Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей (Основные педагогические идеи В.А. Сухомлинского)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования в рамках заявленной темы обусловлена тем, что в настоящее время одной из задач образования является подготовка компетентного, высококвалифицированного, гуманного учителя, способного интегрировать знания современной педагогической науки и идеи народной педагогики. Одно из главных качеств современного учителя - желание не потерять ощущение радости от работы и от жизни в целом.

Перед учителем стоит непростая задача - создать условия для развития интеллектуальных способностей обучающихся, развивать у них стремление к творчеству, умение самостоятельно мыслить, проявлять индивидуальные способности и интерес к жизни.

Педагогическое наследие В. А. Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание научной и педагогической общественности как в России, так и в ближнем и дальнем зарубежье. Идеи Сухомлинского внесли огромный вклад в теорию и практику обучения и воспитания и получают новый виток развития в современной системе образования. Так, например, В.Г. Рындак отмечает, что В.А. Сухомлинский – это драгоценное и неповторимое явление в педагогической теории и практике.

Воплощая гуманистические принципы В. А. Сухомлинского в процесс подготовки будущих педагогов, помимо формирования профессиональных знаний, умений, компетенций необходимо культивировать нравственные качества, этнопедагогические ценности воспитания: сопереживать, сострадать и личным примером воспитывать ребенка, относиться к нему как к высшей ценности.

В.А. Сухомлинский - это выдающийся педагог-новатор. Он очень любил детей и старался сделать так, чтобы они могли получать не только качественные знания, но и полноценное всестороннее развитие.

Соответственно, представляется целесообразным проанализировать взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей.

Объектом исследования в рамках заявленной темы выступают педагогические идеи В.А. Сухомлинского.

Предмет исследования – идеи В.А. Сухомлинского, касающиеся обучения и воспитания детей.

Целью исследования в рамках заявленной темы выступает анализ взглядов В.А. Сухомлинского на обучение и воспитание детей. Для достижения заявленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач, а именно:

- привести краткую биографию В.А. Сухомлинского;

- выявить основные педагогические идеи В.А. Сухомлинского;

- охарактеризовать особенности народной педагогики В.А. Сухомлинского как один из основополагающих принципов педагогики;

- выявить возможности интеграции педагогических идей В.А. Сухомлинского в современную педагогическую науку.

Структурно данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАТКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕМ В.А. СУХОМЛИНСКОГО

1.1 Краткая биография В.А. Сухомлинского

В сентябре 1918 года в селе Васильевка (сегодня это Кировоградская область Украины) родился мальчик Вася. Он рос в семье сельского плотника и домохозяйки, которая подрабатывала портной. После революции родители пошли трудиться в колхоз. Отец будущего педагога активно занимался общественной деятельностью, был селькором в местной газете. Также он руководил обучением деревообрабатывающему делу. Кроме Василия, в семье было еще трое детей, которые во взрослой жизни стали учителями в сельских школах.

В 1933 году Сухомлинский поступил на рабфак в Кременчуге. По его окончании стал студентом педагогического института. Параллельно с этим с 17 лет работал учителем заочной школы. В 1938 году окончил Полтавский педагогический институт, куда перевелся из Кременчуга. После окончания обучения пришел на работу в Онуфриевскую среднюю школу на должность учителя украинского языка и литературы [30, с. 596].

В 1941 году пошел добровольцем на войну. Но уже в январе следующего года во время защиты Москвы получил тяжелое ранение и чудом не умер. Врачам не удалось полностью удалить осколок в его груди. Это напоминание о войне он проносил в себе всю оставшуюся жизнь. После ранения неоднократно просился на фронт, но комиссия не пропускала его по состоянию здоровья. Поэтому он вернулся на родину, когда враги покинули ее.

1948 год стал переломным в его жизни. Он был назначен директором Павлишской средней школы. Именно в ней и развивались педагогические идеи Сухомлинского [17, с. 57]. Свой пост он не оставил до конца жизни.

За время своей деятельности он написал более 30 разных книг и 500 статей по теории педагогики. Его опыт изучали и до сих пор изучают во многих странах мира. Среди всего богатства знаний, которыми он делился с остальными, стоит выделить такие педагогические книги Сухомлинского, как: «Сто советов учителю», «Сердце отдаю детям», «Как воспитать настоящего человека», «Родительская педагогика», «Письма к сыну», «Рождение гражданина» [13, с. 75]. В них он обобщил все свои достижения и наработки педагогического коллектива, которым руководил. Эти труды стали основой гуманистического воспитания во многих современных новаторских учебных заведениях.

Кроме того, что этот человек был великим педагогом, он еще и написал много сказок и рассказов для детей. Это результат его работы, которая была призвана для того, чтобы объяснить детям моральные и духовные ценности в человеческой жизни. По сути, он создавал литературные произведения не ради самого творчества. Эти сказки появлялись на уроках или для них, чтобы сделать учебный процесс интересным и понятным для своих учеников. Многие считают эти педагогические труды Сухомлинского практической иллюстрацией его идей. А сказки этого учителя давно стали частью школьных программ во многих странах.

В 20-30 годы ХХ века в педагогике господствовали две концепции: авторитарная, допускающая в воспитании разумную систему требований и наказаний, и гуманистическая, исключающая всякие наказания в школе. Гуманистическое направление в советской педагогике возглавлял Василий Александрович Сухомлинский – член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы УССР, автор многочисленных научно-педагогических трудов.

