Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения права( Основные теории происхождения права )

Содержание:

Введение

Проблема понимания понятия "права" далеко не новой. Этому вопросу уделяли внимание Гегель, И. Кант, Г. Кельзен, значительное количество юристов за рубежом, W. Morrison, N. Simmonds, H. Hart, J. Waldron обращались к проблеме понимания права.

Не исключением являются ученые досоветского и советского периода, в частности, С. С. Алексеев, Н. М. Марченко, Л. С. Явич, В. С. Нерсесянц, современные юристы: А. П. Заяц, А. М. Колодий, В.В. Копейчиков, А. Ю. Олейник, Ю. С.Шемшученко и многие другие. Однако, несмотря на разнообразные подходы к пониманию и предложены дефиниции понятия "права", ни одно из них не нашло всеобщее признание. Поэтому каждый из авторов учебников, учебных и методических пособий, монографий, диссертационных исследований предлагает свое видение этого понятия, которое, по мнению авторов, является самым удачным, всеобъемлющим и безальтернативным, как такое, что отражает его сущностные признаки и указывает на его внешнюю форму.

На сегодняшний день существует целое многообразие теорий происхождения права, которые были выдвинуты учеными-специалистами в разные исторические эпохи, тем самым эти специалисты использовали разный объем накопленных человеческих знаний. Объясняя процесс возникновения права, ученые брали для иллюстрации своих идей различные регионы земли, отличающиеся своеобразием, исследовали психологические особенности конкретных народов, изучали устройства различных государств. Зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях по-новому взглянуть на процесс происхождения права.

Также можно сказать, что на взгляды влияли их философские и идеологические течения тех времен. Всё это является причинами многообразия мнений и теорий происхождения права. Современные ученые, обобщив эти знания и мнения, выдвигают свою точку зрения на происхождение права. Так появляются всё новые и новые теории, которых насчитывается около десятка. При этом большинство ученых-специалистов полагают, что учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования.

Следует отметить, что рассмотрение, изучение и понимание многообразия причин возникновения права, его теорий, является весьма актуальной темой в наши дни, так как в Российской Федерации осуществляется правовая реформа, закладываются основы правового государства, поэтому стоит знать сам процесс происхождения права. Среди десятка теорий можно выделить основные теории происхождения права (классовая, теологическая, историческая и др.) и иные теории, которые не являются основными, но рассматриваются наряду с ними (психологическая, договорная, теория насилия, расовая, теория солидаризма и др.)

Объект исследования – история государства и права.

Предмет исследования – происхождение права.

Цель исследования – изучить особенности происхождения права.

Задачи исследования

- изучить различия права от других социальных норм первобытнообщинного строя;

- рассмотреть понятие права, его черты как властного регулятора общественных отношений;

- охарактеризовать теории происхождения права;

- проанализировать теории происхождения права.

Методологическую основу исследования составили общенаучные диалектические методы познания, включающие принципы объективности, индукции, дедукции, анализа, синтеза; а также частнонаучные методы: описательный, сравнительно-правовой, формально-логический, системно-правовой.

Теоретическая основа – учебно-методические пособия по теории государства и права, научные публикации и электронные ресурсы по теме исследования.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем работы – 37 страниц.

1. Теоретический анализ понятия, сущности и условий возникновения права

1.1. Различия права от других социальных норм первобытнообщинного строя

Исследование права, отдельных его отраслей, подотраслей, институтов, норм, отдельных понятий приобретает все большее распространение, размах. Каждое такое исследование имеет свое основание, которым выступают потребности по урегулированию отдельно взятых отношений в обществе. Большинство таких исследований направлены на решение практических задач урегулирования взаимоотношений членов общества, а следовательно касаются решения проблемных вопросов, в частности, внесение изменений в действующее законодательство с обоснованием последнего, устранение пробелов в нормативном регулировании отдельных отношений в обществе, а также устранения коллизий, что, как правило, обусловлены существованием значительного нормативного материала в стране, где нормы различных по юридической силе нормативных документов противоречивых характер, иногда – даже взаимоисключающем содержание. Исследования подобного характера за правило выходят с практической стороны общественного жизни, то есть исходной позицией выступает не теоретическая разработка, а отдельный казуистический прецедент. Таким образом, исследование происходит от частного к общему (вернее к обобщению). Наряду с этим достаточно часто в таких исследованиях получено заключение имеет исключительно практическое значение только по отношению к этому правоотношения, не переходит в абстрагированную теоретическую модель, которая могла существенно повлиять на разработку других нормативных документов (их программ, концепций и т.п.), где учитывались бы подобные достижения.

С другой стороны исследования теоретической стороны юридической действительности акцентируется в последнее время на малоисследованных вопросах, обеспечивает широкий простор для проявления своего творческого потенциала и соответственно устранение определенных пробелов, заполнение "чистых" листов теоретической юридической науки. В то же время вопрос чисто теоретические, имеющие методологическое значение не только для теоретической академической науки, но и выступают базисом развития правовой системы, в частности такое как выяснение понятия "права" на современном этапе развития общества, и непосредственно ее правовой и политической систем, остаются на обочине современных правовых исследований. Конечно, говорить о том, что вопрос понимания права как правового понятия, термина или категории не уделялось внимание в исследованиях ученых также нельзя. Но внимание эта, по нашему мнению, недостаточно, исходя из такого разнообразия научных проблем, которые сегодня выносятся на публичные дискуссии.

Уже в начале ХХ в. в России, формируются взгляды на право в основу которых закладывается принцип свободы личности, что объясняется тесной взаимосвязью этой науки с жизнью людей.

