Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и признаки государства

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Государство всегда играло важную роль в жизни общества и отражало уровень его развития, становясь этаким зеркалом человечества.

Даже с этой точки зрения институт государства представляет собой необычайный интерес для юристов, не говоря уже о том, что развитие общества и его институтов представляет собой естественный, динамичный и даже хаотический процесс, результатом которого стало государство в том виде, в котором оно существует в данный момент времени.

Вопросы о государстве, его концепции, его природе и его роли в обществе долгое время были одними из основных и острых вопросов для обсуждения в государственных исследованиях, поскольку общество и государство неотделимы друг от друга. Государство – это не только часть нашей истории, но и часть окружающей действительности, которая постоянно и динамически развивается в режиме реального времени.

В то же время понимание процессов, происходящий в современном государстве, а также между различными государствами, невозможно без понимания того, что же такое государство и как оно развивалось.

Понятие государства раскрывается через его признаки. Именно этим и обусловлена актуальность данной темы. Более того, понимание феномена государства необходимо любому профессиональному юристу либо иному специалисту, который по роду своей профессии обязан взаимодействовать с государственными органами. Для этого необходимо понимать природу государства, его устройство и порядок функционирования. Все это невозможно без четкого понимания, что же такое государство и как его отличить от иных общественных институтов.

Целью работы является уяснение понятия государства и его признаков для получения четкого понимания феномена государства, исследование его природы и назначения в современном мире, в постоянно меняющихся условиях, в сложной международно-политической ситуации, а также выявление наиболее подходящего современному государству определения.

Задачами исследования являются раскрытие государства как способа организации жизни общества через его признаки. Данные задачи предполагается решить следующими способами:

1) изучить специальную литературу по заданному предмету исследования;

2) проанализировать и раскрыть понятие и сущность государства через его признаки;

3) дать наиболее оптимальное и соответствующее современным реалиям понятие государству на основе мирового юридического опыта.

1. Понятие государства

Вопросы понятия и сущности государства, его роли в обществе и значении для человечества на протяжении многих веков относятся к числу остродискуссионных в государственно-правовой доктрине, что обусловлено, в первую очередь, сложностью, многогранностью и масштабностью данного явления.

Предпосылки возникновения государства лежат в природе самого общества, под чем понимается определенный тип социальных, духовных, экономических, юридических, политических, культурных и прочих отношений и связей между людьми, объединенных по территориальному признаку, в рамках которых удовлетворяются их основные жизненные интересы и потребности (обеспечение прав и свобод, защита и т.д.). Именно необходимость реализовывать и обеспечивать эти потребности является предпосылкой для возникновения и существования государства. Охрана общественно значимых интересов, определяемых необходимостью нормального социального существования и развития человека, являются задачей всего общества, условием его стабильного функционирования.

Упорядочение в этих целях общественных отношений происходит при помощи публичной власти, представлявшей общество во внешних и внутренних отношениях.

Государственная власть обладает монополией на принуждение в случае нарушения законов и имеет для реализации этих полномочий систему специальных органов. Властные решения, исходящие от публичной власти, имеют общеобязательный характер и подлежат исполнению. Государство вправе легально применять силу.

Таким образом, мы видим, что государство возникло и упрочилось в поисках обеспечения внутреннего порядка и внешней безопасности.

Однако в то же время единое понятие государства в настоящее время отсутствует.

Согласно толковому словарю русского языка под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова под государством понимается основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры[1].

Совершенно очевидно, что данное понятие не вмещает и десятой доли определения столь многоликого явления, как государство. Не зря столько великих ученых государство- и правоведов как в России, так и за рубежом в разное время на протяжении длительного времени бились над созданием понятия государства.

С точки зрения Цицерона «государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов»[2].

Известный русский юрист П.И. Новгородцев писал, что «государство не есть только классовое господство, это прежде всего публично-правовое регулирование частной и общественной жизни».[3]

Несколько иную точку зрения высказывал известный правовед Н.М. Коркунов, который утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства».[4]

Для австрийского социолога и правоведа Л. Гумпловича государством является «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка». Л. Гумплович определяет государство как «организацию господства меньшинства над большинством», организацию властвования в интересах правящей группы. С точки зрения Л. Гумпловича государство есть естественно выросшая организация господства, призванная поддерживать определенный правовой порядок.[5]

Крупный французский правовед Л. Дюги считал, что понятие «государство» состоит из четырех элементов:

1) совокупность человеческих индивидов;

2) определенная территория;

3) суверенная власть;

4) правительство.[6]

Как мы видим из вышеприведенных определений, среди ученых-государствоведов велись жаркие дискуссии относительно того, что же представляет собой государство, и в определенный момент времени видные ученые разуверились в самой возможности сформулировать его понятие.

