Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ В. А. СУХОМЛИНСКОГО И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ СУБЪЕКТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Историю народной педагогики труд­но представить без педагогического наследия В.А.Сухомлинского (1918- 1970). Среди его публикаций такие, как: «Сердце отдаю детям», «Как воспитать настоящего человека», «Рождение гражданина», «Родина в сердце», «Мудрость родительской любви» и многие другие, и практи­чески каждая из них пронизана иде­ями народной педагогики. Кроме педагогических сочинений он писал и рассказы и сказки для детей. Он является активным пропагандистом включения устной народной поэзии в педагогику, продолжателем идей С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко и других крупнейших отечественных педаго­гов. В то же время, имея свой само­бытный, оригинальный творческий почерк, Сухомлинский пошел дальше в развитии их идей.

Целью данной работы является исследование взглядов В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

- рассмотреть педагогические взгляды В.А.Сухомлинского;

- изучить интерпретацию педагогических взглядов В. А. Сухомлинского в контексте субъектно-развивающей социализации обучающегося;

- рассмотреть развитие взглядов В.А. Сухомлинского на начальную школу в практике современного учителя;

- изучить актуальность взглядов В.А. Сухомлинского в современном нравственно-патриотическом воспитании дошкольников через проектную деятельность.

Объект исследования – В.А. Сухомлинский.

Предмет исследования - исследование взглядов В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области педагогики, материалы периодических изданий и сети Интернет.

ГЛАВА 1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ В. А. СУХОМЛИНСКОГО И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ СУБЪЕКТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

1.1 Педагогические взгляды В.А.Сухомлинского

В.А.Сухомлинский был вдумчивым исследователем детской души, чут­ким наставником молодежи, прекрас­ным высокоодаренным воспитате­лем, который органически соединял в своей деятельности теорию с практикой. Он достаточно полно рас­крыл основные стороны народной педагогики, способствующие ста­новлению личности: трудовое, физи­ческое, эстетическое, нравственное, умственное воспитание; говорил о роли игры, природы, эмоций и семьи в формировании человека.

Сухомлинский считал, что для под­готовки к жизни настоящего человека необходимо воспитать в нем такие качества, как гуманность, справедли­вость, патриотизм, умение дорожить святынями Отечества, как личност­ными ценностями; гармоническое единство общественного и личного в духовной жизни человека, богатство духовного мира, духовных интере­сов, запросов и потребностей; уме­ние пользоваться духовными ценно­стями и дорожить ими; потребность человека в человеке как носителе ду­ховных ценностей; умение не только видеть добро и зло, но и близко при­нимать все вокруг происходящее; идейную убежденность, готовность бороться за свои убеждения; чувство человеческого достоинства; посто­янное стремление к нравственному совершенству.

Сухомлинский, опираясь на народ­ные традиции, значительное внима­ние уделял трудовому воспитанию как важнейшему элементу нравствен­ного, интеллектуального и эстети­ческого воспитания, практической подготовке молодежи к жизни. Он считал, что труд и трудовое воспи­тание стоят рядом с учением, нрав­ственным воспитанием и развитием.

По мнению Сухомлинского, вос­питание трудолюбия невозможно без межпоколенной связи. Чтобы установить тесную постоянную связь между предками и потомками, между отцами и сыновьями, надо укреплять ее общим трудом поколений, надо поставить воспитание так, чтобы сын продолжал дело отца и передавал эстафету труда своим детям. Иде­алы народного воспитания требуют, писал В.А.Сухомлинский, чтобы уже пятилетний, ребенок в трудовой се­мье стал помощником старших, а 12-13-летний подросток оглядывал мысленным взором, что он сделал для семьи и общества. «Детство и отрочество, - писал педагог,- можно назвать творением доброго имени человека, формированием самосо­знания»[1].

Труд Сухомлинский связывал с заботой о здоровье и физическом воспитании, ибо «хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости, физических сил - важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности»[2].

Важнейшей составляющей народ­ной педагогики Сухомлинский счи­тал нравственное воспитание, оно диктуется социальным назначением человека. Воспитание нравственно­сти всегда ставилось во главу угла отечественной системы формиро­вания подрастающего поколения. Эта проблема постоянно беспокоила и В.А.Сухомлинского, который пи­сал: «Дети должны стать людьми с ясным разумом, благородным серд­цем, золотыми руками и возвышен­ными чувствами»[3]. Педагог сформулировал общечеловеческие нормы как основу нравственности, азбуку моральной культуры, в основе которой лежит народное начало. Они оформлены как обращение умудрен­ного опытом человека к молодому поколению:

«1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом; к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо;

  1. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди, дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
  2. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нель­зя честно жить. Учение - твой пер­вый труд. Идя в школу, ты идешь на работу.
  3. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и безза­щитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хо­тят, чтобы ты стал честным гражда­нином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
  4. Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, не­справедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет, зло другим людям, обкрадывает общество»[4].

Важным компонентом народной педагогики Сухомлинский считал эстетическое воспитание, приоб­щение подрастающего поколения к народной эстетике, формирование чувства прекрасного. Данная тема отражена и в научно-практической деятельности В.А.Сухомлинского, ко­торый полагал, что важным условием богатства эстетических потребно­стей, чувств, переживаний является глубокое интеллектуальное развитие личности. «Восприятие, осмысление красоты, - писал он, - это основа, стержень эстетического образова­ния, сердцевина той эстетической культуры, без которой чувства оста­ются глухими ко всему прекрасному»[5].

По мнению педагога, с воспри­ятия и познания красоты начинается воспитание эстетической культуры, воспитание чувств. Важно, писал он, чтобы чувство прекрасного было присуще каждому ребенку, чтобы оно претворялось в эстетическую культу­ру человека и культуру нравственных отношений между людьми. Красота является источником нравственного богатства индивида. Обобщая эту мысль, В.А.Сухомлинский писал: «Красота - могучий источник нрав­ственной чистоты, духовного богат­ства, физического совершенства». И далее он подчеркивал: «Важнейшая задача эстетического воспитания - научить ребенка видеть в красоте окружающего мира духовное благо­родство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе».

Важное значение в воспитании де­тей народная педагогика придавала семье и родителям. Эта проблема за­нимала значительное место и в науч­но-педагогической деятельности В.А. Сухомлинского. Она затрагивается в разных работах педагога, таких как «Родительская педагогика», «Как вос­питать настоящего человека», в кото­рых представлены интересные мысли о воспитании подрастающего поколе­ния, о нравственных основах семьи и ее позиции. Эти мысли актуальны и сегодня. Он подчеркивал, что человек смертен, но бессмертен народ, а бо­гатства народной души хранятся в па­мяти людей, в поступках старших по­колений. Поэтому почитание старших должно стать законом нашей жизни, ибо они - частица нашей истории, они мудрое, духовно богаче молодежи, и ей надо учиться у старших, особенно это важно учитывать в семье.

Особенно бережно и внимательно В.А.Сухомлинский призывал отно­ситься к матери. Как образец чутко­сти и бескорыстной преданности материнского сердца Сухомлинский приводит в книге «Мудрость роди­тельской любви» украинскую леген­ду о безграничной и всепрощающей материнской любви.

