Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Взгляды В. А. Сухомлинского на обучение и воспитание детей

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Педагогические взгляды знакового педагога XX столетия В. А. Сухомлинского (1918–1970) охватывают все без исключения проблемы школьного обучения и воспитания. Об актуальности и повышенном внимании к педагогическим трудам В. А. Сухомлинского свидетельствуют диссертационные и публицистические работы, в которых освещены самые разные аспекты его педагогического и социально-нравственного наследия.

Кардинальные социально - экономические перемены, происходящие в нашем обществе, непосредственно затрагивают и всю систему образования. Появилась потребность в массовом «производстве» творческих личностей. Культура мышления, безусловно, должна формироваться в процессе обучения. Для этого необходим переход на личностно – ориентированную систему образования, активно способствующую саморазвитию личности.

Модернизация образовательного пространства обуславливает непрерывный рост научного и практического интереса к разным педагогическим концепциям и технологиям, которые могут оказывать содействие формированию нового поколения, готового успешно отвечать на вызовы современности. В этих поисках происходят новые открытия научного наследства Василия Александровича Сухомлинского и новое осмысление отдельных сторон его педагогического творчества.

Педагогическое наследие Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности как в нашей стране, так и за рубежом. Педагогическая система, разработанная им, обогатила отечественную педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад в теорию и практику образования и воспитания.

Главной составляющей новейшего педагогического мышления является – гуманизация. Ключевым значением образования в данном случае делается становление личности, что приводит к изменению главных вопросов, которые возникают перед преподавателем. Гуманизация показывает, как содействовать любыми вероятными методами развитию личности ребенка. А это значит перемена проблем, важных для преподавателя. Гуманизация образования подразумевает единое согласие между культурным, нравственным и профессиональным развитием. Этот рассматриваемый принцип просит рассмотрения нового содержания вопросов, идей, технологий образования. Почти все преподаватели в собственной деятельности сталкиваются с задачей необходимости гуманизации педагогической деятельности, увидев в данном пути к достижению цели в тяжелом деле изучения и воспитания ребенка. Неоценимыми для них считаются работы преподавателя-новатора Сухомлинского В. А.

В основе педагогической теории В. А. Сухомлинского гуманистические идеи. Ученый и практик отстаивал социально-педагогические идеи, любовь и уважение к детям, доброту и чуткость, доверие и бережное отношение к учащимся, к их индивидуальному своеобразию. Об этом свидетельствуют названия его книг: «Сердце отдано детям», «Мудрая власть коллектива», «Как воспитать настоящего человека». В них он подчеркивал, что уважительное отношение к личному достоинству растущего человека должно быть главным смыслом всей системы школьного обучения и воспитания учащихся. «Я сознательно не повторил вслед за А.С. Макаренко, – писал В.А. Сухомлинский, – его знаменитую формулу: уважение, соединенное с требовательностью. И сделал это вот по каким мотивам. Я неоднократно убеждался…, что очень многие педагоги усматривают в этой формуле примат требовательности». Не вступая в противоречия с педагогическими принципами А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский сумел развить его идеи и обогатить их пафосом гуманизма и заботы о детях в новых социально-экономических условиях.

Объект исследования: идеи В. А. Сухомлинского в воспитании и обучении детей.

Цель исследования заключается в исследовании взглядов В. А. Сухомлинского на обучение и развитие детей.

В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:

1. Рассмотреть формирование педагогической системы В. А. Сухомлинского.

2. Представить характеристику системы воспитания и обучения В. А. Сухомлинского.

3. Рассмотреть методологические взгляды В.А. Сухомлинского на воспитание обучающихся из категории социального риска.

4. Исследовать отношение В. А. Сухомлинского к наказанию детей.

5. Рассмотреть произведения В. А. Сухомлинского как средство воспитания нравственно-этических чувств детей.

В ходе исследования автором применялись следующие методы: теоретические: анализ литературы; теоретический анализ и синтез, сравнение, обобщение.

Структура работы: введение, основная часть, представленная двумя главами, заключение, список использованных источников.

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В. А. СУХОМЛИНСКОГО

1.1. Формирование педагогической системы В. А. Сухомлинского

Сухомлинский родился 28 сентября 1918 г. на Украине, в селе Васильевка Кировоградской области. Все дети плотника Александра Сухомлинского стали сельскими учителями. Закончив семь классов, Василий работал учителем и заочно обучался на филологическом факультете Полтавского пединститута.

Окончив его в 1939 г., преподавал украинскую словесность в сельской школе. Сухомлинский ушел добровольцем на фронт летом 1941 г., после тяжелого ранения в 1942 г. его демобилизовали, осколок снаряда в груди остался до самой смерти. В период Великой Отечественной войны Василий Александрович работал директором поселковой школы в Удмуртии. После освобождения Украины вернулся на родину и в 1948 г. возглавил среднюю школу в поселке Павлыш на берегу Днепра. Здесь он прослужил всю жизнь. Педагог занимался научными исследованиями, разрабатывал и реализовывал экспериментальные проекты для детей шестилетнего возраста «Школа под голубым небом» и «Школа радости». Сухомлинский щедро делился своим богатым педагогическим опытом в многочисленных статьях, его книга «Сердце отдаю детям» стала широко известна во всей стране. Собственную концепцию воспитательно-учебного процесса он на практике разрабатывал и осуществлял в Павлышской средней школе – долгий и успешный эксперимент проводился более двадцати лет – с 1948 по 1970 г.

Чудовищный масштаб преступлений нацистов против детства в период Великой Отечественной войны повсеместно привел к массовому сиротству. Страдания детей войны, потерявших родителей, вызывали особую заботу государства и общества. Педагоги искали особые формы и содержание, способы и методы психолого-педагогического воздействия на подрастающее поколение послевоенного времени[1].

Еще Л. Н. Толстой и его многочисленные последователи в контексте теории и практики свободного, неказенного, дебюрократизированного воспитания разрабатывали личностно-ценностный подход к образованию – когда ребенок и его проблемы находятся в центре внимания педагогов. В середине ХХ в. Сухомлинский и другие представители гуманистической педагогики продолжили традицию Толстого – они противостояли личностно-отчужденному подходу в образовании, стремясь сохранить уникальную личность каждого ребенка.

На прочной основе гуманистической аксиологии и вековых традиций прогрессивной педагогической мысли Сухомлинский построил уникальную систему воспитания и обучения в условиях сельской школы.

1.2. Характеристика системы воспитания и обучения В. А. Сухомлинского

Утверждая, что годы детства – это прежде всего воспитание сердца, народный учитель считал формирование нравственности подрастающего поколения важнейшей целью и ценностью образовательной системы. Придавая особое значение усилению истинного авторитета педагога в воспитательно-учебном процессе, Сухомлинский постоянно решал сложнейшую задачу развития нравственных чувств детей. Он справедливо полагал, что дети с угнетенными чувствами – это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью, выросшие в условиях депривации. Василий Александрович последовательно воплощал в жизнь концепцию природосообразного воспитания, созданную Я. А. Коменским, Ж.-Ж. Руссо и Л. Н. Толстым. Великие педагоги справедливо полагали: не переполненная соблазнами и пороками городская цивилизация, но первозданный сельский образ жизни, – вот благоприятный субстрат для воспитания молодого поколения. Изоляция в стенах образовательных учреждений приводит к существенному сокращению мыслительных возможностей детей. Основанная на вековых традициях жизнь на природе, вдали от городов стала для большинства его воспитанников важнейшим фактором в процессе становления личности.

