Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Заголовочные и текстовые шрифты. Современные тенденции использования

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Тема курсовой работы – Заголовочные и текстовые шрифты. Современные тенденции использования.

Сложно представить современный мир без использования текста, будь то реклама на улице, текст в книге или газете, или же статьи на информационных ресурсах. В каждом из этих видов передачи информации используются различные шрифты. Глазу обывателя не заметна специфика подбор шрифта, пока это не мешает восприятию текста. Хорошо подобранный шрифт, удобочитаемый, наоборот является незаметным, чего и желают добиться дизайнеры. С появлением компьютеров, все широко используемые шрифты были компьютеризированы. По сравнению с латинскими шрифтами ассортимент кириллических был довольно беден. Российская полиграфия страдала от их недостатка. И хотя разрабатывались и оригинальные русские шрифты, до сих пор еще ощущается их недостаток для реализации многообразных графических проектов.

Весь текст, который мы видим играет определенную роль. Какой-то призван привлечь внимание, какой-то проинформировать нас о важном. Но то, как будет восприниматься текст, и будет ли он выполнять свои задачи во многом зависит от дизайнера, ведь именно он делает так, чтобы буквы перестали быть просто символами. Чтобы их не только читали, но и смотрели.

Объект исследования: правила с помощью которых подбирают шрифтовые пары.

Предмет исследования: шрифты, используемые в заголовке и тексте.

Цель исследования:

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить основные определения в области шрифта.
  2. Разобраться в истории возникновения шрифта и типографики как науки.
  3. Узнать как типографика используется в графическом дизайне в наши дни.

Курсовая работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованных источников.

ГЛАВА I.Типографика: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1 Основные термины типографики

Прежде чем приступать к изучению темы – разберем основные типографские термины. Типографика включает сотни терминов и принципов, но сегодня мы разберем ее основы. 

Типографика — искусство оформления печатного текста, базирующееся на определённых, присущих конкретному языку правилах, посредством набора и вёрстки.

Гарнитура — это семейство начертаний шрифта, имеющих общие стилевые особенности. Есть множество известных гарнитур: Helvetica, Futura, Roboto и другие.

Шрифты – Графически упорядоченное изображение знаков определенной системы письма. Комплект литер, воспроизводящий какой-либо алфавит, а также цифры, знаки препинания и другие символы, необходимые для набора текста на одном или нескольких языках. Шрифт — это комплект строчных и прописных символов, знаков препинания, цифр и спецсимволов одного размера и начертания для отдельной гарнитуры.

Кегль – в цифровом шрифте кегль задается при верстке с клавиатуры и измеряется в типографских пунктах. Кегль от нем. Kegel – размер.

Начертание — это внешний вид шрифта. Большинство гарнитур предполагают стандартный набор начертаний: Regular (обычное), Italic (курсивное), Semibold (полужирное) и Bold (жирное).

Капитель – вариант прописных букв уменьшенного роста и чуть расширенных пропорций, несколько выше роста строчных. Появилась в XVI в. До сих пор в России бытует ошибочное представление о том, что капитель – это прописные буквы в рост строчных. Капитель применяется в латинском наборе для шрифтовых выделений в тексте, для набора определенных имен, названий и аббревиатур, а также для набора заголовков и первых строк разделов после крупного инициала. В кириллическом металлическом наборе капитель практически не использовалась, поскольку большинство русских строчных букв прямого начертания (за исключением семи: «а», «б», «е», «р», «с», «у», «ф») и так повторяют рисунок прописных.

https://quickandlazy.appspot.com/images/caps.png

В связи с этим в советский период капительные знаки практически не изготовлялись. Однако, применение капители в кириллическом наборе может быть полезно практически в тех же случаях, что и в латинице, за исключением шрифтовых выделений. Поэтому сейчас во многих цифровых кириллических шрифтах разрабатывается капитель. Замена истинной капители прописными меньшего кегля в хорошей типографике не допускается, поскольку в результате получается более светлый набор.

1.2 История возникновения шрифта

Сложно представить современный мир без использования текста, будь то реклама на улице, текст в книге или газете, или же статьи на информационных ресурсах. В каждом из этих видов передачи информации используются различные шрифты. Глазу обывателя не заметна специфика подбор шрифта, пока это не мешает восприятию текста. Хорошо подобранный шрифт, удобочитаемый, наоборот является незаметным, чего и желают добиться дизайнеры.

Чтобы лучше понять, как использовать шрифты, обратимся к истории возникновения типографики. История типографики как науки начинается с изобретения книгопечатания. Первые наборные формы были изобретены в Китае в 1040-х годах человеком по имени Би Шэн. Они были сделаны из фаянса, поэтому был непрочными и служили недолго. Со временем эта технология появилась в Корее, а после и в Европе. Иоганн Гутенберг – родоначальник книгопечатания. Он создал  металлическую наборную форму и печатный станок, благодаря которым появилась возможность не единожды использовать отдельные свинцовые литеры, а многократно. Так появилась технология разборного (наборного) шрифта. В то время одной из главных форм шрифта был готический, поэтому Иоганн Гутенберг выбрал его для отливки литер.[1]

С течением времени Европейцы стали чаще использовать более утонченные, удобочитаемые антиквы (Roman). Антиквенные шрифты – самые многочисленные. У данного вида шрифтов есть характерная особенность – засечки. Эти шрифты делятся на три группы: старинная антиква, переходная антиква и новая антиква. Первые шрифты старинной антиквы были навеяны древнеримскими символами, найденными на памятниках. Примерами шрифтов старинной антиквы являются такие современные шрифты, как Garamond, Minion, Palatino, Century Schoolbook.(рисунок 1)

История типографики, изображение №5

Рисунок 1. Шрифты Garamond, Minion, Palatino, Century Schoolbook

Крупнейшей фигурой в истории типографики переходного стиля был Джон Баскервилл, который стал основоположником «чистой типографии», без книжных орнаментов, лишь шрифтовое оформление. Гарнитура, созданная им – восхитительный пример переходного стиля. К данной стилистике относятся современные шрифты Gaslon, Time New Roman, Bookman. Джамбаттист Бодони работавшего в 1760—1800 гг. в Парме. Его произведения отличаются геометрической строгостью шрифтового рисунка. В 1773 году Бодони ввел так называемую новую антикву (Modern). Она обладала достаточной элегантностью, но более жестким характером по сравнению со старинной антиквой. Наиболее известным шрифтом этого периода был шрифт Bodoni.(рисунок_)


Рисунок 1. Шрифт Bodoni

Промышленная революция расширила сферу применения типографики. Потребность в заголовочных шрифтах способствовала интенсивной разработке новых видов и разновидностей шрифтового рисунка. В первой половине XIX века усилиями английских разработчиков вводятся в обиход шрифты жирных начертаний, египетские шрифты, гротески и др. Активно развивается книжный орнамент, заметно возрастает значение иллюстрации. Вместе с тем книга все больше утрачивает типографическую строгость и цельность, ее характерными чертами становятся перегруженность декором с элементами разных исторических стилей.

