Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Возможности религии, церкви в воспитании современных школьников

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В настоящее время на высшем государственном уровне осознаётся необходимость духовно-нравственного воспитания. Об этом говорят нормативные документы, по которым работают все школы Российской Федерации. Любой разумный человек должен осознавать, что достижения в образовании могут быть растрачены человеком, если не будет заложено прочной основы его духовной жизни, которая является своеобразным фундаментом, на котором строится всё здание нашей жизни. Здание с ненадёжным и некачественным фундаментом неизбежно рухнет, даже если будет блестяще отделано, прекрасно на вид и комфортно внутри. Человек, не имеющий прочной духовно-нравственной основы, напоминает это здание. Закладывается эта основа воспитанием.

Необходимость изучения основ религиозных культур, либо светской этики прописана в современных ФГОС. Сейчас, нормативные документы дают родителям право избрать для ребёнка изучение основ культур традиционных для России религий, либо светской этики. Это не только касается курса ОРКСЭ в 4-м классе, но возможности изучения той или иной религиозной культуры во внеурочной деятельности в рамках духовно-нравственного воспитания, либо как основного предмета в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на протяжении всего обучения как в начальной, так и в основной школе. Изучение основ религиозной культуры, согласно нормативным документам возможно и в дошкольных образовательных учреждениях.

При этом речь не идёт о навязывании того или иного мировоззрения, а о возможности построения воспитательной системы в рамках школы или дошкольного учреждения с использованием богатого воспитательного потенциала традиционных религий с учётом выбора родителей и во взаимодействии с традиционными конфессиями. Т.о., нормативные документы призывают нас - школу, традиционные конфессии, родительское сообщество к диалогу и сотрудничеству на благо наших детей.

За последние годы уже накопился определённый опыт такого взаимодействия на всех уровнях. При Министерстве образования и науки действует рабочая группа, включающая в себя представителей всех традиционных конфессий, которая принимает самое активное участие в разработке нормативных документов, регулирующих взаимодействие конфессий и образовательных учреждений, ведёт мониторинг этого взаимодействия на местах, даёт экспертную оценку программам и учебным пособиям, по которым работают школы, вносит свои предложения по подготовке педагогов, работе с родителями и другим формам сотрудничества. За годы совместной работы уже накопился определённый положительный опыт такого взаимодействия. Наше обращение к теме обусловлено необходимостью выявления организационно-педагогических условий взаимодействия государственной системы образования и Русской Православной Церкви в сфере духовно-нравственного воспитания.

Объект исследования: взаимоотношения церкви и школы.

Предмет исследования: направления деятельности педагогов, в аспекте сотрудничества школы и церкви

Цель исследования: разработать педагогическое обоснование сотрудничества школы и Церкви в России.

Достижению поставленной цели служат следующие задачи:

1) систематизировать основные идеи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в аспекте сотрудничества Церкви и школы;

2) проанализировать особенности взаимодействия Церкви и СОШ №1;

3) обобщить опыт проведения уроков ОПК в СОШ №1;

4) выявить особенности внеурочной деятельности по предмету ОПК в СОШ №1.

Методы исследования: наблюдение, эксперимент, синтез

Источниковая база исследования: научные труды по проблемам духовно-нравственного воспитания, развития и становления личности в различных сферах жизни

Новизна и практическая значимость исследования заключаются в том, что в последние годы проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения на основе традиционных ценностей является предметом дискуссий в обществе, что находит отражение в публицистике, общественных инициативных движениях, передовом педагогическом опыте.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ И ЦЕРКВИ В РОССИИ

1.1. Особенности взаимодействия Церкви и школы

В настоящее время наиболее актуальной является задача воспитания у подрастающего поколения системы общечеловеческих ценностей. Общей главной задачей всех времён было созидание из детей высоко - нравственных личностей, которые готовы создавать крепкие семьи и сильное государство.

Ориентиром в деле воспитания раньше в России всегда являлась Церковь, в 20 веке картина изменилась. Смена нравственных ориентиров и устоев в обществе, развал семьи стали приметами времени. Да и школы оказались в растерянности в 90-е годы, в результате чего возник образования, когда нужно было плыть в рыночную экономику, а маршрута никто не знал. Началась «золотая лихорадка».

А Церковь и в мире меняющемся сохранила и сохраняет свою основу. Вывод ясен - необходимо вернуть силу союза Церкви с Семьёй и Школой, Государством.

Исторически на Руси учитель и священнослужитель в деле образования и воспитания всегда шли рядом, вместе делали великое дело.

1. Церковь – это многовековой институт духовного воспитания и образования.

2. Семья – это малая Церковь.

