Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Цветопроба и ее роль в технологическом процессе

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Тема выбранного мною исследования актуальна в связи с тем, что из-за различия в цветовом восприятии на мониторе персонального компьютера, где используется цветовая модель RGB (от англ. Red, Green, Blue) и на готовой печатной продукции, где используется совершенно иная цветовая модель CMYK (от англ. Cyan, Magenta, Yellow и Key). Обе эти модели имеют разные принципы воспроизведения цвета. И из-за этого часто возникает недопонимание между заказчиком и исполнителем, так как изображение на экране одно, а при получении готового продукта – другое. Дабы этого всего избежать производится цветопроба, чтобы заранее спрогнозировать результат цветопередачи конечной печатной продукции.

Целью работы является анализ многообразия видов цветопроб, которые предоставляет рынок полиграфии, а также роль цветопробы в процессе производства.

Объект исследования: изучение технологического процесса печати цветопробы

Предмет исследования: определение цветопробы, виды цветопроб, задачи цветопробы в технологическом процессе.

Для реализации этой идеи были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть краткую историю появления цвета в книжном деле;
  • рассмотреть роль цвета в оформлении печатного издания;
  • проанализировать разницу между основными цветовыми моделями RGB и CMYK, а также рассмотреть другие;
  • изучить процесс цветоделения;
  • дать определение термину цветопроба;
  • определить виды цветопроб;
  • описать процесс воспроизведения различных видов печати;
  • рассмотреть роль цветопробы в полиграфической сфере.

Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования результатов исследования в дальнейшей работе для выявления ошибок перед печатью всего тиража, что значительно сэкономит время и деньги как заказчика, так и типографии.

ГЛАВА 1. ИССЕДОВАТЕЛЬСКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ

1.1. История появления цвета в книге

Перед началом исследования хотелось бы уделить немного внимания истории книжного дела.

Точной даты появления книгопечатания на сегодняшний день нет, так как различные источники ссылаются на разные даты и уцелевших материалов крайне мало. Первый печатный текст, а точнее сделанная с помощью ксилографии копия, издана в 868 г. и это была буддийская Алмазная сутра (см. рисунок 1).

Интересно, что 11 мая 868 года была напечатана первая книга ...

Рисунок 1. Алмазная сутра – первая датированная книга

В Европе данная технология развивалась постепенно и пришла значительно позже, если сравнивать с Китаем и Ближним Востоком. Сперва это были оттиски на ткани с различными религиозными мотивами, а затем, когда бумага стала относительно доступной, появились и гравюры. Само книгопечатание появилось в 1445 г. Иоган Гутенберг предложил использовать для набора текста металлические литеры (см. рисунок 2). Они располагались в специальных ячейках в нужном порядке, вручную покрывались слоем краски, а затем прижимались к листу бумаги в станке. В Европе первыми напечатанными книгами являются изданные на латинском языке Библия и Псалтырь.

movabletype

Рисунок 2. Металлические литеры, набранные на верстаке

В России технология книгопечатания была позаимствована у европейцев. Первой книгой считается «Апостол» 1564 г. напечатанная Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем, однако также были найдены и другие печатные текста без точного датирования, которые можно считать изданными раньше «Апостола».

Сама цветная печать появилась ещё в Китае, когда деревянные дощечки с выгравированным на них текстом или изображением окунались в разные цветные краски.

В Европе цветное книгопечатание изобрел Раймондо де Сангро в своей работе «La Lettera Apologetica». С типографской точки зрения, титульный лист «Apologetica» (см. рисунок 3) был исполнен методом, совершенно немыслимым для того времени: он был напечатан в четырех цветах с одним оборотом печати благодаря технике, усовершенствованной де Сангро. Текст сопровождается тремя красивыми складными иллюстрациями.

File:Lettera Apologetica.jpg - Wikipedia

Рисунок 3. Титульный лист «La Lettera Apologetica»

Раймондо работал над основными знаками или же «основными словами» древнего языка инков, такими как Бог, Ночь, Вода, Солнце и другие. Он даже переводит на кипу перуанскую песню. Также он умело показывает, как можно транслитерировать латинский, итальянский, французский, испанский, немецкий и английский алфавиты на кипу (см. рисунок 4).

Позже в начале XVIII века немецкий художник и гравер Якоб Ле Блон открыл технологию для будущей печати красочных полноцветных изображений, основанную на разделении цветов. В результате чего получалась продукция с насыщенной и широкой цветовой гаммой. В своей книге «Coloritto» художник утверждал, что «живопись может представлять все видимые объекты с тремя цветами, желтыми, красными, и синими». Со временем эти слова легли в основу современной цветной печати и его технология стала предшественницей цветовой палитры CMYK.

Museo Cappella Sansevero

Рисунок 4. «La Lettera Apologetica». Алфавит.

Дальнейший развитие принадлежит ученому-физику Джеймсу Максвеллу. Он доказал, что человеческий глаз способен различать всего три основных цвета. Затем для доказательства физик приобщил к эксперименту фотографа Томаса Саттона, и они в середине XX века сделали первое в истории цветное фото (см. рисунок 5). Для этого объект был снят три раза через фильтры красного, синего и желтого цветов. При наложении негативов получилось цветное изображение.

Тартановая лента — Википедия

Рисунок 5. Тартановая лента.

Прогресс не стоит на месте и технологии развиваются по сей день, и, благодаря открытию Джеймса Максвелла и Томаса Саттона, на данный момент предоставлен широкий спектр различной полноцветной печати.

1.2. Цветовое оформление многополосного издания и роль цвета

Многополосное издание – это издания, которые содержат в себе более четырех полос. Существует огромное разнообразие многополосной продукции, однако самыми распространенными являются брошюры, каталоги, журналы и книги. И цветовое оформление будет напрямую зависеть от характера издания, бюджета, а также целевой аудитории.

Серьезное произведение, где основной упор идет на сюжет и развитие персонажей, будет выглядеть нелепо с обилием ярких изображений и цветастой обложкой. Например, «Анна Каренина» Льва Толстого. В кульминационном моменте, где главная героиня решается на серьёзный шаг, будет крайне неуместна иллюстрация в стилистике «Паровозика Томаса». Так же и детская литература будет казаться странно без рисунков и яркого оформления, так как детям таким образом проще воспринимать информацию. Именно поэтому детская многополосная полиграфическая продукция делается, как правило, ярких и насыщенных цветов, так как с большей долей вероятности ребенок на нее обратит внимание.

