Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теория происхождения государства.

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования. Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Без права невозможно существование современного цивилизованного общества, поэтому большое значение имеет изучение права, его функций и теорий происхождения. По мере развития общества и государства у людей, естественно менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений. Анализ теорий происхождения права в современной отечественной теории относится к числу основных и вместе с тем достаточно дискуссионных, и несмотря на большое многообразие теорий, не теряет своей актуальности по сей день. Естественно, что еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения права. Было создано множество разнообразных теорий, по-разному отвечающих на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Ни в мировой, ни в отечественной юриспруденции не существует единых взглядов на происхождение права. Вышеобозначенные факты определили выбор темы, целей и задач настоящего исследования. Целью курсовой работы является изучение взглядов на теории происхождения права.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1.Сформировать представление о праве

2. Проанализировать, как происходило зарождение теорий происхождения права

3. Анализ существующих теорий происхождения права

Если обобщить высказанные в современной отечественной литературе мнения относительно времени и причин возникновения права, то можно выделить три основных позиции. Одни исследователи по-прежнему связывают возникновение права с возникновением государства, хотя причины его возникновения видят не столько в расколе общества на антагонистические классы, сколько преимущественно в развитии производящей экономики и необходимости ее регулирования. По мнению других право возникает не одновременно с государством, а несколько раньше, когда начинают складываться и развиваться товарно-рыночные отношения, поскольку именно такого рода общественные отношения требуют права и правового регулирования. Представители третьей точки зрения исходят из того, что право возникает одновременно с обществом, поскольку без права общество не может ни существовать, ни развиваться. Исходный постулат этой позиции таков: где общество, там и право. Объектом исследования данной курсовой работы являются взгляды на предмет происхождения права. Предметом исследования данной курсовой работы являются теории происхождения права.

Теоретическую базу исследования, составляли труды таких учёных, как Алексеев С.С., Коркунов Н.М., Сабо И., Шершеневич Г.Ф., Хропонюк В.Н., Трубецкой Е.Н, Муромцев С.М., Петражицкий Л.И.

Методологическую базу исследования составляли следующие принципы: объективизм, историзм, системно-функциональный, анализ, сравнительно-правовой.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава I. Историко – теоретическое положение о праве

1.1 История возникновения права

В процессе формирования общества стали появляться регуляторы общественных отношений. При первобытно – общинном строе основным регулятором общественных отношений были обы­чаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональ­ные, полезные для общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества. Обычаи изме­нялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам изме­нения самого общества, происходившим в тот период. Принятие существовавших норм поведения как «своих», без­условная солидарность с ними была связана и с тем, что перво­бытный человек не отделал себя от общества, не мыслил себя от­дельно от рода и племени. И поскольку все нормы расценивались как ниспосланные свыше, правильные, справедливые, то, естественно, у многих народов за содержанием этих норм, а нередко и за самими нормами и их совокупностью закрепились такие наименования, как «право», «правда».[1] Развитие социальных норм затрагивало матриархат, патриархат, род, племя и в результате сформировалось система регулирования общественных отношений, которая характеризовалась следующими чертами:

  1. Носила естественно-природный характер, т.е. правило поведение формировалось под влиянием природных факторов (запрет инцеста- он повлёк за собой усыновление женщин, обмен женщинами); поскольку люди работали сообща, то взаимопомощь была естественным явлением.
  2. Действует на основе механизма обычая – его никто не придумывает специально и не навязывает, обычая возникают, как результат наиболее целесообразного варианта поведения, которому бессознательно следовали, а многократность повторения делало поведение привычкой.
  3. Появились тесно связанные с обычаями и отражавшие существование в обществе, представления о справедливости, добре и зле нормы общественной морали и религиозные учения.
  4. Нормы не расценивались, как право или обязанность, они не носили представительно – обязывающего характера формы поведения о правах и обязанностях сливались во едино и составляли понятия мононормы.
  5. Существуют запреты «табу» - они не санкционировались с опорой на наказание, чаще всего предполагалось наказание сверхъестественными силами.
  6. Данная система распространялась только на определённый род.
  7. Действовали специфические санкции – поведение нарушителя осуждалось собранием в плоть до изгнания из рода.