3. Школа - образовательная система. Образование - от греч «образ». Образование - это созидание личности. Цель образования – стремиться к Образу и Подобию, оразовываться, т.е. уподобляться Первообразу.

В любом деле должна быть программа и в деле воссоздания союза Церкви, школы и семьи тоже: Федеральная Программа, Региональная Программа, и Муниципальная. Начинать с воспитания человека всеми имеющимися в стране средствами. И основополагающим нормативным документом является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Она служит основой для разработки образовательным учреждением собственной программы воспитания и развития школьников, с учетом особенностей региона, запросов учащихся, родителей, регионального сообщества.

На сегодняшний день Программ по образованию детей много: кроме одобренных Министерством образования, существуют ещё и экспериментальные, и внутришкольные программы.

Каждая педагогическая программа должна быть ориентирована на определенные социально-культурные условия,  на индивидуальность и характер конкретного ребенка, кадровое обеспечение педагогического процесса.

Полагаю, Программа духовно-нравственного развития и должна объединить вокруг себя другие программы, стать центром.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе традиционных моральных норм и духовно-нравственных идеалов.

В «Концепции» сформулирована высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Воспитание нравственной культуры ребенка, обогащение его внутреннего мира, развитие чувства патриотизма, милосердия и гражданской гордости – в целом гармоничное развитие личности является важнейшей задачей школы и общества.

Очевидно, что педагог, которому поручено преподавание ОПК в курсе ОРКСЭ, либо внеурочная деятельность в рамках ОПК, либо реализующий воспитательную программу на основе православной культуры в школе или детском саду, должен иметь соответствующую подготовку. 

Курс ОРКСЭ, предметная область основы духовно-нравственной культуры народов России, предполагает воспитательную работу, внеурочную деятельность, участие в международных и всероссийских конкурсах на православную тематику: Олимпиада по ОПК и Олимпиада «Наше наследие», конкурс «Красота Божьего мира», областная викторина «Я – гражданин страны народного единства», а также праздничные мероприятия, посвящённые Дню народного единства, Дню Матери, Рождеству Христову, Дню православной книги, Пасхе, Дню славянской письменности и культуры, Дню семьи, любви и верности, Дню учителя. В школьных библиотеках могут быть организованы тематические выставки православной литературы, дискуссионные площадки по актуальным вопросам духовной жизни современного общества, проводиться встречи представителей Церкви с педагогами, родителями и учащимися. Важно при организации всей этой работы найти точки соприкосновения на местном уровне. Доброе стремление к сотрудничеству, живой диалог помогут решить возникающие вопросы и проблемы.

Важнейшим направлением взаимодействия Церкви и светских образовательных учреждений является работа с родителями, которые, согласно ФГОС, также являются участниками образовательного процесса.

Печальная статистика браков и разводов, неполных и неблагополучных семей говорит нам о сложном духовном состоянии родительского сообщества. И несмотря на то, что родители являются участниками образовательного процесса, а порой и заказчиками образовательных услуг, невольно возникает сомнение в том, что эта миссия будет исполнена обдуманно и надлежащим образом. Очевидно, что требуется серьёзная разъяснительная, а порой и воспитательная работа с родителями.

Речь идёт не только об организации родительских собраний по выбору модуля курса ОРКСЭ, а о построении системы работы с родителями, целью которой является поддержка на уровне семьи работы школы по духовно-нравственному воспитанию.

Эта работа может быть поддержана на уровне конкретной школы и даже класса со стороны православных приходов. Возможна и индивидуальная работа с родителями со стороны священнослужителей и приходских специалистов. Огромный положительный опыт такого сотрудничества с семьёй был накоплен до революции, когда эта работа была обязанностью каждого священника и велась на системной основе. Есть немало положительных примеров такой работы и в наши дни. В случае затруднений можно обратиться в епархиальный отдел религиозного образования и катехизации.

Такое взаимодействие актуально ещё и потому, что православная культура, при всём её богатстве и огромном воспитательном потенциале, незнакома для современного общества, либо о ней составлены самые превратные представления. Особенно это заметно во время работы с родителями в рамках курса ОРКСЭ. Каких только мифов не ходит вокруг модуля ОПК! Родители охотно верят негативной информации, взятой из непонятных источников, сплетням и слухам, не удосуживаясь спросить саму Православную Церковь – как она смотрит на этот курс, что он даёт детям и в каком ключе преподаётся. Развенчать эти мифы может только плодотворная разъяснительная работа.

Печально и то, что порой не православная, и не какая-либо духовная культура, а банальное бескультурье, либо псевдокультура общества потребления определяют выбор родителей, если он вообще был сделан осознанно.

