Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Возникновение права (Причины происхождения и развития права. Теории происхождения права)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Первобытное общество развивалось и проходило различные этапы одним из таких этапов являлось появление права в обществе. Возникновение права, тесно связанно с восхождением общества в цивилизацию. У разных народов и в разные эпохи, образование права имело свои особенности. Процесс изучения появления права, позволяет глубже понять природу права и его черты. В действительности право, нравы, религия, наука, они развиваются рука об руку, в постоянном взаимодействии друг с другом и связи, они являются элементами развития общественности. Первоначальный характер права соответствовал малоразвитому обществу. Право зародилось в глубокой древности и во многом оно выросло из религиозных норм, обычаев народа.

Обычай-это явление, которое по исторически было предшественником праву. Право возникло на более поздних этапах развития общества. С развитием неравенства в обществе, когда обычаи уже не могли регулировать общественные конфликты, община или правитель начинает формировать порядок путём создания правового обычая. Возникновение права непосредственно обусловлено требованиями самого общества, которое вступило в эпоху цивилизации. Появление права, как определения свободы и дальнейшая его реализация, зависели от уровня развития культуры и духовности общества. Право играет в жизни общества важную роль, прежде всего оно выполняет регулятивную функцию. В настоящее время без права не возможно существование цивилизованного общества, поэтому огромную роль играет изучение права, а так же его функций и теории происхождения.

В мире всегда, существовало и существует множество различных теорий, которые объясняют процесс возникновения и формирования права. Это вполне естественно, потому что каждая из них отражает различные взгляды и рассуждения разных слоёв, групп или наций. Моя задача заключается в том, чтобы попытаться выяснить реальные причины возникновения и развития права, его особенности развития и закономерности.

Объектом курсовой работы является основы появления и развития права.

Предметом курсовой работы является изучение теорий возникновения права и его источники

Цель курсовой работы является, рассмотрение права как ценности для общества и его основные характеристики.

Глава 1. Понятие права

1.1 Причины происхождения и развития права

Обыденные понятия о праве чаще всего связаны с определением права, как субъекта, как нечто, что принадлежит индивиду, как то, чем можно свободно распорядиться под защитой государства. Право является системой норм, которые выражают волю общества и направлено на урегулирование общественных отношений. Важная и необходимая функция права – это регулирование интересов людей.

Начиная с 17 века проблемы связанные с правами постоянно привлекали внимание учёных, философов. В древности многое нормы обычного права составили основу первых писанных законов “Законы двенадцати таблиц”[1]. “Законы двенадцати таблиц” - это запись обычаев в 451-450гг. до н. э. они фиксировались письменно, давно сложившиеся взаимоотношения в обществе. По словам Цицерона: ”для всякого кто ищет основ и источников права, одна небольшая книжица “Законов двенадцати таблиц” весом своего авторитета и объёмом пользы воистину превосходит все библиотеки философов ”.[2]

Право в древности – это регулирование поведения людей и всего общества. Появление социального регулирования послужило качественным толчком к развитию права. Право является системой норм, опирающихся, на обычай. Процесс возникновения права протекал при взаимном влиянии различных факторов. Различные исследования считают, что право возникло с появлением государства, другие источники говоря, что право существовало ещё при первобытном строе. Такие учёные, как И. Сабо, М. Рейснер считали, что: ”правом являлось, правила поведения людей, их обычаи, взаимоотношения, которые регулировались определенными лицами, в то время это были жрецы, шаманы, старейшины”.[3]

В процессе становления государства, способы формирования у разных народов мира, не были одинаковыми. В такой группе государств как (США, Канада, Англия, и др.) главным источником права был суд. Можно заметить, что во многих странах суд был правотворческим органом, а судебное право являлось одним из важнейших источников права, но в дальнейшем суд все больше становился органом примирения. В другой группе государств (Ирак, Аравия, Иран, Пакистан и др.) основную роль, как источнику права считали религиозно-правовой текст (Библия, Коран, и др.). Третья группа государств (Африка, Мадагаскар) они сохранили правовой обычай, который частично был закреплен в законах. В четвертой группе стран (Исландия, Италия, Франция) утвердился закон, как ведущий источник права.

Основными причинами возникновения права являлись: экономика, политика, социальные особенности. Учёные не остановились на достигнутом в изучении формирования права и сформировали ряд причин происхождения права.

1. Установление единого порядка для всего населения.

2. Формирование товарно-денежных отношений

3. Необходимость поддержания порядка в обществе

4. Урегулирование и смягчение противоречий между различными слоями общества.

Следовательно, можно сделать выводы, что главное предназначение права , обеспечение порядка в обществе учитывая интересы разных слоёв и групп общества, путём достижения компромиссов и достижения, то есть выполнения регулятивной функции.

Регулятивная функция - направлена на регулирование общественных отношений. Функция опирается на способность права, устанавливать те или иные варианты поведения. В регулятивной функции главным является – упорядочить общественные отношения. Однако не менее важной функцией является – охранительная функция.

Охранительная функция - направлена на охрану, защиту наиболее важных для жизни общества отношений. Задача данной функции обеспечение, выполнение требований законов и установление режима законности в обществе.

Политическая функция права проявляется в обеспечении политической свободы, отношений людей в сфере борьбы за власть.

Идеологическая функция – состоит во внедрении в жизнь общества-гуманизма, приоритета прав и свободы человека.

Воспитательная функция права – проявление в воздействии права на волю, сознание людей, воспитывая у них уважительное отношение к праву.

Древнегреческий юрист и политик Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.) говорил : “Закону свойственно стремление убеждать, а не только принуждать силой и угрозами”.[4] Соответственно вышеперечисленные функции помогали людям в понятии права, как помощника.

Информационная функция – позволяет информировать людей о требованиях которые предъявляет государство к поведению личности, сообщать о тех объектах, которые охраняются государством.

Теоретическая функция – выражается в ее способности описывать и объяснять юридические правовые системы.

Право, как и государство, возникает для необходимости управления в государстве. “Если “форма”, — отмечал К. Маркс, — просуществовала в течение известного времени она упрочивается как обычай и традиции и, наконец, санкционируются как положительный закон“[5]

Можно выделить некоторые подходы к сущности права, например:

- классовый, в рамках которого право определяется, как система гарантированных государством норм.

- общесоциальный, в рамках которого рассматривается, как выражение компромисса между классовыми группами так и обеспечение прав человека.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна.

1.2 Восточный и Западный путь происхождения права и государства. Синтезный путь.

