Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения государства (Сущность и происхождение)

Содержание:

Введение

Актуальность. История развития государства неотделимо связанна с историей общества. Государство, как и общество, проходит путь от неразвитого к развитому, приобретая по пути новые принципы и формы. Развитым государство становится постепенно, по мере преодоления исторических этапов развития, на которых оно достигает определенного уровня цивилизации и демократии. Но прежде чем государство пройдет эти этапы, оно должно возникнуть.

Изучением процесса происхождения государства занимается теория государства и права. Однако этот вопрос был актуален на протяжении многих веков. На протяжении этого времени было создано множество теорий, объясняющих процесс становления и развития государства. Каждая из них отражает взгляды народов групп, классов и наций и других социальных общностей на этот процесс, а так же в теориях видно как отвечают на вопрос возникновения государства на том или ином уровне развития науки и общества в целом.

Так же этот вопрос не утратил свою актуальность и на сегодняшний день. Современность не отделяется от прошлого и будущего. Вбирая в себя довольно противоречивые и разнообразные тенденции прошлого, настоящее, отрицая отжившее, наделяет перспективное совершенно иным качеством и порождает новые явления и тенденции, которые ложатся в основу будущего. Соответственно, чтобы понять суть современных государств нужно знать, как они возникли, какой путь развития они прошли, что повлияло на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.

Цель работы: рассмотреть теории происхождения государства.

Задачи работы:

  • Рассмотреть понятие государства;
  • Проанализировать общую характеристику теорий происхождения государства;
  • Изучить основные теории происхождения государства;

Объектом исследования являются теории происхождения государства.

Предметом исследования является комплекс теоретических и практических проблем, связанных с происхождением государства.

Методологическую основу исследования составляют всеобщий диалектический метод познания, а также общие и частные методы научного исследования.

Структура работы включает в себя введение, две главы, каждая из которых разделена на параграфы, заключение, список использованных источников.

Глава 1. Теоретические аспекты происхождения государства

1.1. Сущность и происхождение государства

Государство всегда находился в центре внимания мировой общественно-политической мысли. О происхождении, сущности, функциях государства, о различных государствах Европы, Америки и других континентов написаны сотни и тысячи книг, статей, брошюр.

Начнем с различных идей, суждений и теорий о происхождении государства. Еще античности великий Аристотель высказал мысль, что общество подразделяется на отдельных людей, каждый из которых представляет собой «политическое животное». В качестве политических существ люди стремятся к общению, вплоть до общения властвующих и подчиненных, ибо государство представляет собой «энтелехию», то есть цель, которая предопределяет все, что ней движется. «Государство по своей природе предшествует индивиду», – писал Аристотель, выражая идеалистическое понимание политических процессов и возникновения государства. Не вдаваясь в детальные подробности, рассмотрим основные концепции происхождения государства.

Выявляя сущность государства, отметим, что государства всех времен и типов характеризуются целым рядом устойчивых, общеисторических признаков.

К ним относятся:

а) формирование правящих элит на социальной и классовой основе, которая имеет тенденцию к расширению и демократизации за счет партий, движений, выборных процедур;

б) наличие системы политических органов, структур центральной и периферийной власти и отношений между ними;

в) расширение политического пространства государства за переделы своей территории в связи с осуществлением внешнеполитических функций;

г) обязательства перед страной и народом;

д) поддержание мира и порядка на подвластной территории, регулирование классовых, экономических, социальных, религиозных и национальных отношений во имя всеобщего блага;

е) монопольное право на неэкономическое принуждение граждан, на издание законов, на эмиссию денежных знаков, на взимание налогов и сборов, на выпуск займов, на осуществление бюджетной политики, на создание, содержание и использование вооруженных сил различного назначения и органов пресечения, на осуществление внешней политики и представление страны за рубежом.

Названные и другие признаки проявляются в совокупности функций, неизбежных для государства любого типа. Таковы функции защиты государственного строя, предотвращения социально опасных конфликтов, регулирование экономических и других общественных отношений и реализация всех аспектов внутренней и внешней политики.

Государство — это одна из известной истории форм организации общественной жизни, одна из форм существования социума. Жизнедеятельность любого общества отнюдь не исчерпывается существующими в нем антагонистическими интересами и противоречиями. Помимо непримиримых интересов и отношений в обществе, есть отношения неантагонистического характера, общие для господствующих и не господствующих классов потребности и интересы.

Многие правовые явления затруднительно понять и применять без государства и его институтов. Этим объясняется необходимость познать сущность государства, т.е. выявить основу его функционирования и развития, его социальной ценности и назначения, понять государство в единстве всех его многообразных и противоречивых свойств, сторон, форм бытия как самостоятельного института. В государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций, но одновременно действует и механизм их обновления. На появление новых функций влияют само организационные, субъективные и даже случайные процессы. На осуществление функций государства оказывают влияние изменения формы государства, включая политический режим Раскрытие сущности государства предполагает анализ государства как политической организации общества.

