Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Устройства персонального компьютера

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Персональные компьютеры плотно вошли в наш мир. Я не могу представить современного человека без ПК. Мы пользуемся компьютером дома и на работе , но зачастую не представляем , как он работает и как устроен. Что представляет собой современный компьютер? Какова роль ПК в жизни человека? В этих вопросах я и постараюсь разобраться в своей курсовой работе по теме «Устройство персонального компьютера».

Мы живем в мире где ПК есть практически у каждого , но какова история появления ПК? Из чего состоит ПК? И что нужно для его работы? Над этими вопросами я и буду размышлять в своей работе.

В своей курсовой работе я использовал много различной литературы на тему Персональных компьютеров и его истории. Так например по истории развития ПК я использовал литературу таких авторов , как И.А.Казакова , Р.С. Гутер, Ю.Л. Полунов ,Э.П.Ланина, П.С.Парфенов у этих авторов я нашел много исторических фактов о истории развития ПК , от счета на пальцах до современных машин. Учебные пособия авторов :А.В.Соколов, М.В. Жаров , А.Г.Зрюмова .Учебники :С.В. Симонович, Н.В.Макарова, В.Б..Волкова Книги:О.С. Стапанекно, А.И. Ватаманюк. У этих авторов я почерпнул про основное строение ПК. Что представляет собой каждый компонент в отдельности и все в целом. Как собрать ПК своими руками.

Про ноутбуки я взял у В.Леонтьева в этой книги я узнал о строение ноутбуков и видах то чем они похожи на системные блоки и чем отличаются.

У Е.А. Колмыковой я узнал об внешнем оборудовании , которое необходимо для правильного и полного функционирования ПК. Так же благодаря этим авторам я получил всю необходимую информацию, и все эти авторы публиковались в надежных издательствах.

3

Глава 1.История развития персонального компьютера

В истории вычислительной техники выделяют четыре периода:

  1. Домеханический (с древних времен до середины XVII в.).
  2. Механический (с середины XVII в. до конца XIX в.).
  3. Электромеханический (с конца XIX в. до 40-х гг. XX в.).
  4. Электронный (с 40-х гг. XX в. по настоящее время).

В домеханический период понятия числа появилась раньше понятия письменности. Счетоводство было необходимо для земледелия и купечества.

Появление собственности на землю потребовало определения способов вычисления площади участков, что привело к зарождению геометрии.. Развитие торговли также ставило все новые задачи. Помимо учета товаров и денежных сумм, появились и более сложные проблемы. Купцам приходилось предпринимать все более дальние путешествия, а для этого требовались средства навигации. [1]

Древнейшим счетным инструментом, который сама природа предоставила в распоряжение человека, была его собственная рука. Десять пальцев, на которых люди учились считать. От пальцевого счета берет начало пятеричная система счисления (одна рука), десятеричная (две руки), двадцатеричная (пальцы рук и ног) .[2]

Затем стали использоваться деревянные палочки (бирки), кости, камни, узелки, четки — своеобразные бусы. Абак, счетная доска, тоже использует предметы для счета. Вычисления производятся при помощи бусинок и счет ведется в разрядах единиц, десятков и сотен с учетом переноса единицы в старший разряд при переходе через десяток . Существует множество видов абака в различных странах мира. Абак удобно использовать для выполнения операций сложения и вычитания, умножение и деление выполнять при помощи абака гораздо сложнее. Революцию в области механизации умножения и деления совершил шотландский математик Джон Непер. Изобретение логарифмов — крупнейшее достижение Джона Непера. При помощи логарифмических таблиц легко было выполнять умножение и деление больших чисел. В качестве альтернативного метода Джон Непер создал прибор для умножения, названный счетными палочками. [3]

Механический период

Настоящая потребность в автоматическом вычислении возникла в средние века в связи с резко возросшими в этот период торговыми операциями и океаническим судоходством. Торговля требовала больших денежных расчетов, а судоходство – надежных навигационных таблиц. Большой необходимостью была астрономическая навигация , но она требовала огромных расчетов, что было неудобно. Для облегчения и ускорения такой работы стали разрабатывать вычислительные устройства. Так появились различные механизмы – первые суммирующие машины и арифмометры.[4]1

Счет на линиях представляет собой горизонтально разлинованную таблицу, на которой выкладываются специальные жетоны. Горизонтальные линии таблицы соответствуют единицам, десяткам, сотням и т. д. На каждую линию кладут до четырех жетонов; жетон, помещенный между двумя линиями, означает пять единиц ближайшего разряда соответствующего нижней линии. Счет на линиях и счетные таблицы особое распространение получили в XV - XVI столетиях. [5]2

Автоматизировать процесс пытались многие , но у них возникала проблема с большим количеством сложных расчетов. Такую идею пытался воплотить в жизнь Леонардо Да Винчи.

Считается , что в 1623 году Вельгельмом Шиккарда была создана вычислительная машина выполняющая четыре арифметических действия. Машина состояла из 3 частей : суммирующего устройства (сложение и вычитание), множительного устройства и механизма для записи промежуточных результатов. Множительное устройство занимает верхнюю часть машины, суммирующее - среднюю, для хранения чисел используется нижняя часть машины. Суммирующее устройство было шестиразрядным .

В доме-музее Кеплера хранится изготовленный по схемам из писем Шиккарда, действующая модель вычислительной машины.[6]3

Об изобретениях В. Шиккарда и Леонардо да Винчи стало известно лишь в наше время. Современникам они были неизвестны. По-видимому, лишь узкий круг лиц был осведомлен о создании этих машин.

Блез Паскаль создал первую счетную машину , которая могла считать сама.

Он задумал ее еще в детстве.

Его отец работал сборщиком налогов и все вечера занимался подсчетами. Сын видел, как отец уставал от этого занятия, и мечтал подарить отцу машину, которая бы облегчила его труд.

Паскаль сконструировал свою машину в 1642 году. И эта машина получила название «Паскалина».Для выполнения арифметических операций Паскаль заменил поступательное перемещение костяшек в абаковидных инструментах на вращательное движение оси (колеса). Таким образом, в его машине сложению чисел соответствовало сложение пропорциональных им углов. Машина приносит Б. Паскалю популярность. Оценить то, что его машина считает сама, мог оценить любой человек. [7]1

Принцип действия: в медной прямоугольной коробке были размещены шесть или восемь подвижных дисков. Круги вращаются по часовой стрелке. Вращение передается цилиндрам. Однозначные числа складывались путем последовательного поворота колеса на число зубьев, равное значению каждого слагаемого. Если колесо поворачивалось на десять зубьев, оно поворачивало на один зуб колесо старшего разряда, так как десятый зубец был длиннее. Умножение и деление производить было нельзя.[8]2

Развитие расчетов логарифмов так же продолжаются. После Непера вслед за изобретением логарифмов, идут поиски механизировать процесс расчетов, наиболее удачным была идея профессора астрономии Грэшемского колледжа Эдмунда Гюнтера. Он построил логарифмическую шкалу, которая использовалась вместе с двумя циркулями-измерителями. Эта шкала («шкала Гюнтера») представляла собой прямолинейный отрезок, на котором откладывались логарифмы чисел или тригонометрических величин. Циркули-измерители нужны были для сложения или вычитания отрезков вдоль линий шкалы, что в соответствии со свойствами логарифмов позволяло, находить произведение или частное.