Право представляет собой порядок, регулирующий отношения отдельных лиц в человеческом обществе. Право есть внешней свободой, предоставленной и ограничена нормой. Право представляет собой совокупность норм с одной стороны представляющие, а с другой стороны ограничивают внешнюю свободу лиц в их взаимоотношениях. Ф. Шершеневич отмечает, что при таком подходе к праву любой правопорядок служит обеспечению свободы. В таком случае, по мнению Г.Ф. Шершневича происходит подмена объективного права субъективным. По мнению последнего понятие права можно наделить следующими признаками:

а) норма;

б) норма, определяющая отношение человека к человеку;

в) норма, обусловливает угрозу страданием в случае ее нарушения;

г) вызывается (такая угроза) органами государства.

В конце концов, можно сделать вывод о том, что тезис Ф. Шершеневича о понятии права имеет более материальный характер (обусловленный позитивистским взглядом на право, как систему норм действующего законодательства в широком его понимании), тогда как Е.Н. Трубецкой находился на основе философского, приветственного, экзистенциального понимания права.

Дальнейшие разработки понимания права, имели место в советское время, а также современности, получили существенного влияния господствующей материалистической диалектики, которой в ХХ в. в СССР пытались объяснить любые явления и процессы, не исключением из этого является и понятие "право".

В качестве примера классового подхода к пониманию права можно сослаться на довольно распространенное его определение, согласно которому право рассматривается как совокупность установленных и охраняемых государством норм, выражающих волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса.

Примером надклассового или внеклассового подхода к определение права можно рассматривать его как систему общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений[1]. Отсюда можно сделать вывод о том, что право рассматривается в материализованной путем закрепления в Законе (или другом подзаконном нормативно-правовом акте) форме, сущностное содержание которого сводится к выражению воли господствующего класса способом, предусматривает возможность его воплощения с помощью государственно-властного воздействия.

Сущность права - это возведенная в закон и материально-обусловлена воля господствующих классов (господствующая воля). Право не порождается принудительной силой государства, политическим насилием, не имеет своим конечным источником юридический закон. Напротив, сам закон и политика порожденные обществом, то есть в первую очередь совокупностью господствующих производственных отношений, потребностью производства и обмена.

Итак, Явич Л.С. в основу права закладывает экономические отношения, с учетом которых собственно и формируется право, как необходимый регулятор этих отношений. Право - это материально детерминирована и сведена в закон эмулятор (всенародная при социализме) воля, непосредственно выражена не только в общих государственно-обязательных установлениях, но и в закрепленных ими имеющихся правах субъектов общественных отношений, характер и содержание которых объективно обусловлены. Прогрессивным для этого определения является введение в эту дефиницию прав субъектов общественных отношений, ссылки на их содержание и характер. Однако, нельзя не заметить, что грамматически и лингвистически данная дефиниция имеет тавтологию, поскольку понятие "право" (которое является основополагающим, базовым, абстрагированным от носителя) толкуется через право субъекта (которое в свою очередь должно быть производным от общего права, определяется). На наш взгляд, целесообразнее в этом случае использовать не права, а возможности субъектов[2].

Право – закономерный результат внутреннего развития регулятивной системы, ответ на потребность общества в регулировании экономических, политических, социальных отношений, связанных с развитием производственного способа хозяйствования. Как уже отмечалось, оно не навязывается и не даруется обществу внешней силой, не является по желанию или велению конкретных субъектов. Право является необходимым условием существования государственно-организованного общества и имеет большую социальную ценность. Социальные нормы первобытного общества имеют определенные отличия от права.

Право можно определить как систему нормативно-обязательного регулирования поведения людей, поддерживается государством и выражает материально обусловленную волю господствующих классов (при социализме – волю народа)[3].

Новым в подходах к пониманию права следует отметить использование гуманистических взглядов, использование философско-мировоззренческих понятий и категорий, характерным для которых является человеко-центризм. На первый план выходят философские категории свободы, равенства, справедливости. Эти течения производят истек и на развитие юридической науки, в частности ее теоретической составляющей.

Так, социальные нормы первобытного общества складывались в результате многократного повторения целесообразных вариантов поведения, они образовывались всем родом (племенем). Формирование права происходит путем усложнения общественных отношений, постоянно повторяются, их признание и защиты государством. Впоследствии возникают правовые предписания, которые устанавливаются или санкционируются компетентными государственными органами (в том числе судебными). Если источником возникновения социальных норм первобытного общества была вся община, то источников правотворчества было несколько. Вместе с нормами, принятыми государством, в структуре права выделяют естественные права человека, принципы права, корпоративные и договорные нормы и так далее[4].

Социальные нормы первобытного общества выражали общую волю и способствовали социализации жизни общины. Право сначала в простейших формах обеспечивало решения всеобщих дел в области производства, распределения и перераспределения продуктов, нормирующих индивидуальные затраты труда на общественные нужды. В процессе сословного расслоения населения право начинает служить интересам отдельных социальных слоев: феодалов (феодальное право), духовенства (каноническое право), жителей городов (городское, торговое, цеховое право) и использоваться для регулирования отношений внутри сословий. На определенных этапах развития общества оно приобретало классового характера, закрепляло экономическое и социальное неравенство, привилегии. Постепенно намечается тенденция возвращения, права на более высоком уровне к средству реализации общих социальных функций.

Социальные нормы первобытного общества выражались в мифологических системах, обычаях, ритуалах, обрядах и тому подобное. Они существовали в устной форме, в сознании людей, передавались из поколения в поколение. Право существовало в виде одобренных государством (в основном судами) повторяющихся, общественных отношений, которые приобретали правового характера и впоследствии закреплялись в письменных источниках (в частности, законах, правовых прецедентах, нормативных договорах)[5].

Если социальные нормы первобытного общества не знали разделения на права и обязанности, то право устанавливает общие разрешения, повеление, запреты, которые определяют границы общественных отношений. Благодаря такой определенности право обеспечивает знание субъектами своих прав, свобод, обязанностей, возможной ответственности за правонарушения.

В реализации норм первобытного общества значительную роль играл влияние силы авторитета, привычки, внутреннего убеждения, общественного осуждения. Иногда применялся принуждение, исходивший от всего рода (племени) в виде изгнания из общины, телесных повреждений, смертной казни. В государственно-организованном обществе право всегда предполагает наличие связанных с возможностью применения государственного принуждения санкций к нарушителям его норм.