Развитие первобытного общества, привело на определенном этапе к тому, что произошло его расслоение. Возникли либо особая социальная группа, составлявшая чиновничий государственный аппарат, который стал фактическим собственником средств производства, либо класс, обративший эти средства в частную собственность. Естественно, что для людей, поставленных в неравные условия распределения общественного продукта, передача общего достояния в руки узкого круга лиц перестала казаться справедливой. Участились нарушения таких обычаев, размывался, разрушался закрепленный ими и веками сохранявшийся неизменным порядок. Установленная обычаями форма общественных отношений пришла в противоречие с их изменившимся содержанием.[2] С расслоением общества на касты и классы обычаи, нравственные и религиозные нормы родового строя не могли сделать условия производства, распределения и обмена товаров обязательными для всех - прежде всего потому, что единства интересов членов общества уже не существовало, примирить же противоположные интересы различных групп населения обычаи не могли. В силу этого экономический базис раннеземледельческого классового общества требовал особой формы регулирования в виде обязательных норм, установленных или санкционированных и охраняемых государством, то есть особым аппаратом управления и подчинения. Коренной задачей сменявшего родовые обычаи регулирования было стремление создать единый, общий порядок отношений между людьми, соответствующий потребностям производящего хозяйства. Наиболее сложившейся идеологической силой такого объединения выступала религия. Поэтому первоначально становление нового порядка земледельческих племен происходило под знаменем создания новой религии, объединявшей родовые общины. Религиозные обряды поклонения Солнцу требовали обязательного исполнения работ сельскохозяйственного цикла. Оно поддерживалось властью первых городов-государств, где руководство общими ирригационными работами поливного земледелия сосредоточивалось в руках царской власти, военной верхушки и бюрократии, объединявших сельские общины для ведения общих работ и защиты от внешнего врага. [3]

Существует 2 подхода к пониманию права:

  1. Право возникло до государства и существовало в виде традиций, обрядов, ритуалов.
  2. Право – это продукт государства - это средство, с помощью которого государство выражает свою волю.

Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений. Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:

  • Право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;
  • Право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служит интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;
  • Право частной собственности является основой всех прав человечества;
  • Право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством.

Развитие общества с появлением даже зачатков государства резко убыстряется, и скоро наступает момент, когда правовые обы­чаи не могут обеспечить регулирование социальных связей: они изменяются слишком медленно, не поспевая за темпами социаль­ного развития. Поэтому появляются новые источники, формы за­крепления норм права: законы, юридические прецеденты, норма­тивные договоры. В обществе же, основанном на частной собственности, которая обусловливала необходимость равенства прав собственников, раз­вивалось, как правило, более обширное, отличающееся более вы­сокой степенью формализации и определенности законодательство, и прежде всего гражданское, регулирующее более сложную систему имущественных общественных отношений. В некоторых случаях достаточно древнее законодательство отличалось такой степенью совершенства, что пережило на многие века использо­вавший его народ и не потеряло значения и сегодня (например, частное римское право).[4]

1.2 Теории возникновения права

Наиболее распространённый взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы. Такое понятие права исходит из утверждения, что для общества в такой же степени характерна свобода, в какой для природы характерна необходимость.[5]

Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы. Юридические нормы так или иначе ограничивают свободу человека, устанавливая меру удовлетворения его интересов, которые связаны с интересами других лиц. Разграничивая эти интересы, право тем самым устанавливает пределы их осуществления и, следовательно, ограничивает в этом отношении свободу человека.[6]

Гегель писал, что почвой права, его необходимым пунктом является свободная воля, мир духа, порождённый им самим как некоторая вторая природа.

Представление о праве классифицируется по определённым научным направлениям, школам. Среди них, можно выделить следующие:

  1. Теория естественного права возникла в ХVI – ХVII веках. Естественно-правовые взгляды берут своё начало в Древней Греции и в Древнем Риме. Создатели теории – Платон, Аристотель, Цицерон, Руссо, Демокрит, Сократ. Естественно-правовая теория происхождения права нередко называется в научной литературе договорной теорией или теорией договорного происхождения права. Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создаётся государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом. Понятие естественного права включает в себя представления о прирождённых и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства. Ещё римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право, как отражение законов природы и естественного порядка вещей. Основой права являются права неотделимые от человека, данные ему природой: жизнь, семья. Вместе с тем Цицерон считал, что признать позитивный закон правовым можно только в том случае если он не противоречит естественному закону (праву). Фундаментальную разработку теория естественного права получила в работах Локка, Руссо, Монтескье, Гольбаха, Радищева и других мыслителей. Естественные, прирождённые права человека получили конституционное закрепление во всех современных правовых государствах. Естественно-правовая теория прошла сложный путь развития, её популярность всплески расцвета всегда были связаны со стремлениями людей изменить свою жизнь к лучшему – это и эпоха Возрождения, и эпоха буржуазных революции, и современная эпоха перехода к правовому государству. Позитивное значение естественно правовой теории состоит в следующем: во-первых она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека; во-вторых, благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и позитивное право; в-третьих, она концептуально соединяет право и нравственность. Критическое в данной теории может состоять в том, что не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности. В цивилизованном обществе нет оснований для противопоставления естественного и позитивного права, так как последнее закрепляет и охраняет естественные права человека, составляя единую общечеловеческую систему правового регулирования общественных отношений. Согласно таким взглядам, законы государства являются действительными и легитимными лишь в том случае, если они соответствуют идеальному праву. Современное понимание естественного права вместе с тем существенно отличается от предыдущих трактовок. В перечень естественных прав соответственно включают не только неотъемлемые права личности, призванные гарантировать её независимость от государственной власти, но и социально-экономические права человека, свободу объединения в политические партии и общественные союзы, права социальных общностей. Новейшие естественно-правовые учения смыкаются с теориями социального государства и плюралистической демократии. Естественно-правовые воззрения и современной юриспруденции, иначе говоря, сочетаются с историческим и социологическим изучением правовых идеалов.
  2. Историческая школа права возникла как определённая реакция на доктрину естественного права в целях защиты уже познанных и апробированных закономерностей общественной и государственной жизни, сложившихся в условиях средневековья (феодализма) ХIХ веке. Представители исторической школы рассматривали право как выражение духа народа, складывающегося, подобно языку, постепенно, в ходе исторического процесса, независимо от субъективных воззрений законодательной власти государства. Законодатель правомерен фиксировать лишь то, что уже сложилось как право. Гуго, считал и доказывал, что право создаётся не только государством, о и самостоятельным развитием виде норм, добровольно принимаемых народом, подобно тому, как язык не возник из договора и не дан готовым от бога, а развивается сам собою. Право с точки зрения представителей исторической школы есть продукт народного духа, народного правового убеждения. Развитие права заключается в том, что народный дух постепенно обнаруживает объективно содержащиеся в праве нормы. По этому право существует не виде формальных прав, а виде живого представления правовых институтов в их органической взаимосвязи. Государство не создаёт правовые нормы, а лишь санкционирует, то что создано виде обычаев. Видными представителями исторической школы права были немецкие юристы Густав, Гуго, Карл, Савиньи, Фридрих Пухта, Шталь и другие. Консерватизм и ограниченность данной школы проявляются лишь в отрицании роли субъективного правотворчества и значения нового законодательства в прогрессивном изменении общественной жизни. Историческая школа чрезмерно преувеличивала место обычая в системе нормативного регулирования общественных отношений, ставя его над законом, отрицала возможность законодательным путём изменить реально существующее право. С другой стороны, представители исторической школы права справедливо считали что законодатель не может творить нормы по своему субъективному усмотрению. Его задача состоит в том, чтобы познать объективные потребности общественного развития, интересы отдельных людей и правильно сформулировать их в нормах права. Право появляется самопроизвольно в результате исторического выражения народного духа. Право исторически возникает, растёт и умирает вместе с данным народом, аналогично развитию народных нравов, обычае, языка.
  3. Реалистическая школа права. В отличии от исторического представления, согласно которому право развивается эволюционно, в силу его внутренних причин, создатели реалистической теории считают, что право возникает и развивается под влиянием внешних факторов. Этими факторами являются интересы, двигающие человеком и заставляющие его ставить цели, которые осуществляются при посредстве права. Основателем реалистической теории права был известный юрист Рудольф Иеринг. По Иерингу, право есть защищённый государством интерес. Оно гарантирует жизненные интересы личности, помогает удовлетворению разнообразных потребностей людей. Право принадлежит не тому, кто изъявляет волю, а тому, кто пользуется им. Борьба народов, государственной власти, сословий и индивидов с беззаконием лежит в самой сущности права. Ценность права состоит в реализации заложенной в нём цели. Утверждение сторонников реалистической теории в том, что право как средство достижения цели выступает в этом качестве необходимым инструментом организации поддержания и сохранения общества. Право без государственной власти, по их мнению, есть пустой звук. Только власть, применяющая нормы права делает право таким, какое оно есть и каким оно должно быть. Несмотря на внешнюю «воинственность» реалистической концепции Иеринга, она в определённых аспектах соединяет представления о праве различных теорий: органической, естественной, экономической, психологической.

Во-первых, реалистическая теория признаёт единство и изменчивость права. С одной стороны, для неё не существует разделения права на право позитивное и естественное – право существует только в виде позитивного (положительного) права. С другой стороны, в праве нет ничего неизменного, вечного: это постоянно меняющееся явление, отражающее новые условия общественной жизни.

Во-вторых, представители реалистической школы видят непосредственную связь права с государством. Государственная власть есть необходимое условие существование права. В отличие от теории естественного права признаётся необходимость правотворческой деятельности государства как сознательного творца права. Видный русский юрист и политический деятель С.М.Муромцев писал, что право не бессознательный продукт народного духа, а продукт сознательной деятельности людей.[7]

В-третьих, реалистическая школа обосновывает воспринятое многими учёными о праве единство юридических прав и обязанностей субъектов правоотношений, без которого невозможно существование гражданского общества, нормальное взаимодействие его членов.

