Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Воспитание и индивидуальные особенности личности (Система форм и методы воспитания)

Содержание:

Введение

Актуальность темы. Основной проблемой и одновременно задачей любой страны является формирование интеллектуально-образовательного потенциала через все уровни учебно-воспитательных заведений, особенно на завершающем этапе в высших учебных заведениях. Поэтому одним из самых важных направлений государственной политики в сфере обучения является создание современной эффективной системы образования с формированием и подготовкой высококвалифицированных кадров для удовлетворения социально-экономических, политических, культурных и других потребностей общества.

Несмотря на то, что формирование гармонично развитой личности должно быть на первом плане в учебно-воспитательном процессе и становления человека является наиболее сложной и ответственной задачей для общества в целом, эта миссия доверяется не всегда высококвалифицированным специалистам.

Такая ситуация довольно опасной для будущего развития индивидуальности, поскольку потеря человеческого побуждает к потере значительно выше - нравственного, высоко духовной.

Становление гармонично развитой личности - это сложный, длительный психофизиологический процесс, и не каждому под силу, а возможно, и не дано природой выполнения такой важной задачи.

Каждое государство сильно своим народом, обществом, а общество состоит из маленьких «сот», которые мы называем семья. Ведь сотая — это капля меда, а мед — это здоровье, благополучие, богатство, процветание. Поэтому семья должна быть такой же, тогда государство, в котором мы живем тоже будет прочной.

Семья, в свою очередь, дает жизнь новым поколениям, рождая, воспитывая, обучая и развивая детей. Под воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного, систематического формирования личности, обусловленный законами общественного развития, действием многих объективных и субъективных факторов. В широком смысле воспитание - это совокупность воздействий на психику человека, направленных на подготовку ее к активному участию в производственной, общественной и культурной жизни общества. В узком смысле воспитание - это планомерное влияние родителей и учебных заведений.

Различные аспекты, соприкасающиеся с темой исследования, нашли отражение в работах Богомолова С.Н., Ващенко Г., Вишневский А. И., Горынцева О.С., Загвязинский В. И., Маленкова Л.И., Мудрик А.В., Пальчевский С.С., Ряписов Н.А., Сманцер А.П., Степанов А. Н., Шевнюк А. Л., Ягупов В. В.

Цель работы заключается в определении роли воспитания и индивидуальных особенностей личности.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть воспитательные идеалы российской системы воспитания;
  • Изучить идеалы воспитания в период античности и средневековья;
  • Описать формы и методы воспитания;
  • Изучить понятие об индивидуальности, развитие и формирование индивидуальности;
  • Рассмотреть формирование индивидуальности личности посредством воспитания;
  • Охарактеризовать роль воспитания в развитии индивидуальности личности;
  • Проанализировать роль наследственности, среды и воспитания в развитии индивидуальности.

Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Система форм и методы воспитания

1.1. Воспитательные идеалы российской системы воспитания

Вопрос по воспитанию всегда интересовал человечество. Одной из вечных проблем педагогики было повышение эффективности целенаправленного воспитательного воздействия на человека. Каждая эпоха как довольно длительный промежуток исторического времени имеет свои признаки, одной из которых есть идеи демократизации и гуманизации воспитательного процесса. «Главная задача человека, - говорил в прошлом веке немецкий психолог Э. Фромм, - дать жизнь самому себе, стать тем, чем она является потенциально. Важнейший плод ее усилий - ее собственная личность». Однако подобные позиции легко понимать в зрелые годы, когда за спиной уже пройдены длинные, тяжелые и нередко ложные дороги. А когда ты юн и только собираешься ступать на свою дорогу? Или же легко взять ответственность за нее на свои еще не окрепшие плечи?

«Все люди нуждаются в помощи и зависят друг от друга, - отвечал на подобные вопросы немецкий ученый. - Человеческая солидарность - это необходимое условие раскрытия любой единичной индивидуальности» [7]. Традиционное понимание понятия «воспитание», как утверждает, А. Вишневский, содержит элемент власти над человеком [3].

Если рассматривать процесс воспитания как систему, которая состоит из соответствия объединенных элементов, образующих системное свойство, то, с одной стороны, воспитательный идеал может выступать как системообразующий фактор, а с другой - как мысленный образ результата действия этой системы.

Слово «идеал» греческого происхождения и означает «вид, образ, прототип, представления, понятия». Идеал — представление о наивысшее совершенство, которая как образец, норма и высшая цель определяет определенный способ и характер действия человека [12].

Великий русский писатель Л. Толстой подчеркивал: идеал — ведущая звезда, без которой нет твердого направления, а нет направления - нет жизни. Каждый народ, - считал К. Ушинский, - имеет свой особый идеал человека в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается его развитием [11].

Воспитательные идеалы - это важнейшие компоненты духовности каждой личности и всего народа. Идеалы являются высшим достижением национального духа. В народном сознании человек-идеал - это тот, кто имеет крепкое здоровье, красивое тело, стройную осанку, глубокий мир национальной духовности, активно участвует в общественной, политической и культурной жизни государства [12].

Во все времена воспитательный идеал наполнялся своим конкретно-историческим содержанием, особенности которого подробно проанализированы Г. Ващенко в его труде «Воспитательный идеал». Он предусматривал воспитание «волевого, характеристического человека», используя понятие педагогической антропологии, создав образ человека действенной, активной, возникшей. Г. Ващенко не сводил образ человека только к свободе и характера, его картина человека охватывает различные черты: нравственность, принципиальность, мужество, честность, гуманность, религиозность, патриотизм, дисциплинированность, жизнерадостность, оптимистичность, решительность, стойкость, настойчивость, сдержанность и т. д. [1].

Г. Ващенко представляет представление о человеке, которое опирается на доминанту культурных ценностей. Исходным его пунктом является идеал глубоко религиозного человека, что нашла свой путь к Богу. Неслучайно Христос в произведениях Г. Ващенко предстает как «самая высокая Правда», что выражает морально-политический и культурно-образовательный идеал российского человека. Он признается общенародным учителем, носителем мировой мудрости, попечителем набожных хозяев, образцом героизма, защитником обиженных, покровителем вдов и немощных, любящим сыном. Христос - это также слово, которое объединяет русских рыцарей и вдохновляет на борьбу против поработителей Отечества [4, с. 157].

Российская система воспитания имеет устойчивые традиции формирования у детей и молодежи идеалов. В современных условиях многие подростки выбирают идеал рыцаря - высокородный, духовно богатый, нравственно чистый, мужественного человека.

1.2. Идеал воспитания в период античности и средневековья

Идеи свободы и гуманизма были заложены еще в период античности (VIII в. До н. Э. - V в. Н. Э.). Истоки культивирования идеи свободы в воспитании были в Древней Греции, где они ярко проявлялись во всех сферах жизнедеятельности человека. На этом историко-культурном этапе были расширены личные свободы полноправных граждан древнегреческих городов-государств, была усилена ориентация людей на достижение личного успеха, на рациональное познание человеком космоса и самого себя. Космологизм античной культуры предусматривал понимание человека, как части космоса. Человек беспомощен, его жизненный путь, судьба заранее определенны богами.

В Древней Греции высшей ценностью была сама община, обеспечивала благосостояние каждого гражданина. Разрушение гражданского сообщества воспринималось как разрушение упорядоченной законом мироздания. Не было ничего страшнее для эллина за изгнание из родного города, лишения гражданских прав. Демократическая традиция проявила себя в таком принципе культуры, как состязательность. Состязательность определила принципы построения системы образования, ориентировалась на воспитание полноценного гражданина, личности, лидера.

Культура Древнего Рима (XVIII в. До н. Э. - V в. Н. Э.) связана с особенностями последнего этапа развития античного рабовладельческого общества. Если греки чувствовали единство своих личных интересов и интересов общества, то римское государство с жестокой системой управления противостояла отдельному человеку. Если греки исповедовали культ красоты свободной личности, то римляне — культ власти и силы. Процесс большой колонизации греческими общинами Малой Азии и Балканского полуострова формировал эллинское общество как политический союз равноправных воинов. Это подняло на уровень идеала человека действия. История человека рассматривалась как история подвигов, действий (миф о Геракле). Героизм стал тем, что придавало смысл человеческому бытию. Герой уничтожает в себе рабское, тогда как раб принимает это и изживается с этим. Герой и раб образуют полюса античного мира, в котором героическое стало высшим смыслом бытия [11, с. 142-145].

