Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Цветопередача и сущность картины И.И. Машкова «Натюрморт с гранатами, виноградом и тюбетейкой»

Содержание:

Введение

Тема моей курсовой работы Цветопередача и сущность картины И.И. Машкова «Натюрморт с гранатами, виноградом и тюбетейкой»

Объект исследования - описание репродукции картины И.И.Машкова - «Натюрморт с гранатами, виноградом и тюбетейкой».

Предмет исследования - анализ колористической, цветовой и тональной организации живописного произведения И.И.Машкова - «Натюрморт с гранатами, виноградом и тюбетейкой».

Исходные данные для изучения: - провести анализ искусствоведческой и специальной литературы по вопросам колористки и цветоведения в живописи, выявить пути развития натюрмортной живописи начала ХХ века, выполнить живописную копию пейзажа в технике гуаши

Информационной базой для выполнения курсовой работы являются научная литература по выбранной теме исследования; учебные пособия и электронные ресурсы.

При выборе темы для курсовой работы, мое внимание было привлечено картиной И. И. Машкова «Натюрморт с гранатами, виноградом и тюбетейкой». Ранее я была не знакома с его творчеством и мне показалось интересным ознакомиться с новым художником и его творчеством.

Также я захотела выбрать эту картину из-за того, что очень люблю натюрморты и очень бы хотела узнать новые техники написания, выбор красок, как ставить постановку для натюрморта и многое другое.

Данные знания очень помогут мне развить мои навыки и помогут в моей будущей профессии дизайнера, так как в дальнейшем мне предстоит работать с цветом, тоном и композицией, организацией объектов и их составляющего.

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК КАРТИНЫ

1.1 Краткий анализ творчества И. И. Машкова в контексте эпохи.

Илья Иванович Машков - русский и советский художник, один из основателей и участник художественного объединения «Бубновый валет» и Общества московских художников, входил в состав объединений «Мир искусства» и общества «Московские живописцы», в период 1924-1928 член Ассоциации художников Революционной России, Заслуженный деятель искусств РСФСР.

И.И.Машков рисовал картины в стиле реализма, кубизма и постимпрессионизма.

Из жанров он выбирал чаще всего натюрморты, портреты и пейзажи, но натюрморты занимали особое место в жизни мастера. Машков еще в годы обучения в училище живописи проявил себя как эксцентричный художник. Эмоциональная резкость, неординарность личности повлияли и на живопись. Для его натюрмортов характерна подчеркнутая декоративность, пластическая стихийность, яркость образов.

Натюрморты художника можно отнести к трем категориям: реалистичные, пограничные с примитивизмом и чисто примитивистские картины.[9]

Пережив революцию, почти двадцать лет Машков посвятил теме соцреализма. Он изображал лучших работников производства, партизан, колхозников, демонстрируя, как и другие художники этого направления, жизнь советского счастливого человека.

Машков не просто рисовал безоблачную жизнь и изобилие, но и сам проникся этими идеями

Уже в последние годы своей жизни Машков застал войну и писал холсты о солдатах и работниках госпиталей. Эти картины были живыми и эмоциональными из-за той боли, что пережили люди во время той войны.[9].

1.2 Анализ репродукции картины. Техника работы, использование красок и кистей.

Картина «Натюрморт с гранатами, виноградом и тюбетейкой» нарисована в жанре «натюрморт» в 1909 году. На этой картине И. И. Машков изобразил мужской головной убор тюбетейку и множество различных фруктов

И.И.Машков скорее всего использовал для написания натюрморта холст, кисти щетина под номерами 7,10,15,20 и масло в технике «многослойность». Благодаря этой технике он придал объём более светлым частям с помощью густых мазков и более тонких мазков-тени картины, это виднеется из-за грубоватого строя картины и намеренно-явных следов кисти - этим подчеркивается рукотворность, выявленность самого процесса создания этой картины.

Также в работе прослеживается техника пастозной живописи— это техника, которой присущи энергичность мазка, бурные эмоции, яркость. Именно она раскрывает перед автором возможность в своих творениях проявить особый темперамент, выявить все грани таланта, передать буйство эмоций и переживаний.

Целью пастозной техники в масляной живописи является замена: детальной прорисовки объемной текстурой и множества оттенков – направленным объемным мощным следом от кисти, который помогает получить тени и полутона в одном цвете, иллюзию движения и трёхмерности.[8]

Пастозное письмо на картине можно разглядеть в написании гранатов, так как именно там мы видим отчетливые мазки краски для придания теней и объёмности фруктам.

В натюрмортах Машков нередко располагал фрукты по окружности вокруг одного объекта и экспериментировал с формой самого холста. Например, это мог быть овал по форме подноса, на котором располагались фрукты. Такой является и картина «Натюрморт с гранатами, виноградом и тюбетейкой». Именно в этом натюрморте имеются два последовательных центра: во-первых, это тарелка с виноградом и сливами в центре картины, а во-вторых — это гранаты с персиками и тюбетейка, которые являются дополнением центральной композиции на картине.