В-четвёртых, в воззрениях реалистов содержится важнейший элемент законности: отрицание произвола. Только государственная власть на основе установленных законов может применять принуждение по отношению к человеку. При всей достоинствах и недостатков реалистическая школа внесла своё понимание права, которое в ряде принципиальных положений не подверглась существенным изменениям и в более позднее время.

4. Социологическая школа праваодна из основных направлений правоведения ХХ века. Основателем социологического направления в юриспруденции является Эрлих, книга которого «Социология права» (1911 г.) представляет собой систематическое изложение основных идей этого направления. В России социологическую школу представляли С.М.Муромцев и Г.Ф. Шершеневич. Разновидностью социологического направления является теория солидаризма, которую представляет Леон Дюги. Он считает, что в обществе не должно быть ни права коллектива приказывать индивиду, ни права индивида противопоставлять свою личность коллективу или другим гражданам. Люди должны быть подчинены обязательной для всех норме, вытекающей из общей солидарности. В трактовке Дюги социальная норма – это норма поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни. Она источник человеческого благополучия и стоит выше государства. Правила социальной солидарности, подчёркивает Дюги, и составляют объективное право, которое не подчинено государству, но подчиняет себе государство. Социологическая теория наполняет его социальным содержанием, доказывает, что право является уравновешивающей силой в жизни общества. Идеи данной теории чётко выражают сущность правового государства, в котором и само государство, и его граждане должны подчиняться правовым предписаниям в интересах общего блага.[8] Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат её состоит в том, что (право следует искать не в норме или психики, а в реальной жизни). В основу понятия права положено общественное отношение, защищённое государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право – это порядок в общественных отношениях в действиях людей. Позитивными можно признать следующие положения: общество и право рассматриваются как целостные взаимосвязанные явления; теория доказывает то, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всё совокупность сложившихся в обществе правовых отношений; учение подчёркивает роль права как средство социального контроля и достижения социального равновесия, возвышая роль судебной власти. Критически же в этой теории надо относится к отрицанию нормативности как важнейшего средства права, недооценки в праве нравственно-гуманистических начал, смешению одного из факторов образования права – интереса – с самим правом.[9]

5. Нормативистское направление объединяет неоднозначные взгляды на право и его роль в общественной жизни, хотя в них просматривается и определённое единство. В наиболее концентрированном виде основные положения нормативизма изложены видным юристом Г.Кельзеном. Он считал, что юридическая наука должна изучать право «в чистом виде», вне связи с политическими, нравственными и другими оценками, так как в ином случае наука теряет объективный характер и превращается в идеологию. По мнению Г.Кельзена право представляет собой стройную, с логически взаимосвязанными элементами иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Юридическая сила и законность данной нормы зависит от «вышестоящей» в пирамиде нормы, обладающей более высокой степенью юридической силы. Согласно данной теории вся система права имеет ступенчатое строение, то есть последовательно выводится из основной нормы, образуя иерархию норм. Поэтому задача теории состоит в том, чтобы в каждом конкретном правовом явлении вскрыть его соответствие верховной норме, обладающей высшей юридической силой. Несмотря на то, что нормативистская теория «суверенную» норму считает предполагаемой (гипотетичной), она доказывает необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы. С другой стороны, заслуга нормативистской теории состоит в том, что она вычленила формальные признаки права, которые и составляют его юридическую сущность. Исходя из своих научных представлений, нормативистская теория отстаивала идею правовой государственности. Кельзин считал, что государство столь же мало мыслимо без права, как и право без государства. И то и другое – две стороны единого явления. Власть есть право. Право и обязанности государства ничем ни отличаются от прав и обязанностей других лиц, ибо как в первом, так и во втором случаи они определяются законом. Позитивное значение нормативизма заключается в том, что такой подход: во-первых, позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства; во-вторых, обеспечивает определённый режим законности, единообразное применение норм и индивидуально-властных велений; в-третьих, содействует формированию «нормативного» представления о праве как формально-логической основе правосознания граждан; в-четвёртых обеспечивает формальную определённость права, что позволяет чётко обозначать права и обязанности субъектов, фиксировать меры и средства государственного принуждения; в-пятых, позволяет абстрагироваться от классово – политических характеристик права, что особенно важно при правоприменении. Ущербность нормативистского подхода усматривается в его отрицании об условленности права потребностями общественного развития, игнорировании естественных и нравственных начал в праве и роли правосознания в реализации юридических норм, абсолютизации государственного влияния на правовую систему.