В частности, немецкий философ М. Вебер писал, что «государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, т.е. исключительно, присуща тем союзам, которые называют «политическими», т.е. в наши дни – государствам или союзам, которым исторически предшествовали современному государству».[7]

К. Маркс и Ф. Энгельс также не остались в стороне и внесли существеннейший вклад в формирование понятия государства.

При исследовании государства К. Маркс исходил из открытой им классовой теории общественного развития, согласно которой государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов. Данная теория оказала существенное влияние на определение, данное государству К. Марксом.

Анализируя соотношение буржуазного государства и права, Маркс доказывает, что юридический закон есть продукт и отражение материальных производственных отношений классового общества. Законодательство только фиксирует требования, диктуемые экономическими отношениями. От государства же зависит, насколько адекватно оно сможет отразить в законах исторически сложившиеся взаимоотношения между людьми, соответствующие данному социально-экономическому строю.

Также в своих научных трудах К. Маркс и Ф. Энгельс указывали, что государство – «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение».[8]

Таким образом, в понятие государства включается экономический аспект, в то время как до этого ученые по большей части исходили из охранительных и политических соображений.

Однако автором самого краткого, но в то же время самого противоборствующего определения государства принадлежит Ф. Энгельсу, который обозначил его следующим образом: «государство есть ни что иное, как машина для подавления одного класса другим».[9]

Данное определение впоследствии было несколько видоизменено В.И. Лениным, который написал в одном из своих трудов, что «государство это есть машина для поддержания господства одного класса над другим».[10]

Определение, данное государству В.И. Лениным, хотя и является довольно емким, однако выводит на первый план насильственную сторону государства, в то время как К. Маркс выделял экономическую составляющую.

Если обратиться к определениям государства, даваемым современными учеными, то наибольшее значение придается управленческой функции.

Так, например, В.К. Бабаев полагает, что «государство это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом для осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функции и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны».[11]

Согласно определению Л.И. Спиридонова, под государством понимается политико-территориальная организация общества, основанного на обменных связях людей, которая характеризуется публичной властью, призванной решать общие дела и осуществляющей свою деятельность на собираемые с населения налоги.[12]

В.В. Лазарев полагает, что государство – это особая организация публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию.[13]

С точки зрения Е.Г. Шабловой государством является выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство – самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой.[14]

Резюмируя вышеизложенное, в современной правовой доктрине государство чаще всего определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всего общества в пределах своей территории. В данном определении, которое хотя и включает в себя все основные черты государства и в целом вполне приемлемо, имеется один существенный недостаток – слабая связь государства и общества, в то время как государство является продуктом развития общества, и эту связь игнорировать нельзя.

Для устранения данного недостатка профессоры В.М. Корельский и В.Д. Перевалов разработали следующее определение понятия государства, согласно которому под государством понимается политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан и правопорядок.[15]

Как мы видим из данного определения, оно включает в себя все существенные черты государства и в то же время куда более подходит современному обществу, нежели более ранние определения.

Это наблюдение имеет крайне важное значение: человечество не стоит на месте и постоянно развивается. В результате эволюционного развития человечество для управления общественными процессами выработало систему определенных правил поведения, устанавливаемых публичной властью. По мере усложнения социальных связей эти социальные нормы и институты политической власти принимают более сложные формы.

Поскольку процесс развития человечеств является динамичным, государство меняется вслед за обществом и его потребностями. Соответственно, определение государства также не может оставаться статичным и постоянно меняется на протяжении развития человечества. В тот или иной период во главу угла становятся те или иные черты государства, которые имеют наибольшее значение на том или ином этапе. Так, начале превалировал охранительный аспект, затем его сменили политический, экономический, а еще позднее – социальный и, наконец, управленческий аспекты.

Особенно наглядно это можно увидеть на основании того, как менялось понятие государства по мере развития общества. Определения государства, данные учеными из разных стран от Аристотеля до В.В. Лазарева, показывают нам, как менялось государство на протяжении истории человечества.

Вместе с тем для более точного понимания такого явления, как государство, нам необходимо разобраться, в чем же заключается его сущность и важность для общества.

2 Сущность государства

Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.

Говоря более простым языком сущность – это внутреннее содержание, свойства кого чего-нибудь, открываемые, познаваемые в явлениях.[16]

Применительно к государству его сущность составляет такая характеристика, которая раскрывает природу и назначение государства в обществе. Сущность государства – это его смысл, главное и глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование.

Ввиду того, что в социальном назначении государства выражается целесообразность его существования и функционирования как инструмента управления делами общества, то понять сущность государства необходимо, в первую очередь, для того чтобы выявить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам служит государство, чью волю оно выражает.

Сущность государства представляет собой весьма устойчивую категорию, которая, в то же время, может измениться под влиянием тех или иных факторов и процессов. Эти изменения в течение какого-то времени могут не проявлять себя, и лишь по мере накопления качественных черт, отличительных особенностей возможен переход от сущности одного уровня к сущности иного качества и содержательной наполненности.

