Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Воспитание культуры межнационального общения (Содержание работы по воспитанию культуры межнационального общения у младших школьников)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Обновление современного российского образования сопровождается интенсивным поиском путей совершенствования педагогического процесса во всех звеньях образовательной системы. Не составляет исключения в этом плане и школьное образование. Среди многих проблем содержания школьного образования особое место в настоящее время занимают вопросы, связанные с формированием культуры межнационального общения.

Проблема воспитания культуры межнациональных отношений приобретает доминирующее значение среди многих проблем, имеющих место в современной государственной политике. В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента от 19 декабря 2012 г. №1666 отмечается, что «в настоящее время «сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма»: учащаются проявления дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике; имеет место недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества (распространяются негативные стереотипы в отношении некоторых народов)»[1].

В нормативных документах и декларациях как международного, так и государственного уровня, подчеркивается значимость и необходимость создания условий (педагогических, социальных и политических) для формирования толерантности («Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод», «Всеобщая декларация прав человека», «Декларация прав ребенка», «Международный пакт о гражданских и политических правах», «Декларация принципов толерантности», Конвенция ООН «О правах ребенка», «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года», Закон Российской Федерации «Об образовании» и др.).

Реализация процесса воспитания культуры межнационального общения у подрастающего поколения через интегративный подход, на основе приобщения к общечеловеческим ценностям, через усвоение национальных культур может быть наиболее эффективным в том случае, когда ребенок полностью включен в учебную ситуацию, когда его личная деятельность направлена, прямо или косвенно, на выработку тех установок, навыков и знаний, которые составляют культуру межнационального общения, адекватную данной возрастной группе. Другими словами, в число основных педагогических задач педагогов входит выработка заинтересованности детей в той деятельности, которую они осуществляют. Обеспечить это может и должна соответствующая педагогическая методология.

Степень разработанности. Проблеме воспитания культуры межнационального общения посвящено большое количество исследований, среди которых работы З.Т. Гасанова, А.Н. Жолудова, Т.Ю. Бурмистровой, Л.Н. Гумилёва, Л.Н. Коган, Л.З. Немировской, И.И. Серовой, К.И. Султанбаевой, Г.Н. Волковым, Р.Т. Гардановым, В.Г. Крысько, B.C. Мухиной, М.Г. Тайчинова и др. авторы на обширном аналитическом и эмпирическом материале подчеркивают важность проблемы формирования культуры межнационального общения на современном этапе.

В педагогике исследователями (А.Г. Асмолов, М. И. Богомолова, Г.Н. Волков, Л. М. Захарова, Н. Н. Матросова, Р. З. Хайруллин и др.) были разработаны исходные методологические основания и накоплен значительный теоретико-экспериментальный материал, позволяющий определить направления психолого-педагогической работы по воспитанию культуры межнационального общения у подрастающего поколения.

Анализ имеющихся исследований позволил выделить ряд противоречий между: провозглашением ценностей толерантности и национального равноправия в современном обществе и слабой разработкой педагогических механизмов их развития у детей школьного возраста; требованиями ФГОС в области социально-коммуникативного развития к организации педагогического процесса, обеспечивающего формирование основ понимающего, принимающего и уважительного отношения к иным национальным культурам, и отсутствием концептуально обоснованных программ и технологий интернационального воспитания детей в современном поликультурном образовательном пространстве.

Данные противоречия определили проблему данного исследования: необходимость выявления путей воспитания культуры межнационального общения у школьников.

Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность воспитания культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: воспитание культуры межнационального общения у подрастающего поколения.

Предмет исследования — процесс воспитания культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить проблему воспитания культуры межнационального общения в психолого-педагогической литературе;

2. Проследить генезис проблемы воспитание культуры межнационального общения школьников;

3. Определить уровень культуры межнационального общения детей младшего школьного возраста, осуществить анализ и интерпретацию полученных результатов;

4. Разработать содержание работы по воспитанию культуры межнационального общения у младших школьников.

Методы исследования:

– теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и справочной литературы, сравнение, обобщение, систематизация;

– практические: анкетирование, беседа, диагностика.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов при разработке комплекса мер, направленных на воспитание культуры межнационального общения у школьников в практике образовательной организации.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

1.1. Проблема воспитания культуры межнационального общения в психолого-педагогической литературе

Культура общения как личностное образование в процессе социализации человека проходит множество уровней, каждый из которых характеризуется определенными знаниями и навыками в области коммуникации, степенью проявления толерантности к чужому мнению, что позволяет судить о выраженности данного качества у отдельной личности и коллектива в целом.

Общение между людьми является необходимым условием формирования и развития личности, усвоения ею духовных ценностей, осмысленной деятельности.

Культура общения, регулируя человеческие взаимоотношения и соотнося их с общественными требованиями, обеспечивает формирование в личности необходимых нравственных качеств и обуславливает стратегию поведения в социуме. Разновидностью общения является «межнациональное общение», с помощью которого личность реализует национальные отношения. Через понимание данного феномена можно уяснить сущность понятия «культуры межнационального общения».

С точки зрения Ф.С. Бабейко, межнациональное общение — это «обусловленная общественной потребностью активная деятельность этносов и наций по взаимопознанию и проявлению своего отношения к национальной стороне взаимоотношений»[2]. Данное определение является не в полной мере исчерпывающим и отражает, в основном, общую характеристику взаимодействия групп людей, не конкретизируя национальный аспект в общении.

По словам Л.М. Дробижевой, «сущность межнационального общения состоит в процессе сотрудничества множества индивидов, являющихся носителями национальных, классовых, и общечеловеческих универсальных интересов. Ее специфические особенности и своеобразие заключаются в способности актуализировать отношения между нациями, выявлять их скрытые стороны, то есть переводить их из неявного в явное. Оно может рассматриваться как составной элемент межнациональных отношений на межличностном уровне, подчиненный аналогичным закономерностям»[3].

Этот подход, важный с методологической точки зрения, дает возможность понять, что представители различных национальностей в процессе общения реализуют одновременно личностные и межнациональные отношения в системе социального взаимодействия. Однако данный подход, с учетом интерпретации общения как сотрудничества, не предполагает взаимодействия представителей различных национальностей, испытывающих неприязнь друг к другу.

