Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теория государства и права ( Характеристика возникновения права )

Содержание:

Введение

За всю эпоху существования философии, юриспруденции, политики было сформировано большое количество различных доктрин и теорий о праве и государстве. Разнообразие, с одной стороны, связано с тем, что в каждой концепции отражается субъективное мнение ученых либо разные суждения и взгляды одних или других классов. С другой же стороны, такое многообразие обусловлено многогранностью в таких явлениях, как государство и право. Кроме того, имеют место и различные взгляды на те или другие стороны процесса формирования тех или других политических систем. В основе же этих взглядов и суждений всегда лежат разные экономические, финансовые и прочие интересы.

Сейчас человеку трудно представить, что когда-то жизнь общества организовывалась без права, государства и его разнообразных политических институтов. Ведь именно в них сосредоточена вся сила власти. Однако история показывает, что в начале цивилизации государству и праву предшествовало общество как общность людей. Так, проблемы примитивной орды охотников решал единственный лидер, то есть вождь. Вместе с появлением племен возник и совет старейшин, на котором разрешались различные споры, обговаривались главные дела. Для регулирования человеческих отношений в этот период достаточно было существовавших обычаев, традиций и норм. То есть государство и право появилось не моментально. Они стали результатом постепенного исторического развития.

Целью работы является уточнение сущности процесса возникновения права и государства.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- раскрыть характеристику возникновения права;

- изучить предпосылки возникновения государства;

- рассмотреть единство образования государства и права;

Объект исследования – система отношений в период возникновения государства и права.

Предмет исследования составляют теоретические и практические аспекты содержания, структуры, особенностей и механизма происхождения, формирования и развития государства и права.

Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности происхождения государства и права. Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.

Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

1. Характеристика возникновения права

1.1.Социальные нормы (право) первобытного общества

В первом периоде существования первобытного общества формой его социальной организации "...была родовая община, т.е. общность (объединение) людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство.

Решая проблемы своей жизнедеятельности, члены родовой общины не могли не создавать и не формировать правила общения между собой.

Они были вынуждены устанавливать, соблюдать, исполнять, выполнять и обеспечивать (контролировать) нормы поведения, регламентирующие отношения между собой. Таким образом, родовые общины создавали, формировали социальные нормы, регламентирующие отношения между их субъектами.

Социальные нормы (право) первобытного общества – это совокупность правил поведения, устанавливаемых и обеспечиваемых родовыми общинами или племенами, посредством которых регулировались общественные отношения в этих социальных группах.

Характеристика социальных норм первобытного общества:

1)в содержании социальных норм (правах и обязанностях) первобытного общества отражались наработанные деятельностью первобытных людей эмпирические (практические) и религиозные (философские) знания об окружающей действительности;

2)правила поведения основывались на биологической, физиологической и половозрастной специфики человеческого организма, что не могло не влиять на разграничения прав и обязанностей между старшими и младшими членами общины, между мужчинами и женщинами;

3)информация о нормах, правилах поведения в первобытном обществе (родовых общинах, племенах) содержалась в ритуалах, обрядах, мифах, обычаях;

4)в правилах поведения устанавливались три способа регулирования общественных отношений: запрет, дозволение, обязывание, но эти способы не разграничивались между собой и потому назывались мононормами;

5)за нарушения запретов применялись меры наказания, которые были примитивны и жестоки (изгнание из рода или племени, кровная месть, талион, забивание камнями);

6)правила поведения в первобытном обществе не закреплялись на каких-либо материальных носителях информации, а запоминались людьми, передавались вербально от поколения к поколению и выражались в действиях членов рода, племени (жесты, звуки, знаки, устная речь).

Источниками социальных норм первобытного общества были: 1) церемонии, ритуалы, обряды; 2) мифы; 3) обычаи; 4) агрокалендари.

1.Церемонии, ритуалы, обряды – это правила поведения, которые проявлялись в совершении определенного порядка символических действий людей, отражающих уровень развития культуры социальных групп первобытного общества.

