Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения права (Особенности возникновения права)

Содержание:

Введение

Актуальность темы: Право является продуктом общественного развития. С помощью норм права обеспечивается общий порядок в торговых, экономических, семейных и других отношениях. Нормы права дают возможность государству защитить людей от посягательств на здоровье и жизнь, имущество, устанавливая меры ответственности за кражу, убийство и другие опасные деяния.

Юридически право оформляется в государственно-образованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Моральные устои, обычаи и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений. Взгляды на происхождение права, его роль и место в системе нормативного регулирования менялись с развитием самого общества, зрелости научной правовой мысли, различных субъективных и объективных факторов.

Существует множество теорий происхождения права, они неразрывно связаны с особенностями исторического развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира и другими причинами.

Учения о возникновении права тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. В научной литературе нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования.

Актуальность данной работы обусловлена важностью понимания сущности права как особой разновидности социальных норм, развивающихся одновременно с государством при взаимном влиянии друг на друга. Возникновение права - это закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов.

Совершенствование системы права невозможно без понимания ее сути, знания предпосылок и истоков возникновения.

Объект исследования: происхождение права как всеобщего социального и правового регулятора.

Предмет исследования: трактовка различных теорий происхождения права, причины происхождения права

Цель работы: характеристика и анализ теорий происхождения права

Задачи работы:

- рассмотреть понятие и назначение права;

- рассмотреть причины и предпосылки возникновения права;

- рассмотреть различные теории происхождения права;

- провести сравнительный анализ теорий происхождения права.

Степень изученности. Изучению теорий происхождения права посвящали свои работы многие ученые-правоведы, в том числе, Марченко М.Н., Сапаргалиеа Г., Сафонова О.Н., Строгович М.С., Лучин В.О., Ким Ю.

Источниковую базу работы составили работы современных исследователей государства и права, таких как Хропанюк В.Н., Кашанины Т.В. и А.В. и др.; учебные пособия под ред. Корельского В.М., Кутафина О.Е. и др.

Методологической основой исследования является диалектический метод познания и системный подход. В процессе работы использовались такие общенаучные методы и приемы как анализ и синтез, метод обобщения.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1. Особенности возникновения права, его назначение и признаки

1.1 Особенности возникновения права

Условия и причины, породившие право, во многом сходны с причинами возникновения государства. Но мононормы первобытного общества и нормы права связывает более глубокая преемственность, чем органы государства и органы родового самоуправления. Обычаи, проверенные многими поколениями, расценивались как посланные свыше, справедливые и правильные. Часто их называли «право» и «правда». Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).

Цари (правители) ранних государств, продолжали общесоциальные традиции обычного права, в своих законах пытаясь поддерживать основы социальной справедливости. Ограничивали ростовщичество, богатство, закрепляли справедливые цены и т.д. Это отражается в древнейших правовых актах: законах Хаммурапи[1], реформах Солона и др. Хотя мы знаем и то, что право уже с самых ранних этапов своего развития, кроме выполнения социальных функций, играло важную роль нормативно-классового регулятора, то есть регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.

Возникновение права есть закономерное следствие углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов, усложнения общественных взаимосвязей. Обычаи больше не обеспечивали порядок и стабильность в обществе, таким образом появляется объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.

Правовые нормы, в отличие от обычаев, фиксируются в письменных источниках, в них содержатся четко сформулированные ограничения и запреты, дозволения и обязывания[2]. Изменяются порядок и процедура обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением. Раньше контролером были общество в целом и его общественные лидеры, а в условиях государства - армия, полиция; споры разрешает суд.

Также нормы права отличаются от обычаев санкциями. Ужесточаются меры наказания за посягательства против личности, различающиеся в зависимости от статуса потерпевшего – женщины, мужчины, свободного или раба.

Говоря об особенностях образования права, важно помнить, что процесс возникновения права и государства во многом протекал параллельно. Так, на Востоке, где традиции играют значительную роль, право рождается и развивается под воздействием религии, основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) – Коран в мусульманских странах, Законы Ману в Индии и т.д. В европейских странах вместе с обычным правом развиваются обширное законодательство и прецедентное право, отличающееся более высокой, по сравнению с Востоком, степенью определенности и формализации.

Формирующееся право преследовало двойную цель: с одной стороны - закрепление классового господства, с другой - это установление и поддержание единого для всей страны порядка в общественных отношениях. У некоторых народов этому способствовали победоносные межгосударственные и междоусобные войны. Объединение племен в единые народы способствовало также и правовой защите их внешнеполитических интересов. Вырабатывались нормы, касающиеся установления таможенных правил, межгосударственных союзов и т.п. Начинается процесс формирования зачатков международного права[3].

1.2. Понятие права

Обычно правом считается совокупность правил поведения, установленных государством, и обеспеченных, в случае их невыполнения, принудительной силой государства. При таком подходе можно выделить следующие признаки права:

1. Нормативность. То есть право состоит из правил поведения, четко определяющих обязанности и права людей. Нормы права закрепляют масштаб, эталон и модель поведения, возможного с точки зрения государства.

2. Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех членов общества и в случае их нарушения государством может применяться принуждение.

3. Формальная определенность. Нормы права всегда существуют в письменной строго установленной форме - законы, указы, постановления. Прием этих актов проходит по определенной процедуре, нарушение которой влечет за собой признание акта недействительным, не имеющим юридической силы.

4. Неперсонифицированность, то есть отсутствие конкретного адресата. Нормы права адресуются всем членам общества.[4]

По указанным признакам можно определить право как систему установленных, санкционированных государством формально определенных, общеобязательных нормативных предписаний, регулирующих общественные отношения, обеспеченных к выполнению принуждением со стороны государства[5].

