Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Влияние целенаправленной внеклассной работы на духовно-нравственное развитие младших школьников

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Причина выбора темы «Влияние целенаправленной внеклассной работы на духовно-нравственное развитие младших школьников» обусловлен тем, что проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения всегда была острой, а в современных реалиях приобрела особую актуальность. Огромное количество социально-экономических и политических перемен, произошедших в нашей стране, неизбежно привели к изменениям и в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В последние годы в российском обществе очень остро ощущается недостаток сознательно принятых большинством наших сограждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, в выборе жизненных ориентиров. А ведь как настоящее, так и будущее нашего общества и государства во многом определено духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием нашего культурного наследия, историко-культурных традиций, норм общественной жизни, сохранением национального достояния всех народов, населяющих Россию. Именно поэтому на современном этапе развития школьного (и не только) образования духовно-нравственное воспитание является одной из наиважнейших задач в воспитании подрастающего поколения.

Процесс духовно-нравственного воспитания может проходить как на школьных уроках, так и во внеклассной деятельности.

Таким образом, изучение темы организации духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеклассной деятельности востребовано, так как именно в младшем школьном возрасте закладываются основы духовно-нравственного воспитания.

Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах Н.В. Архангельского, Н.И. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, А.Г. Харчева, П.Н. Мальковской, И.П. Подласого, Е.Н Землянской и др., в которых, выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Цель курсовой работы – рассмотреть возможности духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе целенаправленной внеклассной работы.

В соответствии с целью, в работе поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ особенностей духовно-нравственного воспитания младших школьников;

2. Провести экспериментальное исследование по выявлению эффективности целенаправленной внеклассной работыдля духовно-нравственного воспитания младших школьников;

3. Изучить динамику уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Методы исследования:

  • изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
  • изучение опыта работы учителей начальных классов по исследуемой проблеме;
  • наблюдение, беседа.

Структура работы. Курсовая работа включает введение, основную часть, разделенную на 3 главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

1. Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников

1.1. Духовно-нравственное воспитание как направление педагогики

Духовно-нравственное воспитание – сложный, многофакторный процесс. На духовно-нравственное воспитание личности оказывает влияние и семья, и школа, и различные коллективы, с которыми человек связан в своей жизни, и среда товарищей, и средства массовой информации. Процесс духовно-нравственного воспитания включает в себя формирование нравственного сознания, нравственных устоев, поведения и волевых черт личности [2].

Нравственные чувства – это переживание человеком своего отношения к действительности, к людям, к себе. Воспитание нравственных чувств- сложная педагогическая задача. Для её решения необходимо создавать такие ситуации, которые вызывали бы эмоциональное отношение воспитанников к действительности, к людям, к своему поведению[3].

Задача всякого образования – приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного человека.

Деление культуры определяет и деление образования на его виды. Соответственно этому и педагогика как общая теория образования распадается на соответственное число отделов: теорию нравственного, научного, художественного и т.д. образования. В основе такого деления лежит, таким образом, признак целей, преследуемых образованием [12].

Философия есть наука о самих этих ценностях, их смысле составе и законах. Каждой философской дисциплине соответствует особый отдел педагогики: логике – теория научного образования (дидактика); этике – теория нравственного образования; эстетике – теория художественного образования и т.д. Нормы, устанавливаемые педагогикой, конечно, не могут основываться на одних философских дисциплинах, но предполагают так же привлечение психологического и физиологического материала.

При рассмотрении теоретических основ духовно-нравственного воспитания необходимо обратиться к определению таких основных понятий как этика, мораль, нравственность, нравственное воспитание [2].

Этика – это учение о морали и нравственности. Этика является составной частью философских учений, ориентированных на познание человека и человеческого бытия. В этике мы получаем объяснение и обоснование добра и зла, узнаем об их критериях, этика формулирует систему моральных ценностей и нравственных ориентиров [17].

Реальным источником той или иной эстетической системы является мораль общества, т.е. закрепленные в общественном сознании представления о добре и зле и вытекающие из этого требования, предъявляемые к индивиду в виде конкретных правил поведения, «норм морали» или, в более общем виде, принципов одобряемого обществом поведения. Мораль общества не является, как правило, целостной. В ней отражены интересы и опыт разных социальных групп. В то же время есть и нечто общее, отражающее многовековой опыт борьбы человечества за выживание в условиях «человеческого общежития». Не случайно так много общего в моральных предписаниях существующих ныне мировых религий, что отражает общечеловеческую сущность ряда моральных норм [18, с. 151].

В развитии и функционировании общества мораль играет роль внешнего регулятора поведения человека, ставя его в определенные социо-культурные условия, социализирующие рамки. В то же время моральный опыт (столкновение человека с моральными оценками и отношением окружающих), этические знания, соединенные с глубокой внутренней работой сознания индивида, с его чувствами, мыслями, интересами и стремлениями, наложенные на опыт жизни, стимулируют процесс нравственного становления личности.

Нравственность в отличие от морали – это внутренний регулятор поведения человека, включающий существующие у личности представления о добре и зле, ценностные, нравственные ориентиры, диктующие личности выбор не только конкретных способов действий, но и в целом жизненного пути [7, с. 41].

Нравственное переживание – неизбежный спутник нравственности. Это реакция нравственных чувств человека на его собственное поведение (которое в силу обстоятельств может противоречить нравственности) и на поступки, действия окружающих его людей [2]. Сильное нравственное переживание «голос совести» способствует нравственному становлению и развитию личности. Причем, чем дальше продвигается личность по пути нравственного совершенства, тем голос совести громче и значимее. Воспитание нравственности есть воспитание совестливых людей [5, с. 8].

Таким образом, в педагогической теории и практике понятия морального воспитания и духовно-нравственного воспитания употребляются как равнозначные. Но из приведенных выше трактовок понятий морали и нравственности вытекает их неравнозначность.

