Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории возникновения государства

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования. Актуальность данной темы курсового проекта заключается в том, что различных форм человеческого общения, ключевая роль отводится государству.

Ранее, государство контролировало все сферы человеческой жизни, что в принципе характеризует его и на современном этапе. Таким образом, подвергая анализу определенную сферу человеческой жизни, так или иначе, приходится сталкиваться с формами организации и деятельностью государства.

Анализ сущности государства носит не только теоретический, но и политический характер. Обусловлено это тем, что изучение понятия и сущности государства способно обеспечить более глубокое понимание социальной природы государства, а также его характерные особенности, историю становления и развития.

Понятие государства подразумевает характерные для него признаки или признаки процессов, происходящих в его структурах. В отличие от этого определения, сущность означает более глубокие свойства и признаки, которые не осознаются органами чувств. 

Современное государство можно охарактеризовать обилием разных видов деятельности, которые в правовой литературе обозначаются как функции государства. Наиболее часто определение функций страны понимается как «основные направления деятельности государства, которые выражают сущность, назначение, цели, а также задачи государственного управления обществом в присущих ему формах и определенными методами». Представляется актуальным рассмотреть основные функции и признаки государства, а также дать определение понятию «государство».

Объект исследования - понятие и сущностные характеристики государства;

Предмет исследования – природа государства в системе его признаков.

Цель курсовой работы – анализ понятия и признаков государства, а также теорий происхождения государства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. определить понятие и суть государства;
  2. выявить признаки функции государства;
  3. описать основные признаки государства;
  4. охарактеризовать дополнительные признаки государства.
  5. рассмотреть теории происхождения государства.
  6. определить общие закономерности возникновения государства.

Методологическую основу составили общенаучные и специальные методы исследования: юридический, исторический, структурно-функционального анализа, системного анализа, формально-логический и иные.

Степень научной разработанности темы и теоретическая база исследования. Комплексные исследования, которые полностью посвящены понятию государства и его признаков, на сегодняшний день отсутствуют. Одновременно с этим, некоторые аспекты взаимосвязи указанных структур, достаточно широко освещены в трудах отечественных исследователей, посвященных теории государства и права. В частности, необходимо выделить труды Марченко М.Н., Габрелян Э.В., Малько А.В. и других.

Изучением данного вопроса занимались такие ученые как: Ф. Аквинский, Аристотель, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев, Л.И. Петражицкий, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, О.Ф.Скакун, В.В. Лазарева, А.Б. Венгеров, Л.С. Васильев, Н.И. Матузов, А.В. Малько.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

1. Государство как правовой институт и его характеристика
1.1 Понятие и суть государства

Термин «государство» происходит от древнерусского слова «государь», что значит князь – правитель [13]. Понятие государство означает политическую систему власти, которая устанавливается на конкретной территории.

Ранее, мыслители трактовали государство как «сосредоточение в одном месте совокупности нравственных и умственных интересов граждан». В частности, такое определение государству давал Аристотель. В свою очередь, Цицерон указывал, что государство, это не что иное, как союз людей, которые объединены не только общими началами права, но и общими началами пользы [12].

Рассматривая более современные определения, необходимо акцентировать внимание на определении, которое давал Л. Гумплович, указывая, что «государства является естественно возникающей организацией властвования, которая предназначена для охраны установленного порядка». В свою очередь, Георг Еллинек трактовал государство как «единство индивидов, которые наделены качеством юридического субъекта и выступают в качестве носителя прав» [5] .

Представляется вполне естественным, что государство является достаточно многоаспектным и сложным социальным образованием. Рассматривать его можно не только как социальное, но и как государственное явление. Стоит отметить, что в географическим смысле, под государством принято понимать страну, которая занимает ту или иную территорию, намеленную ее гражданами. В свою очередь, в социальном смысле, государство стоит понимать, как организацию, формируемую людьми и осуществляющую определенную деятельность в области общественных отношений.

В качестве социальной организации, государство можно рассматривать в трех аспектах [13]:

− как порождение общества и его органическая власть;

− как орудие класса, клана или слоя населения;

− как самостоятельную организацию.

Анализируя государство через призму организации, созданной людьми, необходимо акцентировать внимание на его способности решать задачи населения, а также достигать общее благо. В указанном аспекте, государство необходимо рассматривать в качестве организации, призванной решать задачи общества. Очевидно, что государство, в рамках данного подхода, это не что иное, как способ самоорганизации общества и регулирования его процессов. Отметим, что такими государствами были древнегреческие государства, население которых самостоятельно решало основные вопросы жизни и деятельности государства на общих собраниях [17].

