Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Взаимосвязь внешнего и внутреннего оформления будущего издания

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Книжный дизайн, или оформление книги – один из ключевых этапов при ее создании, ведь по одежке встречают не только человека. Важно, чтобы обложка соответствовала содержанию, была эстетичной и вызывала желание открыть книгу и начать ее читать.

Конечно, у любого писателя есть свой читатель, но, для того чтобы найти свою книгу, он должен разглядеть ее среди сотен других на полках магазина.

Цель работы – исследовать взаимосвязь внешнего и внутреннего оформления будущего издания.

Задачи: установить важность и найти взаимосвязь внешнего и внутреннего оформления будущего издания.

Объект исследования: оформление печатной продукции.

Предмет исследования: печатная продукция

Методы исследования: историко-культурологический метод; анализ взаимосвязи; сравнение;

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. Допечатная подготовка издания. Создание книги и понятие допечатной подготовки, и ее суть.

Создание книги - процесс длительный и трудоемкий. С одной стороны - творчество, с другой - соблюдение всех технических процедур. На практике при оформлении книги можно выделить три основных типа творческой деятельности:

1. Разработка книжной конструкции, организация ее элементов в систему, способную обеспечить читателю удобство пользования книгой.

2. Создание внешнего и внутреннего дизайна книги.

3. Типографское исполнение книги применительно к реальным полиграфическим материалам, оборудованию, технологии и т.д.

Все эти виды деятельности тесным образом связаны друг с другом и преследуют общую цель: создать книгу как единую композицию. Дизайнер, занимающийся оформлением книжного издания, причастен к первым двум типам деятельности.

Итак, в первую очередь дизайнер должен определить:

• формат издания;

• формат полосы набора;

• систему рубрикации;

• принципы композиционного решения особых страниц;

• гарнитуру и кегль шрифта:

для основного текста,

А самая главная задача специалиста по допечатной подготовке:

• обеспечить связь процесса творческого;

• различных дизайнерских изысков;

• с процессом производственным;

Поэтому, наиболее важной частью тренингов для специалистов по допечатной подготовке является обеспечение комплексности их знаний и выработка понимания у слушателей взаимосвязи между различными стадиями полиграфических и производственных процессов. Одним словом, дизайнерские навыки у таких специалистов должны быть гармонично сочтены с навыками технологическими, которые позволят такому специалисту "связать" воедино все звенья цепи производства и обеспечить наиболее качественный результат "на выходе".

Допечатная подготовка - это не, сколько отдельная специализация, сколько некий конгломерат из различных специальностей, а иногда даже - состояние души, которое не всегда понятно непосвященному.

Понятие книжного дизайна

Изначально вся печатная продукция издавалась практически под копирку по одному стандарту, то есть непримечательный внешний вид и одинаковый шрифт. И только в XVI веке, когда вышла книга «Цветущий луг», впервые появилось понятие оформления. В этом издании содержалась информацияотносительно того, как создать шрифт, и описывались пропорции для его построения.

В Советском Союзе было одно единственное издательство, которое выпускало нестандартные книги, - «Академия». В работе участвовали дизайнеры того времени. Если же посмотреть на полки книжных магазинов сегодня, то можно увидеть огромный ассортимент изданий с разными яркими обложками, которые привлекают внимание и вызывают интерес к внутреннему содержимому. Стоит заметить, что именно дизайн книги во многом влияет на то, возьмет ли покупатель ее в руки или пройдет мимо.

На сегодняшний день книга является классическим и самым распространенным носителем информации. Ее задачей является донести до читателей мысли автора, а если это учебные издания, то чему - либо научить. Таким образом, дизайн должен передать в емкой краткой форме художественной графики содержание книги.

