Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей (Методы воспитания в системе В.А. Сухомлинского)

Содержание:

Введение

Василий Александрович Сухомлинский – выдающийся педагог, имя которого навсегда вошло в историю науки. Его многочисленные труды по проблемам воспитания, основанные на колоссальном опыте работы в школе, были изданы во всем мире и продолжают привлекать внимание все более широкого круга научной педагогической общественности.

Василий Александрович Сухомлинский родился в 1918 г. на Украине в семье крестьянина. Все четверо детей в семье Сухомлинских стали учителями, преподавателями родного украинского языка и литературы. Василий Александрович начал свою педагогическую деятельность уже в 1935 г., в 17-летнем возрасте, обучая младших школьников. В то же время он учился заочно в Полтавском педагогическом институте.

С 1941 г. В.А. Сухомлинский ушел на фронт Великой Отечественной войны, где получил тяжелое ранение. Однако в 1947 г. он вновь вернулся в школу, где с 1948 г. был назначен директором и проработал в этой должности 22 года, до конца своей жизни.

Павлышская средняя школа, которой Василий Александрович посвятил весь послевоенный период своей жизни, была обычной школой. Сухомлинский внедрил в педагогическую практику данной школы разработанную им воспитательную систему и таким образом сделал ее знаменитой.

Многолетний педагогический труд В.А. Сухомлинского был оценен современниками по достоинству: В.А Сухомлинский был награжден двумя орденами Ленина, многими медалями СССР, званиями Заслуженного учителя УССР и Героя Социалистического труда.

Воспитательная система В.А. Сухомлинского, анализу которой посвящена данная работа, является одной из наиболее гуманных, многогранных и в то же время целостных концепций мировой педагогики.

1. Воспитательная система В.А. Сухомлинского

Василий Александрович Сухомлинский является создателем знаменитой системы воспитания, основанной на многолетнем опыте работы с детьми. Педагогическая концепция В.А. Сухомлинского отличается чрезвычайной гуманностью, разносторонностью и внутренней смысловой целостностью.

1.1. Методы воспитания в системе В.А. Сухомлинского

Одним из наиболее значимых аспектов новаторства воспитательной системы В.А. Сухомлинского является гуманность предлагаемых им методов воспитания: воспитание без наказаний. При этом гуманность педагогической концепции связана не только с моральными принципами автора, но и с целесообразностью ее применения в процессе обучения и воспитания ребенка.

С точки зрения В.А. Сухомлинского, наказание как метод воспитания не приводит к желаемым результатам: «Причина бессилия воспитателя и даже коллектива перед трудным ребенком кроется не в том, что этот воспитанник неисправим, а в том, что самый процесс воспитания идет по ложному пути: воспитатель стремится только искоренять пороки, в лучшем случае предотвращает их возникновение. Опыт (во многих случаях горький опыт) убедил, что таким путем нельзя воспитать стойких нравственных убеждений. С первого дня пребывания в школе надо уметь увидеть и неустанно укреплять, развивать в ребенке все лучшее… Пороки искореняются сами по себе, уходят незаметно для ребенка и уничтожение их не сопровождается никакими болезненными явлениями, если их вытесняет бурная поросль достоинств» [4, стр. 27-28].

Неприемлемость наказания в процессе воспитательной работы детьми  обусловлена тем, что результаты наказания противоречат целям воспитания, нарушая гармонию развития духовного мира ребенка. Дети не склонны осмыслять, исправлять и не повторять ошибки, повлекшие за собой наказание; наказание воспринимается ими как удар по чувству собственного достоинства, парализует стремление к дальнейшим успехам и, самое важное, уничтожает их веру в себя. Психологическая связь между ребенком и воспитателем обрывается, ребенок чувствует себя одиноким. Ответной реакцией на наказание становится озлобление: «Наказание, тем более если справедливость его сомнительна (именно так бывает в подавляющем большинстве семейных конфликтов), огрубляет человеческую душу и ожесточает ее» [4, стр. 37].