Так, первоначально возникшее государство по своей сущности представляло и выражало интересы всего общества. Однако в дальнейшем человечество разделилось на социальные слои и группы, которые через какое-то время осознали уникальность государственной организации общества и попытались использовать ее в своих целях. Данное осознание послужило толчком для изменения сущности государства, которое стало выражать интересы социальных сил, стоящих у власти.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

1) формальный, т.е. то, что любое государство представляет собой организацию политической власти;

2) содержательный, т.е. то, чьим интересам данная организация служит, какие приоритеты устанавливает в своей политике.[17]

Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальном аспекте, то получится, что сущность древнего рабовладельческого государства тождественна сущности современного государства, что в корне неверно, поскольку главным в сущности государства является его содержательная сторона.

В юридической науке выделяется несколько подходов к сущности государства, особый интерес среди которых представляют следующие:[18]

1) классовый (марксистский);

2) демократический.

Первый подход состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов экономически господствующего класса и навязывание воли этот класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается прежде всего как классовая организация тех, кто стоит у власти и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса.

Основоположники марксистского учения признавали, что государство, будучи в первую очередь классовой организацией политической власти, выполняет одновременно некоторые «общие дела», присущие любому обществу и отражающие интересы всех или большинства членов общества. К такого рода общим делам относятся оборона страны, поддержание общественного порядка, а на современном этапе – экологическая безопасность населения, социальная поддержка малоимущих слоев и др. Однако данный тезис марксистской теории, вносящий серьезное уточнение в понимание сущности государства, не получил развития и был предан забвению.

Также необходимо иметь в виду, что характеристика государства как средства насилия, подавления и принуждения использовалась исключительно в отношении эксплуататорских государств. Социалистическое же государство рассматривалось как «полугосударство», надобность в котором в недалеком будущем отпадет. Социалистическое государство характеризовалось как орудие выражения интересов большинства населения. Действительность, однако, была иной. Государство во всех бывших социалистических странах выражало и проводило в жизнь интересы правящей партийной верхушки и одновременно выступало машиной подавления лиц, несогласных с установленным режимом.

Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Соответственно сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.

Любое общество состоит из различных групп и слоев населения, которые имеют различные и нередко противоположные потребности и интересы, противоречия между которыми нередко грозят перерасти в конфликты, что, естественно, не способствует нормальному развитию общества.

На государство возлагается обязанность всеми имеющимися в его распоряжении средствами устранять конфликты, ориентируясь в первую очередь на социальный компромисс. Такой компромисс не может удовлетворить всех и не в состоянии учесть все интересы, но он способен устранить их противостояние и предполагает демократические средства управления обществом взамен насилия и подавления.

Рассматриваемый подход к сущности государства имеет несомненное достоинство по сравнению с классовым подходом.

Во-первых, он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом.

Во-вторых, он ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия.

В-третьих, данный подход подчеркивает ценность для общества государственной организации, поскольку человечество не придумало до сих пор более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности людей. Антиподом государству может выступать самоуправление гражданского общества. Но переход к полному самоуправлению требует очень высокой ступени самоорганизации населения, прочных навыков профессионального управления, высокой правовой, политической и общей культуры, многих других условий и факторов, которыми в настоящее время не располагает ни одно общество в мире.

Несмотря на диаметральную противоположность указанных двух подходов к пониманию сущности государства, они не исключают друг друга. В правовой доктрине укоренилось мнение о двойственной природе сущности государства. В ней присутствуют начала классовости, т.е. стремление правящих классов выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, а с другой стороны, современное государство отличают значительная приверженность общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения, использование в своей деятельности средств достижения общественного согласия и компромисса.

Таким образом, обе характеристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или иного начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития. Это обусловлено множеством факторов: национальными традициями, особенностями исторического прогресса, религиозной, культурной, этнической спецификой, географическим положением, климатом и пр.

В то же время вполне очевидно, что у демократически устроенного государства общесоциальные начала будут доминировать. У тоталитарного же государства тоже присутствуют общесоциальные начала, но их удельный вес невелик, а основное содержание деятельности государственной власти составляет выражение интересов и воли социальных слоев, стоящих у власти.

Сущность и назначение государства и проявляются в его функциях и задачах. Под функциями государства понимают основные направления его деятельности, вытекающие из его сущности и роли в общественной жизни. В отличие от задач государства, которые могут носить временный, локальный характер, функции государства имеют постоянный характер и общесоциальную направленность, хотя в различные исторические эпохи они могли быть направлены и на узкокорпоративные цели. Если в Древнем мире или Средневековье государство активно осуществляло такие классовые функции, как подавление сопротивления рабов и крепостных крестьян, обеспечение условий для их эксплуатации, то функции современных развитых демократических государств направлены на осуществление общесоциальных проблем, связанных с защитой прав и свобод личности, поддержанием общественного порядка, обеспечением мира и безопасности и т. д.

