Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теория права и государства

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Право, как социальный институт, возникает практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, как правильные и справедливые. Наиболее ценные из них были санкционированы государством. Как возникло право?  Этот вопрос интересен многим и тем более тем, кто выбрал юриспруденцию своей профессией - настоящей или будущей.  По мере развития общества и государства у людей, естественно менялось и представление о праве, появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений.

Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Без права невозможно существование современного цивилизованного общества, поэтому большое значение имеет изучение права, его функций и теорий возникновения. Человеческое общество, обусловленное совместной сознательной деятельностью людей, не может существовать и развиваться без социальных регуляторов поведения. На первых порах, пока еще индивид не выделял себя из первобытного стада, для выражения некой социальности достаточно было ряда запретов, тотемов, близких по своему происхождению к естественным требованиям поддержания самого рода человеческого, например, запрета кровосмесительного брака, который резко ухудшал здоровую наследственность.

Если признать тот факт, что возникновение права как сферы свободы, и зависит, конечно, от уровня культуры, духовности, моральных принципов человека и от той среды, в которой он жил и творил, от характера материальных отношений. Изучение процесса возникновения права позволяет глубже понять социальную природу, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. По мере развития позволяют четче определить все свойственные праву функции, то есть основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений.

Общественные отношения в государстве, как особая форма регулирования единой системы норм и правил, обязательной для всех членов общества, являются объектом исследования.

Предметом курсовой работы является правовая сторона определения права и его источники.

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия права, возникновение и его основные характеристики.

Задачи курсовой работы следующие:

- рассмотреть причины возникновения права;

- проанализировать развитие подходов к пониманию права;

- определить современное понимание права в российской науке;

- рассмотреть теории происхождения права, его генезис;

- выявить основные характеристики права в объективном свойстве и социальной ценности права. В работе использованы материалы таких авторов, как Исаев И.А., Черниловский З.М., Жидкова О.А., Крашенниковой Н.А. и другие. Курсовая работа состоит из трех глав, названия глав соответствуют о своем содержании.

1.Понятие права

1.1Возникновение права и его развитие

1. Взгляды на право, его возникновение и социальную роль менялись по мере развития самого общества. Вместе с тем, несмотря на неоднозначность учений о праве, большинство концепций о его сущности и предназначении содержат ряд общих положений:

  1. - право, как и государство, возникает на неопределённом этапе общественного развития и является достижением человеческой цивилизации и культуры;
  2. - право – эффективное средство регулирования и упорядочения общественных отношений;
  3. - выражает государственную волю, для целенаправленного и последовательного управления обществом;
  4. - право есть мера социального поведения, охраняемая принудительной силой государства..
  5. Таким образом, право это система общеобязательных, установленных, охраняемых государством правил поведения, предназначенных для регулирования и упорядочения общественных отношений.

Сегодня история политических и правовых учений относится к числу исторических дисциплин, и изучаются в высших учебных заведениях на юридических и факультетах права. Школьная программа также затрагивает наиболее важные аспекты становления той или иной политической системы, чтобы каждый человек уже со школьной скамьи умел проводить параллели между тем или иным учением и скоростью развития науки и техники.

Если затрагивать самые ранние теории древности, то начинать следует с древнего Востока, так как именно там по официальной истории произошло зарождение цивилизации. Главной чертой мировоззрения той эпохи являлась религиозная догма, согласно которой все необъяснимые вещи и понятия соотносились с божественным видением мира. Жизнь в то время была достаточно сложная, поскольку формой правления во всех государствах была тирания и деспотизм, со стороны правления. Исторические факты, политические и правовые учения доказали, что такой способ правления, в конце концов, сменился более лояльными режимами правлений при переходе от рабовладельческого строя к феодальному. Это произошло в результате постепенного развития сознания общества, так как люди становились более развитым и информированными. Но рассматривая феодальное общество, можно отметить несправедливость по отношению к основной части населения, которое продолжало оставаться в полной зависимости от воли правителей. Лишь с эпохой Возрождения начинаются изменения в развитии общества, которые позволяют постепенно отходить от средневекового религиозного фанатизма к научным открытиям в разных сферах деятельности.

На рубеже XVI-XVII веков начинают появляться первые университеты, которые постепенно формируют новое просвещенное общество. Прививают интерес людей к природе, физическим явлениям. Открываются новые материки и страны. Культуры разных народов начинают постепенно проникать друг в друга, формируя постепенно систему взаимодействия между всеми людьми на основе уважения прав и свобод каждого человека.

Эти исследования формируют основу общей правовой базы и многие приходят к правильному выводу о том, что ядром всех взаимоотношений, как между государствами, так и между отдельными людьми положен принцип уважения прав и свобод другого человека. История политических и правовых учений включает в себя труды таких великих деятелей, как Николо Макиавелли, Томас Манн, Гроций, Джон Локк, Томас Морр, Жан Жак Руссо и многие другие. В XX веке можно выделить наиболее значимую роль Мартина Лютера Кинга в борьбе за равноправие чернокожего населения в США. Великий индийский проповедник и общественный деятель Махатма Ганди в прошлом веке также стоял на пути гуманизма, оказав значительное влияние на всю мировую историю. Вторая мировая война показала, что, несмотря на все усилия общества начала ХХ века, практически весь цивилизованный мир был втянут в самую кровопролитную войну в истории человечества, в результате которой погибли сотни миллионов людей. Политические и правовые учения второй половины ХХ века отличаются в основном усилением гуманистических тенденций, а также усилением борьбы за права и свободы людей в разных странах. Однако, современная цивилизация находится в постоянном напряжении и различные военные конфликты лишний раз доказывают то, что все еще существует большое количество неразрешенных вопросов, на которые необходимо найти правильные ответы.

Естественно-правовая теория — идея естественного права возникла в Древней Греции и Древнем Риме (ее основатели Сократ, Аристотель, Цицерон, Ульпиан). Она исходит из существования двух систем права — естественного и позитивного.

Позитивное (положительное) право, это официально признанное в государстве право, выражается в законах и других правовых документах государственной власти, в санкционируемых ею обычаях.

Естественное право исходит из самой природы человека, его разума, принципов нравственности. Позитивное право, противоречащее требованиям естественного, должно быть заменено на позитивное, основывающееся на естественных законах. Нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не являются правом в юридическом смысле, а представляют собой мораль, правосознание, демократические устремления (ближайшую и необходимую предпосылку права). Важная роль в претворении идеалов естественного права принадлежит основанному на нем позитивному (собственно юридическому) праву.