Вывод по главе 1: бесспорно, творчество Ильи Ивановича Машкова является интересным и незабываемым. За техникой его работ можно наблюдать очень долго, разглядывая каждые мазки краски и движения кисти. Каждая его работа имеет свою историю и несмотря на то, что его картины были написаны около 100 лет назад они все равно считаются красивыми, интересными, неповторимыми и пользуются спросом. Именно такими работами хочется вдохновляться, любоваться и черпать из них новые идеи

Безусловно, картины тех времен имели свое настроение и скрывали в себе сложный смысл, именно это и показывает нам творчество Машкова, которых в своих работах описал множество событий того времени.

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОРИГИНАЛА КАРТИНЫ

2.1 Общий колорит.

Колорит изображения— это общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков. гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется колоритом.

До сих пор четкого определения колорита нет. Под колоритом принято подразумевать систему цветов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении (искусства или дизайна), образующих эстетическое единство и выражающее какую-либо мысль, чувство, состояние природы или человека.

Для общего характера колорита чрезвычайно важно преобладание в нем холодных или теплых тонов. Теплыми называются такие тона, которые близки к желтому, красному. Они как бы согревают, радуют глаз, в то время как тона, близкие к синему или зеленому, успокаивают живописную поверхность, нейтрализуют ее.

Колорит данной картины Машкова выдержан в теплых и в холодных тонах: фон картины – холодный, а уже центральная композиция более теплая, поэтому сочетание тонов приятно глазу и (создают теплую атмосферу) как бы тоже согревают

Сама картина имеет несколько базовых цветов, которые можно считать базовыми цветами цветового круга (рис.2.1.)

Рисунок 2.1. Колорит картины.

Решение картины по цвету и колориту является основой идеи художественного произведения, так как цвет играет неотъемлемую роль в восприятии картины, как в художественном, так и в эмоциональном плане. Здесь цвет используется как функция и соответствует реальному цвету предметов, а также воспринимается в контексте символов. Фон изображен достаточно живописно по технике и мягко растушеван для больше однородности цвета.

2.2. Анализ композиционного решения

Проанализируем композиционную схему картины и ее функции. Картина, представленная в данной курсовой работе – является натюрмортом. Размер этого художественного произведения составляет 60х80.

Картина имеет довольно большие размеры и поэтому её лучше рассматривать с расстояния около двух метров, с которого она будет легко восприниматься глазами, а если захочется рассмотреть ее детали и нюансы, то их можно увидеть с более близкого расстояния.

Если бы эта картина увеличивалась в размерах, то соответственно увеличивалось бы расстояние человека от картины.

По моему мнению в этой картине присутствуют круговые схемы, на картине видно два последовательных центра.

Основные композиционные линии и последовательность направления движения взгляда зрителя:

1 круг - то есть центр картины: тарелка с виноградом и сливами,

2 круг- дополнение картины: тюбетейка и гранаты. (рис.2.2.)

Рис.2.2. Композиция картины.

Анализ композиции картины: в данном художественном произведении предметы объединяются общим движением, которое гармонирует с местоположением и ритмом всех сгруппированных масс. Они соединяются размером, каждый размер рассчитан под определенную часть композиции и идеально туда вписывается.

Объекты центральной композиции имеют более мелкие размеры, чем объекты дальнего плана. Это сделано для того, чтобы центральный план был более детализирован и человеку, который смотрит на натюрморт было интереснее рассматривать каждую деталь.

В этой картине присутствует некая скрытая символика: гранаты – это плодородие и бессмертие, персик - воплощение вечной юности, виноград — символ плодородия, успеха и беззаботной жизни, тюбетейка – символ мудрости, семейного благополучия и уберегает от дурного глаза, а сливы символизируют независимость и верность. Из-за такого сочетания предметов появляются ощущения доверия, домашности, спокойствия, уюта и внутреннего равновесия.

При написании натюрморта художник использовал некий консонанс, чтобы композиция смотрелась более гармоничной и спокойной, а также была приятна глазу. Ну а если бы картина была написана в диссонансе, то воспринимать ее стало бы намного сложнее – в этой ситуации невозможно сконцентрироваться на двух круговых центрах.

Основой композиции является статика: В этом художественном произведении прослеживается статичность, она использована здесь для передачи покоя, гармонии, и для того, чтобы подчеркнуть красоту предметов, передать некую торжественность, которая прекрасно сочетается со спокойной, даже немного домашней обстановкой. Именно в статичной композиции выбираются близкие по форме, по массе, по фактуре предметы: гаранты, персики, возможно, лимон и апельсин, а также схожий по форме виноград - все они имеют округленную форму. Тюбетейка тоже имеет некие округлые формы(рис.2.3)

Рис.2.3. Круговая статичность.