В условиях быстрого роста производства основным способом маркетинга и продажи становится реклама. И в ней особое место занял шрифт без засечек. Его многочисленные варианты стали широко применяться для написания заголовков. Шрифт вышел за пределы книг, и типографика включилась в сферу коммерции как новая форма коммуникации, охватившая весь мир. Примеры шрифта без засечек: Arial, Helvetica, Futura.

В конце XIX — начале XX века арт-нуво оказало большое влияние на книжный дизайн и рекламу. Контрастное сочетание растительного орнамента и декоративно-силуэтных иллюстраций во многом определяло специфику облика книжной полосы в изданиях тех лет. В России это был период больших изменений в искусстве книжного оформления. Многие известные художники занялись разработкой оригинальных шрифтов. Среди них были: М.Врубель, А.Бенуа, Н.Рерих и др. Их шрифты были далеки от классических образцов и чрезвычайно декоративны. Конечно, такие шрифты использовались только для заголовков и рекламы.

Развитие типографики неоклассического стиля началось в 1930 году. Здесь отдавалось предпочтение удобочитаемости знаков и текста в целом, уравновешенности пропорций шрифта и наборной полосы, отсутствию типографической вычурности и экстравагантности. Лидерами неоклассической типографики были: Я.Чихольд, работавший в Швейцарии и Великобритании; С.Морисон, Г.Цапф.

К 1960-м годам весь шрифтовой набор перешел от горячего свинцового литья к холодному фотоспособу. Такая технология была названа фотонабором. Американский экспрессионизма 1970−80 гг дал импульс развитию фигуративной типографики, в которой буква может оказаться изображением предмета, а изображение — буквой.[2]

С появлением компьютеров, все широко используемые шрифты были компьютеризированы. По сравнению с латинскими шрифтами ассортимент кириллических был довольно беден. Российская полиграфия страдала от их недостатка. В конце 90-х годов появились компании, производящие русские компьютерные шрифты. И хотя разрабатывались и оригинальные русские шрифты, до сих пор еще ощущается их недостаток для реализации многообразных графических проектов.

1.3 Типографика в графическом дизайне

Типографика в дизайне развивается и изменяется. Шрифт, как в прошлом, больше не должен быть незаметным — сегодня он может быть любым: забавным, витиеватым, неаккуратным, дерзким, нелогичным, а в лучших образцах — изящным.

Человек воспринимает почти 90% информации глазами, то есть зрительным путем. Точную цифру привести сложно, но ясно, что визуальный способ зачастую доминирует, если сравнивать его с аудиальным и тактильным восприятием. Именно поэтому почти вся информация вокруг нас представлена в виде текста. Шрифт — это элемент типографики, который помогает донести ее правильно и быстро. Не обладая достаточными знаниями о нем, дизайнер упускает изящные, а иногда и единственно верные способы решения задач.

До того, как мы начинаем читать текст, мы получаем общее впечатление о странице, воспринимаем какой-то образ. Задача типографа состоит в том, чтобы сделать этот образ гармоничным. Нет единственно верного решения. Но есть определенные правила, которые дизайнер должен понимать. Весь текст, который мы видим играет определенную роль. Какой-то призван привлечь внимание, какой-то проинформировать нас о важном. Но то, как будет восприниматься текст, и будет ли он выполнять свои задачи во многом зависит от дизайнера. Ведь именно он делает так, чтобы буквы перестали быть просто символами. Чтобы их не только читали, но и смотрели. Это и есть живая типографика.[3]

С появлением персональных компьютеров и первых настольных издательских систем в типографике произошел тектонический сдвиг, последствия которого становятся заметными только сейчас. Это далеко не первое глобальное изменение в типографике, были и другие. Достаточно вспомнить время, когда машины индустриального мира одержали победу над ремесленниками. Массовое производство и прибыль стали важнее красоты шрифтов. Количество значило больше чем качество.

  Великие мастера перестали создавать новые шрифты – для печати книг годились и те, что уже существовали. Ремесленники, какими бы профессионалами ни были, остались без дела и стали частью технологического процесса.

  Однако победа индустриализма вовсе не означала, что великие мастера исчезли с появлением печатных станков. Эти два мира продолжали существовать независимо друг от друга – печатники признавали талант ремесленников, а те в свою очередь, понимали, что прогресс не остановить. Это было второе изменение в типографике, в результате которого оно лишилось части своей «души» или, если так можно выразиться, человечности. Но чтобы понять, что произошло совсем недавно, придется переместиться во времени на 500 лет назад и узнать, с чего все началось.

Выводы по первой главе

Типографика как наука прошла огромный путь и перенесла большое количество изменений. Даже в настоящее время развитие не останавливается, а мчится вперед. Появляются новые тенденции, шрифты, методы применения. Но как бы мы не мчались вперед, обязательно нужно изучить и понимать прошлое, знать откуда появился тот или иной шрифт, чтобы осознавать правила его применения. В наше время выходит такое количество печатных материалов, что обесценивается значимость отдельных работ. Мы просто не можем перечитать все, что издается сегодня. Задача типографики — разделить, организовать и растолковать эту массу печатных материалов таким образом, чтобы читатель имел шанс найти то, что интересно ему.