Каждый из существенных признаков государства имеет определяющее значение: суверенитет, территория, монополия на принуждение, налоги и сборы, правотворчество структурная организация и некоторые другие. Функции государства отражают основные устойчивые направления деятельности и бывают внутренними и внешними, постоянными и временными, социальными, экономическими и социальными[1].

Форма государства включает форму правления, государственное устройство, политический режим. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя общественные отношения за пределами государства: экономические, социальные, идеологические, нравственные, религиозные, культурные, семейные и другие.

Именно гражданское общество составляет реальную социальную основу государства. При этом государство и гражданское общество не сливаются, не отождествляются. Таким образом, государство и гражданское общество представляет единство формы и содержания, в котором форма представлена политическим государством, а содержание - гражданским обществом. Важная характеристика государства состоит в том, что оно представляет собой структурную организацию. Государство - не единственное орудие осуществления политической власти. Наряду с ним имеются и другие достаточно эффективные средства реализации этой власти, которые носят негосударственный характер. Среди них - политические движения и партии, профсоюзы, трудовые коллективы и т.д. От них государство отличается четко структурированной системой специальных-государственных органов, осуществляющих его многочисленные внутренние и внешние функции.

От признаков государства следует отделять его символику: наименование, флаг, герб. Каждое государство суверенно в установлении своего названия (собственное имя государства), флага и герба, в установлении их содержания и внешнего оформления. Международное право защищает неприкосновенность условных обозначений государства как его честь и достоинство. Посягательство на герб и флаг государства является виновным правонарушением. Так, в Российской Федерации действуют Федеральные конституционные законы о государственных символах: «О государственном флаге Российской Федерации», «О государственном гербе Российской Федерации», «О государственном гимне Российской Федерации»[2].

Вне государственной сферы остается значительная часть правовых явлений, которые государство охраняет от нарушений. Подобный подход представляется более толерантным, адекватным демократическим ценностям. Более того, в Конституции РФ 1993 года получила закрепление именно концепция «право и государство». Так, в статье 15 указано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются частью правовой системы Российской Федерации, точнее - верхней частью айсберга. Но эти нормы не создаются Российским государством, и никаким государством вообще. Это право в высшем смысле слова, как надгосударственный человеческий опыт.

Россия не только признала этот опыт, но и взяла на себя обязательство ограничить свободу собственного правотворчества рамками общего человеческого опыта[3].

1.2. Общая характеристика теорий происхождения государства

Вопрос о закономерностях образования государства и права, которые едины для всех времён и народов, не нужно смешивать с вопросом о причинах их возникновения. На сей счет существует множество теорий. Такой плюрализм мнений обусловлен тем, что мыслители, предлагавшие объяснения этому процессу, жили в разные исторические эпохи, и, разумеется, использовали разный объем накопленных человеческих знаний.

Теологическая теория. Получила распространение в XIII веке благодаря деятельности Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления как божественной воли, так и воли человеческой. Государственная власть по способу же приобретения и использования может быть богопротивной и тиранической в этом случае она попускается богом. Плюсы данной теории заключаются в том, что она объясняет идеал государственной власти, которая сообразовывает свои решения с высшими религиозными принципами, что налагает на неё особую ответственность и поднимает её авторитет в глазах общества, способствует утверждению общественного порядка, духовности[4].

Теологическая теория носит универсальный характер, поскольку содержит не только антропологическое, но и метафизическое измерение в объяснении происхождения государства[5].

Патриархальная концепция происхождения государства. Конфуций, трактуя императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство – большой семьей. Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление семьей – на основе норм добродетели, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим. Также патриархальные воззрения нашли свое отражение в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоев населения в «царябатюшку» и во всякое начальство как в «отца родного». Плюсы данной теории заключаются в формировании уважения к государственной власти. Минусы в отрицании специфики государства и государственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти.

К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля. Органические концепции происхождения государства. В основе данных концепций лежат представления о государстве как о живом организме, продукте социальной эволюции (по аналогии с эволюцией биологической), в котором более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в органической системе общества и государства. В таких социальных организмах в процессе борьбы и войн (естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления, при этом данный социальный организм поглощает своих членов[6].

Насильственная концепция происхождения государства. В основе данной концепции лежат представления о возникновении государства как результата насилия (внутреннего или внешнего), например, путём завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными, то есть государство является не итогом внутреннего развития, а навязанной извне силой, аппаратом принуждения. Плюсы концепции заключаются в том, что элементы насилия, действительно, были присущи процессу возникновения некоторых государств. Минусы в том, что кроме военно-политических факторов в регионе присутствуют также и социально-экономические[7].

Классовая теория происхождения права. Выдающимися мыслителями XIX века и основателями данной теории были К. Маркс и Ф. Энгельс. Маркс и Энгельс отмечали, что история человеческого общества была всегда историей классовой борьбы, в которой угнетатель и угнетенный находились в резком противостоянии друг другу. Политическая власть является организованным использованием силы одним классом для подавления и подчинения другого класса. Господствующий класс видоизменяет обычаи в свою пользу, приспосабливает их к своим нуждам, а если нужно, то и целенаправленно создаёт необходимые для достижения своей цели законы.