В современной юридической литературе рассматриваются в основном три подхода к пониманию права:

а) нормативный — трактует право как совокупность норм, охраняемых государством. Основной акцент здесь делается на нормативности права, его формальной определенности, обеспеченности государственным принуждением. Плюсом такого подхода является его ориентация на соблюдение законов, он дает точные критерии тем, кто применяет право. Они должны соблюдать законы, действующие в данный момент. Минус нормативного подхода заключается в том, что государство здесь объявляется главным источником правовых норм и, следовательно, то, что государство создает, и является правом. Отсюда вытекает игнорирование содержания права, соответствия правовых норм потребностям общественного развития, степени свободы личности.

Нормативный подход базируется на теории позитивного права, отождествляющей закон и право, считающей, что свои права человек получает в силу закрепления этих прав в законе, а не от абстрактной природы[6];

б) социологический подход, который рассматривает право, как регулируемые им общественные отношения. По мнению сторонников данного подхода право надо искать в самой жизни, а не в нормах. Они различают право и закон, но считают, что норма права без регулируемых ею общественных отношений теряет свои регулятивные свойства[7]. Нечеткие ориентиры определения права, социологический подход опасен произволом правоприменителей. Подход применим только при издании законов для ориентира при анализе реальности применения издаваемых норм права;

в) философский (нравственный): связывает право с мерой справедливости и свободы. Такая позиция основана на естественно-правовой теории, различающей право и закон. Право здесь трактуется как высшая идея представления о свободе и справедливости. Нормативные установления государства, не соответствующие идеям свободы и справедливости, не являются правом. Отсюда различают неправовые и правовые законы[8].

Каждый из трех подходов подчеркивает разные особенности права и формы его выражения. Право может существовать и в виде норм, и в виде общественных отношений, которые порождают правовые нормы и испытывают воздействие этих норм, и в форме правосознания, представлений о праве.

1.3. Назначение и функции права

В современной юридической науке рассматриваются два главных подхода к назначению права:

1. Первый подход говорит о том, что назначение права — в выражении интересов господствующего класса, воплощении воли экономически господствующего класса в законах, служении средством для подавления и насилия других классов (марксистская теория)[9].

2. Второй подход рассматривает право как средство снятия различных противоречий в обществе. Назначение права - быть средством управления делами в обществе. Таким образом, право трактуется как уступок, средство согласия. Это означает, что право хоть и связано с применением принуждения, но на первом плане в правовом решении проблем выдвигаются достижение согласия и компромисса, а не принуждение.

В реальной современной жизни право выполняет две задачи: является инструментом политического господства, и одновременно - инструментом регулирования социального положения, порядка в обществе[10].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что главным назначением права является обеспечение общественного порядка с учетом интересов разных групп и слоев общества путем достижения согласия и компромисса. Историческое назначение права нашло отражение в его функциях (Рисунок 1).

Рисунок 1 - Функции права

Выделяют две основные функции права: регулятивную и охранительную.

В регулятивной функции проявляется главное назначение права — упорядочивание общественных отношений. Эта функция представляет собой всевозможную защиту и законодательное регулирование всех сложившихся в обществе отношений, которые могут возникать между его индивидуумами. Она осуществляется путем правотворчества, то есть, создания уполномоченными на то органами законодательных актов, нормы которых являются общеобязательными – их обязан соблюдать каждый.

Охранительная функция выражается в защите и охране наиболее важных для жизни общественных отношений, вытеснении чуждых обществу отношений. Задача данной функции - обеспечивание выполнения требований законов. Как правило, эта функция возлагается на правоохранительные органы, такие как: прокуратура, полиция, службы безопасности и другие. Кроме этого, охранительная функция права призвана и принуждать всех лиц, которые являются субъектами права, к выполнению законных действий, соблюдению действующего законодательства государства и так далее.

Кроме регулятивной и охранительной функции, право выполняет также идеологическую, воспитательную и информационную функции. Воспитательная функция - воспитание в сознании людей уважительного отношения к праву.

Идеологическая функция - внедрение в жизнь общества идей демократизма и гуманизма.

Информационная функция - информирование людей о требованиях, предъявляемых государством к поведению и поступкам личности[11]. Эта функция, прежде всего, предусматривает создание различных путей и средств, благодаря которым до всех слоев общества можно было бы донести информацию правового характера. Инструментами, с помощью которых осуществляется данная функция права, могут служить известные всем средства массовой информации: печатные издания, теле- и радиокоммуникации, Интернет. Однако первое место среди таковых занимают все-таки нормативно-правовые акты, так как именно они являются первоисточниками правовой информации.

Степень развития правовой системы является показателем культуры общества. Полезность права для общества повышается в зависимости от того, насколько оно способно служить средством удовлетворения передовых, прогрессивных личных и общественных интересов и потребностей. Целью правового регулирования - установление порядка в общественных отношениях, это значит, что проведение экономических, политических и других реформ возможно осуществить только посредством права.

Непонимание и недооценка роли права в жизни общества приносит большой вред обществу. Но не менее вредно и преувеличивание возможностей права. Право не всесильно. Одними только правовыми запретами невозможно искоренить такие социальные проблемы, как алкоголизм и наркоманию. Здесь необходим целый комплекс правовых, социальных, экономических и медицинских мер, проводимых вместе и государству, и общественности.

Вывод по главе:

Право – это система общеобязательных велений, установленных от имени государства и обеспечиваемых силой государственного принуждения, которые выражают согласованную общественную волю и направлены на регулирование интересов граждан, общества и государства в целом.