Уже многие тысячилетия люди являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти. Поэтому еще в глубокой древности люди стали задумываться о причинах и путях возникновения права. На этой почве было создано множество рассуждений, которые по разному отвечали на вопрос о возникновении права. Множество этих рассуждений объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых существовали те самые авторы этих рассуждений или теорий, у которых на счет появления и развития права были свои ответы. Между правом и государством много общего поэтому некоторые ученые и философы рассматривали право и государство , как одно целое. Право тесно связанно с возникновением государства, которое и обеспечивало выполнение норм в обществе. Однако можно выделить три группы возникновения права и государства , как одного целого регулятора общества в древнем мире. Самый ранний тип – это восточный. Этот тип больше всего связан с первобытным обществом. Не много позже в античные времена, возникает западный тип, который основывается на частной собственности и господстве. Последний тип – это синтезный тип, который соединил в себе черты западного и восточного происхождения, но тем не менее имел свою черту развития.

1.3 Восточный путь возникновения права и государства

Восточный пусть включает в себя самые древние государства, которые возникали около пяти тысяч лет назад, предположительно в долинах крупных рек, таких как Инда, Ганга, Нил, Янцзы. Наиболее древние государства , которые в себя включали восточный путь были : Египет, Месопотамия, Китай и др. Именно научные исследования и поиски в области археологии свидетельствовали, что первые признаки государства появились не в Европе, а на Азиатском континенте, что и позволило выявить страны с восточным путем развития. Именно здесь были созданы условия для возникновения государственности и развития права. В близи рек стремительно развивалась трудоспособность, земледелие, охота и для успешного развития общества необходим был аппарат для управления племенем, стаей, обществом. Аппаратом для управления стал вождь, жрец, правидец. Отсюда и произошла полная ликвидация первобытного общества, так как народ не скитался сам по себе ,а у них был вождь, который им приказывал. Вместе с развитием общества возникает и необходимость в новых и более жестких формах правления обществом. Непосредственно поводом к появлению государства на востоке являлось необходимость ведения масштабных и тяжелых работ, а так же и их организовывать. Соответственно вождь превращается в монарха (царя, фараона), а его окружение в советников, которые в дальнейшем возглавляли и управляли различные фонды. Но с развитием неравенства в обществе, где обычные люди были рабочими и когда монарх не мог контролировать восстания общества, а так же и конфликты, государство начинает формировать порядок путем создания правового обычая.[6] Была введена норма права, которая носила правило поведения, то есть восстания в эту норму права не входили и надо было, поддавить восстание общества, что и позволил сделать правовой обычай. Уже давно известен факт, что правовой обычай существовал даже дольше закона. Народ постепенно накапливал свои правовые обычаи, создавая из них так называемое обычное право. Правовой обычай был основным способом регулирования людей в первобытном строе. Поэтому были приняты меры при , которых нарушители стали несли наказание. Это наказание было изгнание или в некоторых случаях казнь. В момент развития государства правовой обычай, гарантировал нормальную жизнь не только обществу, но и правителю.

Восточные государства значительно отличались друг от друга. К примеру в Китае, рабство носило домашний характер, то есть только внутри своей страны, а в Египте было много рабов, которые в большинстве случаев являлись собственностью фараона.

Восточные государства и мели и много общего:

- государства являлись монархиями, а монарх являлся оли2цетворением государства

- правовые формы изначально были не развиты и поддерживались обычаями

- как восточное общество, государства имели застойный характер и очень медленно менялось входе исторического развития.

Исходя из этого можно сформировать основные черты восточного пути.

- потребность в рабочей силе для работ, в связи с развитием земледелия

- необходимость в объединении людей для развития масштабных работ.

- необходимость еденного руководства над рабочей массой.

Многие из этих черт сохранились и до сих пор в странах ближнего и среднего востока, некоторые страны не прошли модернизацию. Даже не смотря на то, что в этих мало изменившихся странах были приняты конституции, законы, а так же избрание президента, общественные отношения мало отличаются от тех, которые имели место в их период появления. Такое общество стало принятым называть традиционным или не изменившимся.

1.4 Западный путь возникновения права и государства

Западный путь возникает в результате раскола общества на классы. Запад прошел через период рабовладения и земля находилась в частной собственности, поэтому шла постоянная борьба имущих и не имущих классов. Классовое разделение общества являлось одним из ведущих факторов образования государства и права на территориях Европы. Государство создавалось для смягчения борьбы между классами. В отличие от Востока частные владельцы являлись собственниками, которые ни от кого не зависели. Для Западного пути были характерны черты такие как:

- частная собственность являлась основой государства

- государство возникло до появления и разделения классов

- частная собственность обеспечивала более высокий уровень труда, так как люди трудились на своей земле и во благо себе.

Классическим примером появления государства и развития права на Западе являлись Афины. В Афинах наиболее четко можно было наблюдать формирование частной собственность на землю, а так же на скотов и рабов. В Западном пути выделяют несколько форм возникновения государства и права.

Так как Афины являлись классической формой возникновения государства, государство развивалось и формировало органы управления общественным строем. Афинское государство можно разделить на три этапа ( формирование главного органа управления, разделение на классы, приход к власти богатых людей). Ведь Афинское государство возникло в период раскола Афинского общества.

В Древней Спарте возникновение государства имело свои особенности, что и отличало их от Древних Афин.

- были завоеваны обширные соседние территории, численность которых во много раз превышала численность спартанцев.

- создание новых органов власти, для управления населением.

- не развивалось имущественное неравенство

В Риме процесс формирования государства похож на Афины. Как и в Греции шло разложение слоя, а власть формировала выгодные для нее органы власти. В ходе борьбы между свободными членами римского общества ( плебеи) и патрициев[7], плебеи выигрывали одну за другой борьбу. Все это поспособствовало:

- равноправию для всех свободных граждан

- установление сельской общины, которая являлась собственником общинной земли.

Германские племена на протяжении долгих времен служили, как поставщик рабов для Рима. Формирование государства в Германии, являлось следствием завоевания франками территорий Рима. Соответственно германские племена покорившие римские народы, должны были держать их в повиновении, а для этого необходимы были органы власти. Завоевание значительных территорий Рима способствовало образованию раннефеодального строя.[8] Это завоевание разрушило рабовладение и ускорило переход к феодализму[9].

Признаки формирования государства и развитие права.

Черты отличия от первобытного общества. Это поспособствовало развитию общества и формированию государства, а так же формирование людей в племена в которых должен был быть правитель.

Наличие формы управления и правового обычая. Форма правления дала возможность регулировать людей, так как они слушали своего правителя. А правовой обычай в поспособствовал как, регулятор общественных восстании , а так же и помощником для государства.

Деление населения на территории. Разделение населения на территории способствовало формированию новых классов, племен которые так же находились под покровительством правителя и государства, но имели свои права и обязанности.

