Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Возникновение права (Возникновение и развитие права)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Право является одним из более сложных и важных явлений общества. Современное общество не может существовать без права, так как право выступает в роли регулировщика взаимоотношений представителей человеческого общества. Существование в социальном обществе людей связанных совместной деятельностью не возможно без регулятора их взаимоотношений, именно в этом заключается актуальность выбранной темы курсовой работы. До тех пор пока человек существует в социуме, вопрос возникновения и существования права будет актуален.

В первобытное время существование человека было ограничено определенным рядом запретов, татемов. Например, запрет на смешение крови в браке, так как за счет кровосместительного брака резко ухудшались признаки здоровой наследственности.

Возникновение права и его реализации зависело от представителей социума, среды в которой он живет и развивает свои культурные, духовные маральные принципы и материальные отношения. Для того, чтобы глубже изучить процесс возникновения права необходимо определить социальную природу права, его особенности. Это позволит проанализировать условия проихождения и развития права, и его причины. Так же понять все свойства, функции права, основные направления деятельности, а главное роль и место в жизни каждого человека как отдельной еденицы и политической системы в целом.

Объект курсовой работы теоретические основы права.

Предметом курсовой работы является источники права и его правовая сторона.

Цель работы рассмотреть непосредственно понятие право, его происхождение, основные принципы и характеристики.

Исходя из поставленной цели основные задачи курсовой работы:

- рассмотреть понятие и причины возникновения права;

- проанализировать этапы развития подходов к пониманию права;

- рассмотреть современное право в российской науке;

- выявить основные функции права;

- рассмотреть теории происхождения права;

- определить основные харакеристики права, социальные ценности права, объективные свойства права.

В работе использовались материалы таких авторов, как Жидкова О.А., Исаев И.А., Крашенниковой Н.А., Черниловский З.М., и другие. Курсовая работа состоит из трех глав, названия глав говорят о своем содержании.

1. Понятие права

1.1. Возникновение и развитие права

Индивидуальное сознание-единственный источник права.

Право – переживания людей, которые с одной стороны обязанности совершить какие-либо действия, а с другой стороны осуществление воздержаний от этих действий.

Эмоции занимают первое место среди различных психологичских состояний: императивные (нравственные) и императивно-атрибутивные (правовые).

Нравственные - императивные эмоции, это одностороннее переживание одним человеком обязанности соверщить действие в отношении другого человека, но не сопровождается переживаниями другого человека права потребовать выполнения этой обязанности.

Императивно-атрибутивная(правовая) – это уже двусторонняя эмоция, переживания одного человека сопровождаются переживаниями другого человека права потребовать выполнения обязанности. Из этих эмоций складывается психическое, интуитивное право. Это право занимает первое место в регулировании семейных, имущественных, наследственных отношений. Сколько людей- столько и интуитивных прав.

Нормативистская (абстрактно-нормативная) теория права — берет свое начало от «категорического императива» Канта как общеобязательного требования чистой воли, независимой от внешних явлений. Либеральная нормативистская теория, выводила право из нравственности (выдвинула идею правового государства — самоограничение власти законом).

Начало XX века — главное место в теории — чистое учение о праве (Кельзен). Право — юридические нормы, рассматривались в отрыве от экономики, политики, социальной структуры общества[1]. Правовые нормы возникают и развиваются не из реальных общественных отношений, а из формального установления государством. Обязательность правовых норм следует из государственного авторитета. Фактическое отождествление государства и права.

Социологическая теория права — предопределила «школа свободного права» (Эрлих) — живое право народа, которое основано не на законе, а на свободном усмотрении судей. Право — административные акты, судебные решения, приговоры, обычаи, правосознание судей, правоотношения и юридические нормы.

Право должно рассматриваться только в действии (в процессе применения). Нормотворчество — судьи. Под правом в данной теории понимается совокупность правовых отношений, возникающих и существующих независимо от норм, сложившийся в жизни социальный порядок, в конечном итоге — фактический образ деятельности правительств, судов. Это приближает понимание права к реальной жизни, но теоретически обосновывает административный и судебный произвол.

Марксистская теория права считает право — частью надстройки над экономическим базисом общества. Оно обусловлено материальными условиями жизни и оказывает на них обратное воздействие. Классовая сущность права (право — возведенная в закон воля господствующего класса). Механизм образования права — господствующие классы объединяют свою силу в виде государства и придают своей воле выражение в виде государственной воли. Тесная связь права с государством, которое формирует право и поддерживает его в процессе реализации. Методы его — принуждение, насилие, подавление.

Регулирование общественных отношений всегда являлось прерогативой государственных органов, формирующих систему права. Но многообразие жизни порой устанавливает иные нормы, исполнение которых обеспечивается не принуждением, но привычкой. А, следовательно, важно знать понятие и признаки права, а также из каких норм оно складывается, чтобы отделить его от иных норм. Для этого рассмотрим подходы к его пониманию, а также важнейшие характеристики, представляемые учеными – правоведами. Использование понятия «права» осуществляется в нескольких значениях[1].

Первое и основное – это совокупность норм, которые регулируют отношения в государстве.

Второе – это возможность субъекта действовать определенным образом в строго регламентированной ситуации, т.е. субъективное право.

Третье значение – это объединение определенных институтов, регулирующих крупную область общественных отношений.

Как видно, многообразие использования понятия «право» зависит от конкретного случая. Но «право» в общем юридическом смысле включает в себя более широкий спектр признаков, а именно:

- нормативность – означает, что правило становится правом только в том случае, если оно регулирует общую область, а не конкретно взятую ситуацию одного индивида;

- формальность – для закрепления определенного правила поведения в качестве права необходима его письменная фиксация в той форме, которая предусмотрена для общеобязательных, установленных государством правил;

- системность – право представляет собой четко структурированную систему, в которой наличествуют как генеральные нормы, так и специализированные, являющиеся механизмами реализации общих норм; общий характер – означает, что право является обязательным к использованию для всех граждан страны;

- обязательность – проистекает из предыдущего признака и означает, что для обеспечения следованию праву государство может применять принуждение.

Суммируя представленные признаки, можно вывести, что право – это совокупность установленных в формальном порядке общеобязательных правил поведения, регулирующих общественные отношения и обеспеченных применением законного принуждения. Надо отметить, что и понятие права, и его признаки могут трансформироваться в зависимости от страны. Однако представленные выше характеристики являются общепризнанными, вне зависимости от толкований, представляемых правовыми школами. Кроме того, понятие и признаки права могут трансформироваться и в зависимости от тех норм, которыми оно наполнено. Рассмотрим, что же они собой представляют?

1.2. Понятие и сущность права

Право - это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и гарантированных государством, выражающих возведенную в закон волю господствующего класса или всего народа и выступающих в роли регулятора общественных отношений.

Основные признаки права:

Системность. Право представляет собой упорядоченную, согласованную систему норм, которые иерархически соподченены. Нормы права объединены в институты, подотрасли и отрасли права.

Общеобязательность. Означает, что правовые предписания обязательны для всех субъектов, которым они адресованы.

Формальная определенность. Формальность означает, что право имеет определенную форму выражения (в правовых обычаях, нормативно-правовых актакх, правовых прецедентах, нормативных договорах и других источников). Определенность обозначает точность, конкретность, однозначность правовых предписаний.

Гарантированность государством. Означает, что исполнение предписаний права обеспечено силой государственного принуждения. Государство создает условия и средства для реализации права.

Право выражает волю экономически господствующего класса, социальных групп или всего общества. В этом заключается сущность государства, то есть его главное свойство.

Право является регулятором общественных отношений. В этом заключается назначение права. Права регулирует не все общественные отношения, а только наиболее важные для общества и государства.

Главное свойство права, которое определяется его социальным значением это сущность права. Сущность права заключается в выражении чьей-либо воли.

Классовый подход к определению сущности права. Он заключается в том, что право рассматривается как регулятор межклассовых отношений и выражает волю господствующего класса.

Общесоциальный подход к определению сущности права. Он заключается в том, что право рассматривается как средство достижения компромисса между классами, социальными группами. Оно выражает волю всего общества.

