Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста (Анализ содержания современных мультфильмов)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность настоящего исследования определяется тем обстоятельством, что современная мультипликация все больше и больше оказывает влияние на формирование личности современных детей дошкольного возраста.

Как известно, ребенок познает мир с помощью взрослого. Тема более важно, какие кинообразы он рассматривает в качестве примера для подражания.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает необходимость общего развития дошкольника, то есть он обращает внимание на то, как развит физически, личностно и интеллектуально (умственно) ребенок. Именно эта совокупность трех направлений развития ребенка в целом составляет интегративные качества [12, с. 3].

Одним из актуальных направлений в настоящее время является исследование влияния современных мультфильмов на личность ребенка, на формирование различных образов и представлений у детей.

Мультипликация рассматривается как средство воспитания.

Работе предшествовал анализ теоретических положений психолого-педагогической литературы по личностному развитию дошкольников.

Все это позволило определить актуальность предлагаемой темы работы.

Объект исследования: процесс психического развития ребенка-дошкольника

Предмет исследования: влияния современных мультфильмов на детей дошкольного возраста.

Целью работы является целостное изучение роли современной мультипликации в психическом развитии ребенка.

В ходе достижения цели были определены следующие задачи:

- проанализировать современные подходы к изучению влияния современных мультфильмов на развитие дошкольника;

- определить влияние просмотра мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста;

- изучить эффективность педагогического механизма положительного влияния современных мультфильмов на развитие дошкольника.

Степень исследования темы работы.

Данная проблематика остается малоизученной в современном научном обществе и носит больше житейский характер. Однако накоплена определенная база в области изучения влияния мультфильмов на развитие детской психики в целом такими исследователями, как О. В. Козачёк [1], О. А. Воронина, М. И. Медведева [2], Н. П. Гришеева [3, с. 75], В. И. Абраменкова, А. Л. Богатырёва [4].

Методы исследования включали:

- анализ и обобщение научной и методической литературы;

- изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта по теме исследования;

- эмпирические методы: аналитическое наблюдение, диагностическое исследование, собеседование.

Структура: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения составили содержание работы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА

1.1. Анализ содержания современных мультфильмов

Ольга Валерьевна Козачёк в своей статье «Современные мультфильмы и дети»[1] под современными мультфильмами понимает преимущественно зарубежные работы, которые дети предпочитают в большей степени. Опираясь на мнения Д. В. Андрющенко, Н. Е. Марковой, И. Я. Медведевой, она перечислила несколько признаков «вредного мультика»: главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим. Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление ребенком жестокости, безжалостности, агрессии в реальной жизни[2].

Исследования А. Бандуры, проведенные им и его коллегами еще в 6о-х гг. ХХ в., доказали, что сцены телевизионного насилия увеличивают агрессивность и формируют не самые лучшие черты характера;

- девиантное поведение героев мультфильма никем не наказывается. В итоге у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения;

- демонстрируются опасные для жизни ребенка формы поведения, повторять которые в реальности опасно;

- транслируются формы нестандартного полоролевого поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и наоборот;

- распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью;

- присутствуют несимпатичные, а порой даже уродливые герои[3].

Практика работы в дошкольном учреждении позволяет констатировать, что уровень социально-коммуникативного развития воспитанников с каждым годом снижается. Причиной этого является чрезмерное увлечение детей и родителей средствами массовой информации (далее – СМИ), в том числе просмотром мультфильмов, видеоблогов, кинофильмов. Врачи настоятельно рекомендуют не подпускать ребенка до трех лет к телевизору. Однако дети начинают привыкать к голубому экрану еще с младенчества.

Приходя домой, родители включают телевизор – это уже давно выработанный рефлекс. Мало кто из них ограничивает ребенка от просмотра телепередач, любимых «мультиков».

Как полагают исследователи, телевидение оказывает негативное воздействие на развитие речи детей, особенно если оно заменяет общение с близким человеком. Ребенок при просмотре телепередач занимает пассивную позицию, сам не участвует в игре, не может задать вопрос, он молчит.

Если дети с раннего возраста смотрят телевизор регулярно, по мнению психологов, то к 3 годам они отстают от своих сверстников на год. Поэтому для того, чтобы избежать деформирования психики детей, необходимо соблюдать нормы и правила, ограничивающие просмотр телевизионных передач.

По данным Всемирной организации здравоохранения, требования к организации кинопросмотра для детей таковы: младенцы и ранний возраст (0-3 года) – полный запрет просмотра телевизора; дошкольный возраст (3-7 лет) – до 30 минут в день. Одно из самых распространенных занятий дошкольников – просмотр мультфильмов. Рассмотрим плюсы и минусы мультипликации. Сцены насилия нередки в мультфильмах. Разумные родители не разрешат смотреть ребенку картинки, где все дерутся, наносят вред друг другу и показывают предметы смерти (орудия убийств или кровь)[4].