При рассмотрении теорий происхождения государства и права, как правило, не подвергаются сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения права. Однако этого нельзя сказать обо всех тех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства и права. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой.

Глава 2. Основные теории происхождения государства

2.1. Теологическая теория происхождения государства

Теологическая (религиозная) теория происхождения государства (от греч. theos – Бог, logos – понятие, учение). Эта теория является одной из самых древних, в настоящее время эта теория распространена в Европе, а в некоторых исламских государствах (Иран, Саудовская Аравия и т.д.) носит официальный характер. Ее представителями были религиозный деятели Древнего Востока, средневековой Европы такие как Фома Аквинский[8], Аврелий Августин (Блаженный) 354-430 н.э. и т.д. Авторы данной теории придерживаются идеи, что происхождение и существование государства является результатом воли божьей.

Согласно учениям теологической теории государственная власть вечная, единственная, подчинение обязательно и естественно. Действия правителей исходит от имени Бога, соответственно законы, создаваемые правителями, соответствуют божественной справедливости. Изначально представление о божественном происхождении государства отличалась многообразием. Объяснением этого является особые исторические условия существования религий. Впоследствии на почве различных христианских течений эти воззрения были переработаны в относительно цельную теологическую доктрину, выделялись такие как доктрина иудаизма, мусульманства (ислама), буддизма и так далее[9].

Идеи государственной власти установленной Богом так же развивались в христианстве. Уже на заре христианства апостол Павел говорил в своем послании к римлянам: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены»[10]. Но окончательно теологическая теория сформировалась в средние века. Это несомненно было связано с желание установить и утвердить верховенство церковной власти над светской (государством).

В рамках теологической теории сформировалась еще одна теория «двух мечей», согласно ей Богом было передано два меча – церковный и светский, для защиты христианства, Мечи передавались церкви, а церковь в свою очередь, сохранив у себя духовный меч, передала светский монарху. Поэтому монарх должен подчиняться церкви[11]. Но сторонники независимой царской власти утверждали, что правитель получил меч от Бога непосредственно. В учениях известного представителя теологической теории Фомы Аквинского, возникновение государства представлено аналогично сотворению мира Богом. Так же по его учениям религия должна объяснять необходимость возникновения государства от Бога, а государство соответственно должно защищать религию. Безусловно власти монарха прибавляло авторитета и обязательность неограниченной власти если монарх-помазанник божий[12].

Согласно теологической теории Бог является творцом государства, как и всего сущего на Земле. Понять тайну божественного замысла не возможно, также невозможно постичь сущность и природу государства. Эта теория не показывает конкретных путей и способов реализации замысла божьего. Верна эта теория или нет, доказать нельзя, нельзя и опровергнуть, и это является ее недостаткам, она ненаучна так как не опирается на проверенные научные знания. Достоинствами этой теории можно выделить то, что она способствует усилению духовности, укреплению согласия в обществе, также препятствует насилию, переделу власти и собственности, революциям и гражданским войнам[13].

По мнению учёных, таких как Жак Маритен, теологичекая или же религиозная, божественная теория, является самой древней и традиционной, так как появления религии датируется более ранним периодом, чем появление государства. Суть этой теории достаточна проста: она сводится к тому, что государство, как и все земное, имеет божественное происхождение.

Теория получила распространение во времена Средневековья, но не потеряла свою актуальность и сейчас, распространяясь в таких странах как Саудовская Аравия, Иран. Слово «теология», в переводе с латинского языка, означает «учение о боге» (theos – бог, logos – учение). Истоки происхождения данной теории относятся ещё к Древнему миру, идеи божественного происхождения государства возникали в Древнем Вавилоне и Египте. Однако, более глубоко теологическая теория затронула Средневековую Европу. Самыми ранними представителями принято считать Августина Аврелия и Фому Аквинского. Сейчас же, самым распространённым является учение Фомы Аквинского, который утверждал, что государство продукт Божественной воли, а Монарх, в свою очередь – Божий помазанник и является слугой церкви, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, завися напрямую только от религиозных организаций и деятелей. Основными трудами Фомы Аквинского, которые подтверждают данную теорию являются – «Сумма теологии», «О правлении властителей»[14].

Хочется отметить, что теологическую теорию, наравне с какой-либо догмой, нельзя опровергнуть или доказать, так как вопрос её истинности решается одновременно с вопросом веры. Так же, стоит отметить, что теорию в современных условиях развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен, Д. Мерсье и др.). Например, в одном из писем апостола Павла к римлянам значилось: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены». Очевидно, что данная теория была популярна в Средневековье в связи с невысоким уровнем научных знаний, но, на наш взгляд, остается совершенно неясным ее использование в настоящее время.

Исходя, из материала, рассмотренного в данной работе, можно выделить ряд положительных аспектов теологической теории[15]:

  • теория способствует усилению духовности и укреплению в гражданском обществе, что является не мало важным по сей день;
  • может препятствует возникновению насилия, революций и гражданских войн;
  • люди могу стать более законопослушными, боясь греха.