Моральное воспитание связано в первую очередь с внешними регуляторами поведения человека (отсюда апелляция к общественному мнению, общественному опыту, общественным институтам и авторитетам) и ориентирование на социально приемлемое поведение.

Духовно-нравственное воспитание основано на педагогических усилиях, направленных на формирование потребностей личности в нравственном совершенствовании, развитии эмоционально-ценностной сферы, опыта деятельности и отношений, заключающих в себе потенциал нравственного развития.

1.2. Сущность процесса «духовно-нравственное воспитание»

Понятие «духовно-нравственное воспитание» включает в себя все стороны жизни и деятельности индивидуумов. Сущность процесса духовно-нравственного воспитания – это двустороннее взаимодействие педагогов с воспитанниками, направленное на усвоение ими определенного комплекса, включающего нравственные и этические нормы, а также на последующее формирование морального сознания личности, развитие нравственных чувств и выработке навыков и привычек, составляющих нравственное поведение [20].

Нравственность – это внутренняя потребность индивидуума придерживаться моральных принципов и этических норм, принятых в обществе. По мнению Л. А. Григорович «Нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [6, с. 34].

В понятие «нравственные нормы» входит весь спектр взаимоотношений между людьми – проявление взаимной заботы, уважения, поддержки, скромность, правдивость, искренность, формирование в себе трудолюбия, тактичности, мужества. Дети со временем овладевают всей совокупностью норм и правил поведения и взаимоотношений, принятых в обществе. Усваивают тонкости способов и форм взаимодействия, отношений как между людьми, так и к природе, и лично к себе.

Одна из основных задач духовно-нравственного воспитания – это формирование его механизма, включающего представления, чувства, привычки и нормы, поведения. Отсутствие у ребенка представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», впоследствии помешает ему в общении с окружающими людьми, может стать причиной слез, капризов, негативизма в отношении к требованиям взрослых [7, с 44]. Среди взрослых нередко встречается слишком формальный подход к усвоению ребенком морально-нравственных норм, заключающийся лишь в требованиях: «не лги, не злись, не дерись, не груби и т.п., будь добрым, честным, вежливым…» [20]. Подобных требований недостаточно для пробуждения подлинных чувств.

Духовно-нравственное воспитание затрагивает три взаимосвязанные области: это моральные знания, суждения, и представления – то есть когнитивная сфера. Детьми усваиваются различные стороны общественного морального сознания, и, в первую очередь, понимание моральных требований, и критериев моральной оценки. Дети учатся добровольному следованию моральной норме, даже в тех случаях, когда ее нарушение может принести личную выгоду и ребенок уверен в своей безнаказанности [7, c. 124].

Младший школьный возраст – это крайне ответственный этап развития не только механизмов поведения и деятельности, а также становления личности ребенка в целом. На усвоение школьниками нравственных норм одновременно влияют семья, школа, ближайшее окружение [8, c. 12].

Систематическому, целенаправленному формированию высоконравственной личности способствует организованный детский коллектив. Школы проводят специальную воспитательную работу, направленную на всестороннее развитие личности. В процессе подготовки детей к будущей жизни, труду, педагоги учат их скромности, честности, принципиальности. Прививают им любовь к Родине, желание трудиться, умение проявлять чуткость и заботу по отношение к окружающим людям [2].

Таким образом, все перечисленные, и иные моральные качества характерны для нравственно воспитанных людей, без чего невозможно представить всесторонне развитую личность.

1.3. Особенности духовно-нравственного воспитания у детей младшего школьного возраста

К наступлению младшего школьного возраста происходит расширение и перестройка системы взаимоотношений детей как со взрослыми, так и со сверстниками, усложнение видов деятельности, и т.д. Совокупность нравственных навыков и привычек, основанная на осмысленном отношении ребенка к нравственному содержанию поступков, развивается и становится более прочной. Это позволяет педагогам воспитывать у детей навыки осознанного поведения, подчинённого нормам общепринятой морали и нравственности [2].

В этом возрасте у детей возникает некий переломный момент – вместо имевшего место ранее восприятия содержания какого-либо отдельного поступка они приобретают обогащенные понятия о правильном поведении. У детей формируются морально-нравственные суждения и оценки, происходит осознание общественного значения нравственных норм [13,c. 18].

Тем не менее, моральные нормы, даже те, которые ребенок отлично знает, не сразу начинают управлять его поведением. Первоначально это происходит лишь по требованию взрослых, или же в их присутствии, и легко нарушаются, когда ребенок остается один. Причем дети подобных нарушений не замечают, более того, негативно оценивая схожее поведение в целом, к себе эту оценку не применяют.

Усвоив нормы, дети, в первую очередь, начинают контролировать сверстников. Им проще увидеть и осознать присутствие и исполнение моральных норм сверстниками, а не ими самими. Стремление увериться в знании морально-нравственных норм приводит к тому, что дети начинают жаловаться взрослым на нарушение правил кем-то из ровесников. Дети, обращаясь к взрослым, желают увериться в том, что они верно понимают те или иные нормы или правила [19, c. 114]. С течением времени, оценивая ровесников, сопоставляя себя с ним, а также прислушиваясь к оценке собственных поступков со стороны взрослых, дети приобретают навыки реальной самооценки.

К возрасту 7 лет дети переходят от стихийной нравственности к осознанной, и моральные нормы для них начинают играть роль регулятора во взаимоотношениях людей. Они уже понимают, что для успешности коллективной деятельности моральные нормы следует соблюдать, и внешний контроль со стороны взрослых перестает быть таким необходимым [16, с. 81].