6. Психология права. Значительное распространение данная теория получила в начале ХХ века в фундаментальных воззрениях видного русского учёного Л.И.Петражицкого, а затем и в работах зарубежных авторов: Дьюи, Мэрилла, Росса, Элиота и другие. Петражицкий считал, что эмпирическая наука изучает два вида бытия – физическое и психологическое. Право, как одно из явлений этого бытия, принадлежит миру психики и представляет собой императивно-атрибутивное (обязательно-притязательное) переживание людей.[10] Сознание внутренней связанности воли, поведение человека Петражицкий именует этическим сознанием. В основе его лежат особые эмоции, которые переживаются как внутренняя помеха свободе и которые побуждают человека какому-либо действию. Психологическая теория различает этический долг как правовую обязанность и этический долг как нравственную обязанность. В основе правовых переживаний лежат атрибутивные (притязательные) эмоции долга, а в основе нравственных – только императивные (обязательные, но беспритязательные) этические эмоции. Интуитивное право и выступает регулятором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право. Петражицкий подразделяет право на автономное (или интуитивное) и на позитивное (или гетерономное). Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову внутреннего «голоса» совести. Позитивное правовое представление имеет место тогда, когда оно основано на чужом авторитете, на внешнем нормативном акте. Интуитивное право носит индивидуально-свободный и изменчиво-разнообразный характер. Позитивное же право способно создавать правовые предписания, обязательные для всех субъектов права. Петражицкий обосновывает, что право выполняет распределительную и организационную общественные функции. Содержание распределительной функции выражается в том, что правовая психика распределяет различные материальные блага между индивидами и их объединениями. Несмотря на известную теоретическую сложность и «замкнутость» на психологической стороне правовых явлений общественной жизни, многие принципиальные положения теории Петражицкого в том числе и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются современной теорией государства и права. Положительным является то, что теория обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы – психологическую. Нельзя готовить и издавать законы не изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя и применять законы, не учитывая психологические особенности индивида. Недостатками данной теории можно считать её односторонний характер, отрыв от объективной реальности, невозможность в её рамках структурировать право, отличать его от иных социально-регулятивных явлений.

7. Материалистическая теория права представлена в работах основоположников марксизма-ленинизма и их последователей. В основе материалистической теории лежит тезис о том, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Марксистско-ленинское учение видит сущность права в его классовости и материальной обусловленности. Отвергая буржуазные представления о праве. Маркс и Энгельс писали: «Ваше право есть лишь возведённая в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса». Важный аспект марксистской теории права проявляется в критике социально-экономических взглядов Ф.Лассаля, которые базировались на социалистической идее общественной собственности и равенстве распределения общественно производимого продукта. «Равное право», по мнению Маркса, здесь действительно имеет место, но это ещё «буржуазное право», которое, как и всякое право, предполагает неравенство. Всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не одинаковы, не равны друг другу. Поэтому «равное право» есть нарушение равенства и несправедливости. Такое неравенство заложено в физиологическом и социальном положении людей. «Буржуазное право» признает их частной собственностью отдельных лиц, а социализм делает их общей собственностью, и только в этой части «буржуазное право» отпадает. Но оно остаётся в своей другой части: в качестве регулятора распределения труда и распределения продуктов между членами общества. Классово-экономическая теория ограничивает жизнь права (как и государства) историческими рамками классового общества. Она считает, что право – исторически переходящее явление, которое необходимо обществу лишь на определённом этапе его развития. С исчезновение классов оно утратит полностью свою социальную ценность. Марксистско-ленинская теория утверждает, что право – явление, производное от государства, в полной мере определяемое его волей. Несомненной заслугой марксистской теории является вывод о том, что право не может быть выше, чем экономический и культурный строй общества. Право, есть, оно отражает объективные потребности общественного развития, является «беспристрастным» регулятором отношений производства и потребления. Его нравственные основы в цивилизованном мире учитывают и реализуют эти потребности в рамках дозволенного и запрещённого поведения участников общественных отношений. Разнообразие взглядов на право позволяет выделить его специфические признаки как государственного регулятора общественных отношений. В отличие от не правовых нормативных регуляторов общественных отношений право характеризуется следующими формальными признаками:

Во-первых, правовые нормы в современном обществе устанавливаются государством в официальных актах. Другие виды социальных норм от государства не исходят. Они устанавливаются либо общественными организациями, либо возникают путём постепенного признания общественным мнением, укореняются в привычках людей (нормы морали, нормы обычаев, традиций).

Во-вторых, нормы права охраняются в необходимых случаях принудительной силой государственного аппарата. Если требования правовых норм не исполняются добровольно, государство применяет необходимые меры для их реализации. Государство поддерживает те социальные нормы, которые отвечают интересам общества, но их соблюдение силой государственного аппарата не поддерживается.

