Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Взаимосвязь права и государства(Право и государство - понятие и социальное значение)

Содержание:

Введение

На современном шаге историко-правовые исследования в нашей стране равномерно отступают от старых советско-марксистских шаблонов и поиском наиболее узких концептуальных программ развития общества. Что относится к историко-правовым исследованиям государства и права, то анализ литературы в данной области уличает недоступность всеохватывающих исследовательских работ проблем соответствия и взаимодействия права и государства.

Исследование проблем права и государства имеет существенную практически- политическую значимость в контексте раскрытия понятия и форм идущих в ногу со временем демократии, степени свободы индивидов, потому связанным со значимостью образования рационально-правовой основы функционирования российского государства особую актуальность заслуживают вопросы наполнения его конституционных характеристик настоящим содержанием, формирования частноправовых начал воздействия общества на государство.

Как следует, одной из основных задач прогрессивной науки о праве и государстве считается создание таковой парадигмы знаний, в корреспонденции с которой устоявшееся представление о праве как инструменте государства уступит место пониманию права, отличного от государства в контексте их исторического развития, также суждению про то, что право практически постоянно выходит за границы политики и институционализируется в обществе естественно-рациональным путем.

На современном этапе имеется прецедент нерешенности и одновременно с данным большой социальной значимости проблемы соотношения права, закона и государства.

Бесспорно, государственная власть исходя из убеждений права на современном этапе объективно имеет необходимость в ограничениях. Значит, целью современной российской науки и правовой практики считается теоретический поиск такого компромисса между государством, правом, обществом и личностью, который обеспечил бы существование и развитие России как правового государства.

Целью курсового исследования является теоретическое исследование характера и особенностей соотношения правовых и государственных основ общества, наиболее главных и существенных условий и принципов их позитивного взаимодействия.

При написании работы были применены формально-юридический, сравнительно-правовой методы исследования.

Задачами курсового исследования являются:

- рассмотреть методологические подходы к соотношению права и государства;

- проанализировать модели соотношения государства и права и проявление их взаимосвязи;

- выявить особенности воздействия государства на право и наоборот;

- выяснить роль государства в обеспечении права ;

-рассмотреть принцип связанности государства с правом .

Предметом курсового исследования являются такие правовые категории , как право и государство в их взаимосвязи.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Право и государство и модели их соотношения и проявление их взаимосвязи

1.1 Право и государство - понятие и социальное значение

Современная формулировка: государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Государство, равно как волевая социальная организация, располагает весьма могущественными средствами, с поддержкой которых способен воздействовать на все стороны работы входящих в его состав людей. Оно регулирует собственными распоряжениями данную деятельность, может формировать для нее подходящие требование либо же замедлять её. Проблема о цели страны есть, по сути, проблема о том, в каком непосредственно направлении и в каких границах обязано государство совершенствовать собственную деятельность, для того чтобы быть действительно нужным.

Социальное назначение государства проявляется и конкретизируется в его функциях, под которыми принято понимать основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Функционирование государства не стихийно, оно имеет целенаправленный характер. Через осуществление функций государство реализует свою способность воздействовать на общественные отношения с целью решения различных задач, как сугубо классовых, так и общесоциальных. Поэтому и функции государства могут иметь либо классовую, либо общесоциальную направленность. Но их соотношение может быть различно у государств различных исторических эпох.

Социальное предназначение государства имеет место быть и конкретизируется в его функциях, под которыми принято понимать главные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Функционирование государства не стихийно, оно имеет целенаправленный характер. Через осуществление функций государство реализует собственную способность воздействовать на общественные отношения имея цель решения разных задач, как чисто классовых, так и общесоциальных. Потому и функции государства могут иметь или классовую, или общесоциальную тенденцию. Хотя их соответствие быть может различно у государств разных исторических эпох.

Если рассматривать право как правовую категорию, то оно, как и государство, представляет собой продукт общественного развития. Именно право создает основу общественным отношениям. Бесспорно, что без права не будет цивилизованного общества.