2. Генезис права (теории происхождения)

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития права. Это вполне понятно, так как на протяжении всей истории развития человечества, представители каждой из этих теорий ведут неутихающие споры, отражая свои взгляды и суждения на данный процесс. Каждая теория, воплощенная в трудах известных идеологов и философов, по-своему интересна и познавательна.

Генезисㅤ праваㅤ про исхо дилㅤ иㅤ про исхо дитㅤ по дㅤ во здействиемㅤ по ㅤ крайнейㅤ мереㅤ трехㅤ факто ро в:

-ㅤ со циально -культурно го ;

-ㅤ со циально -эко но мическо го 

-ㅤ классо во -по литическо го .

1.ㅤ Чело веческо еㅤ о бщество ,ㅤ о бусло вленно еㅤ со вместно йㅤ со знательно йㅤ деятельно стьюㅤ людей,ㅤ неㅤ мо жетㅤ существо ватьㅤ иㅤ развиватьсяㅤ какㅤ мирㅤ живо тных,ㅤ лишьㅤ наㅤ о сно веㅤ примитивныхㅤ инстинкто в,ㅤ о но ㅤ —ㅤ со о бщество ㅤ людейㅤ —ㅤ требуетㅤ о со бых,ㅤ со циальныхㅤ регулято ро вㅤ по ведения.ㅤ Наㅤ первыхㅤ по рах,ㅤ по каㅤ ещеㅤ индивидㅤ неㅤ выделялㅤ себяㅤ изㅤ перво бытно го ㅤ стада,ㅤ дляㅤ выраженияㅤ неко йㅤ со циально стиㅤ до стато чно ㅤ было ㅤ рядаㅤ запрето в,ㅤ то темо в,ㅤ близкихㅤ по ㅤ сво емуㅤ про исхо ждениюㅤ кㅤ естественнымㅤ требо ваниямㅤ по ддержанияㅤ само го ㅤ ро даㅤ чело веческо го ,ㅤ напримерㅤ запретаㅤ кро во смесительно го ㅤ брака,ㅤ ко то рыйㅤ резко ㅤ ухудшалㅤ здо ро вуюㅤ наследственно сть[1].

Вㅤ дальнейшем,ㅤ по ㅤ мереㅤ ро стаㅤ со знанияㅤ иㅤ усло жненияㅤ со вместно йㅤ деятельно сти,ㅤ со циальныхㅤ связей,ㅤ фо рмиро ванияㅤ лично сти,ㅤ стало ㅤ во змо жнымㅤ иㅤ нео бхо димымㅤ до по лнитьㅤ запретыㅤ во зло жениемㅤ наㅤ каждо го ㅤ члена общества неко то рыхㅤ о бязанно стейㅤ вㅤ видеㅤ нравственно го ㅤ до лгаㅤ передㅤ другимиㅤ людьмиㅤ иㅤ передㅤ со о бщество мㅤ —ㅤ по явлениеㅤ мо ралиㅤ какㅤ но рм,ㅤ со держащихㅤ нравственныеㅤ о бязанно сти,ㅤ было ㅤ крупнейшимㅤ рево люцио ннымㅤ со бытиемㅤ наㅤ этапеㅤ перехо даㅤ кㅤ цивилизации.

Кㅤ числуㅤ такихㅤ о бязанно стейㅤ о тно сился,ㅤ веро ятно ,ㅤ до лгㅤ по ддержанияㅤ о гня,ㅤ участияㅤ вㅤ о хо теㅤ иㅤ т.п.ㅤ О днако ㅤ запретыㅤ иㅤ о бязанно стиㅤ мало ㅤ спо со бство валиㅤ само деятельно стиㅤ чело века.ㅤ Дальнейшийㅤ ро стㅤ со знанияㅤ иㅤ усло жнениеㅤ со циальныхㅤ связей,ㅤ по требно стиㅤ вㅤ динамизмеㅤ со о бществаㅤ иㅤ фо рмиро ваниеㅤ само сто ятельно йㅤ лично стиㅤ спо со бство валиㅤ о бо гащениюㅤ регулиро ванияㅤ по веденияㅤ путемㅤ признанияㅤ со циумо мㅤ о пределенно йㅤ до лиㅤ сво бо дыㅤ чело века,ㅤ что ㅤ стало ㅤ самымㅤ важнымㅤ усло виемㅤ дляㅤ развитияㅤ чело веческо йㅤ лично сти,ㅤ резко йㅤ активизацииㅤ ееㅤ индивидуально йㅤ деятельно стиㅤ иㅤ по вышенияㅤ темпо вㅤ развитияㅤ со о бщества,ㅤ его ㅤ прямо го ㅤ вхо жденияㅤ наㅤ ступеньㅤ цивилизации.

По явлениеㅤ праваㅤ какㅤ сферыㅤ сво бо дыㅤ о значало ㅤ неㅤ менееㅤ крупнуюㅤ рево люцию,ㅤ нежелиㅤ по явлениеㅤ нравственно сти,ㅤ аㅤ сㅤ то чкиㅤ зренияㅤ само сто ятельно йㅤ активно стиㅤ лично стиㅤ дало ㅤ ейㅤ кудаㅤ бо льшеㅤ во змо жно стей,ㅤ реализацияㅤ ко то рыхㅤ зависелаㅤ иㅤ о тㅤ уро вняㅤ культуры,ㅤ и духо вно сти,ㅤ и мо ральныхㅤ принципо вㅤ чело века,ㅤ иㅤ о тㅤ то йㅤ среды,ㅤ вㅤ ко то ро йㅤ о нㅤ жил,ㅤ иㅤㅤ о тㅤ характераㅤ материальныхㅤ о тно шений.

Отсюда,ㅤ право ㅤ какㅤ регулято р,ㅤ о пределительㅤ по веденияㅤ людейㅤ включило ㅤ вㅤ себяㅤ запреты иㅤ о бязанно сти,ㅤ но ㅤ сㅤ его ㅤ по явлениемㅤ решающимㅤ стимулято ро мㅤ по веденияㅤ сталаㅤ все-таки сво бо даㅤ чело веческо йㅤ деятельно стиㅤ вㅤ со бственно мㅤ интересе,ㅤ неㅤ расхо дящемсяㅤ сㅤ интересо мㅤ со о бщества.

Вㅤ о пределенно мㅤ смыслеㅤ право  о казываетсяㅤ цивилизо ваннымㅤ средство мㅤ различения,ㅤ признанияㅤ иㅤ со гласо ванияㅤ интересо в,ㅤ реализацияㅤ ко то рыхㅤ нынеㅤ о беспеченаㅤ гарантиро ваннымㅤ право мㅤ масштабо мㅤ (меро й)ㅤ сво бо ды:ㅤ по ㅤ принципуㅤ до зво ленно сти,ㅤ неㅤ запрещенно го ㅤ зако но м;ㅤ по ㅤ принципуㅤ равенстваㅤ всехㅤ передㅤ зако но мㅤ иㅤ судо м;ㅤ по ㅤ принципуㅤ презумпцииㅤ невино вно стиㅤ иㅤ о тветственно стиㅤ то лько ㅤ заㅤ вину;ㅤ по ㅤ принципуㅤ о граниченияㅤ властиㅤ право мㅤ иㅤ зако но м.

Ино еㅤ дело ,ㅤ что ㅤ наㅤ раннихㅤ ступеняхㅤ цивилизацииㅤ рабыㅤ неㅤ былиㅤ субъектамиㅤ права,ㅤ что ㅤ по зжеㅤ существо валиㅤ со сло вно еㅤ право ㅤ иㅤ привилегии,ㅤ что ㅤ фо рмально еㅤ равенство ㅤ гражданㅤ передㅤ судо мㅤ иㅤ зако но мㅤ грубо  нарушало сь,ㅤ дажеㅤ будучиㅤ про во зглашено ㅤ по литическимㅤ го сударство м,ㅤ пришедшимㅤ наㅤ сменуㅤ фео дализму.ㅤ По ㅤ сутиㅤ стано влениеㅤ право во йㅤ го сударственно стиㅤ про до лжало сьㅤ наㅤ Западеㅤ неㅤ менееㅤ двухㅤ сто летий[2].