Кроме того, наказание порождает страх. Страх имеет свойство закрепляться и возникать повторно в аналогичных условиях. Поэтому эмоциональное состояние страха может приводить к негативным последствиям, накладывающим отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. «Скованный, угнетенный страхом ребенок не может нормально мыслить. В его голове – лишь обрывки процесса мышления. Страх сковывает его речь, и учителю ребенок кажется косноязычным… В подавляющем большинстве случаев ребенок в конце концов избавляется от страха. Но под влиянием страха он в течение нескольких лет не может нормально развиваться. Самые драгоценные годы оказываются утраченными» [4, стр. 42].

Основным видом поощрения и наказания в школе является оценка. Для большинства школьников оценка результатов их работы имеет огромное значение: положительная оценка означает успех, отрицательная – неудачу. Поэтому, согласно собственной педагогической концепции, В.А. Сухомлинский был противником неудовлетворительных оценок как видов наказания. «Напрасный, безрезультатный труд и для взрослого становится постылым, отупляющим, бессмысленным, а ведь мы же имеем дело с детьми. Если ребенок не видит успехов в своем труде, огонек жажды знаний гаснет, в детском сердце образуется льдинка, которую не растопить никакими стараниями до тех пор, пока огонек опять не загорится (а зажечь его вторично – ой как трудно!); ребенок теряет веру в свои силы, застегивается, образно говоря, на все пуговицы, становится настороженным, ощетинивается, отвечает дерзостью на советы и замечания учителя. Или еще хуже: чувство собственного достоинства у него притупляется, он свыкается с мыслью, что ни к чему не имеет способностей» [5, стр. 142].

В качестве альтернативы наказанию В.А. Сухомлинский предлагает методы обучения и воспитания, окрашенные положительными эмоциями ребенка: поощрение желания ребенка «быть хорошим» (получать одобрение воспитателя), стремления быть первым, любознательности. Именно эти качества являются движущими силами обучения и воспитания.

Каждому ребенку присуща жажда заслужить одобрение воспитателя, выглядеть в глазах взрослого в положительном свете. Ради достижения такой цели ребенок готов приложить максимум усилий. В.А. Сухомлинский строит свою воспитательную систему на основании этого позитивного стремления детей: «Гуманное отношение к ребенку означает понимание учителем той простой и мудрой истины, что без внутренних духовных усилий ребенка, без его желания быть хорошим немыслима школа, немыслимо воспитание» [4, стр. 26].

Желания ребенка «быть хорошим» выражается в том числе в его желании быть самым лучшим, стремлении к первенству. На основании многолетнего опыта В.А. Сухомлинский пришел к выводу, что все дети своеобразно талантливы и любой из них способен достичь лучших результатов в том или ином виде деятельности. Поэтому поощрение стремление ребенка к первенству является одним из условий гармоничного воспитания и развития уникальных талантов каждого ребенка: «Желание быть первым в учении, в творческом труде – это благородная человеческая черта, которую воспитателю необходимо всячески развивать у питомцев. Наш педагогический коллектив стремится к тому, чтобы каждый воспитанник на определенном этапе его духовного развития пережил ни с чем не сравнимую радость первенства. Каждому нужна моральная поддержка, а особенно тем, кто в силу самых разнообразных обстоятельств чувствует себя посредственностью. В школе нет ни одной посредственности, а значит, в жизни не будет ни одного несчастливого человека, если мудрость воспитателя «докопается» до «творческой жилки» в каждом воспитаннике и если его умело сказанное слово побудит к соревнованию творческих способностей» [4, стр. 29-30].

Важное значение в процессе воспитания и особенно обучения имеет естественная потребность детей в познании окружающего мира. К сожалению, во многих случаях педагогические ошибки приводят к угасанию этой потребности, обучение превращается в неприятную обязанность ребенка вместо того, чтобы соответствовать его природным стремлениям. Подобные ошибки чаще всего связаны с излишними наказаниями и недостаточными поощрениями в виде оценок. В.А. Сухомлинский пишет: «Я советую всем учителям: берегите детский огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонек, является радость успеха в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех, каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте оценками. Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, – в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это – желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы» [5, стр. 153].

