Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Возникновение права (Право: понятие и возникновение)

Содержание:

Введение

Актуальность темы: Государство и право это уникальные явления на земле. Они распространены повсеместно, но их распространенность не уменьшает их значимости. Именно государство и право, а не разум и речь, по мнению авторов, отличают человека от иных жителей нашей планеты. Животные также имеют возможность мыслить, пусть не в такой категории и не в таком качестве как человек. Они имеют возможность вербально общаться. И вообще, многие их виды намного сильней, выносливей. И только наличие государства и права – даже их ростки первобытные обычаи и общины смогли дать человечеству шанс стать владыкой планеты. И оно (человечество) этот шанс не только не упустило, но и по настоящее время продолжает развивать свой успех.

Изучение процесса происхождения права имеет не только академический, но и практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития.

Теория государства и права в настоящее время представляет совокупность знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования права. Данная дисциплина имеет свои специфические черты, она использует свои собственные задачи, методы исследования.

Современные учебники теории государства и права содержат в основном 9-10 теорий возникновения права.

Целью работы является уточнение сущности теорий происхождения права.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть социальные нормы (право) первобытного общества;

- раскрыть причины происхождения права;

- определить характеристику теорий возникновения права.

Объект исследования – нормы права, практика их применения, научные труды по теме исследования теории происхождения права.

Предметом исследования является основные теории происхождения права.

Теоретическая основа исследования: проблема возникновения права рассмотрена такими учеными-правоведами как Алексеев С.С., Васильев Л.С., Вологдин А.А., Венгеров А. Б., Власенко Н.А., Головистикова А. Н., Пиголкин А. С., Дмитриев Ю. А., Григорьева И.В., Комаров С. А., Илалутдинов А.И., Исаев И.А., Кучин М.В., Кузнецов О.С., Лапаева В.В., Тумурова А.Т., Мадии В.В., Малько А. В., Матузов Н., Мамонтова Э.А., Мардалиев Р.Т., Марченко М. Н., Недобежкин С.В., Нерсесянц В.С., Петренко А.В., Полдников Д.Ю., Радько Т. Н., Рассолов М.М., Семякин М.Н., Серегин В., Смоленский М. Б., Смоленский М.Б., Тохтуев И.А., Чепурнова Н.М., Серегин А.В., Шевчук Д.А., Шалютин Б.С. и другими.

Методология исследования: Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.

Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

1. Право: понятие и возникновение

1.1. Понятие, признаки и функции права

В отечественной и зарубежной юридической науке проблема определения понятия права традиционно считается основной и значимой, потому что право является не только важным, но в то же время и сложным общественным явлением.

Еще римские юристы, пытаясь понять роль права в жизни общества, сделали вывод о том, что право не исчерпывается каким-либо одним значением или признаком. Они считали, что право употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», каким является естественное право. Во-вторых, право – это то, что «полезно всем и многим в каком-либо государстве, каково цивильное право»[1].

С развитием общества и государства менялось и представление о праве. В результате возникло множество теорий, суждений и правовых идей. Но основы, заложенные римскими юристами, сохранились во многих правовых институтах: наследовании, праве собственности, купле-продаже и многих других[2].

Право является очень сложным общественным явлением и во все времена вызывало к себе огромный общественный интерес, потому что так или иначе оно затрагивает интересы каждого человека[3].

Для понимания сущности категории права необходимо рассмотреть его признаки, которые специфицируют данную субстанцию.

В литературе выделяют большое количество признаков права, которые будут рассмотрены ниже.

Во-первых, признак общественности, т.е. право представляет собой общественное явление, которое появляется на определенном этапе развития общества.

Во-вторых, признак регулятивности, т.е. право выступает регулятором социально значимого поведения людей и разновидностью социальных норм. Оно тесно связано с социальной сферой, которая включает людей, отношения между ними и поведение субъектов общественных отношений[4].

В-третьих, признак актуальности, т.е. содержание права зависит от потребностей и приоритетов общественного развития, интересов участников общественных отношений, которые отражены в общественном сознании.

В-четвертых, признак компромиссности, т.е. оно по своей сути является средством (формой) своеобразного социального компромисса в масштабах всего общества, определения баланса социальных интересов и мерой социальной свободы индивида[5].

В-пятых, признак справедливости, т.е. механизмы общественного сознания и коллективной воли обычно отражают реальный баланс интересов в зависимости от расстановки политических сил, что находит отражение в формальных правовых источниках. Следовательно, право приближается к идеальному исполнению своего предназначения, однако оно может и отступление от своего назначения[6].

В-шестых, право, будучи разновидностью социальных норм, имеет признак нормативности. Оно действует как типовой и универсальный регулятор, адресаты которого охарактеризованы общими признаками (например, возраст, пол, и т.д.). Его нормативность находит выражение и в неоднократности действия юридических норм. Признак нормативности выступает результатом обобщения устойчивых и повторяющихся социально полезных поступков и отношений людей[7].

В-седьмых, признак равенства, т.е. действие права исходит из принципа применения равных мер к участникам общественных отношений вне зависимости от их индивидуальных особенностей, то есть к фактически неравным субъектам. В подобных ситуациях принято указывать на действие принципа формального равенства.

В-восьмых, правовые нормы должны закрепляться в определенных источниках права: нормативно-правовых актах, правовых обычаях, юридических прецедентах и др.

В-девятых, признак системности, т.е. с позиции внутреннего строения право является системой, которая включает элементы, связанные целесообразными отношениями и взаимодействующие между собой[8].

В-десятых, право имеет общеобязательный характер. В отличие от иных социальных норм, право – это единая и единственная общегосударственная нормативная система, распространяющая свое влияние на всех членов того или иного общества.

В-одиннадцатых, право отличается признаком процедурности, т.е. детально регламентированным порядком. Его система имеет целые процедурные отрасли (например, уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное). Процедура затрагивает как разработку и издание, так и реализацию юридических норм[9].

В-двенадцатых, право функционирует в качестве интеллектуально-волевого регулятора поведения. Оно наделено психологическим механизмом действия, т.е. оно регулирует поведение людей лишь через их сознание и волю. После осознания сути правовых уложений право для человека выступает в качестве, источника определяющего его волю и поведение.

В-тринадцатых, право сильно взаимосвязано с государством. Последнее определяет правовые запросы общества и придает им форму закона, контролирует процесс исполнения юридических предписаний и в необходимых ситуациях обеспечивает их реализацию[10].

В-четырнадцатых, право охраняется возможностью государственного принуждения. Никакие иные социальные нормы не гарантированы возможностью принятия государственно-принудительных мер реализации.

В-пятнадцатых, признанием целесообразности государственной защиты права в содержание права введено понятие правонарушения. Следовательно, признаком права является то, что оно всегда сталкивается с отклоняющимся от нормы поведением[11].

Таким образом, на основе вышеназванных признаков право можно определить как оформленную в официальных источниках и гарантированную государством единую в масштабе общества нормативную систему. Оно должно регулировать социально значимое поведение участников общественного процесса на фундаменте баланса интересов, а также согласования правовых притязаний всех слоев общества[12].

Раскрытию сущности права способствует рассмотрение категории «ценность права». Под ценностью права понимают его способность выступать средством для удовлетворения справедливых интересов общества и отдельного человека.

