Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Реферат на тему: КВЖД и советско-китайский конфликт 1929 года

Реферат на тему: КВЖД и советско-китайский конфликт 1929 года

Содержание:

Введение

Дальневосточный железнодорожный конфликт (Far Eastern Railway Conflict)-советско-китайский вооруженный конфликт, возникший в 1929 году после того, как Чжан Сюэлян захватил контроль над Китайско-Восточной железной дорогой, совместным советско-китайским предприятием. В ходе последующих боев Красная Армия разгромила противника. Хабаровский протокол, подписанный 22 декабря, положил конец конфликту и восстановил статус дороги, существовавший до столкновений.

Предыстория конфликта

После революции в России Китайско-Восточная железная дорога стала предметом спора между крупнейшими мировыми державами. В 1918-1920 годах Япония пыталась захватить дорогу, на Вашингтонской конференции только протест Китая и не приглашенная к обсуждению РСФСР, а также разногласия между странами-участницами конференции не позволили достичь соглашения об установлении международного контроля над ней.

В 1924 году СССР установил дипломатические отношения со многими капиталистическими странами: Великобританией, Францией, Японией, Италией. 31 мая этот список пополнился Китаем. В то же время ССВ была признана совместным советско-китайским коммерческим предприятием. В Китае в то время продолжалась гражданская война. На юге страны, с центром в Кантоне, существовало гоминьдановское правительство во главе с Сунь Ятсеном, на севере-в Пекине — другое правительство, которое было, однако, игрушкой в руках десятка военных губернаторов, боровшихся за контроль над ним на территории от Янцзы до границ СССР.

В марте 1925 года Сунь Ятсен умер. Новый лидер Гоминьдана Чан Кайши начал поход на север. После того как он завершил объединение страны под своим командованием (июнь 1928 года) и перенес столицу в Нанкин, все Великие державы, кроме СССР, признали его правительство. В то же время Маньчжурия фактически оставалась под контролем сына Чжан Цзолиня, Чжан Сюэляна.

Чжан Цзолинь в свое время получал товары и оружие от японцев, но в 1928 году решил порвать с ними и был убит. Чжан Сюэлян присоединился к Чан Кайши, чтобы пользоваться его покровительством в отношениях с японцами (он отказался платить Японии по кредитам своего отца). Именно войска Чжан Сюэляна принимали непосредственное участие в боевых действиях против СССР.

Советская сторона считала, что Чан Кайши подтолкнул его к агрессии, которую, в свою очередь, вынуждали делать русские эмигранты-белогвардейцы и правительства западных держав, желавшие проверить боевые качества Красной Армии и ослабить позиции СССР в регионе. Незадолго до этого, в 1927 году, был осуществлен ряд враждебных акций против советских посольств и торговых представительств в Великобритании, Германии, Польше и Китае. Таким образом, конфликт на КВЖД рассматривался советской стороной как часть большого заговора империалистов против СССР.

На Западе утверждали, что реальная причина захвата дороги Китайцами заключалась в том, что советская ССВ начала приносить гораздо меньше прибыли, что истощало китайскую казну. Так, в 1924 году доходы КВЖД составляли 11 миллионов рублей, в 1926 году — почти 20 миллионов рублей, а с 1927 года прибыли дороги стали неудержимо падать. В 1927 году-менее 10 миллионов рублей, в 1928 году-менее 5 миллионов рублей, хотя канадские и американские специалисты утверждали, что КВЖД способна приносить до 50 миллионов золотых рублей ежегодно

Силы сторон

Под командованием Чжан Сюэляна армия Мукдена насчитывала 300 000 человек. Он был в основном сосредоточен на четырех областях:

Забайкальское — 59 тысяч человек, 107 пулеметов, 70 орудий, 100 бомб, 2 бронепоезда, 3 самолета, Благовещенское — 5 тысяч человек.Сунгари-5,5 тыс. чел., 26 пулеметов, 20 орудий и 16 бомбометовПриморское-63 тыс. чел., 200 пулеметов, 120 орудий, 110 бомб

Также под командованием Чжан Сюэляна находились 70 тысяч белогвардейцев и 11 кораблей Сунгарийской флотилии.