Почти вся информация вокруг нас представлена в виде текста. Шрифт — это элемент типографики, который помогает донести ее правильно и быстро. Не обладая достаточными знаниями о нем, дизайнер упускает изящные, а иногда и единственно верные способы решения задач. До того, как мы начинаем читать текст, мы получаем общее впечатление о странице, воспринимаем какой-то образ. Задача типографа состоит в том, чтобы сделать этот образ гармоничным. Нет единственно верного решения. Но есть определенные правила, которые дизайнер должен понимать. Весь текст, который мы видим играет определенную роль.[4]

Время, в котором мы живем, не зря называют «веком информации». И большая часть этой информации существует в текстовом виде — книги, журналы, сайты. Не секрет, что в большинстве случаев авторы не занимаются оформлением своих текстов должным образом. Поэтому огромное количество полезной информации невозможно быстро найти или просто понять из-за отсутствия всяких правил оформления и представления этой информации.

ГЛАВА I I. ШРИФТ, ЕГО ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТТКИ

2.1 Гарнитура и начертание шрифта

Начертание - вариант рисунка наборного шрифта одной гарнитуры. Начертания шрифта характеризуются едиными стилевыми особенностями рисунка, определенными пропорциями (узкое, нормальное, широкое и др.), насыщенностью (Светлое, Полужирное, Жирное и др.), постановкой очка, или наклоном знаков (Прямое, Курсивное или Наклонное), декоративной обработкой контура знаков (Контурное, оконтуренное, Оттененное и др.).

Курсив и наклонный шрифт часто путают, считая их одним и тем же, но это разные стили. Наклонный шрифт (Oblique), исходя из названия, представляет собой механически или программно наклоненный шрифт и не отличается строением букв от прямого начертания. Вы сами можете создать подобный стиль, нажав на нужную кнопку в Фотошопе, хотя иногда уже готовый вариант присутствует внутри гарнитуры. Курсив (Italic) также наклонный, но со своим собственным уникальным набором знаков, значительно отличающимися от прямого начертания более рукописной формой строчных букв. Английское название Italic указывает на то, что впервые подобный шрифт появился в 1501 г. в Италии, в типографии Альда Мануция в Венеции. Он был нарезан болонским гравером на основе рукописных курсивов папской канцелярии и не имел прописных. Как правило, сейчас применяется вместе с прямым начертанием как выделительное. Курсив – от лат. cursivus – бегущий.

2.2 Классификация шрифтов

Существует несколько классификаций гарнитур. Самая общая – классификация по техническому стилю: антиква, гротески, рукописные, акцидентные и так далее. Гарнитуры можно классифицировать и по другим техническим особенностям, например, пропорциональные шрифты и моноширинные, и даже по более тонким критериям – например, по настроению, которое они отражают. В нашем случае рассмотрим более общую классификацию по техническому стилю:

Собирательное название шрифтов с засечками - Антиква (Serif) . Засечки – это короткие штрихи, обрамляющие основные штрихи знаков. Засечки бывают односторонними и двусторонними. Их форма может быть разнообразной: треугольной, прямоугольной, закругленной, декоративной, в виде тонкой горизонтальной линии и так далее. Антикву с одинаковым успехом используют и для набора основных текстов в печатных документах, и для оформления текстов и заголовков в Интернете. Удобочитаемость антиквы с экрана монитора до сих пор спорный вопрос, и некоторые дизайнеры предпочитают не использовать данный тип гарнитур для больших блоков текста.

Антиква старого стиля (Old Serifs) представляет собой первый этап развития антиквенных шрифтов (с конца XV по начало XVIII века). Форма знаков этого шрифта основана на дуктальном (рукописном) принципе, она характеризуется умеренной контрастностью, скруглением засечек в местах примыкания к основному штриху и наклоном осей овальных элементов. В ранних образцах хорошо прослеживается зависимость форм наборного шрифта от рукописного книжного почерка – гуманистического минускула, выполненного ширококонечным пером. С течением времени контраст увеличивается, засечки становятся острее, а оси овалов становятся почти вертикальными.[9]

Переходная антиква (Transitional Serifs) –шрифты начала и середины XVIII века, сочетающие черты шрифтов старого стиля, характерные для письма широким пером, и элементы шрифтов нового стиля, форма которых связана с особенностями процесса гравировки по металлу. До сих пор остается в ходу и пользуется большим спросом. К этому типу относятся такие гарнитуры, как Times New Roman, Baskerville, Caslon, Georgia и Bookman. Разница между основными и соединительными линиями в переходной антикве более явная, чем в старом стиле, но менее четкая, чем в антикве нового стиля.[2]

Антиква нового стиля (Modern Serifs), к которой можно причислить такие гарнитуры, как Didot и Bodoni, отличается более сильным контрастом между основными и соединительными линиями, строго вертикальными овалами, тонкими и длинными засечками. Гарнитуры нового стиля появились в конце восемнадцатого века и на протяжении всего девятнадцатого служили для набора текста. Только в двадцатом веке их сменила в этом качестве антиква старого и переходного стиля.

И последний значимый подтип антиквы – брусковая. В брусковой разница между основными и соединительными линиями либо малозаметна, либо ее нет совсем, засечки мощные, прямоугольной формы. Эти шрифты впервые возникли в начале девятнадцатого века в Англии и применялись сначала как титульные, но в двадцатом веке они завоевали популярность как текстовые шрифты машинного (особенно газетного) набора. В зависимости от формы овалов и засечек, контраста и разноширинности брусковые шрифты делятся на следующие подгруппы: египетские шрифты, геометрические шрифты, гуманистические шрифты и шрифты типа Кларендон.

https://quickandlazy.appspot.com/images/slab-serif.png

Рисунок 2. Брусковая антиква

Гротески – это шрифты без засечек(рисунок 3). Они гораздо моложе антиквы, и впервые появились в конце восемнадцатого века. Вначале применялись исключительно как акцидентные, но в двадцатом веке стали использоваться для набора текста. Существует четыре подтипа гротесковых гарнитур: старые гротески, новые гротески, гуманистические и геометрические.

https://quickandlazy.appspot.com/images/grot.png

Рисунок 3. Гротеск

Старые гротески (Grotesque) – самые первые из появившихся гротексков. К ним относятся Franklin Gothic и Akzidenze Grotesk. По форме букв они очень близки к гарнитурам антиквы, за вычетом засечек. Это шрифты с небольшим контрастом, одноширинные, полузакрытые и открытые. Знаки имеют простую и даже грубую геометрическую форму. Шрифты в целом оставляют впечатление сурового грубого реализма.