В-третьих, право представляет собой единственную систему норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определённого государства. Неравные социальные нормы обязательны лишь для части населения: членов общеобязательных организаций, профессиональных коллективов и других объединений людей.

В-четвёртых, право выражает общую и индивидуальную волю граждан государства в их гармоничном взаимоотношении. Все иные социальные нормы отражают волевые интересы только определённых групп или образований людей, находящихся на территории данного государства.

В силу указанных принципов право выступает государственным регулятором общественных отношений, обеспечивая свободное развитие личности, организованность и порядок в обществе. Итак, право есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.

Глава II. Понятие, сущность и основные признаки права

Определение, основные признаки права и сущность права

Право – это система общеобязательных формально определённых правил поведения, установленных или санкционированных государством имеющих обязательное значение и гарантированное государством.[11]

Совокупность норм, с одой стороны, представляющих, а с другой, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимоотношениях.

Объективный порядок, регулирующий отношения людей, который соединяет в себе субъективные права и обязанности, предоставляемые юридическими нормами.

Основные признаки права:

  1. Сознательно – волевой характер. Право – проявление воли и сознания людей. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, социальных групп, отдельных лиц и организаций. Формирование и функционирование права в его развитом состоянии, как выражение свободы, справедливости и разума, возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют духовную, экономическую и политическую свободу. Но это осуществимо лишь в развитом гражданском обществе и правовом государстве.
  2. Нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования – нравственностью, обычаями и т.д. Нормативность в правовой сфере – это не просто формирование типичного правила, а нечто большее – гарантия осуществления субъективного права. Обладатель субъективного права не просто свободен в своих действиях, его свобода обеспечена, защищена общеобязательностью нормы, за которой стоит мощь государства. Специфика нормативности права заключается в том, что право возведено в закон, в ранг официальных правил. Нормативность права в наибольшей мере выражает его функциональное назначение быть регулятором поведения людей, общественных отношений. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несёт информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы.
  3. Формальная определённость. Следует заметить, что формальная определённость в некоторой степени свойственна и другим нормативным системам. Так, корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нормативных актах. Религиозные нормы – заповеди формулируются в священных книгах. Однако в перечисленных случаях форма соответствующим правилам придаётся не государством, а другими организациями (общественными, религиозными). Государство в отличие от них придаётся праву общеобязательное значение, возводя право в закон, т.е. облекая в официальные формы выражения. Формальная определённость права во многом обеспечивает его содержательную определённость. На основе нормативных предписаний чётко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций.
  4. Обеспеченность государством. Обеспеченность права государством в наибольшей степени выражается в возможности государственного принуждения, которое реализуется в двух направлениях. Во-первых, оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны (например: взыскание долга, возмещение причинённого ущерба, морального вреда). Во- вторых, в определённых законом случаях виновные привлекаются к юридической ответственности, и подвергается наказанию (лишение свободы, конфискация имущества, штраф и т.п.).
  5. Системность. В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента: естественное, позитивное и субъективное право. Первый элемент – естественное право, состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права – права человека, или, иначе говоря, возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину. Второй элемент – позитивное право. Это законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп. Третий элемент – субъективное право, т.е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя. Системные связи права рассматриваются и в других аспектах: право делится на частное и публичное, на нормы, институты и отрасли, включает в себя систему законодательства.[12]

Сущность – главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому её уяснение представляет особую ценность в процессе познания. По мнению С.С.Алексеева, «на первых фазах развития человеческого общества (в азиатских теократических монархиях, в рабовладельческих и феодальных государствах) существовали, как правило, неразвитые правовые системы».[13] Действительно, в период рабовладельческого и феодального строя право было традиционным, или обычным. Неразвитость традиционного права, прежде всего, состояла в том, что оно выполняло в основном охранительную функцию и выступало частью единой системы социального регулирования, в которой регулирующую функцию осуществляли религия, нравственность и обычаи.

С утверждение буржуазного экономического и социального строя право постепенно начинает выполнять также и регулятивную функцию, более того – становиться основным и наиболее эффективным регулятором общественных отношений, особенно в таких областях, как экономика и политика.

Специфика современного развитого права состоит в том, что в центре его находиться отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода. Конечно, свобода человека исторически подготавливается всесторонним развитием общества, важнейших его сфер – духовной, экономической, политической.

Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет обще-социальную сущность, служит интересам каждого человека, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей.[14]

Сущность права находит своё выражение в правовых принципах, в его социальном назначении и функциях.[15]

2.2 Принцип права, социальное назначение и функции права, понимание права в мировой и отечественной юриспруденции

Принципы права – это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.