Поэтому выбор конкретной цветовой гаммы всегда должен определяться характером и назначением печатной работы, а цветовая гармония полностью зависит от специфики издания. Одна и та же комбинация цветов в одном случае может быть успешна, а в другом – создать плохое впечатление, если она противоречит цели, характеру и типу печатной продукции. Если цвета выглядят гармонично при создании постера и плаката, то это ещё не значит, что они будут являться таковыми для обложки литературного произведения, а оформление переплета для художественной будет явно отличаться от дизайна научной литературы.

С помощью цвета можно усилить и подчеркнуть ту или иную часть композиции, на которую должно быть обращено особое внимание.

Выбирая цветовую гармонию для того или иного объекта, необходимо также учитывать, что она тесно связана с самим изображением. Например, голубой цвет, который считается легким, свежим и прохладным оттенком за счет ассоциации с небом, может показаться странным, если таким цветом будет изображена кожа человека. Исключения могут быть, если это, например, произведение, где персонаж является инопланетянином, мутантом или представителем любой другой внеземной расы (см. рисунок 6). В остальных же случаях человек будет выглядеть мертвым, болезненным, замёрзшим и так далее.

Топ-10 мужчин МИСТИК | GEEK LIFE | Яндекс Дзен

Рисунок 6. Персонаж комиксов вселенной Marvel Мистик.

Также некоторые цветовые сочетания прочно закрепились в сознании людей, и они часто дают им символический характер. Было бы большой ошибкой оформлять женский любовный роман со счастливым концом в черно-белой гамме, которая зачастую ассоциируется с трауром и скорбью, так и детектив с большим количеством насилия и убийств оформлять, например, в нежно-розовых тонах.

Говоря о цветовом оформлении, также важно помнить и про пространственное отношение цветов. Теплые и холодные, светлые и темные, насыщенные и ненасыщенные цвета воспринимаются человеческим глазом в пространственном отношении по-разному.

Теплые, светлые и насыщенные цвета кажутся нам находящимся ближе, чем холодные, темные и ненасыщенные (см. рисунок 7). Связано это с воздушной перспективой.

Рисунок 7. Восприятие цвета.

Теплыми называют все красные, оранжевые и желтые цвета, а холодными – голубые и синие. Зеленые цвета занимают промежуточное положение: часть из них можно назвать теплыми (желто-зеленые), а часть – холодными (сине-зеленые). Фиолетовые цвета также занимают промежуточное положение: если в них больше синевы – то они холодные, а если больше пурпурного – то они теплые. Теплый тон можно сделать холоднее, если добавить к нему черной краски. Красный и синий прямоугольники глаз воспримет лежащими в разных плоскостях: синяя поверхность (холодный цвет) будет уходить вглубь, а красная (теплый цвет) выступать вперед. Подобный эффект будет наблюдаться, если светлый цвет поместить рядом с темным или насыщенный рядом с ненасыщенным. Чтобы заставить два различных по характеру цвета зрительно лежать в одной плоскости, надо уменьшить размер теплого или светлого элементов изображения по сравнению с холодным или темным либо, наоборот, увеличить размер холодного или темного элементов по сравнению с теплым и светлым.

Впечатления о пространственном положении цветов довольно субъективны. Мнения о том, какой цвет находится ближе, а какой дальше, могут быть различны. Кроме того, восприятие пространственного положения цвета зависит от характера и конфигурации элемента, а также от контрастности изображения. Наиболее выраженный эффект наблюдается тогда, когда имеются в наличии все три фактора, обусловливающие впечатление приближенности или отдаленности краски. В частности, насыщенная, светлая, теплая желтая краска наиболее сильно выступает на передний план по сравнению с ненасыщенной, темной и холодной синей краской. Таким образом, благодаря умелому использованию пространственного отношения цветов можно создавать впечатление объемности плоскостного изображения. На некоторых обложках буквы в одном слове даются разными красками. Этот прием часто используется и в рекламных объявлениях. В этом случае буквы воспринимаются лежащими в разных измерениях, благодаря чему визуальная плоскость обложки разрушается. Такой прием будет оправдан только тогда, когда оптическое разрушение плоскости обложки является сознательно поставленной задачей.

Безусловно, в последнее время появилась тенденция отступать от каких-либо ограничений, шаблонов и клише по оформлению той или иной печатной продукции, однако делается это все на страх и риск, ведь есть шанс того, готовый продукт потеряется на фоне конкурентов и не окупит себя.

1.3. Цветовые модели

Ранее в тексте несколько раз упоминались такие термины как RGB и CMYK, а также их аббревиатура, однако точного определения и принципов данных цветовых моделей не было.

Итак, сам термин цветовая модель обозначает абстрактную модель описания представления цветов в виде кортежей чисел, обычно из трёх или четырёх значений, называемых цветовыми компонентами или цветовыми координатами. Вместе с методом интерпретации этих данных множество цветов цветовой модели определяет цветовое пространство.

Также цветовая модель – это математически определенное цветовое пространство. Цвет в модели определяется стандартным способом, за зависящим от конкретного устройства. Модель точно определяет диапазон и цветовой охват. Любое множество цветов в модели является конечным. Цвет существует в виде набора числовых координат.

Научная теория цвета появилась в XVII веке после того, как Исаак Ньютон, разложив пучок белого света с помощью призмы, обнаружил, что солнечный свет содержит в себе остальные цвета.

В XVIII веке появилось понятие первичных цветов, которые нельзя получить путем смешивания и которые выступают в качестве основы для создания других цветов. На цветовом круге Иттена (см. рисунок 8) первичные цвета лежат на вершинах равностороннего треугольника, то есть это желтый, синий и красный.

Цветовой круг — Википедия

Рисунок 8. Цветовой круг Иттена.

Наиболее распространенны­­ми цветовыми моделями являются RGB и CMYK, однако, помимо них, существует ещё и три другие – это HBS, HBL и LAB, которые используются несколько реже и для разных целей.

1.3.1. Цветовая модель RGB

RGB – от англ. Red, Green, Blue. Аддитивная (от англ. add – добавлять) цветовая модель. Как правило, она используется для вывода информации (в том числе и изображения) на экран мониторов и иные электронные устройства, такие как телефоны, планшеты, часы и так далее. Состоит из трех цветов, которые принято считать основными при аддитивном синтезе, – красного, зеленого и синего, которые образуют все промежуточные (см. рисунок 9). Обладает огромным цветовым спектром.

00138 Цветовые модели CMYK RGB Lab HSB_2.jpg

Рисунок 9. Цветовая модель RGB и принцип смешивания цветов.