Перспектива: натюрморт имеет воздушную перспективу, которая включает в себя следующие особенности и характеризуется тем, что глубина, кажется светлее, чем передний план(рис.2.4) [11]

Рисунок 2.4. Контраст фона и переднего плана.

2.3. Световое решение на картине

Значение света на картине: Количество света имеет значение, особенно в так называемой тональной живописи, где предметы и объекты объёмно написаны, и их форма в пространстве выглядит традиционно реалистично.

Сам натюрморт является достаточно темным, поэтому форма и объём предметов плохо различимы: из-за нехватки света. Малое количество света в постановке лишает её не только объёма и формы, но и цветности.

Могу предполагать, что картина имеет слабый свет, свет сверху.

Такое явление можно определить по падающей тени у гранатов и персиков, а также по бликам на виноградах и на гранате в правой части композиции. (рис.2.7)

Рисунок.2.7. Тени картины.

Теплый и холодный свет: Натюрморт Машкова имеет теплый свет, холодные тени. Автор скорее всего следовал закону теплости и холодности в живописи.

Задачей художника было подобрать необходимый замес и положить его в нужное место для наилучшей выразительности, правдоподобия, и, как мне кажется, у него это очень хорошо получилось.

Разница в тепло-холодности делает живопись цветной (полноцветной), контрастной не только по светлоте (а контраст - обязательное условие любого художественного произведения), понятной для восприятия зрителем и реалистичной. [12]

Тёплый свет создаёт ощущение уюта, согревает (это свет от желтоватой электрической лампы, закатный свет садящегося за горизонт солнца, свет от открытого огня.

Тени при тёплом свете выглядят серо-голубыми, зеленоватыми, сложно-фиолетовыми и даже синими (это открытие импрессионистов, сделанное более 100 лет назад напряжённой творческой работой на открытом воздухе).

Направление светового потока: Направление света и расположение предметов относительно светового потока задаёт не только степень освещения предметов в живописи, но и определяет пропорциональное соотношение света и теней в картине.

Также в зависимости от направления потока света и положения предметов и объектов относительно него, а также высоты источника света меняется не только качество восприятия объектов на картине (их форма, объём, пространство между ними, точность детализации и другое), но и впечатление на зрителя от этих предметов и объектов.

На натюрморте источник света находится по центру сверху, а направление светового потока идет сверху некой окружностью, которая освещает полностью все объекты и оставляет на них красивые блики. (рис.2.8)

Верхний свет придаёт объектам некоторую духовность, лёгкость и возвышенность.

Рисунок.2.8. Блики и распределение света.

Характеристика взаимодействия света с пространством:

1. Свет – как дополняющий элемент пространства

2. Свет – как источник цвета.

3. Свет – как элемент придания формы объектам.

4. Свет – как элемент, создающий глубину.

5. Свет – как психологическое воздействие

6. Свет – как объемность объектов.

При рассматривании картины я отметила несколько специфических приемов, использованных автором, такие как:

1.сфумато – дымка на заднем плане. На картине ее можно заметить в фоне картины. Эта дымка имеет некую бархатистую зелено-синюю текстуру.

2.кьяроскуро – насыщенность и контрастность переднего плана. Она также заметна при рассмотрении объектов картины (гранаты, персики, тюбетейка)

Анализ фактуры заданной картины: Соответствие цвета, с реальным цветом объекта на этой картине, передает точную фактуру этого предмета или объекта. Художник почти точно передал оттенки фактуры художественных объектов.

Фактура при написании художественного произведения играет неотъемлемую роль в создании эмоционального восприятия картины и придает более реальную окраску и восприятия реальности объектов в картине.

Здесь фактура признана воспроизводить внешнее подобие предмета, что помогает воспринимать написанное действительностью.

Характер мазка: мазок кладется по направлению объекта, гладкой фактурой, но не делая нюансы на мелких частях, размер мазка может колебаться от 10 до 25 размера щетины.

У каждого художника была своя схема мазков, поэтому картины столь отличительны друг от друга для техники мазков художники используют специальный прибор – мастихин.

Толщина и ширина мастихина зависит от количества взятой краски, также мастихином можно передать утоненную или более реальную фактуру того или иного объекта.

Использование мастихина можно увидеть в написании гранатов, так как там заметен достаточно толстый слой краски, который еще и предал гранатам объемность. (рис.2.9.)

Рисунок 2.9. Работа, выполненная мастихином.

2.4. Анализ текстуры и мазка.

Немало художников используют фактурные мазки, которые делают картину более живой и насыщенной. Это позволяет выразить в ней энергетический порыв, движение, настоящую страсть.

В школе импрессионистов мазок передает форму предмета, формирует плоскости и фактуры. Такие импрессионисты, как Илья Машков старались воссоздать мгновенные эффекты освещения, и поэтому писали картины достаточно быстро, с немалой долей спонтанности, так чтобы фактура и мазок жили отдельно от формы.