Потребность в познании может угаснуть не только вследствие недостаточно бережного оперирования педагогов оценками, но и в результате излишне исчерпывающих объяснений учебного материала. С точки зрения В.А. Сухомлинского, учитель должен излагать изучаемый предмет так, чтобы зажечь детский интерес, чтобы заработало мышление детей, чтобы дети сами перед собой ставили вопросы и отвечали на них: «не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения все, что вы знаете, – под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал» [5, стр. 33].

Однако воспитательная система В.А. Сухомлинского строится не только на поддержании и развитии позитивных потребностей ребенка и ненасении ему психологического ущерба наказаниями. Автор является сторонником такого метода воспитания, как запрещение.

Желания ребенка могут быть как конструктивными, так и деструктивными. Воспитание достигнет своей цели только в том случае, если не только поощряется реализация конструктивных потребностей ребенка, но и накладывается запрет на удовлетворение его деструктивных желаний. «Запрещение – это один из очень нужных и эффективных приемов воспитания, если он умело применяется. Запрещением, – если за ним стоит необходимый моральный авторитет запрещающего, – предотвращаются многие беды – «прожигание» жизни, необоснованные претензии юнцов на жизненные блага, не заслуженные личным трудом… Если старшие стремятся удовлетворить любые желания ребенка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая, филигранная работа «садовода»-воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного» [4, стр. 37-38].

Таким образом, методы воспитания в концепции В.А. Сухомлинского отличаются высокой гуманностью и результативностью. Отсутствие наказаний, вознаграждение и развитие положительных качеств ребенка, мудрое наложение запрета на удовлетворение деструктивных потребностей – все это способствует эффективному и безболезненному формированию активной, позитивной и зрелой личности.

1.2. Средства воспитания в концепции В.А. Сухомлинского

Методы воспитания в системе В.А. Сухомлинского реализуются путем применения соответствующих им по смыслу и сочетающихся с ними по направленности средств.

Главным средством воспитания В.А. Сухомлинский считал слово. «Слово учителя – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу» [4, стр. 34]. Однако слово может воспитывать только при определенных условиях, а именно тогда, когда ребенок доверяет слову.

Во-первых, дети крайне чувствительны к эмоциональным оттенкам и глубоко ощущают искренность либо неискренность речи взрослого. Поэтому фальшивое слово никогда не сможет достичь своей цели и наложить отпечаток на душу ребенка: «Главное, что определяет эффективность слова учителя, – его честность. Ученики очень тонко чувствуют правдивость слова учителя, чутко откликаются на правдивое слово. Еще тоньше чувствуют дети неправдивое, лицемерное слово» [4, стр. 34].

Во-вторых, большое влияние на эффективность воспитания словом оказывает авторитет говорящего. Чтобы обладать должным авторитетом в глазах детей, воспитатель должен быть не только искренним, но и сильным человеком. «Без разумного проявления воли воспитателя, требований коллектива, общества, воспитание превратилось бы в розовую водичку, сладенький сироп абстрактного добра… Подростки уважают, любят, ценят людей сильной воли и не терпят людей безвольных, не переносят пустопорожней болтовни. Это золотые истины и золотые правила нашей системы воспитания» [4, стр. 35].

В-третьих, для того, чтобы оказать влияние на ребенка, воспитатель должен знать и понимать его индивидуальность: «Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно настроиться самому на тон этой струны» [5, стр. 83]. Индивидуальный подход к каждому ребенку – в высшей степени значимый аспект воспитания и обучения, т.к. гуманность и необходмая справедливость отношения к ребенку невозможны без понимания и чувствования его внутреннего мира.

Четвертое и самое главное условие эффективности воздействия слова в процессе воспитания – это доверие воспитателя к ребенку. Доверие к ребенку неразрывно связано с предлагаемыми В.А. Сухомлинским методами воспитания. При наличии доверия воспитатель не будет наказывать ребенка за определенные проступки, а, напротив, станет поощрять его на лучшие достижения, развивая в нем положительные качества. Взаимное доверие между воспитателем и воспитанником создаст оптимальную атмосферу для достижения поставленных целей взаимодействия, сделает общение между ребенком и взрослым эмоционально насыщенным и глубоким как для воспитанника, так и для воспитателя.