Сущность права - это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе. А поскольку праву свойственен волевой характер, то важно, чью волю выражает право, чьи интересы оно воплощает.

Сущность и социальное назначение права проявляется в системе выполняемых им функций. Они отражают основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности и единства. Статус права в обществе следует характеризовать в двух тесно связанных аспектах. Во-первых, общесоциальном, в котором право рассматривается как явление культуры, оказывающее широкое неформальное влияние на весь комплекс общественных отношений. Во-вторых, собственно юридическом, в рамках которого право реализуется через специальную, присущую только ему систему средств.

Глава 2. Характеристика и анализ теорий происхождения права

2.1 Значение теорий происхождения права для понимания его сущности

Право является важнейшей юридической категорией, а также базисом и «стабилизатором» человеческих отношений. Основополагающей проблемой теории права является проблема сущности и социальной природы права. Его понимание как регулятора общественных отношений является достаточно простым, тривиальным и не отвечает на многие важные вопросы теории и практики.

Прежде всего, неясно, при каких условиях право утрачивает свойства регулятора общественных отношений и переходит в «неправо», то есть свой антипод — произвол. Можно ли, например, право фашистской Германии, которым были грубо нарушены элементарные права человека, считать правом? Скорее всего, это был закрепленный государством произволом, хотя внешние все признаки права как регулятора общественных отношений были соблюдены: нормы устанавливались государством и охранялись им от нарушений.[12]

Если теория права не содержит четких критериев, позволяющих отличать подлинное право от произвола и других, переходных форм, то и юридическая практика неизбежно будет путаться в этом вопросе и будет придавать ореол права неправовым явлениям и процессам. Фактически это будет означать, что в обществе действуют формализм, и под предлогом неукоснительного исполнения установленных государством норм в обществе повсеместно существует подобие права либо вовсе произвол.

К сожалению, современные теории права не имеют единого понимания сущности права. На вопрос о том, что есть право, ученые-юристы могут предложить лишь широкий и во многом противоречивый спектр оригинальных гипотез. Сущность права отражает главные, устойчивые свойства этого явления, позволяет установить его природу, качественную определенность и востребованность обществом.

При рассмотрении сущности права важно учитывать формальную и содержательную стороны этого понятия. Формальная сторона заключается в том, что любое право, прежде всего, является социальным регулятором, содержательная — в том, что данный регулятор обслуживает интересы людей.[13]

Далее рассмотрим некоторые подходы к изучению сущности права:

– классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);

– общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т. п.).[14]

Наряду с этими, основными, можно выделить религиозный, национальный, расовый и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Поэтому в зависимости от исторических и прочих условий доминировать в сущности права может любое из перечисленных начал. Это обстоятельство позволяет сделать вывод, что право служит интересам каждого человека, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения как субъекты права, значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных социальных последствий.

Основные теории происхождения права сформулированы достаточно доказательно, при этом каждая из этих теорий вполне логична, имеет своих сторонников и пропагандистов. Еще Иммануил Кант утверждал, что право существует тысячелетия. Следовательно, зародилось оно давно. Существует много теорий происхождения права. Рассмотрим наиболее популярные из них. В зависимости от того, что принимают в качестве источника правообразования, государство или природу человека, различают естественно-правовую и позитивистскую теории права. Естественно-правовые взгляды были известны еще в Древней Греции и Древнем Риме. Связаны они с именами философов Демокрита, Сократа, Платона и отражают попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека. «Закон, — подчеркивал Демокрит, — стремится помочь жизни людей. Но он может этого достигнуть только тогда, когда сами граждане желают жить счастливо: для повинующихся закону закон – только свидетельство их собственной добродетели»[15].

Естественно-правовая теория прошла сложный путь развития, ее популярность, всплески расцвета всегда были связаны со стремлениями людей изменить свою жизнь к лучшему — это и эпоха Возрождения, и эпоха буржуазных революций и современная эпоха перехода к правовому государству[16].

Позитивное значение естественно-правовой теории заключается в следующем:

1) утверждается идея естественных, неотъемлемых прав человека;

2) различаются право и закон, естественное и позитивное право;

3) объединяются концептуально право и нравственность.

Критическое замечание в адрес данной теории может состоять в том, что не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности.

На сегодняшний день существует целое многообразие теорий происхождения права, которые были выдвинуты учеными-специалистами в разные исторические эпохи, тем самым эти специалисты использовали разный объем накопленных человеческих знаний. Объясняя процесс возникновения права, ученые брали для иллюстрации своих идей различные регионы земли, отличающиеся своеобразием, исследовали психологические особенности конкретных народов, изучали устройства различных государств.

Зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях по-новому взглянуть на процесс происхождения права.

Также можно сказать, что на взгляды влияли их философские и идеологические течения тех времен. Всё это является причинами многообразия мнений и теорий происхождения права. Современные ученые, обобщив эти знания и мнения, выдвигают свою точку зрения на происхождение права. Так появляются всё новые и новые теории, которых насчитывается около десятка. При этом большинство ученых-специалистов полагают, что учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического.

Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования. Следует отметить, что рассмотрение, изучение и понимание многообразия причин возникновения права, его теорий, является весьма актуальной темой в наши дни, так как в Российской Федерации осуществляется правовая реформа, закладываются основы правового государства, поэтому стоит знать сам процесс происхождения права.