Сформированные нравственные нормы – это основа поведенческих мотивов, побуждающих младших школьников совершать те или другие поступки. Именно анализ мотивации поступков может позволить педагогам понять подоплеку детского поведения, выявить причины тех или иных поступков и избрать соответствующие методы воздействия.

Формирование моральных норм, усвоение нравственных чувств, приобретение привычек и мотивов поведения происходит в совокупности, чем обеспечивается нравственность воспитания школьников.

Моральное становление ребенка представляется чрезвычайно сложным и многогранным процессом, основные аспекты которого были выделены С.Г. Якобсон [22, с. 193 – 199.]:

1. Развивается потребностно-мотивационная сфера, формируются жизненные ценности, отношение к окружающим, а также мировоззрение. Потребности и мотивы человека могут быть таковы, что для их удовлетворения придется преступить законные интересы других людей, поэтому данный процесс нуждается в наличии морального контроля. Системой ценностей определено содержание того комплекса моральных проблем, которые придется решить человеку.

2. Развиваются так называемые нравственные качества личности – доброта, честность, справедливость и т.д.

3. Усваивается содержание моральных принципов, норм и требований [9, с. 32].

Важная особенность духовно-нравственного становления состоит и в том, что для того, чтобы какое-либо из нравственных качеств было сформировано, крайне важно осознание этого процесса. Поэтому в первую очередь детям необходимо дать багаж знаний, который станет основной его будущих представлений относительно сущности нравственных качеств, их необходимости, и преимуществах овладения ими.

Необходимо помнить, что ребенок должен проявить желание к овладению какими-либо морально-нравственными нормами, иметь мотив для их приобретения, что в свою очередь, формирует отношение к полученным качествам.

С усвоением детьми морально-нравственных норм связана перестройка их мотивационной сферы, начиная с  разделения всех поступков на «хорошие» или «плохие». И если дошкольники зачастую еще не умеют аргументировано объяснить свою плохую или хорошую оценку поступков литературных героев или других людей, то у младших школьников аргументация уже связана с общественным значением поступков[14, с. 142].

Формирование нравственных норм у младших школьников происходит при помощи определенных средств, среди которых следует указать следующие:

  • художественные средства;
  • природа;
  • собственная деятельность детей;
  • общение;
  • окружающая обстановка[15].

Собственно говоря, вся атмосфера, в которой живет ребенок, которая пропитана либо доброжелательностью, любовью, гуманностью либо, напротив, напротив, жестокостью, безнравственностью, может послужить средством морально-нравственного воспитания.

Огромное значение для духовно-нравственного воспитания младших школьников имеют школьные занятия, в том числе классные часы, посвященные темам нравственности[11, с. 54].

Таким образом, духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит в самых различных сферах их жизни и деятельности – это не только школа и семья, но также общество сверстников, улица. Зачастую такое влияние бывает неадекватно общепринятым требованиям морали.

Окружающая среда, в которой находится ребенок сама по себе является средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть, с ее помощью активизируется весь механизм духовно-нравственною воспитания младших школьников.

Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению уровнядуховно-нравственного воспитания младших школьников

2.1. Организация и методы исследования

Экспериментальная работа проводилась в МБОУ СОШ ************.

Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ ****** разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы [1], на основе анализа деятельности образовательного учреждения и с учетом возможностей, предоставляемых учебно-методическими комплектами, используемыми в МБОУ ООШ ****. Реализуемая программа: УМК «Школа 2100»;

Экспериментальный 1 «А» класс (24 учащихся) (ЭК), контрольный 1 «Б» (24 учащихся) (КК). Всего: 48 учеников.

На констатирующем этапе эксперимента был выявлен уровень духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Для определения уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников были подобраны анкеты для педагогов, родителей, разработаны оценочные характеристики к педагогическому наблюдению, позволяющие оценить по критериям (показателям и уровням) и проверить их эффективность на практике.

Цeль кoнстaтиpующего этапа экспeрисследования – изучeниe и раскрытие уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников.

В ходе констатирующего этапа эксперимента были использованы следующие методы:

  • изучениe психолoгo-педагогических характеристик младших школьников;
  • наблюдения в разнообразных видах деятельности;
  • беседы с детьми и педагогами.

Для диагностики сформированности нравственных качеств младших школьников нами была взята за основу диагностическая таблица (по М.И. Шиловой) [21]. В данной таблице отражены показатели и признаки разных уровней сформированности выделенного нами комплекса духовно-нравственных качеств (см. приложение 1).

Диагностическая таблица уровней нравственной воспитанности (УНВ) отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:

  • отношение к обществу, патриотизм;
  • отношение к умственному труду;
  • отношение к физическому труду;
  • отношение к людям (проявление нравственных качеств личности);
  • саморегуляция личности (самодисциплина).

По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:

Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.

Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.

Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.

Таким образом формируется оценка духовно-нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом духовно-нравственного воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами [21].

По примеру М.И.Шиловой, мы разработали характеристики для определения уровней духовно-нравственного воспитания. Также соотнесли уровни воспитанности с проявлениями оцениваемыми нами качествами, такие как:

  • высокий уровень – яркое проявление определенного нравственного качества;
  • средний уровень – проявление нравственного качества;
  • низкий уровень – слабое проявление нравственного качества;
  • очень низкий уровень – не проявление нравственного качества.

Суммируя показатели нравственных качеств в комплексе, получаем определенный уровень духовно-нравственного воспитания. В нашем понимании уровень духовно-нравственного воспитания – это набор нравственных качеств с присущими им степенями выраженности и проявлениями. В личности младшего школьника рассматривается, насколько ярко проявляется то или иное нравственное качество, их совокупность определяет общий показатель уровня духовно-нравственного воспитания [4, с. 84].

