Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теория происхождения государства (Общие закономерности возникновения государства. Пути возникновения государства)

Содержание:

Введение

У разных народов, процесс формирования государства происходил различными путями. Это способствовало различным точкам зрения, в деле объяснения различных причин по возникновению государств. Теологическая теория, является одной из древних теорий по происхождению государства. Она основывается на том, что не только происхождение, но и существование государства, выступает как результат проявления божьей воли. В соответствии с теологическим учением, государство, является воплощением божественного провидения, в связи с этим, государственная власть будет вечной, незыблемой, и подчиненной ей естественно. Правители государства, осуществляют свою деятельность от имени бога. Власть их, носит божественный характер, а те законы, которые ими издаются, соответствуют божественной справедливости. В различных как литературных, так и историко-правовых памятниках, таких государств как Древний Египет, Вавилон, Индия, Китай, свое четкое выражение нашла теологическая теория. Наиболее широкое распространение, данная теория, смогла получить в эпоху средневековья. Своей главной направленностью, ставила обоснование превосходства церковной власти, над светской.

Уже начиная с IХ - Х веков, происходит формулирование так называемой теории двух мечей, в соответствии с которой, для того, чтобы защищать христианство богом, были даны два меча: церковный и светский. Оба они, были переданы церкви. Она в свою очередь, сохранила духовный меч для себя, а светский, передала монарху. В связи с этим, он должен был подчиняться церкви. на сегодняшний день, современные последователи данной теории, считают государственную власть, вечной и незыблемой.

Патриархальная теория, трактует происхождение государства, в качестве результата исторического разрастания патриархальной семьи. Аристотель к примеру, основывался на том, что люди, как существа коллективные, стремятся к общению, а также образованию семей. Развитие семей, ведет к образованию государства.

В соответствии с договорной теорией, государство, появилось в результате заключения общественного договора. Люди, между собой договорились объединиться в государственный союз, и как следствие создать власть и подчиняться ей. Необходимость по объединению людей, была продиктована появлением общественного неравенства, которое породило несправедливость, конфликты, а также различными целями по выживанию, в экстремальных условиях. Данная теория, свое распространение получила в ХVII - ХVIII веках. Её наиболее значительными представителями, были Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ж.- Ж. Руссо, А.Н. Радищев и пр.

Представители других теорий, также со своей точки зрения рассматривали возникновение и развитие государства. Большое количество ученых, основываются на том, что нельзя возникновение государства, связывать только с одним определенным фактором. По их мнению, именно совокупность факторов, объективных процессов, происходивших в обществе, обусловили возникновение государственной организации.

Целью данной курсовой работы, является изучение теории происхождения государства. Подробное изучение выбранной темы, даст возможность понять природу и основу возникновения государства и права.

С учетом выбранной цели, были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теории возникновения государства

- изучить общие характеристики основных теорий возникновения государства

- рассмотреть пути возникновения государства

Все поставленные вопросы, требуют последующего рассмотрения и изучения, что и поставлено в качестве цели данной работы. В её задачи, входит систематизация, накопление, а также закрепление знаний, касающихся теорий происхождения государства.

Структурно курсовая работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы, приложением.

Теоретической основой для курсового исследования, выступают разработки ведущих ученых, в области теории государства и права.

Методологическую основу, составляет диалектический метод познания, который предопределяет изучение явлений, в их постоянном развитии, а также взаимной связи. В работе были использованы общенаучные методы по сравнительному анализу, и методы индукции и дедукции.

ГЛАВА 1. Теории происхождения государства

1.1. Общая характеристика теорий происхождения государства

Многие тысячелетия, люди живут в условиях действия государственно-правовой действительности. В соответствии с ней, они являются гражданами (или подданными), относящимися к определенному государству. Подчиняются власти в государстве, и согласовывают свои действия, с различными правовыми предписаниями, а также требованиями. Естественным является то, что в глубокой древности, они начали задумываться, над теми вопросами, которые касаются причин и путей возникновения государства и права. [1, с. 384] Создано было много различных теорий, которые в разной степени отвечали на возникающие вопросы. Большое количество таких теорий, может быть объяснено существующими различиями как исторических, так и социальных условий (в которых их авторы жили), а также разнообразием как идеологических, так и различных философских позиций, которые занимали они. По сути, не имеет смысла рассматривать точки зрения, исходящие из непознаваемости путей возникновения, а также сущности государства и права, и соответственно концепции, которые отождествляют государство и общество, и тем самым полагают, что государство и право — являются явлением вечным, присущим любому социуму, так как возникают наравне с ним. Для изучения выбранной цели, рассмотрим те теории, которые различают государство и общество, и тем самым, выделяют происхождение государства и права, в виде специфической проблемы. [2, с. 351]

Теологическая теория. В качестве одной из первоначальных теорий по происхождению государства и права, была теологическая. Эта теория, объясняла возникновение государств божественной волей. Представителями данной теории, было множество религиозных деятелей Древнего Востока, средневековой Европы (например Фома Аквинский — XIII век), идеологи из ислама, а также современной католической церкви (Жак Маритен и другие неотомисты). Теологической теорией, не раскрываются конкретные пути, способы по реализации данной божественной воли. А божественная воля, может быть уложена, в любую из последующих концепций. Наряду с этим, ей отстаиваются идеи незыблемости, вечности государства, а также необходимости по всеобщему подчинению государственной воле, как власти от Бога. Но наряду с этим, также зависимости самого государства, от божественной воли, проявляющейся через церковь, а также другие религиозные организации. Стоит отметить, что нельзя доказать теологическую теорию, как и нельзя её напрямую опровергнуть. Вопрос, касающийся ее истинности, всегда решается наряду с вопросом, касающимся существования Бога, Высшего Разума и т.д. В конечном итоге, это является вопросом веры. [3, с. 218]

