Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения государства(Предпосылки возникновения государства )

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Исследуемая тема актуальна так как, изучение процесса происхождения государства имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные ему функции – основные направления деятельности, точнее установить место и роль в жизни общества и политической системы. Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Она лишь новая, важная веха в истории. Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное иным качеством, порождает тем самым новые тенденции и явления, закладывающие предпосылки будущего. Соответственно, чтобы понять современное государство нужно знать, как оно возникло, какие основные этапы прошло в своем развитии, какие причины влияли на его образование, становление, развитие, изменение формы и содержания.

Таким образом, актуальность выбранной мной темы курсовой работы обусловлена тем, что невозможно понять процессы, происходящие в том или ином государстве, если не знать, каким образом оно исторически формировалось. 

Целью данной курсовой работы является изучение основных теорий происхождения государства. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- Изучить закономерности и различия происхождения государства у различных народов

- Детально рассмотреть основные теории происхождения государства.

Объектом курсовой работы выступают теории происхождения государства.

Предметом исследования является теории происхождения государства.

Методологическая основа курсовой работы включает: описание, формально-юридический метод, логический и сравнительно правовой.

Теоретическую основу составляют труды известных ученых, которые прямо или косвенно изучали данную тему и создали необходимые предпосылки для дальнейшего его изучения. Это работы: В.В. Лазаревой, М.Н. Марченко, Л.П. Рассказов, Л.А. Морозова, А.П. Бутенко, М.И. Байтин и многих других.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка используемой литературы.

1 Предпосылки возникновения государства

[1]Государство как новая организационная форма жизни общества возникает в результате неолитической революции, перехода человечества к воспроизводящей экономики, то есть в процессе изменения материальных условий жизни общества, его становления новых организационных форм. Первоначальное государство возникает, чтобы организационно обеспечить функционирование воспроизводящей экономики, новых форм трудовой деятельности.

Как правило, древнейшие государства возникают как города-государства. Поселок, в котором живут свободные общинники-земледельцы, представляет собой теперь уже не родовую (семейную), а соседскую общину. Оно постепенно становится административным, хозяйственным и религиозным центром. Это город вместе с прилегающей к нему небольшой сельскохозяйственной местностью и становится городом-государством. В таком городе постоянно проживают вожди и жрецы, оно становится местом, где происходят заседания советов и собраний. Город-государство знает четкую социальную дифференциацию, имущественное разделение, разделение труда.

С развитием общества постепенно осознавалась важность успешного управления, руководства, происходила его специализация, а то обстоятельство, что лица, которые осуществляют управление, накапливают соответствующий опыт, приводила к пожизненному выполнения общественных обязанностей. Немалое значение в закреплении таких порядков имела и религия. В раннеклассовом государстве происходит дальнейшее выделение знати, присвоение общественных должностей через передачу этих должностей от родителей к детям и главным образом на этой основе обогащение определенных общественных групп.

Причины возникновения государства:

1. Переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2. Разделение труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей - купцов). Необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории, и т.п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешное руководство этими процессами;

3. Появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4. Появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально-классовое расслоение общества;

5. Необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии т.п.

6. Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых. Происходящие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводят к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем к появлению социальных антагонизмов и сопротивлению той части общества, которая подвергается эксплуатации.

7. Необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию со стороны соседних государств или племен. Это обеспечивается, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того, чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимаются ими как не отвечающие их интересам, несправедливые.

Существует несколько концепций происхождения государства. Сторонники классовой концепции происхождения государства (Маркс, Энгельс, их продолжатели) считают, что причиной возникновения государства и права является раскол общества на классы и социальные группы, с разнообразными, нередко противоположными интересами, который возник в результате социально-экономического развития общества.

Классовая природа первоначальных государств четко определилась лишь со временем, когда размежевания общества, классообразования привели к захвату государства тем или иным классом и приспособления его в своих интересах и потребностях. Процессы образования классов и государства нельзя понимать упрощенно, якобы сначала возникли классы, потом их антагонизм привел к появлению государства. Эти процессы идут параллельно, взаимодействуя друг с другом. Раннеклассовое государство не является результатом деятельности только господствующего класса. Оно - результат развития всего общества в целом на этапе становления воспроизводящей экономики. Но, разумеется, тот или иной класс, захватив государство, мог стать с помощью государства и господствующим классом. При этом постепенно исчезает практика выборности, сменяемости вождей, военачальников, членов городских магистратов, советов. Им на смену пришла другая практика - присвоение должностей и передача их своим потомкам. В раннеклассовом государстве особая роль принадлежит жрецам, которые обеспечивают знание и соблюдение религиозных норм. Кроме того, правитель в раннеклассовом обществе, как правило, сочетает светскую и религиозную власть, считается посредником между божествами и народом. Теократическая государственность была первичной во многих регионах.

Сторонники экономической концепции происхождения государства и права (А.Б. Венгеров и другие) считают, что государство и право формировались в процессе перехода общества от присваивающей экономики к производящей (4-3-е тысячелетия до н. э.). Производящая экономика объединила значительные массы людей, создала новые способы существования (оседлость, производство, обмен), усложнила организацию общества. В обществе производящей экономики из представителей знатных и богатых семей сформировался особый слой людей - аппарат управления. Власть переходила по наследству либо была куплена. Аппарат управления для решения государственных задач в необходимых случаях стал использовать принуждение и насилие. Власть приобрела политический характер. Родоплеменную организацию общества сменила иная организация: государство - общество, разделенное на управляющих и управляемых.

Пути возникновения. В науке различают восточный и западный пути возникновения государства. Первые государства восточного типа возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек - Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы и др., то есть в зонах поливного земледелия, что позволяло резко повысить производительность труда. Именно там впервые были созданы условия для возникновения государственности: появилась материальная возможность удерживать аппарат управления, который не принимал участия в производственной деятельности. Поливное земледелие требовало строительства каналов, дамб, водоподъемников и других сооружений, поддержания их в рабочем состоянии. Все это определяло прежде всего необходимость объединения общин под единым централизованным управлением, поскольку объем работ существенно превышал возможности отдельных родоплеменных образований. Вместе с тем все это обусловило сохранение сельскохозяйственных общин и соответственно общественной формы собственности на основное средство производства - землю.

Структура государства восточного типа была подобна пирамиды: выше (вместо вождя) - неограниченный монарх, деспот, чья власть носила божественный характер; ниже (вместо совета старейшин и вождей) - его ближайшие советники; далее - чиновники низшего ранга и т.д., а в основании пирамиды - сельскохозяйственные общины. Главное средство производства - земля - формально находится в собственности общин, общинники считаются свободными, однако фактически все стало государственной собственностью, включая личность и жизнь подданных, что оказалось в безраздельной власти государства.