Сухомлинский пишет, что эта леген­да, созданная народной мудростью, утверждает, что «нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тре­воги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских.

Сыновняя благодарность... Нет выше радости для человека, чувству­ющего приближение сумерек своей жизни, чем признательность детей за добро и благо, созданные родителя­ми во имя их, сына и дочери, добра и блага. И нет горше и скорбнее чувств для отцовского и материнского серд­ца, чем чувствовать, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли обо всем добре, сделанном для них матерью и отцом»[6].

Многолетний педагогический и жизненный опыт Сухомлинского по­мог ему выработать в этическом вос­питании учащихся «Десять НЕЛЬ­ЗЯ», которые сформулированы в духе народной педагогики. Ниже приводим их:

Нельзя вести праздный образ жиз­ни, нельзя бездельничать.

Нельзя смеяться над старостью; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвер­гнуты осмеянию - патриотизм, насто­ящая любовь к женщине и старость.

Нельзя вступать в пререкания со старшими; во всех делах быть выдержанным» рассудительным, предупредительным.

Нельзя выражать недовольство ро­дителям, от них ты не имеешь право требовать ничего.

Нельзя допускать, чтобы мать да­вала тебе то, что она не дает себе.

Нельзя делать то, что осуждают старшие; нельзя нарушать уста­новленные нормы нравственности.

Нельзя оставлять человека в беде, оставлять старших родных в одиночестве.

Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения у старших, родителей.

Нельзя садиться обедать, не при­гласив старших членов семьи. Нель­зя сидеть, когда стоит взрослый, осо­бенно пожилой человек, тем, более женщина; ты должен первым привет­ствовать старшего[7].

В.А.Сухомлинский считал, что важ­нейший человеческий долг детей - платить родителям за их заботу, любовь уважением и преданностью. Большое значение имеет духовное соучастие ребенка во всех делах се­мьи. Следует не забывать, напомина­ет педагог, что особое место в семье имеет мать, ибо она является твор­цом человеческой личности, челове­ческого рода. Он призывает к тому, чтобы ребенок был достоян и своего отца, и достоинство и честь роди­телей надо умножать и оберегать. Важно, чтобы дети чувствовали тон­чайшие душевные движения родите­лей и уважали их, т.к. в недалеком будущем они сами станут отцами и матерями.

Большую роль в системе народной педагогики играет семья, выполняю­щая функцию первичной социали­зации, где дети получают сведения об окружающей среде, природе и ее красоте, где впервые входят в мир сказок; в семье они получают осно­вы умственного, эстетического, тру­дового и нравственного воспитания. По этому поводу В.А.Сухомлинский писал: «Подлинная школа воспита­ния сердечности, душевности и от­зывчивости - это семья: отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, систрам является испыта­нием человечности». Перед родителями стоит ответственная задача по подготовке детей к жиз­ни. «И оттого, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и серд­це из окружающего, мира - от этого в решавшей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ма­лыш».

В.А.Сухомлинский отмечает, что на­род является творцом и хранителем идей огромной силы, а бесценное наше сокровище есть Родина, наше Отече­ство - земля наших предков, которая дает нам хлеб и хранит их прах. Знание истории нашей страны даст возмож­ность каждому человеку подняться до понимания своей роли в обществен­ном развитии». Особо следует от­метить, что идеи народной педагогики Сухомлинский использует и в граждан­ском воспитании. Идея формирования гражданственности пронизывает все педагогическое творчество В.А.Сухомлинского. Одна из важнейших задач в его деятельности - донести до ученика понимание величия, духовной красоты, героизма, благородства, преданности человека высоким идеалам и на этой основе утвердить чувство самоуваже­ния и ответственности за все, что де­лает сейчас и что предстоит ему сде­лать в будущем.

С учащимися он про­водил «Уроки гражданского видения мира» и стремился к тому, чтобы вос­питанники не только знали, понимали добро и зло, справедливость, честь и бесчестие, но и испытывали неприми­римость, ненависть к социальному злу и несправедливости. Особое место эти вопроси, по мнению Сухомлинского, должны занимать в семейном воспита­нии. Поэтому для него воспитание гра­жданина начинается с формирования у детей глубокого и осознанного чувства любви и сердечности к матери, отцу, семье, родному селу, родному краю, Родине, Гражданская активность и со­знательность немыслимы без чувства любви и преданности своему Отече­ству.

Важно, считал педагог, научить ребенка правильному видению добра и зла. Уже в годы детства малышу не должно быть чуждо благородное чувст­во личного переживания за судьбы лю­дей, живущих рядом или где-то далеко. Сухомлинский утверждал, что только в борьбе со злом, несправедливо­стью, готовностью выступить в защиту слабого, в защиту интересов коллек­тива могут сформироваться качества гражданина.

Сокровенная идея - как увлечь де­тей литературой. В формировании личности, констатирует педагог, осо­бое место занимают книги; чтение - это источник мысли, это сама жизнь. Учить детей учиться, работать с кни­гой, вырабатывать стойкий интерес к знаниям и стремление к самостоя­тельному учению - это главная зада­ча и народной педагогики, и педаго­гической науки, ибо народ является живым, вечным источником педагоги­ческой мудрости.

Оценивая в целом вклад Сухомлинского в этнопедагогику, Г.В.Нездемковская пишет, что его заслуга в становлении этнопедагогики как науки состоит в том, что он разрабо­тал разнообразные и самобытные формы работы на основе украин­ской народной педагогики (Сад ма­тери, праздник бабушки и дедушки, комната сказки, уголок мечты и др.); подчеркнул, что учебные заведения должны воссоздать в каждом поколе­нии философию родного народа, его широкий и оригинальный взгляд на мир, национальную психологию и ха­рактер, самобытную культуру, тесные духовные связи с другими народами; особо отметил, что народоведческий подход в учебно-воспитательном процессе позволяет добиваться глу­бокого познания учащимися важней­ших источников, питающих любовь к родной земле, Родине; определил источники народного патриотизма в современном понимании: материн­ская, отцовская любовь, колыбель­ная песня и родной язык, картины родной природы, история родного народа; мир наших предков, истори­ческие судьбы других народов и т.д.; разработал оригинальные формы внедрения творческих традиций на­рода в современную воспитательную практику (театр сказки, кукольный те­атр, сочинение сказок и т.д.); показал роль семьи, матери в формировании личности ребенка, постижении им мира прекрасного[8].