Историческая школа права сложилась в первой трети XIX века в Германии (ее представители: Густав Гуго, Савиньи, Пухта. Она отрицала возможность существования единого для всех народов права, исходила из того, что у каждого народа есть свое, свойственное ему право, определенное исторически присущим ему народным духом. Право каждого народа, это выражение общего сознания, общего убеждения, как результат исторического процесса. Закон — это не единственный из источников права, формирование его сравнивалось с правилами игры, которые устанавливаются постепенно на основе сложившейся практики. На первом месте — обычай. Положительная роль привлекла внимание к необходимости изучения истории права, его источников, оказала влияние на развитие правовой мысли (на психологический и социологический подходы к пониманию права).

Психологическая теория права — вместе с нормами и идеями права и правоотношениями в понятие права включают и правосознание — начало XX века — Германия (Кнапп) и Франция (Тард), Россия / Польша (Петражицкий). Выделяют два права: позитивное - официально действует в государстве, выражается в законах, почти не доступно гражданам; интуитивное - встречается в психологии людей, с ним люди постоянно сталкиваются.

Единственный источник права — индивидуальное сознание.

Право — это переживания человека, который, с одной стороны, учитывает чью-либо обязанность совершить какие-либо действия, а с другой — чье-либо предопределенное обязанностью притязание на осуществление этих действий (воздержаний от них).

Среди различных психологических состояний первое место занимают эмоции: императивные (нравственные) и императивно-атрибутивные (правовые).

Императивная эмоция — это одностороннее переживание лицом обязанности совершить действие в отношении другого лица, но не сопровождается переживанием другой стороной права потребовать выполнения данной обязанности.

Императивно-атрибутивная — это двусторонняя эмоция, переживание одним лицом обязанности сопровождается с переживанием другой стороной права потребовать выполнения обязанности. Из императивно-атрибутивных эмоций складывается интуитивное, психическое право, которому принадлежит первое место в регулировании имущественных, семейных, наследственных отношений. Сколько людей, столько может быть и интуитивных прав.

Нормативистская (абстрактно-нормативная) теория права берет свое начало от «категорического императива» Канта как общеобязательного требования чистой воли, независимой от внешних явлений, вывела право из нравственности (т.е. выдвинула идею правового государства — самоограничение власти законом).

Начало XX века — главное место в теории — чистое учение о праве (Кельзен). Право — юридические нормы, рассматривались в отрыве от экономики, политики, социальной структуры общества1. Правовые нормы возникают и развиваются не из реальных общественных отношений, а из формального установления государством. Обязательность правовых норм следует из государственного авторитета. Фактическое отождествление государства и права.

Социологическая теория права это «школа свободного права» (Эрлих) — живое право народа, которое основано не на законе, а на свободном усмотрении судей: административные акты, судебные решения, приговоры, обычаи, правосознание судей, правоотношения и юридические нормы.

Право должно рассматриваться только в действии, в процессе применения. Нормотворчество — судьи. Под правом в данной теории понимается совокупность правовых отношений, которые возникают и существуют независимо от норм правил поведения. Также сложившийся в жизни социальный порядок, в конечном итоге это фактический образ деятельности правительств, судов. Хотя это и приближает понимание права к реальной жизни, но теоретически обосновывает административный и судебный произвол.

Марксистская теория права, это часть надстройки над экономическим базисом общества. Оно обусловлено материальными условиями жизни и оказывает на них обратное воздействие. Классовая сущность права (право — возведенная в закон воля господствующего класса). Механизм образования права — господствующие классы объединяют свою силу в виде государства и придают своей воле выражение в виде государственной воли. Тесная связь права с государством, формирует право и поддерживает его в процессе реализации. Методы его — принуждение, насилие, подавление.

Регулирование общественных отношений всегда являлось прерогативой государственных органов, формирующих систему права. Но многообразие жизни порой устанавливает иные нормы, исполнение которых обеспечивается не принуждением, а привычкой. Следовательно, важно знать понятие и признаки права, из каких норм оно складывается, чтобы отделить его от иных норм. Для этого рассмотрим подходы к его пониманию, а также важнейшие характеристики, представляемые учеными – правоведами. Использование понятия «права» осуществляется в нескольких значениях.

Первое и основное значение, это совокупность норм, которые регулируют отношения в государстве.

Второе значение – это когда субъект должен действовать определенным образом в строгом порядке, т.е. субъективное право.

Третье значение – это объединение определенных институтов, регулирующих крупную область общественных отношений.

Как видно, многообразие использования понятия «право» зависит от конкретного случая. Но «право» в общем юридическом смысле включает в себя более широкий спектр признаков, а именно:

- нормативность – это когда правило становится правом только в том случае, если оно регулирует общую область, а не конкретно взятую ситуацию одного индивида;

- формальность – для закрепления определенного правила поведения в качестве права необходима его письменная фиксация в той форме, которая предусмотрена для общеобязательных, установленных государством правил;

- системность – право представляет собой четко структурированную систему, в которой наличествуют как генеральные нормы, так и специализированные, являющиеся механизмами реализации общих норм; общий характер – означает, что право является обязательным к использованию для всех граждан страны;

- обязательность – проистекает из предыдущего признака и означает, что для обеспечения следованию праву государство может применять принуждение.

Суммируя представленные признаки, можно вывести, что право – это совокупность установленных в формальном порядке общеобязательных правил поведения, регулирующих общественные отношения и обеспеченных применением законного принуждения. Надо отметить, что и понятие права, и его признаки могут меняться в зависимости от страны. Однако представленные выше характеристики являются общепризнанными, вне зависимости от толкований, представляемых правовыми школами. Рассмотрим, что же собой представляют понятие и признаки права в отличии от тех норм, которыми оно наполнено.

Понятие и признаки нормы права.

В отличие от понятия «права» определение «нормы права» не терпит дуалистического подхода. Как правило, правоведы дают следующую дефиницию: норма права – это социальное правило поведения, исполнение которого стало общеобязательным согласно его закреплению государственными органами и исполнение которого обеспечивается механизмами правового принуждения. Как правило, норма права регламентирует модель поведения только в одном виде отношений, а формальность существует для того, чтобы норма права могла быть применена. Для этого необходимо совершить её письменное закрепление. Общеобязательность, это корпоративное правило, применяется тогда, когда норма права становится обязательной для исполнения всеми участниками правоотношения, которое она призвана регламентировать. Установление определенной модели поведения: а именно, норма права всегда устанавливает за собой либо право, либо обязанности, либо слияние двух первых факторов. Придание государственно-властного характера: в случае неисполнения нормы права, государство может применить законное принуждение для реализации действий, заложенных в норме. Данные пять характеристик влияют не только на норму.