Ценность права находит выражение в том, что оно выступает как инструмент:

– регламентирования общественных отношений;

– защиты и обеспечения стабильности существующего общественного строя;

– обновления и прогрессивного развития общества;

– решения ключевых проблем современности;

– установления меры свободы личности в обществе;

– создания цивилизованной правовой культуры[13].

Таким образом, сущность права проявляется в создании благоприятных базовых и рамочных условий для стабильного функционирования и поступательного развития общества.

О термине функции права юридическая наука имеет неоднозначные определения. В обобщенном изложении, это правовое воздействие на общественные отношения, которое обусловлено их социальным назначением[14].

Обобщив толкование термина в различных источниках, опираясь на практическое применение, можно сделать вывод, что функции права - это:

  1. Соцназначение права.
  2. Направленность правового воздействия на общество.
  3. Совокупность двух пунктов.

Рассмотрение функций права происходит в разных плоскостях. Отталкиваясь от неразрывности с государством прослеживается схожесть функций с государственной властью[15].

Государственная деятельность характеризуется правовыми формами на основе различных законодательных актов. Поэтому выделяют идентичные государственным экономические, социальные, экологические функции права. Если же говорить о государственной власти по субъектам, то различают законодательную, исполнительную, судебную функции.

Видовое подразделение зависит от основных задач решаемых правовыми функциями.

Среди данных функций выделяются две основные группы и одну не основную:

  1. Внешние.
  2. Внутренние.
  3. Неосновные[16].

Кратко охарактеризуем каждую из них.

Большая группа внешних функций выступает правовым социальным регулятором. К ней относят такие общесоциальные функции права, как:

  • Политическую — регулировка всех действующих механизмов государственного функционирования.
  • Экономическую — регулирование производственных отношений по вопросам приобретения собственности, распределения богатств[17].
  • Воспитательную — регулирует идеологию, педагогику, влияет на правомерное поведение субъектов.
  • Культурно-историческую — отвечает за духовные ценности.
  • Социальное контролирование — сдерживает неправомерный поведенческий характер.
  • Информационно-регулирующую — стимулирует социально полезное поведение.
  • Коммуникативную — связующее звено между управляемыми субъектами и объектами управления[18].

Внутреннее понятие функции права сводится к юридическому вопросу взаимодействия с обществом.

В свою очередь подразделяются на:

  1. Регулятивную функцию, которая призвана устанавливать упорядочивание отношений не связанных с правонарушениями, которая, в свою очередь, делится на:
    1. динамическую (пользование позитивными правами, исполнение позитивных обязанностей);
    2. статистическую (закрепление позитивных прав)[19].
  2. Охранительную, направленную на сдерживание, регулировку, устранение любых нарушающих права деяний. Практикует применение административной, уголовной и другой юридической ответственности.

Юридические или неосновные функции права выделяются юрлитературными источниками. К ним относят:

  • Компенсационную функцию. Любой субъект общественных отношений обязан возместить причиненный ущерб. Применима в гражданском, трудовом, частично в уголовном праве.
  • Ограничительную функцию. Законные ограничения прав и свобод человека могут применяться в отношении лиц нарушающих конституционные принципы государства. К ним относятся ущемление прав других граждан, угроза безопасности государства, разжигание национальной вражды и так далее[20].
  • Восстановительную функцию. Возврат прежнего правового, трудового положения, отобранного имущества — восстановление нарушенного права. Тесно связана с компенсационной функцией, так как является видом возмещения утраченного[21].

Рассмотренные функции являются стандартами, нормативами в регулировании и правовом воздействии на общественную жизнь.

Таким образом, право реализует свои функции через воздействие на разнообразные общественные отношения при помощи комплекса юридических средств, что и позволяет ему выполнять своё предназначение.

Принципы права — это закрепленные в нормах права основополагающие требования, соответствующие моральным, политическим и экономическим ценностям общества, направляющие процесс создания и функционирования права[22].

Фролов С. Е. так является приверженцем нормативного подхода: «универсальное, истинное, фундаментальное, нормативное-правовое предписание (начало, требование, императив и т.п.), которое определяет общую направленность правового регулирования, высокое качество и эффективность юридической практики….»[23].

Принципам права характерны такие свойства как:

- принципы отражают основные стороны в экономической и политической жизни страны. В определенном смысле их именуют правовыми идеалами, отражающим закономерности развития в обществе;

- зафиксированы прямым или косвенным путем законодательстве страны (например, в Конституции). Предопределяют содержание иных норм права. Если какая-то позитивная идея не закрепляется в нормах праве, то ее содержанием пренебрегают, не опасаясь принуждения со стороны государства;

- устойчивы и системны. Благодаря принципам обеспечивается структурная самоорганизация права. Принципы выступают в роли своеобразной несущей конструкции, которая объединяет все правовые явления в единый непротиворечивый комплекс. В принципах сосредотачивается опыт правового развития предыдущих поколений людей. Принципы способствуют стабильному и органичному развитию общества и государства[24];

- в принципах отражается своеобразие определенной правовой системы. В принципах может раскрываться не только природа и сущность права, но и специфика той или иной правовой системы, которая сформировалась в конкретной социальной среде;

- имеют прямое применение. Принцип может быть использован как своеобразное руководящее начало для правотворческой и правоприменительной деятельности. В правовом механизме принципы могут регулировать некоторые виды общественных отношений. Например, каждому гражданину известно, что право по своей сути справедливо. Также принципы могут использоваться правоприменителем при возникновении пробелов в действующем законодательстве[25].

Общеправовые принципы - это не что иное, как правовая идеология, рожденная правосознанием на верховном уровне его развития, имеющая парадигматическое значение.

Таким образом, особенности общеправовых принципов, стоящих в ряду прочих, могут быть сведены к следующим основным моментам:

1) они могут быть прослежены практически повсеместно – в пространстве, во времени, а также в любой конкретной правоприменительной ситуации, их формирование и реализация не связаны с границами национальной правовой системы[26];

2) представляют собой максимально абстрактное требование к процессу реализации правовой нормы, что обеспечивает масштабы действия нормы;

3) формируются и осуществляются во всех видах и формах правоприменительной деятельности, обеспечивая рамки усмотрения правоприменяющего субъекта[27].

К общеправовым принципам права следует отнести такие как:

- принцип демократизма — суть его в возможности широких слоев населения принимать участие в принятии и обсуждении законов, пользоваться все формами представительной (Федеральное Собрание) и непосредственной (референдум) демократии;

- гуманизма – отношения государства и человека основываются на человеколюбии, уважении к личности каждого, создании условий для нормального развития и существования гражданина, приоритет прав и свобод человека. Гуманизм — это не просто уважение отдельного человека, но и любовь к человечеству в целом. Гуманизм заключается не просто в предоставлении прав, но и возложении обязанностей;

- законности — любой субъект в общественных отношениях, будь то органы, должностные лица, организации или граждане обязаны соблюдать законы. Законы же в свою очередь не должны быть противоречивыми, должны в полной мере соответствовать Конституции страны[28];

- равноправия - все граждане, вне независимости от национальной, половой, религиозной или другой принадлежности равны перед законом и судом. Каждый обладает одинаковым объемом общегражданских прав и обязанностей;

- справедливости - в регулировании общественных отношений преимущество отдается средствам убеждения. Проступок человека должен быть оценен в соответствии с моральными воззрениями в обществе, а мера наказания установлена исходя из характера содеянного;

- принцип федерализма характерен лишь правовым системам федеративных государств. Это означает, что в государстве действуют две системы законодательства: федеральная и региональная[29];

- принцип сочетания убеждения и принуждения подразумевает необходимость оптимального сочетание методов принуждения и убеждения в праве[30].

