Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и виды правосознания (Понятие правосознания. Структуры и элементы)

Содержание:

Введение

Актуальность исследования. В сегодняшних условиях, когда одним из направлений государственной политики выступает активизация процессов правового просвещения населения (например, проводится разработка программ развития правовой грамотности и правосознания граждан), остро стоит вопрос о том, каким образом возможно достичь наиболее эффективных результатов, устранение каких явлений общественной жизни будет этому способствовать[1]. Ответ на него звучал в выступлениях Президента РФ, в частности, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 05.11.2008 указывалось, что для формирования качественно новой правовой системы и независимого суда необходимо избавление от правового нигилизма[2]. И здесь же «однако справедливо и то, что этой проблемой - проблемой пренебрежения к праву - мы еще системно и глубоко не занимались».

Изложенное предопределяет актуальность темы настоящего исследования.

Целью настоящего исследования является анализ понятия и видов правосознания.

Для достижения указанной цели автор ставит перед собой следующие задачи:

- рассмотреть понятие, структуру и элементы правосознания;

- охарактеризовать функции и виды правосознания;

- проанализировать необходимость, формы и методы правового воспитания;

- рассмотреть понятие и структуру правовой культуры;

- проанализировать формы деформации правового сознания в виде правового нигилизма и правового идеализма.

Объектом исследования являются совокупность форм общественного сознания.

Предметом исследования является правосознание как одна из форм общественного сознания.

Методологической основой исследования служит диалектический метод познания, логический, анализа, синтеза, дедукции и индукции.

Теоретической основной работы выступают труды ученых, среди которых можно выделить работы Р.М.Акутаева, В.И.Гойман, М.К.Горбатовой, Н.А.Духно, И.В.Кирсанова, В.Н.Корнева, Н.И.Матузова и других исследователей.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы.

Глава 1. Правосознание и правовое воспитание

§ 1. Понятие правосознания. Структуры и элементы

Существуют различные формы общественного сознания такие, как эстетическое, нравственное, политическое, национальное, религиозное. Среди них можно выделить правосознание.

Проблема правосознания в современной России приобрели особую актуальность. Это обусловлено тем, что предшествующее социалистическое правосознание было упразднено, а то, что представлено взамен, оказалось трудно воспринимаемым и в конечном счёте отвергаемым общественным сознанием. Вместо ожидаемой гармонии воцарился хаос и смятение умов, продолжающийся до сих пор[3]. Это прослеживается не только на практике, но и в теории, поэтому среди учёных зачастую возникают споры и противоречия связанные с понятием правового сознания.

В целом учеными немало сделано в исследовании правового сознания, его роли в правоприменительной деятельности и в укреплении законности. Анализ современной научной литературы позволяет сделать вывод, что существует значительное количество трудов, посвященных категории правосознания. Ряд ученых рассматривают правосознание различных социальных групп, есть работы, посвященные правовой психологии и правовой идеологии, деформации правосознания. В последние годы рядом ученых были проведены исследования влияния информационных технологий на правосознание. Немногочисленные научные работы посвящены правосознанию и юридическому образованию, особенностям их взаимодействия, взаимосвязи правовой культуры и юридического образования[4].

Вышеизложенное предопределило возникновение огромного количества определений правового сознания.

Так, с точки зрения Е.В.Нелюбиной, правосознание является одной из форм человеческой жизни и им обладает каждый человек независимо от того, знает он об этом или нет. На формирование и развитие правосознания влияют политические, социально-экономические и культурные факторы. Оно находится в тесной взаимосвязи  с такими категориями как мораль, религия и политическое сознание. Правосознание – это тот стержень, от прочности которого зависит жизненная позиция личности[5].

По мнению В.Н.Корнева, правосознание – это теоретическое и эмоционально-ценностное восприятие и осознание господствующих в обществе идей о существующем или желаемом государстве, праве и правосудии, выраженное в совокупности знаний, чувств, переживаний, определяемых политическими интересами и ценностями[6].

Проанализировав труды различных ученых в области юриспруденции и права, можно систематизировать определение правосознания следующим образом.

Правовое сознание - это совокупность идей, взглядов, убеждений, представлений, настроений, эмоций, чувств отдельных индивидов, их групп и объединений или общества в целом относительно права и его роли. Это общественная оценка права, которая выражает критику действующего права и определяет, что считать правомерным, а что неправомерным.

Правосознание, будучи формой общественного сознания, имеет ряд особенностей:

1.Правосознание воздействует на поведение людей наряду с нормами права, с ними вместе, а иногда даже вопреки им. Это обстоятельство зависит от того, насколько данная норма одобряется правосознанием и на сколько полно регулирует общественные отношения. Правосознание оказывает не малое регулирующее воздействие на общественные отношения, преимущественно в случае пробелов в законе.

2.Правосознание отражает явления, составляющие правовую сторону жизни общества, а также включает в себя процесс создания и реализации правовых норм в общественной жизни. На эти процессы также сильно воздействуют нравственные и политические идеи, но они должны быть рассмотрены сквозь призму правосознания. То есть, они должны получить выражения в правовых нормах и в практике их применения, только после того, как они получат правовую форму в виде правовых представлений и идей.

3.Правосознание неразрывно связано с другими видами и формами осознания реальной действительности, такими как, например, мораль. Человек оценивает право и правовые явления с точки зрения моральных категорий, таких как: справедливость и несправедливость, добро и зло, совесть, честь и многие другие. Отношение к правовым явлениям зачастую определяется политическими взглядами. Но стоит заметить, что однобокий политический подход исключает возможность в полной мере понять сущность и роль права в жизни общества.

4.В правосознании имеет место особый способ отражения явлений общественной жизни. Осознание происходит посредством специальных юридических понятий и категорий, среди них: правомерность и неправомерность, законность, правоотношение, юридическая ответственность.

Структура правосознания состоит из таких основных элементов, как правовая идеология и правовая психология. Так же можно выделить правовую мораль. Это структурирование носит условный характер.