В православном понимании семья - это не просто ячейка общества, а живой организм. Есть незримая духовная связь между детьми и родителями. Духовная атмосфера в семье и обществе всегда будет сказываться на ребёнке. Вопрос – каким духом пахнет от современного общества. Во всех сказках и былинах нечистая сила, название которой говорит само за себя, боялась русского духа – духа мужества и правды, духа мудрости и самопожертвования, духа милосердия и сострадания – духа подвига и святости. [2; 123]

Чтобы душа была способна к подвигу, её надо воспитать. Воспитание происходит от слова «питание». От нас зависит – чем мы будем питать детские души – суррогатом, откровенной духовной отравой, или качественной духовной пищей. Верные идеалы, приобщение к духовному опыту и восприятие духовной культуры нашего народа, работа над своим духовным состоянием, родительский и учительский подвиг преобразят жизнь общества.

1.2. Основы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в аспекте сотрудничества Церкви и школы

Характерной чертой современного этапа российской истории стало возрождение и укрепление в обществе авторитета Русской Православной Церкви. Восстанавливаются храмы и монастыри, открываются учебные заведения. Во многих регионах России в общеобразовательных школах изучают основы православной культуры. Это глубоко закономерно.

Духовное совершенствование личности невозможно без нравственного внутреннего закона. И здесь не обойтись без помощи Церкви. Без духовно-нравственной культуры, накопленной Православной Церковью на протяжении тысячелетий, невозможно полноценное развитие личности. Без помощи Церкви невозможны преодоление и профилактика губительных пороков современного общества: пьянства, наркомании и других форм отклоняющего поведения, гражданской пассивности и нравственного безразличия.

Для Русской Православной Церкви воспитание всегда было святым долгом, Церковь веками служила опорой школе и семье. Сердце ребёнка, как учат Святые Отцы Церкви, подобно мягкому воску, на котором так же легко может запечатлеваться образ Бога, как и образ сатаны. Какой именно образ получит ребёнок, зависит от действий тех, кто кладёт на него свою печать воспитания. Святитель Димитрий Ростовский в восемнадцатом веке писал: «Юного отрока можно уподобить доске, приуготовленной для изображения картины: что живописец изобразит – доброе или худое, святое или грешное, ангела или беса, - то и останется на ней» [5; 13].

Перед современным обществом стоит важнейший вопрос: способна ли система образования и воспитания содействовать становлению человека, призванного Богом не просто сытно существовать, а исполнять – каждому своё высокое предназначение. Для этого надо предложить детям абсолютные идеалы. И такие идеалы способна предложить современному обществу совместная работа Церкви и школы как центров гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания. Совершенно очевидно, что речь здесь не идёт о какой-то разовой акции. Необходимо систематическое, регулярное, целостное приобщение учащихся к духовно-нравственным идеалам. И нам не надо ничего придумывать, не стоит изобретать какую-то новую философию. Достаточно следовать заповедям, которые нам дал Иисус Христос. Ведь им уже более 2000 лет! [1; 100]

Говоря о практической результативности подобного сотрудничества, можно с уверенностью сказать, что подобные мероприятия востребованы в школе, нужны детям и взрослым, так как прививают высшие нравственные идеалы. Дети воспринимают и осознают значение духовно-нравственных ценностей в жизни человека. Они с удовольствием изучают «Основы православной культуры» как предмет, который вводит их в соприкосновение с ценностными ориентирами.

Особая забота сегодня ― о нашей молодёжи, потому что именно в молодости человек стремительно развивается, перед ним открывается целый мир, но у него ещё нет собственных ясных критериев оценки окружающей действительности. Самый серьёзный кризис сегодня – человеческий. Молодёжь не знает, каким должен быть современный человек, чтобы стать счастливым: потребителем или созидателем?

Зачастую мы отправляем в жизнь детей без нравственных ориентиров, они оказываются беспомощными перед жизненными проблемами. Задача школы – воспитание не только высокообразованного человека, но и высоко духовного. Человек должен преобразиться внутри себя, внутри него должен быть свет. И в этом ему может помочь священнослужитель, так как он прежде всего психолог, он лечит души людей.

Именно поэтому мы и должны продолжать совместный труд школы и Церкви в нравственном и социальном развитии школьников посредством приобщения их к ценностям православной культуры, к отечественным культурно-историческим и духовно-нравственным традициям воспитания и образования российского народа.