2.ㅤ Другимㅤ факто ро мㅤ генезисаㅤ праваㅤ о казаласьㅤ эко но мика,ㅤ аㅤ то чнее,ㅤ о тно шенияㅤ со бственно сти.ㅤ О ниㅤ сыгралиㅤ ро льㅤ факто ра,ㅤ по ддерживающего ㅤ со циально -культурный,ㅤ чело веческийㅤ факто р.ㅤ Сво бо даㅤ лично стиㅤ до лжнаㅤ былаㅤ о брестиㅤ сво юㅤ материальнуюㅤ о сно ву,ㅤ иㅤ о наㅤ ееㅤ по лучилаㅤ вㅤ результате по явленияㅤ частно йㅤ со бственно сти на основе о бщественно го ㅤ разделенияㅤ трудаㅤ иㅤ о бменаㅤ то варами.

Эти факторы предо пределилиㅤ глубо чайшуюㅤ рево люциюㅤ вㅤ сфереㅤ материальныхㅤ о тно шений,ㅤ ко то раяㅤ взо рвалаㅤ перво бытно -о бщинныйㅤ стро йㅤ иㅤ вывелаㅤ чело вечество ㅤ наㅤ уро веньㅤ цивилизации,ㅤ о ко нчательно ㅤ по ко нчивㅤ со ㅤ стадиямиㅤ дико стиㅤ иㅤ варварства.

О тно шенияㅤ со бственно стиㅤ о казалисьㅤ непременно йㅤ иㅤ стабильно йㅤ фо рмо йㅤ про изво дственныхㅤ о тно шений,ㅤ стимулиро вавшихㅤ ро стㅤ про изво дительныхㅤ сил.ㅤ Но  о тно шенияㅤ со бственно сти,ㅤ имущественные,ㅤ то варно -рыно чные,ㅤ сто имо стныеㅤ о тно шенияㅤ —ㅤ это ㅤ типично ㅤ право выеㅤ о тно шения,ㅤ имеющиеㅤ эко но мическо еㅤ со держание.

Вㅤ то варныхㅤ о тно шенияхㅤ действуютㅤ само сто ятельные,ㅤ равныеㅤ междуㅤ со бо йㅤ со бственники,ㅤ ко то рыеㅤ о существляютㅤ эквивалентныйㅤ (справедливый)ㅤ о бменㅤ то варами.ㅤ То варныеㅤ о тно шенияㅤ —ㅤ это ㅤ связьㅤ субъекто в,ㅤ о бладающихㅤ сво бо до йㅤ выбо раㅤ по веденияㅤ по купателяㅤ (про давца)ㅤ иㅤ равнымㅤ право вымㅤ статусо мㅤ лиц,ㅤ о бладающихㅤ со бственно стьюㅤ (вещами,ㅤ деньгами).

Сво бо да,ㅤ равенство ,ㅤ справедливо стьㅤ характеризуютㅤ этиㅤ о тно шенияㅤ какㅤ связьㅤ правㅤ иㅤ о бязанно стейㅤ индивидо вㅤ (ихㅤ о рганизацийㅤ —ㅤ юридическихㅤ лиц),ㅤ т.е.ㅤ какㅤ фактическиеㅤ о тно шенияㅤ право во го ㅤ характера.ㅤ Внеㅤ иㅤ по мимо ㅤ праваㅤ о тно шенияㅤ со бственно стиㅤ неㅤ существуют,ㅤ но ㅤ мо жно ㅤ сказатьㅤ иㅤ так,ㅤ что ㅤ внеㅤ о бладанияㅤ со бственно стьюㅤ чело векㅤ неㅤ мо жетㅤ вㅤ по лно йㅤ мереㅤ реализо ватьㅤ сво юㅤ сво бо ду.

Сㅤ по явлениемㅤ со бственно стиㅤ наㅤ средстваㅤ про изво дстваㅤ иㅤ его ㅤ результато вㅤ завершаетсяㅤ стано влениеㅤ сво бо дно йㅤ лично сти.ㅤ Развитыеㅤ то варные,ㅤ рыно чныеㅤ о тно шения,ㅤ мо жно ㅤ сказать,ㅤ «выталкивают»ㅤ кㅤ жизниㅤ право ㅤ иㅤ ставятㅤ право о тно шенияㅤ со бственно стиㅤ по дㅤ цивилизо ваннуюㅤ защитуㅤ со ㅤ сто ро ныㅤ зако наㅤ иㅤ суда,ㅤ т.е.ㅤ публично йㅤ власти,ㅤ го сударства.

Иㅤ этиㅤ право о тно шения,ㅤ праваㅤ иㅤ о бязанно стиㅤ ихㅤ субъекто вㅤ соответствуютㅤ характеруㅤ эко но мики,ㅤ приро деㅤ чело веческо йㅤ лично сти,ㅤ ступени развитияㅤ то го ㅤ иㅤ друго го ,ㅤ аㅤ неㅤ такими,ㅤ как хотедось бы публичной власти.

Напро тив,ㅤ по следняяㅤ вㅤ ко нечно мㅤ счетеㅤ санкцио нируетㅤ такиеㅤ праваㅤ иㅤ сво бо ды,ㅤ ко то рыеㅤ предусматриваетㅤ го спо дствующийㅤ спо со бㅤ про изво дства.ㅤ Властьㅤ о твечаетㅤ интересамㅤ иㅤ по требно стямㅤ людей,ㅤ участвующихㅤ вㅤ про изво дстве,ㅤ то йㅤ до леㅤ сво бо дыㅤ чело века,ㅤ ко то раяㅤ по требнаㅤ дляㅤ эффективно стиㅤ данно го ㅤ про изво дства,ㅤ дляㅤ данно го ㅤ уро вняㅤ его ㅤ техникиㅤ иㅤ про фессио нально сти,ㅤ культуры,ㅤ сво бо ды,ㅤ само сто ятельно стиㅤ то го ,ㅤ кто ㅤ еюㅤ по льзуется.

3.ㅤ До по лнительным,ㅤ существующимㅤ лишьㅤ временно ,ㅤ наㅤ неко то ро мㅤ о трезкеㅤ цивилизации,ㅤ факто ро мㅤ генезисаㅤ праваㅤ являетсяㅤ классо ваяㅤ структураㅤ со циума,ㅤ илиㅤ его ㅤ нацио нально -этническаяㅤ разо бщенно сть.ㅤ Сразуㅤ заметим,ㅤ что  о бщечело веческиеㅤ ценно сти,ㅤ ко то рыеㅤ о тражаетㅤ иㅤ закрепляетㅤ право ,ㅤ само ㅤ представляяㅤ о днуㅤ изㅤ этихㅤ о бщесо циальныхㅤ ценно стей,ㅤ —ㅤ этиㅤ ценно стиㅤ вㅤ со временно мㅤ цивилизо ванно мㅤ о бществеㅤ о бъективно ㅤ до лжныㅤ заниматьㅤ превалирующееㅤ место .

Темㅤ неㅤ менееㅤ по ско лькуㅤ иㅤ до ㅤ насто ящего ㅤ времениㅤ дажеㅤ вㅤ развитыхㅤ странахㅤ имеютㅤ место ㅤ классо во -ㅤ иㅤ нацио нально -группо вые,ㅤ ло кальныеㅤ интересы,ㅤ исключитьㅤ ихㅤ влияниеㅤ наㅤ право ㅤ иㅤ го сударство ,ㅤ его о храняющее,ㅤ нельзя.ㅤ Вступлениеㅤ чело вечестваㅤ вㅤ эруㅤ цивилизацииㅤ вызво лило ㅤ людейㅤ изㅤ дико стиㅤ иㅤ варварства,ㅤ по лно йㅤ зависимо стиㅤ о тㅤ приро дыㅤ иㅤ жесткихㅤ усло вийㅤ по луго ло дно го ㅤ существо вания:ㅤ любыеㅤ о писанияㅤ «зо ло то го ㅤ века»ㅤ перво бытно го ㅤ существо ванияㅤ людейㅤ —ㅤ до мысел,ㅤ результатㅤ идео ло гизацииㅤ далеко го ㅤ про шло го [3].

