Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения права (Понятие, предпосылки возникновения государства и права)

Содержание:

Введение

Актуальность исследования обусловлено тем, что происхождение государства и права с древних времен интересует ученых и рядовых граждан. Первопроходцами в этих исследованиях можно назвать Конфуция, Платона, Аристотеля , Цицерона и др. Ведь на данный момент точно не установлена по какой теории возникли государства в нашем мире.

За свое время, человечество разработало несколько вполне возможных теорий происхождения государства и права: патриархальную, теологическую, договорную, органическую и теорию насилия.

Каждый из народов на определенном уровнем развития знания и культуры, сыграл свою существенную роль в осмыслении государства, некоторые акцентировали внимание на общежительной природе человека, некоторые на власти и ее божественном происхождении, а в настоящее время людям присуще теория безусловной ценности человеческого разума.

Появление государства и права – знак того, что человечество стало более организованным. Хотя последнее, оно же право, не всегда соблюдалось.

Целью работы является изучение основных теорий происхождения государства и прав, и в том, чтобы выяснить реальные и объективные причины развития и становления права, его особенности и закономерности. Выяснить, какая из теорий о происхождении права представляет собой особую ценность на данном этапе человеческого развития для того, что бы правильно и целенаправленно организовывать свою деятельность в будущем.

Глава 1. Понятие, предпосылки возникновения государства и права

1.1 Понятие и причины возникновения государства

По мере своего неуклонного развития первобытного общества медленно, но верно появлялись предпосылки для его качественного преобразования.

В процессе совершенствования орудий труда люди приобретали все новые производные навыки, повышалась производительность труда, нравственность, культура, становились более разнообразными и противоречивыми интересы членов общества.

Главную роль в переходе от первобытного к качественно новому способу производства сыграло общественное разделение труда, которое пришло на смену естественному половому разделению трудовых функций.

Одним из первых ярких общественных разделений труда явилось отделение скотоводства от земледелия, затем от того же земледелия отделилось ремесло, а позже обособилась группа людей, занимающихся обменом товаров – купцов.

Общественное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок к росту производительности труда. В этих условиях человек стал производить большее количество продукта, чем необходимо для поддержания его собственной жизни. В результате этого появился избыточный продукт, что привело, в конечном счете, к возникновению частной собственности.

В таких экономических условиях родоплеменная организация власти оказалась бессильной. Она была не приспособлена для того, чтобы управлять делами такого общества, в котором интересы индивидов стали несовместимыми. Поэтому требовался уже другой властный орган, который смог бы обеспечивать преимущество интересов одних членов общества за счет других.

Координация общественных отношений в таких условиях теряет свое равновесие. Общество, в силу его раскола на экономически неравные группы (классы) людей, объективно порождает такую организацию власти, которая должна, с одной стороны, поддерживать интересы имущих, а с другой – сдерживать противоборство между ними и экономической зависимостью частью общества. Такой организацией, выделившейся из общества, стало государство. Опираясь на многолетние исследования Льюиса Моргана, Ф, Энгельс писал, что благодаря государству, экономически господствующий класс становится и политически господствующим классом.

Государство – это особая организация, которая, в отличие от организации власти первобытного общества, состоит из специальных органов, постоянно занимающихся управлением общественных дел.

Первой государственно-организованного общества явилось рабовладельческое общество, которое в основном делилось на рабов и рабовладельцев, Непримиримость их интересов обеспечивало, сдерживало и координировало рабовладельческое государство. Его структура, содержание деятельности соответствовали уровню развития самого общества в ту эпоху.

Основными причинами возникновения государства можно назвать переход от «присваивающей» экономики к «производящей», создание относительно избыточного продукта, что привело к появлению частной собственности на орудие и продукты труда, и уже ранее упомянутое разделение труда. Примечательно, что возникновению государства предшествовал переходный период военной демократии, сопровождавшийся постоянными войнами, позволяющий властной верхушке быстро и легетимно обогатиться за счет разграбления других племен и укрепиться на определенной территории.

Следует иметь в виду конкретно-историческую специфику и различный удельный вес влияния этих причин на формирование государств у отдельных народов, обусловливающих их типологические и иные особенности.

