Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Воспитание культуры межнационального общения (на примере МБОУ СОШ № 2)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы определена тем, что по социологическим данным последних лет, в Российской Федерации проживает более 190 народов, имеющих свои особенности: менталитет, культуру, традиции, язык. Каждый из этих народов уникален, также, как и индивиды в обществе. Но часто бывает так, что взгляды людей, проживающих на одной территории, но имеющих разные национальные корни, могут сильно отличатся друг от друга. В результате чего происходят конфликты на национальной и религиозной почве, что негативно сказывается на социальных, политических и экономических отношениях, важных как для развития всей страны, так и для отдельного региона. Нетерпимость к другим все чаще затрагивает и школу, проникая через средства массовой информации, социальное окружение детей.

Успех работы педагога наряду с другими факторами, зависит ещё и от того, как, параллельно с преподаванием, он сам учится и следит за новейшими тенденциями в педагогике и достижениями науки в целом. Модель современного образования не может быть создана без учета региональных особенностей, без опоры на историческую память народов, на национальный опыт обучения и семейного воспитания.

Цель работы представлена рассмотрением проблематики вопроса воспитания культуры межнационального общения.

Достижение цели планируется за счет решения ряда задач:

  • рассмотрение проблемы воспитания культуры межнационального общения у школьников ;
  • описание культуры межнационального общения как качества личности;
  • отражение уровня сформированности культуры межнационального общения у школьников;
  • представить краткую характеристику объекта исследования МБОУ СОШ № 2;
  • представить педагогические средства формирования культуры межнационального общения ;
  • внести рекомендации педагогам по воспитанию культуры межнационального общения.

Объект исследования курсовой работы представлен культурой межнационального общения.

Предмет исследования представлен воспитанием культуры межнационального общения.

В процессе написания курсовой работы были задействованы труды известных авторов рассматривающие проблематику исследуемого вопроса, так же материалы касательного данной темы представленные в открытых источниках в сети интернет.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Проблемы воспитания культуры межнационального общения у школьников

В последнее время все чаще слышатся слова «этносы», «народы», «терпимость», «толерантность», «межнациональное общение». Межэтнические отношения стали важнейшим элементом социальной и политической реальности.

Особенность нашей страны состоит в том, что ее население представлено более чем ста коренных народов, проживающих на разных территориях с древних времен, – это множество языков, культур, традиций. Например, Пензенский край (Пензенская область и территории, входившие ранее в состав пензенской губернии) оказался исторически расположенным на стыке двух миров (кочевого и земледельческого), трех языковых групп (финской, тюрской, славянской) и трех культур (языческой, мусульманской и христианской). Это во многом определило своеобразие национального состава края, который стал местом рождения русских, мордвы – мокши, татар – мишар, буртасов, мещеры.[1]

Как неисчислимы природные богатства страны, также неизмеримы и безграничны ее духовные ценности, воплощенные в национальных культурах народов Росси – великом множестве исконных, но разных и непохожих культур, какого нет больше ни в одном государстве мира. Казалось бы, такое богатство должно стать предметом величайшей гордости каждого россиянина, однако дело обстоит совсем не так. Этнические конфликты, этническое насилие, к сожалению, сопутствуют новейшей истории России. Их причины – территориальные, политические, экономические, этнические и религиозные претензии. Растущее национальное и религиозное самосознание порождает не только положительные тенденции, но, порой, генерирует нетерпимое отношение к представителям других этнических и религиозных групп, что в свою очередь является угрозой стабильности в обществе.[2]

Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной, ею всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. В обществоведческой науке рассматриваются различные аспекты этой проблемы: социально-психологический, социально-политический, социологический, лингвистический и другие.[3]

Общение – специфическое межличностное взаимодействие людей как членов общества, представителей определенных социальных групп, культур. Общение – важная составная часть социального бытия человека как общественного существа, источник его жизнедеятельности, условие формирования как общества, так и личности. Человек не может существовать вне общения с другими людьми. Потребность в общении является одной из базовых потребностей общественного индивида.

Совокупность этих направлений развития создает основу для осознания решающей роли владения компетенцией межкультурного общения в условиях жизни во взаимозависимом мире, когда человек должен демонстрировать «терпимость к культурным различиям и взаимоуважение культур как признак цивилизованного общения на кросснациональном уровне».

Этническая толерантность понимается как сложное установочное образование личности. Она выражается в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям. В соответствии с Декларацией принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, толерантность определяется как ценность и норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечение устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям и верованиям.[4]

Образование подрастающих поколений, обеспечивая механизм трансляции этнического наследия новым поколениям, призвано обеспечить и интеграционные процессы, заложить основы для понимания и общения с другими культурами, нацеливать на умение поддерживать и развивать диалог культур. Этим задачам как нельзя лучше отвечает процесс этнопедагогизации средней школы и вуза, в ходе которой оптимально решаются задачи кросс-культурного образования, формирования культуры межнациональных отношений, воспитания межэтнической толерантности.