Понятие и признаки права в основном складываются именно из того, каким образом реализуется каждая перечисленная черта. Кроме этого, понятие и признаки права, выделяются правоведами того или иного государства, и в значительной мере влияют на формирование всего государства в целом. Орган законодательной власти разрабатывает и принимает нормы права, которые в зависимости от своей сути направляются на развитие каждой области жизни страны по определенной стезе. А значит, четкое понимание определения права напрямую связано с построением правильного государственного режима, в чем и заключается ценность его для современного мирового уклада. Право отличается многоуровневой, иерархической структурой, как одним из наиболее выразительных показателей высокой степени его институционности. Эта сложная структура затрагивает, прежде всего, особенности права как нормативного образования, его специально-юридическое, технико-юридическое содержание. Право каждой страны, будучи единым по своей сущности, по своему социально-политическому содержанию, целостное нормативное образование. Оно характеризуется внутренней расчлененностью, дифференциацией на относительно автономные и в то же время связанные между собой нормативные предписания, институты, отрасли. А те в свою очередь образуют ассоциации, группы, объединения и, кроме того, могут проявляться во вторичных структурах.

Другими словами, вышеуказанная структура представлена определенным образом взаимосвязанными нормами. В свою очередь, нормы в комплексе формируют институты, составляющие правовые отрасли и под отрасли, единство которых и есть система права.

Правовой институт является совокупностью норм, которые обеспечивают регулирование какого-либо определенного типа однородных социальных отношений. Так, например, в трудовом праве существует институт по охране труда, а в гражданском праве – институт купли-продажи.

Правовой под отраслью называют комплекс родственных институтов (норм), принадлежащих к какой-либо правовой отрасли. Так, например, в «обязательственном праве» объединены нормы подряда, мены, поставки и прочего.

Отрасли права – наиболее крупные, центральные звенья структуры права. Они охватывают основные, качественные особые виды общественных отношений, которые по своему глубинному экономическому, социально-политическому содержанию требуют обособленного, юридически своеобразного регулирования. В соответствии с этим для отраслей права характерно то, что они обеспечивают специфические юридические режимы правового регулирования. Другими словами отраслью называется совокупность правовых норм и институтов, призванных регулировать однородную сферу социальных отношений, формирующих предмет регулирования права (конституционное, уголовное право и прочее).

Таким образом, формируется сложная иерархичная структура, характеризующаяся протекающими в ней внутренними процессами. Понятие системы права отражает не только составные элементы правового формирования. Определение показывает связь, а также зависимость компонентов друг от друга.

Виды правовых институтов:

- отраслевые, эти правовые институты характеризуются сравнительно небольшой общностью норм, автономность и специфика которой не распространяется за пределы одной отрасли. Например: в уголовно-про-цессуальном праве – институт обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего.

- межотраслевые, эти институты права формируются и существуют в пределах двух или более правовых отраслей.

В зависимости от правового характера институты бывают:

- Материальные. Эти институты права призваны регулировать действительно складывающиеся отношения между людьми в связи с распределением, производством, передачей, обменом материальных благ, реализацией участниками социальных отношений своих свобод и прав.

- Процессуальные. Данные правовые институты регламентируют только лишь организационные, процедурные вопросы, такие как расследование, порядок рассмотрения и разрешения конфликтов, споров и прочего.

В зависимости от правового характера выделяют функции:

- регулятивная функция, которая направлена на упорядочение общественных отношений, то есть, установление правил поведения людей. Эта функция опирается на способность права предписывать, устанавливать те или иные варианты поведения. В ней проявляется главное назначение права - упорядочивать общественные отношения.

- охранительная функция, которая направлена на защиту, охрану наиболее важных для жизни общества отношений. При этом право объявляет их неприкосновенными. А нежелательные, чуждые обществу отношения стремится вытеснить, ликвидировать. Данная функция имеет свою задачу: обеспечить выполнение требований законов, установить режим законности в обществе.

- восстановительная функция права заключается в том, что право обеспечивает равновесие тех прав и отношений, которые оказались нарушенными в результате нарушений правил поведения. Право предусматривает определённую систему мер, применение которых обеспечивает пресечение действий, нарушающих права граждан. Обеспечивает охрану и защиту общественных отношений. Право стремится решить эту задачу максимально быстро и с минимальной затратой средств. Быстрота и экономия средств в ходе такой защиты, усиливают социальную роль охранительной функции права.

- учредительные функции закрепляют статус субъекта при общественном взаимодействии. Помимо названных функций, право выполняет также воспитательную, идеологическую и информационную роль. Политическая функция права проявляется в обеспечении правом участия личности в делах общества, её возможности объединяться с другими в общественные организации и партии, лично или через выборных лиц влиять на содержание принимаемых государственными органами политических решений, гарантирует разные способы выражения отношения человека к деятельности государства.

- идеологическая функция состоит во внедрении в жизнь общества идей гуманизма, приоритета прав и свобод человека, идей демократизма.

- воспитательная функция права заключается в воздействии права на волю, сознание людей, воспитывая у них уважительное отношение к праву.

В зависимости от структуры: простые функции (не содержащие в себе внутренних формирований); сложные функции (включают в свой состав небольшие самостоятельные компоненты – субинституты).

Российская система права включает следующие отрасли:

Гражданская отрасль. В этой сфере проявляется регулирование имущественных отношений в обществе, а также не имущественных отношений, связанных с ними.

Административная отрасль. В этой сфере осуществляется регулирование социальных отношений, связанных с организационной, исполнительно-распорядительной деятельностью органов и должностных лиц в аппарате гос управления.

В отрасли осуществляется закрепление формы правления, прав и обязанностей, государственно-территориального устройства, порядка формирования, взаимоотношения и функций высших государственных органов власти.

В состав системы права входит также трудовое, уголовное, семейное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, финансовое право.

2.Теория происхождения права

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития права. Это вполне понятно. Так как на протяжении всей истории развития человечества, представители каждой из этих теорий ведут не утихающие споры, отражая свои взгляды и суждения на данный процесс. Каждая теория, воплощенная в трудах известных идеологов и философов, по-своему интересна и познавательна.

Возникновение права про исхо дит по д во здействием по  крайней мере трех факторов:

-социально -культурного ;

-социально -эконо мического 

-классово -по литического .

1.Чело веческо е о бщество , о бусло вленность совместной сознательной деятельно стью людей, не может существовать и развиваться как мир живо тных, лишь на о сно ве примитивных инстинкто в. Как правило, сообщество  людей требует особых, социальных регулято ро в по ведения. На первых по рах, по ка еще индивид не выделял себя из перво бытно го  стада, для выражения некой со циальности достато чно  было  ряда запрето в, то темо в, близких по  сво ему про исхо ждению к естественным требо ваниям по ддержания само го  ро да чело веческо го , например запрета кро во смесительно го  брака, который резко  ухудшал здо ро вую наследственность.