Понимание государства в качестве орудия, определенного слоя населения или клана, первоначально сформировалось в эпоху феодализма и зарождения капитализма. В рамках данного периода, власть в государстве принадлежала монарху, а также его окружению, совместно с богатыми феодалами и капиталистами. Государство такого типа выступало в качестве органа для подавления одного класса другим, тем самым, являясь непосредственным источником социальных конфликтов и противостояний.

И, наконец, третий подход к понимаю государства состоит том, что государство рассматривается как организация, созданная людьми для исполнения права и регулирования общественной жизни [2]. Стоит отметить, что указанное понимание в полной мере соответствует современному, демократическому государству. В рамках такого государства, органы, имеющие власть, формируются и реализуют свою деятельность согласно действующему законодательству, предопределяющему их полномочия, а также права и обязанности по отношению к населению страны. Одновременно с этим, в рамках своих полномочий, органы государственной власти принимают определенные решения и несут за них ответственность в полном объеме.

Несмотря на тот факт, что данные подходы существенно отличаются друг от друга, приверженцы указанных точек зрения признают, что государство выступает в качестве социальной организации, создаваемой обществом и необходимым для регулирования протекающих в них процессов.

В настоящее время, в большинстве демократических стран, государство осуществляет регулирование взаимоотношений между социальными группами и слоями населения на основе законодательства, которое учитывает права и обязанности всех субъектов общественных отношений [9].

Определение государства в любой трактовке, всегда будет неполным, а, следовательно, абстрактным. Объясняется это тем, что определение государства не способно в нескольких словах или даже строках уместить все структурные и сущностные характеристики и свойства государства. Стоит отметить, что абстрактный характер данного определения не является его недостатком, а лишь выступает в качестве конкретного свойства данного определения.

Традиционно, определение сущности государства составляет ключевую цель теории государства и права. Сущность государства – это смысл, а также главное звено и то, что предопределяет его назначение, содержание и функционирование [11]. В качестве данного звена выступает власть в государстве, а также ее принадлежность и назначение в общества. Исторический анализ такой категории, как «сущность государства» насчитывает более тысячи лет. В середине ХХ века и позднее многими философами отрицалась познавательная и научная ценность указанной категории. Обусловлено это было тем, что они видели в ней интеллектуальную конструкцию, необходимую для систематизации и дифференциации фактов и явлений [12].

Согласно существующим философским осмыслениям, под сущностью необходимо понимать закон бытия той или иной вещи. Без сущности, вещь уже не является собою. Именно познание сущности во всех формах ее проявления, позволяет сформулировать оптимальное представление о вещи [20].

Познание сущности государства можно осуществлять по таким внешним выражениям сущностной стороны государства, как форма его государственного устройства, функции государства или государственно-правовой режим. Именно на данных ступенях познания, можно обнаружить так называемые сущностные свойства государства. На указанных ступенях, суть государства не всегда проявляется с максимальной точностью. В связи с этим, целесообразно заключить, что сущность государства – это не что иное, как государственная власть. По своей сущности, государство является властным, политическим и суверенным институтом.

К какому бы типу, или какой исторической эпохи, государству ни обратиться - всегда будет властная, властвующая организация. Любые варианты монархии или республики — это внешнее оформление властной сущности государства. Унитаризм или федерация — это внешнее оформление государственной власти [3]. Демократический, авторитарный или тоталитарный государственные режимы — это наглядные способы проявления свойств сущности государства. На фоне данного положения возникает закономерный вопрос: что значит взять государственную власть в свои руки? Отвечая на данный вопрос, укажем, что это значит подчинить себе существующий государственный аппарат [4].

Также сущность государства выражается в его признаках. Одновременно с этим, в указанном случае нельзя забывать о том, что правовая природа сущности государства не в каждом случае находит свое выражение во внешних проявлениях или формах. Например, демократическая государственная власть внешне выступает как разновидность монархии, а республика, в свою очередь, может являться формой тоталитарного государства.

В научной литературе, нередко встречается точка зрения, в соответствии с которой, в государстве выделяется несколько сущностей. В данном аспекте называют классовую сущность, общечеловеческую и общесоциальную сущность [13]. Теоретические корни такой позиции восходят к идее Маркса о классовой природе государства, которое, с одной стороны, выполняет так называемые общие дела, а с другой - реализует, прежде всего, интересы господствующего класса. Сюда же надо отнести известный ленинский философский тезис о движении в процессе познания от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д. В связи с этой позицией можно высказать следующее положение. Методологически верна та позиция, которая утверждает, что у любой вещи, не исключая государства, одна сущность, т.е. одна основа, один закон бытия. Другим делом является тот факт, что в рамках каждого конкретно-исторического периода, государственная власть и сущность государства могут иметь узкопартийный или узкоклассовый характер, а также теократическую или демократическую природу. Однако во всех перечисленных случаях, государство, по своей сущности, будет представлять собой организацию политической власти в стране.