Сам принцип аддитивной цветовой модели предполагает, что вся палитра цветов складывается из светящихся точек. То есть на бумаге, например, невозможно отобразить цвет в цветовой модели RGB, поскольку бумага цвет отражает, а не светится сама по себе. Итоговый цвет можно получить, прибавляя к исходной черной (несветящейся) поверхности проценты от каждого из ключевых цветов, что и показано на рисунке 8.

Благодаря данной цветовой модели из трех базовых цветов можно составить ~ 16 млн. цветовых оттенков (при цветовой глубине в 24 бита).

1.3.2. Цветовая модель CMYK

CMYK – от англ. Cyan, Magenta, Yellow, Key (или же blacK). Субтрактивная (от англ. subtract – вычитать) схема формирования цвета, используемая в полиграфии для стандартной триадной или же полноцветной печати. Обладает меньшим, в сравнении с RGB, цветовым охватом.

CMYK называют субтрактивной моделью потому, что бумага и прочие печатные материалы, в отличие от экрана монитора, являются поверхностями, отражающими свет. Удобнее считать, какое количество света отразилось от той или иной поверхности, нежели сколько поглотилось.

Таким образом, при вычитании из белого три первичных цвета в цветовой модели RGB (красный, зеленый, синий), получается триада дополнительных цветов CMY (голубой, пурпурный и желтый) (см. рисунок 9). Key Color (черный) используется в этой цветовой модели в качестве замены смешению в равных пропорциях красок CMY.

Делается это исключительно из-за того, что только в теории при смешении красок триады получается чистый черный цвет. На практике же он получится, скорее, грязно-коричневым и на это влияют такие факторы, как способность материал впитывать краску, а также качество, однородность и наличие различных примесей в самих красителях. Тем более при печати одновременное смешение всех трех цветов ради получения черного цвета очень сильно увлажняет бумагу, возрастает риск ее переувлажнения и как результат – испорченные материалы.

На прилагаемом изображении (см. рисунок 10) отчетливо видно, как ведут себя цвета при смешивании и какой оттенок из этого получается. И дабы минимизировать риски, напрямую связанные с качеством исходных материалов, а также улучшить качество конечной печатной продукции, добавляют черный цвет отдельно.

Что такое CMYK — Ответы на вопросы

Рисунок 10. Цветовая модель CMYK, принцип смешивания цветов.

1.3.3. Цветовая модель HSB и HSL

HSB – Hue (цветовой тон), Saturation (насыщенность), Brightness (яркость). Цветовая модель, очень похожая на RGB и по факту являющаяся ее аналогом, поскольку использует одни и те же цвета, однако отличается системой координат.

В отличие от RGB, где конечный цвет получается путем смешения основных цветов со значениями от 1 до 256, в HSB каждый цвет получается путем добавления к основному спектру белой или черной краски.

Это аббревиатура с английских слов, где hue – тон – является как раз-таки цветом, saturation – насыщенность – это процент добавления белого, brightness – яркость – наоборот, процент добавления черного. Если провести аналогию с обычными красками, насыщенность можно интерпретировать как добавление того или иного количества чёрной краски в цветную, а яркость - белой. Более подробно рассмотреть данную цветовую модель можно приложенном изображении (см. рисунок 11).

Цветовая модель HSB

Рисунок 11. Цветовая модель HSB.

Описание цветов в этой модели не соответствует цветам, воспринимаемых человеческим глазом. Эта цветовая модель используется в графических редакторах (см. рисунок 12) при настройке палитры цвета. Художники и дизайнеры используют её для тщательного подбора оттенков.

Однако, перемножив диапазон параметров (360х100х100), получим, что модель воспроизводит ~ 3.6 млн. цветовых оттенков, что значительно меньше, чем в модели RGB.

Рисунок 12. Окно выбора цвета в графическом редакторе Adobe Photoshop CC 2019, где используется цветовая модель HSB.

HSL – Hue, Saturation, Lightness. Является клоном модели HSB, только вместо параметра brightness (яркость) используется параметр lightness (светлота).

1.3.4. Цветовая модель Lab

Lab – равноконтрастное цветовое пространство, в котором расстояние между цветами соответствует мере ощущения их различия. Для данной цветовой модели не существует определенной аббревиатуры. Буква L означает lightness и переводится как светлота. Что значат тогда параметры a и b?

Эти параметры меняются в диапазоне от -128 до 127 (всего 256 значений) и от их значений зависит цветовой тон. Параметр a содержит в себе цвета от темно-зеленого через серый до пурпурного. Параметр b изменяется от синего через серый до желтого (см. рисунки 13, 14)

http://koi.tspu.ru/kg/images/lab2.jpg

Рисунок 13. Цветовая модель Lab.

http://koi.tspu.ru/kg/images/color_lab.jpg

Рисунок 14. Цветовая модель Lab.

Преимуществом данной модели над CMYK будет то, что она использует не 3, а 4 базовых цвета, из-за чего ее цветовой диапазон является максимальным.

Благодаря этому свойству модель Lab используется как посредник при конвертации изображения из одной цветовой модели в другую. Так, конвертация из RGB в HSL, например, происходит через Lab. Это позволяет избежать (или минимизировать) потери в цветовых оттенках, так как модели RGB и HSL имеют разный цветовой охват, а Lab их перекрывает.

В отличие от цветовых моделей RGB или CMYK, которые привязаны к устройству для воспроизведения цвета на бумаге или на экране монитора (цвет может зависеть от типа печатной машины, марки красок, настроек монитора), Lab однозначно определяет цвет. Lab считается аппаратно-независимой моделью, а её цветовой охват всегда больше, чем у устройства. Аппаратно-независимыми считаются также модели HSB и HSL.

Напрямую при создании графического изображения модель Lab практически не используют.

Если посчитать количество цветовых оттенков в модели Lab (256х256х100), то получается ~ 6,5 млн оттенков, что меньше, чем в модели RGB. Важно понимать, что цветовой охват и количество оттенков – совершенно разные вещи. Большее количество цветовых оттенков получается просто более частым делением цветового круга (радуги), или других параметров. В качестве примера можно взять параметр Lightness (от чёрного до белого) и разделить его диапазон не на 100, а на 1000 делений. В итоге получается в 10 раз больше цветовых оттенков, однако при этом цветовой диапазон не изменился.

ГЛАВА 2. ЦВЕТОПРОБА. ВИДЫ. ЗАДАЧИ

2.1. Цветоделение

Цветоделение – процесс представления цветного изображения в виде нескольких совмещенных цветов в определенной цветовой модели: CMYK, RGB или других. Иными словами, цельное изображение разделяют на полутоновые монохромные составляющие, в каждой из которых содержится информация исключительно об одном цвете. В результате полученные изображения называются цветоделёнными.