Художники-импрессионисты старались использовать явные мазки различных типов, такие как короткий и быстрый мазок, плавный мазок, мазок для размазывания краски, густой мазок для формирования фактуры. Они смело накладывали друг на друга различные мазки и мягко смешивали их друг с другом.

Благодаря тому, что импрессионисты не использовали линии для формирования очертаний объектов, их границы отображались с помощью фактуры и цветовых эффектов.

На данном натюрморте мы можем заметить явные мазки краски на совершенно разных предметах, например на гранатах, предполагаемом мной лимоне, сливах, персиках и др.(рис.2.5)

Рисунок 2.5. Мазки: Структура.

Картина написана именно так, что автор передает объемность и форму предметам - фрукты благодаря цветным полосам(мазкам), создают интересную фактуру, форму и цвет в данном произведении искусства.

Незначительные мазки кисти позволили создать мягкие, нежные очертания, например персикам, которые находятся на переднем плане картины в левом нижнем углу. Именно эти мазки предали этим персикам некую «бархатистость» и передали сочность, и свежесть этих фруктов.

На картине мы можем заметить даже виднеющиеся трещины из-за толстого слоя мазка краски(рис.2.6)

Эти трещины добавляют какую-то изысканность и историю самой картине.

Рисунок 2.6. Трещины. Толщина мазка.

2.5. Анализ колористических решений

В натюрморте прослеживаются такие термины как: контраст по цвету, контраст светлого и темного, контраст холодного и теплого, контраст дополнительных цветов, симультанный контраст, контраст по насыщенности, контраст по площади цветовых пятен.

В этом художественном произведение прослеживается форсирование цвета, здесь каждый предмет отдельно описан от другого. Единственная заметная деградация в этой картине — это изображение фона картины, который состоит из трех цветов, плавно вмешанных друг друга, создающий эффект воздушности и плавности, можно даже сказать, что это некий эффект течение цвета.

Единицей цветового построения является изображение соотношения цвета реального предмета с действительным. В этой картине четко просматривается цветовая гармония (плавный и равномерный переход одного цвета к другому и полное их сочетание друг с другом). В этом художественном произведении присутствуют комбинации основных цветов цветового круга Иттена (рис.2.10) [11], также заметна комбинация сложных цветов, для получения более реальных оттенков и тонов.

Рисунок 2.10. Цветовой круг Иттена. Сочетание цветов [11]

Из предоставленной схемы цветового круга могу предполагать, что художник использует схему квадрата (использование красного, синего, желтого, зеленого) по цветовому кругу для большего сочетания и контраста цветов, как я говорила ранее, на этой картине присутствует сложная комбинация цветов, могу предполагать, что она создается именно из-за квадратной схемы сочетания цветов, так как там имеется 4 цвета.

Смотря на схему квадрата сочетания цветов, Квадратная схема практически повторяет прямоугольную схему, но цвета в ней равноудалённые по кругу (здесь также стоит выбрать один доминирующий цвет), можно увидеть то, что красный находится напротив зеленого, а синий стоит напротив оранжевого цвета.

В этой схеме мы можем увидеть, что два цвета здесь являются вторичными – это оранжевый и зеленый, и два первичных цвета – красный и синий, а также они разделены по холодности и теплости: красный и оранжевый теплые цвета, а уже синий и зеленый холодные цвета.

Цвета здесь несхожи по тону, но также комплементарны. За счет этого образ будет динамичным, игривым и ярким.

В картине заметны типы контрастных и дополнительных взаимоотношений между цветами, более всего они заметны в изображении реальных, близких по отношению к друг другу объектах.

В искусстве сложились 7 цветовых контрастов: в этой картине, присутствуют цветовые контрасты такие как: контраст светлого и темного, чем дальше объект, тем темнее, контраст холодного и теплого, контраст дополнительных цветов.

В этой картине явно заметен контраст теплого и холодного, он передает ощущение удаленности изображение, что свидетельствует о нахождении перспективы в данной картине, так же можно предполагать, что присутствие холодно-теплого контраста дает ощущение определенной легкой, воздушной композиции, можно утверждать что именно на акцентах тепло-холодности контрастов, усилен эффект реалистичного изображения объектов.

По-моему мнению автор в этой картине использует смешанные краски, в данном художественном произведении затемненные цвета объектов ведут себя гармонично по отношению с другими объектами.

Взаимодействие цветов по насыщенности в образе картине присутствуют гармонично, образ становиться более утонченным и живым. Контраст цветовой площади проявлен здесь уравновешенностью композиции, пространственные цвета не нарушены, а вполне дополняют друг друга.

Взаимосвязь цветоформы в данной картине осуществляется эмоциональным и зрительным восприятием картины, то, что похоже на действительность воспринимается нами как данное.

Я заметила, что взаимосвязь цвета и формы, сейчас до сих пор решается, поэтому есть только одно решение, дать цвету больше свободы и чистоты писания.