В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления социальных противоречий ненасильственным путем, а при помощи достижения общественного компромисса. Поскольку современное государство связано по большей части не с классовой борьбой, а с общесоциальными потребностями и интересами, что, в свою очередь, предполагает разумное и осознанное сотрудничество между представителями различных социальных групп, интересы которых могут быть прямо противоположными.

Справедливости ради следует отметить, что государство не утратило классовость. Напротив, в настоящее время имеется существенный разбег между доходами тех или иных социальных групп, и классовое напряжение в некоторых странах, в том числе и в России, усилилось. Во многом этому способствовало развитие цифровых технологий и социальных сетей, а также распространение в мире новой коронавирусной инфекции COVID-19. В то же время мы видим, что государство старается примирить представителей разных социальных групп ненасильственными способами (повышение прожиточного минимума, введение «налога на роскошь», запрет двойного гражданства для представителей власти, предоставление нуждающимся мер социальной поддержки и т.д.

Таким образом, оба подхода дополняют друг друга, и анализ сущности государства требует их совместного применения. Игнорирование того или иного подхода делает характеристику сущности государства однобокой и лишает возможности ее правильного понимания.

3 Признаки государства

Понятие государства, как и любого другого предмета или явления, конкретизируются при раскрытии его признаков, характеризующих его качественную, а не количественную сторону.

Применительно к государству его признаки позволяют безошибочно отличить его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества (политические партии, общественные объединения (в том числе международные), профессиональные союзы и т.д.). Говоря иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института.

В действующем российском законодательстве отсутствует легальное определение государства, Конституция Российской Федерации раскрывает понятие государства через его признаки.[19] Данное обстоятельство вполне оправдано с практической точки зрения, поскольку законодательство является продуктом деятельности государственных органов, а не наоборот. Иными словами, государство первично по отношению к законодательству, в связи с чем какая-либо необходимость описывать данное понятие в нем отсутствует.

В теории же государства и права признаки государства делятся на основные и дополнительные (факультативные). Основные признаки присущи всем государствам без исключения, факультативные же не являются обязательными и присутствуют далеко не у всех государств в мире, их набор может меняться от государства к государству.

Так, среди факультативных имеет смысл выделить такие признаки государства, как:

1) государственная символика (флаг, герб, гимн), которые предназначены для обозначения носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству;

2) государственный язык (один или несколько), призванный обозначить принадлежность его носителей к данному государству и облегчить государственный документооборот;

3) национальная валюта, выступающая средством платежей на территории конкретного государства;

4) признание государства международным сообществом государств, его международной правосубъектности и т.д.

К основным признакам государства относятся:

    1. территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах;
    2. государственный суверенитет;
    3. публичная (государственная) власть;
    4. неразрывная связь государства с правом.

На основных признаках государства имеет смысл остановиться поподробнее.

3.1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах

В догосударственном обществе принадлежность того или иного индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем весьма часто род не имел строго определенной территории и перемещался с одного места в другое, что объясняется особенностями жизнедеятельности общества догосударственного периода.

В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение, и ему на смену пришел принцип его территориальной организации.[20]

В отличие от догосударственного способа организации жизнедеятельности общества государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а проживающее на данной территории население получает статус его подданных или граждан.

Территориальная организация населения как признак государства, прежде всего, раскрывает взаимосвязь таких понятий, как власть, территория и общество (население) и показывает, что государство, каким бы оно ни было (крупным, средним или малым, сильным или слабым, развитым или слаборазвитым и т.д.), всегда существует и функционирует в определенных территориально-пространственных и социальных (население, общество, нация, народ) границах. Поэтому мировое государство, мировая публичная власть (мировое правительство), о котором часто говорится в средствах массовой информации, представляет собой не более чем утопию, основанную на недостаточном знании предмета дискуссии.

Таким образом, из вышеизложенного становится понятно, что государство неразрывно связано с территорией, на которой оно расположено, и с населением, которое на ней проживает. Без территории и населения существование государство в принципе невозможно, именно поэтому данный признак государства относится к числу основных и в большинстве научных трудов указывается самым первым.

Необходимо отметить, что с организацией населения по территориальному признаку сопряжено не только возникновение государства, но и формирование отдельных стран, под которыми понимается определенная территория, местность, обладающая определенными историческими, политическими, культурными, этническими, физико-географическими и иными особенностями, на которой проживает ее население.

Как мы видим из данного определения, понятия «страна» и «государство» весьма схожи, что также указывает на взаимную связь с точки зрения человеческого фактора.