В повседневной практике В.А. Сухомлинский отстаивал и осуществлял главную философскую идею своей жизни: гуманное общество могут создать лишь мудрые, гуманные люди, но таких людей может воспитать только гуманизм: «человека можно воспитать только добром». Он всем своим творчеством как бы противопоставляет технократическому вызову гуманистическую ориентацию, объявляющую человека высшей ценностью на земле. Средствами педагогики он пытался решать глобальные проблемы: Человек и мир, Человек и природа, Человек и общество, Человек и человек.

1.2 Основные педагогические идеи В.А. Сухомлинского

Одним из первых в советской педагогике о гуманизме заговорил именно В. А. Сухомлинский. На первое место он всегда ставил ребенка с его достоинствами и недостатками. Педагог полагал, что учитель не должен руководить детьми, машинально и в некоторой степени насильно заставлять их учиться. Главная роль педагога - создать все условия для того, чтобы у его подопечных была возможность всесторонне развивать лучшие свои качества [1, с. 88].

Если грубо резюмировать основные положения теории Сухомлинского, получится, что не учитель руководит учебным процессом, а его ученики. Но на самом деле все не совсем так. В гуманистическом подходе к педагогике не последнюю роль играет взаимодействие всех, кто причастен к учебному процессу. Поэтому Василий Александрович готовил родителей к будущему обучению их детей.

Он всегда проявлял уважение к каждому педагогу, поддерживая положительную атмосферу внутри коллектива. Основные положения педагогической этики В.А. Сухомлинского включают в себя грамотное взаимодействие всех учителей. Поэтому в коллективе не должно быть ссор и распрей. К приходу нового педагога в школу все готовились заранее. Это был настоящий праздник, чтобы показать, что «новичок» стал чем-то большим, чем просто еще одним учителем. Как он говорил, только грамотно созданная атмосфера вокруг него поможет стать ребенку полноценной личностью. Ведь он не только познает мир, но и себя в нем.

Всем, кто плохо знаком с педагогическими идеями Сухомлинского, они могут показаться поверхностными, ведь за основу он взял народную педагогику. На самом же деле она таит в себе многовековой опыт, который люди собирали на примере собственных ошибок и удачных моментов. Эти знания сокрыты в сказках, легендах и песнях. Вот почему именно сказку педагог выбрал главным инструментом воспитания ребенка. Она воспринимается легче, но имеет колоссальный заряд знаний и моделей поведения.

На своих уроках педагог использовал не только народное творчество, но и сам писал сказки и рассказы для того, чтобы объяснить ребятам некоторые важные аспекты жизни, дать им сложный материал в простой форме. Сухомлинский также не отбрасывал опыт других учителей. Кроме того, он активно анализировал вместе с коллективом все достижения и провалы, чтобы вынести из них самые положительные моменты. Также Сухомлинский постоянно изучал опыт педагогов разных времен и современных учебных заведений, что позволило ему создать собственную систему, подкрепленную большим педагогическим опытом [10, с. 110].

Он говорил: если не заставлять детей учиться, а быть им другом и вместе проводить время с пользой для обеих сторон, можно добиться небывалого успеха. При этом к каждому классному коллективу нужно искать свой подход. Нельзя учить всех детей по одному шаблону. Взаимодействуя с детьми, педагог не только добивается всестороннего их развития, но и сам с ними открывает что-то новое, меняется.

Вся педагогическая деятельность Сухомлинского была направлена на то, чтобы стимулировать развитие своих учеников. Он старался сделать так, чтобы дети сами захотели узнать что-то новое. И не обязательно, чтобы эти знания были связаны с предметом, который он преподавал. Сухомлинский считал победой, если ученики видели что-то необычное в окружающем мире, приходили к таким выводам, которые он сразу мог и не заметить.

Педагог никогда не навязывал своей точки зрения. Он говорил, что главное задание учителя - научить ребенка самостоятельно принимать решения и оценивать ситуацию. Он любил, когда дети задавали нестандартные вопросы. Это говорило о том, что ребята стараются понять как можно больше из того, что они видят, с чем сталкиваются в повседневной жизни.

В своей деятельности и теоретических трудах Сухомлинский пропагандировал право детей на выбор. Да, к нему грамотный учитель мог подтолкнуть свой класс. Но даже в таких условиях малыши должны твердо верить, что это они сделали такой осознанный выбор. В этом и заключается суть воспитания по Сухомлинскому - научить детей искать именно те знания, которые им пригодятся в будущем и которыми они будут пользоваться без затруднения.

Это основа педагогической теории Сухомлинского. Если дети не научатся видеть красоту в повседневности, они не смогут стать полноценными личностями. Для этих целей педагог предлагает использовать все, что есть вокруг. Например, он часто ходил со своим классом на природу. Многие могут подумать, что в таких условиях трудно усвоить знания языка или литературы. Но педагог подходил творчески к этому вопросу. Он мог потратить время на то, чтобы изучать с ребятами, как красив луг ранней осенью или весной. Вместе они рассматривали каждую деталь, давали ей описание, подбирали эпитеты и метафоры. Таким же способом учитель давал детям знания по языку, которые основывались на взаимодействии с природой. Если темой рока было изучение какой-то буквы, то они вместе рисовали ее в своих альбомах, искали очертания в окружающих предметах. Так дети видели, что в этом прекрасном мире все взаимосвязано.