1.2. Функции государства и их классификация

Государство – это основной субъект политической деятельности в мире [3]. С функциональной позиции государство понимается как ведущий политический институт, осуществляющий управление в обществе и обеспечивающий в целом порядок и стабильность [2].

С организационной точки под государством понимается форма организация политической власти, которая может вступать в отношения с иными субъектами политической деятельности (гражданами, общественными организациями). В таком смысле слова государство понимается как совокупность политических институтов (суд, система социального обеспечения, армия и флот, бюрократический аппарат, органы муниципалитета и др.), которые несут ответственность за организацию социальной жизни в обществе и обществом же финансируются [15].

Изучению функций государства посвящено огромное количество работ отечественных и зарубежных ученых-юристов и экономистов. Предполагаем, что для эффективной реализации стратегии общественно-экономического развития Российской Федерации с целью повысить качество жизни каждого гражданина необходимо более детально в теоретическом плане относиться к функциям государства и функциям государственного благосостояния. 

В юридической науке изучению понятия «государственные функции» продолжается, так как при изучении большинства аспектов теории государства и права всегда существует прямая связь между научной и практической точкой зрения. Научное изучение функций государства занимались многие ученые, среди которых Н. Г. Александров, В. К. Бабаев, М. И. Батина, А. Б. Венгеров, Л. И. Загайнова, Л. И. Каска, В. В. Лазарев, Л. А. Морозова, В. С. Нерсесянц, В. А. Тихомиров, Н. В. Черноголовка, внесшие значительный вклад в разработку этой концепции и ее классификацию.

Функции государства и их классификация — это динамичная научно-практическая категория, которая меняется в зависимости от изменений экономической, общественной, политической ситуации в социуме [4].

Все это приводит к тому, что в современном государстве меняются его функции, содержание и субъекты, которые реализуют эти функции сами.

Для правильного понимания функций государства необходимо рассмотреть следующее [19]:

− функции государства выражаются в его сущности и социальном назначении. Это связано с тем, что государство характеризуется целым рядом целей и задач, которые реализуются в различных сферах жизни, и является сложным социальным явлением, понять которое можно только через знание его функций;

− функции государства напрямую влияют на его структуру, а методы организации всех его элементов как на политико-административную систему.

Функции государства — это приоритетные направления деятельности государства, которые реализуются в рамках государственной политики, профессионального государственного управления субъектов, реализуемых для формирования качественного уровня жизни и улучшение качества жизни, когда граждане не нуждаются в государственной помощи [12].

Функции государства делятся на следующие типы [8]:

− внутренние функции государства. Обеспечения демократии, экономической, социальной, функции налогообложения и сбора налогов, экологической функции защиты прав и свобод граждан, обеспечения правопорядка, развитие культуры, науки, образования, функций регулирования межнациональных отношений;

−внешние функции государства. В свою очередь, внешние функции государства — это ключевые направления деятельности государства на международной арене.

К внешним функциям государства относятся [6]:

− оборона страны;

− сотрудничество с другими государствами.

Формирование функций государства происходит в результате развития и укрепления государственности, и зависят от задач государства на каждом из этапов его исторического становления.

Эти цели и задачи зависят от многих условий, таких как уровень морального и культурного развития общества, интересы и потребности граждан, расширение экономических прав и возможностей государства и общества, развитие и профессионализм государственного аппарата и др.

Особый интерес в этом контексте представляет глобализация, измеряемая в научной литературе как объективный, естественный процесс, который повлияет на государство и его функции [18].

Говоря в рамках глобализации, можно выделить основные аспекты влияния глобализации на государство и его функции. Глобализация выступает как независимый фактор, влияющий на динамику функций государства, а также усиливает влияние других факторов: политической, внешней политики, идеологической, экологической и других [9]. Следовательно, с развитием общества меняются и функции государства.

Таким образом, государство является политико – территориальной и суверенной организацией, которая предназначена для управления обществом и обладающая властью принуждения, необходимой для соблюдения интересов государства и общества.

2 Признаки государства

2.1 Основные признаки государства

В отечественной науке наибольшее распространение получила точка зрения о том, что присущие государству признаки наиболее целесообразно подразделять на обязательные, то есть такие которые характерны для любого государства мирового сообщества на любом этапе его исторического развития, и дополнительные – то есть признаки, выделение которых допускается при определенных обстоятельствах, но в целом, их наличие или отсутствие не позволяет делать вывод о наличии (отсутствии) государственной формы образования.

К числу обязательных признаков государства принято относить [8]:

1) Территорию, которая представляет собой пространственную основу государства, его физическую и материальную базу. Важность данного признака состоит в том, что без территории, площадь которой может изменяться в результате определенных исторических событий, государство не может существовать в принципе.