На основании вышеуказанных подходов представляется возможным предположить, что межнациональное общение — это способ выражения отношений между представителями различных этносов, проявляющийся в межличностном общении, повседневной совместной деятельности, обусловленный потребностью в приобретении и накоплении социального опыта, а также приобщении его к культурным ценностям других национальностей.

Исходя из этого, можно предположить, что межнациональное общение может выступить как средство реализации межнациональных отношений на межличностном и социальном уровне, направленное на формирование культуры отношений между индивидуумами, способностей решать возникающие межэтнические конфликты мирными, гуманными, диалоговыми методами.

Р.Г. Абдулатипов в своем исследовании замечает, что «культура межнационального общения, обнаруживаясь необходимым атрибутом любой сферы межнациональных отношений, по природе своей есть феномен духовной жизни общества, в специфической форме отражающий морально-политическое, нравственное существо национальных отношений»[4].

Т.Ю. Бурмистрова и О.А. Дмитриев обусловливают культуру межнационального общения как «совокупность мировоззренческих, идейно-политических, нравственных, эстетических ценностей социализма, функционирующих, взаимообогащающихся и творчески развивающихся в процессе непосредственного и косвенного (опосредованного) общения»[5].

Н.С. Загорская рассматривает культуру межнационального общения как «систему, функционирование и развитие которой обеспечивает определенное социально-нравственное качество процесса взаимодействия субъектов межнационального общения. Содержание культуры межнационального общения как социального явления определяется через соотнесение ее объективных (нравственные ценности) и субъективных (социокультурные потребности и интересы) характеристик»[6].

Согласно, Н.Г. Марковой, «культура межнационального общения — совокупность специальных знаний, качеств личности, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах»[7].

В исследованиях Б.Х. Золотовой культура межэтнического общения представлена «системой характерных для наций, личности и общества в целом идей и представлений, способов, форм и видов специфической культурной деятельности, осуществляемой в целях углубления процесса взаимодействия и взаимовлияния людей различных национальностей»[8]. На взгляд данного автора, содержание культуры межэтнического общения определяет ее роль обществе в качестве социального регулятора поведения индивида и его взаимоотношений с представителями других этносов во всех сферах социальной жизни.

Н.Н. Назаренко, опираясь на определение, данное В.Г. Крысько, считает, что «культура межнационального общения — это способ деятельности, характеризующийся определенным уровнем готовности к продуктивному взаимодействию с представителями различных национальных групп»[9].

Социологический аспект изучения культуры межнационального общения представлен также диссертационным исследованием А.Н. Некрасовой, считавшей, что изучаемый социальный феномен является «… особым типом культуры представителей различных национальностей, характеризующийся этнокультурным взаимодействием, которое проявляется в национальном самосознании, демократизации общества, этнокультурной компетентности личности, такте и стремлению к межнациональному согласию во всех сферах общения»[10].

Интересным представляется определение А.Р. Исаева, рассматривающего культуру межнационального общения как «качественную определенность характера взаимодействия народов в различных сферах, обеспечивающую самореализацию потенциала всех сторон их общественной жизни в естественно развивающейся форме, и, через взаимопонимание и взаимообогащение — удовлетворение тех или иных национальных интересов»[11].

Отдельного внимания заслуживает подход Г.В. Михалева к выявлению соотношения между понятиями общение и отношения. На взгляд данного автора, культура межнационального общения — не более чем совокупность определенных норм и правил, в том числе очень конкретных (формы обращения, запрет на критические высказывания в адрес нации в целом, демонстрация уважения к ней, в определенных случаях обоюдное знание языков и т. д.). Если же исследователь стремится рассматривать нечто большее, чем эти правила и нормы, то он должен говорить о культуре межнациональных отношений.

Данный подход с методологической точки зрения представляется важным, так как позволяет определить ракурс исследования и его инструментарий в изучении взаимодействий между этносами на различных уровнях. «Культура межнациональных отношений выступает, с точки зрения Г.В. Михалева, как целостно организованная совокупность ценностей и норм, которая находит отражение в стереотипах восприятия и шаблонах поведения и призвана регулировать отношения и взаимодействия между нациями и этническими группами, в том числе межличностное общение между их конкретными представителями. Если же речь идет об отдельной личности, то культура межнациональных отношений предстает ее таким качеством, которое интегрирует общекультурные ценности и нормы, обеспечивая ей адекватное, положительное отношение и оценку представителей различных национальностей, их образа жизни и духовного мира»[12].

Таким образом, вышеперечисленные авторы интерпретируют понятие культуры межнационального общения в социуме как накопление опыта, сложившегося в процессе взаимодействия людей в различных сферах жизнедеятельности — материальной, политической, духовной, и тех конкретных форм взаимовлияния, которые складываются в процессе этой деятельности.

Однако, культура межнационального общения в большей степени проявляется на личностном уровне, в процессе социализации человека, что позволяет представить ее как необходимое качество толерантной личности. В определенной степени культура межнационального общения, во всем ее многообразии проявления в различных сферах жизнедеятельности человека является феноменом духовной жизни общества. Тем не менее, морально-нравственная сущность взаимоотношений между этносами ярко выражена на межличностном и межгрупповом уровне, что позволяет судить о личностном уровне ее формирования и развития.

Культуру межнационального общения как качества личности рассматривали многие исследователи.

Исходя из определения З.Т. Гacaнова, «культура межнационального общения — это степень уважения к людям, представителям различных этносов и рас, проявляющееся в толерантном и благожелательном отношении к особенностям национальных культур, традиций, истории, менталитету и национальному достоинству. Данный феномен предполагает соблюдение индивидами этических, морально-нравственных и правовых норм в поликультурной среде»[13]. Аналогичный взгляд на исследуемый феномен имеет В.П. Кoмapoв, рассматривая культуру межнационального общения как «способность адекватного восприятия своеобразия людей другой национальности и в соответствии с этим управление своим поведением»[14].

Тем не менее, указанные авторы не принимают во внимание гносеологический компонент изучаемого личностного образования. Знание особенностей других этнокультур помогает избежать возникающих противоречий в процессе межнационального общения, что подтверждает тезис о важности усвоения личностью этнокультурных ценностей представителей иных национальностей, как способности к интеграции в процесс межкультурной коммуникации.

На взгляд P.P. Имaмкyлова, культура межнационального общения присуща уровню взаимоотношений на микроуровне — межличностном и межгрупповом, то есть более индивидуализирована, в то время как культура межнациональных отношений больше характерна для взаимоотношений между нациями на макроуровне и носит более независимый характер. Он дает следующее определение: «В педагогическом плане культура межнационального общения индивида, выступает как способ существования и форма выражения его обшей личностной культуры, обусловленной влиянием культурной среды»[15].