Педагогические идеи Сухомлинского отдельное место отводят тесному взаимодействию всех людей, задействованных в педпроцессе. В их число входят и родители, с которыми дети проводят большую часть своей жизни. Чтобы им было понятно, как и чему учить своих детей, педагогическая деятельность Сухомлинского была направлена и на просвещение мам и пап. Для этого учитель создал при школе Родительский университет. Родители вступали в него за два года до того, как их дети пойдут в школу, и учились до тех пор, пока дети ее не окончат. Весь курс родительского университета был рассчитан на 250 часов лекций, на которых им давали знания об особенностях развития школьников, их интересах и предпочтениях в конкретном возрастном периоде [3, с. 60]. Этот вклад в педагогическую науку Сухомлинского трудно переоценить и сегодня. Ведь не всегда родители могут найти общий язык со своими детьми. А если школа будет давать им основы педагогики и возрастной психологии, семейных конфликтов станет меньше, а школьники смогут учиться и развиваться в благоприятной атмосфере.

Педагогические идеи Сухомлинского большую роль в развитии ребенка отводили трудовой деятельности. Сам он говорил, что приобщение к такой деятельности нужно начинать с раннего возраста. Но трудится дети должны не столько для получения моральных благ, сколько для морального удовлетворения. При этом допускается легкая физическая усталость, но никак не истощение организма. В этом случае, наблюдая результаты своей деятельности, ребенок будет ощущать и чувство гордости от того, что он сделал общественно полезное дело.

Таким образом, можно сделать вывод, что В.А. Сухомлинский отводил обучению и воспитанию детей огромное место. Кроме того, он большое значение уделял труду. Он полагал, что трудовая деятельность должна быть последовательной и постоянной. Нет никакого смысла от того, что дети иногда что-то делают, воспринимая эту работу, как обязанность, навязанную им старшими. Школьники должны ощущать ответственность от того, что им поручено сделать. Только так можно добиться физической, социальной и духовной гармонии.

2 ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В.А. СУХОМЛИНСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

2.1 Народная педагогика В.А. Сухомлинского как один из основополагающих принципов педагогики

Уникальная образовательная система В. А. Сухомлинского, известная во всем мире как Павлышская школа, имела прочный ценностный фундамент идей, которые обрели статус педагогических закономерностей - аксиологических инвариантов. Представляется целесообразным обратиться к сущностным характеристикам аксиологических идей, которые в отличие от идей инновационных, креативных имеют ряд особенностей.

Во-первых, это такие идеи, которые обладают особой ценностью, значимостью, и поэтому, однажды возникнув (будучи востребованы временем и объективными обстоятельствами), они уже никогда не исчезают, не пропадают, не умирают, являются базисом педагогических концепций, моделей, теорий, становясь константами образовательного процесса: идея наглядности (Я.А. Коменский), идея развития (И.Г. Песталоцци), идея Свободы (Ж.-Ж. Руссо), идея народности (К.Д. Ушинский).

Во-вторых, это педагогические идеи, способные к развитию, обогащению, видоизменению, продуцированию новых направлений в педагогической теории и практике работы школы, поскольку придают устойчивость развивающимся системам, оставаясь стержневыми векторами, ориентирами движения в контексте нового времени. Следуя общей логике размышления, можно рассмотреть, например, категорию свободы, которая обрела статус свободного воспитания в трудах Л.Н. Толстого, «воспитания навстречу свободе» - Вальдорфская школа Рудольфа Штайнера (Education Towards Freedom), воспитание М. Монтессори [9, с. 74].

В-третьих, аксиологические идеи имеют перспективу незавершенности, ненасыщаемости, их восприятие, понимание и интерпретация ставит новые задачи, адекватные новому времени, новым социокультурным измерениям педагогической реальности. Так, эволюция взглядов на наглядность как принцип обучения, открытый еще 400 лет назад, обоснованный Я. А. Коменским в «Великой дидактике», ярко представленный в «золотом правиле дидактики» «все видимое - глазу, все слышимое - уху, все осязаемое - осязанию…», принцип, впервые реализованный на практике в книге «Мир чувственных вещей в картинках», - внедрен во все учебники дидактики во всех школах планеты [14, с. 93].

Он нашел подтверждение и развитие в предметной наглядности Д. Локка; системе организации предметной обучающей среды М. Монтессори; в естественной наглядности Ж.-Ж.

Руссо («утка чтоб крякала, лягушка чтоб квакала»…), в абстрактной систематизации И. Г. Песталоцци («Наглядное учение о числе»); в гениальном философском, теоретико-методологическом понимании наглядности как слова и образа К. Д. Ушинского [19].

В. А. Сухомлинский отмечал, что в школе воспитательную работу необходимо строить на основе тысячелетнего опыта народной педагогики, культурно-исторических традиций и обычаев, воспитывать в каждом учащемся «корень духовности». По его мнению, «сердцевиной человека является любовь к Родине». И без этих истоков, без могучих средств народной педагогики невозможно воспитать полноценного человека.