1.2 Культура межнационального общения как качества личности

Целью современного образования, одной из основных задач общества и государства является «воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, формирование духовной личности, от которой во многом будет зависеть будущее нашей страны и общества».[5] Чтобы сформировать в ребёнке высокоразвитую духовную личность, способную сознательно выстраивать отношение к другим людям, уважать культуру другого народа, национальные духовные идеалы, необходимо создание условий для усвоения школьниками базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России. И непосредственная роль в духовно-нравственном воспитании учащихся, несомненно, отводится образовательным учреждениям.

Культура межнационального общения – это совокупность специальных знаний, умений, убеждений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся как в межличностных контактах, так и во взаимодействии целых этнических общностей, и позволяющих на основе межкультурной компетентности быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах. Культура межнационального общения является составной частью духовной жизни общества, а также общечеловеческой культуры и включает знание общепринятых норм, правил поведения в обществе, эмоционально-положительные реакции на межэтнические явления и процессы в жизни; Культура межнационального общения представляет свод правил, ограничений и свобод, которые должны позволить человеку и народу не быть ущемленными в правах и свободах и не ущемлять и не оскорблять права и чувства других народов.

В основу воспитания культуры межнационального общения в системе образования закладываются принципы, способствующие преодолению этноцентризма и формированию знаний, умений, от­ношений, необходимых для разумного решения проблем межнацио­нальных отношений.[6]

Значительный интерес представляет принцип межкультурной компетенции. Он предусматривает, что в процессе обучения история, литература, искусство, культура многонационального государства рассматриваются с позиций разных национальных общностей, обра­зующих данное государство (или с нескольких точек зрения), а также включает широкий круг вопросов, затрагивающих современную культуру и исторический опыт каждой этнической общности.[7]

Приобщение детей к своей национальной культуре в полиэт­нических образовательных учреждениях будет более плодотворным при организации комплексной системы образования «детский сад – общеобразовательная школа» (гимназия, лицей, колледж), школа вы­ходного дня (воскресная). Раннее включение детей в родную среду, усвоение материнского языка способствуют осознанию ребенком себя как «части своего этносоциума», приобщению к его традицион­ной национальной культуре.

Формировать культуру межнационального общения означает решение нескольких задач:

  • воспитание уважения к человеку любой национальности.
  • воспитание уважения к национальной культуре и национальному достоинству как своей, так и других народов.
  • формирование бережного отношения к национальным чувствам и достоинству каждого человека независимо от его национальной принадлежности.
  • воспитание гражданственности и патриотизма.
  • воспитание толерантности.[8]

Термин «формирование» предполагает определенную завершенность, приобретение развивающейся личностью свода нормативных знаний, практических умений и навыков. В данном случае имеется в виду приобретение личностью совокупности знаний. Практических умений и навыков, опыта общения в области межнациональных отношений. Именно приобретенный практический опыт межнационального общения становится главным показателем и результатом формирования культуры межнационального общения.[9]

Формирование культуры межнационального общения в начальной школе предполагает следующие этапы:

  • освоение родной культуры, ее истории, традиций, нравственных ценностей.
  • формирование на этой основе чувства гордости за принадлежность к родному народу, а также уважения к культуре других народов.
  • формирование потребности в освоении родной культуры и культуры народов-соседей, а также культуры межнациональных отношений.
  • перевод нравственных знаний в поведенческие нормы, что возможно лишь при организации совместной социально значимой деятельности, направленной на воспитание культуры межнационального общения.[10]

Так же можно сказать, что культура межнационального общения предполагает знакомст­во с национальными семьями, их обычаями и традициями. Школьники должны изучать праздники и традиции народов, живущих рядом, историю собственного народа, его духовную жизнь и культуру.

1.3 Уровни сформированности культуры межнационального общения у школьников

Составными компонентами культуры межнациональных отношений выступают патриотизм и интернационализм, по доведенные до крайности они превращаются в свои противоположности: шовинизм (когда моя нация превыше всех) и космополитизм (отказ от патриотизма, национальной культуры и традиций).[11]

Важной стороной развития культуры межнационального общения является формирование этнической толерантности. Этническая толерантность означает признание самоценности любого человека, независимо от его расы, национальности, вероисповедания и терпимое отношение к иному мировоззрению, ценностным ориентациям, стереотипам поведения. Это признание нрава человека быть непохожим, иным, принятие его таким, какой он есть. В.А. Сухомлинский считал, что межнациональная терпимость является важнейшим элементом духовной культуры личности, показателем ее нравственной воспитанности, позволяющим ориентироваться в сложном мире человеческих страстей и характеров.[12]

Результатом формирования культуры межнациональных отношений выступает сформированная этнокультурная компетентность личности, понимаемая как совокупность знаний, представлений о других народах, реализующихся через навыки, установки, модели поведения, обеспечивающие эффективное взаимодействие с представителями других культур.[13]

Высокая культура межнационального общения предполагает:

  • осознание и признание приоритета общечеловеческих ценностей над групповыми, понимание необходимости достижения баланса межнациональных интересов, гармонизацию общечеловеческих и национальных интересов;
  • нераздельное чувство национальной и общенародной (народов страны проживания) гордости, принадлежности к роду человеческому;
  • чувство дружбы между народами страны проживания;
  • заботу о судьбах малой и большой Родины, всей планеты;
  • понимание необходимости трудиться на благо своей нации, во имя сохранения человечества;
  • стремление и содействие расширению взаимосвязей с другими народами и нациями;
  • неразрывный и постоянный интерес к культуре своего и других пародов;
  • знание родного языка и языков других народов;
  • национальная скромность;
  • глубокое уважение к национальному достоинству граждан своей и других стран, независимо от национальной принадлежности.[14]

Эффективность формирования культуры межнациональных отношений во многом зависит от того, в какой степени учащиеся вовлечены в совместную деятельность, способствующую развитию гуманных взаимоотношений, сплочению многонационального коллектива.[15]

Рассматривая вопросы воспитания культуры межнационального общения, мы в первую очередь рассматриваем проблему, существующую в российском государстве, из двух предлагаемых в науке понятий: «культура межэтнического общения» и «культура межнационального общения», мы оперируем понятием культуры межнационального общения.

Межнациональное общение – это определенные взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами.[16]

Поэтому понятие культуры межнационального общения между школьниками можно рассматривать двояко: как предписания, правила по которым следует действовать всем людям в межнациональном общении и как личную способность адекватно воспринимать представителей других национальностей и контактировать с ними.

Учитывая важность вышесказанного, проанализируем процесс воспитания культуры межнационального общения у школьников.

ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Краткая характеристика МБОУ СОШ № 2

Эмпирическое исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 (далее – МБОУ СОШ № 2) основанной 21 ноября 1951 г. За большую поисковую работу школе решением Белокалитвинского городского совета депутатов трудящихся 31 марта 1966 года присвоено имя Героя Советского Союза Аннаклыча Атаева.

Реквизиты учреждения: ОГРН: 1026101885391, ИНН: 6142016977, КПП: 6142010010, ОКАТО: н/д, ОКПО: 40501965, ОКВЭД № 802120 – «Среднее (полное) общее образование». Юридический адрес: 347042, Ростовская обл., Белокалитвинский р-н, г. Белая Калитва, ул. Дзержинского,9

Директор: Сидненков Александр Иванович

Изучив теоретический материал, нами был рассмотрен состав испытуемых, дана его развёрнутая характеристика и выявлен уровень успеваемости и самооценки среди младших школьников.

Исследуемое учебное заведение имеет многонациональный состав. В школе учатся дети 17 национальностей, представим сводную таблицу ниже.

Таблица 2.1. Национальности обучающихся школьников в МБОУ СОШ № 2

Национальность

Численность

Доля, %

Русские

445

60,79

Украинцы

69

9,43

Армяне

73

9,97

Белорусы

31

4,23

Азербайджанцы

19

2,60

Чеченцы

13

1,78

Цыгане

10

1,37

Корейцы

5

0,68

Грузины

14

1,91

Молдаване

6

0,82

Даргинцы

8

1,09

Евреи

9

1,23

Аварцы

4

0,55

Лезгины

2

0,27

Продолжение табл. 2.1

Национальность

Численность

Доля, %

Осетины

7

0,96

Узбеки

6

0,82

Ингуши

11

1,50

Итого

732

100

Как видно из представленной таблицы, наибольшая часть обучающихся в МБОУ СОШ № 2 школьников имеет национальность – русский. Доля этих учеников составляет 60,79% от общего числа обучающихся. С помощью рисунка 2.1 представим соотношение учащихся школьников с национальностью – русский и всех остальных национальностей.

Рисунок 2.1. Соотношение учащихся школьников с национальностью – русский и всех остальных национальностей.

Как видно из рисунка 2.1 школьников с национальностью – русский больше на 158 чел. Рассмотрим более детально соотношение национальностей школьников на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2. отчетливо показывает нам, что в школе наибольшую часть национальностей кроме русских занимают школьники украинской национальности, армянской и белорусской. Так же в школе обучаются дети кавказской, азиатской и других национальностей.

Рисунок 2.2. Национальности учащихся МБОУ СОШ № 2 кроме русских национальностей

В МБОУ СОШ № 2 так же был проведен опрос обучающихся на предмет вероисповедания. Полученные показатели сведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2. Вероисповедания обучающихся школьников в МБОУ СОШ № 2

Религиозная принадлежность

Число опрошенных

Доля, %

Христиане

399

54,51

Атеисты

187

25,55

Мусульмане

72

9,84

Мусульмане-сунниты

22

3,01

Буддисты

19

2,60

Староверы

7

0,96

Православные вне Церкви

6

0,82

Язычники

5

0,68

Иудаисты

5

0,68

Пятидесятники

3

0,41

Мусульмане-шииты

3

0,41

Протестанты

2

0,27

Католики

2

0,27

Итого

732

100,00

Представленная таблица указывает на присутствие различных вероисповеданий учащихся в МБОУ СОШ № 2. Преимущественно большая часть учащихся является христианами –54,51%, это в большинстве дети русской национальности, 25,55% опрошенных школьников сообщили что являются атеистами, 9,84% – учащиеся исповедующие мусульманство. Остальные 10,11% учащихся различного вероисповедания доля которых от 0,27% до 3,01% . С помощью рисунка 2.3 представим соотношение рассмотренных религий среди опрошенных учащихся МБОУ СОШ № 2.