Восточные государства в некоторых своих чертах существенно отличались друг от друга. В одних, как в Китае, рабство носило домашний, семейный характер. В других, как в Египте, было много рабов, которые наряду с общинниками делали значительный вклад в экономику. Однако, в отличие от европейского, античного рабства, основанного на частной собственности, рабы в основном были собственностью государства и храмов и, по сравнению с общинниками-землеробами, не были основной производительной силой.

[2]В то же время все восточные государства имели много общего: все они были абсолютными монархиями, деспотиями; отличались мощным чиновничьим аппаратом; в основе их экономики лежала государственная форма собственности на основные средства производства, а частная собственность имела второстепенное значение. Восточный путь возникновения государства был плавный переход, перерастания первоначального, родоплеменного общества на государство.

Основными причинами появления государства здесь были:

- потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия;

- необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий;

- необходимость единого, централизованного руководства этими массами.

Государственный аппарат возникает из аппарата управления родоплеменными объединениями. Выделяясь из общества, государственный аппарат становится во многом противоположным ему по своим интересам, постепенно обособляется от остального общества, превращается в господствующий класс, эксплуатирующий труд общинников.

Следует указать и на то, что восточное общество является стагнационным: на протяжении веков, а иногда и тысячелетий оно практически не развивается. Так, государство в Китае возникло на 10-15 веков раньше, чем в Европе (Греция, Рим). Хотя там имели место существенные социальные потрясения (иностранные завоевания, крестьянские восстания, в том числе и победоносные, и т.п.), однако они приводили лишь к смене царствующих династий, само же общество вплоть до начала XX в. оставалось в основном неизменным.

Западный путь возникновения государства имел существенные отличия от восточного. Основным государство образующим фактором на территории Европы (прежде всего в античных государствах) был классовое разделение общества, интенсивное формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства: скот, рабов. Уже на раннем этапе общинного строя наблюдается экономическое неравенство. Частная собственность стала базой, фундаментом для утверждения экономического господства состоятельных слоев населения.

Трения между наследственной аристократией и массами, принимавшие порой весьма острые формы, отягощались борьбой за власть другой группы обладателей частной собственности, нажитой морским грабежом и торговлей. В конечном счете наиболее богатые собственники и начали занимать ответственные государственные должности - господство родовой знати было ликвидировано.

Другим путем шло становление государства на Западе. Если природные условия Греции и Рима способствовали ускоренному излому патриархального строя, то эти условия в Западной и Восточной Европе до определенного момента создавали возможности для определенного развития производительных сил в рамках родового общества, тогда как рабовладение в том виде, как оно существовало в Средиземномории, было экономически невыгодно.

Общинники, что разорялись, попадали в зависимость от богатых, а не в рабство, что способствовало длительному сохранению коллективной формы хозяйствования. Военные нужды, а также земледелие способствовали сохранению коллективной формы производства, в которой рабам просто не могло быть места. Поэтому там имущественная дифференциация и социальное размежевание привели постепенно к формированию протофеодального общества, в котором крестьяне сохраняют личную свободу и собственность на землю. Таким путем шло развитие и многих других государств на территории Европы (Древней Руси, Франции, Германии и др.)

Таким образом, в отличие от социальной организации первобытного строя, государство представляла собой новое политическое, структурированное и территориальное образование. Политическое в том, что, в отличие от родовой общины (которая защищала общие интересы ее членов), государство стало выражать и защищать классовые интересы. Государство выделилась из общества как особая группа людей, основным занятием которых стало государственное управление, организационная деятельность. В ней появились новые инструменты управления: суды, тюрьмы, полиция, армия, другие органы, которые могут применять принуждение.

В отличие от первобытного общества, государство стало территориальным образованием. Если первоначальная община имела в своей основе основанную на родстве организацию, то государство постепенно путем перерастания этих общин в соседские переходит к оседлому образу жизни, которого объективно требовало земледелие. Первым этапом территориальной организации стало город, что объединяло уже не столько родственников, сколько населения, которое проживало на определенной территории. Отныне и аппарат государства ориентировался на управление теми или иными группами, которое проживало на определенной территории в пределах государственных границ.

Таким образом, из анализа новой, государственной формы организации общества можно сделать вывод, что признаками государства являются единое территориальное пространство, на котором осуществляется хозяйственная деятельность; наличие особого слоя людей - аппарата управления и принуждения, единая система налогов и финансов. В этих признаков следует добавить и язык, единую для общения на территории того или иного государства, единую оборонную и внешнюю политику, транспортной, информационной, энергетической системы.

2 Общая характеристика государства

2.1 Понятие и сущность государства

[3]За многотысячелетний опыт образования, становления, развития и функционирования государства у разных народов, в различные исторические эпохи сложились многочисленные теории, научные школы, доктрины, концепции (от теологических, светских до современных авангардистских), в которых теоретически реконструируется государство в любых его проявлениях — причины происхождения, форма, функции, государственная власть, перспективы и судьбы.

При этом важно учесть, что данные теории могут иметь и действительно имеют несхожие, а порой просто противоположные методологические основы (вплоть до идеи о непознаваемости государства).

Понятие государства неразрывно связано, по меньшей мере, с двумя методологически очень важными обстоятельствами.

Первое. Государство — это всегда итог, результат социально-духовного, политического, культурного, психоэмоционального творчества людей, общества.

Оно представляет собой материально-предметное воплощение соответствующих объективных общественных потребностей.

Однажды возникнув, государство не может оставаться неизменным навсегда.

Оно — объективно меняющийся и противоречивый внутренне реальный факт исторического движения общества.

Государство может и реально переживает, например, такие фазы в своем существовании — становление, развитие, подъем, расцвет, кризис, деградация, упадок.

Эти стадии могут проходить вместе или параллельно с обществом или относительно независимо от общества.

В связи с этим, естественно, может со стороны общества или исследователя меняться не только субъективная оценочная, ситуативная характеристика государства, но и само его понятие.

Другими словами, невозможно сформулировать понятие государства, одинаково успешно «работающее» и объясняющее государства в различные эпохи, в различных формациях и цивилизациях его существования.

Второе. В процессе познания нельзя смешивать понятие и понимание государства.

Одно из назначений определения государства состоит в том, чтобы выделить государство из окружающих его мира вещей, форм, институтов в различных сферах жизни общества и человека.

Определение государства лежит в самом начале познания государства.

