Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Отличительные особенности англо-американской модели корпоративного управления: ее преимущества и недостатки

Содержание:

Введение

В настоящее время неистовыми темпами проходит развитие большинства отраслей экономики, поэтому на рынке появляются все новые и новые фирмы, организации, акционерные общества и т.п.. С соответствующим увеличением числа заинтересованных в успешном результате своей деятельности компаний растут также уровень и интенсивность конкуренции.

Хотя разные ученые высказывают различные мнения по поводу существующих моделей корпоративного управления, но на сегодня в мире сформировались следующие три основные их виды: азиатская (японская), европейская (немецкая), англо-американская. Любая функциональная модель, безусловно, формировалась под влиянием различных факторов, таких как: культура стран, обычаи ведения бизнеса, требования от законодательства, традиции, национальный менеджмент и т.д., поэтому среди них существуют существенные различия ведения дел.

Актуальность данный работы: изучение основных характеристик и особенностей англо-американской модели.

Цель работы: раскрыть конкретные цели и задачи данной модели.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Главной отличительной особенностью англо-американской модели является то, что только акционеры корпорации имеют право влиять на процесс принятия стратегических решений. То есть интересы корпорации тождественны интересам ее акционеров. Менеджеры же и работники выступают как агенты акционеров, которые делегируют им определенные права по оперативному управлению корпорацией.

Неудача в делах не рассматривается как свидетельство несостоятельности человека, и активно поддерживается уверенность в том, что, начав свой путь заново, можно, в конце концов, добиться успеха.

Англо-американская модель корпоративного управления характерна для таких стран как США, Великобритания, Австралия, Канада и Новая Зеландия. Непосредственно, само название данной модели не относится к родству культур и обычаев, а древних англо-американских отношений, которые складывались на протяжении многих веков. Англо-американская модель корпоративного управления вобрала в себя типичные черты ведения бизнеса, в частности бизнеса крупных корпораций, всех стран, для которых она является наиболее характерным.

Уровень вознаграждения высших менеджеров может в 150-250 и более раз превышать средний уровень оплаты труда в компании.

Действует принцип «равных возможностей для всех»:

  • прибыль рассматривается как основной показатель успешности, перевешивающий все остальные;
  • сильна тенденция к саморегулированию бизнеса и поддержке национального кризиса на международных рынках;
  • высокая распыленность акционерного капитала;
  • фондовый рынок – не просто рынок акций, а «рынок компаний» – через него осуществляется переход контроля над крупнейшими компаниями.

Характерной чертой управления в такой модели является наличие в составе корпораций индивидуальных акционеров и постоянно растущее число независимых акционеров, то есть не связанных с корпорацией, или аутсайдеров.

В законодательстве стран, где доминирует англо-американская модель, существует целый ряд норм, запрещающих банкам заниматься инвестиционной деятельностью, ограничивающих возможности финансовых институтов владеть крупными пакетами акций корпораций.

В США эта норма была установлена после кризиса 1929 года как реакция на массовые спекуляции банков с ценными бумагами компаний. Закон Гласса-Стиголла (1933 г.) запрещает банкам иметь в своем распоряжении акционерный капитал прямо или косвенно – с помощью аффилированных инвестиционных банков, закон о сделках с ценными бумагами (1956 г.) запрещает банкам владеть более 5% голосующих акций любой не сберегательной компании или каким-либо иным способом контролировать промышленное предприятие.

В таких условиях финансовые институты превращаются в «портфельных инвесторов», не обладающих достаточными возможностями для вмешательства в текущее положение дел в корпорации.

«Распыленные» инвесторы, не имеющие возможности контролировать дела в корпорации, крайне чувствительны к доступности информации, ко всем проявлениям неблагополучия. То есть для корпораций крайне важными являются внешние атрибуты эффективного корпоративного управления – открытость информации, совет директоров, отстаивающий интересы акционеров и имеющих преимущественно независимый состав.

Совет директоров англо-американской корпорации состоит из двух категорий директоров: «исполнительных» и «независимых». Исполнительные директоры – это администраторы, имеющие интересы в компании и занимающие в ней менеджерские посты. Их часто называют «внутренними» директорами, или «инсайдерами» (от англ. inside – внутри). Независимые директоры – приглашённые члены совета директоров, непосредственно не связанные с компанией и её менеджментом. Они еще именуются «аутсайдерами» (от англ. outside – снаружи), то есть «внешними» директорами. Считается, что независимые директоры, в силу своего положения в компании, способны лучше защищать интересы акционеров. Соотношение исполнительных и независимых директоров в советах директоров корпораций может быть различным, но последние обязательно должны составлять большинство. В США доля независимых директоров в составе совета достигла 3/4 ещё в начале 1990-х гг., а в 2001 г. у компаний, входящих в список 500 крупнейших по версии Standard & Poor’s (S&P 500), эта доля составляла уже 82%.