Если сравнить издание книг с выпуском открыток, буклетов или визиток, то оно является более информативным и емким. Однако поскольку данной печатной продукции очень много, то перед дизайнерами, работающими в этой области, задача встает более сложная, чем перед специалистами, которые занимаются оформлением упаковки или промышленных изданий. Мастер должен уметь в художественном исполнении раскрыть читателю суть книги.

Стоит заметить, что универсального способа разработки книжного дизайна не существует, поскольку это творческий процесс, поэтому каждый специалист использует свои алгоритмы и художественные приемы.

Структуру книжного издания и его характеристики описывает подробный проект оформления, который, как правило, состоит из двух частей. Первая часть включает постоянные (то есть неизменные) характеристики издания, вторая - показатели художественно - технического оформления.

Характеристики первой части определяют тип издания. Схематически перечень этих характеристик можно представить в следующем виде:

Принадлежность произведения к одному из родов литературы:

научная и научно - популярная,

художественная (проза, поэзия, драматургия),

справочная (словари, справочники, энциклопедии),

учебная (учебники, сборники задач),

техническая (каталоги изделий, инструкции, патенты и пр.);

Принадлежность произведения к одному из литературных жанров или видов:

научная и научно - популярная литература (монография, обзор, статья, доклад, реферат, учебное пособие и т.д.),

художественная литература (роман, повесть, рассказ и т.д.)

и т.д

Вторая часть проекта определяет тип оформления издания:

• формат издания - устанавливается в долях листа печатной бумаги;

• шрифт (гарнитура, кегль, начертание, интерлиньяж);

• формат полосы набора - устанавливается в квадратах и его долях;

• рубрикация издания - устанавливается в общих чертах: количество спусков, шмуцтитулов и других особых страниц, а также шрифт заголовков;

• справочные элементы - указываются только те особенности оформления этих элементов, которые выходят за пределы рекомендаций технических условий или традиций издательства;

• иллюстрации - устанавливается их число, размер по отношению к полосе, тип и вид изображения, способ воспроизведения;

• внутреннее оформление, дизайн - устанавливается количество и вид составляющих его элементов;

• способ печати издания;

• внешнее оформление - устанавливается его технологический тип, характер художественного решения, способ воспроизведения;

• брошюровочно - переплетные работы - указываются только особенности, например наличие канта у обложки, закраска обрезов;

• материалы - устанавливается их вид, цвет и др.

На практике, конечно же, не все элементы приведенной схемы используются при составлении проекта. Наличие тех или иных элементов схемы зависит от целей, которые преследует издательство при выпуске издания, замысла автора, особенностей будущего издания и т.д. Но, в любом случае, составление проекта издания является начальным этапом работы над ним.

Оформление печатного издания в значительной мере зависит от понимания особенностей его оформления. При этом следует учитывать, что немалую роль здесь играет художественная композиция издания, т.е. такое построение всего оформления и его отдельных элементов, которое создает внутреннее единство оформления как художественно-полиграфического произведения искусства. Художественное оформление произведения - важнейший этап подготовки издания. От того, насколько эффективно и профессионально выполнено художественное оформление, во многом зависит отношение читателя к книге. Форма издания, его внешний вид, привлекательность, удобство и комфортность восприятия составных частей и элементов в первую очередь способствуют интересу к произведению, содержание которого читателю еще неизвестно. Профессионально и эстетически оформленную книгу хочется читать, ее трудно выпустить из рук при просмотре в книжном магазине, к ней чаще хочется возвращаться, если содержание оказалось интересным и полезным.

Главной составляющей художественной формы издания является макет книги. Книга должна быть спроектирована. Макет книги в данном случае - это модель оформления будущего издания, содержащая эскизы оформительских элементов, вплоть до композиции каждой полосы и разворота в издании. Особенно важен принципиальный макет художественного оформления, в котором наряду с эскизами внешнего оформления имеются размеченные для типографского набора эскизы важнейших для оформления полос издания - титульный лист, шмуцтитулы, спусковые и концевые полосы, типовые полосы с иллюстрациями, с заголовками различной соподчиненности, сносками и так далее. Макет определяет формат полосы, используемые кегли и начертания шрифтов, отбивки между наборными элементами, оформление оглавления, вспомогательных указателей, затекстовых комментариев и примечаний, выходных сведений.