Хайpyллин P. З. полагает, что «культура межнационального общения является полифункциональным явлением, располагающим, с одной стороны, знанием норм, принципов и требований гуманистической этики и, с другой — присутствием у человека характерных коммуникативных качеств, таких, например, как способность к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке»[16].

Таким образом, анализ позиций ученых из различных областей знаний, смежных с социологией, позволил выделить два основных подхода к исследованию сущности культуры межнационального общения. Понимание его как социального явления позволяет интерпретировать культуру межнационального общения как накопление опыта, сложившегося в процессе взаимодействия людей в различных сферах жизнедеятельности — материальной, политической, духовной, и тех конкретных форм взаимовлияния, которые складываются в процессе этой деятельности.

Подход к осмыслению культуры межнационального общения как личностного образования предполагает совокупность особых качеств, присущих толерантной личности, которые позволяют ей быть максимально включенной в процесс межкультурной коммуникации.

1.2. Воспитание культуры межнационального общения школьников: генезис проблемы

Воспитание культуры межнационального общения учащихся является актуальной психолого-педагогической проблемой современной педагогической теории и практики воспитания. Для российской многонациональной школы в силу интенсификации межэтнических контактов между людьми, данная проблема приобретает особую актуальность.

В педагогической и социально-политической публицистике детально рассматривалось понятие «воспитание культуры межнационального общения». Гасанов З.Т. выделяет в качестве ее основных компонентов патриотизм, дружбу народов, веротерпимость[17].

Анализируя проблемы формирования культуры межнациональных отношений в педагогической публицистике последних 10 (десяти) лет, И.Л. Ленский в своем исследовании выявляет следующие новаторские подходы к методике воспитания нравственной культуры и социальной этики в межнациональных отношениях: воспитание исторической памятью; овладение школьниками этнографическими знаниями и информацией; особая роль русского языка как коммуникативного средства людей разных национальностей; развитие двуязычия; толерантность в восприятии инонациональных особенностей; обращение к традициям и морали семейных устоев; интернациональность национальной культуры; выход интернационального воспитания из дверей школы; личный пример педагогов[18].

В современной педагогической теории более употребим созвучный понятию «воспитание культуры межнационального общения» термин «межкультурная компетентность», рассмотрением структурных компонентов которой одним из первых занимался А. Кнапп-Поттхофф. Следует уточнить, что эти два понятия не столь существенно разнятся, так как межкультурная компетентность предполагает владение знаниями и умениями в области диалога культур, владение знаниями о своей культуре и культурах других народов, что сродни воспитанию культуры межнационального общения. Таким образом, понятийное многообразие не подменяет сути дефиниции «воспитание культуры межнационального общения».

Приведенные материалы позволили нам сделать следующие выводы:

1. воспитание культуры межнационального общения школьников является актуальной психолого-педагогической проблемой;

2. имеющиеся научные работы позволяют разработать рекомендации для организации специальной подготовки педагогических кадров к осуществлению процесса воспитания культуры межнационального общения в многонациональной, многоконфессиональной школе;

3. определить педагогические условия воспитания культуры межнационального общения школьников;

4. базовую культуру личности сделать в школе необходимой основой культуры межнационального общения[19].

Особую ценность для нас представляет мнение Э.Г. Гарунова, основанное на экспериментальных данных, полученных в школах со смешанным национальным составом. Гарунов Э.Г. отмечает, что необходимым условием успешного решения задач интернационального воспитания является: создание дружного ученического коллектива; проявление равного, одинаково доброжелательного отношения ко всем учащимся вне зависимости от национальной, религиозной принадлежности; пронизанность всей учебно-воспитательной работы, проводимой в многонациональной школе, духом интернационализма и дружбы народов; организация всей учебно-воспитательной работы школы с максимальным учетом национального состава учащихся; наличие системы и последовательности в работе по формированию интернационального сознания, воспитанию чувства дружбы народов, выработке навыков интернационального поведения[20].

К данному перечню условий эффективного осуществления интернационального воспитания (проецируя на современные реалии — многонациональный коллектив учащихся) мы дополняем необходимостью учета индивидуальных и возрастных особенностей.

Исходя из положения о том, что национальное самосознание является основой патриотизма, ученые рекомендуют в первую очередь уделять внимание данному фактору воспитания. Следует отметить, что отдельные ученые не отождествляют понятия «национальное самосознание» и «этническое самосознание», утверждая, что национальное самосознание надэтнично. Необходимо признать, что ребенок сначала осознает себя представителем конкретной этнической общности, а затем уже какого-либо народа, частью которого является его материнский этнос. Этническое самосознание интенсивно формируется в подростковом периоде: «если в сознании подростка негармонично запечатлелось соотношение национального и интернационального, то в дальнейшем придется заниматься не столько интернационалистским воспитанием, сколько перевоспитанием»[21].

По мнению академика Ю.В. Бромлея, этническое самосознание формируется в детстве, важно именно в эту пору становления личности уделять особое внимание интернационалистскому воспитанию[22].

Исследователи указывают на необходимость правовой комфортности в формировании гармонично развитой личности в демократическом государстве. Духовные богатства национальной и мировой культуры невозможно рассматривать в отрыве от религиозных ценностей; без учета влияния общечеловеческих идеалов, заложенных в религии, на формирование гармонично развитой личности.

Школа по своей содержательно-функциональной сути является микро-моделью общества, поэтому в процессе учебно-воспитательной работы педагогам неизбежно приходится решать и задачи религиозного воспитания:

- воспитание положительного отношения к мировым религиям;

- воспитание уважительного отношения к конфессиональной принадлежности человека и т.п.

Существуют некоторые расхождения в рассмотрении близких по смыслу понятий: веротерпимость, толерантность.

Идеи религиозного воспитания переживают обновление в связи с обострением национального сознания и самосознания отдельных людей и целых народов на современном этапе, усилением роли социальных институтов воспитания (семьи, средств массовой информации, общеобразовательной школы) в формировании личности. Педагогические исследования в этом направлении ограничиваются призывами к необходимости открытия национальных (религиозных, воскресных) школ, разумного соотношения национальных традиций и религиозных вероучений (В.В. Зеньковский, М.Г. Тайчинов).