Большинство иностранных мультфильмов изображают отрицательных героев крайне агрессивными, недалекими, грубыми и пошлыми. Ребенок, наблюдая за таким поведением, перевозбуждается, становится гиперактивным. Сюжет таких фильмов часто содержит сцены, которые показывают насилие. Малыш смотрит, запоминает, это откладывается в сознании, и ребенок начинает вести себя подобным образом с окружающими, т.е. переносит уведенное в реальный мир. Именно так и создается конкретная модель поведения, независимо от правил и ценностей, прививаемых родителями. У детей есть уникальная особенность – они соотносят себя с любимыми героями, и, соответственно, копируют их стиль поведения. И здесь возникает большой контраст между показанной на экране безнаказанностью злодея и тем, как реагирует на агрессию реальный мир.

Помимо этого, преставления о красоте и о прекрасном вообще формируются не на основе родительских ценностей, а на базе тех стандартов, которые диктуют СМИ. Именно поэтому следует детей до трех лет максимально отстранить от просмотра таких мультфильмов, допускаются только специальные развивающие передачи, созданные для маленьких детей с учетом всех особенностей их психики. Подверглись критике с точки зрения психологов и психотерапевтов и наши горячо любимые советские мультфильмы.

Вот далеко не полный список мультфильмов, которые можно рассматривать как вредные для детей. «Ну, погоди!»: волк пропагандирует курение и хулиганство; «Крокодил Гена»: Крокодил Гена курит трубку; «Чебурашка» занимается бродяжничеством – живет в телефонной будке; «Трое из Простоквашино»: Дядя Федор уходит из дома и подрывает семейные ценности; «Бременские музыканты»: как «призыв» к бродяжничеству можно рассматривать слова из песни: «Наша крыша – небо голубое...»; «Малыш и Карлсон»: взрослый мужчина проявляет интерес к мальчику и просит скрывать их отношения от родителей; «Колобок» следует запретить для детей до шести лет, поскольку он содержит «ненатуралистические изображение или описание физического... насилия» и при этом не соблюдено условие «торжества добра над злом». Рассмотрим положительные качества мультфильмов.

Через них ребенок узнает о способах взаимодействия с окружающим миром, у него формируются первичные представления о добре и зле. Ассоциируя себя с героями мультфильмов, ребенок учится уважительному отношению к другим, учится бороться со своими страхами. В целом, узнает, как себя вести в той или иной ситуации. Мультфильм эффективно используется в воспитании ребенка, так как он оказывает большое влияние на формирование его мировоззрения, мышления, и представления об эталонах хорошего и плохого поведения. Сегодня создано много таких мультфильмов, которые учат ребенка считать и читать, различать цвета, формы и фигуры, а еще красочно повествуют об окружающем мире. Кроме этого есть уникальная возможность, просматривая мультфильм изучать иностранный язык. Во время просмотра фильма малыши пополняют свой словарный запас, учатся говорить грамотно и красиво формулировать свои мысли. Хорошие мультфильмы развивают креативность детей.

При просмотре ярких, неординарных картинок включается фантазия, нестандартное мышление, что может стать началом творчества ребенка. Если говорить о советских мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребенка картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно — добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в советских мультфильмах злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность.

Такая картина мира гармонизирует психику ребенка. Они дают правильные модели поведения: как заводить друзей, как быть хорошим товарищем, как помогать другим

Анкета для родителей дошкольника содержит вопросы, позволяющие выявить степень его зависимости от телеэкрана. При преобладании утвердительных ответов родителям стоит серьезно задуматься об угрозе экранной зависимость ребенка (ответы «да» и «нет»):

1. Ребенок проводит за экраном телевизора больше одного часа в день.

2. Без телевизора ребенок скучает, мается от безделья.

3. Увлекшись просмотром телепередач, ребенок отказывается идти принимать пищу или гулять.

4. Ребенок чтению вслух предпочитает просмотр мультфильмов.

5. Ребенок не может обходиться без экранных друзей[5].

Таким образом, в современном обществе влияние СМИ на формирование и поведение детей дошкольного возраста весьма велико. По объему и силе воздействия оно вполне сравнимо с таким мощным институтом формирования личности как семья, и по многим параметрам значительно превосходит многие другие институты. Важно, чтобы ребенок овладел необходимыми знаниями, связанными с телевидением на уровне привычек (привычек положительных, сообразных адекватному восприятию действительности и виртуального мира, познаваемого через экран). Родителям необходимо повышать свой культурный уровень.

