Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теория происхождения государства (изучение происхождения различных концепций государства)

Содержание:

Введение

Эволюционный процесс развития рода человеческого привел к тому, что для удовлетворения своих потребностей человек перешел от присвоения животных и растительных форм к самостоятельной трудовой деятельности, производя при этом орудия труда, обрабатывая ими земельные площади, выращивая себе пищу и т. д. Это послужило переходом от производства к разделению общественного труда. Такие события имели крупные последствия в общественной жизни. Выросла роль мужского труда по сравнению с женским. Родовая община постепенно начала дробиться на патриархальные семьи интересы которых уже перестали совпадать с интересами рода. Так началось разложение общины и наступил черед к появлению экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, образования классов. И, как следствие зарождения государства.

Условия возникновения государства в последние века хорошо известны, так как сохранились исторические источники возникновения государств. Например, возникновение новых государств после распада СССР. Но возникновение государства в «доисторический» период, в условиях родового общества, его причины и условия возникновения — это уже более сложный вопрос.

Существует множество теорий происхождения государства, которые своим образованием и особенностями возникновения обязаны различным историческим эпохам, развитием общественного сознания, природным особенностям, идеологической приверженностью лидеров общин, родов, кланов, а затем и главами государств. Наличие многообразия таких теорий происхождения государства говорит об относительности человеческого познания и невозможности создания единой, абсолютной теории данного аспекта. Отсюда следует, что каждая «доисторическая» теория имеет больше познавательную ценность и дополняет другую теорию, и, как следствие, воссоздает картину процесса происхождения государства.

Формирование государства у различных народов происходило разными путями, что и привело к тому, что появились различные точки зрения в объяснении причин возникновения государства. Вопрос о происхождении государства имеет не только научное, но и практическое значение. Установление причин, лежащих в основе появления государства и государственной власти, позволяет наиболее точно понять социальную природу государства - его роль и функции. Это вызывает интерес и актуальность данной темы сегодня.

Большой вклад в освещение вопроса происхождения государства внесли такие ученые, как: Венгеров А.Б., Графский В.Г., Исаев И. А., Крашенинникова Н.А., Омельченко О.А., Саломатин А.Ю., Томсинов В.А., Марченко М.Н. и другие.

Целю написания курсовой работы является изучение происхождения различных концепций государства.

Для достижения поставленных целей в работе будут решаться следующие задачи:

  • исследовать признаки, условия и причины возникновения государства;
  • проанализировать различные теории происхождения государства;
  • рассмотреть восточную и западную концепцию происхождения государства.

Объектом исследования является процесс происхождения государства различных народов.

Информационной базой для написания курсовой работы послужили труды отечественных и российских историков и правоведов.

1. Понятие государства, его признаки и особенности

1.1. Признаки, условия, причины и особенности возникновения государства

«Государство» как понятие в современной политической теории является одной из приоритетных тем для обсуждений. Это связано с тем, что государство является главным орудием политической власти в обществе, звеном политической системы, средством поддержания порядка в обществе и ключевым звеном, которое связывает интересы всех слоев населения.[1]

В обществе с государством власть центральной группы опирается на административный аппарат, который базируется или опирается на юридические нормы. В таком обществе действует четко установленное иерархическое разделение на лица, владеющие политической властью и лица, подчиняющиеся этой власти. То есть, существуют отношения управления и подчинения, где организованное меньшинство обладает монополизированной централизованной политической властью.[2]

Природа государства имеет ряд тесно связанных друг с другом измерений. Одним из таких измерений являются признаки государства, отличающие его от движений, партий и других негосударственных политических организаций, и оказывающих существенное влияние на общество.

Признаки государства:

    1. государство выступает как единая территориальная организация политической власти в стране. Государственная власть распределяется на всей территории и на всех членов сообщества. Целостность общества обеспечивает институт гражданства. Именно в нем и выражается сущность государства для отдельного индивида. Осуществление власти на определенной территории требует установления государственных границ, отделяющих одно государство от другого. В пределах своей территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти над населением;
    2. государство выступает в роли организатора политической власти, со своим механизмом и системой органов и учреждений, управляющих обществом. Государственный механизм здесь представлен институтом законодательной, судебной и исполнительной власти. Но для нормального существования общества государство вынуждено также применять принуждение, осуществляемое с помощью органов насилия (армия, служба безопасности);
    3. государство обладает правом регулирования жизни общества с помощью общеобязательных законов, которые проводятся в жизнь с помощью специальных органов (например, судов);
    4. государство - это суверенная организация власти, выражающаяся в верховенстве и независимости во взаимоотношениях с другими государствами или внутри страны. Верховенство проявляется:
  • в общеобязательности ее решений для населения;
  • в возможности отмены постановлений и решений негосударственных организаций;
  • в обладании рядом исключительных прав;
  • в наличии специальных средств воздействия для населения;

5) государство имеет систему принудительного сбора налогов и иных обязательных платежей, обеспечивающих экономическую самостоятельность.[3]

Но, до сих пор существуют общества, которые не создали для упорядочения своей жизни какие-то особые институты. В таком обществе без государства политические функции не монополизированы на постоянной основе его привилегированной властью.