Само человеческое общество представляет собой замысловатую социальную систему, в которой бесчисленные формы взаимодействия индивидов во многих обстоятельствах характеризуются противоречивыми интересами их участников. Так как существенными свойствами общества, образующих социальную жизнь общественных отношений, следует считать такие как: организованность, упорядоченность, то основным из способов согласования интересов людей и затушевывания появляющихся между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование.

В свою очередь, регулировать (в социальной жизни) — значит обусловливать поведение людей и коллективов, определять направление функционирования, границы, целенаправленно его упорядочивать. К основным средствам регулирования необходимо отнести такие социальные регуляторы, как нормы нрава, морали, общественных организаций, традиций, обычаев и ритуалов.

То есть можно с уверенностью констатировать, что право — это совокупность правил поведения, устанавливающих границы свободы, равенства людей в реализации и защите их интересов, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их отношениях друг с другом, закрепленных в законе или ином официальном акте, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства. В любом цивилизованном обществе право выступает государственным регулятором общественных отношений, закрепляя и развивая их, иными словами, право выступает мерилом поведения лица в обществе.

Понятие «право» имеет несколько значений. Чаще всего под ним понимают систему общеобязательных норм, охраняемых государством. В этом базовом определении право сводится к совокупности однозначных и документально зафиксированных государственных предписаний, т.е. фактически совпадает с законом. Право в таком значении принято называть позитивным правом либо правом в объективном смысле.

Однако ряд исследователей предполагает, что право создается не государством, а существует изначально, так как вытекает из естественных потребностей и природы человека. Каждый человек от рождения обладает естественными правами и свободами — правом на жизнь, труд, свободу мысли и слова и т.д. Государство не создает эти права, а просто подтверждает и охраняет их. Право как притязание людей на жизнь и на все, что способствует се сохранению и развитию, называют естественным правом.

Кроме того, правом называют закрепленную в законе возможность субъекта, например право собственности или право быть и избранным в органы власти. Это так называемое право в субъективном смысле. Наконец, право можно трактовать предельно широко, обозначая им все правовые явления, включая и позитивное право, и естественное, и право в субъективном смысле. В этом случае говорят о праве в широком смысле. Регулируя социальные отношения в различных сферах жизни человека и общества, право способствует решению важных задач: согласует интересы разных людей, помогает разрешать конфликты, определяет меру свободы человека в обществе, а также служит выразителем идей coциальной справедливости.

Роль права в жизни общества, то есть его социальное предназначение, состоит в том, что с его поддержкой в обществе поддерживается правопорядок (порядок, основанный на праве). Так как нормы права устанавливаются государством , то, в конце концов, это такой порядок, к которому стремится данное государство, который ему угоден. Но исходя из убеждений современного подхода к роли государства и права в обществе сначала право призвано гарантировать общесоциальные интересы, то есть интересы всего общества в целом, также оберегать интересы любого человека, хотя лишь таким образом, чтобы при всем этом не происходило ущемления интересов, прав и свобод иных людей. Таким образом, при помощи права в обществе достигается согласование разных интересов, то есть особый компромисс, содержащийся в том, что каждый член общества подвергается неким лимитированиям свободы собственного поведения чтобы не повредить другим людям.

Раскрыв эти правовые категории как право и государство, можно сопоставить их вместе, подробно рассмотрев существующие модели этого соотношения.

1.2.Методологические подходы к соотношению права и государства

Проблема соотношения права и государства в юридической науке причисляется к самым из дискуссионных и в то же время на современном этапе еще мало исследованным. Однако вместе с тем, вопрос о взаимодействии права и государства имеет ли, государство верховенствующее значение по отношению к праву или же, напротив, подчинено ему, содержит не только лишь общетеоретический, но и значительный практичный смысл.

Наиболее распространенным взглядом на эту проблему является особый этатистский подход, исходящий из приоритета государства над правом.