Рисунок 2.3 Вероисповедания учащихся МБОУ СОШ № 2, %

Рассматривая проблематику поставленного вопроса, в опросе на предмет межнационального вопроса приняли участие и родители школьников. Были выявлены следующие ответы на четко поставленные вопросы. Ответы сведем в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Результаты опроса на предмет возникновения конфликтных ситуаций на фоне националистического вопроса среди родителей учащихся

Ответы

Родители

Доля, %

Насмешки из-за национальных признаков (культура, черты лица и т.д.)

32

4,37

бывают разногласия

51

6,97

вражда

9

1,23

могут быть драки

12

1,64

постоянная ругань

2

0,27

иногда непонимание – и ребенок другой национальности остается один

7

0,96

агрессивность некоторых детей – представителей национальных меньшинств

6

0,82

не сталкивались с межнациональными конфликтами в школе

613

83,74

Итого

732

100,00

Показатели, полученные в результате проведенного опроса родителей школьников МБОУ СОШ № 2, указали что по мнению родителей большая часть школьников, а именно 83,74%, не сталкивалась с межнациональными конфликтами в школе, тогда как 16,26% указали наличие таких конфликтов.

Здесь стоит отметить, что это 119 школьников различных возрастов, мы не проводили анализ их гендерной предрасположенности, уровня социализации, материальной обеспеченности семей, уровень успеваемости, так как в рамки настоящего исследования данный вопрос не входит, но именно по этой причине мы не можем быть уверенны, что зафиксированные конфликтные ситуации представлены первоначально вопросом национализма. Здесь можно допустить, что вопрос национальности не стоял на первом месте, а был поднят в процессе конфликтной ситуации, но даже не смотря на это, необходимо рассмотреть существующие педагогические средства формирования культуры межнационального общения в МБОУ СОШ № 2.

Таким образом, мы выявили, что в МБОУ СОШ № 2 на постоянной основе обучаются 732 ученика 17 национальностей, которые исповедуют 13 религиозных направлений, было так же определено, что в процессе обучения 119 школьников участвовали в межнациональных конфликтных ситуациях, данное обстоятельство указывает на актуальность воспитательной работы школы в части проблемы воспитания культуры межнациональных отношений.

2.2. Педагогические средства формирования культуры межнационального общения

Рассматривая педагогические средства формирования культуры межнационального общения в МБОУ СОШ № 2, было определено, что преподавательский состав придерживается правило о том, что образовательная среда должна способствовать тому, чтобы каждый ребёнок знал историю своего народа, но вместе с тем уважительно относился к другим культурам.

В школе проводятся: классные часы, конференции, беседы, дискуссии, круглые столы, игровые тренинги, коммуникативные тренинги, праздники, игровые и конкурсные программы, викторины, выставки, познавательные игры, беседа (в том числе эвристическая), дискуссия, поощрение, создание социальных проб, убеждение (самоубеждение), внушение (самовнушение), игровые методы, требование, метод саморегулирования; метод воспитывающих ситуаций, метод соревнования, метод анализа деятельности и общения ребенка, поручения, используется метод «задание самому себе» (по классификации Смирнова С.А.) и метод «Мой секрет» (по классификации Смирнова С.А.).

Организаторами формирования культуры межнационального общения в МБОУ СОШ № 2, выступают учителя, классные руководители, социальный педагог и психолог. Необходимо отметить, что процесс формирования толерантности, как и любого нравственного качества, зависит не только от профессиональных усилий педагога, но и от той среды, в которой происходит воспитание и в которой «обитает» ребенок. Следовательно, результативность данного процесса зависит не только от четкого следования программы, но и от наличия атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде. Поэтому данная применяемая программа предполагает активное участие в ее реализации семей подростков, именно по этой причине они были задействованы в опросе, сотрудников школы и учреждений смежных ведомств.

Так же не маловажным является ресурсное обеспечение реализуемой программы по формированию культуры межнационального общения. В целях научно-методического, программно-методического и информационного обеспечения реализации программы в структуре управления создана методическая служба. Деятельность методической службы направлена на развитие творческого потенциала педагогов, осуществляющих непосредственно воспитательный процесс в рамках программы. Основными функциями методической службы являются: обобщение и распространение опыта работы педагогического коллектива – участника программы; создание банка данных соответствующего управленческого и педагогического опыта; подготовка методических рекомендаций по направлениям программы; проведение экспертизы разработанных материалов.[17]

Для организации и проведения исследований, связанных с выполнением целей и задач программы, подготовки конференций, научно-практических семинаров, дискуссий и пр., создания банка методических материалов по вопросу организации содержательного досуга детей и взрослых, подготовки публикаций, рекламных и информационных материалов для СМИ в структуре методической службы созданы временные группы.