В основном цветоделение применяется в полиграфической сфере, так как стандартная печать в 4 краски, за исключением цифровой печати, подразумевает изготовление печатных форм на каждый отдельный цвет, который использовался в макете. Помимо полиграфии, цветоделение также применяется в таких сферах, как телевидение, фотография и кинематограф. Поскольку речь в данной работе идет о полиграфии, заострять внимание на остальных не имеет особого смысла, так как они содержат в себе множество нюансов, связанных с особенностями линз камер.

2.1.1. Цветоделение в цветовой модели RGB

В случае RGB изображение разбивается на 3 канала (плоскости). Это red (красный), green (зеленый), blue (голубой). Цветоделение с использованием данной цветовой модели изображено на рисунке 15. Таким образом происходит цветоделение на экране монитора и прочих устройств.

Рисунок 15. На первом изображении представлена обычная полноцветная фотография. На втором – то же самое изображение, только показан красный канал, на третьем – зеленый, на четвертом – синий.

Если совместить обратно все эти три изображения, используя аддитивный метод синтеза, то получится обратно цветное изображение.

2.1.2. Цветоделение в цветовой модели CMYK

В случае CMYK изображение разбивается на 4 канала (плоскости). Это cyan (голубой), magenta (розовый), yellow (желтый) и key (черный).

Процесс цветоделения производится на этапе допечатной подготовки с использованием различных графических редакторов, таких как Adobe Photoshop, Corel Draw и так далее.

В результате цветоделения из получившихся четырех каналов производится печатная форма из пленки методом фотовывода или CtP (англ. Computer to Plate – с компьютера на печатную форму). После этого происходит последовательная печать четырьмя красками CMYK, в итоге чего получается полноцветное изображение (см. рисунок 16).

Цветоделение по модели CMYK

Рисунок 16. Разделение полноцветного изображения на монохромные полутоновые каналы. Полноцветное напечатанное изображение, а также полноцветное увеличенное изображение с целью показать совмещение растров после печати.

2.2. Процесс цветоделения в графическом редакторе Adobe Photoshop

Сам по себе процесс цветоделения не представляет из себя ничего сложного. В качестве программы используется Adobe Photoshop 2019. Для удобства в скобках будет написаны горячие клавиши для вызова тех или иных диалоговых окон, если таковые имеются. Задача состоит в том, чтобы разбить изображение на цветовые каналы и таким образом подготовить его к печати.

В программе открывается необходимая фотография (см. рисунок 17). Файл открылся с цветовым режимом RGB. Так как это изображение в будущем будет печататься, его необходимо перевести в CMYK.

https://memepedia.ru/wp-content/uploads/2016/03/hide-the-pain-harold.jpg

Рисунок 17. Исходное изображение.

Нижеперечисленные действия описаны для типографий, которые работают с заказными (собственными) настройками. Если же типография использует стандартный профиль из списка, то эти действия пропускаются до момента с переводом (см. рисунок 22).

Сперва нужно выставить настройки в меню «Настройка цветов» (ctrl+shift+k), как это показано на рисунке 18. Также эти настройки можно сохранить, чтобы использовать их ещё раз в будущем.

Рисунок 18. Диалоговое окно «Настройка цветов».

В пункте рабочие пространства в графе CMYK выбрать «заказной», после чего появится новое диалоговое окно (см. рисунок 19), в котором выбирается тип бумаги, тип цветоделения, содержание черного и так далее. Настройки выставляются в соответствии с заказом.

Рисунок 19. Диалоговое окно с настройками CMYK в пункте «Рабочие пространства».

Далее производится перевод документа в CMYK (см. рисунок 20). Чтобы это сделать, необходимо выбрать изображение>режим>CMYK.

Рисунок 20. Путь для перевода изображения в другое цветовое пространство.

Выскочит новое диалоговое окно (см. рисунок 21) с параметрами, которые указывались ранее. Нажимается на ОК, можно при желании также поставить галочку на «Не показывать снова».

Рисунок 21. Диалоговое окно с предупреждением.

Эти действия были для нестандартных настроек в типографии. Если же типография использует стандартный цветовой профиль (см. рисунок 22), то, минуя все действия, перейти по пути редактирование>назначить профиль. И выбрать тот профиль, который требуется. Их также можно загружать, расширяя тем самым базу данных.

Рисунок 22. Левая часть – путь к диалоговому окну, правая – окно с готовыми цветовыми профилями.

Фотография переведена. Чтобы убедиться в этом, нужно перейти в окно «каналы» (см. рисунок 23), которое находится рядом с окном «слои» (f7). На каких-то изображениях будет видна разница, на каких-то нет. Все зависит от цветовой палитры, как правило, значительные изменения происходят при переводе документов с очень яркой и сочной цветовой палитрой.

Рисунок 23. Каналы до перевода и после перевода.

2.3. Определение цветопробы

Цветопроба – это способ получить представление о цвете в будущем тираже. Фактически она имитирует печатный процесс с точки зрения воспроизведения цвета.

Также цветопроба – это образец, который печатается с использованием тех же красителей и материалов. Производится она до изготовления полного тиража с целью проверки цветового баланса и других некоторых аспектов, касательно печати, которые могут потребовать корректировки в будущем перед производством.

Цветопробу не следует путать с пробной печатью, когда полностью воспроизводится печатный процесс.

Очевидное преимущество пробной печати – это получение достоверного образца готовой продукции. Она также важна для обеспечения точности не только в воспроизведении цветов, но и в управлении контентом. Например, орфографические и типовые ошибки, удобочитаемость текста, проблемы наложения и так далее. Пробную печать можно сравнить с черновым вариантом эссе. Главный минус – время производства и стоимость, как у небольшого тиража, зато она экономит затраты на печать окончательного варианта, в котором могут обнаружиться ошибки или неожиданные изменения цвета.

2.4. Задачи цветопробы

Цветопроба позволяет с большей степенью достоверности судить о правильности подготовки макета и цветоделения. Если заказчик требовательно относится к соблюдению цветопередачи в готовой полиграфической продукции, то цветопроба становится необходимостью. Цветопроба сперва в обязательном порядке утверждается с заказчиком. Затем цветопроба предоставляется в типографию в качестве образца цвета для печати на офсетной машине. В случае типографского брака при наличии цветопробы типография, как правило, принимает на себя обязанность доработки или перепечатки тиража.

2.5. Виды цветопроб

Принтерный оттиск чаще всего не дает правильного представления о конкретных оттенках цвета. Если такие оттенки важны, выполняется специальная проверка, а именно цветопроба. Существует 3 вида цветопроб: экранная, цифровая и аналоговая.