Процесс воспитания остается сложным как в школе, так и в семье. «В таких условиях необходимость обращения к богатейшему опыту, доставшемуся нам в наследство от наших великих предков, бесспорна и очевидна. Ответственный гражданин, размышляя о проблемах державного строительства современной России, не может обойти вниманием естественные особенности русского бытия, многократно являвшие себя на тысячелетнем пространстве российской истории. Наиболее яркой его особенностью нельзя не признать тот факт, что русская государственность всегда мыслила себя, всегда строилась и действовала как государственность христианская, черпая в православном вероучении идеалы и смысл своего существования. Народ хранил религиозно–нравственные начала, позволяющие строить жизнь личную, семейную, общественную и государственную так, чтобы воспрепятствовать действию зла и дать наибольший простор силам добра» [3; 23]

В России на процесс воспитания смотрели как на святое и ответственное служение народу и государству.

Чтобы вернуться к истокам духовно-нравственного развития и воспитания, необходимы духовно здоровая семья и школа.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье.

Веками именно на семейный уклад оказывает воздействие религия. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. 

2.ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦЕРКВИ И СОШ №1г. Покров

2.1. Основные особенности взаимодействия Церкви и СОШ №1 города Покров

Рассмотрим практический опыт взаимодействия школы и церкви в МБОУ СОШ №1 города Покров Владимирской области, в которой создана программа «Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся»

В первую очередь нравственное воспитание школьника происходит в процессе обучения. Урок – место коллективных действий и переживаний. Факультативные занятия направлены не только на обучение, но и на развитие, воспитание наших учеников. 

Преподавание курса «Основы православной культуры» вошло в систему учебно-воспитательной работы школы №1 г. Покрова. Родители выбрали этот модуль на базе предмета «Основы религиозной культуры и светской этики». Курс для ребят 4-х классов ведёт социальный педагог школы, Косихина О.А.

Курс для учащихся 5-7 классов ведёт декан социально-экономического факультета МГОГИ Корнышева И.Р. на основе региональной программы «Православная культура земли Владимирской».

Начальные занятия посвящены знакомству с основными мировыми религиями. Дети активно, с интересом относятся и к урокам, и к внеклассным делам по предмету «Основы православной культуры».

 В рамках учебного курса ОРКСЭ и региональной программы по ОПК учащиеся с согласия родителей посещают храмы района и святые места через паломнические поездки.

Самое благотворное влияние на ребят оказывают встречи со священнослужителями города, которые бывают и включены в сценарий урока, и выступают с добрыми напутствиями на торжественных линейках, присутствуют на классных часах. Шаг за шагом преподавание курса «Основ православной культуры» обогатило всё содержание учебно-воспитательного процесса в школе.

До сих пор существующие танцевальные коллективы, вокальные коллективы, детские объединения, ансамбль ложкарей «Полянка», детское объединение «Прометей», в которое объединены учащиеся, выпускающие школьную газету 8 лет, стали победителями в номинации «Лучший издательский проект» научное общество «Эврика» объединяющее ребят, склонных к исследовательской деятельности (они создали различные проекты, опубликованные в сборниках): «О чём может рассказать церковный дворик», «Прикосновение к истории: мой родственник св. Василий Аменицкий», «Малые дела в копилку большого государства», «Свои среди чужих, чужие среди своих: или решение проблемы социального сиротства», проведение многочисленных выставок-это всё связало в единую систему работу школы.

С 1991 года изучается мировая художественная культура, богатейший курс для духовно-нравственного развития личности.

Особую роль в духовно – нравственном воспитании играет развитие интереса к изучению своей малой Родины, к историческому наследию. Проделанная работа представлена в детских проектах на Покровских краеведческих чтениях, на районных краеведческих чтениях.

Круг помощников в воспитании детей обширен: договоры о совместной работе заключены с учреждениями культуры, дополнительного образования, библиотеками, институтами, музеем. При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

Обширна и содержательна программа мероприятий Церкви и школы:

- Конкурс чтецов «Арфа царя Давида»;

- Свято-Афанасиевские православные чтения

- Конкурс творческих работ «Красота Божьего мира».

- Конкурс «Святые заступники Руси»

- Дни славянской письменности,

-«Вифлеемская звезда»,

- «Рождественские праздники»,

- Концерты духовной музыки,

- Экскурсии по изучению местных храмов,

- Знакомство с монастырями,

- Встречи,

- Участие в церковных краеведческих чтениях.

Совместное проведение районного семинара по теме: «Методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» стали для школы необходимым звеном, где интересы Школы и Церкви совпадают по главному критерию – воспитанию духовно – нравственной личности.

Церковь по-настоящему и с любовью помогает школе в воспитании учеников. И промежуточным результатом системного подхода в реализации программ духовно-нравственного содержания в школе стал семинар «Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся на основе отечественных культурных и духовных традиций в образовательном пространстве Петушинского района: проблемы и перспективы», который был открыт выступлением хора Свято-Покровского храма.