2.2. Выявление уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников

При изучении духовно-нравственного воспитания младших школьников мы составили индивидуальные характеристики, где отразили типичные проявления учащихся, показывающие уровень духовно-нравственного воспитания. Также использовали комплексное исследование, включающее в себя: беседу с учащимися; изучение мнения педагогов; анализ ответов родителей на вопросы анкеты; наблюдение за практической деятельностью учащихся.

Используя полученные результаты на основе анкетирования по установлению уровня духовно-нравственного воспитания на констатирующем этапе, мы представили в виде таблицы и диаграммы распределение уровней относительно каждой группы. Представленные данные показывают реальную картину состояния духовно-нравственного воспитания среди младших школьников (см. таблицу 1).

Таблица 1 – Уровень духовно-нравственного воспитания младших школьников (констатирующий этап)

Уровень нравственного воспитания

ЭК

КК

К-во (чел.)

%

К-во (чел.)

%

высокий уровень

1

4

2

8

средний уровень

9

38

10

42

низкий уровень

10

42

10

42

очень низкий уровень

4

16

2

8

Рис.1. Результаты исследования уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников (констатирующий этап)

Как видно на диаграмме общего распределения уровней духовно-нравственного воспитания у учащихся, большая часть (42%) школьников из ЭК и КК имеет низкий уровень, что характеризует на сегодняшний день ситуацию в воспитании школьников. Далее по убыванию 38% школьников из ЭК и 42% из КК имеют средний уровень духовно-нравственного воспитания, что говорит о недостаточном воспитательном воздействии. Высокий уровень духовно-нравственного воспитания имеют 4% и 8% учащихся ЭК и КК соответственно. Их можно отнести к малочисленной группе семей заботящихся о воспитании младших школьников в целом. В отношении детей с очень низким уровнем духовно-нравственного воспитания выделено 16% из ЭК и 8% из КК. Можно, предположить, о неблагоприятной ситуации в окружении этих учащихся. Вычислив, и посмотрев картину состояния уровней духовно-нравственного воспитания у младших школьников, можно судить о необходимости принятия дополнительных способов изменения и совершенствования духовно-нравственного воспитания младших школьников [21].

Следующее действие – изучение практического использования различных средств духовно-нравственного воспитания младших школьников педагогами. Для них мы составили небольшую анкету, с вопросами (см. приложение 2). Ответы респондентов распределились следующим образом (см. рисунок 2).

Рис. 2. Процентное соотношение ответов опроса педагогов

Анализ ответов педагогов показал, что в настоящее время необходима целенаправленная работа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников, и многие педагоги колебались в ответе на поставленные вопросы. Участники опроса осознают воспитательные возможности различных средств духовно-нравственного воспитания, но недостаточно используют в своей работе с младшими школьниками. Многих воспитателей не устраивают существующие программы и разработки.

Обеспечение духовно-нравственного воспитания младших школьников зависит от научно-педагогического мастерства педагога, умение оказывать влияние на учащихся и их поступки, собственного примера в вопросах нравственности [10].

Полученные результаты позволяют нам заметить и обозначить трудности педагогов в работе по духовно-нравственному воспитанию младших школьников:

  • недостаточное овладение методикой работы с различными средствами духовно-нравственного воспитания;
  • затруднение в выборе направленности, содержания и формы материала и методов работы с ним;
  • отсутствие подведений итогов и выводов в беседе по проведенным занятиям, соответственно младшие школьники не в состоянии сделать этот вывод из прослушанного материала;
  • в работе с применением различных средств духовно-нравственного воспитания необходимо не только вербально выделить нравственную ситуацию, но и создавать мероприятия побуждающие учащихся к нравственному поведению;
  • неспособность педагога в полной мере использовать интонацию, средства эмоциональной выразительности.

Личный опыт и наработки педагога существенно влияют на характер и методы воспитания. В своей педагогической деятельности большинство целенаправленно составляют подборку литературы, в своей повседневной работе педагоги неоднократно обращаются к персонажам или литературным сюжетам при осуществлении образовательной деятельности. Отмечено, что есть педагоги, которым недоступны методические пособия по тем или иным причинам. Но даже те педагоги, которым, доступны методические пособия, не всегда используют их. В общении с младшими школьниками педагогами постоянно используются различные мероприятия по духовно-нравственному воспитанию, воспитательный процесс вызывает необходимость обращения к нравственным качествам. Самый распространенный метод при акцентировании различных нравственных качеств является беседа, но значительная часть педагогов не уделяет этому должного внимания, у некоторых педагогов это вызывает затруднения [10].

Полученные результаты говорят о том, что педагоги в формировании нравственных основ не достаточно используют потенциал различных средств духовно-нравственного воспитания.

Для родителей также была представлена мини анкета с вопросами (см. приложение 2).

Ответы респондентов распределились следующим образом (см. рисунок 3).

Рис. 3. Процентное соотношение ответов опроса родителей

Проведенный нами опрос позволил сделать вывод о том, что осознанность родителей в воспитательной роли различных средств духовно-нравственного воспитания для младших школьников достаточно высока. Вместе с этим для родителей представляется сложным применять различные методы работы в духовно-нравственном воспитании своих детей. Выявлено, что лишь малая часть родителей каждый день читают детям книги, остальные вообще ничего не читают. Во многих семьях существуют большие библиотеки, но не всегда они наполнены детской литературой. Также мало распространена традиция совместного чтения. Детские игры раньше основывались на сюжетах детской литературы и сказок, на сегодняшний день дети увлечены новыми сомнительными персонажами современных произведений [9, с. 191].

В связи с этим мы считаем, что педагоги и родители нуждаются в оказании помощи для изучения различных средств духовно-нравственного воспитания. Обучение родителей способам воспитания нравственной личности может быть организовано путем консультаций психологов, семинаров, родительских собраний, взаимодействие и привлечение родителей в образовательный процесс.

