Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Шрифты в научно-популярных изданиях. Гигиеничность, удобочитаемость и компактность шрифта ( Теоретический аспект феномена «научно-популярное издание» )

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Научно-популярные издания – это информация о науке, достижениях ученых, не только для разбирающихся специалистов, но и для широкой публики. Обычно в таких изданиях информируют обычным и понятным языком, с большим объемом картинок (в литературе), иногда с шутками, с минимальным количеством таблиц или формул.

Внутреннему строю такого издания свойственны общие черты современного оформления: простота, лаконизм, декоративность. Это выражается в четкой конструкции всех элементов оформления, в пропорциях массы набора и полей, в более контрастных соотношениях черного и белого, в композиции титулов, шмуцтитулов, спусковых полос, в более свободных принципах верстки.

Шрифт является одним из важнейших художественных и изобразительных элементов компонентов текста печатного издания. В нем заключена не только логическая, но и эстетическая информация. Любой человек способен испытать целую гамму визуальных ощущений, имеющих для него личный смысл. В связи с этим, шрифт не только усиливает образное восприятие, но и сам становится подобным.

Целевое назначение издания, а так же адресная аудитория лежат в основе выбора той или иной графики и гарнитуры шрифта. Для научно-популярной литературы свойственны и уместны определенные шрифты, для художественной ­ другие. Печатный способ так же определяется выбором шрифта. Во время выбора вида шрифта, необходимо исходить из содержания текста, требований и потенциала оборудования для печати, а так же условий для чтения. Угловатая и рубленая графика неконтрастного вида выигрышна за счет устойчивости к повреждениям, связанным с печатным оборудованием, но оборотная сторона таких шрифтов ­ наименьшее воздействие на читателя и адресанта. Точеные и стройные контрастные шрифты с изящными засечками и деталями, также «рукописная» графика легче всего поддается искажению и видоизменению при печати, к тому же читателю необходимо будет сильно напрягать зрение при восприятии текста. Эти факты стали толчком для создания множества различных видов шрифтов.

Актуальность выбора данной темы заключается в том, что за последние годы восстановился с новой силой интерес аудитории к различным научно-популярным печатным изданиям, невзирая на обширные доступы, которые предоставляются сетью Интернет и телевидением.

Важным замечанием является выявление и иных общественных событий, влияемых на ход истории. События и факты, происходившие в мире, в некоторой мере нашли свое отражение на страницах изданий научно-популярной литературы, которые популяризируют успехи и достижения в области мировой и отечественной науки, освещают процессы и эффективные результаты исследований и работ научных искателей, открытий различных ученых и исследователей научной сферы жизнедеятельности.

Объектом исследования являются научно-популярные печатные издания. Предмет исследования составляет характеристика шрифтов, используемых в данных изданиях. Цель исследования заключается в выявлении характерных особенностей и описании различных шрифтов, которые уместны в научно-популярном издании.

Поставленная цель достигается решением следующих задач:

  • исследование специальной литературы по рассматриваемой теме;
  • рассмотрение специфических особенностей шрифтов научно-популярной литературы;

Во введения описываются причины выбора данной темы исследования, ее актуальность. Первая глава раскрывает общую характеристику и теоретический аспект понятия «научно-популярное издание». Во второй главе раскрывается роль шрифтов в печатных изданиях. Третья глава рассказывает о правилах оформления научно-популярного издания. В заключении приводятся выводы по теме.

1. Теоретический аспект феномена «научно-популярное издание»

1.1 Понятие научно-популярного издания

К современным средствам популяризации научного знания относятся:

  • телевидение;
  • радио;
  • кино;
  • периодические печатные издания.

Отдельно исследователи выделяют книжные и журнальные издания. Наша страна может по праву гордиться такими научно-популярными журналами, завоевавшими любовь нескольких поколений читателей, как: «Химия и жизнь», «Наука и жизнь», «Природа» и многими другими[1].

При этом фундаментальное средство популяризации достижений науки – это, как и прежде, книжные научно-популярные издания.

В наиболее общем виде, научно-популярное издание является таким изданием, в котором содержится информация об экспериментальных и/или теоретических исследованиях, и которое предназначается с целью популяризации фундаментальных положений и достижений науки, культуры, техники, результатов прикладных исследований среди широкой читательской аудитории в доступной для этой аудитории форме[2].

Иными словами, научно-популярным изданием называют такое издание, социально-функциональная миссия которого заключается в популяризации научных знаний, достижений культуры, науки, техники, искусства и пр., среди специалистов в данных областях (культуры, науки, техники и т.д.), неспециалистов, смежных в сравнении с теми сферами, к которым имеет отношение само научно-популярное издание[3].

К содержательной составляющей научно-популярной литературы возможно отнести все сферы и события общества, которые относятся к науке и научным исследованиям и трудам:

  • итоги опытных и экспериментальных научных исследований;
  • научную область и сферу, в которой состоялись открытия, а так же идет процесс исследования;
  • объект исследования;
  • актуальную научную проблему (задачу), цель и метод исследования;
  • исходные данные, условия и обстоятельства, в которых проходят исследования, а так же материалы и инструменты, с помощью которых проводятся исследования;
  • факты и сведения, которые составляют научные исследования, включая данные наблюдений и экспериментов, открытия, изобретения, теории, законы, гипотезы и др.[4]

Н.Г. Чернышевский о предмете содержания научно-популярного издания высказывался так: «...Популярные книги перечеканивают в ходячую монету тяжелый слиток золота, выплавленный наукою»[5].

Научно-популярные издания отличаются широким диапазоном и разбросом тем. Тематика литературы данного направления выявляется исходя из потребностей общества, обусловлена интересами и спросом на нее аудитории. С этим связано целевое предназначение изданий о науке.

Функции научно-популярного издания весьма обширны и многогранны. Основная функция таких изданий содержит в себе задачи пропаганды и популяризации среди масс читателей научных знаний.. В этом и состоит целевое назначение рассматриваемых изданий. Во всем своем историческом развитии данная функция, совместно с образовательной и информационно-осведомительной, стоит на первом месте. В результате распространения научных знаний ученый-исследователь освещает массово последние разработки и открытия в области науки, чем просвещает читателей и повышает их уровень образования. Во время ознакомления с научно-популярной литературой, читатель духовно обогащается и пробуждает в себе познавательные процессы и интересы, способствующие тенденции к возникновению и развитию творческого потенциала и инициативы. Научные факты так же приобщают читателя к знаниям.[6]

Формирование и обогащение научного мировоззрения и мировосприятия читателя является едва ли не самой главной целью научно-популярной литературы. Функция, связанная с мировоззрением читателя обуславливает распространение посредством научного издания фундаментальных знаний, например, естественнонаучных, а так же знаний о природных законах. Описание и трактовка достижений и успехов в теоретическом аспекте, которые предполагают новейший вектор развития науки и прогрессивного производства. Таковыми примерами, которые сыграли важную роль в становлении понимания и принятия объективных реалий мира, могут служить теория естественного отбора Дарвина, периодический закон Менделеева, учение об условных рефлексах Павлова и т.п.[7]

1.2 Предмет содержания, тематика, целевое назначение, функции научно-популярного издания

Предмет содержания научно-популярных изданий – это весь тот массив информации, который относится к научным исследованиям, науке вообще (Рис. 1.) [8]:

Рис 1.– Предмет содержания научно-популярных изданий

Тематика научно-популярных издания имеет довольно широкий диапазон и обусловливается задачами и потребностями социума, спросом читательской аудитории, интересами читателей. Аналогичным образом детерминируется и целевое предназначение, функциональные свойства научно-популярного издания.

Целевым предназначением научно-популярных изданий является пропагандирование и популяризация фундаментальных положений, достижений техники, науки, культуры, результатов прикладных исследований среди широкой читательской аудитории.

Функциональные свойства научно-популярных изданий характеризуются разнообразием. Одной из важных функций книжного научно-популярного издания, журнала выступает пропагандирование и популяризация научного знания. Вышеуказанное утверждение исследователями рассматривается и как целевое предназначение книжного научно-популярного издания. Эта функция, вместе с ознакомительно-образовательной и просветительской функциями имеет главенствующее значение[9].

Пропаганда научного знания осуществляется посредством сообщения исследователем широким читательским массам, ознакомления читателя с последним словом в науке, тем самым способствуя образовательной компетенции, разрешая такую задачу, как просвещение населения.

Научное знание содействует духовному обогащению читательской аудитории, пробуждению в ней дальнейшего познавательного интереса, развитию креативности, инициированию творчества, приобщению к передовому знанию.

Главная цель научно-популярного издания состоит в формировании научного мировоззрения читательской аудитории. Такая функция, как мировоззренческая, подразумевает раскрытие в книжном научно-популярном издании, законов, знаний природы, освещение достижений в выработке таких теорий, которые открывают новейшие перспективы науки, и, на этой основе, формирующих новый потенциал производства. [10]

Человек посредством научного издания приобщается к науке, становится ближе к научным знаниям, воспитывает в себе понимание научной сущности и значения науки, а так же получает знания о научно-технических прогрессивных открытиях. Через данные явления реализовывается функция становления научного мировоззрения и мировосприятия человека. Важнейшее свойство эстетического воспитания реализовывают печатные издания по искусству.