«Духовно-нравственное воспитание учащихся в Петушинском районе: проблемы и перспективы»

«Сотрудничество РПЦ (Петушинского благочиния) и управления образования в вопросах духовно-нравственного воспитания в образовательном пространстве Петушинского района»

«Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности ученика»

Урочная деятельность

2 класс – урок внеклассного чтения

«Твори добро другим на благо»

(по произведениям покровского писателя Б.А. Костина)

4 класс – урок ОРКСЭ (модуль ОПК) «Зачем творить добро?»

5 класс – урок литературы «Открой дорогу красоте»

(По стихотворению И.А. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…»)

9 класс – урок литературы

«Чичиков: угроза или спасение России?»

(По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)

Внеурочная деятельность

3 класс - занятие по психологии

«У черты между добром и злом»

5-6 классы – занятие факультатива «Библейские сюжеты в православном музыкальном искусстве»

8 класс - классный час

«Жизнь – это море из благих деяний»

Дополнительное образование

Литературно-музыкальная композиция

«Ведь она с Покрова начинается,

золотая земля Владимирская…»

Выставка фотографий и творческих работ учащихся МБОУ СОШ № 1 г. Покров

Круглый стол. Подведение итогов семинара.

Экскурсия в Свято-Введенский монастырь и Дом-музей святителя Афанасия завершили работу семинара

2.2. Проведение уроков по предмету «Основы православной культуры» в СОШ №1 г. Покров

Конспект занятия по Основам православной культуры на тему  «Сретение Господне» 

Цель: духовно-нравственное воспитание гимназисток по средством реализации проекта «Православные праздники».

Задачи:

1) изучить основы православного праздника Сретение Господне;

2) разработать презентационный материал, буклет, провести мастер класс по изготовлению поделок по технологии калигами;

3) привить гимназисткам истоки православных традиций проведения праздника.

  Тип занятия: интегрированный, проводится совместно с педагогом
  Класс: 6 «А»

Продолжительность: 45 минут

Оборудование: компьютер, проектор, бумага, ножницы для изготовления поделок.

Ход занятия

I.  Приветствие и выступление, педагога

- Сретение Господне является одним из самых важных христианских праздников в православии после Пасхи и символом явления частей Священного Писания. «Сретение Господне» - это большой церковный праздник, который имеет конкретную дату празднования и отмечается 15-го февраля. В переводе с древнеславянского слово "сретение" означает "встреча".

II. Просмотр фильма

Вопросы по презентации:

- Почему данный праздник носит такое название? Ответ: Сретение Господне названо так потому, что христиане отмечают день встречи святых Анны и Симеона с младенцем Христом.

-Какая была традиция у евреев? Ответ: Согласно древнееврейскому закону, первенцев на сороковой день от рождения их родителям надлежало принести в храм.

-Кто принес Иисуса в храм? Кто встретил там его? Ответ: Дева Мария отнесла сына в храм. Увидев Марию с младенцем, Симеон подошел, взял на руки Иисуса и, благодаря Бога, произнёс слова в момент встречи (сретения, которые стали частью православного богослужения. Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской Церкви, который завершает цикл Рождественских праздников.

III. Выступление гимназисток.

На Руси по этому празднику определялись сроки начала весенних полевых работ: зима с весной и летом повстречалась. Сретение служит границею между зимой и весною, отчего и самое название праздника Сретения. Этот народный праздник посвящён весне. На Руси день Сретения назвали также впервой встречей с весной. Вторая и третья встречи приходятся на День Срока мучеников (22 марта) и Благовещенье (7 апреля)

В народе было придумано немало поговорок, связанных с этим праздником.

- «Зима весну встречает, заморозить хочет, а сама от своего хотенья только потеет»,

- «На Сретение — зима с летом встретились»,

- «У дня больше света, у ночи меньше стужи»,

- «Солнце на лето, зима на мороз»,

- «На Сретение цыган шубу продает».

С этим праздником в народе связано и много примет. Можно даже сказать, что этих примет гораздо больше, чем в какой-либо другой день. Приметы связаны с правилами ведения хозяйства и с погодой на предстоящий год.

В этот день последний раз ездили на санях, так как верили, что морозы отступали. Начиная с утра этого дня, хозяйки давали курам в пищу овса с особым приговором: «Корми кур овсом — летом будешь с яйцом». И если день был солнечным, люди ждали оттепели, а если облачным - морозов. Ночью, накануне праздника люди смотрели на небо. Считалось, что если небо будет звёздным, то зима еще не скоро уступит свои права красавице - весне.

