Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Влияние молодёжной субкультуры на школьников

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что в настоящий период времени, в силу тех негативных социально-экономических и политических преобразований, с которыми сталкивается Российская Федерация, все большее количество школьников находит утешение в различных субкультурах. И если многочисленные субкультуры являются относительно «безобидными» и даже в чем-то полезными для молодого поколения, то другая их часть имеет деструктивный характер, не только негативно сказываясь на психологическом состоянии ее последователей, но также и может толкнуть их к асоциальному поведению и даже преступлениям.

Мир пёстр, разнообразен и непредсказуем. Во всякую эпоху существовали те, кто был против, кто шёл перпендикулярно большинству и бросал вызов. В прошлом веке сообщества таких индивидов получили название «субкультур».

Молодёжные субкультуры изначально были герметичными сообществами, которые противопоставляли себя большинству и с неохотой ассимилировались с массовой культурой и столь же неохотно принимали в свои ряды людей со стороны.

Впрочем, ничто не стоит на месте. Некогда маргинальные группы, которые советским официальным языком именовались «неформальные объединения молодёжи», постепенно переставали быть чем-то инопланетным. Такие процессы легче всего отследить на уровне аксессуаров и элементов внешнего стиля. Ирокезы, чёлки, напульсники и «тоннели», когда-то вызывавшие оторопь, косые взгляды, скандалы и драки, сейчас в том или ином виде благополучно существуют на улицах, в офисах, на подиумах и уже не являются поводом для шума и даже вопросов.

Проблема исследования заявленной темы состоит в том, что вплоть до настоящего периода времени в психолого-педагогической науке Российской Федерации не было сформировано сколько-нибудь действенных механизмов, средств, форм и методов работы с молодежью, которая является последователем той или иной субкультуры. Соответственно, представляется целесообразным проанализировать опыт зарубежных стран в данном направлении, так как в странах Европы и США работа с такой молодежью ведется уже много лет и к настоящему моменту наработано множество практических рекомендаций в данном направлении.

Объектом исследования в рамках заявленной темы выступает профилактическая работа с приверженцами молодежных субкультур.

Предмет исследования – влияние молодежной субкультуры на школьников.

Целью исследования в рамках заявленной темы выступает анализ особенностей влияния молодежных субкультур на школьников, а также зарубежного педагогического опыта профилактической работы с последователями молодежных субкультур с точки зрения возможности его применения в реалиях Российской Федерации. Для достижения заявленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать понятие, охарактеризовать сущность, выявить особенности и охарактеризовать основные виды современных молодежных субкультур;

- проанализировать особенности влияния молодежных субкультур на школьников;

- выявить особенности профилактической работы зарубежных педагогов с приверженцами молодежных субкультур;

- проанализировать российский педагогический опыт профилактической работы с приверженцами молодежных субкультур.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИХ ВЛИЯНИЯ НА ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Понятие, сущность, особенности и основные виды молодежных субкультур

Культурой принято называть убеждения, ценности и выразительные средства, являющиеся общими для определенной группы людей, которые используются для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы [22, с. 105].

Под субкультурой следует понимать систему норм и ценностей, которые противопоставляют группу большинству обществ [19, с. 86]. Ее формирование происходит под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры имеют лишь некоторые отклонения от национальной культуры, принятой большинством, но не являются отказом от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

Молодежные субкультуры подразумевают под собой совокупность эстетических, политических и иных ценностных ориентаций, модели поведения, жизненный стиль, внешнюю атрибутику и символику какой-либо группы молодёжи, представляющую собой самостоятельное целостное образование в рамках общей культуры [9, с. 7]. Иными словами, можно сказать, что молодежная субкультура – это культура людей молодого возраста, которые объединены общностью стиля жизни, поведения в обществе, норм, стереотипов и ценностей. Молодежные субкультуры представляют собой систему смыслов, средств выражения, стилей жизни, которая помогает молодежи адаптироваться к взрослой жизни, выполняет определенные функции социализации индивидов, с которыми не может справиться школа, семья, государство.

Школьники воспринимают окружающий мир совсем не так, как умудренные опытом взрослые люди. Для молодежи характерно стремление стать не такими, как все, выделиться из толпы, выглядеть более значимыми в глазах других. При этом особенности психологии школьника таковы, что большинство школьников не может в одиночку выражать свои взгляды на окружающий мир. Это объясняет тот факт, что они часто объединяются, «сбиваются в стаи», где единственно возможный для них способ выживания в обществе – это ощущение поддержки себе подобных, «чувство локтя» понимающих тебя людей.

Переходный период от детства к зрелости – очень непростое время для человека. Оно наполнено множеством сложных проблем, решить которые школьник не способен, так как его жизненный опыт пока не велик, а принять помощь взрослого он не хочет из духа противоречия. Поэтому школьники стремятся объединиться со сверстниками, которые сталкиваются с похожими проблемами и имеют схожие ценности и идеалы [1, с. 20]. Такие объединения и порождают молодежные субкультуры, которые:

- создают свою собственную культуру, помогающую школьникам преодолеть трудности в адаптации к взрослой жизни:

- позволяют школьнику удовлетворить потребность в общении, в которой он остро нуждается в этот период;

- помогают выработать навыки общения, что приводит к повышению авторитета школьника в глазах сверстников;

- оказывают психологическую поддержку со стороны членов субкультуры;

- способствуют адаптации школьников к трудностям взрослой жизни [3, с. 44].

Школьники не всегда доверяют общественным молодежным организациям, которые, казалось бы, тоже должны оказывать помощь школьникам в переходный период из детства во взрослую жизнь. Это объясняется тем, что молодежные общественные организации формируют группы школьников одного возраста, а самое главное, но в поле их внимания находится только общественная, а не личная жизнь школьников. Поэтому молодежь отдает предпочтение именно молодежной субкультуре, ведь принимая участие в субкультуре, молодежь играет во взрослую жизнь, где создается некий образец жизненных ситуаций и происходит обучение поведению в них.

Исследователи называют основные признаки молодежной субкультуры. Основой любой молодежной субкультуры является уличный стиль. Большая часть молодежных субкультур возникает и развивается вокруг определенного стиля музыки [10, с. 108]. Одной из основных отличительных черт молодежной субкультуры является сленг – молодежный жаргон, доступный только избранным. Пропуском в группу считается как раз владение таким специфическим языком, непонятным для взрослых и выделяющим школьника из толпы. Сленг современной молодежи включает слова и выражения, которые используются школьниками, но не воспринимаются непосвященными в качестве «хороших», общеупотребительных или литературных. Эти слова и выражения становятся сленговыми именно потому, что, во-первых, они знакомы более или менее ограниченному кругу людей, а во-вторых, эти слова и выражения вносят в язык особый смысловой оттенок. Кроме того, такие лексические единицы отличаются зачастую нетрадиционное, не принятое литературной нормой написание или словообразование.