Патриархальная теория. Данная теория, тоже возникла в древности. Основателем патриархальной теории, является Аристотель (III век до н.э.), в тоже время, подобные идеи, были высказаны также в не такие уж давние времена (Фильмером, Михайловским и др.). Смысл данной теории заключается в том, что государство, возникает из семьи, которая разрастается из поколения в поколение. Глава данной семьи, является главой государства — то есть её монархом. Власть этого человека таким образом, — является продолжением власти отца. В тоже время, монарх, будет выступать отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (также как и из теологической), естественно вытекает вывод, касающийся необходимости для всех людей, подчиняться государственной власти, а также ее законам. [4, с. 560] Существующие базовые положения патриархальной теории, достаточно убедительно опровергаются, современной наукой. На данный момент, нет ни одного исторического свидетельства, касающегося подобного способа возникновения государства. Как раз наоборот, является доказанным то, что патриархальная семья, возникла вместе с государством, в процессе происходящем по разложению первобытно-общинного строя. Стоит отметить, что в том обществе (в котором существует такая семья), достаточно быстро утрачиваются родственные связи. Наряду с этим, данная теория, привлекает особое внимание к семье. Семья — является мельчайшей частицей общества. Её само существование, а также ее форма, напрямую оказывают влияние на развитие общества, и тем самым, создают определенные предпосылки, необходимые для возникновения государства. [2, с. 351]

Органическая теория. Данная теория, появилась в XIX веке, в связи с успехами естествознания. Хотя, определенные похожие идеи, были высказаны значительно раньше. Таким образом, определенные древнегреческие мыслители (в том числе Платон (IV-Ш вв. до н.э.), приводили сравнение государства с организмом. В свою очередь законы государства, с процессами происходящими в человеческой психике. Последующее появление дарвинизма, привело к тому, что множество юристов, социологов, начали распространять биологические закономерности, такие как: межвидовая борьба, внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор, и т.д., на многие социальные процессы. Представителями данной теории, были: Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс, а также другие. Само человечество, в соответствии с органической теорией, возникает в качестве результата эволюции животного мира, происходящего от низшего к высшему. Дальнейшее развитие, приводит к объединению людей, в процессе естественного отбора (к примеру борьба с соседями), в единый организм, которым является государство. В таком государстве, правительством выполняются функции мозга, управление всем организмом, главным образом используя право, как импульсы, которые передаются мозгом. Низшими классами, реализуются внутренние функции (обеспечивающие жизнедеятельность). В свою очередь, господствующие классы, реализуют внешние функции (оборону или нападение). Некорректность органической теории происхождения государства и права, может быть определена следующим. [5, с. 511] Все сущее, наделено различными уровнями проявления, бытия, а также жизнедеятельности. Развитие каждого уровня, может быть определено законами, свойственными данному уровню. Точно также, нельзя объяснить происходящую эволюцию животного мира, основываясь только на законах физики (или химии), и соответственно не существует возможности распространения биологических законов на развитие человеческого общества. Стоит отметить, что некоторые положения органической теории, могут использоваться в качестве аналогов, для того, чтобы понимать процессы, связанные с возникновением государства. [7, с. 372]

Теория насилия. Данная теория, также как и органическая теория, возникла в XIX веке. Представителями данной теории, были: Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. Ими объяснялись возникновение государства и права, соответствующими факторами военно-политического характера, а именно: завоеванием одним племенем (или союзом племен), другого. Для того, чтобы подавить порабощенное племя, как раз создавался государственный аппарат, и принимались необходимые законы. Таким образом, возникновение государства, рассматривается в качестве реализации закономерности по подчинению слабого сильному. Сторонники данной теории, в своих рассуждениях, опирались на известные им исторические факты, согласно которым множество государств, возникли именно в результате завоевания одним народом другого (ранние германские, венгерское, а также другие государства). Оценивая данную теорию, необходимо обратить внимание на то, что она описывает, один из частных случаев по возникновению государства. Стоит отметить, что для возникновения государства, является необходимым достижение такого уровня экономического развития общества, позволяющем содержать государственный аппарат. Если данный уровень не был достигнут, то и соответственно никакие завоевания (сами по себе), не смогут привести, к возникновению государства. Также, для появления государства в результате завоевания, к данному времени, должны созреть соответствующие внутренние условия (это имело место, при возникновении германских, или венгерского государств). [6, с. 290]

Психологическая теория. В качестве представителей данной теории, которая возникла также в XIX веке, были: Г. Тард, Л.И. Петражицкий и др. Представители данной теории, объясняли появление государства и права, проявлением свойств человеческой психики, такими как: потребность подчиняться, подражание, сознание зависимости от элиты первобытного общества, осознание справедливости определенных вариантов действия, отношений, и так далее. Соответственно, социальные закономерности, могут быть реализованы посредством человеческого поведения, деятельности. В связи с этим, свойства человеческой психики, оказывают определенное влияние, на реализацию данных закономерностей. Но в тоже время, с одной стороны, данное влияние, не является решающим. А вот с другой, сама человеческая психика, создается под влиянием соответствующих условий, таких как: экономические, социальные и иные внешние. В связи с этим, именно данные условия, должны учитываться в первую очередь. [8, с. 200]

Теория общественного договора (естественное право). Данная теория, была сформулирована, в работах ранних буржуазных мыслителей, таких как: Г. Греция, Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др. То есть в ХVII-ХVIII веках. Согласно данной теории, люди до появления государства, находились в «естественном состоянии». В таком государстве, естественное состояние понималось различными авторами по-разному. В большое количество концепций, включена идея «естественного права». Другими словами, присутствия у каждого человека, неотъемлемых, естественных прав, которые были получены от Бога, или от Природы. В тоже время, в процессе развития человечества, права одних людей, приходят в противоречие с правами других людей. Происходит нарушение порядка, возникает насилие. [10, с. 559] Для того чтобы обеспечить нормальную жизнь, людьми заключаются между собой, договора о создании государства, тем самым, добровольно передавая ему, часть своих прав. Данные положения, нашли свое выражение, в конституциях ряда западных государств. Таким образом, в Декларации независимости США (от 1776 года), говорится следующее: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди, созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых, относится: право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав, люди создают правительства, справедливая власть которых, основывается на согласии управляемых...». Характерным является то, что в работах множества представителей указанной школы, было обоснованно право народа, на насильственное, революционное изменение строя, нарушающего естественные права (Руссо, Радищев и др.). Также нашло данное положение свое отражение, в Декларации независимости ПИТА. Отмечая прогрессивность множества положений теории общественного договора, противостоящей феодальному сословному государству, которое царица в данном обществе произволу, неравенству людей перед законом, все же необходимо указать на то, что помимо чисто умозрительных построений, нет убедительных научных данных, которые бы подтверждали реальность данной теории. Данная теория, игнорирует необходимость экономических, а также материальных предпосылок, для того, чтобы государство смогло возникнуть. Наряду с этим, необходимо иметь в виду то обстоятельство, согласно которому объединение людей, требует их взаимного согласия. Соответственно, это определяет как раз то положительное значение, которое данная теория имеет. [9, с. 384]