Так же, несомненно, стоит отметить и основный отрицательный аспект теологической теории, который заключается в неподкреплении теории научными знаниями. Она основывается лишь на вере человека. Кроме того, стоит учесть и тот факт, что церковь начинала злоупотреблять своим положением, находясь у власти, подавляя всяческий прогресс и инакомыслие. Ещё одним существенным недостатком божественной теории могут послужить и события сегодняшних дней, которые явно противоречат основным постулатам данной концепции, в части препятствования возникновению насилия, войн, революций: в настоящее время происходит активное разжигание войн на почве религиозного радикализма, фанатизма, реализуемые различными группировками, самым ярким, актуальным примером которых является признанная в России террористической и запрещенная организация ИГИЛ.

2.2. Патриархальная теория происхождения государства

Патриархальная теория начала формироваться из недр теологической теории. Широкое распространение этой теории было в Древней Греции и рабовладельческом Риме, потом, после периода забвения была снова актуальна в период средневекового абсолютизма, и просуществовала и до наших дней[16].

Смысл данной теории заключается в том, что государства возникают из разросшейся из поколения в поколение патриархальной семьи. Главой государства – монархом соответственно является глава семьи. Власть монарха – это продолжение власти отца, так как глава государства является отцом своих подданных.

Из патриархальной теории следует вполне естественный вывод о необходимости починятся государственной власти, так как это есть подчинение отцу. Создателем патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.).в основу этой теории он вкладывал то, что люди стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей, в свою очередь, ведет к образованию государства. Аристотель представлял государство как результат развития семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, власть главы государства – это продолжение и развитие отцовской власти. Он сравнивал государственную власть с патриархальной властью отца семьи. Согласно его учению, государство это не только результат естественного развития, но и высшая форма общения человеческого общества. Также эта теория развивалась и в Китае, трудами Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Он тоже рассматривал государство как большую семью[17].

Власть императора отождествлялась с властью отца, а отношение с подданными – семейные отношения, где младшие подчиняются старшим и должны быть преданны императору-отцу. Правитель же должен заботиться о своих поданных, так как это его семья. Патриархальная теория нашла свое место и в России[18].

На территории России патриархальную теорию пропагандировал социолог Н.К. Михайловский (1842-1904 гг.). Также на территории нашего государства эту теорию поддерживал известный историк М.Н. Покровский, он тоже считал, что государственная власть образовалась из отцовской власти. Таким образом, по мнению сторонников патриархальной теории, государственная власть – это продолжение власти отца. Власть правителя, монарха – это патриархальная власть главы семьи. Соответственно, монарха, как и отца в семье, не избирают. Многие критиковали патриархальную теорию.

Например, Дж. Локк писал, что у этой теории нет исторически достоверных свидетельств о том, что государство возникло путем разрастания патриархальной семьи, также он писал, что вместо научного подхода в ее положениях отражены «детские побасенки». Он утверждал, что патриархальная семья возникает в процессе разложения первобытнообщинного строя, вместе с государством. В современности патриархальная теория имеет новое звучание в идее государственного патернализма, то есть государство берет на себя заботы о гражданах и подданных в случаях возникновения для них неблагоприятной ситуации (болезни, инвалидности, безработицы и т.д.).

Достоинствами патриархальной теории является то, что она способствует сплочению общества, уважению и почитанию государственной власти, также достоинством является то, что она культивирует дух родства, братства, взаимности членов общества (как членов семьи).

Недостатком данной теории является прямое сравнение государства и семьи, власть отца и власть монарха. Этому противоречат некоторые факты: семья заключает в себе действительные родственные связи, а весь народ государства, хоть и имеет определенный общности, но называть всех родственниками вряд ли правильно, еще один факт заключается в том, что монарх – это представитель публичной власти, которая отделена от народа, власть отца имеет другую основу, отец – основатель рода, а монарх основатель государства, а не всего народа, он не является родственником подавляющего большинства человек, иногда монарха призывают из иностранных государств, он вообще не имеет никакой кровной связи с управляемым им народом. Вряд ли можно утверждать, что государство является продолжением семьи и потому, что эти два института общества развивались постепенно и почти одновременно в процессе разложения первобытнообщинного строя.

2.3.Договорная теория происхождения государства

Договорная теория происхождения государства возникла в древности, также как и многие другие теории. В Древней Греции считали, что возникновение государства это результат договорного объединения народа с целью обеспечения защиты и справедливости. Представления о том, что государство образовалось на взаимном договоре людей впервые встречается у Эпикура[19].

В мыслях древнегреческих философов мы видим лишь зачатки этой теории, а в трудах мыслителей XVII-XVIII веков Г. Гроция, Б. Спинозы, А. Радищева, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и др. эта теория получила уже полное развитие. Договорная теория не имела единой концепции, она просто включает в себя взгляды выдающихся мыслителей. Ученые считали, что государству предшествовало естественное состояние человек, которое они характеризовали по-разному[20].

Т. Гоббс видел естественное состояние в царстве неограниченной личной свободы, переходящей в анархию, когда каждый «имеет право на все». Это право в силу глубокого эгоизма человека, его природной алчности, честолюбия реализуется по принципу «человек человеку – волк»[21].