В основе возникновения причин государства всегда лежат философские и идейные точки зрения и течения. Современная наука связывает процесс возникновения государства с развитием производства, перехода от присваивающей экономики к производящей и другими внутренними и внешними причинами (рис.1).[4]

Причины зарождения государства

Внутренние

Внешние

Усложнение

общественных

отношений

Возникновение

частной

собственности

Необходимость объединения

племен под одним

руководством как условие

выживания в ситуации

постоянной военной

опасности

Государство необходимо как аппарат

регулирования отношений между

людьми

Государство необходимо как аппарат

подчинения простых общинников

формирующейся знати

Рисунок 1 — Причины зарождения государства

В процессе эволюции для удовлетворения своих потребностей человек перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к трудовой деятельности, способствующей преобразованию природы, производство пищи и орудий труда; появлению ранних земледельческих общин в регионах с благоприятным климатом для жизни и работы, и как следствие, увеличению численности и плотности населения в данных районах. Рост таких общин привел к образованию семейно - клановых групп. Этот процесс сопровождался укрупнением поселений и образованием поселений городского типа. Со временем члены семейных групп приобретают новые культурные и производственные навыки, что способствует разделению труда (например, скотоводство и земледелие), а это в свою очередь повышает эффективность общественного производства. Производящее хозяйство удовлетворяет не только потребности своего клана, но и соседних родовых групп излишками производства (продуктом, а затем товаром). Так произошло становление товарного производства и выделение еще одной группы — торговцев. С появлением излишнего продукта происходит накопление богатства и как следствие, возникает неравенство между общинами и внутри родовых кланов. С появлением неравенства у лидеров появляется новый статус и авторитет, имущественные и другие привилегии, новые функции по управлению родом и увеличивающейся ответственности. Ответственность включала не только организацию общественных работ, но и перераспределение земельных участков и поддержание отношений с соседними кланами. Это означало зарождение элемента будущей системы эксплуатации присущей государственной организации общества и изменению статуса власти, приобретающего более управленческий характер.[5]

Наряду с изменениями структуры внутри рода происходят изменения и в отношениях между общинами. Общины захватывают территории, используют религиозные и бытовые обряды, отказываются от браков внутри рода, что способствует генетическому развитию человека. Лидер решает вопросы выходящие за пределы интересов рода, что порождает становление функции управления прибавочным продуктом и зарождение социально - нормативных механизмов, формирование новых основ управления обществом, являющихся по своему типу предгосударственными.

Одной из последних ступеней в создании структуры государства явилось выделение группы людей, занимающихся профессиональной деятельностью: управленцев, администраторов, руководителей. Управленческие должности дают их обладателям большие материальные выгоды, позволяющие навязывание своей воли другим членам сообщества. Управленцы не желают расставаться с властью и привилегиями, закрепляя это право за своим кланом. Такая деятельность постепенно приобретает политический характер и усиливает власть.[6]

Одним из важнейших факторов создания государства были вооруженные силы, которые подчинялись управленческой верхушке. При создании многих государств первичным фактором создания государства являлась именно война, то есть завоевание земель и кланов. Задачей вооруженных сил была охрана благосостояния и жизни знати не только от внешних врагов, но и от соплеменников. Не мало важным фактором являлось и то, что во время военных действий происходит движение научно-технического прогресса, так как все новое изначально пробовалось на полях сражений и только потом использовалось в повседневной жизни.[7]

Таким образом, можно сделать вывод, что основной причиной создания государства явилось возникновение производящей экономики, создающей предпосылки классового деления общества, а также и в воспроизводстве самого человека. Запрещение инцестов способствовало выживанию и укреплению рода человеческого в глобальном смысле, развитию общества и его культурных отношений, обостряются противоречия, вследствие чего родовая община изживает себя и на смену ей приходит новая организационно - правовая форма общества — государственность.[8]

Различные теории происхождения государства

Наукой было разработано много теорий происхождения государства. Современная наука при рассмотрении этих теорий, отмечает, что многие из них содержат элементы истины, но им так и не удалось отразить весь процесс и характер происхождения государства.

Каждая теория или концепция развития общества отражает в себе особенности текущего социального и политического момента и обусловлена уровнем развития науки её создающей. И точно также обстоят дела и с различными теориями происхождения государства. В каждой теории отражены отдельные факторы и процессы, но при этом имеет место преувеличение, то есть некоторая гиперболизация.[9]

Мнение человечества о зарождении «доисторического» государства складывается из теорий известных философов: Аристотеля, Аврелия Августина, Ж. Ж. Руссо, Е. Дюринга, Г. Спенсера, Ж. Гобино, Ч.Дарвина и др. В таб.1 приведены различные «доисторические» теории, представители и их основные идеи.[10]

Таблица 1

«Доисторические» теории происхождения государства

Теория

Представители

Основная идея

Патриархальная

Аристотель

Государство выросло из семьи, подданные относятся к монарху, как дети к отцу

Теологическая

Фома Аквинский, Аврелий Августин, Ж. Маритен

Государство создано Богом, а его правитель подчинен божественной воле

Окончание таблицы 1

Договорная

Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев

Государство — продукт договора между людьми о защите их естественных прав. Необходимость объединения диктовалась появлением общественного неравенства, которое породило несправедливость и конфликты

Органическая

Г. Спенсер

Общество, как живой организм, подвержено стадийности развития, переход от простого к сложному (объединение людей в племя, союз, государство). Общество функционирует подобно человеческому организму

Психологическая

Л.Петражицкий, Г. Тард

Государство появилось в связи с особыми свойствами человеческой психологии. А именно, в стремлении людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и следовать в повседневной жизни. Причиной возникновения государства является определенное состояние психики людей, постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей язычества. Это привело к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно

Марксистская

К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин

Причинами происхождения государства считается раскол общества на классы с непримиримыми интересами, что было связано с изменениями в экономике и появлением частной собственности

Насилие

Е. Дюринг, К. Каутский

Государство возникло в результате внутреннего насилия (политического и экономического) и внешнего (здесь имеются ввиду войны)

Таблица составлена по учебнику Н.А.Крашенникова История государства и права зарубежных стран в 2-х томах

В таблице 1 описаны теории известных философов в различные исторические вехи, влияющие на изменение мнения человека о зарождении государства. Рассмотрим эти теории подробнее.