Для решения этой непростой проблемы целесообразно самим просматривать телепрограммы и выбирать из них те, которые доступны детям в интеллектуальном и эмоциональном планах. Нужно добиться взаимопонимания и согласия с ребенком в отношении конкретных установок (что смотреть, когда смотреть и сколько). Ребенку важно видеть цель воспитания через поведение взрослых и в первую очередь ближайшего окружения.

1.2.Характеристика ребенка дошкольного возраста

Дети дошкольного и младшего школьного возраста, по мнению В. И. Короткого, склонны одушевлять явления природы, наделять человеческими свойствами животный и растительный мир. Поэтому они легко понимают и принимают язык мультфильмов, сказок, былин. Их герои просты и типичны, они делают все то, что делают обыкновенные люди[6].

Мультфильмы воздействуют на чувства ребенка. Он неосознанно в своем воображении идентифицирует себя с героями, если они ему симпатичны. Вместе с героями ребенок проявляет доброту и благородство, совершает подвиги, становится смелым, верным, справедливым, предприимчивым. Сказки и мультфильмы передают нравственные понятия и чувства ребенку в ясной по смыслу и одновременно захватывающей форме. Идентификационные механизмы позволяют ему развиваться в направлении ожиданий общества.

Д. Гербнер и Л. Гросс приписывали мультипликационным фильмам, как и в общем телевидению, уникальную способность изменять фундаментальные представления о природе социальной реальности. Оно обладает этим свойством благодаря тому, что не только отражает status quo, но и многократно преувеличивает существующие тенденции, телевизионные образы кажутся реальными. Альберт Бандура высказал идею, что телевидение способно соперничать с родителями и учителями в качестве источника ролевых моделей для подражания. Исследования показали, что средства массовой информации важны в гендерно-ролевой социализации, а анализ информации, поступающей к нам по телевизионным каналам, продемонстрировал, что телевидение создает стереотипные, традиционные образы мужчин и женщин[7].

О. А. Воронина и Н. И. Медведева выделяют ряд положительных и негативных моментов при просмотре мультфильмов:

- мультфильмы любимы детьми с раннего детства, так как они яркие и образные. Персонажи мультфильмов показывают ребенку различные способы взаимоотношений с миром. Эталоны плохого и хорошего поведения, представления о добре и зле формирует у малышей видео;

- через сравнение с любимыми героями ребенок учится воспринимать себя позитивно, пересиливать свои страхи и трудности, вырабатывать в себе уважение к окружающим;

- дети намного эффективнее усваивают информацию, чем взрослые. Смотря видео, ребенок воображает картины мира и тем самым начинает развивать в себе личность, перенимая те или иные качества персонажей;

- ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых потом строится его модель мира[8].

Одними из самых важных являются женский и мужской образы. Глядя на стереотипы «мультгероинь», девочки впитывают особенности женского поведения. У мальчиков подсознательно формируется идеал женщины, который они будут потом искать. И критерием является не столько внешность, сколько поведение героинь мультфильмов. Образ женщины, ранее романтичный и загадочный, наделяется чертами физиологичности и жестокости. Попутно высмеиваются традиционные для российских женщин качества, которые прославлялись в советских старых мультфильмах: целомудрие, застенчивость, бескорыстие, скромность и материнство как таковое. Также можно отметить у некоторых героев неуважение, цинизм, порой жестокость к своей семье - родителям, братьям, сестрам. Во многих мультфильмах такими чертами наделяется главный, положительный герой. И незаметно эти пороки впитываются детским сознанием, так как положительным героям нужно подражать.

В настоящее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, поскольку одной из целевых установок ФГОС ДО является «создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития».

Просмотр мультфильмов – один из наиболее значимых механизмов социализации детей, влияющих на мировосприятие дошкольников и формирование системы их ценностных ориентиров, которые формируют стереотипы поведения и способы разрешения ситуаций, дают ребенку представления о дружбе, взаимовыручке, взаимопонимании. При восприятии мультфильмов у ребенка формируются способности к отзывчивости на изображаемые жизненные ситуации анимационных героев, что способствует не только идентификации наблюдаемых дошкольником у героев чувств, но и самоидентификации: дети начинают осмысливать переживания, обобщать их, в соответствии с этим меняется поведение самих детей.

Это необходимо учитывать при формировании социальных установок старших дошкольников, которые, как считает А.В. Мудрик, «предрасположены воспринимать и оценивать социальные объекты (дружба, семья, Отечество, труд и др.) исходя из собственной системы ценностей, на формирование которой оказывают влияние референтная группа лиц и развитие рефлексии. В основе регуляции поведения дошкольника лежат сложившиеся социальные установки[9].

Педагогическое воздействие на социальную установку ребенка включает четыре стадии: привлечение внимания ребенка к тому или иному вопросу, возбуждение его интереса, предъявление новой информации и убеждение (указание на желательные в связи с этим практические действия в отношении объекта установки).