Цветопроба может быть цифровой, аналоговой, мягкой, твердой, контрактной и т.д., что, однако, не проясняет сути вопроса. Устройства цветопробы были разработаны для имитации печати, но с более низкими затратами. Было бы неправильно предполагать, что все цвета, сделанные с помощью цветопробных устройств, воспроизводятся одинаково. С помощью цветопробы появляется возможность получить только приблизительное представление о печатном оттиске и ничего более. Однако часто цветопробу можно рассматривать как отдельное устройство, которому доверяют на 100% или используют как атрибут современного печатного производства, которое не очень хорошо суть происходящих процессов.

2.5.1. Экранная цветопроба

Экранная цветопроба является самым простейшим вариантом. Она производится визуально на откалиброванном мониторе. Важно использовать оборудование, прошедшее тщательную калибровку, так как от этого будет зависеть качество цветопередачи. Правильность выполняемой цветокоррекции напрямую зависит от того, насколько правильно монитор воспроизводит цвета и оттенки. Для многих работ такой проверки бывает достаточно, однако не стоит забывать про то, что синтез цвета на экране принципиально отличается от синтеза цвета в печатных устройствах.

2.5.2. Цифровая цветопроба

Цифровая цветоброба – это быстрый и относительно недорогой вариант в тех случаях, когда требуется более тщательная проверка точности цветопередачи. Такую цветопробу делают на специальном цифровом оборудовании, работающее по тому или иному принципу формирования изображения. К цифровым цветопробам принято относить струйные, сублимационные, лазерные и твердочернильные принтеры.

2.5.3. Аналоговая цветопроба

Аналоговая цветопроба будет самым дорогим, но и самым точным вариантом цветопробы. Осуществляется пробная печать с готовых пленок. Такой вариант предпечатной проверки применяется в самых ответственных случаях, когда точной цветопередаче придается большое значение, например, при печати каталогов товаров, цвет которых особенно важен для потребителя, или же каталог или книга с художественными репродукциями, где цвет не менее важен для восприятия читателя. Также этот вид цветопробы создавался как альтернатива пробной печати. Среди аналоговой цветопробы выделяют два вида: сухой и мокрый.

Разница между ними заключается в том, что в процессе получения оттиска с помощью сухого метода какие-либо химические растворы не применяются, так как пигмент с пробельных элементов снимается механическим способом. При использовании мокрого способа получения цветопробы происходит проявление, то есть разрушение и вымывание элементов, которые приобрели растворимость.

Преимущества аналоговой цветопробы:

  • широкий цветовой охват;
  • попадание в цвет офсетного оттиска;
  • возможность проконтролировать качество готовой фотоформы.

Недостатки аналоговой цветопробы:

  • высокая себестоимость оттиска,
  • не всегда имеется возможность изготовления цветопробы на тиражной бумаге
  • некоторых системах иногда невозможно моделировать особенности печатных процессов, например, растискивания.

2.6. Процесс печати и получение цветопробы

2.6.1. Получение экранной цветопробы

Для получения экранной цветопробы, нужно в графическом редакторе, где выполняется допечатная подготовка, вывести на экран монитора цветопробу и увидеть на нем, как будут выглядеть цвета, воспроизведенные конкретным устройством вывода (см. рисунок 24). Это самый быстрый вид цветопробы, для него не требуется печать и поэтому материальные затраты сводятся к минимуму.

Рисунок 24. Путь для открытия параметров цветопробы.

На рисунке 25 можно заметить разницу имитации двух разных печатных устройств. На первом изображении были использованы заказные настройки, на втором уже готовый профиль печатной машины Afga.

Рисунок 25. Экранная цветопроба.

2.6.2. Цифровая печать и получение цифровой цветопробы

Цифровая печать относится к методам печати с цифрового изображения непосредственно на различные носители. Цифровая печать имеет более высокую стоимость за страницу, чем более традиционные методы офсетной печати, но эта цена обычно компенсируется, так как избегает затрат на все технические этапы, необходимые для изготовления печатных форм.

Экономия труда и постоянно растущие возможности цифровых печатных машин означают, что цифровая печать достигает того уровня, когда она может соответствовать или заменять способность технологии офсетной печати производить большие тиражи в несколько тысяч листов по низкой цене.

На рисунке 26 показан макет для печати цветопробы на цифровом принтере.

Рисунок 26. Цифровая цветопроба.

2.6.2.1. Процесс струйной печати

Струйная подача краски обеспечивает простоту заполнения всех микронеровностей поверхности, поэтому возможно достижение высокой интенсивности и яркости отпечатка при минимальной толщине. Изображение наносится на запечатываемый материал набрызгиванием с высокой скоростью (до 1 млн капель в секунду) специальных красок из сопел очень малого диаметра.

Тут стоит уточнить, что не всегда полноцветная печать предполагает использование исключительно триады цветов, также в некоторых случаях используется многоцветная печать, в которой дополнительно присутствуют оранжевый, зеленый и голубой цвета, за счет чего финальный результат выглядит ярче и сочнее (см. рисунок 27). Иногда, если у компании есть свой фирменный цвет или несколько, то во избежание разного конечного результата при разных партиях, используется готовая краска Pantone. Однако таким способом воспользоваться может далеко не каждый, поскольку эта технология весьма дорогостоящая.

Сравнение цветовой модели CMYK с CMYKOGB

Рисунок 27. Сравнение CMYK и CMYKOGB.

Основным компонентом любого струйного устройства является печатающая головка. Помимо головки устройство содержит механизм точного перемещения головки и ухода за ней (периодической очитки), бумагопроводящую систему и систему управления печатью. Струйный отпечаток строится по растровому принципу из капелек краски.

Существуют два типа струйных технологий: «непрерывная струя» (англ. continuous inkjet) и «капля по требованию» (англ. drop-on-demand). Импульсивная струйная печать по способу образования капель делится на пьезоструйную и термоструйную.

Непрерывная струйная печать имеет в основном промышленное применение. Она используется в принтерах, предназначенных для нанесения на промышленные и товарные изделия различных маркировок и штрих кодов. В оперативной полиграфии непрерывная струйная печать применяется в высокопроизводительных печатающих установках с неподвижными головками (цифровых печатных машинах).