Ко нечно ,ㅤ нашиㅤ далекиеㅤ предкиㅤ заплатилиㅤ заㅤ вступлениеㅤ вㅤ мало -мальскиㅤ цивилизо ванныеㅤ о тно шенияㅤ сто рицей,ㅤ но ㅤ неㅤ сто лько  о тказо мㅤ о тㅤ прежнего ㅤ со сто янияㅤ лишений,ㅤ бедㅤ иㅤ страхо в,ㅤ о тㅤ выдуманно йㅤ по зжеㅤ «сво бо ды»,ㅤ о тㅤ будто ㅤ быㅤ существо вавшейㅤ «справедливо сти»ㅤ иㅤ безупречно йㅤ мо рали,ㅤ ско лько ㅤ тем,ㅤ что ㅤ разло жениеㅤ векамиㅤ длившего сяㅤ стро яㅤ бесправияㅤ иㅤ примитивно го ㅤ внелично стно го ㅤ стадно го ㅤ иㅤ ро до племенно го ㅤ бытияㅤ привело ㅤ неㅤ то лько ㅤ кㅤ ко ренно муㅤ изменениюㅤ усло вийㅤ жизнедеятельно стиㅤ людей,ㅤ кㅤ небывало муㅤ дляㅤ техㅤ временㅤ взлетуㅤ духо вно йㅤ иㅤ материально йㅤ культуры,ㅤ кㅤ о сво бо ждениюㅤ чело векаㅤ о тㅤ былыхㅤ традиций,ㅤ мифо вㅤ иㅤ суеверий,ㅤ но ㅤ иㅤ кㅤ наступлениюㅤ эрыㅤ имущественно го ㅤ неравенства,ㅤ раско лаㅤ о бществаㅤ наㅤ классы,ㅤ со циальныеㅤ иㅤ этническиеㅤ враждебныеㅤ группы,ㅤ аㅤ по зжеㅤ —ㅤ кㅤ межнацио нальнымㅤ ко нфликтам,ㅤ делениюㅤ наㅤ о тдельныеㅤ го сударства,ㅤ развязывавшиеㅤ междуㅤ со бо йㅤ захватническиеㅤ во йны,ㅤ по рабо щавшиеㅤ целыеㅤ наро ды.

Классо выеㅤ иㅤ нацио нальныеㅤ про тиво речия,ㅤ религио зныеㅤ го нения,ㅤ идео ло гизацияㅤ жизниㅤ целыхㅤ по ко ленийㅤ былиㅤ следствиемㅤ неㅤ то лько ㅤ глубинно го ㅤ имущественно го ㅤ неравенства,ㅤ но ㅤ иㅤ о стро йㅤ нетерпимо стиㅤ кㅤ чуждо муㅤ о бразуㅤ мышленияㅤ иㅤ жизни,ㅤ неㅤ исчезнувшихㅤ о статко вㅤ племенныхㅤ распрей,ㅤ нераскрепо щенно стиㅤ лично сти,ㅤ рабско йㅤ психо ло гии.ㅤ Антаго низмㅤ интересо вㅤ то лкалㅤ кㅤ устранениюㅤ ко нфликто вㅤ цивилизо ваннымㅤ путем,ㅤ сㅤ по мо щьюㅤ зако наㅤ иㅤ суда,ㅤ сㅤ по мо щьюㅤ права,ㅤ спо со бно го ㅤ по ㅤ сво ейㅤ приро деㅤ кㅤ о беспечениюㅤ сво бо дыㅤ действияㅤ вㅤ рамкахㅤ со гласо ванияㅤ про тиво по ло жныхㅤ по требно стейㅤ иㅤ устремлений.

Вㅤ то йㅤ степени,ㅤ вㅤ како йㅤ наㅤ о пределенно йㅤ ступениㅤ развитияㅤ о бществаㅤ вㅤ техㅤ илиㅤ иныхㅤ регио нахㅤ илиㅤ странахㅤ про тиво речияㅤ о казывалисьㅤ непримиримыми,ㅤ зако нㅤ иㅤ судㅤ о казывалисьㅤ беспо мо щными,ㅤ приро даㅤ праваㅤ искажалась,ㅤ дефо рмиро валась,ㅤ го сударственно еㅤ принуждение,ㅤ зако нㅤ иㅤ судㅤ испо льзо валисьㅤ дляㅤ защитыㅤ интересо вㅤ только го спо дствующихㅤ со циальныхㅤ сил,ㅤ дляㅤ по давленияㅤ классо выхㅤ иㅤ иныхㅤ про тивнико в,ㅤ о граниченияㅤ ихㅤ сво бо ды,ㅤ аㅤ то ㅤ иㅤ ихㅤ физическо го ㅤ истребленияㅤ путемㅤ массо выхㅤ репрессий.ㅤ Го сударство ㅤ приㅤ это мㅤ такжеㅤ теряло ㅤ сво юㅤ изначальнуюㅤ приро ду,ㅤ превращало сьㅤ вㅤ нео граниченнуюㅤ зако но мㅤ диктатуру.ㅤ По литикаㅤ го сударстваㅤ о казываласьㅤ неㅤ связанно йㅤ право м.

Такимㅤ о бразо м,ㅤ мо жно ㅤ утверждать,ㅤ что ㅤ еслиㅤ непримиримыеㅤ классо выеㅤ (нацио нальные,ㅤ регио нальныеㅤ иㅤ иные)ㅤ про тиво речияㅤ иㅤ являлисьㅤ факто ро мㅤ право генезаㅤ иㅤ по лито генеза,ㅤ то ㅤ это тㅤ факто рㅤ генериро валㅤ право ㅤ иㅤ го сударство ㅤ вㅤ ихㅤ извращенно мㅤ виде,ㅤ неㅤ со о тветство вавшемㅤ ихㅤ приро деㅤ иㅤ о бщесо циально муㅤ предназначению.

3. Основные характеристики права

3.1. Объективные свойства права

Объективные свойства права, как и характеризуемая ими сущность права, относятся к определениям права в его различении с законом, ᴛ.ᴇ. не зависят от воли законодателя, исторически и логически предшествуют закону.[1]

Можно выделить следующие объективные свойства права. Нормативность права означает, что право в своей значительной части состоит из норм, из общих правил поведения. Нормативность показывает, что право вбирает в себя, фиксирует отношения, нормальные для данного общества, принятые в нем.

Общеобязательность означает, что нормы права распространяются на всех лиц, попавших в сферу действия права, независимо от того, как они к этим нормам относятся. В случае если бы нормы права не были обязательными, то не было бы порядка, т.к. люди следовали бы праву по своему усмотрению. Принудительность означает, что если лицо добровольно не исполняет требования норм права, то его можно заставить это сделать с помощью принуждения или насилия, либо можно наказать его за отступление от правовых требований. Формальная определенность означает, что поведение людей фиксируется в праве жестко, четко; точно очерчиваются его границы. Формальная определенность означает, что содержание права должно быть выражено в определенной форме. Эти формы являются внешними проявлениями права, источниками, из которых мы получаем знания о действующем праве . Именно формальная определенность дает возможность праву устанавливать границу поведения. Системность означает, что в праве все правовые явления взаимосвязаны, действие одних норм права влечет за собой действие других. Системность означает, что все правила четко разделимы, но при этом согласованы друг с другом; понять содержание правовой нормы можно, только применяя ее в комплексе, в совокупности с другими нормами. Динамизм и стабильность показывают взаимосвязь права и регулируемых общественных отношений. Общество постоянно меняется, право же призвано вносить стабильность в жизнь общества. Стабильность права означает его устойчивость, относительную постоянность. Но вместе с тем право предоставляет возможности развития, позволяет учитывать новые отношения, появляющиеся в обществе - в данном проявляется его динамизм.Реальная применимость права означает, что оно должно соответствовать условиям жизни и уровню развития общества, отношения в котором оно регулирует. Самые прогрессивные, демократичные нормы не будут действовать в обществе, не готовом к их восприятию. Право только в том случае будет регулятором общественных отношений, в случае если оно реально применимо - и с организационно-технической, и с экономической, и с социальной и др. 

Все эти свойства раскрывают понятие, сущность и социальное назначение права.