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблемам развития личности ребенка под влиянием СМИ, а также современных мультипликационных фильмов, можно сделать вывод о том, что роль современной мультипликации в воспитании ребенка является неоднозначной.

С одной стороны, мультипликационные фильмы формируют эталоны плохого и хорошего поведения, представления о добре и зле, ребенок учится воспринимать себя позитивно, пересиливать свои страхи и трудности, с уважением относиться к окружающим, т.е. мультфильм выступает как одно из эффективных средств воспитания ребенка.

С другой стороны, современные мультфильмы лишены той нравственной и моральной основы, которая способна благотворно влиять на развитие ребенка. Нравственные эталоны и ценности, образы женственности и мужественности подменяются грубостью, жестокостью, стиранием границ между «хорошо» и «плохо», между «можно» и «нельзя». Эта двойственная позиция требует дальнейшего, более тщательного изучения.

По результатам анализа психолого-педагогической литературы по вопросам роли современных мультипликационных фильмов в воспитании детей был разработан ряд рекомендаций по подбору мультфильмов для родителей и педагогов, работающих с данной категорией.

В общем виде ряд предлагаемых рекомендаций выглядит следующим образом:

- определение основных целей и задач по формированию тех или иных представлений и образов у детей;

- организация досугового времяпрепровождения;

- контроль и наблюдение за просмотром детьми тех или иных мультфильмов;

- подбор мультипликационных фильмов, соответствующих целям и задачам формирования образов;

- совместный просмотр мультфильмов с разъяснительными беседами и замечаниями;

- закрепление демонстрируемых образов в семейно-бытовой культуре.

Данные рекомендации будут полезны родителям, педагогам, работающим с данной категорией детей, и лицам, занимающимся данной проблематикой.

1.3.Влияние мультфильмов на психическое развитие дошкольников

Формирование личности человека начинается в раннем детстве. Одним из самых распространенных занятий детей дошкольного возраста можно назвать просмотр мультфильмов, которые являются довольно существенным средством влияния на психическое состояние, а также на речевое развитие детей. В настоящее время влияние мультипликационных фильмов на психику и речь дошкольника изучено не достаточно глубоко. Данной проблемой занимались такие ученые, как: Р.В.Овчарова, М.С.Егорова, Н.М.Зырьянова, Ю.Д.Чертков, И.Я Медведевой, Е. Глушковой, В. Абраменковой, А. Богатыревой и других. Если рассматривать влияние мультфильмов именно на психику ребенка, то немаловажным является тот факт, что практически всю информацию ребенок воспринимает в виде зрительных образов, именно из них, впоследствии, строится модель мира адекватная для самого ребенка. Учитывая изобилие мультфильмов, как отечественного, так и зарубежного производства, стоит задуматься о безопасности тех образов, которые предлагаются ребенку для восприятия[10].

Проведя теоретический анализ литературы по данной проблеме, мы можем выделить некоторые существенные последствия просмотра мультфильмов на психическое и речевое развитие ребенка. Если главные герои мультфильма агрессивны и стремятся нанести вред окружающим, калечат или убивают других персонажей, причём подробности жестокого, агрессивного отношения многократно повторяются и детально раскрываются, то это может стать причиной жестокости, безжалостности, немотивированной злости и агрессии ребенка в реальной жизни.

Когда в мультфильме демонстрируется девиантное, то есть отклоняющееся поведение героев, нарушаются общепринятые правила, а за это никто не наказывает, не говорит, что так делать нельзя, плохие герои остаются безнаказанными, так как нет объяснения что хорошо, а что плохо, то в таком случае у ребенка закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения. Формируется стереотип вседозволенности. Ребенок пренебрегает запретами. Его представления о добре и зле становятся размытыми. Сцены с опасными для жизни ребенка формами поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно и опасно, зачастую приводят к подражанию и снижению у ребенка инстинкта самосохранения, порога чувствительности к опасности, что может привести к травме и несчастным случаям [11].

Сцены, где герои транслируют не свойственное их полу поведение, смешение гендерных ролей, могут стать причиной неадекватного формирования у ребенка представлений о полоролевых различиях и искажения гендерной идентичности. Сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям пропагандируют неуважение к природе, старости, беспомощности и слабости человека. Также следствием просмотра таких сцен является негативное общение с близкими взрослыми и сверстниками: циничные высказывания, неприличные жесты, непристойное поведение, грубость, безжалостность. Развивается эгоизм, бездушие и жестокость. Часто при просмотре мультфильмов с принцами и принцессами, имеющими красивую внешность, дети формируют стандарты своей фигуры и расстраиваются, если не получается быть похожими на своего любимого героя-красавца.