Все произведения педагога пронизаны любовью к отечеству, родной земле, к людям и самое важное - любовью к детям, его вниманием к внутреннему миру каждой личности.

Стать настоящим учителем ему помогло тончайшее понимание человеческой души, умение связывать все родное и близкое, отчий дом, песни матери и сказки бабушки с жизнью народа.

Основной принцип педагогической деятельности В. А. Сухомлинского, более точно выражен в следующих словах: «Сердце отдаю детям», который стал жизненной позицией великого педагога [2, с. 200]. Очень важно, что его педагогические идеи основываются на реальной жизни, на мудрости и традициях народа, что, по сути, является истоком народной педагогики.

Основатель этнопедагогики Г. Н. Волков писал: «В. Сухомлинский решительным образом требует самого бережного отношения к духовным сокровищам народа, решающими из которых он считает традиции воспитания подрастающих поколений» [7, с. 180].

Традиции воспитания молодого поколения закладываются в семье, где ребенок приобретает первые сведения о себе, об окружающем мире, о таинстве природы, о человеческих отношениях. В. Сухомлинский считал, что семья - это «школа воспитания сердечности, душевности… Отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности» [24, с. 79].

На занятиях студенты отмечают, что воспитание человека зависит от духовно-нравственного потенциала семьи. В своем труде «Родительская педагогика» Сухомлинский призывал к мудрости и бережному отношению друг к другу в семье: «Стремление детей принести счастье своим родителям - это то, что вложили отец и мать своей сердечной заботой

друг о друге, своей взаимной преданностью, тонкой человеческой чуткостью. Мы, родители, воспитываем своих детей прежде всего своими взаимоотношениями. Про это следует помнить всегда» [25, с. 408].

Основываясь на педагогических взглядах В. Сухомлинского, современные исследователи Б.Ш. Алиева, С.М. Елкин, К.Ж. Кожахметова, Э.И. Сокольникова и другие подчеркивают, что семья имеет важное значение для существования и развития этноса, так как духовное богатство хранится в памяти народа, в поступках людей. О. Д. Мукаева отмечала, что знание своей родословной, почитание своих предков, уважение к старшему поколению формирует у молодого поколения сознательное отношение к семье, к семейным ценностям [16, с. 64]. Так, например, в народной педагогике калмыков обязательным считалось знание своего рода «до седьмого колена», примечательно, что стариков и сирот не оставляли без поддержки и помощи, а в горести и в радости весь род объединялся. Особое отношение в семье занимала мать - хранительница семейного очага, являясь эмоционально, духовно связующим звеном между членами семьи. У калмыков мать - это воплощение мудрости, жертвенности, терпимости, скромности, стыдливости, тепла и ласки. Подтверждение можно найти в словах В. А. Сухомлинского о матери: «Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской…» [22, с. 82]. Великий педагог подчеркивал, что источником человеческого рода является женщина-мать. Таким образом, семья - источник любви и заботы, уважения к старшим, бережного отношения к традициям народа.

Интересно, что педагогические идеи буддизма совпадают с основными положениями гуманистической педагогики В. А. Сухомлинского. Великий педагог считал, что необходимо видеть человека в человеке, верить в него, развиваться и самосовершенствоваться, что соответствует основным правилам буддийской педагогики. Учитель, по его мнению, вдохновляет своих воспитанников, одухотворяет своей цельностью, красотой мысли, и это имело место в повседневной жизни самого педагога. В педагогике буддизма мы находим аналогичные суждения, свидетельствующие о том, что «учитель переживает истину учения и передает ее своему ученику как вдохновение. Это вдохновение пробуждает ученика, как до него был пробужден его учитель. Затем ученик передает учение другому ученику…» [22, с. 33].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогика В.А. Сухомлинского была созвучна множеству идей, закрепившихся в педагогических традициях разных народов.

2.2 Возможности интеграции педагогических идей В.А. Сухомлинского в современную педагогическую науку

Основные принципы его учения В.А. Сухомлинского о воспитании можно охарактеризовать следующим образом:

1. Неповторимость каждого ребенка.

2. Нет неспособных, бездарных и ленивых детей.

3. Неравество умственных способностей детей (Здесь нет противоречия с пунктом 2, т.к. у детей разные задатки умственных способностей. Неспособных нет, воспитанию подвластен каждый, а вот как именно будет построено воспитание - это зависит от того, что мы имеет в начале, т.е. от способностей).

4. Индивидуализация учебно-воспитательного процесса. Грубо говоря к каждому ученику свой особый индивидуальный подход. Однако: «Опыт убеждает, - пишет В.А. Сухомлинский в статье «Народный учитель», - если в школе, скажем, шестьсот учеников, то это значит, нужно искать шестьсот индивидуальных тропинок».

5. Выявление индивидуальных особенностей учеников (задатков, наклонностей, одаренность и т.д.). Дифференцированный подход к учебе.

6. Каждый ученик - личность! Главным заданием относительно реализации этого принципа является сохранение и развитие у ребенка чувства человеческого достоинства. Это задание В.А. Сухомлинский считал одним из самых тяжелых и самых тонких заданий педагога и, судя по тому, как часто встречается понятие человеческое достоинство в его трудах, представляется значимым. Почтенное отношение к человеческому достоинству, человеческой личности ученика есть, говоря словами В.А. Сухомлинского, важнейшим педагогическим инструментом, поскольку дает возможность сохранить все красивые человеческие качества, которые были заложены у ребенка от роду, – доброту, человечность, неугомонность, и не дает возможность развиться плохим свойствам – безвольной и молчаливой покорности, бессердечию, жестокости. Конечная цель такого подхода – «творить очень нежную, тонкую вещь: желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем вчера».