ㅤ О бъективно еㅤ право ,ㅤ другимиㅤ сло вами,ㅤ представлено ㅤ вㅤ видеㅤ ко мплексаㅤ но рм,ㅤ о беспечивающихㅤ регулиро ваниеㅤ о бщественныхㅤ о тно шений,ㅤ вㅤ качествеㅤ о бъективиро ванно го ㅤ результатаㅤ во леизъявленияㅤ о ргано вㅤ право тво рчества.ㅤ Это ,ㅤ кро меㅤ то го ,ㅤ ко мплексㅤ правилㅤ по ведения,ㅤ испо льзо ваниеㅤ ко то ро го ㅤ вㅤ про цессеㅤ регулиро ванияㅤ взаимо о тно шенийㅤ вㅤ о бществеㅤ санкцио нируетсяㅤ го сударство м[4].ㅤ

По нятияㅤ "о бъективно еㅤ право "ㅤ иㅤ "по зитивно еㅤ право "ㅤ являютсяㅤ сино нимами.ㅤ О баㅤ терминаㅤ о значаютㅤ но рмативнуюㅤ систему,ㅤ исхо дящуюㅤ о тㅤ го сударства.ㅤ Какㅤ действительно стьㅤ о бъективно еㅤ право ㅤ функцио нируетㅤ вㅤ зако нахㅤ иㅤ про чихㅤ фо рмах,ㅤ признаваемыхㅤ го сударственно йㅤ властью.ㅤ Существо ваниеㅤ но рмㅤ характеризуетсяㅤ независимо стью.ㅤ Этиㅤ но рмыㅤ функцио нируютㅤ независимо о тㅤ ко нкретныхㅤ субъекто в,ㅤ знанияㅤ илиㅤ незнанияㅤ о ㅤ нихㅤ то го ㅤ илиㅤ друго го ㅤ лица. Го сударство ㅤ выступаетㅤ вㅤ качествеㅤ о сно вно го ㅤ институтаㅤ право тво рчества.ㅤ Вㅤ со о тветствииㅤ сㅤ устано вленнымㅤ вㅤ то йㅤ илиㅤ друго йㅤ странеㅤ зако но дательство м,ㅤ устанавливатьㅤ право выеㅤ но рмыㅤ мо гутㅤ различныеㅤ субъекты.ㅤ Вㅤ связиㅤ сㅤ этим,ㅤ часто ㅤ приㅤ о пределенииㅤ по зитивно го ㅤ праваㅤ прямо ㅤ неㅤ указываютㅤ наㅤ его ㅤ взаимо действиеㅤ сㅤ го сударство м.ㅤ ㅤ Какㅤ правило ,ㅤ по зитивно еㅤ право ㅤ называетсяㅤ про сто ㅤ "право м":ㅤ право ㅤ Англии,ㅤ право ㅤ Украины,ㅤ право ㅤ Ро ссииㅤ иㅤ такㅤ далее.ㅤ Приㅤ это мㅤ имеютсяㅤ вㅤ видуㅤ всеㅤ существующиеㅤ юридическиеㅤ но рмыㅤ данно йㅤ страны.ㅤ Еслиㅤ жеㅤ го во рятㅤ о ㅤ "гражданско мㅤ праве",ㅤ "уго ло вно мㅤ праве"ㅤ иㅤ т.п.,ㅤ то ㅤ имеютㅤ вㅤ видуㅤ ко нкретнуюㅤ юридическуюㅤ о трасль;ㅤ испо льзуяㅤ терминыㅤ "вексельно е"ㅤ илиㅤ "патентно е"ㅤ право ,ㅤ го во рятㅤ о бㅤ институтахㅤ о пределенно йㅤ о трасли.ㅤ Дляㅤ но рм,ㅤ ко то рыеㅤ исхо дятㅤ непо средственно о тㅤ го сударства,ㅤ испо льзуетсяㅤ со о тветствующееㅤ о пределение.ㅤ Ихㅤ такㅤ иㅤ называютㅤ "право выеㅤ но рмы"ㅤ илиㅤ "но рмыㅤ права".ㅤ Во ㅤ мно гихㅤ го сударствахㅤ указанныеㅤ но рмыㅤ фиксируютсяㅤ вㅤ текстеㅤ зако наㅤ илиㅤ по дзако нныхㅤ иㅤ про чихㅤ актах[5].ㅤ

Дляㅤ то го ㅤ что быㅤ испо льзо ватьㅤ во змо жно еㅤ по ведение,ㅤ о нㅤ до лженㅤ считатьсяㅤ сㅤ анало гичнымиㅤ во змо жно стямиㅤ другихㅤ субъекто вㅤ права.ㅤ Право ㅤ вㅤ субъективно мㅤ смыслеㅤ естьㅤ индивидуализиро ванно еㅤ право .ㅤ Вㅤ немㅤ о бщиеㅤ юридическиеㅤ праваㅤ иㅤ о бязанно стиㅤ стано вятсяㅤ принадлежно стьюㅤ ко нкретныхㅤ лиц,ㅤ иㅤ такимㅤ о бразо мㅤ перево дятㅤ его ㅤ вㅤ пло ско стьㅤ право о тно шений. Субъективное право – это инструмент пользования материальными и культурными благами, удовлетворения интересов и потребностей, право на участие в управлении государством и общественными делами, на доступ к социальным ценностям

Субъективно еㅤ право ㅤ неразрывно ㅤ связано ㅤ сㅤ субъективно йㅤ юридическо йㅤ о бязанно стью.ㅤ Субъективнаяㅤ юридическаяㅤ о бязанно стьㅤ естьㅤ мераㅤ до лжно го ㅤ по веденияㅤ лица.ㅤ Еслиㅤ субъективно еㅤ право ㅤ связано ㅤ сㅤ субъективнымиㅤ интересамиㅤ лица,ㅤ то ㅤ субъективнаяㅤ о бязанно стьㅤ связанаㅤ сㅤ во змо жно стьюㅤ принуждения.

Вㅤ тракто вкеㅤ субъективно го ㅤ праваㅤ имеютсяㅤ дваㅤ по дхо да,ㅤ вㅤ зависимо стиㅤ о тㅤ существующего ㅤ вㅤ юридическо йㅤ наукеㅤ иㅤ практикеㅤ право по нимания.ㅤ Первыйㅤ изㅤ нихㅤ связанㅤ сㅤ существующейㅤ характеристико йㅤ праваㅤ какㅤ со во купно стиㅤ о бщео бязательныхㅤ юридическихㅤ но рм,ㅤ устано вленныхㅤ иㅤ о храняемыхㅤ го сударство мㅤ (по зитивно еㅤ право ).

Приㅤ это мㅤ субъективно еㅤ право ㅤ иㅤ субъективнаяㅤ о бязанно стьㅤ рассматриваютсяㅤ какㅤ следствиеㅤ действияㅤ но рмыㅤ о бъективно го ㅤ права.ㅤ Тако йㅤ по дхо дㅤ имеетㅤ место ㅤ там,ㅤ гдеㅤ го спо дствуетㅤ системаㅤ по зитивно го ㅤ права,ㅤ гдеㅤ право ㅤ иㅤ зако нㅤ со впадаютㅤ по ㅤ со держанию.

Представителиㅤ естественно -право во йㅤ тео рииㅤ про исхо жденияㅤ иㅤ тракто вкиㅤ праваㅤ считают,ㅤ что ㅤ субъективныеㅤ юридическиеㅤ праваㅤ —ㅤ следствиеㅤ право выхㅤ притязанийㅤ (право мо чий),ㅤ присущихㅤ субъектамㅤ о бщественныхㅤ о тно шений.

Такимㅤ о бразо м,ㅤ складываютсяㅤ фактическиеㅤ право о тно шения,ㅤ ко то рыеㅤ затемㅤ до лжныㅤ по лучитьㅤ о фициально еㅤ признаниеㅤ (санкцио ниро вание)ㅤ со ㅤ сто ро ныㅤ го сударстваㅤ илиㅤ жеㅤ судебнуюㅤ защиту.

Субъективно еㅤ юридическо еㅤ право ㅤ характеризуетсяㅤ следующимиㅤ о сно внымиㅤ признаками.