Люди, следящие за развитием и прогрессом науки, считают незаменимыми для себя научно-популярные издания, не смотря на их тематику ­ издания технические или гуманитарные, или по искусству, или по иным научным областям. Это позволяет им самосовершенствоваться и постоянно развивать эрудицию, так же расширять горизонты интересов.

Данное функциональное свойство подразумевает так же широкий охват и распространение. Таким образом, цель получить знания о последних достижениях и фактах развития науки является хорошей мотивацией к изучению тематической литературы, в том числе журнальных и газетных статей, к ознакомлению с теле- и радиопередачами.

Научно-популярное издание, расширяя познавательный кругозор аудитории, имеет ряд дополнительных функций: прикладная помощь при решении практических задач, профессиональное самоопределение и ориентация, ориентированность читателя в определенных условиях и т.д.

В процессе подготовки научно-популярного издания к печати необходимо учитывать все вышеперечисленные функции и свойства. Издание должно быть ориентировано на читателя и отвечать интересам читательской аудитории.

Существует мнение, которое предполагает информативную функцию научного издания. И данный факт имеет место быть, так как любое издание, будь то книга, журнал или газета несет в себе определенную зафиксированную на бумаге информацию, и передает ее читателям.

Книга научной-популярной направленности по праву может считаться источником научной информации в процессе обучения, написания курсовых и дипломных работ. [11]

Определяя таким образом научно-популярную литературу, она выступает в качестве средства и метода научной коммуникации, связей и общения. Рассматриваемые издания могут быть источниками и средоточием не только материалов отечественной науки, но и зарубежной. В связи с этим редактору следует позаботится о том, чтобы достижения мировой науки не оставались в стороне.

В недавнее время научно-популярное издание было адресовано в большинстве своем аудитории, которая не имеет систематического образования. Составители и авторы таких изданий упрощали материалы, содержащиеся в книгах, например, применяли и употребляли много примитивных терминов, элементарных понятий из различных научных сфер, которые являются базовыми для естественнонаучных знаний, применяли популярное толкование.

Условия и стандарты современного мира усложнили и расширили возможности научной популяризации, так как изменения коснулись и читателя ­ он достаточно вырос в образовательном плане.

Увеличение диапазона коснулось и функциональных свойств научно-популярных изданий. На сегодняшний день и ученые-исследователи различных научных направлений активно пользуются и изучают рассматриваемую литературу.

Итак, можно сделать вывод, что в современном мире научно-популярное издание стало всенародной и всеобъемлющей необходимостью.. Но безусловно, издание не имеет возможности быть одинаково полезным для всех групп читателей. Поэтому при составлении издания редактор должен учитывать уровень потребности и степень ознакомленности с темой конкретных читателей. Исключительно так предоставляется возможность удовлетворения читателей нужной информацией.

Несомненно, трудоемко и трудозатратно представляется задача деления читателей на группы, так как читательская аудитория научно-популярной литературы начинается от школьника и заканчивается ученым. В основу этого деления положен образовательный уровень , а так же неодинаковые возможности понимания и восприятия научной информации. Но существуют и другие показатели и аспекты степени потребности в научных знаниях, например, характер постоянных занятий, специальность, отношение читателя к той области научных знаний, которую отражает книга (непосредственное, косвенное и т.п.), возраст, познавательные склонности и многое другое.[12]

Если судить в общем, то основным читателем научного издания становится неспециалист. Речь идет о человеке, не являющемся специалистом в какой-нибудь области вообще, в том числе в той, с которой связана тема книги.

Анализируются потребности читателей посредством маркетинговых исследований, которые проводятся регулярно.

Читательскую аудиторию научно-популярной книги можно разделить на две части: ту, которая является массовой и включает читателей-неспециалистов, и ту, в которую входят специалисты из смежных отраслей.

Массовый читатель весьма разнообразен, и его деление на какие-либо определенные группы, возможно, во многом условно. Можно обозначить значительную читательскую категорию, которую представляют люди, обладающие достаточно высокой общей подготовкой, в том числе имеющие высшее профессиональное образование, которые следят за развитием науки, техники, искусства, проявляют систематический интерес к достижениям научно-технического и общественного прогресса. В научно-популярной книге эти читатели ищут ответы на актуальные вопросы мироздания, бытия, духовной жизни. Их интересы могут быть обусловлены потребностью дальнейшего самообразования, желанием заполнить досуг полезным чтением. Наравне с любознательностью ими может владеть склонность к познавательной деятельности, к анализу, обобщению и оценке новых научных и технических достижений, а также к выявлению возможностей их использования.

Другую группу составляют читатели, которые имеют общее, цельное представление о мире и интересуются новыми знаниями о нем в порядке самообразования и с желанием более широкого его познания. Такими читателями могут быть люди со средним образованием и определенным жизненным опытом. Для них научно-популярная книга может представлять ценное пособие при решении практических вопросов. Конечно, тут дело не только в образовании. О нем приходится упоминать главным образом постольку, поскольку редактор должен учитывать при создании книги возможности ее прочтения и восприятия читателем. В принципе читатели, которых мы относим к данной группе, — это люди начитанные, порой обладающие систематическими знаниями предмета и устойчивым определенным мировоззрением.

Широкую массовую группу представляют учащиеся всех видов и форм образования — от младшего школьника до студента — выпускника вуза. Очевидно, что эту группу следует рассматривать, подразделяя ее на ряд подгрупп хотя бы по образовательным и возрастным признакам. Можно также учитывать психологический настрой, познавательный интерес, которые во многом зависят от ступени обучения, возраста, пола.

Для учащихся научно-популярная книга может представлять специальный интерес в качестве обучающего средства, которое дополняет обязательные учебные издания и служит расширению программных знаний.

Рассматривая категорию читателей, которую составляют специалисты из смежных отраслей, нужно учитывать одну из особенностей современной науки и техники. В ходе научно-технической революции осуществляются дробление функции и структуры производства, дифференциация наук. Но преобладающей и определяющей является другая тенденция — интеграция, ведущая к становлению науки как сложной единой системы. С одной стороны, на стыках двух, даже трех традиционных наук возникают новые (биохимия, физико-химическая механика). С другой стороны, рождаются науки синтезирующего характера, объединяющие ряд далеко отстоящих наук, нередко естественных и гуманитарных (кибернетика, науковедение), и происходит взаимопроникновение методов исследования. Например, в результате математизации наук возникли математическая геология, математическая лингвистика. Все чаще решаются проблемы, требующие знаний в области ряда наук (бионика).

Еще одним примером является развитие и применение в различных сферах, в том числе в самой науке, новых информационных технологий, широкая информатизация всего общества.[13]

Ученые признают, что современная наука развивается так стремительно, стала настолько сложной и многогранной, что человек, чтобы в полную меру жить жизнью своего времени, не может обойтись без научных знаний, популярно изложенных.

Следовательно, можно сказать, что одной из новых функций научно-популярной книги является взаимная информация ученых и инженерно-технических работников о состоянии и проблемах, о достижениях и новых методах исследования, применяемых в самых разнообразных отраслях знаний.

Выводы по первой главе:

  • научно-популярное издание рассматривается исследователями в качестве такого издания, социально-функциональная миссия которого состоит в популяризации научных знаний, достижений культуры, науки, техники, искусства и пр., среди специалистов в данных областях (культуры, науки, техники и т.д.), неспециалистов, смежных в сравнении с теми сферами, к которым имеет отношение само научно-популярное издание;
  • предметом содержания научно-популярных изданий является весь спектр информации, который относится к научным исследованиям, науке вообще;
  • целевое предназначение научно-популярного издания – это пропаганда и популяризация фундаментальных положений, достижений техники, науки, культуры, результатов прикладных исследований среди широкой читательской аудитории;
  • главной целью научно-популярного издания является формирование научного мировоззрения читательской аудитории;
  • научно-популярное издание является средством коммуникации, общения и обмена опытом среди ученых и в исследователей в научных кругах;
  • для того, чтобы научно-популярная литература выполняла свои функции и достигла поставленной цели перед читателем, необходимо исследователь читательскую аудитории и ее группы, а так же проводить регулярные и постоянные маркетинговые исследования.

2. Шрифты и их роль в печатных изданиях

Речь звуковая возникла намного раньше, чем письменная. В процессе развития и эволюции человека появилась потребность транспортировки сообщений различного характера и хранения данных материалов долгое время. Письменная речь отличается от звуковой тем, что письменная речь воспринимается при помощи зрения, что является значительным и важнейшим отличительным атрибутом.