Примерами новых гротесков являются всем известные гарнитуры: MS Sans Serif, Arial, Helvetica и Univers. Новые гротески гораздо изящнее своих предшественников и почти не имеют отличительных черт, что позволяет характеризовать эти шрифты как стандартные и незаметные. Это одноширинные шрифты почти без контраста, с крупным очком строчных знаков, сильно развитые по начертаниям.

https://quickandlazy.appspot.com/images/new-grot.png

Рисунок 4. Новый гротеск

К гуманистическим гротескам можно отнести гарнитуры Gill Sans, Frutiger, Tahoma, Verdana, Optima, и Lucide Grande. Они гораздо «каллиграфичнее» остальных гротесков, и самые удобочитаемые (отсюда и их популярность в качестве шрифтов для основных текстов на сайтах). Под каллиграфичностью подразумевается большая контрастность в толщине штрихов.

https://quickandlazy.appspot.com/images/humanist.png

Рисунок 5. Гуманистический гротеск

Геометрические гротески принципиально строятся на основе простейших геометрических форм – окружности, квадрата, равностороннего треугольника. Обычно, «О» повторяет форму круга, а буква «а» – круг с хвостиком. Геометрические гротески почти никогда не используют для набора основных текстов.

Рукописные гарнитуры, исходя из названия, имитируют чей-то почерк или каллиграфический стиль. Различают два подтипа: форменные и неформальные.

Формальные часто напоминают стиль рукописных букв 17-го и 18-го веков. Некоторые рукописные шрифты основываются на почерках таких известных мастеров как Джордж Шелл и Джордж Бикам. Существуют и современные шрифты этого типа, например, Kuenstler sсript. У всех них есть нечто общее – элегантный, благородный типографический дизайн. Такие гарнитуры не подходят для набора основных текстов.

Неформальные рукописные шрифты больше напоминают современные почерки, и появились в середине 20 века. Они не такие строгие по форме, с широкими штрихами и часто напоминают имитацию письма мягкой кистью. Пример подобных шрифтов – Mistral и Brush sсript.

Акцидентные (декоративные) шрифты – пожалуй, самая большая по количеству шрифтов категория. Главная их отличительная черта – они не годятся для набора основного текста и предназначены для заголовков и других небольших отрывков текста с целью привлечения и акцентирования внимания. Акцидентные шрифты могут быть формальными или неформальными, и отражать любое настроение. Чаще всего их используют в полиграфии, но с недавних пор благодаря новой технологии подключения веб-шрифтов акцидентные шрифты быстро набирают популярность в Интернете. К акцидентным можно отнести и готические гарнитуры, по рисунку имитирующие средневековые рукописные почерки ширококонечным пером.

Неалфавитные и символьные шрифты. К этой группе относятся комплекты специальных знаков (математические, лингвистические, фонетические, химические, нотные, шахматные, клавиатурные и т.д.), линейки, бордюры, орнаменты, виньетки и другие наборные украшения. Wingdings, пожалуй, самый известный символьный шрифт, но помимо него существуют тысячи других.

В пропорциональных шрифтах ширина знака варьируется в зависимости от конструкции букв. Например, буква «i» по ширине гораздо меньше чем буква «m». Times New Roman – пропорциональный шрифт. В моноширинных шрифтах каждый знак занимает одну и ту же ширину. Более узкие знаки просто получают больше пустого пространства вокруг себя, чтобы нивелировать разницу по ширине. Courier New – пример как раз такого моноширинного шрифта.

https://quickandlazy.appspot.com/images/prop.png

Рисунок 6. Различие шрифтов

При выборе шрифта важно помнить о его настроении. Разные шрифты производят разное впечатление: одни кажутся строгими, другие – неформальными, одни таят в себе дух современности и будут отлично смотреться на обложке модного журнала, другие, классические, будут уместны на страницах старых документов. Например, Times New Roman всегда считался классическим шрифтом, поэтому он так часто используется в деловой переписке. Verdana же, с другой стороны, более современный шрифт и используется соответственно. Некоторые шрифты более гибкие, «безликие», и могут отражать любое настроение, в зависимости от содержания текста и сочетания с другими шрифтами. Например, такой считается Helvetica.

Шрифты одной гарнитуры(Рисунок 7) могут различаться по характеристикам начертания, например, по стилю и насыщенности. Насыщенность (Weight) – отношение толщины основных штрихов к высоте прямого знака. Изменения этого отношения образуют сверхсветлое (Ultra Light, Extra Light, Thin), светлое (Light), нормальное (Book, Regular, Roman), полужирное (Medium, Demi Bold, Semibold), жирное (Bold, Heavy), сверхжирное (Extra Bold, Black, Ultra Bold) начертания. Количество степеней насыщенности может быть еще большим, а их названия могут варьироваться. Многим шрифтам присущи три общих стиля: курсив, наклонный шрифт и капитель.