Понимание же государства в методологическом плане требует выработки развернутой системы понятий и определений, в которых находят свое научное выражение и фиксацию различные стороны исторического движения государства — сущность, формы, функции, государственная власть, государственный аппарат, государственный орган и др.

Понять государство — это значит создать развернутую и целостную систему понятий и определений различных сторон государства, т.е. создать своего рода его конкретный теоретический портрет.

Из истории политической мысли известны сотни понятий и определений государства, которые были сформулированы философами, теологами, теоретиками-государствоведами, социологами, практическими политическими и государственными деятелями.

Вот лишь некоторые из них: государство — это «сообщество равных людей для достижения возможно лучшей жизни»; государство — это «совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы»; государство — это «власть, население, территория»; государство — это «нечто разумное в себе», или «нравственный универсум»; государство — это политическая форма социально-эконо- мически дифференцированного общества; государство — это аппарат (машина) для поддержания господства одного класса над другим.

Широко известны определения государства метафорического характера: «государство — это я»; «государство — это мы».

Выработанные политической мыслью многочисленные понятия и определения государства позволяют сделать следующие методологически значимые выводы: 1) государство — это продукт жизнедеятельности общества в целом (здесь не касаемся чисто теологических доктрин); 2) государство существует не в любом обществе, но только в том, в котором есть развитая и противоречивая структура на всех уровнях (экономика, собственность, формы сознания, личность, социальные классы, социальные группы и др.); 3) общество, в котором есть государство, — это государственноорганизованное общество; для такого общества государство — это форма его существования; 4) на теоретическом, познавательном уровне государство и общество не совпадают друг с другом; 5) при любом определении государства речь идет и об определенных властных институтах, государственном аппарате, системе властных государственных органов, в деятельности которых заняты специфические социальные группы; 6) развитые, сложные, противоречивые объективные потребности общества в государстве определяют и само назначение, функции, цели, задачи, деятельность государства; при этом теоретически несущественно, о чем идет речь — достижение «лучшей жизни», «общей пользы», «общего блага» или же самоорганизации, самоуправления общества с помощью государства.

Данные выводы позволяют сформулировать такое определение государства: государство — это организация политической суверенной власти, осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества.

Здесь важно отметить следующее.

Любое определение государства, кто бы его ни давал (например, среди авторов вышеприведенных определений — Аристотель, Г. Гроций, Г. Гегель, К. Маркс, В. И. Ленин), всегда будет неполным, бедным, односторонним и в этом смысле абстрактным.

Оно не способно вобрать в себя, научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства.

При этом абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком.

Он — их неотъемлемое свойство, поскольку связан лишь с самим началом процесса познания и понимания государства.

Проблема формулировки и выбора понятия государства связана с еще одним познавательным моментом.

Помимо предельно общего (и в этом смысле предельно абстрактного) понятия государства вообще (без его «привязки» к определенной исторической эпохе, общественной формации, цивилизации, партийно-идеологической системе, географическим координатам, религии и др.) можно и нужно давать, например, понятие национально-конкретного государства (русского, французского, китайского) или рабовладельческого, фашистского, теократического.

Таким образом складывается широкая система понятий государства различного уровня обобщенности, которые позволяют увидеть особенности и специфику познания чрезвычайно разнообразного мира государств.

Важно только при этом помнить, что все эти многочисленные понятия и определения государства (пусть и абстрактные) — не плод умозрительных конструкций, кабинетных выдумок и фантазий, но определенный теоретический, научный аналог опыта реальной государственной практики.

Это верно и в том случае, когда формулируется понятие государства вообще.

Общее понятие государства важно при решении еще одной методологической проблемы.

Мировой опыт развития государств, государственного строительства нередко давал такие в этой области результаты, которые невозможно «подогнать» под понятие государства.

Это имело место и в исторически давние времена (например, при переходе от первобытного к государственно-организованному обществу), и в Средние века, и во времена новой и новейшей истории.

Особенно это заметно на фоне наблюдаемых нами мировых интеграционных и глобализационных процессов.

[4]Поэтому не случайно в наши дни теория государства стремится более основательно разрабатывать такие понятия, как «протогосударство», «государствоподобное образование», «государственное образование», «государственность».

В связи с этим отметим, что понятие государства не только позволяет верно сориентироваться в современных процессах распада и образования государств, но и критически оценить и осмыслить проекты идеального государства (например, у Платона или Т. Мора) или идеи о «пол у государстве», «отмирающем государстве» (К. Маркс, В.И. Ленин).

Ни проблема понятия государства, ни проблема понимания его признаков не могут обойти стороной вопрос о сущности государства.

Собственно познание сущности составляет одну из важнейших целей теории государства и права.

[5]Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития. Применительно к государству определить его сущность – значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает.

Сущность государства – достаточно устойчивая категория. Это не означает неизменности данного качества государства. Как и другие основополагающие характеристики государства – содержание, форма, сущность под влиянием различных процессов, факторов может изменяться.

До поры до времени эти изменения могут не обнаруживать себя, и лишь по мере накопления качественных черт, отличительных особенностей возможен переход от сущности одного уровня к сущности иного качества и содержательной наполненности.

Так, первоначально возникшее раннеклассовое государство, по утверждению современной науки, имело своей сущностью представлять и выражать интересы всего общества. И лишь после того, как отдельные социальные группы и слои осознали уникальность государственной организации общества и попытались использовать ее в своих целях, произошло изменение сущности государства. Оно было приспособлено выражать интересы социальных сил, стоящих у власти.

В юридической литературе было высказано мнение, что сущность государства является составной частью его понятия (проф. А.Б. Венгеров, проф. В.Н. Протасов). Иначе говоря, сущность государства представляет собой один из его признаков, но признак сущностной значимости. Это означает, что он выделяется из других признаков государства своей сложностью и неоднозначностью.

Против этого следует возразить. Безусловно, сущностью государства определяются многие его характеристики, в том числе и само понятие государства. Однако сущность – самостоятельная категория, обобщающая ключевые проявления государственной власти, в том числе ее социальное назначение и направленность деятельности.

В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства.

Первый подход (так называемый классовый) состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается как классовая организация тех, кто стоит у власти и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса.

Надо отметить, что основоположники марксистского учения признавали, что государство, будучи в первую очередь классовой организацией политической власти, выполняет одновременно некоторые «общие дела», присущие любому обществу и отражающие интересы всех или большинства его членов. К такого рода общим делам относятся оборона страны, поддержание общественного порядка, а на современном этапе – экологическая безопасность населения, социальная поддержка малоимущих слоев и др. Однако данное положение марксистской теории, вносящее серьезное уточнение в понимание сущности государства, не получило развития и было предано забвению.