Абсолютизация роли государства в общественной жизни –ядро теории этатизма. Началом этатизма явилась практика государств, создавшихся на основе психологии патернализма. На основании убеждений сторонников философии этатизма (идеи этатизма, первоначально обоснованные X. Вольфом, получили затем развитие в работах Фихте), государство для блага индивидов вправе вмешиваться во все сферы жизни, в том числе и в частную. Так, государство является устроителем всей экономики - от управления производством до разделения людей по сферам приложения труда, оно обязано бороться с бездельем и расточительством, надзирать за тем, чтобы молодые люди рано вступали в брак и имели много детей; государство строит церкви, распоряжается системой образования и др. В общем, государство активно (если не сказать тотально) вторгается во все сферы жизнедеятельности общества.

С этатистской позиции все остальные области приватного, непосредственно не входящие в сферу публичной власти явления низшего (сравнивая с государством) ряда. Ни одна из них не осуществляет роли носителя политического единства, хотя любая порознь и все вместе имеют все шансы его подрывать. Вследствие данного государство вынуждено создавать конфронтацию им, смирять их, удерживая в масштабах политической целостности. С этой целью оно обязано думать о самосохранении своей мощи. Это приемущественно и составляет интерес государства.

Соответственно анализируемой теории, государство предшествует праву, другими словами порождает его. Право, к тому же, есть совокупность норм (велений, установлений, приказов государства), под воздействием которых государственная власть претворять в жизнь управление обществом. Основанием права выступает государственная власть, которая так же формируется на силе.

Безусловно, современное общество не имеет возможности ограничиться в отсутствии государства. Имеется объективная необходимость в защите государством социальных прав граждан, в его покровительстве культуре, образованию. На ряду с данным, обязаны быть конкретные пределы такого вмешательства. Что не предусматривается теорией и практикой этатизма, согласно с которым право рассматривается исключительно как продукт государственной деятельности, то есть как его (государства) следствие.

Аналогичный взгляд на проблему выводит государство и его институты за границы зоны воздействия прaва: в случае если государство - источник права, то государство не имеет возможности быть им связано. Подобное мнение устраняет проблему правомерности государственной власти. Обоснованно, что же этатизм, приобретший обширную популяризацию в Германии и России, очень благодетельствовал формированию в этих государствах тоталитарных концепций. Хоть этатизм никак не идентичен тоталитаризму, а последний - это крайнее выражение этатизма.

Другой, антагонистичный взор на соотношение государства и права утвердился в русле естественно-правовых воззрений. Сторонники естественного права отталкивались из ограничения государства правом, что, по их суждению, следовало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. Право представлялось единым неизменным правопорядком, одинаковым для всего человечества на всем протяжении истории. Нормы положительного права, согласно естественно-правовым воззрениям, не были результатом деятельности государства, а составляли суть идеального правопорядка. Государство рассматривалось как продукт права, оно учреждается юридическими способами, предусмотренными предшествующим государству правопорядком. Подобные воззрения заявляли представители либеральной юриспруденции - русские, юристы П.Е. Михайлов, Е.Н. Трубецкой и др. С высоты современного отношения к проблеме такой подход имеет бесспорные преимущества. Он является философской платформой для ратификации в политической практике идеи правового государства. Государство появляется из необходимости гарантировать обеспечение права как принципиально новой организации нормативного регулирования. Данное условие никак не принимали во внимание и приверженцы нормативной школы права, как бы отрывая право от политики, экономики и государства.

Склонность исключить крайности в проблеме соотношения государства и права обусловило возникновение дуалистического подхода, в соответствии с которым взаимосвязанность между государством и правом не имеет настолько определенной причинно-следственный характер(государство порождает право, либо право предопределяет возникновение государства). Такая взаимосвязанность вынашивает наиболее непростой вид двухсторонней связи: государство и право не могут быть не взаимосвязанными и существовать друг без друга.