Генератор капельной струи выбрасывает из сопла струю чернил, которая на небольшом расстоянии от него разбивается на капли. Для того, чтобы капли чернил попадали на бумагу только в местах, где есть изображение изображения, их селективно заряжают. С помощью отклоняющего электрода заряженные капли направляют (в зависимости от использованной схемы технологического процесса) либо на бумагу, либо в каплеуловитель. Каплеуловитель посылает неиспользованные чернила в систему их рециркуляции для повторного использования. Чернила должны быть электропроводными.

2.6.2.1.1. Пьезоструйная печать

При пьезоструйной печати активный элемент печатающей головки (пьезоэлемент) оказывает на чернила механическое воздействие. Поэтому выбор чернил не ограничен. Они могут быть на водной и масляной основе (на органическом растворителе или не иметь растворителей, например, закрепляться с помощью ультрафиолетового излучения).

От них лишь требуется:

  • достаточно низкая вязкость, чтобы они могли выдавливаться из микросопел;
  • необходимое поверхностное натяжение;
  • стабильность;
  • хорошая совместимость с печатающей головкой;
  • не слишком быстрое время высыхания (во избежание забивания сопел);
  • не слишком долгое время высыхания (во избежание смазывания отпечатков);

Каждый изготовитель печатающей головки (принтера) предлагает свои хорошо совместимые и подходящие к сфере использования с принтером чернила.

2.6.2.1.2. Термоструйная печать

При термоструйной печати капли образуются при нагревании и частичном испарении в сопловой камере вещества, основанного, например, на парафинах. Капли чернил выдавливаются из сопел с пузырьком воздуха, образующимся при быстром локальном разогревании стенки чернильной камеры или стенки канала (дюзы), заканчивающегося соплом. Существует технология, при которой нагревательный элемент нагрет постоянно и в процессе нанесения капля частично испаряется, становится меньше по размеру. В результате достигается более высокое разрешение, скорость и качество печати.

2.6.2.1.3. Широкоформатная струйная печать

В широкоформатных печатающих устройствах (см. рисунок 28) используются те же способы печати, что и в принтерах малого и среднего форматов: непрерывная струйная печать и разновидности печати «капля по требованию», а именно – термоструйная и пьезоструйная печать.

Широкоформатная печать баннеров, пленки и плакатов

Рисунок 28. Широкоформатный принтер.

Однако широкий формат усугубляет проблемы струйной печати:

  • ограниченные объемы картриджей с чернилами;
  • малая скорость печати, которая сильно снижается при переходе к печати фотографического качества;
  • сильная зависимость качества печати от свойств запечатываемого материала и характер взаимодействия чернил с этим материалом;
  • медленное высыхание готовой печатной продукции;
  • низкая устойчивость струйных отпечатков к атмосферным воздействиям (ультрафиолетовому свету, влаге и повышенной температуре);
  • высокая стоимость расходных материалов.

Частично вышеперечисленные недостатки струйной печати преодолены. Широкоформатная струйная печать используется для получение конечной цифровой цветопробы, печати произведений искусства, наклейки, плакатов и рекламных материалов большого формата, в том числе высокого фотографического качества по богатству оттенков и воспроизведению цветов.

Принтеры большого формата в основном рассчитаны на рулонную бумагу, хотя допускается использование листовых печатных материалов.

Рабочее разрешение струйных принтеров обычно составляет от 300 до 1440 точек на дюйм.

На сегодняшний день является самым популярным методом для получения цифровой цветопробы.

2.6.2.2. Процесс сублимационной печати

Сублимационная печать (см. рисунок 29) выдает отпечатки с гладкими переходами цветов, напоминающие фотографические. Происходит это из-за того, что при печати используются не краски или чернила, а лавсановые пленки с красителем, испаряющимся при нагреве элементов печатной головки. Достоинство данного способа заключается в том, что при печати получаются плавные цветовые переходы, которые создают иллюзию фотографического отпечатка. Из минусов можно выделить невозможность получения растровой структуры и обязательное использование только определенной бумаги, имеющей сертификацию, так как переход красителя на бумагу может быть неполным, если она недостаточно гладкая. Отпечатки характеризуются хорошей цветопередачей, а сами принтеры имеют большой цветовой охват. Эти принтеры печатают, как правило, с физическим разрешением, не превышающим 300×300 точек на дюйм.

Технология сублимационной печати на ткани

Рисунок 29. Сублимационная печать.

2.6.2.3. Процесс твердочернильной печати

Следующий вид печати это твердочернильная печать (см. рисунок 30). Струйная печать твердыми чернилами использует чернила с фазовым переходом, называемыми твердыми, так как они загружаются в принтер в виде твердых брикетов (см. рисунок 31).

Что такое твердочернильная печать и твердочернильный принтер ...

Рисунок 30. Твердочернильная печать.

Для получения изображения такими чернилами применяется пьезоструйная печать. В принтере чернила расплавляются, в жидком виде подаются в печатающую головку и находятся в нагретом состоянии до тех пор, пока не попадают на поверхность печатного материала. Температура, позволяющая получать достаточную для работы вязкость, составляет 120-140 градусов по Цельсию. При комнатной температуре чернила мгновенно затвердевают и образуют на поверхности твердое и прочное изображение.

Принцип работы и характеристики твердочернильных принтеров

Рисунок 31. Загрузка желтого пигмента в виде бруска в принтер.

Известны два принципа построения твердочернильных принтеров: прямой и офсетный.

В прямом способе капли чернил, вылетающие из сопел, попадают сразу на печатный материал, где они застывают в виде рельефного рисунка. Для разглаживания затвердевших чернильных капель и улучшения их связи с поверхность производят их термомеханическое закрепление при умеренном нагреве.

При офсетном способе капли чернил из сопла попадают на разогретый промежуточный барабан, а с него переносятся на печатный материал, прижимаемый к барабану разогретым валиком.

В состав твердых чернил входят следующие компоненты: твердый синтетический воск, регулятор вязкости, вещество и антиоксидант. Воск служит связующим, в котором распределены пигмент и другие компоненты краски. Точный состав чернил является фирменным секретом.

2.6.2.4. Процесс лазерной печати

Лазерные принтеры – это цифровые печатающие устройства, работающие по принципу электрографии и использующие лазер в качестве источника излучения, формирующего электростатическое изображение. Эти принтеры используются в полиграфии для получения оригинал-макетов, контрольных отпечатков или цветопробы, печати фотографий, а также для печати продукции небольшими тиражами. Несомненный плюс использования лазерного принтера заключается в том, что в процессе печати не происходит растискивания растровых точек (см. рисунок 32).

Цветная печать - какой принтер лучше: лазерный или струйный ...

Рисунок 32. Сравнение лазерного и струйного принтеров.