1.2 Понятие и причины возникновения права

Давно, в древности наиболее лучше сформировавшийся идеологической силой являлась религия. Большую роль она сыграла в формировании права у народов, где доминировал в производящее хозяйство, земледелие и скотоводство. Так, естественной для земледельцев, в основном в странах наиболее жаркого климата, стала религия верования в Солнце (Индия, Древний Египет, Месоамерика, Месопотамия, Передняя Азия, Горное Перу). Становление культа высшего божества способствовало возвышению обычаев племен над обычаями многих отдельных родов и приводило к укреплению веры в единый для всего народа порядок, данный свыше верховным божеством. Жрецы, являвшиеся носителями молодой религии, выработали представления о временах года, которые впоследствии появились в древних агрокалендарях, которые устанавливали цикличность проведения ирригационных и сельскохозяйственных работ, сопровождавшиеся обрядами поклонения к Солнцу. Такой порядок устанавливался и поддерживался властью первых городов-государств, находившейся в свою очередь руках царей, военной верхушки и бюрократии.

В Древнем Риме , Древней Греции и у славянских народов, кельтов, германцев, где поливное земледелие было не так развито, а полевые работы были обязанностью сельской общины, календари природы и поклонение Солнцу не получили столь явного «огосударствления» как это было в более теплых странах.

С развитием классового разделения в обществе мононормы, традиции, обычаи уже не могли полностью урегулировать всё возрастающие общественные конфликты. Тогда государство начинает гарантировать их, то есть «огосударствление», таким образом, начинает формироваться правовой обычай. Одним из источников права на тот момент были обычаи, которые сложились в период формирования древних цивилизаций и освящались религией, и охранялись государством (правовой обычай и обычное право). Среди них наибольшее значение приобретали обычаи, которые закрепляли неравенство членов сельской общины, привилегии высших сословий и обязанности низших. В дальнейшем развитии многие нормы обычного права начали составлять основу первых писаных законов (Законы ХII таблиц, «варварские правды»). Но с течением времени, и он перестаёт успевать за бурными изменениями в обществе, тогда государство начинает формировать новые формы: законы, нормативные договоры, юридические прецеденты. Так же немало важную роль в формировании права сыграли судебные органы. Они содействовали разрушению устаревшей системы обычаев родового строя, закрепляя в своих решениях нормы, которые на тот момент соответствовали новым порядкам. Постепенно начинает возникать судебный прецедент.

С непрекращающемся развитием письменности впервые начинают появляться писаные законы. Становление, которых государства требовало все более прочного закрепления правовых норм, придания им высокой степени формальной определенности. Возникающее право опирается на силу принуждения, иначе бы ему не вытеснить родовые обычаи. Формирующееся право преследовало двоякую цель: с одной стороны - закрепление классового (кастового, сословного) господства и, с другой - установление и поддержание единого для всего населения страны порядка в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества. Установлению единого правового порядка у некоторых народов способствовали победоносные междоусобные или межгосударственные войны. Государственное объединение племен в единые народы способствовало и правовой защите их внешнеполитических интересов. Вырабатывались нормы, касающиеся межгосударственных союзов, установления таможенных правил и т.п. Начинается формирование зачатков международного права.

Глава 2. Основные теории происхождения государства и права

2.1 Основные теории происхождения государства

Теологическая теория:

Теологическая теория происхождения государства — религиозная гипотеза о происхождении государства. Получила своё распространение в XIII веке, в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях её развили идеологи исламской религии, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.).

По мнению представителей данной доктрины, государство — продукт Божественной воли. Люди, напротив, утверждали, что императоры получили свой меч непосредственно от Бога.

Секулярные идеологи зачастую представляют теологическую теорию в искажённо-карикатурном виде, сводя её к одной лишь «воле Бога». Однако происхождение государства согласно данной теории заключается в синергии (соучастии) Божественной воли и свободного волеизъявления человека, его творческой деятельности. В этом смысле теологическая точка зрения представляется универсальной, поскольку учитывает — как естественную (человеческую), так и сверхъестественную (Божественную) составляющие происхождения государства.