В отличие от первобытнообщинного строя, где власть, носящая характер общественной, распространялась на членов общества по кровнородственному признаку, в зависимости от их принадлежности от к тому или иному роду, в государстве власть распространяется в зависимости от территории их проживания [18].

Территория государства – пространство, в границах которого осуществляется государственная публичная власть [6]. Члены общества на территории государства могут быть гражданами, иностранцами или лицами без гражданства, в зависимости от этого учитывается степень воздействия на них аппарата власти и принуждения той территории, на которой они находятся. Каждое государство обладает на своей территории всей полнотой власти, которая не допускает вмешательство со стороны иных государств в государственные дела. Из-за того, что население делится по территориальному признаку и государственная власть распространяется лишь на население определенной территории, должно осуществляться административно- территориальное деление. Это позволит организовать публичную власть и сделать более эффективным управление на отдельно взятой территории.

Территория государства включает в себя следующие части: собственно территорию, континентальный шельф, воздушное пространство и недра, квазитерритории.

Собственно территория – это суша внутри государственных границ, острова, анклавы.

Анклав – это территория или часть территории одного государства, окружённая со всех сторон территорией другого государства [18].

Сюда же отнесём и внутренние воды – реки, озёра и другие водоёмы, берега которых относятся к территории государства, порты, заливы, бухты, лиманы… И так называемые территориальные воды – двенадцать морских миль от линии максимального отлива [16].

Континентальный шельф – морское дно и его недра, которые находятся за пределами территориальных вод [17]. Протяжённость шельфа в международном праве определяется в двести морских миль от берега (иногда далее, но не более трёхсот пятидесяти). Государство имеет суверенные права на использование природных ресурсов континентального шельфа – рыбы, залежей природных ископаемых (например, нефти) и так далее. Однако при этом не может ограничиваться свобода судоходства.

Суверенитет на воздушное пространство ограничивается ста километрами. Каких-то количественных ограничений на владение недрами не существует. Теоретически права государства на них распространяются вплоть до центра земного шара.

К квазитерриториям относят территории дипломатических представительств в других государствах, гражданских морских и воздушных судов в нейтральных пространствах, территории военных баз, размещённых за пределами страны в соответствии с двухсторонними или многосторонними договорами.

Ну и дань научно-техническому прогрессу – космические объекты, запущенные с территории данного государства.

2) Население – человеческое общество, территория проживания которого совпадает с территорией государства, ввиду чего, а также в связи с наличием общих черт культуры и исторического сознания, население обладает свойством принадлежности к государству [4].

Население иногда забывают выделять как признак государства. Но если государство – это организация власти, то без наличия тех, над кем властвуют, оно не имеет смысла.

Вообще, власть государства распространяется в той или иной мере на всех, кто находится на его территории.

Но особо отметим граждан государства.

3)Публичная власть – наличие государственно-властного аппарата, способного влиять на существующие в обществе процессы, выраженного в единой иерархичной системе органов и учреждений [3].

Обычно под публичной властью понимают власть государственную, осуществляемую аппаратом власти и управления.

Наличие публичной власти является основным отличительным признаком государства от органов управления первобытным обществом.

Во времена первобытного строя власть носила исключительно общественный характер и исходила исключительно от населения [18].

Из общей массы населения не выделялись отдельные индивидуумы, которым бы вменялось заниматься только управлением и осуществлением властных полномочий.

Властные функции осуществлялись не выделявшимися из общества и не ставящими себя над ним людьми, а самыми занятыми производительным трудом взрослыми членами отдельно взятого общества, которые объединялись в органы самоуправления.

Любой член общества мог участвовать в управлении обществом путем участия в собраниях родовых и иных объединений [19].

Общественная власть, которая основывалась на равенстве всех членов общества, не могла более успешно функционировать, когда произошла дифференциация общества по материальному и иным критериям на разные слои и группы. Власть неизбежно должна была сменить характер на публичный, который опирался на политический аппарат насилия и принуждения. На данный момент публичная власть представляет собой совокупность аппаратов подавления (отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции и т.д.) и управления (органов законодательной и исполнительной власти), которые выступают носителями государственного суверенитета.

В отличие от первобытного строя, публичную власть в обществе теперь осуществляет обособленный от основной массы слой людей, которых государство наделило полномочиями в сфере власти и принуждения для того, чтобы управлять волей людей.

4) Наличие правовой системы, состоящей из совокупности общеобязательных правил поведения, реализация которых обеспечивается возможностью применения принудительной силы государства [13]. Государство самостоятельно устанавливает те нормы поведения, которые необходимы для соблюдения его населением. Помимо издания, государство осуществляет контроль над их исполнением и занимается правовым регулированием данного аспекта жизни внутри страны.