Говоря о марксистском подходе к сущности государства, надо иметь в виду, что характеристика государства как средства насилия, подавления, принуждения использовалась исключительно в отношении эксплуататорских государств. Социалистическое же государство трактовалось «как орудие выражения интересов большинства населения». Действительность была иной: во всех бывших социалистических странах государство выражало и проводило в жизнь интересы партийной верхушки и одновременно выступало машиной подавления несогласных с установленным режимом.

Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Соответственно, сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.

Поскольку любое общество состоит из различных групп и слоев населения, которые имеют нередко противоположные и даже антагонистические потребности и интересы, государство обязано всеми имеющимися в его распоряжении средствами устранять конфликты, опираясь в первую очередь на средства соглашения и компромисса. Такой компромисс не может удовлетворить всех и учесть все интересы. Но он способен устранить противостояние групп и слоев населения и предполагает демократические средства управления обществом взамен насилия и подавления.

Рассматриваемый подход к сущности государства обладает несомненными достоинствами по сравнению с классовым.

Во-первых, он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом.

Во-вторых, он ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия.

[6]В-третьих, подчеркивает ценность для общества государственной организации, поскольку человечество до сих пор не придумало более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности людей. Антиподом государству может выступать самоуправление гражданского общества. Но переход к полному самоуправлению требует очень высокой ступени самоорганизации населения, прочных навыков профессионального управления, высокой правовой, политической и общей культуры, многих других условий и факторов, которыми в настоящее время не располагает ни одно общество в мире.

Несмотря на диаметральную противоположность указанных двух подходов к пониманию сущности государства, они не исключают друг друга. В юридической литературе утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства. В ней присутствуют начала как так называемой классовости, т.е. стремления правящих выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, иначе не было бы ожесточенной борьбы за овладение государственной властью, так и значительная приверженность современного государства общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения. Следовательно, обе характеристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или другого начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития. Это объясняется множеством факторов, среди которых ведущую роль играют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение страны и т. п.

В то же время очевидно, что у демократически устроенного государства будут доминировать общесоциальные черты. У государства противоположной ориентации (например, тоталитарного) тоже имеются общесоциальные начала, но их удельный вес невелик, а основное содержание деятельности государственной власти составляет выражение воли и интересов стоящих у власти.

2.2 Признаки и функции государства

[7]В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Это общепринятый прием. В наборе данных признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий.

Несмотря на разнообразие государств, как ныне существующих, так и имевших место в различные исторические эпохи, всем им на разном уровне их развития, присущей самобытности и т. д. свойственны общие черты, признаки, свойства. Они позволяют идентифицировать государство, выделить его из других организаций общества.

К признакам государства принято относить:

1) наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

2) территориальную организацию населения;

3) государственный суверенитет;

4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства;

5) наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и разнообразные нужды государства.

Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства.

Иногда среди основных признаков государства указывают единый язык общения, наличие армии, а также единой системы обороны и внешней политики и др. Однако данные признаки нельзя отнести к важнейшим. Они скорее вспомогательные, дополнительные. Например, в Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено полное равноправие всех используемых языков. Что касается армии, то она есть не во всех странах. Согласно Конституции Японии 1947 г. этому государству запрещено иметь армию. Нет армии и в Коста-Рике, а конституционной поправкой 1991 г. Панаме запрещено иметь армию «на вечные времена». Таким образом, отсутствие армии в этих странах не дает оснований не признавать их государствами.

Нельзя отнести к признакам государства и единую систему обороны и внешней политики, а также официальную символику (проф. Н.В. Власенко, проф. В.В. Оксамытный). Ряд государств, как известно, конституционно закрепили политику постоянного нейтралитета (например, Австрия). Кроме того, единая система обороны и внешней политики нередко создается в результате международно-правового объединения государств в различные сообщества. Что касается символики, которая присуща каждому государству, то она не составляет его необходимого, обязательного признака. При формировании нового государства какое-то время может отсутствовать его символика, но это не означает, что государство исчезло.

Раскроем содержание каждого из перечисленных выше основных признаков государства.

Публичная политическая власть – один из главных признаков государства. Напомним, что власть в первобытном обществе не носила политического характера, так как родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям ее членов. Они были одинаковы у всех и сводились к двум важнейшим: выживанию и воспроизводству человечества. И только с дифференциацией общества появляются разнообразные интересы у различных групп, слоев, классов, и регулирование этих интересов означает политику.

Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами, государство приобретает политический характер. Но оно не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделено от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти. Независимо от того, на кого возложено исполнение властных полномочий – на отдельную личность (монарха, президента) или на какой-либо орган, они действуют от имени государства, в качестве его органов, представителей, которые выполняют публичные функции.

Государственная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, которые образуют государственный аппарат. Для этого аппарата характерны следующие черты:

а) специально создается для управления обществом;

б) обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения;

в) право принятия общеобязательных для исполнения актов;

г) наличие особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате служит профессией.

Итак, государство – это прежде всего политическая организация, объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования. При реализации политической публичной власти государство использует различные средства и приемы управления, среди которых особое место занимает возможность применять принуждение. Для этого государство обладает специальными учреждениями – армией, судом, полицией, тюрьмами и др., которые располагают правом легального (на законном основании) использования принуждения в отношении каждого, кто не подчиняется предписаниям государственной власти.

Следует подчеркнуть, что политическая публичная власть первична, т. е. государство приобретает свою силу в условиях общественного развития, тех процессов, которые происходят по мере образования государственной формы организации общества.

Территориальная организация государства отличается от территории, на которой проживала первобытная община, прежде всего тем, что появляются государственные границы. Они не только знаменуют переход к оседлому образу жизни, но и очерчивают пределы осуществления государственной власти, ее юрисдикции. Одновременно государственные границы означают территориальную неприкосновенность страны: любое изменение государственных границ без согласия на то государственных властей или нарушение границ расценивается как акт агрессии. Следовательно, территориальные связи первобытной общины в условиях государственно организованного общества трансформируются в прочную территориальную организацию населения, в разделение его по административно-территориальному признаку.

Но не только население разделяется по территориальному признаку, и сама государственная власть организуется на базе этого признака. Отсюда органы государственного аппарата имеют, как правило, территориальные пределы выполнения своих полномочий и управляют определенными административно-территориальными единицами.

Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, то есть ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, ее полноправие в установлении режима жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

В юридической литературе принято выделять три главных свойства суверенитета: верховенство, независимость и единство.

Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти, отсюда вытекает, что государство:

а) распространяет свою власть на всю территорию страны;

б) определяет весь строй правовых отношений;

в) устанавливает правовое положение различных организаций, объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц;

г) регламентирует права, свободы и обязанности личности;

д) регулирует компетенцию государственных органов и полномочия должностных лиц и так далее.

Верховенство, однако, не означает неограниченности государственной власти. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на праве.

Независимость государственной власти означает ее самостоятельность в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями. Но эта независимость не является абсолютной. Будучи членом мирового сообщества, любое государство испытывает воздействие норм и принципов международного права. В частности, суверенитет современных государств самоограничивается необходимостью соблюдения естественных неотъемлемых прав человека, а также взаимными обязательствами государств по международным договорам. Иначе говоря, любое государство вправе самостоятельно определять свою внешнюю политику. В то же время оно связано добровольно подписанными им соглашениями, общепризнанными принципами и нормами международного права.

[8]Единство государственного суверенитета предполагает, что он принадлежит государству в целом, неделим между его частями и отдельными территориальными единицами, например, между федерацией и ее субъектами.

Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства определяется исключительными полномочиями государства в сфере правотворчества, то есть правом принимать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

Нормативные правовые и другие юридические акты (например, решения судов, административных органов) являются одной из важнейших форм деятельности государства, основополагающим способом реализации государственной власти. Тем самым государственная власть вводится в определенные рамки, ей придается законный характер. Юридические предписания регулируют организацию государственного аппарата, его структуру, объем компетенции, приемы и способы деятельности. Правовое регулирование вносит конкретность, определенность в статус личности, объединений граждан, их права, обязанности, в общие правила поведения.

Государственная власть проявляет себя прежде всего посредством нормативного правового регулирования общественных отношений. Юридическими актами устанавливаются правовые связи между государством и членами общества, между разными элементами общества, т. е. оформляется его правовая организация.

Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны.

В литературе данный признак государства иногда именуют налогообложением и взиманием налогов. Однако налоги – только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя, помимо налогов и обязательных платежей, государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас и др.

Содержание общих признаков государства по мере развития государственно организованного общества уточняется, приобретает новые смысл и значимость. Но в целом перечень этих признаков остается неизменным.

С учетом перечисленных признаков государство можно определить, как властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающую правовой порядок на определенной территории.

В учебной литературе приводятся и другие дефиниции. Например, государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок (проф. В.М. Корельский). Другое определение: «Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества» (проф. М.И. Байтин). Государство определяется также как публичная организация, обладающая верховной властью на определенной территории (проф. В.В. Лазарев и доц. С.В. Липень).

Каждое из приведенных определений имеет право на существование, хотя вряд ли возможно признать какое-либо из них совершенным.

[9]Сущность выражается во множестве ее внешних проявлений. Применительно к сущности государства можно отметить, что такими внешними ее проявлениями являются функции государства, посредством которых:

— воплощается и раскрывается его активная служебная роль в качестве субъекта политической системы, реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене;

— выражается и конкретизируется его классовая и общечеловеческая сущность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества;

— проявляются особенности исторического развития, государства социально-экономических и политических преобразований в жизни общества.

Таким образом, функции государства — это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение, которые задаются характером исторически определенного общества.

Каждая из функций государства имеет определенное содержание, которое показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Содержание каждой функции складывается из разнообразных аспектов деятельности государства. Например, функция поддержания в обществе правопорядка состоит из принятия соответствующих нормативных правовых актов, создания и деятельности судов, а также милиции, исправительных учреждений и других правоохранительных органов. Содержание функций не остается неизменным, оно меняется вместе с изменениями, происходящими в обществе.

Содержание функций изменяется особенно быстро в периоды радикальных экономико-социальных преобразований, революций.

В разные исторические периоды приоритетное значение могут приобретать различные цели государства, а следовательно, и его различные функции.

Так, анализируя соотношение классового и общесоциального в государстве, можно сделать вывод о том, что следует различать государства:

— с преимущественно классовыми функциями;

— с преимущественно общесоциальными (демократическими) функциями.

В государствах с преимущественно классовой сущностью ведущее значение имеют функции:

— прямого подавления эксплуататорским меньшинством эксплуатируемого большинства населения;

— охрана частной собственности;

— поддержка существующих экономических отношений и правопорядка.

В государствах с преимущественно общесоциальной сущностью:

— утрачивает значение функция прямого подавления какоголибо социального слоя, класса. На смену приходит функция поиска сотрудничества, компромисса между социальными слоями;

— ведущее значение приобретают функции:

• охраны всех существующих форм собственности на средства производства;

• организаторские функции во всех сферах жизнедеятельности общества;

• решения задач демократического строительства.

В современных условиях возрастает значение функций:

— поддержания экологического равновесия;

— борьбы с болезнями;

— международного культурного и научно-технического сотрудничества (освоение космоса, изучение и использование ресурсов Мирового океана, создание всемирной службы погоды, охрана окружающей среды и т.д.);

— борьбы с международным терроризмом.

Итак, изменения, происходящие в мире, оказывают влияние на содержание функций. На содержание функций современных государств оказывают влияние также научно-технический прогресс, процессы информатизации, национальные и религиозные факторы и др.

Органы государственной власти имеют свои функции. Функции органов государства — это направления их деятельности в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме.

Осуществление функций государства представляет из себя процесс реализации государственных функций различных государственных органов. Функции государства соотносятся с функциями отдельных государственных органов как общее с частным. Функции государственных органов в совокупности составляют функции государства как единого целого, системы.

Например, одной из функций государства является поддержание правопорядка. Данную функцию государства реализует ряд правоохранительных органов. Каждый из таких органов имеет свои, более частные функции.

Функции государства классифицируются по различным критериям:

а) по характеру государственного воздействия на общественные отношения все функции могут быть разделены на охранительные и регулятивные.

Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, защита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.).

Регулятивные функции — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.);

б) по важности для общества — основные и неосновные (подфункции) (например, поддержание обороноспособности страны и создание условий для развития профессионального спорта);

в) по времени действия — постоянные и временные (например, развитие культуры и ликвидация безпризорности);

г) по степени отражения интересов различных групп населения — ориентированные на определенные социальные слои (классовые) и общесоциальные (надклассовые), например, создание условий для повышения уровня жизни крестьянства и охрана окружающей среды;

д) по объектам воздействия (по сфере деятельности) — внутренние и внешние (например, охрана здоровья населения и международное сотрудничество).

