Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Взгляды.В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Тема курсовой работы «Взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей». Актуальность работы заключается в том, что в ней с учетом современных научных подходов рассматриваются роль научно-педагогическом наследия В. А. Сухомлинского и его взгляды на обучение и развитие детей в педагогике и формировании мировоззрения школьника нашей страны. Мысли Сухомлинского очень современны и актуальны по сей день. Его всегда волновали вопросы воспитания подрастающего поколения, гражданского долга, гуманизма. Все эти проблемы и советы он описывал в своих книгах, которые помогали и помогают педагогам в воспитании нового поколения.

В настоящем исследовании приводятся результаты изучения проблем востребованности, актуализации педагогического наследия и трудов выдающегося педагога XX в. В.А. Сухомлинского, оставившего потомкам работы, значение которых трудно переоценить.

Целью работы было рассмотреть развитие взглядов В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей через формирование мировоззрения школьника в научно-педагогическом наследии великого педагога.

Достижение цели осуществлено автором путем последовательного решения исследовательских задач, включающих в себя:

- изучение подходов В.А. Сухомлинского к обучению и развитию детей путем формирования мировоззрения ребенка путем анализа научно-педагогического наследия великого педагога;

- анализ и синтез полученных в ходе исследования данных о принципах воспитания обучения и развития школьника в трудах В. А. Сухомлинского.

Объектом исследования работы является научно-педагогическое наследие В. А. Сухомлинского.

Предметом исследования являются взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей путем формирования мировоззрения школьника, их значение, роль и функции в педагогической системе в современной Российской Федерации.

При комплексном изучении темы были использованы такие методы, как: анализ и синтез сравнение, сопоставление, обобщение.

Основой работы над темой стало изучение имеющейся литературы и источников по исследуемой проблеме. Часть своих исследований Сухомлинский включил в диссертацию «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса», которую защитил в 1955 г. Все новаторские идеи и учительский опыт педагог собрал в своих книгах и статьях. Итогом стала книга «Сердце отдаю детям» (Госпремия УССР, 1974 г.). Ее присвоили ему после смерти (великий учитель умер 02.09.1970 в поселке Павлыш).

Базовые идеи воспитания Сухомлинский озвучил в книге «Сердце отдаю детям». Он считал, что воспитание занимает ведущее место в формировании духовно богатой, гармоничной и счастливой личности. В школе народного учителя процесс воспитания был очень эффективным, так как решался на межличностном уровне: ребенок — ребенок, ребенок — коллектив, ребенок — учитель.

Главным принципом обучения в школе народного учителя были шаги каждого ребенка от успеха к успеху. В школе Сухомлинского обучение было превращено в радость труда по обретению знаний, в радость творчества и духовного роста. Большая роль в этом процессе отводилась слову: сказкам учителя и детей, художественным изложениям, детским стихам и фантазийным сочинительствам. Эффективное обучение возможно только в коллективе, который базируется на идее, интеллекте, правильных эмоциях. Он должен быть высокоорганизованным сообществом стараниями детей и учителя. Тогда взаимопомощь, обмен новыми знаниями, взаимодействие увлечений, совместный труд станут движущей силой в индивидуальном саморазвитии каждого члена коллектива.

Павлышевская школа стала его исследовательской лабораторией и экспериментальным полигоном. На базе школы Сухомлинский испытывал свои проекты «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток, проводил семинары по психологии и коллоквиумы по педагогике, факультативы по семейной жизни и этике для старших классов, собирал родительский клуб. Многие новации потом стали повсеместно внедряться.

Практическая значимость работы состоит в создании научно-достоверной картины системы взглядов В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей путем формирования мировоззрения школьника в его научно-педагогическом наследии. В работе рассмотрены предпосылки к более глубокому пониманию тех обстоятельств, которые имеют отноше­ние к возможностям выявить закономерности развития детей в трудах великого педагога. Сухомлинский считал, что учитель должен расти духовно вместе с каждым учеником, заново открывая с ним мир, понимать в нем личное. Только тот может быть учителем, кто имеет к этому призвание, кто верит в силу воспитания, кто может обратиться к личности каждого ребенка. Отношения ученика и учителя должны строиться на заинтересованности и внимании. Только тогда возникнет настоящее общение, и ребенок будет слышать своего наставника, чувствовать его устремления и следовать им.

Структура работы соответствует её целям и задачам, работа состоит из двух разделов раскрывающих тему исследования, введения заключения, списка использованных источников и литературы.

1.В.А. Сухомлинский об обучении и развитии детей

1.1.Воспитание и формирование мировоззрения школьника.

Формирование мировоззрения школьника в научно-педагогическом наследии В. А. Сухомлинского основано на том, что воспитательные воздействия на личность школьника в педагогике традиционно рассматриваются как три взаимосвязанных процесса: воспитание, самовоспитание и перевоспитание. Однако все усилия учителей, направленные на воспитание и перевоспитание, малоэффективны без самовоспитания – сознательной деятельности школьника по изменению и совершенствованию себя при помощи собственных усилий [15: 117].

Воспитание в его новом, современном понимании является не чем иным, как созданием условий развития личности через самовоспитание.

Данной проблеме было посвящено три тысячи семьсот страниц в записных книжках В.А. Сухомлинского, которые он вел всю свою учительскую жизнь. [6, с. 67].

В педагогической практике педагога дети рассматривались как активные, самостоятельные личности. «Человек, который приходит к нам в школу малышом – несмышленышем, не должен быть учеником в узком понимании этого слова. Если он для педагога только существо, которому надо дать, вложить в его голову знания, – он не станет всесторонне развитой личностью. Личность немыслима, если человек незаявляет о себе, если в какой-то сфере духа человеческого он не стал властелином, если

он не утверждает себя в деятельности и – это исключительно важно в успехах, если он не переживает своего достоинства творца, если он не идет с гордо поднятой головой» [14: 81].

Свое предназначение и воспитательный идеал школы В.А. Сухомлинский видел в воспитании всесторонне и гармонично развитой личности. Эта идея получила свое практическое применение и развитие в педагогическом опыте Павлышской средней школы, которую Сухомлинский возглавлял более 30 лет.