5) Система правоохранительных органов, деятельность которого выражается в функционировании органов судебной власти, органов прокуратуры, внутренних дел и т.д., для целей обеспечения безопасности государства и граждан от внутренних и внешних угроз [3]. Правоохранительная деятельность выступает в качестве деятельности специализированных органов, которые обеспечивают защиту прав и свобод, регламентированных Конституцией РФ. Таким образом, данные органы защищают права и свободы граждан, организаций и государства, общества в целом. При этом они руководствуются нормами права, неукоснительно следует им. Важность данных функций заключается в реализации широкого круга социальных полномочий, защиты человека и гражданина. Данная функция обеспечивает различные органы, например суд, прокуратура, полиция , Следственный комитет РФ и так далее.

6) Государственный суверенитет, предполагающий верховенство государства в решении вопросов, связанных с реализацией внутренней политики и независимость государства в решении вопросов на международной арене [15].

Верховенство означает, что государство способно самостоятельно устанавливать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, определять права и обязанности граждан и иных членов общества, а также принимать меры для обеспечения и установления надлежащего правопорядка [18]. Независимость проявляется в том, что имеет место полновластие господствующих слоев населения, при котором государство может независимо от других государств заниматься формированием своей внутренней и внешней политики, и проводить ее в жизнь.

7) Фискальная система, предполагающая взимание государством налогов, то есть обязательных безвозмездных платежей в заранее установленных размерах и сроки, необходимых для содержания аппарата управления и принуждения, поддержки социальной сферы, создания резервов и т.д. [17].

Налоговая система является неотъемлемым признаком государства, поскольку именно за счет налогов содержатся армия, полиция и другие принудительные органы, государственный аппарат в целом, а также за счет аналогов финансируются различные осуществляемые государством образовательные, медицинские, культурные, воспитательные и иного рода социальные программы.

Налоги являются одним из основных источников пополнения казны [3]. В зависимости от того, каков тип и характер государства и общества, могут существовать различные виды и размеры налогов. Создание справедливой налоговой системы возможно только при ясном понимании значения и роли государства [13].

Таким образом, в перечне признаков, характеризующих любое государство как члена международного сообщества и участника мирового рынка следует выделить [8]:

− формирование стабильной экономической политики в обществе, активное воздействие на ход экономических процессов (рынка) в государстве с целью увеличения роста благосостояния граждан и нивелировании последствий экономических кризисов;

− формирование законодательной базы для экономической деятельности заинтересованных субъектов и гарантия судебной защиты имущественных интересов граждан и организаций;

− контроль в сфере внешней торговли, правовая защита экономических интересов государства в международных отношениях и внешних сделках, обеспечение стабильной интеграции государства в отрасли мировой экономики;

− участие государства и его полномочных органов в деятельности международных организаций и судов;

− создание на территории государства межправительственных и межгосударственных образований, несущих международные функции;

− участие государства в конвенциях и договорах, закрепляющих основные права и свободы человека, а также принципы человеческого общежития;

− участие государства в деятельности органов международного правосудия, в том числе в качестве истцов и ответчиков.

С организационной позиции любое государство в мире — это форма организация политической власти всего населения, которая может вступать в отношения с иными субъектами политической деятельности (гражданами, общественными организациями) [11]. Государство может рассматриваться как совокупность политических институтов (суд, система социального обеспечения, армия и флот, бюрократический аппарат, органы муниципалитета и др.), несущих ответственность за организацию социальной жизни в обществе и финансируемые им [13].

2.2 Дополнительные признаки государства

В свою очередь, к необязательным, но, тем не менее, присущим на современном этапе большинству современных государств признакам относятся [18]:

1) Наличие Конституции. Господство правовых норм предполагает, что все вопросы и возможные конфликтные ситуации, возникающие в государстве, должны разрешаться на основе законов, главным из которых является конституция.

Например, Конституция России устанавливает такие нормы, как право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, равенство всех граждан перед судом и законом, возможность защитить свою честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни и т.д.

Положения основного закона должны непосредственно действовать на всей территории страны без каких-то ограничений. А все принимаемые законы и нормативные акты не могут вступать в противоречие с требованиями конституции.

2) Наличие символов государства. Государственная символика (герб, флаг, гимн): отсутствие либо герба, либо флага государства еще не говорит о том, что государство перестало оставаться государством. Данная символика отсутствовала в рабовладельческих и феодальных государствах. Государственная символика способна меняться с течением времени, она изменчива. Флаг, гимн, герб служат для выделения страны среди других стран, они отличают ее от них [19].

Герб является официальным символом государства. В Российской Федерации, например, на государственном гербе изображен золотой двуглавый орел на красном фоне.