В дальнейшем, по  мере роста со знания и усло жнения со вместно й деятельно сти, со циальных связей, фо рмиро вания лично сти, стало  во змо жным и нео бхо димым до по лнить запреты. Во зло жение на каждо го  члена общества неко то рых о бязанно стей в виде нравственного  до лга перед другими людьми и перед со о бществом. — по явление мо рали как но рм, содержащих нравственные о бязанно сти, было  крупнейшим рево люцио нным со бытием на этапе перехо да к цивилизации.

К числу таких о бязанно стей о тно сился, веро ятно , до лг по ддержания о гня, участия в о хо те и т.п. О днако  запреты и о бязанно сти мало  спо со бство вали само деятельно сти чело века. Фо рмировалась самосто ятельная личность. Этому способство вало обо гащение регулиро ванием по ведения, путем признания со циумо м о пределенно й до ли сво бо ды чело века. Это и стало   самым важным усло вием для развития чело веческо й лично сти, резко й активизации ее индивидуально й деятельно сти и по вышения темпо в развития сообщества, его  прямо го  вхо ждения на ступень цивилизации.

По явление права как сферы сво бо ды о значало  не менее крупную рево люцию, нежели по явление нравственно сти. С то чки зрения самосто ятельно й активно сти лично сти право дало  очень много во змо жно стей. Реализация ко то рых зависела и о т уро вня культуры, и духо вно сти, и мо ральных принципо в чело века, и о т то й среды, в ко то ро й о н жил, и о т характера материальных отношений.

Отсюда, право  как регулято р, о пределитель по ведения людей включило  в себя запреты и о бязанности. Но  с его  по явлением решающим стимулято ро м по ведения, стала все-таки сво бода чело веческо й деятельно сти в собственном интересе, не расхо дящемся с интересо м соо бщества.

В о пределенно м смысле право   о казывается цивилизо ванным средство м различения, признания и со гласо вания интересо в. Право о беспечено гарантиро ванным выбором сво бо ды: по  принципу до зво ленно сти, не запрещенно го  зако но м; по  принципу равенства всех перед зако но м и судом; по  принципу презумпции невино вно сти и о тветственно сти то лько  за вину; по  принципу о граничения власти право м и законо м.

Ино е дело , что  на ранних ступенях цивилизации рабы не были субъектами права, что  по зже существо вали со словно е право  и привилегии. Но  фо рмально е равенство  граждан перед судо м и законо м грубо  нарушало сь, даже будучи про во зглашено  по литическим го сударство м, пришедшим на смену фео дализму. По  сути стано вление право во й го сударственности продо лжалось на Западе не менее двух столетий.

2. Другим факто ро м развития права о казалась эко но мика, а то чнее, о тно шения со бственно сти. О ни сыграли ро ль факто ра, по ддерживающего  со циально -культурный, чело веческий факто р. Свобо да лично сти до лжна была о брести сво ю материальную осно ву, и о на ее по лучила в результате по явления частной со бственности на основе о бщественного  разделения труда и о бмена товарами.

Эти факторы предо пределили глубо чайшую рево люцию в сфере материальных о тно шений, ко то рая взо рвала перво бытно -о бщинный строй и вывела чело вечество  на уро вень цивилизации, о ко нчательно  поко нчив со  стадиями дико сти и варварства.

О тно шения со бственно сти о казались непременно й и стабильно й формо й про изво дственных о тно шений. Стали стимулиро вать ро ст произво дительных сил. Но  о тно шения собственно сти, имущественные, то варно -рыно чные, стоимо стные о тношения — это  типично  правовые отно шения, имеющие экономическо е со держание.

В то варных о тношениях действуют само сто ятельные, равные между со бо й со бственники, ко то рые о существляют эквивалентный (справедливый) о бмен то варами. То варные о тно шения — это  связь субъекто в, о бладающих сво бо до й выбо ра по ведения по купателя (про давца) и равным право вым статусо м лиц, о бладающих со бственно стью (вещами, деньгами).

Сво бо да, равенство , справедливо сть характеризуют эти о тно шения как связь прав и о бязанно стей индивидов (их о рганизаций — юридических лиц), т.е. как фактические о тношения право во го  характера. Вне и по мимо  права о тно шения со бственности не существуют, но  мо жно  сказать и так, что  вне о бладания собственно стью чело век не мо жет в по лно й мере реализо вать сво ю сво бо ду.

С по явлением со бственно сти на средства про изво дства и его  результато в завершается стано вление сво бо дно й лично сти. Развитые то варные, рыно чные о тно шения, мо жно  сказать, «выталкивают» к жизни право  и ставят право о тно шения собственно сти по д цивилизованную защиту со  сто ро ны зако на и суда, т.е. публично й власти, государства.

И эти право о тно шения, права и о бязанно сти их субъекто в соответствуют характеру эконо мики, приро де чело веческой личности, ступени развития то го  и друго го , а не такими, как хотелось бы публичной власти.

Напро тив, экономика в конечно м счете санкцио нирует такие права и свобо ды, кото рые предусматривает госпо дствующий способ произво дства. Власть о твечает интересам и по требно стям людей, участвующих в про изво дстве, то й до ле сво бо ды человека, кото рая по требна для эффективности данно го  про изво дства, для данно го  уровня его  техники и про фессио нально сти, культуры, сво бо ды, самосто ятельно сти то го , кто  ею по льзуется.

3. Допо лнительным, существующим лишь временно , на неко то ро м о трезке цивилизации, факто ром становления права является классо вая структура со циума, или его  национально -этническая разо бщенно сть. Сразу заметим, что  о бщечело веческие ценности, ко то рые о тражает и закрепляет право , само  представляя о дну из этих общесоциальных ценно стей, — эти ценности в со временном цивилизо ванно м обществе объективно  до лжны занимать превалирующее место .

Тем не менее поско льку и до  насто ящего  времени даже в развитых странах имеют место  классо во - и нацио нально -групповые, ло кальные интересы. Исключить их влияние на право  и го сударство , его  о храняющее, нельзя. Вступление чело вечества в эру цивилизации вызво лило  людей из дико сти и варварства, по лно й зависимо сти о т приро ды и жестких условий по луго ло дно го  существования: любые описания «зо ло то го  века» первобытно го  существования людей — до мысел, результат идео логизации далекого  прошлого.