2.2 Классификация теорий происхождения права

В научной литературе учения о возникновении права часто тесно связывают с теориями о происхождении государства (Приложение). В большинстве научных источников вопрос происхождения права рассматривается наряду с проблемой происхождения государства, ей отводится второстепенная роль и проводится скромный анализ теорий происхождения права уже после подробного анализа учений о происхождении государства. Но, если учитывать, что государственные образования появились около пяти тысяч лет назад, а социальная эволюция человека идет уже сорок-пятьдесят тысяч лет, то можно сделать вывод о том, что определенные формы человеческого общежития, власть, нормативное регулирование, существовали задолго до образования государства. Это было естественным историческим процессом и обусловлено условиями выживания человека, развития и сохранения форм социального бытия.

Впервые человек начал задумываться о происхождении права еще в период античности. Античные правовые и философские учения являются подлинной школой мысли. В Древней Греции были испытаны обычное, прецедентное и законодательное право, проверены такие формы государственного устройства, как республика и монархия, такие формы правления, как олигархия (власть немногих), тирания, тимократия (власть богатых), демократия (народовластие)[17].

Античная философия представляет право как неотъемлемую часть и, одновременно, признак гражданства. Аристотель в своих трудах четко формулирует понятие "гражданин" - человек может стать гражданином только в государстве. Появление государства связано с возникновением подлинного права, которого не могло быть и не было в общинном состоянии. Гражданская справедливость закрепляет законодательно неравное положение граждан государства, граждане равны по природе, но не равны по праву[18].

По Аристотелю, политическая характеристика человека как наделенного правами гражданина государства является высшим показателем нравственности, завершением ее развития[19].

В дальнейшем теории происхождения права были пересмотрены и качественно преобразованы представителями различных правовых школ и направлений.

Таким образом, из известных на сегодняшний день учений, наиболее распространенной и верной является классификация по следующим направлениям:

- теория естественного права,

- историческая школа права,

- реалистическая школа права,

- социологическая школа права,

- нормативистское направление,

- психологическая теория,

- материалистическая теория.

1. Как научное течение теория естественного права имеет длительную историю. Основные положения этого учения формировались еще в древности. Смысл теории в том, что кроме позитивного права, создаваемого государством, существует естественное право — общее для всех людей и стоящее над позитивным правом. Понятие естественного права содержит в себе воззрения о прирожденных правах человека и гражданина, обязательных для каждого государства.

В цивилизованном обществе не может быть оснований для противопоставления естественного и позитивного права, так как позитивное право охраняет и закрепляет естественные права человека, составляя при этом единую общечеловеческую систему правового регулирования отношений в обществе[20].

Разработкой теории естественного права занимались Локк, Руссо, Монтескье, Гольбах, Радищев и др. Идеи, изложенные в работах этих ученых, отразились в американской Декларации независимости (1776), французской Декларации прав человека гражданина (1789) и других государственных актах. Естественные права человека конституционно закреплены во всех современных правовых государствах.[21]

Признание естественных неотъемлемых прав человека является величайшим достижением юридической науки XVIII в. И в то же время в этом учении не учитываются экономические причины происхождения права, что является его отрицательным моментом.

2. Представителями исторической школы права были немецкие юристы Карл Савиньи, Густав Гуго, Шталь, Фридрих Пухта и др.

Историческая теория возникла в начале ХlХ века. Она сформировалась как противопоставление естественной теории, призывавшей к революциям и коренным переменам. Право в ней воспринимается как исторически сложившиеся обычаи, возникающие из правосознания и духа народа. Эта теория отделяет возникновение права от государства. Оно возникает самостоятельно путем общения, образования и добровольно принимается обществом. Эта концепция идеализирует роль общественного сознания в ущерб экономическим, политическим, климатическим и другим аспектам, хотя все они оказываются существенное влияние на правосознание. Также преувеличена роль обычаев в формировании права. При этом обычаи могут выходить за пределы национального народного духа, и далеко не всегда справедливы и не могут служить развитию

В учении представителей исторической школы право рассматривалось как выражение духа народа, складывающееся постепенно в ходе исторического процесса вне зависимости от субъективных воззрений законодательной власти государства. Гуго, в частности, доказывал, что право создается не только государством, но и самостоятельным развитием в виде добровольно принимаемых народом норм. Как и язык, право развивается само собою, никакой законодатель не может остановить это естественное развитие и рост права или изменить его направление.[22]

Право с точки зрения исторической школы — продукт народного духа, народного правового убеждения. Развитие права заключается в постепенном обнаружении народным духом объективно содержащихся в праве норм. Поэтому право существует в виде живого представления правовых институтов в их органической взаимосвязи, а не в виде формальных прав. А юристы могут лишь иногда извлекать правило нормы путем анализа и изучения опыта уже существующего права[23].

Взгляды представителей исторической школы противоречат действительности. Если бы учение Савиньи и Пухты о естественном и безболезненном развитии права было верно, то невозможными были бы насильственные перевороты, разрушающие сами основы существующего правового порядка. При эволюции права в виде развития прирожденных народному духу начал были бы невозможны заимствования правовых учреждений одним народом у другого[24].

Профессор П.И. Новгородцев в своей диссертации, посвященной вопросу об исторической школе, обращает внимание на противоречия представителей старой исторической школы. Так, Карл Савиньи утверждает, что «единственное разумное право» - это право, живущее в сознании народа. Задача правительства и законодателей в том, чтобы с ним сообразовываться. П.И. Новгородцев верно замечает, что, говоря о единственно разумном праве, Савиньи приходит к признанию своего рода естественного права. В этом основном противоречии исторической школы выражается вся несостоятельность узкого и одностороннего историзма[25]. Теоретики исторической школы хотят в истории найти доказательства и подтверждения своего учения, отрицая при этом учение о естественном праве. Но история показывает, что всякий прогресс действующего права возможен лишь при критическом отношении к нему. А такая критика возможна только на почве правового идеала.