Итак, общеизвестно, что каждая отрасль права имеет свои принципы, характеризующие ее наиболее существенные черты и определяющее общие направления правового воздействия.

В случае, когда один и тот же принцип распространяется на несколько смежных, родственных отраслей права, принято именовать его межотраслевым принципом[31].

Примером являются следующие межотраслевые принципы:

– неотвратимость наказания, индивидуализация наказания (УК РФ, УПК РФ, УИК РФ);

– закон обратной силы не имеет (УК РФ, АК РФ)[32];

– процессуальное равенство сторон в судебном заседании, гласность и состязательность судебного разбирательства (УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, Арбитражно-процессуальный кодекс РФ);

– разрешено то, что записано в законе (КП РФ, АП РФ);

– разрешено все, что не запрещено в законе (ГК РФ, ГПК РФ, СК РФ, НК РФ, ЖК РФ);

– равенство сторон и свобода договора (ГК РФ, ГПК РФ, АПК РФ)[33].

К отраслевым принципам можно отнести:

– гарантированность трудовых прав работников, охрана труда и здоровья работников, свобода труда, обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов (ТК РФ);

– принцип множественности и правового равенства различных форм собственности на землю, целевого характера использования земли (ЗК РФ);

– равенство супругов в семейном праве, регулирования брачных и семейных отношений только государством (СК РФ);

– принцип субординации (АК РФ);

– принцип разумного сочетания экономических и экологических интересов, рационального использования ресурсов (ЭК РФ)[34].

Таким образом, на основе вышеназванных признаков право можно определить как оформленную в официальных источниках и гарантированную государством единую в масштабе общества нормативную систему. Оно должно регулировать социально значимое поведение участников общественного процесса на фундаменте баланса интересов, а также согласования правовых притязаний всех слоев общества.

1.2. Возникновение права и социальные нормы в первобытном обществе

Предполагается, что государственные образования появились около 5 тыс. лет назад. А социальная эволюция человека насчитывает около 40–50 тыс. лет. Таким образом, уже задолго до возникновения государства существовали определенные формы человеческого общежития, социальное управление, власть, нормативное регулирование. Становление этих общественных феноменов происходило как естественно-исторический процесс и было обусловлено суровыми условиями выживания человека, необходимостью создания и сохранения форм его социального бытия[35].

Формой человеческого общежития в то время был род (первобытная родовая община), который представлял собой объединение людей на основе: а) кровного родства, б) совместного коллективного труда, в) общей собственности на орудия труда и продукты деятельности[36]. Все это определяло равенство членов рода и нераздельность их интересов. Управление родом было по своей природе естественным самоуправлением: органы власти (собрание взрослых членов рода, вожди, старейшины и др.) были включены в сам объект управления, не были от него отчуждены[37].

Право как социальный институт появляется почти одновременно с государством, так как они позволяют обеспечивать эффективность функционирования друг друга[38].

Сложно представить существование как государства без права (так как право обеспечивает политическую власть и выступает инструментом проведения политики государства), так и права без государства (так как государство разрабатывает, реализует и гарантирует юридические нормы).

Право – это единственная форма, в которой государство оформляет свои веления в качестве общеобязательных.

Право - это совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей, узаконенная возможность определенных действий[39].

Причины и условия, которые способствовали появлению права, в значительной степени сходны с причинами появления государства.

История формирования права представляет собой длительный процесс, который протекал на протяжении жизни множества поколений.

Возникновение права – один из самых сложных вопросов юридической теории. Он являлся предметом дискуссий, как несколько сот лет назад, так и на сегодняшний день. В любом случае каждое из мнений имеет право на существование. Возникновение элементарных норм общежития и зачатков правовой системы относится к тем временам, когда люди стали жить сообществами - родами и племенами[40].

Для более или менее комфортного сосуществования необходимо было разрешать конфликтные ситуации и подчиняться каким-то правилам, дабы психологический климат в группе был приемлемым.

Первое, чем регулировались отношения в первобытном обществе, была система табу - жестких запретов. Табу подлежали жизненно важные для выживания рода моменты и ситуации, например инцест.

Чем больше членов насчитывало племя, тем крепче и богаче было оно. Поэтому обычай кровной мести возник уже в те незапамятные времена. Разумеется, с появлением ограничений появляются и ослушники. Наказанием за нарушение табу чаще всего было изгнание из племени, что практически равносильно смерти[41].

Да, сурово, но надо было отвести от племени беду, накликанную нарушением запрета.

С появлением скотоводства и земледелия возникает частная собственность и система отношений, определяемая обычаями. Обычаев больше, чем табу, они детальнее представляют жизнь общества, зона их действия значительно шире и охватывает многие стороны человеческого бытия, в том числе брачные и экономические отношения. В это же время появляются и начала уголовного права - перечень возможных преступлений и соответствующих наказаний. Судопроизводством занимался вождь племени или совет старейшин[42].

Первые социальные нормы (запреты или табу) появились уже на этапе человека прямоходящего. В этот период и возникли отношения между людьми, зачатки нравственности и морали, которые и определяют правила поведения. Понятие табу ввел известный английский мореплаватель и исследователь XVIII века Дж. Кук, который занимался исследованием примитивных племен в Полинезии[43]. Табу – это строгий запрет на совершение конкретных действий, который назначался на все племя или отдельных его членов. Нарушение этого правило наказывалось чаще всего смертью. Поэтому соблюдение табу считалось определенной профилактикой, которая защищало племя от смертельных опасностей[44].

Отмечается, что в первобытное время, когда не существовало никаких законов, люди следовали своим инстинктам. Это мало их отличало от диких животных, но передавалось из поколения в поколение.

По мере эволюции человека и развитием умственны способностей, инстинкты стали уходить на второй план. Появились первые социальные нормы, предпосылками которых послужило начальные стадии формирования самого общества. Приходилось решать совместно различные задачи относительно труда, быта, военных действий. Поэтому возникла необходимость в общепринятых правилах[45].

Для системы нормативного регулирования в первобытном обществе характерны следующие черты.

1. Естественно-природный (как и у первобытной организации власти) характер, исторически обусловленный процесс формирования.

2. Действие на основе механизма обычая.

3. Синкретичность, т.е. единство, нерасчлененность норм первобытной морали, религиозных, ритуальных и других норм. Отсюда их название – "мононормы", которое ввел российский этнограф А. И. Першиц.

4. Предписания мононорм не имели выраженного предоставительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или обязанность, ибо были выражением социально необходимых, естественных условий жизнедеятельности человека. Член рода просто не отделял себя и свои интересы от родовой организации и ее интересов[46].

Таким образом, мононормы – это социальные нормы первобытного общества, представляющие собой единый социальный регулятор и не имеющие предоставительно-обязывающего характера.