Социально значимая идея — воспитание культуры межнационального общения (патриотизма, дружбы народов, веротерпимости) у молодежи и взрослого населения реализуется посредством влияния популярнейших средств массовой информации, которые мы рассматриваем как эффективное средство воспитания культуры межнационального общения.

Объективное возрастание роли СМИ и их использование в практике воспитания привело к появлению работ по учебному телевидению, учебному радио, школьной прессе и т.п. Позднее появились работы, в которых рассматривались психолого-педагогические аспекты воздействия телевидения, радио, Интернета на формирование культуры межнационального общения школьников.

Установлено, что идеальное восприятие информации возникает при условии, если у воспринимающего информацию возникает чувство сопричастности к происходящему на экране, то есть воспринимаемая информация соответствует имеющимся: запасу информации, интересу телезрителя, уровню культуры или «личностным диспозициям» респондента. Поэтому для адекватного восприятия и реагирования на информацию необходимо организовать целенаправленное педагогическое руководство процессом потребления телепрограмм школьниками.

Критически проанализировав литературу по исследуемой проблеме, исследовав условия повышения эффективности использования телевидения в учебно-воспитательном процессе, вслед за Г.А. Усовой можно прийти к следующим выводам: необходимым условием повышения эффективности использования телевидения в учебно-воспитательном процессе школы является систематичность; целенаправленное и планомерное введение телепередач во внеклассную работу; воспитание культуры потребления у школьников; организация педагогического просвещения родителей по вопросам просмотра телепередач детьми.

Ведущая роль семьи, как фактора, определяющего характер освоения человеком телеинформации, открывает большие перспективы для формирования культуры межнационального общения, так как «семья представляет собой уникальное сочетание первичной, формальной, неформальной и референтной групп, где формируются общекультурные нормативы поведения личности»[23].

Не менее важна роль межличностного общения в восприятии информации, так как в старшем школьном возрасте особенно остро встает проблема выбора круга общения, оказывающего решающее влияние на жизненное самоопределение, модели поведения, отношения к людям, событиям и явлениям окружающей жизни. Это определило направления нашего поиска решения проблемы; воспитывать культуру межнационального общения необходимо комплексно, в следующих направлениях:

1. в семье (педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания культуры межнационального общения);

2. в школе (воспитание культуры межнационального общения учащихся); специальная подготовка педагогов в системе повышения квалификации;

3. на телевидении (формирование культуры межнационального общения у тележурналистов, что будет способствовать повышению качества телепередач).

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Цель исследования: выявление содержания и методики воспитания культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

– подобрать диагностические методики для определения особенностей отношения детей к людям других национальностей;

– разработать методики воспитания культуры межнационального общения у детей в группе многонационального состава;

– разработать аппарат методов для изучения эффективности разработанной методики воспитания у детей культуры межнационального общения.

Опытно-поисковая работа включила следующие 3 этапа.

1. Этап — констатирующий этап опытно-поисковой работы.

Проведены диагностические испытания детей, индивидуальная беседа по вопросам.

2. Этап — формирующий этап исследования.

Разработка проектов мероприятий, направленных на воспитание культуры межнационального общения у младших школьников.

3. Этап — контрольный.

Для оценки эффективности опытно-поисковой работы предложен комплекс диагностических испытаний по оценке результатов разработанной методики по повышению культуры межнационального общения школьников.

2.1. Результаты констатирующего этапа исследования

Для выявления состояния культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста были использованы результаты исследования Плехановой Е.М., Лобановой О.Б., Казаковой Т.В.[24], проводивших диагностику уровня развития культуры межнационального общения у 120 младших школьников 2 красноярских школ (обозначенные литерами А и Б), с использованием таких методов, как методы опроса и анализ продуктов деятельности. Каждый из методов подбирался с целью изучения конкретного компонента исследуемой культуры испытуемых (табл. 1).

Таблица 1.

Направления и методы на исследование компонентов исследуемой культуры испытуемых

№ п/п

Направления в исследовании

Цель

Методики диагностики

1

Когнитивный компонент культуры межнационального общения

Выявить наличие или отсутствие знаний по проблеме межнациональных отношений в различных её проявлениях.

Проведение опроса

2

Эмоционально-оценочный компонент культуры межнационального общения

Осуществить диагностику эмоционально-нравственных характеристик личности, убеждений и оценочных суждений по отношению к другим национальностям, выявить степень осознания своей тождественности с этнической общностью.

Опросник «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой.

3

Мотивационный компонент культуры межнационального общения

Определить характер действий и поступков по отношению к людям другой национальности, степень мотивации в освоении родной и иной культуры, выявить наличие или отсутствие этнопедагогических умений и мотивов в овладении этнопедагогическими знаниями.

Проведение опроса: опросник «Типы этнической Идентичности» Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой.

Для выявления уровня культуры межнационального общения был проведен констатирующий срез.

Анализ результатов диагностики по каждому компоненту культуры межнационального общения по представленным методикам дал следующие результаты.

В когнитивный компонент показал, что дети очень хорошо знают, к какой национальности они принадлежат, что показало в результате высокий уровень 74% у школы «А» и 78% у школы «Б». Только часть детей не знают, свою национальную принадлежность 26% и 22%. Но при этом, дети не знают истории и культуры своей национальности: школы «А» 31%; школы «Б» 33% (низкого уровень знания). В вопросе о правилах общения с людьми других национальностей школы «А» дети продемонстрировали средний уровень проявления компонента. Так, в школе «А» 49% детей хорошо знают, как общаться с людьми другой национальности, а 36% детей — затрудняются. Примерно такую же картину мы видим в школе «Б» 52% готовы к взаимодействию по правилам и нормам, а 38% не готовы. Ясно, что дети затрудняются в определении общепринятых норм и правил при взаимодействии с людьми разных национальностей (рис. 1, 2).

Рис. 1. Опросник 1 методики Г.У. Солдатовой и С.В. школы «А»

Рис. 2. Опросник 1 методики Г.У. Солдатовой и С.В. школы «Б»

Для важности эксперимента был разработан перечень вопросов для детей:

• Назовите три фольклорные сказки, относящиеся к вашему народу?

• Назовите трех героев вашего народа (сказочных, национальных и др.)

• Знаете ли вы что такое «национальная гордость»? Приведите несколько примеров.

• Перечислите какие традиционные праздники и обряды вы знаете?

