Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Субъекты коммерческого права

Содержание:

Введение

По традиции, сложившейся столетия назад, в качестве основной фигуры, главного субъекта торгового оборота рассматриваются торговые общества либо отдельные торговцы. С учетом этого в зарубежных торговых кодексах и литературе по коммерческому праву в качестве центрального при характеристике субъектов торговых отношений выделялось понятие «коммерсант». Однако развитие товарного обращения потребовало пересмотра такого подхода.

В современном торговом обороте помимо собственно торговцев активно участвуют и играют значимую роль и другие группы лиц. Огромные масштабы и постоянное развитие торговли создали значительное разнообразие ее субъективного состава.

Так, участниками торговой деятельности являются все организации, изготавливающие товары для реализации. Еще в XIX в. К. Маркс писал: «Коммерческая деятельность, включая сбытовую, отнюдь не побочная операция изготовителя, а является теперь исключительной операцией особого рода». Увеличение объемов производства и насыщение рынка резко повысили значение сбытовой функции, повлекли подчинение производства задаче реализации товара. В результате организации-изготовители стали обязательными участниками торгового оборота.

Расширилось участие в торговой деятельности профессиональных торговых организаций и индивидуальных предпринимателей. Наш великий писатель А.И. Солженицын называет русское купечество «сгустком национальной энергии» - это очень высокая оценка. В развитых странах торговля относится к престижным видам деятельности, она имеет устойчиво высокий статус в шкале социальных оценок.

Субъекты коммерческого права

На товарных рынках действуют многочисленные субъекты, выполняющие различные функции по организации и осуществлению товародвижения от изготовителей к оптовым потребителям и розничным торговцам, а также оказывающие разнообразные услуги, способствующие реализации товаров. К субъектам коммерческого права не относится гражданин-потребитель, поскольку он не является участником оптового товарооборота. Для этого ему нужно получить в установленном законом порядке статус индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Круг субъектов коммерческого права уже круга субъектов предпринимательского права, поскольку в него не включаются лица, непосредственно не занятые производством и реализацией оптовых партий товаров и не оказывающие услуги по продвижению товаров на рынке.

Классификацию субъектов коммерческого права можно проводить по различным основаниям. Так, в ГК РФ по основной цели деятельности выделяются коммерческие организации, целью которых является систематическое извлечение прибыли от продажи товаров и оказания сопутствующих купле-продаже услуг, и некоммерческие организации, не преследующие такой цели (ст. 50ГК РФ).

Основными участниками коммерческих отношений являются коммерческие организации, создаваемые в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных в ГК РФ. Участие некоммерческих организаций в коммерческой деятельности ограниченно и сводится в основном к приобретению товаров для решения уставных задач. Среди них большое значение приобретают потребительские кооперативы, основными задачами которых являются создание и развитие организации торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами; закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья с последующей переработкой и реализацией (Закон РФ от 19 июля 1992 г. N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Их роль должна возрасти в связи с возложением на них Законом N 271-ФЗ функций управляющих компаний сельскохозяйственными кооперативными рынками(ст. 3)).

Кроме того, к числу субъектов коммерческого права следует отнести и различные общественные организации, некоммерческие объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), представляющие общие интересы своих членов (ст. 121ГК РФ).

В настоящее время влияние различных общественных объединений предпринимателей на проводимую государством торговую политику должно возрасти в связи с законодательным закреплением форм их участия в создании и реализации государственной политики в области торговли (ст. 7Закона о госрегулировании торговли).

Зарубежный опыт свидетельствует о значительном влиянии общественных объединений промышленных и торговых предпринимателей на проводимую государством промышленную и торговую политику.

Так, в США насчитывается более 3,5 тыс. национальных торговых ассоциаций. Общая же их численность, включая местные, региональные организации и клубы, превышает 40 тыс. Они оказывают своим членам самые разнообразные услуги, начиная с маркетинговых услуг по исследованию рынка и заканчивая лоббистской деятельностью и предоставлением информации обо всех изменениях в законодательстве.