Каждое издание представляет собой сложное сочетание элементов, различных по замыслу, назначению и своему зрительному облику. При работе над оформлением книги при издании книг требуется сочетание таких качеств, как воображение, гармоническое восприятие зрительных образов, восприятие печатного слова как средства коммуникации, хорошее знание полиграфических процессов.

ГЛАВА 2. Взаимосвязь внешнего и внутреннего оформления

2.1 Элементы внешнего оформления печатных изданий

Оформление разрабатывает художественный редактор, дизайнер или же разрабатывает и сам исполняет верстальщик. С этим понятием тесно соприкасаются понятие типографики, процессы набора, верстки и редактирования.

Термин «оформление книги» был принят в советской литературе. В наши дни более популярны термины «книжный дизайн» или «дизайн книги».

https://cdn.freelance.ru/img/portfolio/pics/00/22/D4/2282530.jpg?mt=24d0822a

Рис. 1 Дизайн книги

Обложка (переплет)

Обложка или переплет книги - прочное покрытие, содержащее ряд выходных сведений, которое выполняет две функции: защитную и информационно - рекламную. Во - первых, обложка предохраняет тонкие страницы книги от повреждений. Во - вторых, обложка (переплет) должна проинформировать читателя о том, что за книгу он держит руках.

https://cdn1.ozone.ru/multimedia/1020507040.jpg

Рис. 2 Варианты обложек книги

https://i.pinimg.com/736x/8b/ff/cf/8bffcf3c16487d9abea6d044de4baea9.jpg

Рис. 3 Варианты обложек книги

В коммерческом отношении обложка (переплет) - наиболее значимый элемент книги, так как является «лицом» издания. Следовательно, чем привлекательнее и гармоничнее выполнено оформление обложки, тем выше шансы повлиять на выбор покупателя.

Характер художественного оформления обложки или переплета определяется в первую очередь содержанием произведения, жанром и типом издания (монопроизведение, сборник, серийное издание и т.д.), назначением для той или иной группы читателей. На концепцию изобразительного решения влияют внутренний дизайн книги (в частности, система оформления рубрик) и иллюстрации. Внутреннее оформление должно найти свое отражение в общей композиционной схеме обложки или переплета: в цвете, рисунке шрифта, в построении строк и т.д. Иллюстрационный материал оказывает большое влияние на выбор темы для изображения на обложке или переплете.

Конечно, всегда желательно, чтобы способ печати, виды дополнительной отделки, а также материалы: картон, бумага, краски, ткани - можно было выбрать в соответствии с художественным замыслом, однако на практике так бывает далеко не всегда. Ограничения в выборе оборудования и материалов возникают из - за тиража, а также соображений экономичности издания и возможности материальной базы предприятия.

Начиная с XX века, по мере расширения читательского рынка и обострения конкуренции, обложка приобретает информационную и рекламную функции. Именно обложка (для книг в переплёте - суперобложка) - первое, с чего начинается знакомство читателя с изданием.

Наконец, в условиях затоваривания рынка и концентрации книжной торговли, обложка как знак (заместитель) книги определённого содержания, рассчитанной на определённые аудиторию и условия чтения, приобретает исключительно важное значение.

Суперобложка

Суперобложка - дополнительная отдельная обложка издания, выполненная, как правило, из глянцевой или матовой бумаги. Суперобложки предохраняют переплет от загрязнения и повреждений, а также служат для расширения и обогащения возможностей внешнего оформления. И конечно же - выполняют рекламную функцию. Обычно за декоративно насыщенной суперобложкой следует лаконично оформленный переплет (рис. 4 и 5).