Аристотель считал, что государство является не только естественным продуктом развития, но и наиболее высокой формой человеческого общения. Эту теорию поддерживал Конфуций (китайский ученый), считающий государство большой семьей, а власть императора определялась как власть отца нации, который обязан заботиться о подданных. Отношения были построены на строгой субординации, подданые должны быть законопослушны и почтительны своим правителям.[11]

Что касается теологической теории, то ее нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Все, что касается высшего разума, существования Бога — это вопрос веры.

Представление государства как человеческого организма впервые было сформировано древнегреческими мыслителями. Платон сравнивал функции государства и его структуру со способностью человеческой души. Аристотель продолжил эту идею и на основании этого отрицал возможность существования человека как существа, изолированного от окружающего мира. Общество и государство представляют единый организм.[12]

Г. Спенсер считал, что государство образуется одновременно со своими составными частями, имеются ввиду люди. Поэтому государство будет существовать до тех пор, пока существует род людской. Чтобы не допустить исчезновения данного биологического вида, он считал необходимым добиваться гармонизации между естественными и социальными законами человеческого бытия. В здоровом организме все клетки функционируют хорошо, а больные клетки снижают эффективность его жизнедеятельности. То есть, под государственной властью Г. Спенсер понимал господство целого над своими составными частями, выражающееся в обязанности государства обеспечивать благополучие своего народа.[13]

Теория насилия объясняет возникновение государства факторами военно-политического характера. Насилие здесь рассматривается как глобальное и естественное явление, влекущее за собой не только противостояние сторон, но и порождение определенных социально-экономических последствий. Минус этой теории в том, что она не учитывает того, что государства возникают и развиваются не только с помощью войн и завоеваний. Фактор насилия носит в общем смысле вторичный характер, но, как и в истории распада Римской Империи (мораль стала первичным фактором), но в результате Второй мировой войны в Восточной Европе возникли социалистические государства.

Е. Дюринг считал, что экономические отношения являются производной от политических, следовательно, политическая сила является первоначальным фактором возникновения государства. Первоначальным фактором здесь выступает политическая сила. В качестве доказательства данной теории, Е. Дюринг отмечает, что в интересах нормального развития общества, общество должно принимать любое решение большинством голосов, а меньшинство обязано подчиняться.[14]

Представители психологической теории утверждают, что народ является пассивной инертной массой, ищущей подчинения и готов быть зависим от элиты. Человеку присуща потребность жить в рамках организованного сообщества и взаимодействовать коллективно.

Договорная теория разрабатывалась еще софистами в Древней Греции и согласно ей: в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других людей, нарушается порядок и возникает насилие. И, для нормального сосуществования люди заключают договор о создании государства, передавая при этом добровольно ему часть прав.[15]

Материалистическая теория подробно описана в трудах Ф. Энгельса и К. Маркса и характеризуется она следующими аспектами:

    1. государство возникает как продукт непримиримости, то есть классовой борьбы, как орудие подавление высшими классами низших;
    2. в результате экономического развития общество усложняется и сложнее становиться его производительная и распределительная сфера, что обуславливает совершенствование управления и приводит, в конечном итоге, к возникновению государства.[16]

Материалистическая теория выделяет следующие формы происхождения государства:

    1. афинская — государство возникает преимущественно из классовых противоречий, которые формируются внутри общества;
    2. римская — родовое общество переходит в закрытую, замкнутую аристократию, изолированную от бесправной плебейской массы, которые побеждают и, тем самым на развалинах возникает государство;
    3. германская — государство возникает как результат захвата обширных территорий, господство над которыми не было бы возможным, если бы не было государства.

Отличительными признаками государства являются:

  • организация публичной власти;
  • организация всеобщего властвования на определенной территории;
  • организация, существующая за счет налогов;
  • организация принудительного насилия;
  • внутренний и внешний суверенитеты.[17]

Немецкий философ Г. В. Гегель утверждал, что в основе природных и общественных явлений, а следовательно и государства, лежит «абсолютная идея». Он считал, что «государство есть высшая форма реализации нравственности, оно не служит, а господствует, оно не средство, а высшая цель. Государство имеет высшее право в отношении личности, а обязанность личности — быть достойным членом государства».[18]

2. Основные теории происхождения государства

Восточная концепция происхождения государства

Формирование государства является длительным процессом, который у различных народов идет разными путями.