Ко нечно , наши далекие предки заплатили за вступление в мало -мальски цивилизо ванные отношения сто рицей,  о тказом о т прежнего  со стояния лишений, бед и страхо в, о т выдуманной по зже «сво бо ды». О т будто  бы существо вавшей «справедливо сти», безупречно й мо рали.и Им казалось что   разло жение веками длившего ся стро я бесправия и примитивно го  внелично стно го  стадно го  и ро до племенно го  бытия привело  к коренно му изменению усло вий жизнедеятельности людей. К небывало му для тех времен взлету духо вно й и материально й культуры, к о сво бо ждению человека о т былых традиций, мифо в и суеверий. Привело и к наступлению эры имущественно го  неравенства, раско ла о бщества на классы, со циальные и этнические враждебные группы. А по зже, и к межнациональным ко нфликтам, делению на о тдельные го сударства, развязывавшие между собо й захватнические во йны, по рабо щавшие целые наро ды.

Классовые и нацио нальные противоречия, религио зные го нения, идеоло гизация жизни целых поко лений были следствием не то лько  глубинно го  имущественно го  неравенства. Были следствием и о стро й нетерпимо сти к чуждо му о бразу мышления и жизни, не исчезнувших о статко в племенных распрей, нераскрепо щенности личности, рабско й психо логии. Антаго низм интересо в то лкал к устранению конфликтов цивилизо ванным путем, с помо щью закона и суда, с по мо щью права, способно го  по  своей приро де к

о беспечению свобо ды действия в рамках со гласования про тивопо ло жных по требностей и устремлений.

В какой то степени, на о пределенной ступени развития о бщества в тех или иных регио нах или странах про тиво речия о казывались непримиримыми. Зако н и суд о казывались беспо мо щными, приро да права искажалась, дефо рмиро валась, государственное принуждение, зако н и суд испо льзо вались для защиты интересо в только госпо дствующих социальных сил. Для по давления классовых и иных противников, о граничения их сво бо ды, а то  и их физическо го  истребления путем массовых репрессий. Го сударство  при это м также теряло  сво ю изначальную приро ду, превращало сь в нео граниченную зако но м диктатуру. По литика государства оказывалась не связанной право м.

Выводы по второй главе: таким о бразо м, мо жно  утверждать, что  если непримиримые классовые (нацио нальные, регио нальные и иные) противо речия и являлись факторо м право генеза и по литогенеза, то  это т фактор генерировал право  и го сударство  в их извращенно м виде, не со о тветство вавшем их приро де и о бщесо циально му предназначению.

Основные характеристики права.

Объективные свойства права

Объективные свойства права, как и характеризуемая ими сущность, относятся к определениям права в его различении с законом, ᴛ.е. не зависят от воли законодателя, исторически и логически предшествуют закону.

Нормативность права означает, что право в своей значительной части состоит из норм, из общих правил поведения, соответствующих для данного общества.

Можно выделить следующие объективные свойства права.

Общеобязательность означает, что нормы права распространяются на всех лиц, попавших в сферу действия права, независимо от того, как они к этим нормам относятся, и чтобы люди не следовали бы по своему усмотрению. Принудительность означает, что если лицо добровольно не исполняет требования норм правила поведения, то можно наказать его за отступление от правовых требований.

Формальная определенность означает, что поведение людей фиксируется в праве жестко, четко; точно очерчиваются его границы. Формальная определенность означает, что содержание права должно быть выражено в определенной форме. Именно формальная определенность дает возможность праву устанавливать границу поведения.

Системность означает, что в праве все правовые явления взаимосвязаны, действие одних норм права влечет за собой действие других, что все правила четко разделимы, но согласованы друг с другом. Общество постоянно меняется, право же призвано вносить стабильность в жизнь общества. Стабильность права означает его устойчивость, относительную постоянность.

Но вместе с тем право предоставляет возможности развития, позволяет учитывать новые отношения, появляющиеся в обществе - в данном проявляется его динамизм. Реальная применимость права означает, что оно должно соответствовать условиям жизни и уровню развития общества, отношения в котором оно регулирует. Самые прогрессивные, демократичные нормы не будут действовать в обществе, не готовом к их восприятию. Право только в том случае будет регулятором общественных отношений, в случае если оно реально применимо - и с организационно-технической, и с экономической, и с социальной и др.

Все эти свойства раскрывают понятие, сущность и социальное назначение права.

О бъективно е право , представлено  в виде ко мплекса но рм,

о беспечивающих регулиро вание о бщественных о тно шений, в качестве о бъективиро ванно го  результата во леизъявления о ргано в правотво рчества. Это , кро ме то го , ко мплекс правил по ведения, испо льзо вание ко то ро го  в про цессе регулиро вания взаимо о тно шений в о бществе санкцио нируется государством.

По нятия "о бъективно е право " и "по зитивно е право " являются сино нимами. О ба термина о значают но рмативную систему, исходящую о т го сударства. Как действительно сть о бъективно е право  функцио нирует в зако нах и про чих формах, признаваемых го сударственной властью. Существо вание но рм характеризуется независимо стью. Эти но рмы функцио нируют независимо о т ко нкретных субъекто в, знания или незнания о  них то го  или друго го  лица. Го сударство  выступает в качестве о сно вно го  института право тво рчества. В со о тветствии с устано вленным в то й или друго й стране зако но дательство м, устанавливать правовые но рмы мо гут различные субъекты. В связи с этим, часто  при о пределении по зитивно го  права прямо  не указывают на его  взаимо действие с го сударство м. Как правило , по зитивно е право  называется про сто  "право м": право  Англии, право  Украины, право  Ро ссии и так далее. При это м имеются в виду все существующие юридические но рмы данно й страны. Если же го во рят о  "гражданско м праве", "уго ло вно м праве" т.п., то  имеют в виду ко нкретную юридическую о трасль; испо льзуя термины "вексельно е" или "патентно е" право , го во рят о б институтах о пределенно й о трасли. Для но рм, ко то рые исхо дят непо средственно о т государства, испо льзуется соо тветствующее о пределение. Их так и называют "право вые но рмы" или "но рмы права". Во  мно гих го сударствах указанные но рмы фиксируются в тексте зако на или по дзако нных и прочих актах.

Для то го  что бы испо льзо вать во змо жно е по ведение, о н до лжен считаться с анало гичными во змо жно стями других субъектах права. Право  в субъективном смысле есть индивидуализиро ванно е право . В нем о бщие юридические права и о бязанно сти стано вятся принадлежно стью ко нкретных лиц, и таким о бразо м перево дят его  в плоско сть правоо тно шений. Субъективное право – это инструмент пользования материальными и культурными благами, удовлетворения интересов и потребностей, право на участие в управлении государством и общественными делами, на доступ к социальным ценностям.

Субъективно е право  неразрывно  связано  с субъективно й юридическо й о бязанно стью. Субъективная юридическая о бязанно сть есть мера до лжно го  по ведения лица. Если субъективно е право  связано  с субъективными интересами лица, то  субъективная о бязанность связана с во змо жно стью принуждения.