В первую очередь необходимо научить ребенка мыслить, ориентироваться в жизни в обществе, уметь выражать свое мнение – это «…субъективное состояние личности, проявляющееся в ее чувствах, воле, деятельности» [15: 100]. Поэтому в Павлышской средней школе учителя начальных классов начинали работать с дошкольниками за два года до поступления в школу. Занятия проводились в виде игры, коллективного труда, экскурсии в природу, чтобы дети научились«мыслить о своих мыслях». Очень большое значение придавалось выработке у детей таких умений, как «наблюдать, думать, выражать мысль, читать, писать, думая читать и читая думать» [15: 107].

Овладение этими умениями способствовало активному восприятию знаний, их творческому применению. Дети на уроках выполняли творческие письменные работы: составляли сказки, писали сочинения о труде, природе и др. В труде ребенок переживает различные эмоции, что способствует «формированию взглядов, убеждений, стремлений, желаний, оценки и самооценки» [15: 217].

В решении данной задачи главную роль В.А. Сухомлинский отводил активности самой личности, а не внешним воспитательным воздействиям. Активность личности – это решающее условие саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования личности. При этом движение к самосовершенствованию должно продолжаться всю жизнь и включать в себя моральное, идейное, гражданское, умственное, творческое, трудовое, эстетическое, эмоциональное, физическое совершенствование.

Воспитание эмоций школьников начинается с воспитания правильного отношения к труду. Применительно к учебной деятельности правильное отношение – прежде всего осознание общественного смысла полноценных знаний и умений и оценка своих неудач и достижений в учении с точки зрения общественных норм и требований, предъявляемых к школьникам. Как показывает практика, еще до начала учения наряду с осознанием существует и эмоциональное принятие таких норм в форме эмоционального предвосхищения. При этом учение представляется

привлекательным. Стойкий неуспех, если он еще «подкреплен» постоянным страхом наказания, препятствует приятию данного вида деятельности, лишает возможности преуспеть в другой. Так может возникнуть отвращение к учению, ко всякому труду вообще [6, с. 187].

В труде происходит переработка знакомого в эмоционально принятое. Только добытое трудом становится истинно принятым и побуждает к дальнейшей деятельности. Школа, где ребенок впервые сталкивается с необходимостью постоянно трудиться, обязана прежде всего воспитать трудолюбие [18: 55].

В дошкольном возрасте труд заключается в детском творчестве – «поэтическом слове»: детей учили слушать и составлять сказки, рассказы, слагать стихи.

В.А. Сухомлинский считал это школой «эмоциональной жизни», в которой дети постигают язык чувств; развивают эмоциональную память; учатся сострадать, сочувствовать, проявлять участие, тревогу, огорчения; формируют эстетические вкусы.

Школа за десять лет обучения должна «научить ребенка видеть в красоте окружающего мира, в красоте человеческих отношений духовное благородство, доброту, сердечность и на этой основе утверждать прекрасное в самом себе» [ 1: 187].

В школе, руководимой В.А. Сухомлинским, были адаптированы к задачам воспитания и обучения разные виды труда, которые соответствовали природе ребенка в стремлении к перемене, чередованию, возможности творческих начинаний школьников. Для этого были специально оборудованы рабочие комнаты, мастерские, лаборатории, кабинеты, теплицы не только с простыми, но и со сложными машинами, механизмами, установками. Педагогический коллектив работал над воспитанием у школьников способности стыдиться своей праздности, презрения к лени и нерадивости, а также над культивированием у воспитанников «чувства чести, порядочности, уважения к самому себе» [14: 182].

Основную цель воспитания эмоций педагог видел в формировании радостного, положительного отношения к жизни. Однако это вовсе не исключает, а, напротив, предполагает воспитание адекватных отрицательно эмоциональных откликов на события, заслуживающие отрицательного отношения. Необходимо учить детей не только радоваться, но и печалиться, осуждать, возмущаться, ненавидеть.

Следовательно, надо, с одной стороны, научить человека болеть чужими

горестями, печалиться, негодовать, презирать, а с другой – вырастить его оптимистом, жизнерадостным. Это требует большого мастерства.

Благодаря воле ребенок может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположные [15: 200].

В.А. Сухомлинский был убежден, что без чувств и воли невозможен благородный поступок. Он выстроил систему нравственного воспитания для школьников, где главными были этические беседы, которые раскрывали нравственные ценности, нормы, вызывали моральные чувства – долга, отзывчивости, чуткости [6, с. 127].

Нравственное воспитание необходимо начинать с детства, чтобы к подростковому возрасту, дети видели результаты своего труда: плодовый сад на пустыре, колосья пшеницы на ранее неплодородной земле и т.п. В годы юношества воспитанники на основе моральных ценностей совершали бы благородные поступки, формировали правильные взгляды, позиции относительно цели и смысла жизни; долга и обязанностей; счастья и др. Воспитание у детей активного возмущения, негодования, презрения, отвращения ко злу «начинается со строгой непримиримости к лени, безделью, нерадивости, безделью, разгильдяйству» [ 14: 155].

Так у школьников появляются в сознании мысли о долге и долженствовании, то есть ребенок учиться взаимоотношениям между старшими и младшими, между членами коллектива.

Воспитатель должен помочь ребенку увидеть эмоциональную окраску мира вокруг себя, только эти образы останутся с ним на всю жизнь. В Павлышской средней школе учили детей слушать музыку природы, воспевать красоту родного края, приносить радость родителям, утверждая в сознании ребенка, что «любовь добывается и постигается напряжением сил духа» [15: 147]. В понятие «человеческая любовь» вкладывали чувства верности, преданности, долга, не забывая о том, что эти чувства рождаются и воспитываются в труде, приносящем радость окружающим и самому себе. «Мы добиваемся того, чтобы труд большой общественной значимости начинался в раннем детстве и в течение ряда лет – в отрочестве и ранней юности – служил нравственному обогащению, составлял самую сущность движения по пути к гражданской зрелости» [15: 156].

Лейтмотивом в педагогической деятельности В.А. Сухомлинского прослеживается рассмотрение школьника не только в качестве объекта, а главное – в качестве субъекта деятельности, основывающееся на субъектно-деятельностном подходе С.Л. Рубинштейна.