Ж.Ж. Руссо видел естественное состояние как мирное идеалистическое первобытное царство свободы, Дж. Локк считал, сто естественное состояние человека – в неограниченной свободе. Согласно договорной теории между каждыми членами общества и создаваемого государства заключатся общественный договор ради мира и благополучия. По договору люди отдают часть своих прав в пользу государственной власти и обязуются подчиняться ей, а государство берет обязанность охранять права человека.

Договорная теория, как и многие теории происхождения государства, подвергалась критике по ряду причин. Российский правовед М.Н. Коркунов считал, что образование общества и государства на договорных началах приводят крайне индивидуалистическому пониманию общественной жизни. Личность, при этом, «признавалась над всеми господствующей и все определяющей. Не личность считалась обусловленной общественной средой, а наоборот, общественный порядок являлся всецело определяемым произволом отдельных личностей».

Шершеневич писал, что представители теории общественного договора редко становились на точку зрения исторической действительности, так как общественный договор для них только методологический прием. «Для них не важно, было ли так в истории или нет, для важно доказать, какой вид должно принять общество, если предположить, что в основании его лежит общественный договор, обусловленный согласием всех, без чего никто не может считать себя связанным общественными узами».

Примерно так же оценивает теорию общественного договора Е.Н. Трубецкой. Он считал, что «не общество есть продукт свободного творчества человека, а наоборот, человек есть продукт исторически сложившихся общественных условий, определенной исторической среды, часть социального организма, подчиненная законам целого». Исходя из этого, договорная теория происхождения государства содержит целый ряд недостатков. Она по своей сути она антиисторичная и механистичная. Антиисторичность проявляется в том, что некоторые свои постулаты, такие как заключение общественного договора и т.д., она представляет вне времени и пространства[22].

Механистический характер выражается в том, что процесс образования государства данная теория рассматривает не как эволюционный процесс, не зависящий от воли человека, а как заключение общественного договора, в результате которого появляется государство. В период расцвета договорной теории, она была важной доктриной, как научной, так политической и практической. Эта теория использовалась в борьбе с абсолютизмом , классом буржуазии. Она являлась идеологическим оправданием революционных выступлений и требований о соблюдении принципов демократии и равенства. В настоящее время данная теория превратилась в исторически и академически значимую теорию, круг распространения теории значительно сузился.

Глава 3. Роль теории происхождения государства в формировании правовой культуры граждан

В формировании правовой культуры граждан страны основополагающую роль играет базовая теория происхождения государства. Наиболее известны ирригационная, теологическая, патриархальная, теория насилия, органическая и классовая теории происхождения государства.

В нашей стране длительное время господствовала классовая теория возникновения государства К. Маркса и Ф. Энгельса, которая наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Классовую теорию поддерживал и пытался развить дальше В.И. Ленин. Одно из основных ее положений − учение о социально-экономической формации. Финансовые взаимосвязи – это базовые отношения, а государство и право, относясь к надстроечным явлениям, находятся в зависимости от экономической системы общества, полностью ею определяются, хотя и обладают определенной самостоятельностью.

Согласно марксистской концепции государство возникло, сначала вследствие экономических обстоятельств: общественного разделения труда, появления дополнительного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными финансовыми интересами. Ф. Энгельс акцентировал внимание на том, что государство не является силой, навязанной обществу.

Основные положения классовой теории: − материальные условия общества играют в жизни людей значительную роль и реорганизация форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, собственности, общественное разделение труда оказали влияние на появление государства; − с формированием общества и переходом его от присвоения продуктов природы к их производству, происходит дифференциация людей по имущественному признаку[23].

Государство оказывает воздействие на всю жизнь общества и поведение человека, способствует формированию правовой культуры граждан.

Современному человеку знания о возникновении, сущности, функционировании государства и его институтов необходимы для понимания их природы, роли в жизни общества и гражданина, а также для выработки своего отношения к государственным институтам, к закону и через это – отношения к другим людям. Ознакомление с основными теориями происхождения государства позволяет понять необходимость государства как формы существования и развития общества, реализации его потребностей[24].

Юридическая наука серьезное внимание уделяет состоянию правовой культуры в современном российском обществе, ее роли в формировании и развитии гражданского общества.

Под культурой понимают, прежде всего, стремление к цивилизованному образу жизни, повышение духовных, поведенческих, интеллектуальных и психологических ценностей отдельно взятой личности и общества в целом[25].

Правовая культура, являясь составной частью общечеловеческой культуры, превосходит границы нормативного воздействия права на социальные отношения, прямо и косвенно влияет на формирование сознания и деятельность личности в самых различных сферах жизни общества. Поэтому не случайно вопросы формирования правовой культуры имеют самое прямое отношение к подавляющему большинству проблем построения правового государства и гражданского общества[26].

