Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теория государства и права. Теории происхождения государства.

Содержание:

Введение

Актуальность данной темы курсового проекта заключается в том, что различных форм человеческого общения, ключевая роль отводится государству.

Ранее, государство контролировало все сферы человеческой жизни, что в принципе характеризует его и на современном этапе. Таким образом, подвергая анализу определенную сферу человеческой жизни, так или иначе, приходится сталкиваться с формами организации и деятельностью государства.

Анализ происхождения государства носит не только теоретический, но и политический характер. Изучение существующих теорий происхождения государства способно обеспечить более глубокое понимание социальной природы государства, а также его характерные особенности, историю становления и развития.

Теорий происхождения государства на сегодняшний день великое множество, что обусловлено различными взглядами на данный процесс или его отдельные аспекты.

Цель данной курсовой работы – анализ существующих теорий происхождения государства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

1) Рассмотреть понятие, суть и функции государства;

2) Дать общую характеристику теориям происхождения государства;

3) Рассмотреть социально – правовые положения теорий происхождения государства.

Объект курсовой работы – общественные отношения, которые возникают при формировании и развитии теорий происхождения государства.

Предмет исследования – теории происхождения государства их характеристика и сущность.

Методологическую основу курсовой работы составляет совокупность общенаучных методов, в частности метод системного анализа, формально – логический метод и исторический метод. Также при написании работы были использованы частно – научные методы познания, а именно сравнительно – правовой анализ, догматический метод и формально – юридический метод.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теории происхождения государства

1.1 Понятие, сущность и функции государства

Термин «государство» происходит от древнерусского слова «государь», что значит князь – правитель. Понятие государство означает политическую систему власти, которая устанавливается на конкретной территории.

Ранее, мыслители трактовали государство как «сосредоточение в одном месте совокупности нравственных и умственных интересов граждан». В частности, такое определение государству давал Аристотель. В свою очередь, Цицерон указывал, что государство, это не что иное, как союз людей, которые объединены не только общими началами права, но и общими началами пользы.

Рассматривая более современные определения, необходимо акцентировать внимание на определении, которое давал Л. Гумплович, указывая, что «государства является естественно возникающей организацией властвования, которая предназначена для охраны установленного порядка». В свою очередь, Георг Еллинек трактовал государство как «единство индивидов, которые наделены качеством юридического субъекта и выступают в качестве носителя прав» [7; с. 102].

Представляется вполне естественным, что государство является достаточно многоаспектным и сложным социальным образованием. Рассматривать его можно не только как социальное, но и как государственное явление. Стоит отметить, что в географическом плане, под государством принято понимать страну, которая занимает ту или иную территорию, намеленную ее гражданами. В свою очередь, в социальном смысле, государство стоит понимать, как организацию, формируемую людьми и осуществляющую определенную деятельность в области общественных отношений.

В качестве социальной организации, государство можно рассматривать в трех аспектах

  1. как порождение общества и его органическая власть;
  2. как орудие класса, клана или слоя населения;
  3. как самостоятельную организацию.

Анализируя государство через призму организации, созданной людьми, необходимо акцентировать внимание на его способности решать задачи населения, а также достигать общее благо. В указанном аспекте, государство необходимо рассматривать в качестве организации, призванной решать задачи общества. Очевидно, что государство, в рамках данного подхода, это не что иное, как способ самоорганизации общества и регулирования его процессов. Отметим, что такими государствами были древнегреческие государства, население которых самостоятельно решало основные вопросы жизни и деятельности государства на общих собраниях.

Понимание государства в качестве орудия, определенного слоя населения или клана, первоначально сформировалось в эпоху феодализма и зарождения капитализма. В рамках данного периода, власть в государстве принадлежала монарху, а также его окружению, совместно с богатыми феодалами и капиталистами. Государство такого типа выступало в качестве органа для подавления одного класса другим, тем самым, являясь непосредственным источником социальных конфликтов и противостояний.

И, наконец, третий подход к пониманию государства состоит том, что государство рассматривается как организация, созданная людьми для исполнения права и регулирования общественной жизни. Стоит отметить, что указанное понимание в полной мере соответствует современному, демократическому государству. В рамках такого государства, органы, имеющие власть, формируются и реализуют свою деятельность согласно действующему законодательству, предопределяющему их полномочия, а также права и обязанности по отношению к населению страны. Одновременно с этим, в рамках своих полномочий, органы государственной власти принимают определенные решения и несут за них ответственность в полном объеме.

Несмотря на тот факт, что данные подходы существенно отличаются друг от друга, приверженцы указанных точек зрения признают, что государство выступает в качестве социальной организации, создаваемой обществом и необходимым для регулирования протекающих в них процессов.

В настоящее время, в большинстве демократических стран, государство осуществляет регулирование взаимоотношений между социальными группами и слоями населения на основе законодательства, которое учитывает права и обязанности всех субъектов общественных отношений.

Определение государства в любой трактовке, всегда будет неполным, а, следовательно, абстрактным. Объясняется это тем, что определение государства не способно в нескольких словах или даже строках уместить все структурные и сущностные характеристики и свойства государства. Стоит отметить, что абстрактный характер данного определения не является его недостатком, а лишь выступает в качестве конкретного свойства данного определения.

Рассмотрим основные признаки государства.

Все признаки государства классифицируются на обязательные признаки и дополнительные. К обязательным признакам государства относятся [16; с. 89]:

- Наличие границ государства и внутреннего административно – территориального деления.

Ранее, в обществе, в котором государство отсутствовало принадлежность индивида, к какому – либо роду была обусловлена кровным родством. В тоже время, род не имел определенной территории и мог вести кочевой образ жизни. В современном обществе кровнородственный принцип утратил свое значение, а на смену ему пришел принцип территориальной организации.

- Наличие гражданства людей, которые населяют государство.