Сухомлинский внес весомый вклад в переосмысление концепции воспитания: он видел особый смысл в том, чтобы ребенок понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну приобщение к жизни в природе... Реально отвергая авторитаризм казенной педагогики, Василий Александрович разработал программу «воспитания красотой». Он утверждал, что первые уроки мышления должны проходить среди природы, где ребенок скорее сможет почувствовать аромат слова, а его сердце испытает вдохновение[2].

Педагог-новатор советовал: «Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами».

«Я тысячу раз убеждался: без поэтической, эмоционально-эстетической струи невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Сама природа детской мысли требует поэтического творчества. Красота и живая мысль так же органически связаны, как солнце и цветы. Поэтическое творчество начинается с видения красоты. Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями[3].

Педагог призывал своих коллег научить детей слышать чудесную музыку жизни: шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в песне жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волн и торжественную тишину ночи.

По словам Ф. М. Достоевского, «удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека». Отличительной особенностью системы Сухомлинского становится человековедение, понимание детей, любовь и уважение к ним, сотрудничество. Воспитатель постоянно открывает в ребенке новое, наблюдает человека в процессе его становления – это один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду. «Я твердо убежден, что этот корень закладывается в человеке еще в детстве и отрочестве, закладывается и в семье, и в школе. Он закладывается заботами старших – отца, матери, учителя, – которые воспитывают ребенка в духе любви к людям, уважения к человеку»[4].

Система Сухомлинского отличалась решительным отрицанием бездуховности и формализма, а также четко выраженным личностно-ценностным подходом. Он считал: пусть воспитанник будет непокорным, своевольным – это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие.

Подлинное воспитание возникает при условии, если дети чувствуют себя не только питомцами, но и начинают ощущать ответственность за судьбу других людей. Духовно-нравственное воспитание по праву считается системообразующим элементом в процессе формирования личностно-ценностного отношения детей не только к различным феноменам окружающей действительности, но и к самим себе. Сухомлинский считал целеполагающим, что доброта, красота, счастье, истина, честь, свобода, нравственность, долг, достоинство, справедливость – важнейшие аксиологические факторы воспитания личности.

Для Сухомлинского делание добра для других было деланием добра и для самого себя, строительством самого себя. Это выявление желания быть хорошим представляло собой огромный духовный труд, огромную затрату духовных сил.

«Здесь мы подходим к святая святых воспитания: у каждого воспитанника должен быть свой личный подъем на вершину моральной доблести, свой взлет, свой накал, свое данковское мгновение горения сердца. Привести каждого человека к этому – в этом смысл воспитания»[5].

«Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление» – писал Сухомлинский[6].

Педагог-новатор строил свою концепцию на принципах гуманистического воспитания:

  • безусловное уважение к личности ребенка;
  • решительный отказ от наказаний;
  • создание атмосферы сотрудничества родителей, воспитателей и детей;
  • провозглашение права детей на свободу выбора в поведении.

Педагог утверждал: если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников… воспитывайте детей без наказаний. Сухомлинский строил воспитательно-учебный процесс на основе главенствующего принципа гуманной педагогики – полном отказе от наказаний. Когда дети находятся в атмосфере добра и понимания, то брутальные формы и методы воспитания излишни. В условиях личностно-ценностного образования обладающий авторитетом человечный воспитатель призван оберегать детскую изначальную потребность в познании. Он помогает и не торопит детей в процессе приобщения к знаниям, ибо важнейшая задача – способствовать развитию способностей и талантов каждого ребенка.

Основываясь на собственном опыте, Сухомлинский утверждал, что эффективность педагогической системы зависит от корректности, длительности и последовательности ее использования в детском коллективе.

Основные цели и ценности его системы:

  • воспитание патриота и гражданина;
  • формирование творческой личности детей;
  • гармоничное сочетание персонального и коллективного начал в процессе воспитания личности;
  • сопряженность системы воспитания и обучения детей дошкольного и школьного возраста.

Сухомлинский обладал чудесной способностью превращать воспитательно-учебную деятельность в радостный процесс обретения знаний, причем главенствующую роль здесь играли занятия словесностью. Учителя призваны знакомить детей со сказками, стихами, произведениями художественной литературы – самыми важными факторами формирования творческой личности ребенка. «Сказка неотделима от красоты… Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит благодаря сказке. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах»[7].

Смысл процесса воспитания составляет духовное развитие детей посредством человеческого общения: «Я верю в могучую силу воспитания… Верю в то, что счастье и наслаждение для человека в полной мере откроются в духовной полноте и насыщенности жизни, в идейном богатстве стремлений, порывов, в познании красоты и величия бытия…»[8].

По мнению народного педагога, стать учителем может только человек, ощутивший в себе призвание к такому поприщу, способный обратиться к личности каждого ребенка. Талант наставника заключается в умении пробудить в детях интерес к процессу познания, и тогда они будут не только внимательно слушать, но и понимать своего педагога, сопереживать его устремлениям.

Автор книги «Сердце отдаю детям» отмечал, что суть воспитания заключается в умении организовать диалог с ребенком. Важнейшая задача педагога – организовать разные виды воспитывающих диалогов: когда ребенок общается со сверстниками и когда ребенок участвует в общении с воспитателем. Важное свойство таких диалогических ситуаций – отсутствие императивной позиции взрослого, когда воспитатель и дети обладают равными правами. Гуманный педагог, как устроитель научно организованного диалога с детьми, может способствовать развитию творческой личности ребенка в воспитательно-учебном процессе.

При этом Василий Александрович предостерегал, что детей не надо пичкать рассказами: слово не забава, а словесное пресыщение – одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать[9].

Воспитание совести, по Сухомлинскому, – одна из важнейших задач формирования духовного мира человека. «Нравственной личностью ты станешь лишь тогда, когда в твоей душе навсегда поселятся совесть, стыд, ответственность и долг».

«Стыдись пустоты своей души. Пуще всего стыдись того, что у тебя нет своих святынь, своих непреложных, непререкаемых истин, правил, принципов; стыдись своего слабоволия, беспринципности, «бесхребетности»; сгорай от стыда, если почувствуешь, что в тебе зашевелился гнусный червячок: «моя хата с краю»; стыдись равнодушия, безразличия в своем отношении к гражданской жизни, долгу, обязанностям…Стыдись не только явной подлости, но и малейшей угрозы того, что о тебе могут подумать как о подлом человеке; стыдись безответственности, легкомыслия, ветрености своих чувств; стыдись невежества. Пусть на страже твоей порядочности всегда стоит чувство стыдливости за что-то примитивное, несовершенное в самом себе»[10].

При павлышской школе Василий Александрович занимался обучением родителей основам семейного воспитания, педагогики, теории личности. Слушатели «университета» приступали к обучению, когда их дети еще находились в дошкольном возрасте. Сухомлинский полагал, что равнодушие к слову – большая беда в воспитании, ибо, утратив надежду на то, что можно воспитывать словом, родители пускают в ход тумаки и ремень… «Как добиться того, чтобы слово воспитывало, чтобы на скрипке детской души были струны, а не веревки? В раннем детстве человек должен пройти великую школу тонких, сердечных, человеческих взаимоотношений. Эти отношения – самое главное нравственное богатство семьи»[11].

Поэт-педагог чувствовал, что любовь воздействует на душу ребенка как музыка, как чарующая красота. «Это богатство постоянно настраивает чуткую струну детского сердца – чуткость к слову, к доброй воле, к ласке и сердечности. Тот, чье детство освещено солнцем любви как неустанного труда, кто взаимно творит счастье, отличается исключительной чуткостью и восприимчивостью к отцовскому и материнскому слову, к их доброй воле, к их поучениям и напутствиям, советам и предостережениям»[12].