Слово «графика» восходит по происхождению к греческому «графо», что значит в переводе на русский язык «пишу», «рисую». В семантическом значении отражается факт общности письма с рисунком. Художник при рисовании и письме использует одни и те же средства ­ карандаш либо перо. Кроме того, графика предусматривает основные выразительные средства – штрихи и линии, стоящие выше, чем живописное цветовое богатство. В основе шрифта ложится писание, а специфика каждого шрифта обусловлена инструментом, с помощью которого он создается.

Определенный стиль и качество шрифта подразумевает определенную технику его исполнения с помощью различного набора инструментов. Англичанин Эдвард Джонсон, который считается родоначальником современного шрифтового искусства в Западной Европе и Америке, в общем – то, только повторил с новой точки зрения методы и приемы старинных мастеров письменного искусства. Итогом деятельности ученого и его учеников искусство шрифта стало наравне с другими видами искусств. Шрифт и орнамент имеют одинаковое происхождение, корни. [14]

Образованные и грамотные представители общества пользуются шрифтом для передачи визуальной информации, а так же в качестве восприятия материала. Но немногие люди заостряют внимание и размышляют о том, каким энергозатратным делом является разработка, формирование и внедрение в жизнь даже самого простейшего шрифта, о том, что функционирует разнообразное количество шрифтов и их видов.

Шрифты и их графика имеют свои различия и особенности, несмотря на то, что они схожи, на первый взгляд, и многие из нас даже не замечают данных отличий. А сколько кропотливой работы и времени потрачено для создания самого элементарного шрифта. Мы читаем книги, газеты, журналы, даже не догадываясь, что они написаны разными шрифтами. Шрифты встречаются повсюду, в самых разнообразных и неожиданных местах: от вывесок на магазинах и офисов до упаковок продуктов питания, от старинных книг до самых, казалось бы, простых и скромных газет.

Рукописные книги являются первоисточником шрифтов, композиции которых имеют многовековую историю. Примером может служить русская вязь или фрески древних храмов. Здесь шрифт уже осознавался как выразительный элемент изобразительного искусства.

Затем шрифт стали изобретательно вплетать в общий стиль и характер изображения книжных миниатюр. Надпись уже нельзя было назвать просто набором букв — последние в своем написании несли единое с изображением выразительно-стилевое начало.

Таким образом, шрифт играет важную роль в нашей жизни. От него зависит образное восприятие информации и материала, частично впечатление от прочитанного, комфортность зрительной рецепции.

2.1. Исторические этапы развития и применения шрифта

Шрифт появился в тот же временной промежуток, что и письменность человека. Общество современности немногое знает о том историческом промежутке времени, в связи с чем ученые не могут восстановить полную картину каким образом возникли первые шрифты.

Однако, общеизвестным фактом является то, что древнеегипетские архитекторы украшали храмы, дворцы и усыпальницы древних царей различными иероглифами, а придворные писари вели различную документацию, используя, одинаковый вид изображения иероглифов. Таковыми действиями так же характеризовались древние народы Месопотамии, в частности Вавилона и Шумера, китая и некоторых племен Индии.

Ученые-исследователи, доказав, что первый алфавит был изобретен в Финикии, связали ускорение развития и трансформации шрифтов, потому что появилась потребность вместо иероглифов использовать буквы. [15]

Попав на территорию Иллиады Греции, писцы которой имели предпочтение вести записи на свитках из кожи, что несомненно удобнее и практичнее, чем финикийские глиняные таблички, алфавит стал оформляться и превращаться в искусство «красивого» письма и шрифта. И с этого времени ученые, занимающиеся летописью, научной и литературной деятельностью ставили себе задачи создания и изобретения новых шрифтов.

Их будущее поколение продолжали отцовское дело, так как были вдохновлены работой своих предшественников.

На смену Греции пришел Рим, разрушивший греческую цивилизацию. Но Римская империя перенимала у покоренных народов все самое лучшее, в эту категорию попало, и искусство шрифта и римляне продолжили роботу в развитии шрифта. В этот временной период шло активное и интенсивное развитие искусства шрифта. Самые разнообразные шрифты и шрифтовые композиции применялись во многих сферах жизнедеятельности человека. Но с падением Римской империи на место сильно развитой цивилизации пришли варварские племена, некоторые из них даже не пользовались письменностью, не говоря уже о письменном искусстве.

Развитие этого вида искусства было очень сильно заторможено. Но и среди новых правителей появлялись желающие перенять это мастерство у более развитых предшественников и тем самым не дать погибнуть вековому достижению.

В новообразовавшемся мире очень большую роль играла религия. Поэтому писалось очень много религиозных произведений, которые очень часто украшались различными иллюстрациями и узорами, к каждому из которых подбирался шрифт. Короли на заказ делали, свои родословные и книги отдавая за это огромные средства. Появлялись мастера, которые создавали эти шедевры, создавая при этом новые шрифты, именно в это время появился так называемый готический шрифт.

XVI век в Испании славен не только именами Сервантеса и Лопе де Вега, он характеризуется также пышным расцветом искусства шрифта. Наиболее видными мастерами были Хуан де Исиар и Франциско Лукас. Совершенно очевидно, что они, как и многие другие, были хорошо знакомы с итальянскими образцами. Испанские и португальские каллиграфы XVII - XVIII столетий широко пользовались ширококонечным пером, несмотря на то, что в других странах под влиянием граверной техники употребляли уже тонкое перо и штихель. Своеобразным, чисто испанским шрифтом является редондилья, несколько напоминающая круглоготический шрифт. Этот шрифт в течение долгого времени был широко использован и применим. Отличительной особенностью редондильи является низкое d (высота минускула).[16]

Очень древние традиции были в немецком искусстве шрифта. Германия наряду с Англией сумела сохранить эти традиции до настоящего времени. Хотя большая часть немецких книг-учебников шрифта посвящена готическим шрифтам, у нас нет причин недооценивать заслуги немцев в развитии различных форм антиквы и других стилей.

Известно, что уже в XVI веке писец из города Рёйтлингера изготовил книгу образцов шрифта. Однако первым выдающимся мастером по праву считается Леонард Вагнер (1454 - 1522), который в 1507 году в Аугсбурге издал рукописную книгу Proba centum scriturarum (Образцы ста писем). Значительны заслуги Вагнера и в развитии фрактуры.[17]

Автором первой печатной книги образцов шрифта является Иоганн Нойдерфер старший (1497 - 1563). Самым значительным его произведением следует считать вышедшую в 1538 году книгу «Anweysung einer gemeinen hanndschrift» (Обучение обыкновенному письму).

Методологию этой книги усвоило большинство его последователей. Нойдерфер заложил основу искусства шрифта в Германии XVI века и указал направление его развития. Нойдерфер издал еще несколько книг. Одна из них появилась лишь после его смерти. Замечательными мастерами были также его сын Иоганн и внук Антон. Вольфганг Фуггер (примерно 1515 - 1568) был выдающимся учеником Нойдерфера старшего. Его книга «Ein nutzlich und wolgegrundt Formular Manncherley schoner scriefften» (Полезный и вполне обоснованный формуляр разнообразных красивых шрифтов), изданная в 1553 году в Нюрнберге, является одной из красивейших немецких книг образцов письма.

Позже с появлением печатных станков шрифты стали более строгими и похожими, но все равно для разной продукции использовались разные шрифты. В начале XX века ведется поиск экспрессивной типографики, стремившейся как бы воссоздать образность авторской речи путем перемены шрифтовых кеглей и начертаний, активизации незапечатанного фона, а порой и уподобления наборной полосы некоему изображению. В 1910 – 1912 годах художники Д. и В. Бурлюки в одном слове стихотворного набора «играют» с кеглями, гарнитурами и начертаниями различных шрифтов. Здесь литеры выбирались из разных касс, применялись различные кегли всевозможных гарнитур. Литеры совмещались не только в одной строке, но и в одном слове. Такой набор придавал странице сложный ритм и необычную, очень нагруженную фактуру. Столкновение разных начертаний обостряли восприятие каждого знака. Буквы обретали индивидуальную выразительность не только зрительную, но и звуковую.

Современный мир печати пестрит огромным разнообразием шрифтов и их композиций, различным сочетанием графики и шрифтов. Они стали осуществлять функцию легкости визуального прочтения и читабельности, но в меньшей степени выполняют функцию наглядности. Последние несколько десятилетий ознаменованы созданием многих видов шрифтов, которые мы можем встретить повсеместно, начиная с небольших листовок и флаеров, книг и газет, заканчивая различными вывесками на магазинах и торговых центрах.

В Украине шрифты очень сильно развивались во время Киевской Руси: Множество летописцев описывающих великие битвы и правления справедливых и жестоких князей использовали множество красивых, узорчатых шрифтов и украшали их различными иллюстрациями. Позже на развитие украинского шрифта очень сильно влияли другие народы, которые, навязывали нам свои шрифты и их методы исполнения, тормозили развитие шрифтов наших мастеров.[18]

В прошлые времена и во времена становления и формирования искусства шрифта, большое значение уделялось буквице ­ первой букве, в каком-либо произведении или документе. Важную роль буквица играла в готической литературе, изданиях летописей и прочих старинных произведениях. Её очень часто делали крупнее остальных и украшали различными узорами и рисунками. Современная литература использует такой прием в качестве привлечения визуального внимания и украшения в детской литературе. Её назначение заинтересовать читателя к прочтению данного произведения. Буквица имеет, как правило, несколько цветов, обычно ярких.