Сумма теологии — трактат Фомы Аквинского. Входит в число классических философских и богословских трудов, считается одним из образцов средневековой европейской мысли. Состоит из трёх масштабных частей. Был начат в 1265 году и к моменту смерти автора (1274) не был завершён.

Достоинства данной теории:

-Способствует укреплению гражданского согласия в об­ществе, усилению духовности;

-Препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.

Недостаток:

-Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть так как теория, она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна.

Патриархальная теория:

Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем и основанная на теологической теории, видит в государстве разросшуюся семью, также опекающую своих подданных, как отец - своих детей. В соответствии с патриархальной теорией, монарх правит государством подобно тому, как отец правит своим семейством.

К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Конфуция, Аристотеля, Филмера, Михайловского и др. Они обосновывают тот факт, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем, развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят к образованию государства.

Отношения отца с членами семейства в соответствии с патриархальной теорией происхождения государства уподобляются отношениям монарха с подданными. Монарх должен, подобно отцу семейства, заботиться о своих подданных, а те, в свою очередь, должны беспрекословно подчиняться и уважать его.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи.

Вместе с тем, представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела, экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляют соответственно с категориями «государь», «подданные».

Главной функцией семьи является воспроизводство рода и совместная жизнь. А государство призвано исполнять совершенно другие функции. К тому же по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытно-общинного строя.

Достоинства:

-Теория справедливо обращает внимание на взаимосвязь «государства» и «семьи» ;

-Позволяет установить в обществе порядок как результат подчинения «воле отца» ;

-Поддерживает веру людей в нерушимость мира;

-Раскрывает роль главы государства, на которую претендует человек, обладающий большим жизненным опытом.

Недостатки:

-Не позволяет раскрыть процесс возникновения государства во всех частях мира;

-Не объясняет, что если государство - единая семья, то почему происходит война?

-Не объясняет жесткость законов.

Теория насилия:

Эта теория также возникла в XIX в. Ее представителями были Л.Гумплович, К.Каутский, Е.Дюринг и др. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создается государственный аппарат, принимаются законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники этой теории опираются на известные исторические факты, когда многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого (раннегерманские, венгерское и другие государства).

Оценивая эту теорию, следует отметить следующее. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств.

К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

Достоинства:

-В пользу теории насилия говорит то, что насилие действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных сил.

Недостатки:

-Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы со­держать государственный аппарат.

Договорная теория:

Естественно-правовая теория происхождения государства и права нередко называется договорной теорией или теорией договорного происхождения государства и права. Ее сторонники рассматривают государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора). Отдельные положения этой теории развивались еще в V-IV вв. до н. э. софистами Древней Греции. «Люди, собравшиеся здесь! - обращался к своим собеседникам один из них - Гиппий. - Я считаю, что вы все тут родственники, свойственники и сограждане - по природе, а не по закону: ведь подобное родственно подобному по природе, закон же, властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе».

Вместе с развитием человеческой мысли совершенствовалась и данная теория. В XVII-XVIIIвв. она активно использовалась в борьбе с крепостничеством и феодальной монархией. Идеи договорной теории в этот период поддерживались и развивались многими мыслителями и просветителями. В Голландии это были Г. Гроций и Спиноза, в Англии - Т. Гоббс и Дж. Локк, во Франции - Ж. Ж. Руссо, П. Гольбах, в России - А. Радищев и др.

Сторонники договорной теории выступали, прежде всего, против идеи божественного происхождения государства и права. В их представлении власть монарха производна не от божьего провидения, а от самих людей. Данный тезис, положенный в основу договорной теории происхождения государства и права, был наиболее ярко и обстоятельно развит П. Гольбахом в его работе «Священная зараза. Разоблаченное христианство».

Подвергая резкой критике идеи божественного происхождения власти, государства и права, приводящие к губительным социальным последствиям, П. Гольбах, а с ним и другие сторонники естественно-правовой теории

Достоинства

-Данная теория, во-первых, провозгласила народ источником государственной власти, принадлежность суверенитета народу. Правители являются лишь уполномоченными народа, могут быть смещены по воле народа и обязаны отчитываться перед ним.