Таким образом, анализ основных признаков права позволяет сделать вывод о закономерном возникновения и функционирования в обществе самостоятельной, принципиально новой нормативной системы - права, которая по своим существенными характеристиками (содержанием, способами регулирования, формами внешнего выражения, средствами обеспечения) отличается от всех предыдущих регулятивных систем , социальных норм к государственным обществ[6].

1.2. Понятие права, его черты как властного регулятора общественных отношений

На определенных стадиях развития человечества, в частности при первобытнообщинном порядке, государства и права не было. При первобытнообщинном строе существовали и определенные нормы поведения людей, так называемые социальные нормы. Такими нормами были обычаи, традиции, одновременно были и правилами полжизни, и предписаниями религиозного характера. Они устанавливались самым коллективом, передавались из поколения в поколение / например, уважать старших, выполнять распоряжения вожди 8 и старейшин, обычай кровной мести /. Выполнялись эти нормы не из страха перед властью, перед наказанием, а в силу общественного мнения, воспитанного с детства убеждения, привычки подчиниться этим правилам, установленным в интересах всего рода, племени, а потому целесообразным и справедливым[7].

Право, как и государство - категория и историческая. Оно возникает на определенной ступени развития человечества, когда расписание первобытно-родового строя приводит к расслоению общества на классы, к возникновению частной собственности и стремление экономически господствующего меньшинства, сложившееся с обогатились родовой верхушки, увековечить и укрепить свое поения. Экономически властвующий класс, организовал свою силу в государстве, провозглашает от имени общеобязательными те обычаи, которые соответствуют его классовым интересам, или, превращая свою волю в государственную, устанавливает новые общеобязательные правила поведения. Право неразрывно связано с государством. Ведь именно государство превращает волю господствующего класса на закон, делает ее государственной волей, устанавливая или санкционируя правила поведения, которые в своей совокупности образуют право. Она обеспечивает и реализацию правовых предписаний, функционирования общественных отношений в соответствии с ними, применяя при необходимости государственное принуждение, поскольку "право есть ничто без аппарата, способного принуждать соблюдать нормы права".

Угроза применения принуждения при невыполнении норм права отличает эти нормы от других социальных норм, в частности морали, обычая, норм общественных организаций. Исторически первым было рабовладельческое право, закрепляло частную собственность рабовладельцев на средства производства и рабов. Раб считался вещью / объектом, а не субъектом права /. Господство рабовладельца над ним было неограниченным. Оно охранялось рабовладельческим правом с помощью жестоких санкций. Феодальное право закрепляло и охраняло общественные отношения, основу которых составляла феодальная собственность на землю и не полная собственность феодала на непосредственного производителя - крестьянина, прикреплялся к земле. В отличие от феодального и рабовладельческого права, было правом открытой неровности, буржуазное право, возникшее на базе капиталистической собственности на средства производства, формально признает рабочего субъектом права, независимым от капиталиста[8].

На самом деле, лишенный собственности на орудия и средства производства, рабочий вынужден "свободно" продавать свою рабочую силу на предлагаемых ему капиталистом условиях. Хотя с формальной стороны буржуазное право выступает как право свободы и равенства, фактически оно защищает интересы буржуазии.

Основанные на различных формах частной собственности рабовладельческое, феодальное и буржуазное право является правом эксплуататорским, что имеет целью защитить привилегированное составляете незначительного меньшинства и держать в повиновении большинство населения - эксплуатируемых Конечно, буржуазное общество, государство, право валы, особенно на ранних этапах развития, многие недостатков, отрицательных черт.

Но жизнь вносила свои коррективы и правовая система развивалась, совершенствовалась, достигнув нынешнего состояния и вида. Некоторые явления, государственное правовые, политические, социальные институты этого общества заслуживают внимания, использования и следующее развитие, одобрение и восприятие, другие - нет. Во всяком случае, на современном этапе капиталистические государства уже не являются - по своей социальной сути, формами правления, политическими режимами, правовыми основами, которыми они были в ХVШ-ХIХ вв. или даже в начале XX в. Расширилась их социальная база, значительно демократизировалось политическую жизнь, провозглашенные и придерживаются широкие демократические права и свободы всех людей, независимо от их социального положения, в большинстве стран высоким стал жизненный уровень населения.

Этого нельзя было сказать о социалистические страны, где на словах, в теории все было лучше, а на самом деле царила антидемократическое тоталитарное коммунистическая система, которая беспощадно душила человеческую индивидуальность, уничтожала свободное слово и мысль, ограничивала права граждан[9].

Право всегда связано с общественной жизнью человека. человек является носителем и основным потребителем его предписаний / норм /, а ее интересы и потребности - источником содержания правил поведения людей в обществе. Право обеспечивает общий порядок, проявляется в общественном поведении людей, учреждений, организаций и государства. Право проявляет себя как общий обязательный порядок, царящий над волей каждого человека.

Право можно рассматривать как согласованную социальную реакцию на постепенное развитие общества и усложнения общественных отношений. Поэтому право является одной из признакам, характеризующим человеческие общества, которые существуют на определенных этапах истории. Оно свидетельствует о появлении человеческих индивидов, которые обладают определенной социальной свободой (Право есть наличным бытием свободной (свободной) свободы. Система права - царство реализованной свободы. Право основывается на свободе): возможностью действовать, осуществляя сознательный выбор того или иного варианта поведения на основе социально признанных норм должного. Таким образом, содержание права как социального целого правовые нормы и принципы, которые взаимосвязаны между собой и образуют соответствующую структуру права - совокупность правовых норм, институтов, отраслей права. Содержание права является объективным, он формируется в результате повторяемости определенных общественных отношений в структурированном виде и предопределен конкретно историческими условиями, традициями, перспективами развития общества. Содержание права следует отличать ввод его сущности. Если сущность отражает внутреннюю природу права, его основные, определяющие качественные характеристики, без которых право вообще перестает быть правом, то содержание права - это выражение его сущности в многочисленных и разнообразных проявлениях, во всей системе повторяющихся общественных отношений.