Восхождение педагогики на высокий уровень развития невозможно без подлинной реализация на практике личностно-ценностного подхода не только в воспитательно-учебном процессе, но и в самой жизни. Василий Александрович полагал, что каждое человеческое существо, как только оно научилось мыслить и чувствовать, устремляется к тому колодцу, который называется человеческим счастьем.

«Каждый жаждет счастья, но далеко не каждый трудится, чтобы углубить этот колодец, открыть в нем новые родники. Учить в детстве открывать родники счастья для других людей – вот какого предмета пока еще, к сожалению, нет в…воспитании»[13].

По словам Василия Александровича - самое главное нужно верить в талант и творческие силы воспитанников. Множественные заметки и работы, сформированные Сухомлинским во время деятельности руководителем Павлышской школы, предполагают собою результат его фактической преподавательской работы.

Долголетний навык уверил Сухомлинского в том, собственно что воздействие человека на иного при раскрытии наилучших человеческих качеств - исключительно подходящая ситуация для воспитания личности.

Чувство собственного достоинства, чести, гордости просыпается при условии, когда возможно вложить частичку собственных духовных сил в формирование другой личности. Педагог сам обязан быть высоконравственной личностью, чтобы добиться заданных целей в воспитании ребенка. Данной цели Сухомлинский безустанно достигал в работе с педагогическим коллективом Павлышской школы. Образование, по Сухомлинскому, показывает собой согласие духовной жизни педагога и учеников. Он рекомендовал новым руководителям средних учебных заведений сначала создать дружную творческую атмосферу в коллективе преподавателей. Гуманистическое направление педагогики Сухомлинского группировала учащихся и преподавателей. Сухомлинский был противником наказаний. Он был уверен, что образование возможно осуществить так, чтобы необходимости в наказании вообще не было. Это вправду вполне вероятно, в случае если между педагогом и учащимися получается взаимное согласие, в случае если они на неком этапе становления взаимных отношений делаются единомышленниками в утверждении больших моральных ценностей.

Сухомлинский показывает, что учитель должен видеть и чувствовать в каждом своем ученике, активную деятельность, узнавать сложный эмоциональный мир, но при всем при этом должен уметь оберегать его, щадить его ранимость. Сухомлинский остерегал от нанесения ненамеренных ран и обид, тревог и беспокойства и настаивал на почтении индивидуальности воспитанника. Эту свою способность учитель передает своему воспитаннику. Ведь только взаимоуважение может породить уважение и к себе самому. Нет наибольшей беды в людских взаимоотношениях, чем завышенное забота к собственной личности и безразличие к находящимся вокруг. Сухомлинский говорил, что важно, чтобы дети научились чувствовать душевное состояние товарища, распознавать чужое горе, переживать его, как свое личное. Сердечность должна воспитываться в детстве. Это приобретается с годами вместе с другими качествами характера, которые складываются в процессе воспитания. Детство – очень важный этап человеческой жизни. От того, как проходит детские годы, с кем проходят детские годы, все, что запоминается, все это играет огромную роль в становлении взрослого человека.

«Сердце даю детям» - такое название дал Сухомлинский своей книге, которая стала итогом деятельности в сельской школе. В ней он писал, как глубоко его тронул подвиг Януша Корчака- воспитателя сиротского дома, который выбрал смерть в гитлеровских печах вместе с детьми вместо жизни без детей. Януш выбрал смерть вместе с детьми, помогая прожить последние мгновения жизни. «Человек неповторим», «Чтобы души не ржавели», «Воспитание чувств» - это названия лишь некоторых работ Сухомлинского, которые являются свидетельством ярко выраженных гуманистических направлений педагогики.

Он был твердо убежден, в том, что каждый человек может достигнуть мастерства в любой области труда, и старался разбудить в своих учениках творческую идею. Как ему казалось, что нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных. Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства.

В одной из работ Василий Александрович поведал о судьбе мальчика, у которого считалось совсем не способностей. А педагог разбудил в нем интерес, с помощью которого стали раскрываться творческие начинания. С помощью только труда и настойчивости просыпается сила воли, которая способствует преодоление трудностей. Автор показывает, что сила воли, побуждающая на преодоление трудностей, должна связана с сознательным отношением к труду, с подготовкой к будущей профессии, а не с удовлетворением личного тщеславия.

В характер ребенка надо закладывать воспитание интереса, важности самостоятельной осмысленной деятельности, стимул самосознания личности. Неактивность, безразличие – являются первоочередными врагами ученика. По мнению Сухомлинского надо было на корню устранять любые признаки этой опасности. Одной из таких опасностей является навязывание готовых формулировок, правил, назиданий. В таком случае в голове включается знак стоп. Выключить его можно только при помощи живого примера.

По мнению Сухомлинского великую роль в процессе становления характера и нравственно-этических качеств ребенка- это общение с природой. Он писал, что все то, что приходит в ум и сердце ребенка из книги, из учебника, из урока, приходит лишь потому, что рядом с книгой окружающий мир, в котором малыш делает свои нелегкие шаги от рождения до того момента, когда он сам может открыть и прочитать книгу.

Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры.

У человека существует такая тонкая черта как эмоциональная натура. Ее проявление зависит от окружающей среды, от того, как влияет деятельность окружающего мира. Люди с тонкой эмоциональной натурой более ранимы, они более отзывчивы на беды, несчастья других, готовы в любой момент прийти на помощь. Эту черту характера необходимо закладывать, воспитывать с раннего возраста. Детство - это тот период жизни, который считается возрастом игр, радости, сказки. Перед ребенком открыт многогранный мир с его противоречиями и сложностями. В этот момент нужно заложить фундамент человечности, надо правильно показать понимание добра и зла. Сухомлинский считает, что от правильного восприятия добра и зла зависит, как близко к сердцу ребенок будет принимать то, что он познает. Восхищение, стремление следовать нравственной красоте – такие качества вызывает у ребенка доброта. Зло же будет пробуждать негодование, непримиримость.

Самое хорошее и доброе, что есть в родителях переходит детям без затруднений. Если душевная доброта матери и отца, желание помогать другим, делать других чуть счастливее, то в таких семьях детям передаются все хорошие качества. У них тоже будет чувство сострадания, чуткость, сердечность. Эти дети вырастут добрыми. Но все таки в семьях присутствует эгоизм родителей. Он проявляется в слепой любви к своему чаду. Родители не воспринимают вокруг себя и ребенка окружающий мир, не дают возможность чаду взаимодействовать со средой, где он растет. Такое поведение является гиперопекой, и приводит к незапланированным последствиям.

Дитя является зеркалом своей семьи. Так же как в капле воды мы видим отражение, так в ребенке можно видеть духовно-нравственную чистоту семьи. Предоставить каждому малышу счастье – это первостепенная совместная задача школы и семьи. В статьях Сухомлинского говорилось, что счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми.

Технология работы с родителями учеников разработана в Павлышской школе, с помощью которой были достигнуты гуманистические цели воспитания. Не мало важно применить знания воспитателей в период жизни ребенка, когда родители являются единственными педагогами для своих детей. Это годы перед школой - дошкольные годы. В этом возрасте родителями закладываются элементарные знания педагогической культуры, духовной нравственности, которая выражается в эмоциональном поведении развивающего человека.

В настоящее время вы видим, что педагоги начальной школы проводят большую работу по гуманизации образования, используя методики, которые описываются в работах В.А.Сухомлинского. Учителя творчески развивают идеи педагога – новатора. Внедряют в учебный процесс активные формы и методы его проведения, используют нестандартные технологии организации урока.

