Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Психологические особенности восприятия речи

Восприятие речи состоит в ее распознавании. Причем речь воспринимается лишь в обязательной совокупности двух аспектов: как слухового раздра­жителя и как источника смыслового содержания воспринятых звуков. Первый аспект реализуется слу­ховой или зрительной системой (в зависимости от формы речи - голосовая или письменная).

В.П. Белянин выделяет следующие основные особенности восприятия речи: неосознаваемость, уровневость, а также осмысленность. Рассмотрим их последовательно.

Неосознаваемость восприятия речи. Когда мы читаем книгу или слушаем собеседника, мы не отдаем себе отчета в том, что мы производим извлечение смысла из знаков или звуков. Мы незаметно для себя переходим к смыслу воспринимаемой речи. "Наша речь сама по себе, - писал Л.В. Щерба еще в 1912 г., - кажется нам настолько естественным явлением, настолько она срослась с вещами, к которым относится, что мы попросту не замечаем, что мы не можем ее оторвать, отвлечь от вещей". По его мнению, это связано с тем, что при восприятии речи полученные ощущения и результаты не различаются сознанием как два отдельных по времени момента. Мы не осознаем разницы между тем, что нам дано объективно в ощущениях и результатом нашего восприятия. Способность понимать речь не является, однако, врожденной: она развивается по мере нашего освоения мира и овладения грамматикой языка.

Уровневость восприятия речи. Если говорить о физиологической стороне восприятия, то следует отметить, что оно представлено достаточно сложной системой. Её функционирование обусловлено наличием динамической последовательности звеньев, расположенных на разных уровнях нервной системы. В силу того, что смысловое восприятие является психической функцией этого физиологического субстрата, оно также характеризуется уровневой структурой. При этом уровневость структуры восприятия речевого сообщения проявляется как в ступенчатости самого процесса, так и в последовательности (уровневости) обработки речевого сигнала. К примеру, если объектом нашего восприятия являются изолированные звуки, то восприятие проходит на самом элементарном уровне распознавания и узнавания как элементарных психических актов. В результате многократных различений звуков в сознании человека формируется образ формы слова, на который человек опирается при восприятии новых элементов.

Осмысленность восприятия речи. На всех уровнях восприятия речи реципиент стремится приписать смысл языковым структурам. Одним из феноменов, связанных с восприятием речи, является сатиация. Сатиация - это потеря значения слова при многократном его повторении или внеситуативном употреблении.

Восприятие и дальнейшая работа всех психических процессов всегда сопряжены с работой мышечной системы человека. В этой связи И. М. Сеченов говорил о «мышечных чувствах», т. е. ощущениях, которые поступают в человеческий мозг от движений работающих мышц и которые несут в себе разнообразную информацию о воспринимаемых объектах и явлениях. При восприятии речи это относится как к внутренней работе слуховых и речевых мышц, которые, получая речевой сигнал, реагируют на него внутренними незаметными глазу движениями, посылая эти двигательные импульсы в мозг и закрепляя там воспринимаемую информацию, так и к внешней работе всех мышц тела. Если мы услышим звук, то мы, как правило, повернем по направлению к нему голову. В барабанной перепонке и тонкой мембране внутреннего уха возникнут легкие колебания, которые передадут информативные раздражения на слуховой нерв, в мышцах нашей гортани незаметно произойдет настройка на силу, тональность, мелодику, ритм, тембр звукового раздражителя; речепроизводительные органы начнут невидимую деятельность по артикуляторной обработке акустического сигнала, подготавливаясь к работе по его воспроизведению. Собственно говоря, еще только воспринимая сигнал, обрабатывая его и выискивая в нем смысл, мозг, который функционирует как мультипроцессор и всегда настроен на продукт, уже готовится к воспроизведению этого сигнала.

Восприятие, память и прочие познавательные процессы работают лучше, если при восприятии явлений, в нашем случае речевых, человек совершает различные манипуляции. Так, ребенку, объясняя название предмета, обязательно нужно дать этот предмет посмотреть, потрогать или поиграть с ним. При этом очень важно создать ситуацию положительного аффекта.