Важным образом античной культуры стал образ стройного, обнаженного юношу Атлета («Дорифор» Поликлета, «Дискобол» Мирона). В нем передано сущностные черты совершенного человека, ее универсальные качества, воплощено космический строй и гармонию индивидуального существования по ту сторону несовершенства.

Российский исследователь античной педагогики Г. Корнетов справедливо считает, что Сократу удалось предусмотреть проблематику свободного воспитания [5, с. 12-13]. Значительный интерес к истории и культуры Древней Греции обнаружили философы альтернативного образования. Чтобы стать счастливым человеком, по мнению Эпикура, следует побороть страх перед богами, перед смертью. Иметь возможность действовать в соответствии со своими интересами и потребностями, то есть быть свободным [9, с. 69-70]. Начиная с III ст. до н. е. школы Древнего Рима действовали по греческим образцам, однако, в I в. н. е. начала формироваться собственно римская система образования с самостоятельными культурными традициями.

Основная заслуга принадлежит древнеримскому философу Цицерону, который впервые ввел понятие «гуманизм», что, по его мнению, было определенным образцом достойного человеческой жизни. Им был сформулирован культурный идеал свободного человека. Значительный вклад в воспитательный педагогический процесс сделал теоретик и практик античного воспитания Квинтилиан, чьи идеи существенно повлияли на педагогические взгляды гуманистов эпохи Возрождения. Квинтилиан обосновал необходимость воспитания ребенка от рождения, подчеркивая определяющую роль личности педагога [2, с. 204].

Идея гармоничного развития личности как цель воспитания возникла в древних Афинах (III в. До н. Э.). В нескольких источниках описано приемы работы школ, где воспитатели стремились воспитать гармонично развитого, творческого человека, который был бы духовно богатой, нравственно чистой и физически совершенной. Древнегреческие философы Платон и Аристотель трактовали гармонию в воспитании как единство двух принципов - телесной и духовной.

Пифагор как великий математик и философ (VI-V вв. До н. Э.) рассматривал гармонию развития всего мира - от космоса до ритмов сердцебиения и дыхания человека – по единым, математически обоснованным законом числовых соотношений и пропорций, он считал, что именно музыкальность является основой и целью воспитания [7, с. 217-219].

В Риме последовали лучшие традиции афинян, но на смену музыкальному воспитанию пришло политическое воспитание ораторов. Слово заменило музыку. Непревзойденные образцы ораторского искусства в сенате, на площадях стали образцом для будущих поколений, а «грамматические школы», произведения Цицерона (106-43 гг. До н. Э.) Можно рассматривать как яркие проявления демократического содержания воспитания. Древнегреческий теоретик ораторского искусства М. Ф. Квинтилиан считал, что все дети, за некоторым исключением, способные к образованию, и поэтому учитель должен учитывать индивидуальные особенности и способности ребенка. Итак, зарождение первых педагогических теорий в глубинах античной философии имело практическое воплощение.

Развитие научных идей по воспитанию, обучению, развитию человека связано с именами Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана. Философские взгляды на воспитание и воспитательные идеалы афинской и спартанской систем воспитания нашли свое отражение в воспитательных идеалах эпохи Возрождения. Идеалом Возрождения стал универсальный человек, который создавал сам себя. Человек начал считаться творческим началом бытия, центр мироздания сместился в направлении личности. Философия Возрождения утверждала идеал гармоничной личности, в своем развитии может подняться до «уровня существа богоподобного» (Пико делла Мирандола, «Речь о достоинстве человека»). Человек сам является мерой своих поступков.

В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи как истинный гуманист выразил мысль: «Где не хватает разумных доводов, там их заменяет крик ..., там, где кричат, настоящей науки нет». Призывы к гуманности в воспитании можно найти в трудах В. Ратке - старшего современника Я. Коменского. Вопросам нравственного воспитания посвящено его произведение «Законы хорошо организованной школы».

Во взглядах Я. Коменского на нравственное воспитание ощущается влияние христианской этики, он часто обращается к «священному писанию», цитирует и пересказывает «святых отцов» церкви. Нравственные качества отчетливо изложены в его произведении «Материнская школа». Дисциплину он расценивает как метод, с помощью которого только и можно достичь результатов в воспитании детей. «Школа без дисциплины есть мельница, без воды», - писал Я. Коменский, в то же время, выступая против жесткой дисциплины схоластической школы. Он предполагал телесные наказания не за неуспеваемость в учебе, а за плохое поведение ученика, за аморальные поступки, высокомерие, за упорную неповиновение, умышленную злобность, недоброжелательность и лень - и этим он уступал средневековой школе.

Против телесных наказаний выступали и К. Ушинский, Л. Толстой [7, с. 363-364]. По мнению Руссо, воспитание, должно быть, природосоответствующем. Он выступал против авторитаризма в воспитании, против слепого подчинения детей приказам взрослых, отвергал наказания. Главными факторами воспитания детей Руссо считал природу, людей и предметы окружающего мира. Нравственное воспитание - это развитие добрых чувств, доброй воли, добрых убеждений, целомудрия. Взгляды Руссо на воспитание мужчин имели прогрессивный характер, а на воспитание женщин - традиционный: женщина подчиняется мужчине; она должна готовиться стать женой и матерью, поэтому ей нужно давать широкую умственную образование, а заботится о ее физическое развитие, эстетическое воспитание, приучать к ведению домашнего хозяйства.

Педагогические идеи Руссо сыграли важную роль в развитии взглядов на цели, задачи и методы воспитания в конце XVIII - начале XIX в. Руссо указал путь для развития передовой теории и практики воспитания во взглядах И. Песталоцци, Л. Толстого, Г. Спенсера, Дж. Дьюи. По мнению немецкого педагога-демократа А. Дистервега, главными принципами воспитания является природоотвественность, культуроотвественность, самодеятельность. Он подчеркивал, что, только зная психологию и физиологию, педагог может обеспечить гармоничное развитие детей. В психологии он видел «основу науки о воспитании». Как и Песталоцци, Дистервег считал, что человек обладает природными задатками. Задача воспитания - пробудить задатки, чтобы они могли самостоятельно развиваться. «Без возбуждения не может быть развития ... Воспитывать - значит, возбуждать. Теория воспитания является теорией возбуждения» [6, с. 382-384]. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна познать ее также во всех отношениях» - К. Ушинский «Предисловие к книге» Человек как предмет воспитании». «Выход в свет труда русского педагога К. Ушинского был одним из чрезвычайных событий. Она в трех томах охватила все основные вопросы физической и психической природы человека и его воспитания», - писал психолог и педагог, академик К. Костюк [7, с. 385-386].

Период Средневековья не определяется прогрессивным в духовном развитии общества, в воспитании и образовании. В эпоху Возрождения в Европе возникла плеяда философов, которые называли себя гуманистами. Е. Роттердамский (1466-1536), Ф. Рабле (1483-1553), М. Монтень (1533-1592) и другие впервые восстановили демократию и ввели понятие «гуманистическое воспитание». Образцом новой, гуманистической школы стал «Дом радости» итальянского педагога-гуманиста Витторино где Фельтре (1378-1441) - это был замечательный дом на берегу озера, среди лугов и полей, в котором обучалось 80 мальчиков разного состояния; дисциплина поддерживалась с помощью ласки, убеждения, а наказание рассматривалось как зло. Педагоги (Витторино где Фельтре и три его помощника) следили за одеждой, манерами, нравственной чистотой воспитанников, в школе было хорошо поставлено физическое воспитание: игры, фехтование, верховая езда.

К концу XVI века гуманистические школы были распространены и в Германии. Английский философ и педагог Дж. Локк (1632-1704) главной целью воспитания считал формирование личности джентльмена, его мысли о физической закалке, умственное развитие, нравственное воспитание были новыми и актуальными. Дж. Бэллерс (1654-1727) подчеркивал большое значение труда в воспитании детей, идея предложенных им трудовых колледжей и поныне возрождается в тех или иных странах. Демократизация и гуманизация образования воплотилась в идеях и теориях французских просветителей XVIII века: Вольтера, Т. Кондорсе, Лепелетье, которые предлагали новые типы образовательных учреждений, дома национального воспитания для всех детей, демократизация обучения и воспитания в которых, должна была обеспечиваться советом, привлечением родителей к воспитанию.