Приверженцы личностно-отчужденного образования подвергали педагогическую систему Сухомлинского нападкам и несправедливой критике. В 1967 г. в тенденциозной статье в «Учительской газете» павлышского подвижника обвинили в «абстрактном гуманизме», а также во введении в воспитательно-учебный процесс понятия «человечность». Народный учитель не отступил, он продолжал отстаивать свои убеждения, что только с помощью доброты и взаимного доверия учителя и воспитанника можно вырастить сердечного человека, способного на сострадание к другим. Со временем открытия Сухомлинского начали признавать полезными, было принято решение заняться популяризацией его педагогического опыта.

Выводы по Главе 1

В. А. Сухомлинский строил свою концепцию на принципах гуманистического воспитания: безусловное уважение к личности ребенка; решительный отказ от наказаний; создание атмосферы сотрудничества родителей, воспитателей и детей; провозглашение права детей на свободу выбора в поведении.

Сухомлинский строил воспитательно-учебный процесс на основе главенствующего принципа гуманной педагогики – полном отказе от наказаний.

Основываясь на собственном опыте, Сухомлинский утверждал, что эффективность педагогической системы зависит от корректности, длительности и последовательности ее использования в детском коллективе.

Основные цели и ценности его системы: воспитание патриота и гражданина; формирование творческой личности детей; гармоничное сочетание персонального и коллективного начал в процессе воспитания личности; сопряженность системы воспитания и обучения детей дошкольного и школьного возраста.

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИДЕЙ В. А. СУХОМЛИНСКОГО В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

2.1. Методологические взгляды В.А. Сухомлинского на воспитание обучающихся из категории социального риска

В. А. Сухомлинский обратил внимание на необходимость воспитательной работы с детьми, которые оказались в трудных жизненных обстоятельствах или, по современной терминологии, попали в так называемые «ситуации социального риска» как внутри, так и вне педагогического пространства, создаваемого в целостном образовательном процессе. В этой связи весьма современным является опыт выдающегося педагога, который он приобрел, знакомясь с будущими воспитанниками из проблемных семей. На этой основе педагог-практик убеждался, что одной из важных задач, которые стоят перед системой школьного и общественного воспитания, является возвращение детства тем, кто в семье лишен его. «…Я знал несколько десятков таких детей, – писал ученый. Жизнь утвердила убеждение в том, что если маленькому ребенку не удается возвратить веру в добро и справедливость, он никогда не может почувствовать человека в самом себе, испытать чувство собственного достоинства. В подростковом возрасте такой воспитанник становится озлобленным, для него нет в жизни ничего святого и возвышенного, слово учителя не доходит до глубины его сердца.

Выпрямить душу такого человека – одна из наиболее трудных задач воспитателя; в этом самом тонком, самом кропотливом труде происходит, по существу, главное испытание по человековедению. Быть человековедом – значит не только видеть, чувствовать, как ребенок познает добро и зло, но и защищать нежное детское сердце от зла»[14].

Опираясь на эти педагогические постулаты В. А. Сухомлинский сформировал одно из важнейших методологических положений о воспитании детей и подростков из категорий социального риска на основе принципов педагогики достоинства личности. Ученый считал, что «в годы детства каждый человек требует участия, ласки. Если ребенок вырастает в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте. Школа не может в полной мере заменить семью и особенно мать, но если ребенок лишен дома ласки, сердечности, заботы, мы, воспитатели, должны быть особенно внимательны к нему. А самое важное в этом деле всеми доступными средствами развивать у детей и учащейся молодежи чувство своей социальной значимости, чести и личного достоинства.

Исходя из классического постулата педагогической науки о том, что «только личностью можно воспитать личность, только характером можно воспитать характер», В. А. Сухомлинский обращался к учителям и классным руководителям со следующими словами: «Каждый из нас должен быть не абстрактным воплощением педагогической мудрости, а живой личностью, которая помогает подростку познать не только мир, но и самого себя. Решающее значение имеет то, каких людей увидит в нас подросток. Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать. Ничто так не удивляет, не увлекает подростков, ничто с такой силой не пробуждает желания стать лучше, как умный, интеллектуально богатый и щедрый человек. В наших воспитанниках дремлют задатки талантливых математиков и физиков, филологов и историков, биологов и инженеров, мастеров творческого труда в поле и у станков. Эти таланты раскроются только тогда, когда каждый подросток встретит в воспитателе ту «живую воду», без которой задатки засыхают и хиреют. Ум воспитывается умом, совесть – совестью, преданность Родине – действенным служением Родине[15]. Все это говорит о том, что важнейшим стимулом нравственного развития и самовоспитания учащихся В. А. Сухомлинский считал метод положительного примера. Он разделял народную воспитательную мудрость: «трудно воспитать человека нравоучением – легко примером».

Методологическое значение имеют идеи В. А. Сухомлинского о повышении педагогической культуры родителей, развития у них стремления понять своего ребенка, оказать помощь в трудных жизненных обстоятельствах. Понимая важность решения проблем семейного воспитания, В. А. Сухомлинский ставит и отвечает на вопрос: «Если бы меня спросили, что самое трудное в нашей работе, я бы ответил: говорить с ребенком о его отце и матери. Здесь малейшее неумение, оплошность, неточность могут привести к пагубным последствиям. …Бывают такие обстоятельства, когда перед ребенком будто бы острое лезвие ножа: он в ужасе, все в нем замирает. Такое чувство переживается в минуты обнажения тех интимных семейных взаимоотношений, которые ребенку хочется прикрыть, спрятать. Вот почему мне хочется сказать отцам: знайте и помните – дети переживают ваше падение, как свое личное горе, воспринимают вашу радость, как свою. Берегите же детскую любовь к человеку, укрепляйте веру в человека»[16]. В этом заключен весь пафос методологии В. А. Сухомлинского по преодолению последствий влияния ситуаций социального риска на детей и подростков в условиях школьного, семейного и общественного воспитания.

2.2. Отношение В. А. Сухомлинского к наказанию детей

Вопреки прогрессу педагогической теории и практики, наказание является одним из самых популярных приемов воспитания. В педагогике под наказанием понимается действие, целью которого является уменьшение вероятности повторения нежелательного поведения. Многие выдающиеся педагоги прошлого выдвигали идею, что истинное воспитание – это воспитание без наказаний[17]. Такова была точка зрения В. А. Сухомлинского.

«Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний… И если в массовом масштабе, во всех школах сделать это невозможно, то не потому, что воспитание без наказания невозможно, а потому, что многие учителя не умеют воспитывать без наказаний.

Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников… – воспитывайте детей без наказаний» – говорил В. А. Сухомлинский[18].

По его мнению, самым главным поощрением и самым сильным наказанием со стороны учителя является оценка, но допустимо ее применять только по отношению к старшеклассникам.

Наказав ребенка начальных классов неудовлетворительной отметкой, учитель больно ранит, оскорбит и унизит его.

Не допустимо, чтобы ученик на первых годах обучения потерял веру в себя. Сухомлинский считал, что дети, воспитанные в семье, где главным инструментом воспитания являются физические наказания, вырастают черствыми и бездушными людьми. Причинить боль своему другу или однокласснику сможет только тот, кто воспитан ремнем.

Одно из страшных последствий такого воспитания, по мнению Сухомлинского, является подростковая преступность. Ребенок боится идти в школу, потому что знает, что учитель может рассказать отцу о плохой дисциплине или низкой отметке, а отец за это сурово накажет.