Каждое государство занимает определенную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, занимающее данную территорию, являются гражданами данного государства. Таким образом, появляются пространственные пределы государства, и возникает правовой институт гражданства.

- Наличие публичной власти, которая выделена от общества.

Публичная власть носит именно такое название потому, что, не совпадая с обществом, она представляет его интересы и действует от имени и в интересах народа. Государство также является публичной властью, не совпадающей с населением, но представляющей его интересы.

- Наличие налогов и сборов для содержания публичной власти.

Наличие налогов является обязательным структурным элементом любого государства, а их размер соизмерим интересам государства, а также интересам производителей различных материальных благ.

- Наличие государственного суверенитета.

Суверенитет государства означает, что все правила и законы на его территории государство устанавливает самостоятельно. В случае если суверенитет отсутствует, данная территориальная единица не может быть признана государством, а лишь колонией другого государства или его частью. Носителем суверенитета также может выступать народ, который осуществляет суверенную власть через главу государства или выборное представительство.

- Создание правовых норм (правил и норм поведения на территории определенного государства) [21; с. 70].

Государство самостоятельно устанавливает те нормы поведения, которые необходимы для соблюдения его населением. Помимо издания, государство осуществляет контроль над их исполнением и занимается правовым регулированием данного аспекта жизни внутри страны.

Дополнительные признаки государства.

К дополнительным признакам государства относятся:

- Наличие определенных символов.

К таким символам могут быть отнесены – флаг, герб, гимн государства, а также установление города, который выступает в качестве столицы государства. Несмотря на то, что данные символы бывают, изменчивы, их наличие позволяет более точно выразить намерения и мировоззрение государства, а также создать ему определенный образ.

Таким образом, государство является политико–территориальной и суверенной организацией, которая предназначена для управления обществом и обладающая властью принуждения, необходимой для соблюдения интересов государства и общества.

Рассматривая функции государства необходимо отметить, что вопрос относительно функций государства имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Обусловлено это тем, что указанный вопрос позволяет рассматривать государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, а со стороны его непосредственного функционирования. Таким образом, посредством анализа функций государства становится возможным определить характер деятельности государства, а также правильность выбора его приоритетов [1; с. 93].

Функции государства - это ключевые направления деятельности государства, в которых отражена сущность, а также социальное назначение государственного управления обществом. Классификация функций государства осуществляется по различным признакам. Например, по продолжительности действия, функции государства дифференцируют на временные функции и постоянные. Кроме того, принято выделять функции внешние и внутренние.

Так, внутренние функции государства - это ключевые направления деятельности государства, направленные на управление внутренней жизнью общества. Традиционно, внутренние функции дифференцируются следующим образом:

  1. экономические функции;
  2. социальные функции;
  3. функции по финансовому контролю;
  4. функции по охране правопорядка;
  5. экологические функции.

В свою очередь, внешние функции государства - это ключевые направления деятельности государства на международной арене. К внешним функциям государства относятся:

  1. Оборона страны;
  2. Сотрудничество с другими государствами.

Приходим к выводу, что под государством необходимо понимать особую организацию публично-политической власти, которая имеет специализированный аппарат государственных служащих, необходимых для управления государством. Государство обладает территорией, суверенитетом, имеет право взимать налоговые платежи, имеет национальную валюту и символику.

1.2 Общие характеристики теорий происхождения государства

На протяжении достаточно длительного времени, люди живут в рамках государственно-правовой действительности. Это находит свое проявление в том, что все они являются гражданами или подданными того или иного государства, подчинены основам государственной власти, а также соотносят свои действия с правовыми требованиями и предписаниями [5; с. 96].

Представляется вполне естественным, что со времен глубокой древности, люди стали размышлять над причинами и возникновениями государства. Было создано множество различных теорий, которые по-разному отвечали на вопросы, которые занимали людей в данном аспекте. Широкий спектр данных теорий предопределен тем, что в рамках развития общества существовали различные социальные и исторические условия, в которых жили и творили их авторы, а также разнообразные философские и идеологические позиции, которых они придерживались.

В настоящее время, широкую известность получили такие теории происхождения государства, как теологическая теория, патриархальная, договорная, а также теория насилия, классовая теория, психологическая теория и органическая теория, соответственно.

Так, согласно органической теории, государство является живым биологическим организмом. Подобно тому, как организмы выживают в процессе естественного отбора, в аналогичном процессе выживают наиболее приспособленные социальные образования, создающие впоследствии, целые государства.

Теория насилия, характеризуя захватнические войны в историческом плане, указывала, что они становятся возможными лишь после того, как общество экономически оказывается в состоянии обеспечить содержание государственного аппарата и, прежде всего армии. Теория насилия имеет своей целью и предназначается не для объяснения причин и условий возникновения государства и права в прошлом, а для их обоснования в настоящем. Не случайно, что теория насилия была воспринята нацистской Германией в качестве официальной государственно-правовой идеологии. Теологическая теория не является научной, поскольку заведомо опирается не на знания в их обычном понимании, а на веру в бога. Впоследствии эти воззрения были переработаны в теологическую доктрину. Основной смысл её состоял в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской властью [11; с. 266].

Ряд авторов выделяет договорную теорию - как теорию происхождения государства, а теорию естественного права рассматривает с позиций происхождения права. Рассматриваемая теория как договорная, основанная на естественных правах человека (право на жизнь, свободу) и позитивного (или положительного) (законы, прецеденты). С принятием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. влияние естественно-правовых учений пошло на убыль.

Представителями психологической теории, возникшей также в XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий и другие. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, а также осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений. Классовая теория возникновения государства была сформулирована К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. Лениным. Основой происхождения государства и права признается экономический фактор. Другие факторы носят несущественный характер. Государство возникает на определенной ступени развития производительных сил, характеризуемой расколом первобытного общества на классы с противоположными экономическими интересами. Эти интересы носят антагонистический, то есть непримиримый характер. Функции государства - специальными средствами управления, прежде всего насилия, сдерживать противоборство классов, защищая интересы экономически господствующего класса.