Советские войска насчитывали всего 18 521 человека и 10 танков, но были лучше вооружены и подготовлены.

Хронология событий

 Начальный этап.

Начиная с декабря 1928 года маньчжурские власти начали предпринимать попытки захвата КВЖД. После пропагандистской кампании в прессе китайская полиция в Харбине 22 декабря захватила телефонную станцию КВЖД.

29 декабря был спущен флаг КВЖД, состоящий из китайского, пятицветного вверху и советского красного внизу. Вместо этого был вывешен гоминьдановский флаг.

В начале 1929 года китайские власти потребовали, чтобы приказы советского генерального директора дороги согласовывались с китайскими советниками. 2 февраля 1929 года советская сторона пригласила правительство в Мукден для обсуждения возникающих разногласий. Но встреча советского генерального консула в Харбине Бориса Мельникова с Чжан Сюэляном закончилась взаимными обвинениями и ссорой.

27 мая 1929 года китайская полиция ворвалась в здание Генерального консульства СССР в Харбине и изъяла часть документов. Некоторые из них были наполовину сожжены. Среди конфискованного имущества были обнаружены две искусно изготовленные печати, которые использовались для опечатывания писем и посылок, содержащих пропагандистские материалы, и отправки их под видом американской и японской почты. Под предлогом того, что в консульстве проходила встреча сотрудников Коминтерна, были арестованы 80 человек, в том числе 42 сотрудника консульства.

31 мая заместитель наркома Карахан вручил ноту протеста временному поверенному в делах КНР в Москве Ся Вэйсуну и потребовал немедленного освобождения арестованных и возврата арестованного имущества.

1 июня некоторые китайские дипломаты покинули Москву.

9 июля Президент Совета директоров CEL Лу Цзюньсюань назначил члена Совета директоров Fan Chikuan заместителем генерального директора CER. Лу потребовал, чтобы все ключевые отделы на дороге возглавляли китайцы, а все приказы советского руководителя подписывал Фэн. Когда генеральный директор КВЖД Емшанов отказался выполнить приказ Лю, китайские власти 10 июля захватили телеграф, через который советские рабочие посылали сообщения в Москву, закрыли офисы торгпредства, Дальгосторга, Совторгфлота, нефтяного и текстильного синдиката, штаб-квартиру железнодорожного профсоюза. Начались аресты советских работников КВЖД под предлогом того, что они занимались коммунистической пропагандой.

11 июля Лю уволил Емшанова и всех начальников отделов и немедленно заменил их китайскими или белыми иммигрантами, принявшими китайское гражданство. Это было сделано под предлогом нарушения Емшановым и другими советскими работниками статьи 6 советско-китайского соглашения 1924 года (пропаганда, направленная против политического и общественного строя Китая, планы свержения китайского правительства, уничтожение КВЖД и т. д.).

13 июля Карахан направил ноту протеста правительствам Мукдена и Нанкина. Он указал на незаконность действий китайских властей. Отмечалось также, что маньчжурские войска приблизились к советской границе, и есть основания полагать, что Мукден планирует направить на территорию СССР отряды белогвардейцев. В связи с этим СССР выразил решительный протест и обратил внимание китайской стороны на исключительную серьезность ситуации. В нем также выражалась готовность советской стороны разрешить конфликт мирным путем, если граждане СССР будут освобождены, а противоправные действия прекращены. В противном случае Китай столкнется с серьезными последствиями.

Нота протеста осталась без последствий. По словам американского консула в Харбине, китайские власти " заставили себя поверить, что Советы никогда не перейдут от слов к делу."

15 июля генерал Чан Чин-Хуэй, гражданский администратор особой зоны, распорядился передать все библиотеки КВЖД с сотнями тысяч ценных книг китайскому управлению образования. По его приказу к Китайскому земельному управлению был присоединен отдел КВЖД, отвечающий за вопросы землевладения, а 12 скотобойен и 2 санитарные станции были национализированы. Тем временем заместитель управляющего Фэн закрыл отделы судоходства и рационализации труда, что вызвало массовые увольнения советских работников.