Последствия могут быть самыми плачевными – девочки замыкаются в себе, комплексуют, а мальчики влюбляются только в заветных красавиц. С точки зрения развития речи, чем позже ребенок познакомится с мультфильмами, тем лучше (в идеале после 3-х лет) так как темп и ритм речи, которые ребенок слышит с экрана телевизора, сильно ускорен. А для того, чтобы ребенок имел возможность развивать собственную связную речь, необходимо говорить с ним не спеша и четко, тщательно проговаривая каждое слово – чтобы в потоке речи он мог выделять отдельные звуки и слова. Собственная речь ребенка развивается на базе понимания речи.

Для того, чтобы активный словарь ребенка хорошо формировался (регулярно появлялись новые слова, закреплялись, а не исчезали через время уже имеющиеся), важно, чтобы ребенок не только был готов к тому, чтобы произнести слово или фразу, но и понимал их значение. И помочь ребенку в этом могут только взрослые: объяснить, что означает это слово, вместе нарисовать картинку и тем самым создать образ этого слова, через игры поближе с ним познакомить, задать вопросы и многое другое. Из мультиков же чаще всего дети просто «хватают» отдельные слова и фразы и пытаются их применить в похожей ситуации, зачастую совершенно не понимая их смысла.

Таким образом, к выбору мультфильмов просто необходимо подходить крайне осторожно: выбирать те мультфильмы и передачи, которые были бы ребенку не только интересны, но и полезны; заранее узнать, о чем будет идти речь в выбранных передачах, мультфильмах; при выборе мультфильмов учитывать возраст ребенка; каждый раз находить время, чтобы обсудить с ребенком то, что он посмотрел; необходимо помнить, что общее время просмотра телепередач детьми до 7 лет не должно превышать 6-7 часов в неделю; следить, чтобы ребенок не смотрел телевизор более часа подряд.

Важно не забывать, что мультфильмы могут быть нашими союзниками и активными помощниками, а могут оказывать и деструктивное влияние на психику и речевое развитие ребенка. Не смотря на все плюсы тщательно подобранных мультфильмов не стоит забывать, что никакой мультфильм не заменит ребенку живого общения со взрослыми, в котором он так нуждается.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА

2.1. Описание организации и методов исследования

Эмпирическая работа по изучения влияния мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста проходила на базе МБДОУ № 49 и МБДОУ № 53.

В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста (возраст 5-6 лет), которые были поровну разделены на две группы – группу 1 (10 детей группы «Гномики» - МБДОУ № 49) и группу 2 (10 детей группы «Солнышко»- МБДОУ № 53).

Данные по разделению детей представлены в таблице.

Таблица 1.2

Разделение детей на группы

1 группа

2 группа

Имя

возраст

имя

возраст

1

Данил Б.

6 л 5 м

1

Артем Б.

5л,9м

2

Александр Д.

6 л,

2

Денис В.

5л,6м

3

Диана Д.

6 л, 6м

3

Виктория Д.

5 л,6 м

4

Алексей И.

5 л, 10 м

4

Савелий Е.

6 л, 4м

5

Виктор К.

6 л,3м

5

Егор И.

5л,6м

6

Глеб М.

5 л, 4 м

6

Арина М.

6л ,5 м

7

Ульяна О.

5 л,8 м

7

Виктория М.

6 л,1 м

8

Денис С.

5л,7м

8

Борис П.

5л,5 м

9

Дарина С.

5л,7м

9

Ольга С.

5 л,5 м

10

Вероника Х.

6 л,3 м

10

Илья Х.

5л,6 м

В коллективе участников исследования 12 мальчиков и 8 девочек. Обе группы комбинированного вида.

Дети осознают статусы «воспитанника» и «воспитателя». Взаимоотношения с воспитателем строятся на взаимном доверии и уважении. С другими воспитателями отношения доброжелательно-деловые.

Взаимоотношения между мальчиками и девочками носят ситуативный характер, что свидетельствует о несформированности коллектива. Нет единой ценностно-ориентационной системы; низкий уровень сплоченности коллектива.

Практически все дети живут в полных семьях. В целом большинство детей воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям.

Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически проверить процесс влияния мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста.

Задачи и этапы экспериментальной работы:

1) изучение особенностей влияния мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста;

2) определение психолого-педагогических способов создания положительного влияния мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста.

В работе была проведена диагностика уровня влияния мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста.

Результаты данной диагностики представлены в следующем параграфе настоящей главы.

2.2. Анализ результатов исследования о роли современных мульфильмов в развитии ребенка дошкольника

Диагностический этап исследования был направлен на выявление уровня сформированности этических представлений у детей по показателю «Адекватное эмоциональное отношение к поступкам других», мы воспользовались методикой «Сюжетные картинки».