Правовая культура − один из обязательных элементов гражданского общества, правового государства, включающий в себя и правовую культуру населения, и правовую культуру должностных лиц, органов власти, государства в целом. Правовая культура составляет внутреннюю, ментальнодуховную сторону правовой системы общества и глубоко пронизывает правосознание, право, правовые отношения, законность и правопорядок, правотворческую, правоприменительную и любую иную юридическую деятельность, регулирует поведение людей, сообразуясь с социокультурными, историческими особенностями различных этносов, выступает инструментом достижения социальной стабильности.

Состояние правовой культуры любого государства показывает степень зрелости конкретной правовой системы. Это в полной мере относится и к современной России, правовая система которой отражает достигнутый уровень прогрессивно-правового развития общества[27]. Правовая культура личности формируется сквозь призму правовой культуры общества, представляющей собой систему ценностей конкретного общества.

Составляющие элементы правовой культуры общества:

− юридическая практика в государстве;

− соблюдение законов и порядка;

− общий уровень правосознания;

− общее состояние законодательной базы и прочие[28].

Правовая культура личности обладает своей спецификой, так как подразумевает не только понимание правовых основ и процессов, но и неукоснительное соблюдение закона, т.е. выработанные обществом нормы должны стать привычными для каждого его члена.

Элементы правовой культуры личности:

– знание законодательства и применение знаний на практике, соблюдение законов;

– формирование личного отношения к праву, что находит отражение в правомерном и законопослушном поведении;

– умение индивидуума применять на практике свои знания в сфере юриспруденции, способность защитить свои права и свободы, не нарушая закон.

Правовая культура играет в обществе роль нормативного ориентира, активно вторгается в социальную среду, обеспечивая необходимый уровень индивидуального правосознания и вовлекая индивидов в единую систему социальной организации. Правовая культура на основе существующих в обществе знаний и представлений формирует легитимные и общепризнанные образцы поведения, нормы, ценности, стереотипы и правила в отношении к праву, регулирующие деятельность социальных субъектов. Взаимосвязь между правовой культурой и правовым поведением обусловлена их функциональной направленностью на поддержание отношений, взаимодействия, взаимопонимания, обеспечения социального порядка и безопасности.

Любое правовое поведение и всякая правовая культура включают в себя и положительные, и отрицательные устойчивые черты, наблюдаемые в сознании и поведении субъектов правового процесса[29]. Правовая культура опосредованно определяет правовое поведение человека на обыденном уровне и находит свое практическое воплощение как в правосознании, так и в правовом или противоправном поведении граждан или групповых общественных субъектов. Причем отклоняющееся от правовых норм поведение − часто следствие слабой правовой информированности, социальной наивности и деловой некомпетентности. В течение длительного времени в российском обществе не существовало благоприятных предпосылок для развития правовой культуры, что объяснялось наличием различных объективных и субъективных факторов. Отечественной правовой системе было свойственно неуважительное отношение к личности, к ее правам и свободам, низкая роль судебной власти и т. д.

Таким образом, юридическая наука на современном этапе серьезное внимание уделяет решению проблемы формирования правовой культуры каждого гражданина нашей страны, что должно способствовать поднятию престижа права и воспитанию уважения к закону; созданию условий для развития гражданской и правовой активности в обществе; организации изучения права на всех уровнях образовательного процесса; расширению информирования населения о действующем законодательстве и обеспечению доступа всех слоев населения к юридической информации. Также в процессе формирования правовой культуры личности необходимо активно участвовать не только правоохранительным органам, но и семье, и образовательным учреждениям.

Заключение

Государство — это одна из известной истории форм организации общественной жизни, одна из форм существования социума.

Наиболее известны ирригационная, теологическая, патриархальная, теория насилия, органическая и классовая теории происхождения государства.

Различные теории происхождения государства существуют благодаря объективным предпосылкам:

– сложность и разносторонность самого процесса происхождения страны;

– различное восприятие исследователями, экспертами, историками их несовпадающих взглядов, а также противоречивых финансовых, политических и других интересов;

– отсутствие или недостаток информации о некоторых периодах становления страны, а также ее преднамеренное искажение.

Мы рассмотрели 3 теории происхождения государства: теологическую, патриархальную и договорную.

Основный отрицательный аспект теологической теории, который заключается в неподкреплении теории научными знаниями. Она основывается лишь на вере человека.

Ещё одним существенным недостатком божественной теории могут послужить и события сегодняшних дней, которые явно противоречат основным постулатам данной концепции, в части препятствования возникновению насилия, войн, революций: в настоящее время происходит активное разжигание войн на почве религиозного радикализма, фанатизма, реализуемые различными группировками, самым ярким, актуальным примером которых является признанная в России террористической и запрещенная организация ИГИЛ.

Достоинствами патриархальной теории является то, что она способствует сплочению общества, уважению и почитанию государственной власти, также достоинством является то, что она культивирует дух родства, братства, взаимности членов общества (как членов семьи).