Согласно представителям патриархальной теории, государственная власть является продолжением отцовской власти. Как власть главы семейства проявляется и власть монарха. Однако в настоящее время достоверных свидетельств, происхождения государства по данной модели не существует.

1.3 Общие закономерности возникновения государства

Процесс формирования государства – это переход общества от первобытной стадии к цивилизации. Формирование государства является достаточно длительным периодом. Рассмотрим основные закономерности возникновения и дальнейшего развития государства.

Дородовой и родовой строй.

Основные закономерности возникновения государства и права выведены историками в определенные стадии, в рамках который развивалось государство и общество. Так, в каменном веке, широкое распространение получили охота, рыболовство, собирательство, а также совместная собственность. Около 40 тысяч лет до нашей эры, зарождается родовой строй. В рамках данного этапа, люди получают умение добывать огонь, а также изобретать орудия труда. Планомерно формируется человеческая речь. За 5-6 тысяч лет до нашей эры, общество переходит от собирательства и охоты к основным видам ремесла и земледелию. С указанного времени, зарождаются общие закономерности развития, возникновения и функционирования государства.

Взаимная зависимость людей.

Постепенно, разделение труда прослеживается наиболее отчетливо. В качестве обособленной формы общественной деятельности, планомерно выделяется скотоводство. В свою очередь, ремесло отделяется от земледелия. Немногим позднее появляются первые купцы, под которыми понимали людей, которые активно занимались обменом. В рамках данной стадии, существенно усиливаются зависимости индивидов друг от друга. Как следствие, формируется первобытная община. В рамках данной общины, род выступает в качестве коллектива родственников, которые имеют единого предка и ведут совместное хозяйство [8; с. 117].

Матриархат.

В период развития родовой общины, основная роль по праву отводилась женщинам. Данное положение было обусловлено тем, что именно женщина занималась собирательством, изготовлением одежды, утвари, присматривала за детьми. Впервые, женщин начинают расценивать как хранительниц домашнего очага. В свою очередь, мужчины занимаются преимущественно охотой. Ключевая причина установления матриархата состоит в том, что установить отцовство детей было весьма затруднительно. Как следствие, наследование шло исключительно по материнской линии.

Разложение первобытного уклада.

Выявляя общие закономерности возникновения и развития государства, необходимо акцентировать внимание на том, что в рамках данного явления имели место определенные изменения в социальном строе древнего общества. Указанные изменения, во многом предопределили следующие этапы формирования цивилизации. Так, с развитием скотоводства и земледелия, роль мужчины начинает существенно возрастать. Как следствие, наблюдается разложение первобытной общины. Отметим, что разложение первобытной общины сопровождалось появлением прибавочного продукта, накоплением, а также разделением собственности, первым имущественным расслоением. Возникают потребности в рабочей силе для обработки земли и полей. Это предопределяет изменений целей военных действий. В частности, сражения ведутся не только для защиты, но и для грабежа. Реализуя набеги на чужие территории, захватчики формировали отряды пленных, которые позже превращались в рабов.

В древности, власть, как правило, находилась у взрослого собрания мужчин. На данных собраниях решались вопросы, которые непосредственно связаны с наказаниями соплеменников за различные проступки. Кроме того, обсуждались вопросы по вопросам распределения добычи и управления. Племенные вожди, на собраниях наделялись определенными административными полномочиями. Одновременно с этим, власть людей, которые находились в главе рола, а также военачальников, была основана на авторитете и уважении к ним со стороны общества. Племенем управлял совет старейшин. Одновременно с этим, особыми преимуществами вожди не обладали. Так, они наравне с иными жителями племени осуществляли трудовую деятельность и распределяли полученную добычу. Стоит отметить, что права и обязанности членов рода также не отличались от иных участников племени. На данном этапе, взаимопомощь, сотрудничество и единство всех жителей племени, позволяло им решать многие вопросы без конфликтов [20; с.72].

Распад кровнородственных связей.

Причины, а также общие закономерности возникновения государства, указывают на планомерное осознание людьми важности эффективного руководства. Планомерно, функции власти начинают разделяться. В частности, формируются такие направления, как военное руководство, общее управление, а также религиозная деятельность. Начинает формироваться племенная бюрократия. Как правило, она была необходима для удовлетворения совместного и собственного интереса. Общие закономерности и причины возникновения государства, в указанный период, активно исследовал Л. Морган. Ученый отмечал, что племенной бюрократизм порождает режим военной демократии. В свою очередь, в обществе складывается достаточно сильная власть вождей. Одновременно с этим, по-прежнему присутствуют элементы коллективизма.

Необходимость в публичной власти.

В определенный момент времени, человечество приходит к пониманию того, что объективной необходимостью для них является формирование такой организации, которая будет способна сохранить, а также обеспечить жизнь социума как единого организма. Таким образом, начинает формироваться публичная власть. Публичная власть располагается на верхней ступени и включает в себя особые группы людей, которые занимаются только управлением и способны применять организационные меры принуждения на практике. Государства подобного типа широко распространяются в Южной Азии и Северной Америке. В частности, в Китае, Индии, Вавилоне и других. Очевидно, что закономерности и причины возникновения государства, были основаны на необходимости совершенствовать управление. В свою очередь, это было предопределено усложнением жизни общества на фоне разделения труда, распределением ценностей и иных факторов. Объективной необходимостью становится поддержание порядка в племени. Так порядок мог в полной мере обеспечить социальную устойчивость, которая была возможной с введением обязательных норм. Кроме того, предпосылки и закономерности возникновения государства также были связаны с необходимостью подавлять недовольство отдельных слоев населения и обеспечивать защиту территорий. На фоне расслоения племени на отдельные классы, проявлялось определенное сопротивление. Как уже отмечалось ранее, войны начинают организовывать не только для защиты, но и для захвата. Таким образом, общие закономерности развития государства, непосредственно связаны с появлением несколько иных целей жизни общества. Для того чтобы в полной мере удовлетворить растущие потребности общества, объективной необходимостью было формирование эффективной и надежной системы управления [19; с. 385].