Вывод: каждый читатель "вычитывает" из текста несколько разное содержание. Однако, воспринимая текст по-разному, мы не строим различные миры: мы по-разному строим один и тот же мир. Этот мир мы можем видеть в разных ракурсах, с разной степенью ясности, можем видеть фрагмент вместо целой картины.

2. Приемы сценического творчества.

Личность формируется и проявляется только в деятельности. В процессе сценического действия и только в нем реализуется все особенное и типичное, что представляет собой сценическое создание актера. А.А. Бодалев показал, что в личности четко выделяются две группы свойств: первая связана с побудительной (мотивационной) стороной личности, а вторая - с организационно-исполнительской стороной психической регуляции деятельности. "Внутреннее-психологическое содержание человека (его убеждения, потребности, интересы, чувства, характер, способности) обязательно выражаются у него в движениях, действиях, поступках. Воспринимая движения, действия, поступки, деятельность человека, люди проникают в его внутреннее психологическое состояние, познают его убеждения, характер, способности".

2.1.Работа с аудиторией.

Аудитория может быть разной — малочисленной и превышающей тысячу человек, скептично, нейтрально или доброжелательно настроенной, отличающейся по возрасту, социальному и профессиональному составу. В независимости от ее особенностей, выступающий должен уметь с ней взаимодействовать и устанавливать результативный контакт. Чтобы завладеть вниманием слушателей, получить нужную обратную связь, донести мысль и убедить в своей правоте, требуется множество навыков. Следует заниматься текстом речи, вербальной подачей материала и многими другими инструментами оратора. Чтобы эффективно презентовать материал, взаимодействовать с публикой, необходимо:

  • готовиться к выступлениям, работая над текстом и собственной уверенностью;
  • разносторонне владеть темой и правильно доносить мысли;
  • быть красноречивым — использовать приемы риторики, осваивать ораторское искусство, чтобы склонять слушателей на свою сторону;
  • ясно отвечать на вопросы, устанавливать обратную связь со зрителями;
  • результативно использовать невербальные инструменты — позы, движения и так далее.

2.2.Подготовка к выступлению.

Перед каждым выступлением на публике нужно подготовиться, даже если вы не раз произносили речь перед слушателями. Работайте по нескольким направлениям: сама речь, ваше физическое состояние, моральный настрой. Волноваться перед выступлением свойственно и опытным ораторам, но, чем больше вы говорите, тем меньше будете нервничать. Поэтому используйте:

  • специальные позы, которые вводят оратора в нужное психоэмоциональное состояние — с выпрямленной спиной, контролированной осанкой, расправленными плечами, приподнятой головой;
  • методы снятия физических и моральных зажимов — помогает артикуляционная гимнастика, упражнения на снижение уровня адреналина;
  • приемы психического расслабления — медитации, упражнения «настройки» на успех и так далее.

2.3.Структура, содержание и подача речи.

Оратору нужно четко донести свою мысль или мнение до слушателей и убедить их в правильности тезисов. Поэтому уделите содержанию речи, подаче материала и структуре текста много внимания. Чтобы улучшить восприятие информации аудиторией, используйте принцип структурирования. Разбивайте текст на части по функциональному признаку. При написании текста профессиональные ораторы руководствуются следующими принципами:

  • краткости фраз — в предложениях не должно быть более 9 слов, потому что восприятие человека ограничено 7-10 смысловыми единицами и содержание длинных сентенций теряется;
  • повторения — чтобы запомниться слушателям, принципиальные тезисы в речи должны повториться не менее трех раз, но не подряд, а в логическом, правильно сформулированном контексте;
  • баланса абстракций и конкретики — лучшей пропорцией теории и примеров из практики считают один к одному, так зрители не будут перегружены отвлеченной информацией и не сочтут, что на выступлении оратор только развлекал их историями;
  • ключевых фраз — всегда формулируйте основные тезисы одинаково, будь то названия, термины, слоганы, краткие описания товаров и так далее;
  • наглядности и визуализации — добавляйте в пример детали, вызывающие зрительные ассоциации, используйте реальные образцы продукции, рисуйте на доске, готовьте макеты;
  • простоты — усложненные сентенции, велеречивость вызывают раздражение аудитории, поэтому сведите использование специальных терминов к минимуму, разъясняйте их, разбавляйте профессиональный сленг и наукообразность легкими шутками, излагайте понятно и ясно.