Также нам было интересно и полезно узнать в какой форме родители предпочитают работать с различными средствами духовно-нравственного воспитания младших школьников. Мы провели опрос, были получены результаты:

  • родители показывают фильмы и мультфильмы с нравственным подтекстом;
  • родители слушают с детьми аудиозаписи;
  • совместно читают/рассматривают иллюстрации;
  • читают литературные произведения;
  • применяют игровые формы (сюжетные игры, мини-инсценировки);
  • ребенок читает и/или рассматривает картинки самостоятельно;

По результатам мы составили гистограмму наиболее популярных ответов (см. рисунок 4).

Рис. 4. Наиболее популярные способы духовно-нравственного воспитания среди родителей

Ответы родителей характеризуют на сегодняшний день изменения, произошедшие в последнее время в обществе. Развитие научно-технического прогресса, приспособление человека к новому образу жизни, высокая скорость получения информации, утрата традиций и перекладывание воспитательного процесса младших школьников на школу приводит к тому, что утрачивается значение родительского духовно-нравственного воспитания [2].

Как видно на диаграмме родители предпочитают показывать детям мультфильмы, в наши дни это особенно распространено в связи с развитием новых технологий мультимедийной техники. Во-первых это удобно, во вторых у каждого родителя есть персональный компьютер, ноутбук, смартфон, планшетный компьютер, которые они используют в помощь в воспитании детей. Из-за занятости родителям проще включить мультфильм или фильм на мультимедийном устройстве, а самим посвятить свободное время на работу или быт. Данный факт можно рассматривать как с положительной, так и с отрицательной точки зрения. Хорошо если ребенку предлагаются красивые грамотно подобранные фильмы и мультфильмы хорошего качества, и после просмотра родители с детьми обсуждают и разговаривают на тему, затрагиваемую в произведении [13].

Но зачастую в реальности ребенку предлагаются не самые подходящие мультфильмы, также нет ограничения по времени просмотра, ребенок смотрит одно произведение за другим, не вникая в смысл и не получает от просмотра полезного урока. Новые технологии входят в нашу жизнь и должны приносить пользу, но для этого надо очень серьезно отнестись к отбору произведений, самому процессу просмотра, извлечению урока. Необходимо разговаривать с ребенком, уметь слушать и разъяснять непонятные слова и обороты, встречающиеся в просмотренных фильмах.

Использование аудиозаписей также весьма часто используется родителями в воспитании детей. Учитывая то, что существует множество качественно и талантливо озвученных произведений, нужно использовать с выгодой для воспитания, приучать ребенка слушать и слышать.

Польза этой формы передачи произведений хорошо отразилась в нынешнем времени, когда предыдущее поколение слушало виниловые пластинки. Сейчас же существуют компактные плееры, при помощи их можно слушать произведения в дороге, в ожидании, на прогулке, при занятии спортом, а также при занятии творческой деятельностью, что мы часто наблюдаем в различных кружках и секциях. Главное – это грамотно подобранное содержание и извлечение урока при помощи родителей или педагога.

Совместное чтение художественных произведений и рассматривание иллюстраций – наиболее благоприятная форма воспитания и общения с детьми. Учитывая низкое значение данного показателя, можно судить о том, что все меньше и меньше родителей читают со своими детьми. Хотя заметна тенденция к увеличению семей, читающих вместе с детьми. Данная форма является семейной традицией, а также есть сознательные родители, которые целенаправленно составляют библиотеки для совместного чтения. Очень часто получается, что совместное чтение происходит перед сном, это единственное свободное время для общения с ребенком [15]. Многие родители не могут посвящать много времени для воспитания, не говоря уже о нравственных качествах. Но даже короткие беседы после прочтения литературных произведений приносят больше пользы, чем декларирование нравственных норм. Замечательно когда, родители используют книги хорошего качества с красивыми иллюстрациями. Очень важно чтобы книга вызывала чувства для обсуждения, чему способствуют иллюстрации.

Также есть родители, просто читающие текст, они обычно ограничиваются прочтением литературных произведений на ночь. Ребенок засыпает, и воспитательная роль чтения сводится к минимуму. Часть родителей на следующий день проговаривают и обсуждают прочитанную книгу, что приносит пользу. А остальные родители не видят смысла в беседе по литературному произведению. Встречаются родители, которые и в другое время читают детям, но считают, что достаточно распечатать или прочитать текст с мультимедийного устройства. Показатели данной формы работы с ребенком очень низкие.

Еще реже встречаются родители, которые используют рассказывание литературных произведений в игровой форме, замечено, что такие родители ко всему подходят с творчеством. Можно судить о том, что данная форма и ее реализация являются обычно образом жизни мамы, у которой много свободного времени, что на сегодняшний день очень редко, о чем свидетельствует низкий показатель [15].

Существуют также родители, дети которых сами пытаются читать и/или рассматривать картинки. Родители считают достижением, когда ребенок самостоятельно читает, что похвально.

Но в данной форме использования литературных произведений отсутствует смысл в воспитании нравственных качеств у младших школьников. Родители не понимают, какая нагрузка ложится на ребенка, и их задача – помочь ребенку не только прочесть, а также разъяснить непонятные выражения и смысл книги. При повторном прочтении литературного произведения ребенком польза оказанная родителями принесет положительный результат. Если ребенок самостоятельно, без участия, родителей пытается читать и ему не оказывается помощь, можно судить о недостаточном благополучии данной семьи.

Таким образом, проведя констатирующий этап эксперимента, мы выяснили, что у экспериментальной и контрольной группы преобладают средний и низкий уровни духовно-нравственного воспитания, данные уровни позволяют их использовать для совершенствования и развития, с целью перехода на более высокие уровни воспитанности. Опрос педагогов и родителей, показывает, что существуют проблемы взаимодействия школы, педагогов с родителями и родителей с детьми в области духовно-нравственного воспитания.