Также стоит отметить, что даже на данном этапе, имели место замкнутые поселения. В них сохранялись остатки прежнего родового строя, которые сдерживали формирование государства. В них по-прежнему сохранялась коллективная собственность, а доля частных владений характеризуется как незначительная. В качестве коллективной собственности рассматривают общинную и государственную собственность. Планомерно, в ней происходят определенные изменения. Например, царско-храмовая собственность переходит к государству. Публичная власть стала наделять жрецов, слуг, правителей материальными ценностями.

Имущественное, а также социальное расслоение, активно способствовало выдвижению изолированных групп. Выделяются аристократия, военачальники, жрицы. Данные группы представляют собой, так называемый господствующий класс. В свою очередь, ремесленники и крестьяне считаются свободными общинниками. Также выделяли рабов и иных зависимых лиц. Основной формой правления была деспотия, а в ранних государствах наблюдается неограниченная власть монарха.

Развитие торговли и промышленности, позволило за достаточно короткий период сформироваться новому классу населения – капиталистам. Наиболее активный рост капитала имел место в Европе после открытия Америки (1492 г.). Постоянный товарообмен, непрерывный поток драгоценных металлов позволили сосредоточить большое количество свободных денежных средств, в руках узкого круга людей, значение сельского хозяйства постепенно падало, вернее сказать, люди переставали зависеть от земли так, как это было во времена феодализма. А, следовательно, значение класса феодалов постепенно терялось. Главную роль играли уже не земельные участки, а финансовые средства, сосредоточенные в руках небольшого числа предприимчивых людей.

Падали экономические показатели помещичьего класса, и развивалась сила нового класса – представителей капитала. Теперь экономику государства составляла собственность капиталистов. И назначение государства менялось, в том смысле, что класс буржуазии подчинил себе всех остальных. Перестройка общества происходила таким образом, чтобы все граждане стали как бы равными, что отпало прежнее деление на рабовладельцев и рабов, чтобы все считались равными перед законом, не зависимо от того, кто каким капиталом владеет. Закон одинаково охраняет всех, охраняет собственность, у кого она есть, от покушений со стороны той массы, которая, не имея собственности, не имея ничего, кроме своих рук, постепенно нищает, разоряется и превращается в пролетариев. Таково капиталистическое общество.

Провозглашенная свобода капиталистического общества это свобода не для всех, а для тех, кто имеет собственность, которую необходимо охранять. Свобода капиталистического общества неполноценна. Это общество, которое выступило против крепостничества, против самого крепостного права с лозунгом свободы, свободы всенародной, говорит, что оно выражает волю всего народа, отрицает, что оно классовое государство.

Суть общества здесь не меняется, ведь собственность буржуазии мало, чем отличается от собственности феодалов. Как писали классики марксизма, любая собственность делает какой либо класс людей зависимым от другого класса. Капиталистическое общество не исключение из этого правила. Борясь против крепостного права, оно объявило собственность свободной и особенно гордилось тем, что будто государство перестало быть классовым.

Этот тип государства оказался самым жизнестойким, способным адаптироваться к изменяющимся условиям. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равенство и братство» [12; с.91].

Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В этом государстве все граждане равны перед законом, но сохраняется экономическое неравенство. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов — буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения.

Буржуазное государство проходит в своем развитии ряд этапов.

Первый этап можно назвать периодом становления и развития капиталистического государства. В экономическом плане это период свободной конкуренции большого числа собственников. Государство здесь не вмешивается в экономику. Экономическую жизнь определяют стихийный рынок и конкуренция. Для - выявления общеклассовых интересов и воли развивающейся буржуазии необходим был новый, более современный механизм. Таким механизмом стали буржуазная демократия, парламентаризм, законность. Государство обеспечивало благоприятные условия для развития капиталистических общественных отношений. Классовая борьба еще не достигла особой остроты.

Второй этап развития буржуазного государства совпал с периодом монополистического капитализма. Его можно назвать этапом начала и углубления кризиса буржуазной государственности (конец XIX в.— первая половина XX в.). В экономике на данном этапе происходят большие изменения. Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкуренции объединяются, монополизируются различные виды производства и распределения, возникают мощные объединения — тресты, синдикаты, корпорации и т. п.; усиливается эксплуатация рабочего класса, платежеспособный спрос населения отстает от производства товаров.

Следствием этого стали периодические кризисы и депрессии, сопровождавшиеся банкротством предприятий, ростом безработицы, обострением классовой борьбы. Монополизация и концентрация капитала привели к объединению рабочего класса, который стал носителем революционных марксистских идей. Парижская Коммуна 1871 г. - исторически первая попытка рабочего класса завоевать революционным путем государственную власть и использовать ее в своих интересах.

На рубеже XIX и XX столетий буржуазное государство все более превращается в политический институт крупной монополистической буржуазии, которая начинает отказываться от демократии и законности. В ряде стран это приводит к возникновению реакционных политических режимов (фашистские режимы в Германии и Италии). Во внутренней деятельности буржуазных государств усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением. Во внешней деятельности — функция ведения войн за захват чужих территорий и рынки сбыта.

Все это сопровождается ростом военно-бюрократического государственного аппарата. Первые десятилетия XX в.— это годы первой мировой войны, пролетарские революции, распад колониальной системы, тяжелые экономические кризисы и депрессии. Перед буржуазным обществом и государством неотвратимо встала жесткая альтернатива — или саморазрушение под натиском острых противоречий, или реформы и преобразования. Они выбрали второй путь.