16 июля китайская сторона направила ответ на ноту Карахана, в которой говорилось, что Китай вынужден принимать меры по поддержанию общественного порядка, а действия властей северных провинций являются ответными мерами против незаконных действий советской стороны. В нем также говорилось, что тысячи китайских эмигрантов и торговцев были арестованы в СССР без предъявления обвинений, а тысячи китайцев, оставшихся на свободе, были помещены в условия, в которых они не могли зарабатывать себе на жизнь. Китай согласен освободить советских работников КВЖД, если СССР освободит всех китайских граждан, арестованных по политическим мотивам, и если всем китайским гражданам, коммерсантам и организациям будет гарантирована надлежащая защита.

17 июля советская сторона направила ответ, в котором нота Нанкинского правительства была признана неудовлетворительной. Ввиду невозможности разрешения конфликта СССР отозвал своих дипломатических, консульских и торговых представителей и выслал из страны китайских чиновников. Ответственность за инцидент была возложена на Нанкинское правительство.

19 июля китайское правительство опубликовало манифест, разъясняющий другим державам свою позицию в конфликте.

Движение по железной дороге в районе Пограничной станции было остановлено 14 июля, а 17 июля на границе был остановлен Транссибирский экспресс, следовавший из Харбина.

20 июля Нанкинское правительство объявило о разрыве дипломатических отношений с СССР.

Военные операции

В течение последующих недель на границе велись активные маневры советских войск. Летали самолеты, а в районе пограничной станции были установлены мощные прожекторы. Под Благовещенском прошли артиллерийские учения. Китайская сторона не делала никаких особых военных приготовлений, и приграничные районы Китая были охвачены паникой — жители были уверены в скором советском вторжении.

22 июля уполномоченный по иностранным делам Мукденского правительства в Харбине Цай Юньшэн обратился к советскому консулу Мельникову и предложил соглашение: советские сотрудники КВЖД будут освобождены, а конфликтная ситуация разрешится путем переговоров. В течение нескольких недель советская и китайская стороны обменивались депешами, которые не работали (Нанкинское правительство прислушивалось к немецким военным советникам, утверждавшим, что СССР не в состоянии начать войну). Дальнейшие переговоры проходили при посредничестве Министерства иностранных дел Германии.

7 августа была сформирована Особая Дальневосточная армия (ОДВА). В новой ноте от 28 августа СССР заявил, что действия китайской стороны провоцируют войну. Она, как и записки от 9 и 25 сентября, долгое время оставалась без ответа. Между тем на границе постоянно происходили мелкие стычки, которые провоцировались каждой стороной по очереди. Многие жители пограничной полосы организовали отряды самообороны для отражения как китайских, так и советских войск.

С обеих сторон велась активная пропаганда: китайцы обвиняли красноармейцев в зверствах, а Советский Союз китайцев — в субсидировании белогвардейских отрядов. В обоих случаях имело место преувеличение. Независимое расследование не подтвердило фактов военных преступлений со стороны Красной Армии, в то же время обвинения мукденских властей в подстрекательстве белогвардейцев к нападению на советские пограничные населенные пункты были несостоятельны: Чжан Сюэлян фактически не контролировал партизанское движение на своей территории.

12 октября началась Сунгарийская наступательная операция "ОДВА". В ходе сражения при Лахасусе Амурская флотилия уничтожила 7 из 11 кораблей противника (в свое время 2 из них - "Выдра" и "Фатерланд" - были конфискованы китайцами у Германии при вступлении Китая в Первую мировую войну, часть кораблей была конфискована колесными буксирами пароходства КВЖД). На следующий день Лагассе был взят. Китайские войска начали беспорядочно отступать в сторону Фугдина, а советская кавалерия и пехота в ходе преследования уничтожили более 500 вражеских солдат и офицеров. В общей сложности потери китайцев составили почти 1000 человек убитыми и ранеными.

