Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Требования и нормы к шрифтовому оформлению

Содержание:

Введение

В типографии печатается продукция, которая имеет потребительское значение. К ней относятся: книги, газеты, журналы, репродукции, географические карты, открытки, деньги, билеты, проспекты, каталоги, служебная и техническая документация, почтовые марки, плакаты.

Для каждого вида печатной продукции необходимы свои подходы при шрифтовом оформлении, ведь даже не искушенному читателю будет ясно, что стихотворные произведения нужно набирать шрифтом отличным от шрифта для набора газет. Так же и в детской литературе текст отпечатают шрифтом, отличающимся от шрифта для рекламных материалов.

Шрифт является одной из самых важных составляющих почти всей полиграфической печатной продукции. Он отвечает за удобство передачи информации читателю, красоту продукта и даже может передавать характер написанного. Поэтому для полиграфии было очень важно создать требования и нормы для оформления печатной полиграфической продукции.

Глава 1. Шрифты в полиграфии

Шрифт неспроста является одним из важнейших средств художественного оформления любой печатной продукции. При подборе шрифта для набора любого типа издания издатель прежде всего учитывает его функциональные и художественно-эстетические качества, а также читаемость и психофизиологию восприятия. Один шрифт создан специально для продолжительного чтения, и им набираются книги. Другой - для энциклопедий и словарей, и ни в каком другом типе издания, в силу характеристик своего рисунка, положения знака на кегельной площадке и его очка, не может быть использован. Третий, изначально разработанный для набора букварей, учебников младших классов и детской литературы, нельзя применять в газетах или журналах. Но всегда ли это происходит не самом деле?

Наверное, каждый неоднократно сталкивался с таким явлением, когда вроде бы интересная по своему внутреннему содержанию книга читается с большим трудом. Вы испытываете дискомфорт, с нарастающим раздражением, спотыкаясь на каждой строке, с трудом осиливаете очередную страницу и не понимаете, отчего не получается одолеть всего 9-10 страниц за раз. Массовый читатель, не искушенный в издательском деле, не может осознать, почему это происходит. Да и не всякий полиграфист сразу поймет, в чем дело.

Бывает случаи, когда шрифт сильно не подходит по своему характеру к содержимому текста. Издатель может использовать новый приобретенный шрифт на совершенно не подходящий литературный жанр. Набрать стилизованным шрифтом, предназначенным для набора классической русской литературы, современный остросюжетный роман или наоборот.

Существует еще одна причина не читаемости текста. Во времена, когда шрифтовой ассортимент, которым располагали издатели, был чрезвычайно беден и не давал большого выбора, предпринимались попытки придать некую универсальность какому-то одному шрифту. Например, в довоенные и первые послевоенные годы (30-50 гг. ХХ века) такая искусственная универсальность часто встречалась в Литературной гарнитуре. Ею набирались почти все книжные издания. Благодаря высокой укомплектованности знаками национальных алфавитов русско-латинской письменности, ею пользовались при наборе произведений русской классической и современной литературы, национальных писателей республик бывшего СССР, зарубежных авторов, школьных учебников и книг для детей. Отдельно стояли две гарнитуры, имевшие жесткую связь с определенными типами изданий. Это Обыкновенная новая гарнитура, которая была разработана в предвоенные годы специально для набора 3-го издания собрания сочинений В.И. Ленина, и Академическая гарнитура для набора академических изданий.

Даже в наше время существует какое-то странное и необъяснимое пристрастие к использованию тех или иных шрифтов у части отечественных издателей. Это можно заметить на протяжении двух-трех последних десятилетий. Так, с появлением русифицированного и модернизированного варианта гарнитуры Таймс, разработанной в начале 30-х годов прошлого века для набора лондонской газеты одноименного названия, чуть ли ни каждое второе крупное издание в России стало набираться этим шрифтом. Несколько позднее возникло очередное, чуть ли ни поголовное увлечение шрифтом рубленого типа, и гарнитуры Футура и Гельветика начинают фигурировать во многих изданиях, от книг до журналов и газет.

