Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Анализ методов исследования ценностных ориентаций личности.Аналитический обзор литературы по теме взаимосвязи самооценки и ценностных ориентаций.

Содержание:

Введение

Актуальность работы:

И.Ю. Лясина, Р.В. Соколов, Н.С. Хван пишут, что развитие каждой социально-политической систему зависит от целого ряда факторов, однако наиболее значимым, по их мнению, является ценностная основа общества, составной частью которой являются ценности, формирующие определенные особенности культуры населения. Т.к. ценностями обусловлены скорость, направленность и устойчивость происходящих в обществе изменений, ими определяется уровень развития общества. Понятие «ценностные ориентации» ассоциируется с двумя областями: социальной и индивидуальной, которые неразрывно связаны друг с другом и являются условием друг друга. Только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию – функцию ориентира при формировании человеком решения о том или ином поведении. В «ранг» признаваемых ценностей предмет или явление «возводятся» оценкой со стороны того или иного лица, класса или всего человечества. Признаваемые обществом ценности вводят индивида в социальную среду и приобщают к культуре, одновременно заставляя считаться с ее «законами» и давая возможность получить социальные блага, в виде взаимодействия.

Исследования в области ценностей занимает огромное место в психологии, ее рассматривали такие авторы как Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, Б.И. Додонов, Д.А. Леонтьев и другие авторы.

Цель работы – Сравнить методики.

Задачи:

  1. Рассмотреть феномен ценностных ориентаций в науке.
  2. Изучить психологические особенности.
  3. Организовать эмпирическое исследование
  4. Описать результаты, полученные в ходе исследования

Объект исследования – ценностные ориентации личности.

Предмет исследования – методы психологической диагностики ценностных ориентаций личности.

Гипотеза исследования – результаты использованных методик существует взаимосвязь между самооценкой и ценностными ориентациями.

Методы исследования:

  1. Методика С. Шварца для изучения ценностей личности (адаптация В.Н. Карандашева), Методика исследования самоотношения (МИС; С.Р. Пантилеев),
  2. Статистические: обработка данных в программе Statistica 7.0.

База исследования 50 респондентов, среди которых половина мужчин, половина женщин.

Глава 1. Аналитический обзор литературы по теме взаимосвязи самооценки и ценностных ориентаций.

1.1 Изучение ценностных ориентаций в психологии

Ценностные ориентации (англ. valueorientations) – важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т. п.) [1][23].

Теорией ценностей в философии занимается ее раздел - аксиология. Аксиология (греч. axia– ценность, logos– слово, учение) – это философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам [2][18].

В литературе встречается как понятие «ценность», так и понятие «ценностные ориентации». Однозначного различения этих понятий в литературе не прослеживается. Часто они употребляются как равнозначные. При изучении характеристик общества, культуры и отдельных социальных групп используется термин «ценность». При изучении отдельных индивидов употребимы как понятие ценностная ориентация, так и понятие ценность. Под ценностными ориентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации – это интериоризированные личностью ценности социальных групп. Таким образом, оказывается вполне оправданным говорить о ценностях личности как ее ценностных ориентациях [3][12].

Каждой естественной социальной группе (большой или малой, от семьи до человечества в целом) присущи психологические феномены и проявления, субъект которых - именно группа в целом, а не ее члены или их взаимодействия между собой [16].

Д.А. Леонтьев [13] говорит о том, что вокруг понятия ценностных ориентаций ведутся споры о том, что это такое и нужно ли это понятие в психологии. Это понятие рассматривается в русле многих наук и традиций, имеет массу трактовок, но при этом является недостаточно изученным и спорным. Все дело в том, что это понятие «повисло в воздухе» между кардинально различными концепциями отечественной и зарубежной психологии, между социумом и индивидуальностью.

Исходя из того, что ценностные ориентации являются компонентом мировоззрения следует, что они закреплены жизненным опытом индивида. Само слово «ориентация» понимается как (лат. oriens, orientis - восток) как имеющее значение определения своего положения в пространстве [25]. Этимология этого слова дает возможность наиболее четко представить суть рассматриваемого термина.

Следовательно, ценностные ориентации, задают: общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости [4][25.]

Совокупность задаваемых ценностными ориентациями критериев создает общую «систему координат» для личности, показывает особенности ее проявлений. Как ни парадоксально, но у самой науки нет четкой «системы координат» и «опорных точек» по поводу данного понятия.

В отечественной психологии ценностные ориентации определяются, как правило, через понятия отношения, отражения, установки [5][12]. При наличии потребности, которая должна быть удовлетворена, и соответствующей ситуации живой организм обращается к определенной целенаправленной деятельности. Но эта деятельность, в первую очередь, зарождается в форме установки, которая в дальнейшем раскрывается в виде доступных наблюдателю внутренних и внешних актов поведения. Именно установка является «опорной точкой» для ценностных ориентаций [26].

Вся динамика общественной жизни детерминирована динамикой культуры, т.е. совокупностью тех изменений, которые происходят в системе «истин», «значений», «ценностей». Естественно, что процесс социального познания и должен быть ориентирован на познание последних. Следовательно, ценностные ориентации, как часть «системы координат» для личности детерминирована культурой, что охватывает большую область, чем просто личный опыт каждого [1].

Понятие ценностных ориентаций очень широко, следовательно, рассматривая его, следует опираться на разные подходы и выделять нечто объединяющее, способное сложиться в логически связную и непротиворечивую форму.

Авторы, занимающиеся проблемами ценностных ориентаций, предлагают различные классификации, которые различаются по своим основаниям.

  • Индивид осознает мир через призму ценностей; социальный мир, естественно, рассматривается через призму социальных ценностей.