Цветные лазерные принтеры позволяют получать как полноцветные отпечатки, так и черно-белые. Многокрасочная печать может выполняться на основе систем с одним или несколькими прогонами бумажного листа или полона.

В системах с одним прогоном устанавливаются отдельные печатные секции для каждого цвета или производится отельный перенос красящего вещества на промежуточный носитель и затем на запечатываемый материал.

В системах с несколькими прогонами печатная секция последовательно соединяется с несколькими накатными устройствами соответственно цветоделеным изображениям.

При печати красящими веществами четырехкрасочной гаммы (голубой, пурпурной, желтой и черной) используется только одна секция для последовательного нанесения изображения посредством переключения красочного аппарата.

В устройствах с несколькими прогонами запечатываемый материал или промежуточный носитель должны несколько раз подводиться к одной и той же печатной секции для переноса красящего вещества, что приводит к снижению их производительности.

Цветные лазерные принтеры используют цветные сухие чернила CMYK. Полноцветная печать усложняет процесс печати, поскольку между печатью каждого цвета могут возникать очень незначительные смещения, что может привести к непреднамеренной окраске, размытию, появлению светлых или темных полос по краям цветных областей. Чтобы обеспечить высокую точность печати, в некоторых цветных лазерных принтерах используется большой вращающийся ремень, называемый «транспортным ремнем». Лента переноса проходит перед всеми картриджами с красителями, и каждый из слоев краски точно наносится на ленту. Объединенные слои затем единовременно наносятся на бумагу. Внутреннее устройство принтера марки HP LaserJet 2500 показано на рисунке 33.

Устройство лазерного картриджа | Альфа Юникс

Рисунок 33. Лазерный принтер изнутри.

Лазерные принтеры основном используется в качестве офисной техники, так как печатать большие или крупные тиражи на лазерных принтерах практически невозможно.

2.6.3. Устройства для аналоговой цветопробы

2.6.3.1. «Сухая» аналоговая цветопроба

Сухим этот процесс называется, так как при печати пробного оттиска, вода и химические растворы не используются. Удаление пигмента с пробельных элементов осуществляется механическим способом.

В комплект оборудования для данного метода цветопробы входят:

  • контактно-копировальное устройство;
  • ламинатор;
  • монтажный стол;
  • перфоратор для высечки приводочных отверстий;
  • вакуумный стол для закрепления цветопробного изображения при удалении цветной пленки.

Переносимый с фольги красочный слой практически идентичен пигменту печатных красок европейской триады, а это значит, что цветопроба, полученная на данном устройстве, соответствует офсетным оттискам, отпечатанным по нормам Евростандарта. Для экспонирования используется обычная контактно-копировальная рама с ультрафиолетовым источником освещения.

Сам принцип воспроизведения сухой аналоговой цветопробы заключается в том, что на лист плотной бумаги со специальным покрытием ламинатором наносится слой светочувствительного материала с защитной пленкой сверху.

Затем поверх защитной пленки крепится фотоформа. Все это помещается в копировальную раму, после чего производится кратковременная засветка. В этот момент происходят фотохимические реакции, которые являются основой формирования изображения. После чего застывает светочувствительный слой, который по всей поверхности был клейким до экспонирования, и теряет свою клейкость в местах контакта со светом. Соответственно застывание не происходит там, где элементы изображения прикрывали свет. После экспонирования фотоформа снимается и удаляется защитная пленка. Через печатный пресс пропускается бумага со светочувствительным слоем, где по ней прокатывается фольга, покрытая пигментным слоем. При этом пигмент, который слабо держится на поверхности фольги, прилипает к оставшимся не застывшим клейким элементам, в результате чего создается на бумаге создается изображение, соответствующих печатным элементам.

2.6.3.1.1. AGFA PressMatch Dry

AGFA PressMatch Dry состоит из копировальной рамы с ультрафиолетовым источником освещения, ламинатора, который служит для прикатки пигментных слоев к печатной основе, и непосредственно самих расходных материалов.

Сам по себе процесс изготовления цветопробы состоит из трех операций, повторяющиеся для каждой отдельно взятой краски, а именно:

  • прикатка пигментной пленки;
  • экспонирование;
  • отделение пленки от пигментного слоя.

Более наглядно процесс показан с помощью блок-схемы (см. рисунок 34)

https://compuart.ru/archive/ca/2002/8/6/6.gif

Рисунок 34. Блок-схема процесса получения цветопробного оттиска в устройстве AGFA PressMatch Dry.

Качество цветопробы AGFA PressMatch Dry соответствует стандартам европейской триады красок.

2.6.3.1.2. DuPont Cromalin Studio Sprint

Следующее устройством, с помощью которого делают сухую цветопробу, – это DuPont Cromalin Studio Sprint, состоящее из четырех элементов: ламинатора, копировальной рамы, печатного пресса и комплекта расходных материалов.

Процесс изготовления цветопробы похож с вышеописанным устройством (см. рисунок 35):

  • ламинирование;
  • экспонирование;
  • отделение светочувствительной пленки;
  • перенос краски на основу под прессом.

https://compuart.ru/archive/ca/2002/8/6/8.gif

Рисунок 35. Блок-схема процесса получения цветопробного оттиска в устройстве Chromalin StudioSprint.

2.6.3.2. «Мокрая» аналоговая цветопроба

Мокрым этот процесс называется, так как при печати пробного оттиска, пробельные элементы разрушаются химическими растворами и вымываются.

В комплект оборудования для данного метода цветопробы входят:

  • ламинатор;
  • контактно-копировальное устройство;
  • проявочная машина.

Перед началом процесса экспонирования разделённая по цвету фотоформа соответствующей краски накладывается на пигментную термоклейкую пленку, которую уже нанесли на основу, и приклеивается скотчем. После чего заготовку помещают в контактно-копировальную раму и экспонируют, то есть подвергают воздействию света. Экспозиция зависит от множества факторов, таких как мощность источника света и спектра его излучения, цвета пленки, расстояния до рабочей поверхности экспонирующего устройства. Микролинии различных размеров помогает проводить контроль экспозиции. Далее через проявочный процессор пропускают пленку с основой. Так как уже проявленный пигментный слой был подвергнут воздействию ультрафиолетового излучения, он разрушается и смывается водой. В результате на основе остается изображение с цветоделенной пленки. В дальнейшем необходимо повторить все три этапа для каждой пигментной пленки, которая участвует в процессе создания цветопробы.

После проявления последнего пигмента производится ещё одно экспонирование. Делается это для того, чтобы изображение в будущем не поблекло из-за воздействия солнечных лучей. Изначально готовое изображение глянцевую поверхность и, если есть необходимость, получить полуматовый или матовый эффект, накладывают поверх изображения соответствующую пленку.