Правовая идеология – это осознанное отношение к праву, к правовым явлениям и к правовой системе в целом, выраженное в теоретической форме в системе взглядов и представлений. Отражение правовых теорий, идей и взглядов содержится в различных научных трудах и работах учёных, исследующих государство и право, их сущность и роль в общественной жизни. Это играет большую роль, поскольку в них содержатся объективные выводы и обобщения, а государство и его органы эффективно используют их в правоприменительной и правотворческой деятельности.

В исследованиях по проблемам правосознания и правовой культуры учёными даются различные классификации типов и видов правовых идеологий. Существует следующее деление по особенностям идейно-теоретического содержания: теоцентристская, либеральная, фашистская, волюнтаристская, коммунистическая[7].

Указанные и другие типы и виды идеологий могут быть, как официальными (господствующими), так и неофициальными. В последнем случае их носителями могут быть отдельные социальные слои, группы, как организованные в легальные партии, так и находящиеся вне рамок закона. Таким образом, признаком правовой идеологии является многообразие и фрагментарность при господстве одной из них, которая в наибольшей степени пригодна для поддержания функционирования соответствующего государственно-правового режима[8].  

Правовая психология – совокупность привычек, чувств, традиций, настроений, которые выражают отношение различных социальных групп, отдельных индивидов и профессиональных коллективов к праву, к законности, к системе правовых учреждений в обществе. В область правовой психологии входят: чувства, мысли, переживания людей, по поводу состояния действующего законодательства и практического осуществления его требований, а также по поводу издания норм права. К правовой психологии относится: эмоции после принятия нового закона, чувство, удовлетворенности или неудовлетворенности при реализации конкретных норм, отношение к нарушениям правовых предписаний. Все эти явления играют большую роль в формировании и реализации права. Психологическая структура может стать как мощным фактором правового развития и прогресса в демократических преобразованиях, так и тормозным сопротивлением преобразованиям и реформам. Формируют её в большей степени национальная психология, обычаи и традиции, сложившиеся за многие столетия, национальные привычки, которые диктуют эмоциональное отношение у этносов к правовым нововведениям и модернизациям. Главным образом, это относится к установившимся формам брачно-семейных и имущественных отношений.

Также отдельным элементом правого сознания, является правовая мораль, под которой понимаются представления людей с точки зрения, непосредственно, их моральных убеждений о действующем праве, его реализации и развитие. Специфика правосознания заключается в том, что оно воспроизводит юридические явления сквозь нравственные представления о добре и справедливости. Правовая мораль способствует тому, что идеологические и психологические элементы правосознания обретают характер установки к тому или иному образу поведения.

§ 2. Функции и виды правосознания

С точки зрения субъектов (носителей) правосознание делится на общественное, групповое и индивидуальное.

Эта классификация имеет условный характер, поскольку нет массового и группового правосознания без и вне индивидуального. Массовое правосознание олицетворяет усредненное состояние правовых взглядов, идей, чувств и т. д. различных социальных групп, групповое — индивидов с однородными интересами. Различна и роль этих разновидностей правосознания. На правообразование, например, решающее влияние оказывает массовое правосознание, а групповое и индивидуальное правосознание учитывается правотворческим органом в согласованном, сбалансированном виде.

Правосознание общества влияет как на правотворчество, так и на юридическую практику. Особенно наглядно оно проявляется при проведении референдумов, в отношении к отдельным видам наказания и оценке некоторых деяний.

Групповое правосознание тоже оказывает весьма заметное влияние на формирование и осуществление права. Речь идет не только о господствующей в данном обществе социальной группе, но и о других группах (студентах, пенсионерах, шахтерах и т. д.), отстаивающих свои корпоративные интересы с помощью забастовок, митингов и т. п. Особым видом группового правового сознания является профессиональное правосознание юристов. Оно формируется прежде всего на основе юридической практики, а также под влиянием правовой идеологии и науки. Взгляды и убеждения юристов-профессионалов играют важную роль в реализации юридических норм. Юрист-практик должен не только хорошо знать действующий закон и уметь применять его, но и быть готовым к самообучению в условиях постоянно меняющейся действительности.

Индивидуальное правосознание предполагает определенные знания права, законодательства, уважение к праву (в том числе субъективным правам других людей) и психологическую индивидуальную готовность к совершению юридически значимых поступков. Под влиянием окружающей действительности у субъекта формируется определенная правовая установка, под которой следует понимать его предрасположенность определенным образом воспринимать и оценивать правовую информацию и готовность действовать в соответствии с этой оценкой.

Кроме того, различают следующие виды правосознания по глубине отражения правовой деятельности: обыденное правосознание - правосознание глазами обывателя, ориентирующегося на свой житейский юридический опыт, теоретическое (научное) правосознание - в отличие от обыденного, формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания и закономерностей в социально-правовой сфере; профессиональное правосознание - это правовое сознание юристов, это правосознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юрисконсульта, адвоката, дознавателя, следователя, судьи, прокурора и т.д[9].

Сущность и социальное назначение правового сознания выражается в его функциях. Согласно устоявшемуся мнению юридической науки, правосознанию присущи три функции (направления воздействия на общественные отношения) - познавательная, оценочная, регулятивная.

Познавательная функций связана с осмыслением правовой действительности, накоплением определенных знаний. Субъектами познавательной функции выступают как законодатели, так и граждане, они познают через восприятие и осмысление относящиеся к правовой реальности события, действия, состояния, признаки и другие сведения и факты, которые им предстоит либо оценить, либо использовать. Для правосознания эта функция важна прежде всего в познании свойств объектов и их положительных факторов, складывающихся по поводу их общественных отношений[10].