Многие школьники отмечают, что их включение в субкультуры проявляется не только на уровне внешних атрибутов, но и на душевном состоянии.

Далее представляется целесообразным дать краткую характеристику основным современным молодежным субкультурам, которые распространены как за рубежом, так и в России.

Хиппи – одна из самых известных молодежных субкультур, история которой началась в США в далеких 1960-х годах. Расцвет движения пришелся на конец 1960-х – начало 1970-х годов. Изначально хиппи старались протестовать против пуританской морали протестантизма, стараясь привлекать людей к природе, любовь, пацифизм. В XXI веке настоящих хиппи практически невозможно найти [23, с. 60].

Субкультура гранж появилась благодаря уникальному стилистическому направлению в рок-музыке. При этом пик расцвета пришелся на конец 1980-х – середину 1990-х годов. Родиной гранжа стал американский город Сиэтл (штат Вашингтон). Представители этой субкультуры являются настоящими почитателями следующих музыкальных групп: Pearl Jam; Alice in Chains; Nirvana; Soundgarden и др. [4, с. 138]. Эти музыкальные коллективы представляют собой «Сиэттлскую четверку», причем они исполняют качественную тяжелую музыку.

Субкультура эмо – это последний новый стиль, который напоминает готов и Glam Rock. Девушки и парни стараются визуально соотносить себя с субкультурой. При этом традиционными атрибутами стиля становятся следующие элементы: волосы, которые зачесываются набок; платки на шею; подводка для глаз черного цвета; очень узкие джинсы. Эмо с первых минут можно выделить из толпы, но при этом крайне важно понимать, что же все-таки движет ими. В большинстве случаев представители субкультуры эмо стараются проявлять свое настоящее отношение к миру, используя для этого различные визуальные атрибуты и оригинальный стиль в одежде, необычный темный макияж [2, с. 77].

Панк. Эта молодежная субкультура появилась в середине 1970-х годов. При этом она начала свое развитие сразу в нескольких странах: Великобритания; Австралия; Соединенные Штаты Америки; Канада. Панки отличаются наличием особенного мнения к обществу и политикам. При этом они получили поддержку от американского художника и продюсера Энди Уорхола, который успешно взаимодействовал с группой Velvet Underground. Солист группы, Лу Рид, - это основатель альтернативного рока, который тесно связан с панк роком.

Chik – это один из самых необычных стилей, набирающий пик своего развития каждые несколько лет. Одними из самых достойных представителей считаются Джонни Депп, а также Джастин Тимберлейк. У обоих знаменитостей отмечается особенный стиль одежды, который доказывает прямое отношение к субкультуре chik: клетчатые брюки, заправленная в брбки футболка, классические кроссовки.

Субкультура рокеров начала активно развиваться в середине 60-х годов. Пик пришелся на конец 60-х – начало 70-х годов. В то время рокеры были выходцами из рабочих семей, поэтому они представляли собой необразованное и проблемное общество. В последнее время образ рокеров воспринимается совсем по-другому, привлекая к себе все больше положительного внимания. Основные отличия рокерской одежды: кожаная куртка, причем в большинстве случаев куртки украшаются значками и надписями; большие ботинки; поношенные джинсы; длинные волосы. При этом допускается зачес назад. Главный атрибут рокеров – это мотоцикл, который также может быть украшен различными надписями и символами. В большинстве случаев мотоцикл воспринимается в виде атрибута свободы, власти, стремления к эмоциональному накалу [6, с. 561].

Gansta Rap – это субкультура, которая начала свое развитие в конце 1980-х годов. Субкультура напрямую связана с hardcore rap, который является жестким и шумным направлением рэпа. Во многих ситуациях тексты песни с 100% точностью отображали реальность, но иногда они оказывались преувеличенными версиями комиксов. Hardcore rap, несмотря на свое оригинальное исполнение, остался одним из самых успешных направлений hip-hop.

Glam Rock – это романтическое направление субкультуры рок. Музыкальное движение возникло в Великобритании в начале 1980-х годов, которое сумело оказать серьезное влияние на поп и рок сцену Англии. Glam Rock представляет собой своеобразную альтернативу панк-культурам, так как она воспевала гламурные стороны жизни и оставляла вне внимания социальный протест.

Масленок – это отросток культуры британского Teddy Boy. Эта субкультура, прежде всего, имеет прямое отношение к парням. В большинстве случаев парни одеваются следующим образом: узкие джинсы; Т-майки из плотных материалов; волосы, которые должны быть причесаны назад. В каждом случае британский Teddy Boy старается наполнить свою жизнь музыкальными автоматами, автомобильными путешествиями, коктейль-барами.

Dandy Flapper – это субкультура, которая преобладала у девочек. Представительницы прекрасного пола старались выглядеть соответствующим образом: красная помада; разноцветные платья; прилизанные волосы; прически, украшенные блестками. Dandy Flapper привлекал и мужчин, которые ограничивались твидовым костюмом и котелком.

Воркаутеры (уличные гимнасты, турникмены). Название произошло от английского «workout», что в переводе означает тренировка. Эти позитивные ребята – приверженцы здорового образа жизни. Их основная цель - красивое накачанное тело, обретение силы и выносливости.

Времяпровождение воркаутеров подразумевает активные спортивные тренировки. Они занимаются не в фитнес-клубах, а на открытом воздухе. Их можно встретить на дворовых площадках, оборудованных тренажерами, турниками и брусьями. Комплексы упражнений они обычно находят в интернете, предпочитая не тратиться на услуги фитнесс-тренера. У воркаутеров в приоритете здоровое питание, отказ от курения и употребления алкоголя.

Современные воркаутеры предпочитают спортивный стиль, выбирая одежду известных брендов. Спорт-стайл помогает им подчеркнуть красоту своего тела и выразить социальные взгляды.

Хипстеры. Словом «хипстер» (от английского «to be hip» - «быть в теме») изначально называли движение любителей джаза. Современные хипстеры – интеллектуальная, обеспеченная молодежь, следующая прогрессивным тенденциям современного общества. Хипстеры не представляют жизнь без продвинутых гаджетов и девайсов, преимущественно компании Apple. Они заводят профили во всех популярных соцсетях (Инстаграм, Твиттер), ведут личные блоги. Список интересов этих продвинутых ребят весьма обширен. В него входит альтернативная музыка, авангардное искусство, артхаусное кино.