Рис. 4. Переплет и суперобложка

https://archzine.net/wp-content/uploads/2016/11/buchumschlag-selber-machen-buch-selbst-gestalten-print-aus-papier-buchumschlag-e1478865857335.jpg

Рис. 5. Cуперобложка

Форзац

Форзац - элемент внешнего оформления изданий, предназначенный для скрепления книжного блока с переплетной крышкой. Форзац является большим «плацдармом» для творчества при оформлении издания, он дает дизайнеру возможность выразить характерные особенности произведения, настроить читателя на нужное его восприятие.

Помимо художественной информации на форзаце может содержаться справочная информация, например, таблица химических элементов, географическая карта, исторические сведения и т.д. Такие форзацы, как правило, применяются для учебной и справочной литературы.

Форзацы могут быть одноцветными и цветными, а также беспредметными или тематическими (рис.6).

https://i.pinimg.com/564x/81/fd/75/81fd75c19c1651c40593fdfe3d4bf7b2.jpg

Рис. 6. Форзац

Одноцветные форзацы изготавливают из белой или цветной бумаги с гладкой или фактурной поверхностью. Нельзя сказать, что простой белый форзац не имеет смыслового и эстетического значения - помещенный между ярким переплетом и нарядным титулом, он воспринимается как своеобразная пауза между двумя большими зрительными впечатлениями и по контрасту усиливает их. Однотонный цветной форзац, подобранный по цвету в сочетании с переплетом или в контрасте с ним, усиливает впечатление от него и подчеркивает гармоничность издания.

Особо иллюстрированные издания, обычно нарядно оформленные, требуют форзаца скорее простого, хотя и на плотной, высокого качества бумаге, в то время как массовые издания, особенно без иллюстраций, нуждаются в красивом, нарядном форзаце, служащем порой единственным украшением книги.

2.2 Элементы внутреннего оформления издания

Отдельные страницы книги (титульный лист, оглавление, рубрики - шмуцтитулы, начальные и концевые полосы), а также выходные данные, вспомогательные разделы, основной текст книги входят в элементы внутреннего оформления книги. Так же как элементы внешнего дизайна, они оформляются в соответствии с видом литературы, к которому относится произведение, его литературным и издательским жанром, назначением книги и возрастными особенностями читателя.

Титульный лист

Титульный лист - это страница в начале книги, на которой размещены выходные сведения издания, а именно:

• имя авторов или автора (при количестве авторов более трех эта информация выносится на оборотную сторону титульного листа);

• название книги или произведения (эта информация считается самой важной, поэтому должна быть графически выделена);

• имя художника - иллюстратора или фотографа (применяется для художественных изданий, иногда переносится на оборотную сторону титульного листа);

• название издательства и город, в котором оно расположено;

• год издания книги;

• название серии, в которой выходит издание (если она существует).

Ошибкой будет считать, что титульный лист состоит из одной страницы. В большинстве изданий он занимает несколько страниц.

Одинарный титульный лист занимает две страницы, или один бумажный лист (с оборотом). Оборот титула отводится под выходные сведения, поэтому дизайнеру необходимо расположить всю информацию на одной странице книги.

Двойной титульный лист занимает четыре страницы (два листа с оборотом) - (рис. 7.) Выходные сведения по-прежнему занимают одну страницу, на других страницах можно просторно и красиво расположить остальную информацию. В двойном титульном листе выделяют отдельные страницы в зависимости от информации, которая на них вынесена.

https://i.pinimg.com/564x/ee/4f/86/ee4f869369fdd3cc9e456582580f17b6.jpg

Рис. 7. Двойной титул

Первая страница двойного титульного листа, примыкающая к форзацу, называется авантитулом. Он открывает книгу, и считается, что его не следует перегружать информацией. Обычно на авантитуле указывается серия, к которой принадлежит издание (при наличии таковой), название произведения либо логотип издательства. Иногда на нем размещают девиз серии или данной книги, или даже иллюстрацию, создающую у читателя соответствующие настроение. Авантитул предваряет, но не дублирует титул и не равнозначен ему, поэтому его текст должен набираться меньшим кеглем, нежели текст титульного листа.