Личность С.Л. Рубинштейн рассматривал как субъект деятельности, связывая специфику жизненного процесса человека с его осуществлением в качестве субъекта. Что не исключает и объективной детерминации событиями, обстоятельствами, но и не позволяет понять личность вне субъекта [7, с. 17].

Разработкой содержания субъектно-деятельностного подхода занимался А.В. Брушлинский, чьи труды также были в поле внимания В.А. Сухомлинского. По мнению исследователя, субъект – это человек, люди на высшем уровне деятельности, общения, целостности, автономности. Любой человек не рождается субъектом, a становится им. Субъект – это всеохватывающее, наиболее широкое понятие, обобщенно раскрывающее неразрывно развивающееся единство, целостность, системность всех его качеств. Личность, напротив, менее широкое определение человеческого индивида [2, с. 7].

При этом совпадение субъекта и личности, как указывал Б.Г. Ананьев, никогда не бывает абсолютным. «Совпадение личности и субъекта относительно даже при максимальном сближении их свойств, так как субъект характеризуется совокупностью общественных отношений» [1, с. 253]. Несовпадение субъекта и личности дает возможность человеку проявлять активность по отношению к самому себе. «В конечном счете, даже целостная личность не изначально данная достигнутая величина, это результат определенного взаимодействия внутри личности [1, 254].

Активность субъекта, по мнению А.Г. Асмолова, есть способность к преодолению, выходу за пределы. «Изучая личность как субъект деятельности, мы исследуем то, как личность преобразует, творит предметную действительность, в том числе и самое себя, вступая в активное отношение к своему опыту, к своим потенциальным мотивам, к своему характеру, способностям и продуктам деятельности» [1., 257].

Вся педагогическая деятельности В.А. Сухомлинского была направлена на активизацию самопознания и самоутверждения ребенка. «Отрочество и ранняя юность – возраст интеллектуального, нравственного самоутверждения личности. В этом возрасте нормальное духовное развитие школьника зависит от того, насколько глубоко происходит его самоутверждение во всех сферах деятельности и отношений в коллективе – в интеллектуальной жизни, в труде, в формировании моральных убеждений. Подросток становится настоящим человеком лишь тогда, когда он научается пристально всматриваться не только в окружающий его мир, когда силы его души направлены на то, чтобы сделать себя лучше, совершеннее» [15: 242].

В.А. Сухомлинский считал, что субъектность ребенка помогает ему пережить состояния счастья и горя, осознавать чувство собственного достоинства и долга перед другими людьми, перед коллективом, перед обществом, быть ответственными за каждый свой поступок, за свое поведение.

Педагоги должны быть искусными стратегами в тонком деле воспитания эмоций, учитывать индивидуальность каждого ученика, знать, чем он «дышит», понимать, кто нуждается в одобрении, а кому нужно порицание. Знать возрастные закономерности развития эмоций, основные потребности каждого возраста, условия развития каждого воспитанника.

При оказании помощи школьникам в самовоспитании эмоций нужно постоянно помнить, что самовоспитание – осознанный процесс, что самовоспитание эмоций – часть более широкой задачи общего самовоспитания.

Основой самовоспитания ребенка является его «желание быть хорошим» [14: 207].

Первоначально эта потребность – неосознанное желание ребенка хорошо делать то, чего от него требуют старшие, и прежде всего хорошо учиться, выполнять свои обязанности в школе и дома. По мере развития ребенка потребность «быть хорошим» усложняется и изменяется, включает в себя все больше качеств нравственного идеала, которые являются целью воспитания. В развитом виде – это потребность быть настоящим гражданином, в творческом труде выразить себя как личность, утверждать в общении с людьми свой нравственный идеал. Само развитие этой потребности определяется стремлением и возможностями ребенка к самовоспитанию, к активному развитию своих способностей и нравственных качеств [15: 217].

Способность ребенка быть воспитуемым – это создание у него позиции субъекта воспитания, активно воспринимающего нравственный идеал воспитателя.

«Способность же эта – чуткость души, чуткость сердца воспитанника к тончайшему оттенку слова воспитателя, к его взгляду, к жесту, к улыбке, к задумчивости и молчаливости» [15: 521].

И.А. Обухова подтверждает слова В.А. Сухомлинского и считает, что субъектность обозначает способность быть стратегом деятельности: ставить цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия, оценивать их соответствие задуманному, корректировать цели; проектировать планы жизни; готовность предвидеть последствия своих поступков и деятельности.

С позиции субъектно-деятельностного подхода именно развитие субъектности личности является главной целью воспитания. Сущность, «глубинный смысл» воспитательного процесса, – уточняет В.А. Сластенин, – заключается в том, что «внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания человека, с тем, чтобы найти свое выражение в результатах дальнейшего поведения и деятельности» [8, с. 94].

В.А. Сухомлинский старался вызвать у ребенка оценку своих поступков, в которых отражается отношение к людям и к себе. Воспитание стимулировало внутреннюю работу ума и сердца. Главное значение имели не сами по себе условия развития субъекта, а его место в этих условиях, отношение к ним и характер деятельности в них. В основе воспитания лежала система воспитательных отношений, которые складывались в процессе взаимодействия педагогов и воспитанников, то есть субъектов воспитания.

1.2.Отношениям учителя и ученика.

Отношениям учителя и ученика В.А. Сухомлинский придавал особую значимость, так как учитель, будучи членом ученических коллективов, вступает в определенные отношения с учащимися, являя пример общественных отношений; он формирует отношения в детском коллективе и управляет ими, и что самое важное – через отношения учитель воспитывает, обучает, формирует личность [15: 327].

От того, каковы эти отношения, зависит во многом, каким выйдет человек из стен школы. Воспитать человека можно только человечностью – это убеждение педагога стал разделять весь педагогический коллектив в результате целенаправленной работы директора. Педагоги должны сформировать у воспитанников «тонкость переживаний явлений окружающего мира, развитую впечатлительность, эмоциональное реагирование на те или иные явления окружающей действительности»

[15: 334] как высокий уровень развития эмоциональной сферы.