Гюнтер в своей книге «Canon triangulorum» впервые вводит понятие log и термины «косинус» и «котангенс».[9]3

В 1666 году Сэмюэл Морлэнд изобрел свой вариант счетной машины. Механизм ввода практически не отличается от шиккардовского и паскалевского. Морлэнд в упрощенном варианте переизобрел однозубовую передачу Шиккарда. Машина Морлэнда примитивнее своих предшественниц. Пожалуй, будь сэр Сэмюэл знаком с машинами Шиккарда и Паскаля, он не стал бы столь нескромно нахваливать свое изобретение и издавать о нем брошюру. [10]1

В 1673г. Немецкий философ, математик, физик Готфрид Вильгейм Лейбниц создал «ступенчатый вычислитель»- это ступенчатая машина, позволяющая

складывать, вычитать, умножать, делить, извлекать квадратные корни. Машина работала с 12-разрядными числами. К зубчатым колесам Г. Лейбниц добавил ступенчатый валик, позволяющий выполнять умножение и деление. В основе множительного устройства этой машины лежит, как теперь его называют, ступенчатый валик Лейбница , надолго определивший принципы построения счетных машин. Он представляет собой цилиндр с зубцами разной длины, которые взаимодействуют со счетным колесом. Передвигая колесо вдоль валика, его вводят в зацепление с необходимым числом зубцов и обеспечивают установку определенной цифры.[11]2

Чарльз Бэббидж был первым ученым предложившим использовать принцип программного управления для автоматического выполнения арифметических вычислений .В течение 10 лет Бэббидж работал над большой разностной машиной. Движение механических частей машины должен был осуществлять паровой двигатель. Большая, как локомотив, машина должна была автоматически выполнять вычисления и печатать результаты. Большая разностная машина так и не была построена до конца. Однако, работая над ней в течение 10 лет, Бэббидж пришел к идее создания механической аналитической машины. Идеи Бэббиджа намного опередили свое время, аналитическая машина не могла быть создана в то время. В 1871 году Бэббидж изготовил опытный образец арифметического устройства аналитической машины и принтера. Помощь оказала графиня Ада Лавлейс. [12]3

Электромеханический период

В истории вычислительной техники этот период явился наименее продолжительным – с 1888 до 1945 г.

Двоичная система исчисления. Идеи Ч. Бэббиджа, относящиеся к структуре полностью автоматизированной счетной машины и принципов ее работы, удалось реализовать лишь в середине ХХ столетия в современных компьютерах. Оказалось, что если уменьшать число самих состояний, то возрастает устойчивость каждого из них. Наиболее подходящим является- двухпозиционное устройство.

Некоторые Европейские мыслители эпохи Просвещение оказывали большой интерес двоичной системы исчисления . Постепенно эта система проникала из одной научной дисциплины в другую, из логики и философии в математику, а затем и в вычислительную технику.[13]1

В 1936 году Тьюринг и Пост показали принципиальную возможность решения автоматами любой проблемы при условии возможности ее алгоритмизации с учетом выполняемых ими операций.

В 1938 году американский математик и инженер Клод Шеннон показал возможность использования аппарата математической логики для синтеза и анализа релейно-контактных переключательных систем. В этом году в телефонной компании "Bell Laboratories" создали первый двоичный сумматор (один из основных компонентов любого компьютера. Автором идеи был Джордж Стибиц, создавший в 1938-1940 годах вычислительную машину "Белл-1" на электромагнитных реле, способную оперировать с комплексными числами.[14]2

Создатель электромеханического компьютера Говард Айкен «Mark I» рассматривал свою машину как современный вариант машины Бэббиджа, в которой пар и шестеренки заменены электричеством и реле. Разработка , шла 1939-1944 и в 1945 году передана в эксплуатацию в Гарвардский университет где проработала 15лет. Составительница комментариев Ада Лавлейс, создававшая своими разъяснениями основы программирования цифровых ЭВМ, названа «первым программистом».[15]3

В 1938 году в Берлине Конрад Цузе с ассистентом Хельмутом Шрейером создали прототип механического двоичного программируемого калькулятора, названного "Z1". Конрад Цузе использовал в компьютере двоичные числа с плавающей точкой. Цузе запатентовал способ автоматических вычислений. Но машина Z1 не реализовала условных переходов. Машина была выполнена на механических элементах, имела память емкостью 16 чисел по 24 двоичных разряда. Команды были трехадресными и содержали адреса операндов и результата. Затем были созданы модели "Z2","Z3". Менялась техническая база, но логическая структура у моделей "Z1" и "Z3" была одинакова. Она напоминает архитектуру современных компьютеров: память и процессор были отдельными устройствами, процессор мог обрабатывать числа с плавающей точкой, выполнять арифметические действия и извлекать квадратный корень. Программа хранилась на перфоленте и считывалась последовательно.[16]1

Математическая логика Джорджа Буля. Дж.Буль 1847г. написал статью «математический анализ логики». Он изобрел своеобразную алгебру названную «Булева алгебра».Пользуясь этой системой, можно было закодировать высказывания с помощью символов своего языка, а затем манипулировать ими подобно тому, как в математике манипулируют обычными числами. Каждая величина может принимать одно из двух значений – ДА/НЕТ, ЛОЖЬ/ИСТИНА.Три основные операции булевой алгебры – это И, ИЛИ и НЕ. Хотя система Буля допускает множество других операций, этих трех уже достаточно для того, чтобы производить сложение, вычитание, умножение и деление, или выполнять такие операции, как сравнение символов и чисел. [17]2

Первоначально алгебра была разработана Булем как обычная для того времени алгебра, а не как дедуктивная система в позднейшем смысле. Отсюда и сохранение всех арифметических операций, в том числе вычитания и деления, которые было трудно истолковать логически. Алгебра логики Буля была значительно упрощена и усовершенствована Джевонсом, отказавшимся от использования операций вычитания и деления. алгебра и получила название «Булева алгебра». [18]3

Табулятор Г. Холлерита

Уже после смерти Ч. Бэббиджа один из принципов, лежащих в основе идеи аналитической машины, – использование перфокарт – нашел воплощение в действующем устройстве. Это был статистический табулятор, построенный американцем Германом Холлеритом для ускорения обработки результатов переписи населения, которая проводилась в США в 1890 г. У Г. Холлерита возникла идея создания перфокарты, на которую можно было бы наносить в виде отверстий обрабатываемые данные. Первоначально он хотел применить в качестве носителя информации бумажную ленту с отверстиями – перфоленту . Но ленту приходилось часто перематывать, чтобы отыскать нужные данные. От этого она часто рвалась, а машина плохо работала. Кроме того, довольно часто из-за высокой скорости движения ленты информация не успевала считываться. [19]1

Машина Холлерита имела большой успех, на ее основе было создано предприятие, которое в 1924 году превратилась в фирму IBM – крупнейшего производителя вычислительной техники. Машина Холлерита признана первой электромеханической счетной машиной с программным управлением . Хотя она частично управлялась в ручную.[20]2

Так же для для МАРК-1 в основе элементной базы использовались детали выпускаемые компанией IBM.[21]3

Электронные компьютеры

Предпосылки возникновения электронной вычислительной техники

1.Математические предпосылки:  двоичная система исчисления, которую Г. В. Лейбниц предложил использовать для организации вычислительных машин,  алгебра логики, разработанная Дж. Булем.