Распознать хипстера непросто: в нем есть что-то от эмо, хиппи и панков. Приветствуются длинные волосы, борода у парней, цветные очки с толстой оправой, шляпы. В фаворе винтажная одежда: джинсы-скинни, клетчатые рубашки, ковбойские сапоги, яркие кеды, майки с прикольными девизами, объемные шарфы.

Ванильки (ванильные). Эта специфическая субкультура появилась в начале 2010-х и распространена в основном среди девушек-подростков. Название произошло то ли от любви к одежде ванильных оттенков, то ли от любви к сладостям, то ли восходит к названию фильма «Ванильное небо». Их мировоззрение строится на трёх идеях:

- во-первых, это подчёркивание женственности, нежности, слабости (любовь к кружевам, пастельным тонам, каблукам и лёгкому макияжу). Может быть, это стало реакцией на навязывание девушкам образа сильной женщины. А может быть, девочки, выросшие в семьях советского образца (где мать сначала работала наравне с отцом на заводе, а потом ещё столько же готовила борщ дома), почувствовали, что новое время даёт им возможность прожить не такую, как у матери, жизнь;

- вторая особенность – любовь к депрессивности, скрытому трагизму. Любая субкультура так или иначе бунтует против общества, но у ванильных это «тихий бунт» – уход в себя, отстранение от общества;

- и, наконец, ванильные выбирают особый тип одежды. Часто это принт с британским флагом или надпись «I love NY», больше очки, неаккуратный пучок волос. Считается, что ванильные – предшественники всем известных хипстеров [9, с. 8].

Слово «ванильный» стало нарицательным и обозначает всё приторно-нежное. А сами ванильки – неизменный предмет шуток в Интернете.

Тамблер-гёрл (веб-панк). «Тамбер-гёрл» их называют потому, что свой стиль они копируют и распространяют на сайте Tumblr. Чёрные кресты на фоне космоса, тонкие чёрные ошейники, туфли на плоской высокой подошве, короткие чёрные юбки-солнышки, шляпы с широкими полями и т.д. В отличие от субкультур прошлого, им не надо «заморачиваться» с тем, чтобы шить одежду вручную или доставать в экзотических местах – к услугам тамблер-гёрл множество тематических магазинов, например, в социальной сети «ВКонтакте». А поскольку веб-панк – это совмещение реального и виртуального, фотографию следует украсить пиксельными рисунками, блёстками, единорогами, радугами и фоном Windows.

Если ванильки подчёркивают депрессивностью свою «инаковость», то веб-панк говорит: депрессия – абсолютно нормальное состояние в этом полном боли мире. Над своей депрессией можно (и нужно!) остроумно шутить. Тамблер-гёрл обожают принцесс и единорогов, видимо, из-за желания привнести в жизнь постмодерниста-потребителя хоть немного сказки

Конечно, как и любая субкультура, веб-панк стереотипен, и по-настоящему остроумные шутки, интересные образы и глубокие мысли там сложно найти. А ко всему прочему тамблер-гёрл часто критикуют за романтизацию пассивности, лени и прочих плохих вещей. Манера тамблер-гёрл делать картинки с надписями на красивом фоне стала предметом бесчисленных пародий в Интернете.

Одна из самых современных субкультур зародилась в Южной Корее и нашла в России благодатную почву. Она состоит из фанатов корейских музыкальных групп (K-POP). Название «корейская волна» (халлю) родом из Китая, на который она нахлынула гораздо раньше нас. Сегодня халлю вовсю теснит субкультуру анимешников (отаку) - поклонников японской мультипликации анимэ и комиксов манга [8, с. 461].

Соответственно, возникает вопрос: в чем же секрет такой неимоверной популярности корейских групп во всем мире? Во-первых, их довольно массовый состав: от 5 до 10 человек. Между участниками коллективов существуют сложные отношения, следить за которыми можно как за сериалом. В среде поклонников K-POP ценятся постеры с изображением кумиров. «Корейская волна» также включает в себя увлечение кухней, видеоиграми, фильмами и языком Южной Кореи.

Идеальная внешность для поклонников субкультуры выражается понятием «ольджан», что переводится как «красивая мордашка». Так называют людей с огромными глазами, маленьким носом и губами. Кукольные пропорции лица достигаются, как правило, благодаря пластической хирургии и фотошопу.

Готы. Название «гот» произошло от английского «gothic», что значит «варварский, грубый». Неизвестно, кого имел в виду Глеб Самойлов, когда пел: «Я крашу губы гуталином, я обожаю черный цвет», но его слова метко описывают портрет современного гота. В отличие от предыдущих миролюбивых направлений, субкультура готов не столь безопасна. Она проповедует разрушительные тенденции для человеческой психики: в почете черная магия, мрачный пессимизм, романтическое восприятие смерти. Культивирование и эстетизация смерти не означает, что готы к ней стремятся. Большинство поклонников этой мрачноватой субкультуры любят жизнь, как и все нормальные люди, а темные образы - всего лишь эпатаж.

Образ гота хорошо узнаваем: эта субкультура разработала довольно сложную готическую моду, главное в которой - черный цвет в сочетании с серебряными украшениями. Серебро для готов - символ Луны, покровительствующей потусторонним силам. Каноничный образ таков: молодой человек в черной одежде, с темными волосами и губами, контрастирующими с болезненно белым лицом. Могут присутствовать ирокезы, зачастую кислотных оттенков или частичная выбритость волос.

Геймеры. Поклонники этой молодежной субкультуры видят смысл жизни в компьютерной игре. Но современный геймер – это не просто школьник, увлеченно гоняющий на машинках или стреляющий из танка. Это целый мир с собственным сленгом, в котором устраиваются чемпионаты с миллионными призовыми фондами. Жаргон геймеров, пожалуй, богатейший среди всех современных субкультур. Многие словечки стали знакомыми для интернет-пользователей, например, «косплей», «баг» или «аккаунт».

По степени увлеченности геймеры делятся на «легковесных», «продвинутых», «увлеченных», «хардкорщиков», «киберспортсменов», которые зарабатывают деньги на участии в турнирах. Остальные же предпочитают выпрашивать деньги у родителей, чтобы купить очередную приставку, прокачать новую игрушку. Если геймер становится «увлеченным», то он все больше начинает погружаться в виртуальную реальность. Мама, учеба в школе отходят на второй план. Опасность субкультуры связана с тем, что она вызывает игровую зависимость, избавиться от которой самостоятельно довольно трудно. Геймеров мало заботит внешний вид, поэтому они могут одеваться неопрятно. К моде относятся спокойно. Предпочитают футболки с героями популярных игр.