Удобочитаемость

Перед тем как перейти к отдельным типам печатной продукции стоит поговорить об удобочитаемости текста. Под этим словом понимается качество восприятия при чтении связанного текста, набранного этим шрифтом. Удобочитаемость сильно связана с видимостью шрифта, но понятие удобочитаемости намного шире понятия видимости, так как на удобочитаемость значительно влияют такие факторы, как психофизиологические особенности процесса чтения теста данного читателя, в частности степень его усталости, квалификация и принадлежность к профессии. Видимость же шрифта связана лишь с качеством самого рисунка шрифта и от различных особенностей зрения читателя.

Удобочитаемость шрифта обусловлена не только рисунком и размером шрифта, но и зависит от назначения издания, а также от множества условий, связанных со спецификой оформления и характером воспроизведения издания: от разных соотношений материала, располагающегося на странице (протяженность строк, интервалы между строками, беж буквенное расстояние, верстка страницы), от окраски бумаги, цвета и способа печати издания и т. д.

Характера контура буквы

Контур знаков в зависимости от визуальных особенностей гарнитуры, может иметь круглый или прямолинейный вид (при этом нельзя забывать, что прямоугольные буквы иногда могут быть начертаны с округлением контура, но не стоит думать, что построение круглы элементов букв всегда подчиняется кругу). Проверено на практике, что буквы с округлым контуром читаются проще прямолинейных. Это обусловлено тем, что округлые знаки лучше выделяются из фона.

Второй признак контура знака – это место где соединяется засечка со штрихом, они могут быть с закруглениями и могут быть совсем без них. Незакругленные углы считываются глазом читателя лучше, чем закругленные. Это обусловлено тем, что такие углы – это различительные признаки, которые делают буквы боле индивидуально выразительной.

Контраст штрихов

Гарнитуры с контрастными штрихами более удобочитаемы (к примеру, банниковская гарнитура). Но чрезмерная контрастность вредит удобочитаемости, так как соединительный штрих становится слишком тонким (например, в елизаветинской гарнитуре). Неконтрастный шрифт (например, в гротесках) хорошо воспринимается только при чтении отдельных слов и выделений.

Пропорция сторон и плотность шрифта.

Пропорция сторон буквы (отношение ширины знака к ее высоте) - это один из самых важных признаков гарнитуры, влияющий на читаемость шрифта. Отношение сторон приближающиеся к единице, с преобладанием вертикали проще для восприятия зрителя (например, школьная гарнитура). Однако плотный шрифт при определенном визуальном решении может быть удобен для чтения.

Внутрибуквенный просвет.

Внутрибуквенный просвет — это пространство ограниченно контуром буквы. При увеличении штриха уменьшается внутрибуквенный просвет. Чем больше просвет, тем выше удобочитаемость. В разумных приделах, конечно. Если штрих будет чересчур тонкий, читаемость станет хуже. Стоит соблюдать баланс.

Общая простота или сложность рисунка буквы

При наборе основного теста не стоит использовать сложные шрифты. Они трудны для восприятия глазом читателя. Большое количество перепадов контрастности штрихов, скачущий внутрибуквенный просвет, разветвление штрихов усложняют восприятие теста.

Удобочитаемость кеглей

Удобочитаемость кеглей шрифта зависит от уровня читателя, от его зрения, профессии, а также от протяженности строки характера чтения (беглое, расслабленное при чтении художественной литературы и вдумчивое напряженное при чтении научной литературы). При этом следует различать удобочитаемость кеглей в связном тексте, в титульном или акцидентном наборе.

Размеры кегля для разных групп людей уже давно вычислены. Наиболее удобный для восприятия взрослого читателя кегель – 10 пунктов. Однако в зависимости от шрифта он может уменьшаться до 9 – 8 пунктов.