Естественное право играет в истории роль того основного двигателя, без которого невозможен прогресс.

Историческая школа сильно преувеличивала место обычая в системе нормативного регулирования общественных отношений, ставила его выше закона и отрицала возможность изменить существующее право законодательным путем.

Но с другой стороны, теоретики данной школы справедливо считали, что законодатель не может создавать нормы по своему субъективному усмотрению. Его задача в понимании объективных потребностей развития общества, интересов отдельных людей и правильном формулировании их в нормах права[26].

3. Поворот в развитии философии права и юриспруденции связан с именем знаменитого немецкого юриста Рудольфа Иеринга. Он был основателем реалистической школы права.

В отличие от исторической школы, по которой право развивается в процессе эволюции, в силу внутренних причин, теоретики реалистического учения считают, что право возникает и развивается под влиянием внешних факторов. Этими факторами являются интересы, заставляющие человека ставить цели, которые можно осуществить только при посредстве права.

Суть реалистической теории Иеринг изложил в работах «Дух римского права», «Цель в праве» и др.[27]

В своих трудах Иеринг доказал несостоятельность учения Савиньи и Пухты о безболезненном и непроизвольном развитии права. Это учение, по Иерингу, является фантастическим построением, так как нелепо предполагать, что юридические понятия достаются людям готовыми, без всякого с их стороны труда. Человек всегда является борцом за право и принимает самое деятельное участие в процессе образования права и его развития. Если обратиться к истории, то можно увидеть, что каждое новое юридическое понятие появляется в результате ожесточенной борьбы, напряженных усилий. Такие понятия, как обязательство, собственность, власть возникли благодаря долгой и упорной борьбе. Нелепо предполагать, что на выработку этих понятий не требовалось усилия, что человек нашел их уже готовыми в своем уме. Для выработки юридических понятий люди должны были долго думать, трудиться, ошибаться в течение долгого времени, столетий, преодолевать препятствия, лежащие на пути прогрессивного движения права.

Учение Пухты и Савиньи, будучи не верным теоретически, по Иерингу, могло иметь весьма вредное влияние, так как являлось одним из самых гибельных заблуждений человеческого ума - Савиньи убаюкивает надеждой, что все делается само собой, а человеку остается сложить руки и спокойно ожидать, пока развитие не произойдет сам собой[28].

По Иерингу, право принадлежит не тому, кто изъявляет волю, а тому, кто пользуется им. Субъект права тот, кому предназначено пользоваться правом, а задача права в гарантировании этого пользования.

Иеринг считает, что абсолютно счастливого права не существует. Как результат борьбы интересов право выступает в качестве силы, подчиняющей волю одних интересам других при обязательном соблюдении принципов справедливости человеческого общежития[29].

Тем не менее, учение Иеринга имеет ряд противоречий. С одной стороны, он утверждает, что необходимым фактором правового прогресса служит представление о праве, как оно должно быть; с другой стороны, Иеринг говорит, что все юридические и нравственные и понятия представляют собой результат коллективного опыта. Однако в действительности мы видим право только таким, какое оно есть, нам не дается никаких указаний о том, каково право должно быть. Это противоречие наглядно прослеживается в сочинении Иеринга «Цель в праве». Он утверждает, что все юридические и нравственные понятия произошли из опыта, но в том же сочинении учит, что существование всех юридических норм обусловлено целью и «цель есть творец права»[30]. Все ридические учреждения возникли ради осуществления различных целей человека: собственность возникла ради цели самосохранения, государство появилось для охранения безопасности личности и имущества.

В этом и есть смысл утверждения Иеринга о цели как творце права. Но при этом он забывает о том, что в таком случае право не может являться только результатом опыта, так как цель - это нечто такое, чего нет в действительности.[31]

Концепция Иеринга в определенных аспектах соединяет в себе представления о праве различных учений: естественной, органической, экономической, психологической.

Во-первых, реалистическая теория признает изменчивость и единство права. С одной стороны, она не разделяет право на позитивное и естественное (право существует только в виде позитивного права), а с другой - в праве нет ничего неизменного, оно является постоянно меняющимся явлением.

Во-вторых, сторонники реалистической школы отмечают непосредственную связь права с государством. В отличие от теории естественного права, признается необходимость правотворческой работы государства. Русский политик С.М. Муромцев говорил о том, что право есть продукт сознательной деятельности людей, а не бессознательный продукт народного духа[32].

В-третьих, реалистическая школа дает обоснование для учения о праве единства юридических прав и обязанностей субъектов правоотношений, без которого невозможно нормальное существование гражданского общества.

В-четвертых, учение реалистов содержит самый важны элемент законности - это отрицание произвола. Только государственная власть на основе установленных законов может использовать принуждение по отношению к человеку.

Реалистическая школа имеет свои достоинства и недостатки, но вместе с тем она внесла ряд принципиальных положений, которые не претерпевали существенных изменений долгое время.

4. Социологическая школа права является одним из основных направлений в правоведении XX века. Отличаясь от правового позитивизма, который сводил задачи юридической науки к формальному изучению действующего права, учение социологической школы делает упор на изучение системы правоотношений.

Основателем социологической теории является Эрлих, автор книги «Социология права» (1911). В России эту школу представляли С.М. Муромцев, Ф.Г. Шершеневич. Теоретиком американской социологической школы считается Р. Паунд.[33]

Отдельной ветвью социологической теории является теория солидаризма, представлял которую Леон Дюги. По его теории, коллектив не имеет права приказать индивиду, и индивид не имеет права противопоставить свою личность коллективу. Все люди должны подчиняться обязательной для всех норме, которая вытекает из общей солидарности.