https://quickandlazy.appspot.com/images/weight.png

Рисунок 7. Шрифты одной гарнитуры

2.2 Основные принципы сочетания шрифтов

Под­бор шриф­то­вых пар обыч­но субъ­ек­ти­вен и за­висит от ин­ди­виду­аль­но­го вку­са и же­ла­емо­го ре­зуль­та­та. Лю­бые ре­комен­да­ции, в осо­бен­ности без при­вяз­ки к конк­рет­ной за­даче, тоже субъ­ек­тивны и приб­ли­зитель­ны. Тем не ме­нее об­щим пра­вилом мо­жет стать фор­му­ла: в со­чета­емых шриф­тах долж­ны од­новре­мен­но при­сутс­тво­вать конт­раст и единс­тво. Мера конт­рас­та и мера единс­тва, так­же как и спо­собы их дос­ти­жения, оп­ре­деля­ют­ся от­дель­но для каж­до­го конк­рет­но­го слу­чая. Если тре­бу­ет­ся все­го лишь вы­делить сло­во в стро­ке книж­но­го текс­та серь­ез­но­го со­дер­жа­ния, то це­лесо­об­разно сде­лать толь­ко одно ми­нималь­ное дви­жение — по­менять пря­мое на­чер­та­ние на кур­сив без из­ме­нения на­сыщен­ности. Ис­поль­зо­вание в та­ких слу­ча­ях жир­но­го на­чер­та­ния или, того хуже, жир­но­го кур­си­ва, бу­дет выг­ля­деть чрез­мерно и не­дели­кат­но. Ту же за­дачу в дру­гом из­да­нии — детс­кой ли­тера­туре, разв­ле­катель­ной пе­ри­оди­ке или рек­ла­ме — мож­но ре­шить бо­лее ра­дикаль­но: по­менять гар­ни­туру, кегль, цвет. При этом сле­ду­ет сох­ра­нять единс­тво и пом­нить о том, что гром­че все­го долж­ны зву­чать за­голов­ки, а не вы­деле­ния в стро­ке.

Внут­ри­гар­ни­тур­ные со­чета­ния

Хо­рошая ти­пог­ра­фика, как пра­вило, об­хо­дит­ся ма­лыми средс­тва­ми. Боль­шинс­тво ти­пог­рафс­ких по­лос, осо­бен­но книж­ных, мож­но впол­не ус­пешно наб­рать од­ной единс­твен­ной гар­ни­турой шриф­та, ис­поль­зуя при не­об­хо­димос­ти кур­сив и ка­питель. Пря­мое на­чер­та­ние, кур­сив и ка­питель — это клас­си­чес­кая гар­мо­нич­ная три­ада. Не так дав­но ки­рил­ли­чес­кие шриф­ты с ка­питель­ны­ми на­чер­та­ни­ями были ред­костью, но в пос­ледние годы в биб­ли­оте­ке Па­раТайп по­яви­лось мно­жест­во та­ких гар­ни­тур: ITC Нью Бас­кервиль (ITC New Baskerville), ITC Бо­дони 72 (ITC Bodoni 72), ITC Чар­тер (ITC Charter), ITC Франк­лин Го­тик (ITC Franklin Gothic), Орид­жи­нал Га­рамон (Original Garamond), Ок­та­ва (Octava), Киш (Kis), FF Mета (FF Мeta), ITC Офи­цина (ITC Оfficina) и дру­гие. Ог­ра­ниче­ни­ем од­ной гар­ни­турой ав­то­мати­чес­ки дос­ти­га­ет­ся единс­тво, раз­но­об­ра­зи­ем на­чер­та­ний — конт­раст. Даже в слож­ност­рук­ту­риро­ван­ных из­да­ни­ях с мно­гос­ту­пен­ча­той сис­те­мой руб­ри­кации, нес­коль­ки­ми па­рал­лель­но иду­щими текс­та­ми, мно­жест­вом при­меча­ний, под­пи­сей и сно­сок мож­но ог­ра­ничить­ся од­ной рас­ши­рен­ной шриф­то­вой гар­ни­турой с боль­шим ко­личест­вом на­чер­та­ний. ITC Франк­лин Го­тик, к при­меру, вклю­ча­ет в себя двад­цать два на­чер­та­ния, FF Mета — двад­цать, ITC Офи­цина Санс и ITC Офи­цина Се­риф — по пят­надцать, Праг­ма­тика — со­рок два, ITC Чар­тер — во­семь. Од­на­ко и здесь надо соб­лю­дать меру и не ис­поль­зо­вать сра­зу все воз­можнос­ти шриф­та. Со­сед­ние по на­сыщен­ности на­чер­та­ния, как пра­вило, пло­хо ра­бота­ют вмес­те. Не хва­та­ет конт­рас­та.

По­это­му луч­ше «брать че­рез од­но­го» — к при­меру, со­четать на­чер­та­ния Light и Medium, Normal и Bold. Кур­сивные и нак­лонные на­чер­та­ния долж­ны быть той же на­сыщен­ности, что и пря­мые.

По­мимо гар­ни­тур, раз­ви­тых по на­чер­та­ни­ям, су­щест­ву­ют су­пер­гарни­туры, в ко­торых од­новре­мен­но про­ек­ти­ру­ют­ся и гро­теск, и ан­тиква (иног­да к ним при­бав­ля­ют­ся и дру­гие ва­ри­ации — про­межу­точ­ные меж­ду ан­тиквой и гро­тес­ком, мо­ноши­рин­ные, брус­ко­вые, де­кора­тив­ные, для на­бора с­но­сок и при­меча­ний, ти­туль­ные и проч.). Су­пер­гарни­тура ре­ша­ет проб­ле­му со­чета­ния шриф­тов. С од­ной сто­роны, все её сос­тавля­ющие про­ек­ти­ру­ют­ся в еди­ном сти­ле и име­ют еди­ный об­раз, их про­пор­ции и на­сыщен­ность упо­рядо­чены. С дру­гой сто­роны, со­еди­нения раз­ных ти­пов шриф­тов — гро­тес­ка и ан­тиквы — обес­пе­чива­ет не­об­хо­димый конт­раст.

Ан­тиква плюс гро­теск

Но не для всех текс­тов умест­но сдер­жанное ог­ра­ниче­ние од­ной гар­ни­турой, очень час­то воз­ни­ка­ет не­об­хо­димость со­пос­тавле­ния шриф­тов, рож­да­юще­го но­вый плас­ти­чес­кий смысл. На­ибо­лее расп­рос­тра­нен­ная прак­ти­ка в та­ких слу­ча­ях — ис­поль­зо­вание пары «ан­тиква — гро­теск» из раз­ных гар­ни­тур. Ан­тиква обыч­но при­меня­ет­ся для ос­новно­го текс­та, гро­теск —для до­пол­ни­тель­но­го, за­голов­ков и под­пи­сей. Но это вов­се не обя­затель­ное пра­вило.