В связи с этим можно разделить ценностные ориентации по уровню:

  • Глобальные – добро, красота, свобода и т.д.;
  • Приближенные к быту – благополучие, семья [1].
  • Классификация ценностей Г. Олпорта [19]:
  • Теоретические ценности, которые придают наибольшую важность и значение рациональному мышлению и поиску истины;
  • Экономические ценности, утверждающие приоритет практической пользы и выгоды;
  • Эстетические ценности, выше всего ставящие красоту, гармонию и искусство;
  • Социальные ценности, придающие наибольшее значение человеческим взаимоотношениям - любви, дружбе, преданности и т. д.;
  • Политические ценности, отдающие исключительное предпочтение обретению власти и влияния;
  • Религиозные ценности, которые первостепенную важность придают следованию определенной системе представлений (вере).
  • Классификация Рокича [14] Ценности могут быть разделены на 2 типа в зависимости от универсальности:
  • Терминальные ценности. К этой группе относятся ценности, которые выступают как базовые. В соответствии с ними индивид строит свою жизнь, он готов отстаивать и укреплять их. Эта группа включает такие ценности как: человеческое достоинство, любовь, дружба, экономическое процветание, безопасность, равенство возможностей. Их можно рассматривать как общечеловеческие, универсальные нравственные стандарты, которые, одинаково важны в любой стране и культуре;
  • Инструментальные ценности. К ним относятся ценности, имеющие более конкретный поведенческий смысл. Они могут быть обозначены прилагательными, в которых отражены виды поведения, которые одобряет или отвергает индивид. Эти ценности могут быть выражены такими прилагательными, как тактичный, преданный, компетентный, патриотичный, вежливый, амбициозный. В отличие от терминальных ценностей, которые характеризуются значительной устойчивостью и консервативностью, инструментальные ценности более гибки и подвижны. Как и другие элементы поведения, они в значительной степени подвержены изменениям в результате обучения или нового опыта.

3. В соответствии с основными сферами общественной жизни обычно различают три группы ценностей:

  • Материальные;
  • Социально-политические;
  • Духовные

Связь человеческого бытия с безопасностью и инстинктом выживания сильно преувеличивается, так как эта связь хорошо подходит для причинно-следственного мышления, привычного для человека. Правы те, кто описывает человека, как организм, который создает некие ценности – престиж, власть, нежность, любовь, - более важные, чем удовольствие, и даже более важные чем, собственное выживание [17].

________________________

Райгородский Д.Я. Психология зрелости. - Самара: Издательский дом БАХРАХ. Стр 137

Мэй Р. Экзистенциальная психология. М. Инициатива, 2005. Стр 87

Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб.пособие. – Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 2008.

Стр 387

1.2 Психологические особенности.

У человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Человек стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категории остро волнуют человека в юности. В юности человек расширяет диапазон добра и зла до предельных границ и испытывает свой ум и свою душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, низменного, злого.

Человек стремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении - во всем том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердца человека. Знаменательно для самого юноши и для всего человечества, если молодой человек выбрал для себя путь духовного роста и преуспевания, а не прельстился пороком и противостоянием общественным добродетелям. Выбор внутренней позиции- весьма многотрудная духовная работа. Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей и ценностных ориентации, предстоит сознательно разрушить или принять исторически обусловленные нормативы и ценности, которые определяли его поведение в детстве и отрочестве. Кроме того, на него обвально наступают современные идеи государства, новых идеологов и лжепророков. Он выбирает для себя неадаптивную или адаптивную позицию в жизни, при этом считает, что именно избранная им позиция является единственно для него приемлемой и, следовательно, единственно правильной.

Как бы страстно ни была направлена личность на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает - нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких и других людей («Если бы молодость знала...»). Кроме того, именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу [11].

На протяжении истории человечества процесс взросления удлиняется по мере роста требований (профессиональных, правовых, нравственных и т.д.), предъявляемых к члену социума, и с учетом возможностей общества нести дополнительные затраты на длительное содержание и обучение подрастающего поколения.

________________________

Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение, № 1, 1998 Стр 97

Выводы по первой главе

Под ценностными ориентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Ценностные ориентации – это интериоризированные личностью ценности социальных групп.

Субъектами ценностных ориентаций могут быть: конкретный человек, небольшая контактная группа, большая неконтактная социальная группа, человечество в целом, частичный субъект.

Носителем ценностных ориентаций становится субъект, способный сделать осознание ценности мотивом поведения.

Ценности можно разделить по уровню, по универсальности, в соответствии с основными сферами общественной жизни, в зависимости от носителя, в связи с направленностью.

Основные функции ценностных ориентаций: ориентация человека при выборе поведения, основа мотивации, регулятор социального поведения, чувство общности между индивидами, формирование и поддержка культуры.

Глава 2. Эмпирическое изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и самооценки.

2.1 Организация исследования

С целью доказательства гипотезы о том, что существует взаимосвязь между самооценкой и ценностными ориентациями в юношеском возрасте, было проведено исследование, состоящее из следующих этапов:

На первом этапе была проведена диагностика посредством методик:

  1. Методика С. Шварца для изучения ценностей личности (адаптация В.Н. Карандашева).
  2. Методика исследования самоотношения (МИС; С.Р. Пантилеев).

На втором этапе был произведен анализ полученных данных.

Опишем используемые методики.

Методика С. Шварца для изучения ценностей личности (адаптация В.Н. Карандашева)

История создания и применение

В процессе разработки варианта Опросника ценностей на русском языке специалисты по адаптации консультировались с автором оригинальной методики профессором Шварцем. Корректность русского перевода Опросника проверялась им с помощью обратного перевода, осуществленного сотрудником, владеющим русским и английским языками, Методика Шварца для изучения ценностей личности, в результате которого была подтверждена полная адекватность смысла перевода языку оригинала. Окончательный вариант Опросника ценностей, и руководство по его проведению также были одобрены автором методики и рекомендуются им для исследовательской и практической работы в России.

С. Шварц и В. Билски утверждают на основании анализа определений психологических ценностей в обширном списке исследований, что, несмотря на большое число определений понятия "ценность" почти все определения обладают общими чертами.

Авторы построили теорию "универсальных типов ценностей", в основу которой была положена гипотеза о наличии у людей любой культуры "универсальной структуры ценностей", состоящей из отделенных друг от друга "мотивационных областей". Ценности рассматриваются ими как когнитивные репрезентации трех универсальных групп потребностей: биологических (витальных) потребностей; взаимодействия, необходимого для межличностной координации и общественных запросов для удовлетворения группового благополучия и выживания. Исходя из этого, авторы сначала дали концептуальные и операциональные определения для восьми мотивационных областей этих потребностей: наслаждение; безопасность; социальная власть; достижения; самоопределение; социальные нормы; конформность; зрелость. Затем ценности были классифицированы по интересам, которым они служат (индивидуальные - коллективные) и по классам целей, к которым они относятся (терминальные - инструментальные). Типы ценностей в теории расширяют понятие мотивационной области и понимаются как некоторые критерии группирования ценностей.