В 75% американских компаний из индекса S&P 500 советы директоров возглавляют генеральные исполнительные директоры. Для таких компаний, когда им всё же требуется независимый председатель (например, для работы с правительственными учреждениями), выходом является назначение ведущего директора, осуществляющего часть функций независимого председателя совета директоров. В 2005 г. более 90% корпораций из S&P 500 имели в штате ведущих независимых директоров.

Существует ряд факторов, которые способствовали увеличению числа независимых директоров в советах директоров корпораций Великобритании и США. Среди них — изменение структуры владельцев, т.е. рост числа и влияния институциональных инвесторов и их участие в голосовании на ежегодных общих собраниях акционеров, а также рекомендации таких независимых саморегулируемых организаций, как Комитет по финансовым вопросам корпоративного управления в Великобритании и различные акционерные организации в США.

Государству в этой модели отводится второстепенная роль, оно рассматривается как нежелательный элемент корпоративного строительства. Участие государства должно ограничиваться установлением общих правил для всех участников рынка.

В США, согласно законодательству, необходимо подавать в соответствующие органы ежеквартальные и годовые отчеты с полной освещенной информации об их деятельности, когда в Великобритании это необходимо делать два раза в год.

Все корпорации обязаны действовать согласно требованиям действующего законодательства той страны, где они находятся и функционируют.

Следует заметить, что в США корпорации регистрируются и учреждаются в определенном штате, и законы этого штата составляют основу законодательной базы по правам и обязанностям корпорации.

В США владельцы акций определенных корпораций не имеют за собой права голосовать по размеру вознаграждения, в Великобритании данный вопрос выносится на голосования.

В целом же можно считать, что удовлетворение интересов акционеров – доминирующая цель в англо-американской модели.

Основной орган в англо-американской модели корпоративного управления – совет директоров. В США в советах директоров большинство составляют аутсайдеры – независимые директора, что естественно, содействует усилению контроля за деятельностью менеджмента. США – безусловный лидер в области корпоративного управления, разработанные там принципы являются общепризнанными, они принимаются во всех странах, даже тех, где доминируют модели, отличные от англо-американской модели управления.

Сущность этих принципов сводится к максимальной открытости и справедливости, обеспечению равных условий доступа к информации всех участников. Как правило, выделяют шесть основных взаимосвязанных принципов.

  1. Отчетность. Обязательства перед акционерами. Совет директоров и менеджмент корпорации должны быть подотчетны акционерам. Они обязаны быть открыты для любого запроса со стороны акционеров. Акционеры должны иметь полную и достоверную информацию о биографиях кандидатов в совет директоров.
  2. Прозрачность. Открытость. Всем корпорациям необходимо стремиться к использованию общепризнанных международных стандартов отчетности. Должны быть приняты кодексы принципов взаимоотношений с акционерами. Менеджмент должен отчитываться перед акционерами о том, как они придерживаются этого кодекса.
  3. Справедливое отношение. Следует обеспечить одинаковое отношение ко всем акционерам, включая иностранных.
  4. Методика голосования. Материалы для голосования по доверенности, подсчет голосов, технология голосования.
  5. Кодексы принципов. Всем корпорациям необходимо разработать соответствующий кодекс принципов взаимоотношений с акционерами, которому должно неукоснительно следовать. Эти кодексы надо периодически пересматривать, чтобы стандарты корпоративного управления находились на мировом уровне конкурентоспособности.
  6. Стратегическое планирование. Совет директоров и реальная практика использования англо-американской модели корпоративного управления многообразна и не во всем соответствует установкам самой модели.

Основными недостатками модели считаются:

  • излишняя ориентированность на краткосрочные интересы инвесторов – этому способствует высокая прозрачность отношений, публикация ежеквартальных отчетов (и главное – фондовый рынок ориентирован на краткосрочные выгоды);
  • фондовый рынок не отражает истинной стоимости активов, поскольку он зависит от действий отдельных крупных игроков;
  • неоправданно быстрый рост заработной платы и других вознаграждений высшего руководства.

Как уже отмечалось выше, в англо-американской модели четко определены вопросы отношений акционеров между собой и взаимоотношений акционеров с корпорацией. Важную роль в управлении акционерным обществом (корпорацией) играют независимые и саморегулируемые организации.

Акционеры могут осуществлять свое право голоса, не присутствуя на ежегодном общем собрании. Все зарегистрированные акционеры получают по почте следующие документы: повестку дня собрания со всей необходимой информацией, все предложения, годовой отчет корпорации и бюллетень для голосования.