Оценочная функция правосознания выражается в сравнительном отношении к правовым явлениям и процессам (к праву и законодательству, к правовому поведению, к объектам и субъектам юридически значимой деятельности), да и к самому правосознанию, на основе повседневного и научного опыта, использования нравственных и иных критериев, сопоставления социальных ценностей. Весь спектр объективной и субъективной реальности оценивается через призму справедливого и правового в общественной жизни. Именно оценочная функция является основой творческой, преобразующей роли правосознания, условием целеполагающей деятельности. Таким образом, оценочная функция правосознания проявляется как деятельность субъектов правопорядка по идентификации, отождествлению сложившихся ситуаций, событий, применяемых мер с точки зрения своих представлений о праве, законности действий других субъектов правоприменения[11].

Регулятивная функция правосознания определяет ориентиры поведения людей, выработку стереотипов поведения в определенных ситуациях. Данная функция реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок, которые выступают специфическими регуляторами поведения и имеют особые механизмы формирования. Регулятивная функция правового сознания формирует законопослушных субъектов правопорядка, не позволяющих себе небрежное, ущербное обращение с охраняемыми объектами, препятствует им сознательно причинять вред.

В юридической литературе иногда выделяют также прогностическую и информационную функции.

Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования, предшествует изданию юридических норм и сопровождает на всем протяжении их действия.

§ 3. Правовое воспитание: необходимость, формы и методы

В современном российском обществе правовое воспитание приобретает все более важное общегосударственное значение, поскольку от правовой воспитанности граждан в прямой зависимости находится успех всестороннего реформирования общества, что становится особенно важным для претворения в жизнь идеи правового государства[12].

Под правовым воспитанием следует понимать процесс воздействия на сознание личности, социальных групп и общества в целом в целях превращения правовых идей и требований в личные убеждения граждан, в норму их поведения, формирование их правовой культуры и социально-политической активности. Несмотря на свою относительную самостоятельность (определенность целей, специфика методов их достижения, используемых средств и организационных форм), правовое воспитание является органической частью единого процесса воспитания личности. Воспитанность человека - это результат огромного множества самых разнообразных влияний, оказываемых на человека, далеко не всегда способного им противостоять, и, следовательно, - это очень сложная работа, требующая огромных усилий, немалых средств и главное - осознания всей важности задачи – «воспитать в человеке человека».

Правовое воспитание как проблема многогранная затрагивает наравне с правовыми политические, социологические, психологические, нравственные и педагогические аспекты жизни общества. Кроме того, правовое воспитание имеет неразрывную связь с другими видами социального воспитания, среди которых - патриотическое, семейное, нравственное, культурное, школьное и т.д.

История свидетельствует о том, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве, правовой культуре, правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: литература, искусство, школа, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Новый этап развития отечественной государственности, изменение форм собственности и методов экономического регулирования диктуют необходимость переоценки и многих традиционных форм правового воспитания.

Правовое воспитание является составным элементом идеологической функции любого государства. По мере развития и совершенствования государственности изыскиваются более действенные способы и формы осуществления этой функции, все более обосабливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный вид деятельности государства, его органов и их служащих.

Меняются содержание и тактика, объекты, формы и способы воздействия на сознание масс и отдельных граждан, но в значительной степени стабильной (и прежде всего в странах со стабильной политической системой) является его сущность в виде представлений о праве и правосознании, их смысле, ценности и функциях.

Успешное решение практических задач в этой области во многом определяется уровнем методологического и теоретического осмысления ряда проблем, среди которых одной из важнейших является проблема воспитания правовой культуры и дисциплины у сотрудников государственного аппарата.

Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организационных форм. Оно представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Цели могут конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, используемых форм и средств этой деятельности, а также институтов, осуществляющих правовое воспитание. Соответственно, правовое воспитание и обучение состоят в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умения использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности[13].

Правовое воспитание – это, прежде всего, целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и служащих, общественных объединений по формированию и повышению правового сознания, правовой культуры и дисциплинированного отношения к своей службе.

Теория и методика правового воспитания должны вобрать и освоить все важнейшие достижения педагогики, психологии личности и социальной психологии, криминологии, этики, эстетики, а также методы и формы различных видов и направлений воспитания: патриотического, трудового, семейного и т.д. Процесс правового воспитания должен включать в себя следующие аспекты:

- правовое просвещение, которое само по себе является важным превентивным фактором, способным предотвратить антиправовое поведение личности. Практика и исследования показывают, что предвидение правовых последствий за совершаемые действия уже само по себе является сдерживающей мерой. Однако, к сожалению, именно такого предвидения часто и не хватает человеку. А это является результатом отсутствия правовых знаний, так как предвидение опирается на адекватное правовое знание;

- воспитание адекватного отношения к нормам права и выработку устойчивых навыков (поведенческих стереотипов) правового поведения личности. Сформированная система отношений играет роль оценочного и регулятивного факторов: оценивание своего поведения с позиций права и регуляция своего поведения;

- воспитание осознания у гражданина ценности для общества его личного вклада в правоприменение. Именно так целесообразно использовать в правовом воспитании важнейший педагогический метод: воспитание в процессе деятельности.

Таким образом, всестороннее, поступательное и устойчивое развитие Российского государства, которое бы в полной мере соответствовало подверженным стремительным изменениям экономического, социального, общественно-политического, культурного и иного содержания потребностям, в условиях, когда в настоящее время круг общественных отношений, подпадающих под правовое регулирование, заметно расширяется, сопровождаясь, с одной стороны, государственно-правовыми трансформациями, диктуемыми объективной необходимостью перехода на качественно иной этап правового развития, а с другой - резким падением престижа права, искажением правовых идеалов и ценностей, усугублением недоверия общества к государственной власти и как следствие - ростом преступности и других правонарушений, может быть достигнуто только при наличии и успешном функционировании целостного механизма правового воспитания[14].