Во многом солидарен с Сухомлин- ckuv был Г.Н.Волков, придавший эт­нопедагогике высокий научный ста­тус. Выстроив свою систему на мате­риале чувашской народной педагоги­ки, Волков утверждал, что народная педагогика представляет собой сово­купность педагогических идей и вос­питательного опыта, выработанных многими поколениями людей, и яв­ляется носителем высокой культуры. Осознание опыта прошлого каждого из народов имеет подлинный смысл не только для познания настояще­го, но и для предвидения будущего, т.к. прошлое, настоящее и будущее взаимосвязаны, взаимообусловле­ны. В народной педагогике верно отражаются мысли, думы, чаяния трудового человека, она является ху­дожественной летописью и хроникой нашей жизни. Г.Н.Волков утверждал: нельзя успешно воспитать личность, не приобщив ее к самобытной педа­гогической культуре своего народа. Жизнь убеждает в том, продолжает свою мысль ученый-педагог, что не­обходимо каждому ценить опыт стар­ших поколений, проявлять серьезное внимание к разуму народа, к его про­грессивным традициям, обычаям, жи­тейским нормам и правилам.

Проблемам народной педагогики с каждым годом отечественные учены­е-педагоги, этнографы и философы уделяют все больше и больше вни­мания. Они подчеркивают важность использования различных элемен­тов педагогического наследия на­рода в воспитании подрастающего поколения, значимость прогрессив­ных народных традиций в развитии педагогики. Можно констатировать, что сегодня проблема подготовки мо­лодежи к жизни принимает более сложный характер. В формировании личности, духовного мира нового человека немалую роль играет усво­ение сокровищ человеческой культу­ры, созданных целыми поколениями людей. Поэтому изучению прогрес­сивных традиций народной педагоги­ки в последнее время, стали уделять значительное внимание. Так, нрав­ственные аспекты этой проблемы отражены в трудах О.С.Богдановой, Р.Г.Гуровой, Б.Т.Лихачева, общие педагогические воззрения различных народов раскрыты в работах А.Л.Бу- гаевой, Э.Р.Хакимова, О.Хухлаевой,

З.Б.Цаллаговой; немало исследо­ваний посвящено этнопедагогике народов Ближнего зарубежья: тру­ды А.Э.Измайлова - педагогическим воззрениям народов Средней Азии и Казахстана, А.Ш.Гашимова - азер­байджанской народной педагогике, Л.Ф.Хинтибидзе - грузинской народ­ной педагогике и т.д.

Как видим, в наши дни этнопеда­гогика обретает второе дыхание. Ученые не только России, но и стран Ближнего Зарубежья уделяют при­стальное внимание исследованию проблем этнопедагогики, но в этом ученом сообществе голос Сухомлинского особенно заметен, уникален и неповторим.

1.2 Интерпретация педагогических взглядов В. А. Сухомлинского в контексте субъектно-развивающей социализации обучающегося

Социокультурные преобразования российского общества (общества, основанного на знаниях), интенсивное развитие рынка труда (новая экономика интеллектоемких техноло­гий, лидерства и инноваций), определяющие смену и усложнение отношений и взаимо­связей в постиндустриальном социуме, переоценку ценностных ориентаций и пересмотр традиционных установок жизнедеятельности подрастающего поколения, актуализируют необходимость осмысления целей и задач субъектно-развивающей социализации обучаю­щегося образовательной организации. Вне обоснования процесса субъектно-развивающей социализации обучающегося достаточно сложно разрешить проблему опережающей подго­товки «инновационного» выпускника образовательной организации к жизни в динамично об­новляющихся сферах инфраструктуры российской действительности, формирования у него ориентационных и адаптационных свойств, позволяющих адекватным образом реагировать на вызовы глобального социально-экономического развития общества, накапливать опыт активных действий по освоению современной социальной действительности.

Субъектно-развивающая социализация обучающегося представляет собой непрерывный процесс осознанного усвоения культурного опыта общества, социально значимых ценно­стей, норм, образцов поведения при активной роли субъекта образования, его устремлен­ности к самоопределению, самореализации, саморазвитию, обусловленный продуктив­но-рефлексивными способами поведения личности в структуре общественных отношений. Данный процесс детерминирован всем ходом развития человечества, определяется типом социальных отношений, социокультурой, способом жизнедеятельности, взаимодействием субъекта и социума. Каждая ступень развития социума трансформирует социокультурное пространство ценностей, систему взаимоотношений, нормативов и установок, путей освоения образовательных и социальных ролей, направления изменения функционала агентов и институтов субъектно-развивающей социализации.

Глобальные тенденции модерниза­ции социокультурных процессов, происходящих в обществе, предопределяют становление определенного типа социализированного обучающегося с его характерными чертами (до- индустриальный социум с преобладающими отношениями личной зависимости от господ­ствующего класса и подчинения обусловливает формирование пассивности, догматизма мышления и способов поведения обучающегося как объекта процесса социализации; в ин­дустриальном обществе ценным выступает личная независимость, принадлежность обуча­ющегося как субъекта социализации к определенной субкультуре, коллективный индивиду­ализм; постиндустриальное общество, «общество знаний», «информационное общество» актуализирует непрерывное обучение, самосовершенствование и творчество, активность в достижении оптимального уровня субъектно-развивающей социализации).

Осмысление идей субъектно-развивающей социализации обучающегося образователь­ной организации социально обусловлено в контексте внешних факторов прогрессивного развития социума: культурных (сохранение и передача «культурного гена», обеспечиваю­щего установление универсальных нормативов, традиционных установок, обычаев, спосо­бов поведения, выкованных культурным наследием социума и образовательной практики, формирование планетарного самосознания человечества, достижение качества становления развивающейся личности обучающегося, ценностно-смысловую ориентированность в кон­тексте культуры); социальных (направленность социокультурных изменений в обществе, модернизация содержания основного функционала социальных институтов, пересмотр нор­мативов жизнедеятельности подрастающего поколения, ориентир на успешную интеграцию обучающегося в многообразие реалий действительности, расширение сфер самореализации и самоутверждения, апробация вариативных социально-образовательных практик подготов­ки обучающегося к оптимальной жизнедеятельности в обществе с учетом тенденций госу­дарственной политики и существующей образовательной парадигмы).

В этой связи значимым выступает обоснование диалектического единства преемствен­ности «традиций (прошлого) — инноваций (настоящего и будущего)», отражающего про­цесс передачи накопленного педагогического наследия в современную образовательную практику (основанный на прошлых передовых разработках, ориентированный на реалии сегодняшнего дня, устремленный в будущее), в комплементарном синтезе составляющий значимый компонент функционирования научного знания в контексте развития идей субъ­ектно-развивающей социализации обучающегося образовательной организации.

Этапность общественного и образовательного прогресса задает возникновение нового качества субъ­ектно-развивающей социализации обучающегося. Современный социализированный обу­чающийся не представляется хуже или лучше обучающегося предыдущего поколения, он просто является другим. Ему предстоит жить в обществе знаний, приоритетом в котором выступает компетентность и информация, поэтому ему необходимо ускоренное освоение социокультурного опыта общества, приобретение обширных междисциплинарных знаний, определяющих нацеленность социальных установок на непрерывное образование, освоение культуры, развитие «компетентности к обновлению компетенций», формирование спосо­бов инновационного поведения в соответствии с тенденциями развития общества.