удобочитаемость для детей определяется их принадлежностью к возрастной подгруппе:

  1. Дети до школьного возраста
  2. Дети, у которых только вырабатываются навыки чтения 7 – 9 лет
  3. Учащиеся 3-го и 4-го класса 10 – 11 лет
  4. Дети 12 – 17 лет

Дети дошкольного возраста только познают для себя чтение. Печатная продукция для них насыщенна иллюстрациями, и кегель шрифта должен быть большим 20 -16 пунктов. Для первого класса подойдет кегель 16 -14 пунктов, для второго класса 14 – 12 пунктов, для третьего 12 – 11 пунктов, а для остальных 10 пунктов.

Особенности засечек

Шрифты с засечками более удобочитаемы чем гротески. Это обусловлено тем, что засечки сильнее связывают буквы и слова между собой, образуя непрерывную линию, по которой глазу удобнее скользить. Но чересчур толстые засечки рушат удобочитаемость.

Производственно-технические требования

Искажения

При пичате рисунок шрифта сильно или слабо, но все же деформируется. Уровень деформации шрифта в большей степени зависит от характера рисунка, вида печати (высокая, плоская, глубокая), от качества материала бумаги (мелованная, глазированная, газетная).

Деформация рисунка букв и знаков растет с уменьшением кегля.

После многих экспериментов были определены общие для всех 3х видов печати производственно-технические требования к рисунку шрифта. По этим требованиям от рисунка букв шрифта требуется:

  1. Являться максимально выраженным и раскрытым (это особенно важно для сложных в строении букв с узкими просветами такими как строчные E и А, прописные В, Я, Щ, Ц).
  2. Не иметь в себе слишком тонких соединительных штрихов и засечек.
  3. Не иметь короткие засечки с крупным просветом между ними
  4. Не иметь тесных просветов (к примеру, в букве М) и мелких частей, которые чересчур близко прилегают к штрихам.

Шрифты контрастные по рисунку деформируются сильнее, чем малоконтрастные. Это в большей степени применимо к мелким и самым тонким деталям рисунка шрифта. Кроме этого при печати образуются так называемые ловушки, которые появляются в узких пространствах букв (Б, М, В, Е и др.) и острых углах засечек. Эти ловушки при печати часто заливаются краской. Радует только то, что с прогрессом печатного оборудования ловушек становится все меньше.

В офсетной и глубокой печати вместе с большим количеством промежуточных процессов искажение рисунка возрастает по сравнению с печатью высокой. Сила деформации главным образом связана с количеством промежуточных процессов и от характера технологии.

Экономичность

При выборе рисунка шрифта, большое внимание уделяют его экономичности. Экономичный шрифт будет занимать меньше места на странице, тем самым уменьшая объем материалов для печати.

Шрифты с узким очком букв весьма экономичны, поэтому часто используются при печати большего текста. На сегодняшний день все популярнее использовать меньший кегель, но использовать шрифты с обычным очком.

Так же экономичность шрифта зависит от назначения данного вида печатной продукции. К примеру, наибольшей экономичность должен обладь шрифт для набора справочных изданий, таких как энциклопедии и словари. При этом если издание карманное, экономичность должна усилится еще сильнее.

Выбор рисунка шрифта

Выбор рисунка шрифта обусловлен прежде всего характером печатного издания. Таким образом мы учитываем прежде описанную удобочитаемость, технические ограничения, возраст целевой аудитории, ее специальность, характер теста, количество и положение вне текстовых элементов, а также экономичность текста. В зависимости от особенностей печатного продукта некоторые требования будут важнее других.

Детские книги и учебники для младших классов школы не допускают использования всех неудобочитаемых шрифтов с усложненным рисунком.

При печати научно-технических изданий, не рекомендуется использовать шрифты с малым количеством начертаний, так как в тексте встречается много различных выделений и специальных знаков.

Издания с большим количеством цифрового текста не приемлют гарнитуры с маловыраженным рисунком цифр

Шрифты с маловыраженным характером рисунка не рекомендуются для использования в печати художественной литературы, так как не имеют эмоционального окраса. При выборе шрифта стоит учитывать эпоху о которой идет речь, или эпоху в которой произведение было написано. Рисунок шрифта в классическом произведении золотого века русской литературы должно отличаться от рисунка шрифта, которым напечатан роман Дешила Хэммета.

