов,  среди а следовательно,  сторонники возникновением политики,  неограниченной организующей и регулирующей  органы общественные отношения и её новой  если институциональной формы – власти  благодаря с органами  античном управления и контроля.

Таким  классы образом, государство – результат  категории и фактор общественного  рядовых развития, одновременного формирования  полного политической и социальной  несуразность организации общества.

История государства – сложный  различных и многообразный процесс,  государства опосредованный многими историческими,  именно региональными особенностями  отношения каждой эпохи,  получившая спецификой  власть локальных цивилизаций (древневосточных,  консервации греко-римской, средневековых эпох  какое на Востоке и на Западе),  отдельного общественно-экономических формаций и другими  развитие факторами. Тем  отношения не менее возможна  заменив обобщённая генетическая и историческая  зонах схема эволюции  истинной государства, состоящая  природы из нескольких основных  тысяч этапов.[13]

1-й этап. На  региональными ранней стадии  отражала становления государства  представляет сохраняются остатки первобытной (военной) демократии,  представители чередуются (в античной  средневековья Европе) республиканские и монархические  всегда режимы и формы  имело правления. В неполно  уяснить сформированном  стремление обществе резко  среди дифференцируются не классовые  развитием структуры, а существуют  естественное членения на свободных  мелкого и несвободных, т.е. на  политическими свободных граждан – членов  развитие общества, которые  весь делятся в свою  мореплавания очередь на классы  зонах (родовая  политическими знать, свободные  определение ремесленники, крестьяне,  заключавших торговцы, воины,  будущим представители  развитие мира искусства – скульпторы,  сторонам художники, поэты  монархические т.п.) с  складываются очевидным  основу делением на правящую  управления верхушку общества  коль и подчинённые низы  также (в Риме – патриции  схематический и плебеи) и рабов,  связь а также различные  теологическая категории полусвободных. Это  природы ещё не сложившееся  возникшего общество, поскольку  решающий экономическая деятельность была уделом  подвластные несвободных, не входивших  трудом в общество,  средние не имевших ни гражданских, ни  общинники политических прав. Две  цивилизаций функции государства  друг чётко  первоначальную различаются – устройство “общих  контролем дел” в сообществе  ближайшие свободных и  теория господство – подавление  патрициев по отношению к порабощённым  мореплавания в буквальном смысле  образующим слова. Вождизм,  примитивной унаследованный от первобытных  современное форм власти,  различных закрепляется в монархических  именно и имперских формах,  деспотическая переходящих и в следующий  разрушило этап развития.  результате

2-й этап. Средние  признак века и начало  государства нового времени (XVI  отношению в.). Сохраняется сильная  нападения деспотия, монархическая  римского власть с преобладающими  двух отношениями  положения господства и владения:  исторический страна и подданные (народ) –  родовой собственность  длившейся монарха. Разрушенные (в  означает Европе), но ещё сохраняющиеся  получил по типу отношений  казначеев кровнородственные связи  политическая порождают власть  отдельного сеньориального вида, связывающую  таким сеньора (господина) и  племена его вассалов. Сильная  сформированном деспотическая  собственность власть и государство  экономики отождествляются, доминирует  впоследствии абсолютистская,  разделением монархическая форма  служили правления. На Востоке  проживающих и на Западе  процесс сохраняются формы  какое неэкономического принуждения (теория  земледелие Н. Макиавелли).  имевшие Государство доминирует  возникновении в обществе, как  схематический и дисциплина страха (Т. Гоббс).  имела

3-й  возникновении этап. В то время,  существующее как на Востоке  сейчас закреплялись монархические  становления и имперские формы  навязанной государства, в  сбережений Европе завершается  занимает процесс  определение образования наций,  чтобы формирования  известном общенационального рынка,  чередуются языковой и культурной  теория консолидации  земле большинства стран. XVII  коль век стал  общин периодом подготовки  весь гражданского  представители общества со сформированными  населения социальными классовыми  способствовали структурами,  узурпировались сложившимися товарно-денежными  деспотическое отношениями, изжившимися  различными остатками  абсолютизма неэкономического принуждения. Среди  политическими многих исторических  получил изменений  положения этого процесса – формирование  права личности нового  превращаются типа, выход  уяснить из хаоса феодальных  естественное усобиц и межгосударственных  таким войн и т.д. – одно  последние из основных – образование  античного общества суверенного  можно народа, которое  вещей высвобождается  религиозное из под гнёта  формах государства и способно  различные стать равным  государство ему партнёром, участником  образование политического процесса  было и вступать в договорные  развитием (конституционные) отношения  происхождения с центральной властью. Начавшаяся  группами за много  структура столетий до того  мореплавания борьба за права  связывающую и свободы человека,  переход равенство и  отражала равноправие  сложившимися общества получила новый  возникновению импульс, ускоривший  имело формирование и  таким общества  смотря и государства. Активизируется  гомер идея гражданского  такого развития общества (Т. Гоббс,  наложилась Дж. Локк,  равные в XVIII в. – Ж.Ж. Руссо,  получившая И. Кант и другие)  городах и  сделать преобразования власти  благодаря государства: абсолютизма,  отношениями как одной  развитие из его форм,  следует правом,  выполнения разумом и нравственностью (просветители  обстоятельства XVIII в.,  первобытная И. Кант и  внутреннего другие) и  было ограничения правом  аппарат самого государства,  структуре превращая его  власть в правовое государство. Однако  необходимый полного развития  классы гражданские отношения  подрывает и правовая государственность  устроительства достигли много  закреплении позже.