Р. Иеринг соотношение государства и права представлял в виде двух сил, противоборствующих из-за господства - в виде злого Аримана (власти) и благочестивого Ормузда (права). В действительности же, отмечал Иеринг, Ормузд не что иное, как облагороженный Ариман. Ариман без Ормузда есть нечто нереальное. Ормузд без Аримана – тень, - считал Иеринг.

Базирующяся на философии юридического позитивизма, теория самоограничения во второй половине XIX в. была самой популярной. Самую широкую известность она получила в тех странах, которые исследовали идею сильного государства. Следовательно, закономерно, что и в Германии, и в России у нее было наибольшее число сторонников. Критикуя данную теорию, известный специалист по конституционному праву француз Л. Дюги (XX в.) обоснованно замечал, что в соответствии с этой теорией, государство в своих действиях если и ограничено правом, то лишь постольку, поскольку оно само того хочет соответственно собственной воле. Поистине, политическая целесообразность согласно этой теории имеет безусловное преимущество над законом. Самоограничение государства каждый раз определяется усмотрением самого государства. Общественно-политическая практическая деятельность отдельных сегодняшних стран, именуемых их конституциями никак не по-другому, а как правовыми, указывает на степень их приверженности к идеологии самоограничения государства. Подобное государство зависимо от права, однако опять же, сообразуясь со своим собственным усмотрением.

В случае если подходить к проблеме соотношения государства и права с воззрения сегодняшних реалий демократического общества, то более преимущественной представляется аргументированная с позиции либеральной юриспруденции идея связанности государства правом. В собственном оконченном облике теория связанности государства правом возникла во второй половине XIX в. Хотя уже античные мыслители усматривали «спасение государства» там, где законы - владыка над правителями», но до принципа связанности государства правом они не поднялись. Мыслители эпохи Возрождения исходили из того, что высшая власть в государстве не связана собственными своими решениями. Они оглашали позицию, что независимая власть целиком свободно может изменить принятые ею ранее решения и что правило связать себя своими решениями является непозволительным из-за недопустимости самого себя обязывать. В отечественной литературе на современном этапе взаимосвязанность государства с правом изучалась в нюансе проблем правового государства.

В западной юридической теории проблема связанности государства правом трансформирована в концепцию господства (верховенства) права. Современное конституционное законодательство построило этот принцип в ранг конституционного - одной из важных основ конституционного строя. Наконец, положения о связанности государства правом (верховенство права) считается той методологической основой, с позиции которой представляется правильно оценить, с одной стороны, влияние государства на право, а с иной - влияние права на государство.

1.3. Модели соотношения государства и права и проявление их взаимосвязи

Проблема соотношения государства и права является довольно сложной. Имеются два антагонистичных теоретических взгляда, выраженных в юридической литературе. Это тоталитарная (этнически-тоталитарная, по С.С. Алексеев) и либерально-демократическая концепции.

В соответствии с первой, государство значительнее и существеннее права, оно созидает право и применяет его в качестве инструмента своей политики.

В соответствии со второй, наоборот, право значительнее и существеннее государства, что соответствует естественно-правовой теории.

Тоталитарная модель соотношения государства и права была широко распространена в советской научной и учебной литературе, так как она уходит корнями в учение К. Маркса. Либеральная модель стала энергично утверждаться в нашем общественном сознании в последние годы. Однако ни та, ни другая концепция не имеет серьезного научного обоснования.

Погрешностью их обеих является сопоставление права и государства. На самом деле право и государство неотделимы друг от друга и существуют в тесной взаимосвязи, в чем мы убедимся путем анализа соотносимых явлений. Вот это и будет третья, реалистическая модель, показывающая, каким образом сосуществуют право и государство на практике.