Наиболее важную роль при выборе шрифта играют особенности контура рисунка шрифта, пространственный строй и цветность шрифта. Шрифт должен сочетаться с остальными элементами книги. Поэтому для набора художественной литературы издательству требуется располагать большим количеством стилистически разных шрифтов.

Также при выборе шрифта стоит учитывать сочетаемость различных его гарнитур, если книга предполагает большое количество выделений текста. К примеру, в произведении Федора Михайловича Достоевского “Бедные люди” присутствует большое количество писем, которые часто выделяют курсивом. К этой книге подойдет шрифт с высокой удобочитаемостью курсивного начертания.

Часто заголовки в книгах набирают тем же шрифтом, что и основной текст, но в сильно иллюстрированных произведениях и подарочных издания отступают от этого правила.

Ну и конечно при печати экстравагантного издания, например, о современном искусстве все правила могут быть нарушены специально.

Глава 2. Исследовательско-аналитическая

А теперь после того как мы рассмотрели различные требования, нужно проверить их на практике, прогнозировав различные печатные издания.

Художественная литература

В данном издание (см. рис. 1) используется антиквенный шрифт с высокой контрастность между штрихами. Засечки прилегают близко друг к другу, что обеспечивает хорошую удобочитаемость. Внутрибуквенные просветы достаточно свободные, это увеличивает читаемость, но уменьшает экономичность. Заголовки и подзаголовки выполнены шрифтом без засечек с большим кеглем. Некоторые выделения также набраны гротесковым шрифтом (см рис. 2). Другие выделения набраны курсивным начертанием основного шрифта

Рисунок 1. Фрагмент текста из сборника рассказов Стивена Кинга “Команда скелетов

Рисунок 2. Фрагмент текста из сборника рассказов Стивена Кинга “Команда скелетов

Печатное издания 1948 года (см. рис. 3). Более мелкий кегель по сравнению с предыдущей книгой. Засечки менее выраженные и более закругленные. Между засечками больше пространства, чем в предыдущем случаи, меньшая контрастность штрихов. Заголовок отпечатан тем же шрифтом, что и основной текст. Так как издание достаточно древние, присутствуют дефекты печати. Не смотря на все это текст имеет высокую удобочитаемость и экономичность.

Рисунок 3. Фрагмент текста из романа “Воскресение” Льва Николаевича Толстого.

Научно-популярное издание

Книга об истории кинематографа (см. рис. 4). Отпечатана шрифтом без засечек, чтобы текст лучше сочетался с иллюстрациями. Рисунок шрифта не контрастный, кегель средний. Начертание тонкое, заголовки набраны тем же шрифтом, но более крупным кегелем в жирном начертании. Внутрибуквенные просветы средние. Разные блоки теста набраны разным кеглем для отражения значимости в тексте. Рисунок шрифта имеет среднюю удобочитаемость и среднюю экономичность.

Рисунок 4. Фрагмент текста из книги “Кино. Всемирная история”

Научная литература

Рисунок шрифта средней контрастности. Текст имеет достаточно большие внутрибуквенные просветы. Засечки имеют среднюю длину. Межстрочное расстояние достаточно большое. Присутствует много способов выделения текста. Более мелкий или более круглый кегель, курсивное или жирное начертание. Заголовки отпечатаны другим шрифтом, чтобы контрастировать с выделениями. текст имеет высокую удобочитаемость, но примечания из-за мелкого кегля читаются труднее.

Рисунок 5. Фрагмент текста из книги “Капитал том I” Карла Маркса

Справочное издание

Словарь русского языка Ожегова (см. рис. 6). Издание отпечатано мелким кеглем со средней контрастность штрихов шрифта. Засечки прилегают друг к другу близко. Внутрибуквенный просвет достаточно широкий. В тесте используются выделения с помощью шрифта без засечек жирного начертания, а также с помощью курсивного начертания основного шрифта. Шрифт имеет высокую удобочитаемость и экономичность. Чтобы не делать строки слишком длинными, страницы разделены на 2 колонки.