Недостатком данной теории является прямое сравнение государства и семьи, власть отца и власть монарха. Этому противоречат некоторые факты: семья заключает в себе действительные родственные связи, а весь народ государства, хоть и имеет определенный общности, но называть всех родственниками вряд ли правильно, еще один факт заключается в том, что монарх – это представитель публичной власти, которая отделена от народа, власть отца имеет другую основу, отец – основатель рода, а монарх основатель государства, а не всего народа, он не является родственником подавляющего большинства человек, иногда монарха призывают из иностранных государств, он вообще не имеет никакой кровной связи с управляемым им народом.

Механистический характер выражается в том, что процесс образования государства договорная теория рассматривает не как эволюционный процесс, не зависящий от воли человека, а как заключение общественного договора, в результате которого появляется государство. В период расцвета договорной теории, она была важной доктриной, как научной, так политической и практической. Эта теория использовалась в борьбе с абсолютизмом , классом буржуазии. Она являлась идеологическим оправданием революционных выступлений и требований о соблюдении принципов демократии и равенства. В настоящее время данная теория превратилась в исторически и академически значимую теорию, круг распространения теории значительно сузился.

Современному человеку знания о возникновении, сущности, функционировании государства и его институтов необходимы для понимания их природы, роли в жизни общества и гражданина, а также для выработки своего отношения к государственным институтам, к закону и через это – отношения к другим людям. Ознакомление с основными теориями происхождения государства позволяет понять необходимость государства как формы существования и развития общества, реализации его потребностей.

Список литературы

Абдурахманова, И.В. История государства и права зарубежных стран: экзаменационные ответы / И.В. Абдурахманова, Н.Е. Орлова. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 416 c.

Батыр, К.И. Всеобщая история государства и права / К.И. Батыр. - М.: Былина, 2014. - 496 c.

Баумейстер, А. «Тома Аквінський: вступ до мислення» – Фома Аквинский: Введение в мысль Ангелического Доктора (перевод с украинского). – 2014. – С. 367–369.

Бондаренко Д.М. Государство: сущность феномена // Краткие сообщения института археологии. М. : Институт археологии, 2015. Вып. 238. С. 5–20.

Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. -2015. - № 7.

Воронцов С. А., Понеделков А. В., Михайлов А. Г. О некоторых проблемах рекрутинга отечественных элит //Ростовский научный журнал. – 2016. – Т. 6. – №. 9. – С. 5-13.

Ерохин И.Ю. Формирование государственной концепции терского казачества // Научно-информационный журнал Армия и общество. – 2014. – № 2 (39). – С. 104-108.

Карпухина А.А., Калашникова Е.Б. Политико-правовая теория Томаса Гоббса // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2017. - № 18-3. - С. 7-9.

Кашанина, Т.В. Происхождение государства и права / Т.В. Кашанина. - М.: Юрист, 2014. - 333 c.

Клименко, С.В. Основы государства и права / С.В. Клименко, А.Л. Чичерин. - М.: Прометей; Издание 9-е, перераб. и доп., 2017. - 368 c.

Козюк, М.Н. Основы государства и права России. Методические рекомендации, задания и тесты / М.Н. Козюк. - М.: Учитель, 2015. - 960 c.

Корельский В.М. Теория государства и права. М.: Юрайт, 2015. 210 с.

Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. В 2 томах. Том 2. Право. Учебник / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2015. - 656 c.

Мухаев, Р. Т. Теория государства и права / Р.Т. Мухаев. - М.: Юрайт, 2014. - 586 c.

Петров И.В. Договорная теория происхождения государства и права и ее воплощение в древнерусских летописных сводах // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. - № 5. С. 121-124

Понарина Н.Н. Проблемы взаимосвязи глобализации и государственного нормативного регулирования в социогуманитарном дискурсе // В сборнике: Актуальные концепции развития гуманитарных и естественных наук: экономические, социальные, философские, политические, правовые аспекты материалы международной научнопрактической конференции. 2016. С. 52-55.

Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: учеб. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. – 559 с.

Тимонин А.Н. Дуалистическая теория происхождения государства: от детерминизма экономического к технологическому и экологическому? // Евразийский юридический журнал. 2015. № 3 (82). С. 93–97.

Тимонин А.Н. О «новой» классовой теории происхождения государства // Евразийский юридический журнал. 2014. № 1 (68). С. 88–93.

Шадрина Е.Н. «Общественный договор Томаса Гоббса: историко-философская реконструкция концепции // Вестник Вятского государственного университета. - 2017. - № 7. - С. 13-20.

Шилина Е.Б., Ярмонова Е.Н. Понятие правовой системы: теоретический и историко-правовой аспекты // Новое слово в науке: перспективы развития. 2015. № 2 (4). С. 472-473.

Основные теории происхождения государства. URL: http://theoldtree.ru/gosudarstvo_i_pravo/osnovnye_teorii_proisxozhd eniya_2.php (дата обращения 26.04.19).

Основы правовой культуры. URL: http://mirznanii.com/ a/37204/osnovy-pravovoy-kultury (дата обращения 26.04.19).

Правовая культура личности: понятие, признаки и факторы, влияющие на ее формирование. Правовая культура общества. URL: http://fb.ru/article/314768/pravovaya-kulturalichnosti-ponyatie-priznaki-i-faktoryi-vliyayuschie-na-eeformirovanie-pravovaya-kultura-obschestva (дата обращения 26.04.19).