Василий Александрович считал, что в этом случае педагог становится соучастником преступления. Ребенок питает ненависть к тому, кто поднимает на него руку. Он, безусловно, понимает, что причиной этому являются слава учителя. Он начинает ненавидеть родителя и педагога, школу и учебу в целом. В своей книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский рассказывает, что лично был знаком с детьми, которые даже не имели представления о том, что человек может ударить другого человека. В семьях, где они выросли, господствовали гуманные отношения, основанные на взаимном психологическом принятии и доверии между детьми и их родителями. Эти дети отличались внимательностью к словам воспитателя.

Мечтой, Василия Александровича, было то, чтобы никто из детей не знал, что такое физические способы воспитания. Он считал своей заботой то, чтобы результатом физического наказания – подзатыльников, ремня, тумаков, не стали грубость, жестокость, хладнокровность детского сердца. Эмоции и чувства, которые испытывает и переживает ребенок, являются фундаментом, на котором строится его эмоциональная культура. Если ребенок не знает труда, не готов сотворить красоту для других людей, его сердце и душа не воспринимает гуманных, добрых и нежных способов влияния на его сознание, он становится грубым, и способен воспринимать только примитивные воспитательные приемы: крики, принуждения и наказания. Он убеждал родителей своих учеников, что физическое наказание – это не только слабость, бессилие и растерянность родителей, но и полное отсутствие психолого-педагогической культуры. Тумак и подзатыльник убивают в детском сердце чуткость и тонкость, утверждая тем самым примитивные инстинкты, развращая детскую душу. Воспитание без наказания – это не узко школьное дело. По мнению В. А. Сухомлинского, это одна из важнейших проблем переустройства общества, его тончайших и сложнейших сфер – человеческого сознания, поведения, взаимоотношений. Недопустимо применять наказание в воспитании моральных привычек.

Там где за каждым возможным проступком следует соответствующее наказание, о моральных привычках не может быть и речи. В монографии «Сердце отдаю детям» Сухомлинский приводит слова Маркса, что со времен Каина мир никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить наказанием: как раз наоборот.

Самый большой вред, который могут нанести непродуманные наказания, это то, что наказанному уже не нужно прилагать внутренние силы, чтобы стать лучше.

Наказание освобождает от мук совести. Намного проще наказать человека, чем добиться того, чтобы он осознал и исправил свою вину, а ведь кара совести в детском и юношеском возрасте имеет огромную силу. Обдумав свой проступок, ребенок приходит к мысли: «Я должен быть не таким как сейчас». Переживание собственной вины в последующем перерастет в нетерпимость к дурным поступкам других людей. Тогда возникает вопрос: «А чем заменить наказание?». По мнению Сухомлинского, это всё равно, что спросить: «Чем заменить насилие человека над человеком?». Где господствует дух принятия и доверия, где ребенок чувствует себя психологически комфортно, необходимость в наказании исчезает.

Василий Александрович до последнего верил, что вырастут поколения, которые будут знать о наказании только из книг о прошлом.

Когда исчезнет насилие в семье, когда детям не будут причинять боль, в обществе умрет преступность. Тогда исчезнет потребность в тюрьмах, необходимость которых на сегодняшний день так высока.

Общественность долгое время не принимала педагогические взгляды Сухомлинского к проблеме наказания. Так, вышедшая в 1968 г. газета «Правда» с громким тезисом о воспитании без наказания, повергла в шок всех читателей. Контраргументом выдвигалось суждение, что если не наказывать ребенка, то он вырастит хулиганом. Но никто даже не хотел прислушаться к словам Сухомлинского, что как раз наказание, как метод воспитания, и делает из ребенка асоциальную личность, формирует негативное отношение к школе, правилам и нормам поведения в обществе. В итоге после бурного обсуждения пришли к компромиссному выводу: применение наказания можно избежать, но, главное, чтобы осуждение воспитанника изменило его убеждения. А спустя несколько десятков лет уточнили, что воспитывать следует не личность, а его действия и поступки. И только в последние годы ХХ века пришли к выводу, что наказание снимается, педагог помогает воспитаннику понять, было ли содеянное желаемым или ошибкой[19].

2.3. Произведения В. А. Сухомлинского как средство воспитания нравственно-этических чувств детей

Формирование и развитие нравственности, этики, воспитанности, ценностных ориентиров у детей является одной из ряда важнейших задач учителя начальной школы. Ценностные ориентиры младших школьников формируются и утверждаются как отношение их к окружающей среде, к предметному миру, а главное – человеческому миру и самим себе в этом мире.

Рассматривая литературу как искусство слова, В. А. Сухомлинский рекомендует, чтобы на уроках чтения учащихся приучали чувствовать красоту слова, художественного образа, мысли и чувства писателя. Чтобы человек имел собственное мнение, умел его выразить, этому надо научить в школе, ведь в будущем ему придется осуществлять выбор, принимать решения, которые будут влиять на собственную жизнь, на семью, на общество в целом. Над этой проблемой всю свою жизнь в школе работал В. А. Сухомлинский, этому посвятил свои многочисленные педагогические и литературные произведения[20].

Среди педагогов, которые занимались изучением произведений В. А. Сухомлинского для формирования морально-этических чувств на уроках чтения в начальной школе, можно выделить С. П. Максимюк, И. Г. Опишнива, Л. П. Пархету, А. Я. Савченко.

По мнению В. А. Сухомлинского, самый глубокий след в душе своего воспитанника оставляет тот, кто сумел разбудить чувство человеческого Ткачева К. И., Шпиталевская Г. Р. достоинства, стремление к добру, правде, чести, красоте, кто способен постичь сложную, часто исполненную противоречий душу ребенка и лелеять в ней ростки духовности. Большая роль в этом принадлежит мудрому слову, которое исходит из народных уст, родному слову, в частности сказке. К сказке В. А. Сухомлинский обратился еще в начале своего творческого пути[21]. Воспитание младших школьников педагог называл «школой сердечности». Он советовал родителям, педагогам обучать детей добру, любви, милосердию. Для этого важно, чтобы дети постоянно видели гуманистический смысл поступков и поведения тех, кто их окружает. Так, в сказке «Ленивая подушка» на примерах повседневной жизни В. А. Сухомлинский помогает ребенку преодолеть маленькие трудности. В гуманных взаимоотношениях старших и детей педагог видит основу воспитания чувства ответственности, трудолюбия, то есть «школу тонких, сердечных, человечных взаимоотношений». В. А. Сухомлинский обращает внимание на то, что лучшим, совершенным инструментом, который всегда срабатывает, является обращение старших к сердцу и разуму ребенка, а не стремление поучать, указывать ему, распоряжаться им. Если в семье ребенок приобретает опыт личностных демократических взаимоотношений, то в будущем, строя свою жизнь, участвуя во взрослой жизни, он будет жить как свободный человек, в согласии с нравственными ценностями[22].

Произведения В. А. Сухомлинского убеждают в том, что необходимо помочь питомцу высказаться, одухотвориться красотой нравственности и твердо верить в то, что прекрасное и истинное побеждают и торжествуют. Моральные чувства и поступки пробуждаются и совершенствуются только тогда, когда благородство, величие идеи, на основе которой возникает это чувство, познаются на собственном опыте, на собственных поступках, в поведении, в труде. Так, на примере сказки «Не потерял, а нашел» В. А. Сухомлинский помогает школьникам осознать личностную и социальную значимость труда как необходимой обязанности и духовной потребности человека, формирует желание добросовестно и ответственно работать. Содержание сказки, кроме трудовой активности, трудолюбия как высокой нравственности, воспитывает у детей чувство совести, долга и ответственности как высшей общечеловеческой ценности. Процесс формирования чувства ответственности у детей рассматривается В. А. Сухомлинским на основе внутренних свойств ребенка, его сознательных и добровольных поступков, когда действия оцениваются личной совестью, осознанием долга и ответственности[23].