Под выходные сведения издания отводятся обложка, титульный лист, оборот титульного листа и концевая страница книги.

Выпускные данные - это часть выходных сведений, в которой дается производственно - техническая характеристика издания (формат, гарнитура основного текста, вид и номер бумаги, основной способ печати, тираж, объем издания), даты его прохождения в производстве, названия и адреса издательства и типографии, номер заказа издательства.

Лицевая страница титульного листа однотомной книги обязательно должна включать следующие элементы:

• данные об авторе (авторах) - имя автора или имена не более трех соавторов (инициалы и фамилия, имя и фамилия);

• заглавие издания;

• тематическое подзаглавие - этот элемент очень важен для читателя, поскольку уточняет тематическое содержание книги с образным названием;

• литературный жанр - указывается в моноиздании, когда обозначен автором или издательством, и в сборнике — по воле составителя или издателя;

• вид и подвид издания (справочник, словарь, учебник и пр.);

• читательский адрес - указывается, если издательство считает это целесообразным («для работников печати», «для дошкольного возраста»);

• сведения о том, с какого языка сделан перевод, и имя переводчика - в переводном издании;

• сведения об утверждении издания в качестве учебного, официального или нормативного;

• сведения о переиздании в переиздаваемых книгах;

• место выпуска книги;

• имя издателя (название издательства);

• год выпуска книги.

На оборотной стороне титульного листа указываются:

• имена авторов (если количество авторов более трех);

• имена составителей, ответственных и научных редакторов (для хрестоматий, собраний сочинений);

• имена фотографов и/или иллюстраторов;

• специальные библиотечные индексы для каталогизации;

• международный стандартный номер книги (ISBN);

• макет аннотированной каталожной карточки (часто выносится на одну из последних страниц книги);

• информация об авторских правах.

Это самые важные для читателя элементы выходных сведений, поэтому они присутствуют в начале книги.

На концевой странице книги размещают предвыпускные и выпускные данные. В состав предвыпускных данных входят следующие элементы:

• в российском издании не на русском языке - выходные сведения с титульного листа в переводе на русский язык;

• вид издания по социально - функциональному (целевому) назначению;

• в моноиздании - псевдоним или полная форма имени автора;

• заглавие книги;

• должность (роль), инициалы и фамилии участников создания книги.

Оглавление (содержание)

Оглавление (содержание) - указатель заголовков книги, содержит информацию о произведениях, включенных в книгу (если их несколько) и/или о разделах произведения (частях, главах).

Оглавление выполняет следующие функции:

•справочно-поисковая - позволяет найти нужный фрагмент текста;

•информационно-пояснительная - дает читателю общее представление о тематическом содержании книги, о структуре одного или ряда произведений (то есть об освещаемых в каждом произведении темах и связях между ними);

• рекламная - привлечь читателя, усилить интерес к просматриваемой книге, вызвать желание прочесть ее.

Оформление оглавления может быть достаточно произвольным (рис. 8).Обязательными элементами являются лишь номера страниц, соответствующих тому или иному разделу или произведению. Основным критерием является полезность оглавления для читателя.

https://img.labirint.ru/rcimg/f7a4faf295ff99706bb9643b50605f28/1920x1080/comments_pic/1606/2_7f5252b530830a98af704a64bb005d14_1455401150.jpg?1455401174

Рис. 8. Пример оформления содержания

Требования к оглавлению (содержанию):

• В информационных и справочных изданиях надо стремиться к максимальной полноте оглавления. Необходимо стараться включать в оглавление заголовки как крупных разделов, так и меньших по объему разделов (параграфы, пункты и т.п.), чтобы читатель мог легко найти материал на интересующую его узкую тему;