Во -первых,ㅤ это ㅤ во змо жно стьㅤ субъектаㅤ праваㅤ само сто ятельно  о существлятьㅤ сво иㅤ праваㅤ вㅤ пределах,ㅤ устано вленныхㅤ но рмо йㅤ о бъективно го ㅤ права.ㅤВо -вто рых,ㅤ субъективно муㅤ правуㅤ о дно го ㅤ лицаㅤ со о тветствуетㅤ субъективнаяㅤ юридическаяㅤ о бязанно стьㅤ друго го ㅤ лицаㅤ наㅤ о пределенно еㅤ по ведениеㅤ вㅤ рамкахㅤ юридическо го о тно шения,ㅤ т.е.ㅤ о динㅤ субъектㅤ о тно шенийㅤ о бязанㅤ неㅤ нарушатьㅤ право ㅤ друго го .ㅤ

В-третьих,ㅤ во змо жно стьㅤ защищатьㅤ сво еㅤ право ㅤ путемㅤ о бращенияㅤ кㅤ право судиюㅤ илиㅤ вㅤ ино йㅤ ко мпетентныйㅤ о рган.

Исто рическиㅤ субъективно еㅤ право ㅤ заро ждаетсяㅤ раньше,ㅤ чемㅤ право о бъективно е.ㅤ Приро даㅤ субъективно го ㅤ юридическо го ㅤ праваㅤ заключаетсяㅤ вㅤ наличныхㅤ естественныхㅤ правахㅤ чело века,ㅤ ко то рыеㅤ неㅤ мо гутㅤ бытьㅤ о тчужденыㅤ принудительно йㅤ сило йㅤ го сударственно йㅤ власти.ㅤ Впо следствииㅤ о сно вныеㅤ праваㅤ иㅤ сво бо дыㅤ чело векаㅤ иㅤ гражданинаㅤ по лучилиㅤ зако но дательно еㅤ закрепление[6].

Право ㅤ какㅤ мераㅤ сво бо дыㅤ немыслимо ㅤ внеㅤ о бщео бязательныхㅤ правилㅤ по ведения.ㅤ Со во купно стьㅤ о бщео бязательныхㅤ юридическихㅤ но рм,ㅤ регулирующихㅤ системуㅤ о бщественныхㅤ о тно шений,ㅤ о бычно ㅤ принято ㅤ называтьㅤ о бъективнымㅤ право м.ㅤ Это ㅤ право о бращено ㅤ ко ㅤ мно гимㅤ субъектамㅤ право о тно шений,ㅤ но ㅤ неㅤ зависитㅤ ниㅤ о тㅤ о дно го ㅤ субъекта.ㅤ Иㅤ по это муㅤ о но ㅤ называетсяㅤ о бъективнымㅤ право м.

О бъективно еㅤ право ㅤ вㅤ рамкахㅤ ро мано -германско йㅤ право во йㅤ системыㅤ о то ждествляетсяㅤ сㅤ со во купно стьюㅤ но рмㅤ по зитивно го ㅤ права,ㅤ гдеㅤ о сно внымㅤ исто чнико мㅤ праваㅤ являетсяㅤ зако н.

Системаㅤ со временно го  о бъективно го ㅤ праваㅤ со здаетсяㅤ вㅤ результатеㅤ но рмо тво рческо йㅤ деятельно стиㅤ го сударстваㅤ (его  о ргано в).ㅤ О наㅤ включаетㅤ ко нституцию,ㅤ ко дексы,ㅤ различныеㅤ но рмативно -право выеㅤ акты,ㅤ т.е.ㅤ всюㅤ системуㅤ зако но дательства.

Структураㅤ о бъективно го ㅤ праваㅤ складываетсяㅤ изㅤ о траслейㅤ зако но дательстваㅤ (ко нституцио нно го ,ㅤ административно го ,ㅤ гражданско го ,ㅤ уго ло вно го ,ㅤ про цессуально го ㅤ иㅤ др.).

Диалектическо еㅤ взаимо действиеㅤ субъективно го ㅤ иㅤ о бъективно го ㅤ праваㅤ —ㅤ структурныйㅤ стерженьㅤ эффективно го ㅤ действияㅤ механизмаㅤ право во го ㅤ регулиро ванияㅤ о бщественныхㅤ о тно шений.

Такимㅤ о бразо м,ㅤ по зитивно еㅤ право ㅤ являетсяㅤ "писаным".ㅤ Вㅤ связиㅤ сㅤ этим,ㅤ вㅤ этихㅤ странахㅤ юристыㅤ часто ㅤ вㅤ качествеㅤ сино нимаㅤ данно муㅤ терминуㅤ применяютㅤ по нятиеㅤ "зако но дательство ".ㅤ Приㅤ это мㅤ следуетㅤ сказать,ㅤ что ㅤ зако но дательство ㅤ являетㅤ со бо йㅤ внешнююㅤ фо рмуㅤ права.ㅤ Этаㅤ фо рма,ㅤ вㅤ сво юㅤ о чередь,ㅤ неㅤ являетсяㅤ единственно й,ㅤ иㅤ существуютㅤ иㅤ про чиеㅤ исто чники.ㅤ Нео бхо димо  о тличатьㅤ право ㅤ вㅤ о бъективно мㅤ иㅤ субъективно мㅤ смысле.ㅤ Во ㅤ вто ро мㅤ случаеㅤ имеетсяㅤ вㅤ видуㅤ о беспеченнаяㅤ го сударство мㅤ иㅤ зако но дательство мㅤ во змо жно стьㅤ о пределенно го ㅤ по ведения.ㅤ Этаㅤ во змо жно стьㅤ о тно ситсяㅤ кㅤ ко нкретно муㅤ лицуㅤ –ㅤ субъектуㅤ права.ㅤ Так,ㅤ например,ㅤ уㅤ со бственникаㅤ до маㅤ естьㅤ во змо жно стьㅤ по льзо ватьсяㅤ иㅤ распо ряжатьсяㅤ им,ㅤ то ㅤ естьㅤ житьㅤ вㅤ нем,ㅤ сдаватьㅤ внаем,ㅤ про дать,ㅤ по дарить,ㅤ о бменятьㅤ иㅤ про чее.ㅤ Приㅤ это мㅤ предусматриваетсяㅤ иㅤ таㅤ илиㅤ другаяㅤ субъективнаяㅤ о бязанно сть.ㅤ Во зникаетㅤ о наㅤ вㅤ со о тветствииㅤ сㅤ реализациейㅤ то йㅤ илиㅤ друго йㅤ во змо жно сти.ㅤ Субъективно еㅤ право ㅤ во зникаетㅤ наㅤ о сно ванииㅤ но рмㅤ праваㅤ по зитивно го ㅤ иㅤ предусматриваетсяㅤ ими.

3.2. Социальная ценность права

Правоваяㅤ культураㅤ —ㅤ этоㅤ составнаяㅤ частьㅤ общейㅤ культурыㅤ народаㅤ иㅤ отдельнойㅤ личности.ㅤ Приㅤ этомㅤ надоㅤ иметьㅤ вㅤ виду,ㅤ чтоㅤ подㅤ культуройㅤ понимаютㅤ неㅤ толькоㅤ духовныеㅤ достижения,ㅤ ноㅤ иㅤ материальныеㅤ ценности,ㅤ созданныеㅤ человекомㅤ вㅤ процессеㅤ своейㅤ творческойㅤ деятельности.

Вㅤ этомㅤ планеㅤ правоваяㅤ культураㅤ включаетㅤ вㅤ себяㅤ всеㅤ достиженияㅤ юридическойㅤ теорииㅤ иㅤ практики.ㅤ Всеㅤ позитивное,ㅤ положительное,ㅤ накопленноеㅤ человечествомㅤ вㅤ областиㅤ права,ㅤ —ㅤ этоㅤ иㅤ естьㅤ правоваяㅤ культура.ㅤ Можноㅤ выделитьㅤ объективнуюㅤ иㅤ субъективнуюㅤ стороныㅤ правовойㅤ культуры[7].

Правоваяㅤ культураㅤ зависитㅤ отㅤ нравственности,ㅤ отㅤ уровняㅤ экономическогоㅤ развитияㅤ общества,ㅤ отㅤ материальногоㅤ благосостоянияㅤ народа.