Проблема формирования нравственных основ человеческой личности в сказках В. А. Сухомлинского рассматривается сквозь призму человеческих чувств, переживаний. Так, содержание художественного произведения «О чем думала Марийка» помогает детям понять суть дружеских отношений, гуманных взаимоотношений. В умении «почувствовать душу» другого человека, в способности понять ее душевное состояние В. А. Сухомлинский усматривал лучшую черту нравственности ребенка: «Умей почувствовать рядом с собой человека, умей понять его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир... Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека»[24].

Значительное место в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского занимает проблема воспитания у детей уважения, любви к матери – хранительнице домашнего тепла. В любви к матери – основа, источник воспитания, от которого все зависит, все начинается. Проявление настоящей любви к матери педагог показал в оглавлении рассказ «Седьмая дочь». В этом произведении В. А. Сухомлинский поднимает такую морально-этическую и вечную проблему, как любовь к матери. В нем говорится о том, как выражали красивыми словами дочери свою любовь к матери, с которой были разлучены целый месяц. Но все красивые слова вмиг побледнели в сравнении с настоящим проявлением любви к матери седьмой дочери, что выразилась не в словах, а в простых действиях: она сняла с ног мамочки обувь и поднесла ей воды в миске – помыть с дороги ноги.

Любовь к матери должна формироваться с раннего детства и должна проявляться не только в красивых словах, а в добрых поступках, в отношении, в уважении, почете, желании и необходимости помочь. Уже в маленькой девочке-школьнице В. А. Сухомлинский видел будущую мать, у нее должно формироваться представление о семье, о жизни ради других, во имя счастья ближнего, трудолюбие, непримиримость к потребительскому благополучию[25].

Очень интересным по своему значению является ряд рассказов В. А. Сухомлинского, посвященных этике детского общения, их школьного общежития. Вечной является и будет оставаться такая педагогическая проблема, как «ребенок с физическими недостатками в условиях не специальной, а общеобразовательной школы». Это проблема, прежде всего, самого ребенка, его родителей и других членов семьи, которые с огромным волнением и опасением за детскую психику отправляют обделенного природой ребенка в круг его ровесников. Это и проблема учителя, поскольку именно ему часто приходится быть свидетелем проявлений моральной жестокости по отношению к таким детям, предотвращать их.

Педагогические сказки В. А. Сухомлинского якобы косвенно, незаметно внешне, но активно и эффективно воспитывают в детях лучшие чувства душевности и любви ко всему прекрасному, формируют первые навыки человечности во взаимоотношениях между юными школьниками.

В художественных произведениях содержится значительный образовательный и воспитательный потенциал. Содержание сказок позволяет осуществлять систематическое моральное воспитание. Существенная особенность заключается в том, что назидательность выражена не навязчиво, не прямолинейно. Детей привлекают захватывающая фабула, ярко нарисованные образы, остроумные характеристики.

Младшие школьники эмоционально воспринимают текст, в котором добро побеждает зло. Дети искренне переживают горе, несчастье оскорбленных. Следует не развеивать у детей сочувствие обиженным, а направлять их на осознание того, в чем заключается ошибка, совершенная действующими лицами.

Педагогическая ценность сказки заключается в том, что в ней побеждает справедливость. Радость детей нужно поддерживать, ибо в ней – воспитательный момент. Учителю остается только подвести своих воспитанников к нахождению причин для радости в этой победе.

Анализ сказок побуждает детей к формированию оценочных суждений характера сказочных действующих лиц. Учащиеся самостоятельно определяют характерные признаки сказочных персонажей: доброту, смелость, честность или трусость, тщеславие, лживость. Очень часто дети дают разные оценки поступкам одних и тех же сказочных героев. Каким бы ни был ответ каждого отдельного учащегося, никто из них не должен не то что видеть, а даже чувствовать насмешливое отношение учителя к его мнению. У каждого ребенка оно свое, неповторимое и достойное особого внимания. Хотя практика показывает: детские мысли бывают иногда очень странными, слишком нестандартными. Лучше всего продемонстрировать, что одно из суждений является наиболее удачным, а в отдельных случаях и оставить все оценки, высказанные школьниками. Возможны также случаи неоднозначного реагирования детей на результат действий сказочных героев. Одни учащиеся сочувствуют, другие болезненно воспринимают события, третьи признают неизбежность такого конца. Роль взрослых, учителя заключается в том, чтобы, не умаляя ни одного из перечисленных отношений, подчеркнуть существующую реальность.

Если говорить о восприятии сказки детьми, то необходимо отметить тот факт, что дети младшего школьного возраста воспринимают условность сказки, а потому четко отличают фантазию от реальности. К фантазии они относятся как к игре. Итак, сказочную ситуацию они воспринимают как игру (возможную жизненную ситуацию). Поэтому нет нужды повторять известное им и подчеркивать, что сказочный сюжет вымышленный. В сказке говорится о добре и зле, о плохом и хорошем, совершенном и несовершенном. Детское внимание должно быть сосредоточено на этих моральных и человеческих категориях, а не на развенчании необычности сказочных ситуаций.

В. А. Сухомлинский составление сказок превращал в живой творческий процесс на уроках. Он учил детей не только слушать сказки, но и самостоятельно составлять их, записывать, рассказывать. На таких уроках под влиянием чувств и мыслей, вызванных чтением, слушанием и созданием сказок дети учатся образно и творчески мыслить. Все созданные сказки В. А. Сухомлинский объединил в рукописный сборник «Сказки вечерних сумерек». По его примеру педагогам на своих уроках следует поощрять учащихся к общему, коллективному, а также индивидуальному созданию сказок, которые затем будут собраны в общий сказочный сборник – альбом одного класса. Это будет совместная творческая работа не только в литературном, языковом плане, но и в художественном, изобразительном.

Выводы по Главе 2

В концептуально методологическом плане В. А. Сухомлинский существенно расширил рамки гуманистического подхода к трудно воспитуемых и слабоуспевающим детям. Им были сформулированы такие важные методологические закономерности, как вера в огромную силу воспитания и потенциальные возможности каждого ребенка, побуждение детей к достижению успехов в учебе и повседневных делах, опора на положительные качества обучающихся, создание ситуаций успеха и переживание чувства радости от его достижения, формирование на этой основе понятия чести и чувства личного достоинства каждого участника целостного образовательного процесса. Все это в концентрированной форме В. А. Сухомлинский выразил в следующем педагогическом обобщении: «Жизненный путь от детства к отрочеству должен быть путем радости и бодрости – это одно из самых важных правил всей системы нашей воспитательной работы. Радость – источник оптимистической уверенности ребенка в своих силах – является условием того богатства действительных отношений к окружающему миру, без которого не может быть духовного развития»[26]. В этом состоит неподвластная времени действенная сила и гуманистическая философия педагогического наследия В. А. Сухомлинского и его современное влияние на теорию и методику организации обучения и нравственного воспитания и самовоспитания детей и учащейся молодежи вообще и обучающихся из категории социального риска в частности.