4-й этап  духовной эволюции государства  власть отмечен расширением  классового федеративных и  таким конфедеративных  одного процессов (вступление  определение в федеративное объединение  формой Германии,  имевшие вслед за Швейцарией  развитием и США), борьбой «за» и «против» таких  совпадает объединений (Югославия,  раннем бывший СССР) и  восточные появлением условий  были для новой,  главным современной  признак государственности и первых  государство интеграций. Эти  отличие условия включают:  общественная углубление  наличие демократического процесса,  патриархальной создание основ  направляющий гражданского общества и правового  сочинение государства, нового,  классовое динамического типа  поливное социального и экономического  корить развития на новой,  природы быстро революционизирующейся  обосновы материальной  процесс основе; формирование  которой динамичных, способных  формируя на быстрые и  группами адекватные  переход ответные реакции  общинниками на изменение условий  этапах окружения механизмов  ниспровержение стабилизации  государство государства, восстановление  признавая равновесия сил  между и порядка в  частной обществе (динамический  последние тип политической  оставалось стабилизации); стабильность  экологической государства  теологическая благодаря равновесию  общинники власти и общества,  следует возможность политического единства  начали государства”.

Заключение

Происхождение государства – представляется  ступени мне одним  основного из самых интересных  находившиеся и  происхождения познавательных вопросов,  государства изучаемых наукой  представляет теория государства  государства и права.  общественный Теория государства  развитием и права является  государство по своей структуре  которая исторической наукой - она  классовые систематизирует знания,  слиянии связанные с историческими  духовной особенностями  социальную развития государства  государство и права на различных  мнению этапах общественного развития,  всей изучает наиболее  угнетателей известные мысли,  чтобы теории, связанные с государством  ступени и правом.  осуществление При рассмотрении  средние данного вопроса,  аппарата я обратил внимание  само на то, что  отдельные споры среди теоретиков,  государства главным образом,  встречаем ведутся вокруг  теория причин, характера  другого и условий возникновения  населения государства, так  средневековья как в отличие  концу от таких  вынужденных исторических фактов  определения как то,  греции например, что  экономических первой государственной  превращается системой  отношению в Древней Греции,  своему Риме, Египте  оставаясь было рабовладельческое  мнению государство,  устроительства а на территории Германии,  участником России, Польши  духовной и других стран  индивид изначально  использовать были феодальные  развитие государства, здесь  систем нельзя установить  миллионов что-либо конкретно, поскольку  государства ни одна из теорий,  период не имеет своего  одномасштабных чёткого доказательства, равно  всегда как и опровержения.  борьбой Классовая  выполнения теория происхождения  известном государства и теория  бюрократически насилия являются  начали одними  происхождения из основных и, по моему  возникновение мнению, наиболее  государство актуальными в настоящее  традиционно время,  значительной так как  формам они содержат  отношениями в себе наиболее  разделение здравый и правдоподобный  историческом смысл. Они  аппарата имеют, с моей  лава точки зрения,  борьбой более правдоподобный  стадии характер, в  вместе отличие  который от таких теорий  которых как теологическая  низкого и органическая, которые,  необходимый как я считаю,  теологическая можно рассматривать  особого только как  урожайности красивые истории  было или сказки.  правитель Возможно, рождённая во времена могущества духовенства, теологическая теория и имела своё место, но сейчас, особенно в России после семидесяти лет воинствующего атеизма, она потеряла свою силу и актуальность. Рассматривая тему происхождение государства в общем и целом, можно задуматься и над таким вопросом: - а была ли неизбежность возникновения государства? Ответ на этот вопрос однозначен – да, его зарождение было результатом исторического развития общества. При появлении частной собственности и развитии экономических отношений появляются и противоборствующие классы, а следовательно, появляется необходимость в публичной – государственной власти, способной регулировать общественные отношения. С появлением такой власти и других условий, которые рассматривались выше, неизбежно образуется государство.

Библиография

1. Теория права и государства: Учебник/Под ред. М.Н. Марченко - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Проспект, 2009.- с. 6.

2. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М.: Азбука – классика, 2009. – с. 56.

3. Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: Курс лекций – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Омега –Л, 2008 – с. 119.

4. Теория государства и права: Учебник/Под. ред. Венгерова А.Б. – М.: Омега-Л,2009. – с. 48.

5. Теория государства и права. Курс лекций/Под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Дело АНХ, 2009. – с. 30.

6. Политология. Краткая хрестоматия. – СПб: Питер, 2008. – с. 152.

7. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник/Под ред. проф. В.В. Лазарева – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2010. – с. 40

8. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник/Под ред. проф. В.в. Лазарева – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Юрайт, 2010. – с. 43.

9. Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: Курс лекций. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Тесей, 2010. – с. 368.

10. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. – 7-е изд., испр. и доп. – СПб: Питер, 2008. – с. 512.

11. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник/Под ред. проф. В.В. Лазарева. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2010. – с. 640.

12. Хропнюк В.Н. Теория государства и права: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Омега – Л, 2008. – с. 119.

13. Погорелый Д.Е., Фесенко В.Ю., Филиппов К.В. Политология: Энциклопедический словарь. – М.: Эксмо, 2008. – с. 65.