Глава 2. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ФОРМЫ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ

§ 1. Правовая культура: понятие и структура

В Послании Федеральному Собранию Президента В.В. Путина и в его выступлении на VIII съезде судей Российской Федерации был очерчен широкий круг мер для благополучного развития страны, в том числе акцентировано внимание на некоторые аспекты современного состояния развития культуры, имеющее самое непосредственное отношение и к правовой культуре. В Послании с болью сказано о том, что «сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп - милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи, - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились»[15].

В юридической науке выделяют несколько концепций правовой культуры: а) антропологическая (все то, что создано человеком в правовой сфере); б) социологическая (система принятых в данном обществе правовых норм, целей, ценностей, идеалов); в) философская (способ бытия человека в правовой реальности).

Под правовой культурой в самом общем виде понимается некое представление (реже - убеждение) и отношение лица к праву, его институтам и нормам, к роли и значению права, к опыту реализации его норм, как в личной, так и в общественной жизни[16].

В целом, с нашей точки зрения, можно согласиться с М.Ю.Осиповым, считающим, что правовая культура - это элемент правовой системы, представляющий собой социальный феномен, отражающий, порождающий и моделирующий правовую жизнь во всем ее многообразии[17].

Способы внешнего выражения и существования правовой культуры и ее культурных элементов проявляются в разных формах. Можно выделить три формы правовой культуры: а) материальная (письменные памятники права, действующие нормативные акты, международные договоры, акты правоприменения, договоры, иные писаные документы); б) организационная (действия и деятельность субъектов права, имеющие юридическое значение); в) духовная (идеологемы (идея классового права, идея естественного права, утилитаристская концепция права, идея божественного происхождения государства и т.д.), мифы, учения, концепции, доктрины и т.д.).

Структура правовой культуры во многом зависит от того, какой концепции мы придерживаемся. Исходя из антропологической концепции, элементами правовой культуры можно считать любые объекты, созданные человеком в правовой сфере: законодательство, обычаи, правовые доктрины, юридические учреждения и т.д. Если взять за основу социологическую концепцию, элементами правовой культуры будут правовые нормы, ценности и цели. Если придерживаться философской концепции, то элементами правовой культуры будут способы бытия человека в правовой реальности: в качестве субъекта правотворчества, реализации, применения и толкования права.

Структура правовой культуры - это ее внутреннее строение, т.е. расположение элементов правовой культуры и связей между ними. Элемент правовой культуры - это любое правовое явление, участвующее в осуществлении функций правовой культуры и характеризующее ее особенности. В свою очередь, все элементы правовой культуры делятся на материальные (юридические документы), организационные (юридически значимые действия субъектов права) и духовные (идеологемы, мифы, доктрины, концепции, учения, идеологии и т.д.).

Такое понимание правовой культуры позволяет отличить ее от правосознания, которое включает в себя правовую идеологию и правовую психологию.

Правовая культура активно взаимодействует с другими правовыми явлениями и оказывает влияние на социальную и правовую жизнь общества посредством функций. Основные направления воздействия правовой культуры на социальную действительность и есть функции правовой культуры. К числу основных функций можно отнести: а) отражательную (правовая культура отражает существующую правовую реальность и наоборот); б) моделирования (правовая культура во многом определяет поведение субъектов права, предлагая, а подчас навязывая им исторически выработанные модели поведения); в) селективную (любое явление правовой действительности проходит через своеобразное сито правовой культуры, т.е. посредством правовой культуры осуществляется отбор тех или иных правовых норм, институтов и т.д.); г) генетическую (правовая культура порождает правовую реальность); д) регулятивную (правовая культура и ее элементы подчиняют поведение и деятельность субъектов права не только определенным правовым нормам, но и правовым ценностям, стереотипам и идеалам); е) правовой идентификации (правовая культура во многом определяет тот или иной тип правовой системы и всякий раз его подтверждает, не давая правовой системе преобразоваться из одного типа в другой); ж) правовой социализации (правовая культура способствует выработке тех или иных социально-правовых свойств личности).

В теории права можно выделить различные виды правовой культуры в зависимости: а) от принадлежности (правовая культура общества; правовая культура личности; правовая культура группы лиц); б) уровня развития (традиционная правовая культура; правовая культура модерна; правовая культура постмодерна); в) особенностей взаимодействия правовой культуры с другими правовыми культурами (открытая правовая культура; закрытая правовая культура; смешанная правовая культура).

При этом правовая культура общества, группы лиц или личности - это элементы правовой системы, представляющие собой социальный феномен, отражающий, порождающий и моделирующий соответственно правовую жизнь общества, группы лиц или личности во всем ее многообразии.

На правовую культуру оказывает влияние множество факторов, обусловливающих динамику правовой культуры. Под ними следует понимать все те обстоятельства, которые вызывают в правовой культуре определенные изменения. К числу факторов, влияющих на правовую культуру, можно отнести: а) экономические; б) политические (внутренние и внешние); в) социальные; г) этнические; д) технические и иные.

§ 2. Правовой нигилизм: понятие, история, формы выражения

Явление правового нигилизма исследовалось в различные исторические периоды времени. Так, одним из первых, кто наиболее полно отразил содержательные характеристики нигилизма, был Ф. Ницше, которого по праву можно назвать родоначальником философской теории нигилизма. «Что означает нигилизм? То, что высшие ценности теряют свою ценность... нет цели, нет ответа на вопрос «зачем?»[18].

В современном понимании нигилизм - это полное отрицание всего, полный скептицизм[19], безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать[20].