Российская правовая мысль также не стоит на месте, отмечается своим разнообразием до подходов в понимании права. Вот лишь несколько из них.

Право является формой и степенью свободы, которая реализуется по принципу формального равенства. Сущность права заключается в формальном равенстве, который может быть осознана через единство трех составляющих: 1) общественных отношений; 2) свободы и 3) справедливости.

Таким образом, Ракул А.В. объединяет разнопорядковые составляющие в определении права, а именно общественные отношения, свободу и справедливость. Бесспорно это взаимосвязанные явления, однако их расположение именно в таком порядке также вызывает дискуссию. Исходя из позиции Ракул А.В., общественные отношения в данном случае порождают (или обеспечивают) свободу, а последняя должна определить справедливость. По нашему мнению, справедливость должна стать мерилом свободы, поскольку степень свободы личности имеет определяться справедливо. А свобода должна объединить членов общества на началах равенства.

Правовое регулирование - это провозглашения государством требований к человеку в форде правовых предписаний, с одной стороны, и выполнения лицом этих требований / правовых обязанностей / - с другой.

Право - совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил / норд / поведения, соблюдение которых обеспечивается ее принуждением.

Право - это специфическая форма регулирования поведения людей, совокупность правил поведения / норм, установленных или санкционированных государственной властью, выражающих интересы, потребности и надежды подавляющего большинства граждан, создали государство с целью защиты их прав, свобод и собственности, стабилизации общественных отношений, установление цивилизованного правового порядка в стране укреплению и развитию государства.

Право является юридическим основанием для возникновения государства. Государство не может существовать без права.

Общеобязательность правовых норм, их точность и формальная определенность, обеспеченность применение со стороны государства делают право важным инструментом регулирования общественных отношений, предоставляя им упорядоченности и стабильности.

Право, в отличие от других социальных норм - норм морали, норм общественных организаций и учреждений, религиозных норм, имеет свои особенности. Государство устанавливает или санкционирует право, выражает общечеловеческие интересы, потребности, определенные социальные устремления и желания большинства населения, закрепляет права и свободы граждан.

Выполнение провозглашенного государственной властью права обеспечивается силой государственного принуждения, который существует независимо от того, выполняются установленные правом правила общественного поведения добровольно или принудительно. Вне права, выполняются установленные правом правила общественного поведения добровольно, либо принудительно. Предписания права являются обязательными для всех людей, проживающих на территории государства. Для обеспечения этого есть необходимая сила государственного принуждения, входит в состав правовой нормы уже с момента ее провозглашения проявит себя тогда, когда правовая норма нарушена.

Для права характерны четкость определения прав и обязанностей, их надлежащее разграничение. Нравственные нормы, например, не всегда отличают права от обязанностей.

Право объединяет общество, людей в государстве, ведь все они подчиняются одинаковым требованиям права, между ними устанавливаются соответствующие правовые "отношения".

Право не имеет регулятивного влияния ни на мечты, ни на помыслы, ни на чувства, ни на отношение к религии, а только на общественное поведение людей, на поступки - активные или пассивные. Общественные отношения - это отношения человека с другими людьми, с различными общественными объединениями людей, государственными учреждениями, должностными лицами государства, и тому подобное. К общественных отношений, регулируются правом, относятся также и отношения, складывающиеся в семье, в коллективе по месту работы, в других постоянных или временных объединениях людей[10].

Когда речь идет о праве, то имеется в виду единая система правовых норм. В таком системном единстве правовые нормы действуют во взаимосвязи, взаимно дополняя друг друга своими предписаниями правил поведения. Следовательно, право е система норм, в этом его особенность.

Право определяет правила поведения в виде прав и обязанностей, содержание которых формально взаимоопределенными, то есть выраженным в соответствующей правовой форме / правовом акте /, характерной для определенной государственной власти. Формальная или юридическое определенность правил поведения заключается еще и в том, что они приняты государством в соответствии с существующими правилами, опубликованы, время их вступления в законную силу конкретно определен, названа территория, на которой они будут действовать, и круг лиц, на которых распространяется их действие.

Каждая юридическая норма для того, чтобы стать известной субъектам общественной жизни и вступить в действие, должна быть внешне выраженная и иметь место своего реального существования. Такими выразителями и носителями юридических норм выступают определенные источники / формы права /. Источники права - это способы внешнего выражения и закрепления юридических норм.

2. Основные теории происхождения права

2.1. Характеристика теорий происхождения права

Государство и право это уникальные явления на земле. Они распространены повсеместно, но их распространенность не уменьшает их значимости. Именно государство и право, а не разум и речь, по мнению авторов отличают человека от иных жителей нашей планеты. Животные также имеют возможность мыслить, пусть не в такой категории и не в таком качестве как человек. Они имеют возможность вербально общаться. И вообще, многие их виды намного сильней, выносливей. И только наличие государства и права – даже их ростки первобытные обычаи и общины смогли дать человечеству шанс стать владыкой планеты. И оно (человечество) этот шанс не только не упустило, но и по настоящее время продолжает развивать свой успех. Изучение процесса происхождения права имеет не только академический, но и практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Вопрос о происхождении или возникновения государства можно с нескольких позиций, но мы остановимся только на двух: Во-первых, каким образом в условиях родового общества зародилась государство? Во-вторых, каким образом в последние века и в современный период возникают новые государства? Условия возникновения государства в последние века известны, поскольку сохранились исторические источники возникновения таких государств. Их можно проанализировать относительно возникновения новых суверенных государств после распада Советского Союза[11].