Историко-материалистическая теория. Возникновение данной теории, часто связывают, с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Довольно часто, забываются их предшественники, такие как: Л. Морган. Смыслом данной теории является то, что государство, возникает в качестве результата естественного развития первобытного общества. Прежде всего, развития экономического, которое не только способно обеспечить материальные условия для возникновения государства и права, но и также, определяет социальные изменения, происходящие в обществе, и которые, также представляют собой, важные причины (и условия) для возникновения государства и права. Историко-материалистическая концепция, включает в себя два подхода. Один из этих подходов, который господствовал в советской науке, отводил решающую роль, возникновению классов, существующим антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы. Государство, возникает в качестве продукта данной непримиримости, в качестве орудия подавления господствующим классом, других классов. Второй подход, основывается на том, что в результате экономического развития, происходит усложнение самого общества, его производительной и распределительной сферы, его «общего дела». [11, с. 213] Это, требует совершенствования управления. Соответственно, приводит как раз к возникновению государства. Именно историко-материалистическая теория, основана на строго научных основах. В тоже время, оба ее направления, являются правомерными, в связи с тем, что в различных исторических условиях, решающее значение в качестве причин появления государства, могут приобретать классовые антагонизмы, так и необходимость по решению общих дел, совершенствования управления обществом, специализации данного управления, в качестве формы разделения труда. [12, с. 640]

1.2. Общие закономерности возникновения государства

Постепенно, родоплеменному строю на смену приходит государственность, когда первобытное равенство, а также историческая первая общественная форма собственности, изживают себя, и в последствии, общество разделяется. Как было выяснено, данному строю, были присущи: общественная власть, социальные нормы, которые регулировали поведение людей, но в случае отсутствия власти, обособленного особого аппарата, как бы стоящего над обществом, для принудительного воздействия. Все взрослые члены общества, участвовали в управлении делами рода, на основе равноправия. На общем собрании рода, происходило решение всех жизненно важных вопросов. Такое собрание, также являлось высшей судебной инстанцией. [13, с. 526] Первобытные коллективистские производственные отношения, постепенно стали видоизменяться, а также разрушаться. К значительному росту прибавочного продукта, привело совершенствование орудий труда и накопления опыта, а также три крупных общественных разделения труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, обособление слоя людей, которые заняты в сфере обмена (торговли). С этого момента, появилась объективная возможность по обеспечению содержания большой группы людей, которая специализируется на выполнение определенных общественно-значимых функций, группы (которая непосредственного участия, в материальном производстве, уже не принимает). Прогрессирующее общественное разделение труда, постепенно изменяет содержание, а также формы по организации общественной жизни, как в семейных, так и родовых общинах, и племенах. Родоплеменная структура, со временем усложняется, и постепенно, начинает развиваться разделение социальных функций. К примеру, в германских племенах, во времена Цезаря и Тацита, все члены племени, обрабатывали землю, пасли скот, участвовали в военных походах, а также, ходили на народные собрания. [14, с. 272] Со временем, к V—VI векам до н.э., когда завоеватели-германцы, стали расселятся на обширных территориях, положение начало меняться. Теперь, войны начали вестись где-то далеко, множество общинников, не желали участвовать в дальних походах. Такое положение, начало вызывать численный рост дружины, которая до этого, была занята в первую очередь войной. Постепенно происходило увеличение числа приближенных короля. Среди таких приближенных, выделялись служители культа, которыми было духовенство. Общинники таким образом, занимающиеся раньше всеми делами социума, в силу обстоятельств, начали заниматься чем-то одним. Совмещение таких функций как военная и хозяйственная, становилось все менее возможным. В итоге такой специализации, появилась большая группа людей, не участвовавшая в создании материальных ценностей. Они участвовали в войнах, выполняли судебные, а также полицейские функции. То есть они осуществляли все то, что было присущим государству, в качестве воплощения уже не общественной, а непосредственно государственной власти. Все большее удаление от первоначального равенства родоплеменных структур, стимулировалось также развивающимся процессом по концентрации богатства, его накоплением (в узком привилегированном слое). В конце концов, это привело к появлению частной собственности (к примеру на Западе), или «власти-собственности» (к примеру на Востоке). А на их основе, привело к появлению эксплуатации человека человеком. Процесс перехода от первобытно-общинного строя, к государственно организованному обществу, был сопровожден образованием территориальной общины, а также развитием центров племенной жизни (укрепленных городов). Состав общины на определенной территории, уже определялся не самими родственными отношениями, а расселением в одной местности (соседством). Территория с этого момента, стала играть важный фактор, в процессе формирования государственности. [15, с. 624]

1. Наличие публичной власти, которая отделена от общества. Публичная власть, существовала и в первобытном обществе. Но в то время, она выражала интересы всего общества, и тем самым, не была от него отделена. В её осуществлении, участвовали все члены общества. В любом из государств, власть реально осуществляется государственным аппаратом. Такой аппарат, отделен от остального общества. В первую очередь, он представляет собой, особую группу людей, занимающуюся исключительно управлением. Она не участвует непосредственно в общественном производстве. Во вторую очередь, данный аппарат, в большей степени, выражает интересы не всего общества в целом, а только определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а достаточно часто, и самого себя.

2. Взимание налогов, а также определенных сборов, в связи с тем, что для содержания государственного аппарата, необходимы большие средства. [16, с. 195]

3. Разделение населения на территории. В условиях государства, в отличие от первобытного общества, в котором все члены подразделялись на основе принадлежности к роду/племени, население разделяется по признаку проживания, на определенной территории. Такое положение связано с тем, что существует необходимостью по взиманию налогов, а также, с наилучшими условиями управления, в связи с тем, что разложение первобытно-общинного строя, приводит к постоянным перемещениям людей. Необходимо также выделить, и признаки государства, которые отличают его от других организаций, существующих в обществе. [17, с. 496]

1. Государство — является единственной организацией власти, в масштабе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная и т.д.), не способна охватить все население. Каждым человеком, уже в силу своего рождения, устанавливается определенная связь с государством, при этом, становясь его гражданином (или подданным), и обретается обязанность подчиняться государственно-властным велениям (с одной стороны), и получать право на покровительство и защиту государства (с другой стороны).