 Вопросы по выступлению:

-Как на Руси отмечали данный праздник?

-Какие поговорки были придуманы в народе по поводу данного праздника?

IV. Мастер-класс

V. Рефлексия

Таким образом, мы рассмотрели урок с применением компьютерных технологий и игры. Кроме этого уроки ОМРК можно проводить с и использованием следующих форм:

1) рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы;

2) беседа с закреплением материала в творческих работах;

3) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала;

4) чтение фрагментов из Библии с последующим (на этом же уроке) обсуждением и творческим заданием;

5) анализ текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания;

6) составление и разгадывание кроссвордов.

7) дидактические игры

8) просмотр православных мультфильмов и последующее их обсуждение

9) работы с христианскими притчами

10) метод проектов

11) Составление словаря терминов;

12) Создание галереи образов; и т.д.

2.3. Внеурочная деятельность по предмету «Основы православной культуры» в СОШ №1 г Покров

Программа духовно-нравственного воспитания реализуется также через внеклассные мероприятия. Стали уже традиционными Рождественские и Пасхальные выставки поделок, конкурс рисунков «Из Ветхого Завета», «Мой любимый православный праздник», Крещенские посиделки, День славянской письменности и культуры, проекты «Святыни России». Знания, полученные на уроках ОПК, помогают школьникам при изучении истории, литературы, участии в предметных олимпиадах и международных играх

Методическая разработка мероприятия по основам православной культуры в 6 классе.

Круглый стол «Мир, в котором я живу – смысл и ценности»

Участники: учащиеся 6 класса, родители, преподаватели ОПК в школе, работник библиотеки, учитель музыки, представитель духовенства.

Обсуждаемые вопросы:

«Пути Господни»;

«Пресвятая Богородица»;

«Ангелы Хранители»

Оборудование: на доске записаны обсуждаемые вопросы; подготовлены выставка рисунков учащихся и выставка книг, оформленная библиотекарем; мультимедийная презентация; музыка к песне «Помолюсь Богородице»; грамоты для участников муниципальной олимпиады по ОПК; цветные карточки с записанными духовными ценностями. Стихотворения «Пути Господни», «Божии дары»; три притчи; две песни, рассказ.

Вопросы для подготовки учащихся:

1) Ангел Хранитель – кто это?

2) У всех ли есть Ангел Хранитель?

3) Откуда появляется Ангел Хранитель?

Ход мероприятия.

Учитель приветствует собравшихся:

- Ребята, у нас сегодня много гостей: это наши родители, завуч школы (Ф.И.) и настоятель храма

Тема нашей встречи «Мир в котором я живу – смысл и ценности».

Эпиграф

И Я скажу вам: просите, и дано будет вам;

ищите, и найдете;

стучите, и отворят вам.

Ибо всякий просящий получает,

и ищущий находит,

и стучащему отворят.

Евангелие от Луки, 11 глава, 9-10 стихи.

Вопрос детям: Кто дал людям эти наставления? (Иисус Христос)

 Что такое притча? (вопрос детям)

Не только молитвы складывали великие старцы, искавшие путь к Богу в пустынях, но и мудрые изречения. Даже их молчаливые поступки превращались в сказания, которые люди передавали из уст в уста, и эти сказания и наставления подвижников становились притчами.

Притча читает ученик

Один старец спросил Бога:

- Господи! Почему одни люди умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости? Для чего одни бедны, а другие богаты? Почему нечестивые богаты, а благочестивые бедны?

И услышал голос с неба:

- Себе внимай! А это – суды Божии, и тебе, нет никакой пользы в них вникать.

Слайд 6 Учитель: -Ребята, Россия находится под особым покровительством пресвятой Богородицы девы Марии, её покров простирается над всей нашей необъятной Родиной. Это хорошо видно на иконе.

 О чудесах пресвятой Богородицы девы Марии в современном мире нам расскажет ученик как «Богородица пришила голову». 

Многие христианские и светские СМИ облетела невероятная история о том, как убитый грабителями араб был воскрешён Божией Матерью. Это случилось в Сирии в конце 2014 года.

Выходец из богатого аристократического семейства Саудовской Аравии (известны его инициалы Ш.Д.) очень хотел наследника, но его горячо любимая супруга была бесплодной. Не помогли ни врачи, ни паломнические визиты в Мекку. А к идее обзавестись новыми жёнами он относился отрицательно. И вот однажды Ш.Д. отправился в путешествие по Сирии, наняв в Дамаске на несколько дней таксиста.