В Соединенных Штатах разработаны, пожалуй, самые строгие нормы раскрытия информации. В других странах, использующих англо-американскую модель управления, требования к раскрытию информации тоже высоки, однако не до такой степени, как в США, где корпорации должны публиковать самую различную информацию. В годовой отчет или в повестку дня ежегодного общего собрания акционеров должны быть включены следующие сведения (официальное название документа «Извещение для акционеров для получения доверенности на голосование»): финансовая информация (в США эти данные публикуются ежеквартально); данные о структуре капитала; справку о прежней деятельности назначаемых директоров (включая имена, занимаемые должности, отношения с корпорацией, владение акциями в корпорации); размеры зарплаты (вознаграждения), выплачиваемой исполнительным директорам (высшее руководство), а также сведения о выплате вознаграждения каждому из пяти наиболее высокооплачиваемых руководителей (их имена должны быть указаны); данные о всех акционерах, владеющих свыше 5% акционерного капитала; сведения о возможном слиянии или реорганизации; предполагаемых поправках к Уставу, а также имена лиц или корпораций, приглашаемых для аудиторской проверки.

Акционеры имеют возможность голосовать "по доверенности", т. е. они заполняют бюллетень и высылают его корпорации по почте. Посылая по почте бюллетень, акционер уполномочивает Председателя совета директоров действовать от его имени, т. е. выступать его доверенным лицом и распределять его голоса так, как указано в бюллетене.

В англо-американской модели институциональные инвесторы и различные финансовые специалисты следят за деятельностью корпорации и корпоративным управлением. Среди них инвестиционные фонды (например, индексные фонды и фонды, ориентирующиеся на конкретную отрасль промышленности); фонды рискового капитала, или фонды, инвестирующие в новые корпорации; агентства, оценивающие кредитоспособность заемщиков или качество ценных бумаг; аудиторы и фонды, ориентирующиеся на предприятия-банкроты или убыточные корпорации.

В японской и немецкой моделях многие из этих функций, как правило, выполняет один банк. То есть, в этих моделях существует сильная взаимосвязь между корпорацией и ее основным банком.

Заключение

Вывод: без сомнения англо-американскую модель корпоративного управления смело можно назвать более чем действенной. Так как, соблюдая правила данной концепции, на практике можно убедиться в успешном результате достижения целей, поставленных перед руководством компаний, хотя и не обходится и без непосредственного соблюдения канонов механизма функционирования данной модели.

К недостаткам следовало бы отнести определенную рискованность, которую несут владельцы акций в связи с отсутствием возможности управлять текущим состоянием деятельности корпорации, а также англо-американской модели существует определенное «раздвоение» стоимости акций на реальную и фиктивную, а также возможный рост рыночной стоимости акций, что часто приводит к биржевых кризисов.

Отличительным признаком англо-американской модели корпоративного управления стал, так называемый, «унитарный» (одноуровневый) совет директоров, включающий как исполнительных членов (менеджеров компании), так и неисполнительных (не являющихся работниками компании), часть из которых является «независимыми» директорами, не имеющими никаких отношений с компанией помимо членства в совете директоров. В последние годы после ряда корпоративных скандалов и банкротств, обусловленных мошенническими действиями со стороны менеджмента компании и недостаточным контролем со стороны советов директоров, число независимых директоров в компаниях растет.

Критерием эффективности и качества управления со стороны президента и его команды является прибыль и курс акций. Если они падают, инвесторы начинают сбрасывать на фондовом рынке принадлежащие им ценные бумаги (голосование ногами). Такая ситуация создает угрозу враждебных слияний и поглощений (по некоторым оценкам - 50% случаев), которая держит в узде менеджеров, заставляя их работать на должном уровне.

Однако опыт последних десятилетий однозначно показывает, что у англо-американской модели имеется очень большой потенциал развития.

Список литературы

Основная литература

  1. Основы корпоративного управления: учебник/ М.А.Шуклина. -М.:Университет «Университет», 2019.-314с. (Университетская серия).
  2. Оценка стоимости ценных бумаг и бизнеса / Под ред. И.В. Косоруковой. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2016. – 904 с. (Университетская серия).

Нормативные документы

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации РФ (от 18.07.2019).
  2. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ред.от 02.08.2019).
  3. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» ( ред. от 18.07.2019).
  4. Федеральный закон от 22 апреля 1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», (ред. от 26.07.2019).
  5. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 15.04.2019) "Об акционерных обществах".
  6. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "Об обществах с ограниченной ответственностью".
  7. Распоряжение Правительства РФ от 25.06.2016 N 1315-р (ред. От 25.11.2017) «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты"). "Совершенствование корпоративного управления".
  8. Письмо Банка России от 10.04.2014 № 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления"
  9. Письмо Банка России от 17 февраля 2016 г. № ИН-06-52/8 "О раскрытии в годовом отчёте публичного акционерного общества отчета о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления.
  10. Принципы корпоративного управления (третья редакция) G20 / OECD Principles of Corporate Governance, 2015.
  11. Письмо ФНП от 01.09.2014 № 2405/03-16-3 «О направлении пособия по удостоверению нотариусом принятия общим собранием участников хозяйственного общества решения и состава участников общества, присутствовавших при его принятии».