Рис.1

Таблица составлена по: ( книге В. Лазарева “Общая теория права и государства”).
Формирование Африканского государства имело свои особенности. Некоторое особенности формирования государства отличали его от стран Восточного развития, например:

- власть являлась избирательной ,то есть правителя избирали

- правители (жрецы) были связанны ограничениями( в контакте с населением, в передвижении), что являлось представлением о их священности

1.5 Синтезный путь возникновения права и государства

Одной из самых значимых черт синтезного пути являлось, то что такие государства не знали рабовладения. В таких государствах сразу произошел переход к раннефеодальному типу, это явление произошло под воздействием политического и имущественного неравенства. Но, так же это способствовало сохранению черт Восточного и Западного пути развития.

Основными чертами синтезного пути принято считать:

  • Государство развивалось и постепенно приобретало новые земли
  • Развитие государства посредством управления вождя.

В качестве вывода можно сказать, что в обеих формах развития имело значение разное сочетание двух главных факторов, которые выражают суть развития человечества и развития права. Фактором развития процесса государства является неравномерность развития государственности у различных народов, так как самые первые государства формировались там, где были для них более благоприятные условия. На месте формирования государства должен был быть порядок, для ускорения рабочего процесса, а для этого необходим был стержень управления всем процессом. Но в обществе возникали конфликты, споры, разногласия которые необходимо было регулировать, тогда в силу вступало право. Правовой обычай , который ввели правители для регулирования конфликтов общества, за непослушание или не исполнение правового обычая люди могли быть изгнаны или даже приговорены к казни. Таким образом государство закрепляло за собой законы , которым должны были следовать люди.

Глава 2. Теории происхождения права

В мире всегда существовало и существует множество теории, которые по разному объясняют процесс возникновения и развития права. Эти теории вполне ясны, ведь на протяжении развития общества, представители каждой теории вели многочисленные споры отражая свои взгляды на выдвинутые теории других ученых. Каждая теория - это воплощение трудов многих философов и каждая из них по своему рассказывает о возникновении права.

Следует отметить, что философы и мыслители которые выдвигали теории жили в разные времена , поэтому они использовали разные накопленные человеческие знания. Для того, чтобы объяснить процесс возникновения права ученые, философы изучали различные регионы земли, которые отличались друг от друга развитием. Необходимо отметить следующие выдвинутые теории :

- теологическая или божественная теория

- патриархальная теория

- договорная теория

- психологическая теория

- теория насилия

- расовая теория

- материалистическая (классовая) теория

- историческая теория

- теория солидаризма

- социологическая теория

- примирительная теория

- нормативистская теория

- марксистская теория

- ирригационная теория

- естественная теория

- регулятивная теория

- реалистическая теория

Теологическая или божественная теория

Данная теория исходит своими истоками из Древнего мира. Теологическая теория исходит из божественного происхождения права, как чего-то вечного, а так же выражающая божью волю. Влияние религии, как основного источника мировоззрения о праве и законах в Древнем мире привело к тысячелетнему правлению теологических взглядов, которые основали божественное происхождение права.

Наиболее яркое выражение божественной теории можно рассмотреть в работах теолога Фомы Аквинского. Большое место в работах Фомы занимает божественный закон и естественное право, которые составили основу действующего права. Аквинский придерживался позиции, что процесс возникновения права, такой же как и процесс сотворения мира богом. Согласно учениям Аквинского, миром управляет божественный разум. Центральной идеей теории является утверждение теолога, что право создано Богом для регулирования жизни людей и что оно даруется людям через правителя. Теологическая теория опиралась в своем объяснении происхождения права на религиозные книги, прежде всего на Библию, где утверждалось ,что основные законы были даны человеку Богом. Данная теория многоаспектна, что объясняется историческими условиями разных государств.

По Древнекитайскому мифу о происхождении права человек является связующей с верховным правителем (то есть император Китая) он является связующей с высшими небесными силами. В Египте, Вавилоне, Индии существовала другая теория, сами Боги являлись источником власти правителя. Согласно мифам, Боги выступали в качестве первоначальных правителей и законодателей. Религиозно-мифические представления евреев своеобразны , но тем они и отличаются от других. По теории евреев истинный Бог находится в договорном отношении со всем еврейским народом, Бог является у них царем и правителем. Считалось, что законы еврейского народа получены напрямую от Бога, а в обычных условиях существования власти производилось людьми от Бога от его имени, но это только в особых случаях Бог действовал через чудеса. Законы и правосудие в Египте олицетворяла богиня Маат. В Древнем Египте судьи носили ее изображение и считались ее жрецами. Божественный характер земной власти жрецов и фараонов, а так же основных источников права( законов, обычаев) означал, что все они соответствуют или должны соответствовать Маат(естественному божеству). Требования подразумевали правду или справедливость, которые стали обозначаться, как естественное право. Так как теологическая теория считается одной из самых Древних, принято считать, что именно в Древней Греции зародились многие ранние религиозные теории. Древнегреческий философ Сократ был казнен за введение новых божеств. Его ученик Аристотель или более известный, как Платон основал школу в Афинах, где преподавал, что источником происхождения государства и права является божество. В эпоху капитализма[10] божественные теории нашли выражение в неотомизме[11]( от имени Фомы Аквинского), который происходил из божественной природы права.

Своего расцвета теологическая теории достигнет в эпоху средневековья, при переходе народа к феодализму рубеж 12-13 вв. В Западной Европе развивается теория “двух мечей”. Суть теории состоит в том, что основатели церкви имели два меча, один они возложили в церкви, а другой отдали государям для правления земными делами. Государь наделялся церковью правом управлять народом, но он являлся слугой церкви. Смысл состоял в утверждении духовность(то есть церкви) над государством и тем самым доказать, что нет права и государства не от Бога.

Патриархальная теория

Патриархальная теория о происхождении права начинается с Древней Греции, родоначальником данной теории считается Аристотель. Патриархальная теория гласит, что государство образовалось из поколения, из разрастания патриархальной семьи. Так же патриархальную теорию поддерживал и являлся ее сторонником Платон, а так же англичанин Филмер и русский исследователь Михайловский.

Аристотель считал, что : “вне государства общение человека с себе подобными не возможно”. Считалось, что происхождение государства являлось явлением разрастания патриархальной семьи. Так же считалось, что глава этой семьи, становится и главой государства, то есть монархом. Монарх являлся отцом или патриархом[12] для своих подданных, которые должны были ему повиноваться. Патриархальная теория была широко распространена в России в досоветские времена благодаря историкам М.Н. Покровскому М.Н. Михайловскому.

Данная теория оставила глубокий след в образе мышления российских народов, которые все свои успехи, неудачи, надежды связывали с представителем государства, жрецом, царем, правителем. Здесь можно заметить, что патриарх обладал всеми правами для управления обществом , народом а – это по сути и является проявлением права в государстве. Можно сделать вывод, что из патриархальной теории вытекает необходимость для всех людей подчиняться государственной власти

Договорная теория

Договорная теория о происхождении права так же возникла в глубокой Древности. Теория объясняет происхождение права путём общественного договора в результате которого произошло добровольное объединение людей, для обеспечения свободы. Если рассматривать мнения разных учёных, то можно заметить, что в Древней Греции ученые считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей, для обеспечения справедливости.