7. Получение позитивных чувств от учебы. Успешный ученик, может важничать от того, что он достиг таких высот. Это плохо.

8. Учеба через преодоление трудностей. Это позволяет талантливому ученику не зазнаваться. Сухомлинский считает, что «следует умело вести подростка путем преодоления трудностей».

9. Исследовательский подход к предмету изучения. Учеба - это тяжелый умственный труд, чтобы этот труд был успешным, учеба должна быть интересной. Интересным может быть не только предмет познания, но и путь познания. Путь познания интересен, когда ученик сам исследует объект изучения.

10. Самостоятельный умственный труд у ученика в процессе учебы.

11. Человечность, чуткость, тактичность к ученикам.

12. Оценка как инструмент воспитания, а не наказания.

13. Взаимозависимость личности и коллектива.

14. Учитель должен любить свою работу, быть высококвалифицированным специалистом, обладать высокими моральными качествами и подходить творчески к процессу воспитания.

В.А. Сухомлинский говорил о том, что по-настоящему любит свой предмет лишь тот педагог, который на уроке излагает сотую долю того, что знает. Чем богаче знания педагога, тем ярче раскрывается его личное отношение к знаниям, науке, книге, умственному труду, интеллектуальной жизни. Это интеллектуальное богатство и есть влюбленностью учителя в свой предмет, в науку, школу, педагогику. Учитель - это не только специалист, который умеет передавать знания следующему поколению, но также он играет большую роль в том, чтобы сделать из ребенка человека, а именно человека будущего, от которого зависит будущее целой страны [2, с. 206].

Учитель должен не только уметь анализировать причины влияния на ребенка, но и должен придерживаться того, чтобы изучение предмета стало цельным. Труд должен стать главным в жизни ученика. Народная педагогика знает, что ребенку посильно и что непосильно. Потому что в ней органически сочетается жизненная мудрость с материнской и отцовской любовью. Чтобы ребенку хотелось хорошо учиться, и этим он стремился приносить радость матери и отцу, нужно беречь, лелеять, развивать у него чувство гордости труженика. Это значит, что ребенок должен видеть, переживать свои успехи в учении.

Человеческие отношения раскрываются ярче всего в труде - когда один что-то создает для дру­гого. Задание педагога - не только уметь правильно определять причины и последствия в воспитании, но и влиять на жизнь ребенка, при этом разделять свои заботы с родителями. Педагогу нужно работать, чтобы у матери и отца было единое представление о том, кого они вместе со школой воспитывают, а отсюда и о единстве их требований, прежде всего - к самим себе. Добиться того, чтобы отец и мать как воспитатели выступали в единстве - это значит на­учить мудрости материнской и отцовской любви, гармонии доброты и строгости, ласки и требовательности. Педагог становится свето­чем знаний — и поэтому воспитателем - лишь тогда, когда у воспитанника появляется желание знать несравненно больше, чем он узнал на уроке, и это желание становится одним из главных стимулов, побуждающих воспитанника к учению, к овладению знаниями.

И еще одна мысль великого педагога является актуальной сегодня - это мысль о воспитании чувства долга, ответственности и дисциплины, которые взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга. Он считал, что человек должен быть ответственен прежде всего перед самим собою, перед «собственной совестью, дисциплина совести формируется на основе ответственности…» [25, с. 213].

Воспитание в духе народных традиций ориентировало на самодисциплину, ответственность за свои поступки перед самим собой и окружающими.

Современно звучат слова В.А. Сухомлинского о необходимости ставить проблемные, исследовательские задачи перед учащимися, которые побуждают их к активной мыслительной деятельности. В своей статье «Учите ребенка мыслить» педагог утверждает, что источник разума, мысли, мышления таится в окружающем мире, который вызывает у ребенка истинный интерес и неподдельную любознательность. В народной педагогике практически каждого народа особое значение придается учению. Учитель в процессе преподавания должен уметь вызывать интерес к учебе, вселяя в детей веру в свои силы и в успех, раскрывая им будущее.

Очень важны и ценны мысли, содержащиеся в поговорках и пословицах, например: Тот, кто постигает азы науки, становится поистине счастливым.

«Элементом традиционности» в педагогической системе Сухомлинского является язык. По мнению отдельных исследователей, «язык это своеобразное окно, через которое человек всматривается в мир, постигает жизнь» [21, с. 11]. Прививая детям любовь к родному языку, педагог раскрывал эмоциональные оттенки и внутреннюю сущность каждого слова, заставляя переживать и трепетно относиться к слову. Совершая путешествия в «Сад родного слова», дети становились более восприимчивыми к значению слов, мыслили яркими образами, творчески, поэтически выражали свое отношение к окружающему миру.