2. Государство, обладает суверенитетом. Суверенитет может быть как внешним (независимость от других государств, в международных отношениях), так и внутренним (независимостью от всякой другой власти, внутри страны).

3. Наличие специального аппарата принуждения. Только государство включает в себя такие структуры, как: суд, прокуратура, органы внутренних дел и т.д., а также материальные придатки (армия, тюрьмы и т.д.). Данные структуры, обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе, по необходимости, а также принудительными средствами. [18, с. 214]

4. Только за государством, закреплено право издавать нормативные акты, которые являются обязательными для всеобщего исполнения: законы, указы, постановления и т.д. Держа во внимании указанные признаки государства, необходимо рассматривать также основные закономерности по его возникновению, являющиеся общими для любого региона, и для любой исторической эпохи. [15, с. 624] Государство, возникает в качестве закономерного, объективно обусловленного результата, естественного развития первобытного общества. Такое развитие, включает в себя ряд направлений. Прежде всего, оно включает совершенствование экономики, которое связано с ростом производительности труда, а также появлением избыточного продукта, увеличение организационных структур общества, специализация управления, и не стоит забывать про изменения в нормативном регулировании (отражающие объективные процессы). Такие направления по развитию общества, являются взаимосвязанными и взаимообусловленными: экономическим развитием, определяется возможность по увеличению общественных структур, и специализации управления. Это в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. В тоже время, нормативное регулирование, отображает происходящие изменения, а также в определенной степени, способствует совершенствованию общественных отношений, и непосредственно закреплению выгодных для общества, или господствующей верхушки. Наряду с указанными процессами, происходит классообразование. Оно принимает разные формы, которые зависят от возникающего способа производства, и других факторов. [19, с. 311] Государство, способно возникнуть только в том случае, при котором общество, смогло достигнуть определенного уровня экономического развития, способного содержать государственный аппарат. В связи с этим, первоначально, государства возникают в эпоху бронзы. В Южной Европе, возникновение государств, происходит значительно позднее, в эпоху железа. Пути возникновения государства (как западный, так и восточный), в значительной степени, зависят от того факта, произошло ли разложение сельской общины, или же она сохранилась. Это в свою очередь, определялось конкретными условиями, в которых, располагалось общественное производство. Таким образом, необходимость ирригационных работ, обусловливала сохранение общин, и общественных форм собственности на территорию. Такое положение, в конечном итоге, способствовало фактическому появлению единой государственной собственности, в последствии, возникало восточное (азиатское) государство. Разложение общин, определялось возможностью одной семьи, успешной обработки земли, и тем самым, влекло появление частной собственности. В результате, возникало западное (рабовладельческое, или феодальное) государство. Государственный аппарат, был сформирован из аппарата по управлению первобытным обществом. В связи с этим, власть, неизбежно оказывалась в руках родоплеменной знати. Из такой власти, образовывались или обособленная социальная группа (клан, чиновническо-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества), или верхушка господствующего класса, которая также эксплуатировала наряду с этим классом, остальную часть общества. [10, с. 559] В качестве основных причин для появления государства, были следующие:

— необходимость по совершенствованию управления обществом, которая была связанна с его усложнением. Такое усложнение, в тоже время, было основано, на развитии производства, появлении новых отраслей, разделении труда, изменении условий по распределению общественного продукта, обособления социальных структур, их укрупнения, ростом численности населения (которое проживало на определенной территории и т.д.). Старый аппарат по управлению, не был способен обеспечить успешное руководство данными процессами; [14, с. 272]

— необходимость по организации крупных общественных работ, объединения в данных целях, большого количества людей. Такое положение, в значительной степени, проявлялось в тех регионах, в которых основой производства, являлось поливное земледелие, требовавшее строительства каналов, водоподъемников, поддержания их, в соответствующем состоянии и т.д.;

— необходимость по подавлению сопротивления эксплуатируемых. Процессы, которые происходили во время разложения первобытного общества, с неизбежностью приводили, к разделению общества, с дальнейшим появлением богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а наряду с этим, к появлению социальных антагонизмов, и сопротивления со стороны той части общества, которая подвергается эксплуатации; [3, с. 218]

— необходимость поддержания порядка в обществе, который обеспечивает функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, а также стабильность (в том числе, в отношении к внешнему воздействию, со стороны соседних государств или племен). Такое положение обеспечивалось главным образом, поддержанием правопорядка, применением разных мер (в том числе, и принудительных), необходимых для того, чтобы всеми членами общества, соблюдались нормы зарождающегося права (в том числе и те, которые воспринимались ими, как не отвечающие их интересам); [7, с. 372]

— необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Накопление общественных богатств, которое происходило на протяжении времени, способствовало тому, что становилось выгодным жить, за счет грабежа соседей, путем захвата ценностей, скота, рабов, наложения дани на соседей, путем их порабощения. Государство, в плане подготовки, и ведения войн, обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. В связи с этим, появление какого-либо государства, неизбежно способствовало тому, что его соседи, порабощались, или организовывались в качестве государства. В большом количестве случаев, указанные выше причины, действовали в совокупности, в разных сочетаниях. В тоже время, в различных условиях, в качестве главных, решающих, могли становиться, различные из указанных причин. Таким образом, для большого количества восточных государств, большое значение, имела необходимость по совершенствованию управления, и организации крупных общественных работ. Для возникновения Афинского и Римского государств, большую роль, сыграли процессы по классообразованию и необходимости в этой связи, подавления эксплуатируемых классов. Право на формирование, как одновременно, так и параллельно с государством (а в некотором смысле, и раньше государства). Их возникновение, является взаимосвязанным и взаимозависимым. Каждый новый шаг, в развитии государства, способствовал дальнейшему развитию правовой системы, и наоборот. Форма собственности, которая господствовала в обществе, оказывает влияние на основные средства производства, и содержание появляющихся государств, и их правовых систем. Таким образом, частная собственность, делает необходимым, создание определенных механизмов, способных обеспечивать согласование интересов, а также воли собственников. Фактически, государственная форма собственности на землю, при общинном землепользовании в таких странах как: Китай, Индия и других азиатских государствах, влекла возникновение деспотических, авторитарных систем. При этом, роль законов, выполняли нравственно-религиозные догмы, а также правовые обычаи. Государственная собственность на землю, которая сочеталась с ее разделением между членами общественной элиты в Спарте, способствовала существованию там, аристократической республики. [8, с. 200]