Фрики. Субкультура сформировалась в 60-е годы в Америке и имеет множество интерпретаций. Фрики самовыражаются через искусство, объект которого - собственное тело. С английского freak переводится как «урод, чудак». В прошлом фриками называли и людей с психическими отклонениями или физическими недостатками. Современный фрик – это экстравагантный человек с эпатирующим поведением или внешностью. Он напрочь отказывается от моральных устоев общества и общепринятых стереотипов поведения.

Внешний вид фриков шокирует. Характерные приметы: жуткие татуировки, пирсинг на лице и по всему телу, огромные проколы в ушах. Особые фанаты прибегают к модификации тела: режут язык, делают шрамы, вживляют под кожу различные предметы, меняют цвет радужки глаза. Свою экстремальную красоту они подчеркивают провокационными прическами (ирокезы, дреды), эпатирующими одеяниями. Наряду с футбольными фанатами, фриков относят к наиболее опасным молодежным субкультурам.

Молодёжные субкультуры в том виде, в каком их знают современные исследователи, появились после Второй Мировой войны, когда подростки наконец-то обзавелись деньгами и временем для поиска самоидентификации. В 50-е и 60-е годы случился настоящий бум субкультур, многие из который в том или ином виде существуют и сегодня (например, байкеры или хиппи).

Но с появлением Интернета многое изменилось. Если раньше настоящий рокер оставался рокером всегда и везде, то сейчас субкультура – это маска, которую можно надеть и снять. Сегодня вечером молодой человек может обсуждать с хипстерами свежий роман Паланика – а завтра надеть кожаную куртку и берцы, чтобы пойти на рок-концерт в подвальный бар в компании панков – и никто его осуждает, потому что фрагментарное вхождение в субкультуру – сейчас норма.

Информация о субкультурах стала доступна всем, и часто их имидж становится предметом пародий. А ещё Интернет размывает возрастные границы. Раньше «переболеть» субкультурой можно было в десятилетний промежуток между концом детства и окончательным началом взрослой жизни. Теперь даже ребёнок имеет практически неограниченный доступ к информации и может выбирать себе ту модель поведения, которая ему близка, да и взрослые не желают отказываться от привычных образов [20, с. 74]. В результате в субкультуру входят не только подростки, но и дети, и совсем зрелые люди.

Новые субкультуры не соответствуют перечню признаков, определяющих субкультуры раньше. Это даже даёт некоторым исследователям повод говорить о том, что субкультур больше не существует и на смену им пришли «культурные миксы» [13, с. 222].

1.2 Особенности влияния молодежных субкультур на школьников

В молодежных субкультурах школьников привлекает, прежде всего, возможность самовыражения. «Быть не таким, как все,» – один из самых популярных лозунгов поколения XXI века. Конечно, рассказать о всех субкультурах в рамках одной статьи невозможно. Объединяет все субкультуры одно: создание своей реальности, то есть, пусть даже агрессивного и жестокого, но иного мира. Они слушают определенную музыку, имеют свой собственный псевдостиль и взгляды на жизнь. Как уже было отмечено, в Россию большинство молодежных неформальных движений пришло с запада, в частности из Америки (эмо, неформалы и др.). Зародившись еще во времена перестройки, эти течения особенно распространились сейчас.

Нередко ребята, подверженные влиянию различных субкультур, становятся уязвимыми и для сект. Субкультура, как и секта, явно подменяет истинные ценности, зачастую имея деструктивный характер. Однако, необходимо отметить, что секта и субкультура – это не одно и тоже, тем не менее, но их объединяет то, что они формируются как альтернатива или протест общепринятой культуре. Находясь в неформальном движении, молодежь переживает этап взросления – поиска смысла и истины, - сектанты же уверены, что эту истину нашли, а это есть зацикливание на собственной ложной идеологии [1, с. 24].

Надо отметить, что на эту проблему педагоги имеют совершенно разные взгляды. Кто-то даже одобряет, поддерживает эти течения и не видит ничего плохого в том, что молодежь таким образом самореализуется. Душа школьника находится в поиске – именно этим и пользуются хитрые сектанты и основатели неформальных течений. Другие специалисты в качестве профилактики предлагают чаще упоминать об опасности подобных субкультур для личности человека – его физического и духовного здоровья [8, с. 462]. Конечно, осуждать ребят, находящихся под влиянием агрессивных субкультур, нельзя. Им просто нужно помочь, показать другой путь.

По мнению психотерапевтов и социологов, пребывание молодежи внутри какой-либо субкультуры – это явление временное, как и сама субкультура в целом, но все же они признают, что вред человеческой личности этот период может нанести неизмеримый. Сначала дети меняют свой внешний вид, возникают странности в поведении, а потом, если подросток не остановится, последствия могут быть самые тяжелые.

Также есть мнение о том, что молодежные субкультуры - это одна из попыток найти духовность. В основе каждой из течений, о которых было сказано выше, лежит одно и то же - протест. Он может быть направлен на отдельные аспекты реальности - войны, терроризм, безразличие человека к другим, одиночество. Он также может выражаться в странных, а иногда даже деструктивных формах - внешнему виду, употреблении наркотиков, спиртного, совершении самоубийств, пропаганде насилия, но суть всегда та самая - невозможность существовать на уровне животного.

Таким образом, можно сказать, что субкультура - это «ребенок» современной культуры. И здесь следует подчеркнуть один нюанс. На самом деле, наличие субкультур и принадлежность к одной из них школьника еще не является злом. Дело в том, что в подростковом возрасте человек очень нуждается в социализации, которая возможна только в среде сверстников. Поэтому в это время друзья становятся для него более остро необходимыми, чем семья, которая выходит из поля непосредственного интереса подростка. Разумеется, это не означает, что ему больше не нужен отец и мать - нужны и даже очень. Но подросток не чувствует остро этой потребности, и его внимание концентрируется вокруг внешнего мира, друзей, увлечений, хобби, которые могут совпадать с одним из течений молодежной субкультуры.

Другое дело - какие цели и идеалы субкультуры, к которой присоединяется школьник. Они могут быть очень разными. И если, например, увлечение историческим прошлым в движении реконструкторов или в рыцарском клубе не несет большой угрозы и может даже с течением времени стать профессией, то наркотики, суициды, потребление алкоголя, которые являются частями некоторых субкультур, могут быть очень опасными как для самого подростка, так и для окружающих его людей [17, с. 311].