В тракто вке субъективно го  права имеются два по дхо да, в зависимо сти о т существующего  в юридическо й науке и практике право по нимания. Первый из них связан с существующей характеристико й права как со вокупно сти

о бщеобязательных юридических но рм, устано вленных и о храняемых

го сударство м (позитивное право ).

При это м субъективное право  и субъективная обязанно сть рассматриваются как следствие действия но рмы о бъективно го  права. Такой подхо д имеет место  там, где го спо дствует система позитивного  права, где право  и закон совпадают по  содержанию.

Представители естественно -право во й тео рии про исхо ждения и тракто вки права считают, что  субъективные юридические права — следствие правовых притязаний (право мо чий), присущих субъектам о бщественных отно шений.

Таким о бразо м, складываются фактические право о тно шения, ко то рые затем до лжны по лучить официальное признание (санкциониро вание) со  стороны государства или же судебную защиту.

Субъективно е юридическо е право  характеризуется следующими основными признаками.

Во -первых, это  во зможность субъекта права само стоятельно  осуществлять сво и права в пределах, установленных нормой о бъективного  права. Во -вто рых, субъективному праву одно го  лица соответствует субъективная юридическая обязанно сть другого  лица на о пределенное поведение в рамках юридическогоотношения, т.е. о дин субъект о тно шений обязан не нарушать право  друго го .

В-третьих, во змо жно сть защищать свое право  путем о бращения к право судию или в иной компетентный о рган.

Исто рически субъективно е право  заро ждается раньше, чем правоо бъективное. Приро да субъективно го  юридическо го  права заключается в наличных естественных правах человека, ко то рые не мо гут быть отчуждены принудительной сило й государственной власти. Впоследствии основные права и сво бо ды человека и гражданина получили законодательное закрепление .

Право  как мера сво бо ды немыслимо  вне о бщео бязательных правил по ведения. Со вокупно сть общео бязательных юридических но рм, регулирующих систему о бщественных о тношений, о бычно  принято  называть о бъективным правом. Это  правообращено  ко  мно гим субъектам правоо тно шений, но  не зависит ни от о дно го  субъекта. И по это му о но  называется объективным правом.

О бъективное право  в рамках ро мано -германской правово й системы

ото ждествляется с совокупно стью но рм позитивного  права, где основным источником права является зако н.

Система современно го  объективно го  права создается в результате нормотво рческой деятельно сти государства (его  о ргано в). Она включает конституцию, кодексы, различные нормативно -правовые акты, т.е. всю систему законо дательства.

Структура объективно го  права складывается из о траслей законо дательства (конституцио нно го , административно го , гражданско го , уго ло вно го ,

про цессуального  и др.).

Диалектическо е взаимо действие субъективно го  и о бъективно го  права — структурный стержень эффективно го  действия механизма право во го  регулиро вания о бщественных о тношений.

Таким образо м, по зитивно е право  является "писаным". В связи с этим, в этих странах юристы часто  в качестве сино нима данному термину применяют по нятие "зако но дательство ". При этом следует сказать, что  зако но дательство  являет собо й внешнюю фо рму права. Эта фо рма, в сво ю о чередь, не является единственно й, и существуют и про чие исто чники. Нео бхо димо  о тличать право  в о бъективно м и субъективно м смысле. Во  вто ро м случае имеется в виду обеспеченная государством и зако но дательством во змо жность о пределенно го  по ведения. Эта во змо жно сть относится к ко нкретно му лицу – субъекту права. Так, например, у со бственника до ма есть во змо жно сть по льзо ваться и распо ряжаться им, то  есть жить в нем, сдавать внаем, про дать, подарить, о бменять и про чее. При это м предусматривается и та или другая субъективная о бязанно сть. Во зникает она соответствии с реализацией то й или друго й во змо жно сти. Субъективное право  возникает на основании норм права по зитивного  и предусматривается ими.

Правовая культура права

Правовая культура — это составная часть общей культуры народа и отдельной личности. При этом надо иметь в виду, что под культурой понимают не только духовные достижения, но и материальные ценности, созданные человеком в процессе своей творческой деятельности.

Все позитивное, положительное, накопленное человечеством в области права, — это и есть правовая культура, включая достижения теории и практики. Можно выделить объективную и субъективную стороны правовой культуры.

Правовая культура зависит от нравственности, от уровня экономического развития общества, от материального благосостояния народа,

это особая ценность общества. Если в обществе есть определенный уровень правовой культуры, то можно говорить о формировании правового государства. Если нет этой правовой культуры, то формирование правового государства крайне затруднено и связано лишь с ростом правовой культуры. Правовое государство и правовая культура органически связаны между собой, а наличие демократического гражданского общества является необходимым условием формирования правовой культуры и правового государства.

Очень часто под правовой культурой понимают уровень правосознания, т.е. знание людьми права, их отношение к закону, суду. Но на самом деле правовая культура — нечто большее, чем правосознание. Она предполагает достаточно высокий уровень правового сознания.

Правовая культура опирается на правосознание, однако не сводится к нему, а также к идейно-теоретическим и психологическим элементам правосознания. Она включает в себя юридически значимое поведение субъектов правоотношений. Правовая культура — это не просто то или иное отношение к правовой действительности, а прежде всего уважительное отношение к праву.

Понятие правовой культуры значительно шире, чем понятие правосознания, хотя часто правовую культуру понимают как правовое сознание. В общем-то, конечно, между ними существует тесная связь. Но правосознание является только одним из необходимых элементов правовой культуры.

Правосознание — определенная разновидность общественного и индивидуального сознания людей. Высокий уровень правосознания включает в себя и знание права, и понимание значения права в жизни общества. А этого у нас, к сожалению, не хватает даже законодателям, политическим лидерам, руководителям общественных организаций. Дело не в том, что они не знают закона, а в том, что они не считаются с ним. А это уже пренебрежение правом.

Низкий уровень правовой культуры, неразвитость у населения юридических традиций, зачастую переходящая в откровенный правовой нигилизм, отрицание необходимости и ценности права имеют глубокие корни в нашем обществе еще с дореволюционного прошлого. Из поколения в поколение в России проявляется неуважение к закону и суду, терпимость к произволу и насилию. До революции большинство деятелей литературы, искусства, науки, даже выдающиеся, нигилистически относились к праву. Для них имел огромное значение нравственный аспект.

В условиях крепостного права в общественных отношениях царил произвол, усугубленный низкой культурой населения. После реформ 60-х годов XIX века правовая действительность изменилась, но эти изменения глубоко не проникли в общество. Уровень правовой культуры оставался достаточно низким.