5. Доминирование запретов. Запреты функционировали преимущественно в форме табу. Табу – это непререкаемый запрет, нарушение которого жестоко карается, но мнению членов родового коллектива, сверхъестественными силами. Предполагается, что исторически первым табу был запрет инцестов – кровнородственных браков[47].

6. Распространение комплекса социальных норм только на данный родовой коллектив (нарушение обычая – "родственное дело").

7. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания.

8. Специфические санкции – осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива – своеобразное "общественное порицание". Применялись также телесные повреждения. В случае совершения особо тяжкого проступка виновный подвергался остракизму. Остракизм – это наказание, существующее при первобытно-родовом строе и заключающееся в изгнании из рода. Остракизм – наказание смертельное, поскольку в условиях родовых связей изгнание из одного родового коллектива исключало возможность его вступления в другой коллектив, объединявший людей, происходивших от другого, общего только им предка. Человек же не может существовать в одиночку, и, оказавшись "без роду и племени", он был обречен на гибель[48].

Право, как и государство, возникает в результате естественно-исторического развития общества, в результате процессов, происходящих в общественном организме[49]. При этом существуют различные теоретические версии происхождения права. Одна из них весьма обстоятельно изложена в теории марксизма. Примерная схема такова: общественные разделения труда и рост производительных сил – прибавочный продукт – частная собственность – антагонистические классы – государство и право как орудия классового господства. Таким образом, в этой модели на первый план выдвигаются классовые причины появления права[50].

Современные авторы в объяснении генезиса права используют понятие неолитической революции (от слова "неолит" – новый каменный век), которая происходит примерно в восьмом – третьем тысячелетиях до нашей эры и заключается в переходе от присваивающей экономики к производящей. Возникает необходимость регулирования производства, распределения и обмена товаров, согласования интересов разных социальных слоев, классовых противоречий, т.е. установления общего порядка, соответствующего потребностям производящего хозяйства[51].

Формирование права проявляется в: записи обычаев, становлении обычного права; доведении текстов обычаев до всеобщего сведения; появлении специальных (государственных) органов, отвечающих за: а) наличие справедливых всеобщих правил, б) их официальное закрепление в ясных и доступных формах, в) обеспечение их реализации.

В санкционировании обычаев и создании судебных прецедентов важную роль сыграла судебная деятельность жрецов, верховных правителей и назначаемых ими лиц.

В результате возникает принципиально новая регулятивная система – право, которую отличают: а) содержание правил, б) способы воздействия на поведение людей, в) формы выражения, г) механизмы обеспечения[52].

Необдуманные действия могли привести к серьезным последствиям, о которых раньше человек не задумывался. На раздражающие факторы внешнего мира реагировал интуитивно, что иногда заканчивалось печально. С появлением социальных норм между желаемыми действиями самого человека и окружающим миром появились правила, которые могут регулировать поведение каждого члена общества[53].

В эпоху отсутствия государственности нормы поведения соответствовали уровню культурного, интеллектуального, духовного и социального развития общества, а также зрелости самого человека. С появлением права как регулятора ситуация изменилась, поведение человека и всего социума можно было вводить в определенные рамки и упорядочивать.

В древние времена, в эпоху первобытного общества было сформировано несколько видов социальных норм: обычаи; нормы морали; религиозные нормы; система табу; зарок; заклинание[54].

По мере развития общества в отношениях между его членами устанавливались правила поведения. Из поколения в поколения они повторялись и превратились уже в обычаи. Они соответствовали тому, как должен был поступать человек в различных ситуациях. Это так называемая общепринятая реакция на внешние события.

Со временем люди стали постепенно различать и выделять такие понятия как «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо». Это стало основой появления норм морали. Люди уже могли оценивать поступки и проступки других, определять, что допустимо делать, а что нет.

Религиозные нормы появились задолго до обычаев и морали. Первобытные люди, не знающие причин природных явлений, считали, что действия богов. Появились ритуалы жертвоприношений. Люди убивали животных и других людей, считая, что, таким образом, они задабривают богов[55].

Как было отмечено выше, система табу – это определенный свод правил, нарушение которых могло привести к серьезным последствиям. Это запреты, согласно которым членам общества категорически воспрещались конкретные действия. Существует мнение, что благодаря табу вождь племени вырабатывал покорность и послушание своих подданных. Многие запреты касались и пищи (женщинам не доставались лучшие куски мяса), отношений между мужчинами и женщинами[56].

В отличие от табу, зарок - это клятва отказа от чего-либо, которую человек сам себе давал. Он являлся определенным способом показать свою индивидуальность или характер. Это особенно проявлялось во время военных действиях[57].

Заклинания были распространены среди людей, которые жили еще в пещерах. Они позволяли влиять на других людей и заставлять их делать то, что от них требовалось. Видом заклинания было проклятие. В этом случае человек обращался к богам или другим силам с просьбой наказать другого человека[58].

Вышеперечисленные социальные нормы по ходу эволюции человека и общества видоизменялись и в настоящее время уже выглядят дикостью.

Вывод: Социальные нормы (право) первобытного общества – это совокупность правил поведения, устанавливаемых и обеспечиваемых родовыми общинами или племенами, посредством которых регулировались общественные отношения в этих социальных группах.

Итак, возникновение права происходило одновременно с формированием государственности, так как именно право составляло фундамент организации государственной власти, структуры органов государства, определяло процедуру и порядок занятия государственных должностей, их полномочия.

2. Концепции происхождения права

2.1. Общие предпосылки происхождения права

Процесс формирования права связан с развитием производства, когда наблюдался переход от присваивающей к производящей экономике. Благодаря этому произошел раздел общественного труда стали различать отдельно скотоводство от земледелия, ремесла[59].

Родовые общины, в свою очередь, начинают подразделяться на патриархальные семьи.

Формирования права проходит несколько стадий (основные закономерности):

- скотоводство рассматривается отдельно от земледелия;

- ремесленное производство рассматривается как отдельная отрасль;

- возникновение купечества – особый класс людей, который не занимается изготовлением продукции, а являются посредниками при обмене между покупателями и изготовителями[60].

Разделение труда начало свое существование по причине роста населения и его надобностей. Средства производства стали активно развиваться, что привело к повышению степени независимости человека от природных ресурсов[61].

Благодаря представленным факторам стало возможным по-новому вести хозяйство.

Отдельные племена уж не искали самостоятельно средства для своего обеспечения. Им стало выгодно сосредотачиваться на изготовлении конкретного продукта. Излишки производства обменивали на прочую продукцию, изготовлением которой занимались другие племена[62].

При активном росте производительности труда стало возможным разделить общинное хозяйство на хозяйства малых групп людей и отдельных индивидов.

С течением времени коллективная собственность переросла в групповую, а затем в индивидуальную. Объем владения не мог быть равный у всех людей.

В результате этого произошло расслоение, были сформированы общественные классы.

Классы – это обширные группы людей, между которыми имеются отличия относительно их материального положения места, которое они занимают в процессе труда. После того, как социальные функции и имущественное расслоение разделились, личная хозяйственная независимость субъектов во много раз возросла[63].

Социум разделился на несколько слоев, между ними не было согласия, их интересы имели противоречивый характер.