Согласно правовой доктрине, под государственной территорией понимается часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. Понятие территории государства включает в себя четыре элемента, находящиеся в тесной взаимосвязи друг с другом:

1) наземное пространство, ограниченное государственной границей, а также недра, полезные ископаемые и континентальный шельф;

2) водное пространство, включающее в себя реки, моря и иные внутренние воды, находящиеся в пределах государственной границы, а также 12-милевая морская зона и подводное пространство глубиной в 2 морские мили;

3) воздушное пространство, т.е. воздушный столб, граница которого пролегает на предельной высоте сверхзвукового самолета;

4) приравненные к территории государства экстерриториальная зона (посольства и консульства) и имущество (автомобили, имеющие специальные дипломатические номера или идущие под флагом государства, все военные объекты, морские, космические и воздушные суда (весь грузовой воздушный транспорт, а пассажирский только в том случае, если там находятся граждане только этого государства; кабина пилота) и т. д.).

В силу ч.1 ст.67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

Далее в ч.ч.2, 2.1. Конституции Российской Федерации закрепляется суверенитет Российской Федерации на континентальный шельф, исключительную экономическую зону, а также право Российской Федерации на защиту своей территориальной целостности и запрет на призывы к отчуждению территорий Российской Федерации.[21]

Понятие «население» законодатель в Конституции РФ не раскрывает, однако использует его по всему ее тексту, а в преамбуле к ней применяется понятие «народ».

Таким образом, из анализа Конституции Российской Федерации мы видим, что Российская Федерация не только располагает собственной территорией и населением, но и государственным суверенитетом, о чем речь пойдет ниже.

3.2 Государственный суверенитет

Под суверенитетом понимается политико-правовое свойство государства, связанное с его независимостью от какой-либо иной власти и самостоятельностью в решении всех вопросов как внутри страны, так и за рубежом. Следовательно, государственный суверенитет – это:

- его верховенство среди всех иных властей;

- неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права;

- необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства;

- свойство, возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма;

- обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права качество.

Иными словами, суверенитет означает, что все правила на территории данного государства устанавливаются только им самим. Государство без суверенитета государством не является.

Конституционное право различает несколько видов суверенитета:

- государственный;

- национальный;

- народный.

Поскольку темой настоящего исследования является суверенитет как признак государства, не имеет смысла останавливаться на национальном и народном суверенитете и следует сосредоточить внимание на суверенитете государственном.

Носителем суверенитета (сувереном) может быть или народ, осуществляющий свою суверенную власть через выборное представительство и главу государства (президента республики или монарха в конституционных монархиях) или монарх-самодержец в силу «божественного права и завоевания».

В современной России носителем суверенитета является ее народ (ч.1 ст.3 Конституции Российской Федерации), а сам суверенитет распространяется на всю ее территорию (ч.1 ст.4 Конституции Российской Федерации).[22]

Суверенитет по смыслу статей 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции Российской Федерации предполагает верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно - правовой статус.

Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации.[23]

В то же время в юридической литературе принято выделять такие свойства суверенитета, как верховенство и независимость государственной власти.

Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории и означает:

1) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны;

2) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон);

3) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).

Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

В то же время верховенство государственной власти не означает ее неограниченность, и в демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на нем.[24]

3.3 Государственная власть

Само слово «власть» широко употребляется не только в научной литературе, но и в повседневной, обыденной жизни.

Если рассуждать о власти применительно к обыденной жизни, то можно охарактеризовать ее как подчинение воли одного человека воле другому на основании принуждения.

Что касается определения власти в науке, то этот вопрос является весьма сложным и дискуссионным.

В толковом словаре русского языка слово «власть» означает:

1) право и возможность распоряжаться кем-нибудь или чем-нибудь, подчинять своей воле;

2) политическое господство, государственное управление и его органы; лица, облеченные правительственными административными полномочиями.[25]

Феноменом власти является то, что она осуществляется исключительно в обществе и невозможна во взаимоотношениях между животными, где подчинение обусловлено привычкой, инстинктом или условным рефлексом.[26]

Справедливости ради следует заметить, что и в отношениях между людьми подчинение (повиновение) не всегда обусловлено властью. Например, восхищение женской красотой или произведением искусства, или токсические отношения в семье больше похожи на зависимость, воздействие, влияние, но никак не на власть, поскольку отсутствует волевой характер отношений.

Возникновение власти указывает на качественное развитие человеческого общества, которое переходит на новый этап взаимодействия между собой, который характеризуется упорядоченностью общественных отношений, поскольку власть – это способность, возможность и право оказывать воздействие на людей с помощью различных средств – права, авторитета, воли, принуждения.[27]

Под государственной властью принято понимать разновидность социальной власти.

Социальная власть, в свою очередь, это присущее всякой общности людей отношений господства и подчинения между субъектами, основанное на воле, авторитете, подчинении, регламентирующих актах.[28] Социальная власть является неотъемлемой частью любой организованной, целенаправленной и более или менее устойчивой общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, государства, общества и т.д.).

Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и упорядоченности. Таким образом, власть представляет собой системообразующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.