В.А. Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы и использовал ряд психологических моментов и педагогических заповедей. Прежде всего, воспитание прекрасным должно основываться на положительных эмоциях. Там, где начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом воспитании не может быть и речи. Прекрасное только тогда может восприниматься и быть прекрасным, когда ребенок эмоционально подготовлен к этому с замиранием сердца, с трепетом души ждет встречи с ним. Особое внимание уделял воспитанию посредством природы как вечного источника прекрасного.

Важной проблемой всестороннего развития личности В.А. Сухомлинский считал воспитание культуры потребностей как материальных, так и духовных. В.А. Сухомлинский, не отрицая важности материальных потребностей, приоритет отдавал потребностям качественно иного порядка. Первая из таких потребностей – потребность познания. Высшей потребностью человека он считал «потребность человека в человеке как носителе духовных ценностей; возникновение, развитие этой потребности на основе духовной общности людей, их стремления обладанию духовными ценностями». Поэтому главная задача народного учителя, по мнению В.А. Сухомлинского, сделать так, чтобы важнейшей необходимостью каждого воспитанника была его потребность в другом человеке.

Сущность гармонического развития личности В.А. Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания – нравственного, эстетического, интеллектуального, физического.

Гуманистические убеждения В.А. Сухомлинского неотделимы от его убежденности в могущественной силе воспитания. Он заявлял, что нет ребенка, который бы не мог стать, при надлежащих усилиях воспитателей, человеком образованным, морально воспитанным, трудолюбивым [13, с. 77]. Вера в ребенка, говорил он, – это фундамент педагогического оптимизма.

Нельзя воспитать человека, считал В.А. Сухомлинский, ничего не требуя от него, не формируя в его сознании понятий «нужно», «должен», «обязан». Воспитание долга и ответственности перед коллективом, обществом невозможно без высоких требований к личности.

В подходе В.А. Сухомлинского к проблеме наказаний имела место определенная эволюция его взглядов. В начале он признавал в принципе целесообразность наказаний, был убежден, что они в определенных случаях могут быть эффективным методом воспитательного воздействия, а в последние годы своей деятельности решительно отстаивал следующий тезис: воспитание несовместимо с наказанием.

Для дидактических воззрений и практики В.А. Сухомлинского было характерно единство процессов воспитания и обучения детей. Он придавал первостепенное значение развитию у школьников сознательного отношения к учению, к овладению знаниями как важнейшей жизненной потребности.

Сам процесс обучения, по В.А. Сухомлинскому, неизменно должен иметь развивающий характер и содержать в себе проблемные ситуации, доступные для решения школьниками соответствующего возраста.

В.А. Сухомлинский считал очень важным держать педагогический процесс на уровне разумно рассчитанного напряжения, чтобы оно не было максимальным, ведущим к перенапряжению детских сил, их изматыванию, истощению нервной системы.

Методы преподавания, по В.А. Сухомлинскому, должны быть разнообразны, и применяться в зависимости от конкретных условий того или иного класса, урока, предмета, состояния данного детского коллектива и т. п. [27, с. 179]. Метод - не самоцель, а средство к лучшему достижению цели, но наиболее разумным и эффективным путем.

Органической частью дидактической системы, применявшейся В.А. Сухомлинским, является трудовое воспитание в широком смысле этого понятия и практическое осуществление принципов политехнического обучения во всем их многообразии. Он считал, что уже в школьные годы должна практически решаться задача сближения труда умственного с трудом физическим. Трудолюбие как важнейшая черта морального облика воспитывается как в процессе физического труда, так и в процессе интеллектуальной, эмоциональной и волевой жизни школьников.

Так, например, в произведении «Родина в сердце» В. Сухомлинский отмечает, что необходимо «сформировать у каждого нашего питомца умение пользоваться языком, как могучим средством познания мира, воспитать чуткое отношение ко всему, что окружает нас, что сохранено поколениями наших предков и что творится ныне трудолюбивыми руками наших современников» [25, с. 52]. Стоит заметить, как актуально звучит это в наше время.

Еще об одной «самой сильной» идее в педагогике В. А. Сухомлинского говорил этнопедагог Г. Н. Волков - это идея самоценности детства. Сухомлинский подчеркивал: «Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь» [23, с. 45]. Взаимное доверие между Великим педагогом и его детьми, человечность и доброта, искренность в отношении к своим ученикам - вот что отличало Сухомлинского от других учителей. Он писал, что педагогическая мудрость заключается в умении «дорожить доверием, а значит, и беззащитностью ребенка».

В. А. Сухомлинский указывал на необходимость и важность изучения нравственных идей народной педагогики. По его мнению, народная педагогика - это средоточие духовной жизни народа. В ней раскрываются особенности национального характера, лицо народа.

Характер, нравственные идеалы народа особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах.

Таким образом, в условиях модернизации системы образования изучение педагогической системы В. А. Сухомлинского способствует воспитанию любви и уважения к Родине, к ее историческому прошлому, самобытной народной культуре, творчеству и народным традициям. В связи с этим актуализируется роль и значение педагогического наследия Сухомлинского в подготовке учителя, способного организовывать процесс обучения и воспитания детей с учетом культурных традиций каждого народа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итог исследованию, проведенному в рамках заявленной темы, можно сделать ряд выводов относительно особенностей взглядов В.А. Сухомлинского на обучения и развитие детей.