Несмотря на огромную его значимость, слово педагога является не единственным средством воспитания. Главная цель воспитания – формирование и развитие гармоничной личности – достигается посредством позитивного воздействия на ребенка всего спектра разнообразных явлений, с которыми каждый человек сталкивается в процессе жизнедеятельности. «Моя забота об успехах в учебе начиналась с заботы о том, как питается и спит ребенок, каково его самочувствие, как он играет, сколько часов в течение дня бывает на свежем воздухе, какую книжку читает и какую сказку слушает, что рисует и как выражает в рисунке свои мысли и чувства, какие чувства пробуждают в его душе музыка природы и музыкальные мелодии, созданные народом и композиторами, какой любимый труд есть у ребенка, насколько чутко воспринимает радости и невзгоды людей, что он создал для других и какие чувства пережил в связи с этим» [5, стр. 108].

Среди всех оказывающих воспитательное влияние явлений окружающей действительности В.А. Сухомлинский выделяет наиболее важные: здоровье, красота, труд и коллектив.

Здоровье является необходимым условием эффективного воспитания и обучения. В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых 4 лет обучения, то добрая половина их – о здоровье» [5, стр. 54].

Огромное значение автор придает красоте как источнику нравственности и душевного богатства. Ребенок, научившийся чувствовать красоту окружающего мира, будет стремиться к красоте духовной в себе и окружающих: «Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач учителя начальной школы является воспитание потребности в красивом, которая во многом определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого», – гласит старинная украинская мудрость, приписываемая замечательному мыслителю Григорию Сковороде. Зло и подлинная красота несовместимы. Одна из важных задач воспитателя состоит в том, чтобы, образно говоря, дать в руки каждому ребенку скрипку, чтобы каждый чувствовал, как рождается музыка» [5, стр. 168].

Особое внимание В.А. Сухомлинский уделяет воспитанию трудом и развитию в детях такого качества, как трудолюбие. В процессе воспитания труд и коллектив неразрывно связаны между собой. Трудолюбие формируется только в том случае, если систематический труд ребенка приносит ему радость от результатов, достигнутых совместными с коллективом усилиями. Возможность разделить с окружающими чувство радости значительно усиливает получаемые положительные эмоции: «Трудолюбие – это прежде всего сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость. Чем глубже радость труда, тем больше дети дорожат собственной честью, тем нагляднее видят в деятельности самих себя – свои усилия, свое имя. Радость труда – могучая воспитательная сила, благодаря которой ребенок осознает себя как члена коллектива. Это не значит, что труд превращается в развлечение. Он требует напряжения и упорства. Но мы не должны забывать, что имеем дело с детьми, перед которыми только открывается мир… Труд для коллектива, выполняемый в течение многих месяцев, становится традиционным, окрашивает детство незабываемыми переживаниями, упрочивает в сознании ребенка чувство долга перед коллективом… Воодушевить ребенка на труд для коллектива, сделать этот труд важнейшим элементом их духовной жизни – это самая трудная, но и самая важная задача воспитателя» [5, стр. 209].

Однако воспитание всесторонне развитой, гармоничной личности не может быть сопряжено только с положительными эмоциями. Не пережив собственных страданий, ребенок не сможет понимать других людей. Благодаря переживанию негативных эмоций формируется не только чуткость, но и смелость и сила воли: «Чтобы стать гармоническим человеком, малыш, потом отрок, подросток, юноша должен перестрадать страданиями человеческими. Только при этом условии он будет правильно, чутко видеть другого человека и – будет бесстрашным… Духовная несгибаемость – вот что представляется мне главным среди воспитания человеческих качеств, которые надо лепить, ваять уже в маленьком человеке» [4, стр. 232].

Духовная несгибаемость, или сильная воля, является необходимым условием эффективности воспитания в целом. Только при наличии достаточного уровня развития волевых качеств ребенок будет способен усвоить, вырастить в себе и затем систематически проявлять положительные качества, на формирование которых направлен весь процесс воспитания. Большинство поступков взрослый человек совершает исходя из внутренних побуждений.