Авторы начали проверять свою теорию в 1985-87 годах на выборках в Израиле (455 испытуемых) и в Германии (331 испытуемый) с помощью опросника С. Шварца, который был разработан на основе известной методики М. Рокича (RokeachValueSurvay - RVS). Из 36 ценностей списков М. Рокичав опросникС.Шварца вошли только 21. Однако список терминальных ценностей был расширен до 30-ти, а список инструментальных - до 26-ти. Ряд ценностей был добавлен авторами в список М. Рокича для того, чтобы изучать структуры ценностей в разных культурах и сравнивать их относительно культур, социальных структур и т.д. Сейчас опросник состоит из списка, в котором 57 ценностей. (см. прил.1)

Опросник может использоваться для изучения ценностей личности, начиная с 14 лет. Проведение исследования ценностей подростков младше 14 лет представляется нецелесообразным по нескольким причинам.

Во-первых, в этом возрасте ценности находятся в процессе формирования.

Во-вторых, для испытуемых может оказаться сложной сама процедура ранжирования в первой части опросника.

В-третьих, может потребоваться большое количество разъяснений смысла используемых слов и высказываний.

Опросник Шварца предполагает самостоятельную работу испытуемого с ним и может применяться как индивидуально, так и в группе.

Описание методики:

Приведем шкалы (мотивационные типы) С.Шварца. В скобках даны оригинальные (английские) наименования шкал. Значения шкал (переменных 1-12) вычисляются по ключу. 1) Наслаждение (hedonism); 2) Достижения (achievement); 3) Социальная власть (socialpower); 4) Самоопределение (seftdirection); 5) Стимуляция (stimulation); 6) Конформизм (restrictiveconformity); 7) Социальность (prosocial); 8) Безопасность (security); 9) Зрелость (maturity); 10) Поддержка традиций (traditionmaintenance); 11) Социальная культура (сulturespecificvalues); 12) Духовность (spiritual). Вводится классификация этих мотивационных сфер ценностей по трем категориям: индивидуальные (1-5 шкалы), коллективные (6-8 шкалы) и двойные - индивидуальные и коллективные (9-12 шкалы) интересы.

Общее число граф для оценивания составляет 57 строк, варианты для оценки каждой и ценности: -1 – противоположно принципам, 0 – совершенно безразлична, 1 – не важная, 2 – мало важная, 3 – не очень важная, 4 – важная, 5 – достаточно важная, 6 – очень важная, 7 – наиболее важная. (см. прил. 1)

Гипотеза авторов состоит в том, что эти шкалы в определенном смысле связаны биполярными отношениями и противоречия в конструктах возникают при выборе субъектом противоречивых (лежащих на разных полюсах в определенном конструкте) мотивационных, целевых и т.п. единиц. Например, стремление к самоопределению противоречит конформизму и если значения переменных 4 и 6 одновременно высоки или, наоборот, низки, то можно утверждать, что структура ценностей субъекта несет мотивационные динамические противоречия (термины - С.Шварца). Список гипотез о конкретных конструктах дается следующим перечнями:

а) 12-ти пар оппонентных шкал: 4-6, 9-6, 5-6, 2-7, 1-7, 2-8, 5-8, 1-12, 2-12, 3-12, 4-10, 5-10;

б) 3-х групп совместимых интересов: индивидуальные (I), коллективные (C), двойные (I, C). (см. прил. 2)

Первая часть опросника («Обзор ценностей») предоставляет возможность изучить нормативные идеалы, ценности личности на уровне убеждений, а также структуру ценностей, оказывающую наибольшее влияние на всю личность, но не всегда проявляющуюся в реальном социальном поведении.

Вторая часть опросника («Профиль личности») изучает ценности на уровне поведения, то есть индивидуальные приоритеты, наиболее часто проявляющиеся в социаль¬ном поведении личности.

Различие показателей по типам ценностей в этих двух частях опросника, характеризующих два уровня функци¬онирования ценностей, отражает ценностное давление, которое осуществляется, с одной стороны, через социализацию и, с другой стороны, посредством референтной группы и традиций.

Понятия, участвующие в описаниях ценностей, культурно-зависимы и многозначны. Так, в текстах методики С.Шварца даны для испытуемого толкования в скобках ряда понятий: зрелая любовь (глубокая эмоциональная и духовная связь), общественное признание (уважение, одобрение других), честолюбивый (трудолюбивый, целеустремленный), способный (компетентный, эффективный, квалифицированный) и т.д. Эти пояснения означают, что автор текста "размывает" семантику оцениваемых испытуемым единиц опроса.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка результатов основывается на том, что каждая из 12 шкал опросника состоит из доменов, ценностей, которые были оценены испытуемым. После сложения баллов, их сумма делится на количество доменов данной шкалы, что дает возможность сравнивать важность ценностей между собой.

Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеев (МИС)

Методика предназначена для выявления структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения.

Самоотношение понимается в контексте представлений личности о смысле "Я" как выражение смысла "Я", как обобщенное чувство в адрес собственного "Я". В основу понимания самоотношения положена концепция самосознания В.В. Столина, который выделял три измерения самоотношения: симпатию, уважение, близость.

Методика допускает индивидуальное и групповое применение без ограничения времени. В случае группового обследования количество участников не должно превышать 15 человек. Длительность выполнения задания - 30 - 40 минут.

2.2 Описание результатов исследования

Представим средние значения, полученные по методике С. Шварца (таблица 1).

Таблица 1

Средние значения по шкалам методики С. Шварца для изучения ценностей

Ценности

Кол-во испытуемых

Среднее значение

Конформность

50

3,862

Традиции

50

4,318

Доброта

50

4,185

Универсализм

50

4,279

Самостоятельность

50

4,510

Стимуляция

50

3,852

Гедонизм

50

4,333

Достижения

50

4,281

Власть

50

3,535

Безопасность

50

4,515

Наиболее наглядно можно представить средние значения в гистограмме, что отражено на рисунке 1.