Типографы разработали сложный словарь, описывающий многочисленные особенности шрифтов и типографии. Некоторые из его понятий применимы не ко всем письменностям. Так, например, засечки, которые являются чисто декоративными элементами в шрифтах европейских письменностей, могут быть похожи на детали арабских или восточноазиатских знаков (такие как толщина штрихов), однако последние могут нести смысловую нагрузку, и их неверно называть засечками.

Шрифты можно разделить на две основные категории: с засечками (серифами) и без засечек (рублёные). Засечки представляют собой небольшие элементы на концах штрихов букв. В полиграфии шрифты без засечек также называют гротесками.[19]

2.2. Требования, предъявленные к шрифтам

Любое печатное издание в целом должно отвечать ряду требований гигиенического, эстетического, экономического, технического, технологического и производственного характера. Правильное использование шрифта играет важную роль. Прежде всего, он должен быть красивым и удобочитаемым.

Экономичность шрифта характеризуется его емкостью и определяется средним количеством знаков, которые могут разместиться в строке, на полосе.

Производственно- технико - технологические требования к шрифтам – это точность воспроизведения графики шрифта в разных способах печати: высокой, глубокой, плоской, трафаретной. Значащими факторами для шрифтов являются также механическая прочность и линейная точность шрифта как элемента печатной формы при получении оттисков в печатной машине.

Гигиенические требования к типографским литерам в полиграфии принято оценивать понятиями «удобочитаемость» и «четкость». Последнее определение имеет отношение к легкости, с которой читатель отличает один символ от другого. Удобочитаемость – более широкое понятие, имеющее отношение к легкости, с которой читатель воспринимает колонку или полосу набора. Кроме того, удобочитаемость связана с написанием текста, расположением и длиной строк, а также со стилем изложения.

Однако с точки зрения типографики удобочитаемость зависит от:

  • начертания букв. Стилистически знакомые шрифты, как правило, более удобочитаемы. Курсивное начертание знака затрудняет его узнаваемость;
  • кегля. Чем он крупнее (в пределах разумного) тем лучше;
  • длины строки. Узкие колонки глаз воспринимает лучше широких;
  • интерлиньяжа (расстояния между строками). Большинство кеглей шрифтов основного текста могут использовать интерлиньяж в пределах от равного кегля до вдвое большего;
  • контраста между темным текстом и светлой бумагой. Чем контрастнее, тем лучше;
  • текстуры бумаги, которая не должна мешать восприятию знаков и быть навязчивой;
  • связи между шрифтом и другими элементами оформления полосы. Она должна быть очевидной, логичной и функциональной. Удобочитаемость текста и восприятие оформительских элементов призваны не мешать, а усиливать восприятие;
  • соответствие шрифта содержанию текста. При выборе написания букв необходимо учитывать его индивидуальность. Так, об абстракционизме нелогично писать старославянскими буквами.[20]

Некоторые шрифты настолько универсальны, что подходят практически для любого издания. Другие имеют более ограниченное применение. При этом у всех своя индивидуальность, специфическая окраска.

Кегль, длина строки и интерлиньяж регламентированы для различных изданий отраслевыми стандартами. Однако каждый дизайнер имеет и свои предпочтения. Многие из них считают, что для их работы годятся лишь определенные шрифты.

Исследования показали, что начертание и кегль, а также длина строки и размеры пробелов между словами серьезно влияют на чтение. Так, для детей дошкольного возраста нужны четкие, простые по рисунку шрифты 12-16 пунктов, а для справочных изданий, предназначенных для выборочного чтения, кегль может быть снижен.

Относительно восприятия трудно рекомендовать что-либо конкретное. На вопрос, какой шрифт в названии текста, лучший ответ – удобочитаемый, но с учетом смысла заголовка.

При выборе основного шрифта издания следует принимать во внимание особенности запечатываемого материала: фактуру и цвет поверхности. Возможности различных способов печати также нельзя игнорировать. Например, некоторые шрифты из-за очень тонких засечек плохо воспроизводятся на грубых поверхностях или при использовании офсетного и трафаретного способов печати.

Также требуется, учитывать какое произведение вы будете печатать. Если это детское произведение, то необходимо печатать крупными буквами, если же для людей по старше, у которых качество и скорость чтения больше, размер шрифта можно уменьшить.

Выводы по второй главе:

  • шрифты играют важную роль в жизни современного человека, так как влияют на мировосприятие и эстетически воздействуют на сознание человека;
  • шрифтовое искусство восходит к древним временам и соотносится со временем возникновения письменности; проходило в своем развитии и эволюции и падения и этапы роста;
  • искусство шрифта оформилось еще в древности, и восходит к Иллиаде, когда люди писали летописи и литературные произведения на свитках кожи;
  • шрифты категорировали и разделили на основные группы типографы;
  • шрифты в печатном издании должны отвечать требованиям удобочитаемости и четкости, что зависит от специфических факторов.

3.Редактирование научно-популярного издания

3.1. Некоторые специфические особенности работы редактора над научно-популярным изданием

Основные моменты, которые должен помнить редактор, работая над научно-популярным опубликованием, состоят в следующем:

  • учет типологических характеристик данного вида издания;
  • распределение читательской аудитории по группам;
  • разработка самой концепции научно-популярного издания;
  • оценка содержания, принципов пропагандирования, популяризации, приемов занимательности;
  • отбор необходимых и приемлемых языково-стилистических средств;
  • отбор иллюстративного материала;
  • подготовка аппарата научно-популярного издания[21].

Помимо этих моментов, редактор, в обязательном порядке, обращает внимание на главное мерило качества издания – реализацию возможности роста степени освоения содержательного компонента, усиления интереса, трансформирования произведения в доступную, для определенной группы читательской аудитории, форму. Этой миссии служит аппарат научно-популярного издания.

Аппарат научно-популярного издания – это обязательная составная часть издания как такового. Миссия научно-популярного издания заключается в идентификации издания, обеспечения его успешного отыскания в массиве литературы, представления издания читательской аудитории, ориентации представителей читательской аудитории в содержании, структуре издания, создании условий для надежного, удобного, быстрого поиска сведения в издании, выполнения всего того спектра задач, которые имеют отношение к пользованию продукта издательского дела.

Аппарат является обязательной составной частью научно-популярного издания. Составляющая суть аппарата состоит в том, чтобы распознать издание в огромной массе литературы, и облегчить его поиск. Так же аппарат выполняет представительскую и ознакомительную функцию для читателя, чтобы сориентировать его в структурном и содержательном плане. Аппарат так же предоставляет читателю информацию о дополнительной литературе по данной тематике и источниках получения данной информации. Он предусматривает выполнение и других задач, относящихся к пользованию изданием.[22]

Научно-популярное издание должно не только представлять читателю новые научные знания, но и помочь ему понять их и овладеть ими. Характер его аппарата, как и других изданий, всегда связан с содержанием. Однако есть свои общие принципы и некоторые особенности, касающиеся подготовки аппарата для научно-популярных изданий[23].

Как правило, аппарат в научно-популярных изданиях состоит из:

- оглавление (или содержание),

- аннотации,

- предисловия,

- подстрочных примечаний (сносок),

- указателей терминов, имен и т.п.

- списка литературы,

- послесловия,

- комментариев[24].

Многие научно-популярные книги содержат авторское предисловие, в котором сформулирована цель работы, дана его краткая характеристика, определен круг читателей, говорится о том, как лучше знакомиться с книгой. Такое начало имеет свои преимущества: оно исключает пересказ содержания книги и с первой же страницы устанавливает контакт автора с читателем, привлекает его внимание к главному.

Авторское предисловие и аннотация ориентируют читателя, помогают ему «войти» в книгу. Ориентирующую и вместе с тем поисковую функцию выполняет и оглавление.

В подстрочных примечаниях сообщаются последние научные данные, объясняется происхождение некоторых слов или их перевод, приводятся адреса научных учреждений, упоминаемых в тексте.

Чтение и усвоение научных данных в научно-популярных книгах облегчают указатели терминов и имен. Объяснения научных понятий и специальных выражений должны содержать не только краткую характеристику понятия, но и знакомят с его применением. Например: «Бериллий – очень легкий металл, образующий с кислородом и алюминием чаще всего минерал берилл. В металлическом виде употребляется с медью для получения легких сплавов для авиационных моторов»[25].

К каждом научно-популярном издании дается список литературы по теме, которой оно посвящено. Обычно здесь встречаются источники двух видов. Вначале приводится список популярной и занимательной литературы, которая расширит представления читателя о предмете изучения, познакомит его с материалом, которого нет в книге. Далее идет список более специальной литературы для углубления знаний читателя. В каждом разделе приведены работы, доступные читателю одной категории. Поэтому они расположены в алфавитном порядке[26].