Таким образом, государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерными чертами государственной власти являются:

1) публично-политический характер, который подкрепляется силой и авторитетом права:

- она распространяется на все общество,

- носит публично политический характер,

- ей присущи легитимность, легальность и т.п.,

- опирается на государственное принуждение,

- осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками, правоохранителями и т.п.),

- имеет возможность регламентировать деятельность негосударственных политических объединений, отменять их решения и постановления,

- обладает исключительным правом на установление законных налогов и

сборов;

2) суверенность (независимость от иных видов властей);

3) легитимность (в правовой доктрине выделяют следующие типы легитимности):

- традиционный (выделяют геронтологическую (власть старейшин),

- патриархальный (власть вождя племени),

- харизматический (основана на личной преданности людей вождю),

- рациональный (базируется на демократических процедурах власти).

В современной правовой доктрине принято выделять два основных подхода к пониманию государственной власти:

1) конфликтологический, сторонник которого приводят борьбу за ограниченные ресурсы, где существует внутреннее напряжение, подрывающее политическую жизнь;[29]

2) функционалистский, сторонники которого придают главное значение формам сотрудничества, где политическая система представляется как целостная система.[30]

Государственная власть играет огромную роль в жизнедеятельности людей. Именно с государственной властью становилась и развивалась человеческая цивилизация. Государственная власть, отражая общую волю всех граждан, еще и оказывает организующее влияние на все общество.

Таким образом, государственная власть – это публично политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Без государственной власти существование государства невозможно, поскольку отсутствие власти влечет возникновение анархии, хаоса, что представляет собой антипод государства.

Какое-либо самоуправление в государстве также невозможно, поскольку историческая практика показывает, что власть должна быть единой на всей территории, стабильной и подкреплена средствами принуждения, что при самоуправлении в корне невозможно.

Поскольку государство представляет собой инструмент социального компромисса, оно должно смягчать и преодолевать противоречия между различными слоями населения и общественными силами, обеспечение общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.

Государство сочетает в себе и классовое, и общечеловеческое начало, государство одновременно является и организацией политической власти общества, и его единственным официальным представителем как внутри себя, так и на международной арене. Следовательно, государство должно обеспечивать выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классовых задач.

В современных реалиях на первое место выходит приоритет общечеловеческих ценностей. Такая гуманистическая тенденция особенно наглядно проявляется в последние десятилетия в развитых государствах Америки и Европы. Российская Федерация подхватила данный тренд, который в настоящее время наиболее ярко проявляется в набирающей обороты толерантности, а также в стремлении государства поддержать нуждающиеся слои населения в непростых экономических условиях, вызванных ситуацией в Украине, наложением на Россию санкций Евросоюзом и США из-за волеизъявления жителей Крымского полуострова о присоединении к Российской Федерации, падением цен на нефть и, конечно же, распространением новой коронавирусной инфекции, которое оказало беспрецедентное влияние на всю без исключения планету.

3.4 Неразрывная связь государства с правом

Соотношение и взаимосвязь государства и права следует анализировать, исходя из следующих трех аспектов:

- общие аспекты права и государства;

- разница между правом и государством;

- взаимодействие между ними.

Взаимосвязь государства и права обусловлена тем, что они всегда существуют вместе, вместе возникают, развиваются и функционируют.

И право, и государство представляют собой политические явления, которые возникают в результате политического расслоения общества и являются основными инструментами управления политически дифференцированным обществом.

Связующим звеном между правом и государством, безусловно, является власть. Право и государство взаимодействуют друг с другом, помогая решать общие задачи, зависят друг от друга.

Государство зависит от права, нуждается в нем и не может без него обойтись в решении своих задач и осуществлении своих функций. Право делает законным существование государства как властной организации общества, закрепляет формы государственного правления и устройства. Право регламентирует возникающие в государственном механизме внутренние правоотношения, закрепляет структуру государства.

Аппарат государства, форма государства, компетенция органов государственной власти и должностных лиц также закрепляется при помощи права. Право при помощи законодательных и подзаконных актов юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными.

Право является незаменимым общесоциальным регулятором, его использование связано с объективными факторами, находящимися вне государства. Право вводит функционирование государства в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. Такая подчиненность государства праву способствует формированию демократического правового государства.[31]

Государство осуществляет свои властные полномочия правовыми средствами. Для решения того или иного вопроса оно издает правовые акты общего и индивидуального характера и обеспечивает их реализацию опять же правовыми средствами.[32]

В отсутствие права государство не способно осуществлять управление общественными процессами, нормативно выражать свою волю, добиваясь согласия в обществе.

В то же время нельзя игнорировать тот факт, что право также зависит от государства, как и государство от права. Эта зависимость проявляется в правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной деятельности.

Так, определенные нормы, правила в соответствии со своим содержанием формируются в социуме и выступают в качестве правовых притязаний общества. В то же время эти складывающиеся в обществе правила становятся юридическими нормами лишь после их официального оформления государством, которое определяет санкции за их нарушение.