-Носит демократический характер, поскольку исходит из того, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения, люди равны между собой и каждый из них ценен для общества.

-Впервые отказалась от религиозной трактовкой причин возникновения государства и опиралась на достоверные исторические факты, в частности на договоры между отдельными феодальными городами и приглашаемыми для управления князьями и иными правителями (Венеция, Генуя, Великий Новгород, Псков и др.).

Недостатки теории:

-Государство выступает исключительно как искусственный продукт сознательной воли людей. Эта теория упускает из виду объективные исторические, экономические, геополитические причины возникновения государства.

-Подавляющее число государств мира не имели в своей основе какого бы то ни было соглашения между государством и населением страны.

Органическая теория :

Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV-III вв. до н.э.), сравнивали государство с организмом, а законы государства - с процессами человеческой психики.

Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Г.Спенсер, Вормс, Прейс и др.

В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение).

Некорректность органической теории происхождения государства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира, исходя лишь из законов физики или химии, невозможно и распространять биологические законы на развитие человеческого общества.

Достоинства:

-Государство как единое целое, признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма.

Недостатки:

-Отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.

2.2 Основные теории происхождения права

Уже не одно тысячелетие человечество живет в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами или подданными своего государства, подчиняясь власти государства, сообразуя свои действия с правовыми требованиями и предписаниями. Естественно, что еще в глубокой древности да и сейчас люди задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Такое количество этих теорий объясняется различными историческими источниками и условиями. Но раскрыть нам будет дано лишь основным теориям:

- теологическую (божественную),

- патриархальную,

- договорную,

- насилия,

Теологическая теория:

Данная теория восходит, была основана ещё в древнем Вавилоне и Египте возникали идеи божественного происхождения права. В виду особых воззрений части общества духовенству без труда удавалось оказывать большое влияние на формирование общественно политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма.

В XII – XIII в западной Европе свое развитие берет теория «двух мечей». Исходящая из того, что основатели данной церкви имели два меча. Один они возложили в ножны и оставили при себе. А второй меч они вручали государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и права «не от бога».

Примерно в тот же период свое развитие берет учение широко известного и в просвещённом мире учёного-богослова Фомы Аквинского. Он утверждал, что процесс возникновения и развития права аналогичен процессу сотворения богом мира. Религиозные учения о происхождении права имеют хождение и поныне. Наряду с ними продолжают существовать идеи, высказанные еще в Древнем Риме о том, на возникновение права решающее влияние оказали человеческие страхи, слабости и их страсть. Среди них жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты и страсти. «Что послужило главной причиной упадка римского государства?» - спрашивает римский историк первого века до н. э. Гай Саллюстий Крисп в известной его работе «Заговор Кастилины». И тут же отвечает: «упадки нравов, стяжательство, страсть к распутству, обжорству и прочим излишествам».

Патриархальная теория:

Данная теория берет свои истоки еще со времен Древней Греции. Отцом этой теории принято считать Аристотель. Среди наиболее заметных сторонников данной теории выделяются англичанин Филмери, русский исследователь Михайловский. Право, по мнению Аристотеля, является не только продуктом естественного развития, но и наивысшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения. Последние в нем достигают своей финальной цели «благую жизнь» и завершение. Так же в нем находит свое завершение и политическая природа человека. Правовая власть, по воззрению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной власти монарха.

Договорная теорния:

Теория договорного происхождения права объясняет происхождение права общественным договором - результатом которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения взаимных интересов. Отдельные положения этой теории развивались в V - IV веках до н. э.

Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в

естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех»; Руссо считал, что это есть мирное идиллистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека - в его неограниченной свободе. Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта - общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением.

Классическое обоснование договорная теория получила в трудах Руссо.