• порядок заголовков, отвечающий виду, содержанию, структуре книги и характеру ее использования. Обычно заголовки в оглавлении размещают в порядке, повторяющем их последовательность в книге, что позволяет читателю увидеть структуру издания;

• полнота состава заголовков - многие заголовки сопровождаются тематическими подзаголовками, без которых не всегда можно понять, каково содержание подраздела, к которому заголовок относится. Также встречаются заголовки общего характера (глава первая или I, II и т.д.), одинаковые заголовки или заголовки, неполно характеризующие тему. В таких случаях желательно, чтобы в оглавлении заголовки указывались с тематическими подзаголовками, а иногда с первыми строками глав в виде цитат.

Вспомогательные разделы

К вспомогательным разделам относятся предисловие, послесловие, комментарии, примечания и библиографический аппарат (указатели и библиографические ссылки).

Вспомогательные разделы чаще всего оформляются в общем стиле книги, однако с учетом их служебной функции, как правило, более скромно и лаконично. Для вспомогательных разделов также существуют требования и рекомендации по их оформлению и расположению в книге.

Основной текст

Страницы книги, на которых располагается ее основной текст, оформляются дизайнером произвольно, в соответствии с разработанным стилем издания, который зависит от цели издательства, вида произведения, его читательской направленности и т.д. При разработке дизайна издания решаются такие задачи, как выбор кегля и гарнитуры шрифта, принцип оформления разворотов, применение иллюстраций, орнаментов и пр.

2.3 Взаимосвязь внешнего и внутреннего оформления

Оформление книги должно визуально привлекать потенциального читателя. Книга должна быть не только носителем информации, но и предметом искусства, потому что она является родоначальницей полиграфической продукции.

На сегодняшний день книга является классическим и самым распространенным носителем информации. Ее задачей является донести до читателей мысли автора, а если это учебные издания, то чему-либо научить. Таким образом, дизайн должен передать в емкой краткой форме художественной графики содержание книги.

С помощью оформительских средств можно значительно усилить воздействие книги на человека, сделать ее содержание более понятным и доступным, привлечь к ней внимание еще до того, как она попадет в руки читателя. Для качественного оформления внешних элементов книги, таких как суперобложка, обложка, форзац, дизайнер должен иметь представление об интересах ее потенциальных читателей, особенностях разных читательских групп, условиях, в которых происходит знакомство человека с книгой, и, конечно, он должен знать содержание самой книги и цель ее издания.

В зависимости от содержания литературу можно условно разделить на три типа (но их гораздо больше):

• литература познавательная, не пользующаяся методами художественного отражения действительности, к которой можно отнести все виды научной, политической и технической литературы, большинство учебников, справочники, энциклопедии и т.д.;

• художественная литература, отражающая действительность в художественных образах;

• научно-художественная и научно-популярная литература.

Каждый из перечисленных типов литературы специфичен и по содержанию, и по форме. Задача любого специалиста, принимающего участие в создании книги, заключается в том, чтобы сделать содержание книги как можно более доступным для читателя.

Типы внешнего оформления книги исходящие из взаимосвязи с содержанием

Книжная графика предполагает различные средства: шрифтовые, орнаментальные, сюжетные - все они широко применяются при оформлении обложек, суперобложек и имеют особенности, обусловленные их природой. Большой диапазон разных по характеру тем, заключенных в книгах, требует разнообразных форм их образного отображения.

Классифицируя обложки, суперобложки, форзацы по принципу преобладания того или иного изобразительного элемента, можно выделить пять групп, в которых ведущим соответственно является:

• шрифт;

• орнамент или непредметно-декоративное оформление;

• предметно-тематическое изображение;

• символическое или эмблематическое изображение;

• сюжетно-тематическое изображение.