Актуальными при этом выступают позиции В. А. Сухомлинского, который определяет за­дачу образовательной организации как не просто передачу знаний, но открытость перед каждым субъектом образования, даже характеризующимся заурядностью и затруднениями в интеллектуальном развитии, тех сфер развития его духа, «где он может достичь верши­ны, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоин­ства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым». Обучающийся образовательной организации рассматривается при этом в контексте активной, самостоятельной, социально адаптированной личности, соизмеряющей собственные потребности и общественные (госу­дарственные) интересы.

Образовательная практика школы нуждается в целостном анализе творческого насле­дия отечественной педагогической мысли и современных подходов к оптимальной модели субъектно-развивающей социализации обучающегося, которые в интеграционном единстве, реальной полноте и целостности конденсируют в себе традиции и инновации, оригинальные подходы к решению становления индивидуально-личностных качеств, широкого мировоз­зренческого и культурного кругозора социализированного обучающегося, формирования социально ориентированных мотивов и инновационного мышления, накопления социаль­ного опыта личностно-средового взаимодействия. При этом система образования мыслится как «вход во дворец, имя которому — знания, образованность, приобщение к богатствам человеческой культуры, рассматриваемые как величайшее благо нашего строя, нашего общества..и обязательные для любого представителя молодого поколения страны[9].

Обращенность в прошлое и осмысление опыта современной образовательной практики обусловливают характер субъектно-развивающей социализации обучающегося в контексте постепенного изменения идейно-смыслового стержня ее интегральной природы как мас­штабного и многоуровневого процесса, играющего значимую роль в жизнедеятельности как социума, обусловливая сохранение социальной культуры, самовоспроизводство обществен­ной жизни, так и обучающегося, приобретающего качества, которые необходимы для жизнеосуществления в обществе. «Традиционность — инновационность» во взаимопроникно- венной преемственности идей субъектно-развивающей социализации обучающегося задают определенную систему социокультурных взаимосвязей, образовательных ориентиров, от­ношений освоения, усвоения, присвоения образовательного и социального опыта, воспро­изводства традиционных и новационных матриц социального поведения, обусловливают повышение уровня адаптации предоставляемых образовательных услуг к обновлениям, про­исходящим в постиндустриальном социуме и соответственно в системе образования. Прое­цируясь друг на друга, традиции и инновации конструируют специфичное образовательное пространство для передачи социокультурных знаний обучающемуся в образовательной ор­ганизации с учетом преемственности в педагогических воззрениях и накопленном педагоги­ческом опыте, в рамках которых осуществляется совершенствование и упорядочение имею­щихся в науке идей субъектно-развивающей социализации обучающегося.

Так, например, принципиально важными для развития идей субъектно-развивающей социализации обучающегося в образовательной организации являются позиции В. А. Сухомлинского о приоритетности гуманизации в образовании, признании обучающегося выс­шей ценностью воспитания и обучения как единого процесса; необходимости организации творческой деятельности сплоченного коллектива педагогов со-единомышленников и обу­чающихся; нацеленности на расширение мировоззренческих представлений обучающегося, развитие у него критичности мышления, умений и навыков самостоятельного освоения и использования информации, приобщение к способам самообразовательной деятельности и стимулирование инициативы[10]. Субъектно-развивающая социализация обучающегося в образовательной организации в данном контексте рассматривается как педагогически со­провождаемый и вместе с тем лично регулируемый процесс, обусловливающий становление качественно иного статуса современного обучающегося как социально успешного, самосто­ятельного и ответственного, гармонично развитого участника учебного процесса[11].

Обращаясь к наследию гения — В. А. Сухомлинского, подчеркнем его мысль о значимо­сти гармонического развития обучающегося, во-первых, «как творца в сфере материального производства и в сфере духовной жизни общества, во-вторых, как потребителя материаль­ных и духовных благ, в-третьих, как нравственной и культурной личности, как ценителя и бережливого хранителя культурных ценностей, созданных человечеством, в-четвертых, как активного общественного деятеля, гражданина и, наконец, как создателя новой семьи, построенной на высокой моральной основе»[12]. При этом субъектно-развивающая социализация рассматривается как «закономерно-планомерный процесс передачи социу­мом накопленного социального и образовательного опыта обучающемуся, предполагающий «авторство» субъекта образования (т.е. матрица эталонов субъектно-развивающей социа­лизации задает индивидуальное построение пути собственного развития обучающегося), включающий его в систему социальных отношений в социуме, призванных выявлять, куль­тивировать индивидуальный потенциал личности, ее творчество, индивидуальную креатив­ность[13].

Использование идей Сухомлинского определяет организацию особой деятельности пе­дагога, «заботливо» сопровождающего процесс субъектно-развивающей социализации обу­чающегося в образовательной организации, гармонизируя его взаимоотношения с «Други­ми» в целях расширения сфер общения, познания и деятельности (с окружающим миром, микро- и макросредой), минимизируя препятствия, школьные неврозы, проблемные обла­сти обучения и воспитания, осложняющие активизацию механизмов саморазвития индиви­да. Фасилицирующее взаимодействие педагога и обучающегося организуется в контексте «очеловечивания знаний», «гармонии трех начал: надо, трудно, прекрасно» (синтезируя ум­ственный, духовный и физический труд обучающегося), «радости познания» (жить, чтобы мыслить в напряжении человеческого духа; плоды поиска, творчества, труда мысли, души), «чувствования духовного мира каждого обучающегося», объединения множества интересов и увлечений при осуществлении эмоционально-интеллектуальной эстафеты («знания педа­гога — чувство педагога — чувство обучающегося — знание обучающегося»), выстраива­ния «взаимоотношений духовного общения умудренного жизнью наставника и его питомца на основе обмена духовными ценностями, взаимной отдачи сердечной доброты, участливо­сти»[14].

Успешность субъектно-развивающей социализации обучающегося определяется на основе взглядов В. А. Сухомлинского в контексте характеристик результативности деятель­ности педагога:

1) его готовности к реализации нововведений при организации учебно-вос­питательного процесса;

2) вариативности использования нововведений, способности бы­строй ориентировки в изменяющейся ситуации;

3) исследовательских умений, выраженных в широте научных интересов, интересе к самообразованию, устремленности расширить ди­апазон имеющихся знаний;

4) способности к сотрудничеству, передаче опыта, не замыкаясь в собственном образовательном пространстве;

5) конструктивности как качества, которое способствует пополнению идей, поиску путей разрешения поставленных задач, достижению результативности педагогической деятельности;

6) мобильности в организации учебно-вос­питательного процесса, выражаемой в варьировании методов, форм, средств обучения и воспитания с учетом состояния образовательной практики, психологического комфорта в образовательной организации;

7) использования приемов поддерживающего, корректирую­щего обучения, позволяющего воссоздать реальность жизненных ситуаций, применять до­ступные обучающемуся методы рефлексии и самооценки;

8) толерантности как спокойного восприятия всевозможных ошибок, просчетов, стимулирования проявленности инициативы;

9) умения осуществлять индивидуально-личностный подход к обучающемуся, выражаемый в воздержании от преждевременных оценок способностей, уровня его знаний;

10) позитив­ного отношения к личности обучающегося, принятия его таким, какой он есть[15].