В па­рах «ан­тиква — гро­теск» конт­раст дос­ти­га­ет­ся од­ним со­еди­нени­ем раз­ных шриф­то­вых гар­ни­тур, ко­торые к тому же ещё и раз­ные по­типу. Проб­ле­ма зак­лю­ча­ет­ся в по­ис­ке единс­тва меж­ду ними. Со­четать ан­тикву и гро­теск нуж­но, ру­ководс­тву­ясь единс­твом их внут­ренней струк­ту­ры.

Глав­ные струк­турные па­рамет­ры шриф­та — это про­пор­ции, ве­личи­на очка, раз­мер вы­нос­ных эле­мен­тов, а так­же сте­пень отк­ры­тос­ти, сте­пень ди­намич­ности и сте­пень раз­но­ширин­ности зна­ков. Пос­ледние па­рамет­ры обыч­но на­ходят­ся во вза­им­ной за­виси­мос­ти: отк­ры­тые шриф­ты, как пра­вило, ди­намич­ны и раз­но­ширин­ны.

По мере уве­личе­ния зак­ры­тос­ти зна­ков уве­личи­ва­ют­ся ста­тич­ность и стрем­ле­ние к од­но­ширин­ности. Для боль­шинс­тва ан­тиквен­ных шриф­тов мож­но най­ти мес­то в ряду меж­ду отк­ры­той ди­намич­ной раз­но­ширин­ной ве­неци­анс­кой ан­тиквой ста­рого сти­ля и зак­ры­той ста­тич­ной од­но­ширин­ной ан­тиквой но­вого сти­ля. Гро­тес­ки так или ина­че пов­то­ря­ют струк­ту­ру ан­тикв. Они тоже бы­ва­ют отк­ры­тыми и зак­ры­тыми, ди­намич­ны­ми и ста­тич­ны­ми. Гар­мо­нич­ные пары по­луча­ют­ся при со­чета­нии ан­тиквы и гро­тес­ка со схо­жими ха­рак­те­рис­ти­ками.

Единс­тво мож­но най­ти не толь­ко в струк­ту­ре, но и в ха­рак­те­ре шриф­та, его иде­оло­гии, ко­торой ру­ководс­тво­вал­ся соз­да­тель. Нап­ри­мер, кому-то мо­жет пон­ра­вить­ся со­чета­ние отк­ры­того ге­омет­ри­чес­ко­го гро­тес­ка Фу­тура с зак­ры­той ан­тиквой но­вого сти­ля: их объ­еди­ня­ет стрем­ле­ние к ге­омет­ри­чес­кой чис­то­те, а не к кал­лигра­фичес­ко­му дви­жению.

Шриф­ты ITC Чар­тер и ITC Франк­лин Го­тик объ­еди­ня­ет со­лид­ный и уве­сис­тый ха­рак­тер.

Еди­ное ав­торс­тво шриф­тов тоже мо­жет дать не­об­хо­димую бли­зость сти­ля. Од­на­ко со­четать гар­ни­туры по это­му приз­на­ку надо очень ос­то­рож­но, пос­коль­ку не всег­да шриф­ты од­но­го ди­зай­не­ра бы­ва­ют близ­ки по струк­ту­ре и кон­цепции. Но иног­да по­луча­ют­ся неп­ло­хие со­чета­ния. Нап­ри­мер, шрифт Бал­ти­ка (Baltica), раз­ра­ботан­ный на ос­но­ве шриф­та Candida Яко­ба Эр­ба­ра, мож­но со­четать с Жур­наль­ной Руб­ле­ной (Journal Sans), ос­но­ван­ной на шриф­те Erbar Grotesk того же ав­то­ра.

Ком­би­нируя шриф­ты, нуж­но учи­тывать то обс­то­ятель­ство, что в оди­нако­вых кег­лях они мо­гут иметь раз­ную вы­соту строч­ных зна­ков. По­это­му, если не­об­хо­димо до­бить­ся ощу­щения, что текс­ты наб­ра­ны шриф­та­ми од­но­го раз­ме­ра, надо под­би­рать кегль шриф­тов в за­виси­мос­ти от рос­та строч­ных зна­ков, ос­тавляя оди­нако­вым ин­терлинь­яж.

Под­би­рать к ан­тикве кал­лигра­фичес­кий шрифт нуж­но так­же по прин­ци­пу по­добия и ис­то­ричес­ко­го со­от­ветс­твия. К гу­манис­ти­чес­кой ан­тикве боль­ше по­дой­дет гу­манис­ти­чес­кий кур­сив, на­писан­ный ши­роко­конеч­ным пе­ром, с ярко вы­ражен­ным дук­том. К ан­тикве но­вого сти­ля — кур­сив в сти­ле анг­лий­ской кал­лигра­фии, ими­тиру­ющий дви­жение тон­ко­го ост­ро­конеч­но­го пера.

Со­чета­ние двух текс­то­вых ан­тикв ред­ко дает хо­рошие ре­зуль­та­ты. Но за­голо­воч­ные ан­тиквы очень хо­рошо со­чета­ют­ся с близ­ки­ми по духу текс­то­выми. Иног­да текс­то­вый и за­голо­воч­ный шриф­ты про­ек­ти­ру­ют­ся спе­ци­аль­но друг для дру­га. Нап­ри­мер, шрифт Свет­ла­на (Svetlana) был раз­ра­ботан как текс­то­вая вер­сия шриф­та Ба­жановс­кая Ти­туль­ная (Bazhanov Display).

В ка­чест­ве за­голо­воч­ной мож­но при­менять и текс­то­вую ан­тикву, но она долж­на быть либо изящ­нее и конт­рас­тнее ос­новно­го текс­та, либо иметь бо­лее яр­кий ха­рак­тер.

Шриф­ты из пар типа Ба­жановс­кая Ти­туль­ная — Свет­ла­на или Ели­заве­тинс­кая (Еlizabeth) — Бо­дони нель­зя ис­поль­зо­вать в од­ном кег­ле. Они очень по­хожи друг на дру­га и конт­рас­та меж­ду ними мож­но до­бить­ся толь­ко че­рез раз­ни­цу раз­ме­ров. Ан­тиквы, струк­турно раз­личные, луч­ше не ис­поль­зо­вать вмес­те вов­се. Иск­лю­чение сос­тавля­ют гар­ни­туры с вы­ражен­ной де­кора­тив­ностью.