Различают два основных пути возникновения государства (рис.2).[19]

Пути возникновения государства

Восточный путь

- преимущественно общинная

государственая собственность;

- форма монархии, деспотии;

мощный чиновничий аппарат;

- плавный переход перерастания

первобытного общества в

государство

Западный путь

- классовое разделение общества;

- форма „военной демократии“;

- преимущественно частная

собственность;

- расслоение общества;

- более резкий переход к

государственной форме правления

Рисунок 1 — Пути возникновения государства

Восточный, его еще называют азиатским путем возникновения государства является универсальным, так как по этому пути происходили не только государства Азии, но также и Африки и Америки. Для данного пути развития характерно формирование государства в основе которого лежат условия первобытного общества управленческого аппарата. Для этой формы характерны:

  • общественная форма собственности;
  • существенный рост производительности труда;
  • оседание накопленных богатств в руках родовой знати;
  • рост населения и его большая концентрация;
  • появление городов, становящихся культурными и религиозными центрами.[20]

Географические особенности среды обитания, такие как возможность строительства иррагационных систем, оказали большое влияние на способ формирования власти.

Сходство восточных государств заключается в следующем:

  • абсолютные, деспотические монархии;
  • мощный чиновничий аппарат;
  • государственная собственность как экономическая основа;
  • отсутствие четко выраженной классовой дифференциации.

Государство одновременно и эксплуатировало народ и управляло им, то есть само государство выступало здесь организатором производства.[21]

Самые древние Восточные государства рождались в долинах крупных рек: Тигра, Нила, Ганга и др. То есть там, где имели место быть зоны поливного земледелия, которые за счет урожайности позволяли повышать производительность труда. В этих местах были созданы условия для возникновения государственности, а именно, появилась возможность содержать ничего не производящий аппарат управления, который был необходим для лучшего развития общества. Так как поливное земледелие составляло огромный объем работ: строительство сооружений и каналов, дамб и подъемников и содержание их в рабочем состоянии, то для этого необходимо было объединение общин и кланов (объем работ существенно превышал возможности) под единым началом централизованного управления. Это обусловило сохранение сельскохозяйственных общин и общественной формы собственности на землю.[22]

Вместе с развитием экономики происходит развитие и изменения в социальной сфере. Все, что производится - обобществляется, а затем перераспределяется. Перераспределение осуществляется старейшинами рода в руках которых оседает и скапливается общественное достояние. И как результат, возникает такое явления как «власть-собственность». Суть которого заключается в праве распоряжаться общественной собственностью в силу нахождения на высокой должности. Так увеличивается значение родоплеменной знати и их доли в распределении общественного продукта. Управлять становиться просто выгодно. Так появляется экономическая зависимость, сидеть на такой должности удобно, выборность таких лиц становится просто формальностью. Это приводит к появлению наследственности должности. В рамках общины основным назначением власти было и управление фондами общины, где хранилась большая часть накопленного общественного избыточного продукта. Это привело к появлению внутри общины особой группы должностных лиц, которые выполняли административные функции. Извлекая из своего положения выгоды и преимущества общинные управленцы оказывались заинтересованными в закреплении этого статуса. Эта прослойка в конечном итоге превращалась в знать, которая именовалась аппаратом государственной власти. Отсюда можно сделать вывод, что одной из главных предпосылок как образования государства, так и образования классов было использование властвующими слоями контроля над политическими, экономическими и военными функциями.[23]

Административная государственная структура, которая обусловилась экономической необходимостью, сложилась прежде, чем возникла частная собственность. Деспотическое государство было не только орудием классового господства, но и само служило источником образования классов и возникновения различных привилегированных слоев населения. Поэтому узурпировались не сами средства производства, а управление ими. Экономика было основана на государственной и общественной формах собственности. Верхушка государственного аппарата имела привелегии во всем, однако частная собственность не оказывала большого влияния на экономику: основной вклад в общественное производство вносили свободные общинники. При потери должности чиновник терял имущество. Частная собственность купцов и городских ремесленников также находилась во власти монархов и тоже не играла важной роли, так как собственность купцов было связана не со сферой производства, а со сферой распределения. [24]

По мере роста трудовой деятельности «зачатки государственной власти» плавно превращаются в органы управления и управляют денежной массой общин и остаточным продуктом. Так и появляются мини государства. Централизованная власть начинает приобретать деспотичный характер. Авторитет управленца был достаточно высок, так как достижения, например, в хозяйственной деятельности, объяснялись умением управленца правильно организовать работу, умением действовать в общих целях. Здесь проявлялась и религиозная идеология: правитель посредник между Богом и людьми.[25]

В результате возникает структура государства, представленная на рис.3.

Неограниченный монарх, деспот

Советники, визири

Чиновники низшего ранга и т.д.

Сельскохозяйственные общины

Рисунок 3 — Структура государства

Земля, как основное средство производства, находится в собственности общин и общинники считаются свободными, но только формально, а фактически все стало государственной собственностью, включая и личность и жизнь подданных, которые оказались в безраздельной власти государственного бюрократического аппарата во главе с монархом.

Отличия Восточных государств состояли в том, что в одних странах (Китай) рабство носило чисто домашний характер, а в других (Египет) было много рабов, которые вместе с общинниками вносили большой вклад в экономику. Рабы в таком обществе были собственностью государства (монарха) или храма. Восточный путь происхождения государства представлял перерастание первобытного общества в государство.[26]

Основные причины появления государства:

  • потребность в осуществлении ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия;
  • необходимость объединения больших масс людей и больших территорий в связи объемами работ;
  • необходимость централизованного (единого) руководства массами людей.