В XVIII - начале XIX в. в Германии демократизации образования способствовали выдающиеся немецкие философы Э. Кант (1724-1804) и В. Гегель (1770- 1831) - всемирно известные предсказатели новой философии. 1771 под влиянием произведений Ж. Руссо образовались школы — филантропины («любящие детей»), в которых большое значение придавалось физическому развитию, трудовому обучению ремеслам и «воспитанию сердца» [7, с. 219-220].

У всех народов испокон веков возвышался культ Матери и Отца. В христианской религии уже на протяжении двух тысячелетий исповедуют культ Матери Божьей. В одной из библейских заповедей отмечают: «Почитай отца и мать свою». Российская народная педагогика на основе многовекового опыта всегда поддерживала культ Матери и Отца, культ Семьи. Матери и отцу отводилась самая высокая авторитетная роль. От них зависели успехи физического и социально-психического развития детей («Хорошие дети - это честь отца и матери», «Какая дом - такой забор, который отец - такой сын», «Молодежь богата мудростью мамы и папы»).

В древние времена, когда еще не было школ, системы общественного воспитания, родители несли ответственность за воспитание детей. И эта ответственность была не только перед собой, но и перед обществом, обществом. Поэтому в народе выше ценили людей, которые воспитали порядочных детей. В одной из русских легенд говорится: «Сельская община решила устроить праздник — смотрины результатов труда каждой семьи. На площадь каждая семья должна была выставить на обозрение результаты своего труда. Оценивала совет старейшин. Люди приносили и приводили хорошо ухоженных коров, волов, лошадей, собственноручно изготовленные телеги, ярма, изделия ткачества, шитья и прочее. А бедная вдова, у которой не было ни земли, ни волов, ни инвентаря, пришла на праздник с двумя взрослыми сыновьями-красавцами. Все в общине знали как хорошо воспитанных: трудолюбивые, вежливые, заботливые, благородные во взаимоотношениях с младшими и старшими. Старейшины при поддержке общины отдали вдове венок первенства за ее важнейшую работу - достойное воспитание детей» [6, с. 367-368]. Каждый народ имеет исторически обусловленную систему воспитания, которая призвана духовно воспроизводить нацию в каждом поколении, хранить ее в веках, приумножать ее культурно-исторические, национально-духовные достижения. Ведущие идеи, традиции, закономерности, перспективные тенденции заложены в отечественной педагогике, народной воспитательной мудрости и научно-педагогическом наследии.

Российская педагогика стремится к идеалу совершенного человека, которая должна сложившуюся национальное сознание (национальное мировоззрение, народную мораль, национальный характер, национальную философию, национальную идеологию). Своими внутренними средствами, обновленным содержанием, присущими ей особенностями она противодействует авторитарным действиям ребенка.

Таким образом, представители эпохи Возрождения своими взглядами вернулись к античному идеалу образованности: индивидуализм (в центре воспитания - личность), учет возрастных особенностей ребенка, требование гармоничного всестороннего развития, повышение роли нравственного воспитания и др.

1.3. Сущность методов воспитания и их классификация

Воспитание - это целенаправленное воспитание личности, содержит организованную, управляемую и контролируемую взаимодействие воспитанников и воспитателей. Где воспитателями являются, прежде всего, родители, а затем различные учебные заведения и общество [3].

Процесс воспитания - это многофакторный процесс, проявляющийся через объективные и субъективные факторы, обусловленные совокупными действиями этого процесса. Наукой установлено, что соответствие субъективных факторов выражается внутренними потребностями личности, объективными условиями, при которых она формируется и решает задачи воспитания. Государственное сообщество - это личности, каждая из которых имеет собственные задатки, способности, представления, возможности. От их развития и совершенствования зависит, во-первых, семья; во-вторых, учебные заведения: дошкольное, среднее и высшее; в-третьих, окружение, а сегодня мы можем говорить еще и информационное окружение. Но основу этого развития создает семья [5].

Итак, рассмотрим классификацию методов воспитания.

Физическое воспитание способствует укреплению здоровья, повышению продуктивности обучения, формирует элементы физической культуры, служит показателем физического, психического и социального благополучия человека, поскольку является результатом комплексного воздействия социальных, экологических, медицинских и психически эмоциональных факторов. Основные задачи физического воспитания: укрепление и закаливание организма; содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности организма, воспитания воли, смелости, дисциплинированности, чувства дружбы и товарищества, навыков культурного поведения и др. [2].

Экологическое воспитание предполагает формирование у человека внимательного отношения к проблемам окружающей среды, бережного - к природе, исторических памятников, необходимости их сохранения [14].

Правовое воспитание направлено на формирование высокой правовой культуры личности, повышение уровня его правосознания. Правовое воспитание решает ряд задач: расширение запаса правовых знаний, формирование устойчивых морально-правовых ценностных ориентаций, глубокой убежденности в необходимости выполнения требований законодательства, уважения и строгого соблюдения законов Российской Федерации. Правовое воспитание прививает непримиримость к любым нарушениям законности, готовности участвовать в охране правопорядка.

Экономическое воспитание предусматривает решение таких задач, как:

  • развитие экономического мышления личности для правильного понимания действия законов и явлений экономической жизни;
  • формирование глубокого понимания процессов общественного развития, понимание роли труда и своего места в трудовом процессе;
  • воспитание бережного отношения к государственной собственности, особенно в сегодняшних рыночных отношениях;
  • выработка умений, которые дадут возможность принимать активное участие в экономической деятельности и производстве [2].

Условием экономического воспитания является формирование экономического мышления, критериями оценки уровня которого является глубина экономических знаний, умение проникать в суть процессов и событий, происходящих видеть, как возникают проблемы и пути их решения.

Нравственное воспитание предполагает формирование у воспитанников нравственного сознания, устойчивых моральных качеств; нравственных потребностей на основе усвоения норм и принципов общественной морали; развитие чувства патриотизма; выработка умений сопереживать окружающим, сочувствовать другим людям через развитие чувства уважения к ним, уважительного отношения к старшим, слабых [4].

Умственное воспитание решает следующие задачи: вооружение воспитанников запасом знаний, соответствующих социально-экономическому развитию общества; формирование основ научного мировоззрения, развития интеллекта и познавательных способностей, культуры умственного труда.

Воспитание как целенаправленный процесс осуществляется определенными путями или методами [3].

Методы воспитания — пути достижения оптимальных педагогических результатов в соответствии с поставленными воспитательными целями.

Современные педагоги выделили несколько групп методов, положив в их основу целостную структуру деятельности, включая осознание процесса деятельности, ее организации, стимулирования; контроль и анализ результатов.

Методы формирования сознания личности - предусматривают влияние на сознание, чувства и волю с целью формирования взглядов и убеждений. К ним относятся убеждение и личный пример [13].

Убеждение - предполагает воздействие на сознание, чувства, волю личности. Основными формами воздействия являются беседы, лекции, диспуты, встречи, конференции.

Личный пример - целенаправленный и систематический влияние воспитателя на воспитанников силой личного примера, а также всеми видами положительных примеров деятельности других людей как образцов для подражания, идеала в жизни.

Методы организации и формирования опыта общественного поведения - предусматривают организацию деятельности воспитанников и формирования опыта общественного поведения. К ним относятся педагогические требования, общественное мнение, упражнения, приучение, поручение, создание воспитательных ситуаций [5].

Педагогическое требование - педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью побудить его к положительной деятельности или тормозить его действия и поступки, имеющие отрицательный характер.

Педагогическое требование может быть сформулирована прямо - характеризуется такими признаками, как инструктивность, решительность и проявляется в виде указаний, возможно, приказов и - опосредованно - опирается на сформированность у воспитанников цели, убеждений и проявляется в виде просьбы, совета, намека. Требование не только влияет на сознание, она активизирует волевые качества, перестраивает мотивационную и чувственную сферу деятельности в положительном направлении, способствует формированию положительных навыков поведения [6].

Общественное мнение как метод воспитания по своей сути является коллективной требованию. С помощью общественного мнения человека можно убедить в ошибочности взглядов или в неподобающем поведении.