Таким образом, интерпретация педагогических взглядов В. А. Сухомлинского в контек­сте субъектно-развивающей социализации обучающегося, рассмотренных с учетом образо­вательных тенденций постиндустриального социума и преемственности накопленных педа­гогических знаний и опыта определяют качественное преобразование в осмыслении явлений и взаимообогащении педагогических воззрений относительно: предоставления современ­ному обучающемуся как наследнику предшествующей культуры человечества — субъекту собственной жизнедеятельности, субъекту образования, выбор многообразия нравственных ценностей, позитивных смыслов освоения социальной действительности; значимости ор­ганизации «фасилицирующих отношений» гармонизации личностно-средового взаимодей­ствия обучающегося и социума, инициирующих выработку собственного стиля мышления, перспективных ориентиров и логику действий в системе образования, направленность продуктивной жизнедеятельности в социуме, вариативность индивидуальных способов соци­ально-личностного становления, раскрытие в обучающемся способности к творческому са­моразвитию и самореализации на уровне социальных отношений, поведения, социального взаимодействия, социального самоконструирования, самореализации.

ГЛАВА 2 ВЗГЛЯДЫ СУХОМЛИНСКОГО НА НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ И НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 Развитие взглядов В.А. Сухомлинского на начальную школу в практике современного учителя

«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подго­товка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповто­римая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за ру­ку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком ста­нет сегодняшний малыш»[16]. Эти слова В.А. Сухом- линского из книги «Сердце отдаю детям» мы, студентки факультета педагогики и методики начального обучения педагогического ин­ститута имени А.И. Герцена, впервые прочитали сорок лет назад. Тогда мы имели за плечами собственный десятилетний опыт обуче­ния в школе и были полностью с этими словами согласны. После окончания института находили книгах В.А. Сухомлинского ответы на вопросы, которые неизбежно возникали при работе в школе. Пе­дагогическая деятельность вновь и вновь возвращала нас к текстам Василия Александровича как ориентиру гуманной педагогики.

Первая публикация книги В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» состоялась в 1969 году, в 1974 году книга была отмечена Государственной премией в области науки и техники, в последую­щие годы переиздавалась более 60 раз, вышла на 32 языках народов мира. И хотя прошло полвека, мысли, высказанные В.А. Сухом- линским, в современном мире не только не утрачивают актуально­сти, они становятся руководством к действию в обществе, назван­ном социологами тревожным.

Что из педагогического наследия В.А. Сухомлинского является наиболее значимым в жизни современной школы?

Нами проведен контент-анализ писем поддержки современного учителя бывшими его учениками - выпускниками разных лет. Сей­час это взрослые люди, уже ставшие родителями и обеспокоенные судьбой современного образования. Письма поддержки помогли выявить основные признаки, значимые для развития личности че­ловека и делающие современную начальную школу привлекатель­ной для детей и родителей.

Забота о людях, ответственность за людей

В современном мире учитель не является единственным источ­ником информации, есть книги, телевизор, Интернет. Хорошо, если маленький человек радостно бежит в школу общаться - с новыми знакомыми, с учителем. Потом постепенно приходит интерес к учё­бе, в том случае, если учитель вместе с родителями сможет помочь ребёнку полюбить учиться. В этом большую роль играют склады­вающиеся отношения. Не зря говорят: ребёнок любит не математи­ку, а учителя, который математику ведёт. Именно отношения и воз­можность научиться их устанавливать делает школу привлекатель­ной и нужной сегодня, и важной для всей будущей жизни ребят[17].

Василий Александрович выделял как главную силу, объединя­ющую людей в коллективе, заботу человека о человеке, ответствен­ность человека за человека[18], особо подчеркивая значение млад­шего школьного возраста в воспитании человечности и нравствен­ную силу творения добра для людей.

В наших классах каждую неделю проводится общий сбор, где планируется и обсуждается жизнь коллектива. Ребята вместе с учи­телем думают, как сделать окружающую жизнь лучше, решают, ко­му нужна помощь, забота. Такими людьми - «объектами заботы» - становятся родители, учителя и ребята нашей школы, дети из дет­ских садов и интернатов, инвалиды и ветераны. Для них мы прово­дим праздники, готовим концерты, ставим спектакли. И ребята взрослеют в таких делах, чувствуют себя значимыми.

Из писем выпускников: «Уже в таком маленьком возрасте мы учились общаться, выслушивать чужое мнение и отстаивать свое. На этих сборах мы пели хором песни, и я, как, наверное, и каждый, чувствовал себя частью большой и дружной семьи» (Володя С.); «Я навсегда запомню тот день, когда нас впервые познакомили с необычными детьми (инвалидами), первое впечатление было неоднозначным. Сейчас я понимаю, что именно это научило меня состраданию, сочувствию и уважению» (Ксюша В.); «Осталось ощущение причастности к чему-то общему, объединяющему, ра­дость от получившегося результата» (Максим И.); «Мы учились думать, и думать не только о себе, учились делать выводы, помнить, что мы все разные и имеем на это право» (Оля Ш.); «Чувствовать ответственность за того, кто рядом, я научилась в школе. А ещё у меня появилась ответственность за тех, кому хуже, чем мне. На всю жизнь запомнила посещения ветеранов и больных людей, за­помнила их трогательную благодарность и слезы умиления от того, что сделала для них я. Это был очень ценный опыт» (Наташа М.)

Ценность каждого человека для коллектива

В книге «Разговор с молодым директором школы» В.А. Сухомлинский писал: «Коллектив не является чем-то аб­страктным и безликим; он состоит из личностей... влияние одной личности на другую и выражается в том, что в ней есть что-то непо­вторимое, непохожее на других людей».

В коллективе современной начальной школы каждый ребенок значим, потому что он не повторим, он - особенный. При обсужде­нии разных событий и ребята, и взрослые рассказывают друг о дру­ге, вспоминают, кто и что интересного предложил и сделал, дума­ют, кому сказать спасибо за особенный вклад в общую деятель­ность, в общую заботу. Ценность коллектива - в утверждении в каждом уважения к самому себе, в развитии чувства собственного достоинства.

Из писем выпускников: «Класс живет и дышит каждым учени­ком, каждый имеет свою ценность и может ее развивать, и все ему помогают» (Варя Б.); «Нам давали понять, что каждый человек ин­дивидуален, показывая всем остальным лучшие его стороны. Кто-то хорошо рисует, а кто-то поет, кто-то умеет кататься на горных лы­жах, а кто-то хорошо танцует или просто очень добрый и отзывчи­вый. И каждый чувствовал себя значимым и был более уверен в се­бе» (Володя С.).

Ответственность за свои решения

Значимая для окружающих людей коллективная деятельность приучает ребят с первых дней школьной жизни брать на себя ответ­ственность. Важно не подвести товарищей, хорошо сделать то, за что отвечаешь.

Из писем выпускников: «Было интересно взять на себя обяза­тельство. И это было трудно, потому что заведено было так: сказал - сделал. Сейчас это называют самоуправлением, и некоторые го­ворят, что в средней школе дети еще не доросли до самостоятель­ных решений. Нас дорастили до этих решений в начальной. Нас учили принимать взрослые решения в детских вопросах, оставляя за нами право оставаться детьми».