Нельзя не заметить, что восточное общество было застойным, так как на протяжении многих веков оно практически не развивалось.[27]

Так, например, в Китае общество возникло раньше, чем в Европе, но несмотря на существенные социальные потрясения общество оставалось неизменным, менялись только династии. В Африканских государствах все было так же, но верховная власть здесь была не наследственной, а выборно-наследственной. Правители были связаны системой ограничений в предвижении, в контактах с населением. Зарождение государства в этих регионах при отсутствии частной собственности не основное средство

производства и разделения общества на классы являлся типичным, определяющим в становлении государственности, естественный ход которого был нарушен в результате колонизации. Общий вывод по данному разделу представлен на рис.4.

Развитие экономики

приводит к возникновению не

только родоплеменной знати,

но и к такому явлению, как

„власть-собственность“, суть

которого заключается в

распоряжении общественной

собственностью в силу нахождения

на определенной должности,

с потерей которой теряется

собственность

Основным назначением власти в рамках

общины было управление особыми

резервными фондами, в которых

концентрировался общественный

избыточный продукт, и защита от

внешних врагов

Существенное влияние на появление

государства оказывают географические и

климатические факторы, особенности

среды обитания – условием выживания

явилось выполнение масштабных

общественных работ, превышающих

возможности отдельных работ

Административные функции часто

совмещались с культовыми. Этим

достигался особый авторитет власти

и объяснялся деспотичный характер

власти монарха через ее производность

от воли Бога

Имеет место эволюция не от

собственности к власти, а наоборот.

Административные структуры

сложились в силу объективной

экономической необходимости раньше,

чем появилась частная

собственность

Частная собственность не играла

существенной роди в общественном

производстве и не оказывала влияния на

политическую жизнь

Политическое господство

основывается на отправлении

какой-либо общественной

функции, на занятии

определенной должности

Основное средство производства – земля-

формально находилась в собственности

общин, сами общинники были свободными,

однако фактически и земля, и общинники

оказались во власти государства и

абсолютного монарха

Рисунок 4 — Восточный путь возникновения государства (общий вывод)

Западная концепция происхождения государства

Первичным фактором процесса образования государства на территории Европы был процесс социально - имущественного расслоения общества вызванный формированием частной собственности. Достаточно полно возникновение государства по этому пути описано в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».[28]

Характерной чертой Западного пути происхождения государства является то, что основным государствообразующим фактором было разделение общества на классы, в основе которого лежала частная собственность на землю и другие средства производства.

Например, в древних Афинах государство развивалось, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов, постепенно заменяя их на государственные органы власти. Место народа занимает публичная власть, не совпадающая с обществом, отчужденная от него и готовая выступить против него.[29]

Экономическое неравенство наблюдается на ранних стадиях разложения общинного строя: у знати больше земельных угодий, скота, рабов, орудий труда, чем у простых общинников. Рабство носит преимущественно патриархальный характер, рабы используются в качестве домашней прислуги и не являются производительной силой, отсюда появляется наемный труд. Когда основной производительной силой выступают общинники у которых нет наделов. По мере развития частной собственности усиливается влияние экономически сильной группы, стремящейся ослабить роль народного собрания и передать власть своим представителям.

Теперь не родовая знать занимает ответственные государственные должности, а наиболее богатые собственники.[30]

Следовательно, для западного государства, например Афин, характерно то, что оно возникло непосредственно и прежде всего из классовой борьбы и противоречий. Частная собственность стала фундаментом для утверждения экономического господства имущих классов. Это позволило овладеть институтами публичной власти и использовать их для защиты своих интересов. На сегодняшний день Афины считаются классической формой возникновения государственности.[31]

Западная концепция происхождения государства имеет и ряд особенностей, например, Древняя Спарта, которые были обусловлены такими обстоятельствами как: спартанская община завоевала соседние территории, население которых стало общими рабами, но превосходило по численности Спарту, которых необходимо было держать в повиновении. Это потребовало создание нового руководящего аппарата, новых органов власти. Вместе с тем стремление не допустить имущественного неравенства среди коренного населения, недопущения частной собственности на рабов и на землю, которая оставаясь в государственной собственности, делилась на равные участки между жителями, постоянная угроза восстания рабов привели к тому, что Спарта стала жесткой аристократической республикой со значительными пережитками первобытного строя. Жесткость режима и застой существующих порядков не давал возникнуть той силе, которая бы ликвидировала остатки родоплеменной организации.[32]

В Римской империи процесс формирования классов и государства тормозился по ряду причин. Почти два века между группами свободных членов римского родоплеменного общества шла борьба: плебеи вырывали у патрициев уступки в праве голоса за демократию. В итоге, утвердилось равноправие свободных граждан, гражданин стал одновременно и воином и землевладельцем, возросло социальное и политическое значение сельской общины. Все это тормозило развитие имущественного, социального неравенства среди свободных граждан и формирование частной собственности как важного фактора классообразования.

И только спустя два века в результате непрекращающихся завоеваний скапливается такая масса рабов, что римская семья оказалась не в состоянии удерживать их в повиновении и подавлять. В итоге из 60 млн. человек всей Римской империи свободных граждан насчитывалось не более 3% населения. Это и подтолкнуло к созданию мощной государственной машины.

Западный путь возникновения государства представлен на рис.5.