2. Алгоритмические предпосылки – абстрактная машина Тьюринга, использованная для доказательства возможности машинной реализации любого алгоритма, имеющего решение.

3. Технические предпосылки – развитие электроники.

4. Теоретические предпосылки – результаты работ К. Шеннона, соединившего электронику и логику. [22]1

В 1939 году Атанасов вместе со своим ассистентом Клиффордом Э.Бэрри построил и испытал первую вычислительную машину, предназначенную для решения больших систем линейных уравнений. Они решили назвать ее АВС (Atanasoff Berry Computer) В компьютере АВС были раздельно выполнены блоки арифметического и оперативного запоминающего устройства. Арифметическое устройство было выполнено на радиолампах, а оперативное запоминающее устройство на вращающемся барабане с конденсаторами. Использовалась двоичная система счисления. Перевод из десятичного представления в двоичное и обратно осуществлялся схемным путем. Внешняя память была выполнена на типовом оборудовании для ввода и вывода перфокарт. [23]2

В 1940 г. Джон Мочли (John W. Mauchly) знакомится с работой Атанасова над ABC, публикует небольшую пятистраничную записку под названием «Использование устройств на вакуумных лампах для вычислений», а в 1942 г. совместно с Джоном Эккертом (John P. Eckert) предлагают свой проект ENIAC (Electronical Numerical Integrator and Calculator). В 1943 г. возможностями выполнения расчетов на ENIAC заинтересовалась Баллистическая исследовательская лаборатория Армии США (Ballistic Research Laboratory, BRL), и в том же году под руководством Мочли и Эккерта началась постройка машины. [24]3

Существует следующие поколения ЭВМ:

В мире В нашей стране

I поколение 1946–1955 1948–1958

II поколение 1955–1964 1959–1967

III поколение 1964–1973 1968–1973

IV поколение 1974 – по настоящее время 1974 – по настоящее время

Первая электронно-вычислительная машина «Эниак»

Проект первой в мире ЭВМ был предложен в 1942 г. американцами Дж. Моучли и Дж. Эккертом. Придя к выводу о необходимости использования в вычислительных устройствах электронных ламп, Дж. Эккерт представил проект электронной машины, названной «Эниак». В феврале 1946 г. впервые состоялась публичная демонстрация ЭВМ «Эниак».[25]1

В СССР

Появление компьютеров в СССР связано с академиком С.А. Лебедевым. Разрабатывая в годы войны аналоговые логические элементы для систем стабилизации стволов и торпед, в 1945 г. Лебедев создал первую в СССР аналоговую электронную вычислительную машину для решения систем дифференциальных уравнений. В 1950 г. был создан МЭСМ – Макет Электронно-Счетной Машины .[26]2

В 1952-1953 гг. МЭСМ была самой быстродействующей и практически единственной регулярно эксплуатируемой ЭВМ в Европе. Быстродействие ЭВМ составляло 50 операций в 1 секунду; емкость оперативного ЗУ - 31 число и 63 команды; представление чисел - 16 двоичных разрядов с фиксированной перед старшим разрядом запятой; команды трехадресные, длиной 20 двоичных разрядов (из них 4 разряда - код операции); рабочая частота - 5 килогерц;

Использование электронных схем в производстве вычислительных устройств привело к качественному скачку, позволившему на несколько порядков повысить производительность автоматических вычислений. Применение быстродействующих элементов потребовало произвести изменения и в структуре вычислительных устройств.[27]3

Характерные черты ЭВМ второго поколения

1.Элементная база: транзисторы.

2. Соединение элементов: печатные платы и навесной монтаж.

3. Быстродействие: как только в ЭВМ транзисторы заменили на лампы, сразу же возросла производительность.

4.Объем оперативной памяти: в ЭВМ второго поколения оказалось возможным увеличить в сотни раз.

5.Габариты: ЭВМ выполнена в виде однотипных стоек, чуть выше человеческого роста.

6. Программирование: в качестве программного обеспечения стали использовать языки программирования высокого уровня.

7.Надежность полупроводниковых приборов: они реже выходили из строя, почти никогда не «перегорали». [28]1

Характерные черты ЭВМ третьего поколения

1. Элементная база: интегральные схемы малой (10–100 компонентов на кристалле) и средней (100–1000 компонентов на кристалле) степени интеграции.

2. Быстродействие: от сотен тысяч до миллионов операций в секунду.

3. Объем оперативной памяти – от 16 до 8192 Кб.

4. Программное обеспечение: шесть базовых языков – Фортран-4, Алгол-60, Кобол-65, ПЛ-1, РПГ, Ассемблер.

5. Возможность параллельной работы .

6. Эксплуатация: более оперативно производится ремонт стандартных неисправностей.

7. Новые устройства внешней памяти: с увеличенной емкостью и скоростью передачи данных.

8. Устройства ввода: графические оптические читающие устройства.

9. Изменения в структуре ЭВМ: наряду с микропрограммным способом управления используются принципы модульности и магистральности. [29]2

Характерные черты ЭВМ четвертого поколения

1.Элементная база: большие и сверхбольшие интегральные схемы (от десятков до сотен тысяч компонентов на кристалле).

2. Быстродействие: от десятков до сотен миллионов операций в секунду.

3. Габариты: либо персональный компьютер – на одном рабочем столе либо мэйнфреймы и суперкомпьютеры с огромными машинными залами.

4. Программное обеспечение: появились объективно ориентированные языки программирования.

5.Эксплуатация – совместимость ПО снизу доверху – принцип открытой архитектуры, предусматривающий возможность дополнения имеющихся аппаратных средств без смены старых или их модификация без замены всего компьютера.[30]1

Вывод

История развития компьютера можно сравнить с историей развития человечества. Компьютеры в том числе и первые служили одной цели облегчить жизнь человека. Человечество и до настоящего времени продолжает усовершенствовать компьютеры . Так же хочется отметить , что многие похожие изобретения создавали разные люди не зная друг о друге.

Смотря на историю прошлого и современную можно с уверенностью сказать , что компьютеры обновляются все быстрее и быстрее. А время между новыми поколениями становится все меньше. Производительность компьютеров увеличивается по мере развития истории. И в будущем компьютеры будут развиваться и усовершенствоваться в разы быстрее.

Глава 2. Внутренние устройство ПК и носители информации

Современные ПК можно разделить на :бытовые, общего назначения и профессиональные.

Бытовые ПК предназначены для массового потребители они должны надежны, не дорогие по цене , так же иметь достаточную производительность в простейшей конфигурации , как для обучения, так и для развлечения (компьютерные игры). Однако архитектура этих машин позволяет подключать их к различным каналам связи, расширять набор периферийного оборудования.

Персональные ЭВМ общего назначения применяются для решения научно- технического и экономического характера. Их используют как рабочие станции : на предприятие, в учреждениях, в магазинах, на складах и т. д.

Машины этого класса обладают достаточно большой производительностью, интерфейс позволяет подключать большое количество периферийного оборудования. Такие машины предназначены для пользователя непрофессионала и имеют соответствующие ПО.