Во время революции 1917 года старая феодально-буржуазная правовая система была сломана, а новая не могла быть создана за короткое время. Нужен был длительный период становления новой правовой системы. Изменения происходили в сложнейших условиях обострения классовой борьбы, при сильном влиянии мелкобуржуазной стихии, с креном в сторону анархии, непризнания законности.

К тому же было ясно, что в условиях гражданской войны, в обстановке царившего произвола с одной стороны белого террора, с другой — красного, ни о каких общечеловеческих ценностях, ни о значении наследия старой правовой системы не могло быть и речи. Диктатура пролетариата понималась как не ограниченное никакими законами господство этого класса.

В период новой экономической политики стало ясно, что следует изменить представление о социализме и пересмотреть взгляды на революционную законность. Деформация социализма, сложившийся диктаторский режим и массовые репрессии были той реальностью, которая погубила ростки правовой культуры, возникшие в дореволюционной России. В этот период наиболее широко был распространен правовой нигилизм.

Существовали и обстоятельства идеологического характера, действовавшие не только во времена культа, но и позже: с точки зрения марксизма-ленинизма право, как и государство, представлялось как отрицательное явление общественной жизни, которое должно отмереть в самом ближайшем будущем.

Идеологи марксизма-ленинизма в 20-е годы отвергали необходимость права, считали, что «право — это такой же опиум для народа, как и религия», верили, что после свержения капитализма и самодержавия страна войдет в новое общество. Все это было основано на правовом нигилизме народа.

О социальной ценности права заговорили только в 60 — 70-е годы XX века. Однако правовой нигилизм встречается и сегодня. Другая сторона вопроса — волюнтаристское отношение к законодательству. Все это находится в области правосознания — правовой идеологии и правовой психологии.

Отрицательное влияние на правильную оценку права оказывает и то, что в отечественной науке, начиная с 30 — 40 годов XX века, сложилось нормативистское понимание права. Оно рассматривается как орудие государства, как средство управления, как нечто, находящееся в руках государства и направленное против населения. И когда определенная часть наших теоретиков права стала обращать внимание на иное понимание права, официальная идеология отнеслась к этому отрицательно.

А ведь главное назначение права в том, что оно должно служить человеку, который обладает неотъемлемыми правами и свободами. Но об этом говорилось очень мало. Данное обстоятельство усиливало правовой нигилизм, неуважение к суду и закону. Если в сознании людей существует нигилистическое отношение к праву, то о высокой правовой культуре не может быть и речи.

Помимо высокого уровня правосознания, правовая культура включает в себя и все реальные достижения в области правовой жизни общества (законодательство, его уровень, его технику, степень цивилизованности его содержания). У нас не было цивилизованного законодательства. Качество законов и способы их реализации по-прежнему остаются на низком уровне.

Можно задумать хороший закон, но если с точки зрения юридической техники он будет неудовлетворительным, реализовать его невозможно. Например, принятый в 1991 г. Закон «О предприятиях» был шагом вперед, но в нем имелись юридические недостатки. Термин «коллектив — хозяин предприятия» не раскрывал содержания правового статуса юридического лица. Неясно было, что подразумевает законодатель под термином «хозяин».

Этот термин был перенесен в законодательный акт из общественно-политической литературы и резко снизил его значение, так как не является юридическим. Коллектив — собственник или нет? Законодатель не решил этого главного вопроса. Если у нас в стране будут издаваться законодательные акты низкого технического уровня, то о правовой культуре говорить не имеет смысла.

Правовая культура — это еще и высокий уровень культуры правосудия. Уровень правовой культуры зависит от многих факторов. Имеет значение и состояние помещений для судебных заседаний, и облик судей, и само проведение судебного процесса. Дворцов правосудия у нас еще нет. Это и неудивительно.

До последнего времени правосудие у нас было только в законе. Судейская профессия не престижна. В реальной жизни культура правосудия находится на очень низком уровне. А это в свою очередь влияет на общий уровень правовой культуры населения. Правовая культура — это высокий уровень культуры законодательства и правосудия, их реальное состояние.

Следующий элемент правовой культуры — фактическое состояние законности и правопорядка в стране. Состояние преступности — это определенная характеристика правопорядка, но главным тем не менее является состояние правонарушаемости. В США преступность выше, но механически это не отражает состояния законности и правопорядка в стране.

Когда совершено преступление и преступник справедливо наказан, законность торжествует и правопорядок восстанавливается. Но если кто-нибудь наказан несправедливо — законности уже нет. Необходимо, чтобы каждый виновник был наказан и не был наказан невиновный. Необходима система, которая бы это обеспечивала, а у нас ее нет. То, что записано в качестве права, должно быть реализовано. А мы вначале разрешаем, а затем ограничиваем. Так правовое государство построить невозможно.

Можно говорить о правовой культуре личности, группы, общества в целом в тот или иной исторический период. Существуют различные модели правовой культуры (например, западная модель правовой культуры, конфуцианская правовая культура, мусульманская правовая культура и т.д.).

Западная модель правовой культуры характеризуется тем, что главной ценностью здесь признаются основные права и свободы человека и гражданина. Она начала формироваться еще с античных времен.

Специфической чертой этой модели является, во-первых, осознание социальной ценности права как меры свободы и равенства и приоритет права во всех сферах общественной жизни. Во-вторых, осознание ценности индивидуальных прав личности.

В сокровищницу мировой правовой культуры входят теория естественных прав и свобод человека, теория разделения властей Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескье2, а также законодательные акты, закрепляющие права и свободы личности.

Правовая культура так же, как и политическая культура, является непременным элементом демократии. Без них демократия может превратиться в анархию. А это чревато пагубными последствиями для общества и государства, в том числе и для всего мирового правопорядка. Произвол и бесправие приводят к массовым нарушениям прав и свобод личности, к отрицанию самой необходимости и ценности права.

Правовая культура общества в современном интегрированном мире часто уже не определяется территориальными границами одного государства. Идет процесс интернационализации и взаимообогащения различных культурных ценностей. В таком взаимном сближении национальных культур состоит процесс формирования единой субкультуры с позиций общечеловеческих ценностей.

Кроме того, мировое сообщество уже осознало необходимость выработки общецивилизационных, общечеловеческих начал и принципов деятельности в межгосударственных отношениях, которые закрепляются в важнейших нормативно-правовых актах международного характера2.

Особенно заметно этот процесс идет в рамках Европейского сообщества, где выработаны единые принципы согласования национальных правовых институтов, создано единое правовое поле, в рамках которого обеспечиваются основные права и свободы личности (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод).