3. Исследование влияния целенаправленной внеклассной работы на духовно-нравственное развитие младших школьников

3.1. Разработка и апробация цикла внеклассных занятий на нравственную тематику в начальной школе

В рамках данной курсовой работы был разработан цикл из 12-ти занятий, направленных на духовно-нравственное воспитание младших школьников. Занятия проводились в экспериментальном классе. В контрольном классе учащиеся занимались по обычной программе.

Тематика занятий, направленных на духовно-нравственное воспитание младших школьников:

Занятие №1

Тема: «Дружба начинается с улыбки»

Цели и задачи:

  • развивать коммуникативные способности школьников, умение общаться в коллективе;
  • воспитывать духовно-нравственные ценности, уважение девочек к мальчикам, мальчиков к девочкам, детей к взрослым.

Занятие №2

Тема: «Хотим быть…» (дискуссия)

Цели и задачи:

  • сформировать желаемый образ классного коллектива и жизнедеятельности в нем;
  • научить детей правилам ведения дискуссии, умению кратко говорить и выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.

Занятие №3

Тема: «Изумрудный город»

Цели и задачи:

  • воспитать этические нормы поведения, нравственные качества личности;
  • дать возможность группам продемонстрировать себя как коллектив (сплоченность, организованность, умение сработаться);
  • увидеть творческие возможности групп;
  • создать положительный эмоциональный настрой на дальнейшую работу.

Занятие №4

Тема: «Образ русской женщины»

Цели и задачи:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям России;
  • знакомство учащихся с образом русской женщины, созданным в литературе, изобразительном искусстве, в музыке, а также с ролью костюма в облике человека;
  • знакомство учащихся с новыми словами: «этнография», «исторический музей», названиями элементов старинной одежды, отсутствующих в современном костюме.

Занятие № 5

Тема: « Как себя вести» (практикум по культуре поведения)

Цели и задачи:

  • развивать умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета;
  • усвоить основные правила поведения в театре, транспорте, в гостях.

Занятие № 6

Тема: «Правила, обязательные для всех» (беседа-диалог)

Цели и задачи:

  • развивать этические нормы поведения в обществе;
  • воспитывать культуру речи, поведения в общественных местах; уважения к личности.

Занятие № 7

Тема: «Честен тот, кто работает на совесть» (беседа-диалог)

Цели и задачи:

  • воспитывать этические качества личности учащихся;
  • способствовать осознанию детьми такой важной нравственной категории, как честность, верность слову и обещаниям.

Занятие № 8

Тема: «Твори добро»

Цели и задачи:

  • способствовать формированию духовно-нравственных качеств;
  • развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи;
  • воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям.

Занятие № 9

Тема: «Как учиться «вежеству» (беседа-диалог)

Цели и задачи:

  • учить школьников самонаблюдению, самооценке, умению считаться с мнением других;
  • прививать этические нормы поведения в обществе и общения между людьми.

Занятие № 10

Тема: «Загляните в мамины глаза» (беседа – диалог)

Цели и задачи:

  • воспитание чуткого, отзывчивого, доброго отношения к женщине-матери;
  • прививать потребность в вежливом отношении к девочкам, девушкам, женщинам, бабушкам.

Занятие № 11

Тема: «Моя дружная семья!»

Цели и задачи:

  • расширить представления детей о семье, ее обязанностях, традициях, реликвиях;
  • предоставить возможность реализовать свои творческие способности;
  • воспитывать ценностные отношения к семье, гордости за свою семью; сплочение классного коллектива.

Занятие № 12

Тема: «Учиться надо веселее, чтоб хорошо жилось» (беседа – диалог)

Цели и задачи:

  • учить детей улыбке и смеху, их своевременности;
  • воспитывать этические нормы поведения в обществе, уместное применение смеха в компании.

В качестве примера представим подробно ход занятия на тему «Моя дружная семья!».

Цель: дать понятие о семье, её значимости в жизни.

Задачи:

1. Расширить представления детей о семье, ее обязанностях, традициях, реликвиях.

2. Предоставить возможность реализовать свои творческие способности.

3.Воспитывать ценностные отношения к семье, гордости за свою семью; сплочение классного коллектива.

Оформление: выставка семейных фотографий, рисунков «Моя семья», плакаты: «Семья в куче – не страшна туча», «Дом вести – не рукавом трясти», «Не нужен клад, когда в семье лад», «Когда семья вместе, так и душа на месте»

Ход занятия

Учитель. Ребята, сегодня мы поговорим о самом родном, светлом… (дети хором – семья)

Учитель. Правильно. Мы поговорим о семье. У каждого человека есть свой дом. Слова «Отчий дом», «Семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья – это великий дар. Посмотрите на нашу фотовыставку, какие замечательные, дружные семьи. Вы расскажите о своей семье?

Рассказ ребенка о своей семье (увлечение, место работы родителей, о братьях и сестрах, о бабушках и дедушках)

Учитель.

Семья – это то, что мы делим на всех

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

Раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Семья на Руси были большие и дружные. Жили весело, уважали старость, оберегали младость.

СЕМЬЯ МАМА МИР ДОМ

  • Посмотрите, какие добрые, светлые, родные слова написаны на доске. Когда мы их говори и на душе становится теплее и радостнее. Дополните список этих слов (папа, родители, родительская любовь и др.)
  • Про эти самые добрые, светлые слова написано много стихотворений, песен. Стихотворение Л.Николаенко «Доброта»: прочитает (называет ученика).

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда спросишь ты,

В доме столько доброты.

Приживаются цветы,

Рыбки, ежики, птенцы?

Я тебе отвечу прямо:

Это – мама, мама, мама!