Реализуются правовые нормы в основном при помощи властного содействия органов государства, издающих правоприменительные акты. Например, юридический факт владения гражданином недвижимым имуществом возможен только после того, как специальный государственный орган зарегистрирует переход к нему такого права. Или, например, получение пособия по безработице возможно только после того, как другой государственный орган в установленном законом порядке признает гражданина безработным и присвоит ему соответствующий статус.

Охрана юридических норм от нарушений также обеспечивается государством, которое устанавливает специальный аппарат охраны законности и правопорядка, определяя процедуры его работы. Органы полиции, прокуратуры и т.д. создаются государством, а не правом, однако именно они способствуют реальному исполнению правовых норм на территории государства.

Соответственно, применительно к государству и праву в контексте организации жизни общества все же следует говорить о взаимодействии того и другого.

Согласно принципу верховенства права, истинная ценность современного государства выявляется лишь в соотносимости с правом. В этой связи социальной ценностью обладает лишь то государство, которое, обеспечивая право и оставаясь на почве права, служит общественной пользе.[33]

В правовой доктрине обсуждается вопрос, возможно ли осуществление государственной власти неправовыми, насильственными средствами. С теоретической точки зрения это наверняка возможно в виде исключения и отступления от общих принципов государственного регулирования.

Однако если посмотреть с практической точки зрения, то в настоящее время на мировой арене отсутствуют государства, осуществляющие свою власть ненасильственными, неправовыми средствами, и это вполне объяснимо. Так, государство, хотя и является явлением неодушевленным, состоит из людей. Люди осуществляют свою бытовую, профессиональную, творческую и иную деятельность на территории государства и в тесном взаимодействии с ним. Государственная власть осуществляется также людьми.

Человек по своей природе непредсказуем, его желания, действия и жизненные ценности меняются с возрастом, под влиянием симпатий, антипатий и психотравмирующих ситуаций, политических и иных событий, профессиональных амбиций и т.д.

Жизненные ценности и моральные установки разных людей и социальных групп существенно различаются.

Следовательно, для того чтобы в государстве поддерживался правопорядок, необходимо принуждение, которое будет распространяться на всех без исключения людей, в том числе и на лиц, осуществляющих государственную власть. Источником принуждения является законодательство, устанавливающее правила социального и правового поведения и закрепляющее ответственность виновных за правонарушения.

Идеальной моделью государства является правовое государство, в котором все без исключения люди имеют права и гарантии, но в то же время несут ответственность за нарушение закона. Соответственно, в конечном счете именно право является способом закрепления государственной власти, позволяющим государству существовать.

В то же время, рассматривая взаимодействие права и государства, важно отметить и то, что их взаимодействие протекает не всегда мирно. Относительная самостоятельность государства от общества дает возможность ему осуществлять противоправные действия, принимать противоправные решения, включая издание неправовых законов.

Не хотелось бы умалять значение других признаков государства, однако в современном мире, где высшей ценностью является человеческая жизнь, взаимосвязь государства с правом, его функционирование с точным соблюдением законодательства принимает первостепенное значение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе настоящего исследования мною были сделаны следующие выводы:

1) несмотря на то, что вопрос о понятии государства возник много веков назад, он не утратил своей актуальности до настоящего времени, и до сих пор в правовой доктрине отсутствует единое общепринятое определение государства. Это объясняется не только многогранностью данного понятия, но и динамичностью развития общества, при которой те или иные аспекты выступают на первый план. В современном мире во главу угла постепенно встает общечеловеческий, гуманистический аспект, что указывает на высокую развитость современного общества. При этом не исключено, что через некоторое время понятие государства будет дополнено иными характеристиками, поскольку, как уже неоднократно указывалось выше, развитие общества и, следовательно, государства, не стоит на месте;

2) если проанализировать понятие государства, в разное время даваемыми разными учеными-правоведами (от Аристотеля и Цицерона вплоть до современных деятелей государственно-правовой науки), то можно проследить историю развития человеческого общества от древности до наши дней. Это указывает на уникальность государства как института организации общества. Едва ли можно вспомнить второе столь значимое понятие, на основании только лишь определений которого прослеживался путь развития человека от глубокой древности до наших дней;

3) каждое конкретное государство уникально, оно имеет много специфических черт, отличающих его от всех других государств. В то же время каждому государству, независимо от времени его существования, присущи некие общие черты – признаки, которые объединяют Древний Рим с современными Соединенными Штатами Америки, Османскую Империю и современную Российскую Федерацию, Древнюю Грецию и современную Доминиканскую Республику и т.д. Таким образом мы наблюдаем связь времен и явлений, что само по себе уникально.

В заключение хотелось бы привести понятие, которое на мой взгляд, в наибольшей мере отражает сущность современного государства.