Таким образом, в научно-популярной книге справочный аппарат как бы выполняет двойную функцию: он объясняет и систематизирует содержание книги и вместе с тем намечает путь дальнейшего изучения предмета.

Научно-популярные монографии, в которых раскрываются факты биографии ученого или исследователя, возможны перечисленные основные работы данного автора. Это делается для того, чтобы наглядно представить научный вклад в развитие определенной области исследования данным ученым.

В монографиях, содержащих описание путешествий, могут быть приведены аналогичные сведения. Кроме того, в таких изданиях иногда необходимо делать примечания, касающиеся жизни, быта, обычаев народа, среди которого оказывается исследователь. Возможны также указатели географических названий или иные элементы аппарата, дополняющие и поясняющие основной текст. Сюда относится, например, текст, помещаемый на четвертой странице обложки.

Готовя научно-популярное издание, редактор должен согласовать с автором состав и структуру аппарата, а также оформление книги. Последнее имеет отношение и к взаимодействию редактора с художником-оформителем. Научно-популярная книга, важнейшим признаком которой являются популяризация и занимательность, должна привлекать внимание читателя, начиная с обложки. Надо также учитывать, кто читатель книги. Одно дело, когда редактор ведет подготовку монографии, ориентированной на специалистов, и другое – если готовится к изданию книга о путешествии для школьников[27].

К какому бы виду ни относилось научно-популярное издание, в процессе его подготовки редактор должен помочь автору использовать те виды справочного аппарата (словарь терминов, хроника открытий, список рекомендуемой литературы и т.п.), которые способствуют объяснению и систематизации содержания книги и намечают путь дальнейшей самостоятельной работы читателя. В то же время от редактора требуется принять меры, чтобы издание имело достойное оформление и структурную целостность.

3.2. Оформление издания: используемый шрифт в научно-популярном издании

Шрифт, доступный для чтения, относится к одному их общих требований к оформлению научно-популярного издания, как, впрочем, и поля, рамки, врезки и пр.[28]

Шрифты классифицируют согласно следующим основаниям:

  1. Согласно гарнитуре - совокупности шрифтов одного рисунка во всем многообразии начертаний и кеглей. Полная комплектация гарнитуры включает в себя шрифты всех кеглей и гарнитур, при этом каждый кегль содержит и латинский, и русский алфавиты строчных и прописных букв, имеющие к ним отношения знаки.
  2. Согласно начертанию. В соответствии с данным основанием, принято различать такие шрифты в рамках одной гарнитуры, как:
  • прямые, курсивные, наклонные шрифты (исходя из наклона очка);
  • нормальные, узкие, широкие шрифты (исходя из плотности очка);
  • светлые, полужирные, жирные шрифты (исходя из насыщенности шрифта).
  1. Согласно назначению. Исходя из данного основания, выделяют:
  • текстовые шрифты (используются при наборе текста);
  • титульные шрифты (используются при наборе титульных листов, обложек, шмуцтитулов и пр.);
  • акцидентные шрифты (используются при наборе «малых форм», рекламных и оформительских работ)[29].

К наиболее распространенным относятся такие гарнитуры, как:

  • Литературная гарнитура, область использования которой – это все виды издания, исключая буквари, энциклопедии, малоформатные, нормативные, периодические и литературно-художественные издания;
  • Обыкновенная новая гарнитура, диапазон применения которой – это все виды книжных, журнальных изданий, за исключением учебников для начальной и средней школы (до 9-ого класса), нормативных и карманных изданий;
  • Академическая и Банниковская гарнитура, которая применяется при наборе научных, литературных, учебных, научно-популярных изданий в гуманитарной области знаний;
  • Школьная гарнитура, используемая в наборе изданий для детей, учебников для начальной и средней школы, научно-популярной литературы, массовых иллюстрированных журналов, нормативных изданий;
  • гарнитуры Балтики и Таймса, применяемые при наборе научно-популярной и художественной литературы;
  • Новая газетная и Журнальная гарнитуры, используемых в наборе журналов, изданий художественного, официально-ведомственного и производственно-инструктивного характера;
  • Журнальная рубленая гарнитура, сфера применения которой – это иллюстрированные и научно-популярные издания;
  • Букварная гарнитура – согласно названию, применяющаяся в наборе изданий, предназначенных для детей дошкольного и младшего школьного возраста, букварей;
  • Бажановская гарнитура, используемая в титульном наборе, наборе изданий по искусству, литературных изданий[30].

Кегль шрифта выбирается в соответствии с типом, характером, назначением, форматом издания; квалификации читательской аудитории; длиной строки.

Подавляющее большинство изданий, которые рассчитаны на читателя взрослого возраста, имеют длину строки 68-119 мм (4-7 кв.) применяют шрифт, кегль которого составляет «10».

Кегль «7», «8» (длина строки 51-76,5 мм) в качестве основного используется при издании официально - и научно-справочной литературы (энциклопедий, словарей и пр.), а также как дополнительный в издании малоформатных журналов.

Кегль «5», «6», «7» применяются в издании малоформатных справочников с целью придания большей портативности данному продукту.

Кегль «9» применяется для издания детской, художественной, научно-справочной, официально-ведомственной литературы.

Кегль «10», а также более крупный кегль используется в издании детской, учебной продукции.

Научно-популярные издания предполагают использование кегля шрифта «10», при этом длина строки составляет 68093,6 мм (4-5 ½ кв)[31].

При работе над оформлением научно-популярного издания редактору необходимо учитывать:

- возрастные особенности читателя,

- специфику восприятия читателя в зависимости от возраста, пола, образовательного ценза и т.п.,

- задачи воздействия издания на человека[32].

Однако следует подчеркнуть, что общими требованиями к оформлению являются:

- доступный для чтения шрифт, при этом неважно, какая гарнитура используется, важно, чтобы шрифт был не слишком мелким и не слишком плотным;

- достаточно широкие поля (не менее 2 мм), ибо читая научно-популярное издание, человеку будет удобнее делать пометки на полях;

- использование различных кеглей и отличной от основной гарнитуры для выделения особенно важных и интересных моментов в тексте;

- использование броских заголовков и аннотаций для возбуждения читательского интереса;

- использование рамок, врезок для привлечения читателя и удобства восприятия текста;

- широкое использование иллюстративного материала[33].

Важную роль в структуре и композиции научно-популярного издания выполняет различного рода иллюстративный материал. По характеру отражения реальной действительности его можно разделить на научно-понятийный (графики, схемы) и документальный (фотографии). Средства наглядности выполняют:

- научно-познавательную,

- воспитательно-образовательную,

- информационно-ознакомительную функции.

Иллюстративный материал – важная составная часть отображения научного содержания.

Характер иллюстраций, их подбор и расположение должны отвечать целевому назначению и читательскому адресу издания, быть понятными и доходчивыми, излишнее наукообразие графиков и схем снижают действенность текста, который они сопровождают.

Научно-популярные работы допускают наличие графиков и схем к использованию. Форма изложения материала в виде графиков имеет более информативный характер донесения материала для читателя, нежели табличная форма. Однако если присутствуют конкретные числовые значения и числовые показатели, которые необходимы для освещения результатов исследований, существенно снижает уровень восприятия материала. Все должно быть в меру. Отслеживание соотношения графической и текстовой наполняемости является задачей редактора. Большое количество однообразных графиков снижает действенность научно-популярного произведения, затрудняет восприятие содержащейся в нем информации.[34]

Анализируя иллюстрации к научно-популярному изданию, редактор должен учитывать тот факт, что при переносе рисунков из научных изданий в научно-популярные требуется их дополнительная обработка с целью устранения детализации. Каждый автор должен заранее представлять, какие иллюстрации помогут лучше объяснить массовому читателю то или иное научное положение. Задача редактора – напомнить об этом автору. Нужно также, чтобы данные, приведенные в тексте, были конкретными и возможность их использования отвечала принципам популяризации научных знаний. От автора научно-популярного произведения требуется, чтобы он избегал отвлеченного цифрового материала и приводимые в книге данные конкретизировал с помощью фактов, известных читателю.

Число иллюстраций, их выбор и способ воспроизведения зависят от вида издания, жанра научно-популярного произведения, его содержания. Свои иллюстрации должны быть в научно-популярной монографии, свои будут в научно-биографической монографии и в книге путешествий. Изложение биографического материала обычно сопровождается документальными иллюстрациями. Это могут быть фотографии, копии или фотоснимки документов и др. В монографии о путешествии могут быть зарисовки[35].

Важную роль в научно-популярном издании играет взаимосвязь иллюстрации и графического материала с текстовым, как и во всех печатных изданиях. Важными являются и подписи к ним, которые в свою очередь могут дополнять основной текст добавочными фактами, и расширять смысловую наполняемость текста. В общем, подписи могут быть самостоятельным текстовым фрагментов с обособленным смыслом.