Взаимодействие с родителями

Книга «Сердце отдаю детям» В.А. Сухомлинского убеждает в необходимости педагогического образования для родителей дош­кольников. В Павлышской школе считали, что с родителями надо много говорить о воспитании, пока ещё ребенок не учится в школе, и поэтому открыли школу для отцов и матерей детей от 2 до 6 лет.

В нашей школе проводятся совместные занятия с дошкольни­ками - детьми 6-7 лет - и их родителями. Дети и родители знако­мятся со школой, учителями и учениками, ходят на занимательные уроки. Много времени и сил требует изучение детей и родителей класса, установление товарищеских отношений и анализ складыва­ющихся ситуаций. Большое значение имеет общение с родителями, благодаря которому и складываются дружеские отношения. На родительских собраниях устанавливается теплая творческая атмо­сфера, в которой возникают идеи новых проектов, рождаются спек­такли и квесты. Родители, как и дети класса, участвуют в подготовке и проведении классных дел, их добрые дела подмечаются детьми, которые берут пример со взрослых. Хорошее не проходит незаме­ченным (это основной педагогический секрет). День начинается с общей песни и вопроса: «Дети, что нового вы заметили в классе?» Родители чувствуют заботу о собственном ребенке и внимание к себе и заботятся друг о друге и учителе.

Из писем выпускников: «То невероятное количество событий и творческих заданий, которыми я жила в начальной школе, сплотило мою семью. Родители никогда не проверяли моих домашних зада­ний, но мы всей семьёй готовили костюмы, рисовали плакаты, ис­кали иллюстрации к сочинениям» (Наташа М.); «В классе устраива­лись чаепития, в которых принимали участие наши родители. Это создавало атмосферу почти семейного уюта и дружелюбия» (Маргоша Р.); «Родители сопровождали детей на экскурсиях, в выездах за город, помогали оформлять учебные стенды, рисовали, делали фотографии, приглашались на все праздники, многие приходили с младшими детьми. Важно, чтобы родители не теряли контакт с ре­бенком, не просто смотрели, как он растет, а участвовали в его жиз­ни, видели, как он общается со сверстниками, видели его старания и достижения (Володя С.).

Из всего этого и складывается настоящая, яркая, самобытная, интересная школьная жизнь - насыщенная, наполненная массой впечатлений и дел.

Из писем выпускников: «Нам прививали любовь к красивому и учили нас замечать волшебство вокруг. Например, однажды зимой вместо обычного начала первого урока нам вдруг сказали; «Смот­рите, как красиво снег падает на фоне фонаря». И мы погасили свет, столпились у окна и смотрели. Каждую зиму я по несколько раз вспоминаю то утро» (Маргоша Р.); «У нас был праздник «15 рес­публик, 15 сестёр». Надо было выбрать какую-нибудь союзную республику, узнать о культуре этой страны, совместно с друзьями подготовить о ней рассказ, смастерить национальный костюм, оформить газету, станцевать на празднике национальный танец. Это был праздник. И это было воспитание патриотизма, а также толе­рантности к чужим культурам» (Наташа М.); «Начальную школу я вспоминаю с радостью, ведь каждый день был для меня как празд­ник, очень желанный и долгожданный. Мне настолько нравилось ходить в школу, что во время болезни я была самым несчастным ребенком на свете» (Ксюша К.).

Роль классного руководителя

Отношения в коллективе, организация жизни и коллективная деятельность не возникают сами по себе. Не случайно Сухомлин- ский в своих произведениях вновь и вновь возвращается к главной фигуре школы - воспитателю классного коллектива, считая, что для учеников он должен быть товарищем, единомышленником, увле­ченным интересной деятельностью. И среди всех воспита­телей выделяет учителя начальных классов, подчеркивая: «Он дол­жен быть для ребенка таким же дорогим и родным человеком, как мать».

Из писем выпускников: «Мир, огромный и интересный, с Вами становился понятней и безопасней. Сейчас я с удивлением пони­маю, что я знаю больше, смотрю шире, и вникаю глубже, чем мно­гие вокруг (Оля К.); «Все, чему Вы нас научили, бесценно. Мне сложно представить, как бы сложилась моя жизнь, не будь в ней Вас. Ваше отношение к нам и к окружающему миру было хорошим примером. Сейчас мне 21 год, и я абсолютно счастливый человек! Я живу и наслаждаюсь жизнью. Я люблю эту жизнь, я занимаюсь любимым делом и никуда не спешу. У меня, как и у всех людей, бывают проблемы, но я отношусь к ним проще, ведь это не конец света. Я до сих пор уверена, что дружба и любовь спасут мир. Я считаю, что обучение у Вас сыграло большую роль в том, как сложилась моя жизнь» (Ксюша В.); «Именно Вы научили меня ду­мать, анализировать и понимать. У Вас получилось сделать из нас не просто класс, а лучших друзей. На протяжении многих лет мы так же общаемся и поддерживаем связь, готовые помочь друг другу в любой момент (Саша Т.)

Перечитывая произведения В.А. Сухомлинского, соотнося тео­ретические положения классика педагогики с воспоминаниями вы­пускников школы, мы ещё раз обнаружили важность начальных лет школьной жизни. Были выявлены значимые для личностного разви­тия признаки современной начальной школы, такие как: забота о людях и ответственность за них, ценность каждой личности в кол­лективе, ответственность за свои решения, взаимодействие с роди­телями, интересная школьная жизнь и роль в этой жизни классного руководителя.

2.2 Актуальность взглядов В.А. Сухомлинского в современном нравственно-патриотическом воспитании дошкольников через проектную деятельность

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активи­зации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувство­вать и сопереживать. В этом возрасте возникают большие возмож­ности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. В.А. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красо­ты и величия.

Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. «Патриотизм - чувство самое стыдливое и деликатное... Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрестках. Лучше - молча трудись во имя ее блага и могущества».

Патриотическое воспитание может служить основой для обо­гащения словарного запаса, формирования навыков правильного употребления грамматических категорий, развития связной речи детей.

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошколь­ников являются:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Патриотическое воспитание дошкольников по Сухомлинскому.

Патриотизм - любовь к своему народу, семье, к родной приро­де, родному городу или селу, к родному слову; чувство долга, от­ветственности и верности своей Родине; стремление отдать силы на преобразование Родины; ненависть к врагам Родины.

Патриотические ценности - Родина (Отечество) - «человек», «смысл жизни», «труд», «долг», «семья», «родное слово», «красо­та», «любовь», «верность», «традиции», «народ» и др.

В нашем ДОУ в течение нескольких лет создан и действует проект «Плюшевый мишка». Почти у каждого ребёнка есть игрушка - плюшевый мишка. С ним хочется и спать, и есть, и гулять, и, мо­жет быть, даже купаться. Ребенок готов таскать своего друга везде с собой, разговаривая с ним, ухаживая за ним, обучая его.

Участники проекта: дети средней, старшей и подготовительной к школе групп, воспитатели групп, родители воспитанников, учите­ля начальных классов, педагоги дополнительного образования.