Показательно, что к субкультурам часто присоединяются подростки и молодежь, на которых не обращают внимания дома, которые не чувствуют себя любимыми, принятыми, важными; те, кто пережил или переживает насилие в собственной семье. При этом, чем больше ранен школьник, тем более агрессивную течение он выберет.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современном мире существует множество различных молодежных субкультур, причем они находятся в постоянном движении: какие-то уходят в прошлое, а какие-то, наоборот, приобретают огромную популярность. При этом необходимо отметить, что каждая субкультура заслуживает особенного внимания, ведь она отражает особенности культурной жизни подрастающего поколения в определенный период истории.

Что же касается влияния молодежной субкультуры на школьников, то необходимо отметить, что человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Кто-то меняет субкультуры, как перчатки, только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении. Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее. Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение. Подростки-металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять, что это движение было основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг.

Проблемы могут возникнуть в том случае, если еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых. Например, как бы ни были миролюбивы растаманы, их движение несет в себе пропаганду каннабиса, так называемой «травки», вполне вероятно, что, посчитав курение «косячков» обязательным атрибутом субкультуры, молодежь попробует и это. Конопля проповедуется и многими «истинными» хиппи. То же относится и к панкам, если учитывать их нездоровый образ жизни, и ко многим другим музыкальным субкультурам. Субкультура байкеров очень опасна для жизни, не считая постоянных затрат на «железного коня», экстремальные виды спорта тоже опасны. Всегда находится какая-то отрицательная черта субкультуры, которую может перенять подросток. Опаснее всего секты. Например, секта сатанистов. Очень немногие «поступившие» туда, могут вернуться. Она действует словно гипнозом на своих последователей. Подросток, следуя правилам культа сатаны начнет приносить животные, если не человеческие, жертвы, участвовать в развратных действах. Это губительно действует как на самого человека, так и на окружающих. К тому же детская психика может не вынести всего увиденного или содеянного.

2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖНЫМИ СУБКУЛЬТУРАМИ

2.1 Особенности профилактической работы зарубежных педагогов с приверженцами молодежных субкультур

Наиболее широко известные направления, формы и методы педагогической работы с представителями молодежных субкультур в зарубежных странах сложились в Великобритании, Германии, США и Канаде. В этих странах участники отрицательных субкультур (преимущественно скинхеды, панки, эмо, готы) рассматриваются, в первую очередь, как молодежь группы риска. Выделяют три направления реализуемой педагогической работы с данной группой молодежи:

- использование альтернативных образовательно-дисциплинарных программ;

- мобильная работа с молодежью;

- работа по профилактико-превентивным программам, ориентированным на оказание помощи в условиях социального становления школьников: в условиях семьи, учебных учреждений, молодежных клубов или организаций (в большинстве случаев при объединении усилий со стороны семьи и образовательного учреждения) [7, с. 34].

Альтернативные образовательно-дисциплинарные программы широко применяются в США и Канаде. Перевод и анализ зарубежных исследований, посвященных данному направлению педагогической работы с участниками молодежных субкультур (C. Kochlar-Bryant, R. Lacey, J. Kraemer, M. Raywid, B. Ruzzi и др.), дает выявить особенность программ, состоящую в том, что они нацелены не только на обеспечение школьников академическими знаниями, но и на изменение антиобщественного поведения школьников, демонстрирующих жестокость, агрессию, совершающих акты вандализма [4, с. 142].

Основными методами работы с представителями молодежных субкультур в рамках данных программ являются такие, как: консультирование, необходимое для установления эмоционального контакта между педагогами, социальными педагогами, психологами и участниками программы, и индивидуальные беседы, позволяющие идентифицировать и глубже понять проблему. Среди других особенностей программы следует отметить следующие:

- небольшое количество участников программы (10–12 человек), что снижает трудности усвоения учебного материала, позволяет установить доброжелательные и доверительные отношения с преподавателями;

- гибкое расписание занятий (предусмотрены занятия в вечернее время), что предотвращает их пропуски;

- приобретение школьниками профессионально-технических навыков в процессе участия в программе, что расширяет перспективы трудоустройства в будущем [16, с. 86].

В рамках альтернативной программы предусмотрено включение школьников в волонтерскую работу (в центры для бездомных, учреждения дневного ухода за детьми и др.) с целью их приобщения к просоциальным видам деятельности.

Одним из эффективных методов педагогической деятельности является организация дискуссий на актуальные для школьников проблемные темы с целью их обучения критически мыслить: принимать взвешенные решения и суждения при разрешении социальных конфликтов, «фильтруя» получаемую информацию или мнения из разных источников. Большое значение при этом приобретает атмосфера доверительности, внимательности, понимания и принятия (а не осуждения) субкультурной позиции школьника. Педагоги, задействованные в альтернативной программе, выполняют функции консультантов, кураторов и наставников. Они строго отслеживают школьную посещаемость, тесно сотрудничают с родителями, проводят еженедельные собрания с участниками программы. С целью повышения профессионализма преподавательского состава организуются обучающие курсы для педагогов по молодежным субкультурам; осуществляется сотрудничество между преподавателями, работающими с участниками молодежных субкультур в рамках альтернативных программ, для обмена положительным опытом.

Мобильная работа с молодежью представляет собой социально-педагогическую программу, принципами которой являются принятие и уважение культуры школьников, заинтересованность в их увлечениях, дружелюбное отношение, оказание помощи в привычной для школьника социальной среде, регулярность и долгосрочность педагогического воздействия. Обращение к материалам 9-го Международного симпозиума (The 9th ISMO Symposium «Reaching the Unreachable» in Stuttgart, 2008) в г. Штутгарде (Германия), а также зарубежным публикациям (A. Dixon, K. Schiffer, N. Svensson и др.), характеризующим мобильную работу с молодежью, дает возможность определить, что в рамках данного направления применяются методы индивидуального и группового консультирования, проводятся информационно-просветительские беседы, задействуется метод положительного примера (к работе привлекаются бывшие участники отрицательных субкультур). Формами работы являются оздоровительные мероприятия и акции в неблагополучных микрорайонах. В них создается организационная база (офис или молодежный клуб) для сотрудничества специалистов [7, с. 36].