  • А эта веселая песенка про папу. Послушаем?

Звучит песня М.Танича и В. Шаинского «Песенка про папу»

  • Мама и папа – самые светлые люди на Земле. Родительская любовь согревает душу ребенка, наполняет ее радужным светом, защищает в трудные минуты.

Родители дают жизнь, заботятся и берегут своих детей от невзгод, делают все для того, чтобы жизнь детей была счастливой. Твои родители – самые близкие тебе люди. Люби и береги их!

В конце урока – красочная презентация фотографий из семейных альбомов!

Таким образом, целенаправленная внеклассная работа помогает решать образовательные задачи, направленные на присоединение детей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям, а воспитательный потенциал позволяет объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе единой цели, социокультурных ценностей и технологий эффективного обучения.

После проведения представленных занятий с учащимися экспериментального класса, нами была проведена повторная диагностика уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников.

3.2. Динамика уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников

После проведения контрольного этапа исследования уровня духовно-нравственного воспитания, мы также представили полученные данные в виде таблицы и диаграммы распределение уровней относительно каждой группы. Представленные данные показывают динамику состояния духовно-нравственного воспитания среди младших школьников (см. таблицу 2 и рисунок 5).

Таблица 2 – Уровень духовно-нравственного воспитания младших школьников (контрольный этап)

Уровень нравственного воспитания

ЭК

КК

К-во (чел.)

%

К-во (чел.)

%

высокий уровень

9

37

4

16

средний уровень

10

42

11

46

низкий уровень

5

21

8

34

очень низкий уровень

0

0

1

4

Рис. 5. Результаты исследования уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников (контрольный этап)

Как видно на диаграмме общего распределения уровней духовно-нравственного воспитания у учащихся, большая часть (42% и 46%) школьников из ЭК и КК соответственно имеют на данном этапе средний уровень духовно-нравственного воспитания. 37% школьников из ЭК на контрольном этапе показали высокий уровень духовно-нравственного воспитания, что на 32% выше, чем в начале эксперимента. Из КК только 16% младших школьников имеют высокий уровень духовно-нравственного воспитания, что говорит о недостаточном воспитательном воздействии. Низкий уровень духовно-нравственного воспитания имеют 21% и 34% учащихся ЭК и КК соответственно. В отношении детей с очень низким уровнем духовно-нравственного воспитания – в ЭК на контрольном этапе исследования таких детей не выявлено, а в КК их число составило 4%.

Выявленная картина состояния уровней духовно-нравственного воспитания у младших школьников, позволяет судить б эффективности проведенных в ЭК мероприятий, способствующих духовно-нравственному воспитанию младших школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проделанной работы нами были сделаны следующие выводы.

Духовно-нравственное воспитание основано на педагогических усилиях, направленных на формирование потребностей личности в нравственном совершенствовании, развитии эмоционально-ценностной сферы, опыта деятельности и отношений, заключающих в себе потенциал нравственного развития.

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит в самых различных сферах их жизни и деятельности – это не только школа и семья, но также общество сверстников, улица. Зачастую такое влияние бывает неадекватно общепринятым требованиям морали.

Окружающая среда, в которой находится ребенок сама по себе является средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть, с ее помощью активизируется весь механизм духовно-нравственною воспитания, что, соответственно, влияет на формирование нравственных норм школьников.

Вовторой главе курсовой работы нами было проведено экспериментальное исследование по выявлению уровнядуховно-нравственного воспитания младших школьников. На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что большая часть (42%) школьников из ЭК и КК имеет низкий уровень, что характеризует на сегодняшний день ситуацию в воспитании школьников. Далее по убыванию 38% школьников из ЭК и 42% из КК имеют средний уровень духовно-нравственного воспитания, что говорит о недостаточном воспитательном воздействии. Высокий уровень духовно-нравственного воспитания имеют 4% и 8% учащихся ЭК и КК соответственно. Их можно отнести к малочисленной группе семей заботящихся о воспитании младших школьников в целом. В отношении детей с очень низким уровнем духовно-нравственного воспитания выделено 16% из ЭК и 8% из КК. Можно, предположить, о неблагоприятной ситуации в окружении этих учащихся. Вычислив, и посмотрев картину состояния уровней духовно-нравственного воспитания у младших школьников, можно судить о необходимости принятия дополнительных способов изменения и совершенствования духовно-нравственного воспитания младших школьников.

В третьей главе курсовой работы нами было проведено исследование по выявлению эффективности целенаправленной внеклассной работы для духовно-нравственного воспитания младших школьников.

В рамках данной курсовой работы был разработан цикл из 12-ти занятий, направленных на духовно-нравственное воспитание младших школьников. Занятия проводились в экспериментальном классе. В контрольном классе учащиеся занимались по обычной программе.

После проведения представленных занятий с учащимися экспериментального класса, нами была проведена повторная диагностика уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников.

На контрольном этапе эксперимента было выявлено, что большая часть (42% и 46%) школьников из ЭК и КК соответственно имеют на данном этапе средний уровень духовно-нравственного воспитания. 37% школьников из ЭК на контрольном этапе показали высокий уровень духовно-нравственного воспитания, что на 32% выше, чем в начале эксперимента. Из КК только 16% младших школьников имеют высокий уровень духовно-нравственного воспитания, что говорит о недостаточном воспитательном воздействии. Низкий уровень духовно-нравственного воспитания имеют 21% и 34% учащихся ЭК и КК соответственно. В отношении детей с очень низким уровнем духовно-нравственного воспитания – в ЭК на контрольном этапе исследования таких детей не выявлено, а в КК их число составило 4%.