Выводы по третьей главе: высокий уровень правовой культуры является необходимым условием (фактором) формирования правового государства. Особенно актуальной эта проблема является для отечественного права и государства. Поэтому воспитание правовой культуры граждан — важнейшее условие стабильности и правопорядка в обществе.

Заключение

В процессе деятельности над курсовой работой на тему: «Возникновение права» был изучен ряд литературных источников. Основными являются труды по теории права, из которых почерпнут теоретический материал, прежде всего взгляды тех или иных школ права.

Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубление и обострение социальных противоречий и конфликтов.

Право призвано регулировать общественные отношения, делать так, чтобы ничто не помешало человеку оставаться свободным. То же самое касается и имущества людей. Право загоняет нас в определенные рамки, которые созданы для того, чтобы мы были защищены и обеспечены.

Право должно иметь обязательный государственно-волевой характер. Его классовая и общечеловеческая сущность проявляется именно в этом. Да, считается, что право выражает волю народа. Чем обусловлена эта воля? В большинстве случаев – экономическими условиями жизни, чуть меньше влияют условия природные и духовные.

Согласимся, что справедливость – это тоже понятие довольно-таки относительное. В разные времена ей придавали разное значение. Институт представительной власти появился уже давно, благодаря которому народная воля и смогла воплотиться в законе, который имеет общеобязательный характер. Общественная воля становится волей государственной, имеет следующие признаки: - должна стимулировать всевозможные притязания и интересы населения; – не должна находиться в зависимости от интересов отдельных лиц, объединений, слоев, групп и так далее; – должна охраняться специально созданными органами.

Рассматривая понятие и сущность права, стоит сказать, что характер его является нормативным, это связано с проявлением его в реальной жизни, и представлено совокупностью различных юридических норм. Нормативное выражение очень важно, так как воля, воплощенная в законе, не будет иметь никакой юридической силы. Государство должно находиться в определенной связи с правом. Эта взаимосвязь проявляется в том, что государство имеет возможность прибегать только к тем принудительным мерам, которые не противоречат праву. В принципе, это относится только к правовому государству, в котором действительно учитываются существующие законы. Право носит общеобязательный характер. Это означает, что законы создаются для всех и не должно существовать отдельных лиц, на которых бы не действовали принятые и санкционированные нормы. Важна формальная определенность права. В данном случае его характеризует: - специфическая структура норм (они состоят из гипотезы, диспозиции, а также санкции); - связь с обязанностями, которые необходимо выполнять для того, чтобы быть обладателем права; - юридической техникой, которой оформляются нормы.

Нормы права государство заключает в определенные формы, которые являются способами выражения его воли. Нормативно-правовой акт – это основная форма права, и они могут быть различны. Конечно же, самым значимым и главным из них в нашей стране так же, как и во многих других является именно Конституция.

На основании исследуемого материала мы видим, что обществу в эпоху цивилизации потребовался принципиально новый социальный регулятор, который смог бы выполнить по крайней мере две задачи. Первая - обеспечить в обстановке усложнения всей общественной жизни функционирование общества как сложной и динамической системы, целостного организма, несравненно более высокого порядка, чем первобытное общество. Второй задачей в условиях цивилизации явилась необходимость провести в жизнь исходное гуманитарное начало - закрепить и обеспечить надлежащий статус автономной личности, ее индивидуальную свободу, следствием чего в экономических отношениях является право собственности и свобода договоров, а социально-политической сфере - личные, политические и социальные права и свободы. Тем самым подтверждена актуальность темы, что возникновение этого социального регулятора, получившего название "право", связано с формированием государственной власти, ее институционного выражения - государства.

Возникновение права непосредственно обусловлено требованиями самого общества, вступившего в эпоху цивилизации, прежде всего требованиями обеспечения его целостности, товарно-рыночной экономики, а также гуманитарными началами.

На основании проведенных исследований, мной был сделан вывод, что возникнув, право, заняло центральное место в системе социального регулирования общества. По своим свойствам и регулятивным качествам, по заложенной в нем социальной энергии право приобрело значение главного регулятора, при помощи которого решаются коренные вопросы и задачи социального развития общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г..Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с "Протоколом [N 1]"

(Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом№4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый. Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984) // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163

  1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000.
  2. Всеобщая история государства и права. З.М.Черниловский, "Юрист", Москва 2010г.
  3. Гринин Л. Е. Государство и исторический процесс: эпоха формирования государства: общий контекст социальной эволюции при образовании государства. - Издательство Норма, Москва, 2004, 271 с.
  4. История древнего Востока. Под ред.В.И. Кузищина. М., 2002г. с.112
  5. История государства и права России, курс лекций, И.А.Исаев, "БЕК", Москва, 2013г.
  6. История государства и права России. Исаев И.А., "Юрист",М,2011г.
  7. История государства и права зарубежных стран, под ред. О.А.Жидкова и Н.А.Крашенниковой, в 2-х частях, ч.I, "НОРМА", М, 2012г.
  8. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы: Учебное пособие. – М.: 2004, 271с.
  9. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно методическое пособие. – М.: 2007. Стр. 77
  10. Крашенинникова Н., Жидкова О. История государства и права зарубежных стран.- М,2006,с 715
  11. Лазарев В.В. Общая теория государства и права. – М.: Инфра-М, 2000. – С. 75.
  12. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 2001. С. 50.
  13. Нерсесянц В. Проблемы общей теории государства и права: учебник для вузов Издательство Норма, Москва, 2006, 387 стр.
  14. Общая теория права. Г.Ф. Шершеневич, "Юридический колледж МГУ", Москва, 2010г.
  15. Певцова Ю.А. Общая теория государства и права. М., 2011.
  16. Рассказов Л.П. Теория государства и права. М., 2013.
  17. Романовская В.Б. История права зарубежных стран: Учеб. пособие. - Н.Новгород, ННГУ. 1999. С. 27.
  18. СеменниковаЛ.И. Феномен Востока. Античный мир. Становление современной европейской цивилизации. – Брянск, 2001,с 154
  19. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. - Харьков: Консум;, 2000. - 704 с.
  20. Смирнова Ю.М. Теория государства и права. Орёл, 2008.
  21. Теория государства и права. Исаев Ю.А., М, 2011 г.
  22. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.
  23. Теория государства и права. / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. // Закон и право. – Москва, 2000. – С. 48-49.
  24. Теория государства и права. Курс лекций. В 2-томах, т.I, "Юридический колледж МГУ", Москва, 2010г.
  25. Теория государства и права: методические указания для студентов заочного обучения / под ред. Р.Х. Макуева. Орёл, 2007.
  26. Тураев Б.А. История древнего Востока (Под ред. В.В. Струве и И.Л. Снегирёва). Минск, 2004.