Руссо считает, что в интересах создания правомерного государственного устройства и восстановления истинного равенства и свободы надо заключить свободный общественный договор. Главная задача этого договора состоит в том, чтобы «найти такую форму ассоциации, которая защищала и охраняла бы общей совокупной силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным каким он был раньше». Обосновывая договорную теорию Руссо отмечает: «Каждый из нас отдает свою личность и всю свою мощь под верховное руководство общей воли, и мы вместе принимаем каждого члена как неразделимую часть целого»

Теория насиия:

Теория насилия принадлежит к числу относительно новых теорий права. Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, что право может возникнуть лишь в результате насилия и завоевания. Научное обоснование теория насилия получает в XIX-XX веках. Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е.Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и других. Дюринг считал, что основой общественного развития являются формы политических отношений, а экономические явления - это следствие политических актов.

Первоначальный фактор возникновения права следует искать в непосредственной политической силе. Каутский также видит источник происхождения права во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати, устанавливая определенные правила существования и, соответственно, правовой аппарат. При этом насилие рассматривается не как некое ограниченное, локальное, а как глобальное, к тому же «естественное» явление, порождающее не только

единство противостоящих друг другу «элементов» государства - победителей и побежденных, правящих и управляемых, но и имеющее далеко идущие социально- экономические последствия.

Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактором существования государственности исторически длительное время (например, Золотая Орда).

Глава 3. Сравнение

Теория насилия и органическая теория

Аналогично биологическим организмам в результате естественного отбора выживают сильнейшие, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор, который определяет появление государств и их дальнейшее функционирование согласно законам органической эволюции. Низшие классы осуществляют внутренние функции (обеспечивая его жизненные функции), а господствующие классы – внешние (нападение и оброну). К тому же снова стоит упомянуть, в теории насилия причину происхождения и основу политической власти и государства видели в борьбе, завоевании, порабощении слабых племен более сильными. И в этой теории так же подразумевается, что в результате такой борьбы образуется единство борющихся элементов государства: властвующих и подвластных, победителей и побежденных, однако при таком объединении могут происходить внутренние волнения в государстве, вплоть до новой войны (революции), это подобному живому организму, который отчуждает пересаженный орган или часть тела.

Исследуя теорию насилия нельзя не упомянуть приверженца теории органического происхождения, Герберт Спенсера который был близок к сторонникам теории насилия, считая, что в истории нет ни одного примера, где бы государство не возникло под другим причинам, кроме как при помощи насилия. В свою очередь, Гумплович, внесший вклад в формирование основных положений теории насилия на рубеже XIX и XX вв., в своих взглядах опирался на эволюционную теорию Спенсера и разделял позиции так называемого социального дарвинизма. Исходя из примеров образования ряда государств Азии и Европы, надо учитывать, что государство возникает в ходе "естественного отбора», в итоге завоевания сильными племенами слабых при этом победители образуют правящий тип класса, а побежденные и ли порабощенные - класс рабочих и служащих.

Патриархальная и теологическая теория

Принцип теории теологического происхождения - божественный источник сущности и происхождения государства. Главы государства правят от имени бога, власть правителя носит никак иначе божественный характер, а законы издаваемые главой государства соразмерность божественной воле или справедливости. Теория патриархального происхождения начинается из глубин теологии. К примеру, сторонник данного воззрения Р. Фильмер считал, что такая власть монарха не может быть неограниченной, так как власть его исходит от Адама, а ему власть даровал бог. Адам являлся не только отцом всех людей на земле, но был еще его властелином. Монархи считаются его преемниками и естественно наследовали от него власть, которая в последующем передаётся от отца к сыну, соответственно к старшему. Также имеется и обратная связь, так как в соответствии патриархальной теории, происхождение государства а так же теории "божественного права королей" выводилась из изначального патриархата. Власть государя, монарха - это патриархальная власть главы семьи.

Данные теории отстаивают мысль незыблемости, бессмертности власти монарха, естественности и необходимости всеобщего подчинения воле государства.

Патриархальная и теологическая, теории не имеют прочной фактической основы. Вопрос об истинности теории теологического происхождения настолько же не определён, насколько не доказано само существование Всевышнего, Высшего Разума и т.п., т.е вопрос веры. Что насчет теории патриархального происхождения, то её основы опровергаются нынешней наукой. Нет ни единого исторического факта или свидетельства подобного способа возникновения государства. Иначе, считается установленным, что патриархальная семья как исторически закономерное явление возникает в процессе разложения первобытнообщинного строя, вместе с государством.