Отдельное развитие договорная теория получила в трудах мыслителей 16-18 веков А. Радищева, Дж. Локка, Т. Гоббс, Г. Греция, Б. Спинозы, Ж-Ж Руссо и другие, в работах данных ученых теория получила широкое развитие. Договорная теория основана на естественных правах человека, Т. Гоббс видел это естественное право в личной свободе человека. Ж-Ж Руссо считал, что: “естественное право человека – это мирное царство свободы”. Представители и сторонники естественного права , считали что государство является результатом общественного договора.

Договорную теорию можно базировать на таких положениях как:

- формирование государства определяет естественное право людей.

- государство возникло на общественном договоре людей, которые устали от борьбы друг с другом.

- создание государства образовывает в обществе две системы права: естественное и позитивное( или положительное ). Естественное право - право на свободу, на жизнь, равенство собственности. Позитивное право - приобретенное право от государства ( законы, обычаи).

Из договорной теории можно сделать вывод, что формирование права путем договорной теории выдвинуло разделение на две системы права. Естественное право – это право которое дано человеку с рождение, но так же есть позитивное право, которое было приобретено и привито обществу от государства.

Психологическая теория

Психологическая теория права появилась в 19 веке, но более яркие идеи были сформированы в 20 веке. Яркими представителями данной теории являлись Л.И. Петражицкий, М. А. Рейснер и Росса.

Суть психологической теории состоит в потребности человека жить в представленных рамках, в рамках сформированного общества и правил поведения. Теория объясняет появление правовых явлении и власти , путём психологических переживании и потребностей общества. Потребности общества заключались в одном случае – это потребность правления, а в другом случае – это потребность подчинения определенным людям с властью. Петражицкий в своих трудах разделял право на автономное[13] (интуитивное) и позитивное [14](гетерономное). Автономное право представляло переживания, которые исполнялись по внутреннему зову, а позитивное право имело представление основания на чужой власти.

Из психологической теории можно сделать вывод, что право появилось путем переживании и потребностей общества , то есть в древности люди боялись всего неизученного и не понятного для них, им нужен был предводитель, руководитель который мог бы ими управлять. Эти переживания народа сформировали правовые нормы и власть, что позволило жить спокойнее , но теперь ты должен был подчиняться для того чтобы выжить. Автономное право Петражицкого показывает ,что права у человека есть и будут без того чтобы их диктовало государство, а позитивное право как раз таки показывает ,что все источники права от государства.

Теория насилия (завоевания)

Теория насилия является одной из распространенных теорий, а так же относится к числу новых теорий права. Данная теория получила широкое научное обоснование в 19-20 веках. Представители теории насилия считали, что право может возникнуть только путем завоевания и насилия. Сторонниками теории являются немецкий философ Е. Дюринг, австрийский социолог А. Гумплович и К. Каутский.

Философ Дюринг считал, что основой общественного развития являются политические отношения. Социолог Гумплович писал в своих работах : ”История не предъявит нам ни одного примера, где бы государство возникло не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе”. Каутский так же видел источником происхождения права в насилии и войнах. По словам учёного: ”племя победитель, подчиняет себе побежденное племя, а так же присваивает себе земли этого племени, а затем принуждают работать на себя”. Ссылаясь на форму образования стран Европы и Азии, которые по мнению А. Гумпловича возникли путём насилия. Учёный сделал вывод, что в следствии подчинения себе одного племени людей другому племени образовывается государство. Из этого следует, что происхождение государства и права возможно только путём примирения грубой силы, борьбы и покорения одних племен другими. Прямое насилие – является основной причиной возникновения права. Сторонники теории предполагали, что до того времени, как племя состоит из одних и тех же личностей, которые родились и воспитались в одном и том же обществе, между ними нет вражды и войн, а следовательно и рабства. Покорение одним племенем другого обусловлено появлением рабов и рабства. Гумплович считал инструментом насилия, преобладание одних над другими, а развитие происходило по возрастающей то есть от власти высших слоев над низшими, которые подчинялись им. Ф. Энгельс критиковал теорию и во много был справедлив и прав. По мнению учёного для формирования государства необходим большой уровень экономического развития, который позволил бы содержать бунтующих. Если же подобных условий не существует, то никакое насилие не может привести к возникновению права и государства. Но не надо отвергать тот факт , что насилие и завоевание играло немаловажную роль в образовании права и государства.

Поэтому согласно теории насилия, насилие или завоевание одних племен над другими рассматривается в качестве основных причин рабства. Но так же отвергать данную теорию на историческом опыте, который показывает, что завоевание одних народов над другими является реальным фактором существования права и государства длительное время. Можно сделать вывод, что не одно государство не образовалось без завоевания или насилия. Так же завоевание путем насилия актуально и в наше время к примеру, война в Израиле, Сирии, Ираке и тд. Из этого следует ,что конфликты и войны никогда не лишатся своей значимости и теория насилия будет актуально во все времена.

Расовая теория

Появление расовой теории, началось еще в эпоху рабовладения, когда люди разделились на рабовладельцев и рабов. Другое название данной теории это “Нацистская расовая теория”, так как своё распространение и силу теория получила в 19-20 веках. Теория легла в основу фашистской политики считалось, что это было время превосходства “арийской” расы над евреями и другими расами. В Германии была предпринята попытка изменить историю таким образом, чтобы история рассказывала о борьбе арийской расы с другими расами. А предводителем арийской расы объявлялась Германия, а к низшим расам относились славяне, цыгане, семиты и др. Теория была взята на вооружение Германией для оправдания дискриминации рас, а за тем и для проведения массового уничтожения рас, наряду с уничтожением людей, которые препятствовали чистоте арийской расы. С точки зрения расы нацизма, идеалами арийской расы являлись представителями особенной расы, внешне которой являлись светлая кожа, светлый цвет волос, а особенно приветствовался такой признак как светлая радужная оболочка.

Большой вклад в теорию внесли ученые Ж де Гобин, который является основателем расизма, Хьюстон Стюарт Чемберлен. В своей книге “Основания 20 века” 1899, ученый Чемберлен развивает и повествует о двух темах: расу арийцев, как творцов и носителей цивилизации и евреев, как негативную расу. Определенное влияние на распространение расизма оказал и композитор Рихад Вагнер, который считал, что германский дух был занесен вместе расизмом. В данный момент на музыку германского композитора Вагнера наложен запрет в Израиле. Гитлер изучал музыку Вагнера, а особенно ”Кольцо Небелунга” , в дальнейшем это увлечение переросло в подеражание его идей. Гитлер писал : ” Люди гибнут не из-за проигранных войн, а из-за потери сопротивляемости….Всё ,что не является полноценной расой на Земле - плевелы[15]”.