Рисунок 1 – Гистограмма средних значений по шкалам методики С. Шварца

Судя по усредненному профилю, представленному на рисунке 2, наиболее выраженная ценность для испытуемых – безопасность (M=4,515), главной потребностью, по мнению Ш. Шварца, для людей, ставящих безопасность на первое место в своей ценностной структуре – желание гармонии для себя и других, стабильности в обществе и во взаимоотношениях, а так же сюда можно включить и желание осознавать, что будущее не сулит сильных потрясений. Традиционная культура способна дать своему члену возможность реализовать эту ценность в полной мере. В традиционной культуре люди сильно привязаны к определенному месту работы и проживания, привыкают к социальным связям, в социальной жизни происходит стагнация. Неспешность изменений в ней и общий высокий уровень консерватизма позволяет избегать тревоги и чувствовать себя в безопасности. Следующей и близко стоящей по среднему значению является ценность самостоятельности (M=4,51), которая предполагает самостоятельность в выборе действий и мышления, в творчестве и исследовательской активности. Высокая ценность самостоятельности так же диктуется и влиянием «духа» постмодерна, в котором перед человеком стоит необходимость постоянной мобильности как в месте жительства, в работе и увлечениях, так и в социальной среде.

Другие ценности, такие как: традиции, доброта, универсализм, гедонизм и достижения имеют примерно равную выраженность, среднее значение колеблется от 4,185 и 4,333. Наиболее низко стоят ценности конформности, стимуляции и власти (M=3,862; 3,852 и 3,535 соответственно).

Представим данные методики исследования самоотношения (МИС; С.Р. Пантилеев) на рисунке 2 представлена гистограмма, отражающая средние значения, полученные по шкалам методики.

Рисунок 2 Средние значения испытуемых по шкалам методики МИС

Представим портрет испытуемых по средним значениям шкал: избирательное отношение человека к себе; преодоление некоторых психологических защит при актуализации других, особенно в критических ситуациях, в привычных для себя ситуациях сохраняет работоспособность, уверенность в себе, ориентацию на успех начинаний. При неожиданном появлении трудностей уверенность в себе снижается, нарастают тревога, беспокойство. В привычных для себя условиях существования, в которых все возможные изменения знакомы и хорошо прогнозируемы, человек может проявлять выраженную способность к личному контролю.

В новых для себя ситуациях регуляционные возможности "Я" ослабевают, усиливается склонность к подчинению средовым воздействиям. Избирательное восприятие человеком отношения окружающих к себе. С его точки зрения, положительное отношение окружающих распространяется лишь на определенные качества, на определенные поступки; другие личностные проявления способны вызывать у них раздражение и непринятие.

Высоко оценивает свой духовный потенциал, богатство своего внутреннего мира, человек склонен воспринимать себя как индивидуальность и высоко ценить собственную неповторимость. Уверенность в себе помогает противостоять средовым воздействиям, рационально воспринимать критику в свой адрес.

Склонность воспринимать все стороны своего "Я", принимать себя во всей полноте поведенческих проявлений. Общий фон восприятия себя положительный. Человек часто ощущает симпатию к себе, ко всем качествам своей личности. Свои недостатки считает продолжением достоинств. Неудачи, конфликтные ситуации не дают основания для того, чтобы считать, себя плохим человеком.

Избирательность отношения к своим личностным свойствам, на стремление к изменению лишь некоторых своих качеств при сохранении прочих других. Отношение к себе, установка видеть себя зависит от степени адаптации в ситуации. В привычных для себя условиях, особенности которых хорошо знакомы и прогнозируемы, наблюдаются положительный фон отношения к себе, признание своих достоинств и высокая оценка своих достижений.

Неожиданные трудности, возникающие дополнительные препятствия могут способствовать усилению недооценки собственных успехов.

Представим данные о взаимосвязях.

Таблица 2

Взаимосвязи между самоотношением и ценностными ориентациями

Переменные

Самоценность

Самообвинение

Самопринятие

Конфликтность

Конформность

-,0160

,3490

-,0381

,2553

p=,879

p=,001

p=,719

p=,014

Традиции

,0057

,0615

,3463

,1524

p=,957

p=,560

p=,001

p=,147

Доброта

,2132

,0623

,1091

,1630

p=,041

p=,555

p=,300

p=,121

Универсализм

-,0152

-,0051

-,2989

-,0980

p=,886

p=,962

p=,004

p=,353

Самостоятельность

,0724

,0194

-,2994

-,0452

p=,493

p=,855

p=,004

p=,668

Стимуляция

-,3153

-,0351

-,0367

-,1597

p=,002

p=,740

p=,728

p=,128

Гедонизм

,0583

-,1743

-,1665

-,1628

p=,581

p=,097

p=,113

p=,121

Достижения

-,0496

-,0629

,0336

-,0583

p=,639

p=,552

p=,751

p=,581

Власть

,2145

,0696

-,0790

,1137

p=,040

p=,509

p=,454

p=,280

Безопасность

-,1196

,1470

-,3690

-,0400

p=,256

p=,162

p=,000

p=,705

  1. Чем выше уровень самоценности (отражает эмоциональную оценку себя, своего Я по внутренним интимным критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира), тем более значимы ценности власти и доброты, менее значима ценность стимуляции.
  2. Чем выше уровень самоовинения (высокие значения говорят об интрапунитивности, самообвинении, готовности поставить себе в вину свои неудачи, собственные недостатки), тем выше уровень ценности конформности.
  3. Чем выше уровень самопринятия (высокий полюс соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самим собой, одобрение своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками), тем выше ставится ценность традиций и ниже безопасность и универсализм.
  4. Чем выше выше конфликтность (высокие значения свидетельствуют о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласии с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины. Постоянная неудовлетворенность и споры протекают на фоне неадекватно заниженной самооценки, что приводит к сомнениям в своей способности что-то предпринять или изменить. Чрезмерные самокопания и рефлексия протекают на общем негативном эмоциональном фоне по отношению к себе. Причем конфликтная аутокоммунникация не только не приносит облегчения, но, наоборот, лишь усугубляет негативные эмоции), тем выше ценится конформность.