По этой причине требовалась сила, которая бы смогла ограничить борьбу между классами и гарантировать дальнейшее развитие социума без конфликтов. Такой слой обладало государство. Относительный порядок в социальных отношениях был реализован посредством преимущественной защиты государственной машиной владений и других интересов экономически господствующего класса[64].

Можно утверждать, что государство стало продуктом развития самого социума, в результате сформированных внутри него противоречий.

Ф.Энгельс рассматривал государство, как средство классового преобладания, а также инструмент, при помощи которого экономические господствующий класс угнетает сопротивление, реализует экономическое использование угнетенного класса.

При переходе от первобытнообщинной организации власти к государству произошла трансформация системы общественных норм.

Трансформация выражалась в количественном росте нормативных предписаний или в качественном усовершенствовании их системы. Общественные нормы стали достаточно разнообразными. Кроме обычаев и традиций стали активно формироваться такие понятия, как социальная мораль, этикет, религия, политик, культура[65].

Помимо этого, противоречия в обществе и постоянные конфликты нуждались в образовании более действенных средств контролирования.

Самые важные из них были закреплены в письменной форме и находились под надежной защитой государства. Первые правовые предписания по своей сути были письменным выражением обычаев и традиций[66].

Но со временем разрыв между обычным и государственным правом все время усиливался. Нормы законов наиболее выражено показывали не только существующее, но и необходимое состояние социальных отношений.

Происхождение права являет собой одно из существенных приобретений человечества. Взамен хаоса, порожденного животным эгоизмом человека, произволу сильного наступает понимание необходимости известных границ проявления агрессивности и господства силы[67].

Но, прежде чем стать равным масштабом, обшей мерой дозволенного и возможного поведения, право прошло продолжительную эволюцию вместе с развитием человека. Возникновение права - закономерный процесс. В его основе лежало усложнение социальной и хозяйственной организации первобытного общества[68].

Переход от присваивающей экономики к производящей, который был вызван ростом потребностей человека, привел к общественному разделению труда. Определенные группы людей закреплялись за конкретным видом деятельности.

На Востоке переход к производящей экономике, а следовательно, и к оседлому образу жизни обусловил разделение населения общин на управляемых и управляющих.

Нужда в организации земледельческих общин для ирригационного земледелия привела к формированию разветвленного аппарата чиновников, который мог сплотить усилия разрозненных семейно-клановых групп, не способных в одиночку собирать урожай и обрабатывать землю. Так появляется слой организаторов производства, которые сразу были и контролерами, и распределителями произведенного[69].

Управленческие посты дают занимающим их людям большие материальные выгоды, и теперь произведенный продукт делится не поровну. Естественно, нарушением прежних обычаев равного распределения недовольны рядовые общинники. Для их усмирения и одновременно закрепления своего статуса привилегированной группы административно-общинная знать создает право. С появлением письменности нормы права фиксируются в официальных источниках государства[70].

В 1901 г. французская археологическая экспедиция в г. Сузы обнаружила базальтовый столб, по обе стороны которого были выбиты 282 статьи Свода законов царя Вавилона Хаммурапи. На самом верху столба изображен сам Хаммурапи. Он стоит перед тропом, на котором восседает верховный бог Вавилона - Мардук. В руках Хаммурапи жезл - символ судейской власти, врученный царю самим богом. Этим подчеркивался божественный характер происхождения власти и права у древних законодателей[71].

На Западе переход к производящей экономике вызвал общественное разделение труда: появление ремесленников и торговцев и выделение скотоводства, земледелия.

Это все спровоцировало повышение эффективности производства, возможность отдельным семьям самостоятельно существовать независимо от общины. Излишки продуктов, появившиеся в результате совершенствования культуры производства и орудий труда, породили имущественное неравенство, накопление богатства и появление частной собственности[72].

Разделение общества на бедных и богатых неизбежно множит противоречия и конфликты. Обычаи, моральные и религиозные нормы не в состоянии обеспечивать порядок в таком обществе. Тогда и возникает право: с одной стороны, как мера личной и общественной свободы производителя-собственника, а с другой - как фактор согласования различных, несовпадающих интересов людей, регулятор их разнообразных взаимоотношений, особенно в области обмена товарами и услугами[73].

Выделяют три основных пути формирования правовых норм:

– путь перерастания мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их государством;

– путь правотворчества государства, которое выражается в разработке и принятии специальных документов с юридическими нормами в виде нормативных актов (законов, указов, постановлений и т.п.);

– путь судебного права, которое включает конкретные решения, принимаемые судебными органами и становящиеся образцом для решения иных аналогичных дел.

Таким образом, история появления и развития права сопровождалась влиянием совокупности экономических, политических, социальных, географических и иных факторов.

2.2. Характеристика теорий возникновения права

Развитие юридической науки неизменно включало размышления на тему происхождения самого права. В итоге сходные мнения объединялись в теории на эту тему. Они не только стали проявлением научной мысли своего времени, но и отражают особенности государств и устройства общества того периода. Рассмотри основные теории, их плюсы и минусы[74].

Право формировалась вместе с развитием общества. Уже в ранние периоды государственности появились первые концепции его происхождения[75].

Согласно естественному подходу право по своей сути - это естественное явление и оно принадлежит каждому человеку с момента рождения.

Это прежде всего право на жизнь, свободу, социальную справедливость, равенство, владение частной собственностью. Такие права принадлежат человеку от природы, а государство или иные общественные структуры ни у кого не вправе их отнимать. Естественные права ставятся выше законов[76].

К представителям данной теории относились Кант и Гегель, которые утверждали, что априори существуют не зависящие от государства принципы, в которых олицетворяется объективный разум и справедливость. Естественное право должно являться первичным по отношению к нормам позитивного права. В содержательную сторону естественного права включались и разнообразные моральные характеристики. В итоге естественное право представляет из себя симбиоз разнообразных социальных и правовых норм, представляющих из себя единый нравственно-правовой комплекс[77].

Данная теория имеет много общего с теологической. Она несет идеи социальной справедливости и гуманизма. Вопросы, связанные с происхождением права, естественно-правовая теория не рассматривает, поскольку предполагается, что определенными правами люди всегда обладали с рождения[78].

Эти взгляды разделяли Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк. Начиная с XVII в. под лозунгами, провозглашавшими необходимость построения новых государств, в которых естественные права человека будут приоритетными, прошли многие акции революционеров.

Можно утверждать, что в современном мире нормы естественного права наиболее полно отражаются в международном праве. Позитивное право демократичного государства должно по сути своей приближаться к естественному праву. Так, основные права и свободы человека закреплены в отдельной главе Конституции РФ[79].

Историческая теория была разработана в начале XIX в. В Германии. Это одна из первых теорий о происхождении права, которая стала рассматривать реально происходящие процессы, в результате которых оно возникло. Ее автором является немецкий юрист и историк Савиньи (спустя некоторое время после ее разработки он стал министром юстиции прусского короля).

По мнению Савиньи, законодателей создателями права считать нельзя. Оно формируется самопроизвольно и является следствием развития народного духа.

Рождение права Савиньи сравнил с появлением языка. Право порождается самим народом, а ученые-правоведы должны уловить его суть и выразить ее в юридических формулировках. Затем эти тезисы законодатель должен заставить работать, а для этого их необходимо включить в общеобязательные нормативные акты[80].