Развитие воли тесно связано с общественной жизнью человека, но развитая воля является особенностью индивидуальности: «Воспитание моральных привычек не требует каких-то специальных методов или приемов. Оно в самой сути коллективистских взаимоотношений. Важнейшим в этой области морального воспитания будет то, чтобы главным побуждением к хорошим поступкам была совесть и воля самих подростков. Воспитание не должно сводиться к приказу и бездумному подчинению. Подросток всегда должен чувствовать, что без его воли хороший поступок был бы невозможен» [4, стр. 227-228].

Перечисленные средства воспитания, согласно В.А. Сухомлинскому, могут стать действенными только при условии их гармоничного сочетания: «Обсуждение конкретных жизненных судеб привело нас к проблеме гармонии педагогических воздействий… педагогический эффект каждого средства воздействия на личность зависит от того, насколько продуманы, целенаправленны, эффективны другие средства воздействия. Сила красоты как воспитательного средства зависит от того, насколько умело раскрывается сила труда как воспитательного средства, насколько глубоко и продуманно осуществляется воспитание разума, чувств … любое воздействие на личность теряет свою силу, если нет сотни других воздействий, любая закономерность превращается в звук пустой, если не реализуются сотни других закономерностей» [4, стр. 213-214].

Таким образом, в педагогике В.А. Сухомлинского для достижения главной цели воспитания – психологической зрелости и всестороннего развития детей – применяется широкий спектр гармонично сочетающихся между собой методов и средств воспитания. Все эти методы и средства воспитания объединены гуманным отношением к каждому ребенку, которое при внимательном рассмотрении оказывается единственно возможным для эффективного воспитания адекватной и гармоничной личности.

2. Павлышская средняя школа: школа радости. Практическое применение педагогики В.А. Сухомлинского

Воспитательная система была создана В.А. Сухомлинским на основании собственного опыта педагогической деятельности. Каждый аспект разработанной системы автор внедрил и применял в ежедневной жизни возглавляемой им Павлышской средней школы.

Для того, чтобы воспитательная система В.А. Сухомлинского действовала во всей школе, необходимо было, чтобы ее придерживался каждый учитель, работавший в этой школе. Поэтому особым образом производился профотбор педагогов: «Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика… Наш коллектив создавался постепенно. Подбирали людей по следующему принципу: во-первых, моральное право учить и воспитывать детей; во-вторых, трудолюбие; в-третьих, любовь к детям, вера в то, что каждый ребенок, с какими бы трудностями ни было сопряжено его воспитание, может стать хорошим человеком» [4, стр. 105].

Согласно действующей педагогической концепции, в Павлышской средней школе широко применялось воспитание без наказаний. Ни один из педагогов не ставил ученикам начальных классов неудовлетворительных оценок, и все учителя были крайне осторожны в выставлении оценок старшим школьникам: «Мы щадили самолюбие подростков тем, что избегали сравнения: вы учитесь хорошо, а вы – плохо. Оценка умственного труда людей, которые имеют разные способности, требует большого такта. Наша оценка знаний основывалась на желании каждого подростка стать лучше, на доверии к нам, педагогам, и на вере в нас» [4, стр. 30]. Взаимоотношения между педагогами и школьниками отличалось позитивной эмоциональной окрашенностью и взаимным доверием.

В педагогической практике своей школы В.А. Сухомлинский акцентировал трудовое воспитание. Для осуществления трудовой деятельности детей в школьном дворе были организованы и оборудованы сад, теплица, детская электростанция, несколько гаражей для учебных автомашин. Внутри школьных зданий находился инвентарь для самообслуживания и уборки кабинетов: в школе тщательно соблюдалась чистота и гигиена.

Радость, возникающая у детей от собственного труда, усиливалась тем, что плоды их работы находили применение непосредственно в школе: «Почти все, что есть в кабинетах, рабочих комнатах и мастерских, сделано руками учеников и учителей. Каждый учебный год наши рабочие комнаты и кабинеты пополняются новыми станками, действующими моделями и установками, стендами, столами для конструирования и моделирования» [4, стр. 50].

Труд и красота как явления, оказывающие воспитательное воздействие на детей, сочетались в действующей «Школе под голубым небом» – на природе. Природа также обогащала возможности обучения детей, предоставляя живые образы, которых, с точки зрения В.А. Сухомлинского, не хватает традиционной системе обучения.