Итак, государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность, правопорядок и независимость в пределах определенной территории.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020;

Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 №10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»;

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996. – 907 с.;

Цицерон. Диалоги. О Государстве. О законах. М., 1966. – 224 с.;

Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991. – 640 с.;

Коркунов Н.М. Русское государственное право.Т.1. СПб, 1904. – 573 с.;

  1. История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2004. – 944 с.;

Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. М., 1908. – 988 с.;

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. – 804 с.;

Маркс К., Энгельс Ф., Соч. Т.3. – 629 с.;

Маркс К., Энгельс Ф., Соч. Т.22. – 805 с.;

Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.39. – 623 с.;

Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата /под ред. В. К. Бабаева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 578 с.;

Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник / Л. И. Спиридонов. - М.: Изд. группа «Проспект»: Фирма «Гардарика», 1996. – 300 с.;

Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата/В. В. Лазарев, С. В. Липень. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 521 с.;

Правоведение. учеб. пособие / Е.Г. Шаблова, О.В. Жевняк, Т.П. Шишулина; под. общ. ред. д‑ра юрид. наук, проф. Е.Г. Шабловой – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2016. – 192 с.;

Бобоева Н.И. Государственная власть: понятие и сущность // Политика. Правовая политика. Политическая жизнь. Политическая и государственная власть. Модернизация политической системы. – 296 с.;

Попова, А. В. Теория государства и права: учеб. пособие / А.В. Попова. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 365 с.;

  1. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., изд. 2, т. 13. – 771 с.;
  2. Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. Л. А. Седова, А. Д. Ковалева; Науч. ред. пер. М. С. Ковалевой. — М.: Аспект Пресс, 1998. – 270 с.

А.С. Шабуров, Ж.С. Жайкбаев. Теория государства и права: учебное пособие – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2019. – 382 с.;

  1. Елизаров М.В. О признаках, отличающих современное государство // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. 2015 № 7-3.;
  2. Философский словарь. URK: https://filosoff.org/slovar/ (дата обращения: 22.03.21).
  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996. С. 91.

  2. Цицерон. Диалоги. О Государстве. О законах. М., 1966. С. 20.

  3. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 289.

  4. Коркунов Н.М. Русское государственное право.Т.1. СПб, 1904. С.27.

  5. История политических и правовых учений. Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2004. С. 529.

  6. Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. М., 1908. С.100-101.

  7. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С.645.

  8. Маркс К., Энгельс Ф., Соч. Т.3. С.63.

  9. Маркс К., Энгельс Ф., Соч. Т.22. С.200-201.

  10. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.39. С.73.

  11. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата /под ред. В. К. Бабаева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. С.56.

  12. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник / Л. И. Спиридонов. - М.: Изд. группа «Проспект»: Фирма «Гардарика», 1996. С.48.

  13. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата / В. В. Лазарев, С. В. Липень. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. С.69.

  14. Правоведение. учеб. пособие / Е.Г. Шаблова, О.В. Жевняк, Т.П. Шишулина; под. общ. ред. д‑ра юрид. наук, проф. Е.Г. Шабловой – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2016. С.12.

  15. Теория государства и права: Учебник для вузов/под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2003. С.118.

  16. Философский словарь. URL: https://filosoff.org/slovar/.

  17. Правоведение. учеб. пособие / Е.Г. Шаблова, О.В. Жевняк, Т.П. Шишулина; под. общ. ред. д‑ра юрид. наук, проф. Е.Г. Шабловой – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2016. С.14.

  18. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата /под ред. В. К. Бабаева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. С.61.

  19. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

  20. Теория государства и права: Учебник для вузов/под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2003. С.119.

  21. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

  22. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

  23. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 №10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».

  24. А.С. Шабуров, Ж.С. Жайкбаев. Теория государства и права: учебное пособие – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2019. С.62.

  25. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996 С. 83.

  26. Чиркин В.Е. Публичная власть. Москва. Юристъ. 2005 С. 9.

  27. Бобоева Н.И. Государственная власть: понятие и сущность // Политика. Правовая политика. Политическая жизнь. Политическая и государственная власть. Модернизация политической системы. С. 94.

  28. Попова, А. В. Теория государства и права: учеб. пособие / А.В. Попова. — Москва: ИНФРА-М, 2019. С.26.

  29. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., изд. 2, т. 13, С. 6-7.

  30. Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. Л. А. Седова, А. Д. Ковалева; Науч. ред. пер. М. С. М. С. Ковалевой. – М.: Аспект Пресс, 1998. С.56.

  31. Теория государства и права: Учебник для вузов/под ред. проф. В.М. Корель-ского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2003. С.119.

  32. А.С. Шабуров, Ж.С. Жайкбаев. Теория государства и права: учебное пособие – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2019. С.63.

  33. Елизаров М.В. О признаках, отличающих современное государство // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. 2015 № 7-3. С. 109-112.