Человек видит, как реагируют товарищи, коллеги нате или иные взгляды, поведение, деятельность людей и начинает прислушиваться к общественному мнению.

Приучения — организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий с целью их перехода в формы общественного поведения [13].

Доверенность - имеет своей целью упражнения человека в положительных действиях и поступках.

Создание воспитательных ситуаций - специально организованные педагогические условия для формирования у учащихся позитивного поведения и преодоления недостатков. Воспитательные ситуации способствуют формированию у учащихся способности представлять себя на месте другого человека, принимать наиболее целесообразные решения. В педагогике определят такие педагогические ситуации:

  • вербальные (наводнения афористичных высказываний, рассказы с моральной проблематикой, сказочные сюжеты и реальные события);
  • мнимые (создание детям условий для анализа ним своего поведения, оценки определенного события);
  • конфликтные (в их основе острые моменты, психологические срывы, потрясения);
  • ситуации-задачи, ситуации-упражнения (обсуждение проблем игровой ситуации) [7].

Методы стимулирования деятельности и поведения - призваны регулировать, корректировать и стимулировать деятельность и поведение воспитанников. К ним относятся соревнования, поощрения и наказания.

Соревнования - являясь как конкуренция, борьба является движущей силой развития, утверждение личности, обеспечивает испытания человеком своих способностей, чувство товарищеской взаимопомощи, способствует развитию склонностей, духовных качеств человека [10].

Поощрения - в основе его одобрения, положительная оценка действий и поступков с целью побуждения воспитанников к их повторению. Заключается в том, что чувство удовлетворения, радости, обусловленные общественным признанием усилий, стараний, достижений, укрепляют уверенность в своих силах, вызывает прилив энергии, хорошее настроение, готовность к работе, обеспечивает хорошее самочувствие [18].

Наказание - в его основе осуждения действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, с целью пресечения, предотвращения в будущем. Наказание корректирует поведение человека, но его использование требует педагогического такта и соответствующего мастерства. Стоит отметить, что в воспитании в большинстве ситуаций лучший результат дает преимущественное применение поощрений с очень обдуманным и осторожным использованием наказаний.

Методы самовоспитания - направлены на систематическую и целенаправленную деятельность личности по совершенствованию ее положительных качеств и преодоления отрицательных. К методам самовоспитания относятся самопознания, самоотношения, саморегуляция.

Самопознание — процесс открытия себя, познание своего внутреннего мира, сильных и слабых проявлений своей личности [9].

Самоотношение — отношение человека к себе, которое выражается в самоуважении. Самоуважение — это личное оценочное суждение, выраженное в положительном отношении к себе. Она формируется на основе осознания личностью своих качеств, результатов деятельности, отношение окружающих и, оказывается, в самооценке. От самооценки зависят взаимоотношения человека с его окружением, ее самокритичность, отношение к своим успехам и неудачам. Она влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности [2].

Саморегуляция — способность человека управлять собой на основе восприятия и осознания актов своего поведения и психических процессов. В педагогике определяют приемы саморегуляции: самоодобрение, само приказ, самообладание, самоограничение, самовнушение, самостимулирования, самоконтроль [1].

1.4. Формы воспитательной работы

Существуют такие формы воспитательной работы:

Диспут — форма проведения воспитательной работы, во время которой происходит общение людей, которые стоят на разных идеологических, политических, нравственных позициях, это спор, столкновение противоположных мнений. При проведении диспута обсуждаются проблемные вопросы, отстаиваются разные точки зрения, факты, аргументы.

Воспитатель - ведет диспут, заранее готовится к его проведению, проводит мозговой штурм или анкетирование, с помощью которого выбирает вместе с детьми тему диспута. Воспитанники - объединяются в малые группы по разным противоположным позициям, готовят аргументы, фактические материалы, которые помогут отстаивать свою точку зрения на проблему. Заканчивается диспут принятием одного решения, видение проблемы [1].

Откровенный разговор — форма воспитательного мероприятия, на котором происходит разговор по выбранной теме, которая требует открытости, манерности и является сложной, личностной. Для проведения ее воспитателю необходимо помнить о требованиях по ее организации: составление доверительной атмосферы среди учащихся, комфортных условий, актуальности и важности темы для детей. Эта форма воспитательного мероприятия проводится с небольшой группой детей (при необходимости одного пола). Для создания комфортных условий воспитатель готовит помещения и проводит предварительную беседу о важности выбранной темы, по желанию приглашает специалиста, организует проведение разговора в форме тренинга и тому подобное [4].

Экологический десант — форма проведения воспитательной деятельности, направленной на экологическую защиту территории, предоставление полезной срочной экологической помощи на определенной территории, нуждается в очищении от грязи, помощи. Воспитатель- подает предложение, мотивирует детей на проведение десанта, определяет вместе с детьми территорию, определяет места, которые нуждаются в помощи, организует рекламу события, распределяет обязанности, определяет срок [9].

Дети - решают вопросы личностного участия в проведении десанта каждого, выдвигают предложения для объема работ, определяют последовательность действий и тому подобное. После проведения десанта подводятся итоги работы, определяется участие каждого, проводится награждение участников.

Моделирование развивающих воспитательных ситуаций - форма коллективной или групповой деятельности, во время которой проходит испытания артистических, интеллектуальных, творческих умений детей, моделировать поведение, находить верное решение в сложных ситуациях, разрабатывать план действий, придумывать возможные варианты поведения и тому подобное. Воспитатель - готовит развивающие воспитательные ситуации для совместного обсуждения или разыгрывание детьми, объединяет детей в малые группы считалкой и дает возможность детям смоделировать групповую инсценировку, имитацию, пантомиму на определенную представленную ситуацию и принять решение о поведении человека в ней. Дети - в группе обсуждают представленную ситуацию, распределяют роли, разыгрывают ситуацию выбранной совместно форме, подводят итоги [8].

Музыкальная гостиная — форма проведения коллективного музыкального приветствия или ознакомление учащихся с произведениями музыкального искусства, организованное воспитателями, родителями и детьми накануне знаменательного события, праздники. Воспитатель- вместе с детьми и родителями готовят сценарий гостиной, определяют музыкальные номера для выполнения или прослушивания, продумывают оформление комнаты. Дети - принимают участие в коллективной подготовке гостиной и ее проведении, приглашают гостей [19].

Театральное представление — форма проведения воспитательного мероприятия в виде театрального представления, которое готовит и демонстрирует актерская труппа учебного заведения. Воспитательвместе с детьми, выбирают текст или отрывок произведения для представления, распределяют роли, проводят репетиции, готовят декорации и костюмы, рекламируют премьеру. Воспитанники - проводят вместе с воспитателем репетиции, работают над подготовкой декораций, костюмов, привлекают к сотрудничеству родителей, рекламируют премьеру, готовят афишу и тому подобное [14].

Художественные коллективы - форма организации внеурочной деятельности талантливо одаренных учащихся, направленных на приобретение сценических, актерских навыков, формирование практических художественных умений выполнять и создавать произведения искусства [5].

Воспитатель (специалист) - набирает детей в состав художественного коллектива, планирует работу, проводит занятия на приобретение практических навыков, формирует сценический репертуар, организует выставки творческих работ, выступления коллективов, учит детей основам искусства. Педагог-воспитатель, если нет соответствующей профессиональной художественной подготовки, может организовать любительские художественные коллективы по собственной инициативе, и проводит консультации у специалистов. Дети - приобретают практические навыки, принимают участие в подбор репертуара, готовят произведения для выступления, выставки и т. д. [14].

Тематический диалог — форма коллективной воспитательной работы, на которой происходит диалог учащихся с воспитателем по определенной выбранной теме. Воспитатель — предлагает детям выбрать тему диалога, заранее готовит вопросы к теме, дополнительные материалы, информационные источники, распределяет между детьми задания для подготовки к выбранной теме диалога. Дети - готовят к западу, свои выступления и сообщения подбирают демонстрационный материал, принимают активное участие в обсуждении проблемы. Весь воспитательное мероприятие проходит в форме диалога с воспитателем, с художником, с героем художественного произведения и тому подобное. Заканчивается мероприятие подведением итогов [23].