Выводы по третьей главе:

  • редактор, при подготовке к изданию, в обязательном порядке, обращает внимание на реализацию возможности роста степени освоения содержательного компонента, усиления интереса, трансформирования произведения в доступную, для определенной группы читательской аудитории, форму, а также на содержание, принципы пропагандирования, популяризации, приемов занимательности и пр. важные моменты;
  • научно-популярные издания предполагают использование кегля шрифта «10», при этом длина строки составляет 68093,6 мм (4-5 ½ кв);
  • иллюстративный материал так же имеет место быть в научно-популярном издании;
  • графическое представление информации более удобочитаемо и информативно, нежели табличная форма текста;
  • обязательным элементом иллюстрационного материала являются подписи к ним, которые несут дополнительную информацию и являются неотъемлемой частью текстового материала.

4. Виды шрифтов в научно-популярной литературе

Существует большое разнообразие шрифтов, как с засечками, так и без них. Обе группы содержат как гарнитуры, разработанные для набора больших объемов текста, так и предназначенные в основном для декоративных целей. Наличие или отсутствие засечек является лишь одним из многих факторов, которые учитываются при выборе шрифта.

Часто полагают, что в длинных текстах легче читать шрифты с засечками, чем без них. Исследования этого вопроса дают неоднозначные результаты, давая основание полагать, что основная причина этого эффекта в большей привычности шрифтов с засечками. Как правило, в печатных работах, таких как газеты и книги, применяются шрифты с засечками, по крайней мере, в основном тексте. Веб-сайты могут не определять шрифт и использовать пользовательские настройки браузера. Но те из них, которые задают шрифт, обычно применяют шрифты без засечек, потому что считается, что, в отличие от печатных материалов, на компьютерных экранах с низким разрешением их читать легче.

Пропорциональный шрифт отображает символы разной ширины, тогда как непропорциональный, или моноширинный, шрифт использует знаки постоянной фиксированной ширины.

Большинство людей находит пропорциональные шрифты более привлекательными и удобочитаемыми, и поэтому эти шрифты чаще всего применяются в профессионально изданных печатных материалах. По той же причине, программы с графическим интерфейсом (такие как текстовые процессоры и браузеры) обычно используют пропорциональные шрифты. Однако многие пропорциональные шрифты содержат знаки фиксированной ширины, так что, например, колонки чисел остаются выровненными.

Моноширинные шрифты лучше подходят для некоторых целей, поскольку их знаки выстраиваются в четкие, ровные колонки. Большинство ручных пишущих машинок и алфавитно-цифровых компьютерных дисплеев использует моноширинные шрифты. В большинстве компьютерных программ, у которых имеется только текстовый интерфейс (например, эмуляторы терминала), также применяются только моноширинные шрифты. Программисты, как правило, предпочитают моноширинные шрифты при редактировании Исходного кода.

В издательском деле, редакторы читают рукописи, набранные моноширинными шрифтами для облегчения редактирования, и присылать рукописи, набранные пропорциональным шрифтом, считается плохим тоном.

В издательском деле можно выделить несколько групп шрифтов:

  • группа рублёных шрифтов.

В эту группу входят гарнитуры, не имеющие засечек, например: Журнальная рублёная, Древняя, Плакатная, Букварная.

  • группа шрифтов с едва наметившимися засечками.

Сюда входят гарнитуры, концы штрихов которых немного утолщены, например Октябрьская.

  • группа медиевальных шрифтов.

Это наиболее полная группа шрифтов. Засечки шрифтов, входящих в эту группу, плавно сопрягаются с основными штрихами и, как правило, строятся как дуги окружностей. Примеры гарнитур этой группы: Литературная, Банниковская, Лазурского, Таймс.

  • группа обыкновенных шрифтов.

Шрифты этой группы имеют ярко выраженный контраст и длинные тонкие прямые засечки, соединяющиеся с основными штрихами под прямым углом. Пример: Обыкновенная новая, Елизаветинская, Бодони.

  • группа брусковых шрифтов.

Контраст в этих шрифтах отсутствует или малозаметен, утолщенные прямые засечки соединяются с основными штрихами под прямым углом. Примеры: Брусковая газетная, Балтика.

  • группа новых малоконтрастных шрифтов.

Как правило, шрифты этой группы, которые характеризуют длинные закругленные засечки, мягко сопрягающиеся с основными штрихами, используются при наборе большого количества текста, в книгах и газетах. Примеры: Новая газетная, Школьная, Бажановская, Журнальная, Академическая.

  • группа дополнительных шрифтов.

В эту группу входят все шрифты, которые нельзя отнести ни к одной из остальных групп. Например, рукописные гарнитуры, такие как Жихаревская.

Шрифт предназначен для восприятия информации людьми и устройствами. Различают матричные и векторные шрифты. Рисунок первых типографских шрифтов создавался на основе рукописных шрифтов, например, рукописного полуустава — русский, готический шрифт (готического письма) — латинский шрифт. Также существует особый шрифт — шрифт Брайля для слепых.[36]

Основным предназначением шрифта заинтересовать человека к прочтению представленного текста либо дать приблизительное понятие о содержании представленного нам текста.

Напечатанные или написанные различным шрифтом тексты могут «шептать», «кричать», замедлять или ускорять восприятие. Мы уже отмечали экспрессивные возможности типографики и тропы, возникающие на стыке двух языков, влекущие за собой приращение смысла. И если раньше тропы считались прерогативой лишь для речи устной или письменной, то сегодня можно смело говорить о тропах изобразительных. Синтез двух различных знаковых систем (вербальной и визуальной) позволяет сделать рекламное сообщение многоуровневым, нелинейным и многогранным. Безусловно, лаконичный и емкий словесный образ является одним из важнейших компонентов рекламного воздействия. Но при этом тщательно отобранные и умело введенные в текст изобразительные средства создают эмоциональное настроение и необходимый подтекст. Визуальные и вербальные образные средства наиболее эффективны, когда они выстраиваются в систему, оказываются подчиненными единому замыслу.[37]

Каждый шрифт несет в себе художественный образ той или иной эпохи. Развитие письменной графики вообще можно представить как движение по ленте Мёбиуса. Кольцо с перегибом — одна из наиболее изящных математических фигур. Лента сочетает в себе замкнутость и бесконечность. Следуя из одной, исходной точки, пройдя круг, — попадаешь в антиточку, видишь оборотную сторону. Но стоит пройти еще один круг, как возвращаешься на круги своя... То же самое происходит и с письменными знаками. Как уже говорилось выше, возникновение и развитие письменных знаков шло от изображения. У ряда народов на ранней ступени их развития получило распространение образно-картинное письмо. Далее, с усложнением информации, письменный знак утрачивает сходство с обозначенным предметом, то есть начинает обозначать звук.

Таким образом, письменность, удаляясь от «изобразительности», приобретает все более «знаковый» характер. Это и есть первый круг движения «по Мёбиусу». Но именно здесь происходит тот самый поворот, который превращает обычное, линейное, одноплановое кольцо в ленту Мёбиуса. В момент, когда буквы начинают утрачивать свой иконический элемент, превращаясь в знаки конвенциональные, начинается активный поиск новых образов, который, зачастую приводит художников-шрифтовиков к изначальной природе письменных знаков. Это есть уже дальнейшее движение «по Мёбиусу», попытка возврата к первоначальной точке через период времени. [38]

Ярким примером тому может служить гарнитура MoveMe, «живой» шрифт, созданный Лукасом де Гроотом. Из лишенных образности рубленых букв художник постепенно создает предметные эмоциональные знаки и даже моделирует жизненные ситуации. В развитии шрифтовой графики «по Мёбиусу» (от «картинок-человечков», изображений людей, животных — к сухому, абстрактному знаку — и вновь — к иконическому, эмоциональному алфавиту, но уже на другом эстетическом уровне) кроются неограниченные возможности для формирования новых образов.

Таким образом, можно сделать вывод, что шрифт ­ это:

  • графическая форма знаков определенной системы письма;
  • комплект знаков, необходимых для воспроизведения текста на каком либо языке, который содержит все буквы данного алфавита или иероглифы, а также цифры и специальные знаки;
  • источник эстетической информации;
  • средство для облегчения чтения текста.

Следовательно, шрифт выполняет этнические, эстетические, технологические и медицинские функции.

Этнические – в шрифтах различных народов есть существенные отличия, чем дальше народы находятся друг от друга, тем сильнее отличается их шрифты. Это потому что шрифты разных народов создавали разные люди с разными кругами мировоззрения, разными обычаями и воспитанники разных культур. По различным шрифтам можно с легкостью сказать, к какой национальности относится его создатель. Шрифты являются особенностью каждой страны, они не повторны и не имеют копий. Но это не относится к газетным изделиям или другим изделиям сделанных во всех странах одинаковыми либо с использованием одинаковых шрифтов, что происходит в книгах произведенных на обычных типографиях.

Эстетические – каждый шрифт представляет собой произведение искусства, и предназначен для привлечения взгляда читателя. Для этого используется множество красивых шрифтов, но если допустим в газете или деловых бумагах красивые буквы будут просто неуместны, тогда берется обычный строгий шрифт.