Я считаю, что автора картины можно отнести к художникам колористам, по моему мнению И.И.Машков был великим русским художником, который не мог бы допустить неточность в передачи существенности картины.

Также про колористическое решение могу добавить, что автор специально использовал контрастность объектов, для изображения действительности и символики замысла картины.

В данной картине изображен достаточно мрачный сюжет, который создается благодаря темному фону натюрморта, но в тоже время здесь контрастируют фрукты, которые изображены в достаточно ярких цветах в сравнении с фоном, из-за этого, по моему мнению, создается некий баланс темного и светлого на данной картине.

2.6. Цветовая и тональная организация

В выше, сказанном я проводила общий анализ темы курсовой работы, так как это тоже было не менее важным заданием (как говорят: от общего к частному). Далее я раскрою основную задачу темы курсовой работы, то есть анализ цветовой и тональной организации картины.

Первым делом я опишу конкретно каждый из основных цветов картины, их здесь четыре (синий, зеленый, красный, неявно выраженный желтый), но помимо этих цветов есть и еще некоторые основные цвета, которые представлены на натюрморте. (рис.2.11)

Рисунок 2.11. Основные цвета картины.

В этом художественном произведении присутствуют как хроматические, так и ахроматические цвета.

Их ахроматических цветов присутствует белый и черный, а же из хроматических оттенков зеленый, желтый, красный и др.

По правилам живописи художественное произведение стоит рисовать с краев, значит и рассматривать, и описывать цвет следует с краев.

Основная тема- холодные цвета, акцентами являются теплые цвета: красный, охристые оттенки и др.

Первый цвет, бросающийся в глаза — это синий, который вписан в зеленоватый цвет, либо же более темные оттенки как черный. Синий цвет считается одним из активных цветов, также. Цвет тяжелый и плотный. Он задает некое спокойствие, которое достаточно виднеется в этом натюрморте. Также синий цвет на этой картине заставляет расслабиться, на этой картине синий сопровождает объекты постановки, немного подавляя и остужая их яркость и насыщенность своим глубоким цветом.

Следующий цвет, который я хочу описать – это зеленый. Этого цвета также большое количество, как и синего. Цвет более легкий, чем синий, цвет природы и спокойствия.

Этот цвет более уместен в каких-либо пейзажах, но также нередко его встретишь в написании разных натюрмортов и часто встречается в работах художников.

Зеленый цвет добавляет картинам некую легкость, свежесть, радость, которой так иногда не хватает в обычной жизни.

Около 40 процентов постановки картины содержит в себе оттенки синего и зеленого.

Эти цвета помогают успокоить передний план картины, который имеет достаточно яркие и теплые цвета, такие как: оранжевый, красный и др.

Из ахроматических цветов в этом художественном произведении присутствует чистый белый с нюансными отметками. Белый цвет является цветом ясности, чистоты, радости.

С психологической точки зрения цвет в этой картине означает приход чего-то нового, чистого и светлого.

Далее проанализировав цветовую организацию, я решила перевести картину в ахроматический тоновой эффект и показать в ахроматической шкале преобладание оттенков и тонов от белого к черному в процентах(рис.2.12), а еще показала преобладание в таблице, так как там можно увидеть преобладание темных оттенков. (таблица 1)

Рисунок 2.12. Ахроматический эффект.

Таблица 1. Преобладание ахроматических цветов.

2.7. символика цвета

В истории искусств всегда существовала символика цвета и она имеет давнюю историю. Люди с незапaмятных времен придавали особое значение чтению «языка крaсок», что нашло отражение в древних мифaх, народных предaниях, скaзках, рaзличных религиозных и мистических учениях.[10]

В картине Машкова преобладают синие и зеленые цвета. А акцентными являются оттенки красного, оранжевого, желтого и немного белого.

На картине больше всего синего цвета, который занимает около ¼ картины.

Синий цвет в большей степени использован в фоне и в написании винограда и слив.

Фону этот цвет придает глубину и некую бесконечность, а виноградам он придает сочность, спелость и яркость. Полагаю, что синий цвет на этой картине символизирует вечность, постоянство и тепло из-за своего глубокого цвета

Следующий цвет на картине – это зеленый, его также достаточное количество на картине. Зеленый цвет там использован в написании тюбетейки-главного предмета картины, также фруктов, как персики и виноград и использован в написании фона.

зеленый цвет вместе с синим придает фону бесконечность. Сам же зеленый цвет на натюрморте символизирует гармонию, свежесть, вечность и мудрость.

На картине также присутствует красный цвет, которого также не мало на картине. Этот цвет придает картине яркость и насыщенность.

Красный цвет используется в написании гранатов, придавая им сочность, яркость, насыщенность, спелость.

Сам цвет на картине символизирует энергию, силу, мудрость.

Желтого цвета очень мало на картине, но он все же присутствует на предполагаемом мной лимоне.