Правовые принципы обеспечивают единство права и правового регулирования для права в целом, для отдельных его отраслей и крупных правовых институтов.

Принципы права играют важную роль в правовом регулировании. Во-первых, они выступают в качестве руководящих идей для законодательства, определяя пути совершенствования правовых норм. Во-вторых, властные органы и должностные лица руководствуются принципами права при принятии индивидуальных юридических решений. В-третьих, в случаях пробелов в законодательстве принципы права могут использоваться в качестве юридического основания при рассмотрении спора о праве. В-четвёртых, принципы права помогают правильному толкованию юридических норм.

Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общественные), его отдельным отраслям (отраслевые) или группы смежных отраслей (межотраслевые), а также крупным правовым институтам. Принципы правовых институтов, отраслевые и межотраслевые, изучаются отраслевыми юридическими науками. [16]

Рассмотрим некоторые общеправовые принципы более подробно.

  1. Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает обще-социальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями.
  2. Принцип приоритета прав человека отражает тот факт, что естественные прирождённые, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства.
  3. Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус, т.е. равные конституционные права и единую для всех правосубъективность. В части 2 статьи 19 Конституции РФ говорится: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».[17]
  4. Содержание принципа законности заключается в том, что, как гласит статья 15 Конституции РФ , «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и принятие на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
  5. Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В части 1 статьи 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

Право создаётся людьми для достижения определённых целей, обладает ценностью и имеет социальное назначение, состоящее в следующем. Во-первых, право нацелено на создание устойчивого, стабильного порядка в общественных отношениях. Во-вторых, право обеспечивает свободу человека во всех сферах его жизнедеятельности. В-третьих, благодаря праву человек обретает состояние защищённости, безопасности для себя и своей семьи. В-четвёртых, на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система.

Существует и социальное назначение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику «работы» юридические нормы.[18]

Помимо социального права имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.

  1. Регулятивно – статическая функция, или функция закреплённости, стабилизации общественных отношений, наиболее отчётливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закрепление основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъективности физических и юридических лиц, а также их субъективных прав. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям представляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению.
  2. Выполняя регулятивно – динамическую функцию, право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнять воинских долг, платить налоги, выполнять обязательства по договору и т.д.
  3. Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляются органами государства в рамках юридического процесса, урегулированного процессуальными нормами. Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм.
  4. Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, а которых в общем виде содержится отрицательная и положительная оценка тех или иных возможных действий.

В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право. Но лишь в последнее время учёные стали задаваться вопросом, что значит понимать право.

Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной, мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие и отношение к нему как к целостному социальному явлению.[19]

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, например гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, юрист-профессионал, имеющий достаточный запас знаний о праве, учёный, человек с абстрактным движением.

Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы.

Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а так же оценка и отношение к ним как к справедливым так и не справедливым.

В зависимости от уровня культуры, методической оснащённости субъекта и выбора предмета изучения правопонимание может быть полным или не полным, правильным или искажённым, положительным или отрицательным. Обыкновенный человек понимает право так, как это позволяет ему собственный разум в определённых культурологических традициях соответствующей эпохи и общества. Для него понимание права во временном масштабе ограничено рамками его жизни. Такие элементы правопонимания, как знания, оценки, могут предаваться другим людям, а исследователь-учёный оставляет после себя ещё и письменные представления о праве. Другими словами, образ права, сложившийся в умах наших предшественников и выразившийся в той или иной концепции, оказывает заметное влияние на формирование правопонимания у потомков.[20]

Современный уровень развития гуманитарной науки и методологии исследования социальных явлений позволяет систематизировать различные взгляды о праве на основе определённых критериев. Уже само отношение к праву его судьбе, тот факт, положительное значение имеет оно для общества или отрицательное, выступает оно в качестве самостоятельно социального явления или как элемент иной системы регулирования, выявляет противоположные мнения.

В частности, представители ряда философских течений рассматривали права, как часть нравственности или как низшую ступень нравственности и отрицали социально-ценностный характер права.

При решении основного вопроса в философии о соотношении бытия и сознания выделяются идеалистический, и материалистический подход к изучению права.

Право представляет собой наиболее эффективный регулятор общественных отношений и поведения людей. Право выражает интересы человека и общества и имеет обще-социальную сущность. Право неразрывно связано с государством, которое придаёт юридическим нормам официальное значение и обеспечивает их реализацию.