Вид проекта: социально-познавательный.

Цель проекта: приобщение дошкольников к культуре стран Мира, городов нашей страны и родного города Выборга.

Задачи проекта:

  • дать первоначальные географические представления о карте мира, о больших и малых городах нашей страны;
  • развивать у воспитанников познавательный интерес к исто­рии родного города, достопримечательностям, символике, традициям.
  • формировать у воспитанников патриотическое чувство гор­дости за свой край, город.
  • привлечь родителей к совместной деятельности по реализа­ции проекта.
  • создание условий для ознакомления с другими странами и городами России с помощью обмена плюшевыми мишками.

Ожидаемые результаты:

  1. Привлечены семьи воспитанников, расширены их знания и представления о родном городе.
  2. Сформированы и обогащены знания детей об истории горо­дов сотрудничества и родного города, их культурных ценностей.
  3. Дети ознакомлены со странами зарубежья и другими горо­дами нашей страны, их культурой, достопримечательностями.
  4. Воспитаны нравственно-патриотические качества дошколь­ников посредством любви и гордости к своей малой Родине.

Черты гражданина-патриота по В.А. Сухомлинскому: гармония разума, мыслей, идей, чувств, поступков; убеждённость.

Таблица 1 - Реализация проекта по развивающим областям

Социально- коммуника­тивное разви­тие

1. Решение проблемной ситуации.

2. Знакомство детей с родным городом Выборгом: обогащение в группах уголков по патриотическому воспитанию по теме «Моя малая родина - Выборг».

  1. Чтение литературы и рассматривание иллю­страций, символики, достопримечательностей горо­да Выборга.
  2. Просмотр фильмов, презентаций и видеороли­ков о Выборге. Прослушивание гимна и песен о г. Выборге.
  3. Экскурсиии (примерные виды экскурсий):
  • для изучения ландшафта: городской парк «Бата­рейная гора», парк «Монрепо» и др.;
  • по местам воинской славы: экскурсия на Красную площадь, на площадь Выборгских полков и др.;
  • для изучения символики г. Выборга: экскурсия к лосю, Железнодорожная площадь и др.
  1. Межсетевое взаимодействие.
    1. МБУК «Межпоселенческая библиотека Муни­ципального образования «Выборгский район» Ле­нинградской области».

Примерные темы: «Выборг, глазами детей», «Вы­борг - город воинской славы», «Ленинградская об­ласть - наш край родной» и др.

    1. МБУК «Историко-культурный музейный центр города Выборга». Примерные темы: «Выборг - глазами туристов», «Карельский быт», «Карельская семья» и др.

4.3. «Гильдия экскурсоводов»: игра-квест «Старый город Выборг».

4.4 Выборгский театр драмы и кукол «Святая кре­пость».

Познаватель­ное развитие

Непрерывная образовательная деятельность «Мой город». Примерные темы: «Достопримечательности г. Выборга», «Водоемы Ленинградской области», «Символика г. Выборга», «История г. Выборга» и др.

Речевое развитие

Беседы. Составление описательного рассказа о до­стопримечательностях г. Выборга. Пересказ легенд, истории о символах и исторических местах г. Выборга.

Художествен­но- эстетическое развитие

Создание продуктов детского творчества с симво­ликой и (или) достопримечательностями г. Выборга. Выставка детско-родительских работ на тему «Наш город Выборг».

Физическое развитие

Пешие экскурсии по городу. Подвижные игры.

Международные реализованные проекты

Сотрудничество с США (2014-2015 уч. г.). Участниками про­екта были приобретены игрушки: бурый мишка и мишка с симво­лом Олимпиады в Сочи 2014 года, символика города Выборга и т. д.

Американские дети, имеющие различные нарушения: опорно­двигательные, инвалиды по слуху и зрению, - в ответ прислали нашим детям долгожданную посылку со своими рисунками и дру­гими подарками.

Сотрудничество с Израилем (2015-2016 уч. г.). Нам рассказа­ли много интересного о детских садах, о школах, о военной подго­товке, о климате, о жизни, о быте израильского народа. Образова­ние в детских садах построено на изучении религиозных праздни­ков, песен, танцев. Посещение государственного детского сада - обязательное условие. Дети идут в детский сад с трёх лет, в школу - с пяти с половиной - шести лет.

Сотрудничество с Финляндией (2016-2017 уч. г.). К нам в детский сад приехали родители с детьми, которые представляли один из детских садов Финляндии. Финские гости привезли плю­шевого мишку с символом Финляндии, сладости и рисунки фин­ских детей. В музыкальном зале мы вместе пели песни о дружбе и танцевали. Показали гостям наш детский сад.

Сотрудничество с Черногорией (октябрь, 2017 г.). В Черного­рии дети изучают с детского сада четыре языка: английский, серб­ский и два на выбор. В школу идут с шести лет. Дети и педагоги с любовью собрали и прислали нам гербарий экзотических растений, рисунки, национальные сладости. В ответ мы отправляли посылку, отражающую особенности нашего города, нашей страны.

Сотрудничество с Китаем (2017-2018 уч. г.). Из Китая нам прислали множество фотографий, видео о работе детского сада из города Shenzhen. Мы переписываемся с детским садом спортивной направленности. В саду 6 групп по 35-36 детей в каждой. В группе работают три воспитателя, на занятия детей делят на две, а иногда на три подгруппы. Развита исследовательская деятельность. Как и все дети мира, очень любят слушать сказки, читать книги. В мае мы отправили посылку в Китай. К началу учебного года будем с нетер­пением ждать ответную.

Проекты по России:

«Шадринск (дети с ОВЗ) - Выборг» (2015-2016 уч. г.).

«Выборг - Санкт-Петербург (дети с ТНР)» (2016-2017 уч. г.). «Выборг - Екатеринбург» (2016-2017 уч. г., январь - март).

«Выборг - Уфа» - (2017-2018 уч. г., два проекта - декабрь - февраль).

«Выборг - Киров» (2017-2018 уч. г., апрель - май).

«Выборг - Далматово, Курганская область» (2017-2018 уч. г).

Подробнее с реализованными проектами можно ознакомиться в социальных сетях https://ok.ru/detskor, https://vk.com/club135460107. Мы не только сами активно участвуем в проекте, но и помогаем другим детским садам и школам найти партнеров для сотрудниче­ства. Приглашаем педагогов присоединиться к нашим проектам. У нас красивые благодарности для организаторов проекта.

В ходе реализации проекта мы проводили мониторинг знаний детей. С его помощью определяем следующие представления детей о малой Родине:

И даже футурологическая направленность его работ приобретает Вселенский, во - истину, Космический характер. В своих последних произведениях Василий Александрович как бы мысленно воспаряет над Павлышом, над Украиной, над СССР. Он не укладывается в прокрусто­во ложе ни одной из педагогик, ни европейской, ни советской, ни укра­инской, ни народной. Более того, ни одной из парадигм: ни свободного воспитания, ни трудовой школы, ни тем более школы учебы.