Каждая из этих групп должна иметь свой индивидуальный стиль, который должен вписываться в общий дизайн издания и его содержание. И чем оригинальнее будет контент и оформление издания, тем быстрее это привлечет внимание покупателя.

Шрифтовой тип оформления.

Главная функция шрифта - в условной графической форме фиксировать обозначение звуков алфавита. Эта функция внехудожественная, служебная и обязательная. Любое отступление от нее ведет к ущербности шрифта. Однако шрифт всегда содержит в себе большие потенциальные возможности для выявления эстетических качеств, главным образом архитектонических. Еще одной немаловажной функцией шрифта является акцентирование. Это такие элементы шрифта, которые позволяют дизайнеру выделять в шрифтовой композиции наиболее существенные (с точки зрения смысла) слова и фразы в тексте переплета, обложки, суперобложки или титула. К акцентирующим средствам можно отнести: варьирование размера букв, их наклона и начертания; изменение цвета и фактуры букв, порядок разбивки слов текста по строкам и т.д. Акцентировка текста необходима не только при индивидуальном оформлении обложки и переплета, но и тогда, когда оформление производится набором.

Символический тип оформления. Символ, как художественный образ, строится либо на очень сильной акцентировке и концентрации важных для выражения темы предметов, отказываясь от описания других предметов, либо на метафоре, на выражении одного понятия через другое. Символы второго типа – метафорические - также широко применялись и применяются в искусстве. Например, «Голубь мира» Пабло Пикассо стал символом, понятным всем.

Сюжетно-тематический тип оформления. Сюжетно-тематическое изображение-это чаще всего композиционный рисунок, содержание которого может быть самым разнообразным и зависит от того, что извлекает дизайнер из книги. Таким же образом обычно строится книжная иллюстрация, но она, как правило, связывается с каким-то конкретным эпизодом, в то время как сюжетно-тематический рисунок на обложке относится чаще всего ко всему произведению. На обложку и суперобложку могут быть вынесены различные изображения: портрет героя, жанровые сцены, пейзажи и т.п. в условно-обобщенном или, наоборот, в подробном, иллюстративном изложении. Сюжетно-тематический рисунок является наиболее развитым способом связи оформления с литературным произведением. Только он может наглядно и живо отразить содержание произведения, потому что сама художественная литература по своей природе имеет много черт, роднящих ее с образной сюжетно-тематической формой рисунка.

Обложка, переплет, суперобложка и форзац - четыре главных элемента внешнего оформления книги, которые составляют среди других элементов оформления особую группу. Особенность этой группы состоит в том, что они объединяют в себе две функции: первая - утилитарная (служебная) - состоит в том, чтобы предохранять книгу от повреждений, удлиняя срок ее эксплуатации; а вторая - являться элементами художественного оформления.

Внутреннее и внешнее оформление имеют глубокую взаимосвязь между собой, т.к мы не можем создать внешний дизайн никаким образом не связанный с внутренним наполнением книги. Так или иначе одно зависит от другого.

Один из немногих философов, рассматривавших данную проблему на примере книжных изданий, был Гегель: “Мы находим так же, однако, далее, что форма бывает равнодушной к содержанию и к его внешнему существованию, и это бывает именно потому, что явление вообще еще обременено внешностью. Возьмем, например, книгу: для ее содержания, конечно, безразлично, написана она или напечатана, переплетена она в картон или в кожу. Но это отнюдь не значит, что (если отвлечься от такой внешней и безразличной формы) само содержание книги бесформенно. Существует, разумеется, достаточно много книг, которые справедливо можно назвать бесформенными также и со стороны их содержания. Но здесь имеется в виду, однако, не отсутствие всякой формы, а лишь отсутствие надлежащей формы. Но эта надлежащая форма так мало безразлична для содержания, что она, скорее, составляет само это содержание. Произведение искусства, которому недостает надлежащей формы, не есть именно поэтому подлинное, т.е. истинное, произведение искусства, и для художника как такового служит плохим оправданием, если говорят, что по своему содержанию его произведения хороши (или даже превосходны), но им недостает надлежащей формы. Только те произведения искусства, в которых содержание и форма тождественны, представляют собой истинные произведения искусства” (Гегель, 1974, рис 9).