Успех, по мнению В.А. Сухомлинского, та начальная точка, от которой должно идти настоящее воспитание. Только успех ребенка формирует у него достаточную веру в себя, в свои силы, а на этой основе появляется желание «быть хорошим». Каждый ребенок должен верить в свои возможности, учиться с увлечением, чувствовать постоянную заботу родителей и учителей.

Особое место в произведениях В.А. Сухомлинского отводится окружающей ребенка среде [5: 28]. У учащихся Павлышской школы среда постоянно расширялась и обогащалась. У каждого классного коллектива был свой уголок красоты: несколько кустов роз, виноградник, персиковая роща, маленькая дубрава и т.п. С помощью этой микросреды педагогический коллектив школы учил каждого ребенка «заботиться о живом и прекрасном, быть добрым и отзывчивым» [15: 197]. Каждый школьник вкладывал свою душу в свое растение, дерево, кустарник; учился дорожить вещами, созданными другими людьми. Таким образом, среда не только побуждает к активной деятельности, но и учит любоваться красотой, оберегать созданное другими людьми, «чтобы человек упражнялся в ограничении своих желаний: не все, что хочется, можно делать» [15: 576]. Поэтому педагогическим коллективом Павлышской школы была разработана школьно-семейная система воспитания, где раскрывали родительскую педагогику «…как труд, науку, мастерство и творчество» [12: 574]. Ведь в семье закладываются основы чувствовать других людей, умение жить среди людей.

Дальнейшая работа продолжалась в школе. Учитель должен понимать, что объектом его труда является ребенок – «…тончайшие сферы духовной жизни формирующейся личности – ум, чувства, воля, убежденность, самосознание» [12: 450]. Педагоги должны быть искусными стратегами в тонком деле воспитания эмоций, учитывать индивидуальность каждого ученика, знать, чем Он «дышит», понимать, кто нуждается в одобрении, а кому нужно порицание, знать возрастные закономерности развития эмоций, основные потребности каждого возраста, условия развития каждого воспитанника.

Педагоги должны доводить до сознания детей, начиная с младшего школьного возраста, притягательность, социальную значимость таких эмоционально насыщенных свойств, как отзывчивость, умение сопереживать, доброта, любовь к труду. Следует подчеркивать ценность и таких личностных качеств, как оптимизм, жизнерадостность, эмоциональная устойчивость. Нужно стремиться к осознанию детьми жизненной важности сдержанности, самообладания, которые непосредственно связаны с умением управлять своими эмоциями. Влияние педагогов на самовоспитание содержательных эмоциональных свойств означает, по сути, участие в формировании у детей внутренних моральных инстанций, то есть является частью нравственного воспитания, нацеленного на воспитание всесторонне развитой личности.

При оказании помощи школьникам в самовоспитании эмоций нужно постоянно помнить, что самовоспитание – осознанный процесс, что самовоспитание эмоций – часть более широкой задачи общего самовоспитания [16, с. 97].

По материалам данного раздела работы можно сделать вывод, что В.А. Сухомлинский мастерски использовал жизненные ситуации для воспитания у детей чувств. В его книгах мы находим примеры того, как он пробуждал у учеников сочувствие, учил оказывать помощь людям, остро нуждающимся в поддержке. Педагог отмечал, что при воспитании эмоций надо стремиться к тому, чтобы школьники остро чувствовали радость бытия, были счастливы. Надо воспитывать у них радость от каждого прожитого дня и стойкость в преодолении трудностей, глубокий и действенный отклик на все, что заслуживает сочувствия или осуждения. Сухомлинский считал, что учитель должен расти духовно вместе с каждым учеником, заново открывая с ним мир, понимать в нем личное. Только тот может быть учителем, кто имеет к этому призвание, кто верит в силу воспитания, кто может обратиться к личности каждого ребенка. Отношения ученика и учителя должны строиться на заинтересованности и внимании. Только тогда возникнет настоящее общение, и ребенок будет слышать своего наставника, чувствовать его устремления и следовать им.

2.Принципы воспитания обучения и развития школьника в трудах В. А. Сухомлинского

2.1.Обучения и развитие ребенка через формирование его мировоззрения.

Украинский педагог Сухомлинский всю свою жизнь проработал в школе и своими статьями и книгами, он оказал огромное влияние на развитие всей отечественной педагогики. Сухомлинский создал такую систему образования, в основе которой находилась личность ребенка. Он считал, что именно личность является основой процесса образования и воспитания. Василий Александрович уделял огромное значение формированию мировоззрения ребенка через труд, творческую деятельность, сочинения вместе с детьми сказок и чтением книг [23, с. 37].

Самое значительное его произведение, которое дало начало трилогии о

становлении личности ребенка стало «Сердце отдаю детям». Эта книга не является пособием по педагогике, но она служит для духовного развития воспитателей и учителей, чуткости, ответственности и воспитательной работы. Так как Сухомлинский создал педагогику на принципах гуманизма, он уделял большое внимание неразрывности воспитания и образования, видел физическое и трудовое развитие в становлении личности, сплоченность коллектива и т.д. [7, с. 27].

Книга помогает понять, как пробудить в его душе благородные чувства и переживания, понять окружающую действительность, воспитать веру, доброту, человеческое достоинство и безграничную любовь к людям и родной земле.

Принципы воспитания В.А. Сухомлинского:

1. Научить жить.

Проблемы в семье молодых родителей были актуальны и раньше.

«Я не преувеличу, если скажу, что молодые родители, не умеющие быть

мужем и женой, зачастую так же беспомощны, неумелы и неопытны, как дети. <…> И вот большое горе приходит тогда, когда эти взрослые дети рожают детей» [16, c. 11].

Сухомлинский был уверен, что предмет в школе «Семья. Брак. Любовь.

Дети.» нужен для старшеклассников, чтобы учить отношениям, находить

компромисс в семье, объяснять, как проявлять любовь к детям. Но кроме предмета, родители сами должны учить своих детей этому с рождения. Ведь именно дальнейшее проявление любви к партнеру и детям закладывается в человеке с детства.

2. Быть талантливым родителем.

Чтобы ребенок был воспитанным, хорошо учился, не чувствовал себя брошенным, родители должны хоть немного внимания уделять детям. «Как добиться того, чтобы слово воспитывало, чтобы на скрипке детской души были струны, а не верёвки? В раннем детстве человек должен пройти великую школу тонких, сердечных, человеческих взаимоотношений»[15, с. 46].