Конкурс творческих работ - форма проведения воспитательной деятельности, в ходе которой учащиеся демонстрируют свои творческие работы и принимают участие в конкурсе на лучшую творческую работу. Воспитатель- предлагает детям выполнить творческую работу (технику исполнения и жанр избираются самостоятельно или с темой конкурса), обсуждает критерии по оценке работ, требования к оформлению работы, срок на выполнение, приглашает на конкурс компетентное жюри. Дети - выбирают тему, жанр, технику по желанию, готовят работы и принимают участие в их презентации. Возможно, выполнение творческих работ и во время проведения конкурса, когда ведущий предлагает задачи и дает время на их выполнение. В финале конкурса подводят итоги, награждаются участники [7].

2. Характеристика индивидуальных особенностей личности

2.1. Понятие об индивидуальности, развитие и формирование индивидуальности

Ребенок уже из своего рождения всеми своими особенностями (строение тела обеспечивает возможность прямого хождения, структура мозга - возможность развития интеллекта, строение руки - перспективу использования орудий труда и т.д.) подтверждает свою принадлежность к человеческому роду, что фиксируется в понятии «индивид» [9].

Индивид - человек как представитель человеческого сообщества, социума (группы, класса, нации и т.д.).

По современной классификации людей индивид занимает промежуточное положение (человек, индивид, личность, индивидуальность). Это понятие, не будучи еще чисто социальным, все-таки содержит в себе больше социальных личностей, чем им владеет биологическая сущность. Индивид является общественно-историческим образованием, способным действовать осознанно. Характеристика его предусматривает совокупность природных задатков, приобретенных знаний, социального опыта, которые оказываются в поведении и деятельности [3].

У ребенка, как и у взрослого человека, сосуществуют биологические и социальные качества, характеризующие ее как биологическое существо.

Биологические качества - все то, что охватывается понятием «организм». Изучается детской физиологии, которая обнаруживает причинные связи между функциями организма в период его роста.

В развитии ребенка есть два периода интенсивного роста туловища и формирования скелета. Первый происходит в 6-7-летнем, второй - в 13-14-летнем возрасте. Во время первого периода мальчики растут быстрее, чем девочки, во время второго - девочки опережают мальчиков на 1-1,5 года, но впоследствии мальчики снова опережают девочек по показателям физического развития - становятся выше, сильнее.

Параллельно с ростом организма происходит процесс полового созревания. В 6-7-летнем возрасте наблюдается первая интерес к своему и противоположному полу, в 13-14 лет наступает период полового созревания. Он проходит три стадии:

  1. допубертатном (лат. Pubertos - половая зрелость), которой присущ устойчивый интерес к противоположному полу, пубертатный (появление способности к оплодотворения у мальчиков и деторождения у девочек);
  2. постпубертатный (способность к нормальной половой жизни).
  3. биологическому в человеке относят и процесс акселерации (ускоренного развития; лат. Aseleratio - ускорение) [3].

Биологическое развитие тесно связано с проявлением качеств и особенностей, которые не относятся к биологической природе человека. Так, с 1,5-месячного возраста ребенок начинает улыбаться, когда видит других людей, затем постепенно учится разговаривать, приобретает навыки обращения с различными предметами. Впоследствии она начинает усваивать знания, моральные и правила. Характерно, что речь, навыки, привычки, поведение у детей, живущих в разных социальных и бытовых условиях, отличаются. Это свидетельствует о том, что черты и качества людей не программируются биологически, а формируются в процессе жизни, характеризуя ее социальное развитие [12].

Социальным существом человек становится в процессе формирования личности ребенка как будущего члена общества. Происходит этот процесс параллельно с биологическим развитием человека. Например, в 7-8-летнем возрасте социальной качеством большинства детей есть рефлексия - самооценка поступков и действий. В 13-14 лет в связи с физическим развитием и половым созреванием возникает основная социальная качество подросткового возраста - чувство взрослости, а отсюда и кризис возраста - непослушание, так называемая «автономная» нравственность, отрыв от родителей, стремление проводить время среди сверстников.

Понятие «личность» характеризует общественную сущность человека, связанную с усвоением различного производственного и духовного опыта общества. Биологическая характеристика человека в него не входит.

Личность - социально обусловлена ​​система психических качеств индивида, определяется вовлеченностью человека в конкретных общественных, культурных, исторических отношениях [23].

Структура личности многогранна. Наиболее характерными ее компонентами являются:

  1. направленность (избирательное отношение человека к действительности);
  2. возможности (совокупность способностей, которая обеспечивает успех деятельности);
  3. характер (комплекс постоянных психических свойств человека, проявляющихся в его поведении и деятельности, в отношении к себе, к обществу);
  4. самоуправления (утверждения самосознания личности, осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль, коррекцию действий и поступков, планирование жизни и деятельности) [4].

Личность определяют уникальные физические свойства, психические процессы, темперамент, черты характера, способности, его потребности, интересы. Они сказываются на ее познавательной деятельности, учебе, труде, поступках, отношении к себе, отношениях с другими.

Своеобразие психики, личностная неповторимость индивида определяет индивидуальность.

Индивидуальность - совокупность внешних и внутренних особенностей человека, формируют ее своеобразие, отличие от других людей.

Она выступает как целостная характеристика человека - оригинальность, самобытность его психического склада, - будучи тем личным «Я», по которому узнают, характеризуют и оценивают человека как личность. Оказывается в способностях человека, в основных потребностях, интересах, склонностях, чертах характера, в чувстве собственного достоинства, в мировоззрении, системе знаний, умений, навыков, в уровне развития интеллектуальных, творческих процессов, в индивидуальном стиле деятельности и поведения, в типе темперамента, в особенностях эмоциональной и волевой сфер и тому подобное. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является анатомо-физиологические задатки, которые превращаются в процессе развития и воспитания, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности [4].

Развитие человека - процесс становления личности, совершенствования его физических и духовных сил под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов, среди которых важнейшими являются целенаправленное воспитание и обучение [5].

2.2. Формирование индивидуальности личности посредством воспитания

Концепция гуманистического воспитания предполагает понимание процесса формирования личности ребенка как процесса становления и развития ее отношений со взрослыми и сверстниками. В условиях глобализационных изменений актуально модернизация содержания дошкольного образования, гуманизация ее целей и принципов, переориентация на развитие личности ребенка как основной ресурс, определяющий поступательное движение общества [11].

Базовый компонент дошкольного образования Российской Федерации определяет государственные требования к развитию индивидуальности ребенка, направляет усилия родителей, педагогов, психологов на развитие индивидуального потенциала ребенка, имеет свои особенности в дошкольном детстве, на своевременное поддержание достижений индивидуального своеобразия неповторимого жизненного пути ребенка, обеспечение психолого-педагогического сопровождения развития ребенка [2].

Дальнейшее индивидуальный путь развития личности ребенка продолжается в начальной школе. Подготовка детей к школе должна соответствовать требованиям и критериям оценки дошкольного зрелости ребенка. Содержание образовательной линии в Базовом компоненте дошкольного образования предполагает формирование у детей навыков социально признанной поведения, умение ориентироваться в мире человеческих отношений, готовности сопереживать и сочувствовать другим, участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, объединять с ними свои усилия для достижения общего результата, оценивать собственные возможности, уважать желания и интересы других людей, избирать соответствующие способы взаимодействия со сверстниками в различных жизненных ситуациях [15].

Острота проблемы индивидуальности человека, выражающегося в непохожести ее с другими людьми, связана с необходимостью формирования у нее такой системы ценностей, которая даст ей возможность сочувствовать и сопереживать, радоваться за других людей, осознавая самоценность каждой личности. Только в этом случае человек может почувствовать себя свободной и не считать, что свобода других людей ограничивает ее собственную [6].

Усвоения вышеупомянутых социальных ценностей - основная задача образовательно-воспитательного процесса подрастающего поколения.

Анализ современных периодических педагогических изданий показывает, что создание системы дошкольного образования выдвигает на первый план когнитивное обогащение и развитие ребенка. Воспитательные воздействия при этом нацелены, в основном, на усвоение норм этикета и создание в дошкольном учреждении атмосферы, способствующей образовательному процессу и развитию индивидуальности.

Таким образом, моральные аспекты становятся не главными, а сопутствующими, в то время как специалисты в области воспитания утверждают приоритетность нравственного развития и воспитания именно в дошкольный период.