Заключение

Проводя исследования темы «Происхождение права» необходимо сделать следующие выводы. Возникновение права - закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. В то время, как обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений, каким стало право. При рассмотрении вопроса о происхождении права выяснилось, что спектр теорий возникновения подобного уникального общественного явления в жизни людей необычайно широк. Авторы, занимавшиеся исследованиями теоретических правовых вопросов, создали множество концепций и школ права, выдвигая порой самые фантастические аргументы в защиту той или иной теории, приверженцами которой они являлись, попутно подвергая беспощадной и не всегда аргументированной критике теории и доводы, отличающиеся от своих собственных; иные же просто полагались на вопросы веры, ссылаясь на божественный авторитет. С другой стороны, множество людей, искренне интересовавшихся данной проблемой, приложили немало усилий, пытаясь разрешить эту, казалось бы, неразрешимую задачу - найти ответ на вопрос: «Как же произошло право?» Ответ скрыт в толще веков и вряд ли когда удастся найти убедительные доказательства в подтверждение той или иной теории. Относительное значение права даёт повод некоторым теоретикам определять очень низко его ценность. Одни видят в праве только этический минимум, другие считают неотъемлемым элементом кто принуждения, т. е. насилие. Право в гораздо большей степени дисциплинирует человека, чем логика и методология, или чем систематические упражнения воли. Главное же, в противоположность индивидуальному характеру этих последствий дисциплинирующих систем, право – по преимуществу социальная система и притом единственная социально дисциплинирующая система.

Главное и самое существенное содержание права составляют справедливость и свобода. Правда, справедливость и свобода составляют содержание права в их внешних относительных, обусловленных общественной средой формах. Всё то ценное, что составляет содержание права, приобретает своё значение в силу основного формального свойства права, выражающегося в его дисциплинирующем действии.

Список использованной литературы

Нормативно правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации( принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)

Учебные и специальные пособия:

1. Алексеев С.С. Теория права М:, 2009 г.

2. Алексеев С.С.Теория государства и права «Учебник для вузов» 3-е издание. Под ред. Перевалова В.Д. – М:, 2006г.

3. Алексеев С.С. Философия права – СПб – 1997г.

4. Бачинин В.А. История философии и социологии права – СПб – 2001г.

5. Борисов Г.А. Теория государства и права Белгород 2007г.

6. Ильин И.А. Теория права и государства 2-е издание. Под ред. Томсинова В.А. – М:, 2008г.

7. Коваленко А.И. Общая теория государства и права – М:, 2009г.

8. Ковлер А.И. Антропология права – М:, 2002г.

9. Коркунов Н.М. Общая теория права М:, 1999г.

10. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права –М:, 2002г.

11. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права – М:, 2008г.

12. Мальцев Г.В. Понимание права: подходы и проблемы – М:, 1999г.

13. Муромцев С.М. Образование права по учениям немецкой юриспруденции М:, 2004г.

14. Нерсесянц B.C. Право и закон М:, Москва, 1999г.

15. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией

нравственности. 2007г.

16. Сабо И. Основы теории права. Под ред. В.А. Туманова. - М.: 2000г.

17. Спиридонов Л.И. Теория государства и права – Спб – 2008г.

18. Хропанюк В.Н.Теории государства и права «Хрестоматия». Под ред. Радько Т.Н. – М:, 1998г.

19. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права – М:, 2001г.

20. Явич Л.С. Сущность права – Л:, 2005г.

  1. Алексеев С.С. Философия права – СПб – 1997г.

  2. Борисов Г.А. Теория государства и права Белгород 2007г.

  3. Коваленко А.И. Общая теория государства и права – М:, 2009г.

  4. Нерсесянц B.C. Право и закон М:, Москва, 1999г.

  5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права – М:, 2008г.

  6. ? Коркунов Н.М. Общая теория права М., 1999г.

  7. Муромцев С.М. Образование права по учениям немецкой юриспруденции М:, 2004г.

  8. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. 2001г.

  9. Алексеев С.С.Теория государства и права «Учебник для вузов» 3-е издание. Под ред. Перевалова В.Д. – М:, 2006г.

  10. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией

    нравственности. 2007г.

  11. Хропанюк В.Н.Теории государства и права «Хрестоматия». Под ред. Радько Т.Н. – М:, 1998г.

  12. Ильин И.А. Теория права и государства 2-е издание. Под ред. Томсинова В.А. – М:, 2008г.

  13. Алексеев С.С. Теория права М., 1995 г.

  14. Явич Л.С. Сущность права – Л:, 2005г.

  15. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права –М:, 2002г.

  16. ? Спиридонов Л.И. Теория государства и права – Спб – 2008г.

  17. Конституция РФ

  18. Бачинин В.А. История философии и социологии права – СПб – 2001г.

  19. Спиридонов Л.И. Теория государства и права – Спб – 2008г.

  20. Ковлер А.И. Антропология права – М:, 2002г.