На стенах внутри школьных зданий были развешаны рисунки, картинки и целые серии картинок, не только развивающие чувство красоты, но и помогающие детям осмыслить явления окружающей действительности. Были создана библиотека, где каждый ученик мог свободно брать книги на интересующие его темы.

Должное внимание уделялось нравственному воспитанию и развитию воли детей: «…Мы выработали программу моральных привычек. В нее были включены такие привычки: доводить начатое дело до конца; выполнять работу не как-нибудь, а только хорошо; никогда не перекладывать свою работу на других и не пользоваться плодами труда других людей; помогать старым, слабым, одиноким независимо от того, близкие это люди или «чужие»; согласовывать свои желания с моральным правом на удовлетворение желаний; никогда не допускать, чтобы, удовлетворяя мои желания, родители в чем-то ограничивали себя и создавали для себя трудности; согласовывать свои радости, удовольствия, развлечения с потребностями других людей, не допускать, чтобы мои радости доставляли кому-то заботы или боль; не скрывать своих предосудительных поступков, иметь мужество откровенно сказать о них тому, кому считаете необходимым сказать» [4, стр. 227].

В процессе всей своей работы в школе В.А. Сухомлинский вел записи о детях: «Три тысячи семьсот страниц в записных книжках, которые я веду всю свою учительскую жизнь. Каждая страница посвящена одному человеку – моему ученику… Каждый ребенок был миром – совершенно особым, уникальным» [4, стр. 11]. Умение найти и применить индивидуальный подход к ребенку было одним из наиболее важных качеств личности автора и особенностей его педагогической деятельности.

Для всестороннего и гармоничного развития детей, согласно концепции В.А. Сухомлинского, недостаточно только школьного воспитания. Важнейшее, никем и ничем не заменимое воспитательное воздействие оказывают родители, и особенно мать. В Павлышской средней школе была открыта школа для родителей. На занятиях в этой школе автор знакомил родителей с основами эффективной педагогики.

Таким образом, воспитательная система В.А. Сухомлинского с успехом была реализована на практике: в будничной жизнедеятельности Павлышской средней школы, директором которой являлся автор данной концепции. Благодаря неординарности и результативности действующих внутри нее систем обучения и воспитания, Павлышская средняя школа приобрела широкую известность в стране.

Заключение

«Что самое главное было в моей жизни? – пишет В.А. Сухомлинский, – Без раздумий отвечаю: любовь к детям» [4, стр. 3]. Все многочисленные аспекты разработанной им воспитательной системы, анализ которой проведен в данной работе, проникнуты этим чувством.

Воспитательная система В.А. Сухомлинского предвосхитила многие достижения современной педагогики. В его работах затрагиваются такие проблемы, как индивидуальный подход, развивающие методы и игровые формы обучения, взаимосвязь школьного и семейного воспитания и т.п.

Педагогические методы в концепции В.А. Сухомлинского основаны на доверии к ребенку и гуманном отношении к нему. Отсутствие каких-либо наказаний, включая неудовлетворительные оценки, позволяет ребенку без страха перед неудачей активно реализовывать свой творческий потенциал. Природная потребность в познании и ее поощрение со стороны педагога порождают активную деятельность ребенка. Он стремится заслужить одобрение воспитателя, быть хорошим и лучшим и ради достижения такой цели самостоятельно прикладывает максимум стараний в процессе обучения и воспитания. Общность целей воспитателя и воспитанника и взаимное доверие между ними объединяют их усилия, придают положительную эмоциональную окраску процессам обучения и воспитания, делают их максимально эффективными, позволяют каждому ребенку развить свои собственные, уникальные способности.

Обучение и воспитание детей происходят посредством слова искреннего, сильного и понимающего педагога, который верит в талант каждого ребенка. Благодаря такому воспитателю к детям приходит стремление трудиться для коллектива и вместе с коллективом, умение чувствовать красоту и душевная несгибаемость. Личность, качества которой развиваются на этой основе, формируется позитивной, многогранной, психологически зрелой и социально адекватной.

Список литературы

  1. Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Об идеалах В.А. Сухомлинского. – М., 1991;
  2. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. – М., 1987;
  3. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем… – М., 1986;
  4. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1979;
  5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1981.