Узнав о проблеме, водитель посоветовал побывать в старинном Сиднайском женском монастыре, расположенном под Дамаском, где находится чудотворная икона богородицы, за помощью к которой приходят даже язычники и мусульмане. Ведь говорят, что Богоматерь помогает всем, а особенно бездетным семьям.

Ш.Д. и его супруга побывали в монастыре, приложились к чудотворной иконе, по-своему искренне помолились и выпили по ложечке освященного масламииз лампады, горящей у святого образа. Ощутили в душе нечто благодатное и поверили, что мечта их сбудется…. Девять месяцев спустя у них родился наследник. Счастливый отец отправился в Дамаск, чтобы поблагодарить таксиста, рассказавшему о святом месте, и дать ему 20 тысяч долларов, а остальные 80.000 решил отдать монастырю. Но водитель оказался алчным. Вместе со своими друзьями он избил араба, отнял деньги и в довершении всего отрезал ему голову. Засунув труп в багажник, убийцы направились в другое, более укромное место, чтобы закопать свою жертву.

По пути у машины неожиданно заглох мотор. Головорезы тщетно пытались устранить поломку. Проезжавший мимо человек предложил свою помощь, но от него грубо отмахнулись. Уезжая, он успел заметить, что из-под багажника капает кровь, и тут же заявил в полицию. Когда стражи порядка открыли багажник, все были потрясены до глубины души. Залитый кровью труп вдруг зашевелился, ожил и, покачиваясь, встал на ноги. «Только что Пресвятая Дева закончила зашивать мне шею, вот здесь» - прохрипел он и показал свежий шрам на горле. С таксистом и его дружками случилась настоящая истерика: «Этого не может быть! Мы тебя убили, мы отрезали тебе голову! Как же ты можешь быть жив?» от такого шока убийцы лишились рассудка и были отправлены в закрытую психиатрическую клинику.

Потерпевший помнил до мельчайших подробностей всё, что с ним происходило, как бы со стороны смотрел на происходящее. Он ощущал благодатное присутствие Бога, а потом увидел, как над его трупом склонилась Богородица…

Чуть позже дамасские медики подтвердили, что швы действительно наложены совсем недавно, были заново соединены даже мельчайшие сосуды и нервные окончания, и при этом всё идеально срослось. Сиднайскому монастырю была пожертвована значительно большая сумма, чем планировалось изначально. Ш.Д., его жена и многие из семейства араба стали христианами…

 Вопросы детям и родителям (беседа)

- Ангелы Хранители – кто они?

- У всех ли есть Ангел Хранитель?

- Откуда появляется Ангел Хранитель у человека?

- Всегда ли Ангел помогает человеку?

Послушайте песню «Два соседа», а затем скажите, что же вы услышали?

Звучит песня в исполнении Копыловой Светланы. 

Разговор об услышанном:

- Чем отличается жизнь двух соседей?

- Если человек в своих трудах надеется только на себя, то и помощи святых не получает.

Притчу об Ангеле Господнем расскажет ученица.

Один старец нес в город продавать глиняные сосуды и нашел на дороге прокаженного.

- Куда ты идешь, авва? – спросил прокаженный.

- В город продавать сосуды, - ответил старец.

- Сделай милость, авва, снеси и меня туда же!

Старец поднял его и понес в город.

Больной сказал:

- Положи меня там, где будешь продавать сосуды.

Старец так и сделал. Когда он продал один сосуд, прокаженный спросил:

- За сколько ты его продал?

А когда старец назвал цену, сказал:

- Купи мне пирог.

Старец купил ему еды, а когда он продал второй сосуд, больной опять спросил:

- Купи мне еще пирога.

И он опять получил угощение. Наконец, когда старец продал все сосуды и собирался возвращаться в пустыню, прокаженный сказал:

- Сделай милость, отнеси меня туда, где взял.

Старец поднял его и отнес туда же.

- Благословен ты от Господа на Небе и на земле! – сказал ему прокаженный.

Старец оглянулся, но никого не увидел, так как это был ангел Господень, приходивший испытать его терпение.

Вопросы детям:

- Ребята, как вы думаете, Старец прошел испытание на терпение или нет? (Конечно ,да)

- А в нашей жизни бывают ситуации, когда нужно проявить терпение? (да)

- Приведите пример, где нужно проявить терпение. ( рассказы ребят)

Мы окунулись в мир православной культуры, которая нам показывает яркие примеры духовных ценностей, необходимых сегодня каждому человеку для сохранения мира как в душе, так и на земле с помощью Господа Иисуса Христа, пресвятой Богородицы и Ангела Хранителя.

Инсценированная притча «Царь»,

Царь обратился к отшельнику:

- Попроси у меня все, что хочешь, и дам тебе это!