2.Мифы – это образные примеры (сказки, былины), которые учили людей тому, что следует делать и чего делать нельзя.

3.Обычаи – это правила поведения, сложившееся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения.

4. Агрокалендари – это правила поведения регламентирующие отношения между людьми в процессе проведения сельскохозяйственных работ.

2. Право древнего государства

Право древнего государства — это совокупность норм права, устанавливаемых и обеспечиваемых органами публичной власти, посредством которых регулировались общественные отношения в городах, землях, княжествах, волостях, округах, селах.

Характеристика права древнего государства:

1.Представление о нормах права, правилах поведения, правах и обязанностях претерпевают изменения в пользу лиц, обладающих публичной властью.

2.Правовое регулирование общественных отношений осуществлялось на основе норм права, которые разрабатывались лицами, стоящими у власти, органами публичной власти.

3.Правила поведения устанавливаются вождем, князем в своих интересах и без учета общественного мнения.

4.Процесс правового регулирования отношений приобрел осознанную и целенаправленную форму и осуществлялся органами публичной власти.

5.Нормы права древнего государства также закрепляли три способа правового регулирования: запрет, дозволение, обязывание, но в отличие от социальных норм первобытного общества в них более четко проводилась грань различий между правами, обязанностями и запретами.

6.Осуществлялось правовое закрепление социального положения (прежде всего имущественного неравенства) людей в древних источниках права.

7.Нормы права носили казуистический характер, т.е. основой норм были конкретные жизненные ситуации, решения по которым являлись образцами для последующих рассмотрений аналогичных дел.

8.В нормах права древнего государства устанавливалось не только физические (телесные), но и в большей степени имущественные наказания с привилегией по отношению к лицам, стоящим у власти.

9. Оформление принятых правил поведения осуществлялось, закреплялось на различных материальных носителях информации (деревянные или каменные таблички, столбы, береста), как правило, в письменном виде.

Способы формирования источников права древнего государства:

1. Санкционирование обычаев— государство признавало, закрепляло и разрешало в своих правовых документах только те исторически сформировавшиеся правила поведения людей в первобытном обществе, которые отражали интересы лиц, обладающих политической властью.

2. Формирование и развитие юридической практики (прежде всего судебной)— при разрешении конкретных конфликтов и споров судебные органы выносили решения, основываясь на обычаях, собственных представлениях о справедливости.

Эти решения являлись ориентирами при рассмотрении в дальнейшем аналогичных конфликтов и споров между людьми.

В результате создавались правовые прецеденты и формировалос прецедентное право.

3. Правотворчество государства – разработка и принятие нормативных документов (договоров, уставов, законов), обязательные для исполнения всеми субъектами и поддерживаемые силой государственного принуждения.

В результате правотворчества государства формируется такой источник права как нормативно-правовой акт.

Право древних государств условно можно разграничить в зависимости от их географического расположения.

В этой связи можно назвать: а) древневосточное право, б) античное право, в) древнерусское право и т.д.

3.Характеристика теорий возникновения права

Правопонимание – совокупность научных знаний, учений, концепций, школ, направлений, течений, взглядов, суждений по проблемам определения понятия права.

Виды подходов, теорий, учений, концепций, школ, направлений, течений, взглядов и суждений о праве: 1.Теологическая теория права. 2. Теория естественного права. 3.Историческая школа права. 4.Социологическая концепция права. 5.Психологическая теория права. 6.Классовая (экономическая) теория права. 7.Теория позитивного права.

1.Теологическая теория права. Основатель богослов Фома Аквинский (1225–1274) – «О правлении властителей»— 1265 год. Аврелий Августин (Блаженный) (354 — 430) — «О граде Божием».