Рисунок 6. Фрагмент текста из “Словаря русского языка” Сергея Ивановича Ожегова

Детское издание

Данная книга (см. рис. 7) отпечатана Крупным шрифтом со средней контрастностью штрихов. Засечки прилегают достаточно плотно. Так как это литература для дошкольного возраста и младшей школы, кегель крупный. Удобочитаемость высокая, межстрочное расстояние достаточно большое. Заголовки выделены более круглым кеглем и курсивным начертанием. Текст обтекает иллюстрации.

Рисунок 7. Фрагмент страницы детской книги “Отчего и почему”

Картографические издания

В картографических изданиях (см. рис. 8) присутствует не так много текста. Есть таблицы с расшифровкой знаков и названия различных городов, Регионов, рек и т. д. В таблицах используется шрифт без засечек, так как слова там не образуют единый тест. Надобность в засечках отпадает. На самой карте же присутствуют как антиквенные так и гротесковые шрифты. Шрифтами без засечек обозначены города, а все остальные наименования обозначены шрифтами с засечками. Так же некоторые виды обозначений имеют цвет, например, реки.

Рисунок 8. Фрагмент карты из Географического атласа для 6 класса

Вывод

Хоть не искушенному читателю может быть и не заметно, как отпечатан текс, но на самом деле в нем заключено огромное количество человеческой работы, начиная от разработки шрифта и заканчивая его подбором. В нашем XXI веке уже существует тысячи шрифтов, и подобрать один из них для конкретной книги важно для того, чтобы книга получилась целостной.

С помощью правильно подобранного шрифта можно усилить впечатление читателя от книги, облегчить человеку чтение этой книги и сделать ее визуально приятнее. Если же подобрать шрифт неправильно, можно на корню зарубить весь потенциал произведения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Книги.

  1. Клещев О. И. Типографика: учебное пособие. Архитектон, 2016. – 172 с.– То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru
  2. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г. Б. Минервин, В. Т Шимко, А. В. Ефимов и другие: под общей редакцией Г. Б. Минервина и В. Т. Шимко. – М.: Архитектура-С, 2004. – 288 с. (читальный зал МФПУ «Университет» на Семёновской)
  3. Клещев, О. И. Основы производственного мастерства: художественно-техническое редактирование: учебное пособие. – Екатеринбург: Архитектон, 2015. – 107 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru
  4. Клещев О. И. Технологии полиграфии: учебное пособие. – Екатеринбург: Архитектон, 2015. – 108 с.– То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru
  5. Кравчук, В. П. Типографика и художественно-техническое редактирование: учебное наглядное пособие. – Изд-во: КемГУКИ, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru

Перечень графического материала.

IMG_20200618_152248

Рисунок 1. Фрагмент текста из сборника рассказов Стивена Кинга “Команда скелетов

IMG_20200618_153851

Рисунок 2. Фрагмент текста из сборника рассказов Стивена Кинга “Команда скелетов

IMG_20200618_152026

Рисунок 3. Фрагмент текста из романа “Воскресение” Льва Николаевича Толстого.

C:\Users\Коля\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20200618_152346.jpg

Рисунок 4. Фрагмент текста из книги “Кино. Всемирная история”

C:\Users\Коля\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20200618_152421.jpg

Рисунок 5. Фрагмент текста из книги “Капитал том I” Карла Маркса

C:\Users\Коля\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20200618_181603.jpg

Рисунок 6. Фрагмент текста из “Словаря русского языка” Сергея Ивановича Ожегова

C:\Users\Коля\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20200618_181344.jpg

Рисунок 7. Фрагмент страницы детской книги “Отчего и почему”

C:\Users\Коля\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20200618_181427 (2).jpg

Рисунок 8. Фрагмент карты из Географического атласа для 6 класса