Отношения в детской среде, основанные на моральной воспитанности детей, могут выступать одним из условий самореализации ребенка в группе сверстников, в общей интересной деятельности в которой проявляются наклонности любого дошкольника, которые в дальнейшем могут развиваться в способности [3].

Очень важно, чтобы личностные переживания ребенка были направлены на другого, так как процесс эмоциональной направленности на другого облегчает вхождение дошкольника в коллектив сверстников, обеспечивает относительно благоприятное пребывания в нем.

Различные склонности, которые ребенок проявляет в деятельности, могут быть возможностью реализации ее своеобразия в группе детского сада. Замечая захваченного товарища, интерес которого заметен в какой-либо дела, необычностью в чем-либо, ребенок удивляется, всматривается в сверстника более внимательно и постепенно начинает сочувствовать и сопереживать ему. Он радуется успехам другого ребенка или огорчается его неудачам. Специальная организация совместной коллективной деятельности в условиях педагогического сопровождения может выступать возможностью раскрытия своеобразия каждого ребенка и воспитание у нее важнейших нравственных качеств с опорой на индивидуальные наклонности [9].

В условиях общественного воспитания каждой ребенка нужно войти в общество детей, найти свое место, признать других. Для этого нужна особая группа качеств, с помощью которых ребенок мог бы устанавливать различные связи со сверстниками [4].

Среди таких качеств, по нашему мнению, выступают организованность, дисциплинированность, интерес, положительно характеризует ребенка, но которые сами по себе еще не вводят ее в мир сверстников. Необходимы другие качества личности, которые помогут общаться с детьми, строить отношения. Если индивидуальное поведение дошкольника может определяться специфическими, присущими только ей чертами, то общественное поведение характеризуется особыми качествами, позволяющими ребенку свободно входить в детский коллектив и жить в радостной атмосфере детства.

Такими качествами мы считаем сочувствие, сопереживание, взаимопомощь как предпосылки нравственного развития дошкольника, характеризующих потенциальные возможности проявления их социальной сущности индивидуальности. Социальные по своей природе, они должны быть сформированы в комплексе у каждого ребенка, иметь личностно-значимый смысл [13].

Личностно значимый смысл этих качеств усиливается за счет воздействия склонностей личности, роль которых проявляется в совместной коллективной деятельности, где каждый воспитанник, реализуя свой потенциал, заявить о себе и сделать вклад в общее дело [20].

Одним из важных средств развития индивидуальности ребенка в коллективе сверстников являются различные виды совместной детской деятельности, где реализуется социальная активность ребенка. К этой деятельности, на наш взгляд, предъявляются определенные требования: захватывающий характер, что обеспечивает успех и признание самоценности каждого ребенка; учет наклонов ребенка к той или иной деятельности; очевидность пользы деятельности как для конкретного ребенка, так и для других детей. Этим требованиям может отвечать такая деятельность как игра, рисование, лепка, конструирование, художественный труд и др.

Если указанные виды деятельности организовать так, чтобы они увлекательный характер, их содержание и методика организации могут решить задачу по выявлению своеобразия каждого ребенка, учета детских наклонностей, а также способствовать формированию коллективных взаимоотношений [5].

Дошкольный возраст - это возраст творческой игры как ведущего вида деятельности, где наиболее успешно развиваются склонности, в частности, социальные предрасположенности. Исследователи показывают, что значительное влияние на обогащение содержания детских игр предоставляют организованной и продуманные взрослыми наблюдения окружающей жизни [6].

Радость игры - это радость творчества личности и формирования коллективных взаимоотношений. Одна и та же ребенок проявляет различные черты характера, склонности зависимости от содержания игры, от состава игроков, одну и ту же роль каждый ребенок создает по-своему, вкладывая в нее свой маленький жизненный опыт, свои чувства и привычки. Почти все девочки в играх бывают мамами, все любят своих детей - кукол, но в поведении каждой мамы есть и свои индивидуальные оттенки. Одна более ласковая, трогательно-нежная, другая - суровая, что требует порядка, третья - объединяет и то и другое [7].

Итак, склонности, как индивидуальные особенности, важные для самоактуализации каждого ребенка, поскольку подчеркивают ее своеобразие и неповторимость именно среди сверстников, а в детском коллективе это своеобразие наиболее заметна и яркая.

1. Основным источником накопления положительного опыта нравственного поведения дошкольника является воспитательный коллектив, который служит не только целям нравственного развития всех, но и быть средством всестороннего развития каждого ребенка.

2. Важными средствами развития индивидуальности ребенка в коллективе сверстников являются различные виды совместной детской деятельности, где реализуется социальная активность ребенка. Перспективу дальнейших исследований этой проблемы видится в разработанные методики формирования индивидуальных качеств личности ребенка, старшего дошкольного возраста в совместной деятельности со сверстниками [18].

2.3. Роль воспитания в развитии индивидуальности личности

Воспитание целенаправленно влияет на развитие личности (в отличие от стихийного влияния среды), они возникают как сознательная, подчинена определенной цели деятельность, результаты которой имеют предсказуемый характер [12]. Воспитание способствует:

1. Развития унаследованных физических особенностей и природных способностей, приобретению новых черт и качеств, которые формируются в течение жизни человека. Не меняя унаследованных физических и психических особенностей, они способствуют их закалке, укреплению тормозных процессов, укреплению и динамизации нервных процессов, внесению определенных корректив в процесс формирования личности.

2. Развития умений преодоление внутренних противоречий в соответствии с особенностями общественного развития. Это происходит в процессе постановки новых целей, задач и требований перед воспитанниками, побуждая их к поиску способов преодоления трудностей. Пасовка перед противоречиями, уклонение от необходимости преодолевать их, вызывают задержки психического развития, нередко приобретают кризисного характера. Чаще всего возникают они там, где взрослые не замечают новых потребностей, интересов, фактов, тенденций в жизни ребенка, его недовольство условиями, образом жизни, который она уже переросла, что задерживает ее гармоничное существование и развитие, в результате чего и возникают кризисы (проявления негативизма, противодействия требованиям взрослых, конфликты) [9].

3. В психическом развитии человека. К этому процессу относятся осмысление, систематизация, обобщение информации, усваиваемой во время различных видов деятельности. Такое развитие предстает как целостные качественные изменения личности, в результате которых человек производит и обнаруживает в себе способность усваивать сложную информацию, выполнять сложные задачи и реализовывать новые умения, самостоятельно добывать знания.

4. Интеллектуального, творческого развития личности. Мыслительные способности лучше развиваются там, где учитель правильно организует учебную деятельность, используя в процессе обучения проблемные ситуации, способствуя самостоятельному решению творческих задач.

5. Развития способности к общению с окружающими, благодаря чему ребенок учится, приобретает навыки понимания других людей, а благодаря этому и себя. В общении как форме взаимодействия он усваивает различные виды ролевого поведения, определяет свое место в коллективе [7].

Успешность воспитания и обучения зависит от выполняемых ребенком коллективных задач и отношение к ним, внутренней позиции, стремлений и устремлений. Ребенок по-разному переживает успехи и неудачи в деятельности и поведении, вследствие чего у него могут возникать положительные и отрицательные переживания, усиливаться или ослабляться заинтересованность определенными видами деятельности. Переживания, чувства ребенка опосредствуют влияние окружения на его поведение и деятельность, нравственный опыт [19]. Положительная мотивация поведения и деятельности обусловливает закрепление усваиваемых норм, способствует их превращению в внутренние средства регуляции. Благодаря ей формируется важная подструктура личности - направленность - система устойчивых жизненных потребностей, мотивов, интересов, стремлений, стимулирующих переживаний. Формирование направленности является обязательным условием нравственного поведения, которая регулируется обобщенными и устойчивыми моральными чертами характера человека, развиваются в процессе воспитания и обучения;

Педагоги и родители должны руководить развитием юной личности. Этого можно достичь через организацию различных взаимоотношений детей с окружающей средой и систематическое, последовательное повышение требований к ним [20].

2.4. Роль наследственности, среды и воспитания в развитии индивидуальности

Наследственность - способность организма воспроизводить потомство, передавать свои признаки следующим поколениям, восстановление у потомков биологического сходства.