Технологические – шрифты необходимы для воспроизведения текста на каком-либо языке, который содержит все буквы данного алфавита, цифры либо знаки.

В деловых газетах, книгах, учебниках, документациях и научно-популярных изданиях наиболее часто встречается шрифт Антиква.

Стиль у шрифта: академический, классический, традиционный, консервативный, элегантный.

Антиква создает впечатление гравированного шрифта, соединительные штрихи которой, как и засечки, уменьшены до волосных линий (hairlines). Этот сильнейший контраст придает такой антикве блистательный вид. У засечек отсутствует закругление, они пересекаются с основными штрихами под прямым углом. В сравнении с большинством наборных антикв старого стиля страница с антиквой нового стиля кажется несколько темнее. Вообще, этот шрифт создает впечатление прямизны, четкости и официальности.

Самым знаменитым сторонником антиквы нового стиля был итальянский печатник Джамбаттиста Бодони (Giambattista Bodoni), его именем названы многие шрифты. В настоящее время антиква нового стиля вышла из моды в наборе текста, ее еще используют в роскошных изданиях по искусству или, напротив, в дешевых книжках. Впрочем, как акцидентный шрифт гарнитура Bodoni используется повсеместно, она также нашла свою постоянную нишу в газетных заголовках.

Антиква старого стиля

Скругление засечек в местах примыкания к основному штриху и наклонная ось овальных элементов, умеренная контрастность. Важнейшими параметрами антиквы старого стиля являются слабый контраст между основными и вспомогательными штрихами и угол наклона оси овальных элементов, заметный на утоньшениях буквы o, которые смещаются с верхнего и нижнего положения в направлении против часовой стрелки.

Примеры: Arno Pro, Adobe Garamond, Bembo, Dante, Stempel Garamond, Granjon, Poliphilus, Sabon.

Рис. 2. Пример шрифта Arno Pro

Переходная антиква

Одной из особенностей переходной антиквы стало усиление контраста между основными и вспомогательными штрихами. Разница между основными и соединительными линиями в переходной антикве более явная, чем в старом стиле, но менее четкая, чем в антикве нового стиля. О переходных гарнитурах традиционно утверждают, что они появились из желания создать новый рисунок шрифта для короля Франции Луи XIV. Рисунок такого шрифта не восходит к каллиграфическим или историческим образцам, а основан на рациональных принципах математики и, как считали тогда, на при родных пропорциях. Хотя созданная антиква, так называемая romain du roi (королевская антиква), стала личной собственностью королевских печатников, она теперь носит имя того, кто восстановил ее для широкого коммерческого использования — Фурнье (Fournier)

Примеры: Times New Roman, Baskerville, Caslon, Georgia и Bookman.

Рис. 3. Пример шрифта Georgia

Антиква нового стиля

Отличается более сильным контрастом между основными и соединительными линиями, строго вертикальными овалами, тонкими и длинными засечками. Примеры: Didot и Bodoni.

Рис. 3. Пример шрифта Didot

Брусковая антиква

Разница между основными и соединительными линиями либо малозаметна, либо ее нет совсем, засечки мощные, прямоугольной формы. Как, например, заголовки GoDesigner:

Рис. 4. Пример шрифта Rodeo

Выводы по главе 4:

  • в печатном деле выделяются несколько видов шрифтов в зависимости от наличия или отсутствия засечек, толщины линий и т.д.;
  • выбор шрифта зависит от печатного материала, например, в печатном издании выбирается как правило шрифт без засечек, так как он удобочитаем;
  • шрифты бывают пропорциональными, в большей мере применяются в печатном деле, и непропорциональные (машиноширинные), которые представляют исходный вариант рукописи для редактора;
  • каждый шрифт представляет собой некий художественный образ, способный стать дополнением к содержанию текстового материала, а в некоторых случаях и обогащением его;
  • самым популярным шрифтом в печатных изданиях является антиква.
  • виды антиквы: антиква старого стиля, брусковая антиква, переходная антиква, антиква нового стиля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ литературы по проблеме показал, что научно-популярное издание рассматривается исследователями в качестве такого издания, которого состоит в популяризации научных знаний, достижений культуры, науки, техники, искусства и пр. Целевым предназначением научно-популярного издания является пропагандирование и популяризация, каких-либо достижений (в сферах указанных выше), среди широкой читательской аудитории. В то время как главной целью научно-популярного издания выступает формирование научного мировоззрения читательской аудитории. Научно-популярное издание осуществляет так же функцию мотивирования к дальнейшему исследованию заданной тематики, просветительскую функцию. И все-таки научно-популярное издание в первую очередь несет на себе информационную нагрузку и выполняет функцию передачи и освещение определенного информационного материала.

Невзирая на повальное увлечение читательской аудитории «розовой», детективной литературой, литературой в стиле «фэнтези», научно-популярные издания востребованы на рынке книг.

Научно-популярное издание является средством научной коммуникации и общения среди научных кругов.

Научно-популярные издания отличаются от художественных простотой, неброскостью, лаконичностью и декоративностью.

Обязательным элементом научно-популярного издания является наличие аппарата, который отражает структуру издания, дополнительные информационные материалы или факты биографии ученого, о котором идет речь.

Редактор научно-популярного издания несет на себе груз ответственности за отношение читателя к изданию, удобно ли оно было для чтения, доступность излагаемого материала и т.д.

Шрифты и шрифтовые композиции прошли в своем историческом развитии большой и длинный путь от древней Греции до современности. С каждой эпохой и скачком развития цивилизованного общества шрифтовое искусство претерпевало значительные изменения, которые отчасти дошли до наших времен. Шрифт выполняет этнические, эстетические, медицинские и технологические функции.

Современные шрифты имеют огромную палитру видов, которые различаются не только по эстетическим функциям, но и предназначению.

Выделяют рубленные, медиевальные, обыкновенные, брусковые и дополнительные шрифты, которые невозможно включить ни в одну из вышеназванных групп. Каждая группа характеризуется специфическими и уникальными особенностями шрифтов, а так же включает в себя некоторые гарнитуры. Так же шрифт должен иметь свойство быть распознанным различными устройствами, отсюда и другая классификация шрифтов: матричные и векторные.

Шрифт в научно-популярном издании должен быть удобочитаемым для аудитории. К шрифтам научно-популярных изданий, а так же к оформлению в целом, предъявляются определенные требования, в совокупности с которыми издание должно отвечать условиям и задачам читательской аудитории и достигать поставленных целей.

Тематика научно-популярного издания настолько разнообразна в современном мире, что читатель имеет огромный выбор порой. Тематика определяется задачами и целями развития социума.

Оформление научно-популярной литературы проигрывает в сравнении с оформлением и наглядной представленностью художественных изданий. Но возможностей, даже за счет выбора шрифта, огромное множество, поэтому научно-популярные издания и их наглядность постоянно развивается и идет по пути улучшения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Антонова С.Г., Васильев В.И., Жарков И.А. и др. Редакторская подготовка изданий: учебник / под ред. С. Г. Антоновой. ­ М.: Изд-во МГУП, 2002. ­ С. 468;

Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов. ­ М.: Изд-во МГУП, 1999. ­ С. 256;

Гречихин А. А.Современные проблемы типологии книги / А. А. Гречихин. – Воронеж: Изд-воВоронежского ун-та, 1989. – С.248;

  1. Есин Б.И. Еще раз о типологии // Вест. Моск. ун-та. Сер. 10. - Журналистика. ­ М., 2005. ­ № 6. ­ С. 66-67;
  2. Иваницкий В. Ю. Научная популяризация как функция современной науки // Науковедение. ­ М., 2001. ­ № 2. ­ С. 198-207;
  3. Композиция изданий. Особенности проектирования различных типов изданий: Учеб. пособие для специальности 051800 «Графика» / Е.Б. Адамов [и др.]; Под ред. С.М.Болховитиновой. ­ М.: Изд-во МГУП, 2000. ­ С. 165;
  4. Крупская Н.К. Речь на VIII Всесоюзном съезде ВЛКСМ // Крупская Н.К. Пед. соч. В 10-ти т. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1969. ­ Т.5.­ С.255;

Литке М. В. Научно-популярные и научно-познавательные журнала: проблема типологической классификации // Журналистский ежегодник. ­ М., 2014. ­ №3. – С. 59-65;