Материально-техническое и финансовое обеспечение реализации программы производится на основе целевого выделения денежных средств на финансирование мероприятий программы согласно смете расходов МБОУ СОШ № 2 на 2018 г.

Школьники охотно участвуют в представленных мероприятиях, так как в силу возрастных особенностей подростки не имеют необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной понимать современные этнические проблемы. Так примером такого участия может быть городской конкурс вариативных программ по профилактике экстремистской деятельности и ксенофобии проводимый в начале учебного 2018 года.

Представим три группы приемов проводимых для обращения внимания школьников на себя как на личность, а так же на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. Итак:

  • приём «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы взаимодействовали учащиеся из разных групп.
  • приём «Взаимопомощь». Деятельность детей организуется таким образом, чтобы успех дела зависел от помощи друг другу.
  • приём «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна, и опираться на конкретные факты.
  • приём «Обмен ролями». Учащиеся обмениваются ролями или функциями, которые получили при выполнении задания.
  • приёмы: «Ломка стереотипов», «Общаться по правилам», «Общее мнение», «Коррекция позиций», «Справедливое распределение», «Мизансцена» и др.

Вторая группа приёмов связана с организацией диалоговой рефлексии:

  • приём «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить от его лица.
  • приём «Прогнозирование развития ситуации». Педагог предлагает высказать предположение о том, как могла бы развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведётся поиск выхода из сложившейся ситуации.
  • приём «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны, и которая вызывает у них определённый интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего.
  • приёмы: «Обнажение противоречий», «Встречные вопросы» и др.

Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т.д.:

  • приём «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т.п.).
  • приём «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (песни, кинофильмы) любят их товарищи по классу.
  • приём «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную педагогом тему (моделируют, конструируют, инсценируют, комментируют и т.д.).
  • приёмы: «Сочини конец истории», «Киностудия» и др.

Особо хочется подчеркнуть, что в опытно-экспериментальной работе учителя МБОУ СОШ № 2 опираются на исследования современных ученых в области психологии, теории личности, на закономерности формирования духовно-нравственных убеждений юношей и девушек, учитывают их конкретные национальные психологические особенности.

Для успешной адаптации учащихся не только к жизни в условиях многонациональной школы, но и за её пределами педагогами предложена программа «Воспитание культуры толерантности», которая состоит из четырех разделов и предусматривает такие направления деятельности как:

  • знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;
  • понимание того, что каждый человек — уникальная личность, и уважения требуют любые различия между людьми;
  • понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Школьники должны понять, что их различия дополняют друг друга, как подарок каждого из них — группе в целом;
  • результат – приобщение к культуре мира.[18]

Школьники, на практике соприкасающиеся с понятием уважения и терпимости по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Воспитание в духе терпимости направлено на противодействие чувству страха и отчуждения по отношению к другим людям. В результате, у учащихся формируется личностное отношение к ключевым понятиям культуры, навыки межкультурного взаимодействия, что и стало основной целью и ценностью культурологической миссии школы.

Органичной частью процесса поликультурного воспитания школьников в опытно-экспериментальной работе является внеклассная и внешкольная работа. Традиционным стал проводимый в школе городской детский форум: «Скажи экстремизму – «Нет!»», апрель 2018 год; «Наш общий дом – Россия», май 2018год. Дети из разных школ города выражали своё отношение к поднимаемым проблемам, узнали для себя что-то новое, учились общаться друг с другом, учились отстаивать своё мнение.

В рамках работы по формированию культуры межнационального общения была проведена научно-практическая конференция «Казачество Дона», на которой школьники познакомились с историей зарождения казачества, обычаями и традициями казаков, узнали о роли казачества в современном обществе. На конференции были представлены презентации школьников по актуальным темам. В октябре 2018 г. педагогическим составом МБОУ СОШ № 2 организовано праздничное мероприятие «Вместе дружная семья», на котором представлены национальные подворья: русское, украинское, белорусское, армянское, грузинское, азербайджанское, народов Кавказа и т.д., организована концертная программа, где были исполнены песни и танцы разных народов. Учащиеся и гости не остались равнодушными к культуре других народов. Очень эмоционально дети одной национальности исполняли стихи и песни другой.

В МБОУ СОШ № 2 проводятся классные часы, цель которых – формирование культуры межнациональных отношений, уважительного отношения к людям различных стран и национальностей; соблюдение морального такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов, проявление позитивно-оценочного отношения к культуре других народов.

Наиболее интересная тема одного из таких классных часов «Дружба народов – источник Победы», цель данной темы показать учащимся, что Победа в Великой Отечественной войне является подвигом многих народов, сплотившихся не против нации, а против фашизма. Учащиеся приводят примеры истории, когда солдаты разных национальностей воевали вместе, были опорой друг другу.

Так же, плодотворной работой можно назвать классный час посвященный теме: «Мы разные, но Родина одна». Здесь учащиеся с удовольствием демонстрируют национальные костюмы своего народа, с интересом и гордостью рассказывают о своих обычаях и традициях, представляют блюда национальной кухни. Именно такие часы общения позволяют школьникам в тесной обстановке сблизиться, подружиться, получить опыт взаимопонимания и терпимости.