Большое внимание в зарубежных странах уделяется профилактико-превентивному направлению в работе с молодежью группы риска. Оно реализуется в социально-педагогических программах и проектах и нацелено на сокращение возможного риска развития чувства социального отчуждения (отстраненности от семьи, образовательных учреждений). Значительная часть профилактических программ («Aggression Replacement Training»; «School-based mentoring programs»; «Olweus Bullying Prevention Program», «Anti-Bullying-Programmes», «Skillstreaming», «Programmes of Peer Mediation» и др.) реализуется в средних образовательных учебных заведениях. Педагоги, социальные педагоги и психологи (психолого-педагогическая служба) действуют скоординировано. Они организуют профилактическую и, в случае необходимости, коррекционную деятельность по предупреждению или сокращению различного рода проблем, с которыми сталкиваются школьники в образовательном процессе. Особое внимание уделяется таким проблемам, как:

- плохая школьная посещаемость или успеваемость;

- конфликты в общении со сверстниками, преподавателями или родителями;

- несформированность социальных навыков разрешения трудных ситуаций;

- проявление агрессивности в поведении; участие в драках или актах вандализма;

- запугивание сверстников и др. [7, с. 37].

Таким образом, анализ зарубежных работ, характеризующих профилактико-превентивные программы (B. Glick, A. Goldstein, D. Gottfredson, M. Griffin, S. Hamilton и др.), свидетельствует о том, что основная форма работы – групповая. Методами педагогической деятельности являются:

- групповое и индивидуальное консультирование, позволяющее добиваться изменений в психологическом переживании школьниками сложившейся ситуации или собственных действий;

- ролевое проигрывание проблемной ситуации с осуществлением обратной связи, что позволяет понять суть социального конфликта и попробовать альтернативные способы его разрешения;

- информационные встречи;

- проблемные дискуссии;

- тренинги.

Кроме того, необходимо отметить, что в рамках каждой из проанализированных программ, как правило, функционирует горячая телефонная линия, обеспечивающая доступность специалистов психолого-педагогической службы для родителей в удобное для них время.

2.2 Российский педагогический опыт профилактической работы с приверженцами молодежных субкультур

Как уже было сказано выше, субкультура – это часть общей культуры, присущей молодому поколению, которая отличается особыми ценностями, обычаями, установками и своей внутренней организацией. Под актуальными субкультурами необходимо понимать такие течения и движения, которые знает и упоминает в опросах молодежь, а также те, которые имеют большое количество последователей и существуют уже несколько лет.

Изучение субкультур в России началось в 90-е годы, когда сами субкультуры стали активно развиваться и проявляться. Поскольку молодёжь неоднородна, молодежные субкультуры проявляются в различных формах, типология которых зависит от различных оснований и отличается многообразием.

Сегодня границы субкультур размываются, многие из них существуют только в интернете. Исследователи говорят также о молодежных течениях и движениях, которые могут иметь признаки субкультур. Существует множество различных классификаций молодежных субкультур, ранжирующих их по цели и характеру деятельности, направленности интересов, степени агрессивности, способу времяпрепровождения и т.д.

В процессе психолого-педагогической работы с представителями молодежных субкультур необходимо делать акцент на негативных проявлениях субкультур, которые в первую очередь должны обращать на себя внимание при практической деятельности. Зачастую можно говорить о наличии деструктивных элементов, которые необходимо знать, замечать и уметь нейтрализовать.

Неравнодушие по отношению к молодежи дает возможность определить, есть ли у общества достойное будущее или нет. Совершенно очевидно, что мало знать проблемы школьников и классифицировать их, необходимо также и деятельное участие в судьбах подрастающих поколений.

Понятие «деструктивные элементы субкультур» было введено в результате исследования наиболее актуальных субкультур, проведенного Российским государственным социальным университетом [8, с. 460]. Это понятие относится к элементам субкультур, причиняющим или потенциально способным причинить вред как своим приверженцам, так и обществу в целом.

О наличии элементов деструктивного характера говорят и другие исследования, посвященные молодежным субкультурам. В частности, отдельные исследователи выделяют асоциальные и антисоциальные субкультуры.

Для обнаружения деструктивных элементов в той или иной молодежной субкультуре (течении) необходим комплексный анализ всех ее проявлений и активностей. При выявлении в ходе анализа описанных ниже характеристик можно говорить о наличии деструктивных элементов в данной субкультуре.

Отрицательные характеристики субкультур можно кратко охарактеризовать следующим образом:

- самоуничтожение – субкультура несет в себе угрозу жизни и здоровью своих членов;

- асоциальность – субкультура ориентирует своих членов на асоциальные системы ценностей;

- агрессия – принадлежность к субкультурам несет угрозу другим членам общества;

- изоляция – субкультура меняет идеологию человека, модель реальности, приводя к изоляции от общества [21, с. 299].

Наиболее серьезным деструктивным элементом стоит признать изоляцию школьника от родителей и друзей. Изоляция приводит к одиночеству, которое наиболее разрушительно воздействует именно в школьном возрасте. При этом убеждение в необходимой изоляции от родителей, друзей и близких может очень логично и конструктивно обосновываться внутри самой субкультуры.

Избегая одиночества, школьник примыкает к социальной группе (субкультуре), начинает разделять ее принципы. Особенно эффективен механизм изоляции от родных и близких, если в семье ребенок испытывает дискомфорт, моральное и физическое насилие. В таком случае ребенку нечего противопоставить влиянию субкультуры, он подпадает под него и, зачастую, уходит из дома.

Изоляция в идеологическом плане приводит к тому, что школьник начинает читать только «свою» литературу, «правильную», «полезную». Постепенно это приводит к неприятию других точек зрения, вплоть до агрессивного отношения к инакомыслящим. Постепенно в объединении появляются свои «библии», гуру и т.п.

Негативное воздействие также часто связано и с требованием иррациональной веры в те или иные постулаты, правила объединения, движения, течения. Такая вера часто опирается на псевдонаучные открытия, мнения лжепророков и т.п.

Деструктивные элементы могут существовать в разном соотношении в отдельных течениях и движениях. Дисбаланс в смысловой структуре субкультуры может приводить к деструктивности. Например, патриотические течения участвуют в социально полезной деятельности, активно взаимодействуют друг с другом и с представителями других социальных структур. Однако, например, лозунг «Я люблю Россию!» при нарушении баланса может быть усилен до националистического, что, в конце концов, может привести к позиции «Россия – для русских!».

Важно отметить, что в обоих вариантах патриотическое движение может привлекать православную молодежь. При этом для представителей второго варианта трактовки патриотизма вера проявляется в агрессивном навязывании своих принципов всем окружающим. И здесь на поверку ложное понимание православия – как веры исключительно русских – может стать идеологической базой радикальной молодежи.

В подобной ситуации важно обратить внимание школьника на наднациональный и надклассовый характер христианской миссии с момента возникновения Церкви.