Более сложный вопрос - возникновение государства в "доисторический" период, в условиях родового общества, поскольку очень мало сохранилось письменных источников, где объясняются причины и условия ее возникновения. В связи с этим (и по другим причинам) в науке возникло несколько теорий об историческом происхождении государства. Государство и право это уникальные явления на земле. Они распространены повсеместно, но их распространенность не уменьшает их значимости. Именно государство и право, а не разум и речь, по мнению авторов отличают человека от иных жителей нашей планеты. Животные также имеют возможность мыслить, пусть не в такой категории и не в таком качестве как человек. Они имеют возможность вербально общаться. И вообще, многие их виды намного сильней, выносливей. И только наличие государства и права – даже их ростки первобытные обычаи и общины смогли дать человечеству шанс стать владыкой планеты. И оно (человечество) этот шанс не только не упустило, но и по настоящее время продолжает развивать свой успех[12].

Изучение процесса происхождения права имеет не только академический, но и практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Вопрос о происхождении или возникновения государства можно с нескольких позиций, но мы остановимся только на двух: Во-первых, каким образом в условиях родового общества зародилась государство? Во-вторых, каким образом в последние века и в современный период возникают новые государства? Условия возникновения государства в последние века известны, поскольку сохранились исторические источники возникновения таких государств. Их можно проанализировать относительно возникновения новых суверенных государств после распада Советского Союза. Более сложный вопрос - возникновение государства в "доисторический" период, в условиях родового общества, поскольку очень мало сохранилось письменных источников, где объясняются причины и условия ее возникновения. В связи с этим (и по другим причинам) в науке возникло несколько теорий об историческом происхождении государства.

Теория государства и права в настоящее время представляет совокупность знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования как государства, так и права. Данная дисциплина имеет свои специфические черты, она использует свои собственные задачи, методы исследования. Так как государство – политическое явление, а право – юридическое явление, то теория государства и права может рассматриваться одновременно в качестве политической и юридической отрасли знаний и дисциплины. Современные учебники теории государства и права содержат в основном 9-10 теорий возникновения государства и права.

Ниже приведена таблица, составленная авторами на основе общедоступной и всем известной литературы Таблица отображет основные теории возникновения государства, периоды возникновения и основоположников данных теорий.

Наименование теорий

Период возникновения

Основоположники

Патриархальная теория

III в. до н.э.

Аристотель.

Теологическая теория

XII-XIII вв.

Фома Аквинский, Аврелий Августин, Жак Маритен

Договорная теория

XVII-XVIII вв

Г. Гроций, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев

Теория насилия

XIX век

Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский

Органическая теория

XIX век

Г. Спенсер

Психологическая теория

Середина XIX века

Л. Петражицкий, Г. Тард, Д. Фрэзер

Расовая теория

1850 годы

Ж. Гобино

Технократическая теория

1920 годы

Т. Веблен, Д. Барнхейм, Г. Саймон, Д. Белл

Космическая теория

XVIII –XIX века

Ч. Дарвин, Г. Э. Рихтер

При ознакомлении с таблицей № 1 ярко прослеживаются исторические вехи влияющие на изменение мнения человечество о зарождении государства и права, так как основоположниками теорий являются известные философы. Помимо всех основных теорий зарождения государства и права существуют и иные теории среди который есть и ирригационная. Становлению которой поспособствовал К. Виттфогель.

В своей работе «Восточный деспотизм» им раскрыты процессы образования государства на основе потребности ведения земледелия в засушливых и труднообрабатываемых районах земли. Так, по его мнению, необходимость ведения ирригационных работ дало толчок к переходу от родового общества к государству. По мнению авторов, данная теория имеет одну, ключевую нестыковку. Для организации совместной работы по созданию ирригационных систем уже необходимо государство, т.к. только ему под силу вести гигантские работы, поэтому государство возникло либо до начала работ, либо его создание шло параллельно, но никак не позже.

2.2. Анализ теорий происхождения права

В теории государства и права нет единства мнений о природе государства и права.

В отечественной юридической науке в объяснении происхождения этих сложных социальных явлений доминирует историко-материалистическая концепция. Представителями материалистической теории происхождения государства являются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, объясняющие возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами. По их мнению, первостепенное значение для развития экономики и появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности[13].

Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы - эксплуататоров и эксплуатируемых. Последствием появления частной собственности, по их мнению, является выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. В силу определенных причин публичная власть переходит к богатым членам общества, которые переходят в категорию управляющих и именно они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру — государство, которое выступает как инструмент проведения их воли. Так, по мнению К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

По мнению авторов, для данной теории характерно увлечение экономическим детерминизмом и классовым антагонизмом при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности. Возвращаясь к истории, авторы предлагают на примере Древнего Рима рассмотреть, как влияет принятие тех или иных теорий на государство.

Так, принятие Древним Римом патриархальной теории позволило выдвинуть маленькую страну, расположенную на Апеннинском полуострове на лидирующие военные и политические позиции в дохристианском мире. Рим стал патриархом. И в результате получил владение 3 континентами. Отступление же от давно и долго усвоенных принципов повлекло к краху империи, в силу того, что жителям империи прививались иные ценности и взгляды на жизнь. «Что послужило главной причиной упадка Римского государства?» – спрашивает римский историк I в. до н.э. Гай Саллюстий Крисп в своей работе «Заговор Катилины». И тут же отвечает: «Упадки нравов, стяжательство, страсть к распутству, обжорству и прочим излишествам». Эти слабости и страсти людей повлекли кару на их государства и народы. Насаждение же Христианства и сопутствующей ему теории божественного наделения власти (теологической теории формирование которой закончилось намного позже), вообще пагубно повлияло на это древнее государство. Здесь необходимо отметить, что формирование большинства европейских государств произошло под влиянием теологической теории и в течении длительного времени церковь являлась одним из институтов государственной власти. И опять же отхождение от первоначальной теории используемой государством, негативно сказывалось на нем же. Наиболее ярким примером может служить судьба Германии[14].