В 30-е гг. нашего столетия буржуазное государство вступило в третий (современный) этап своего развития, который, по всей вероятности, является переходным к более высокому типу государства. Начало ему положил «Новый курс» президента США Ф. Рузвельта, но более масштабные изменения, совпавшие с развернувшейся научно-технической революцией, происходили после второй мировой войны [4; с. 422].

В рамках данного этапа, кардинальным образом меняется экономическая основа государства. Так, частная собственность уже не является доминирующей формой собственности. Кроме того, до 30 и более процентов экономического потенциала, деформируется в государственную собственность. Также развивается собственность акционеров, формируется корпоративная собственность. Говоря иначе, экономика государства становится смешанной. Многообразие видов и форм собственности придает экономике больший динамизм, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Не меньшие изменения происходят и в социально-классовой структуре общества. Многие рабочие становятся держателями акций и. вместе с другими слоями общества (научно-технической интеллигенцией и др.) образуют «средний» класс — основной стабилизатор общественных отношений.

Несмотря на то, что государство все еще сохраняет буржуазно-классовые черты, оно делается более демократичным и социальным. Многие его основные функции вытекают из потребностей всего общества - экономическая, социальная. Оно активно вмешивается в экономику путем гибкого планирования, размещения государственных заказов, кредитования и т. п. Изменения, происходящие в развитых капиталистических странах, нашли свое отражение в различных теориях.

Глава 2. Основные теории происхождения государства

2.1 Теологическая теория

Теологическая теория происхождения государства и права не является научной теорией, так как в ее основу заложены не базовые знания, а вера в бога. Данную теорию нельзя доказать или опровергнуть без окончательного решения о существовании бога.

Ранние религиозно – мифические представления о происхождении государства весьма разнообразны. Данное многообразие в значительной степени обусловлено специфичными историческими условиями возникновения и существования религий ранних государственных образований. Позднее, данные воззрения многократно перерабатывались в соответствии с течениями христианства в определенную теологическую доктрину, ввиду чего выделись доктрины мусульманства, иудаизма, буддизма и многих других.

Учение Фомы Аквинского в теологической теории рассматривается аналогично сотворения мира богом. Религия, согласно учениям Ф. Аквинского обосновывает возникновение и существование государства от Бога. В свою очередь, государство призвано защищать религию. Освящение государственно власти божественным ореолом придавало данной власти безусловный авторитет и обеспечивало неограниченную власть монарха [13; с. 34].

Также представителем теологической теории являлся Платон, потомок Солона, который создал школу в пригороде Афин. В данной школе указывалось, что в качестве источника происхождения государства выступает божество. Также, сторонником данной теории можно назвать Аристотеля, который считал, что одновременно с законами, которые изданы людьми, существует закон божий. Основу данных законов составляет божественный порядок, который заложен в основе мироздания. Также мыслители указывали, что наряду с промыслом божьим, созданию государства активно способствовали развивающаяся алчность, жажда денег и наживы.

В эпоху средневековья теологическая теория достигла своего апогея и именовалась также теорией « двух мечей». Смысл данной теории заключался в верховенстве церковной власти над светской властью, так как, по мнению представителей теории, государство создано по воле бога.

2.2 Патриархальная теория

Патриархальная теория основана на теории теологии. В период античности, Аристотель и Платон выдвинули идею, согласно которой, человеческое общество было патриархальным изначально. Более подробно данную точку зрения развивал Аристотель, который утверждал, что государство есть не только продукт развития, но и высшая форма развития человечества.

В XVII веке на данных началах объяснялось зарождение абсолютизма в Англии, которое обосновывал в своих трудах известный социолог Р. Фильмер. Наиболее известными трудами данного исследователя выступают такие произведения как «Патриархия или защита естественного права королей», «патриарх» и другие [2; с. 108].

К патриархальной теории прибегали и средневековые феодалы, которые именно данной теорией обосновывали неограниченную власть монарха.

Позднее, анализируемая теория нашла свое отражение в трудах одного теоретика нашей страны – социолога Н. К. Михайловского, а также историка из Англии Г. Мэна.

По мнению представителей патриархальной теории, государственная власть это прямое продолжение отцовской власти. Власть государя – это патриархальная власть главы семейства. В средневековье, именно данная теория оправдывала абсолютную власть монарха, который, как и глава семейства, не выбирается.

Стоит отметить, что на сегодняшний день не существует ни одного достоверного свидетельства о данном способе возникновения государства и права. Более того, считается, что патриархальная семья возникает в процессе разложения первобытного строя и государства соответственно.

2.3 Договорная и естественно – правовая теории

Указанная теория характеризуется наличием достаточно большого количества аспектов и противоречий, которые проявлялись в различные этапы исторического развития общества. Данные теории соединили в себе различные точки зрения известных мыслителей всех времен, несмотря на то, что они придерживались различных позиций относительно политико – правовых предпосылок возникновения государства и права.

Некоторые авторы выделяли договорную теорию в качестве теории происхождения государства, а естественно – правовую торию – как теорию происхождения права.

Рассматриваемая теория как договорная, основанная на естественных правах человека, базируется примерно на следующих общих положениях:

Возникновению государства предшествует естественное состояние людей [10; с. 76].

Государство возникло и основано на общественном договоре лиц, уставших от борьбы с природой и друг с другом. Государство и право представляются продуктом разума и воли (людей и Бога). Решив выйти из «естественного» (догосударственного) состояния, люди объединились в государство на определенных условиях, и они добровольно передают государству часть своих врожденных (естественных) прав и свобод. А государство обеспечивает охрану частной собственности и личной безопасности, лиц, заключивших договор.