Так как этот цвет находиться почти в центре картины, то он притягивает к себе еще больше взглядов, и его маленькое количество является акцентным на натюрморте.

Цвет на картине символ бодрости и света, придает картине некую яркость и движение.

Акцентным цветом на картине является и оранжевый цвет. На картине он изображен в таком же количестве, как и желтый цвет, и также как и он притягивает к себе взгляды находясь по центру композиции.

Сам цвет на натюрморте символизирует надежность, опору и тепло.

Сложив всю символизацию цветов картины, можно сказать, что каждый из этих цветов гармонирует друг с другом.

Благодаря гармонии они создают опору, надежность, силу и мудрость благодаря своей символизации.

Сама постановка картины имеет довольно сильную символизацию благодаря сочетанию символизации цвета красок и объектов.

Вывод по главе 2: Подводя итоги по второй главе можно выделить некоторые характеристики цветовой и тональной организации: Итак. В этом художественном произведении объекты соединяются цветом, который гармонирует с цветом другого объекта. Ещё можно полагать, что объекты соединяются размером, каждый размер рассчитан под определенную часть композиции и идеально туда вписывается.

В этом художественном произведении присутствует символика, также присутствует статичность и это явно отображается в постановке фруктов и других объектов.

Из-за точной передачи цвета художником, композиция как бы задействует внешние связи, поэтому картина кажется реальной, художественные функции написания данной картины соблюдены гармонично друг другу.

Если воспринимать картину с точки зрения нашего воображения и того, что мы видим, то композиция построения этой картины аналоговая, сочетание цветов и полное согласие тонов

Объекты доминируют над пространством, так как с помощью них создается объемность изображения.

Судя по композиции и изображению предметов свободными, здесь присутствует разрежённость объектов, что подчеркивает полное богатство живописи (свобода форм).

Светотень в этой картине придает объектам объём, поэтому они кажутся более реальными.

И. И. Машков рассчитывал каждую деталь постановки так, чтобы она была идеальной и могла соответствовать такому выражению как «золотое сечение», была подобрана не только идеальную постановку, но и цвета на ней.

Каждая деталь работы наполнена определенным смыслом и определенной схемой написания.

После этого анализа можно считать художников учеными, потому что рисование — это огромный труд, который сопровождается огромным багажом знаний в технике рисования, сочетания цветов и получения любого тона и оттенка путем смешивания баночных красок, а это является большой работой.

Для меня это большой опыт познакомиться с такой работой и проанализировать ее начиная с композиции и заканчивая цветов. Еще вторая глава научила меня ценить творчество художников и разглядывать каждую маленькую деталь на картинах.

ГЛАВА 3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КОПИИ КАРТИНЫ

При написании картины по теме курсовой работы, я использовала прием живописи гуашью на плотной бумаге. Я выбрала гуашь «Сонет», так как она является основой написания картины, а также она имеет более густую текстуру что позволяет картине выглядеть более естественно и более привлекательно.

Каждая композиция в картине строится из различных приемов работы с композицией. Приемами композиции являются:(симметрия, асимметрия, динамичность, ритм, контрастность, цвет, иллюзорное восприятие и равновесие композиции.

При написании своей работы я использовала (симметрию, потому что сюжетом является натюрморт, статичность, так как в картине есть спокойствие, контраст, возможно равновесие, и соответственно цвет).

Практическая часть: для написания художественного произведения по теме курсовой работы было использовано :(бумага формата А3 отредактированная под соответствующий размер, гуашевые краски «Сонет», кисти (Белка10, пони 10, щетина 10 плоская, для нюансов синтетика 5 и для больших мазков щетина 22). (рис. 3.1)

Рисунок 3.1. Использованные материалы.

Я начала писать картину с того, что я разметила оригинал картины на несколько частей. После этого я начала рисовать каждые части картины по отдельности от объекта к объекту. Далее я разметила плотных карандашом 2B самые крупные участки картины для того, чтобы их было лучше видно. (ПРИЛ. 2. Рис. 1)

Цвет моей картины в основном в темно-синих цветах, поэтому далее я начала делать контур объектов черным цветом. (ПРИЛ. 2, рис. 2)

После изображения контура предметов я для начала должна была закрасить все участки тоном, так чтобы не осталось видно бумагу, для того чтобы она не отвлекала внимание от других частей картины и цвет был более подходящим под оригинал картины. (ПРИЛ.2. Рис. 3)

И вот постепенно я начала подбирать основные цвета. По законам живописи писать картину следует начинать от углов, поэтому моими первыми основными цветами были синий и зеленый с добавлением черного, то есть это цвет фона картины, и постепенная заливка уже основной постановки.

После этого далее моим пунктом писания предметов было изображение персиков, так как я решила начать постепенную закраску постановки натюрморта с правого угла.