Обобщая вышесказанное, можно выделить ряд основных положений, характеризующих отношение В. А. Сухомлинского к проблеме наказания:

  • воспитание перестаёт быть воспитанием, если ребенок почувствует несправедливость в действиях, несправедливость становится причиной подлого, лицемерного поведения;
  • любой проступок ребенка не несет за собой злого умысла, он ошибается, задача взрослого – помочь правильно понять и пережить это, в последующем ребенок будет стараться избежать подобной ошибки;
  • нельзя наказывать ребенка за проступок, совершенный без злого умысла, насколько серьезным он бы ни был;
  • наказывая ребенка физически, вы подвергаете насилию не только его тело, но и дух;
  • наказывая ребенка, вы освобождаете его от мук совести; а ведь совесть играет главную роль в самовоспитании; там, где всё строится на наказаниях, нет самовоспитания, а без самовоспитания не может быть нормальным и воспитание вообще;
  • причина в преступности кроется в детстве, ребенок, который подвергался физическому насилию, сможет причинить боль другому человеку, а став взрослым, будет способен и убить;
  • человек не рождается нарушителем закона, бессердечность и жестокость взрослых делает из него преступника.

Сюжеты произведений В. А. Сухомлинского волнуют современных детей. Они приобщают младших школьников к нравственно-духовным, эстетическим, патриотическим достижениям нашего народа, сокровищнице его культуры, способствуют нравственному, этическому и эстетическому развитию младших школьников. Читая, размышляя над текстами сказок, рассказов, миниатюр и легенд В. А. Сухомлинского, учащиеся развиваются, у них активизируются нравственно-ценностные, мировоззренческие представления, понятия, обогащается словарь. Содержание и идеи детских произведений В. А. Сухомлинского подчеркивают, что искусство воспитания заключается не только в умении видеть и предвидеть сложные ситуации, которые возникают в жизни людей, но и в том, чтобы научить ребенка самостоятельно ориентироваться в жизненных обстоятельствах и уже с детства приучать к самым простым, но самостоятельным решениям. Произведения выдающегося педагога помогают школьникам комфортно входить в мир человеческих отношений, закладывают основы самопознания, потребности саморазвития, самореализации личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1) исследовать понятие и виды поведения; 2) рассмотреть вопросы коррекции и профилактики поведения у детей и подростков; 3) провести диагностику самосознания детей и подростков с поведением; 4) провести диагностику личностного развития подростков с Поведением; 5) определить пути коррекции поведения. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1) исследовать понятие и виды поведения; 2) рассмотреть вопросы коррекции и профилактики поведения у детей и подростков; 3) провести диагностику самосознания детей и подростков с поведением; 4) провести диагностику личностного развития подростков с Поведением; 5) определить пути коррекции поведения. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1) исследовать понятие и виды поведения; 2) рассмотреть вопросы коррекции и профилактики поведения у детей и подростков; 3) провести диагностику самосознания детей и подростков с поведением; 4) провести диагностику личностного развития подростков с Поведением; 5) определить пути коррекции поведения. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1) исследовать понятие и виды поведения; 2) рассмотреть вопросы коррекции и профилактики поведения у детей и подростков; 3) провести диагностику самосознания детей и подростков с поведением; 4) провести диагностику личностного развития подростков с Поведением; 5) определить пути коррекции поведения. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1) исследовать понятие и виды поведения; 2) рассмотреть вопросы коррекции и профилактики поведения у детей и подростков; 3) провести диагностику самосознания детей и подростков с поведением; 4) провести диагностику личностного развития подростков с Поведением; 5) определить пути коррекции поведения. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1) исследовать понятие и виды поведения; 2) рассмотреть вопросы коррекции и профилактики поведения у детей и подростков; 3) провести диагностику самосознания детей и подростков с поведением; 4) провести диагностику личностного развития подростков с Поведением; 5) определить пути коррекции поведения. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1) исследовать понятие и виды поведения; 2) рассмотреть вопросы коррекции и профилактики поведения у детей и подростков; 3) провести диагностику самосознания детей и подростков с поведением; 4) провести диагностику личностного развития подростков с Поведением; 5) определить пути коррекции поведения.

В. А. Сухомлинский строил свою концепцию на принципах гуманистического воспитания: безусловное уважение к личности ребенка; решительный отказ от наказаний; создание атмосферы сотрудничества родителей, воспитателей и детей; провозглашение права детей на свободу выбора в поведении.

Сухомлинский строил воспитательно-учебный процесс на основе главенствующего принципа гуманной педагогики – полном отказе от наказаний.

Основываясь на собственном опыте, Сухомлинский утверждал, что эффективность педагогической системы зависит от корректности, длительности и последовательности ее использования в детском коллективе.

Основные цели и ценности его системы: воспитание патриота и гражданина; формирование творческой личности детей; гармоничное сочетание персонального и коллективного начал в процессе воспитания личности; сопряженность системы воспитания и обучения детей дошкольного и школьного возраста.

В концептуально методологическом плане В. А. Сухомлинский существенно расширил рамки гуманистического подхода к трудно воспитуемых и слабоуспевающим детям. Им были сформулированы такие важные методологические закономерности, как вера в огромную силу воспитания и потенциальные возможности каждого ребенка, побуждение детей к достижению успехов в учебе и повседневных делах, опора на положительные качества обучающихся, создание ситуаций успеха и переживание чувства радости от его достижения, формирование на этой основе понятия чести и чувства личного достоинства каждого участника целостного образовательного процесса. Все это в концентрированной форме В. А. Сухомлинский выразил в следующем педагогическом обобщении: «Жизненный путь от детства к отрочеству должен быть путем радости и бодрости – это одно из самых важных правил всей системы нашей воспитательной работы. Радость – источник оптимистической уверенности ребенка в своих силах – является условием того богатства действительных отношений к окружающему миру, без которого не может быть духовного развития»[27]. В этом состоит неподвластная времени действенная сила и гуманистическая философия педагогического наследия В. А. Сухомлинского и его современное влияние на теорию и методику организации обучения и нравственного воспитания и самовоспитания детей и учащейся молодежи вообще и обучающихся из категории социального риска в частности.

Обобщая вышесказанное, можно выделить ряд основных положений, характеризующих отношение В. А. Сухомлинского к проблеме наказания:

  • воспитание перестаёт быть воспитанием, если ребенок почувствует несправедливость в действиях, несправедливость становится причиной подлого, лицемерного поведения;
  • любой проступок ребенка не несет за собой злого умысла, он ошибается, задача взрослого – помочь правильно понять и пережить это, в последующем ребенок будет стараться избежать подобной ошибки;
  • нельзя наказывать ребенка за проступок, совершенный без злого умысла, насколько серьезным он бы ни был;
  • наказывая ребенка физически, вы подвергаете насилию не только его тело, но и дух;
  • наказывая ребенка, вы освобождаете его от мук совести; а ведь совесть играет главную роль в самовоспитании; там, где всё строится на наказаниях, нет самовоспитания, а без самовоспитания не может быть нормальным и воспитание вообще;
  • причина в преступности кроется в детстве, ребенок, который подвергался физическому насилию, сможет причинить боль другому человеку, а став взрослым, будет способен и убить;
  • человек не рождается нарушителем закона, бессердечность и жестокость взрослых делает из него преступника.