В результате создания государства в обществе образуются две системы права: естественного и позитивного (или положительного). Первая - естественное право (на жизнь, свободу, социальное равенство, собственность и другое), воплощающее в себе безусловный разум и вечную справедливость, словом то, что присуще человеку от рождения и заложено в самой его сущности. Вторая - позитивное благоприобретенное право, исходит от государства (законы, одобряемые им обычаи, прецеденты). Первичным является право естественное - вечное и неизменное для всех времён и народов. Подчинёнными ему выступают нормы (правила поведения), устанавливаемые и изменяемые (отменяемые) государством.

Позитивное право - это существующее, действующее в данный момент право. Естественное право, исходящее от «всеобщего разума», стало как пожелания и рекомендации того, каким должно быть в идеале реальное, то есть положительное право.

Вершины своего развития договорная и естественно-правовая теории достигают, когда становятся теоретической основой идеологии антифеодальных буржуазных революций XVII-XVIII веков. В это время и формируется школа естественного права, оказавшая большое влияние на развитие буржуазного национального права и международного права: Г. Гроций и Б. Спиноза в Голландии; Т. Гоббс и Д. Локк в Англии; во Франции - Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, Д. Дидро, Ш. Монтескье; в России - П.И. Пестель, а также А.Н. Радищев (1749-1802). А. Н. Радищев полагал, что государство возникает как следствие молчаливого договора членов общества в целях совместной защиты от произвола сильных [3; с. 220].

Следовательно, только с конца XIX века и вплоть до настоящего времени наблюдается период так называемого возрожденного естественного права. Но некоторые авторы полагают, что наибольшее распространение современные теории естественного права имели в середине прошлого столетия. С принятием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. влияние естественно-правовых учений пошло на убыль. Политики и юристы, аргументируя свои позиции по правам человека, предпочитают ссылаться на международные пакты как на нормативные документы. Во многих странах снижается интерес к теориям естественных прав личности.

2.4 Теория насилия

В XIX веке на Западе широкое распространение получила теория насилия. Представителями данной теории выступали немецкий экономист и философ Е. Дюринг, австрийский социолог Л. Гумплович, а также известный теоретик и исследователь К. Каутский.

Истоки данной теории можно увидеть в сочинениях софистов Древней Греции, а в качестве подтверждения целесообразно рассматривать войны в Древнем Риме и в Древней Спарте.

Социолог из Австрии Л. Гумплович внес значительный вклад в формирование окончательных положений рассматриваемой теории. В своих сочинениях он делал упор на эволюционную теорию Спенсера, а также разделял позиции социального дарвинизма. Стоит отметить, что биологический подход к социальной эволюции находился в сочетании с психологизацией жизни общества. Фундаментальным трудом Л. Гумпловича можно назвать «Общее учение о государстве», в котором социолог писал, что история не предъявляет примеров, согласно которым государство возникло не путем насилия, а в какой – либо иной форме [18; с. 105].

В конечном счете, теория насилия сводится к следующим выводам:

- Государство возникает посредством «естественного отбора», вследствие завоевания сильными племенами более слабых племен, победившее племя образует правящий класс. Побежденный класс становится представителями класса побежденных и служащих. Ввиду подчинения одного народа другому образуется государство.

- Ввиду того, что в буржуазном обществе рабочий заключает договор с капиталистом на добровольной основе, буржуазное государство не принуждает трудящихся и рабочих продавать рабочую силу, следовательно, такое государство можно считать свободным и демократическим.

Анализируя теорию насилия, многие исследователи приходили к выводу, что цель данной теории заключается для обоснования причин и условий создания государства. Стоит отметить, что нацистская Германия приняла данную теорию в качестве основной государственно – правовой идеологии.

Следовательно, изучая захватнические войны, стоит учитывать, что они возможны после того, как общество способно обеспечить государственный аппарат в экономическом плане.

2.5. Классовая теория

Создателями данной теории, по праву признают Ф. Энгельса, К. Маркса и В. Ленина. Согласно данной теории, в качестве основы происхождения государства и права выступает экономический фактор. Как следствие, иные факторы существенного значения не имеют. Традиционно, государство возникает на той или иной ступени развития производительных сил, которая характеризуется расколом первобытного общества на такие классы, которые преследуют прямо противоположные экономические интересы. Как следствие, функции государства будут состоять в применении специальных средств управления, в том числе, насилия, посредством которых будет сдерживаться противостояние классов, а интересы господствующего класса будут защищаться [17; с. 48].

В рамках данной теории, под классом понимали группу людей, которая объединена общими экономическими интересами, предопределенными одинаковым отношением к производственным средствам. Отношения классов к производственным средствам, а также их роль в общественном производстве, доля получения общественного богатства и способы – регламентируются действующим законом. Так как между классами имеют место определенные противоречия, социальное партнерство между ними не представляется возможным.

Имущественное, а также социальное расслоение, предопределяют такие явления, как социальные конфликты и классовая борьба. Родоплеменная организация, которая рассчитана на монолитное единство людей, не в силах предохранить общество от распада. Потребность в создании принципиально новой системы социальных норм и порождает государство и право.

По словам В.И. Ленина, государство может возникнуть только там, где не могут быть примирены классовые противоречия. Следовательно, государство является продуктом, а также проявлением непримиримости классовых противоречий, которые не могут быть примирены с объективной точки зрения.

Приходим к выводу, что по В.И. Ленину, государство является машиной, неким аппаратом для подавления одним классом другого класса. Следовательно, право – это возведенная в закон воля того класса, который характеризуется как господствующий класс. Право имеет государственный характер в связи с тем, что правотворчество является исключительной прерогативой государства. Таким образом, право это не что иное, как инструмент для называния обществу интересов господствующего класса.

Классовая теория определяла государство и право в качестве исторически преходящих, временных явлений, которые были непосредственно связаны с существованием классовых различий. Известно, что в будущем они исчезнут, а им на смену придет бесклассовое общество [9; с. 144].