Первые упоминания о древних германцах появились в трудах древних греков и римлян. Одно из первых упоминаний о германцах относится к 98 году. Оно было сделано римским летописцем Тацитом. К XII—XIV векам земли германцев постепенно вошли в состав тех или иных немецких государственных образований, составлявших так называемую Священную Римскую Империю. На основе которой 10 декабря 1870 года возникла Германская Империя. В 1910 г. Л. Гумплович выпустил книгу «Общее учение о государстве», в которой писал, что история не предъявляет ни одного примера, где государство возникало бы не при помощи насилия, а как-то иначе. Орды воюют друг с другом. Затем одна из них завоевывает другую. Для того, чтобы удержать ее в повиновении, образуется государство. Германские племена завоевали Рим, что послужило толчком к образованию Священной Римской империи. Здесь авторы позволят себе не согласиться с мнением Л. Гумпловича, так как при зарождении Священной Римской Империи уже существовал труд Ф. Аквинского который гласил, что вся власть дарована богом и папа Римский его наместник на земле. И при зарождении Священной Римской Империи ее жителе и основатели мыслили именно этими категориями, а насилие воспринимали как средство достижения цели. Подтверждение этому так же является то, что коронование с того времени и по сей день осуществляется исключительно священнослужителем.

Возвращаясь к проблеме влияния теорий на жизнь государств необходимо сделать небольшое отступление и рассказать о расовой теории Ж. Гобино, оказавшей в последствии большое влияние на Германию. В своих исследования Ж. Гобино стремился разрешить проблему упадка и гибели различных цивилизаций. Изначально в концепции Ж. Гобино в качестве основного предмета рассмотрения и главного субъекта исторического процесса выступает раса, или этническая группа.

По его мнению, не социальные институты определяют жизнедеятельность рас (этнических групп), а напротив, расы определяют социальные институты. Институты, которые не согласуются с основными тенденциями расы, не прививаются, если не происходит расового смешения. Вследствие этого Ж. Гобино отрицал цивилизующую роль мировых религий, таких как например, христианство. В трактовке происхождения человеческих рас Ж. Гобино тяготел к полигенетической концепции, согласно которой различные расы имеют различное происхождение[15].

Однако свою приверженность полигенетической концепции он выражает очень осторожно. Цвет кожи служит для Ж. Гобино основанием выделения трех основных рас: белой, жёлтой и чёрной. Эти расы Ж. Гобино рассматривает в виде трёхступенчатой иерархической лестницы с белой расой вверху и чёрной — внизу. Внутри белой расы высшее место занимают, по Ж. Гобино, «арийцы». Расы, по его мнению, отличаются постоянством и неуничтожимостью физических и духовных черт; белая раса превосходит остальные в физической силе, красоте, упорстве и т. д. Но самый главный критерий места в расовой иерархии — это интеллект. Известность и признание к Ж. Гобино пришли только после его смерти и не на родине (Франции), а в Германии.

Так в 1894 г. в Германии было основано «Общество Гобино». Основателем и руководителем общества Л Шеманом, издан ряд сочинений Ж. Гобино и исследований о нём. В частности, им впервые на немецком языке издан главный труд Ж. Гобино «Эссе о неравенстве человеческих рас». Очень высоко оцененный национал-социалистическими философами- теоретикам Германии. Специально подобранные фрагменты из него сочинений публиковались в 30-е годы в популярных антологиях о расах и приводились даже в школьных учебниках. Таким образом, идеи Ж.Гобино легли угольным камнем в идеологию Третьего рейха и послужили основой формирования нацистской расовой политики, хотя он и не был, подобно X.C. Чемберлену, возведен в ранг «народного мыслителя».

Дальше, по мнению авторов говорить в данном ключе не о чем, все хорошо знакомы с историей и знают, что произошло далее, и к чему привело. Если обратить свое внимание на Россию, то по мнению авторов основным источником информации о зарождении государственности и права на Руси является «Повесть временных лет». Исходя из текста книги можно утверждать, что до призвания варягов-русов северными княжествами на территории Древней Руси существовали государственные образования Куявия, Артания и др. Все славянские племена жили отдельно друг от друга и управлялись своими родами самостоятельно. Во главе каждого племени стоял князь. Власть передавалась по наследству от старшего брата к младшему. Славяне «жили между собою в мире», имели «свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждый -свой нрав». Куявия, Артания и иные государственные образования. Имели не только своих князей, но и такие институты, как Советы родов. Варяги принесли на Русь дружинное и личностное начало. «Первая идея государства на нашей почве им принадлежит» Киевский князь Ярослав в последствии «основал государственный быт Руси и утвердил ее политическое единство на родовом начале». Вся Россия стала принадлежать одному княжескому роду. Эта теория получила название «теории родового быта». В свое время ее критиками выступили славянофилы, которые разработали теорию общинного быта[16].

Третьей известной теорией возникновения государства была задружно- общинная (основоположник - профессор В. Леонтович). Суть ее заключается в том, что государства у славян возникли из задруги, которая представляла собой объединение индивидов на кровнородственной и профессиональной основе для совместного ведения сельскохозяйственных, строительных и других работ. Задруга выбирала себе руководителя из числа наиболее авторитетных людей, которые при разрастании объединения создавали аппарат управления - первый институт государственности. Следует так же не забывать Кризисную теорию А. Б. Венгерова. По мнению А.Б. Венгерова, около 12 тыс. лет назад на земле возникла кризисная климатичесая ситуация, угрожающая существованию человека как биологическому виду. Препятствование же данному кризису привело к переходу от присваивающей к производящей экономике, что было названо «неолитической революцией». Неолитическая революция в последствии привела к производящей экономике, которая и стала основным способом существования и воспроизводства человечества. Переход к производящей экономике обеспечил рост народонаселения.