Обратившись к философскому словарю за разъяснением термина «нигилизм» (от лат. – «ничто»), можно заметить, что этот термин был введен в употребление И.С. Тургеневым для характеристики Базарова - героя романа «Отцы и дети». В Базарове были воплощены типичные черты нового человека той эпохи - разночинца: энергия, прямота, отрицание всего устаревшего, критическое отношение к общепринятому, презрение к дворянской праздности. После выхода романа в свет реакционеры и буржуазные либералы стали называть нигилистами революционеров-демократов. В действительности же русские революционные демократы, отвергая крепостнический и буржуазный строй, идеологию эксплуататорских классов, были пламенными защитниками интересов угнетенного крестьянства, революционными борцами за новую, свободную жизнь трудящегося народа. Они имели положительный революционный идеал, который последовательно проводили в своей мужественной борьбе против царизма. Реакционеры превращали их в «нигилистов», в людей без «догматов»", в аморальных отщепенцев. Это была реакционная клевета на честное и героическое молодое поколение 50 - 60-х годов XIX в.[21] Имплементировав данное понятие нигилизма в правовую теорию, перед нами раскрываются широкие горизонты в изложении истинного содержания такого явления, как правовой нигилизм.

Так, к примеру, В.И.Гойман называет правовой нигилизм сформировавшимся в общественном или индивидуальном сознании устойчиво пренебрежительным или иным негативным отношением к праву, наличием установки на достижение социально значимых результатов неправовыми средствами, или предельно минимальным их использованием в практической деятельности[22].

Определение правового нигилизма как скептического, негативного отношения к праву, вплоть до полного неверия в его потенциальные возможности решить социальные проблемы так, как того требует социальная справедливость, дает В.А.Туманов[23].

При этом, с точки зрения Н.И.Матузова, сущностью правового нигилизма является негативно-отрицательное, неуважительное отношение к праву, законам и правопорядку в целом[24].

Таким образом, характерными чертами современного правового нигилизма, по мнению В.Г.Сафонова, являются:

- подчеркнуто демонстративный, вызывающий и неуправляемый характер;

- глобальность, массовость, широкое распространение даже в государсвтенных структурах и эшелонах власти;

- многообразие форм проявления;

- особая степень разрушительности, оппозиционной или популистической направленности, регионально-национальная окраска;

- слияние с политическим, нравственным, духовным и экономическим нигилизмом в целях образования единого деструктивного процесса;

- направленность на формирование негативизма[25].

Рассматривая понятие правового нигилизма, нельзя не отметить интересную позицию И.В.Правкина, высказанную им в этой связи.

Правовой нигилизм, по мнению И.В.Правкина, есть не что иное, как характеристика государства, государственного аппарата, по сути, очень удобная форма, при которой власть порицает общество в его деструктивном ненавистном отношении к праву[26]. Мифологизация теории правового нигилизма способствует развитию сложившегося антагонизма между обществом и государством, теряется тот генеральный путь, следуя по которому возможно снять острую напряженность и преодолеть отчужденность населения и попирание общественных интересов.

Когда речь ведется об отрицании в рамках одного из подходов определения понятия правового нигилизма, отрицается в данном случае не право, не ценности, а отрицается произвол политической элиты, облеченный в правовую форму, т.е. то неправовое, что вовлечено в сферу права. В данном случае уместно говорить об отрицании самой правящей элиты, которая прячется в тени закона, постоянно динамично изменяющегося законодательства, правовой политики, проводимой государством, сложившегося порядка, точнее, искусственно создаваемого публичного порядка, который оформляется как правовой, вследствие чего происходит его столкновение со спонтанным стихийным порядком, что приводит к необратимости процесса утраты доверия общества к праву и, как следствие, к криминализации общества.

Как считает И.В.Правкин, правовой нигилизм есть результат несовершенства государственной власти, а не права, это некое орудие, находящееся в руках власти и используемое ею в своих политических интересах. Непринятие обществом чуждых и несвойственных ему ориентиров, выстраиваемых государством, интерпретируется им как непринятие правовых традиций и правового порядка[27].

Теория правового нигилизма, с его точки зрения, это не что иное, как политическая хитрость и оригинальный путь к достижению личных целей политической элиты, в распоряжении которой находится внушительный властный потенциал и которая обладает широкой сферой влияния по внедрению этого мифа в массовое сознание людей, заставляя их осуществлять действия против их интересов; поэтому существование этого мифа представляет наибольшую опасность для такой сложно организованной, противоречивой системы, стоящей в оппозиции по отношению к власти, как общество[28].

Подводя итог высказанной точки зрения на правовой нигилизм, И.В.Правкин говорит о том, что в современный период времени планомерно происходит деградация правового вектора, в результате чего ликвидируются импульсы, способные привести к правовому развитию, к конструктивному развитию сфер жизни общества, а также возможности возрождения идеи служения обществу - истинного предназначения государства.

С нашей точки зрения, следует согласиться с Р.Н.Донченко, который считает правовой нигилизм разновидностью социального нигилизма как родового понятия, сущность которого заключается в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин - в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения[29].

Проявление правового нигилизма указывает на уровень профессионализма органов государственной власти и местного самоуправления, их месте и роли в жизни общества, поскольку он является показателем реального качества нормотворческой, интерпретационной и правоприменительной деятельности[30].

В структуре правового нигилизма можно выделить следующие составляющие: внутреннее понимание (личностно мотивированное) либо признание (интуитивно или опытно подтвержденное) несостоятельности права как объективной ценности; личное отношение к праву или правооценивающая позиция (активная либо пассивная); мотивированное поведение (правомерное или неправомерное) субъекта, направленное на достижение своей цели наиболее выгодным путем[31].

Итак, правовой нигилизм - понятие более узкое, чем сам нигилизм, и означает сформировавшееся в сознании отдельного человека негативное или пренебрежительное отношение к праву, вплоть до полного неверия, и характеризуется полным отсутствием солидарности с нормами права, и соблюдение данных норм возможно исключительно по принуждению либо под угрозой наказания[32].

В целом, правовой нигилизм возникает как следствие несовершенства права, его инструментария, дисгармонии социальных преференций, государственной реализации права, существующего правопорядка в обществе.

Но есть и положительный момент - нигилизм вскрывает слабости права и тем самым стимулирует его развитие, приближает закон к общественным потребностям. С одной стороны, чем выше уровень нигилизма, тем несовершеннее законодательство, тем дальше оно от общественной потребности существующего состояния социально-экономического развития. С другой стороны, чем динамичнее право, тем шире его охват правовым нигилизмом. Таким образом, раскрывается взаимосвязь права и правового нигилизма.