2. Пути возникновения государства

2.1. Восточный (азиатский) путь возникновения государства

Для такой формы, характерными являются:

1) общественная форма собственности,

2) существенный рост производительности труда,

3) оседание накопленных богатств, в руках родоплеменной знати,

4) быстрый рост населения (его концентрация, появление городов, которые становятся административными, религиозными, и культурными центрами). [20, с. 428]

И хотя интересы верховного правителя, а также его окружения, как и раньше, главным образом совпадают с интересами всего общества. В тоже время, постепенно появляется социальное неравенство, которое приводит ко все большему расслоению интересов, как управляющих, так и управляемых. Именно в данный период, который не совпадал по времени у разных народов, произошло разделение путей по развитию человечества, на «восточный», и «западный». Причинами для такого разделения, явилось то, что на "востоке", по определенным обстоятельствам (главным из них, является — необходимость в большом количестве мест, для крупных ирригационных работ, а это, зачастую было для отдельной семьи не под силу) были сохранены общины, и как следствие, общественная собственность на землю. [15, с. 624] В это же время, на «западе», такие работы не требовались. Общины со временем распались, а земля, оказалась в частной собственности. Самые древние государства, возникли около 5 тыс. лет назад, в таких долинах крупных рек, как: Нил, Тигр и Евфрат, Инд, Ганг, Янцзы и т.д. Другими словами, На территориях, на которых было поливное земледелие, позволяющее посредством увеличения урожайности, сильно (порой в десятки раз) увеличить производительность труда. Именно в таких местах, впервые появились условия, для появления государственности. Стала проявляться материальная возможность по содержанию ничего не производящего аппарата управления, необходимого для успешного развития общества. Само по себе, поливное земледелие, требовало значительных работ по своему объему, таких как: строительство каналов, дамб, различных водоподъемников, а также других ирригационных сооружений, необходимых, для поддержания в рабочем состоянии существующих сооружений, а также расширения ирригационной сети, и т.д. Прежде всего, все аспекты, определяли необходимость по объединению общин, под единым началом, а также централизованного управления, так как объем общественных работ, в значительной степени, превышал возможности отдельных племенных образований. [18, с. 214] Наряду с этим, все это, смогло обусловить сохранение сельскохозяйственных общин, и в соответствии с этим, общественной формы собственности, которая распространялась, на основное средство производства, которым была - земля. В тоже время, вместе с развитием экономики, происходили и социальные изменения. В связи с тем, что как и ранее, все произведенное обобществлялось, а со временем перераспределялось, и такое перераспределение, осуществлялось вождями (и старейшинами, к которым, в дальнейшем присоединились служители культа), то именно в их руках, в большей степени оседали и накапливались общественные достояния. Со временем, возникала родоплеменная знать, а также такое социальное явление, как "власть-собственность". [4, с. 560] Сутью такого явления, было право распоряжения общественной собственностью, в силу нахождения человека, на определенной должности. В том случае, когда человек должность оставлял, то он терял такую собственность. В тоже время, учитывая развитие специализации управления, а также повышение его роли, происходило постепенное увеличение доли родоплеменной знати, во время распределения общественного продукта. Становится выгодным осуществлять управление. В связи с тем, что вместе с зависимостью всех членов общества от вождей и старейшин, то «по должности», появляется также и экономическая зависимость. Существование принципа выборности таких лиц, все более становится формальной. Такая ситуация, способствует дальнейшему закреплению должностей, за строго определенными лицами, а в последствии, к появлению наследования должностей. [21, с. 323] В результате этого, восточный (или как называют еще - азиатский) путь по формированию государственности, прежде всего отличался тем, что политическое господство, стало возникать, на основе осуществления, какой-либо общественной функции, или же занятия общественной должности. В пределах общины, в качестве основного назначения власти, становилось также осуществление управления, особыми резервными фондами, в которых, была сконцентрирована, значительная часть общественного избыточного продукта. Такое положение, привело особой группы внутри общины - должностных лиц, которые выполняли, функции общинных администраторов, казначеев, контролеров и т.п. Довольно часто, административные функции, были совмещены с культовыми. Это придавало для них особый авторитет. Получая определенные выгоды благодаря своему положению, общинные администраторы, становились заинтересованными, в закреплении за собой данного статуса. Они, были нацелены на установление своих должностей, как наследственных. [17, с. 496] В определенной мере, в которой у них это получалось, общинные "чиновники", со временем становились привилегированной замкнутой социальной прослойкой — важнейшим элементом, выстраивающегося аппарата государственной власти. из этого следует, что одной из главных предпосылок как образования государства, так и образования классов "восточного типа", было использование главенствующими слоями (а также группами), уже сложившегося аппарата по управлению, контролю над экономическими, политическими, а также военными функциями. Административно-государственные структуры, возникновение которых, достаточно жестко, было обусловлено экономической необходимостью, прежде всего складываются, раньше чем появляется частная собственность (главным образом, на землю). Деспотическое государство, на протяжении веков, являлось не только орудием для классового господства, но также само по себе, являлось источником для образования классов, появления различных привилегированных групп, слоев. На Востоке, происходила узурпация не самих средств производства, а управления ими. Экономика, была основана как на государственной, так и общественной формах собственности. Также, там существовала и частная собственность. [5, с. 511] У верхушки государственного аппарата, имелись дворцы, драгоценности, рабы. В тоже время, частная собственность, не могла оказать существенного влияния на экономику, так как решающий вклад в общественное производство, вносился трудом "свободных" общинников. Кроме этого, "частный" характер данной собственности, был весьма условным, так как чиновник, терял свою должность, зачастую вместе с имуществом, а довольно часто, и вместе с головой. Частная собственность других групп, также не могла оказать серьезного влияния на экономику. В первую очередь, такая собственность, как и ее владельцы, была подчинена безраздельной власти монарха. Во вторую очередь, частная собственность, также не играла решающую роль: собственность купцов, была связана, со сферой распределения, а не производства, а вот у ремесленников, проживающих в городах, вносилось заметно меньше результата в общественное производство, чем общины. В последствии, по мере роста масштабов объединения, кооперации, коллективной трудовой деятельности, «зачатки государственной власти», зародившиеся еще в родоплеменных коллективах, превращались в органы по управлению и господству над суммами общин, складывающихся в микро- или макро государства, и объединяемые, посредством силы централизованной власти. В данных регионах, как было указанно выше, ей приобретается деспотический характер. [12, с. 640] Её авторитет, являлся довольно высоким, в силу таких причин, как: все сделанные достижения в хозяйственной деятельности, были объяснены исключительно ее способностями к организации, желанием, а также умением работать в обще-социальных, и надгрупповых целях; производимое принуждение, также было идеологически окрашено, и в первую очередь, в религиозных формах — таких как сакрализация власти, то есть "власть от Бога". Правитель в таком случае, выступает как носитель и выразитель "Божьей благодати", считался посредником, между Богом и людьми. В результате этого, возникла структура, которая была сходной с пирамидой: наверху (на месте вождя) — встал неограниченный монарх, деспот. На ступени ниже (на месте совета старейшин, вождей) — расположились его ближайшие советники, визири, наместники. [19, с. 311] На следующей ступени разместились — чиновники низкого ранга и т.п. А в основании пирамиды, расположились — сельскохозяйственные общины. Они со временем потеряли родовой характер. Земля, как основное средство производства, формально находилась в собственности общин, а общинники, считались свободными. Но фактически, в реальности, все это находилось в собственности государства. Сюда также входила личность, и жизнь всех подданных, оказавшихся в безраздельной власти государства, которое было олицетворено, в бюрократически-чиновничьем аппарате, во главе которого находился абсолютный монарх. В определенных чертах, восточные государства значительно отличались друг от друга. В определенных странах (Китай), рабство носило домашний (семейный) характер. В иных странах (Египет), находилось много рабов, вносивших вместе с общинниками, значительный вклад в экономику страны. Стоит отметить, что в отличие от европейского (античного) рабства, которое было основано на частной собственности, рабы в Египте, в большинстве своем, являлись собственностью государства (фараона), или же определенных храмов. [17, с. 496] Наряду с этим, все восточные государства, имели много общего в главном. Все они, являлись абсолютными монархиями. Также, они обладали мощным чиновничьим аппаратом. В их основе их экономики, находилась государственная форма собственности, на основные средства производства (власть-собственность). А вот частная собственность, имела второстепенное значение. Такой путь возникновения государства как восточный, собой представлял плавный переход, преобразование первобытного, родоплеменного общества, в государство. [1, с. 384] Здесь, в качестве основных причин для появления государства, можно назвать:

1) потребность в проведении масштабных ирригационных работ, с учетом развития поливного земледелия;

2) необходимость для объединения в данных целях, больших масс людей, а также больших территорий;

3) нарастающая необходимость создания единого, централизованного руководства, всеми данными массами. [4, с. 560]

Возникновение государственного аппарата, произошло из аппарата управления родоплеменными объединениями. Государственный аппарат, выделяясь из общества, во многом становился ему противоположным, по своим интересам, со временем обособляясь от остального общества. Он превращался в господствующий класс, который эксплуатировал труд общинников. Также необходимо указать на то, что восточное общество, являлось застойным, оно находилось в стагнации: на протяжении длительного времени, а порой и тысячелетий, практически не было развития. Таким образом, государство в Китае, возникло на несколько веков раньше, по сравнению с Европой (в Греции, Риме). Хотя в Китае, место имели различные существенные социальные потрясения (завоевания иностранцами, восстания крестьян, в том числе, являющиеся победоносными и т.д.). Но стоит отметить, что они приводили к смене царствующих династий. Само общество, до начала XX века, в основном оставалось неизменным. Государства в Африке, в основном формировались по схожему "сценарию", но исследователями указывается на определенные особенности, присущие раннему государству Африки, которые отличают его, от государства "восточной деспотии". А именно: верховная власть, была не наследственной, а выборно-наследственной. Также, система управления, выстраивалась на геронтократическом принципе (для нижних уровней), на аристократическом (или на меритократическом), для более высоких уровней. Помимо этого, правители ранних государств Африки, были связаны определенной системой ограничений. К примеру, в передвижении, в контактах со своим населением. Такое вытекало из существующих представлений, об их сакральности. Также они ограничивались в принятии важнейших решений, в связи с тем, что существовал известный противовес для их власти, в лице совета (из представителей родовой знати). Стоит отметить, что в данном регионе земного шара, процесс по монополизации функции по общественному управлению общинной верхушкой, или зарождение государства, в случае отсутствия частной собственности на основное средство производства, а также разделения общества на классы, был весьма типичным. [2, с. 351]