Проблему формирования культуры межнациональных отношений поднимают на своих уроках и учителя узконаправленных предметов, например – географии. Цель – донести до сознания учеников, что этнокультурное разнообразие было, есть и будет. Только при толерантном отношении к представителям других национальностей возможно процветание Российской Федерации. Хорошо раскрыта тема межнациональных отношений в курсе «География России» 8-9 класс. Это уроки: «Национальный и религиозный состав населения России», «Культура и обычаи народов России»; при изучении регионального компонента «Ставропольский край – многонациональный край», «Пятигорск – столица Дружбы». Такие уроки проводят в нетрадиционной форме: уроки-конференции, круглые столы, уроки-диспуты, которые позволяют школьникам раскрыться, высказать своё мнение, научиться общаться.

Во время проведения кружковой деятельности, имеющую спортивно-туристскую направленность учителя так же решают следующие воспитательные задачи:

  • создание условий для изменения позиции ребенка от объекта социальной ситуации к субъекту путем активного физического участия детей в кружке.
  • развитие каждого ребенка как физически развитой и активной личности.
  • развитие ценностного отношения к личности и взаимодействию с ней.
  • подготовка детей разных национальностей, вероисповеданий, конфессий и т. д. к взаимодействию в совместной кружковой жизни.[19]

Кружковая работа объективно создает условия для развертывания разнохарактерных отношений детей, межэтнических связей, развития толерантных отношений. Особо важную роль в развитии этих отношений играет свободное время детей. Основные функции свободного времени – это:

  • разрядка и восстановление. В условиях пребывания в кружке ребенок попадает в качественно новое состояние, позволяющее сбросить груз школьных и иных накопившихся проблем. Это создает условия для получения физических и психологических сил, позволяющие укрепить юный организм.
  • развлечение и хобби. Речь идет о возможности заняться любимым делом, поиграть, повеселиться – от этого во многом зависит душевный комфорт, настроение и готовность к более значимой деятельности.
  • саморазвитие и самореализация – это факторы, во многом определяющие содержание деятельности кружка.

Кружковое занятие – это наиболее благоприятная время развития разнообразных творческих и физических сил юной личности, здесь созданы условия для самовоспитания личности, в результате чего ребенок становится субъектом своей жизнедеятельности, что выражается в четырех основных видах действий: в инициативе, в самостоятельном выборе и принятии решений, в самореализации, самооценке и коррекции деятельности и общения.

  • профессионально-образовательная компенсация. Имеется в виду получение новых знаний, расширяющих рамки школьной программы, выработка умений и навыков в избранном виде деятельности.
  • социализация. Речь идет об усвоении и активном воспроизводстве социального опыта в процессе общения и деятельности – важный фактор для развития и становления личности ребенка.[20]

В условиях усложнения межэтнических отношений особое внимание во время организации своей кружковой деятельности уделяется проблеме воспитания интереса к чужой культуре, стремлению понять ее, воспитанию доверия и уважительности к детям разных национальностей.

Опыт показывает, что кружок создает оптимальные условия для снятия межнациональных барьеров при условии, если педагоги ориентированы на формирование межэтнических контактов детей и развитие их толерантности.

Значимым достижением является не только создание в кружковой группе «толерантного» климата, но и обеспечение его сохранения при переходе к самоуправлению, когда ставшее нормой поведение сохраняется ребятами-лидерами. Одним словом, как показывают исследования и экспериментальная работа в кружковой группе, каждая форма организации жизни детей содержит огромные возможности целенаправленной организации воспитательных воздействий на развитие позитивного отношения детей к людям, формирование их толерантного сознания и поведения.

Несмотря на достигнутые результаты перед педагогическим коллективом МБОУ СОШ № 2 все же возникают новые проблемы. В современных условиях, когда меняются коренные устои нашего общества, когда накалена социальная обстановка в государстве, учебные заведения должны оставаться оплотом стабильности и уверенности, центром полиэтнической образовательной среды, главная функция которой – ознакомить детей не только с разными культурами, но и научить жить в полиэтническом обществе.

2.3. Рекомендации педагогам по воспитанию культуры межнационального общения

Методических разработок по воспитанию у детей таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, способствующих развитию терпимости, взаимопонимания, открытости, дружелюбия, комфортному пребыванию в детском саду детей других национальностей, в настоящее время очень мало. Однако на современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры межнационального общения начиная уже с дошкольного детства, в целях воспитания современного культурного человека, знающего и уважающего не только свою культуру, но и культуру других народов.

Также практика показывает, что дети другой национальности чувствуют себя не комфортно в группе, если они плохо говорят на русском языке, то часто слышат осмеяние в свой адрес, и дети не хотят их принимать их в игру.[21]

Действенность воспитания культуры межнационального общения зависит от его раннего начала и обеспечения перманентности на уровне преемственности. Культура общения, как одна из важнейших сторон личности формируется и развивается в течение всей жизни человека: в семье, в детском саду, в школе, на улице, а также в процессе самовоспитания и под влиянием общественных отношений.