Большинство членов Торговой палаты США (до 90%) составляют небольшие фирмы. Через периодические издания, фонды, средства массовой информации Торговая палата США оказывает давление на правительство и формирует общественное мнение в нужном направлении.

Значительное влияние на выработку внутренней и внешней политики правительства Германии, охрану интересов немецких предпринимателей оказывает Федеральный союз германской промышленности, объединяющий 38 отраслевых союзов промышленности. Представители союза являются членами различных консультационных органов в правительственных учреждениях.

В дореволюционной России предпринимательские союзы и организации строились по отраслевому, межотраслевому, региональному и общероссийскому принципам. Проводимые съезды их представителей постепенно превратились в институт самоуправления предпринимательских кругов. Для руководства практической деятельностью союзов избирались постоянно действующие органы - советы съездов.

Наиболее представительным был Совет съездов представителей промышленности и торговли, объединяющий около 70 крупных региональных и отраслевых торгово-промышленных организаций и 35 коммерческих банков и фирм.

В настоящее время весьма значительное влияние на торгово-промышленную деятельность оказывают торгово-промышленные палаты, образованные в соответствии с Законом РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1.

Торгово-промышленные палаты защищают интересы российских предпринимателей по вопросам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе за границей; оказывают содействие развитию всех видов предпринимательской деятельности; организуют взаимодействие предпринимателей с государством; оказывают предпринимателям и их объединениям информационные услуги; содействуют развитию экспорта российских товаров и услуг; оказывают практическую помощь российским предпринимателям при проведении операций на внешнем рынке; содействуют урегулированию споров, а также оказывают иную помощь и поддержку.

Торгово-промышленная палата РФ обладает правом законодательной инициативы.

В настоящее время процесс создания и укрепления союзов и ассоциаций товаропроизводителей, оптовых и посреднических организаций продолжается. Так, действуют Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация союзов АПК, Российский союз товаропроизводителей, Российский союз выставок и ярмарок, потребительские союзы и др. Такие объединения могут оказывать предпринимателям весьма существенную информационную поддержку, консультационные услуги, инициировать принятие законов и иных нормативных правовых актов и участвовать в законопроектной деятельности, представлять интересы субъектов товарных рынков во взаимоотношениях с государственными и муниципальными органами.

Особыми субъектами коммерческого права являются государство и муниципальные образования, которые не только осуществляют правовое регулирование деятельности субъектов товарных рынков, но и выступают непосредственными участниками коммерческих отношений. Правовым основанием для выступления государства и муниципальных образований в имущественном обороте является гл. 5»Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством» ГК РФ.

Своеобразие субъектов коммерческой деятельности заключается в выполняемых ими функциях на товарных рынках. Именно данный критерий позволяет отграничить субъекты коммерческого права от субъектов гражданского и предпринимательского права. В отличие от русских дореволюционных ученых, не включавших производителей товаров в сферу торгового оборота, первую группу субъектов коммерческого права составляют товаропроизводители.

Помимо товаропроизводителей в соответствии с выбранным критерием выделяются оптовые торговцы и розничные торговцы как участники оптового товарооборота (коммерсанты); лица, оказывающие посреднические услуги при приобретении и продаже товаров(коммерческие посредники); организаторы торгового оборота; лица, оказывающие сопутствующие купле-продаже товаров услуги.

Закон о госрегулировании торговли подразделяет участников торгового оборота на две группы - осуществляющих торговую деятельность и осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи. Вместе с тем данные положения Закона сформулированы нечетко и могут быть поняты неоднозначно.

Исходя из понятия торговой деятельности, закрепленного Законом, субъектами торговой деятельности признаются субъекты, осуществляющие оптовую торговлю и розничную торговлю. К субъектам, осуществляющим поставки товаров, могут быть отнесены производители, переработчики товаров, а также субъекты, осуществляющие оптовую торговлю, поскольку они производят закупку товаров у производителей с целью дальнейшей продажи организациям розничной торговли. Таким образом, субъекты, осуществляющие оптовую торговлю, могут быть отнесены и к поставщикам, и к субъектам, осуществляющим торговую деятельность.