Профессиональные ПК используются в информационной сфере где требуется решение сложных информационных и производительных задач за короткое время. Такие ПК снабженные большим выбором программного обеспечения , так как такими компьютерами пользуются профессионалы-программисты. Они могут работать в режиме многозадачности и алгоритмическими языками высокого уровня.

Так же уменьшения веса ПК привело к выпуски LAPTOP- «наколенный» компьютер , NOTEBOOK- компьютеры-блокноты. Это компьютеры где клавиатура и системный блок выполнены в одном корпусе с автономным режимом работы аккумулятора. Такие компьютеры мобильны , но имеют урезанную производительность.[31]1

Устройство системного блока

Корпус

Первоначально, корпуса системных блоков бывают трёх видов: вертикальные, горизонтальные и для сервера (стоечного исполнения).

Теперь перейдём к классификации более распространенных, вертикальных корпусов, или как их еще называют Tower (от англ. «башня»):

Micro Tower.
Очень компактные корпуса, что является их единственным преимуществом. Недостатки: сложно произвести апгрейд (поскольку все компоненты находятся слишком близко друг к другу), недостаточная система охлаждения, мало места внутри.

Mini Tower.
В основном предназначены для несложной работы (устанавливают например, в офисах) либо же в интернет кафе для интернет-серфинга, поскольку небольшой размер не позволяет поставить более мощное оборудование больших размеров.Данный тип корпусов склонный к быстрому образованию пыли из-за малого пространства внутри. Размеры 152 х 432 х 432мм.

Midi Tower (Middle Tower).
Наиболее популярный корпус, который позволяет собрать игровой компьютер, который будет весьма производительным. Хорошая система охлаждения защитит «начинку» от перегрева в виду больших размеров корпуса.
В данный корпус помещается полно размерная материнская плата.
Размеры 173 х 432 х 490мм.

Big Tower (Super-Tower).

Данный корпус используется продвинутыми пользователями.
Производится установка абсолютно любой системной платы. Идеальная система вентиляции (установка достаточного количества куллеров). Ваш ПК точно не перегреется и не засорится под слоем пыли. В данные корпуса помещается максимальное количество устройств размером 5,25 дюймов.
Размеры 190 х 482 х 820мм.[32]1

Процессор

Процессор — основная микросхема компьютера, в которой и производятся все вычисления. Конструктивно процессор состоит из ячеек, похожих на ячейки оперативной памяти, но в этих ячейках данные могут не только храниться, но и изменяться. Внутренние ячейки процессора называют регистрами. Данные попавшие в регистр рассматриваются как команды. Управляя засылкой данных в разные регистры можно управлять обработкой данных. С остальными устройствами компьютера, и в первую очередь с оперативной памятью, процессор связан несколькими группами проводников, называемых шинами. Основных шин три: шина данных, адресная шина и командная шина. Адресная шина. У процессоров Intel Pentium (а именно они наиболее распространены в персональных компьютерах) адресная шина 32-разрядная, то есть состоит из 32 параллельных линий. Шина данных. По этой шине происходит копирование данных из оперативной памяти в регистры процессора и обратно. 64-разрядная у Intel Pentium.

Шина команд. Для того чтобы процессор мог обрабатывать данные, ему нужны команды. Он должен знать, что следует сделать с теми байтами, которые хранятся в его регистрах. Эти команды поступают в процессор тоже из оперативной памяти, но не из тех областей, где хранятся массивы данных, а оттуда, где хранятся программы. От 32-128 разрядная шина.

Процессор интерпретирует часть данных как данные, другую часть как команды и другую часть как -адресные данные.

Расширенные и сокращенные системы команд

CISC-процессорами -это расширенная система команд, используют в универсальных вычислительных системах;

RISC -это сокращенная система команд, используют в специализированных вычислительных системах или устройствах, ориентированных на выполнение единообразных операций.

Основные параметры процессоров. Основными параметрами процессоров являются: рабочее напряжение, разрядность, рабочая тактовая частота, коэффициент внутреннего умножения тактовой частоты и размер кэшпамяти.[33]1

Рабочее напряжение процессора обеспечивает материнская плата, поэтому разным маркам процессоров соответствуют разные материнские платы (их надо выбирать совместно). По мере развития процессорной техники происходит постепенное понижение рабочего напряжения.

Разрядность процессора показывает, сколько бит данных он может принять и обработать в своих регистрах за один раз (за один такт). В персональном компьютере тактовые импульсы задает одна из микросхем, входящая в микропроцессорный комплект (чипсет), расположенный на материнской плате. Чем выше частота тактов, поступающих на процессор, тем больше команд он может исполнить в единицу времени, тем выше его производительность. . Для того чтобы уменьшить количество обращений к оперативной памяти, внутри процессора создают буферную область — так называемую кэш-память. [34]1

Материнская плата

Основными компонентами установленными на материнской плате процессор, постоянная память(BIOS), контролеры внешних устройств и чипсет.

Современный чипсет строится на базе двух СБИС(ИС- интегральная схема -это электронная схема , изготовленная на полупроводниковом кристалле и помещена в не разборный корпус. ИБИС-содержит до 1 миллиона элементов в кристалле): «северного»и «южного» мостов.

Чипсет тесно связан с понятием socket. Микросхема чипсета предназначаются для работы с определенным типом процессора. Socket – это разъем процессора соответствует конфигурации конфигурации корпуса микросхемы и количеству его ножек.[35]2

Так же на материнской плате находится:шины — наборы проводников, по которым происходит обмен сигналами междувнутренними устройствами компьютера; оперативная память (оперативное запоминающее устройство, ОЗУ) — набормикросхем, предназначенных для временного хранения данных, когда компьютер включен; ПЗУ (постоянное запоминающее устройство) — микросхема, предназначенная для длительного хранения данных, в том числе и когда компьютер выключен; [36]3

Оперативная память (RAM—Random Access Memory) — это массив кристаллических ячеек, способных хранить данные. Существует много различных типов оперативной памяти, но с точки зрения физического принципа действия различают динамическую память (DRAM) и статическую память (SRAM). Ячейки динамической памяти (DRAM) можно представить в виде микроконденсаторов, способных накапливать заряд на своих обкладках. Это наиболее распространенный и экономически доступный тип памяти.

Ячейки статической памяти (SRAM) можно представить как электронные микроэлементы — триггеры, состоящие из нескольких транзисторов. В триггере хранится не заряд, а состояние (включен/выключен), поэтому этот тип памяти обеспечивает более высокое быстродействие, хотя технологически он сложнее и, соответственно, дороже. Оперативная память в компьютере размещается на стандартных панельках, называемых модулями. Модули оперативной памяти вставляют в соответствующие разъемы на материнской плате. Если к разъемам есть удобный доступ, то операцию можно выполнять своими руками. Если удобного доступа нет, может потребоваться неполная разборка узлов системного блока, и в таких случаях операцию поручают специалистам. [37]1

Видеокарта представляет собой устройство, предназначенное для обра-

ботки видеосигналов, поступающих с внешних устройств, а также для вывода графики информации на экран монитора. Видеокарта является одной из самых мощных вычислительных систем компьютера, освобождающей центральный микропроцессор от большого объема операций с графическими данными. Микропроцессор, видеокарта и оперативная память определяют общую производительность компьютера. Рассмотрим более подробно принципы работы видеокарты. Видеопамять является специальной областью памяти, из которой контроллер монитора организует циклическое чтение содержимого для регенерации изображения. Контроллер атрибутов управляет цветовой информацией, хранящейся в видеопамяти. Графический процессор является средством повышения производительности обработки графической информации в видеопамяти. Внутренняя шина видеокарты предназначена для высокопроизводительного обмена данными между видеопамятью, графическим процессором и внешним интерфейсом.[38]2

Модуль расширения BIOS хранит код драйверов видеокарты и обеспечивает возможность ее совместимости с другими устройствами компьютера.