https://24smi.org/public/media/resize/660x-/celebrity/2018/03/27/8rdcxixapfk6-georg-gegel.jpg

Рис. 9. Гегель

Как видим, Гегель вроде бы отрицает какие-то бы ни было связи между внешней формой (которая, по сути дела, и есть сфера деятельности как оформителя, так и дизайнера) и содержанием. И данное отрицание связано не с какими-либо идеалистическими или другими воззрениями философа, а зависит от точки зрения.

Иначе говоря, мы вправе идти не от содержания к форме, как это делает Гегель, а от формы к содержанию. И у нас существует не одна внешняя форма, а несколько (точнее, наверное, несколько ее уровней). При этом на каждом уровне или - если угодно - каждая внешняя форма связана с содержанием не только по вертикали , но и по горизонтали (характер шрифта в идеале должен соответствовать характеру содержания произведения, содержание (форма) комплекса должно вытекать из содержания текста и т.д.). И эти связи, и это соответствие достигаются через внутреннюю форму, сформированное содержание

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оформление книги - это относительно устоявшаяся система норм и правил, согласно которым принято оформлять тот или иной элемент книги. Такая система позволяет унифицировать, привести к единообразию дизайн и структуру основных данных, которые содержит любое издание, чтобы в конечном итоге упростить процедуры поиска нужной книги читателем, а также улучшить эстетическое восприятие издания.

Книга появляется в результате работы художника - с одной стороны, а также печатника, переплетчика и других рабочих типографии. И большинство авторов считают, что для появления удобочитаемой книги необходимо знание искусства шрифта, умение проектировать форматы, а так­же владеть искусством набора, воплощать на практике основные принципы верстки, уметь сочетать краску и бумагу, плюс кредо М. Жукова: “Самовыражение художника, его индивидуальный почерк уступает место выявлению неких объективных законов” - все это вместе и называется типографическим искусством, или типографикой.

Каждое издание представляет собой сложное сочетание элементов, различных по замыслу, назначению и своему зрительному облику. При работе над оформлением книги при издании книг требуется сочетание таких качеств, как воображение, гармоническое восприятие зрительных образов, восприятие печатного слова как средства коммуникации, хорошее знание полиграфических процессов и замысла книги.

Как человека «встречают по одежке», так и книгу «встречают по обложке». А обложка - это первое впечатление, именно от нее зависит, откроет ли книгу читатель. Так, например, для журнала важен стиль, чтобы покупатель легко узнавал его от одного выпуска к следующему. Хорошо выполненная обложка должна ясно передавать содержание публикации, сущность продаваемого бренда, а в корпоративном издании - подчеркивать ценности компании. Хорошо оформленный дизайн обложки - это не просто яркий и заметный шрифт или иллюстрация - это передача точного послания своей аудитории. Внутренний и внешний дизайн книги должны поддерживать друг друга стилистически и качеством. Если обложка привлекает внимание, а внутри издания не соблюдена элементарная гигиена, такую книгу будет очень неприятно читать в будущем. Оформление издания должно быть одним целым и отвечать всем нормам ГОСТа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Валери П. Две особенности книги // Книгопечатание как искусство. М., 1987.
  2. Волкова В.В. Проблемы дизайна качественных изданий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2005. № 1.
  3. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1974.
  4. Кисин В.М. Графическое оформление книги. Л., 1946.
  5. Книга в системе общения: вокруг “Заметок библиофила” / Авт.-сост. Марк Рац. СПб., 2005.
  6. Книговедение: Энциклопедический словарь. М., 1982.
  7. Ляхов В.Н. Искусство книги. М., 1978.