2.2. Западный путь возникновения государства

Западный путь, в отличие от восточного пути, который имел универсальный характер, был уникальным своего рода явлением, и скорее, исключением из общего правила. В тоже время, необходимо иметь в виду то, что именно западное общество, превратилось в "локомотив истории". Именно европейские государства, за короткий исторический срок, смогли обогнать значительно раньше возникшие восточные, и в решающей степени, смогли определить весь ход человеческого прогресса. [7. с. 372] На территории Европы, ведущим государство образующим фактором, было классовое разделение общества. В тоже время, это было обусловлено тем, что на этой стадии государства (формой которого, была "военная демократия"), происходило активное формирование частной собственности на землю, а также, на иные средства производства, такие как: скот и рабов. В наиболее чистом виде, такую ситуацию можно наблюдать на примере Древних Афин. В них, происходило развитие государства, частичным преобразованием органов родового строя, и частично вытеснением их, посредством внедрения новых органов (заменяя постепенно их, государственными органами власти). Место "вооруженного народа", заняла вооруженная "публичная власть", которая уже не совпадала с обществом. [11, с. 213] Она была отчужденная от него, и способная выступить против своего народа. Уже на раннем этапе разложения общинного строя, происходило появление экономического неравенства: у аристократов (героев, и других лиц, которых Гомер именовал "жирными") земельных наделов, рабов, скота, орудий для труда, было больше, чем у рядовых общинников. Вместе с рабством, которое преимущественно носило патриархальный характер, при котором рабы использовались в качестве домашней прислуги, и не являлись основной производительной силой, происходило появление наемного труда, батрачества безнадельных (без земельных) общинников. По мере развития частной собственности, происходил рост влияния экономически сильной группы, стремящейся к ослаблению роли народного собрания "базилевса" (который выступал военачальником, верховным жрецом, или верховным судьей), и передать власть, своим представителям. [17, с. 496] Существующие трения между наследственной аристократией, а также массами, которые порой принимали весьма острые формы, были отягощены борьбой за власть, другой группы обладателей частной собственности, которая наживалась морскими грабежами и торговлей. В итоге, наиболее богатые собственники, стали занимать ответственные государственные должности. В результате, было ликвидировано господство родовой знати. Из этого следует, что для генезиса Афинского государства, характерным является то, что оно, возникало непосредственно (и прежде всего), из классовых антагонизмов. Частная форма, которая постепенно формировалась, стала базой. Она стала фундаментом, для утверждения экономического господства, имущих классов. В тоже время, это и дало возможность овладеть институтами публичной власти, и как следствие, использовать их, для защиты своих интересов. Афины, в литературе, довольно часто называются классической формой по возникновению государственности. В Древней Спарте, особенности возникновения государства, были обусловлены рядом других обстоятельств. А именно: спартанская община, завоевала соседние территории. Население таких территорий, стало общинным (а не личным), рабами-илотами. Численность их, многократно превышала численность спартанцев. Возникшая необходимость по руководству ими, и удержанию их в повиновении, как раз потребовала создания новых органов власти- нового аппарата. Наряду с этим, стремление не допустить имущественного неравенства, а значит и социальной напряженности среди "коренных" спартанцев (недопущение в данных целях частной собственности на рабов и на землю), делилась на равные участки, по числу полноправных жителей. [14, с. 272] А постоянная угроза восстания со стороны илотов, а также другие обстоятельства, привели к тому, что Спарта, стала аристократической республикой, с весьма жесткими (даже террористическими) методами по управлению и сохранившимися пережитками первобытно-общинного строя. Жесткость режима, который проводил линию на уравнительность, приводила к определенной консервации уже существовавших порядков, и тем самым, не давала возникнуть, той социальной силе, способной ускорить ликвидацию остатков родоплеменной организации. В Риме, процесс по формированию классов и государства, в силу ряда причин, тормозился. Переходный к государству период, тем самым растянулся на столетия. В борьбе, которая длилась 200 лет между двумя группами свободных членов римского родоплеменного общества, плебеи вырывали у патрициев, одну уступку за другой. Результатом таких побед стало то, что общественная организация Рима, начала обладать, значительной демократичностью. Для примера, утвердилось равноправие, всех свободных граждан, был закреплен принцип, в соответствии с которым, любой гражданин, был одновременно как земледельцем, так и воином, происходило установление и весомого социально-политического значения сельской общины, всегда остававшейся собственником общинной земли. [18, с. 214] Все перечисленное, способствовало замедлению развития имущественного, и социального неравенства, в среде свободных граждан, а также формированию частной собственности, в качестве важного фактора для классового образования. Положение значительно смогло изменится, только к концу II в. до н.э., с началом массового обезземеливания, крестьян-общинников. С иной стороны, в результате непрекращающихся завоеваний, как в городах, так и сельских местностях, происходило скопление такой массы рабов, что римская семья (традиционно выполняющая децентрализованно функцию по подавлению, удержанию и повиновению несвободных), оказалась не в состоянии осуществлять её. Между II веком до н.э. и II веком н.э., из 60-70 миллионов населения проживающей на всей территории Римской империи, полноправных свободных граждан, насчитывалось не более 2 миллионов человек (или около 3%). [16, с. 195] В конечном итоге, необходимость по усмирению столкновения различных социальных групп необъятной империи, а также удержания в повиновении подвластных и зависимых эксплуатируемых народов, привела во II веке до н.э., к созданию мощной государственной машины. Таким образом, в главном, и основном, процесс по государственному образованию в Риме, был таким же, как и в Афинах. Разложение родоплеменного строя, происходило тем же путем, что и в Греции. Таким же образом, экономически сильная группа, постепенно захватила власть, и сформировала выгодные для неё органы. Стоит отметить, что в Риме, в данные процессы, решительно вмешалась и третья группа населения, которой являлись плебеи. Представители пришлых племен, которые лично были свободными, и не связанными с римским родом, обладали торговым, и промышленным богатством. Экономическое могущество плебеев, значительно возросло. [3, с. 218] Их длительная борьба, направленная против патрициев (родовой римской аристократии), которая развернулась в связи с укреплением частной собственности, а также углублением имущественной дифференциации, наложилась на процесс классового образования в римском обществе. Она стимулировала разложение родоплеменного строя, и тем самым, выступила в качестве катализатора хода образования государства. Немного другим путем, происходило становление Франкского государства. Германские племена, значительное время являлись поставщиками рабов, для могучего соседа, которым был Рим. Если само положение Греции и Рима, способствовало ускоренной ломке патриархального строя, то такие же естественные условия, но уже в Германии, до определенного момента, создавали возможности для определенного развития производительных сил, в рамках родового общества. Общинники которые разорялись, попадали в зависимость от богатых, но не в рабство. Это способствовало, длительному сохранению коллективной формы хозяйствования. [7, с. 372] Существующие военные потребности, а также полукочевое земледелие, способствовали сохранению коллективной формы общественно-хозяйственной организации (в которой рабам, просто не могло быть места). В связи с этим, там, имущественная дифференциация, а также социальное расслоение, со временем привели к формированию протофеодального общества. Завоевание франками, значительных территорий Римской империи, в одной степени показало неспособность родоплеменного строя, обеспечить господство на них, а такая ситуация, подстегнула образование государства раннефеодального типа. В иной степени, такое завоевание, разрушило рабовладельческие порядки, и тем самым, ускорило переход к феодализму на земле, некогда могущественной Римской империи. [21, с. 323]

Заключение

В заключении данной курсовой работы, сделаем основные итоги. Основываясь на том материале, который был изучен, можно сделать следующие выводы. На сегодняшний день, существует много теорий, относящихся к происхождению государства и права. Данный плюрализм научных взглядов, является обусловленным истори­ческими особенностями развития социума, определенным своеобразием определенных регионов мира, идеологическими взглядами авторов, а также задачами, поставленными перед собой. В качестве наиболее известных, можно назвать следующие теории:

1)Теологическая теория, основателем которой был Фома Аквинский. Она получила широкое распространение, во время феодализма. Стоит отметить, что в настоящее время, данная кон­цепция, является официальной доктриной Ватикана. В соответствии с данными воззрениями, государство, выступает как результат проявления божественной воли, своеобразным практическим воплощением на земле, власти бога. Согласно мнения богословов, любая свет­ская власть, является производной от власти церкви (власти религиозных организаций). В тоже время, народ, обязан всецело повиноваться, абсолютно всем велениям государственной воли (как продолжению воли божественной).