• Как вы считаете, в чем причина возникновения межнациональных конфликтов?

Анализ результатов проведенного опроса показал, что уровень знаний детьми русских народных сказок, высокий. Все дети обоих классов назвали 5 сказок русского народа. При этом в школе «А» (экспериментальном) классе, было 2 мальчика (10,5%) по национальной принадлежности принадлежащих осетинской и армянской национальности. Они также написали сказки русского народа, а сказок своего народа дети не могли вспомнить. Аналогичная картина наблюдалась в контрольном классе, где был один мальчик узбек по национальности, написавший сказки русского народа и затруднившийся написать сказки своего народа. Важно отметить, что ряд детей написали вместо русских народных сказок, авторские сказки, что также свидетельствует о низком уровне проявления данного критерия (рис. 3, 4).

Рис. 3. Структура когнитивного компонента по сказкам школы «А»

Рис. 4. Структура когнитивного компонента по сказкам школы «Б»

Таким образом, результаты опроса показали, что в школе «А» 73% детей имеют высокий уровень по когнитивному компоненту, 27% детей низкий уровень. В школе «Б» — 77% высокий уровень, а 23% низкий.

Акцентируя внимание на анализ результатов по вопросу «Национальный герой твоего народа», можно наблюдать, что у детей возникло затруднение в понимании того, кто им может быть. Так, в ответах детей было выявилено, что среди национальных героев их народа присутствуют: Колобок, Конек-горбунок, дед, золотая рыбка, три поросенка, Дюймовочка и др. И лишь 15% детей в школе «А» и 18% понимают, что национальный герой — это богатырь, сильный мужественный защитник Родины, который может служить нравственным примером, символом мужества и национального достоинства. В целом, это свидетельствует о низком уровне проявления по критерию когнитивный (рис. 5, 6).

Рис. 5. Структура когнитивного компонента по сказочным героям школы «А»

Рис. 6. Структура когнитивного компонента по сказочным героям школы «Б»

Таким образом, в школе «А» по данному вопросу 75% детей показали низкий уровень проявления по критерию когнитивный, а школе «Б» — 72% детей показали низкий уровень.

Затруднения вызвали задания, связанные с определением содержания терминов «национальность, «нация», «национальная гордость», «культура межнационального общения» и раскрытием причин межэтнических конфликтов; респондентов не дали правильных ответов ни на один вопрос.

У учащихся школы «А» понятие «национальной гордости» понимается как «патриотизм» и «гордость за Родину» (52,7% детей), что свидетельствует о высоком уровне проявления когнитивного критерия по данному вопросу. При этом, 21% не знакомы с понятием «национальная гордость» и 26,3% детей не ответили на этот вопрос, что можно считать низким уровнем проявления критерия когнитивный — 47,3% детей. А в школе «Б» 60% учащихся достаточно хорошо знакомы с понятием «национальная гордость». 33% и 27% учащихся ответили, что национальность — это гордость за свою страну. И 21% детей понимают понятие гордость как патриотизм 21% и 19% опрошенных ответили, что не знают.

Анализ результатов по вопросу «национальные, обрядные праздники» показал, что дети обоих классов назвали 6 праздников: «День Победы», «Масленница», «Пасха», «Иван Купала», «8 марта» и «23 февраля». Учащийся школы «А», принадлежащий к узбекской национальности, указал свой национальный мусульманский праздник «Курбан Байрам». В двух классах половина детей затруднились ответить на заданный вопрос и ответили «не знаю». Данные представлены на рис. 7 и 8.

Рис. 7. Структура праздников по школе «А»

Рис. 8. Структура праздников по школе «Б»

Анализ диаграммы показал, что дети не разграничивают понятия национальный и государственный праздники. В число знакомых праздников учащиеся отнесли: 8 марта, Пасха и 23 февраля (см. рис. 9). А 31% детей в школе «А» и 38% детей в школе «Б», затруднились ответить на предложенный вопрос. Это свидетельствует о низком уровне проявления культуры межнационального общения по критерию «когнитивный».

Таким образом, по «когнитивному компоненту» в школе «А» 31,4% детей показали высокий уровень по данному критерию. 35,4% средний и 33,2% – низкий, что наглядно представлено на рис. 9.

Рис. 9. Уровни когнитивного компонента в школе «А»

В школе «Б» на высоком уровне по данному критерию 46,6% детей, на среднем 34,2%, и на низком 19,4% детей (рис. 10).

Следовательно, важно организовать целенаправленную работу к приобщению детей к фольклору, культуре, традициям других национальностей.

Рис. 10. Уровни когнитивного компонента школе «Б»

Анализ результатов по «мотивационно-деятельностному» критерию показал следующие результаты: в приоритете у детей остается культура своего народа. Дети стремятся узнать о культуре своей национальности что-либо новое: школа «А» — 68%; школа «Б» — 72%. Тогда как о культуре других национальностей только 47 % и 51% опрошенных хотели бы узнать что-то новое (рис. 11, 12).

Рис. 11. Мотивационно-деятельностный компонент методики Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой школы «А»

Рис. 12. Мотивационно-деятельностный компонент методики Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой школы «Б»

Дети стараются быть толерантными с людьми других национальностей: 70% — детей в школе «А», 75% детей из школы «Б».

Чуть больше половины детей хотят поддерживать отношения со сверстниками других национальностей: 56% — школа «А», 58% —школа «Б».

Таким образом, анализ результатов по критерию «мотивационно-деятельностный» показал, что в школе «А» 62,25% учащихся имеют высокий уровень его проявления, в школе «Б» — 62%. Средний уровень 24,5 в школе «А» и 27,75 в школе «Б».

Низкий уровень по данному критерию — 13,25% в школе «А» и 10,25% в школе «Б».

Исходя из результатов диаграммы, мы наблюдаем, что дети уважают представителей других национальностей и другой культуры.

Рис. 13. Уровни мотивационно-деятельностного компонента школы «А»

Рис. 14. Уровни мотивационно – деятельностного компонента школы «Б»

На вопрос «Вызывает ли у тебя чувство дискомфорта пребывание в многонациональном коллективе, большее количество учащихся в обоих классах ответили «иногда» и «да»: школа «А» — 79%; школа «Б» — 81%.

В школе «А» — 64%; в школе «Б» — 63% учащихся отметили, что стараются избежать контактов с людьми других национальностей.