При обработке результатов мы исходили из следующих показателей:

  • низкий уровень (1 балл) – ребенок верно раскладывает картинки, но не объясняет свой выбор; при оценке поступков не выражает эмоции;
  • средний уровень (2 балла) – картинки ребенок раскладывает правильно, обосновывает свои действия, но эмоции выражает слабо;
  • высокий уровень (3 балла) – ребенок картинки раскладывает правильно, обосновывает свой выбор и моральную норму, выражает яркие эмоции на поступки героев.

Анализ первого этапа эксперимента позволил выявить следующую статистическую картину: 0% респондентов с низким уровнем адекватного эмоционального отношения не выявлено (все дети правильно разложили картинки на две стопки – «хорошо» и «плохо»); средний уровень выявлен у 94,2% участников эксперимента: они объяснили свою оценку; высокий уровень эмоционального отношения к нравственным нормам показали 5,8% детей (они не только называли нравственные качества, которые проявляли герои картинок, но и проявили яркую, адекватную эмоциональную реакцию).

Рисунок 1. Изучение адекватного эмоционального отношения респондентов (1 – низкий уровень, 2 – средний уровень, 3 – высокий уровень)

Таким образом, было установлено, что у большинства детей недостаточно сформирована оценка нравственных норм, эмоциональное отношение не всегда адекватно ситуации. Полученные результаты говорят о том, что с дошкольниками необходимо предварительно вести беседу о правильном выборе поступков героев.

В рамках проведенного исследования мы проанализировали сформированность наличия представлений у дошкольников о добре и зле как одном из условий их успешной социальной адаптации.

Дошкольник, обладающий представлениями об определенной системе ценностей (добро − зло, отзывчивость − равнодушие, дружелюбие – враждебность и др.), осознает, что «хорошо» из увиденного им на экране и/или на картинке и что заслуживает порицания.

Ребенок способен ориентироваться на это знание, оценивая свои поступки и действия своих ровесников, при этом старается регулировать свое поведение. Роль дошкольного детства в осознании личностью социальных установок «добро» и «зло» очень значима, именно в этом возрасте дошкольник начинает оперировать этими понятиями не только в соответствии с требованиями взрослых, но и в силу образовывающихся у него нравственных представлений [3].

Мы задавали дошкольникам следующие вопросы:

  1. Что такое добро и зло?
  2. Кого мы называем добрым, кого злым?
  3. Кого ты считаешь добрым/злым?
  4. Какой ты сам и почему?

Интересны ответы детей: добро соотносится у них со следующими действиями: никого не обижать, не жадничать, делиться, дарить подарки (24%); добро – это помощь родителям, хорошие поступки, хорошее поведение (41%); добро – дружба, игра с другими, веселье (35%). Зло в представлении детей – все, что противоположно добру, так ответили 100% опрошенных.

Для большинства респондентов добрый человек: – коммуникативный («дружит со мной», «с ним весело играть»); – щедрый («делится своими игрушками», «угощает», «дает кататься на своем велосипеде»); – совершающий героические поступки («заступился за меня», «спасает от беды»);

По мнению дошкольников, злой человек: – насмешливый («который смеется надо мной»); – грубый («невежливый», «сердитый», «хмурый»); – не уважающий окружающих людей («который не слушает старших», «грубит людям», «перебивает других»).

Особо следует отметить, что дети акцентируют внимание на важности «добра» в общении с родителями. Сформированность представлений о добрых или злых людях является важным условием социальной адаптации детей и условием формирования социальных установок дошкольника, которому надо научиться находить общий язык с разными людьми.

При ответе на вопрос, касающийся самооценки ребенка, 100% детей, принимающих участие в анкетировании, назвали себя добрыми: 48% всех опрошенных дали ответ, что они «добрые, потому что готовы помогать маме и папе», отмечая этим важность семейных ценностей.

Обобщение с ровесниками и индивидуальные черты ребенка (честность, послушность и примерное поведение, щедрость и др.) оказались для опрошенных вторичными. Стоит отметить, что дошкольники достаточно легко обосновали свое представление о добре и зле, без труда соотнесли себя с одной из предложенных категорий.

2.3.Психолого-педагогические рекомендации родителям, направленные на повышение медиа-грамотности

В эмпирическом исследовании было проанализировано два родительских собрания. Все они были посвящены влиянию современных мультфильмов на психическое развитие детей дошкольного возраста.

Кратко рассмотрим два эти собрания по следующей схеме.

1. Наличие подготовительной работы и ее результативность в ходе проведения собрания.

2. Тематика родительского собрания и его назначение (психолого-педагогическое просвещение родителей).

3. Соблюдение требований к проведению родительского собрания: актуальность, соответствие целям и задачам воспитательной работы с классным коллективом и др.