Расовая теория или нацистско-расовая теория повлекла за собой, узаконенное уничтожение целых народов, которые не имели отношение к нацистскому слою. В 1946 г в марте после хорошо сейчас известной речи У. Черчилля в городе Фултоне началась “холодная война”. В прессе было отмечено ,что Гитлер развязал войну с провозглашением расовой теории, объявив что : “ только люди, говорящие на немецком языке представляют полноценную нацию” Сам У. Черчилль с той же расовой теории начал развязывание войны утверждая ,что : ”только те нации, которые говорят на английском языке являются полноценными нациями”. Нацистская расовая теория привела Гитлера к выводу, что немецкий народ-это единственная полноценная нация, которая должна господствовать над другими нациями. Теория Черчилля состоит в том ,что нации говорящие на английском языке являются единственными полноценными нациями, которые должны господствовать над другими нациями мира. Так же были построены сеть лагерей для уничтожения народов, которые не соответствовали расовой теории. Были уничтожены евреи, цыгане, славянские народы. Народы СССР, подлежали уничтожению, как “неполноценные народы”. За пару дней до смерти, Гитлер написал: “Превыше всего я требую от руководителей народа соблюдать расовые законы и безжалостно бороться с вездесущим отравлением всех народов-мировым еврейством”

Лично моё мнение из всей этой теории только одно, то что Гитлер как уже давно известно владел идеей завоевания всего мира и подчинения себе всей Земли. Расовая теория не показывает ничего значимого для русского человека , так как Гитлер считал славянский народ не полноценной расой. Исторически эта теория заняла место и то наверное благодаря только тому, что одержимый идей Гитлер совершал безжалостные действия для превознесения немецкой расы и народа.

Материалистическая или классовая теория

Материалистическая теория заключалась в том, что государство возникло из экономических причин. Суть теории заключается в том, что государство пришло на смену родоплемени, а право на смену обычаям. В образовавшихся новых племенах, обычаи не могли управлять обществом, появилась потребность во властном органе управления. Таким способом управления обществом стало государство. По мнению представителей материалистической теории, теория выделяет три основные формы возникновения государства и права : афинскую, римскую, германскую.

Афинская форма – это классическая форма, в этой форме государство возникает из классовых противоречий внутри общества.

Римская форма – это форма, в которой родовое общество превращается в аристократию, изолированную от плебейской массы. Победа плебеев разрушает родовой строй, из которого возникает государство.

Германская форма – это государство возникшее в следствии завоевания обширных территорий для формирования государства.

Основателями данной теории были К. Маркс и Ф. Энгельс. Классовую теорию ученый К. Маркс вырабатывал постепенно под наблюдением за окружающей его действительностью, путем осмысления и переработки фактов. На основе исторического анализа, убирая все не нужное и объединяя факты в единое общее целое, К. Маркс стал развивать классовую теорию. По написанной книге К. Маркса ”Нищета философии”, которая явилась, как откровением классовой теории. Данная работа стала источником новых идей, которые выражали и формировали теорию социального развития, которая акцентировала острые вопросы прошлого но и настоящего. Окончательно классовая теория была сформирована К. Марксом и Ф. Энгельсом. Ученые считали, что история человечества была историей классовой борьбы, а политическая власть использовалась одним классом, для подавления другого класса. Господствующий класс изменял обычаи в свою пользу, а так же создавал необходимые для достижения своей целей законы. Право являлось волей только господствующего класса, по материалистической теории, право исторически проходящее явление, которое было необходимо обществу на определенном этапе его развития. О важнейших идеях классовой теории К. Маркс изложил в письме И.  Вейдемейеру от 5 марта 1852г. В его письме К. Маркс писал : ”То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего…Существование классов с определенными периодами развития производства, классовая борьба ведет к господству пролетариата, господство пролетариата является лишь переходом к уничтожению классов и общества без класса”.

Связующая между существованием классов и историческим развитием производства, а по иному с определенными способами производства были раскрыты и основы классового деления общества. К. Маркс доказал, что деление на классы было свойственно не всем этапам развития общества, а этот процесс был представлен, как исторически возникший процесс. Следует отметить, что К. Маркс не присваивал себе открытие в существовании классов и борьбы между ними. Но так же следует отметить, что до К. Маркса никто не основания для классового разделения. Главным пониманием классовой теории ученый К. Маркс считал, двойной характер труда ( исполнительный и организованный). Классовая теория была сформирована К. Марксом еще в середине 19 века, в современной социологии принято считать, что К. Маркс является родоначальником классовой теории по следующим причинам :

  • Учёный изучил эволюцию классов со времен рабовладения 19 в.
  • Сформировал источник классового неравенства

По моему мнению написанная книга ученого К. Маркса ”Нищета философии” является олицетворением классовой теории и классовой борьбы.

Классовая теория показывает не равенство в обществе, которое присутствовало в те временна из-за отсутствия органа управления, но при органе управления правом обладали только господствующие люди, что приводило к классовой борьбе.

Историческая теория

Историческая теория впервые появилась в 18 веке, в работах Болингброка и Вольтера. Но пик интереса к исторической теории пришелся на треть 19 века и первую треть 20века. Во времена таких ученых, как Г. Риккерт и Н. И Кареева принято было разделять историческую теорию на-философию истории и историческую теорию.

В творчестве древнегреческих и римских ученых Геродот, Аристотель, выдвигались рассуждения над правдой и вымыслом, а так же роль человека в истории. Историческая теория является противоположностью естественной теории, историческая теория подразумевала свободу и равенство граждан. Но так, как Германия развивалась немного позднее чем Западноевропейские государства она не была готова к восприятию идей о свободе и равенстве. Поэтому создатели исторической школы права в 18-19 веках доказывали, что право развивается исторически, как язык, а не исходило от государства. Ученые считали, что право возникает спонтанно и своим происхождением не обязано государству, а что касалось указов государства , то это было позитивное право, которое имело начало от обычного права и только поддерживало позитивное право.

Историческая школа права, породила разные взгляды, поэтому были сформированы достоинства и недостатки исторической теории.

Достоинства:

- право-это спонтанное явление, а не чьё-то творение

- право-это историческое явление, которое развивалось вместе с обществом

- суть права зависит от особенности развития народов, как и религия, обычаи, все то ,что оказывает влияние.

Недостатки:

- сторонники теории считали, что право-это народность духа и что право-это итог хороших превращений из народности духа.

Если делать вывод, то точно можно сказать, что сторонники исторической теории и создатели исторической школы права искали в истории подтверждения своих работ и учений. А самый правильный вывод в том, что право-это действительно явление, которое развивалось вместе с обществом, дополняя свои знания.