Новые субъекты по российскому законодательству

На сегодняшний день в результате появления ряда изменений в разделе федерального закона о защите прав потребителей, определилось правовое положение относительно нового субъекта коммерческого права, а именно агрегатора товаров и услуг. Данные субъекты на текущий момент уже представлены на различных рынках, например, пассажирские перевозки (Яндекс такси), продажи товаров (Беру), оказание гостиничных услуг (Booking), а также в иных сферах деятельности.

В положениях данного законопроекта под агрегатором подразумеваются организации, которые независимо от своей организационно-правовой формы предоставляют в сети «Интернет» в отношении определенного товара или услуги возможность потребителю заблаговременно ознакомиться с информацией о интересующем его товаре, который реализуется продавцом по договору возмездного оказания услуг или купли-продажи, а также заранее оплатить данный товар с помощью переведения денежных средств на счет такой организации.

Однако законодателем предполагается использование в дальнейшем такого термина как «агрегатор информации о товарах (услугах)», где в качестве родового понятия выступает лицо, которое является обладателем программы для ЭВМ или владельцем сайта (и страницы сайта) в сети «Интернет».

Некоторые характерные стороны законопроекта относятся к ответственности агргегатора и механизма отказа потребителя от договора, однако многие вопросы сущности агрегаторов остаются четко не урегулированными.

Впервые в российской научно-юридической науке правовые стороны деятельности агрегаторов были изучены А. А. Ивановым, который выделил два основных вопроса частно-правового обеспечения их функционирования: первый раскрывал, в какой организационно-правовой форме должны быть созданы агрегаторы, а именно в форме коммерческой или некоммерческой организации, сходной с саморегулируемой организацией; и второй выделял, по какой модели должны быть построены договорные отношения продавцов товаров или исполнителей услуг (например, модель представительства, модель передачи или товаров смешанная модель). Представляется, что и в первом, и во втором случаях речь шла о выборе агрегатором соответствующего правового средства, которое обеспечит его деятельность. В то же время необходимо, чтобы данные средства в первую очередь могли сочетаться с антимонопольными требованиями, поскольку деятельность агрегатора, прежде всего, предполагает, что он должен представлять информацию о товарах и услугах лиц, которые конкурируют друг с другом.

Стоит отметить, что западные исследователи определяют правовое положение агрегаторов, путем сопоставления этой экономической модели с категорическими положениями законодательства определенного государства. Так, некоторые западные ученые отмечают, что пользовательскими соглашениями, которые заключаются между агрегаторами и потребителями, предусмотрено не только наличие прав потребителей, но и порядок их защиты, что относится к случаям частного нормотворчества. Таким образом, частными субъектами могут быть созданы правовые нормы о защите прав потребителей, в результате чего для стран европейского союза возникает вопрос о том, соблюдается ли в таком случае принцип высоких стандартов защиты прав потребителей, распространяющийся на все национальное регулирование в странах указанного объединения [3].

Стоит отметить, что науку коммерческого права характеризует, в том числе, и изучение субъекта, а также концептуальное построение моделей, которые выражают его правовое положение по отношению к его функциональной роли в торговом обороте. Так, Андреева Л.В. считает, что

«особенности субъектов коммерческой деятельности основываются в осуществляемых ими функциях на товарных рынках» [4]. Такое положение позволяет нам в научных работах выстроить родовое понятие и определить в процессе исследования представление о соответствующем правовом регулировании, исходя из выработанного опыта регулирования правового положения субъектов, которые занимаются схожей функциональной деятельностью. Таким образом, все агрегаторы, с точки зрения коммерческого права, должны рассматриваться как организаторы, которые осуществляют торговый оборот [5].