Возникновение государства Савиньи также объяснял результатом развития народного духа.

Историческая теория содержит верное утверждение, согласно которому государство и право возникают как закономерный результат развития человеческой цивилизации. Однако она так и не дает ответа на вопрос, что такое «народный дух», который, по утверждению Савиньи, является движущей силой исторического развития[81].

Появление данной теории стало огромным шагом вперед для гуманитарной науки. Автор теории и его сторонники впервые уловили, какое значение имеет глубинный этнокультурный пласт для зарождения права.

Социологическая теория возникновения права окончательно сформировалась в ХХ веке. Она нашла свое отражение в работах Иеринга, Р. Паунда и Е. Эрлиха[82].

Она провозглашает, что источниками права являются не законы, а жизнь отдельных людей и общества в целом.

Законы могут лишь фиксировать принятые нормы поведения. Важно не столько само право, сколько его реализация. Судебные решения по конкретным делам (прецеденты) ставились выше нормативных актов. Недостатками такого подхода являются трудность в разграничении законных и незаконных действий, а также пренебрежение нормативно-правовой базой. Эти взгляды разделяли Эрлих и Муромцев[83].

В рамках этой модели приоритет отдается содержанию в ущерб форме, но она оставляет свободу для судебного произвола и оставляет свободу для трактовки закона.

В 1930 г. в США была опубликована книга «Судебные решения и материалы по делам о купле-продаже», курс лекций «Куст ежевики» К.Ллевелина и монография «Право и современное сознание» Дж. Фрэнка, принесшие им широкую известность и вызвавшие бурю в академических кругах. Они сыграли огромную роль в развитии американской юриспруденции, положив начало формированию правового реализма как доктрины[84].

Карл Ллевелин (1893—1962 гг.), преподававший в Колумбийском университете, и Джером Фрэнк (1889—1957 гг.), адвокат из Чикаго, строили свою доктрину правового реализма на принципах прагматизма, соединения социального и психологического подходов к изучению права. Они подвергли критике юридический позитивизм и призывали исследовать не только правовые нормы, установленные в законах и судебных решениях, но и сам процесс воздействия права на поведение людей[85]. По их общему мнению формально-догматические приемы изучения правовых актов уже не отвечают требованиям современной науки: они должны быть «тщательно изучены, — писал Ллевелин, — с точки зрения инструментализма, под углом зрения их прагматического и социально-психологического содержания». Именно судебная и административная практика образует, по его мнению, «костяк правовой системы». Юристам надлежит не спорить о содержании общих принципов и норм права. А прежде всего обобщить существующую юридическую практику[86].

Действующее право, согласно взглядам реалистов, создается не законодательным путем (оно содержит лишь общие предписания и нормы, которые быстро отстают от жизни), а судебными и административными органами в ходе разрешения и конкретных споров между людьми. «Сферой права, — писал Ллевелин, — является деятельность, относящаяся к разрешению споров. А люди, осуществляющие эту деятельность по должности, будь то судьи, шерифы, чиновники, тюремщики или юристы, являются официальными выразителями права. То, что эти должностные лица решают в отношении споров, и есть, по моему мнению, само право»[87]. Правовые нормы, вторил ему Фрэнк, «не действуют сами по себе». Они содержат определенные идеалы, воплощают социальную политику государства, однако они не порождают у индивидов субъективных прав до тех пор, пока не будут применены в решении по конкретному делу. «Право состоит из решений, а не из норм. Если это так, то судья создает право всякий раз, когда решает дело» [88].

Таким образом, под правом реалисты понимали совокупность индивидуальных предписаний, т.е. правил поведения, установленных компетентными органами государства применительно к конкретным ситуациям.

Дж. Фрэнк признает фундаментальные принципы естественного права в качестве основы современной цивилизации, но считает необходимым приблизить юридическую систему «к принятым в обществе способам решения проблем справедливости». Действие высоконравственных норм тогда вступает в силу, когда судья, благодаря своей психологии, интуиции, выносит правильное решение[89]. Реалисты утверждали, что судья, рассматривая дело, сначала принимает решение по интуиции и только затем подыскивает для него аргументы с помощью логических умозаключений, ссылок на статьи закона, прецеденты и т.д. Их интерес к интуитивной стадии судопроизводства был продиктован стремлением опровергнуть концепции юридического позитивизма, сводившего процесс судебного разбирательства к логическим операциям подведения конкретного случая или спора под абстрактные нормы права[90].

Своеобразие реалистической доктрины права заключалось, таким образом, в том, что практико-прикладная проблематика в ней превалировала над теоретическим содержанием.

В нормативистскаой теории источником права считается воля государства, зафиксированная в нормативном акте.

Ее исполнение обеспечивается государственными мерами принуждения. Правовая система должна иметь иерархическую структуру в виде пирамиды, вершиной которой является «основная норма». Низшие нормы (договора, решения судов) законны только в случае соответствия высшим[91].

Сильными сторонами теории являются нормативный подход, иерархичность правовой системы, нацеленность на обеспечение законности. Но она преувеличивает влияние государства и не рассматривает содержательную часть права (определяющую права и свободы человека). Представители нормативисткой теории: Кельзен, Новгородцев, Штаммлер[92].

Патриархальная теория является самой древней.

Ее приверженцы полагают, что государство – это закономерное продолжение патриархальной семьи.

Власть правителя страны аналогична власти главы семейства, а ее граждане рассматриваются как члены большой семьи, главой которой и является правитель. Издаваемые им законы должны исполняться всеми подданными, как все члены патриархальной семьи должны находиться в послушании у ее главы. Это необходимо для обеспечения стабильности и порядка в государстве[93].

Известно, что такие взгляды развивал в своих трудах Аристотель.

Теологическая теория - это одна из старейших теорий, в которой дается попытка объяснить, как возникло право.

Она предполагает, что право было даровано человечеству Богом.

Ее сторонники придерживаются мнения, что существуют высший божественный закон и основанное на нем естественное право, а все нормативные акты, принимаемые законодателями, должны этим нормам соответствовать[94].

Сторонником этой теории был живший в XII-XIII веках Фома Аквинский. Но эта теория была создана задолго до него в обществах с иными религиозными взглядами. Например, в Древнем Египте в эпоху царствования фараонов обязательность исполнения правовых норм объяснялась тем, что власть правителям была дана богами, и законы принимаются согласно их воле[95].

Авторами марксистской теории являются К. Маркс и Ф. Энгельс, а позже она была принята В. Лениным и его последователями.

В соответствии с этой теорией право возникает одновременно с государством. Его необходимость обусловлена появлением частной собственности, разделением труда и расслоением общества на классы с противоположными интересами[96].

В таком обществе право рассматривается сторонниками теории как государственный инструмент, применяемый для урегулирования общественных отношений. При этом правящий класс использует правовые нормы для принуждения представителей угнетенных классов. Так, по мнению марксистов, с помощью права закрепляется общественное неравенство.

Существенным недостатком марксистской теории можно считать значительное преувеличение связи права с государственным аппаратом, экономикой, классовым делением общества и мерами принуждения. Такая связь, безусловно, имела место в действительности, но была не столь всеобъемлющей. Кроме этого, сторонники теории были убеждены, что право не может существовать без особого аппарата принуждения. Ему приписывались репрессивные и карательные функции. Другие же факторы учитывались в недостаточной степени[97].