Все это говорит о том, что дети рассматривают межнациональную среду как враждебную, некомфортную, чужую, что свидетельствует о низком уровне проявления критерия «эмоционально-оценочный».

Рис. 15. Эмоционально-оценочный компонент методики Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой в школе «А»

При этом важно, что 75% опрошенных испытывают чувство уважения к людям других национальностей.

Рис. 16. Эмоционально-оценочный компонент методики Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой в школе «Б»

Таким образом, по «эмоционально-оценочному» критерию были выявлены следующие результаты, по данным которых наблюдаются уровни проявления в школе «А»: высокий — 33,3%, средний — 38,3%, низкий — 28,3%. В школе «Б»: высокий — 31,3%, средний — 35,4%, низкий — 33,3%.

Рис. 17. Уровни «эмоционально-оценочного» компонента в школе «А»

Рис. 18. Уровни «эмоционально-оценочного» компонента в школе «Б»

Это свидетельствует о том, что детям необходима помощь в организации и взаимодействии. Они испытывают страх, тревогу и неудобства в общении с людьми других национальностей.

Таким образом, проведенный констатирующий срез показал, что культура межнационального общения младших школьников на достаточно низком уровне, что отражается в знании культур, традиций других народов, взаимодействий с людьми других национальностей, в неготовности совершать межкультурную коммуникацию.

Все это требует целенаправленной, специально организованной работы по формированию культуры межнационального общения у младших школьников.

2.2. Содержание работы по воспитанию культуры межнационального общения у младших школьников

Был разработан проект «Дружат дети всей земли», целью которого является включение детей в активное освоение межнационального пространства. Проект рассчитан на один учебный год с сентября по май.

Исходя из цели проекта, были выделены следующие задачи:

• изучение культуры других народов;

• расширенное представление о родной стране, о своей национальной принадлежности;

• сопоставление традиций разных национальных культур;

• развитие культуры межнационального общения;

• обогащение литературного опыта путем знакомства с народными литературными произведениями (сказки, легенды, стихи); воспитывать интерес к людям другой национальности.

В связи с целью и задачами проект поделен на III этапа, к каждому из которых сформирована цель, задачи и содержание.

Таблица 2.

Характеристика этапов проекта «Дружат дети всей земли» по формированию культуры межнационального общения

Содержание

Этапы

Название

I этап

Ознакоми-тельно-информационный

Сбор информации, где дети узнают, к какой национальности принадлежат их одноклассники. Этап рассчитан на два урока.

Цель – сконцентрировать внимание детей на знание о других национальностях.

Задачи: собрать и проанализировать информацию о разных национальностях, об этнической самобытности отдаленных народов, о традициях, местах расселения и т.д.

У детей сформируется эмоционально-положительное отношение к национальному многообразию планеты, сформируется познавательный интерес, который позволит начать погружение в национальную культуру разных народов.

Продуктом являются мини-проекты о национальностях, представители которых есть в классе и защищают проекты. В экспериментальном классе были ученики узбекской, армянской, осетинской и русской национальности.

II этап

Погружение (основной)

Цель – ознакомиться с культурой, традициями, обычаями фольклором, выдающимися людьми, представителями разных народов.

Для достижения цели на данном этапе были поставлены следующие задачи:

1. Разработать патриотический уголок. Детям можно предложить следующие названия: «Моя многонациональная Сибирь» или «Моя новая малая Родина». Уголок родного края, где дети соберут информацию о своей малой Родине. В уголке помещаются следующие информационные стенды

1. Приветствие на других языках.

2. Иллюстрации знаменитых мест малой родины детей, с изображением национальных костюмов других народов, их быта, привычно города деятельности, отдельных традиций.

3. Географическая карта с обозначением малой родины детей.

4. Собрание подвижных народных игр.

5. Народные музыкальные инструменты.

6. Традиционные национальные блюда.

7. Приветствия на других языках.

8. «Народные игрушки».

Этап строится как недели погружения в культуру того или иного народа.

В течение месяца все дети в классе готовят материалы о традициях, собирают фольклор, ищут карты с расположением стран, выдающихся людей, представителей данного народа, и, что самое важное, разучивают фразы приветствия и прощания, вежливые слова на языке народа, погружение в культуру которого проходит в данный момент. Народное творчество позволяет детям в доступной форме осмыслить язык своего народа, его нравы и обычаи, черты характера. Произведения народного творчества, национальные по форме, несут в себе много общего, а образы сказок других народов перекликаются друг с другом.

Народные сказки, песни, игры доступны детям и имеют большое воспитательное значение, заключающееся в формировании любви и уважения к другим национальностям.

IIII этап

Рефлексивный (заключительный) этап

Масштабное мероприятие, где каждый участник и исполнитель проекта выступит в роли носителя той или иной национальной культуры. Так, на наш взгляд, праздник «Дружат дети всей земли», построенный в по типу перформанса и основанный на принципах интерактивности, позволит детям закрепить знания о национальной культуре разных народов, и на присвоить данные знания как ценность (осознание ценностей). Содержанием мероприятия станут: песни на языке народов, национальные танцы, представители которых есть в классе; мастер-классы по изготовлению простейших национальных блюд.

Обязательной частью данного праздника будут являться костюмы (или элементы костюма), подготовленные участниками проекта.

На празднике обязательным компонентом станет приветствие всех участников на и повторение вежливых слов (пожалуйста, спасибо, извините и пр.) на языке другого народа. Одним из рефлексивных элементов станет игра «Путешествие в незнакомый город».

Детям предлагается отправиться в воображаемое путешествие по незнакомому городу в чужой стране. «Представьте себе, что вы завтра выезжаете в незнакомый город в другую страну, где все говорят на незнакомом вам языке. Вам необходимо найти нужное заведение, например, магазин, аптеку, парикмахерскую, кафе, а вы не можете прочитать вывески, так как не знаете языка. Как быть? Предложите свои варианты выхода из этой ситуации».

Дети должны пошагово объяснить, свои действия, что и укажет на уровень понимания ими культуры межнационального общения. Так, они должны будут выполнить следующее: Прочитать о стране, городе. Выяснить, где она находится. Выяснить язык общения. Подготовить элементарные фразы, или отдельные слова на данном языке. Узнать особенности национальной кухни. Выдающихся представителей, которыми гордится эта страна. Особенности быта, чтобы не попасть в трудную ситуацию (религиозные традиции, особенности одежды и пр.). Если команда детей справляется с заданием, это свидетельствует о высоком уровне понимания культуры межнационального общения. Завершение праздника мы видим в исполнении старой детской песни Д. Львова

Таким образом, работа по воспитанию культуры межнационального общения у младших школьников в данном проекте реализует одно из направлений их социально-личностного развития, обеспечивает активное освоение детьми этнокультурного наследия и способствует повышению этнокультурной образованности педагогов.