Выводы по второй главе:

На первом этапе была проведена диагностика посредством методик:

  1. Методика С. Шварца для изучения ценностей личности (адаптация В.Н. Карандашева).
  2. Методика исследования самоотношения (МИС; С.Р. Пантилеев).

На втором этапе был произведен анализ полученных данных.

После проведения исследования были сформулированы выводы, исходя из которых можно говорить о том, что ценности взаимосвязаны с самооценкой в молодом возрасте.

Заключение

Под ценностными ориентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации – это интериоризированные личностью ценности социальных групп.

Субъектами ценностных ориентаций могут быть: конкретный человек, небольшая контактная группа, большая неконтактная социальная группа, человечество в целом, частичный субъект. Носителем ценностных ориентаций становится субъект, способный сделать осознание ценности мотивом поведения.

Ценности можно разделить по уровню, по универсальности, в соответствии с основными сферами общественной жизни, в зависимости от носителя, в связи с направленностью.

Основные функции ценностных ориентаций: ориентация человека при выборе поведения, основа мотивации, регулятор социального поведения, чувство общности между индивидами, формирование и поддержка культуры.

Молодость - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления.

В молодом возрасте завершается процесс физического созревания личности. На этот возраст приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность вступления в брак. В этом возрасте встает задача выбора профессии, многие начинают трудовую деятельность.

В молодости происходит расширение временного горизонта - будущее становится главным измерением; личность устремляется в будущее, определяется жизненный путь и выбор профессии.

Стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углубленному самоанализу. Самопознание и познание других подводит к постановке задач самосовершенствования.

В юности вырабатывается ценностные ориентации, складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, других людях, о самом себе.

На первом этапе была проведена диагностика посредством методик:

  1. Методика С. Шварца для изучения ценностей личности (адаптация В.Н. Карандашева).
  2. Методика исследования самоотношения (МИС; С.Р. Пантилеев).

На втором этапе был произведен анализ полученных данных.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб.пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 672 с.
  2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 298 с.
  3. Брунер Д. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М.: ДиректмедиаПаблишинг, 2008. - 782 с.
  4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогика, 2009. – 512 с.
  5. Додонов Б.И. Эмоция как ценность.-М.: Издательство политической литературы, 1978. - 272 с.
  6. Ермолаева М.В. Психология зрелого и позднего возрастов: Учеб. Пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. - 280 с.
  7. Ильин Е.П. Психология взрослости. - СПб.: Питер, 2012. - 544 с.
  8. Каган М.С. Философская теория ценностей. - СПб.:ТОО ТК "Петрополис", 1997.-205 с.
  9. Карандашев В.Н. Практикум по психодиагностике. Методика Шварца для изучения ценностей личности. - СПб.: Речь, 2004. - 70 с.
  10. Леонтьев Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности. Психологический журнал. Том 21, №1, 2000.
  11. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение, № 1, 1998.
  12. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС): Методическое руководство. М.:Смысл, 1999. – 36 с.
  13. Леонтьев Д.А., От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности (статья первая) // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1996, N 4, с. 35-44.
  14. Мэй Р. Экзистенциальная психология. М. Инициатива, 2005. - 160 с.
  15. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. – Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.
  16. Олпорт Г. Становление личности. - М.: Смысл, 2002. - 464 с.
  17. Райгородский Д.Я. Психология зрелости. - Самара: Издательский дом БАХРАХ, 2003. - 768 с.
  18. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб.пособие. – Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 2008. – 256 с.
  19. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
  20. Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: "Прайм-Евро-Знак", 2007. - 290 с.
  21. Солдатова Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослостиЧелябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. - 267 с.
  22. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – 1312 с.
  23. Узнадзе Д.Н. Общее учение об установке// Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966.
  24. Ференци Ш. Теория и практика психоанализа. - М.: Университетская книга, 2000. - 320 с.
  25. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: АСТ, 2009. - 288 с.
  26. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник / И.В. Шаповаленко. - М.: Гарадарики, 2009.

ПриложениЯ:

Приложение 1

Текст опросника С. Шварца

Ваша задача заключается в том, чтобы оценить степень важности каждой ценности как руководящего принципа Вашей жизни.

Используйте оценочную шкалу отметок от –1 до 7.

Чем выше номер (–1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7), тем более важной данная ценность является для Вас.

При этом примерно ориентируйтесь на следующие значения отметок: отметка «–1» характеризует ценности, противоположные

Вашим принципам, отметка «0» означает, что ценность совершенно не важна,

не является руководящим принципом Вашей жизни, отметка «3» означает, что ценность важна, отметка «6» означает, что ценность очень важна, отметка «7» характеризует ценности высшей значимости, обычно таких ценностей не должно быть более двух.

Перед каждой ценностью в списке проставьте номер, указывающий важность этой ценности лично для вас.

Ценности:

Степень важности:

1 РАВЕНСТВО (равные возможности для всех)

2 ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (быть в мире с самим собой)

3 СОЦИАЛЬНАЯ СИЛА (контроль над другими, доминантность)

4 УДОВОЛЬСТВИЕ (удовлетворение желаний)

5 СВОБОДА (свобода мыслей и действий)

6 ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (акцент на духовных, а не материальных вопросах)

7 ЧУВСТВО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ (ощущение, что другие заботятся обо мне)

8 СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК (стабильность общества)

9 ЖИЗНЬ, ПОЛНАЯ ВПЕЧАТЛЕНИЙ (стремление к новизне)

10 СМЫСЛ ЖИЗНИ (цели в жизни)

11 ВЕЖЛИВОСТЬ (предупредительность, хорошие манеры)

12 БОГАТСТВО (материальная собственность, деньги)

13 НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (защищенность своей нации от врагов)

14 САМОУВАЖЕНИЕ (вера в собственную ценность)

15 УВАЖЕНИЕ МНЕНИЯ ДРУГИХ (учет интересов других людей, избегание конфронтации)

16 КРЕАТИВНОСТЬ (уникальность, богатое воображение)

17 МИР ВО ВСЕМ МИРЕ (свобода от войны и конфликтов)

18 УВАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ (сохранение признанных традиций, обычаев)

19 ЗРЕЛАЯ ЛЮБОВЬ (глубокая эмоциональная и духовная близость)