Государственный гимн также является официальным символом государства и представляет собой музыкальное произведение. Гимн может исполняться как со словами, так и без них. Оба этих исполнения равнозначны.

Государственный флаг, также, как и герб, и гимн, выполняет отличительную функцию. В Российской Федерации государственный флаг является прямоугольным полотнищем, с тремя равными полосами: верхняя полоса - белого цвета, та, что посередине - синего, нижняя полоса - красного цвета.

3) Наличие гражданства (подданства). Каждое государство занимает определенную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, занимающее данную территорию, являются гражданами данного государства [6]. Таким образом, появляются пространственные пределы государства, и возникает правовой институт гражданства.

4) Собственная денежная единица.  Тоже интересный момент, который многие игнорируют. Однако любому государству, особенно это важно для той, которая расположена на огромной территории, важно иметь единую денежную единицу, которая будет признана на всей своей территории. Например, российский рубль одинаково принимается в оборот, как в столице, так и в глухой Сибири, несмотря на то, что наша страна является самой большой страной в мире (по территории).

5) Международное признание: государство может нормально существовать и без международного признания. Примером может служить РСФСР, созданный в 1917 году [13]. Достаточно признания со стороны одного самостоятельного государства новообразованного государства. Признание государства означает его легитимацию по отношению к другим странам. Обычно признание нового государства происходит для установления с ним дипломатических отношений [1].

Данные признаки несмотря на то, что являются необязательными и присущи не всем государствам, но помогают наиболее полно понять и раскрыть такое понятие как государство, помогают выстроить полный и целостный его образ. Факультативные признаки помогают понять грань между государственной организацией, с одной стороны, и догосударственной и негосударственной организациями- с другой. 

Таким образом, выявляя сущность государства, отметим, что государства всех времен и типов характеризуются целым рядом устойчивых, общеисторических признаков.

Названные и другие признаки проявляются в совокупности функций, неизбежных для государства любого типа. Таковы функции защиты государственного строя, предотвращения социально опасных конфликтов, регулирование экономических и других общественных отношений и реализация всех аспектов внутренней и внешней политики.

3­. Теории происхождения государства

3.1. Общая характеристика теорий происхождения государства

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Было создано множество разнообразных теорий, по-разному отвечающих на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Теологическая теория. Одной из первых теорий происхождения государства и права была теологическая, объясняющая их возникновение божественной волей [3]. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский – XIII в.), идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты – Жак Маритен и др.) [4]. Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (а она может укладываться в любую из последующих концепций). В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума и т.п., т.е. это в конечном итоге вопрос веры [6].

Патриархальная теория. Эта теория также возникла в древности: ее основателем был Аристотель (III в. до н.э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и др.) [8].

Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства – монархом. Его власть, таким образом, – это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической) естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти и ее законам.

Эта теория привлекает внимание к семье. Семья – мельчайшая частица общества, и само ее существование, ее форма влияют на развитие общества, создают определенные предпосылки для возникновения государства [14].

Органическая теория. Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV-Ш вв. до н.э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства – с процессами человеческой психики [11].

Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутри-видовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др.

В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы – внешние (оборона, нападение) [8].

Некорректность органической теории происхождения государства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира исходя лишь из законов физики или химии, так невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества. Однако некоторые положения органической теории могут быть использованы в качестве аналогов для понимания процессов, связанных с возникновением государства.

Теория насилия. Эта теория также возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. [6]. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались нужные законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники этой теории опирались на известные исторические факты, когда многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого (раннегерманские, венгерское и другие государства) [11].

Оценивая эту теорию, следует отметить, что она описывает один из частных случаев возникновения государства. Однако для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств.

Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей также в XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий и др. [11]. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений.

Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой — сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Поэтому именно эти условия и должны учитываться в первую очередь.

Теория общественного договора (естественного права). Эта теория была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей: Г. Греция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др., т.е. в ХII-ХVIII вв. [12]. По этой теории до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.). В большинство концепций входит идея «естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы [14]. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда западных государств. Так, в Декларации независимости США (1776 г.) говорится: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых…» [12].

Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.) [14].

Отмечая прогрессивность многих положений теории общественного договора, которая противостояла феодальному сословному государству, царящему в этом обществе произволу, неравенству людей перед законом, следует указать все же на то, что, кроме чисто умозрительных построений, нет убедительных научных данных, подтверждающих реальность этой теории. Можно ли себе представить возможность того, чтобы десятки тысяч людей могли договориться между собой при наличии острых социальных противоречий между ними и при отсутствии уже существующих властных структур? Игнорирует эта теория и необходимость экономических, материальных предпосылок для того, чтобы могло возникнуть государство.