4. Активность родителей в обсуждаемых вопросах.

5. Итог собрания: принятие решения и планирование работы по его выполнению.

Первое родительское собрание называлось «Влияние мультфильмов на психическое развитие детей». Данное собрание было проведено в сентябре 2019 года.

Проанализируем данное родительское собрание по предложенной выше схеме анализа.

Таблица 2.2

Анализ родительского собрания № 1

Дефиниция

Ее характеристика

Наличие подготовительной работы и ее результативность

Для подготовки к собранию классным руководителем (воспитателем) была изучена методическая литература по теме собрания, был составлен план собрания, подготовлена презентация, была проведена консультация с психологом. 

Тематика родительского собрания и его назначение

психолого-педагогическое просвещение родителей

Соблюдение требований к проведению родительского собрания

Знания, получаемые родителями на собрании, имели актуальный характер, собрание соответствовало целям и задачам воспитательной работы с классным коллективом

Активность родителей

На собрании родители проявляли активность, слушали классного руководителя, задавали ему вопросы

Итог собрания

Принятие решения родителями создавать условия для того, чтобы мультфильмы, которые смотрят дети оказывали бы на них положительное впечатление

Таким образом, данное собрание можно считать эффективным, его цели и задачи, поставленные педагогов в начале, были решены.

Проведем краткий анализ по той же схеме второго родительского собрание, которое называлось «Влияние мультфильмов на социально-коммуникативное развитие детей» и было проведено в октябре 2019 года.

Таблица 3.2

Анализ родительского собрания № 2

Дефиниция

Ее характеристика

Наличие подготовительной работы и ее результативность

Для подготовки к собранию классным руководителем была изучена методическая литература по теме собрания, был составлен план собрания, подготовлена презентация, была проведена консультация с психологом. 

Тематика родительского собрания и его назначение

Анализ результатов деятельности группы в целом, и учебно-воспитательной работы в частности

Соблюдение требований к проведению родительского собрания

Знания и общая информация об поведении и активности детей, получаемая родителями на собрании, имели актуальный характер, собрание соответствовало целям и задачам воспитательной работы с детским коллективом

Активность родителей

На собрании родители проявляли активность, слушали воспитателя, задавали ему вопросы

Итог собрания

Родители согласились, что детям нужно показывать мультфильмы с положительным примером социально-коммуникативного поведения героев

Таким образом, данное собрание достигло своей целей, а его задачи были решены, поэтому его также можно рассматривать как эффективное.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время совершенно не возможно не показывать ребенку мультфильмы, даже до 3-х лет, поэтому при просмотре мультфильмов рекомендуется соблюдать несколько правил:

1. Тщательно выбирайте мультфильмы. Лучше смотреть советские мультики, так как большинство из них очень добрые и правильные по содержанию. В таких мультфильмах за нравственную составляющую и мораль родители могут быть спокойны. Отрицательные персонажи в наших мультфильмах не вызывают чувства реального страха. Также немаловажным является тот факт, что в иностранных мультфильмах герои говорят на своем родном языке и губы у них шевелятся в соответствии с произношением данного языка. Ребенок слышит русский перевод, но видит совершенно другую картину движения губ. А в отечественных мультиках к каждому звуку подобрано соответствующее движение губ. Кроме того, персонажей озвучивают прекрасные актеры, которые выговаривают слова четко, ясно и с выразительной интонацией. Вот почему важно, чтобы еще неговорящий ребенок смотрел только мультики советского и российского производства.

2. Ограничивайте время просмотра телевизора.

3. Смотрите мультфильмы вместе с ребенком, комментируйте происходящее и обсуждайте сюжет и действия героев, задавайте вопросы, тогда ваш ребенок возьмет из мультфильмов только лучшее для своего развития [4, с. 52-54].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что цель его достигнута, а задачи получили свое разрешение.

Проанализировав результаты эмпирического исследования в целом, мы пришли к заключению, что у старших дошкольников сформированы определенные социальные установки, в которые входят этические представления о нравственных нормах, однако в реальных жизненных ситуациях дети не всегда поступают в соответствии с ними.

Исходя из этого мы предположили, что эффективным средством формирования социальных установок у дошкольников будет просмотр мультипликационных фильмов, которые, объединяя разные виды искусства, оказывают эффективное воздействие на социализацию дошкольника, влияя на его воображение и восприятие им окружающего мира. Этим, в частности, объясняется обеспокоенность педагогов, психологов, родителей качеством транслируемых детских фильмов, поскольку не все они в доступной ребенку форме отражают систему указанных выше нравственных ценностей.

Дошкольник не понимает разницу между вымыслом на экране и реальной жизнью, вместе с героями (говорящими животными, принцессами и королями, колдунами, феями, эльфами и др.) он проживает волшебный мир мультфильма, не осознавая, что художественный мир не является реальным.