Среди общих рекомендаций по работе с представителями молодежных субкультур можно выделить три наиболее значимых принципа, которые можно кратко охарактеризовать следующим образом:

1. При работе с представителями молодежных субкультур и течений следует учитывать, что школьник, с которым ведется работа, зачастую уже привык к определенному микроклимату в своей социальной группе. Школьник ощущает себя в комфортной среде, привыкает к определенному стилю общения, кругу друзей, что в совокупности формирует чувство привязанности к субкультуре.

2. Для работы с приверженцами молодежных субкультур, специалисту необходимо знать особенности каждой субкультуры (течения) и жизни в них. Поэтому специалистам, которые работают с последователями молодежных субкультур, следует выявлять и учитывать, как минимум такие сведения:

- сила влияния субкультуры и степень вовлеченности школьника в среду субкультурного общения;

- систему санкций, свойственную той или иной субкультуре. Такая система проявляется в наличии различных форм и методов поощрения и наказания, с помощью которых лидеры добиваются нужного поведения от своих сверстников. Отдельные формы санкций могут быть социально опасными;

- роли, которые школьник «обязан» или вынужден исполнять при неформальном общении. Некоторые роли могут мешать полноценной жизни, здоровью, гармоничному развитию. Важно также учитывать, что человек может испытывать трудности самовыражения в обществе, но являться лидером при неформальном общении среди «своих», во внешкольном социуме, в субкультурном объединении.

3. Характеристика окружения и семьи школьника. Трудно воспитать что-либо положительное в ребенке, если это не находит поддержки в кругу семьи [23, с. 110].

Системный подход к изучению той или иной субкультуры невозможен без анализа следующих данных:

- внешнее описание (характерные черты сообщества);

- профильные аккаунты в соцсетях (вконтакте, facebook,instagram);

- сайты представителей этой субкультуры (информация о представителе, его образе жизни, например, странички в «Живом Журнале» livejournal.com);

- музыкальные предпочтения, кино, книги и т.п.;

- герои – образы (кто является «иконой» для этой субкультуры, кто ярче всего выражает ее идеал);

- смыслы – какие основные положения этой субкультуры, чем занимаются ее члены, за что и против чего выступают, как проводят досуг, где встречаются, и т.п. [15, с. 90].

Необходимо помнить, что не стоит сразу стремиться к однозначному решению проблемы, с которой обратился школьник. Первый шаг заключается именно в том, чтобы принять и выслушать его. Только после этого можно искать способы работы, индивидуальные для каждого.

Помощь представителям молодежных субкультур может стать успешной при наличии следующих условий:

- безусловное принятие школьника, какие бы идеи он ни разделял; информирование его о возможных социальных последствиях;

- выстраивание диалога между культурой и субкультурой на базе общекультурных образцов;

- помощь в овладении школьниками необходимыми социально приемлемыми способами самовыражения, помощь в творческой самореализации [13, с. 377].

Практические шаги по работе с представителями молодежных субкультур включают в себя несколько направлений, среди которых:

- адаптация и использование позитивных субкультурных смыслов и форм для миссии среди молодежи;

- профилактика негативного влияния субкультур;

- реабилитация пострадавших от деструктивных элементов субкультур [1, с. 22].

Деятельность по включению представителей молодежных субкультур в жизнь общества и по профилактике деструктивного воздействия субкультур может включать в себя несколько компонентов, описанных ниже.

Создание структур (например, центров), в которые школьник может обратиться за помощью в трудной жизненной ситуации. Важно понимать, что подобный центр должен способствовать не только профилактике различного негативного воздействия субкультур, но и работе с другими актуальными проблемами, волнующими школьников (например, насилие в семье или травля в школе).

Важно организовать разностороннюю работу на базе досугового в городе, районе или области. Это может быть формат духовно-просветительских центров для молодежи, где школьник может заниматься астрономией или танцами, где могут проходить научные конференции и киноклубы, где может работать молодежный медиацентр и центр поддержки подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Разные направления деятельности позволяют охватить разную молодежь, показать широкие спектры направлений работы.

Также хороший эффект может оказать создание клубного сообщества на основе юношеских субкультурных практик. Участие школьников в деятельности такого сообщества способно содействовать их самопринятию, овладению различными вариантами самопредъявления в социально приемлемых формах, освоению правильных навыков общения (в том числе конструктивного диалога со взрослыми и с представителями других субкультур).

Сюда же можно отнести вовлекающие активности различного характера (походы, форумы, конференции, благотворительные мероприятия и т.п.). При работе со школьниками наиболее успешным видится способ вовлечения в различные виды активности. Совместная деятельность сплачивает людей и раскрывает отдельного человека как личность.

Через совместную работу и общение школьник будет впитывать принципы поведения в социуме.

К работе с молодежью также могут привлекаться священники, взрослые добровольцы, для которых это становится своеобразным послушанием, а также профильные специалисты на договорной основе.

Невозможно охватить все направления работы одному, но привлечение хорошего специалиста своего дела, например, художника или историка, которые могли бы оказать помощь в проведении различных молодежных активностей, является посильной задачей.

Также необходимо несколько слов сказать о том, как религия может положительно сказаться на интеграцию представителей молодежных субкультур в современное общество.

Необходимо продолжать работу Церкви в школах с учетом выявленных проблем выхода в светские организации. Такая работа не должна сводиться к простому присутствию на праздниках и к протокольным речам. Необходимы совместные действия по организации реальных живых проектов.

Священнику, работающему с молодежью, важно знать актуальный православный медиаконтент, который можно посоветовать школьникам. Необходимо понимать, что апелляция к бумажным источникам может быть не услышана. Желательно иметь перечень актуальных и понятных ресурсов, которые можно рекомендовать подросткам. Необходимо знать, какие видео смотрит подрастающее поколение, рекомендовать им к просмотру видео с положительным смыслом.

Хороший эффект может оказать привлечение к работе с последователями молодежных субкультур представителей православной молодежи. Зачастую школьник может не слышать священника, но сможет услышать равного себе. Поэтому есть смысл приглашать для работы активных представителей православного молодежного движения. Отдельным направлением в этой сфере может стать организация молодежных медиацентров для православных волонтеров на базе духовно-просветительских центров или воскресных школ. Такие медиацентры могли бы помочь православной молодежи сформировать или повысить медиакомпетенции и медиаграмотность с целью развития способности убедительно говорить о жизни в Церкви школьников [3, с. 59].

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что эффективное взаимодействие с представителями молодежных субкультур невозможно без наличия специальных знаний. Поэтому необходимо рассмотреть возможность разработки совместной c ВУЗами серии курсов повышения квалификации по психолого-педагогическим основаниям работы со школьниками, по техникам психологической реабилитации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итог исследованию, проведенному в рамках заявленной темы, можно сделать ряд выводов относительно особенностей влияния молодежной субкультуры на школьников, а также особенностей применения зарубежного и отечественного педагогического опыта профилактической работы с представителями различных молодежных субкультур.