2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы

Таким образом, организованная подобным образом проектная деятельность детей по изучению национальных культур может способствовать повышению культуры межнационального общения младших школьников.

Дети с удовольствием примут участие во всех предлагаемых мероприятиях.

Разработанные мероприятия докажут свою эффективность, так как улучшат показатели знаний детей о других национальностях, повысят проявление доброжелательности детей к представителям других национальностей.

Дети будут обладать более полными, существенными, конкретными знания о других нациях и народностях. У школьников повысится уровень развития умения общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения; дети станут чаще проявлять способность к сочувствию и положительно окрашенные эмоции при общении со сверстниками других национальностей.

Для обеспечения достижения положительных результатов по формированию культуры межнационального общения в условиях школы необходимо своевременно проводить мониторинг культуры межнационального общения младших школьников. Показателями культуры межнационального общения выступают когнитивный, эмоционально-оценочный и мотивационный компонент. Средствами мониторинга могут стать методы опроса, анкеты, опросы на выявление типов этнической идентичности, анкеты, позволяющие выявлять этнические стереотипы, ценности, отношения к другим национальностям. Для обеспечения достижения положительных результатов по формированию культуры межнационального общения необходимо комплексное сопровождение определенных методов и форм организации учебного процесса. Такой формой может выступать проект, который включит детей в активное освоение межнационального пространства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение теоретических основ воспитания культуры межнационального общения у детей школьного возраста показало, что феномен «культуры межнационального общения» можно рассматривать как совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах.

Культура межнационального общения в младшем школьном возрасте представляет собой совокупность специальных знаний, умений и адекватных им поступков и действий детей, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей, и зависят от: понимания и осознания своей принадлежности к определённой этнической общности; знаний детей об истории и культуре своего этноса и других национальностей, знаний детей о нормах и правилах взаимодействия с представителями других национальностей; от убеждений и оценочных суждений по отношению к другим национальностям; от желания освоения родной культуры и культуры других этносов.

Педагогику межнационального общения интересует – межгрупповой и межличностный уровни. Основной целью изучения межэтнических отношений в данном русле является их гармонизация, предотвращение межэтнических напряжений и конфликтов в многонациональном коллективе.

Для обеспечения достижения положительных результатов по формированию культуры межнационального общения в условиях школы необходимы применение и изучение четких параметров ее проявления

Опытно-поисковая работа по воспитанию культуры межнационального общения у младших школьников проводилась на базе школ города Красноярска. Результаты показали, что у большинства детей, участвующих в исследовании, наблюдается средний уровень сформированности культуры межнационального общения.

По результатам констатирующего этапа был разработан проект «Дружат дети всей земли», целью которого является включение детей в активное освоение межнационального пространства

Дети с удовольствием примут участие во всех предлагаемых мероприятиях.

Разработанные мероприятия докажут свою эффективность, так как улучшат показатели знаний детей о других национальностях, повысят проявление доброжелательности детей к представителям других национальностей.

Дети будут обладать более полными, существенными, конкретными знания о других нациях и народностях. У школьников повысится уровень развития умения общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения; дети станут чаще проявлять способность к сочувствию и положительно окрашенные эмоции при общении со сверстниками других национальностей.

Для обеспечения достижения положительных результатов по формированию культуры межнационального общения в условиях школы необходимо своевременно проводить мониторинг культуры межнационального общения младших школьников. Показателями культуры межнационального общения выступают когнитивный, эмоционально-оценочный и мотивационный компонент. Средствами мониторинга могут стать методы опроса, анкеты, опросы на выявление типов этнической идентичности, анкеты, позволяющие выявлять этнические стереотипы, ценности, отношения к другим национальностям. Для формирования культуры межнационального общения необходимо комплексное сопровождение определенных методов и форм организации учебного процесса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абдулатипов Р. Г. Мой дагестанский народ: историко-философские очерки / Р. Г. Абдулатипов. – Махачкала: Эпоха, 2013. – 125 с.
  2. Абдулатипов Р.Г. Доклад «О национальном самочувствии народов России. О состоянии и перспективах государственной национальной политики» / Р.Г. Абдулатипов // Независимая газета. – 30.01.2015. - №16. – С. 6-7.
  3. Асипова Н.Н. Общение школьников в многонациональной среде / Н.Н. Асипова // Советская педагогика. - 1991. -№ 12. – С. 12-17.
  4. Бабейко Ф. С. Общение народов и социальный прогресс. Вопросы теории и методологии / Ф. С. Бабейко. – М.: Академия, 2013. – 205 с.
  5. Бромлей Ю.В. Национальные аспекты духовной жизни человека / Ю.В. Бромлей // Актуальные проблемы национального и интернационального: сборник научных работ. - Баку, 1984. – С. 15-27.
  6. Бурмистрова Т.Ю. Дружбой сплоченные: культура межнационального общения / Т.Ю. Бурмистрова, О.А. Дмитриев. — М.: Мысль, 2015. – 205 с.
  7. Гарунов Э.Г. Педагогические проблемы функционирования школ со смешанным национальным составом учащихся / Э.Г. Гарунов. – Махачкала, 1995. – 113 с.
  8. Гасанов, З. Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения / З. Т. Гасанов. – СПб.: Речь, 2016. – 305 с.
  9. Гасанов, З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика / З.Т. Гасанов. — Махачкала, 1998. - 338 с.
  10. Дамаданова Х.Д. Воспитание культуры межнационального общения школьников: генезис проблемы // Х.Д. Дамаданова, О.Н Омаров // Педагогика и психология: методика и проблемы практического применения. 2011. - №18. – С. 212-216.
  11. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России / Л. М. Дробижева; Рос.акад. наук, Ин т социологии. – М.: Центр общечеловеч. ценностей, 2013. – 176 с.
  12. Загорская Н.С. Культура межнационального общения: этико-социологический анализ / Н.С. Загорская. – М.: Академия, 2013. – 405 с.
  13. Золотова Б.Х. Культура межэтнического общения: региональный аспект / Б. Х. Золотова. – СПб.: Речь, 2014. – 176 с.
  14. Имамкулов P.P. Формирование культуры межнациональных отношений учащихся в условиях национально русского двуязычия / P. P. Имамкулов. — М.: Академия, 2015. – 105 с.
  15. Исаев А.Р. Формирование культуры межнационального общения: на примере республики Дагестан / А.Р. Исаев. – М.: Академия, 2012. – 246 с.
  16. Комаров В.П. Теоретические основы воспитания культуры межнационального общения учащихся средней профессиональной школы / В.П. Комаров. – М.: Академия, 2014.– 96 с.
  17. Ленский И.Л. Проблемы формирования культуры межнациональных отношений в педагогической публицистике 1991-97 г.: Дис. … канд. пед. наук / И.Л. Ленский. — М., 1998. – 174 с.
  18. Маркова Н.Г. Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза : диссертация ... док. пед. наук / Н.Г. Маркова. — Казань, 2010.- 553 с.
  19. Михалев Г.В. Культура межнациональных отношений в пограничных органах Федеральной службы безопасности России: социально философский анализ / Г.В. Михалев. – М.: Академия, 2014. – 176 с.
  20. Назаренко Н.Н. Формирование культуры межнационального общения у будущих учителей в полиэтнической образовательной среде: автореф. дис. канд. пед. наук / Н.Н. Назаренко. — Белгород, 2014.– 26 с.
  21. Новикова И. А. Культура межнационального общения как фактор профессиональной подготовки будущих учителей / И.А. Новикова.– М.: «Проспект», 2013.– 254 с.
  22. Плеханова Е.М. Формирование культуры межнационального общения младших школьников / Е.М. Плеханова, О.Б. Лобанова, Т.В. Казакова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. - №4. – С. 128-140.
  23. Семенова А.Д. Совершенствование этнопедагогизации учебно воспитательного процесса / А.Д. Семенова // Философия образования. – 2012. – № 2. – С.47 – 53.
  24. Хайруллин Р.З. Педагогика и психология межнационального общения / Р.З. Хайруллин. – М.: ЭконИнформ, 2012. – 218 с.
  1. Цит. по: Семенова, А. Д. Совершенствование этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса / А.Д. Семенова // Философия образования. – 2012. – № 2. – С.49.