Фундаментальной базой предлагаемых занятий выступили теоретические и практические исследования отечественных и зарубежных педагогов.

Содержание занятий направлено на развитие интереса к человеку, формирование навыков и норм поведения с другими людьми. Цель занятий – дать представления детям о Родине, городе Белая Калитва, истории и культуре своего народа, сформировать у детей эмоционально – ценностное отношение к культуре народов и детям другой национальности.

Программа занятий включает в себя три тематических блока:

  1. «Страна общения»
  2. «Мы – все дети России»
  3. «Мы – дети планеты»

Первый этап включает в себя знакомство поближе детям друг с другом, формирования в детях желание и интерес сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения в группе, развить коллективное чувство сплоченности, нравственности, доброжелательного отношения к окружающим, создать комфортные условия для общения детей (первый тематический блок).

Второй этап предполагает знакомство детей с Россией (воспитывать чувство гордости за свою страну, познакомить с российским флагом, гербом, гимном), столицей России – Москвой (дать представление о том, что Москва – самый большой город в нашей стране, подвести к пониманию того, что такое столица), городом Белой Калитвой (формировать начальные знания о родном городе, его истории и основных достопримечательностях) (второй тематический блок).

Третий этап предполагает знакомство школьников с многообразием культур в мире и России, развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур (третий тематический блок).

Контроль знаний и умений школьников осуществляется в занимательной форме: занятия – путешествия, проигрывание проблемных ситуаций, праздники и развлечения.

Таким образом, предлагаемые занятия, дополнят программу педагогов МБОУ СОШ № 2 по воспитанию культуры межнационального общения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Школа – это первая ступень образования. Именно здесь закладываются основы мировоззрения и культуры личности, закладываются основы культурного общения и первичные ценностные ориентации. При этом следует учитывать, что современная школа, как и общество в целом, является полиэтническим, а умение строить нормальные взаимоотношения со сверстниками разных национальностей наблюдается не у всех детей.

У подрастающего поколения необходимо формировать уважение к другим народам и культурам, готовность к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем; нужно научить уважать любого человека, представителя иной социокультурной группы; стимулировать желание познавать разные культуры; формировать толерантность к этническим культурам, учить предотвращать или творчески преодолевать конфликты. Необходимо формировать знания, умения и навыки поведения толерантного, принимающего, позитивно-активного в отношениях с другими расами, этносами, народами, нациями.

Объектом исследования выступило МБОУ СОШ № 2. На постоянной основе в школе обучаются 732 ученика 17 национальностей, которые исповедуют 13 религиозных направлений, было так же определено, что в процессе обучения 119 школьников участвовали в межнациональных конфликтных ситуациях, данное обстоятельство указало на актуальность воспитательной работы школы в части проблемы воспитания культуры межнациональных отношений.

В процессе настоящего исследования были рассмотрены педагогические средства формирования культуры межнационального общения, а так же даны рекомендации педагогам по воспитанию культуры межнационального общения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование как феномен культурного поля. – СПб.: СПГУТД, 2014. — 188 c.
  2. Баенская, Е. Р. Специальная дошкольная педагогика: учебник. – Москва: Академия, 2013. – 350 с.
  3. Батаршев, А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи - М.: Academia, 2017. - 192 c.
  4. Бахмутский А.Е., Вершинина Н.А., Глубокова Е.Н., Даутова О.Б., Кондракова И.Э., Лабунская Н.А., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Педагогика. – Спб.: Питер, 2017. – 304 с.
  5. Безрукова, В. С. Педагогика: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 116 с.
  6. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика. Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2017. - 198 c.
  7. Васильева Д.Н. Этнопедагогика. Теория и практика. Учебное пособие. — Саратов: СГУ, 2013. — 125 с.
  8. Голубовский В.Ю., Кунц Е.В. Межнациональные, религиозные отношения и будущее России. Конфликты и потенциал гражданского общества. – М.: Проспект, 2017. – 142 с.
  9. Даутова О.Б. Проектирование учебно-познавательной деятельности школьника на уроке в условиях ФГОС. – Спб.: КАРО, 2016. – 184 с.
  10. Денисович Т.Е. Педагогическая журналистика. - М.: Форум, 2017. - 144 c.
  11. Джуринский А.Н. История педагогики и образования. - М.: Владос, 2017. - 390 c.
  12. Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А., Казачкова Т.Б., Муштавинская И.В., Крылова О.Н. Даутова О.Б. Современные педагогические технологии. Основная школа. – Спб.: КАРО, 2017. – 176 с.
  13. Казачёнок Н.В., Шмелёва Н.В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. организаций / Казачёнок Н.В., Шмелёва Н.В. – М.: Просвещение, 2014. – 238 с.
  14. Мустафаев Ф.А. Социальная педагогика. Учебник. Третье издание. – М.: РИОР, 2014. – 298 с.
  15. Попков В.А. Теория и практика высшего профессионального образования. - М.: Академический проект, 2017. - 452 c.
  16. Рощупкин В.Г. Кросскультурная грамотность студента - будущего учителя. - Москва: Наука, 2017. - 722 c.
  17. Самойлов, В. Д. Педагогика и психология высшей школы: андрогогическая парадигма: учебник для высших учебных заведений. – Москва: Юнити-Дана: Закон и право, 2014. – 207 с.
  18. Сивашинская, Е. Ф. Педагогические системы и технологии: конспект лекций – Мозырь: Содействие, 2015. – 215 с.
  19. Симонов, В. П. Педагогика и психология высшей школы: инновационный курс для подготовки магистров: учебное пособие. – Москва: Вузовский учебник: Инфра–М, 2015. – 319 с.
  20. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. – М.: Издательство «АСТ», 2018. – 384 с.
  21. Воспитание культуры межнационального общения [Электронный ресурс] – режим доступа: http://studepedia.org/index.php?vol=1&post=59582
  22. Понятие культуры межнационального общения, ее структурные элементы. Национальное самосознание, особенности его проявления в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] – режим доступа: https://studopedia.ru/3_50353_ponyatie-kulturi-mezhnatsionalnogo-obshcheniya-ee-strukturnie-elementi-natsionalnoe-samosoznanie-osobennosti-ego-proyavleniya-v-mladshem-shkolnom-vozraste.html
  23. Проблемы воспитания культуры межнационального общения в образовательных учреждениях [Электронный ресурс] – режим доступа: https://multiurok.ru/files/probliemy-vospitaniia-kul-tury-miezhnatsional-nogo.html
  24. Работа социального педагога по профилактике межнациональных конфликтов в школе [Электронный ресурс] – режим доступа: http://ped.bobrodobro.ru/40774
  25. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://psychology.academic.ru/5446/младший_школьный_ возраст
  1. Самойлов, В. Д. Педагогика и психология высшей школы: андрогогическая парадигма: учебник для высших учебных заведений. – Москва: Юнити-Дана: Закон и право, 2014. – С. 19