Содержание теологической теории права: Право – это правила поведения, исходящие от Бога; Вечный закон – божественный разум, управляющий миром; Божественный закон – это Библия, в ней изложены представления об истине и она необходима по двум причина: а) человеческий позитивный закон не способен полностью истребить зло; б) несовершенство человеческого разума не позволяет дать единое представление о правде.

2.Теория естественного права. Идеи о естественном праве возникли в Древней Греции и Древнем Риме. В Древней Греции – философ Сократ (469-399 г. до Р.Х.). В Древнем Риме – юрист Марк Туллий Цицерон (106 – 43 г. до Р.Х.), его работа «О законах». Идеи о естественном праве были оформлены в теорию вXVII-XVIII вв. Основателем теории естественного права признан Гуго Гроций (1583 – 1645) – голландский юрист. Основной его труд «О праве войны и мира», в котором объясняется естественное право народов, а также принципы публичного права. Вдальнейшем теория естественного права получила развитие в трудах французских просветителей XVIII в.— Жан-Жака Руссо, Шарля-Луи Монтескье, Дени Дидро и др. В России сторонниками теории естественного права были: Семён Ефимович Десницкий (1740— 1789) — русский просветитель, учёный правовед; Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802) – русский писатель, философ.

Содержание теории естественного права: Право – это совокупность законов природы, которые определяют естественные права человека (право на жизнь, право на здоровье, право на свободу передвижения, слова, мысли, право частной собственности). Право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями; Природа – источник справедливости и права; Человеческие установления должны соответствовать справедливости и естественному праву, потому, что последнее не зависит от мнения и усмотрения людей; Закон, устанавливаемый людьми, не может нарушать порядок в природе и создавать право из бесправия или благо из зла, честное из позорного; Требование справедливости: чтобы никто никому не вредил; Соответствие или несоответствие человеческих законов природе (естественному праву) выступает как критерий и мера их справедливости или несправедливости; Несправедливые законы заслуживают названия закона не более, чем решения, с общего согласия принятые разбойниками; Права и свободы человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя. Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину (Бога) и уважать достоинства людей. Соблюдение человеком естественных общих правил есть источник права в собственном смысле: -воздержание от чужого имущества; -возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды; обязательность соблюдения обещания; возмещение ущерба; воздаяние людям заслуженного наказания. Согласно части 2 статьи 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. У каждого человека в обществе с момента его рождения есть права и свободы, обусловленные природой человека, его проживанием в обществе. К естественным правам человека относятся право: на жизнь, на свободу передвижения, на собственность, на общение с себе подобными, на продолжение рода, на нормальные условия человеческого существования и др.

3.Историческая школа права. Историческая школа права сформировалась впервой половине XIX в. в Германии. Ее основателями были немецкие юристы — Густав Гуго (1764—1844) – автор учебника естественного права, как философии позитивного права, в особенности— частного права. Георг Пухта (1798—1846), автор работы «Обычное право». Карл Фридрих Савиньи (1779—1861), автор работы— «Система современного римского права».

Основные положения исторической школы права: 1. Право – это историческое явление, возникает как средство общения между людьми. 2. Основу права составляют сформировавшиеся в обществе правовые обычаи. 3. Право – это правовые обычаи созданные населением (обществом) в процессе своего развития, а законы государства производны от обычного права. 4. Право – это исторически сложившиеся правила поведения, закрепленные в юридической форме (законах).

4.Социологическая концепция права. Возникла во второй половине ХIХ века и сформировалась в первой трети ХХ века. Авторы: Евгений Эрлих (1862—1923) – австрийский правовед, Леон Дюги (1859—1928) – французский социолог, Роско Паунд (1870—1964) – американский социолог.

Содержание социологической теории права: 1. Право – установленный порядок в отношениях между людьми в родовых общинах и семьях, а также в нормах, закрепленные соглашениями, договорами и уставами социальных союзов и объединений. 2. Право – не в правовых предписаниях государства, а во внутреннем порядке союзов с помощью соглашений, договоров и уставов. 3. Право непосредственно вытекает из общественной солидарности, поэтому стоит над государством и обязательно для него.