§ 3. Правовой идеализм и его причины

Правовой идеализм как форма деформации правового сознания является противоположностью правового нигилизма. Под правовым идеализмом понимается переоценка права и его возможностей в жизни общества.

При этом, правовой идеализм проявляется в следующих основных формах:

- в форме нереалистичного отношения к праву со стороны ученых-правоведов, восприятия права как абстракции, оторванной от жизни;

- в форме слепой веры граждан в «хорошие законы», способные быстро изменить жизнь в лучшую сторону;

-  в форме буквального восприятия права как средства регулирования общественных отношений, при одновременном игнорировании того факта, что не только право в реальной действительности регулирует общественные отношения;

-    в форме идеалистического отношения к праву со стороны законодателей, что может проявляться, например, в том, что законодатели при разработке и принятии нормативно-правовых актов не учитывают обстоятельства реальной действительности ввиду слабого знания жизни и непонимания тесной связи между принимаемыми законами и интересами народа и, как следствие, не предусматривают механизмы реализации правовых норм, в том числе по причине веры в то, что принятие закона автоматически решит все жизненные проблемы;

-  в форме неадекватного понимания должностными лицами и государственными органами возможностей закона и их сильного преувеличения и их сильное преувеличение);

- в форме  увлечения формальной стороной права, что особо пагубно сказывает на результатах рассмотрения судебных дел.

Основные причины распространения правового идеализма в российском обществе, с нашей точки зрения, кроются:

1) в особенностях исторического развития, самодержавно-деспотическом
характере государственной власти, отсутствии развитых демократических традиций;

2) в историческом всемогуществе государства, проявляющемся на протяжении всей истории развития российской государственности, наиболее ярко нашедшем свое выражение на различных исторических этапах развития, например, в виде издания царских указов, запрещающих ношение бороды, отмены крепостного права, провозглашения победы пролетарской революции и установления социалистического строя, переселения народов, поворота северных рек, перестройки и отмены социализма сверху;

3) в культивируемом десятилетиями и столетиями «правовом голоде»;

4) в идеализации жизни западных правовых государств и, как следствие, механическом перенесении их традиций в Россию;

5) в  неразвитом и деформированном правосознании;

6) в  юридическом невежестве и безграмотности;

7) в дефиците политико-правовой культуры российского общества.

Заключение

Анализ проведенного в настоящей работе исследования позволяет сформулировать следующие основные выводы.

Правовое сознание - это совокупность идей, взглядов, убеждений, представлений, настроений, эмоций, чувств отдельных индивидов, их групп и объединений или общества в целом относительно права и его роли. Это общественная оценка права, которая выражает критику действующего права и определяет, что считать правомерным, а что неправомерным.

Правосознание, будучи формой общественного сознания, имеет ряд особенностей:

1.Воздействует на поведение людей наряду с нормами права, с ними вместе, а иногда даже вопреки им;

2. Отражает явления, составляющие правовую сторону жизни общества, а также включает в себя процесс создания и реализации правовых норм в общественной жизни;

3. Неразрывно связано с другими видами и формами осознания реальной действительности, такими как, например, мораль;

4. Особый способ отражения явлений общественной жизни, при котором осознание происходит посредством специальных юридических понятий и категорий, среди них: правомерность и неправомерность, законность, правоотношение, юридическая ответственность.

Структура правосознания состоит из таких основных элементов, как правовая идеология и правовая психология.

Также отдельным элементом правого сознания, является правовая мораль, под которой понимаются представления людей с точки зрения, непосредственно, их моральных убеждений о действующем праве, его реализации и развитие.

С точки зрения субъектов (носителей) правосознание делится на общественное, групповое и индивидуальное.

Кроме того, различают следующие виды правосознания по глубине отражения правовой деятельности: обыденное правосознание, теоретическое (научное) правосознание, профессиональное правосознание.

Сущность и социальное назначение правового сознания выражается в его функциях. Согласно устоявшемуся мнению юридической науки, правосознанию присущи три функции (направления воздействия на общественные отношения) - познавательная, оценочная, регулятивная.

В современном российском обществе правовое воспитание приобретает все более важное общегосударственное значение, поскольку от правовой воспитанности граждан в прямой зависимости находится успех всестороннего реформирования общества, что становится особенно важным для претворения в жизнь идеи правового государства.

Под правовым воспитанием следует понимать процесс воздействия на сознание личности, социальных групп и общества в целом в целях превращения правовых идей и требований в личные убеждения граждан, в норму их поведения, формирование их правовой культуры и социально-политической активности.

Правовое воспитание – это, прежде всего, целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и служащих, общественных объединений по формированию и повышению правового сознания, правовой культуры и дисциплинированного отношения к своей службе.

Теория и методика правового воспитания должны вобрать и освоить все важнейшие достижения педагогики, психологии личности и социальной психологии, криминологии, этики, эстетики, а также методы и формы различных видов и направлений воспитания: патриотического, трудового, семейного и т.д. Процесс правового воспитания должен включать в себя следующие аспекты: правовое просвещение, воспитание адекватного отношения к нормам права и выработку устойчивых навыков (поведенческих стереотипов) правового поведения личности воспитание осознания у гражданина ценности для общества его личного вклада в правоприменение.

Правовая культура - это элемент правовой системы, представляющий собой социальный феномен, отражающий, порождающий и моделирующий правовую жизнь во всем ее многообразии. Структура правовой культуры - это ее внутреннее строение, т.е. расположение элементов правовой культуры и связей между ними. Все элементы правовой культуры делятся на материальные (юридические документы), организационные (юридически значимые действия субъектов права) и духовные (идеологемы, мифы, доктрины, концепции, учения, идеологии и т.д.). Такое понимание правовой культуры позволяет отличить ее от правосознания, которое включает в себя правовую идеологию и правовую психологию.