В паре «гро­теск — гро­теск» один (за­голо­воч­ный) дол­жен иг­рать соло, дру­гой (текс­то­вый) быть ор­кест­ром. Ска­жем, один гро­теск мо­жет быть нем­но­го де­кора­тив­ным, дру­гой стро­гим, один жир­ным, дру­гой свет­лым. Со­чета­ние гро­тес­ков по­хожей эс­те­тики или близ­ко­го вре­мени раз­ра­бот­ки дает бо­лее га­ран­ти­рован­ный ре­зуль­тат.

На при­веден­ных при­мерах (рис. ) Квад­рат Гро­теск (QuadratGrotesk) и ITC Франк­лин Го­тик, Ре­фор­ма Гро­теск (Reforma Grotesk) и Белл Го­тик (Bell Gothic), все они от­но­сят­ся к груп­пе ста­рых гро­тес­ков. Но и раз­ные по духу гро­тес­ки (Оли­вер и Праг­ма­тика) при уме­лом ис­поль­зо­вании мо­гут хо­рошо ра­ботать вмес­те.

Ни при ка­ких обс­то­ятель­ствах не сле­ду­ет ис­поль­зо­вать пары типа Фри­Сет (Freeset) — Праг­ма­тика или Праг­ма­тика — ITC Франк­лин Го­тик. В пер­вом слу­чае два сис­те­мати­зиро­ван­ных шриф­та со­вер­шенно раз­но­го сти­ля (один отк­ры­тый, дру­гой за­кры­тый) име­ют оди­нако­вую силу вы­рази­тель­нос­ти и ни один из них не мо­жет ус­ту­пить мес­то дру­гому. Во вто­ром слу­чае конф­ликт воз­ни­ка­ет из-за оп­ре­делен­ной бли­зос­ти, опять же в ус­ло­ви­ях рав­ных прав. Праг­ма­тика от­но­сит­ся к груп­пе но­вых гро­тес­ков, ITC Франк­лин Го­тик — к груп­пе ста­рых гро­тес­ков. Но­вые гро­тес­ки раз­ви­ва­ют прин­ци­пы пост­ро­ения ста­рых гро­тес­ков. Они по­хожи друг на дру­га, и со­четать их — все рав­но что по­давать от­варной кар­то­фель на гар­нир к кар­то­фель­ным оладь­ям.

В зак­лю­чение хо­чет­ся на­пом­нить о субъ­ек­тивнос­ти лю­бых ти­пог­ра­фичес­ких ре­комен­да­ций. Нап­ри­мер, из­вест­ный ка­надс­кий ти­пог­раф Ро­берт Бринг­херст (Robert Bringhurst) в кни­ге «Ос­но­вы сти­ля в ти­пог­ра­фике» («The Elements of Typographic Style») пи­шет: «Baskerville, Helvetica, Palatino и Times Roman, … — это шриф­ты, встре­ча ко­торых обе­ща­ет лишь пуб­личный скан­дал. Ни один из этих шриф­тов не со­чета­ет­ся с ка­ким-либо дру­гим, так как у каж­до­го из них раз­личная кон­цепция шриф­то­вой фор­мы». Од­на­ко же со­чета­ние Helvetica (Праг­ма­тика) и Times Roman (Нь­ютон) ста­ло ти­пог­ра­фичес­кой тра­дици­ей. Кро­ме того, нуж­но пом­нить, что из­ме­нение па­рамет­ров шриф­тов при­водит к по­яв­ле­нию ог­ромно­го ко­личест­ва ва­ри­аций. По­это­му работа ди­зай­нера предполагает возможность са­мос­то­ятель­но най­ти пра­виль­ное со­чета­ние шриф­тов, опи­ра­ясь на собс­твен­ный вкус, чувс­тво меры и сти­ля.

2.3 Особенности использования заголовочных и текстовых шрифтов в современной типографике

Весь текст, который мы видим играет определенную роль. Какой-то призван привлечь внимание, какой-то проинформировать нас о важном. Но то, как будет восприниматься текст, и будет ли он выполнять свои задачи во многом зависит от дизайнера, ведь именно он делает так, чтобы буквы перестали быть просто символами. Чтобы их не только читали, но и смотрели. Это и есть живая типографика.

До того, как мы начинаем читать текст, мы получаем общее впечатление о странице, воспринимаем какой-то образ. Задача типографа состоит в том, чтобы сделать этот образ гармоничным. Нет единственно верного решения. Но есть определенные правила, которые дизайнер должен понимать.

Удобство чтения

Если говорить о длинных текстах, которые предназначены для сплошного чтения, нужно прежде всего думать будет ли удобно его читать. Текст не должен быть слишком мелким или, наоборот, слишком крупным. Пусть он будет максимально привычным для человека. При этом важна разрядка букв, важно не скучковывать их, но и не оставляйте между буквами большого расстояния.

С заголовками ситуация обстоит несколько иначе. Здесь фантазия дизайнеров в борьбе за внимание читателей и зрителей не знает границ. Но про удобочитаемость всё же забывать не стоит.

Интересно, такому дизайнерскому ходу как выравнивание ВСЕГО текста по центру учат на специальных курсах типографики? Убедительно просим вас не делать этого. Все объекты страницы, в том числе надписи, должны иметь своё место.

Много не всегда значит хорошо. И в типографике шрифт и количество разнообразных его типов особенно значимы для проекта. Не стоит использовать слишком много разных шрифтов в одном проекте. Два-три будет вполне достаточно.

При этом шрифты могут отличаться друг от друга. Пусть вас это не смущает. Если выбрать два очень похожих шрифта, то это не произведёт вообще никакого впечатления и может даже восприниматься как ошибка.

Для заголовков необходимо выбрать один шрифт и придерживаться его. При необходимости можно подзаголовки сделать отдельным шрифтом.

Текст, который написан одними только заглавными буквами очень сложно читать. Даже если речь идёт о заголовке. Можно выделять отдельные слова и короткие фразы, чтобы сделать на них акцент. Но не нужно печатать текст, предназначенный для длительного чтения, с постоянно включённым Caps Lock.