Теория солидаризма

Теория солидаризма получила своё распространение в конце 19 века в начале 20 века. Солидаризм-это система свободных стремлений общества, которое постоянно преодолевали общественные противоречия. Создатели теории солидаризма во главе теории ставили личные права человека, но так же придерживались мнения, что человек как личность не может существовать сам по себе.

Наиболее известным представителем теории солидаризма в праве является Л. Дюги. Ученый Л. Дюги выдвигал два варианта теории солидаризма:

- человек-существо, которое само создает свое положение в обществе.

- человек существо общественное , которое не может существовать само по себе.

Общество развивается лишь благодаря солидарности, которая соединила все общество. Дюга сделал вывод, что имеется некая ” норма солидарности” и, что никто не должен нарушать эту норму.

Теория солидаризма основывалась и развивалась на следующем

- общество сложилось из связей, которые объединили людей на основе солидарности.

- сотрудничество классов или групп людей, регулировалось нормой социальной солидарности.

Социологическая теория

Социологическая теория начала своё формирование в конце 19 века. Сторонники данной теории являются Е. Эрлих, Р. Паунд, С.А Муромцев, Ф. Жени и др. Данные ученые считали, что право возникает и действует при задействовании законов. Представители социологической теории выдвигали теории разделения права и закона. Были выдвинуты следующие достоинства и недостатки социологической теории:

Достоинства

  • За человеком закрепилось признание неотъемлемых прав
  • Появление необходимости принятия законов с такими ценностями, как свобода, справедливость

Недостатки

- Отрицание участия государства в развитии права

- Принятые законы не всегда соответствовали нормам справедливости

- Разное понимание у людей, формы справедливости

Примирительная теория

Примирительная теория является самой популярной на Западе. Данная теория гласит, что право зарождалось не для урегулирования отношений народа, а для упорядочения отношений между родами. Сторонники теории являлись Г. Берман, Э. Аннерс, они читали что, право появилось не для урегулирования отношений, а для упорядочения отношений внутри народа.

Между родовыми группами случались конфликты и разногласия, а их урегулирование было в интересах племени. Племя являлось регулятором, которому подчинялись родовые группы. Сила племени определялась не мощью, а его умением урегулировать всплывающие конфликты. Частые конфликты между родовыми группами было обычном делом. Ведь у каждого рода были свои особые интересы(занять более выгодную территорию , обрести большее число женщин, собрать больше урожая). Причины конфликтов в заложенном желании человека к стремлению быть первым, быть победителем. Из этого зародилась идея мести, которая уносила жизни многих людей. Так же месть оказывала влияние и давление на членов рода в том, что у них появлялось стремление к миру между родовыми группами, так как предвидеть чем закончиться вражда было не возможно и не будут ли уничтожены все члены враждующих сторон до последнего человека. Поэтому именно из договоров о примирении, которые заключались на народном собрании или совете старейшин, откуда как считают сторонники теории появилось примирительное право или примирительная теория.

В силу того, что ситуации повторялись, договор со временем перерос в правила, нормы, с которыми были введены и штрафы за телесные повреждения. Изначально большой разницы не было заметно между правонарушениями и их наказанием. Были ли нанесены телесные повреждения или была ли захвачена часть имущества рода, не исполнен ли договор обмена и тд. Все это давало повод для мести, но когда это все не соблюдалось, штрафы были заменены денежными взысканиями. Так же имело значение наступила ли смерть в результате умысла и является ли это следствие несчастным случаем.

Однако постепенно нормы права стали меняться. На этой основе появилась система правовых норм.

Вывод из примирительной теории в том ,что в теории изложены то , как развивался народ, какие были приняты меры для урегулирования конфликтов и кто был в силе решить возникающие проблемы. Правовая норма из поколение в поколение совершенствовалась, что было свойственно для древних времен, а за тем все стало формироваться в законодательство, что скорее всего облегчило жизни людям и обществу.

Нормативистская теория

Даная теория получила своё распространение в 20 веке. Сторонники нормативистской теории Г. Кельзен, Л.И Новгородцев, Р. Штаммлер др.

Суть теории состояла в том, что право как система норм. По учениям Г. Кельзена, право принадлежит к сфере должного, а не сущего. Сравнивая право с системой, ученые считали, что в основании системы находятся-договора, решения судов, законы, которые так же трактовались, как понятие права. Р . Штаммлер, считал право как цель удовлетворения потребностей людей, в наиболее развернутом виде теория нормативизма изложена в Г. Кельзеном.

Согласно теории вся система права имеет ступенчатое строение. Впервые идея о правовом государстве, представители теории выдвинули в качестве ограничении власти законом. В 19-20 веках появилось новое направление, такое как “чистое учение о праве”, а его автор был Г. Кельзен. Право рассматривалось, как система регулирующих человеческое поведение, правил, только тех которые исходят от государства. Нормативистская теория основывается на упрочении закона и ограничению судебного дела. Теория является полной противоположностью естественному праву, ведь суть теории в том, что все права от государства.

Достоинства:

  • С помощью норм права были обозначены границы дозволенного и запрещенного поведения
  • Обеспечение режима-соблюдение закона
  • Определенность права – обозначала права и обязанности людей

Недостатки:

- Преувеличение роль государства, в эффективных решениях и управлении обществом

- право влекло за собой изменение в социально-экономических, политических факторах.

Марксистская теория права

Марксистская теория сформировалась в 19-20 веках, ее представителями были В.И. Ленин (1870-1924), К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895). Право в данной теории рассматривалось, как возведенная в закон воля господствующего класса. С точки зрения марксистской теории, государство возникает как результат разделения труда, частной собственности, раскола общества на классы и борьбу между ними. Даная теория рассматривает появление государства и права, как исторического процесса, который развивался по своим законам.

Марксистская теория происхождения права основывалась на процессе происхождения права. Согласно теории связь между государством и правом является не разрывной. Именно в марксистской теории утверждалось, что право не представляет сути без аппарата, а этот аппарат является государство, которое было в силах заставить к исполнению норм права. Но тем самым уценивались ценности права в регулятивной системе и тд. В марксистской теории утверждалось, что нормы права, вытесняют родовые обычаи, с появлением частной собственности и образованием классов правила поведения стали закреплять неравенства в обществе. С появлением классового разделения в обществе и образования государства, появились правила поведения исполнение которых обеспечивалось силой государственного приказа.

Идеи К. Маркса стали распространяться и в России с 70-х годов. На первом съезде в 1898 году, была создана общероссийская марксистская партия РСДРП[16], которая через пять лет была разделена на два направления-большевистское[17] и меньшевистское[18]. Это направление поддержал и стал лидером большевистского направления В. И. Ленин. Его идеи власти и государства только развили положения учении Маркса и Энгельса о государстве. Марксистская теория о происхождении государства и права широко описывается в работах В. И. Ленина-лекция “о государстве”, которую он прочитал в Свердловском университете 11 июля 1919г. Марксистская теория о происхождении государства и права долгое время в России считалась единственной достоверной и верной. Суть теории состояла в революции подававшихся угнетению масс, принятие социализма, но основной идеей являлся коммунизм. К. Маркс утверждал, что движущей силой общественного прогресса-является экономика.