Далее я начала прорисовывать вблизи лежащую к персикам тюбетейку, которая по моему мнению является главным предметом на картине, а уже после нее начала прорисовывать рядом лощащие фрукты, следуя законам перспективы и делая так, чтобы фрукты и тюбетейка казались настоящими. (ПРИЛ. 2. Рис 4)

После этого основным цветом и центром композиции стало изображение блюда с виноградом и сливами, и рядом лежащими остальными фруктами. (ПРИЛ. 2. Рис. 5)

По началу у меня не получалось изобразить винограды, так как на натюрморте их там большое количество, и было сложно изобразить их в таком же количестве, что на оригинале картины. Но уже с каждым последующей виноградинкой у меня стало более-менее получатся и мне даже это понравилось в какой-то степени.

Также у меня были трудности в написании гранатов в левом нижнем углу картины. Сложность заключалась в том, что гранаты на оригинале картины имеют толстые мазки кистью (возможно мастихином), из-за этого мне было достаточно сложно изобразить именно такие же мазки, так, чтобы они смотрелись и казались объемными.

Вывод по главе 3: в выводе к главе три могу сказать, что написание картины — это очень трудоемкая работа.

Раньше я никогда бы и не подумала. Что рисовать это очень сложно и интересно одновременно.

На написание картины Машкова «натюрморт с гранатами. Виноградом и тюбетейкой» я потратила около 6 аудиторных занятий и около трех часов домашнего написания. Это моя самая первая длительная, трудоёмкая и большая работа за все время. И я не жалею потраченного на нее времени.

Каждый мазок, каждый намешанный оттенок краски, каждая правильная выстроенная композиция является большим опытом для меня, которого раньше я не встречала.

Заключение

В заключение могу сказать, что анализ кaртины был для меня достаточно сложен и интересен. блaгодаря ему я научилась различать техники написaния натюрмортов и технику рассмaтривания картины. А также очень много узнала о сочетании цветов и их контрастов.

помогает нам понять, что каждый художник не просто рисует свои работы, а вкладывает в них знания, силы, любовь и терпение.

В данной работе я изучила и рассмотрела искусство эпохи Ильи Машкова. При написании работы я ознакомилась со многими статьями, затрагивающими тему постимпрессионизма, а также мной было просмотрено множество фотографий с изображениями картин, скульптур, архитектурных строений эпохи постимпрессионизма.

Я считаю, что представленного мной материала достаточно для общего ознакомления с вопросов сфере анализа картины и копии репродукции.

Список использованных источников

  1. Дрозд, А. Н. Декоративная графика: учебное наглядное пособие – Изд-во: КемГУКИ, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  2. Смекалов, И. В. Изучение классических произведений живописи дизайнерами: учебно-методическое пособие. / И. В., Смекалов, С. Г.Шлеюк; Оренбургский гос. ун-т – Оренбург: ОГУ, 2014. – 97 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  3. Кандинский В. В. О духовном в искусстве (живопись) . – 1989. –73– То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  4. Омельяненко, Е.В. Основы цветоведения и колористики: учебное пособие / Е.В. Омельяненко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», Педагогический институт. – 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2010. – 183 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  5. Шиков, М.Г. Рисунок. Основы композиции и техническая акварель: учеб. пособие / М.Г. Шиков, Л.Ю. Дубовская. 2-е изд., стер. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 167 с., илл. http://biblioclub.ru/
  6. Пастозная живопись: техника и манера письма [Электронный ресурс]. – URL:https://artrecept.com/zhivopis/tehnika/pastoznaya-zhivopis (дата обращения 2.12.19)
  7. И. И. Машков: направления в живописи [Электронный ресурс] URL: https://lermontovgallery.ru/spravochnik-antikvariata/otsenka-prodazha-kartin-mashkova/ (дата обращения 2.12.19)
  8. Психология цвета [электронный ресурс] URL: https://www.livemaster.ru/topic/927725-psihologiya-tsveta-simvolika-tsveta-tsvet-i-harakter-tsvet-i-rabotosposobnost (дата обращения 5.12.19)
  9. Воздушная перспектива. законы построения [электронный ресурс] URL: https://www.izocenter.ru/blog/vozdushnaya-perspektiva-zakony-postroeniya/
  10. Значение света в живописи [электронный ресурс] URL: https://jotto8.ru/blog/znachenie-sveta-v-zhivopisi-chast-1-kak-osveschenie-vlijaet-na-tsvet-i-formu (дата обращения 11.12.19)
  11. Генератор эмоций. Круг Иттена [электронный ресурс] URL: https://prointerno.io/blog/design/generator-emocij-kak-podobrat-cvet-dlya-interera?p=/blog/design/generator-emocij-kak-podobrat-cvet-dlya-interera (Дата обращения 14.12.19)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Копия картины «Натюрморт с гранатами, виноградом и тюбетейкой»

Приложение 2.

Нумерация объектов

Рис.1. Разметка картины.

Рис. 2. Обводка контуром.

Рис. 3. Заполнение фона краской.

Рис. 4. Последовательное закрашивание предметов.