Несмотря на то, что право и государство различаются по своей структуре, способам функционирования и т.д., возможно говорить об их единстве в следующем:

-в основе их возникновения находятся одни и те же причины (необходимость закрепления власти над людьми на определенной территории, защиты собственности, упорядочения общественных отношений, выработки явно выраженных требований руководящих к управляемым);

-и то и другое являются объективно необходимыми социальными явлениями (единожды возникнув, они будут существовать всегда);

-у них общая цель (упорядочение общественных отношений и внесение стабильности в жизнь общества).

Государство влияет на право следующим образом:

-создает право (закрепляет то, что созрело в обществе в виде объективных потребностей, притязаний);

-поддерживает гармоничность правовой системы;

-дает официальное толкование норм права;

-реализует нормы права в форме правоприменения;

-обеспечивает охрану права.

Другими словами, основными сферами воздействия государства на право являются правотворчество и правореализация. Формальная определенность и общеобязательность – важнейшие свойства права, придаваемые ему именно государством.

Право, в свою очередь, воздействует на государство:

-констатирует (конституционно фиксирует и легализует) существование и деятельность государства;

-законодательно фиксирует структуру государства, его механизм, форму, принцип и пределы деятельности, компетенцию государственных органов и должностных лиц;

-является средством осуществления задач и функций государства;

-закрепляет и регулирует правовой статус личности в государстве, пределы государственного вмешательства в личную жизнь граждан.

С помощью права, таким образом, определяется вид и мера государственного принуждения, вследствие чего оно становится правовым и контролируемым.

Глава 2. Особенности воздействия государства на право и права на государство

2.1 Значение государства в обеспечении права

Государство является истинным фактором образования правовых установок и главной силой их материализации. Государственная власть иметь в своем распоряжении конструктивное значение для самого бытия права как своеобразного институционального образования. Она наличествует в праве и как бы проникает в самую суть права.

Государство опекает право, использует его возможности для достижения целей государственной политики. В то же время влияние государства на право не следует абсолютизировать и анализировать в духе этатистских воззрений, распознающих право исключительно инструментом (средством) государства, его признаком или атрибутом. Не только государство, но и право располагает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне свойственными ему закономерностями создания и функционирования, из чего надлежит, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и возможно анализировать право в качестве инструмента государства, то лишь с обмолвкой, что и государство в той же мере является инструментом по отношению к праву.

Наиболее осязаемое воздействие государства на право обнаруживается в сфере правотворчества и правореализации. Право складывается при неизбежном участии государства. Однако государство не столько создает право, сколько завершает правообразовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом значении государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. Государство основывает право на институциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, исторических традициях народа и проч. Недооценка этого принципиально важного положения ведет к тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Как раз в этом и заключался ключевой порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.

Вряд ли можно достичь соглашения с имеющими распространение в юридической теории взглядами, в соответствии которым образование права рассматривается в полном отрыве (изолированно) от государства. Вне и помимо конструктивной деятельности государства существование права как институционного образования немыслимо. Вместе с тем роль государства в правообразовательном процессе довольно специфична. По-настоящему государство ввязывается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях.

Отсюда творческая роль государства в взаимоотношении образования права заключается в следующем.

1. В исполнении правотворческой деятельности. Государство в соответствии с познанными законами общественного развития, закономерностями стихийного правогенеза устанавливает потребность в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности), устанавливает наиболее целесообразную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и формирует общие нормы, придавая им авторитетом государственной власти формально-юридический, всеобщий характер. В буквальном смысле это обозначает, что государство устанавливает нормы права.

2. В санкционировании государством норм, которые не имеют (не носят) прямого государственного характера. Для отдельных правовых систем такой способ производства права является преобладающим. Так, образование мусульманского права характеризовалось как раз тем, что государство санкционировало ключевым образом те нормы, которые были выработаны мусульманской доктриной. Из истории права знакомы случаи, когда положениям, выработанным правовой доктриной или возникающим вследствие толкования используемой нормы, государство придавало общеобязательное значение.