Именно производящая экономика привела к расслоению первобытного общества, появлению классов, зарождению первых государств- городов (полисов). Обособленным порядком стоит ряд теорий, точки зрения, которых исходят из непознаваемости путей возникновения и сущности как государства так и права. Данные концепции отождествляют государство и общество, полагают, что государство и право — явления вечные, присущие любому социуму, поскольку возникают вместе с ним. Примером данных теорий является целая дисциплина элитология, рассматривающая теорию «правящего класса» Г. Моска сформулированную следующим образом: «Во всех обществах, начиная с едва приближающихся к цивилизации и кончая современными передовыми и мощными обществами, всегда возникает два класса людей — класс, который правит, и класс, которым правят. Первый класс, всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть, в то время как другой класс, управляется и контролируется первым».

Несомненно, история России, как и любой другой станы, содержит моменты, резкого перехода от одной теории к другой. Так можно видеть Киевскую Русь и теорию родового быта, теологическую теорию и деяния Ивана Грозного по объединению земель, Октябрьскую революцию и теорию К. Маркса, переход к демократии и договорную теорию. По мнению авторов теории возникновения государства и признание, распространение идеологии, содержащихся в теориях оказывает ключевое воздействие на государство и его жителей изменяя их мировоззрение, культуру. Воздействия в последствии сглаживаются, но в короткий отрезок времени становления могут причинить одни неприятности, несмотря на то, что в целом, в последствии изменения могут быть и во благо..

Заключение

Подытоживая проведенное исследование, следует отметить, что несмотря на многообразие к определениям понятие "право", последнее на сегодня остается актуальным, требующим углубленного внимания. ведь, существующие взгляды на понимание определения права имеют в своей основе разные по своей сути основы:

1) одни авторы определяющим в праве указывают на волю человека и общества (господствующего его класса);

2) другие не представляют права без государственного воздействия (принуждения), которым последнее обеспечивается;

3) некоторые исследователи находятся на позициях, что для права характерно материя, которое проявляется в писаной норме поведения субъекта;

4) некоторые считают, что право невозможно вне общества, общественными отношениями, поэтому последние должны стать неотъемлемой частью дефиниции права;

5) либеральный подход, предусматривающий включение в понятие права гуманистических основ существования человека, выбрав для этого философско-правовые категории равенства, свободы и справедливости. Этот ряд можно продолжать и продолжать.

Однако, считаем необходимым отметить, что право - это продукт человеческой деятельности, в среде себе подобных (в обществе), целью которого является упорядочение отношений его членов в порядке, который должен обеспечить свободу существования и развития каждой личности, путем установления нормативных предписаний, которые не допустят злоупотребления возможностями лица в реализации ее интересов и подавления интересов других, а также находит поддержку и обеспечение со стороны крупнейшего института организации людей - государства.

Поэтому считаем, что дальнейшую разработку понятия "Право" должно продолжаться в рамках существующей гуманистической концепции, господствующей в обществе, отражающий все его (права) содержательные элементы, тем самым раскрывая его сущность.

Возникновение права - это сложный и многоаспектный процесс. Разнообразие теорий, пытающихся объяснить характер изменений в социальной жизни при переходе от естественного к государственно-правового состояния общества, условия и причины возникновения права, обусловлена существенными различиями в мировоззрении авторов теорий, различным пониманием самой сущности и назначения права, излиянием соответствующей исторической эпохи, отсутствием и невозможностью абсолютного знания по данной проблеме. Но все концепции имеют определенную познавательную ценность и способствуют восстановлению более достоверной картины генезиса права.

В заключении хотелось бы отметить, что изучение теории государства и права необходимо совмещать с такими дисциплинами как История, Экономика, Философия, Социология, Культурология, Элитология. Именно тогда, в полной мере раскрываются теории и перед глазами возникают древние города-полисы вокруг которых начинают зарождаться государства, внутри которых уже полноводной рекой истории текут культура и философия отражающие их кроткий быт