Блок внешнего интерфейса связывает адаптер с одной из шин компьютера. Современные графические адаптеры используют, в основном, высокопроизводительные шины, такие как AGP и PCI-Express.

Количество обрабатываемых в секунду кадров (FPS, frames per second)

является обобщенной характеристикой многих технических параметров видеокарты.[39]1

В момент запуска ПК в оперативной памяти нет ничего. Поэтому сразу после включения на адресной шине процессора выставляется стартовый адрес. Этот исходный адрес не может указывать на оперативную память, в которой пока ничего нет. Он указывает на другой тип памяти — постоянное запоминающее устройство (ПЗУ). Комплект программ, находящихся в ПЗУ, образует базовую систему ввода-вывода (BIOS — Basic Input Output System) .[40]2

Жесткий диск — основное устройство для долговременного хранения больших объемов данных и программ. На самом деле это не один диск, а группа соосных дисков, имеющих магнитное покрытие и вращающихся с высокой скоростью. Таким образом, этот «диск» имеет не две поверхности, как должно быть у обычного плоского диска, а 1п поверхностей, где п — число отдельных дисков в группе. Над каждой поверхностью располагается головка, предназначенная для чтения-записи данных .[41]3

На поверхности дисков в результате записи информации образуются намагниченные участки в форме концентрических окружностей, которые называются дорожками. Каждая дорожка в свою очередь разбивается на сектора. Совокупность дорожек, расположенных друг под другом на всех поверхностях дисков, образует цилиндр. Скорость вращения шпинделя определяет скорость обмена данными. Размер жесткого диска равен максимальному количеству данных, которое способно хранить запоминающее устройство. Плотность записи данных характеризует количество секторов, расположенных на одном цилиндре. [42]4

Протокол передачи данных определяет используемый интерфейс передачи данных, например IDЕ, SCSI, IEEE или USB. Среднее время доступа описывает процесс позиционирования магнитной головки на нужное место жесткого диска. Размер кэш-памяти определяет общую производительность работы жесткого диска с устройствами персонального компьютера. Среднее время наработки на отказ характеризует надежность работы жесткого диска в течение длительного времени. Отдельно необходимо отметить современные технологии в изготовлении жестких дисков. Например, в винчестерах последнего поколения применяется система шумоподавления, которая обеспечивает низкий уровень шума во время работы диска, и технология самостоятельного следящего анализа и отчетности (S.M.A.R.T.), которая предназначена, например, для диагностики жесткого диска, управления кэш-памятью, определения сбоев в работе магнитных головок или температуры диска.[43]1

ДИСКОВОД КОМПАКТ-ДИСКОВ CD-ROM

В период 1994—1995 годах в базовую конфигурацию персональных ком- 71 пьютеров перестали включать дисководы гибких дисков диаметром 5,25 дюйма, но вместо них стандартной стала считаться установка дисковода CD-ROM, имеющего такие же внешние размеры. Аббревиатура CD-ROM (Compact Disc Read-Only Memory) переводится на русский язык как постоянное запоминающее устройство на основе компакт-диска. Принцип действия этого устройства состоит в считывании числовых данных с помощью лазерного луча, отражающегося от поверхности диска. Большой объем данных характерен для мультимедийной информации. К существенным недостаткам CD-ROM можно отнести не возможность записи параллельно или повторно.[44]2

Звуковая карта явилась одним из наиболее поздних усовершенствований персонального компьютера. Она подключается к одному из слотов материнской платы в виде дочерней карты и выполняет вычислительные операции, связанные с обработкой звука, речи, музыки. Звук воспроизводится через внешние звуковые колонки, подключаемые к выходу звуковой карты. Имеется также разъем для подключения микрофона.[45]3

Голографическая память

Устройства хранения данных, основанные на использовании голографи-

ческой технологии, являются перспективными для работы с большими массивами данных. Отличительным признаком голографической технологии от других оптических методов является возможность использования объемной записи по всей толщине записывающего слоя при помощи различных углов наклона лазера, а также большая плотность записи. В голографических устройствах хранения запись данных производится

следующим образом. На начальном этапе происходит разделение луча лазера

на опорный луч и предметный луч, являющийся носителем данных. Оба луча

направляются внутрь светочувствительного записывающего слоя, где и происходит их взаимодействие. В результате этого взаимодействия образуется интерференционная картина, которая и является основой голограммы, и запоминается в виде набора вариаций коэффициента отражения внутри этого слоя.

При чтении данных светочувствительный слой освещается опорным лучом, который при взаимодействии с интерференционной картиной воспроизводит записанную страницу в виде образа из светлых и темных областей, фиксируемых на матричном фотоприемнике.

Флэш-память

Флэш-память хранит данные в массиве транзисторов с плавающим затвором, причем каждый транзистор работает с одним битом. Существует два основных вида организации флэш-памяти: на логических элементах «Или-Не» (NOR) и логических элементах «И-Не»и(NAND), отличающиеся архитектурой размещения транзисторов и их контактов.

Транзистор, представляющий собой ячейку флэш-памяти, имеет два изо-

лированных затвора: управляющий и плавающий, способный удерживать электроны.Также в ячейке имеются сток и исток. При программировании между ними с помощью электрического поля создается поток электронов. Некоторые из них преодолевают слой изолятора и попадают на плавающий затвор, на нем они могут храниться в течение нескольких лет. Для стирания данных на управляющий затвор подается высокое отрицательное напряжение, и электроны с плавающего затвора переходят на исток.[46]1

Сборка системного блока

Для того что бы собрать системный блок нужно:

1. Корпус.

2. Блок питания.

3. Материнская плата.

4. Процессор.

5. Кулер процессора.

6. Накопители информации (винчестер, приводы, дисковод).

7. Видеокарта.

8.Инструменты для сборки(крестовая отвертка, пинцет, плоскогубцы) .

9.Документация к материнской плате.

Внутренние комплектующие фиксируются с помощью крестовой отвертки и шурупов. Пинцет пригодится, чтобы завинтить шуруп в труднодоступном месте, а плоскогубцы понадобятся, если для установки материнской платы требуются пластиковые подпорки. 9-й. пункт на материнской плате присутствуют контакты для подключения органов управления с передней панели корпуса и других устройств, таких как универсальный считыватель. Для их правильного подсоединения, во-первых, необходимо знать расположение контактов, а во-вторых, нужны правила подключения проводов. Это можно узнать только из документации к материнской плате.

Установка процессора и оперативной памяти

Так как материнская плата находится вне корпуса , то доступ к ней не ограничен.

1.Установка процессора и подключение кулера.

Каждый процессор имеет как минимум один ключ, чтобы его можно было правильно установить в слот. Обычно таких ключей несколько – например, отсутствие выводов в смежных углах процессора

2.Установка оперативной памяти

Установить модули оперативной памяти просто. Главное – правильно расположить модуль относительно слота .