Сильными сторонами марксистской теории следует признать использование исторического подхода, рассмотрение права как социального института, учет его связи с материальной жизнью общества и его классовыми структурами. На момент своего появления марксистская теория способствовала значительному продвижению теории государства и права как науки[98].

Под влиянием идей марксизма произошел Октябрьский переворот 1917 г.

Согласно положениям психологической теории человек нуждается в праве потому, что так легче контролировать внутренние переживания.

Сторонники теории убеждены, что каждый народ обладает собственным интуитивным правом. Оно развивается в течение многих веков и не зависит от внешних влияний. Правовая система определенного народа определяется его правосознанием и правовой культурой. Такой точки зрения придерживались З. Фрейд и Л. Петражицкий[99].

Вывод: Каждая из рассмотренных теорий была актуальна в свое время и соответствовала уровню развития цивилизации в определенную эпоху. Многие теории верно отражают отдельные аспекты возникновения права, но не учитывают иные важные обстоятельства. В разных регионах Земли появление права имело свои особенности. По многим вопросам, касающихся его возникновения, ученые так и не пришли к общему мнению. Поэтому единой теории появления права на сегодняшней день не существует. Но в любом случае есть основания считать, что право – это продукт развития человеческой цивилизации.

Заключение

Происхождение права и государства стало результатом естественного исторического развития общества. При этом выделяют различные теоретические подходы к пониманию особенностей процесса происхождения права.

Один из подходов достаточно подробно изложен в марксистской теории. Согласно данной теории механизм возникновения и развитие права можно представить следующим образом: общественное разделение труда и рост его производительности – прибавочный продукт – частная собственность – антагонистические классы – государство и право как инструмент классового господства.

Таким образом, в теории марксизма выделяются политические причины как изначальные импульсы для происхождения права.

На современном этапе ученые в объяснении возникновения права оперируют понятием неолитическая революция, суть которой состоит в переходе от присваивающего хозяйства к производящей экономике.

В результате появляется необходимость регулирования производства, распределения и обмена товаров, согласования интересов различных социальных слоев, то есть формирования общего порядка, который соответствует запросам производящего хозяйства.

Происхождение права отражается в:

– записи обычаев и формировании обычного права;

– доведении содержания текстов обычаев до всеобщего сведения;

– появлении специальных государственных органов, ответственных за справедливость и доступность всеобщих правил, их официальное закрепление и обеспечение реализации.

В санкционировании обычаев и формировании судебных прецедентов огромное значение имела судебная деятельность жрецов и верховных правителей.

Таким образом, появляется принципиально новая регулятивная система в виде права. Она отличается содержанием правил, способами воздействия на поведение людей, формами выражения и механизмами обеспечения.

В литературе выделяют три основных фазы развития права.

Первая фаза развития права – это этап зарождения, который характерен тем обществам, в которых отмечается лишь становление производящих форм экономики.

Вторая фаза развития характеризует оформление данной совокупности регулятивной системы в своеобразную систему правил (норм). Данная фаза свойственна обществам, в которых преобладают различные формы производящей экономики.

Третья фаза развития характеризуется письменной кодификацией права в некоторых раннегосударственных образованиях.

Список использованной литературы

  1. Абдулаев, М.И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. - М.: Право, 2018. - 244 c.
  2. Алексеев, С.С. Теория государства и права. Учебник. / С.С. Алексеев. — М.: Норма: Инфра - М, 2013. – 656 с.
  3. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. - М.: Книжный мир, 2018. - 384 c.
  4. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2018. - 608 c.
  5. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. - М.: Книга по Требованию, 2018. - 226 c.

Головистикова, А. Н. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. / А. Н. Головистикова, А. С. Пиголкин, Ю. А. Дмитриев. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 761 с.

  1. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. - М.: Юридический институт, 2018. - 352 c.
  2. Мадии, В.В. Теории происхождения государства и права / В.В. Мадии // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. - 2013. - Т. 3. - С. 9-11.
  3. Малько, А. В. Теория государства и права. Учебник. / А. В. Малько, Н. Матузов. – М.: Дело, 2013. – 528 c.
  4. Недобежкин, С.В. Мифологизация вопроса о происхождении права в теоретико-правовой науке / С.В. Недобежкин // История государства и права. - 2012. - № 11. - С. 7-10.
  5. Недобежкин, С.В. Мифологизация вопроса о происхождении права в теоретико-правовой науке / С.В. Недобежкин // История государства и права. 2012. № 11.
  6. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. - М.: Юрайт, Юрайт, 2018. - 384 c.

Радько, Т. Н. Теория государства и права. / Т. Н. Радько. – М.: Проспект, 2012. - 752 с.

  1. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. - М.: РИОР, 2017. - 464 c.
  2. Серегин, В. Возникновение и развитие представлений о праве / В. Серегин // Самоуправление. - 2010. - № 4. - С. 13-16.

Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов ВУЗов. / М. Б. Смоленский. – М.: Феникс, 2012. - 250 с.

  1. Шалютин, Б.С. К вопросу о происхождении права / Б.С. Шалютин // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2009. - № 16. - С. 147-156.
  1. Абдулаев, М.И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. - М.: Право, 2018. С. 11.

  2. Серегин В. Возникновение и развитие представлений о праве // Самоуправление. 2010. № 4. С. 13.

  3. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. - М.: Книжный мир, 2018. – С. 31.

  4. Малько, А. В. Теория государства и права. Учебник. / А. В. Малько, Н. Матузов. – М.: Дело, 2013. – С. 98.

  5. Алексеев, С.С. Теория государства и права. Учебник. / С.С. Алексеев. — М.: Норма: Инфра - М, 2013. – С. 49.

  6. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. - М.: Книга по Требованию, 2018. С. 17

  7. Головистикова А. Н., Пиголкин А. С., Дмитриев Ю. А. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт-Издат, 2013. С. 33.

  8. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2018. – С. 108.

  9. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. - М.: Книжный мир, 2018. – С. 31.

  10. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. - М.: Юрайт, Юрайт, 2018. – С. 51.

  11. Радько Т. Н. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2012. С. 21.

  12. Малько, А. В. Теория государства и права. Учебник. / А. В. Малько, Н. Матузов. – М.: Дело, 2013. – С. 98.

  13. Серегин В. Возникновение и развитие представлений о праве // Самоуправление. 2010. № 4. С. 15.

  14. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. - М.: РИОР, 2017. – С. 83.

  15. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов ВУЗов. / М. Б. Смоленский. – М.: Феникс, 2012. – С. 26.

  16. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2018. – С. 108.

  17. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. - М.: Юрайт, Юрайт, 2018. – С. 51.

  18. Малько, А. В. Теория государства и права. Учебник. / А. В. Малько, Н. Матузов. – М.: Дело, 2013. – С. 98.

  19. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. - М.: РИОР, 2017. – С. 83.

  20. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов ВУЗов. / М. Б. Смоленский. – М.: Феникс, 2012. – С. 26.

  21. Алексеев, С.С. Теория государства и права. Учебник. / С.С. Алексеев. — М.: Норма: Инфра - М, 2013. – С. 49.

  22. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. - М.: РИОР, 2017. – С. 83.