Выдающийся педагог XX в. (1918-1970) В.А. Сухомлинский вырос в крестьянской среде, на личном опыте обучался мудрости народной педагогики, вместе с народом переживал трагедию Отечественной войны, лечил не заживающие ее раны и в полной мере ощутил величие, несгибаемость человеческого духа.

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся: на принципах гуманизма и на признании личности ребёнка высшей ценностью,

В соответствии с идеями В.А. Сухомлинского, именно на личность ребенка должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.

Сущность этики коммунистического воспитания В.А. Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд, в рамках которого основополагающими выступали следующие принципы:

- важность формирования мировоззрения учащихся;

- важная роль в обучении отводилась слову учителя;

- художественный стиль изложения;

- сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

В.А. Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.

Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

В книге «100 советов учителю»: В.А. Сухомлинский говорил о том, что ребенок не только мыслит и познает мир вокруг себя, но и познает самого себя. Практически идея герменевтического круга: через мир познать себя, через себя познать мир. Причем это знание приходит не только умом, но и сердцем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Беленчук Л. Н. Возрождение антрополого-гуманистических традиций отечественной педагогики в творчестве В. А. Сухомлинского (1918-1970) // Реализация идей В. А. Сухомлинского в теории и практике современного образования (к 100-летию со дня рождения). Международная научно-практическая конференция. Оренбург, 15-17 мая 2018 г.: сб. статей: в 2 т. / науч. ред. В. Г. Рындак; Мин-во образования и науки Рос. Федерации; Ин-т стратегии развития образования Рос. академии образования; ФГБОУ ВО «Оренбургский гос. пед. ун-т; Мин-во образования Оренбургской области. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2018. - Т. 1. - 2018. – С. 87-91.

2. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика. – М.: Академия, 2008. – 344 с.

3. Богуславский М. В. В. А. Сухомлинский: уроки радости познания. - Тверь: Золотая буква, 2005. - 112 с.

4. Богуславский М. В. Историко-педагогическая экспертиза инноваций в образовании: научные основы. М.: ИСРО РАО, 2015. - 118 с.

5. Бороздина Г. В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.

6. Вайндорф-Сысоева М. Е. Педагогика: Учебник для бакалавров. - М.: Проспект, 2013. - 488 c.

7. Волков Г. Н. Этнопедагогическая пансофия / под науч. ред. Г. М. Борликова. - Элиста: Калмыцкий гос. ун-т, 2009. - 576 с.

8. Вульфов Б. З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Юрайт, 2013. - 511 c.

9. Джуринский А. Н. Размышления над историей педагогики // Педагогика. - 2001. - №6. - С. 72-79.

10. Дридгер К. А. Взаимосвязь проблемы народности воспитания и проблемы свободы воспитания в истории отечественной педагогики второй половины XIX - начала XX веков // Аспирантский вестник ОГПУ. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. - № 6. – С. 107-111.

11. Дридгер К. А. Народность как принцип воспитания патриотического сознания и чувств (историко-педагогический аспект) // Вестник Бурятского государственного университета (Реестр ВАК). – 2008. - №1. – С. 87-91.

12. Дридгер К. А. Проблема народности воспитания в России первой половины XIX века: официальная и славянофильская позиции // Педагогика (Реестр ВАК). – 2008. - №2. – С. 70-74.

13. Кадол Ф. В. Гуманизм и достоинство личности в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского) // Реализация идей В. А. Сухомлинского в теории и практике современного образования (к 100-летию со дня рождения). Международная научно-практическая конференция. Оренбург, 15-17 мая 2018 г.: сб. статей: в 2 т. / науч. ред. В. Г. Рындак; Мин-во образования и науки Рос. Федерации; Ин-т стратегии развития образования Рос. академии образования; ФГБОУ ВО «Оренбургский гос. пед. ун-т; Мин-во образования Оренбургской области. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2018. - Т. 1. - 2018. – С. 74-78.

14. Кекеева З. О., Кюнкрикова И. В., Аппаева Я. Б. Идеи народной педагогики В.А. Сухомлинского в контексте современного образования // Реализация идей В.А. Сухомлинского в теории и практике современного образования (к 100-летию со дня рождения). Международная научно-практическая конференция. Сборник статей. В 2-х томах. Научный редактор В.Г. Рындак. – Оренбург, 2018. - С. 92-95.

15. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. - Оренбург: ИПК «Университет», 1996. - 188 с.

16. Леонтьева Т. В. Читая и перечитывая В. А. Сухомлинского: обращение к некоторым гуманистическим идеям ученого в начале ХХI века // Реализация идей В. А. Сухомлинского в теории и практике современного образования (к 100-летию со дня рождения). Международная научно-практическая конференция. Оренбург, 15-17 мая 2018 г.: сб. статей: в 2 т. / науч. ред. В. Г. Рындак; Мин-во образования и науки Рос. Федерации; Ин-т стратегии развития образования Рос. академии образования; ФГБОУ ВО «Оренбургский гос. пед. ун-т; Мин-во образования Оренбургской области. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2018. - Т. 1. - 2018. – С. 62-65.

17. Москвина А. В., Лабзина П. Г. Потаенный Сухомлинский // Реализация идей В. А. Сухомлинского в теории и практике современного образования (к 100-летию со дня рождения). Международная научно-практическая конференция. Оренбург, 15-17 мая 2018 г.: сб. статей: в 2 т. / науч. ред. В. Г. Рындак; Мин-во образования и науки Рос. Федерации; Ин-т стратегии развития образования Рос. академии образования; ФГБОУ ВО «Оренбургский гос. пед. ун-т; Мин-во образования Оренбургской области. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2018. - Т. 1. - 2018. – С. 56-61.