Рис. 5. Законченная копия картины

Приложение 3.

Репродукция картины И.И.Машкова «Натюрморт с гранатами, виноградом и тюбетейкой»

Приложение 4.

Список используемых терминов

Аддитивные смеси — смеси цветов, основанные на их сложении и независимые от их спектрального состава.

Ахроматические цвета — цвета, не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте (белые, серые и черные цвета).

Выступающие (отступающие) цвета — цвета, субъективно кажущиеся ближе (дальше) своего фактического положения в пространстве.

Вычитание цветов — процесс образования цвета в результате поглощения части световых лучей.

Дополнительные цвета — два цвета, дающие третий — ахроматический, при оптическом смешении в определенных количественных соотношениях. дополнительные цвета антагонисты, находятся напротив, на прямо-противоположной стороне цветового круга.

Интенсивность цвета — качество цвета, зависящее от его светлоты и от его насыщенности.

Колориметрия — наука о способах измерения (определения) цветов, выражающая каждый цвет посредством трех величин: коэффициента отражения (доли падающего света, отражаемой данной цветной поверхностью), длины волны спектрального цвета (одинакового по оттенку) и процента чистоты (то есть доли участия чистого спектрального цвета в общей яркости цвета).

Контраст цветов — изменение цветов под влиянием других, окружающих их цветов (одновременный контраст) или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся (последовательный контраст).

Контрастные цвета — цвета, наблюдающиеся на ахроматических поверхностях в результате влияния окружающих или соседних хроматических цветов (несколько отличаются от дополнительных).

Локальный цвет — основной цвет объекта, не претерпевший изменений под воздействием освещения и окружающей среды.

Насыщенность цвета — степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического; степень цветности.

Независимые (бесфактурные) цвета — цвета, не локализующиеся в пространстве и не выявляющие поверхности, ее фактуры и рельефа.

Неизбирательное поглощение — поглощение, при котором различные спектральные лучи поглощаются в равной мере.

Объемные цвета, пространственные цвета — цвета, воспринимаемые в трех измерениях.

Основные свойства цветов — светлота (англ. Brightness), цветовой тон (англ. Hue) и насыщенность (англ. Saturation).

Основные цвета (цвета первого порядка) — три цвета (киноварно-красный, изумрудно-зеленый и ультрамариново-синий), которые нельзя получить путём смешивания. Но, путем оптического смешения этих основных цветов можно получить наиболее насыщенные цвета всех остальных цветовых тонов.

Оттенок — градация цветового тона в пределах одного цвета.

Поверхностные цвета — цвета, выявляющие фактуру и рельеф поверхности.

Полутень — промежуточные градации яркости между тенью и освещенными участками поверхности объемного объекта.

Пространственное смешение цветов — один из видов оптического смешения цветов; слияние различных мелких цветовых образов на расстоянии, с образованием суммарного (общего) цвета.

Светлота (англ. Brightness) — качество цвета, в отношении которого его можно приравнять к одному из оттенков ахроматической (бело-серо-чёрной) шкалы; относительная яркость.

Светлотные (яркостные) отношения — относительные отличия цветов по светлоте (по яркости).

Светотень — распределение яркостей по поверхности освещенной объемной формы; совокупность яркостных градаций на объемной форме, обусловленная освещением.

Теплые цвета — цвета, ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, оранжевые желто-оранжевые, желто-зеленые цвета спектра.

Тон (в терминологии художников) — термин, употребляющийся в двух значениях: 1) для определения яркости цветов или поверхностей, 2) для определения цветности, то есть цветового тона.

Тональность — подчиненность всех цветов композиции условиям единства среды.

Трансформация цветов — нивелирование изменений в цвете, вызванных освещением, при осознании условий этого освещения.

Фактура — видимое строение (структура) поверхности.

Холодные цвета — цвета, ассоциирующиеся с цветом воды, льда и других холодных объектов: голубо-зеленые, голубые, голубо-синие, синие, сине-фиолетовые.

Хроматические цвета — цвета, обладающие цветовым тоном; все цвета, кроме ахроматических (белых, серых и черных).

Цветовой круг (спектр) — расположение всех цветовых тонов по окружностям: замкнутый ряд цветов, отличающихся друг от друга по цветовому тону, причем цветовой тон изменяется в последовательности спектра, замкнутого, через пурпурные цвета.

Цветовой тон (англ. Hue) — качество цвета, в отношении которого цвет можно приравнять к одному из цветов спектральных или пурпурных; выражается словами: красный, оранжевый, желтый, зеленый и т. д.; качество, определяющее место цвета в цветовом круге.

Цветовые отношения (отношения цветов) — относительные отличия цветов, в основном по цветовому тону.

Яркость — количество света, отражаемого в определенном направлении и приходящееся на единицу площади поверхности, видимой с этого же направления.

Яркостные отношения цветов — отношения цветов по светлоте.

Приложение 5.

Справка об антиплагиате