Кроме того, важным в этом случае является планирование возможных недостатков, которые в дальнейшем могут быть определены в правовом положении агрегаторов, из-за неразрешенных на данный момент вопросов правового положения иных организаторов коммерческого оборота. Определяющей в данном случае является возможность организатора торгового оборота оказывать влияние на содержание реализационных договоров, которые заключаются в силу их деятельности. Кроме того, не оспаривается возможность биржи определять стандартные условия, на которых могут быть заключены биржевые договоры. В этом случае речь идет о том, что агрегаторы, очевидно, занимаются определенным нормотворчеством, а именно, разработкой правил для потребителей и коммерсантов, причем нередко такие правила могут в разных формах выражать составные части единой правовой системы, а также включать в себя, например, правила «третейского» разбирательства в случае появления спорных ситуаций.

Еще одной проблемой является и то, что иногда продавцами товаров или лицами, которые занимаются оказанием услуг, информацию о которых размещает агрегатор, зачастую выступают физические лица. При этом связанные с этим правовые вопросы, обоснованы в первую очередь тем, что экономическая деятельность подобных лиц может приобретать элементы предпринимательской деятельности. Таким образом, они выступают в качестве профессиональных контрагентов для потребителей. В данном случае речь идет об экспансии экономической функции лицами, которые не зарегистрированы в качестве предпринимателей. В качестве правовых последствий здесь могут выступать применение надлежащего механизма налогообложения, которое может иметь распространение на отношения с ними положений о защите прав потребителей.

Частичным решением данной проблемы могло стать внесение двух определений того, кто такой предприниматель: одно – в качестве лица, зарегистрированного в установленном порядке, а другое – в качестве любого контрагента потребителя.

Однако следует учитывать, что нередко потребители сознательно могут вступать в отношения с агрегатором- физическим лицом, поскольку это будет предполагать снижение цен на товары или оказываемые услуги. Получается, что юридическая защита прав по соглашению воспринимается как привилегия, от которой стороны готовы отказаться полностью или частично с условием уменьшения цены или предоставления товара, который они не могут получить иным способом. Следовательно, необходимо четко определить пределы, в которых потребители могут вывести свои действия за пределы регулирования законодательством о защите прав потребителей, а также последствия такого выведения.

Таким образом, принятие законопроекта, в будущем может стать особым этапом для развития гражданского законодательства о предпринимательской деятельности, юридической основе экономического оборота, но в таком случае, узаконение агрегаторов товаров и услуг может поставить ряд вопросов как перед правоприменителем, так и перед юридической наукой, прогноз которых частично можно будет осуществить, учитывая правовую природу агрегатора, с позиции теории коммерческого права, как организатора, который осуществляет торговый оборот.

Заключение

Основными субъектами торговой деятельности являются хозяйствующие субъекты, которые фактически отличаются от иных участников торговли: посредников, поставщиков, иных обслуживающих.

Согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» хозяйствующим субъектом признается индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, а также в отдельных случаях – некоммерческая организация, которые осуществляют приносящую доход В качестве общетеоретического изложения правового статуса субъекта торговли необходимо отметить, что ст. 49 ГК РФ устанавливает, что правоспособность юридического лица – коммерческой или некоммерческой организации – возникает с момента его создания, которое привязано к включению соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Аналогичные условия содержатся в отношении индивидуальных предпринимателей, которые регистрируются в таком качестве с внесением записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, на основании ст. 23 ГК РФ и Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Таким образом, субъектами торговой деятельности являются лица, зарегистрированные в установленном качестве, имеющие права и обязанности в сфере торговых правоотношений, участвующие в товарном обороте на профессиональной основе для извлечения прибыли, несущие имущественную ответственность самостоятельно имеющимся у них имуществом.

Список использованных источников

  1. Абросимова Е. А. Коммерческое право – М. Норма. 2016. – 480 с.
  2. Андреева Л. В. Коммерческое (торговое) право. – М. Проспект. 2012. – 309 с.
  3. Иванов А. А. Бизнес-агрегаторы и право // Закон. – 2017. -№ 5. – С. 145-156.
  4. Кирпичев А.Е. Неклассические теории договора// Законы России: опыт, анализ, практика. – 2016. – № 2. – С. 61-68.
  5. Кирпичев А.Е. Правовые средства обеспечения коммерческой деятельности в торговых центрах // Коммерческое право. – 2016. – Т. 1. – С. 27- 33.