Ирригационная теория

Представителями ирригационной теории является немецкий ученый К. Виттфогель. В своих работах, а именно в книге ”Восточный деспотизм”, ученый объясняет возникновение государства со строительством каналов, дамб , то есть ирригационных сооружений. В пример можно привести первые города-государства Египет, Индия, Китай в этих странах происходил процесс создания ирригационных систем. С этим процессом формируется слой управляющих, которые знали , как руководить работами, как распределить воду, и тд.

По мнению К. Виттфогеля все эти работы требовали четкого централизованного управления. Процесс образования государства и проведение ирригационных работ шли по развитию и формированию параллельно. Но процесс формирования государства был первым, так как именно государство было в состоянии вести ирригационные работы. Так как люди . которые управляли работами и рабочими были из управляющего класса государства.

Ирригационные причины формирования права и государства были характерны преимущественно только для некоторых регионов Востока. Процесс формирования ирригационных работ и создание государства шли нога в ногу только из-за того, что работами требовалось управление, а управлять этим изначально могли только люди от государства, но не стоит забывать, что государство появилось быстрее.

Естественная теория

Сторонники естественной теории считают, что параллельно теории существует позитивное право, которое было создано путем законодательства и естественного права. Считалось, что позитивное право сформировалось по воле людей, а причины появления естественного права совсем иные.

Представитель теории Г. Греции утверждал, что естественное право произошло от природы человека. В человеке оно проявляется в виде его совести, так человек познает естественное право. Так же Греции определил суть естественного права, в котором он отнес воздержание от чужого имущества, или возврат чужой вещи, Греции различал право естественное и право установленное волей человека. Право установленное волей делилось на человеческое и божественное , и должно было соответствовать предписаниям естественного права. Другой ученый Вольтер, который доказал великое разнообразие обычаев, полагал что, существуют определенные естественные законы с которыми должны соглашаться все люди и из всех частей света. Вольтер считал, что ни одно общество не может существовать не единого дня без правил. Ученый считал, что необходимы законы, так как благо общества является единой мерой для удержания человека от противозаконных действий, поэтому он считал, что боязнь закона может на это повлиять. Так же Вольтер утверждал, что еще должна быть вера в Бога, так как вера оказывала не малое влияние на жизнь человека

Естественная теория права по моему мнению - это теория от природы, то есть то, что тебе дано с самого рождения. Это право на жизнь, свободу, свободу слова , то что тебе предназначено и заложено природой с рождения. Естественная теория скорее всего получила своё развитие и понимание от человечества не много позже, так как в древние временна люди еще не понимали, что есть право которое дано тебе от природы или от Бога.

Регулятивная теория

Регулятивная теория была распространена в Азиатских странах. Формирование данной теории выходило из осмысления вопроса о происхождении права, ученые опирались в своих рассуждениях на условия людей, в которых находились страны Азиатского континента. С развитием общества закреплялись определенные порядки, территории, пастбища, запреты на телесные повреждения и тд. В дальнейшем с развитием производства и частной собственности, появляется необходимость в порядке для приобретения людьми землевладения, сельскохозяйственного производства. Формирование и развитие средств сообщения, торговых отношений, города партнеры устанавливали правила мореплавания, торгового права в других странах и тд. Общественные отношения между людьми требовали дальнейшего регулирования со стороны норм права, так как нормы морали и обычаев уже были не в состоянии выполнять роль эффективных регуляторов общества. Это привело к появлению и дальнейшему развитию права, согласно регулятивной теории, право возникло для установления и поддержания порядка во свей стране.

Реалистическая теория

Во второй половине 19 века в Европе были утверждены буржуазные отношения во всех сферах общественной жизни. Представителем реалистической теории считается германский правовед Рудольф фон Иеринг (1818-1892г). В работах “Цель в праве”, ”Борьба за право” ученый выступает, как создатель реалистической теории, согласно теории объектом правоведения должны быть интересы людей, для осуществления которых люди вступали в отношения между собой. В результате чего возникало и формировалось общество, согласно учениям право является признаком общества, которое объединяет общими целями. Иеринг считал, что право порождает не всякое общество, а лишь общество при государстве, потому что государство не только порождает право, но и управляет им. Государство является рычагом управления социального принуждения, так как отличаются отношения господ и подчиненных.

Иеринг выделял три элемента реалистической теории

- право зависело от принуждения, то есть состояло из правил, которые были установлены обществом или государством

- нормой права считался внутренний элемент в отличие от принуждения, который является внешней стороной. Норма человека-это поведение человека, правило

-целью права-считалось обеспечение определенных условии жизни.

Вывод:

Какие-то сильные изменения общества, чаще всего связывают с правом, с государством, с законом или с правами человека. Но как возникло, развивалось и входило в жизнь общества право мы можем только изучать из теории ученых, которые выдвигали гипотезы и делали выводы изучив тот или иной материал. А, какие они этапы процесса происхождения права? Если рассматривать теорию о происхождении права в отдельности от других, то каждая из них будет не четкой и не полной, так как одна теория исходит и дополняет другую или является ее противоположностью. Представители теории о происхождении права по своему каждый трактует ее появление и роль в развитии или жизни общества. Но самое главное в происхождении права то, что оно ценно для каждого индивида, она является для человека неким щитом. Человек сам себе выбирает какими правами он владеет, даже если иногда эти права противозаконны, но не каждый человек доволен теми правами, что были даны ему с рождения. Для этого и были введены законы, правосудие чтоб люди могли спокойно развиваться и жить в своей стране, в которой законы все соблюдаются.

2.1 Взаимодействие государства и права

В теориях представленных мною в курсовой работе, не раз упоминалась связь и параллель между образованием государства и права. Деятельность государства заключается в принятий, формировании и реализации законов, а так же обеспечение правами граждан. Право, как и государство является не только важным, но и сложным явлением для восприятия обществом. Если задумываться над вопросом, что такое право и какую роль оно играет в жизни людей, то найти какого-то определенного ответа очень сложно. С развитием общества и государства у людей менялись и представления о праве, из этого появилось множество рассуждении и теории. Споры о понятии права, так же как и с государством занимали своё место не только в далеком историческом прошлом, но и в настоящее время.