2) Патриархальная теория, основателями и последователями были Аристотель, Филмер, Михайловский. Государство по утверждению Аристотеля, является наилучшей формой чело­веческого общения, для достижения общего блага. Это, является свое­образной разросшейся семьей. Власть монарха, является естественным продолжением власти отца (монарха/патриарха), который оказывает заботу о чле­нах своей семьи, а также обеспечивает их послушание.

3) Патримониальная теория, основатель Галлер. Представители данной теории, полагают что государство, произошло от права собственника на землю (как это право называют- патримониум). Власть, из права владения землей, автоматически распространяется, и на людей, проживающих там. Аналогичным образом, проводится обоснование феодального сюзеренитета.

4) Договорная теория, основатель и последователи: Спиноза, Т. Гоббс, Д, Локк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев. Согласно мнения данных мыслителей, госу­дарство, появилось в результате общественного договора, о правилах совместного проживания. Ими отмечалось, что в определенное время, не было ни государства, ни права. В до государственном состоянии, в условиях "золотого века" (исследователь Ж.-Ж. Руссо), или "войны всех против всех" (Томас Гоббс), люди жили руководствуясь своими естественными правами. Но на тот момент не было той власти, которая была бы способна защитить человека, а также суметь гарантировать его права, на жизнь, честь, до­стоинство, собственность. Для того, чтобы устранить такой социальный "порок", люди не только объединились, но в последствии заключили между собой, договор, касающийся того, что часть своих прав, которые им присущи от рождения, ими пере­даются государству, в качестве того органа, который будет представлять их общие интере­сы. Государство в свою очередь, обязуется обеспечить права людей. В том случае, когда условия договора нарушаются, то народ, при­обретает право на проведение революции.

5) Теория насилия, основатель и последователи Дюринг, Гумплович, Каутский. Сторон­ники данной теории, говорят о том, что государство, появилось в ре­зультате насилия, посредством завоевания слабых, а также беззащитных племен, значительно сильными, и организованными. Согласно мнения Л. Гумпловича, именно в племенах, а также в их взаимной борьбе, и заключается суть данной теории. Суть заключается в племенах, постепенно превращающихся в классы, и сословия. Из данных племен, и создается государство. Такие племена, предшествуют государству. Данная теория, проповедовала культ насилия, завоеваний, эксплуатации, а также порабощения одних народов другими. Согласно мнения представителей этой теории, государство, в большей степени, необходимо слабым племенам, чем сильным. Являясь инстру­ментом по организации и управлению воздействием завоевате­лей, государство, превращается в мощное средство для защиты завое­ванных, от возможных посягательств, со стороны других сильных племен.

7) Марксистская теория, основатели и последователи: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Пле­ханов. В соответствии с этой теорией, государство, является результатом измене­ния социально-экономических отношений, определенного способа производства, итога возникновения классов, а также обострения борьбы между ними. Оно, выступает в качестве средства для угнетения людей, поддержания господства одного класса, над другими. Но с уничтожением классов, сразу отмирает и государство.

Существуют также другие, менее известные теории по происхождению государства. Не все эти теории, могут претендовать, на абсолютную до­стоверность. Каждая из теорий, выступает только определенной сту­пенькой к познанию истины.

Список использованных источников

  1. Проблемы теории права и правореализации: Учебник / Отв. ред. Л.Т. Бакулина. - М.: Статут, 2017.
  2. Иванов, А. А. Теория государства и права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А. А. Иванов; под ред. В. П. Малахова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. - 351 с
  3. Григорьев В.А. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.А. Григорьев. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 218 с
  4. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 560 с.
  5. Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / В. В. Оксамытный. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 511 с
  6. Спасенников, Б. А. Теория государства и права: курс лекций по дисциплине Теория государства и права.- М.: ФЛИНТА, 2013. - 290 с
  7. Старков, О. В. Теория государства и права: Учебник / О. В. Старков, И. В. Упоров; под общ. ред. О. В. Старкова. — 4-е изд. — М.: Дашков и К°, 2015. – 372 с.
  8. Теория государства и права: Курс лекций / А.В. Васильев. - М.: МПСИ, 2013. - 200 с.
  9. Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько; Саратовский филиал Института государства и права РАН. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - 384 с.
  10. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник / Л.П. Рассказов. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 559 с.
  11. Теория государства и права: Учебное пособие / А.В. Малько, А.Ю. Саломатин. - 3-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 213 с.
  12. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько; РАН. Саратовский филиал Института государства и права. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013 - 640с.
  13. Теория государства и права: Учебное пособие / В.Я.Любашиц, А.Ю.Мордовцев, А.Ю.Мамычев - 3-е изд. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 526 с.
  14. Теория государства и права: Учебник / М.Б. Смоленский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 272 с.
  15. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.Г. Хабибулина, В.В. Лазарева. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. - 624 с
  16. Теория государства и права. Практикум/Е.В.Сафронова, А.Ю.Кузубова, Л.Л.Соловьева - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 195 с
  17. Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.Д. Перевалов. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. - 496 с.
  18. Григорьев В.А. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.А. Григорьев. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 218 с. Шагиев Р.В., Актуальные проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Р.В. Шагиева. - М.: Норма, 2015. - 214 с.
  19. Беляева, О. М. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие / О. М. Беляева. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2012. – 311 с.
  20. Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник / В. Д. Перевалов. – Москва: Юрайт, 2015. – 428 с.
  21. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права: учебник / В. Н. Хропанюк. – Москва: Омега–Л, 2014. – 323 с.