3. В признании юридически обязательными регуляторами поведения фактически выработавшихся и имеющихся отношений и связей (соответствующих им видов деятельности), вследствие чего эти связи и отношения получают юридическое значение. Таким образом сформировывается так называемое обычное и прецедентное право, признаются в качестве общих норм нормативные договоры.

4. В образовании системы нрава. При этом истинная роль современного государства (имеющего правовой характер) не сводится в данной сфере к выпуску в свет обусловленного количества нормативно-юридических актов. Задача государства заключается в том, чтобы: во-первых, снабдить приоритетную роль закона в системе законодательства; во-вторых, содействовать развитию иных источников права - нормативного договора, обычного права; в-третьих, придать праву системный характер, снабдить взаимосвязь нормативных актов как между собой, так и применительно к другим формам выражения правовых норм; в-четвертых, государство в определенной мере «управляет» правом: а) придает ему запретительный или дозволительный характер; б) дозирует «присутствие» права в публично-правовой и частно-правовой сферах.

Государство, таким образом, снабжает развитие всей системы источников права. Сообразуясь с социально-экономическими потребностями, политической ситуацией в обществе, государство в значительной мере изъявляет влияние на выбор типов, методов правового регулирования, государственно-юридических средств обеспечения правомерного поведения. В этом смысле можно сказать, что государство управляет правовой средой общества, снабжает ее обновление соответственно духу времени

2.2 Принцип связанности государства с правом

В особой литературе проблеме воздействия права на государство уделено не достаточно внимание. Хотя государство имеет необходимость в праве не менее, чем право в государстве. Подчиненность государства от права находится: 1) во внутренней организации государства и 2) в его деятельности.

Раскрывая значение права для формирования внутренней структуры государства, принципиально отметить, что исторический опыт подтверждает, что конкретно право сформировывает структуру государства и регулирует внутренние отношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Средством права фиксируются форма государства, приспособление государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. Конкретно право сформировывает юридические гарантии против вероятной узурпации власти одной из веток власти. Как следует, отношение между государственными структурами обретают правовое регулирование, преобразуются в правоотношения.

При помощи права обусловливаются место, роль, функции долей государственного приспособления, их взаимодействие с иными органами и населением. Упорядочивая внутри организованные взаимосвязи государства, право, дозволяет обеспечить подходящее приспособление структуры государства. Нормативно-юридические акты правоустановительного характера основывают государство как систему с сформированным органическим построением. Тем самым право сформировывает юридические посылы для эффективной работы всех звеньев государственной машины.

Исторически востребованы два способа, средством которых государство навязывает собственную волю обществу- это метод насилия, который свойственен тоталитарным государствам, и цивилизованное управление социальными процессами при помощи правового инструментария. Схожий способ органично присущ государствам с развитым демократическим режимом. Как следует, современное демократическое государство не имеет возможности вне и помимо права осуществлять собственную деятельность. Конкретно право составляет нужную сторону, нюанс, свойство государственной деятельности. Схожее качество присуще праву, так как оно неподменно как обще-социальный регулятор и его использование определено объективными факторами, находившимися вне государства. Право нужно государству, потому оно в принципе не имеет возможности пренебречь правовой формой. Государство в отсутствии ущерба для общества не имеет возможности манипулировать правом либо освободить от него.

Подытожив все вышеотмеченное, возможно обозначить ряд направлений, характеризующих организующую роль права в отношении к государству:

Право оказывает влияние на государство при его отношениях с населением и отдельной личностью. Государство оказывать влияние на граждан через право и в пределах между правовых требований; к тому же, и граждане оказывают влияние на государство при помощи права. Значение права измеряется важным образом тем, в какой мере оно гарантирует и обеспечивает ли вообще слаженное и передовое развитие личности и расширение ее свободы. С данной позиции ценность права в случае если и обусловлена взаимосвязью с государством, то только в той мере, в которой само государство поставлено на службу.