18. Мукаева О. Д., Бадма-Халгаева Е. А. Педагогика буддизма. - Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2013. - 130 с.

19. Муталипова М. Ж. Народная педагогика как источник нравственного воспитания // NovaInfo.Ru. - 2017. - №66. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://novainfo.ru/article/13253/pdf. Дата обращения: 17.09.2019.

20. Рындак В. Г. Учитель Сухомлинский: уроки на завтра. - М.: Педагогический вестник, 2008. - 368 с

21. Рындак В. Г. На пути к профессиональному успеху: в диалоге с учителем и временем (К 95-летию В. А. Сухомлинского) // Известия ВГПУ, Педагогические науки. - 2013. - №2 (261). - С. 7-13.

22. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика // Избр. пед. соч.: в 3 т. - М.: Педагогика, 1981. Т. 3. - 640 с.

23. Сухомлинский В. А. О воспитании. - М.: Политиздат, 1973. - 272 с.

24. Сухомлинский В. А. Родина в сердце / сост. А. И. Сухомлинская, Л. В. Голованов; Фотоочерк А. А. Кулешова. - М.: Мол. гвардия, 1978. - 175 с.

25. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям // Избр. пед. соч.: в 3 т. - М.: Педагогика, 1979. Т. 1. - 558 с.

26. Толубаев Ж. О., Мадмуратова З. Г. Формирование системы воспитания молодого поколения на основе этнопедагогических идей // NovaInfo.Ru. - 2017. - №601-1. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://novainfo.ru/article/11315. Дата обращения: 17.09.2019.

27. Тулузакова Л. В., Авилова С. И. Народная педагогика как неисчерпаемый ресурс воспитания // Молодой ученый. - 2016. - №17. - С. 178-180.

28. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2013. - №2. - С. 58-64.

29. Челпаченко Т. В. Дидактическая система В. А. Сухомлинского как целостное педагогическое явление: автореф. дис. … д-ра пед. наук. - Оренбург: Оренбург. гос. пед. ун-т, 2012. - 48 с

30. Элибаева Л. С. Народная педагогика - основа формирование личности // Молодой ученый. - 2014. - №1. - С. 595-597.

31. Юсуфбекова Н. Р. Педагогическая аксиология как часть педагогической инноватики // Новые исследования в педагогических науках. - 1990. - №2. - С. 3-6.

Приложение.

Сказка о Весёлом язычке.

Сейчас я расскажу сказку о путешествие Весёлого Язычка, и мы вместе с Язычком будем делать все упражнения по ходу его прогулки.

Жил-был Весёлый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось Язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (зубы), затем вторую дверку (губы). Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать.

Язык широкий положи

И спокойным удержи.

Позагорал и опять спрятался в домик.

Снова выглянул из домика Язычок, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по сторонам, и закачался он, как маятник у старинных часов: вправо, влево (упражнение «Маятник»). Покачался, покачался и, в домик спрятался.

Через минутку непоседа выглянул снова. Увидел, как девочка на качелях качается: вверх, вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее (упражнение «Качели»).

Посмотрел Язычок, а перед ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками.

Язычок пошёл гулять.

По ступенечкам шагать.

Прыгнул он сначала на первую ступеньку (широким языком обнимается верхняя губа), а затем на вторую (широким языком обнимаются верхние зубы), на третью (кончик языка у верхних альвеол), на третьей весело попрыгал: д-д-д (упражнение «Ступеньки»).

Любопытный был Язычок, заглянул в окошко и увидел там умавающуюся девочку. Девочка собралась чистить зубы. Решил язычок вместе с девочкой и свои зубки почистить (упражнение «Чищу зубы»). Чистил он их старательно, вычистил добела.

В это время девочка умылась и ушла. Загрустил Язычок, но ненадолго. Огляделся вокруг и увидел, как возводится новый многоэтажный дом. Интересно стало Язычку, что делают внутри дома, и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел?

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

(Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.)

(Упражнение «Маляр» - движения языком внутри полости рта.)

Хорошо потрудился Язычок, устал и спрятался в домик поспать. Спит Язычок, и снится ему Чебурашка с крокодилом Геной, поют они свою песню. Весело стало Язычку, проснулся он и запел: ла–ла–ла-ла-ла (рот широко раскрыт, кончик языка бьёт по бугарочкам).

Вдруг услышал Язычок весёлую дробь барабана. Это Буратино настукивал своими деревянными палочками по красному барабану: д-д-д – слышалось вокруг.

Д-д-д то же самое повторял Язычок. (Упражнение «Барабанщик»)

Увидел Язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался. Ах лошадка хороша!

Ну и лошадка!

Шёрстка гладка.

Чисто умыта

С головы до копыта.

Овса поела

И снова за дело.

(После каждой строчки ребёнок цокает).

Даётся установка:

- «После такой разминки, на которой твой язычок совершил целое путешествие, такое весёлое, интересное – хорошо пойдёт вся дальнейшая работа и ты справишься со всеми заданиями.