Формами деформации правового сознания в современном российском обществе являются:

- правовой нигилизм - разновидность социального нигилизма как родового понятия, сущность которого заключается в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин - в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения;

- правовой идеализм - переоценка права и его возможностей в жизни общества.

Указанные формы деформации правового сознания возникают как следствие несовершенства права, его инструментария, дисгармонии социальных преференций, государственной реализации права, существующего правопорядка в обществе.

Преодоление правового нигилизма, как впрочем и правового идеализма - процесс длительный и сложный, предполагающий изменение объективных факторов жизни общества и направленный на создание обновленной социально-правовой среды.

В системе мер преодоления правового нигилизма можно предложить следующие меры:

- юридическая политика государства, которая должна быть подчинена задаче утверждения в общественной жизни качественного правового закона, который бы отражал ценности личности, интересы различных социальных групп, отвечал международно-правовым стандартам, национальным традициям;

- создание качественной системы правового обслуживания, в т.ч. правового информирования населения;

- всеобщее юридическое образование, заключающееся в равномерном распределении периодов обучения в течение жизненного цикла человека и предоставлении ему возможности приобретать необходимые юридические знания в тот момент, когда у него возникает в них необходимость;

- улучшение механизма правового регулирования и правовой защиты.

Важное значение на пути преодоления правового нигилизма и правового идеализма можно считать его профилактику в России. В качестве специальных средств сведения его к минимуму следует назвать: обеспечение должного качества принимаемых законов, упрочение законности и правопорядка, повышение роли суда и проведения судебной реформы в целом, приведение в соответствие с потребностями времени правового воспитания населения, профессионального обучения государственных служащих. Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня правовой культуры всех субъектов правоохранительной системы.

В заключение следует отметить, что правовой идеализм и правовой нигилизм родственные, взаимосвязанные явления. Рано или поздно правовой идеализм превращается в правовой нигилизм, а правовой нигилизм подпитывает правовой идеализм. Оба эти явления имеют сходные корни. Следовательно, бороться необходимо синхронно и с правовым идеализмом, и с правовым нигилизмом.

Список использованных источников и литературы

  1. Акутаев Р.М. Правовая культура сквозь призму современной правовой реальности / Р.М.Акутаев // Российская юстиция.- 2013.- № 2.- С. 63 - 66.
  2. Бачинин В.А. Энциклопедия философии и социологии права. СПб.: Пресс, 2006.- 1081с.
  3. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://be.sci-lib.com/article071655.html
  4. Варламова Н.В. Правовой нигилизм: прошлое, настоящее и будущее России? / Н.В.Варламова // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение.- 2000.- № 1.- С. 90.
  5. Гойман В.И. Правовой нигилизм: пути преодоления / В.И.Гойман// Советская юстиция.- 1990.- № 9.- С. 4 - 5.
  6. Горбатова М.К. Основные теоретические подходы к определению понятия и содержания профессионального правосознания / М.К.Горбатова, А.В.Домнина // Российская юстиция.- 2014.- № 1.- С. 63 - 67.
  7. Донченко Р.Н. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление / Р.Н.Донченко // Юрист.- 2005.- № 6.- С. 14.
  8. Духно Н.А. Основные аспекты формирования правопорядка / Н.А.Духно // Российский следователь.- 2012.- № 21.- С. 34 - 36.
  9. Зорькин В. В хаосе нет морали // Российская газета.- 2012.- 11 дек
  10. Кирсанов И.В. Природа правового воспитания / И.В.Кирсанов // История государства и права.- 2007.- № 9.- С.12-13.
  11. Кистяковский Б.А. В защиту права (интеллигенция и правосознание) / Б.А.Кистяковский // Вехи. Из глубины.- М., 1991.- С. 122 - 124.
  12. Ковалев С.А. Деформация правосознания как фактор противоправного поведения личности / С.А.Ковалев // История государства и права.- 2009.- № 13.- С. 35 - 37.
  13. Корнев В.Н. Проблемы теории правосознания в современной отечественной юриспруденции / В.Н.Корнев // История государства и права.- 2009.- № 20.- С.38-39.
  14. Короткова О.И. Правосознание, его правореализация и роль в правотворческом процессе / О.И.Короткова // Государственная власть и местное самоуправление.- 2013.- № 1.- С. 5 - 9.
  15. Матевосова Е.К. Значение правового воспитания в условиях построения правового государства / Е.К.Матевосова // Юридическое образование и наука.- 2012.- № 2.- С. 30 - 33.
  16. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм / Н.И.Матузова // Правоведение.- 1994.- № 2.- С. 3.
  17. Мельников В.Ю. Правосознание и правовое воспитание личности в демократическом, правовом государстве / В.Ю.Мельников // Культура: управление, экономика, право.- 2012.- № 3.- С. 11 - 17.
  18. Месилов М.А. Развитие правовой мысли о сущности правового нигилизма / М.А.Месилов // История государства и права.- 2007.- № 3.- С.34-35.
  19. Нелюбина Е.В. Правосознание, правовая культура и социальные права человека: взаимосвязь и взаимообусловленность / Е.В.Нелюбина // Право и политика.- 2009.- № 7.- С. 1504.
  20. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.nietzsche.ru/books/book12_1.shtml
  21. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 2-е изд., испр. и доп. М.: Азъ, 1995.- 907с.
  22. Осипов М.Ю. Правовая культура и механизм ее формирования / М.Ю.Осипов // Журнал российского права.- 2012.- № 1.- С. 75 - 81.
  23. Поляков А.В. Общая теория права: проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода. Курс лекций. СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2004.- 864с.
  24. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 05.11.2008 // Российская газета.- 2008.- 6 ноября.
  25. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012 // Российская газета.- 2012.- № 287.
  26. Правкин И.В. Миф о правовом нигилизме / И.В.Правкин // История государства и права.- 2012.- № 11.- С. 26 - 28.
  27. Приговоры неприкасаемым. Число уголовных дел против персон с иммунитетом за год выросло в три раза // Российская газета.- 2009.- 6 февраля
  28. Сафонов В.Г. Понятие правового нигилизма / В.Г.Сафонов // Государство и право.- 2004.- № 12.- С. 65 - 66.
  29. Сауляк О.П. Правовой нигилизм как инвариант отечественного правосознания / О.П.Сауляк // Российская юстиция.- 2009.- № 9.- С. 2 - 3.
  30. Толковый словарь Даля [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://dic.academic.ru/misc/enc2p.nsf/ByID/NT0004516A.
  31. Туманов В.А. О правовом нигилизме / В.А.Туманов // Советское государство и право.- 1989.- № 10.- С. 20.
  32. Франк С.Л. Этика нигилизма / С.Л.Франк // Вехи. Из глубины.- М., 1991.- С. 170.
  33. Чайка Я.В. Соотношение понятий «правомерное поведение» и «правовой нигилизм» / Я.В.Чайка // Российская юстиция.- 2011.- № 3.- С. 65 - 68.
  34. Чуйков Д. Понятие правосознания / Д.Чуйков // История государства и права.- 2007.- № 21.- С.39-40.
  1. Чайка Я.В. Соотношение понятий «правомерное поведение» и «правовой нигилизм» / Я.В.Чайка // Российская юстиция.- 2011.- № 3.- С. 65 - 68.