По наследству передаются: тип нервной системы, конституция тела, внешние признаки (цвет волос, глаз, кожи) и собственно человеческие задатки (высокоорганизованный мозг, способность разговаривать, ходить в вертикальном положении, заниматься определенными видами деятельности и др.) [21].

Как условие формирования личности наследственность зависит от генотипа, который определяет анатомо-физиологическую структуру организма, стадии его созревания, строение нервной системы, динамичность нервных процессов. Нервная система включает в себя наследственно обусловленные возможности формирования потребностей, форм поведения, его способность учиться и воспитываться.

Внешне наследственность проявляется в наследовании рис родителей или предыдущих поколений - темперамента, задатков, черт лица, фигуры, даже движений. По свидетельству психологов, врожденные у человека есть не готовые способности, а только потенциальные возможности для их развития – задатки [23].

Задатки - природные особенности человека, которые являются предпосылкой для развития индивида.

Они влияют на скорость возникновения условных рефлексов, выработка навыков, форм поведения, становление характера, но сами по себе не вызывают особенностей личности. Если нет благоприятных общественных условий, или человек не занимается соответствующей деятельностью, они вообще могут не проявляться. Чтобы стать талантливым художником или композитором, нужны не только природные данные, но и определенные условия общественной жизни [8].

Наследственно передаются интеллектуальные способности - основа развития умственных и познавательных сил. Генетики доказали, что люди способны к неограниченному духовному развитию благодаря возможностям мозга. Однако интеллектуальное развитие происходит только при активной умственной деятельности. Поэтому важно как можно раньше выявлять задатки к различным видам деятельности и создавать соответствующие условия для их развития [6].

Наследственность может быть причиной не только ранней одаренности, но и умственного отставания. Воспитывают таких детей в специальных школах, в которых обучение происходит по специальным программам.

Кроме наследственности на формирование личности влияет и среда, - все, что окружает ребенка в течение всей жизни: природные факторы (климат, природные условия и ресурсы); семья, близкое окружение; социальные условия существования. Ухудшение или улучшение состояния среды в значительной мере влияет на развитие человека, его духовную и нравственную сферу [1].

Влияние среды на формирование личности осуществляется только в том случае и в той мере, в какой она в процессе активного отношения к социальной среде способна воспринять его как ориентир в своей жизнедеятельности. Во взаимодействии с окружающим миром ребенок является активной, деятельной существом. В деятельности - учебной, трудовой, бытовой - проявляются и развиваются ее природные возможности, она приобретает новые физических и духовных качеств, знаний и умений, формируется его сознание [3].

Важным условием эффективного развития личности в деятельности является ее активность, которая проявляется в движениях (способствуют физической закалке), познании окружающей действительности (способствует интеллектуальному развитию), общении (позволяет приобрести нравственного опыта поведения, определить свое место в коллективе, уметь подчиняться и руководить другими), воздействие на окружающих и на самого себя (самовоспитание). На каждом возрастном этапе развития преобладает определенный вид деятельности: игровая (в дошкольном возрасте), учебная (в школьном возрасте), трудовая (у взрослых).

3. Эмпирическое исследование взаимосвязей между стилем родительского воспитания и индивидуальными особенностями личности

3.1. Программа и методы исследования

Цель исследования - выявить взаимосвязь между стилями родительского воспитания и индивидуальными особенностями личности.

Гипотеза исследования: Высокий уровень конфликтности и агрессии у подростков имеет прямую связь с деструктивными стилями родительского воспитания.

Проверка выдвинутых гипотез и решение поставленных задач осуществлялось с помощью комплекса методик на выборке из 50 респондентов. Возраст испытуемых от 11 до 15 лет (25 подростков и 25 родителей). Исследование проводилось на базе муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №1 «Юнона» города.

Этапы исследования:

1-й этап - анализ литературы по проблеме исследования, изучение степени разработанности в теории; сравнительно-сопоставительный анализ проблемы, определение гипотезы исследования.

2-й этап - проведение эмпирического исследования.

3-й этап - теоретическое осмысление эмпирических данных.

Для изучения и разрешения поставленных задач был проанализирован и отобран следующий методический инструментарий:

  1. Тест-опросник детей и родителей по методике родительского отношения А.Я.Варга, В.В. Столин [5];
  2. Тест описания поведения К.Томаса.

3.2. Исследование детей и родителей по методике родительского отношения А.Я.Варга, В.В. Столин

С целью проведения эмпирического исследования была сформирована группа родителей, у которых по результатам предварительных диагностических мероприятий и наблюдений воспитателей были выявлены конфликты с детьми.

В результате диагностики по методике В.В. Столина, А.Я. Варги мы получили следующие результаты: по шкале «Принятие-отвержение» у 52 % родителей выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. У 28 % родителей испытывают по отношению к детям в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Они считают ребенка неудачником, не верят в его будущее, низко оценивают его способности и нередко третируют ребенка.

Согласно показателям по шкале «Кооперация» 44 % родителей проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, стараются быть на равных с ребенком. 76 % родителей (шкала «Симбиоз») не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности и только у 4 % наблюдается установка значительной психологической дистанции между собой и ребенком.

По шкале «Контроль» (авторитарная гиперсоциализация) видно, что 56 % родителей ведут себя слишком авторитарно, требуют от ребенка безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. Как правило, во всем навязывают ребенку свою волю. И только 24 % родителей прислушиваются к мнению своего ребенка. Результаты по шкале «Инфантилизация» (отношение к неудачам ребенка) свидетельствуют о том, что 60 % родителей считают своего ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому несерьёзными, и они игнорируют их 20 % родителей напротив, считают, что неудачи ребенка случайные и верят в него. Исходя из результатов, проведённой диагностики, можно сделать вывод, что большая часть родителей в процессе воспитания используют авторитарность, навязывают своё мнение, наблюдается повышенная гиперопека (сверхконтроль), болезненно воспринимаются неудачи своих детей.

Данной группе родителей мы предложили также ответить на вопросы Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкис. Методика позволила диагностировать деструктивный тип семейного воспитания, нежелательное, некорректное влияние членов семьи друг на друга, нарушения при выполнении ролей в семье.

Опросник стиля родительского воспитания «Анализ семейных взаимоотношений» АСВ (Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис).

1. Опросник содержит 130 утверждений о воспитании детей и изучает индивидуальный опыт родителя в воспитании подростка. Родитель указывает на согласие или несогласие с каждым утверждением. Число ответов «согласен» по каждой шкале суммируются.

Опросник позволяет выявить наличие или отсутствие шести психогенных типов воспитания, основанных на 11 параметрах воспитания.

Опросник позволяет психологу ответить на два вопросы: как родители воспитывают ребенка и почему они его так воспитывают? Для данного исследования использовались шкалы первой части опросника: гиперпротекция, гипопротекция, потворствование, игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность требований обязанностей ребенка, недостаточность требований обязанностей, чрезмерность требования запретов ребенка, недостаточность требований обязанностей ребенка, чрезмерность санкций, минимальность санкций, неустойчивость стиля воспитания.

Не использовались шкалы 12 - 19 (после шкалы неустойчивость стиля воспитания), что связанно с тем, что они отвечают на вопрос «почему родители так воспитывают ребенка» и носят, по мнению авторов методики, гипотетический характер.

В целом опросник широко используется в исследовательской и консультативной практике и считается достаточно надежным и валидным.

У 52 % родителей преобладает тип - гиперпротекция. Родители уделяют ребенку крайне много сил, времени, внимания: и воспитание является самым главным в жизни родителей. Они опасаются, что может произойти с ребенком, если они не будут уделять ребенку столько времени и сил. Практически все родители (72 %) стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. И только 8 % игнорируют потребности своего ребенка. Чрезмерная требовательность к своему ребенку наблюдается у 28 % родителей. Требования у данных родителей очень велики, непомерны и зачастую не соответствуют возрасту ребенка. 4 % родителей наоборот недостаточно требователены к своему ребенку. Он волен делать, что ему захочется, нет установленных рамок поведения. 20 % родителей считают, что необходимо воспитывать ребенка, прибегая к чрезмерности запретов. Ребенку предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Такой же процент родителей прибегают к минимизации запретов. Позволяют ребёнку абсолютно все. Часть родителей (8 %) являются приверженцами строгих наказаний, у них чрезмерная реакция даже на незначительные нарушения. Они верят в то, что максимальная строгость полезна для детей.