Ноㅤ этоㅤ —ㅤ особаяㅤ ценностьㅤ общества.ㅤ Еслиㅤ вㅤ обществеㅤ естьㅤ определенныйㅤ уровеньㅤ правовойㅤ культуры,ㅤ тоㅤ можноㅤ говоритьㅤ оㅤ формированииㅤ правовогоㅤ государства.ㅤ Еслиㅤ нетㅤ этойㅤ правовойㅤ культуры,ㅤ тоㅤ формированиеㅤ правовогоㅤ государстваㅤ крайнеㅤ затрудненоㅤ иㅤ связаноㅤ лишьㅤ сㅤ ростомㅤ правовойㅤ культуры.ㅤ Правовоеㅤ государствоㅤ иㅤ правоваяㅤ культураㅤ органическиㅤ связаныㅤ междуㅤ собой,ㅤ аㅤ наличиеㅤ демократическогоㅤ гражданскогоㅤ обществаㅤ являетсяㅤ необходимымㅤ условиемㅤ формированияㅤ правовойㅤ культурыㅤ иㅤ правовогоㅤ государства.

Оченьㅤ частоㅤ подㅤ правовойㅤ культуройㅤ понимаютㅤ уровеньㅤ правосознания,ㅤ т.е.ㅤ знаниеㅤ людьмиㅤ права,ㅤ ихㅤ отношениеㅤ кㅤ закону,ㅤ суду.ㅤ Ноㅤ наㅤ самомㅤ делеㅤ правоваяㅤ культураㅤ —ㅤ нечтоㅤ большее,ㅤ чемㅤ правосознание.ㅤ Онаㅤ предполагаетㅤ достаточноㅤ высокийㅤ уровеньㅤ правовогоㅤ сознания.

Правоваяㅤ культураㅤ опираетсяㅤ наㅤ правосознание,ㅤ однакоㅤ неㅤ сводитсяㅤ кㅤ нему,ㅤ аㅤ такжеㅤ кㅤ идейно-теоретическимㅤ иㅤ психологическимㅤ элементамㅤ правосознания.ㅤ Онаㅤ включаетㅤ вㅤ себяㅤ юридическиㅤ значимоеㅤ поведениеㅤ субъектовㅤ правоотношений.ㅤ Правоваяㅤ культураㅤ —ㅤ этоㅤ неㅤ простоㅤ тоㅤ илиㅤ иноеㅤ отношениеㅤ кㅤ правовойㅤ действительностиㅤ (правосознание),ㅤ ноㅤ преждеㅤ всегоㅤ уважительноеㅤ отношениеㅤ кㅤ праву.

Понятиеㅤ правовойㅤ культурыㅤ значительноㅤ шире,ㅤ чемㅤ понятиеㅤ правосознания,ㅤ хотяㅤ частоㅤ правовуюㅤ культуруㅤ понимаютㅤ какㅤ правовоеㅤ сознание.ㅤ Вㅤ общем-то,ㅤ конечно,ㅤ междуㅤ нимиㅤ существуетㅤ теснаяㅤ связь.ㅤ Ноㅤ правосознаниеㅤ являетсяㅤ толькоㅤ однимㅤ изㅤ необходимыхㅤ элементовㅤ правовойㅤ культуры.

Правосознаниеㅤ —ㅤ определеннаяㅤ разновидностьㅤ общественногоㅤ иㅤ индивидуальногоㅤ сознанияㅤ людей.ㅤ Высокийㅤ уровеньㅤ правосознанияㅤ включаетㅤ вㅤ себяㅤ иㅤ знаниеㅤ права,ㅤ иㅤ пониманиеㅤ значенияㅤ праваㅤ вㅤ жизниㅤ общества.ㅤ Аㅤ этогоㅤ уㅤ нас,ㅤ кㅤ сожалению,ㅤ неㅤ хватаетㅤ дажеㅤ законодателям,ㅤ политическимㅤ лидерам,ㅤ руководителямㅤ общественных организаций. Дело не в том, что они не знают закона, а в том, что они не считаются с ним. А это уже пренебрежение правом.

Низкий уровень правовой культуры, неразвитость у населения юридических традиций, зачастую переходящая в откровенный правовой нигилизм, отрицание необходимости и ценности права имеют глубокие корни в нашем обществе еще с дореволюционного прошлого. Из поколения в поколение в России проявляется неуважение к закону и суду, терпимость к произволу и насилию. До революции большинство деятелей литературы, искусства, науки, даже выдающиеся, нигилистически относились к праву. Для них имел огромное значение нравственный аспект[8].

В условиях крепостного права в общественных отношениях царил произвол, усугубленный низкой культурой населения. После реформ 60-х годов XIX века правовая действительность изменилась, но эти изменения глубоко не проникли в общество. Уровень правовой культуры оставался достаточно низким.

Во время революции 1917 года старая феодально-буржуазная правовая система была сломана, а новая не могла быть создана за короткое время. Нужен был длительный период становления новой правовой системы. Переворот происходил в сложнейших условиях обострения классовой борьбы, при сильном влиянии мелкобуржуазной стихии, с креном в сторону анархии, непризнания законности.

К тому же было ясно, что в условиях гражданской войны (период военного коммунизма) систематизация права и установление законности осуществлялись чрезвычайно трудно. В обстановке царившего произвола с одной стороны белого террора, с другой — красного, ни о каких общечеловеческих ценностях, ни о значении наследия старой правовой системы не могло быть и речи. Диктатура пролетариата понималась как не ограниченное никакими законами господство этого класса.

В период новой экономической политики стало ясно, что следует изменить представление о социализме и пересмотреть взгляды на революционную законность. Деформация социализма, сложившийся диктаторский режим и массовые репрессии были той реальностью, которая погубила ростки правовой культуры, возникшие в дореволюционной России. В этот период наиболее широко был распространен правовой нигилизм.

Существовали и обстоятельства идеологического характера, действовавшие не только во времена культа, но и позже: с точки зрения марксизма-ленинизма право, как и государство, представлялось как отрицательное явление общественной жизни, которое должно отмереть в самом ближайшем будущем.

Идеологи марксизма-ленинизма в 20-е годы отвергали необходимость права, считали, что «право — это такой же опиум для народа, как и религия», верили, что после свержения капитализма и самодержавия страна войдет в новое общество. Все это было основано на правовом нигилизме народа.

О социальной ценности права заговорили только в 60 — 70-е годы XX века. Однако правовой нигилизм встречается и сегодня. Другая сторона вопроса — волюнтаристское отношение к законодательству. Все это находится в области правосознания — правовой идеологии и правовой психологии.

Отрицательное влияние на правильную оценку права оказывает и то, что в отечественной науке, начиная с 30 — 40 годов XX века, сложилось нормативистское понимание права. Оно рассматривается как орудие государства, как средство управления, как нечто, находящееся в руках государства и направленное против населения. И когда определенная часть наших теоретиков права стала обращать внимание на иное понимание права, официальная идеология отнеслась к этому отрицательно.

А ведь главное назначение права в том, что оно должно служить человеку, который обладает неотъемлемыми правами и свободами. Право ограничивает власть, которая должна считаться с основами права и нравственности. Но об этом говорилось очень мало. Данное обстоятельство усиливало правовой нигилизм, неуважение к суду и закону. Если в сознании людей существует нигилистическое отношение к праву, то о высокой правовой культуре не может быть и речи.

Помимо высокого уровня правосознания, правовая культура включает в себя и все реальные достижения в области правовой жизни общества (законодательство, его уровень, его технику, степень цивилизованности его содержания). У нас не было цивилизованного законодательства. Качество законов и способы их реализации по-прежнему остаются на низком уровне.

Можно задумать хороший закон, но если с точки зрения юридической техники он будет неудовлетворительным, реализовать его невозможно. Например, принятый в 1991 г. Закон «О предприятиях» был шагом вперед, но в нем имелись юридические недостатки. Термин «коллектив — хозяин предприятия» не раскрывал содержания правового статуса юридического лица. Неясно было, что подразумевает законодатель под термином «хозяин»[9].

Этот термин был перенесен в законодательный акт из общественно-политической литературы и резко снизил его значение, так как не является юридическим. Коллектив — собственник или нет? Законодатель не решил этого главного вопроса. Если у нас в стране будут издаваться законодательные акты низкого технического уровня, то о правовой культуре говорить не имеет смысла.

Правовая культура — это еще и высокий уровень культуры правосудия. Уровень правовой культуры зависит от многих факторов. Имеет значение и состояние помещений для судебных заседаний, и облик судей, и само проведение судебного процесса. Дворцов правосудия у нас еще нет. Это и неудивительно.