20 САМОДИСЦИПЛИНА (самоограничение, устойчивость к соблазнам)

21 ПРАВО НА УЕДИНЕНИЕ (право наличное пространство)

22 БЕЗОПАСНОСТЬ СЕМЬИ (безопасность для близких)

23 СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ (одобрение, уважение других)

24 ЕДИНСТВО С ПРИРОДОЙ (слияние с природой)

25 ИЗМЕНЧИВАЯ ЖИЗНЬ (жизнь, наполненная проблемами, новизной и изменениями)

26 МУДРОСТЬ (зрелое понимание мира)

27 АВТОРИТЕТ (право быть лидером или командовать)

28 ИСТИННАЯ ДРУЖБА (близкие друзья)

29 МИР КРАСОТЫ (красота природы и искусства)

30 СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ (исправление несправедливости, забота о слабых)

Теперь оцените, насколько важна каждая из следующих ценностей для Вас, как руководящий принцип Вашей жизни.

Эти ценности выражены в способах действия, которые могут быть более или менее важными для Вас. Попытайтесь различить ценности, насколько это возможно, используя все номера.

Для начала прочитайте ценности в списке 2, выберите то, что для Вас наиболее важно, оцените на шкале (отметка 7). Затем выберите ценность, которая противоречит вашим принципам (отметка – 1). Если такой ценности нет, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее отметками 0 или 1, в соответствии с ее значимостью. Затем оцените остальные ценности.

Отметки 7 и -1 могут встречаться по 1 разу, остальные оценки (0, 1, 2, 3…6) могут повторяться.

31 САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ (надеющийся на себя, самодостаточный)

32 СДЕРЖАННЫЙ (избегающий крайностей в чувствах и действиях)

33 ВЕРНЫЙ (преданный друзьям, группе)

34 ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ (трудолюбивый, вдохновенный)

35 ОТКРЫТЫЙ К ЧУЖИМ МНЕНИЯМ (терпимый к различным идеям и верованиям)

36 СКРОМНЫЙ (простой, не стремящийся привлечь к себе внимание)

37 СМЕЛЫЙ (ищущий приключений, риск)

38 ЗАЩИЩАЮЩИЙ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (сохраняющий природу)

39 ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ (имеющий влияние на людей и события)

40 УВАЖАЮЩИЙ РОДИТЕЛЕЙ И СТАРШИХ (проявляющий уважение)

41 ВЫБИРАЮЩИЙ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ (отбирающий собственные намерения)

42 ЗДОРОВЫЙ (не больной физически или душевно)

43 СПОСОБНЫЙ (компетентный, способный эффективно действовать)

44 ПРИНИМАЮЩИЙ ЖИЗНЬ (подчиняющийся жизненным обстоятельствам)

45 ЧЕСТНЫЙ (откровенный, искренний)

46 СОХРАНЯЮЩИЙ СВОЙ ИМИДЖ (защита собственного «лица»)

47 ПОСЛУШНЫЙ (исполнительный, подчиняющийся правилам)

48 УМНЫЙ (логичный, мыслящий)

49 ПОЛЕЗНЫЙ (работающий на благо других)

50 НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ ЖИЗНЬЮ (наслаждение едой, сексом, развлечениями и др.)

51 БЛАГОЧЕСТИВЫЙ (придерживающийся религиозной веры и убеждений)

52 ОТВЕТСТВЕННЫЙ (надежный, заслуживающий доверия)

53 ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ (интересующийся всем, пытливый)

54 СКЛОННЫЙ ПРОЩАТЬ (стремящийся прощать другого)

55 УСПЕШНЫЙ (достигающий цели)

56 ЧИСТОПЛОТНЫЙ (опрятный, аккуратный)

57 ПОТВОРСТВУЮЩИЙ СВОИМ ЖЕЛАНИЯМ (занимающийся тем, что доставляет удовольствие)

Шкалы и их домены в опроснике С. Шварца

Наслаждение ( I ):

4 - УДОВОЛЬСТВИЕ (удовлетворение желаний)

50 - НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ ЖИЗНЬЮ (едой, сексом, досугом и т.д.)

Достижения ( I )

23 - СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ (уважение, одобрение других).

12 - БОГАТСТВО (обладание материальными благами, деньгами).

55 - УСПЕШНЫЙ (достигающий целей).

34 - ЧЕСТОЛЮБИВЫЙ (трудолюбивый, целеустремленный).

43 - СПОСОБНЫЙ (компетентный, эффективный, квалифицированный).

Социальная власть ( I )

27 - АВТОРИТЕТ (право руководить и распоряжаться).

3 - СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ (управление другими, влияние).

39 - ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ (имеющий влияние на людей и события).

46 - ЗАБОТЯЩИЙСЯ О СВОЕЙ РЕПУТАЦИИ (защищающий свое "лицо").

Самоопределение ( I )

5 - СВОБОДА (свобода действий и мысли).

16 - ТВОРЧЕСТВО (уникальность, воображение).

41 - ВЫБИРАЮЩИЙ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ (ставящий себе самостоятельно задачи).

31 - НЕЗАВИСИМЫЙ (уверенный в себе, самостоятельный).

48 - УМНЫЙ (логичный, думающий).

53 - ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ (интересующийся всем, исследующий).

Стимуляция ( I )

25 - РАЗНООБРАЗНАЯ ЖИЗНЬ (наполненная вызовами, новизной и изменениями).

9 - ИНТЕРЕСНАЯ ЖИЗНЬ (острые ощущения, переживания).

37 - СМЕЛЫЙ (ищущий приключений, риска).

Ограничительный конформизм ( C )

11 - ВЕЖЛИВОСТЬ (учтивость, хорошие манеры).

20 - САМОДИСЦИПЛИНА (самоограничение, сопротивление соблазнам).

56 - ЧИСТЫЙ (опрятный, аккуратный).

47 - ПОКОРНЫЙ (исполнительный, обязательный).

Поддержка традиций ( C )

18 - УВАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ (сохранение почитаемых в прошлом обычаев).

8 - ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК (стабильность общества).

40 - ПОЧИТАЮЩИЙ РОДИТЕЛЕЙ И СТАРШИХ (выказывающий уважение).