3.Установка материнской платы

Непосредственная установка материнской платы в корпус не сложна. Снимите с корпуса крышку. Обычно там уже присутствует блок питания, но он не должен мешать установке материнской платы.[47]1

Теперь положите корпус на бок, повернув ATX-панелью к себе. Для крепления материнской платы используются винты-площадки, которые одним концом вкручиваются в шасси материнской платы. Количество таких площадок может быть различным, но чем больше их установлено, тем надежнее крепится материнская плата. Возьмите материнскую плату и поверните ее ATX-панелью к себе . Примерьте плату к шасси, чтобы определить, где необходимо вкрутить винты-площадки. Обычно они устанавливаются по периметру материнской платы и в центре.

4.Установка блока питания

Установив материнскую плату, верните блок питания на место (если вы его доставали). Действовать нужно осторожно – блок питания вставляется изнутри корпуса, поэтому можно случайно задеть электронные компоненты материнской платы. Соберите провода питания в пучок, иначе молексы могут зацепиться за электронные компоненты платы. Затем аккуратно вставьте блок питания, прижимая его к верхней части корпуса.

5.Установка накопителей информации и универсального считывателя

Прежде чем установить накопители в корпус, их нужно сконфигурировать. Каждый накопитель рядом с интерфейсным разъемом имеет площадку, контакты на которой можно соединять одной или двумя перемычками. Перемычки можно устанавливать в разные положения. Какое положение соответствует тому или иному режиму, помогает разобраться наклейка с расшифровкой на накопителе . Неправильный выбор режима работы приводит к тому, что перестает функционировать весь канал, то есть два устройства, подключенные к одному шлейфу.

6.Установка карт расширения

Все карты расширения устанавливаются по одному принципу – выбрать подходящий слот и вставить нужное устройство. Ограничением для различных карт может быть тепловое или электронно-магнитное излучение одной карты, которое влияет на работу другой. Например, видеоадаптер сильно нагревается в процессе работы, поэтому не стоит устанавливать рядом с ним другое устройство, особенно TV/FM-тюнер. В противном случае видеокарта будет греться сильнее, а тюнер – работать с помехами, несмотря на защищающее его экранирование. На материнской плате присутствуют различные виды слотов. Обычно это PCI, AGP и PCI Express.[48]1

7.Подключение шлейфов, питания и органов управления

Подключения шлейфов и кабелей – завершающий этап сборки компьютера:

Материнская плата -шлейфы от накопителей,звуковой кабель CD/DVD проигрывателя, привод питания от блока питания, органы управления с передней стенки корпуса, провода питания к вентилятору и кулеру процессора, дополнительное питание для видеокарты, внешние USB порты, провода от универсального считывателя.

Винчестер -интерфейсный шлейф и провод питания

CD/DVD привод- интерфейсный шлейф , звуковой кабель и провод питания

Видеокарта- дополнительный провод питания (иногда)

Блок питания- шнур для подключения к сети

И соответственно подключение к внешним устройствам таким , как монитор, клавиатура , мышь, принтер, роутер, или модем.

8.Подключение материнской платы

Чтобы правильно подключить провода, лучше обратиться к справочной документации к материнской плате, откуда можно узнать, где находятся соответствующие контактные группы. [49]1

Ноутбуки

В 2018 году ноутбуки отмечали свой полувековой юбилей . Идею переносного компьютера придумал Алан Кейн , сотрудник лаборатории Xerox PARK. Но первый переносной компьютер появился только в 1981 и назывался Osborne 1 придумал его Адам Осборн . Этот ноутбук был похож на чемодан и значительно отличается от современных тонких ноутбуков.

Первый плоский ноутбук был выпущен в 1982 году Уильемом Могриджом по заказу NASA.

А в 1989 году Стив Джобс показал 6 килограммовый ноутбук от Apple.

Еще 10 лет назад ноутбуки не могли конкурировать с домашними ПК. А сейчас их хватает для монтажа 4К видео и тяжелых игр.

Ноутбуки от ПК в одном корпусе , которого совмещены клавиатура, мышь (тачпад) и монитор.

Внутренние устройство ноутбука не сильно отличается от системного блока за исключение габаритов. Так ноутбук имеет процессор, материнскую плату , видеочип, оперативную память, жесткий диск. Система охлаждения ноутбука конечно отличается из-за малого корпуса кулер собирает тепло от компонентов и выводит его за пределы ноутбука. Жесткий диск системного блока имеет размер 3.5 , а у ноутбука он 2.5. Так хе отличается оперативная память у ноутбука она SO-DIMM. К тому в большинстве случае компоненты у ноутбука не съемные , что в случае поломки например видоечипа делает замену невозможной.

Ноутбуки делятся на:

Стандартные-такие ноутбуки имеют базовую конфигурацию и рассчитаны на массового пользователя.

Ультрабуки- такие ноутбуки как можно меньше , легче мобильнее и как можно больше времени работы от батареи. Такие ноутбуки рассчитаны на людей , которые в постоянном движении. Они проигрывают в производительности из-за малых габаритов . Имеют возможность замены видеочипа.

Трансформеры -это ноутбуки планшеты. Плюсами таких ноутбуков является вес, размеры , сенсорный экран. Недостатками являются перегрев, слабые возможности расширения.[50]1

Геймбуки- это высокопроизводительные ноутбуки , рассчитанные для гейминга. В них стоят мощные видеокарты такие как GTX1060/1070/1080 с производительными процессорами например Core i5/i7или современный процессор Core i9. Так же необходим большой объем оперативной памяти и жесткий диск HDD вместе SSD накопителями , так как современные игры весят больше 100 гигабайт .[51]1

Аксессуары и периферийное оборудование

Устройства ввода информации

Клавиатура — устройство, представляющее собой набор клавиш, предназначенных для управления каким-либо устройством, или для ввода информации.

Стандартная компьютерная клавиатура имеет 101 или 102 клавиши. Расположение клавиш на ней подчиняется единой общепринятой схеме, спроектированной в расчёте на английский алфавит.

По своему назначению клавиши на клавиатуре делятся на шесть групп:

функциональные;

алфавитно-цифровые;

управления курсором;

цифровая панель;

специализированные;

модификаторы;

Манипулятор «мышь» (в обиходе просто «мышь» или «мышка») — одно из указательных устройств ввода, обеспечивающих интерфейс пользователя с компьютером.

Джостик -обычно это стержень-ручка, отклонение которого приводит в движение курсор на экране монитора.

Сканер — устройство, которое, анализируя какой-либо объект (обычно изображение, текст), создаёт цифровую копию изображения объекта. Процесс получения этой копии называется сканированием.

Цифровая камера (Web-камера)- это специальное устройства предназначенное для записи видео или фотографий. [52]1

Устройства вывода информации

Принтер- устройство печати цифровой информации на твёрдый носитель, обычно на бумагу. Принтеры бывают струйные,лазерные,матричные и сублимационные, а по цвету печати- черно-белые и цветные. Иногда из лазерных принтеров выделяют в отдельный вид светодиодные принтеры.[53]2

Разрешение принтера определяется в точках на дюйм — dpi — количество отдельных точек, линейно размещающихся в процессе печати на отрезке в один дюйм.