Право легализует государственную деятельность, гарантирует дозволенность охранительных и принудительных мер государства. Государственная деятельность средством права вводится в жесткие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму.

Под действием права ориентируются пределы деятельности государства, очерчиваются границы вмешательства в частную жизнь граждан.

Право фиксирует специфические интересы наций и народностей и тем оказывать влияние на государственную власть в ее отношениях с нациями и народностями.

Правовая форма гарантирует возможность воплощения действенного контролирования за деятельностью государственного аппарата и тем основывает юридические гарантии серьезного поведения государства перед населением.

Право выступает в наше время языком общения государства не только лишь с населением, но и с иными государствами, мировым сообществом в целом.

Право (и лишь оно) считается важным средством легитимации государственного принуждения. Право устанавливает причины, пределы и формы государственного принуждения.

Наконец, государство как суверенная власть не имеет возможности присутствовать и функционировать вне права. Концепция господства права (правового государства) как раз отталкивается из того, что право в интересах личности, общества в общем объединяет, ограничивает государство. Оно выступает массивным ограничителем государственного произвола. В обозначенном смысле право выступает как сила, способная подчинить государство. Образно говоря, право выступает над государством для того, чтобы господство не встало над обществом.

В сегодняшних критериях связывающая роль права в отношении государства усиливается. При всем этом отмечается вытекающая закономерность: нежели точнее право показывает конкретные необходимости общественного развития, тем в большой мере оно связывает государство. Активность государства в данном случае не подавляется. Напротив, она используется действенно и только в интересах общества и отдельной личности. Лишь находясь связанным с правом, государство сможет действовать непринужденно, следовательно, подходит собственному историческому предназначению.

Представления о государстве как организации, исполняющей собственную деятельность на основе закона, начали формироваться уже в самом начале развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски наиболее совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались обнаружить эти взаимосвязи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы гарантировали гармоническое функционирование общества той эпохи. Научные работники древности считали, что более разумна и справедлива только та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, но и для самого государства.

Государственная власть, признающая право и, сразу, ограниченная им, учитывая мнение древних мыслителей, считается справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона,- писал Аристотель,- нет места и (какой-либо) форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное воздействие на развитие и становление наиболее поздних современных учений о правовом государстве.

Подъем производительных сил, изменение социальных и политических взаимоотношений в обществе во времена перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и осознанию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают трудности правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица либо властного органа, утверждающей равноправие всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

Более известные идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В собственной теории Маккиавелли на основе навыка существования государств прошедшего и реального объяснял основы политики, осмыслял движущие политические силы. Задача государства он видел в способности независимого пользования имуществом и обеспечении защищенности для каждого. Боден описывает государство как правовое управление почти всеми семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства заключается в том, чтобы обеспечить права и свободы.

Во время буржуазных революций в исследовании концепции правовой государственности значимый вклад внесли прогрессивные мыслители Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.

Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства также отыскала отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н. Г. Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича.

Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и главные характеристики правового государства: 1) для устранения произвола нужно установление общепризнанных мерок объективного права, которые характеризуют пределы свободы любого и ограничивают одни интересы от других, даже государственной организации,- отсюда идея господства права в управлении; 2) в случае если личная инициатива требует простора, то государству достаточно обойтись охраною субьективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить возможности последних, разделив от исполнительной власти законодательную, подтвердив самодостаточность судебной власти и разрешив к соучастию в законодательстве выборные общественные составляющие.

Заключение

Государство и право взаимозависимы друг от друга, однако они относительно самостоятельны друг от друга. Так, если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.

Признание закономерностей социального развития и обращение в этой связи к историческому опыту позволяет верить, что прогностическое определение судеб права и государства станет удовлетворять научному подходу и служить практике государственного правового строительства.

Еще сравнимо не так давно, каких то 30-40 лет назад политическая система России развивалась в русле марксистско-ленинской теории отмирания права и государства.