У В.А.Сухомлинского определённо начинает формироваться целостная и самобытная философско-педагогическая система ин­тегрального характера. Более того, в его работах остро чувствуется новая личностно-экзистенциальная проповедническая позиция. Кста­ти, заметим, что эта тенденция была с тревогой встречена официаль­ной педагогикой. Ведь не случайно приснопамятная погромно­установочная статья Б.Т.Лихачева в «Учительской газете» называлась «Нужна борьба, а не проповедь». И основой этой проповеднической позиции являлось то, что в результате своей многолетней педагогиче­ской деятельности В.А.Сухомлинский в полной мере убедился в её правомерности и продуктивности.

Второго сентября 1970 года завершился земной путь Василия Александровича Сухомлинского, и началась его жизнь в вечности, которая будет продолжаться, пока существует тёплый Мир Детства, надёжным защитником которого он так самозабвенно был.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате решения выше стоящих задач, были получены следующие выводы:

Как видим, в наши дни этнопеда­гогика обретает второе дыхание. Ученые не только России, но и стран Ближнего Зарубежья уделяют при­стальное внимание исследованию проблем этнопедагогики, но в этом ученом сообществе голос Сухомлин- ского особенно заметен, уникален и неповторим.

Интерпретация педагогических взглядов В. А. Сухомлинского в контек­сте субъектно-развивающей социализации обучающегося, рассмотренных с учетом образо­вательных тенденций постиндустриального социума и преемственности накопленных педа­гогических знаний и опыта определяют качественное преобразование в осмыслении явлений и взаимообогащении педагогических воззрений относительно: предоставления современ­ному обучающемуся как наследнику предшествующей культуры человечества — субъекту собственной жизнедеятельности, субъекту образования, выбор многообразия нравственных ценностей, позитивных смыслов освоения социальной действительности; значимости ор­ганизации «фасилицирующих отношений» гармонизации личностно-средового взаимодей­ствия обучающегося и социума, инициирующих выработку собственного стиля мышления, перспективных ориентиров и логику действий в системе образования, направленность продуктивной жизнедеятельности в социуме, вариативность индивидуальных способов соци­ально-личностного становления, раскрытие в обучающемся способности к творческому са­моразвитию и самореализации на уровне социальных отношений, поведения, социального взаимодействия, социального самоконструирования, самореализации.

Перечитывая произведения В.А. Сухомлинского, соотнося тео­ретические положения классика педагогики с воспоминаниями вы­пускников школы, мы ещё раз обнаружили важность начальных лет школьной жизни. Были выявлены значимые для личностного разви­тия признаки современной начальной школы, такие как: забота о людях и ответственность за них, ценность каждой личности в кол­лективе, ответственность за свои решения, взаимодействие с роди­телями, интересная школьная жизнь и роль в этой жизни классного руководителя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Митрофанова И. И. Особенности профессиональной социализации личности студента в системе высше­го образования : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Хабаровск, 2004. 22 с.
  2. Нездемковская Г.В. Зарождение и развитие этнопедагогики // Вестник Томского государственного универ­ситета. Вып.325, Томск, 2009
  3. Пак Л. Г. Педагогическое обеспечение субъектно-развивающей социализации студента : дис. ... д-ра пед. наук. Оренбург, 2011. 426 с.
  4. Пак Л. Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания. М. : Спутник, 2010. 178 с.
  5. Сухомлинский В. А. Воспитание личности в советской школе. Киев : Радянська школа, 1965. 367 с.
  6. Сухомлинский В. А. Обучение и воспитание — в единый поток // Радянська школа. 1963. № 11. С. 11—20. На укр. яз.
  7. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе. М. : Просвещение, 1979. 393 с.
  8. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в Рос­сии. М., 1999.
  9. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. М. : Просвещение, 1982. 206 с.
  10. Сухомлинский В.А. Как воспи­тать настоящего человека /Избр. про- изв. - В 5-ти т. - Т. 2. - Киев, 1979.
  11. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М.: Про­свещение, 1981. - 192 с.
  12. Сухомлинский В.А. Мудрость ро­дительской любви. М., 1988,
  13. Сухомлинский В.А. Народный учитель//Народное образование, 1978, № 6.
  14. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение, 1979. - 393 с.
  15. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа//Избр. произв.-В 5-ти т. - Т. 4. - Киев, 1980.
  16. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1982. - 206 с.
  17. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. - М.: Молодая гвардия, 1978.
  18. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Мн.: Нар. асвета, 1982. - 288 с.
  19. Сухомлинский В.А. Сердце от­даю детям; - Киев: Радянська школа, 1973,
  20. Сухомлинский В.А. Эстетическое воспитание //Избр. произв. - В 5-ти т. - Т. 4. Киев, 1980.
  21. Тузова В.Л. Первый класс - день за днём. СПб.: КАРО, 2002. - 272 с.
  22. Тузова В.Л. Такая чудесная школьная жизнь. СПб.: КАРО, 2007. - 560
  23. Челпаченко Т. В. Дидактическая система В. А. Сухомлинского как целостное педагогическое явление : дис. . д-ра пед. наук. Оренбург, 2012. 403 с.
  1. Сухомлинский В.А. Народный учитель//Народное образование, 1978, № 6.

  2. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа//Избр. произв.-В 5-ти т. - Т. 4. - Киев, 1980. С.131

  3. Сухомлинский В.А. Сердце от­даю детям; - Киев: Радянська школа, 1973, с.26

  4. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа//Избр. произв.-В 5-ти т. - Т. 4. - Киев, 1980.

  5. Сухомлинский В.А. Эстетическое воспитание //Избр. произв. - В 5-ти т. - Т. 4. Киев, 1980. С.24

  6. Сухомлинский В.А. Мудрость ро­дительской любви. М., 1988, с.10

  7. Сухомлинский В.А. Как воспи­тать настоящего человека /Избр. про- изв. - В 5-ти т. - Т. 2. - Киев, 1979.

  8. Нездемковская Г.В. Зарождение и развитие этнопедагогики // Вестник Томского государственного универ­ситета. Вып.325, Томск, 2009 с.16

  9. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в Рос­сии. М., 1999.

  10. Сухомлинский В. А. Воспитание личности в советской школе. Киев : Радянська школа, 1965. 367 с.

  11. Пак Л. Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания. М. : Спутник, 2010. 178 с.

  12. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе. М. : Просвещение, 1979. 393 с.

  13. Митрофанова И. И. Особенности профессиональной социализации личности студента в системе высше­го образования : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Хабаровск, 2004. 22 с.

  14. Сухомлинский В. А. Обучение и воспитание — в единый поток // Радянська школа. 1963. № 11. С. 11—20. На укр. яз.

  15. Челпаченко Т. В. Дидактическая система В. А. Сухомлинского как целостное педагогическое явление : дис. . д-ра пед. наук. Оренбург, 2012. 403 с.

  16. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Мн.: Нар. асвета, 1982. - с.

  17. Тузова В.Л. Первый класс - день за днём. СПб.: КАРО, 2002. - 272 с.

  18. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М.: Про­свещение, 1981. - с.35