Государственные функции реализуются в конкретных действиях, совершаемых субъектами власти. Внешнее практическое выражение деятельности по реализации функций государства в конкретных условиях получило наименование форм осуществления государственной власти.

В теории государства и права выделяются правовые и организационные формы реализации функций государства.

Правовые формы — это деятельность, связанная с совершением юридически значимых действий в строго определенном законом порядке. Существуют различные классификации правовых форм реализации государственной власти. Распространено деление этих форм:

— на правотворческую деятельность;

— исполнительную (управленческую) деятельность;

— судебную деятельность.

Такая классификация основывается, как нетрудно догадаться, на принципе разделения властей.

Некоторые авторы (например, М.И. Байтин) к этому перечню добавляют контрольно-надзорную деятельность государства.

В литературе имеется и другая классификация правовых форм, в соответствии с которой правовые формы подразделяются:

а) на правотворческую деятельность — это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм. Важнейшая составная часть, ядро правотворчества (нормотворчества) — законодательная деятельность;

б) правоприменительную деятельность — это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, в свою очередь, выделяются оперативно-исполнительная и охранительная деятельность.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Оперативно-исполнительная деятельность связана с повседневным разрешением разносторонних вопросов, возникающих перед исполнительными органами власти.

[10]Правоохранительная деятельность — это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей, по охране норм права от нарушений.

При реализации правоохранительной деятельности издаются правоприменительные акты (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т.п.).

Наряду с правовыми широко используются различного рода организационные формы, которые иногда называют неправовыми формами деятельности государства.

Это деятельность, не требующая ее полного и строгого юридического оформления. Она не связана с совершением юридически значимых действий (последние не влекут за собой правовых последствий). Организационные действия не нуждаются в издании специальных юридических актов и проводятся в порядке текущей, прежде всего управленческой, деятельности. Однако организационная деятельность осуществляется в рамках действующего законодательства, а правом здесь регламентируется лишь общая процедура совершения действий.

Организационные формы деятельности государственных органов по осуществлению функций государства подразделяются: а) на организационно регламентирующие; б) организационно-хозяйственные; в) организационно-идеологические.

Организационно-регламентирующая деятельность — оперативная организационная работа по решению тех или иных конкретных политических задач (текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, значимых мероприятий и т.д.);

Организационно-хозяйственная деятельность — оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций (эко- 50 номическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, организация снабжения, сбыта);

Организационно-идеологическая деятельность — повседневная разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения по тому или иному вопросу).

Не следует смешивать организационные формы (неправовые формы) с действиями соответствующих должностных лиц вопреки праву. Такого рода действия могут осуществляться с помощью насилия, угроз, вне сферы права. В демократических государствах достижение целей с помощью таких средств недопустимо.

Однако это не означает, что государство не может применять принуждение в своей деятельности. При реализации своих функций государство использует в зависимости от конкретной функции различные методы: убеждения, принуждения, поощрения, наказания.

3 Теории происхождения государства

3.1 Теологическая теория

[11]Теологическая теория, название которой происходит от греческих слов «тео» – бог и «логос» – учение, то есть учение о боге. Это одна из древних теорий происхождения государства. Она объясняет возникновение и существование государства божьей волей, результатом божьего промысла. Государство вечно, как сам бог, а государь наделяется богом властью повелевать людьми и реализовывать божью волю на земле. Люди должны беспрекословно подчиняться воле государя.

В сохранившихся литературных памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая четко выражена идея божественного происхождения государства. Наиболее широкое распространение эта теория получила в Средневековье. Главной ее направленностью было обоснование превосходства церковной власти над светской. Начиная с IX–X вв. формируется так называемая теория мечей (меч – символ власти), согласно которой для защиты христианства богом были даны церкви два меча – духовный и светский. Церковь, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому монарх должен подчиняться церкви, ибо она – источник его власти. Однако имелась и другая трактовка этой теории: сторонники независимой светской власти утверждали, что монархи получили свой меч непосредственно от бога. В России сторонником независимой царской власти был Иосиф Волоцкий (1439–1515. В миру Иван Санин) – настоятель Волоколамского монастыря. Он считал, что царю власть дана богом, поэтому она не может быть ничем и никем ограничена.

На Западе наиболее ярким представителем теологической теории являлся Фома Аквинский (Аквинат) (1225–1274). В сочинении «О правлении властителей» он утверждал, что возникновение и развитие государства аналогично сотворению богом мира. Божественный разум управляет миром, лежит в основе природы, общества, мирового порядка и каждого государства. Правитель является властью, стоящей над государством. «Правитель в государстве, – писал он, – занимает такое же положение, как Бог во Вселенной».

[12]Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли. В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

[13]Представителями теологической теории были также Жан Маритен, Ф. Лебюфф, Д. Эйве, идеологи ислама, современной католической, православной и иных церквей.

Теологическую теорию, следует иметь в виду, что она была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировавшим в период Средневековья и ранее, а также уровнем знаний об обществе, который существовал в то время. Эта теория правильно отражает тот факт, что государство появляется вместе с монорелигией. Она отражала также те реалии, что первые государства были теократическими, вступление на престол монарха освящалось церковью и это придавало власти особый авторитет. В более поздние времена эту теорию использовали для оправдания неограниченной власти монарха.

Таким образом теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, то есть это в конечном итоге вопрос веры.

3.2 Патриархальная теория

[14]Патриархальная теория, истоки которой заложил еще Аристотель (384–322 до н. э.). Он, в частности, считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а их развитие ведет к образованию государства. Но в наиболее полном виде эта теория получила обоснование в работе английского ученого Роберта Филмера «Патриархия, или Естественная власть короля» (XVII в.), где он доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он получил свою власть от бога и был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи являются преемниками Адама, 40 унаследовали свою власть от него. В целом Р. Филмер трактовал возникновение государства как результат разрастания семей, соединения родов в племена, племен – в более крупные общности, вплоть до государства.

Позднее идеи Филмера использовались Г. Мэном, Э. Вестермарком, Д. Мэрдоком, а в России – Николаем Михайловским (1842–1904).

В Китае патриархальную теорию развивал Конфуций (551–479 до н. э.). Государство трактовалось им как большая семья. Власть императора («сына неба») уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, основанным на началах добродетели. Подданные должны быть преданы правителям (старшим), почтительными и слушаться во всем старших. Старшие же обязаны заботиться о младших, как это принято в семье.