3. Быть настоящим отцом.

Сухомлинский считал, что отец должен хлопоты и заботы разделять вместе с матерью. Также заниматься самовоспитанием. Ребенку нужен пример со стороны родителей, чтобы самому становиться лучше и мудрее.

4. Развивать любознательность [15: 267].

С самого начала жизни, родители должны знакомить ребенка с окружающим миром, также проявлять любознательность, чтобы ребенку с каждым разом все интереснее было изучать новые предметы.

Также на любимый вопрос детей от двух до семи лет «Почему?» нужно

отвечать обстоятельно. И ни в коем случае не игнорировать, так ребенок потеряет интерес и ему не захочется изучать что-то новое.

5. Быть мудрым учителем.

Сейчас, как и раньше есть пропащие и безнадежные ученики. Некоторые

преподаватели не могут справиться с ними и просто перестают замечать их.

Самой большой ошибкой учителей является постоянное констатирование

неуспеха ученика [15: 77]. Сухомлинский считал, что даже в самых трудных детях есть крупица хорошего. Поэтому нужно развивать скрытые таланты учеников, чтобы ему было интересно учиться, познавать себя и мир.

Также педагог считал, что оценки не являются правильным решением

делить детей на успешных и неуспешных. Поэтому он разработал

собственную систему оценок. Тем, кто справлялся с заданием, ставил пятерки, а кто отставал по предмету, не ставил двоек. «Ни один ребёнок не должен чувствовать и осознавать: я неудачник, ничего у меня не получается, ничего путного из меня не выйдет. Если только эти мысли зародились в детской голове — ребёнок больше не ваш воспитанник, и семья его — отец и мать — выпали из сферы вашего воспитательного влияния». [12, с.81].

2.2.Формирование и развитие нравственных чувств.

В качестве основных нравственных чувств В.А. Сухомлинский выделяет чувство совести, чувство стыда, чувство ответственности и чувство долга. Совесть определяется им как «эмоциональный страж убеждений»; «чувство, помноженное на сознание,– правота», то есть как нравственное чувство, возникающее на основе личного эмоционального отношения с позиций морали к различным явлениям окружающей действительности и регулирующее поведение человека. Совесть обусловливает развитие чувства стыда, долга, ответственности и взаимосвязана c ним. «Совесть, – писал В.А. Сухомлинский, – это знание, многократно умноженное на переживание и чувствование; производным же от этого является стыд, ответственность, долг» [12: 279].

Чувство долга, в свою очередь, обусловливает развитие совести, чувства ответственности и стыда. Чувство долга определялось В.А. Сухомлинским как осознание и переживание личностью своей ответственности перед Отечеством, обществом; как проявление совести, выражающееся в личном отношении к людям, предметам и явлениям окружающего мира и к самому себе; как высшее достижение единства моральных убеждений и деятельности; как результат значительного нравственного опыта и в то же время как предпосылка его обогащения.

«Долженствование» (термин В.А. Сухомлинского) является важнейшим средоточием педагогических усилий и ключевой идеей нравственного воспитания [8: 67].

Подлинное мастерство воспитания, считал павлышский педагог, состоит в развитии у ребенка чувства долга таким образом, чтобы он сам отдавал себе приказы, творил добро людям бескорыстно, без расчета на похвалу и испытывал от этого радость, a также – в развитии совести ребенка, чтобы перед ней он испытывал неизмеримо большую ответственность, чем перед какими-либо внешними факторами. Все, что В.А.Сухомлинский считал основополагающим в воспитании ребенка – умение сочетать и подчинять личные интересы общественным, стремление к нравственному совершенствованию, – все это зависело от развития чувства долга [9, с. 283].

Чувство ответственности человека перед обществом, другими людьми, a главное – перед собой, перед собственной совестью, трактовалось им в тесной связи и взаимообусловленности с чувством стыда. «Стыд – воздух, на котором держатся крылья человеческой ответственности. Чувствуя ответственность, человек боится казаться плохим, – писал В.А. Сухомлинский. – Переживая чувство стыда, человек делает шаг вперед на путь своего нравственного развития» [12: 283].

Развитие этих чувств способствует развитию других составляющих эмоциональной сферы личности: чувств патриотизма, гражданственности, сочувствия, сопереживания, сострадания, а также чувств чести, гордости, достоинства, самоуважения.

Средствами воспитания чувств ребенка у В.А. Сухомлинского становятся природа родного края, достижения и история страны, великие люди, гражданственные поступки окружающих, общественная жизнь класса, школы [15: 147]. Красоту родных мест В.А. Сухомлинский стремился сделать дорогой каждому ребенку. Уходили с ребятами в степь, садились на кургане, любовались полями, засеянными пшеницей, садами, синим небом, слушали пение жаворонка. Ребята узнавали об истории родной земли, о людях, отстоявших ее. Сколько было рассказов, встреч с героями Великой Отечественной войны, сделано полезных дел.

Ребята посадили 400 дубков по числу погибших патриотов на том месте, где был совершен подвиг: ценою своей жизни 400 героев спасли 4 тысячи военнопленных. Теперь на месте бывшего лагеря смерти растет «Сад Героев» [2: 37]. Каждый школьник, вступая в пионеры, сажал там свой дубок.

Важным условием воспитания личности школьника виделось В.А. Сухомлинскому развитие тонкости, эмоциональности человеческой натуры, эмоциональной памяти. Поэтому большое внимание уделялось педагогом окружающему миру, который обостряет способность к переживаниям, восприимчивость к добру, стремление прийти на помощь нуждающемуся, обусловливает отсутствие равнодушия к человеческому горю, страданиям. «Главное, чтобы у ребенка заболела душа, когда он увидит поврежденное деревцо, – писал В.А. Сухомлинский, – когда ребенок считает, что игрушечный автомобиль со сломанным колесиком страдает так же, как раненый птенец; это отзывчивость – основа доброты и поэтичности» [15: 246].