  2. Работа социального педагога по профилактике межнациональных конфликтов в школе [Электронный ресурс] – режим доступа: http://ped.bobrodobro.ru/40774

  3. Сивашинская, Е. Ф. Педагогические системы и технологии: конспект лекций – Мозырь: Содействие, 2015. – С. 32

  4. Симонов, В. П. Педагогика и психология высшей школы: инновационный курс для подготовки магистров: учебное пособие. – Москва: Вузовский учебник: Инфра–М, 2015. – С. 25

  5. Казачёнок Н.В., Шмелёва Н.В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. организаций / Казачёнок Н.В., Шмелёва Н.В. – М.: Просвещение, 2014. – С. 12

  6. Васильева Д.Н. Этнопедагогика. Теория и практика. Учебное пособие. — Саратов: СГУ, 2013. — С. 37

  7. Воспитание культуры межнационального общения [Электронный ресурс] – режим доступа: http://studepedia.org/index.php?vol=1&post=59582

  8. Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А., Казачкова Т.Б., Муштавинская И.В., Крылова О.Н. Даутова О.Б. Современные педагогические технологии. Основная школа. – Спб.: КАРО, 2017. – С. 11

  9. Баенская, Е. Р. Специальная дошкольная педагогика: учебник. – Москва: Академия, 2013. – С. 71

  10. Понятие культуры межнационального общения, ее структурные элементы. Национальное самосознание, особенности его проявления в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] – режим доступа: https://studopedia.ru/3_50353_ponyatie-kulturi-mezhnatsionalnogo-obshcheniya-ee-strukturnie-elementi-natsionalnoe-samosoznanie-osobennosti-ego-proyavleniya-v-mladshem-shkolnom-vozraste.html

  11. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование как феномен культурного поля. – СПб.: СПГУТД, 2014. — С. 46

  12. Попков В.А. Теория и практика высшего профессионального образования. - М.: Академический проект, 2017. – С. 37

  13. Джуринский А.Н. История педагогики и образования. - М.: Владос, 2017. – С. 33

  14. Иваньшина Е.В. Указ. соч. – С. 13

  15. Денисович Т.Е. Педагогическая журналистика. - М.: Форум, 2017. – С. 62

  16. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика. Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2017. – С. 44

  17. Голубовский В.Ю., Кунц Е.В. Межнациональные, религиозные отношения и будущее России. Конфликты и потенциал гражданского общества. – М.: Проспект, 2017. – С. 13

  18. Бахмутский А.Е., Вершинина Н.А., Глубокова Е.Н., Даутова О.Б., Кондракова И.Э., Лабунская Н.А., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Педагогика. – Спб.: Питер, 2017. – С. 26

  19. Проблемы воспитания культуры межнационального общения в образовательных учреждениях [Электронный ресурс] – режим доступа: https://multiurok.ru/files/probliemy-vospitaniia-kul-tury-miezhnatsional-nogo.html

  20. Даутова О.Б. Проектирование учебно-познавательной деятельности школьника на уроке в условиях ФГОС. – Спб.: КАРО, 2016. – С. 19

  21. Бахмутский А.Е. Указ. соч. – С. 62