Данная теория получила современное звучание в идее государственного патернализма, т. е. заботы государства о своих гражданах и подданных в случае неблагоприятной ситуации – болезни, безработицы, инвалидности и т. д. Позитивным в патриархальной теории является то, что ее сторонники, например, Н. Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку, а это возможно только в обществе, построенном по типу семейных отношений. В патриархальной теории правильно подчеркивается взаимосвязь семьи и государства, долго не утрачиваемая после перехода общества в государственное состояние. Правитель продолжает и в новом качестве относиться к подданным как к своим детям, а не как к чужим.

Эта теория позволяет установить в обществе порядок в результате подчинения «воле отцов», а также поддерживает веру людей в нерушимость мира, поскольку в хороших семьях нет ссор и вражды.

[15]Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытно-общинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются.

[16]Недостаток же патриархальной теории заключается в том, что она не может объяснить такой факт: если государство – это единая семья, то почему люди воюют между собой, почему происходят революции, если власть отца изначально непоколебима?

3.3 Договорная теория

[17]Договорная, или естественно-правовая, теория в отдельных своих положениях зародилась еще в V – IV вв. до н. э. в учениях софистов Древней Греции. Они считали, что государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения общего блага. Эта теория основывалась на двух главных положениях: 1) до возникновения государства и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния; 2) государство возникает в результате заключения общественного договора.

К авторам данной теории относятся Г. Гроций (Голландия, 1583–1645), главное сочинение которого «О праве войны и мира»; Т. Гоббс (Англия, 1588–1677), взгляды которого отражены в труде «Левиафан»; Дж. Локк (Англия, 1632–1704), изложивший свою позицию в работе «Два трактата о правлении»; Ж.Ж. Руссо (Франция, 1712–1778), написавший сочинение «Общественный договор»; А.Н. Радищев (Россия, 1749–1802).

Представители естественно-правовой теории по-разному толковали естественное состояние человечества до возникновения государства. Так, Т. Гоббс считал, что люди находились в положении «войны всех против всех» и, чтобы не уничтожить друг друга в этой войне, договорились и образовали государство. Ж.Ж. Руссо, напротив, полагал, что до образования государства люди жили хорошо («золотой век» человечества), обладали прирожденными (естественными) правами и свободами. Однако после появления частной собственности возникло социальное неравенство. По мнению Ж.Ж. Руссо, государство – изобретение богачей, которые обманом уговорили бедных объединиться в государство якобы в интересах всего населения, чтобы жить лучше. На самом же деле богачи преследовали свои собственные интересы.

Представители договорной теории считали договор предпосылкой для образования государства, и хотя такого рода договор как документ не был обнаружен, тем не менее общепризнано, что он был устным. Но это не снижает его конституирующего значения.

Договорная теория вобрала достижения выдающихся мыслителей почти за 200 лет. Достоинство договорной теории видится в следующем. Она, во-первых, провозгласила народ источником государственной власти, принадлежность суверенитета народу. Правители являются лишь уполномоченными народа, могут быть смещены по воле народа и обязаны отчитываться перед ним. Во-вторых, носит демократический характер, поскольку исходит из того, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения, люди равны между собой и каждый из них ценен для общества. В-третьих, впервые порвала с религиозной трактовкой причин возникновения государства и опиралась на достоверные исторические факты, в частности на договоры между отдельными феодальными городами и приглашаемыми для управления князьями, и иными правителями (Венеция, Генуя, Великий Новгород, Псков и др.).

Однако эта теория не в состоянии объяснить происхождения государства у разных народов.

Создателями марксистской (классовой) теории являются К. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895), изложившие свои взгляды в совместных работах «Немецкая идеология», «Манифест Коммунистической партии», а также в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В последующем данная теория получила развитие в работе В.И. Ленина (1870–1924) «Государство и революция» и в лекции «О государстве».

Главным положением марксистской теории является учение о социально-экономической формации, основанной на конкретном способе производства и соответствующих формах собственности. Способ производства определяет политические, социальные, духовные и иные процессы в обществе. Надстроечные явления – политика, право, юридические учреждения и др. зависят от экономической структуры общества, но в то же время обладают и некоторой самостоятельностью.

Согласно марксистской теории государство возникло в силу экономических причин – общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на противостоящие классы. Эти факторы и вызвали разложение, а затем исчезновение первобытно-общинного строя, а впоследствии появление государства как организации экономически господствующего класса. Ф. Энгельс, в частности, писал, что государство – это продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание того, что общество запуталось в неразрешимых противоречиях с самим собой и раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы классы с противоположными интересами не пожрали друг друга и общество в целом в бесплодной борьбе, стала необходимой сила, которая усмиряла бы столкновения классов, держала их в границах порядка. И такой силой, вышедшей из общества, но ставящей себя над ним, все более и более отчуждающей себя от него, является государство. Ф. Энгельс утверждал, что, поскольку государство возникло из потребности сдерживать противоположные классы, оно служит экономически господствующему классу, который при помощи государства становится одновременно и политически господствующим классом и приобретает благодаря этому новые средства для подавления и угнетения эксплуатируемого класса.

В.И. Ленин также писал: «Когда появились классы, везде и всегда вместе с ростом и 42 укреплением этого деления появился и особый институт – государство». При этом государство есть продукт непримиримости классовых противоречий.

Вместе с тем основоположники марксизма оценивали факт появления государства положительно и считали, что, выполнив свою миссию, государство постепенно отомрет вместе с исчезновением классов. Более того, классы и государство так же неизбежно исчезнут, как неизбежно они возникли в прошлом. Вслед за К. Марксом и Ф. Энгельсом В. Ленин утверждал, что государство будет постепенно отмирать. Уже пролетарское государство не является государством в полном смысле слова, это – «полугосударство».

Несмотря на ошибочность некоторых положений и фактических данных, марксистская теория основана на материалистическом и диалектическом подходах к трактовке развития человеческого общества. Что касается вопроса о судьбе государства, то, по мнению современных ученых, государство будет существовать и в обозримом будущем, пока человечество не изобретет другую, более совершенную организацию общества.

[18]Отмечая прогрессивность многих положений теории общественного договора, которая противостояла феодальному сословному государству, царящему в этом обществе произволу, неравенству людей перед законом, следует указать все же на то, что, кроме чисто умозрительных построений, нет убедительных научных данных, подтверждающих реальность этой теории. Можно ли себе представить возможность того, чтобы десятки тысяч людей могли договориться между собой при наличии острых социальных противоречий между ними и при отсутствии уже существующих властных структур? Игнорирует эта теория и необходимость экономических, материальных предпосылок для того, чтобы могло возникнуть государство.