  1. Мильчин А.Э., Чельцова Л.К. Справочник издателя и автора. – М.: Олимп, 1998. ­ С.198;
  2. Настольная книга редактора. // Под ред. Б.А. Вяземского. – СПб: Питер, 1999. – С.289;
  3. Парафонова В. А. Некоторые тенденции в развитии современных научно-популярных журналов: уточнение типологической картины // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. ­ М., 2009. ­ № 6. ­ С. 156–167;
  4. Редактирование отдельных видов литературы: Учебник. // Под ред. Н.М. Сикорского. – М.: Книга, 1987. ­ С.115;
  5. Стефанов С.И. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника. ­ М.: Гелла-принт, 2004. ­ С. 320;
  6. Серов С. И. Типографика визуальной коммуникации. – М.: Линия График, 2004. – С. 32;
  7. Суворова С.П. Журналистика научная и научно-популярная: особенности предметной области, функции, задач // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. ­ М., 2009. ­ № 6. ­ С. 14–23.
  8. Типология периодической печати : учеб. пособие для вузов / Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. ­ М., 2007. ­ С.236;
  9. Хорина Е. О. Дизайн научно-популярных изданий в восприятии аудитории (на примере журналов «Вокруг Света» и «National Geographic») // Огарев-Online. ­ М., 2016. ­№12 (77). – С. 1-8;
  10. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. – М.: Политиздат, 1978. ­ С.429;
  11. Энциклопедия книжного дела. // Сост. Ю.Ф. Майсурадзе, А.Э. Мильчин, Э.П. Гаврилов и др. – М.: Юристъ, 1998. ­ С.46;
  12. Яцюк О. Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004. – С. 350;
  13. Выбор шрифтов для набора. [Электронный ресурс]. ­ Электрон.дан. ­ Режим доступа: https://studfiles.net/preview/1636450/page:27/ (дата обращения 18.06.2018);
  14. Дубина Н. Оформление научных и технических изданий. [Электронный ресурс]. ­ Электрон.дан. ­ Режим доступа: https://compuart.ru/article/15378 (дата обращения 17.06.2018);
  15. Классификация шрифта в издательском деле. [Электронный ресурс]. ­ Электрон.дан. ­ Режим доступа: http://studbooks.net/722364/zhurnalistika/klassifikatsiya_shrifta_izdatelskom_dele (дата обращения 18.06.2018);
  16. Оформление научных и технических изданий. [Электронный ресурс]. ­ Электрон.дан. ­ Режим доступа: http://www.i-type.ru/nauchbook.html (дата обращения 18.06.2018);
  17. Особенности оформления научно-популярных изданий. [Электронный ресурс]. ­ Электрон.дан. ­ Режим доступа: http://lib.rosdiplom.ru/library/download_list.aspx?id=497915 (дата обращения 18.06.2018);
  18. Типологические характеристики научно-популярного издания. [Электронный ресурс]. ­ Электрон.дан. ­ Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5390400/page:12/ (дата обращения 18.06.2018);
  19. Шрифты и их роль в печатных изданиях. [Электронный ресурс]. ­ Электрон.дан. ­ Режим доступа: https://lektsii.org/15-19733.html (дата обращения 18.06.2018);
  20. Шрифт. [Электронный ресурс]. ­ Электрон.дан. ­ Режим доступа: https://revolution.allbest.ru/journalism/00239769_0.html (дата обращения 18.06.2018).
  1. Хорина, Е. О. Дизайн научно-популярных изданий в восприятии аудитории (на примере журналов «Вокруг Света» и «National Geographic») // Огарев-Online. ­ М., 2016.­ №12 (77). – С. 5;

  2. Литке, М. В. Научно-популярные и научно-познавательные журнала: проблема типологической классификации // Журналистский ежегодник. – М.,2014.­- №3. – С. 59.

  3. Стефанов С. И. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника. – М.: Гелла-принт, 2004. - С. 142.

  4. Мильчин А.Э., Чельцова Л.К. Справочник издателя и автора. – М.: Олимп, 1998, С.162.

  5. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. – М.: Политиздат, 1978, С.159.

  6. Крупская Н.К. Речь на VIII Всесоюзном съезде ВЛКСМ // Крупская Н.К. Пед. соч. В 10-ти т. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1969. ­ Т.5. ­ С.255.

  7. Антонова С.Г., Васильев В.И. и др. Редакторская подготовка изданий: Учебник. – М.: МГУП, 2002. ­С.85.

  8. Парафонова, В. А. Некоторые тенденции в развитии современных научно-популярных журналов: уточнение типологической картины // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. ­ М., 2009. ­ № 6.­ С. 162.

  9. Парафонова, В. А. Некоторые тенденции в развитии современных научно-популярных журналов: уточнение типологической картины // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика.­ М., 2009. ­ № 6.­ С. 160.

  10. Антонова С.Г., Васильев В.И., Жарков И.А. и др. Редакторская подготовка изданий: учебник / под ред. С. Г. Антоновой. - М.: Изд-во МГУП, 2002. - С. 85.

  11. Парафонова, В. А. Некоторые тенденции в развитии современных научно-популярных журналов: уточнение типологической картины // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика.­ М., 2009. ­ № 6.­ С. 159.

  12. Парафонова, В. А. Некоторые тенденции в развитии современных научно-популярных журналов: уточнение типологической картины // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. ­ М., 2009. ­ № 6.­ С. 158.

  13. Парафонова, В. А. Некоторые тенденции в развитии современных научно-популярных журналов: уточнение типологической картины // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика.­ М., 2009. ­ № 6.­ С. 157.

  14. Шрифты и их роль в печатных изданиях. [Электронный ресурс]. ­ Электрон.дан. ­ Режим доступа: https://lektsii.org/15-19733.html (дата обращения 18.06.2018).

  15. Шрифты и их роль в печатных изданиях. [Электронный ресурс]. ­ Электрон.дан. ­ Режим доступа: https://lektsii.org/15-19733.html (дата обращения 18.06.2018).

  16. Шрифты и их роль в печатных изданиях. [Электронный ресурс]. ­ Электрон.дан. ­ Режим доступа: https://lektsii.org/15-19733.html (дата обращения 18.06.2018).

  17. Шрифты и их роль в печатных изданиях. [Электронный ресурс]. ­ Электрон.дан. ­ Режим доступа: https://lektsii.org/15-19733.html (дата обращения 18.06.2018).

  18. Шрифты и их роль в печатных изданиях. [Электронный ресурс]. ­ Электрон.дан. ­ Режим доступа: https://lektsii.org/15-19733.html (дата обращения 18.06.2018).

  19. Шрифты и их роль в печатных изданиях. [Электронный ресурс]. ­ Электрон.дан. ­ Режим доступа: https://lektsii.org/15-19733.html (дата обращения 18.06.2018).

  20. Хорина, Е. О. Дизайн научно-популярных изданий в восприятии аудитории (на примере журналов «Вокруг Света» и «National Geographic») // Огарев-Online. - 2016. №12 (77). – С. 1-8.

  21. Настольная книга редактора. // Под ред. Б.А. Вяземского. – СПб: Питер, 1999. – С. 212.

  22. Шрифты и их роль в печатных изданиях. [Электронный ресурс]. ­ Электрон.дан. ­ Режим доступа: https://lektsii.org/15-19733.html (дата обращения 18.06.2018).

  23. Редактирование отдельных видов литературы: Учебник. // Под ред. Н.М. Сикорского. – М.: Книга, 1987. ­ С.115.

  24. Энциклопедия книжного дела. // Сост. Ю.Ф. Майсурадзе, А.Э. Мильчин, Э.П. Гаврилов и др. – М.: Юристъ, 1998. ­ С.46.

  25. Ребров М. Грани популяризации науки или пути к читателю. – М.: Наука, 1981. ­ С..61;

  26. Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов. – М.: МГУП, 1999. ­ С.136.

  27. Ямчук К.Т. Редактирование в издательском деле России в XX веке: конспект лекций. – М.: МГУП, 1998, С.159.

  28. Гречихин, А. А.Современные проблемы типологии книги / А. А. Гречихин. – Воронеж: Изд-воВоронежского ун-та, 1989. – С.248.

  29. Суворова С.П. Журналистика научная и научно-популярная: особенности предметной области, функции, задач // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. - 2009. - № 6. - С. 14–23.

  30. Настольная книга редактора. // Под ред. Б.А. Вяземского. – СПб: Питер, 1999. – 289 с.

  31. Типология периодической печати : учеб. пособие для вузов / Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. - М., 2007. - 236 с.

  32. Антонова С.Г., Васильев В.И. и др. Редакторская подготовка изданий: Учебник. – М.: МГУП, 2002, с.189.

  33. См.: Гречихин А.А. Современные проблемы типологии книги. – Воронеж: Подъем, 2007.

  34. Настольная книга редактора. // Под ред. Б.А. Вяземского. – СПб: Питер, 1999. – С. 216.

  35. Антонова С.Г., Васильев В.И. и др. Редакторская подготовка изданий: Учебник. – М.: МГУП, 2002, с.171 – 172.

  36. Шрифты и их роль в печатных изданиях. [Электронный ресурс]. ­ Электрон.дан. ­ Режим доступа: https://lektsii.org/15-19733.html (дата обращения 18.06.2018).

  37. Шрифты и их роль в печатных изданиях. [Электронный ресурс]. ­ Электрон.дан. ­ Режим доступа: https://lektsii.org/15-19733.html (дата обращения 18.06.2018);

  38. Шрифты и их роль в печатных изданиях. [Электронный ресурс]. ­ Электрон.дан. ­ Режим доступа: https://lektsii.org/15-19733.html (дата обращения 18.06.2018).