Отшельник сказал:

- Дай мне бессмертной жизни, вечной молодости, неиссякаемого богатства, радости, которую никогда не омрачит никакое горе.

Царь ответил:

- Над такими вещами я не властен.

- Тогда оставь меня в покое, - сказал отшельник. – Я буду просить это у Того, Кто в состоянии мне все это дать.

Учитель:

Ребята, я вам предлагаю подумать о духовных ценностях, необходимых лично вам. С помощью интуиции, а может быть с помощью Ангела Хранителя, сейчас выберите для себя важную ценность.

Учитель раздает, а дети выбирают для себя цветные карточки с записанными духовными ценностями. Дети озвучивают и активно обсуждают выбранные ценности вместе с родителями.

Нашего гостя, настоятеля храма протоиерея Фёдор.

Предоставляется слово протоиерею Фёдору для детей и родителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Веками именно на семейный уклад оказывает воздействие религия. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника

 В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирована высшая (на слайде) цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Конечно, в реализации данной цели педагогам необходима помощь духовно-образованных людей.

Исторически сложилось так, что основной духовной культурой является православие.

Говоря о практической результативности сотрудничества школы №1 города Покрова и церкви, можно сказать, что подобные мероприятия востребованы в школе, нужны детям и взрослым, так как прививают высшие нравственные идеалы.

Дети воспринимают и осознают значение духовно-нравственных ценностей в жизни человека. Они с удовольствием изучают «Основы православной культуры» как предмет, который вводит их в соприкосновение с ценностными ориентирами

Задача школы – воспитание не только высокообразованного человека, но и высоко духовного. Человек должен преобразиться внутри себя, внутри него должен быть свет. И в этом ему может помочь священнослужитель, так как он прежде всего психолог, он лечит души людей. Именно поэтому мы и должны продолжать совместный труд школы и церкви нравственного и социального развития школьников посредством приобщения их к ценностям православной культуры, к отечественным культурно-историческим и духовно-нравственным традициям воспитания и образования российского народа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бородина А. В. Основы православной культуры: учебно-методическое пособие / А. В. Бородина. - М.: Православная педагогика, 2013. - 256 с.

2.Данилюк, А. Я.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения).

3.Карпов, И. П. Человек творящий. В 2 ч. Ч. 2: Православные традиции в русской литературе XX века: методическое пособие / И. П. Карпов. - М.: Дрофа, 2013. - 192 с. - (Библиотека учителя).

4.Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011. - 95 с.:

5.Кураев, А. (Диакон).  Основы православной культуры как лекарство от экстремизма. Очень личные размышления / А. Кураев. - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2013. - 112 с.

6.Нравственное воспитание учащихся. 5-11 классы: разработки внеклассных мероприятий / сост. Е. В. Васильева. - Волгоград: Учитель, 2013. - 123 с.

7.Уроки нравственности. Полные тексты бесед, общие методические рекомендации, методические разработки каждого урока: книга для учителя / Российский детский фонд; авт. акад РАО А. Лиханов. - М.: Издательский, образовательный и культурный центр "Детство. Отрочество. Юность", 2012. - 256 с

8.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с. - (Стандарты второго поколения).

9. Гайворонская, А. А. Содержание нравственных представлений в ролевой позиции "Я идеал" / А. А. Гайворонская // Психология и психотехника. - 2009. - № 5. - С. 24 - 29.

10. Исенко, С. П.  Духовно-нравственное воспитание учащихся в государственной системе образования / С. П. Исенко  // Справочник заместителя директора школы. - 2010. - № 8. - С. 37

11.Логинова, Н. В.  Роль курса "Основы православной культуры" в духовно - нравственном становлении личности школьника / Н. В. Логинова  // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2011. - № 5. - С. 42

12. Клепикова, В. Н.  Этические ситуации: Как спроектировать этические ситуации, влияющие на развитие у учащихся способности к нравственному самоопределению? / В. Н. Клепикова  // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2012. - № 5. - С. 81 - 94.

13.Ходырева А. В.  Проектная деятельность - образовательно - технологическое средство духовно - нравственного воспитания школьников / А. В. Ходырева  // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2010. - № 2. - С. 11 - 57.

14. Якунина, И. В.  Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения / И. В. Якунина  // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 1. - С. 19 - 21.

15. С.А. Блинова. Программа «Семья» в системе духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения. /Владимир //-2012.-С.8-9.

16. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. М.,1991.

18.Никитина Л.А.,Соколова Ж.С.Родителям 21 века. Как воспитать здорового ребёнка. М.,2012.

19.Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания.М.,2012

20.Нефёдов Г.,протоиерей. Основы христианской нравственности-Паломник., 2011