Некоторые родители (9 %) склонны обходиться без наказаний или применяют их крайне редко. Они делают акцент на поощрении, сомневаясь в результативности любых наказаний. У 10 % наблюдается неустойчивый тип воспитания. Данные родители колеблются в воспитании от очень строгого стиля к либеральному и, наоборот, от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению. 11 % родителей указали, что очень часто ребенок оказывается на периферии внимания, до него «руки не доходят», родителю «не до него». За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что существует определенная взаимосвязь между стилем семейного воспитания и возникновением конфликтов родителей с детьми.

3.3. Тест описания поведения К.Томаса

К.Томас выделяет следующие типы поведения в конфликтной ситуации:

• соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; 

 приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого; 

• компромисс

• избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; 

• сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. 

В опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар.

Результаты исследования - Типы поведения испытуемых в конфликте:

• соперничество – 9 испытуемых, что составляет 22% от всей группы;

• приспособление – 5 испытуемых, что составляет 13% испытуемых от всей группы;

• компромисс – 11 испытуемых, что составляет 27% испытуемых от всей группы;

• избегание – 8 испытуемых, что составляет 20% испытуемых от всей группы;

• сотрудничество – 7 испытуемых, что составляет 18% испытуемых от всей группы.

Выводы: таким образом, доминирующим типом поведения в конфликте для данной группы является компромисс.

Сопоставляя результаты первого и второго тестов (поделили всех испытуемых на эмоционально устойчивых и эмоционально неустойчивых экстравертов и интровертов и вычислили моду типа поведения в конфликте), можем также сделать следующие выводы:

• для эмоционально устойчивых экстравертов доминирующим типом поведения в конфликте является компромисс. Этот вывод соответствует нашей гипотезе;

• для эмоционально устойчивых интровертов также доминирующим типом поведения в конфликте является компромисс;

• для эмоционально неустойчивых экстравертов характерным типом поведения в конфликтах является соперничество. Этот вывод также соответствует нашей гипотезе;

• для эмоционально неустойчивого интроверта – единственного в данной группе – характерен компромисс.

Заключение

Итак, совершенствования профессионального мастерства является непрерывным процессом, который дает возможность проявить творческий подход в выборе различных форм и методов, приемов и правил, методик и методологий и ряда других компонентов, которые бы дали возможность подготовить высококвалифицированного специалиста и гармонично развитую личность с учетом ее индивидуально психологических особенностей.

Для этого преподаватель, как главным действующим лицом в исполнении этого важного общественного задачи, должен постоянно самосовершенствоваться, искать эти пути и активно внедрять их в учебно-воспитательный процесс.

Он должен руководствоваться следующим:

  • находиться в постоянном поиске для совершенствования себя и другого человека;
  • совершенствуя кого-то, совершенствовать себя;
  • заинтересовывать каждого в собственном самосовершенствовании;
  • отрицая, чью теорию о самосовершенствовании, предлагать свою;
  • суметь плоды своего труда по самосовершенствованию передать другому;
  • воспитывать себе достойную смену;
  • работать так, чтобы работа стала ориентиром для будущих поколений и послужила для будущего развития общества.

Понятно, что современные подходы к учебно-воспитательному процессу с учетом тех особенностей, возникающих при действиях внешних и внутренних факторов, нуждаются в поиске новых путей, которые позволили раскрыть молодого человека как личность. И поэтому наши дальнейшие исследования будут направлены на поиск таких путей, где преподаватель будет играть главную роль в выполнении такой важной задачи сегодняшнего дня.

Воспитание по содержанию и характеру его осуществления не является постоянной величиной. Оно, учитывая общественного развития, является ведущей сферой деятельности, как отдельного человека, так и человеческой общности в целом. Благодаря воспитанию человечество обеспечивает свое бессмертие в социальном развитии. Парадигмы воспитания меняются в зависимости от социально-экономических потребностей.

В условиях развития суверенной и демократической Российской Федерации нашим идеалом должно быть национальное воспитание, будет осуществляться на всех этапах обучения и молодежи, обеспечивать всестороннее развитие, гармоничность и целостность личности, развитие его способностей и дарований, обогащение на этой основе интеллектуального потенциала народа, его духовности и культуры, воспитания гражданина, который способен самостоятельно мыслить, делать правильный выбор относительно процветания нашего государства.

Список использованной литературы

  1. Богомолова С.Н. Система форм организации личностно ориентированного обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Богомолова С.Н. ; Чуваш.гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева. - Чебоксары, 2012. - 20 с.
  2. Ващенко Г. Воспитательный идеал: учебник для педагогов, воспитателей, молодежи и родителей / Г. Ващенко // Сочинения. - 2010. - Т. 1. - 191 с.
  3. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи в Древней Греции и Риме / л Винничук. - М.: Высшая школа, 2010. - С. 204.
  4. Вишневский А. И. Новое педагогическое мышление и выбор методов воспитания / А. И. Вишневский. - Дрогобыч, 2001. - С. 180
  5. Воспитание в современной образовательной среде: материалы межрегион. науч.-практич. конф. / науч. ред. С.В. Тарасов, отв. ред. И.В. Васютенкова. – СПб.: ЛОИРО. – 2013. – 324 с.
  6. Горынцева О.С. Проблема поиска эффективных форм воспитательной работы в деятельности вузов // Пед. образование и наука. - 2012. - № 5. - С. 22-23.
  7. Загвязинский, В. И. Педагогика : учеб. для высш. проф. образования / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова; под ред. В. И. Загвязинского. – М. : Академия, 2011. – 352 с.
  8. Загвязинский, В. И. Теории обучения и воспитания : учеб. для вузов / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. – М. : Академия, 2012. – 256 с.
  9. Корнетов Г. Б. Феномен "свободного воспитания" / Г. Б. Корнетов // Учительская газета. - 2014. - № 37. - С. 12-13.
  10. Кузьминский А. И. Педагогика: учебник. - 2-е изд., Перераб. и доп. / А. И. Кузьминский, В. Л. Омельяненко. - М.: Знание-Пресс, 2004. - 445 с.
  11. Максимюк С. П. Педагогика: учебное пособие. / С. П. Максимюк. - М.: Кондор, 2015. - С. 217-219.
  12. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания : учеб. пособие / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2012.
  13. Методика воспитательной работы : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина [и др.]; под ред. В.А. Сластенина. – М. : Издательский центр «Академия», 2010.
  14. Мудрик, А.В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов / А.В. Мудрик / под ред. А.В. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2010
  15. Пальчевский С.С. Педагогика: учеб. пособие. 2-е изд. / С. С. Пальчевский. - М.: Каравелла, 2015. - 496 с.
  16. Педагогика : учеб. для вузов / под ред. А. П. Тряпицыной. – СПб. : Питер, 2014. – 304 c.
  17. Радугин А. А. Философия: курс лекций / А. А. Радугин. - М.: ВЛАДОС, 1995. - С. 69-70.
  18. Ряписов Н.А. Методы воспитания : учеб.-метод. пособие / Н.А. Ряписов, А.Г. Ряписова ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск :Новосиб. гос. пед. ун-т, 2015. - 72 с. 
  19. Ряписов Н.А. Формы организации обучения : учеб.-метод. пособие / Н.А. Ряписов, А.Г. Ряписова ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск :Новосиб. гос. пед. ун-т, 2012. - 87 с.
  20. Сманцер, А.П. Превентивная педагогика : методология, теория, методика / А.П. Сманцер, Е.М. Рангелова. – Минск: БГУ, 2008.
  21. Степанов А. Н. Основы педагогики и психологии: учебное пособие / А. Н. Степанов, Н. Н. Фицула. - М.: Академвидав, 2006. - 520 с. (Альма-матер).
  22. Шевнюк А. Л. Культурология: учеб. пособие. - 3-е изд., Стер. / А. Л. Шевнюк. - М.: Знание-Пресс, 2013. - 353 с. - (Высшее образование XXI века)
  23. Школьные технологии обучения и воспитания : учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Л.В. Пенкрат [и др.]. – Минск : БГПУ, 2013.
  24. Ягупов В. В. Педагогика: учеб. пособие / В. В. Ягупов. - М.: Просвещение, 2012. - С. 51-60.