Обращал внимание В.А. Сухомлинский и на отрицательные качества детей, которые пагубно влияют на личность. К ним педагог относил инфантилизм, тщеславие, стремление к почестям, особому месту в коллективе, равнодушие, отсутствие идеалов, «лень души»; лень, безделье, небрежность в работе; ложь, подлость, лицемерие; корыстолюбие, стяжательство [14: 117].

В числе мер преодоления и профилактики этих нравственных отклонений в произведениях В.А. Сухомлинского красной нитью проходят мысли о нравственно-ценной деятельности, направленной на творение добра для людей. В ней ребенок выражает себя как активную творческую личность. Эта деятельность стимулирует его мажорные нравственные чувства, радость творчества и др.

Доброта – великая сила. Самые нежные растения прокладывают себе путь через самую жесткую землю, через трещины скал. Так и доброта. Ничто не сравниться с силой доброго, искреннего человека! Ничто не может противостоять ему [15: 197].

Ставя своей целью воспитание доброго человека важно помнить, что маленький человечек должен быть не просто добрым, а добрым безгранично и бескорыстно. Творящий добро не должен рассчитывать на то, что станет свидетелем радости других и услышит их похвалу. Добрые дела сами по себе должны доставлять ребенку удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая им, он не должен ожидать награды. Такова настоящая доброта. [15: 89].

Воспитывая доброту важно помнить, что она представляет собой сплав различных качеств, составляющих нравственный мир человека. Каждое из них движет поведением человека в той или иной ситуации. Чтобы поведение ребенка с раннего возраста было добрым в любой ситуации, нужно из системы «двигателей» человеческой души выделить главный. Таким определяющим элементом являются нравственные потребности человека. Воспитать развитые нравственные потребности — главнейшая задача. Нужно воспитывать ребенка в любви к людям, всех людей надо любить и ко всем хорошо относиться.

Чтобы воспитать доброго человека нужно помнить что, доброта это и отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро. И ее воспитание осуществляется, прежде всего, в родительском доме. Тёплая, дружественная атмосфера в семье, уважительное, заботливое отношение её членов друг к другу и к людям вообще, целенаправленность воздействия родителей способствуют формированию человека, готового совершать добрые дела и ценить добро. Доброта порождается и питается добротой. Малыш стремится к эмоционально-нравственному общению со взрослыми, ждёт от них ласки и охотно отвечает тем же. Родителям при этом необходимо быть предельно внимательными к ребёнку, не оскорблять его равнодушием, раздражительностью [7: 77].

При воспитании доброты нужно учить детей брать ответственность на себя, когда этого требует ситуация, устанавливать социально приемлемые нормы поведения дома и на улице, кропотливо разъясняя их смысл. Такое воспитание необходимо тогда, когда малыши впервые начинают осознавать свою обособленность от других, отличие своей боли от чужой, когда они либо проявляют заботу о людях, либо эгоистически проходят мимо чужих страданий. Как показывают исследования, дети, умеющие заботиться о других в два с половиной года, проявляют это качество и в семь лет. Формирование доброты начинается еще с дошкольного возраста, когда взрослый проявляет по отношению к ребёнку любовь, ласку, часто употребляет нежные слова, поглаживает, хвалит малыша за каждое проявление доброжелательности, обучает способам сочувствия и внимания [15: 289].

В младшем дошкольном возрасте важно, чтобы социальный опыт малыша пополнился множеством единичных положительных поступков. Он ещё не способен самостоятельно сделать обобщение, но постепенно благодаря оценкам взрослых начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо [15: 377]. В возрасте 4−5 лет происходит постепенное осознание ребёнком нравственных ценностей. Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного ранее. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения ко взрослым, детям, природе. Задачу воспитания доброжелательного отношения к окружающим на этом этапе можно считать выполненной, если у ребёнка появляются элементарные самостоятельные обобщения и желание «быть хорошим», похожим на положительного героя [14: 71]. В старшем дошкольном возрасте дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин замеченных в них недостатков. Следует подчеркнуть и то, что в этом возрасте закладываются основы нравственного воспитания. Жизненный опыт со временем или утвердит его в положительном отношении к окружающим, или заставит измениться. На развитие у ребёнка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, дошкольное учреждение, окружающие.

Юрий Куклачёв писал, что «Доброта – это не просто чувство, а состояние души, которое преобразует мир и подчиняется только высшему закону нравственности» [8: 55]. Дети чутко реагируют на проявления доброты, недоброжелательного отношения к ним, искренне тянутся к людям отзывчивым. С умения понять другого начинается путь к добру и справедливости. Воспитатель должен обратить особое внимание именно на первые, порой незаметные попытки ребёнка проявить сочувствие к окружающим его людям, он должен поддержать его добрые намерения. В период дошкольного детства ребёнок переживает и сопереживает особенно искренне. Поэтому важно не упустить момент, не дать застыть быстро развивающейся душе малыша [8: 58]. Одобрение взрослых помогает ребёнку убедиться в правильности своих поступков, вызывает желание повторять их, у малыша пробуждается стремление быть хорошим, стать ещё лучше. Сказанное вовремя, внушительно обязательно находит отклик в душе ребёнка. Учить детей сочувствию следует как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего и доброго с плохим и злым формируются нравственные качества [15: 263].

В.А. Сухомлинский мастерски использовал жизненные ситуации для воспитания у детей нравственных чувств. В его книгах мы находим примеры того, как он пробуждал у учеников сочувствие, учил оказывать помощь людям, остро нуждающимся в поддержке. Такова дружба его воспитанников с пасечником дедушкой Андреем, одиноким человеком, для которого приходы к нему ребят были праздником, или забота класса о сестрах Нине и Саше, помощь им в учении и домашних делах [8: 95].

Большое внимание педагог уделял воспитанию эстетических чувств. Они представляют собой эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства. П.М. Якобсон так писал об общем ходе их развития: «...Изменение эстетических чувств в процессе возрастного развития школьника касается не только уровня адекватности чувств самому произведению, но и степени содержательности и богатства возникающих эмоциональных откликов на художественное произведение.

Чем старше школьник, тем большую роль могут играть эти чувства в общем комплексе его эмоциональных откликов на воздействия жизни» [25.с. 218].

Многообразие чувств при восприятии прекрасного, их сила, адекватность воспринимаемому, хороший вкус позволяют отличать подлинно художественное произведение от нехудожественного.