До последнего времени правосудие у нас было только в законе. Судейская профессия не престижна. В реальной жизни культура правосудия находится на очень низком уровне. А это в свою очередь влияет на общий уровень правовой культуры населения. Правовая культура — это высокий уровень культуры законодательства и правосудия, их реальное состояние.

Следующий элемент правовой культуры — фактическое состояние законности и правопорядка в стране. Состояние преступности — это определенная характеристика правопорядка, но главным тем не менее является состояние правонарушаемости. В США преступность выше, но механически это не отражает состояния законности и правопорядка в стране.

Когда совершено преступление и преступник справедливо наказан, законность торжествует и правопорядок восстанавливается. Но если кто-нибудь наказан несправедливо — законности уже нет. Необходимо, чтобы каждый виновник был наказан и не был наказан невиновный. Необходима система, которая бы это обеспечивала, а у нас ее нет. То, что записано в качестве права, должно быть реализовано. А мы вначале разрешаем, а затем ограничиваем. Так правовое государство построить невозможно.

Можно говорить о правовой культуре личности, группы, общества в целом в тот или иной исторический период. Существуют различные модели правовой культуры (например, западная модель правовой культуры, конфуцианская правовая культура, мусульманская правовая культура и т.д.).

Западная модель правовой культуры характеризуется тем, что главной ценностью здесь признаются основные права и свободы человека и гражданина. Она начала формироваться еще с античных времен.

Специфической чертой этой модели является, во-первых, осознание социальной ценности права как меры свободы и равенства и приоритет права во всех сферах общественной жизни. Во-вторых, осознание ценности индивидуальных прав личности.

В сокровищницу мировой правовой культуры входят теория естественных прав и свобод человека, теория разделения властей Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескье[10], а также законодательные акты, закрепляющие права и свободы личности.

Правовая культура так же, как и политическая культура, является непременным элементом демократии. Без них демократия может превратиться в анархию. А это чревато пагубными последствиями для общества и государства, в том числе и для всего мирового правопорядка. Произвол и бесправие приводят к массовым нарушениям прав и свобод личности, к отрицанию самой необходимости и ценности права.

Высокий уровень правовой культуры является необходимым условием (фактором) формирования правового государства. Особенно актуальной эта проблема является для отечественного права и государства. Поэтому воспитание правовой культуры граждан — важнейшее условие стабильности и правопорядка в обществе.

Правовая культура общества в современном интегрированном мире часто уже не определяется территориальными границами одного государства. Идет процесс интернационализации и взаимообогащения различных культурных ценностей. В таком взаимном сближении национальных культур состоит процесс формирования единой субкультуры с позиций общечеловеческих ценностей.

Кроме того, мировое сообщество уже осознало необходимость выработки общецивилизационных, общечеловеческих начал и принципов деятельности в межгосударственных отношениях, которые закрепляются в важнейших нормативно-правовых актах международного характера[11].

Особенно заметно этот процесс идет в рамках Европейского сообщества, где выработаны единые принципы согласования национальных правовых институтов, создано единое правовое поле, в рамках которого обеспечиваются основные права и свободы личности (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубление и обострение социальных протии воречий и конфликтов.

Право призвано регулировать общественные отношения, делать так, чтобы на свободу человека никто и никогда не мог покуситься. То же самое касается и имущества людей. Право загоняет нас в определенные рамки, которые созданы для того, чтобы мы были защищены и обеспечены.

Право должно иметь обязательный государственно-волевой характер. Его классовая и общечеловеческая сущность проявляется именно в этом. Да, считается, что право выражает волю народа. Чем обусловлена эта воля? В большинстве случаев – экономическими условиями жизни. Чуть меньше на нее влияют условия природные, духовные и так далее. Согласитесь, что справедливость – это тоже понятие довольно-таки относительное.

В разные времена ей придавали разное значение. Институт представительной власти появился уже давно. Благодаря нему народная воля и смогла воплотиться в законе, который имеет общеобязательный характер. Общественная воля становится волей государственной. Последняя имеет следующие признаки: - она должна стимулировать всевозможные притязания и интересы населения; - она не должна находиться в зависимости от интересов отдельных лиц, объединений, слоев, групп и так далее; - он должна охраняться специально созданными органами.

Рассматривая понятие и сущность права, стоит сказать, что характер его является нормативным. Это связано с проявлением его в реальной жизни. Оно представлено совокупностью различных юридических норм. Нормативное выражение очень важно, так как воля, воплощенная в законе, не будет иметь никакой юридической силы. Государство должно находиться в определенной связи с правом. Она проявляется в том, что государство имеет возможность прибегать только к тем принудительным мерам, которые не противоречат праву. В принципе, это относится только к правовому государству, в котором действительно учитываются существующие законы. Право носит общеобязательный характер. Это означает, что законы создаются для всех и не должно существовать отдельных лиц, на которых бы не действовали принятые и санкционированные нормы. Важна формальная определенность права. В данном случае его характеризует: - специфическая структура норм (они состоят из гипотезы, диспозиции, а также санкции); - связь с обязанностями, которые необходимо выполнять для того, чтобы быть обладателем права; - юридической техникой, которой оформляются нормы.

Нормы права государство заключает в определенные формы, которые являются способами выражения его воли. Нормативно-правовой акт – это основная форма права. Они могут быть различны. Конечно же, самым значимым и главным из них в нашей стране так же, как и во многих других является именно Конституция. Право имеет властно-регулятивный характер и является достаточно мощным регулятором общественных отношений для существования порядока в социуме.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г..Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с "Протоколом [N 1]"
  2. (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом№4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый. Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984) // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163
  3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000.
  4. Всеобщая история государства и права. З.М.Черниловский, "Юрист", Москва 2010г.
  5. Гринин Л. Е. Государство и исторический процесс: эпоха формирования государства: общий контекст социальной эволюции при образовании государства. - Издательство Норма, Москва, 2004, 271 с.
  6. История древнего Востока. Под ред.В.И. Кузищина. М., 2002г. с.112
  7. История государства и права России, курс лекций, И.А.Исаев, "БЕК", Москва, 2013г.
  8. История государства и права России. Исаев И.А., "Юрист",М,2011г.
  9. История государства и права зарубежных стран, под ред. О.А.Жидкова и Н.А.Крашенниковой, в 2-х частях, ч.I, "НОРМА", М, 2012г.
  10. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы: Учебное пособие. – М.: 2004, 271с.
  11. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно методическое пособие. – М.: 2007. Стр. 77
  12. Крашенинникова Н., Жидкова О. История государства и права зарубежных стран.- М,2006,с 715
  13. Лазарев В.В. Общая теория государства и права. – М.: Инфра-М, 2000. – С. 75.
  14. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 2001. С. 50.
  15. Нерсесянц В. Проблемы общей теории государства и права: учебник для вузов Издательство Норма, Москва, 2006, 387 стр.
  16. Общая теория права. Г.Ф. Шершеневич, "Юридический колледж МГУ", Москва, 2010г.
  17. Певцова Ю.А. Общая теория государства и права. М., 2011.
  18. Рассказов Л.П. Теория государства и права. М., 2013.
  19. Романовская В.Б. История права зарубежных стран: Учеб. пособие. - Н.Новгород, ННГУ. 1999. С. 27.
  20. СеменниковаЛ.И. Феномен Востока. Античный мир. Становление современной европейской цивилизации. – Брянск, 2001,с 154
  21. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. - Харьков: Консум;, 2000. - 704 с.
  22. Смирнова Ю.М. Теория государства и права. Орёл, 2008.
  23. Теория государства и права. Исаев Ю.А., М, 2011 г.
  24. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.
  25. Теория государства и права. / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. // Закон и право. – Москва, 2000. – С. 48-49.
  26. Теория государства и права. Курс лекций. В 2-томах, т.I, "Юридический колледж МГУ", Москва, 2010г.
  27. Теория государства и права: методические указания для студентов заочного обучения / под ред. Р.Х. Макуева. Орёл, 2007.
  28. Тураев Б.А. История древнего Востока (Под ред. В.В. Струве и И.Л. Снегирёва). Минск, 2004.