Молодежная субкультура – это модели поведения, стили одежды, музыкальные предпочтения, язык (сленг), специфические ценности и их символические выражения, характерные для групп молодых людей (12−25 лет). Молодежные субкультуры существовали давно, по крайней мере, со второй половины ХХ века. В России они обратили на себя внимание общества и средств массовой информации в 1980-е годы. В те годы носителей таких особенных культурных практик обычно называли участниками неформальных молодежных объединений. Наиболее известные примеры – хиппи, панки, рокеры, металлисты.

Главная социально-психологическая особенность неформальных молодежных объединений – символизация внешнего вида, образа жизни, образа поведения, в частности, одежды, стиля говорения. Например, длинные волосы хиппи – это не только длинные волосы, но и символизация свободы; англоязычный слой сленга хиппи – это ориентация на западные образцы поведения; квартира, где собираются неформалы, – это не просто помещение, а «флэт», где все свои, объединенные непритязательным стилем повседневной жизни.

Также можно сделать вывод о том, что обращение к зарубежному опыту педагогической работы с молодежными субкультурами обусловлено возможностями его использования в отечественной практике, что позволило выявить ряд его основных характеристик:

- реализация большого количества социально-педагогических профилактико-превентивных программ с целью предупреждения развития чувства социального отчуждения, ведущего впоследствии к участию в субкультуре;

- оказание психолого-педагогической помощи участникам молодежной субкультуры в условиях их привычного окружения (семья, учебные учреждения, молодежные клубы или организации) с установлением уважительных и доверительных отношений;

- использование таких методов педагогической деятельности, как групповое и индивидуальное консультирование школьников и их родителей;

- ролевое проигрывание проблемных ситуаций; организация дискуссий; беседы информационно-просветительского характера.

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что, познакомившись с особенностями молодежных течений, родители и педагоги лучше поймут внутренний мир ребенка. Главное, что должны усвоить взрослые: примыкание взрослеющего человека к какой-либо субкультуре – не криминал. Тревогу стоит бить лишь в том случае, когда она заменяет все остальные сферы жизни и оказывает негативное влияние на психику школьника. Особую опасность представляют современные субкультуры, культивирующие депрессивный настрой, суицидальные наклонности, агрессию к окружающим. Важно не контролировать каждое телодвижение ребенка, а искренне интересоваться его мироощущением, проявлять дружелюбие, даже если изменения внешности и поведения кажутся шокирующими. Тогда период странных нарядов, сумасшедших причесок и вызывающего макияжа пройдет гораздо быстрее и безболезненнее.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абреч С.И. Особенности молодежной субкультуры // Наука XXI века: проблемы, перспективы и актуальные вопросы развития общества, образования и науки. Материалы межвузовской весенней научной конференции / Составители С.А. Куштанок, Ф.Р. Хагур. – Майкоп, 2018. – С. 19-25.

2. Александров Р.Ю. Социально-философские аспекты развития молодежной субкультуры // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - № 5. - С. 77-81.

3. Апажева С.С., Захохова М.Р., Геграев Х.К. Молодежные субкультуры: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 39.03.09 Организация работы с молодежью / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова». - Нальчик: Изд-во КБГУ, 2017. - 142 с

4. Белоусова А.А. Молодежная субкультура в США и России: опыт сравнительного анализа // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2010. - №4 (53). – С. 137-143.

5. Бессарабова И.С., Глебова Е.А., Воробьев Н.Е. Молодежные субкультуры за рубежом: учебно-методич. пособие для студентов высших учебных заведений / Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ». – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2014. – 192 с.

6. Бобченко Т.Г., Данилова Е.И. Социально-психологические особенности субкультур на примере рок-движения // Молодой ученый. - 2015. - №5. - С. 560-562.

7. Глебова Е.А. Зарубежный опыт социально-педагогической работы с молодежными субкультурами // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2012. - №15. – С. 33-39.

8. Голобоков А.С., Шалапута С.А. Отечественные и зарубежные исследователи о сущности и признаках современных молодежных субкультур // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – №8-3. – С. 460-463.

9. Евсюкова А. Молодёжные субкультуры и их влияние на российское общество // Территория науки. – 2013. - №3. – С. 6-12.

10. Зайцева И.А. Молодежные субкультуры: учебное пособие / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». - Елец: Елецкий гос. ун-т им. И. А. Бунина, 2016. - 206 с.

11. Левикова С.И. Феномен молодежной субкультуры: Социально-философский аспект: диссертация … доктора философских наук: 09.00.11. – М., 2002. - 358 с.

12. Левикова С.И. Молодежная субкультура: Учебное пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 608 с.

13. Левикова С.И. Молодежная субкультура: учеб. пособие. - М.: Гранд: Фаир-пресс, 2004. - 607 с.

14. Леньков Р.В. Социология молодежи: учебник для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 416 с.

15. Мартыненко А.В. Профилактика экстремизма в молодежной среде: учебное пособие для вузов; под общ. ред. А.В. Мартыненко. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 221 с.

16. Мосиенко Л.В. Молодежная субкультура: категория и реальность // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2012. – С. 85-89.

17. Никипорец-Такигава Г.Ю. Архетипы российской молодежи в континууме социально-политических формаций общества // Евразийский юридический журнал. - 2015. - №11 (90). - С. 309-311.

18. Никипорец-Такигава Г.Ю. О лидерстве в сетевых социальных движениях // PolitBook. - 2016. - №3. - С. 50-65.

19. Орлова Э.А., Каменец А.В., Урмина И.А. Практикум «социокультурные проблемы молодежи»: учебник для академического бакалавриата. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 197 с.

20. Римская О.Н., Римский В.П. Методология исследования субкультур в социально-гуманитарных науках. Статья 4. Конфигурации молодежных субкультур в пространстве российского региона // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право: Научный рецензируемый журнал. Вып. 14. Белгород: Издательство БелГу, 2010. – С. 71-79.

21. Фомичева Т.В. Профессиональное самоопределение российской молодежи // I чтения памяти В.Т. Лисовского Научные труды участников чтений. - 2017. - С. 298-299.

22. Чернышенко В.В. Сущность и особенности классических молодежных субкультур // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – №2 (65). - С. 105-108.

23. Чернышенко В.В., Степанов В.П. Философско-антропологические аспекты молодежных субкультур: учебное пособие / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева». - Орёл: Модуль-К, 2017. - 144 с.