Западный путь

возникновения государства

Ведущим государствообразующим

фактором стала социальная

дифференцияция и

классовое разделение

Таким образом, в основе

государствогенезиса лежало

формирование частной

собственности и

сопутствующих ей последствий

Эволюция шла по направлению

от собственности к власти

Рисунок 5 — Западный путь возникновения государства

Главным и основным процессом государствообразования в Риме, Афинах и Греции стало разложение родоплеменного строя. Экономически сильная группа постепенно захватила власть, формируя удобные ей органы и лишь в Риме в этот процесс вмешалась третья сторона населения — плебеи. Экономическое могущество плебеев (пришлых племен), лично свободных, росло, так как они обладали торговым и промышленным богатством. Их длительная борьба против родовой аристократии в связи с укреплением частной собственности, наложилась на процесс класообразования в римском обществе, явилась катализатором хода образования государства.[33]

Франкское государство развивалось несколько по другому пути. Германские племена были поставщиками рабов для Рима. Если для Рима это стало переходом одного строя к другому, то эти же условия в Германии до определенного момента создавали возможности для развития производительных сил, так как рабовладение было уже экономически невыгодно. Разоряющиеся общинники попадали под зависимость богатых, а это способствовало длительному сохранению коллективной формы хозяйствования. Рабам здесь просто не было места. Поэтому имущественное размежевание и социальное расслоение привели постепенно к формированию протофеодального общества. Завоевание франками территорий Римской империи показало неспособность родоплеменного строя обеспечить господство, что подстегнуло образование государства раннефеодального типа. Это завоевание разрушило рабовладельческие порядки и ускорило переход к феодализму в Римской империи.[34]

Глава 3. Причины многообразия теорий о происхождении государства

В научном мире всегда существовало очень много различных теорий, которые объясняли процесс возникновения государства, так как в них отражаются взгляды различных групп, классов, национальностей и других социальных обществ и их взгляды на различные аспекты процесса и развития государства. В основе этих процессов и взглядов рассматривались разные экономические, финансовые, политические, социальные и другие интересы. Здесь имеется ввиду весь спектр общественных интересов и противоречий, которые оказывают прямое или косвенное влияние на процесс возникновения, становления и развития государства.

Причины порождения множества теорий заключаются в следующем:

    1. в сложности самого процесса происхождения государства и его многосторонности, а также в объективно существующих при этом трудностях в его адекватном восприятии;
    2. в неизбежности различного субъективного восприятия информации со стороны исследователей и чаще всего, их противоречивыми политическими, экономическими и другими взглядами;
    3. в преднамеренном искажении первоначального или последующего процесса возникновения государства в силу каких-либо соображений.[35]

Чаще всего, теория о происхождении государства строиться на чисто политическом или религиозном моменте. Еще в Иудее и Древнем Египте выдвигались божественные идеи происхождения государства, которые в последствии даже трактовались в Библии. Но особо широкое распространение религиозного происхождения государства получило на стадии перехода многих народностей к феодализму в Западной Европе. Например, теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча: один вложили в ножны и оставили себе, второй — вручили государю для вершения дел земных. Государь наделяется правом повелевать людьми, но при этом подчиняется церкви. Смысл этой теории в том, чтобы утвердить приоритет церкви над государством и доказать, что не существует государства и власти без церкви. Эту же идею поддерживал и Фома Аквинский, утверждающий, что процесс возникновения государства аналогичен процессу сотворения Богом мира. Миром управляет Бог и он лежит в основе природы, общества и каждого государства. Религия, по мнению автора, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства. Государство, в свою очередь, должно защищать религию.[36]

Не мало важную роль в процессе развития и происхождения государства играют нравы, как положительные, так и отрицательные. Они скорее всего являются следствием, а не первопричиной. Но если брат во внимание Римскую Империю, они скорее всего выступают на первый план. Жажда денег, власти, алчность, честолюбие подталкивало людей к мошенничеству, преступлениям, лжесвидетельству и как следствие, к падению Римской империи и создании нового государства.

Исторический опыт показывает, что главные причины происхождения и развития государства совсем не в сфере религии и морали, а исходя корнем их экономики и социальной жизни. Исследования доказывают, что происхождение государства приходит на смену родового сообщества. Происходит это не в силу изменения нравов или религиозных взглядов, а в силу изменений в экономической сфере, к утрате первобытным обществом регулировать общественные отношения.[37]

Разделение труда, появление торговли и обмена привело к быстрому росту производительности труда и способности человека производить больше, чем необходимо для жизни. Отсюда, становиться экономически выгодно использование чужого труда. Военнопленных превращали в рабов, заставляли работать, а производимый ими продукт присваивали себе. Так общество стало делиться на бедных и богатых, что и повлекло социальное неравенство, деление на классы, группы, статусы и т. д. Люди страдая от долгов и налогов добровольно отдавались в рабство. Так развивалось имущественное неравенство. И это оказало огромное влияние на процесс происхождения государства.

К. Маркс исходил из того, что с образованием классового неравенства связано возникновение и существование государства. Ф. Энгельс писал, что государство существовало не вечно, а были общества, которые обходились без него и не имели понятия о государстве и государственной власти. Но в момент экономического развития, связанного с расколом общества на классы создание государства стало необходимостью.[38]

В.И. Ленин утверждал, что создание государства является «продуктом непримиримости классовых противоречий». Многие авторы придерживаются этого мнения и говорят, что в первобытном, доклассовом обществе существуют лишь зачатки государства, а с появлением классов появляется государство.