2.6 Психологическая теория

Суть теории состоит в утверждении, что у человека существует психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также чувство коллективного взаимодействия. Её сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство как-раз-таки есть следствие реализации этих психологических закономерностей развития человека. Психика человека, его импульсы и эмоции играют главную роль не только в приспособлении человека к изменяющимся условиям, но и в образовании государства и права.

Ему вторит Е.Н. Трубецкой, который указывает, что «между частями биологического организма существует связь физическая; напротив того, что между людьми - частями социального организма - связь психическая». Солидарность, таким образом, - основная черта человека. Однако люди не равны по своим психологическим качествам. Так же как по физической силе различают слабых людей и сильных, также различными являются и качества психологические. Одни люди склонны подчинять свои поступки авторитету. Им свойственна потребность подражать. Сознание зависимости от элиты первобытного общества, осознание справедливости определенных вариантов действий и отношений и прочее вносит в их душу успокоение и дает состояние стабильности, уверенности в их поведении. Другие люди, напротив, отличаются желанием повелевать и подчинять своей воле других. Именно они становятся лидерами в обществе, а затем и представителями публичной власти, служащими государственного аппарата [15; с. 67].

Возникновение психологической теории происхождения государства было в определенной степени большим прорывом в юридической науке. Это стало возможным лишь в конце XIX в., когда стала формироваться психология как самостоятельная отрасль знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос, когда в ней возобладали экспериментальные методы исследований и начали складываться крупные школы, расходившиеся в трактовке психики. Воспринятые социологами и юристами идеи этих школ и положили начало формированию новых направлений в юридической науке.

Было справедливо замечено, что психика человека существенно отличается от психики животных. Человеку свойственна куда более развитая психика. В ней присутствует чувство солидарности, чувство коллективизма. Заслугой сторонников данной теории является указание на то, что в процессе образования государства большую роль играют психологические факторы. Тем самым они постарались сделать шаг в сторону от экономического детерминизма, безраздельно овладевшего умами многих. Верно и то, что различные интересы людей (экономические, политические, культурные, бытовые и пр.) реализуются только через психику. Все действия человека проходят через его психику на уровне условных и безусловных рефлексов.

2.7 Органическая теория

Дарвинизм, материалистическая теория, эволюции органического мира, который появился в XIX веке, породил попытки осуществить перенос биологических закономерностей на социальные процессы. Под биологическими процессами, в данном случае, понимается естественный отбор, биологическая эволюция, борьба за выживание и подобные процессы. В науке социологии данное направление получило название социального дарвинизма.

Ключевое место в данном направлении занимает органическая теория происхождения государства и права, которая, берет свое начало из аналогии общества с развивающимся биологическим организмом. Истоки данной теории находятся в сочинениях мыслителей древней Греции, в частности Платона, который сравнивал государство и живой организм, а государственные законы с процессами, происходящими в психике человека [14; с.27].

Представителями органической теории происхождения государства и права являлись английский социолог и философ Г. Спенсер, Прейс, Вормс и многие другие. Согласно точке зрения представителей данной теории, государство является произведением природы, а образуется оно в ходе эволюции человека и аналогично человеческому организму. Государственная власть, согласно положениям рассматриваемой теории, проявляется в господстве организма над его отдельными частями. Согласно данной теории, государство – это организм, отношениями между структурными частями которого, полностью аналогичны отношениям между частями какого – либо живого существа. Следовательно, государство выступает в качестве продукта социальной эволюции, являющееся одной из разновидностей биологической эволюции. Являясь одной из разновидностей биологического организма, государство имеет правителей и поданных соответственно.

Исходя из вышеизложенного, проведем аналогию, которая указывает, что если среди биологических организмов выживают наиболее приспособленные, то в социальных организмах, в результате войн и политической борьбы, складываются определенные государства и формируются целые правительства.

Однако, механическое распространение закономерностей, присутствующих в биологической эволюции, недопустимо, так как юридическая наука вполне обоснованно доказывает не совпадение биологических и социальных процессов.

2.8 Ирригационная теория

Ирригационную теорию по-другому также называют концепцией о гидравлическом происхождении и развитии государственности в странах Древнего Востока. Ее появление связывают с именем немецкого ученого К.А. Витфогеля. Его работа, которая носит название «Восточный деспотизм» связывает возникновение государства с необходимостью строительства огромных ирригационных сооружений в аграрных областях востока [6; с. 219].

В соответствии с данной концепцией, определенная необходимость и приводит в конечном итоге к возникновению класса, порабощающего общество.

В действительности, процесс создания и поддержания огромных ирригационных систем осуществлялся в регионах первичных государств: Индии, Египте, Китае и других крупных городах. Стоит отметить, что данные регионы были весьма неблагоприятны для ведения сельского хозяйства, что обуславливало необходимость проведения централизованной политики, согласно которой, государство выступает в роли собственника и эксплуататора одновременно.

В данной ситуации, государство не только подчиняло, но и распределяло и учитывало. Данные факторы олицетворяли государство как крайне деспотичную форму общественного устройства. Следовательно, климатические и территориальные условия можно считать одним из важных условия становления и развития государственности. Более того, становится очевидной связь данных процессов с формированием класса чиновничества, которые достигали работоспособность ирригационных систем посредством эксплуатации других граждан.

В целом же, целесообразно согласиться с наблюдениями о том, что на сегодняшний день со времен появления государства не существует «чисто классовых» или «чисто человеческих» государственно – правовых институтов. Определяя понятия и закономерности происхождения государства, стоит учитывать классовые и внеклассовые признаки и характерные черты.

Таким образом, в процессе разложения родового общества на антагонистические слои бедных и богатых людей, необходимость в государстве неизбежна, так как именно она способна предотвратить столкновение двух, диаметрально противоположных слоев общества.