  23. Алексеев, С.С. Теория государства и права. Учебник. / С.С. Алексеев. — М.: Норма: Инфра - М, 2013. – С. 49.

  24. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2018. – С. 108.

  25. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. - М.: РИОР, 2017. – С. 83.

  26. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2018. – С. 108.

  27. Алексеев, С.С. Теория государства и права. Учебник. / С.С. Алексеев. — М.: Норма: Инфра - М, 2013. – С. 49.

  28. Малько, А. В. Теория государства и права. Учебник. / А. В. Малько, Н. Матузов. – М.: Дело, 2013. – С. 98.

  29. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2018. – С. 108.

  30. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. - М.: РИОР, 2017. – С. 83.

  31. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2018. – С. 108.

  32. Малько, А. В. Теория государства и права. Учебник. / А. В. Малько, Н. Матузов. – М.: Дело, 2013. – С. 98.

  33. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. - М.: РИОР, 2017. – С. 83.

  34. Алексеев, С.С. Теория государства и права. Учебник. / С.С. Алексеев. — М.: Норма: Инфра - М, 2013. – С. 49.

  35. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2018. – С. 108.

  36. Алексеев, С.С. Теория государства и права. Учебник. / С.С. Алексеев. — М.: Норма: Инфра - М, 2013. – С. 49.

  37. Малько, А. В. Теория государства и права. Учебник. / А. В. Малько, Н. Матузов. – М.: Дело, 2013. – С. 99.

  38. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. - М.: Юрайт, Юрайт, 2018. – С. 52.

  39. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. - М.: Книжный мир, 2018. – С. 32.

  40. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. - М.: РИОР, 2017. – С. 84.

  41. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов ВУЗов. / М. Б. Смоленский. – М.: Феникс, 2012. – С. 26.

  42. Малько, А. В. Теория государства и права. Учебник. / А. В. Малько, Н. Матузов. – М.: Дело, 2013. – С. 99.

  43. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. - М.: Книжный мир, 2018. – С. 32.

  44. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. - М.: Юрайт, Юрайт, 2018. – С. 52.

  45. Алексеев, С.С. Теория государства и права. Учебник. / С.С. Алексеев. — М.: Норма: Инфра - М, 2013. – С. 50.

  46. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2018. – С. 109.

  47. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. - М.: РИОР, 2017. – С. 84.

  48. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов ВУЗов. / М. Б. Смоленский. – М.: Феникс, 2012. – С. 27.

  49. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. - М.: РИОР, 2017. – С. 84.

  50. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2018. – С. 109.

  51. Малько, А. В. Теория государства и права. Учебник. / А. В. Малько, Н. Матузов. – М.: Дело, 2013. – С. 100.

  52. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. - М.: Книжный мир, 2018. – С. 32.

  53. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. - М.: Юрайт, Юрайт, 2018. – С. 53.

  54. Малько, А. В. Теория государства и права. Учебник. / А. В. Малько, Н. Матузов. – М.: Дело, 2013. – С. 100.

  55. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. - М.: РИОР, 2017. – С. 85.

  56. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов ВУЗов. / М. Б. Смоленский. – М.: Феникс, 2012. – С. 27.

  57. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. - М.: Юрайт, Юрайт, 2018. – С. 53.

  58. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов ВУЗов. / М. Б. Смоленский. – М.: Феникс, 2012. – С. 27.

  59. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. - М.: РИОР, 2017. – С. 85.

  60. Малько, А. В. Теория государства и права. Учебник. / А. В. Малько, Н. Матузов. – М.: Дело, 2013. – С. 101.

  61. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2018. – С. 110.

  62. Алексеев, С.С. Теория государства и права. Учебник. / С.С. Алексеев. — М.: Норма: Инфра - М, 2013. – С. 50.

  63. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. - М.: Юрайт, Юрайт, 2018. – С. 54.

  64. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов ВУЗов. / М. Б. Смоленский. – М.: Феникс, 2012. – С. 28.

  65. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. - М.: Книжный мир, 2018. – С. 32.

  66. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2018. – С. 110.

  67. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. - М.: РИОР, 2017. – С. 86.

  68. Малько, А. В. Теория государства и права. Учебник. / А. В. Малько, Н. Матузов. – М.: Дело, 2013. – С. 101.

  69. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов ВУЗов. / М. Б. Смоленский. – М.: Феникс, 2012. – С. 28.

  70. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. - М.: Юрайт, Юрайт, 2018. – С. 54.

  71. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов ВУЗов. / М. Б. Смоленский. – М.: Феникс, 2012. – С. 28.

  72. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. - М.: РИОР, 2017. – С. 86.

  73. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. - М.: Книжный мир, 2018. – С. 33.

  74. Малько, А. В. Теория государства и права. Учебник. / А. В. Малько, Н. Матузов. – М.: Дело, 2013. – С. 102.

  75. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. - М.: РИОР, 2017. – С. 86.

  76. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2018. – С. 108.

  77. Алексеев, С.С. Теория государства и права. Учебник. / С.С. Алексеев. — М.: Норма: Инфра - М, 2013. – С. 51.

  78. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. - М.: Юридический институт, 2018. С. 19.

  79. Недобежкин С.В. Мифологизация вопроса о происхождении права в теоретико-правовой науке // История государства и права. 2012. № 11. С. 7.

  80. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. - М.: РИОР, 2017. – С. 86.

  81. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. - М.: Юрайт, Юрайт, 2018. – С. 54.

  82. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2018. – С. 109.

  83. Мадии В.В. Теории происхождения государства и права // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. 2013. Т. 3. С. 10.

  84. Шалютин Б.С. К вопросу о происхождении права // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 16. С. 150.

  85. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов ВУЗов. / М. Б. Смоленский. – М.: Феникс, 2012. – С. 28.

  86. Мадии В.В. Теории происхождения государства и права // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. 2013. Т. 3. С. 9.

  87. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. - М.: РИОР, 2017. – С. 87.

  88. Шалютин Б.С. К вопросу о происхождении права // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 16. С. 151.

  89. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. - М.: Книжный мир, 2018. – С. 33.

  90. Алексеев, С.С. Теория государства и права. Учебник. / С.С. Алексеев. — М.: Норма: Инфра - М, 2013. – С. 52.

  91. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. - М.: РИОР, 2017. – С. 87.

  92. Шалютин Б.С. К вопросу о происхождении права // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 16. С. 152.

  93. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. - М.: Юрайт, Юрайт, 2018. – С. 54.

  94. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов ВУЗов. / М. Б. Смоленский. – М.: Феникс, 2012. – С. 29.

  95. Малько, А. В. Теория государства и права. Учебник. / А. В. Малько, Н. Матузов. – М.: Дело, 2013. – С. 102.

  96. Недобежкин С.В. Мифологизация вопроса о происхождении права в теоретико-правовой науке // История государства и права. 2012. № 11. С. 8.

  97. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. - М.: Книжный мир, 2018. – С. 34.

  98. Недобежкин С.В. Мифологизация вопроса о происхождении права в теоретико-правовой науке // История государства и права. 2012. № 11. С. 9.

  99. Алексеев, С.С. Теория государства и права. Учебник. / С.С. Алексеев. — М.: Норма: Инфра - М, 2013. – С. 52.