Ее главный вывод состоит в том, что государство и право присутствуют не исконно, они снова пропадут с построением бесклассового коммунистического общества.

Хотя невозможно расценивать весь навык советского государственного строительства лишь негативно. Его компрометирует утопизм неких теоретических положений (догм), забегая вперед, прожектерство, огосударствление форм общественной самодеятельности, лицемерие властвующих структур. Как бы там ни было в постперестроечный период теория отмирания государства и права не обретает собственных сторонников.

Единственной теорией, которая в последнее десятилетие XX в. пришла ей на смену в России считается теория цивилизма (В.С. Нерсесянц), согласно с которой на базе настоящего социализма нашлась вероятность формирования неотчуждаемого права любого на одинаковую цивильную собственность и в общем движения к наиболее высочайшей ступени прогрессе свободы.

Негативное отношение к государству и неправовым законам, от него исходящим, сможет иметь место лишь там, где законодательство и государство характеризуются негативно.

Хотя эту характеристику невозможно распространять на государство и право вообще. Не лишним будет заметить, что в этой связи нужно припомнить, в следствие каких обстоятельств возникло государство, отчего его воле стали давать общеобязательное значение. Наука совокупной теории права и государства обязана моделировать прогрессивную роль государственно-правового механизма.

Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики. В тоже время влияние государства на право не следует абсолютизировать и рассматривать в духе этатистских воззрений, признающих право исключительно инструментом (средством) государства, его признаком или атрибутом. Не только государство, но и право обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь с отговоркой, что и государство в той же мере является инструментом по отношению к праву.

Список использованных источников

  1. Конституция РФ. М., 1993.
  2. Абдулаев М.И., Комаров С.А., Проблемы теории государства и права, СПб.: Питер, 2013.
  3. Кашкин С.Ю. Смена цивилизаций и конституция: формирование ее глобального идеала. // Государство и право, №11, 1992.
  4. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. - М.: Манускрипт.1996.
  5. Лившиц Р.З. Современная теория права: Краткий очерк - М., 2010г.
  6. Нерсясенц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму -М.1992г.
  7. Общая теория государства и права: в двух томах, том 2: Теория права/' отв. ред. М.Н, Марченко. -М.: Зерцало. 1998.
  8. Общая теория права и государства: Учебник/ под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ. 1999.
  9. Общая теория права: Учебник/ под ред. А.С. Пиголкина. - М., 1995.
  10. Основы государства и права: Учебное пособие Андреева И.А., Бузынова С.П./ под ред. О.Е. Кутафина. - М.: Юристъ. 1996.
  11. Суворов Л.К. Государственно-правовая доктрина В. Ульянова - Ленина. М., 1994.
  12. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник/ отв. ред. С.А. Чибиряев. - М.: Былина, 1998.
  13. Теория государства и права. // под ред. А.С. Алексеева. М., 1998.
  14. Теория государства и права: Курс лекций/ под ред. Марченко М.Н. - М.: Зерцало. 1996. Теория государства и права: Курс лекций/ под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. -М.: Юристъ. 1997.
  15. Теория права и государства: Учебник/под ред. Г.Н. Манова. - М.: БЕ.К.1996,
  16. Теория государства и права, ред.: В.К. Бабаева. - М., 2014.
  17. Теория государства и права, ред.: Н.И. Мазутава., А.Р. Малько. - М.: 2011
  18. Формации или цивилизации. // Материалы круглого стола / Вопросы философии, №10, 1989.
  19. Хропанюк В.И. Теория государства и права: Учебное пособие/ под ред. Стрекозова В.Г. М., 2002.
  20. Сырых В.М. Теория государства и права. М.: Былина, 1998.
  21. Чистяков О.И. «История отечественного государства и права» М.: Юристь, 2005
  22. Явич Л.С. Сущность права. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.

Приложение

Модели соотношения государства и права

Тоталитарная ( этнически-тоталитарная, С.С, Алексеев)

либерально-демократическая концепции