2.6.3.2.1. MatchPrint 2635

Для изготовления мокрой аналоговой цветопробы зачастую используются устройства компании Imation модели MatchPrint 2635. Система состоит из трех составляющих: контактно-копировальной рамы, процессора и расходных материалов.

Контактно-копировальная рама представляет из себя обычное устройство с источником ультрафиолетового излучения, которое можно использовать и при изготовлении печатных форм.

Процессор является комбинированной установкой, которая состоит из ламинатора с рабочей температурой 140 градусов по Цельсию и устройства для проявки отэкспонированного материала. Растискивание (см. рисунок 36) можно достичь в пределах 12-25% при использовании различных пленок. Пигментные пленки позволяют воспроизводить растровую структуру в диапазоне плотностей растровых точек от 2 до 98%.

Все о допечатной подготовке и не только - Введение в настольную ...

Рисунок 36. Растискивание.

Процесс нанесения красителя на печатный материал разбивается на три этапа и повторяется для каждого отдельно взятого цвета:

  • прикатка пигментной пленки;
  • экспонирование;
  • проявление.

Также процесс изображен на блок-схеме (см. рисунок 37).

В основном используемыми расходными материалами являются:

  • пленки четырех цветов CMYK;
  • основа, на которую наносятся цвета;
  • матовая и полуматовая пленки, которые служат для снятия глянца;
  • проявитель (слабощелочной раствор);
  • вода.

https://compuart.ru/archive/ca/2002/8/6/5.gif

Рисунок 37. Блок-схема процесса получения цветопробного оттиска в устройстве MatchPrint 2635.

2.7. Роль цветопробы

У цветопробы в технологическом процессе есть две основные роли:

  • предъявление результата работы заказчику до печати тиража;
  • внутренний контроль подготовки цветных изображений.

Эти две цели тесно связаны, но их невозможно объединить в одну. В первом случае печатается цветопроба, исполнитель её показывает заказчику, и далее заказчик из предложенных вариантов выбирает необходимый ему оттенок (см. рисунок 38). Во втором случае типография берет этот образец за эталон, таким образом контролируя тираж, так как если цвет будет не совпадать с утвержденным, то это уже будет вина исполнителя и тираж придется перепечатывать.

https://double-print.ru/wp-content/themes/yootheme/cache/02_test-8b0ef750.jpeg

Рисунок 38. Цветопроба красного цвета на примере наклеек

Место цветопробы (см. рисунок 39), как технологической операции в процессе допечатной подготовки, весьма неоднозначно. Она может быть включена как после сканирования и цветокоррекции, так и сделана с окончательно сверстанных полос, однако до вывода фотоформ, а также непосредственно с фотоформ.

https://studfile.net/html/2706/1878/html_uwuPJhq38v.iG3X/img-TZh7fs.png

Рисунок 39. Варианты выполнения цветопробы в допечатной подготовке.

Также цветопроба необходима:

  • дизайнеру типографии для адекватной конечному результату оценки цветового решения, создаваемого им;
  • для объективного регулирования договорных отношений издательства, репродукционного центра и полиграфического предприятия;
  • для эффективного контроля важнейших показателей качества изображений на различных стадиях подготовки макета к печати;
  • печатнику, как эталонное изображение при печатании тиража.

Принимая во внимание все вышеперечисленные факторы, можно сделать вывод, что цветопробу, если ее просит сделать заказчик, можно изготовить практически на любой стадии допечатного процесса. Изготовление цветопробы является контрольной точкой в технологическом процессе, в которой принимается решение – продолжать работу дальше или возвращаться назад, производить дополнительную цветокоррекцию и доработку файлов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Естественно, что даже два экземпляра, напечатанные один за другим, будут различаться, не говоря уже о результатах, которые были получены с использованием различных видов цветопробных устройств. Все устройства воспроизводят цвет по-разному и у каждого из них свой цветовой охват, которые они могут передать на материал.

Цветопроба представляет собой главный перекресток в цветовоспроизведении. Именно здесь клиент, дизайнер и печатник объединяются, чтобы сформулировать мнение о желаемом и ожидаемом результате работы.

Цветопроба – это главный инструмент коммуникации. Чтобы быть достоверной, цветопроба должна быть соответствовать внешнему виду готовой печатной продукции.

Условия для «идеальной» цветробы почти никогда не создаются в действительности, поэтому цветопробы, предоставляющие готовую печать с различными степенями соответствия, обычно используют вместо нереализуемого идеала. Этих цветопроб обычно хватает, чтобы принять решения о цвете.

Чтобы обеспечить процесс соответствия, тестовые изображения должны быть включены в расположение как печатных листов, так и цветопробы. Тестовые изображения представляют собой некий стандарт. Выбор способа, с помощью которого будет исполнена цветопроба, будет главным образом зависеть от технического решения, так как, например, при выборе офсетной печати, делать цифровую цветопробу бессмысленно из-за колоссальной разницы технологии производства, однако экономические и человеческие факторы также нужно принимать во внимание.

Проблема несоответствия цветопробе – в значительной степени одна из проблем коммуникации. Если дизайнер и печатник знают о характере условий печатного процесса, то они могут получить цветопробу, которая очень близка к желаемому результату.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основная литература.

  1. Клещев О. И. Основы производственного мастерства: художественно-техническое редактирование: учебное пособие. – Екатеринбург: Архитектон, 2015. – 107 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  2. Клещев О. И. Технологии полиграфии: учебное пособие. – Екатеринбург: Архитектон, 2015. – 108 с.– То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  3. Клещев О. И. Типографика: учебное пособие. Архитектон, 2016. – 172 с.– То же [Электронный ресурс].
  4. Свободная электронная энциклопедия Википедия. [Электронный ресурс] - URL: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения 16.05.20)
  5. Журнал «КомпьюАрт». [Электронный ресурс] – URL: https://compuart.ru/ (дата обращения 16.05.20)

Дополнительная литература.

  1. Офсетная типография полного цикла Accent. [Электронный ресурс] – URL: https://accent.su/blog/tsvetoproba-instrument-predskazuemoj-pechati/ (дата обращения 16.05.20)
  2. Флексопечать Uniflex. [Электронный ресурс] – URL: https://www.uniflex.by/tehnologii/flexopechat (дата обращения 16.05.20)
  3. Руководство пользователя Adobe Photoshop [Электронный ресурс] – URL: https://helpx.adobe.com/ru/photoshop/using/proofing-colors.html (дата обращения 16.05.20)