5.Психологическая теория права. Эта теория создана вначале XX в. российским ученым Львом Иосифовичем Петражицким (1867–1931).

Содержание этой теории изложено в его труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности».

1. Право – это результат проявления психики человека, его переживаний и эмоций.

2. Источник права – чувства, инстинкты, психика людей.

3. Результаты психической деятельности человека проявляются в нормах позитивного права.

6.Классовая (экономическая) теория права. Карл Маркс (1818—1883) – немецкий философ, основоположник диалектического и исторического материализма, автор «Манифеста коммунистической партии» и «Капитала». Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870—1924)— российский политик, один из основателей советского государства, автор книги «Государство и революция». По мнению Карла Маркса, право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Право— это продукт классового общества. Право— это надстройка экономического базиса. Всякое право есть применение одинакового масштаба ко всем людям, которые не равны друг другу. Право производно от государства и определяется его волей. Сущность права в его классовости и материальной обусловленности. В.И. Ульянов полагал, что право – это возведенная в закон воля господствующего класса, которая определяется характером материальных производственных отношений.

7.Теория позитивного права. Юридический позитивизм сформировался в середине XIX века на основании идей французского философа Огюста Конта (1798—1857) и английского правоведа Джона Остина (1790—1859), которые изложены в его работе «Определение предмета юриспруденции». Затем положения теории позитивного права были трансформированы в идеях австрийского правоведа Ганса Кельзена (1881—1973), в его трудах «Общая теория права и государства» и «Чистая теория права». В первой половине XX века теория позитивизма была дополнена идеями английского философа Герберта Харта, в его сочинении «Концепция права»— 1961 год. Теория позитивного права включает в себя: а) классический позитивизм (О. Конт, Д. Остин); б) «чистую» или нормативистскую теорию права (Г. Кельзен); в) аналитическую юриспруденцию или неопозитивизм (Г. Харт).

а) классический позитивизм (О. Конт, Д. Остин): Право – это приказ, исходящий от лица или группы лиц, располагающих властью, направленный членам самостоятельного политического сообщества.

Приказ суверена, снабженный санкцией, есть правовая норма.

б) «чистая» или нормативистская теория права (Г. Кельзен): Право – система правил должного поведения, независимо от общественного бытия, оно не есть воля государства, а государство есть производное понятие от права – правовой порядок.

в) аналитическая юриспруденция или неопозитивизм (Г. Харт). Право – формально-логическая система «первичных» и «вторичных» норм-правил, восходящих к высшей норме. Первичные нормы – совокупность норм, требующих от людей действовать или воздерживаться от действия. Вторичные нормы – совокупность норм, определяющих процессы создания, изменения и функционирования норм первого типа: а) нормы признания указывают на существование других правовых норм; б) нормы изменения указывают на необходимость изменять первичные нормы; в) нормы процесса используются при применении и толковании права.

3. Единство образования права и государства

Процесс образования государства - это не одномоментный процесс. Государство появляется постепенно и не ранее того, пока будут созданы для него предпосылки. Одной из таких предпосылок является создание для него материальных основ. Общество должно накопить определенный излишек продукта, позволяющего освободить от непосредственного участия в материальном производстве некоторую группу людей, дав им возможность заниматься только управлением. Разные народы приходят к государственности в различное время: одни раньше, другие позднее, поскольку не у всех одинаково создается материальная база для образования государства.

Государство непосредственно связано с правом и приводит через него свои установления. Право не существует без государства, оно является его непосредственным продуктом.

Непосредственным источником права является государство. Право осуществляет в обществе самостоятельные функции, направленные на обеспечение нормального развития общества, поэтому способно выполнять и выполняет по отношению к государству роль организующего фактора, закрепляя структуру органов государства, их компетенцию, ответственность.

Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как его неотъемлемый и необходимый элемент.