Китайские солдаты, добравшись до Пуггины, начали грабить магазины и убивать мирных жителей. В то же время Красная Армия захватила крупные военные склады, в том числе большое количество продовольствия, но жалоб на ее действия со стороны гражданского населения не поступало.

Существовала опасность, что китайские войска могут превосходить советские в соотношении 3 к одному, поэтому командование Красной Армии решило начать наступательную операцию по разгрому противника до того, как он соберет свои силы. Была издана директива, согласно которой советская сторона отказывалась от каких-либо территориальных претензий и намеревалась лишь разгромить милитаристские армии и освободить пленных. Особое внимание было уделено тому, чтобы гражданские здания и организации не подвергались нападениям.

Вопреки ожиданиям мукденских властей и их западных союзников, боевой дух красноармейцев был очень высок.

Советское наступление было направлено на два укрепленных региона с центрами в Маньчжоули (Манчули) и Чжалайноре (Чалайнор). В этих районах китайцы прорыли многие километры противотанковых рвов и построили укрепления. Наступление в ходе Мишаньфусской операции началось в ночь на 17 ноября. Мороз стоял около -20 градусов. Чтобы обеспечить эффект внезапности, были предприняты все меры к должной маскировке. Перейдя замерзшую реку Аргунь, Красная армия атаковала китайцев на рассвете. Первая линия обороны была смята в течение нескольких минут. В то же время кавалерия перерезала железную дорогу у Чжалайнора, так что китайские войска не могли ни отступить по ней, ни получить подкрепления. Оказавшись в ловушке, китайцы оказали бешеное сопротивление, несмотря на потери (почти весь китайский 14-й полк был перебит). 18 ноября бойцы 35-й и 36-й стрелковых дивизий КА при поддержке танков МС-1 сумели сломить сопротивление противника прежде, чем замеченные с воздуха подкрепления успели подойти. Остатки китайских солдат были уничтожены кубанскими кавалеристами.

Когда советские части вошли в Чжалайнор, город находился в состоянии хаоса. Все окна выбиты, на улицах — брошенное военное имущество. 19 ноября Красная армия повернула на Маньчжоули; китайские укрепления южнее и юго-западнее Чжалайнора были взяты через полтора часа.

Утром 20 ноября силы Вострецова окружили Маньчжоули и предъявили китайским властям ультиматум. Город был захвачен; китайские потери составляли 1500 человек убитыми, 1000 раненными и 8300 пленными. КА потеряла 123 человека убитыми и 605 ранеными. Командующий Северо-Западным фронтом Лян Чжуншян со своим штабом и более 250 офицеров Мукденской армии попал в плен.

Хабаровский протокол

Чжан Сюэлян был готов подписать мир на советских условиях через 48 часов после начала вторжения. 19 ноября поверенный по иностранным делам Цай Юньшэн направил телеграмму представителю Наркоминдела в Хабаровске А. Симановскому о том, что два бывших сотрудника советского консульства в Харбине отправляются в сторону фронта Пограничная-Гродеково и просят, чтобы их встретили. 21 ноября двое русских — Кокорин, прикомандированный к немецкому консульству в Харбине с тем, чтобы помогать советским гражданам после разрыва дипломатических отношений с Китаем, и Нечаев, бывший переводчик КВЖД, — перешли на советскую сторону в районе станции Пограничная вместе с китайским полковником. Кокорин передал советским властям послание Цай Юньшэна, что тот уполномочен мукденским и нанкинским правительством приступить к немедленным мирным переговорам и просит СССР назначить официальное лицо для встречи с ним.