  2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 05.11.2008 // Российская газета.- 2008.- 6 ноября.

  3. Корнев В.Н. Проблемы теории правосознания в современной отечественной юриспруденции / В.Н.Корнев // История государства и права.- 2009.- № 20.- С.38-39.

  4. Горбатова М.К. Основные теоретические подходы к определению понятия и содержания профессионального правосознания / М.К.Горбатова, А.В.Домнина // Российская юстиция.- 2014.- № 1.- С. 63 - 67.

  5. Нелюбина Е.В. Правосознание, правовая культура и социальные права человека: взаимосвязь и взаимообусловленность / Е.В.Нелюбина // Право и политика.- 2009.- № 7.- С. 1504.

  6. Корнев В.Н. Проблемы теории правосознания в современной отечественной юриспруденции / В.Н.Корнев // История государства и права.- 2009.- № 20.- С.38-39.

  7. Поляков А.В. Общая теория права: проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода. Курс лекций. СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2004. С.314.

  8. Корнев В.Н. Проблемы теории правосознания в современной отечественной юриспруденции / В.Н.Корнев // История государства и права.- 2009.- № 20.- С.38-39.

  9. Короткова О.И. Правосознание, его правореализация и роль в правотворческом процессе / О.И.Короткова // Государственная власть и местное самоуправление.- 2013.- № 1.- С. 5 - 9.

  10. Духно Н.А. Основные аспекты формирования правопорядка / Н.А.Духно // Российский следователь.- 2012.- № 21.- С. 34 - 36.

  11. Духно Н.А. Основные аспекты формирования правопорядка / Н.А.Духно // Российский следователь.- 2012.- № 21.- С. 34 - 36.

  12. Матевосова Е.К. Значение правового воспитания в условиях построения правового государства / Е.К.Матевосова // Юридическое образование и наука.- 2012.- № 2.- С. 30 - 33.

  13. Кирсанов И.В. Природа правового воспитания / И.В.Кирсанов // История государства и права.- 2007.- № 9.- С.12-13.

  14. Матевосова Е.К. Значение правового воспитания в условиях построения правового государства / Е.К.Матевосова // Юридическое образование и наука.- 2012.- № 2.- С. 30 - 33.

  15. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012 // Российская газета.- 2012.- № 287.

  16. Акутаев Р.М. Правовая культура сквозь призму современной правовой реальности / Р.М.Акутаев // Российская юстиция.- 2013.- № 2.- С. 63 - 66.

  17. Осипов М.Ю. Правовая культура и механизм ее формирования / М.Ю.Осипов // Журнал российского права.- 2012.- № 1.- С. 75 - 81

  18. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.nietzsche.ru/books/book12_1.shtml

  19. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 2-е изд., испр. и доп. М.: Азъ, 1995. С.408.

  20. Толковый словарь Даля [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://dic.academic.ru/misc/enc2p.nsf/ByID/NT0004516A.

  21. Правкин И.В. Миф о правовом нигилизме / И.В.Правкин // История государства и права.- 2012.- № 11.- С. 26 - 28.

  22. Гойман В.И. Правовой нигилизм: пути преодоления / В.И.Гойман// Советская юстиция.- 1990.- № 9.- С. 4 - 5.

  23. Туманов В.А. О правовом нигилизме / В.А.Туманов // Советское государство и право.- 1989.- № 10.- С. 20.

  24. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм / Н.И.Матузова // Правоведение.- 1994.- № 2.- С. 3.

  25. Сафонов В.Г. Понятие правового нигилизма / В.Г.Сафонов // Государство и право.- 2004.- № 12.- С. 65 - 66.

  26. Правкин И.В. Миф о правовом нигилизме / И.В.Правкин // История государства и права.- 2012.- № 11.- С. 26 - 28.

  27. Правкин И.В. Миф о правовом нигилизме / И.В.Правкин // История государства и права.- 2012.- № 11.- С. 26 - 28.

  28. Там же.

  29. Донченко Р.Н. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление / Р.Н.Донченко // Юрист.- 2005.- № 6.- С. 14.

  30. Сафонов В.Г. Понятие правового нигилизма / В.Г.Сафонов // Государство и право.- 2004.- № 12.- С. 65 - 66.

  31. Там же.

  32. Месилов М.А. Развитие правовой мысли о сущности правового нигилизма / М.А.Месилов // История государства и права.- 2007.- № 3.- С.34-35.