Список используемых источников

Книги, монографии и брошюры

  1. Азимов, Ч. Понятие и содержание права [Текст] / Ч. Азимов. – М: Закон и бизнес.—2006.— 211с.
  2. Богуславский, М.М. Право [Текст] / М.М. Богуславский.— М.: Международные отношения, 2009.— 368с.
  3. Вольф, М. Проблемы теории государства и права [Текст] / М.Вольф.— М.: Издательство иностранной литературы. - 2008.— 702 с.
  4. Галенская, Л.Н. Проблемы административного права [Текст] / Л.М. Галенская.— Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 2003.— 233 с.
  5. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. [Текст] / Теория государства и права: Учебник.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-592с.
  6. Дмитревский, Н.П. Всеобщая история государства и права. В 2-х т.Т. 1. Древний мир и средние века: Учебник для вузов [Текст] / Н.П. Дмитревский. - М.: Зерцало-М, 2013. - 640 c.
  7. Звеков, В.П. Тип правового регулирования: теоретические и практические проблемы [Текст] / В.П. Звеков.— М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА, 2007.— 686 с.
  8. Иванов, Г.Г. Правоведение [Текст] / Г.Г. Иванов, А.Л. Маковский.— Л.: Судостроение, 2004.— 280 с.
  9. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Учеб. Пособие. [Текст] / Т.В. Кашанина- М., Высшая школа., 2004.-325с.: ил.
  10. Кашин, В.А. Административное право [Текст] / В.А. Кашин.— М.: Междунар. отношения, 2003.— 184с.
  11. Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для вузов.-2-ое изд., изм. и доп. [Текст] - М.: Изд-во НОРМА, 2000.-616с
  12. Кузнецов, М.Н. Общая теория права: историко-теоретический анализ [Текст] / М.Н. Кузнецов.— М.: Изд-во УДН, 2008.—69 с.
  13. Лебедев, С.Н. О природе гражданского права [Текст] / С.Н. Лебедев. – М:СЕМП. — М.: Наука, 2002.— С. 61-77.
  14. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Учеб. Пособие. [Текст] / Т.В. Кашанина- М., Высшая школа., 2004.-325с.: ил.
  15. Кашин, В.А. Административное право [Текст] / В.А. Кашин.— М.: Междунар. отношения, 2003.— 184с.
  16. Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для вузов.-2-ое изд., изм. и доп. [Текст] - М.: Изд-во НОРМА, 2000.-616с
  17. Кузнецов, М.Н. Общая теория права: историко-теоретический анализ [Текст] / М.Н. Кузнецов.— М.: Изд-во УДН, 2008.—69 с.
  18. Лебедев, С.Н. О природе гражданского права [Текст] / С.Н. Лебедев. – М:СЕМП. — М.: Наука, 2002.— С. 61-77.
  19. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. Изд.2-ое, перераб.,доп. [Текст] / Л.А. Морозова - М.: Изд-во Эксмо, 2007.-448с.
  20. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник [Текст] / О.А. Омельченко. — Т. 1.– М.: ТОН – Остожье, 2010. – 528 с
  21. Перетерский, И.С. Проблемы современной российской государственности [Текст] / И.С. Перетерский. – М: Государство и право.— 2006.—31с.
  22. Попов, А.А. Основы государства и права: Учеб. Пособие [Текст] / А.А. Попов. — X.: Каравелла, 2008.— 308 с.
  23. Пьянов. Н.А. Консультации по теории государства и права [Текст] / Н.А. Пьянов // Сибирский юридический вестник. 2000. №1
  24. Садиков, О.Н. Правовое регулирование [Текст] / О.Н. Садиков.— М.: Юридическая лит., 2010.— 288 с.
  25. Саломатин, А.Ю. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие [Текст] / А.Ю. Саломатин. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 344 c.
  26. Саломатин, А.Ю. История государства и права зарубежных стран: Учебно-методический комплекс [Текст] / А.Ю. Саломатин. - М.: НОРМА, 2013. - 496 c.
  27. Стешенко, Л.А. История государства и права России: Академический курс. В 2-х т. Т. 2. XX в. [Текст] / Л.А. Стешенко. - М.: НОРМА, 2011. - 480 c.
  28. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов.-5-ое изд., стер . [Текст] / В.М. Сырых - М.: ЗАО Юстицинформ, 2006.-704с.
  29. Тимофеева, А.А. История государства и права России: Практикум [Текст] / А.А. Тимофеева. - М.: Флинта, МПСУ, 2009. - 152 c.
  30. Тинт, Ю.С. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие [Текст] / Ю.С. Тинт. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2011. - 112 c.
  31. Толстая, А.И. История государства и права России: Учебное пособие [Текст] / А.И. Толстая, Е.С. Щербакова. - М.: РГСУ, Омега-Л, 2013. - 446 c.
  32. Томсинов, В.А. История государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века): Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям [Текст] / В.А. Томсинов. - М.: Зерцало, 2013. - 128 c.
  33. Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. [Текст] /В.И. Червонюк - М.: ИНФА-М, 2007.-704с.
  34. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник. [Текст] / А.Ф, Черданцев - М.: Юристъ, 2003.-395с.

Периодические издания

  1. Воронцов С. А., Понеделков А. В., Михайлов А. Г. О некоторых проблемах рекрутинга отечественных элит [Текст] //Ростовский научный журнал. – 2016. – Т. 6. – №. 9. – С. 5-13.
  2. Гладких Е.Л. Почему в России нет элиты? [Текст] /Е.Л. Гладких //Ростовский научный журнал. - 2016. -Т. 9.- №. 12. С. 7-22.
  3. Шумаков Д.М. Происхождение государства и права [Текст] / Д.М. Шумаков // Основы государства и права. 1999. №7.

Интернет ресурсы

  1. Доступ.:http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/19045
  1. Гладких Е.Л. Почему в России нет элиты? [Текст] /Е.Л. Гладких //Ростовский научный журнал. - 2016. -Т. 9.- №. 12. С. 7-22.

  2. Томсинов, В.А. История государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века): Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям [Текст] / В.А. Томсинов. - М.: Зерцало, 2013. - 128

  3. Толстая, А.И. История государства и права России: Учебное пособие [Текст] / А.И. Толстая, Е.С. Щербакова. - М.: РГСУ, Омега-Л, 2013. - 446 c.

  4. Дмитревский, Н.П. Всеобщая история государства и права. В 2-х т.Т. 1. Древний мир и средние века: Учебник для вузов / Н.П. Дмитревский. - М.: Зерцало-М, 2013. - 640 c.

  5. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник/ О.А. Омельченко. — Т. 1.– М.: ТОН – Остожье, 2010. – 528 с

  6. Толстая, А.И. История государства и права России: Учебное пособие / А.И. Толстая, Е.С. Щербакова. - М.: РГСУ, Омега-Л, 2013. - 446 c.

  7. Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А. Теория государства и права. Москва, Проспект, 2013.

  8. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть (отв. ред. - Е.А. Суханов). - М.: Волтерс Клувер, 2011. - 715 с.

  9. Протасов В.И. Теория государства и права. Москва, ЮРАЙТ, 2013.

  10. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. Москва, ЮРАЙТ, 2013.

  11. Саломатин, А.Ю. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие [Текст] / А.Ю. Саломатин. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 344 c.

  12. Стешенко, Л.А. История государства и права России: Академический курс. В 2-х т. Т. 2. XX в. [Текст] / Л.А. Стешенко. - М.: НОРМА, 2011. - 480 c.

  13. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник [Текст] / О.А. Омельченко. — Т. 1.– М.: ТОН – Остожье, 2010. – 528 с

  14. Дмитревский, Н.П. Всеобщая история государства и права. В 2-х т.Т. 1. Древний мир и средние века: Учебник для вузов [Текст] / Н.П. Дмитревский. - М.: Зерцало-М, 2013. - 640 c.

  15. Кузнецов, М.Н. Общая теория права: историко-теоретический анализ [Текст] / М.Н. Кузнецов.— М.: Изд-во УДН, 2008.—69 с.

  16. Перетерский, И.С. Проблемы современной российской государственности [Текст] / И.С. Перетерский. – М: Государство и право.— 2006.—31с.