Вместе с тем, надо иметь в виду и то обстоятельство, что объединение людей требует их взаимного согласия, и это определяет то положительное значение, которое имеет данная теория.

Историко-материалистическая теория. Возникновение этой теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган [6]. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Историко-материалистическая концепция включает два подхода [16]. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов [17]. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства [18].

Именно историко-материалистическая теория имеет под собой строго научные основы. При этом, как будет показано ниже, оба ее направления правомерны, поскольку в разных исторических условиях решающее значение в качестве причин появления государства могут приобретать как классовые антагонизмы, так и необходимость решения общих дел, совершенствования управления обществом, специализации этого управления как формы разделения труда.

3.2. Общие закономерности возникновения государства

Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется [7]. Как мы выяснили, этому строю были присущи общественная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, но при отсутствии власти обособленного и как бы стоящего над обществом особого аппарата для принудительного воздействия. В управлении делами рода участвовали на основе равноправия все его взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем собрании рода. Оно являлось и высшей судебной инстанцией.

Постепенно первобытные коллективистские производственные отношения стали видоизменяться и разрушаться. Три крупных общественных разделения труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, обособление слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли), а также постепенное совершенствование орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться значительный прибавочный продукт. С этого времени появилась объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на выполнении каких-либо общественно значимых функций, группы, которая непосредственного участия в материальном производстве уже не принимает [9].

Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет содержание и формы организации общественной жизни в семейных и родовых общинах, во фратриях, куриях и племенах. Родоплеменная структура усложняется, постепенно начинает развиваться разделение социальных функций [15].

Все большее удаление родоплеменных структур от первоначального равенства стимулировалось также развивающимся процессом концентрации богатства, его накоплением в узком привилегированном слое, что в конце концов привело к появлению частной собственности (на Западе) или «власти-собственности» (на Востоке), а на их основе – к эксплуатации человека человеком.

Переход от первобытно-общинного строя к государственно организованному обществу сопровождался образованием территориальной общины и развитием центров племенной жизни — укрепленных городов [11]. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности, соседством. С этого момента территория стала важным фактором в процессе формирования государственности.

Необходимо выделить  признаки государства, отличающие его от других, существующих в обществе организаций.

  1. Государство — единственная организация власти в масштабе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная и т.п.) не охватывает всего населения [13]. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой – право на покровительство и защиту государства.
  2. Государство обладает суверенитетом, как внешним, т.е. не зависимостью от других, государств в международных отношениях, так и внутренним — независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям.
  3. Наличие специального аппарата принуждения. Только государство включает такие структуры, как суд, прокуратура, органы внутренних дел и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе по необходимости и принудительными средствами [8].
  4. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты: законы, указы, постановления.

Пути возникновения государства (западный или восточный) в решающей степени зависят от того, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась, что в свою очередь определялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство [13]. Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности на землю. Это в конечном итоге приводило к фактическому появлению единой государственной собственности, и возникало восточное (азиатское) государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало западное (рабовладельческое или феодальное) государство.

Государственный аппарат сформировался из аппарата управления первобытного общества [6]. Поэтому власть неизбежно оказывалась в руках родоплеменной знати, из которой образовывались либо обособленная социальная группа, клан, чиновническо-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества, либо верхушка господствующего класса, также эксплуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества.

Основными причинами появления государства были следующие [11]:

– необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории и т.п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешного руководства этими процессами;

– необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.;

– необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых [20].

Происходившие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводили к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем – к появлению социальных антагонизмов и сопротивления той части общества, которая подвергалась эксплуатации;

– необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимались ими как не отвечающие их интересам, несправедливые [18];

– необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных богатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводило к тому, что его соседи порабощались или в свою очередь организовывались как государства [13].

В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин. Так, для большинства восточных государств наибольшее значение имела необходимость совершенствования управления и организации крупных общественных работ. Для возникновения Афинского и Римского государств значительно большую роль сыграли процессы классообразования и необходимость в этой связи подавления эксплуатируемых классов[8].

Таким образом, существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен истори­ческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. К наиболее известным относятся следующие теории: теологическая, патриархальная, органическая, договорная, теория насилия, психологическая, марксистская.

Заключение

В результате проведенного исследования, приходим к выводу, что государство возникло не сразу, а сформировалось в связи с эволюцией человека и его мышления, а также на базе совокупности объективных и субъективных причин. Очевидно, что появление государства выступило в качестве объективной закономерности, итогом развития первобытнообщинного строя. А именно, отделения человека от животного мира, общественного разделения труда, появления семьи и иных знаковых событий. Одновременно с этим, указанные факторы не оказали бы должного влияния на появление и развитие государства, если не раскол общества на антагонистические классы.