В некоторых мультфильмах безнравственное поведение героев никем никак не наказывается («Губка Боб – квадратные штаны», «Гадкий Я», «Миньоны» и др.). Зачастую ребенок копирует такое поведение. «Кроме того, дети под воздействием мультфильмов придумывают соответствующие негативные и агрессивные игры. «В современных мультфильмах показывают слишком большое количество насилия, жестокости, в то время как для нормального социального развития детям не нужны сцены с кровью, драками, черепами и т.д.», – отмечает С.А. Козлова [4].

В результате в детском сознании укрепляется представление о допустимости аналогичных форм поведения в реальной жизни (жестокое отношение к домашним животным, грубость по отношению к близким и друзьям и др.). Этому часто способствует заниженная оценка многих отечественных мультфильмов советского периода («По дороге с облаками», «Мешок яблок», «Паровозик из Ромашкова», «Крошка енот», «Серая шейка», «Просто так», «Трое из Простоквашино» и др.), которые сегодня якобы морально устарели, их стилистика примитивна.

Для общества в целом характерна заниженная оценка продукции отечественного кинематографа, хотя, по мнению В.С. Мурашовой, разнообразие современных отечественных «мультфильмов довольно велико, среди них есть и очень хорошие развивающие мультфильмы, которые помогают детям учиться и познавать мир» («Семья Почемучек», «Смешарики», «Жила-была Жизнь» и др.) [5].

Следует помнить, что в период дошкольного возраста нужно ориентировать ребенка на просмотр мультфильмов, которые познакомят его с миром добра в разных его проявлениях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абраменкова В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк.- 2016. - №6. - С.28 -31.
  2. Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. / М. Аромаштам. – М.: Чистые пруды. - 2006. - 32 с.
  3. Архипова, И.Л. Развитие духовного мира ребёнка в детском саду. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 216 с.
  4. Башова М.В. Педагогика и практическая психология: учебное пособие. - Ростов-наДону.: Феникс, 2010. - 416 с.
  5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И.Божович // Под ред. Д.И. Фельдштейна М.: Издательство «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК». - 2017. - 352 с.
  6. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин.- М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 320 с.
  7. Гришеева Н.П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольника. // Нач. шк. Плюс до и после. - 2018. - №8. -С.75.
  8. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.И. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М. : Просвещение, 2014. – 24 с.
  9. Дуранов, М. Е. Педагогический процесс и педагогическая деятельность: проблемы, исследования и организация / М. Е. Дуранов. — Москва : ВЛАДОС, 2019. — 365 с.
  10. Калинина, Л.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций дошкольников: монография / Л.В. Калинина, М.И. Скоморохова – изд. 2-е, испр. и доп. – Иркутск: Изд-во ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2014. – 217 с.
  11. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. – М.: Генезис, 2015. – 220 с.
  12. Козлова А.С., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.– М.: Академия, 2016.– 416с.
  13. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – Мозаика-Синтез, 2017.
  14. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений /В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия». - 608 с., 2016.
  15. Психология дошкольника: хрестоматия / сост: Г.А.Урунтаева. - М.: Академия, 2015. - 407 с.
  16. Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2013. – 224 с.
  17. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога: издание третье. -Ростов-на-Дону.: Феникс, 2015. - 384 с.
  18. Штоляренко A.M. Физиология высшей нервной деятельности: для психологов и педагогов. - М.: ЮНИКИ, 2017. - 463 с.
  19. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эейдемиилер. - СПб. : Питер. - 2009. - 669 с.
  20. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Академия, 2012. - 256 с.
  1. Цит. по: Абраменкова В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк.- 2016. - №6. - С.28 -31.

  2. Там же.

  3. Цит. по: Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. / М. Аромаштам. – М.: Чистые пруды. - 2006. - 32 с

  4. Цит. по: Абраменкова В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк.- 2016. - №6. - С.28 -31.

  5. Цит. по: Абраменкова В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк.- 2016. - №6. - С.28 -31.

  6. Калинина, Л.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций дошкольников: монография / Л.В. Калинина, М.И. Скоморохова – изд. 2-е, испр. и доп. – Иркутск: Изд-во ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2014. – 217 с

  7. Цит. по: Абраменкова В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк.- 2016. - №6. - С.28 -31.

  8. Цит. по: Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эейдемиилер. - СПб. : Питер. - 2009. - 669 с.

  9. Цит. по: Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. / М. Аромаштам. – М.: Чистые пруды. - 2006. - 32 с

  10. Цит. по: Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. / М. Аромаштам. – М.: Чистые пруды. - 2006. - 32 с

  11. Цит. по: Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. / М. Аромаштам. – М.: Чистые пруды. - 2006. - 32 с