Современные ученые и исследователи, так же как и их предшественники выделяют два определения права, в теориях эти определения встречаются один из этих определений, называется позитивный, который основывается на связи государства и права, но так же и на том, что государство является единственным источником права. При этом право получало определение как система общеобразовательных-принудительных норм, которые выражали бы закон или государственную волю, или по другому являлись классовым регулятором общественных отношений. При таком определении право является одинаковым или схожим с законом или является правовым актом которые исходили от государства. Второе определение права не позитивное, которое не сильно связывает понятие права с понятием государства. Право в данном случае рассматривается, как норма регулирования общественных отношений с целью благополучного построения человеческой жизни путем определения меры свободы, прав, обязанностей. Данное определение не смотря на свою простоту в реальной жизни является менее распространенным и применяемым, чем первый. Если связывать непрерывно государство и право или на оборот и исходить из того, что право в реальной жизни является общественным правилом поведения или нормой, которая утверждается только государством, соответственно за их не соблюдение применялись меры государственного наказания.

Можно с легкостью сказать, что государство и право взаимосвязаны друг от друга, но в то же время и самостоятельны друг от друга. Если государство издаёт законы, обеспечивая их соблюдение и в случае их неисполнения применяет принудительную силу, то право активно воздействует на государство путём установления правил поведения.

Вывод из взаимодействия права и государства таков, право неразрывно связанно с государством, эта связь обусловлена тем, что государство и право появились в истории в связи одних и тех же причин. Право и государство прошли в своем развитии одни и те же этапы поэтому не могут существовать и функционировать отдельно друг от друга. Право без государства не может существовать и действовать. Государство без права не может осуществлять свои функции. В нормах права закреплены порядок действия государственной власти и тд.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе были рассмотрены источники права и его происхождение. Право появилось при переходе общества к цивилизации, когда начались споры и конфликты в обществе. Так как в эпоху цивилизации потребовался социальный регулятор, который смог бы выполнить две задачи:

  1. Обеспечение безопасности в общественной жизни общества. Большую роль в этом сыграли экономические отношения государства, которые формировались из товарного производства страны и рынка.
  2. Необходимость свободы, свободы права, частной собственности и тд.

Возникновение права, как социального регулятора было связанно с формированием государственной власти, а формирование и развитие права было обусловлено требованием самого общества. Каждая из перечисленных теории имеет свои преимущества и недостатки, их появление объясняется человеческим развитием и свидетельствует о необходимости права и государства в жизни общества. Четкого понимания права и государства в теориях найти сложно, так как все зависело от ученного, который хотел донести суть теории, но каждый ученный суть доносил по своему, так как он видел и изучал это происхождение, развитие и связь права и государства.

Мною была выбрана тема курсовой работы ”Возникновение права” из-за интереса узнать все тонкости и аспекты происхождения права. Так как материал о возникновении права располагает богатой, объёмной и интересной информацией, а так же право – это то, что дано человеку с рождения и является неотъемлемой частью любого индивида и общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бошно С.В. Правоведение. Учебник/С. В. Бошно. - М., Издательство Эксмо. 2004. – 36 – 40с.

2. Основы права: Учебное пособие. 2-е изд./Под ред, В.В. Лазарева М : Юностъ, 2001. – 25с. Раздел 3

3. Нерсесяц В. С. Философия права: Учебник для вузов/ В.С. Нерсесяц. - , 1997. – 32с. Глава 3

4. Теория государства и права: учеб. / А. В. Мелехин. — М. : Маркет ДС, 2007. – 44с. Раздел 2

5. Правоведение: Учебник для вузов/ под ред. д. ю. н проф. С. Н. Бабурина – М; 2003. – 171с.

6. Лазарев В. В. Общая теория права и государства.- М., 2001. – 83с.

7. Основы права: учебник для учащихся старших классов общеобразовательных школ - Казань, 2006.

8. Синюков В. Н. Российская правовая система. Саратов, 1992. – 170с.

9. Манов Г. Н. Теория права и государства. – М., 1995. – 92с.

10. Венгеров А. Б Происхождение права//Общая теория права – Новгород, 1993. – 193с.

11. Мардалиев Р.Т. Правоведение/ СПб.: 2010. – 48 с.

12. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права/ Учебное пособие/ Кашанина. – М.:Высшая школа – 2004г. – 11-195с.

13. Тураев Б.А. История древнего Востока (Под ред. В.В. Струве и И.Л. Снегирёва). Минск, 2004. – 64с.

14. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. – 440с.

15. Енгибарян Р. В. Теория государства и права: Учебное пособие/Р.В, Ю.К. Краснов. – М.: Юристъ, 1999. – 272с.

16. Правоведение: Учебник для вузов/ под. ред. З. Г. Крыловой. – М.: Высшая школа, 2003. – 413с.

17. Якушев А.В. Теория государства и права/ А.В. Якушев. – М.: Издательство приор, 2000. – 145с.

18. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. - М., 1938. – Книга 1, Глава 6-7

19. Сабо И. Основы теории права. - М.: Вузиздат, 1974. – 120 с.

20. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права: Учебник.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-425с.

  1. о ННЫ
  1. “Законы двенадцати таблиц” свод законов в Древнем Риме регулирующие нормы, сферы и все отрасли народа. Первый писаный источник права в Древнем Риме.

  2. Струве В.В. Хрестоматия по истории Древнего Мира/ В.В. Струве. – М.: Академия, 1953.-С. 594

  3. Рейснер М.А. Наше право, чужое право, общее право.-М.: Госиздант,1925.-С. 276

  4. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений, 2004.-С. 124.

  5. Маркс К. Сочинения. Т. 4, 1875.

  6. “Правовой обычай”- источник права ,который исторически сложился в древнем мира ,а так же правило поведения.

  7. “Патриции”- класс людей, которые принадлежали к исконно римскому роду, которые составили правящий класс и управляли общественными землями.

  8. “Раннефеодальный строй” – это переход от рабовладельческого или первобытнообщинного строя.

  9. “Феодализм”- система правоотношений в обществе с наличием двух социальных классов - феодалов (землевладельцев) и крестьян. Крестьяне экономически зависели от феодалов ,а феодалы были связаны друг с другом правовыми обязательствами.

  10. Капитализм- экономическая система, в которой средства производства принадлежат частным собственникам.

  11. Неотомизм- главная составляющая Бога и природы, а так же христианское принятие философии Аквинского.

  12. Патриарх- глава русской православной церкви, избирается церковным собором.

  13. Автономное право - это независимость права от государства, а так же изолированность от вмешательства со стороны государства.

  14. Позитивное право – это источник права признанный или установленный государственной властью.

  15. Плевелы- евразийское растение-злаки. Еще их считали сорняками полевыми, которые росли в доль дорог.

  16. РСДРП-это российская социал-демократическая рабочая партия, основанная в Минске в 1898г.

  17. Большевики-это члены рабочей социал-демократической партии, которые выступали за отмену частной собственности в России.

  18. Меньшевики-это самостоятельная политическая партия, выступали против строго централизма в работе партии и наделения партии властью, под предводительством Ю.Л. Мартов, еще их называли “мартовцами”