Заключение

Подводя итог, приходим к следующим выводам:

1. Государство - это политико-территориальная, суверенная организация, предназначенная для управления обществом и обладающая аппаратом принуждения, обеспечивающего по средствам норм права первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий - интересы всего народа.

2. Важное место занимает органическая теория происхождения государства, которая исходит из аналогии, что государства является живым биологическим организмом. Подобно тому, как организмы выживают в процессе естественного отбора, в аналогичном процессе выживают наиболее приспособленные социальные образования, создающие впоследствии, целые государства.

3. В XIX веке на Западе получила распространение теория насилия. Характеризуя захватнические войны в историческом плане, следует иметь в виду, что они становятся возможными лишь после того, как общество экономически оказывается в состоянии обеспечить содержание государственного аппарата и, прежде всего армии. Теория насилия имеет своей целью и предназначается не для объяснения причин и условий возникновения государства и права в прошлом, а для их обоснования в настоящем. Не случайно, что теория насилия была воспринята нацистской Германией в качестве официальной государственно-правовой идеологии.

4. Представителями психологической теории, возникшей также в XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий и другие. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, а также осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений.

5. Создателями данной теории, по праву признают Ф. Энгельса, К. Маркса и В. Ленина. Согласно данной теории, в качестве основы происхождения государства и права выступает экономический фактор. Как следствие, иные факторы существенного значения не имеют. Традиционно, государство возникает на той или иной ступени развития производительных сил, которая характеризуется расколом первобытного общества на такие классы, которые преследуют прямо противоположные экономические интересы. Как следствие, функции государства будут состоять в применении специальных средств управления, в том числе, насилия, посредством которых будет сдерживаться противостояние классов, а интересы господствующего класса будут защищаться.

6. Теологическая теория не является научной, поскольку заведомо опирается не на знания в их обычном понимании, а на веру в бога. Впоследствии эти воззрения были переработаны в теологическую доктрину. Основной смысл её состоял в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской властью.

7. Согласно представителям патриархальной теории, государственная власть является продолжением отцовской власти. Как власть главы семейства проявляется и власть монарха. Однако в настоящее время достоверных свидетельств, происхождения государства по данной модели не существует.

8. Ряд авторов выделяет договорную теорию - как теорию происхождения государства, а теорию естественного права рассматривает с позиций происхождения права. Рассматриваемая теория как договорная, основанная на естественных правах человека (право на жизнь, свободу) и позитивного (или положительного) (законы, прецеденты). С принятием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. влияние естественно-правовых учений пошло на убыль.

9. Ирригационную теорию связывают с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Таким образом, в ходе разложения родового общества на антагонистические слои в виде бедных и богатых, неизбежно возникновение потребности общества иметь силу (государство), способную умерять столкновения этих социальных слоев, чтобы не дать им возможности уничтожить друг друга в непрерывной борьбе.

Список использованной литературы

1. Афанасьев С.Ф., Правовая жизнь общества. Проблемы теории и практики, монография. – М.: Проспект, 2014 – 423 с.

2. Беляева О.М., Актуальные проблемы теории государства и права, практикум. – М.: Феникс, 2015 – 232 с.;

3. Бошно С.В., Теория государства и права, учебник. – М.: Юстиция, 2016 – 408 с.;

4. Венгеров А.Б., Теория государства и права, учебник, под ред. Шишкина В.В. – М.: Омега – Л., 2017 – 607 с.;

5. Воскобитова М.Р., Насонов С.А., Стандарты справедливого правосудия, под ред. Морщакова Т.Г. – М.: Мысль, 2017 – 584 с.;

6. Власенко Н.А. Теория государства и права, учебник. – М.: Проспект, 2011 - 416 с.

7. Габрелян Э.В., Актуальные проблемы теории государства и права, книга. – М.: Проспект, 2013 – 264 с.

8. Гавриков В.П., Теория государственно – правового регулирования, Монография. – М.: Проспект, 2014 – 321 с.

9. Дерябина Е.М., Марченко М.Н. Теория государства и права. Схемы с комментариями. – М.: Проспект, 2013 - 200 с.

10. Исаев И.А., История отечественного государства и права, учебник для бакалавров // под ред. Исаев И.А. – М.: Проспект, 2017-432с.;

11. Капустин М.Н. Теория права. Общая догматика. – М.: Проспект, 2011. - 390 с.

12. Кожевников В.В., Рыбаков В.А., Теория государства и права, учебник, под ред. Кожевников В.В. – М.: Проспект, 2017 – 464 с.;

13. Комкова Г.Н., Апарина О.Ю., Система защиты прав человека в Российской Федерации, учебник, под ред. Комкова Г.Н. – М.: Проспект, 2017 – 384 с.;

14. Крашенников П.В., Зарождение права, монография. – М.: Статут, 2016 – 288 с.;

15. Малахова В.П., Долгушиной С.В. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию: учебное пособие. – М.: Закон и право, 2012 - 127 с.

16. Марченко М.Н., Философия права, курс лекций в 2-ух томах. – М.: Проспект, 2015 – 324 с.

17. Матузов Н.И., Малько А.В., Теория государства и права, учебник // под ред. Шахова А.Г. – М.: Дело, 2016 – 528 с.;

18. Поляков А.В., Общая теория государства и права. Проблемы интерпретации в контексте. – М.: Проспект, 2015 – 535 с.

19. Радько Т. Н., Морозова Л.А., Теория государства и права, учебник для бакалавров. – М.: Проспект, 2017 – 568 с.;

20. Романенкова Е.Н. Теория государства и права. Конспект лекций, Проспект, 2013 - 96 с.

21. Скурданов А.С., Шафиров В.М., Усмотрение в процессе реализации прав, свобод и обязанностей граждан, монография. – М.: Проспект, 2017 – 160 с.;