22 ноября Симановский передал им ответ советского правительства, и три посланника направились назад в Харбин. В ответной телеграмме было сказано, что СССР готов пойти на мирное урегулирование конфликта, но считает невозможным вступать в переговоры на прежних условиях, которые были оглашены через МИД Германии 29 августа, пока Китай не признает статус кво на КВЖД на основе Пекинского и Мукденского соглашений 1924 года, не восстановит в должности советского управляющего дорогой и не отпустит всех арестованных. Как только СССР получит подтверждение выполнения данных условий, все китайские заключенные, попавшие под арест в связи с конфликтом на КВЖД, также будут отпущены, а советская сторона примет участие в мирной конференции. Чжан Сюэлян выразил согласие — его ответ пришел в Наркоминдел 27 ноября. Литвинов ответил в тот же день и попросил Чжан Сюэляна направить своего представителя в Хабаровск.

3 декабря 1929 года Цай Юньшэн и Симановский подписали предварительное соглашение. 5 декабря Чжан Сюэлян телеграммой подтвердил согласие с его условиями. 13 декабря Цай Юньшэн прибыл в Хабаровск. Было объявлено, что полномочия Люй Чжунхуа как президента КВЖД прекращаются с 7 декабря. Симановский объявил, что советское правительство назначает генеральным управляющим дорогии Юлия Рудого. 22 декабря был подписан Хабаровский протокол по которому КВЖД вновь признавалась совместным советско-китайским предприятием. 30 декабря Рудый приступил к выполнению своих обязанностей.

Последствия

После подписания Хабаровского протокола все военнопленные и арестованные в связи с конфликтом на КВЖД были отпущены на свободу, а советские войска выведены с территории Китая. Последний отряд вернулся в СССР 25 декабря 1929 года. Вскоре нормальная работа КВЖД была восстановлена.

Одной из целей советской стороны в данной войне было убеждение местного населения в том, что Советский Союз — друг китайцев. Военнопленных, перевезенных под Читу, хорошо кормили; среди них работали опытные политические работники, которые агитировали китайских солдат за советскую власть. На бараках красовались лозунги на китайском языке «Мы и Красная армия — братья!». В лагере выходила стенгазета под названием «Красный китайский солдат». Уже через два дня 27 китайских военнопленных подали заявления о вступлении в Комсомол, а 1240 человек подали заявление с просьбой оставить их в СССР.

В 1931 Манчжурия была окончательно оккупирована Японией. В 1935 году после многочисленных провокаций в районе дороги КВЖД была продана Маньчжоу-Го.

Список литературы

  1. Сергей Пискунов, Вячеслав Румянцев Советско-китайский вооруженный конфликт на КВЖД 1929 г.. hrono.ru (21.04.2003).
  2. Аблова Н. Е. «История КВЖД и Российской эмиграции в Китае»
  3. Бутлицкий Е. и Теплов Д. "Военная угроза на Дальнем Востоке. Что происходит на Советско-китайской границе. Москва:ГИЗ, 1929
  4. Горшенин И. "Маньчжурия и угроза японо-американской войны. Москва: Партийное издательство, 1933
  5. Иванов С. В. «В борьбе за мир. О Краснознаменной Дальневосточной» Хабаровск: 1930
  6. Липман Н. "Записки красноармейца-дальневосточника. Москва: Молодая гвардия, 1930 г.
  7. Костарев Николай «Граница на замке. (Об ОДВА)» Москва:Молодая гвардия, 1930
  8. Конев Н. «На советско-китайской границе». Москва, 1930
  9. Кулагин Владмимр Михайлович и Яковлев Николай Николаевич «Подвиг Особой Дальневосточной». Москва? Молодая гвардия, 1970
  10. Россия и СССР в войнах ХХ века, потери вооруженных сил (статистическое исследование)/ под общей редакцией Г. Ф. Кривошеева. — М.: «Олма-Пресс», 2001.
  11. Советско-китайский военный конфликт 1929 г.
  12. Фелюнинский И. И. «На Востоке»Харджиев Н. «Особая Дальневосточная». Москва, 1930Чуйков В. И. «Миссия в Китае»
  13. Шталь А. В. «1920-1930 " Проклятое Наследство.
  14. Советский Союз и Маньчжурский кризис 1924-1935 гг. Джордж Александр Ленсен