51 - ВЕРУЮЩИЙ (придерживающийся религиозных верований и убеждений).

Социальность ( С )

1 - РАВЕНСТВО (равные возможности для всех).

30 - СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ (исправление несправедливости, забота о слабых).

17 - МИР ВО ВСЕМ МИРЕ (свободный от войн и конфликтов).

6 - ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (более духовными интересами, чем материальными).

45 - ЧЕСТНЫЙ (подлинный, искренний).

49 - ПОЛЕЗНЫЙ (работающий на благо других).

54 - НЕЗЛОПАМЯТНЫЙ (охотно прощающий других).

33 - ВЕРНЫЙ (преданный моим друзьям, группе).

Безопасность ( I, C )

13 - НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (защита моей нации от врагов).

22 - БЕЗОПАСНОСТЬ СЕМЬИ И БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ (защищенность семьи).

7 - ЧУВСТВО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ (чувство, что другие заботятся обо мне).

28 - НАСТОЯЩАЯ ДРУЖБА (близкие, оказывающие поддержку друзья).

52 - ОТВЕТСТВЕННЫЙ (надежный, заслуживающий доверия).

42 - ЗДОРОВЫЙ (физически и психически).

Зрелость ( I, C )

26 - МУДРОСТЬ (зрелое понимание жизни).

19 - ЗРЕЛАЯ ЛЮБОВЬ (глубокая эмоциональная и духовная связь).

14 - САМОУВАЖЕНИЕ (чувство собственного достоинства).

10 - СМЫСЛ ЖИЗНИ (понимание своего предназначения в жизни).

29 - МИР КРАСОТЫ (красота природы и искусства).

2 - ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (мир с самим собой).

35 - ШИРОКО МЫСЛЯЩИЙ (терпимый к различным идеям и убеждениям).

Социальная культура ( I,C )

15 - ВЗАИМНОСТЬ В ОТНОШЕНИЯХ (избегание задолженностей).

24 - ЕДИНЕНИЕ С ПРИРОДОЙ (сжиться с природой).

21 - РАВНОДУШИЕ К МИРСКИМ ЗАБОТАМ.

44 - ПРИНИМАЮЩИЙ СВОЮ УЧАСТЬ В ЖИЗНИ.

32 - УМЕРЕННЫЙ (избегающий крайних чувств и поступков).

36 - КРОТКИЙ (скромный, непритязательный).

38 - ЗАЩИЩАЮЩИЙ ПРИРОДУ (сохраняющий окружающую среду).

Духовность ( I, C )

2 - ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (мир с самим собой).

5 - ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (более духовными интересами, чем материальными).

10 - СМЫСЛ ЖИЗНИ (понимание своего предназначения в жизни).

21 - РАВНОДУШИЕ К МИРСКИМ ЗАБОТАМ.

24 - ЕДИНЕНИЕ С ПРИРОДОЙ (сжиться с природой).

Приложение 2

Опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев)

Шкалы: глобальное самоотношение, самоуважение, аутосимпатия, ожидаемое отношение от других, самоинтерес; самоуверенность, отношение других, самопринятие, саморуководство, самообвинение, самоинтерес, самопонимание.

Назначение теста:

Опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В.В.Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Опросник позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

  • глобальное самоотношение;
  • самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;
  • уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.

Опросник включает следующее шкалы.

Шкала S – глобальное самоотношение; измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого.

Шкала I – самоуважение.

Шкала II – аутосимпатия.

Шкала III – ожидаемое отношение от других.

Шкала IV – самоинтерес.

Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого.

Шкала 1 – самоуверенность;

Шкала 2 – отношение других;

Шкала 3 – самопринятие;

Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность;

Шкала 5 – самообвинение;

Шкала 6 – самоинтерес;

Шкала 7 – самопонимание.

Инструкция к тесту

Вам предлагается ответить на следующие 57 утверждений. Если Вы согласны с данным утверждением ставьте знак «+», если не согласны то знак «–».

Тестовый материал

  • Думаю, что большинство моих знакомых относится ко мне с симпатией.
  • Мои слова не так уж часто расходятся с делом.
  • Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.
  • Когда я пытаюсь себя оценить, я прежде всего вижу свои недостатки.
  • Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других.
  • Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то, насколько мой образ далек от действительности.
  • Мое «Я» всегда мне интересно.
  • Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.
  • В моей жизни есть или по крайней мере были люди с которыми я был чрезвычайно близок.
  • Собственное уважение мне еще надо заслужить.
  • Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел;
  • Я вполне доверяю своим внезапно возникшим желаниям.
  • Я сам хотел во многом себя переделать.
  • Мое собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.
  • Я искренне хочу, чтобы у меня было все хорошо в жизни.
  • Если я; и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.
  • Случайному знакомому я скорее всего покажусь человеком приятным.
  • Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.
  • Собственные слабости вызывают у меня что-то наподобие презрения.
  • Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.
  • Некоторые свои качества я ощущаю как посторонние, чужие мне.
  • Вряд ли кто-либо сможет почувствовать свое сходство со мной.
  • У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.
  • Часто я не без издевки подшучиваю над собой.
  • Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни – это подчиниться собственной судьбе.
  • Посторонний человек, на первый взгляд, найдет во мне много отталкивающего.
  • К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так и буду поступать.
  • Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским;
  • Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно.
  • У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.
  • В глубине души я бы хотел, чтобы со мной произошло что-то катастрофическое.
  • Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых.
  • Мне бывает очень приятно увидеть себя глазами любящего меня человека.
  • Когда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю о себя, разумно ли это.
  • Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог увидеть меня насквозь, он бы тут же понял, какое я ничтожество.
  • Временами я сам собой восхищаюсь.
  • Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.
  • В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек.
  • Без посторонней помощи я мало что могу сделать.
  • Иногда я сам себя плохо понимаю.
  • Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.
  • Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.
  • В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызывать у других неприязнь.
  • Большинство моих знакомых не принимают меня уж так всерьез.
  • Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.
  • Я вполне могу сказать, что уважаю себя сам.
  • Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими.
  • В целом, меня устраивает то, какой я есть.
  • Вряд ли меня можно любить по-настоящему.
  • Моим мечтам и планам не хватает реалистичности.
  • Если бы мое второе «Я» существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению.
  • Думаю, что мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.
  • То, что во мне происходит, как правило, мне понятно.
  • Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.
  • Вряд ли найдется много людей, которые обвинят меня в отсутствии совести.
  • Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: «И поделом тебе».
  • Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.