Каждая из названных теорий имеет свои преимущества и недостатки, их появление и развитие обусловлено естественным развитием человеческого общества и свидетельствует о необходимости и социальной ценности права и государства в жизни людей.

Процесс их возникновения зачастую протекает параллельно, они неразрывно связаны между собой и имеют неоценимое значение для рассмотрения в теории проблемы соотношения государства и права. Она теория достаточно сложна и приобрела в последнее время дискуссионный характер.

Срез развития человечества характеризует стремление мыслящих людей каждого времени создать модель идеального общественного устройства, где царил бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Это всегда увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права.

Бесспорно, изучение теории происхождения государства и права позволяет ученым увидеть, какими будут в близкой и далекой перспективе теории; о государстве и праве, и они сами.

Заключение

Право, – это явления, без которых немыслимо сегодняшнее существование народов. Поэтому учеными-правоведами были предприняты попытки определить их становление, начавшееся, к слову сказать, ещё в период до нашей эры. А потому был выработан целый ряд теорий, объясняющих происхождение права.

Теория первая – божественная, она же теологическая. Согласно ей, причины и условия возникновения права были заложены высшим разумом. Или, исходя из того, что родоначальником данной теории был Фома Аквинский, волей Господа Бога. Считалось, что право и государство представляет собой высшую форму организации народа, а заветы, переданные Богом, должны принять форму закона. Данная теория прекрасно отражала реалии средневековья. Стоит отметить, что и в современном мире существуют право и государства, которые построены именно на данной основе. При этом они отражают не только христианскую веру.

Теория вторая – патриархальная. Происхождение права, согласно ей, обосновывается, исходя из постулата о священности семьи. Источником права согласно этой теории выступает воля отца семейства (патриарха). В принципе, на период до двадцатого века такие взгляды имели право быть и даже более, были подкреплены самим фактом существования абсолютных монархий. История права России частично подтверждает эту теорию.

Теория третья, она же теория насилия. Согласно ей, причины и условия возникновения права кроются в принципе выживания сильнейшего. Авторы, среди которых был К.Каутский и Е.Дюринг, утверждали, что в процессе развития человеческого общества всегда существовала необходимость подчинения и руководства сильнейших над слабыми. А потому был создан аппарат «узаконенного насилия» и нормы, закреплявшие действия сильных, получившие впоследствии статус права.

Теория четвертая – патримониальная. Базируется она на том, что происхождение права основывается на праве собственности на земельные наделы. Так, формирование правового явления обусловлено тем, что вокруг одного индивидуума концентрировалась большая часть пригодных для обрабатывания земель. Остальные же были вынуждены брать эти площади в аренду на тех условиях, которые выдвигал землевладелец. Именно эти условия и получили в дальнейшем статус права.

Теория пятая, она же договорная. Происхождение права базировалось на общественном договоре. Ж.-Ж. Руссо, Гуго Гроций и многие другие деятели Просвещения подарили миру идею о том, что государство возникло в силу того, что в один момент люди договорились о том, чтобы объединиться в особую организацию и передать часть своих прав по управлению определенной группе наиболее выдающихся лиц. В результате последняя выработала приемлемые для большинства нормы поведения, явившиеся правом.

Теория шестая – психологическая. Спенсер, Трубецкой, Петражицкий и Фрейд указывали, что государство могло сформироваться лишь при условии, что одни хотят управлять, а другие – (в значительно большем количестве) подчиняться. Они объясняли это тем, что характер человека устроен либо по первому принципу, либо по второму. А потому необходимо создать структуру, которая бы учитывала указанные выше тенденции.

Нельзя сказать, что какая-либо из теорий является единственно верной. История права России не раз доказывает данный постулат. Ведь глубокое изучение предоставляет возможность подтвердить и элементы материалистической, и постулаты теории насилия, и аргументы патриархальной и патримониальной. Что ещё раз доказывает то, что над проблемой становления права всё ещё предстоит поработать.