Монитор, дисплей — преобразуют цифровую и/или аналоговую информацию в видеоизображение .

По строению:

ЭЛТ — на основе электронно-лучевой трубки (англ. cathode ray tube, CRT)

ЖК — жидкокристаллические мониторы (англ. liquid crystal display, LCD)

OLED-монитор — на технологии OLED (англ. organic light-emitting diode — органический светоизлучающий диод)

Основные параметры мониторов

Вид экрана — квадратный или широкоформатный (прямоугольный)

Размер экрана — определяется длиной диагонали

Разрешение — число пикселей по вертикали и горизонтали

Глубина цвета — число отображаемых цветов (от монохромного до 32-битного)

Размер зерна или пикселя

Частота обновления экрана[54]1

Вывод

Современный ПК является практически всем для человека , его используют на работе , дома как для развлечений , так и для банального общения через социальные сети. Современный мир нельзя представить без ПК. Современные компьютеры позволяют их везде носить с собой , потому что они могут пригодиться в любую минуту.

Прогресс современных компьютеров не стоит на месте , технологии постоянно развинчиваются и соответственно занимают все большие место в жизни человека. Современный компьютер выполняет множество задач причем одновременно , многозадачные компьютеры позволяют работать сразу с несколькими приложениями. Технологии становиться все более доступными. Появляется все больше специалистов работающих с компьютерами , и им необходимо железо для ПК , которое будут соответствовать необходимым требованиям . К счастью сейчас с этим проблем нет.

Заключение

Цель моей работы было показать, что представляет собой персональный компьютер и какова роль его ПК в жизни человека.

История развития персонального компьютера огромна. Персональные компьютеры за всю историю развития служили лишь одной цели помочь человеку . От первых приборов по астрологической навигации до современных электронно -вычислительных машин. Ход развития компьютеров нельзя было остановить если один человек человек не изобрел бы его , то это сделал бы другой. Многие люди не зависимо друг от друга приходили к одинаковым идеям .

Возможно , что прогресс на данный момент был бы ниже, если бы не такие люди как Д.Непер, В. Шиккарда, Б. Паскаль и т.д.. Потому что именно такие люди двигали прогресс. Уже в 1945 году появились 1 ЭВМ. И с тех пор развитие ПК не останавливается . Появляются все новые и новые машины , модернизируются старое . Первые компьютеры были огромными и низкой пропускной способностью , современные технологии стремятся к уменьшению , но сохранению мощности. Появляются новые виды , при этом старым технологиям не остается места.

Современный ПК -это без чего человек уже не может жить. Новейшие процессоры постоянное увеличивают мощность. Так кампании Intel и AMD

введут некую гонку кто создаст более мощный процессор с какой-то изюминкой. Процессоры становятся много потоковыми и идет постоянное увлечение чистот. Выпускаются новые поколения процессоров , конечно они становятся лучше , но за последние время прирост производительность можно назвать не значительным.

Видеокарты так же постоянное увеличивают мощности. Кампании NVIDIA и AMD ведут свою борьбу за пользователей .

Современные программы и игры требуют все большего и большего места , что приводит к увеличение объема памяти на HHD и SSD.

Существует огромное количества всевозможных корпусов от маленьких Mini Tower до больших Full Tower для того , что бы можно было разместить все возможные виды комплектующих.

Именно по-этому выбор комплектующих так велик существует множество различных сборок как для работы , так и для профессиональных кибер спортсменов.

30

При этом высокопроизводительный компьютер даже не обязательно должен быть стационарным , новейшие модели ноутбуков с легкостью смогут конкурировать с системными блоками или даже выигрывать своей мобильностью. Человек должен уметь разбираться в ПК , так как без этого сейчас не куда.

Существует обширные выбор периферийного оборудования . Современные мониторы в разрешение от HD до 4K удивляют своим качеством изображения. Различные виды матриц позволяющие видеть множество цветов и оттенков , ну и разумеется скорость отклика , которая важна геймеров .

Существует множество разновидностей клавиатур и мышей , как игровых отличающихся от раскраски до программированных кнопок, так и обычные клавиатуры и мыши для работы и учебы.

Разновидности принтеров на разные задачи от печати текста до печати очень четких фотографий.

В итоге персональные компьютеры являются большой частью жизни, именно благодаря им мы развиваемся , сидя дома в интернете ты можешь увидеть целый мир , общаться с друзья , которые находятся в другой части света, за пару минут найти всю необходимую информацию , так же можно оплачивать различные счета и услуги , записаться на прием к врачу, следить за электронными очередями в различных организациях . Компьютер так же может позволить быть кем угодно, это целый мир в одной маленькой коробочке.

31

Список использованных источников

1.Ватаманюк А.И. Собираем компьютер своими руками/А.И. Ватаманюк- «Питер»2008-75с

2.Гутер Г.С.,ПолуновЮ.Л.-От абака до компьютера/Изд-во ЗНАНИЕ-1981-137с

3.Зрюмова, А. Г. Информатика : учебное пособие / А. Г. Зрюмова,Е. А. Зрюмов, С. П. Пронин; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. – Барнаул:Изд-во Алт.ГТУ,2011-177с

4.И.А.Казакова История вычислительной техники : учеб. пособие / И. А. Казакова. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2011. – 232с

5.Колмыкова Е.А. Информатика: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования/ Е.А. Колмыкова, И.А. Кумскова.-10-е изд. Стер.-М: Издательский центр «Академия»,2012-416с

6.Ланина Э.П. История развития вычислительной техники-Иркутск:ИрГТУ,2001-166с

7.В.Леонтьев Все о работе на ноутбуке в одной книге / В.Леонтьев.-Москва:Эксмо,2018-448с

8.Макарова Н.В.,Волкова В.Б. Информатика: Учебник для вузов.-СПб.:Питер, 2011-576с

9.Парфенов.П.С. История и методология вычислительной техники.-СПб:СПбГУ ИТМО,2010-141с

10.С.В. Симонович Информатика:Базовый курс/С.В. Симонович и др. -Спб.:Питер,2003-544с

11.А.В. Соколов, М.В.Жаров Информатика. Учеб-пособ Москва,2007-288с

12.Степаннко О.С. Сборка компьютера.-М.: ООО «И.Д. Вильямс» ,2009-544с

32

  1. [И.А.Казакова История вычислительной техники : учеб. пособие / И. А. Казакова. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2011. – 4 с.]

  2. [Гутер Г.С.,ПолуновЮ.Л.-От абакадо компьютера/Изд-во ЗНАНИЕ-1981-4с]

  3. [Ланина Э.П. История развития вычислительной техники-Иркутск:ИрГТУ,2001-4с]

    4

  4. 1 [И.А.Казакова История вычислительной техники : учеб. пособие / И. А. Казакова. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2011. – 24 с.]

  5. 2 [Гутер Г.С.,ПолуновЮ.Л.-От абака до компьютера/Изд-во ЗНАНИЕ-1981-10с]

  6. 3 [Ланина Э.П. История развития вычислительной техники-Иркутск:ИрГТУ,2001-6с]

    5

  7. 1 [И.А.Казакова История вычислительной техники : учеб. пособие / И. А. Казакова. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2011. – 27-28 с.]