Теологическая и договорная теория

Теория теологического происхождения основывается из того, что существование и происхождение государств является проявлением желания всевышнего. Основываясь на теории договорного происхождения, государство это результат заключения общественного договора между людьми. Посредники теории договорного происхождения считали, что договор об образовании государства заключался между каждым членом общества и государством. По данному договору люди добровольно передают некоторую часть своих прав государству, которое в свою очередь обязует охранять их собственность и безопасность. Таким образом, не божественная воля, а сами люди, сознательно стали причиной образования государства. Как и полагал Ж.Ж.Руссо, который в свою очередь являлся сторонником теории договорного происхождения, суверенитет в государстве основан на народе и принадлежит ему в целом, а правители являются лишь представителями народа и обязаны отчитываться перед ним. Правители могут быть сменены по воле их него народа, и не исключено, что путем революции. В теории теологического происхождения, напротив, освящение государственной власти божественным ореолом придаёт ей большой авторитет и безусловную обязательность неограниченной власти монарха. Государственная власть считается незыблемой, а подчинение ей носит естественный характер.

Заключение

Каждая теория имеет место быть логике и смыслу, ведь каждая из них соответствует созданию какого либо государства, но они могут быть объединены в одну общую теорию, возможно, что все эти теории нас самом деле были объединены, если не все, то большинство, просто могло быть такое, что у какого либо государства какой-нибудь признак был наиболее доминирующим, но при этом не стоит выделять его одного как теорию происхождения целого государства лишь на одном принципе.

К примеру, возникает государство на основе патриархальной теории, монарх считается отцом своего государства, и каждый отец должен защищать и оберегать свою семью, и конечно действовать лишь во благо своей семьи, и соседнее государство живущее в нищете тоже существующее на патриархальной основе решает вторгнуться в государство первого монарха, оправдывая свои действия тем, что он воюет ради своего народа (семьи) дабы улучшить жизненные условия на богатстве первого, далее затяжная война никому не приносит пользы и оба монарха решаются во благо своих народов объединить свои государства. В итоге мы можем увидеть, что задействованы в данном сюжете более чем три теории, существование государств (королей) приводит к войнам, т.е к насилию, а войны могут привести к договорным объединениям государств, а среди простолюдин или священников могут сказать, что их молитва помогла окончанию войны и объединению (формированию) государства.

Однако государство является многогранным явлением. Данные теории по-разному объясняют причины формирований государств. Так же осмысление всех теорий в одну обобщенную теорию не может не исключаться. Каждая из этих теорий информирует нас о возможных процессах возникновения государства.

Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.

Право выступает познавательно-теоретической наукой, так как формирует основы правовой культуры. Я стремился изложить в моей курсовой работе материал, в такой системе и последовательности, что бы создать цельное представление как об учебной дисциплине «теории государства и права», так и о науке.

Знание теории права является базой для развития юридического мышления, включает правовой анализ событий, способность общения с представителями различных профессий, кроме того, теория права расширяет общеполитический кругозор, помогает разобраться в современной политической обстановке внутри страны и на международной арене.

Список использованных литератур

государство право власть

  1. Теория государства и права. Конспект лекций/Якушев А.В./А-Приор/2010 г.
  2. Теория государства и права. Радько Т.Н.; Лазарев В.В.; Морозова Л.А./2014г.
  3. Теория государства и права. Радько Т.Н./Проспект/2015г.
  4. Теория государства и права. Мелехин А.В/Консультант плюс/2009г.
  5. Государство и право: Учеб. Пособие для вузов / С.С. Алексеев. – М. : Проспект, 2007г.
  6. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, Марченко М.Н. 2005г.
  7. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006г.
  8. Теория государства и права : учебник / А. Б. Венгеров. - М., 2009. - 607 с.
  9. Теория государства и права/Под ред.А.С.Пиголкина и Ю.А.Дмитриева, Москва, ЮРАЙТ, 2013.
  10. Бог и государство. Бакунин М.А/Лань/2013г.

Размещено на Allbest.ru