Дюги трактует социальную норму как норму поведения, прилагаемую к внешним выражениям общественной жизни. Социальная норма является источником человеческого благополучия и должна стоять выше государства. Правила социальной солидарности, по мнению Дюги, составляют объективное право, которое не подчинено государству, но подчиняет себе государство[34]

Социологическая теория наполняет право социальным содержанием. Доказывает, что право — это уравновешивающая сила в жизни общества.

Идеи этой теории очень четко выражают сущность правового государства, в котором само государство и его граждане обязаны подчиняться правовым предписаниям в интересах общего блага.

Сильная сторона этого учения в том, что большое значение придается правоприменительной практике и изучению эффективности права.

Недостаток теории в том, что она не учитывает опасности возможного произвола со стороны административных и судебных органов.

5. Нормативистское направление объединило неоднозначные взгляды на роль права в общественной жизни. Представителями этого направления являлись Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен.

Данная теория говорит о том, что вся система права имеет ступенчатое строение, последовательно выводится из основной нормы, образуя иерархию норм. Задача теории в том, чтобы в каждом правовом явлении выяснить его соответствие норме с высшей юридической силой.

Нормативистская теория доказывает необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы. Также заслуга данного учения в том, что оно вычленяет формальные признаки права, составляющие его юридическую сущность.

Данная теория отстаивала идею правовой государственности.

Достоинством теории является то, что ею доказывается связь права и государства, его обязательное исполнение всеми субъектами; иерархическая соподчиненность нормативно-правовых актов.

Недостатки нормативистской теории в отрицании естественных прав человека и в обосновании всевластия государства.[35]

6. Психологическая теория получила распространение в начале XX века в трудах ученых Л.И. Петражицкого, Дьюи, Мээрилла, Росса, Элиота и др.

Данная теория различает этический долг как правовую обязанность и этический долг как нравственную обязанность.

В эмоциональном состоянии психики людей лежат причины возникновения права. Человеку свойственно во время вступления в различные отношения испытывать определенные правовые чувства - что он должен сделать и что от него ждут. По Петражицкому, такие эмоциональные переживания человека называются императивно-атрибутивными. Совокупность этих переживаний составляет так называемое интуитивное право. Право, существующее вне сознания человека, является фиктивным, недействующим правом. Право не связано с государством и с другими социальными явлениями, обществом.

Достоинство данного учения состоит в том, что при создании права учитываются:

- психологические факторы;

- правосознание общества;

- правовая культура;

- социальная психология.

Недостаток психологической теории заключается в преувеличении роли психологических факторов и недостаточном внимании социально-экономическим причинам как факторам происхождения права.

7. Материалистическая теория права представлена в работах основоположников марксизма-ленинизма и их последователей (В. Ленин, Ф. Энгельс, К. Маркс).

Марксистское учение о происхождении права основано на материалистической философии, соотносящей возникновение права прежде всего с экономическими изменениями, произошедшими в первобытном обществе в связи с неолитической революцией, появлением частной собственности и т. д.

Под правом сторонники данной теории понимают волю господствующего класса, возведенную в закон. То есть согласно марксизму буржуазное право не служит интересам всего общества, а значит с ним можно не считаться как с пережитком прошлого. Отсюда появляется идея диктатуры пролетариата - власти, по ленинским же словам, не ограниченной законом.

Данная теория довольно близка к жизни (право действительно во многом создается представителями господствующих классов в своих интересах, отличных от интересов большей части общества).

Недостатками теории являются восприятие права как отжившего явления и обоснование идеи диктатуры (рабоче-крестьянская диктатура противопоставляется буржуазному праву).[36].

Вывод по главе:

Итак, теорий происхождения права множество. Их знание необходимо для более глубокого понимания сущности и особенностей права, его роли в жизни общества.

Отмеченные теории продолжают влиять на юридическое мировоззрение общества. Неслучайно эти учения были и остаются востребованы практикой. Каждая из имеет как положительные, так и отрицательные стороны. И достоинства, и недостатки важно знать и иметь в виду при характеристике теорий.

Таким образом, для юриспруденции вопрос о том, что собой представляет право, имеет такое же первостепенное значение, как для философии вопрос о том, что первично. В зависимости от того, как понимается сущность права, какими особенностями его наделяют, как толкуются все иные явления правовой сферы — правотворчество, правоприменение, правоотношения, субъективные права и юридические обязанности, законность и правопорядок, принципы права и т. д

Заключение

В данной работе были рассмотрены понятие и основные признаки права, дана характеристика существующим теориям происхождения права, проведен их анализ.

В результате работы можно сделать следующие выводы:

1. Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все они имеют ряд общих положений:

- право — есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованных общественных отношений;

- в нормативной форме право должно выражать требования общечеловеческой справедливости, должно служить интересам всего общества, а не отдельных классов и групп. Право должно учитывать индивидуальные потребности и интересы личности как основы общества;

- право - есть мера поведения, установленная и охраняемая государством.

2. Анализ предпосылок и теорий происхождения права в свою очередь позволяет сделать ряд выводов:

- в глубокой древности источником позитивного права, была, прежде всего, воля богов и их "помазанников" - правителей государств;

- влияние религии как доминирующего мировоззрения на содержание права и законов в средние века привело к почти тысячелетнему господству теологических воззрений, которые утверждали божественное происхождение права и законов;

- в середине XVII века теологическое направление уступает первенство светским и гуманистическим теориям. В конце XVIII - начале XIX века возникла историческая школа права. Ее сторонниками отрицалось существование естественного права. Но позитивное право, по их мнению, не произвол законодателя, а закономерный продукт народной жизни. Согласно исторической школе право всегда "национально" и в разные эпохи имеет различное содержание;

- во второй половине XIX века сложились социалистические и марксистские учения, рассматривавшие сущность права, исходя из классовой природы государства и права.