Сюжеты произведений В. А. Сухомлинского волнуют современных детей. Они приобщают младших школьников к нравственно-духовным, эстетическим, патриотическим достижениям нашего народа, сокровищнице его культуры, способствуют нравственному, этическому и эстетическому развитию младших школьников. Читая, размышляя над текстами сказок, рассказов, миниатюр и легенд В. А. Сухомлинского, учащиеся развиваются, у них активизируются нравственно-ценностные, мировоззренческие представления, понятия, обогащается словарь. Содержание и идеи детских произведений В. А. Сухомлинского подчеркивают, что искусство воспитания заключается не только в умении видеть и предвидеть сложные ситуации, которые возникают в жизни людей, но и в том, чтобы научить ребенка самостоятельно ориентироваться в жизненных обстоятельствах и уже с детства приучать к самым простым, но самостоятельным решениям. Произведения выдающегося педагога помогают школьникам комфортно входить в мир человеческих отношений, закладывают основы самопознания, потребности саморазвития, самореализации личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В условиях современной российской реальности предмет социальной педагогики – это функциональное поле педагогической деятельности государственных и общественных институтов в социуме, направленной на социально-педагогическую поддержку человека. При этом социальная педагогика учитывает условия его жизнедеятельности в конкретном социуме, его функциональные возможности и состояние здоровья. Резкая дифференциация людей по уровню доходов заставляет современную социальную педагогику концентрировать свои усилия в работе с различными категориями людей, семей, социальных групп, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в социально-педагогической поддержке конкретного человека, группы людей. Объектами исследования, влияния и преобразований социальной педагогики выступают такие важнейшие сферы человеческой деятельности как воспитание, образование, социальная работа.

В условиях современной российской реальности предмет социальной педагогики – это функциональное поле педагогической деятельности государственных и общественных институтов в социуме, направленной на социально-педагогическую поддержку человека. При этом социальная педагогика учитывает условия его жизнедеятельности в конкретном социуме, его функциональные возможности и состояние здоровья. Резкая дифференциация людей по уровню доходов заставляет современную социальную педагогику концентрировать свои усилия в работе с различными категориями людей, семей, социальных групп, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в социально-педагогической поддержке конкретного человека, группы людей. Объектами исследования, влияния и преобразований социальной педагогики выступают такие важнейшие сферы человеческой деятельности как воспитание, образование, социальная работа.

  1. Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. – 2015. – № 11. – С. 68-70.
  2. Алиева С. В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А. В. Иванов, С. В. Алиева . - М.: Дашков и К, 2013. - 424 c.

Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект пресс, 2012.

  1. Бабаян А. В. О нравственном воспитании / А. В. Бабаян, Н. Г. Дебольский // Педагогика. – 2015. – № 2. – С. 67-70.
  2. Богуславский М. В. Развитие профессиональных качеств учителя в педагогической системе В.А. Сухомлинского // Вестн. Моск. гор. пед. унта. Сер.: Педагогика и психология. 2013. № 3(25). С. 94–106.
  3. Богуславский М.В. Современная российская образовательная политика: исторический контекст // Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования. Брянск, 2017. С. 37–43.
  4. Гвалдин А.Ю. Теоретические подходы к диалогичности воспитания // Вестн. Череповец. гос. ун-та. 2017. № 2(77). С. 143–149.
  5. Гинтер-Хатт К. Сухомлинский и холистическое образование в государственных школах // Российско-американский форум образования: электрон. журн. 2017. № 2.
  6. Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников // Педагогика, 2018. – № 9 – С. 63-70.
  7. Демакова И.Д., Шустова И.Ю. Педагог как воспитатель: значимые характеристики воспитательной деятельности, принцип событийности в воспитании // Пед. искусство. 2017. № 2. С. 100–108.
  8. Детская литература: Хрестоматия / Под ред. Л. П. Казачок. – М.: Дрофа, 2016.
  9. Князев Е. А. История отечественной педагогики и образования: Учеб. пособие для академ. бакалавриата. М.: Юрайт, 2018.
  10. Ляо Ц. Педагогические идеи В.А. Сухомлинского и развитие китайского образования // Педагогика и современность. 2012. № 2. С. 18–23.
  11. Мурюкина Е. В. Теории нравственного воспитания школьников // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. – 2017. – №1. – С. 238-240.
  12. Мухин М.И. Одухотворение В.А. Сухомлинским педагогической формулы «Учить детей учиться» // Воспитание школьников. 2018. № 3. С. 62–70.
  13. Оганян-Захараш Т.Б., Гвалдин А.Ю. Использование наследия В.А. Сухомлинского в организации воспитательных диалогов с дошкольниками. Диалоги на зимние темы // Дошкольное воспитание. 2017. № 1. С. 11–5.
  14. Рындак В.Г. От понимания учения к пониманию мира (в контексте идей В.А.Сухомлинского) // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2014. № 4(89). С. 4–0.
  15. Сахаров В.А. Этическое просвещение как эмоционально-ценностная технология нравственного воспитания школьников в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского // Вестн. Вят. гос. ун-та. 2011. № 3-3. С. 119–24.

Сухомлинский В. А. Избранные произведения: В 5 т. Киев, 1979–1980.

Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М.: Концептуал, 2016.

Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. М., 2003.

Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. СПб: Питер, 2017.

Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. – М.: Педагогика, 1974.

Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. – М.: Педагогика, 1973.

  1. Челпаченко Т.В. Дидактическая система В.А. Сухомлинского как целостное педагогическое явление: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Оренбург, 2012.
  2. Швалюк Я. А Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции // Педагогика и педагогический процесс: современные тенденции и перспективы развития: Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 77-80.
  3. Щуркова Н. Е. Педагогика Сухомлинского как провозвестник нового воспитания // Реализация идей В. А. Сухомлинского в теории и практике современного образования (к 100-летию со дня рождения): Международная научно-практическая конференция: Сборник статей. В 2-х т. – 2018. – С. 32-40.
  1. Князев Е. А. История отечественной педагогики и образования: Учеб. пособие для академ. бакалавриата. М.: Юрайт, 2018. – С. 54.

  2. Сухомлинский В. А. Избранные произведения: В 5 т. Киев, 1979–1980. – С. 201.

  3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М.: Концептуал, 2016. – С. 112.

  4. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М.: Концептуал, 2016. – С. 112.

  5. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. М., 2003. – С. 106.

  6. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М.: Концептуал, 2016. – С. 112.

  7. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М.: Концептуал, 2016. – С. 112.

  8. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М.: Концептуал, 2016. – С. 112.

  9. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М.: Концептуал, 2016. – С. 112.

  10. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. М., 2003. – С. 104.

  11. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. СПб: Питер, 2017. – С. 66.

  12. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. СПб: Питер, 2017. – С. 91.

  13. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. СПб: Питер, 2017. – С. 91.

  14. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – М., 1982. – С. 88.

  15. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. – М.: Педагогика, 1974. – С. 134.

  16. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. – М.: Педагогика, 1973. – С. 120.

  17. Швалюк Я. А Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции // Педагогика и педагогический процесс: современные тенденции и перспективы развития: Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 77.

  18. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – М.: Концептуал, 2016. – С. 132.

  19. Щуркова Н. Е. Педагогика Сухомлинского как провозвестник нового воспитания // Реализация идей В. А. Сухомлинского в теории и практике современного образования (к 100-летию со дня рождения): Международная научно-практическая конференция: Сборник статей. В 2-х т. – 2018. – С. 32.

  20. Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. – 2015. – № 11. – С. 68.

  21. Детская литература: Хрестоматия / Под ред. Л. П. Казачок. – М.: Дрофа, 2016. – С. 51.

  22. Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников // Педагогика, 2018. – № 9 – С. 63.

  23. Мурюкина Е. В. Теории нравственного воспитания школьников // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. – 2017. – №1. – С. 238.

  24. Детская литература: Хрестоматия / Под ред. Л. П. Казачок. – М.: Дрофа, 2016. – С. 51.

  25. Бабаян А. В. О нравственном воспитании / А. В. Бабаян, Н. Г. Дебольский // Педагогика. – 2015. – № 2. – С. 67.

  26. Сухомлинский В. А. О воспитании. – М. : Политиздат, 1975. – С. 72.

  27. Сухомлинский В. А. О воспитании. – М. : Политиздат, 1975. – С. 72.