При первобытнообщинном обществе его расслоение ведет к тому, что из общей массы выделяется знать и используя свое положение присваивает себе львиную долю добычи, лучшие участки земли, скот и т. д. Свою власть они используют для удержания в повиновении соплеменников. Родоплеменная организация рассчитана на управление обществом, не знавшим разделения труда и социального неравенства. О появлении признаков государства свидетельствует выделение из общества особого слоя, не производящего материальные или духовные блага, а занятых управлением. Управленцы наделены особыми правами и властными полномочиями (введение налогов и пошлин); управленцы создают и руководят вооруженными отрядами, защищают и захватывают территории.

О появлении признаков государственной организации общества и вытеснении первобытнообщинного строя говорят и другие факторы. Они указывают на то, что государство не происходит из вне, а возникает естественным путем. Вместе с тем оно развивается и совершенствуется.

Таким образом, можно сделать вывод, что многообразие целого ряда «доисторических» и современных теорий обусловлено следующими обстоятельствами:

  • сложностью проблемы выяснения генезиса государства;
  • недостатками информации;
  • различием мировоззрения ученых, пониманием их идеологии самой сущности и предназначения государства в обществе.

Нет понимания, какие теории или концепции верны или ошибочны, все они равноценны для потомков и представляют определенную познавательную ценность. Все эти теории и гипотезы дополняют друг друга и помогают воссоздать более полную картину такого сложного процесса, как происхождение государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Природа государства имеет ряд тесно связанных друг с другом измерений, одним из которых являются признаки государства. К ним можно отнести следующие признаки:

  • государство выступает как единая территориальная организация политической власти в стране. Государственная власть распределяется на всей территории и на всех членов сообщества. Целостность общества обеспечивает институт гражданства;
  • государство выступает в роли оргнизатора политической власти, со своим механизмом и системой органов и учреждений, управляющих обществом. Государственный механизм здесь представлен институтом законодательной, судебной и исполнительной власти;
  • государство обладает правом регулирования жизни общества с помощью общеобязательных законов, которые проводятся в жизнь с помощью специальных органов;
  • госуадрство - это суверенная организация власти, выражающаяся в верховенстве и независимости во взаимоотношениях с другими государствами или внутри страны;
  • государство имеет систему принудительного сбора налогов и иных обязательных платежей, обеспечивающих экономическую самостоятельность.

На основании проведенного исследования можно сделать выводы, что существует множество теорий происхождения государства. Такое количество научных взглядов обусловлено историческими особенностями развития общества, идеологическими приверженностями авторов теорий, территориальными ограничениями и другими причинами.

К наиболее известным теориям относятся:

  • теологическая. Согласно данной теории, государство является результатом проявления божественной воли, воплощением власти дога на земле. Любая власть производна от церкви, власти религиозных организаций. А народ должен подчиняться государственной воли, как воли божественной;
  • договорная. По мнению авторов этой идеи, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания;
  • сторонники теории насилия утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания более слабых племен;
  • психологическая теория возникновения государства объясняется свойствами человеческой психики и потребностью человеку жить в коллективе. Авторы этой идеи ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета лидеров.

Существует еще множество теорий, но не все они могут претендовать на достоверные, но определенно являются одной их ступеней к познанию истины.

Государство явление многогранное. Различные теории объясняют различные причины происхождения государства. Обобщение этих теорий конечно не возможно, так как каждая из теорий раскрывает разные процессы возникновения государства. И каждая из них имеет познавательную ценность и содействует более полному воссозданию происхождения государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Всемирная история государства и государственного управления: Учебное пособие / А. Ю. Саломатин.- М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2014.-288 с.
    2. Всеобщая история государства и права / О.А. Омельченко.-М.: Эксмо, 2016.-592 с.
    3. Всеобщая история права и государства:Учебник для вузов / В.Г. Графский.-М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2014.-816 с.
    4. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие для бакалавров / И.А. Исаев. - М: Роспект, 2014. - 560 с.
    5. История государства и права зарубежных стран в 2-х томах. Т.1. / Н.А. Крашенникова.-М.:ИНФРА.-М, 2015.-720 с.
    6. История государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века): Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям /В. А. Томсинов.-М.:Зерцало, 2015.-128 с.
    7. Общая теория государства и права: курс лекций / А.Ф. Вишневский.- Минск: Тесей, 2014.- 369 с.
    8. Общая теория государства и права: Учебник / Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский. Под.ред. А.Ф. Вишневский.-Минск: Академия МВД, 2013. - 478 с.
    9. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко.- М.: Проспект, 2014. - 636 с.
    10. Теория государства и права: учебник / Л.А. Морозовва. - М.: Норма:Инфра - М, 2015. - 463 с.
    11. Теория государства и права: Учебник / А. Б. Венгеров.-М.:Омега-Л, 2016.-607 с.
    12. Теория государства и права: Учебное пособие / В.И. Власов.-Ростов- на- Дону: Феникс, 2014.-331 с.
    13. Теория права и государства: Учебное пособие / В. Ю. Войтович. - Ижевск: Удмуртия, 2014.- 287 с.
    14. Теория государства и права:Учебное пособие для высших учебных заведений/ А.А. Иванов.-М.:КноРус, 2014.-381 с.
    15. Теория государства и права: схемы с комментариями: Учебное пособие / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. -М.: Проспект, 2015.-198 с.
    16. Теория государства и права: учебник / В.Д. Перевалов. - М.: Юрайт, 2015.-428 с.
    17. Теория государства и права : Учебник/Л.П. Рассказов.-М.:РИОР: Инфра- М, 2014-473 с.
    18. Теория государства и права: Учебник / М.Б. Смоленский. - Москва: Дашков и К: Академцентр, 2014.-318 с.
    19. Теория происхождения государства и права [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.refbank.ru/igip/9/igip9.html
    20. К.Маркс, Ф.Энгельс: Сочинения. Т.21 [Электронный ресурс/Режим доступа]: http://www/uaio.ru/marx/21
  1. М.Б. Смоленкий. Теория государства и права / М.Б. Смоленский.-М.:Дашков и К: Академцентр, 2014.-318 с.