Формирование эстетических чувств тесно связано с развитием всей личности школьника. Это развитие, выражающееся в зрелости суждений, расширении явлений жизни, интересующих школьника, моральной зрелости, вызывает стремление найти ответы на многие вопросы в художественных произведениях.

Итак, при воспитании эмоций надо стремиться к тому, чтобы школьники остро чувствовали радость бытия, были счастливы. Надо воспитывать у них радость от каждого прожитого дня и стойкость. В преодолении трудностей, глубокий и действенный отклик на все, что заслуживает сочувствия или осуждения [15: 83].

Педагоги должны быть искусными стратегами в тонком деле воспитания эмоций, учитывать индивидуальность каждого ученика, знать, чем он «дышит», понимать, кто нуждается в одобрении, а кому нужно порицание. Знать возрастные закономерности развития эмоций, основные потребности каждого возраста, условия развития каждого воспитанника, привносить в жизнь и деятельность школьников творческие начала и эмоциональное обогащение воспитательного процесса.

Важнейшей составляющей эмоционально-волевого воспитания, по мнению Сухомлинского, является культура желаний.

Культура желаний – это «один из источников человечности, сердечности (т.е. гуманных чувств), внутренней самодисциплины» [13: 92]. Она становится внутренним стимулом поведения человека – личность отвергает аморальные желания, являющиеся мотивами ее поведения. Формирование культуры желаний, самоограничения, чувствования понятий «можно», «нельзя», «надо» – одна из практических целей развития нравственных чувств, инициирующих волевой акт личности по выбору нравственно-ценностных поступков и поведения. В процессе педагогического взаимодействия индивидуальный подход к развитию чувств и воли личности воспитанника реализуется как двусторонний процесс, ценностный для ребенка и педагога, ориентированный на оптимальное развитие личности как индивидуальности [4: 35].

По убеждению В.А. Сухомлинского, развитие личности как индивидуальности немыслимо без развития эмоционально-волевой культуры как внутреннего регулятора и мотивов ее поведения. Поскольку развитие эмоционально-волевой детерминант самовоспитания личности школьников в творчестве В.А. Сухомлинского культуры – процесс внутренний, индивидуально-личностный, то огромное значение для его эффективности приобретает самостоятельная активность личности. Поэтому

вопросы самовоспитания личности занимали одно из центральных мест в педагогической системе В.А. Сухомлинского. Павлышский педагог-новатор неоднократно подчеркивал, что только «воспитании побуждающее к самовоспитанию, и есть настоящее воспитанием» [15: 244].

И в современном воспитании актуальны слова В.А. Сухомлинского: «В процессе воспитания человеческой личности принимают участие многие силы и среди них, во-первых, семья…; во-вторых, личность педагога со всеми его духовными богатствами и ценностями...; в-третьих, коллектив (детский, подростковый, юношеский)...; в-четвертых, сама личность воспитанника(самовоспитание); в-пятых, духовная жизнь воспитанника...; в-шестых, совершенно непредвиденные ваятели…» [12: 568].

Сухомлинский считал, что только люди долга могут стать успешными в жизни, поскольку они всегда добрые, мудрые, гуманные. Только гуманная педагогика способна воспитать высоконравственного и духовного человека, личность, индивидуальность.

Немалую роль в воспитательном процессе гуманная педагогика отводит труду.

Труд физический и умственный оказывают на формирующуюся личность взаимное влияние: умный человек делает физическую работу творчески, что вызывает радость. Труд способен раскрыть природные задатки ребенка и дать толчок его саморазвитию [4, с. 57].

Другим важным компонентом воспитания Сухомлинский считал природу, которая связана с трудом: мы живем на земле, преобразованной человеческими руками и умом. А земля — это и есть наша природа [15: 43].

Сама природа не воспитывает, но активное соприкосновение с ней способно научить ребенка прекрасному. Уход за хомячком, посадка цветов, птичья кормушка — все это учит читать природу, понимать красоту.

Великий учитель также считал важным воспитание потребностей ребенка, поскольку они двигают человеческую личность. Духовные и материальные потребности в человеке должны быть сбалансированы, гармоничны. Это возможно только воспитанием культуры потребностей. Материальные нужды важны, но Сухомлинский отдавал приоритет потребности познания, которая очень сильна у детей. Поддерживая ее, можно подстегнуть желание ребенка учиться, раскрыть его внутренние резервы. Еще выше он ставил потребность человека в человеке. Это основа создания духовной общности людей [4: 55].

Тогда смысл воспитания сводится к духовному обогащению личности ребенка через человеческое общение. Такое воспитание делает человека терпимым, не агрессивным. Если материальные потребности удовлетворяются сполна, то человек будет острее и чутче воспринимать душевное состояние других. Такая утонченность будет залогом человеческого счастья.

Семейная педагогика народного учителя очень важна в формировании мировоззрения школьника. По его мнению В. А. Сухомлинского «Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» [15: 289].

Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но делать это надо совместно с родителями. Семья и школа должны подходить к воспитанию детей одинаково, давая возможность развитию гармоничной личности [18: 225].

Сухомлинский взялся обучать родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за 2 года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка и пр. [14: 87]. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой.

По материалам данного раздела работы можно сделать вывод, что разработанные В.А. Сухомлинским эмоционально-волевые факторы развития школьника как субъекта воспитания представляют собой в настоящее время большой научный и практический интерес и должны систематически изучаться, творчески развиваться и использоваться в системе воспитания в современной школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По материалам работы можно сделать вывод, что Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики. Не отрицая коммунистические идеалы, он сумел через идеи гуманной педагогики формировать и воспитывать духовные, гармоничные и счастливые личности. Сделать это ему помогла искренняя любовь к детям и убежденность в собственной правоте. Проработав всю жизнь учителем в сельской школе, он сделал ее почти научным учреждением, лабораторией педагогических методик.

Можно констатировать, что как педагог-новатор Сухомлинский сумел в условиях тоталитарной советской системы воспитывать в детях чувство собственного достоинства. Он был верным сыном советского государства, но понимал коммунистическое воспитание по-своему. Для него это означало формирование достойной и мыслящей личности, которая не будет слепым исполнителем партийных директив. Хотя Сухомлинский и верил в реальность, но свой педагогический труд он измерял меркой идеального.