Таким образом, цель, поставленная в работе, достигнута, задачи выполнены.

По итогам работы можно сделать общий вывод о том, что ни одну теорию происхождения права нельзя принимать как догму. Здесь идет речь о синтезе теорий, так как каждая из них содержит рациональные положения, которые в совокупности, проявляясь в каждом конкретном случае в разной степени, и приводили к образованию права.

На разных этапах развития общества, государства и права, представители рассмотренных теорий предлагали свои варианты решения злободневных проблем, связанных с государственным и правовым развитием.

Исторический опыт позволил выявить те положения, которые сохраняют свою актуальность и в настоящее время, поэтому при выработке новых теорий современности, представляется целесообразным учитывать следующие положения:

1. Основой права, определяющей правотворческий и правоприменительный процесс, должны выступать нравственные ценности, к числу которых относятся: справедливость, свобода, равенство (естественно-правовая теория).

2. В правотворческом процессе необходимо учитывать культурно-исторические и национальные особенности права (историческая школа происхождения права).

3. Право должно иметь формальную определенность (нормативистcкая теория).

4. В процессе выработки правовых решений, наряду с экономическими и политическими моментами, необходимо учитывать и психологические (психологическая теория).

5. При разработке правовых норм необходимо придерживаться приоритета общественных отношений как содержания права (социологическая теория).

Следует также согласиться с единой для авторов позицией о том, что позитивное право, по мере своего развития, должно ориентироваться на положения естественного права.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Текст сборника Законов Хаммураби в переводе: Пер. и комм. И. М. Волкова // Законы вавилонского царя Хаммураби. С 8 рисунками и картой / Под общ. ред. Б. А. Тураева. М.: Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон, 1914. 81 с. (Культурно-исторические памятники Древнего Востока, Вып. I)

2. Декларация независимости США 1977 в переводе О. А. Жидкова, изд. Московского Университета. [Электронный ресурс]. Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/indpndnc.htm (дата обращения 07.06.2019)

3. Декларация прав человека гражданина 1789 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.agitclub.ru/museum/revolution1/1789/declaration.htm (дата обращения 07.06.2019)

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.

Литература

5. Абдулаев М.И. Теория государства и права. М: Право, 2015. 88 с.

6. Алексеев С.С. Государство и право. М.: Юрайт, 2010. 398 с.

7. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник. 3-е изд. М.: Омега-Л, 2016. 495 с.

8. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права: Учебник. М.: Изд-во Эксмо, 2015. 592 с.

9. Иванова В.А. Теоретическое направление зарубежной социологии образования ∕ Иванова В.А. -Санкт-Петербург, 2015. 167 с.

10. Иеринг Р. Борьба за право/пер. Лойко В.И. М.: Издательство Вестника знания (В.В. Битнера), 1912, 71с.

11. Иеринг Р. «Цель в праве» Иеринг Р. Избранные труды. В 2 т. Т. 1. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. 326 с

12. Иеринг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития. Ч.1.: / Иеринг Р. М.: Книга по Требованию, 2011. 329 с.

13. История государства и права зарубежных стран/ под ред. О.А.Жидкова и Н.А. Крашенниковой, в 2-х частях, ч.I. М.: «НОРМА», 2016. С.14

14. История государства и права России, курс лекций, И.А. Исаев. М.: «БЕК», 2016. 325 с.

15. История политических и правовых учений: Учебник под ред. О.Э. Лейста. М.: Проспект, 2003. 259 с.

16. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. Учебник. М: Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 2015. 624 с.

17. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 8-е изд., исправленное и дополненное. М.-СПб.: Издательство Юридического института, 2016. 608 с.

18. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М.: Проспект 2015. 768 с.

19. Малахов В.П. История политических и правовых учений. Хрестоматия. М.: Юнити-Дана, 2015. 479 с.

20. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. М.: Юстиция, 2019. 324 с.

21. Муромцев С. Определение и основное разделение права. М.: Тип. А.И. Мамонтова, 1879. 254 с.

22. Основы государства и права: учебное пособие/Под. Ред. О.Е. Кутафина. 7-е изд., перераб. и доп. М: Юрист, 2007. 416 с.

23. Пиголкин А.С. Теория государства и права: Учебник. М: Городец, 2015. 544 с.

24. Рарог А.И. (ред.), Журавлев М.П. и др. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник. 7-е изд. М.: Проспект, 2016. 704 с.

25. Симонова О.В. Сравнительно-правовой анализ основных теорий происхождения права // Сборник статей по материалам IV международной научно-практической конференции. 2017. С. 65-70

26. Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 3-е изд., перераб и доп. М: «Норма», 2017. 356 с.

27. Теория государства и права: Учебник / Под. ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. 3-е изд.изм. и доп. М: Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 2017. 616 с.

28. Теория государства и права: смена парадигмы/Под ред. В.П. Гаврикова. М.: Проспект, 2017. 534 с.

29. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник/Под ред. проф. В.Г. Стрекозова. М: Омега-Л, 2006. 382 с.

30. Федосеев М.М. Понятие и происхождение права // Политехнический молодежный журнал. 2017. № 7. С. 1-6

31. Червонюк В.И. Теория государства и права. М.:, Инфра-М, 2016. 253 с.

32. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учебник. М.: Юрайт, 2017. 357 с.

33. Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и прав. М: Гардарика, 2016. 369 с.

34. Шершеневич Г.Ф. Избранное: В 6 т. Т. 4 включая Общую теорию права / Вступ. слово, сост.: П.В. Крашенинников. М.: Статут, 2016. 356 с.

35. Эрлих О. Основоположение социологии права / Пер. с нем. М. В. Антонова; Под ред. В. Г. Графского, Ю. И. Гревцова. СПб.: ООО «Университетский издательский консорциум», 2011. 704 с.

  1. Текст сборника Законов Хаммурапи в переводе: Пер. и комм. И. М. Волкова // Законы вавилонского царя Хаммурапи. С 8 рисунками и картой / Под общ. ред. Б. А. Тураева. М.: Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон, 1914. 81 с. (Культурно-исторические памятники Древнего Востока, Вып. I)

  2. Теория государства и права: смена парадигмы/Под ред. В.П. Гаврикова. М.: Проспект, 2017. С. 59

  3. Алексеев С.С. Государство и право. М.: Юрайт, 2010. С. 69

  4. Малахов В.П. История политических и правовых учений. Хрестоматия. М.: Юнити-Дана, 2015. С. 98

  5. История государства и права России, курс лекций, И.А. Исаев. М.: «БЕК», 2016. С. 14

  6. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. Учебник. М: Инфра-М, 2015. С. 59

  7. История политических и правовых учений: Учебник под ред. О.Э. Лейста. М.: Проспект, 2003. С. 39

  8. История политических и правовых учений: Учебник под ред. О.Э. Лейста. М.: Проспект, 2003. С. 54

  9. Рарог А.И. (ред.), Журавлев М.П. и др. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник. 7-е изд. М.: Проспект, 2016. С. 46

  10. Симонова О.В. Сравнительно-правовой анализ основных теорий происхождения права // Сборник статей по материалам IV международной научно-практической конференции. 2017. С. 67

  11. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник. 3-е изд. М.: Омега-Л, 2016. С. 110

  12. Червонюк В.И. Теория государства и права. М.:, Инфра-М, 2016. С. 58

  13. Федосеев М.М. Понятие и происхождение права // Политехнический молодежный журнал. 2017. № 7. С. 1-6

  14. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М.: Проспект 2015. С. 98

  15. Основы государства и права: учебное пособие/Под. Ред. О.Е. Кутафина. 7-е изд., перераб. и доп. М: Юрист, 2007. С. 65

  16. Абдулаев М.И. Теория государства и права. М: Право, 2015. С. 35

  17. История политических и правовых учений: Учебник под ред. О.Э. Лейста. М.: Проспект, 2003. С. 39

  18. Малахов В.П. История политических и правовых учений. Хрестоматия. М.: Юнити-Дана, 2015. С. 42

  19. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник. 3-е изд. М.: Омега-Л, 2016. С. 79

  20. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М.: Проспект 2015. С. 132

  21. См, Декларация независимости США 1977 в переводе О. А. Жидкова, изд. Московского Университета. [Электронный ресурс]. Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/indpndnc.htm; Декларация прав человека гражданина 1789 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.agitclub.ru/museum/revolution1/1789/declaration.htm; Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.

  22. История политических и правовых учений: Учебник под ред. О.Э. Лейста. М.: Проспект, 2003. С. 149

  23. История политических и правовых учений: Учебник под ред. О.Э. Лейста. М.: Проспект, 2003. С. 152

  24. Алексеев С.С. Государство и право. М.: Юрайт, 2010. С. 201

  25. Малахов В.П. История политических и правовых учений. Хрестоматия. М.: Юнити-Дана, 2015. С. 89

  26. Федосеев М.М. Понятие и происхождение права // Политехнический молодежный журнал. 2017. № 7. С. 1-6

  27. См: Иеринг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития. Ч.1.: / Иеринг Р. М.: Книга по Требованию, 2011. 329 с.; Иеринг Р. «Цель в праве» Иеринг Р. Избранные труды. В 2 т. Т. 1. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. 326 с.

  28. Червонюк В.И. Теория государства и права. М.:, Инфра-М, 2016. С. 69

  29. Иеринг Р. Борьба за право/пер. Лойко В.И. М.: Издательство Вестника знания (В.В. Битнера), 1912. С. 42

  30. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник. 3-е изд. М.: Омега-Л, 2016. С. 64

  31. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учебник. М.: Юрайт, 2017. С. 77

  32. Муромцев С. Определение и основное разделение права. М.: Тип. А.И. Мамонтова, 1879. С. 46

  33. См. Эрлих О. Основоположение социологии права / Пер. с нем. М. В. Антонова; Под ред. В. Г. Графского, Ю. И. Гревцова. СПб.: ООО «Университетский издательский консорциум», 2011. 704 с.; Муромцев С. Определение и основное разделение права. М.: Тип. А.И. Мамонтова, 1879. 254 с.; Шершеневич Г.Ф. Избранное: В 6 т. Т. 4 включая Общую теорию права / Вступ. слово, сост.: П.В. Крашенинников. - М.: Статут, 2016. 356 с.; Иванова В.А. Теоретическое направление зарубежной социологии образования ∕ Иванова В.А. -Санкт-Петербург, 2015. 167 с.

  34. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник/Под ред. проф. В.Г. Стрекозова. М: Омега-Л, 2006. С. 136

  35. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права: Учебник. М.: Изд-во Эксмо, 2015. С. 126

  36. Симонова О.В. Сравнительно-правовой анализ основных теорий происхождения права // Сборник статей по материалам IV международной научно-практической конференции. 2017. С. 68