Известно, что любые опасности представляют собой угрозу для общества. В связи с этим, появилось государство, которое выступает в качестве максимально эффективного средства для урегулирования общественных отношений.

Сегодня, под государством понимают правовой институт, который осуществляет регулирование взаимоотношений между социальными группами и слоями населения на основе законодательства, которое учитывает права и обязанности всех субъектов общественных отношений. Однако в действительности, понимание государства намного шире, что предопределено его значением для регулирования общественных отношений.

Сущность государства – это смысл, главное звено, а также то, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе.

Отдельные исследователи теории государства и права склонны выделять следующие признаки государства и его атрибут, при этом, следует заметить, что в предыдущей классификации атрибуты входили в состав признаков государства.

Признаки государства делятся на семь основных составляющих элемента:

− принудительность, то есть, право государства на принуждение является первичным по отношению ко всем остальным субъектам права;

− суверенность, которая является наивысшим правом государства самостоятельно выстраивать свою внешнюю и внутреннюю политику;

− всеобщность, которая подразумевает, что государство представляет интересы всех общественных слоев и действует от их имени в границах вверенной территории;

− государственные атрибуты, которые, ряд исследователей, так же относят к признакам государства;

− территория, то есть определенный границами участок, который относится к определенному государству;

− население, то есть социальные ресурсы государства;

− аппарат, то есть система органов государственного управления.

В процессе своего существования, государство выполняет определенные функции. Классификация функций государства осуществляется по различным признакам. Например, по продолжительности действия, функции государства дифференцируют на временные и постоянные. Кроме того, принято выделять функции внешние и внутренние.

Было выяснено, что существуют разные теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, договорная и др. В совокупности они помогают объяснить различные стороны происхождения государства и права и преодолеть односторонний подход к пониманию их сущности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Афанасьев С.Ф., Правовая жизнь общества. Проблемы теории и практики, Монография. – М.: Проспект, 2014 – 423 с.

2. Беляева О.М., Актуальные проблемы теории государства и права. Практикум. – М.: Феникс, 2015 – 232 с.

3. Бошно С.В., Теория государства и права, учебник. – М.: Юстиция, 2016 – 408 с.

4. Венгеров А.Б., Теория государства и права, учебник, под ред. Шишкина В.В. – М.: Омега – Л., 2017 – 607 с.

5. Воскобитова М.Р., Насонов С.А., Стандарты справедливого правосудия, под ред. Морщакова Т.Г. – М.: Мысль, 2017 – 584 с.

6. Габрелян Э.В., Актуальные проблемы теории государства и права. – М.: Проспект, 2013 – 264 с.

7. Гавриков В.П., Теория государственно – правового регулирования, Монография. – М.: Проспект, 2014 – 321 с.

8. Кожевников В.В., Рыбаков В.А., Теория государства и права, учебник, под ред. Кожевников В.В. – М.: Проспект, 2017 – 464 с.

9. Комкова Г.Н., Апарина О.Ю., Система защиты прав человека в Российской Федерации, учебник, под ред. Комкова Г.Н. – М.: Проспект, 2017 – 384 с.

10. Коркунов Н., Каченовский Д., Капустин М.. Золотой фонд Российской науки международного права, том 1 // под ред. Чигринова К.С. – М.: Международные отношения – 2007 – 368 с.

11. Малахова В.П., Долгушина С.В. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию: учебное пособие, ЮНИТИ-ДАНА. – М: 2012 - 127 с.

12. Марченко М.Н., Философия права, курс лекций в 2–ух томах. – М.: Проспект, 2015 – 324 с.

13. Матузов Н.И., Малько А.В., Теория государства и права, учебник // под ред. Шахова А.Г. – М.: Дело, 2016 – 528 с.

14. Поляков А.В., Общая теория государства и права. Проблемы интерпретации в контексте. – М.: Проспект, 2015 – 535 с.

15. Радько Т. Н., Морозова Л.А., Теория государства и права, учебник для бакалавров. – М.: Проспект, 2017 – 568 с.

16. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях. – М.: Проспект, 2011 - 176 с.

17. Романенкова Е.Н. Теория государства и права. Конспект лекций. – М.: Проспект, 2013. - 96 с.

18. Рыбаков О. Ю., Бабенко В.Н., Теория государства и права, учебник для бакалавров // под ред. Рыбаков О.Ю. – М.: Юстиция, 2017-472с.

19. Скурданов А.С., Шафиров В.М., Усмотрение в процессе реализации прав, свобод и обязанностей граждан, монография. – М.: Проспект, 2017 – 160 с.

20. Сулипов Р.С., Правовые традиции России: теоретико-правовой аспект, диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук, Барнаул, 2013 – 196 с.