Ключ к тесту

Шкала S (глобальноесамоотношение)

«+»: 2, 5, 23, 33, 37, 42, 46, 48, 52, 53, 57.

«–»: 6, 8, 9, 13, 14, 16, 18, 25, 27, 30, 31, 35, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 49, 50, 56.

Шкала самоуважения (I)

«+»: 2, 23, 53, 57.

«–»: 8, 13, 25, 27, 31, 35, 38, 39, 40, 41, 50.

Шкала аутосимпатии (II)

«+»: 12, 18, 28, 29, 37, 46, 48, 54.

«–»: 4, 9, 11, 16, 19, 24, 45, 56.

Шкала ожидаемого отношения от других (III)

«+»: 1, 5, 10, 15, 42, 55.

«–»: 3, 26, 30, 32, 43, 44, 49.

Шкала самоинтересов (IV):

«+»: 7, 17, 20, 33, 34, 52.

«–»: 14, 51.

Шкала самоуверенности (1):

«+»: 2, 23, 37, 42, 46.

«–»: 38, 39. 41.

Шкала отношения других (2):

«+»: 1, 5, 10, 52, 55.

«–»: 32, 43, 44.

Шкала самопринятия (3):

«+»: 12, 18, 28, 47, 48, 54

«–»: 21.

Щкаласамопоследовательности (саморуководства; 4):

«+»: 50, 57.

«–»: 25, 27, 31, 35, 36.

Шкала самообвинения (5):

«+»: 3, 4, 9, 11, 16, 24, 45, 56.

Шкала самоинтереса (6)::

«+»: 17, 20, 33.

«–»: 26, 30, 49, 51.

Шкала самопонимания (7):

«+»: 53.

«–»: 6, 8, 13, 15, 22, 40.

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Полученный «сырой балл» по каждому фактору переводится в накопленные частоты (в %).

Описание шкал теста

Глобальное самоотношение – внутренне-недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя.

Самоуважение – шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся «внутренней последовательности», «самопонимания», «самоуверенности». Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.

Аутосимпатия – шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному «Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самопринятия», «самообвинения». В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе – видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и поделом тебе»).

Самоинтерес – шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других.

Ожидаемое отношение от других – шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.

Таблицы перевода «сырых баллов» в накопленные частоты (%).

Фактор S. Глобальное самоотношение

«Сырой балл»

Накопленные частоты (в %)

«Сырой балл»

Накопленные частоты (в %)

0

0

16

74,33

1

0,67

17

80

2

3

18

85

3

5,33

19

88

4

6,33

20

90,67

5

9

21

93,33

6

13

22

96

7

16

23

96,67

8

21,33

24

98

9

26,67

25

98,33

10

32,33

26

98,67

11

38,33

27

99,67

12

49

28

99,67

13

55,33

29

100

14

62,67

30

100

15

69,33

Фактор I. Самоуважение

Фактор II. Аутосимпатия

«Сырой балл»

Накопленные частоты (в %)

«Сырой балл»

Накопленные частоты (в %)

0

1,67

0

0,33

1

4

1

3,67

2

6

2

9

3

9,33

3

16

4

16

4

21,67

5

25,33

5

28

6

34

6

37,33

7

44,67

7

47

8

58,67

8

58,33

9

71,33

9

69,67

10

80

10

77,33

11

86,67

11

86

12

91,33

12

90,67

13

93,67

13

96,67

14

99,67

14

98,33

15

100

15

99,67

16

100

Фактор III. Ожидаемое отношение от других

Фактор IV. Самоинтерес

«Сырой балл»

Накопленные частоты (в %)

«Сырой балл»

Накопленные частоты (в %)

0

0

0

0,67

1

0

1

2

2

0,67

2

5,33

3

1

3

16

4

3,33

4

29

5

6

5

49,67

6

9

6

71,33

7

17,67

7

92,33

8

27,33

8

100

9

39,67

10

53

11

72,33

12

91,33

13

100

Фактор 1. Самоуверенность

Фактор 2. Отношение других

«Сырой балл»

Накопленные частоты (в %)

«Сырой балл»

Накопленные частоты (в %)

0

3,77

0

0

1

7,33

1

0,67

2

16,67

2

3,67

3

29,33

3

7,33

4

49,67

4

15

5

65,67

5

32

6

81,33

6

51,33

7

92,33

7

80

8

100

8

100

Фактор 3. Самопринятие

Фактор 4. Самопоследовательность

«Сырой балл»

Накопленные частоты (в %)

«Сырой балл»

Накопленные частоты (в %)

0

2,67

0

3

1

7,67

1

9,67

2

16,67

2

25,67

3

34,33

3

38,33

4

50,67

4

60,33

5

70,67

5

79,67

6

89,67

6

92

7

100

7

100

Фактор 5. Самообвинение

Фактор 6. Самоинтерес

«Сырой балл»

Накопленные частоты (в %)

«Сырой балл»

Накопленные частоты (в %)

0

1,67

0

0,67

1

4,67

1

3

2

15

2

11,33

3

27,67

3

20

4

43,33

4

34,33

5

60,77

5

54,67

6

81,67

6

80

7

96,67

7

100

8

100

Фактор 7. Самопонимание

«Сырой балл»

Накопленные частоты (в %)

0

4,33

1

21,33

2

43,33

3

68,67

4

83,67

5

94

6

99,33

7

100

Руководитель: ___________/_______________

Подпись расшифровка

Обучающийся задание получил: «____»______________ 202____г.

Обучающийся Моисейченко/_____________

Подпись C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Роспись 1.2.bmp расшифровка Моисейченко

  1. Узнадзе Д.Н. Общее учение об установке// Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966. С 65

  2. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб.пособие. – Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 2008. С 298

  3. Брунер Д. Психология познания. За пределами непосредственной информации. Стр 67

  4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогика, 2009. Стр 221

    Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: АСТ, 2009. Стр 212

  5. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб.пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2008 Стр 304

    Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник. Стр 327

    Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб.пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. Стр 317