Теории происхождения государства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/690006 дата доступа (26.04.19)

  1. Понарина Н.Н. Проблемы взаимосвязи глобализации и государственного нормативного регулирования в социогуманитарном дискурсе // В сборнике: Актуальные концепции развития гуманитарных и естественных наук: экономические, социальные, философские, политические, правовые аспекты материалы международной научнопрактической конференции. 2016. С. 52-55.

  2. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. -2015. - № 7.

  3. Шилина Е.Б., Ярмонова Е.Н. Понятие правовой системы: теоретический и историко-правовой аспекты // Новое слово в науке: перспективы развития. 2015. № 2 (4). С. 472-473.

  4. Козюк, М.Н. Основы государства и права России. Методические рекомендации, задания и тесты / М.Н. Козюк. - М.: Учитель, 2015. - 960 c.

  5. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. В 2 томах. Том 2. Право. Учебник / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2015. - 656 c.

  6. Мухаев, Р. Т. Теория государства и права / Р.Т. Мухаев. - М.: Юрайт, 2014. - 586 c.

  7. Теории происхождения государства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/690006 дата доступа 26.04.2019

  8. Баумейстер, А. «Тома Аквінський: вступ до мислення» – Фома Аквинский: Введение в мысль Ангелического Доктора (перевод с украинского). – 2014. – С. 367–369.

  9. Корельский В.М. Теория государства и права. М.: Юрайт, 2015. 210 с.

  10. Тимонин А.Н. О «новой» классовой теории происхождения государства // Евразийский юридический журнал. 2014. № 1 (68). С. 88–93.

  11. Корельский В.М. Теория государства и права. М.: Юрайт, 2015. 210 с.

  12. Тимонин А.Н. Дуалистическая теория происхождения государства: от детерминизма экономического к технологическому и экологическому? // Евразийский юридический журнал. 2015. № 3 (82). С. 93–97.

  13. Бондаренко Д.М. Государство: сущность феномена // Краткие сообщения института археологии. М. : Институт археологии, 2015. Вып. 238. С. 5–20.

  14. Воронцов С. А., Понеделков А. В., Михайлов А. Г. О некоторых проблемах рекрутинга отечественных элит //Ростовский научный журнал. – 2016. – Т. 6. – №. 9. – С. 5-13.

  15. Абдурахманова, И.В. История государства и права зарубежных стран: экзаменационные ответы / И.В. Абдурахманова, Н.Е. Орлова. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 416 c.

  16. Батыр, К.И. Всеобщая история государства и права / К.И. Батыр. - М.: Былина, 2014. - 496 c.

  17. Кашанина, Т.В. Происхождение государства и права / Т.В. Кашанина. - М.: Юрист, 2014. - 333 c.

  18. Клименко, С.В. Основы государства и права / С.В. Клименко, А.Л. Чичерин. - М.: Прометей; Издание 9-е, перераб. и доп., 2017. - 368 c.

  19. Петров И.В. Договорная теория происхождения государства и права и ее воплощение в древнерусских летописных сводах // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. - № 5. С. 121-124

  20. Карпухина А.А., Калашникова Е.Б. Политико-правовая теория Томаса Гоббса // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2017. - № 18-3. - С. 7-9.

  21. Шадрина Е.Н. «Общественный договор Томаса Гоббса: историко-философская реконструкция концепции // Вестник Вятского государственного университета. - 2017. - № 7. - С. 13-20.

  22. Ерохин И.Ю. Формирование государственной концепции терского казачества // Научно-информационный журнал Армия и общество. – 2014. – № 2 (39). – С. 104-108.

  23. Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: учеб. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. – 559 с.

  24. Основные теории происхождения государства. URL: http://theoldtree.ru/gosudarstvo_i_pravo/osnovnye_teorii_proisxozhd eniya_2.php (дата обращения 26.04.2019).

  25. Правовая культура личности: понятие, признаки и факторы, влияющие на ее формирование. Правовая культура общества. URL: http://fb.ru/article/314768/pravovaya-kulturalichnosti-ponyatie-priznaki-i-faktoryi-vliyayuschie-na-eeformirovanie-pravovaya-kultura-obschestva (дата обращения 26.04.2019).

  26. Основы правовой культуры. URL: http://mirznanii.com/ a/37204/osnovy-pravovoy-kultury (дата обращения 26.04.2019).

  27. Основы правовой культуры. URL: http://mirznanii.com/ a/37204/osnovy-pravovoy-kultury (дата обращения 26.04.2019).

  28. Правовая культура личности: понятие, признаки и факторы, влияющие на ее формирование. Правовая культура общества. URL: http://fb.ru/article/314768/pravovaya-kulturalichnosti-ponyatie-priznaki-i-faktoryi-vliyayuschie-na-eeformirovanie-pravovaya-kultura-obschestva (дата обращения 26.04.2019).

  29. Основы правовой культуры. URL: http://mirznanii.com/ a/37204/osnovy-pravovoy-kultury (дата обращения 28.09.18).