Черно-белая классика неизменна. Это самое идеальное сочетание цвета фона и текста на нём. Но если по тем или иным причинам этот вариант не подходит, то будьте внимательны при выборе оттенков. Грамотное сочетание цветов – это основы стиля в типографике. Не стоит использовать похожие цвета, например, светло-серый текст на тёмно-сером. Также будьте осторожны при использовании ярких цветов.

В типографике очень важна длина строк. Чтобы текст смотрелся отдельным полноценным блоком, а не размазанным по всей странице, соблюдайте в каждом абзаце оптимальную длину строк. Длина строки также влияет на удобство чтения.

Типографика начинается со шрифтов. И с каждым годом их использование и сочетание становится всё более смелым. У многих крупных брендов есть даже свои собственные уникальные шрифты(рисунок 8)

https://wayup.in/assets/images/blog/5(1).jpg

Рисунок 8. Шрифт компании «Nestle»

Узнаваемость шрифтов этих брендов говорит о том, что с помощью текста и креативного мышления дизайнера типографика может стать мощным оружием в борьбе за внимание людей.

В настоящее время существуют актуальные тенденции. Рассмотрим их. Рукописный шрифт смотрится естественно и добавляет индивидуальности как самому бренду, так и обращению к читателю. Он как бы детализирует всю ту картину, которая предстаёт перед зрителем. Но нужно понимать, что такой шрифт подойдет далеко не для всех. Рукописный текст придаёт толику несерьезности, легкомысленности. И вряд ли это будет уместный приём типографики в дизайне сайта юридической компании или строительной корпорации.

Акварельные шрифты довольно новые, но уже пришелся многим по душе и даже стал любимчиком. Текст, который как будто нарисован от руки выглядит эстетично. Для яркости и ещё большей индивидуальности можно добавить тексту градиент. Кстати, этот шрифт часто используется в сочетании с рукописным. Они смотрятся весьма гармонично.

Шрифт с засечками это возвращение из прошлого. Был период, когда шрифты с засечками считались трудночитаемыми. Сегодня же такие шрифты с тщательно проработанными деталями не остаются без внимания во многих дизайн-проектах. Они также добавляют индивидуальности и цепляют внимание в прямом и переносном смысле.

Анимированный текст – тренд, к которому типографика и вёрстка относятся по-разному. Дизайнеры любят его, потому что это смотрится эффектно и запоминается. Верстальщики относятся с некоторым сомнением, потому что анимация текста-процесс достаточно трудоемкий. В любом случае, такая типографика требует тщательного продумывания. Куда и как надпись должна перемещаться, реагировать на наведение и при этом оставаться информативным текстом для пользователя.

Нарушая фундаментальные правила типографики, многие дизайнеры используют такой приём, как сочетание большого и маленького шрифта. Но при грамотном подходе такая комбинация смотрится гармонично, позволяет расставить акценты и привлечь внимание.

Цветные шрифты становятся популярнее с каждым годом. При использовании этого приема важно помнить о грамотном сочетании цветов, чтобы работа получилась яркой и вызывающей. Но при этом не отталкивала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание какой-либо печатной или визуальной продукции в современном мире должно сопровождаться качественной типографикой. Чтобы зацепить взгляд «зрителя», покупателя, читателя, дизайнеры используют различные правила сочетания текста, но они не являются неоспоримой истиной. Правила можно нарушать при условии, если дизайнер знает эти правила. До того, как мы начинаем читать текст, мы получаем общее впечатление о странице, воспринимаем какой-то образ. Задача типографа состоит в том, чтобы сделать этот образ гармоничным. Нет единственно верного решения.

Практически вся информация вокруг нас представлена в виде текста. Шрифт — это элемент типографики, который помогает донести ее правильно и быстро. Не обладая достаточными знаниями о нем, дизайнер упускает изящные, а иногда и единственно верные способы решения задач.

Мы рассмотрели истоки типографики как науки. Знания о истоках гарнитур дает нам понимание о сочетании их между собой в заголовках и тексте. Заголовочные шрифты как правило являют собой сложные, нестандартно выглядящие гарнитуры, которые выглядят «нечитаемо» в условиях мелкого текста. Текстовые же шрифты наоборот необходимо использовать более упрощенные и нейтральные, чтобы читатель мог воспринимал текст и не ломал глаза. Существуют гарнитуры, которые подходят и для того и для другого, отлично выполняя роль как текстовых так и заголовочных шрифтов.

Так же заголовок и текст может использоваться как на печатной продукции вроде книг, журналов, так и на сайтах. От этих параметрах так же зависит выбор шрифтов для текстового блока и заголовка, ведь многие шрифты, предназначенные для печати, выглядят неподобающе и трудночитанемо на экране и наоборот.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Kapr Deutsche Schriftkunst (Немецкое искусство шрифта) / Kapr, Albert; Капр, Альберт. - М.: Verlag der Кunst. Дрезден, 1996. - 282 c.
  2. . Буковецкая Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет / Буковецкая, Ольга. - М.: ДМК, 1999. - 304 c.
  3. Буковецкая Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет / Буковецкая, Ольга. - М.: ДМК, 2000. - 304 c.
  4. Буторина Искусство шрифта. Работы московских художников книги / Буторина, Евгения. - М.: Книга, 1977. - 186 c.
  5. Бычков, А.Ф. Каталог хранящимся в Императорской Публичной библиотеке изданиям, напечатанным гражданским шрифтом при Петре Великом / А.Ф. Бычков. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 318 c.
  6. Декоративные шрифты для художественно-оформительских работ / ред. Г.Ф. Кликушин. - М.: Полымя, 1987. - 288 c.
  7. Декоративные шрифты для художественно-оформительских работ. - М.: Архитектура-С, 2007. - 288 c.
  8. Искусство шрифта. Работы московских художников книги. 1959-1974. - М.: Книга, 1977. - 186 c.

Интернет-источники:

  1. http://rus.paratype.ru/
  2. https://wayup.in/blog/osnovy-i-trendy-tipografiki-chto-dolzhen-znat-kazhdyj-dizajner#popap_question
  3. http://dmitriikuchev.ru/blog/all/graphic-styles/