  2. Бабейко Ф. С. Общение народов и социальный прогресс. Вопросы теории и методологии / Ф. С. Бабейко. – М.: Академия, 2013. – С. 19.

  3. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России / Л. М. Дробижева; Рос.акад. наук, Ин т социологии. – М.: Центр общечеловеч. ценностей, 2013. – С. 45.

  4. Абдулатипов Р.Г. Мой дагестанский народ: историко-философские очерки / Р. Г. Абдулатипов. – Махачкала: Эпоха, 2013. – С. 38.

  5. Бурмистрова Т.Ю. Дружбой сплоченные: культура межнационального общения / Т.Ю. Бурмистрова, О.А. Дмитриев.– М.: Мысль, 2015. – С. 70.

  6. Загорская Н.С. Культура межнационального общения: этико-социологический анализ / Н.С. Загорская. – М.: Академия, 2013. – С. 24.

  7. Маркова Н.Г. Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза: диссертация ... док. пед. наук / Н.Г. Маркова. — Казань, 2010. – С. 321.

  8. Золотова Б.Х. Культура межэтнического общения: региональный аспект / Б. Х. Золотова. – СПб.: Речь, 2014. – С. 22.

  9. Назаренко Н.Н. Формирование культуры межнационального общения у будущих учителей в полиэтнической образовательной среде: автореф. дис. канд. пед. наук / Н.Н. Назаренко. — Белгород, 2014.– С. 15.

  10. Новикова И. А. Культура межнационального общения как фактор профессиональной подготовки будущих учителей / И.А. Новикова.– М.: «Проспект», 2013.– С. 16.

  11. Исаев А.Р. Формирование культуры межнационального общения: на примере республики Дагестан / А.Р. Исаев. – М.: Академия, 2012. – С. 12.

  12. Михалев Г.В. Культура межнациональных отношений в пограничных органах Федеральной службы безопасности России: социально философский анализ / Г.В. Михалев. – М.: Академия, 2014. – С. 17.

  13. Гасанов, З. Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения / З. Т. Гасанов. – СПб.: Речь, 2016. – С. 51.

  14. Комаров В.П. Теоретические основы воспитания культуры межнационального общения учащихся средней профессиональной школы / В.П. Комаров. – М.: Академия, 2014.– С. 22.

  15. Имамкулов, P. P. Формирование культуры межнациональных отношений учащихся в условиях национально русского двуязычия / P. P. Имамкулов. – М.: Академия, 2015. – С. 102.

  16. Хайруллин Р. З. Педагогика и психология межнационального общения / Р.З. Хайруллин. – М.: ЭконИнформ, 2012. – С. 58.

  17. Гасанов, З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика / З.Т. Гасанов. — Махачкала, 1998. – С. 115.

  18. Ленский И.Л. Проблемы формирования культуры межнациональных отношений в педагогической публицистике 1991-97 г.: Дис. … канд. пед. наук / И.Л. Ленский. — М., 1998. – С. 87.

  19. Дамаданова Х.Д. Воспитание культуры межнационального общения школьников: генезис проблемы // Х.Д. Дамаданова О.Н Омаров // Педагогика и психология: методика и проблемы практического применения. - 2011. - №18. – С. 214.

  20. Гарунов Э.Г. Педагогические проблемы функционирования школ со смешанным национальным составом учащихся / Э.Г. Гарунов. – Махачкала, 1995. – С. 27.

  21. Бромлей Ю.В. Национальные аспекты духовной жизни человека / Ю.В. Бромлей // Актуальные проблемы национального и интернационального: сборник научных работ. - Баку, 1984. – С. 15.

  22. Там же. – С. 17.

  23. Дамаданова Х.Д. Воспитание культуры межнационального общения школьников: генезис проблемы // Х.Д. Дамаданова, О.Н Омаров // Педагогика и психология: методика и проблемы практического применения. 2011. - №18. – С. 215.

  24. См.: Плеханова Е.М. Формирование культуры межнационального общения младших школьников / Е.М. Плеханова, О.Б. Лобанова, Т.В. Казакова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. - №4. – С. 128-140.