  8. 2 [Ланина Э.П. История развития вычислительной техники-Иркутск:ИрГТУ,2001-7с]

  9. 3 [Гутер Г.С.,ПолуновЮ.Л.-От абака до компьютера/Изд-во ЗНАНИЕ-1981-12-13с]

    6

  10. 1 [Гутер Г.С.,ПолуновЮ.Л.-От абака до компьютера/Изд-во ЗНАНИЕ-1981-29-30с]

  11. 2 [И.А.Казакова История вычислительной техники : учеб. пособие / И. А. Казакова. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2011. – 30-31 с.]

  12. 3 [Ланина Э.П. История развития вычислительной техники-Иркутск:ИрГТУ,2001-11с]

    7

  13. 1 [И.А.Казакова История вычислительной техники : учеб. пособие / И. А. Казакова. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2011. – 49-50 с.]

  14. 2 [Ланина Э.П. История развития вычислительной техники-Иркутск:ИрГТУ,2001-14-15с]

  15. 3 [Парфенов.П.С. История и методология вычислительной техники.-СПб:СПбГУ ИТМО,2010-34]

    8

  16. 1 [Ланина Э.П. История развития вычислительной техники-Иркутск:ИрГТУ,2001-14]

  17. 2 [И.А.Казакова История вычислительной техники : учеб. пособие / И. А. Казакова. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2011. – 51-52 с.]

  18. 3 [Парфенов.П.С. История и методология вычислительной техники.-СПб:СПбГУ ИТМО,2010-34-35с]

    9

  19. 1 [И.А.Казакова История вычислительной техники : учеб. пособие / И. А. Казакова. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2011. – 53-54 с.]

  20. 2 [Парфенов.П.С. История и методология вычислительной техники.-СПб:СПбГУ ИТМО,2010-35с]

  21. 3 [Ланина Э.П. История развития вычислительной техники-Иркутск:ИрГТУ,2001-22с]

    10

  22. 1 [И.А.Казакова История вычислительной техники : учеб. пособие / И. А. Казакова. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2011. – 77 с.]

  23. 2 [Ланина Э.П. История развития вычислительной техники-Иркутск:ИрГТУ,2001-26с]

  24. 3 [Парфенов.П.С. История и методология вычислительной техники.-СПб:СПбГУ ИТМО,2010-49-50с]

    11

  25. 1 [И.А.Казакова История вычислительной техники : учеб. пособие / И. А. Казакова. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2011. – 87-88 с.]

  26. 2 [Парфенов.П.С. История и методология вычислительной техники.-СПб:СПбГУ ИТМО,2010-51с]

  27. 3 [Ланина Э.П. История развития вычислительной техники-Иркутск:ИрГТУ,2001-35с]

    12

  28. 1 [И.А.Казакова История вычислительной техники : учеб. пособие / И. А. Казакова. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2011. – 113-127 с.]

  29. 2 [И.А.Казакова История вычислительной техники : учеб. пособие / И. А. Казакова. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2011. – 128-145 с.]

    13

  30. 1 [И.А.Казакова История вычислительной техники : учеб. пособие / И. А. Казакова. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2011. – 146-175 с.]

    14

  31. 1 [А.В. Соколов, М.В.Жаров Информатика. Учеб-пособ Москва,2007-20-22с]

    15

  32. 1 [Степаннко О.С. Сборка компьютера.-М.: ООО «И.Д. Вильямс» ,2009-367-368с]

    16

  33. 1 [С.В. Симонович Информатика:Базовый курс/С.В. Симонович и др. -Спб.:Питер,2003-76-77с.]

    17

  34. 1 [С.В. Симонович Информатика:Базовый курс/С.В. Симонович и др. -Спб.:Питер,2003-78-79с.]

  35. 2 [Макарова Н.В.,Волкова В.Б. Информатика: Учебник для вузов.-СПб.:Питер, 2011-296с]

  36. 3 [С.В. Симонович Информатика:Базовый курс/С.В. Симонович и др. -Спб.:Питер,2003-68с.]

    18

  37. 1 [С.В. Симонович Информатика:Базовый курс/С.В. Симонович и др. -Спб.:Питер,2003-74-75с.]

  38. 2 [Зрюмова, А. Г. Информатика : учебное пособие / А. Г. Зрюмова,Е. А. Зрюмов, С. П. Пронин; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. – Барнаул:Изд-во Алт.ГТУ,2011-38.]

    19

  39. 1 [Зрюмова, А. Г. Информатика : учебное пособие / А. Г. Зрюмова,Е. А. Зрюмов, С. П. Пронин; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. – Барнаул:Изд-во Алт.ГТУ,2011-38.]

  40. 2 [С.В. Симонович Информатика:Базовый курс/С.В. Симонович и др. -Спб.:Питер,2003-79-80с.]

  41. 3 [С.В. Симонович Информатика:Базовый курс/С.В. Симонович и др. -Спб.:Питер,2003-68с.]

  42. 4 [Зрюмова, А. Г. Информатика : учебное пособие / А. Г. Зрюмова,Е. А. Зрюмов, С. П. Пронин; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. – Барнаул:Изд-во Алт.ГТУ,2011-39.]

    20

  43. 1 [Зрюмова, А. Г. Информатика : учебное пособие / А. Г. Зрюмова,Е. А. Зрюмов, С. П. Пронин; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. – Барнаул:Изд-во Алт.ГТУ,2011-39-40.]

  44. 2 [С.В. Симонович Информатика:Базовый курс/С.В. Симонович и др. -Спб.:Питер,2003-70-71с.]

  45. 3 [С.В. Симонович Информатика:Базовый курс/С.В. Симонович и др. -Спб.:Питер,2003-74с.]

    21

  46. 1 [Зрюмова, А. Г. Информатика : учебное пособие / А. Г. Зрюмова,Е. А. Зрюмов, С. П. Пронин; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. – Барнаул:Изд-во Алт.ГТУ,2011-43-44.]

    22

  47. 1 [Ватаманюк А.И. Собираем компьютер своими руками/А.И. Ватаманюк- «Питер»2008-63-66]

    23

  48. 1 [Ватаманюк А.И. Собираем компьютер своими руками/А.И. Ватаманюк- «Питер»2008-66-71]

    24

  49. 1 [Ватаманюк А.И. Собираем компьютер своими руками/А.И. Ватаманюк- «Питер»2008-72-74]

    25

  50. 1 [В.Леонтьев Все о работе на ноутбуке в одной книге / В.Леонтьев.-Москва:Эксмо,2018-11-22с]

    26

  51. 1 [В.Леонтьев Все о работе на ноутбуке в одной книге / В.Леонтьев.-Москва:Эксмо,2018-22-25с]

    27

  52. 1 [Колмыкова Е.А. Информатика: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования/ Е.А. Колмыкова, И.А. Кумскова.-10-е изд. Стер.-М: Издательский центр «Академия»,2012-89-92с]

  53. 2 [Колмыкова Е.А. Информатика: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования/ Е.А. Колмыкова, И.А. Кумскова.-10-е изд. Стер.-М: Издательский центр «Академия»,2012-95-97с]

    28

  54. 1 [Колмыкова Е.А. Информатика: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования/ Е.А. Колмыкова, И.А. Кумскова.-10-е изд. Стер.-М: Издательский центр «Академия»,2012-92-97с]

    29