На основе гуманной педагогики он создал уникальную систему воспитания, которая в корне отличалась от официальной. Народная педагогика Сухомлинского признавала личность ребенка как самую высокую драгоценность. Его воспитание трудом, коллективом, красотой, природой, словом было ориентировано на нравственность и духовность. В условиях социалистической действительности его педагогические исследования и деятельность школы двигали образовательную систему из рутины вперед.

При изучении трудов В.А. Сухомлинского очевидным становится его педагогическое предвидение, предугадывание процессов развития педагогической мысли в сегодняшней действительности, чему находится подтверждение в его многочисленных оставленных нам в дар работах.

В.А. Сухомлинским утверждалась необходимость преемственности знаний, непрерывного развития человека, важность не только формального обучения, но и неформального и информального, значимость эстетического, экологического воспитания в то время, когда самих терминов не существовало в словаре педагогов, когда не были сформулированы еще педагогическими сообществами основные концепты непрерывного учения.

Многие его идеи, которые вписывались в коммунистические реалии, стали применяться в других школах. Постепенно пришло признание. И сейчас многие его методики и идеи очень актуальны. Например, экологическое воспитание в современных школах базируется на идеях Сухомлинского. Для изучения и внедрения в систему сегодняшнего образования идей народной педагогики были образованы Международная ассоциация и объединение исследователей Сухомлинского. Оказалось, что народная педагогика содержит много полезных зерен, которые могут стать плодами в современной школе. Взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей актуальны и сегодня и поэтому нуждаются в дальнейшем изучении и применении на практике. На наш взгляд оптимальным выбором для современного педагога является аккумуляция педагогического знания всех предшествующих поколений, его актуализация и преобразование с учетом требований сегодняшнего дня.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд-во «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.
  2. Акулова О.В., Сомкова О.Н. Диагностика познания и понимания ребёнка. – М.: Педагогика, 2010. 354 с.
  3. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 378 с.
  4. Брушлинский А.В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности// Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 9.С.66-79.
  5. Обухова И.А. Профессиональная подготовка педагога к формированию субъектной позиции школьника в системе гуманистического воспитания: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2003. 15 с.
  6. Крыжская Н.А. К проблеме актуализации эмоционально-волевых детерминант самовоспитания личности школьников в творчестве В. А. Сухомлинского // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. №3 (43).С.66-69.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001. 720 с.
  8. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. М.: Прометей, 1993. 177 с.
  9. Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т. Т. 1. К.: Радянська школа, 1991. С. 57–218.
  10. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника // Там же. Т. 1. К.: Радянська школа, 1992. С. 219–424.
  11. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива // Там же. Т. 1. К.: Радянська школа, 1993. С. 425–668.
  12. Сухомлинский В.А. Формирование коммунистических убеждений молодого поколения // Там же. Т. 2. К.: Радянська школа, 1994. С. 5–155.
  13. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие- М.: Педагогика 1990.433 с.
  14. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю // Там же. Т. 2. К.: Радянська школа, 1996. С. 445–698.
  15. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Там же. Т. 3. К.: Радянська школа, 1997. С. 5–297.
  16. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Там же. Т. 3. К.: Радянська школа, 1998. С. 299–628.
  17. Сухомлинский В.А. Письма к сыну // Там же. Т. 3. К.: Радянська школа, 1999. С. 629–708.
  18. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа // Там же. Т. 4. К.: Радянська школа, 1991. С. 5–410.
  19. Сухомлинский В.А. Видеть себя // Там же. Т. 5. К.: Радянська школа, 1979. С. 515–522.
  20. Сухомлинский Воспитание и самовоспитание // Там же. Т. 5. К.: Радянська школа, 1972. С. 241–252.
  21. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы // Там же. Т. 5. К.: Радянська школа, 1979.С. 411–656.
  22. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М.: ВШ, 2017. 347 с.
  23. Филипенко Е.В. Обзор принципов воспитания Василия Ивановича Сухомлинского.// «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» 2017 №15.С.37-40.
  24. Черноземова Е. Н. Развивая, воспитывать. – М.: Знание, 2016. 345 с.
  25. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника: психологические очерки. М.: Просвещение, 1966. 291 с.

Приложения

Сухомлинский В. А. Высказывания полезные в воспитательной работе будущего педагога

Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности. Ее всестороннее развитие, нравственное совершенство — цель коммунистического воспитания.

Подлинная самокритика — это голос совести.

Самое трудное — мужество повседневного, многолетнего труда. Найди себе идеал мужества и неотступно следуй ему.
Умей подчиняться дисциплине, порядку, нормам социалистического общежития. Умение подчиняться самым гуманным в мире законам — высшее выражение свободы.
Подлинная гуманность означает, прежде всего, справедливость.

Без чистоты интимных чувств немыслима чистота чувств гражданских.
Умейте быть снисходительными к человеческим слабостям стариков.
Лучше не создавай семьи, если ты эгоист. Смысл счастливой любви состоит в том, чтобы отдавать. Эгоизм здесь мешает, как физический недуг.
Влюбленный в себя не может быть способным на подлинную любовь. Если ты эгоист, лучше не создавай семьи.
Чувство вины не самобичевание, а угрызение совести, стремление к нравственной незапятнанности и порядочности.

Чтение — это один из истоков мышления и умственного развития.
Плохое чтение — как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно.
Одна из причин духовной пустоты — отсутствие подлинного чтения, которое захватывает ум и сердце, вызывает раздумья об окружающем мире и о самом себе.
Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги. 
Презирай демагогию и пустозвонство. Думай и делай все для того, чтобы торжествовали добро и справедливость.
Невежество, убогость ума и чувств становятся в наши дни моральным пороком.
Будь мужчиной в учении, юноша! Твое достоинство — учиться в полную меру своих сил. Достоинство мужчины не быть паразитом, нахлебником. Наверное, самое трудное — это мужество многолетнего повседневного труда. Кричать о недостатках — для этого большого ума не надо. Демагогия и пустозвонство действительно достойны презрения. Лучше делать, чем говорить.