  2. А.А. Иванов. Теория государства и права / А.А. Иванов.-М.:КноРус, 2014.-391 с.

  3. В.И. Власов. Теория государства и права / В.И. Власов.-Ростов-на-Дону, 2014.-287 с.

  4. М.Н. Марченко. Теория государства и права.-М.:Проспект, 2015.-198 с.

  5. В.Ю. Войтович. Теория государства и права / В.Ю. Войтович.-Ижевск:Удмуртия, 2014.-287 с.

  6. В.Ю. Войтович. Теория государства и права / В.Ю. Войтович.-Ижевск:Удмуртия, 2014.-287 с.

  7. А.Б. Венгеров. Теория государства и права / А.Б. Венгеров.-М.:Омега-Л, 2016.-607 с.

  8. А.Б. Венгеров. Теория государства и права / А.Б. Венгеров.-М.:Омега-Л, 2016.-607 с.

  9. В.А. Томсинов. История государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / В.А. Томсинов.М.:Зерцало, 2015.-128 с.

  10. Н.А. Крашенникова. История государства и права зарубежных стран / Н.А. Крашенникова.-М.:ИНФРА, 2015.-720 с.

  11. В.А. Томсинов. История государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / В.А. Томсинов.-М.:Зерцало, 2015.128 с.

  12. О.А. Омельченко. Всеобщая история государства и права / О.А. Омельченко.-М.:Эксмо, 2016.-592 с.

  13. В.Г. Графский. Всеобщая история права и государства / В.Г.Графский.-М.:Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2014.-816 с.

  14. А.Ю. Саломатин. Всемирная история государства и государственного управления / А.Ю. Саломатин.-М.:Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2014.-288 с.

  15. О.А. Омельченко. Всеобщая история государства и права / О.А. Омельченко.-М.:Эксмо, 2016.-592 с.

  16. К.Маркс. Собрание сочинений. Том 21. URL:http:www/uaio.ru/marx/21

  17. М.Б. Смоленский. Теория государства и права / М.Б. Смоленский.-М.: Дашков и К:Академцентр, 2014.-318 с.

  18. В.Д. Перевалов. Теория государства и права / В.Д. Перевалов.-М.:Юрайт, 2015.-428 с.

  19. М.Н. Марченко. Теория государства и права: схемы и комментарии / М.Н. Марченко.-М.:Проспект, 2015.-198 с.

  20. Л.П. Рассказов. Теория государства и права / Л.П. Рассказов.-М.:РИОР:Инфра.-М, 2014.-473 с.

  21. А.А. Иванов. Теория государства и права / А.А. Иванов.-М.:КноРус, 2014.-381 с.

  22. М.Н. Марченко. Теория государства и права / М.Н. Марченко.-М.:Проспект, 2015.-198 с.

  23. Л.А. Морозова. Теория государства и права /Л.А. Морозова.-М.:Норма:Инфра.-М, 2016.-463 с.

  24. Н.А. Горбаток. Общая теория государства и права / Н.А. Горбаток.-М.инск:Академия МВД, 2013.-478 с.

  25. Л.А. Морозова. Теория государства и права / Л.А. Морозова.-М.:Норма:Инфра-М, 2015.463 с.

  26. В.А. Томсинов. История государства и права и зарубежных стран (Древность и Средние века) / В.А. Томсинов.-М.:Зерцало, 2015.-128 с.

  27. А.Б. Венгеров. Теория государства и права / А.Б. Венгеров.-М.:Омега-Л.-2016.-607 с.

  28. К.Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. т.21 / К.Маркс, Ф. Энгельс. URL:http://www/uaio/marx/21

  29. М.Б. Смоленский. Теория государства и права / М.Б. Смоленский.-М.:Дашков и К:Академцентр, 2014.-318 с.

  30. В.Д. Перевалов. Теория государства и права / В.Д. Перевалов.-М.: Юрайт, 2015.- 428 с.

  31. В.Д. Перевалов. Теория государства и права / В.Д. Перевалов.- М.: Юрайт, 2015.-428 с.

  32. В.И. Власов. Теория гсударства и права / В.И. Власов.-Ростов-на-Дону, 2014.-331 с.

  33. А.Б. Венгеров. Теория государства и права / А.Б. Венгеров.-М.:Омега-Л,-2016.-607 с.

  34. М.Н. Марченко. Теория государства и права / М.Н. Марченко.-М.:Проспект, 2015.-198с.

  35. В.Г. Графский. Всеобщая история государства и права / В.Г. Графский.-М.:Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2014.-816 с.

  36. И.А. Исаев. История государства и права зарубежных стран / И.А.Исаев.-М.:Проспект, 2014.-560 с.

  37. А.Ю. Саломатин. Всемирная история государства и государственного управления.-М.:Норма, НИЦ ИНФРА, 2014.-288 с.

  38. Л.П. Рассказов. Теория государства и права / Л.П. Рассказов.-М.:РИОР: ИНФРА —-М,2014.- 473 с.