Выявленная картина состояния уровней духовно-нравственного воспитания у младших школьников, позволяет судить б эффективности проведенных в ЭК мероприятий, способствующих духовно-нравственному воспитанию младших школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ (Дата обращения 24.05.2019)
  2. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. – 2005. – № 11. – С. 68 – 71.
  3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1979. – 534 с.
  4. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. − М.: Педагогика, 2010. – 102 с.
  5. Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: учеб. пособие. – Р-на-Д.: РГПИ, 1986. – 361 с.
  6. Григорович Л.А. , Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология : учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 480 с.
  7. Духовно-нравственное воспитание учащихся в современных социокультурных условиях: учебно-методическое пособие / под ред. Матвеева Н.С., Гудкова Т.В., Алтыникова Н.В. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 99 с.
  8. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 507 с.
  9. Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. − М.: Просвещение, 2009. − 213 с.
  10. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. А–а. − М.: Просвещение, 2011. – 296 с.
  11. Колдунов Я.И. Нравственное воспитание личности школьника. − М.: Просвещение, 2007. – 197 с.
  12. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков и др. ― М.: Просвещение, 2009. – 29 с. – (Стандарты второго поколения).
  13. Косачева И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: АРКТИ, 2012. – 62 с.
  14. Матвеева Л.И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. – СПб.: Питер, 2011. – 320 с.
  15. Никитина Н.Н. Приемы активизации нравственного развития школьников // Классный руководитель. − 2009. − №4. − С. 49-70.
  16. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание детей. − М.: Просвещение, 2006. − 179 с.
  17. Селиванов В.В. Онтогенез психического как развитие субъекта // Личность и бытие: субъектный подход. Материалы научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения чл.-корр. РАН А.В. Брушлинского, 15–16 октября 2008 г. / отв. ред. А.Л. Журавлев, В.В. Знаков, З.И. Рябикина. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 608 с. – С.73-76.
  18. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с.
  19. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника. – СПб.: Питер, 2010. – 266 с.
  20. Трошин П.Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи // Молодой ученый. – 2016. – №8. – С. 884 – 887.
  21. Шилова М. И. Учителю о воспитанности школьников. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.
  22. Якобсон С. Г. Проблемы этического развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. – СПб.: Питер, 2009. – 560 с.

Приложение 1

Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности

Основные отношения
Показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)

Отношение к обществу

1. Патриотизм

1. Отношение к родной природе

3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;

2 - любит и бережет природу;

1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;

0 - природу не ценит и не бережет.

2. Гордость за свою страну

3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;

2 - интересуется историческим прошлым;

1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;

0 - не интересуется историческим прошлым.

3. Служение своими силами

3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;

2 - находит дела на службу малому Отечеству;

1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;

0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе

3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других

2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;

1 - в делах класса участвует при побуждении;

0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

Отношение к умственному труду

2. Любознательность

5. Познавательная активность

3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;

2 - сам много читает;

1 - читает при побуждении взрослых, учителей

0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует

6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;

2 - стремится учиться как можно лучше

1 - учиться при наличии контроля;

0 - плохо учится даже при наличии контроля

7. Саморазвитие

3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;

2 - есть любимое полезное увлечение;

1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;

0 - во внеурочной деятельности не участвует.

8. Организованность в учении

3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;

2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно

1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;

0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет

Отношение к физическому труду

3. Трудолюбие

9. Инициативность и творчество в труде

3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;

2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;

1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;

0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.

10. Самостоятельность

3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;

2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;

1 - трудится при наличии контроля;

0 - участия в труде не принимает

11. Бережное отношение к результатам труда

3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;

2 - бережет личное и общественное имущество;

1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;

0 - небрежлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

12. Осознание значимости труда

3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;

2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;

1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;

0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям

4. Доброта и отзывчивость

13. Уважительное отношение к старшим

3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;

2 - уважает старших;

1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;

0 - не уважает старших, допускает грубость.

14. Дружелюбное отношение к сверстникам

3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;

2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;

1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;

0 - груб и эгоистичен

15. Милосердие

3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;

2 - сочувствует и помогает слабым, больным;

1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля

0 - неотзывчив, иногда жесток

16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других

2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;

1 - не всегда честен;

0 - нечестен

Отношение к себе

5. Самодисциплина

17.  Самообладание и сила воли

3 - проявляет  самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других;

2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей;

1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;

0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.

18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;

2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;

1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;

0 - нормы и правила не соблюдает

19. Организованность и пунктуальность

3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;

2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;

1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;

0 - начатые дела не выполняет

20. Требовательность к себе

3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

Приложение 2

Анкета для педагогов:

  1. Считаете ли Вы, что сюжетно-ролевые игры и чтение сказок способствует нравственному воспитанию ребенка?
  2. Используете ли Вы сюжетно-ролевые игры в своей работе по нравственному воспитанию?
  3. Как часто вы используете форму игры в работе с детьми?
  4. В каких воспитательных моментах используется детская книга?
  5. В какой форме используется книга?
  6. В какой форме проходит чтение?
  7. Используете ли вы компьютер или другую технику при чтении/показе фильмов (мультфильмов)?
  8. Используете ли аудиозаписи детских литературных произведений?
  9. Показываете ли вы мультфильмы?
  10. Есть ли в классе детские книги?

Анкета для родителей:

  1. Считаете ли Вы, что сказка способствует нравственному воспитанию ребенка?
  2. Используете ли Вы книги в воспитании?
  3. Часто ли Вы читаете книги с ребенком?
  4. Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанное?
  5. Есть ли у вас дома библиотека?
  6. Есть у вас дома детские книги?
  7. В какой форме проходит чтение?
  8. Используете ли вы компьютер или другую технику при чтении/показе фильмов (мультфильмов)?
  9. Используете ли аудиозаписи детских литературных произведений?
  10. Смотрите ли вы мультфильмы с ребенком?