3.4 Теория насилия

[19]Одна из основных теорий происхождения государства – теория насилия. Она является относительно новой, так как была развита в 19-20 веках. Ее представители считают, что право и государство возникли как результат насилия (внешнего или внутреннего). Войны между первобытными племенами делали победителей господствующим классом, который создавал государство и использовал его для закрепления своей власти над побежденными.

Теория насилия (внутреннего) разрабатывалась немецким экономистом и философом Евгением Дюрингом, который считал, что государство образовалось вследствие внутреннего насилия одной группы людей над другой. В результате порабощения слабых более сильными происходит подразделение на классы, возникает частная собственность и зарождается государство.

Польско-австрийский социолог Л.Гумплович считал, что государство и право возникли как последствие внешнего насилия в результате столкновения двух первичных социальных групп. Племя побежденных становится рабами, а племя победителей – господствующим классом. Для управления рабами возникает необходимость сменить кочевой образ жизни на оседлый. В результате развивается земледелие.

Для господства победители создают аппарат организации и поддержания порядка. Теория насилия (внешнего) предполагает, что рабство не может возникать в одном племени, так как его члены принадлежат к одной социальной группе и поэтому оно возможно только в результате междуплеменной вражды. Рабство рассматривается как необходимый элемент образования государства, оказавший существенное влияние на развитие экономических отношений в обществе. Право создается победителями для поддержания неравенства, и поэтому Л. Гумплович негативно относится к теории «правового государства». В процессе эволюции племенное сознание переходит в сословное. Развивается институт частной собственности, происходит расслоение общества.

Теория насилия происхождения государства и права развивалась также Карлом Каутским, который считал, что основной фактор их возникновения - только войны (внешнее насилие). Победившее племя присваивает себе землю побежденного, подчиняет его себе и заставляет работать, а также выплачивать дань.

Побежденными становились, как правило, оседлые земледельцы, а в качестве победителей выступали кочевники-скотоводы. В последующем происходит деление на классы, создается принудительный аппарат, который превращается в государство. Каутский отрицает возможность возникновения государства в результате внутреннего воздействия, полагая, что оно создается из нескольких общин, одна из которых является господствующим классом эксплуататоров, а остальные - угнетенным классом. В последующем государство трансформируется в орган, осуществляющий защиту не только сильных, но и слабых, который направлен на обеспечение всеобщей гармонии.

Теория насилия происхождения государства имеет свои плюсы и минусы. Она действительно имеет право на существование, так как насилие действительно имело место при возникновении ряда государств. Даже в настоящее время происходит немало конфликтов из-за раздела сфер экономического влияния, и государство-победитель расширяет свои владения за счет более слабого соперника. В то же время не в полной мере учитываются социально-экономические факторы. Для возникновения государства необходим определенный уровень экономического развития общества, чтобы содержать государственный аппарат. Теория насилия полностью отвергает другие теории, указывая, что оно является единственным источником образования права и государства, и лишь войны способствовали прогрессу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей курсовой работе были даны предпосылки возникновения государства, общая характеристика государства и основные теории происхождения государства, которыми являются теологическая теория, патриархальная теория, договорная теория и теория насилия. Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Не странно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Государство явление многогранное. Рассмотренные теории по-разному объясняют причины происхождения государства. Попытка их обобщение и осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли возможно, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства.

В наиболее общем виде все множество взглядов на разнообразие государства может быть сведено к противостоянию двух исходных принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснение государства как средства силы, средства преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка прежде всего путем насилия, путем принуждения. С этой точки зрения государство является орудием и средством в руках одной части общества для провидения своей воли, для подчинения этой воли других членов общества. Суть государства составляет силу принуждения, подавления. Наиболее четко и последовательно эта позиция обоснована теорией насилия. Вторая точка зрения состоит в том, что государство обеспечивает порядок в обществе путем снятия противоречия, достижения социальных компромиссов. С этой позиции в деятельности государства, выражается общие скоординированные интересы различных групп общества. Суть государства составляет общественное согласие, компромисс. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией общественного договора.

Подводя итог можно отметить что, все перечисленные теории происхождения государства в стремлении создать универсальное объяснение процессу происхождения государства, годное для всех эпох и стран, абсолютизируют роль и значение того или иного фактора, который имел место в конкретной стране. И таким образом, создается одностороннее представление о государстве. Лишь объединение всех этих теорий происхождения поможет воссоздать целостную картину процесса государствообразования.

Библиографический список

  1. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. — 2-е изд. — М.: Юристъ, 1996. С. 51.
  2. Общая теория государства и права: Учебник / под ред. В.В.Лазаревой. — 3 изд. — М.: Юристъ,2000. — С.51.
  3. Теория государства и права. Углубленный курс: Учебник / Л.П. Рассказов — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. — 559 с. — ISBN 978-5-16-101796-8.
  4. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. М.: Российское юридическое образование, 2010.- 384 с.
  5. http://be5.biz/pravo/t025/4.html
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_насилия
  7. https://studwood.ru/833695/pravo/predposylki_puti_vozniknoveniya_gosudarstva
  1. https://studwood.ru/833695/pravo/predposylki_puti_vozniknoveniya_gosudarstva

  2. https://studwood.ru/833695/pravo/predposylki_puti_vozniknoveniya_gosudarstva

  3. http://be5.biz/pravo/t025/4.html

  4. http://be5.biz/pravo/t025/4.html

  5. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. М.: Российское юридическое образование, 2010.- 384 с.

  6. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. М.: Российское юридическое образование, 2010.- 384 с.

  7. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. М.: Российское юридическое образование, 2010.- 384 с.

  8. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. М.: Российское юридическое образование, 2010.- 384 с.

  9. Теория государства и права. Углубленный курс: Учебник / Л.П. Рассказов — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. — 559 с. — ISBN 978-5-16-101796-8.

  10. Теория государства и права. Углубленный курс: Учебник / Л.П. Рассказов — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. — 559 с. — ISBN 978-5-16-101796-8.

  11. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. М.: Российское юридическое образование, 2010.- 384 с.

  12. Общая теория государства и права: Учебник / под ред. В.В.Лазаревой. — 3 изд. — М.: Юристъ,2000. — С.51.

  13. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. М.: Российское юридическое образование, 2010.- 384 с.

  14. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. М.: Российское юридическое образование, 2010.- 384 с.

  15. Общая теория государства и права: Учебник / под ред. В.В.Лазаревой. — 3 изд. — М.: Юристъ,2000. — С.51.

  16. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. М.: Российское юридическое образование, 2010.- 384 с.

  17. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. М.: Российское юридическое образование, 2010.- 384 с.

  18. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. — 2-е изд. — М.: Юристъ, 1996. С. 51.

  19. https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_насилия