2.4.Речевые и невербальные инструменты работы со слушателями.

Текст речи важен, но подача его не менее значима. Оратор должен владеть навыками невербального, звукового воздействия на присутствующих, бороться с торопливостью, дрожащим или тихим голосом, невыразительностью и другими недостатками. Чтобы вовлечь слушателя в эмоциональный диалог, используйте:

  • смену регистра, тембра голоса: модуляции увеличивают энергетику выступления, повышают интерес к произносимой речи, вовлекают во внимательное слушание и придают речи интонационное разнообразие;
  • умеренно эмоциональные интонации — они помогают склонить людей на свою сторону, «играя» на ее чувствах (внимание: это прием для опытных ораторов, ему нужно серьезно учиться);
  • паузы, повышение и понижение громкости и другие приемы владения голосом.

2.5.Общение и установление контакта со слушателями.

Выступление — это акт коммуникации, и оратор должен помнить о принципах и составляющих плодотворного общения. Удачно, если цели слушателей и лектора совпадают, они активны, настроены «на одну волну», заинтересованы друг в друге. Но зачастую оратору приходится преодолевать скептицизм, выстраивать обратную связь с инертной публикой, представлять ей себя. Ему помогают:

  • грамотно выполненное знакомство с публикой, настройка визуального контакта;
  • целеполагание в сочетании с гибкостью — умейте помнить о своей задаче, приспосабливаясь к обстоятельствам;
  • эффективно выстроенный диалог, умение чувствовать слушателей;
  • искреннее удовольствие от своего дела — люди это чувствуют.

Прежде всего, мы общаемся словами, голосом. Слова передают мысль, а голос интонация окрашивает слова и мысль чувством - это и есть общение словесное. Можно общаться жестом, движением (например - позвать, указать, куда идти, оттолкнуть и т. д.). Это физическое общение, или по выражению К.С. Станиславского, “физичность общения”.

Но самое тонкое общение - это общение “лучеиспускание” и “лучевосприятие”. Такое общение К.С. Станиславский называл “нежным щепетильным процессом”.

Он объяснял: “Наши внутренние чувства и желания испускают лучи, которые просачиваются через наши глаза, через тело и обливают других людей своим потоком. Лучевосприятие - это обратный процесс, то есть вбирание в себя чужих чувств и ощущений”. Нередко эти чувства являются полной противоположностью словам.

Разговор глаз - самый ценный способ общения, так как передает подсознательное, сверхсознательное.

Вывод: Общение является главным элементом актерской игры, как все остальные элементы и все они неотъемлемая часть системы Станиславского. Из системы нельзя вычленить какой-либо элемент, иначе вся система рухнет, как только мы это сделаем.

Общаясь между собой актеры воздействуют на зрителей, а не взаимодействуя они рушат всю картину. Каждый элемент системы по сути является главным, нет ни одного элемента, который можно было бы выбросить из актерской игры.

3.Вербальные коммуникации: проблемы, ошибки, технологии.

Как считают специалисты, коммуникативное взаимодействие людей на три четверти состоит из речевого (вербального) общения. В науке различные формы языкового общения получили название вербальных средств коммуникации.

Как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т.е. принимает вербальную или словесную форму.

Технологии вербальной коммуникации - это технологии выступлений, ведения деловых бесед и переговоров, умение слушать.

При передаче информации нужно возникшую идею, мысль сначала словесно оформить во внутренней речи, затем высказать. Это высказывание должно быть услышано и понято. При этом следует помнить, на каждом этапе процесса словесного оформления мыслей происходят потери информации, ее искажение.

Вербальная форма общения является основной в деловых отношениях. Знание правил родного языка как никогда важно при ведении деловых встреч и переговоров. Однако здесь собеседников может поджидать проблема в виде коммуникативных барьеров:

1. Фонетический барьер. Может возникнуть из-за особенностей речи говорящего. Сюда относятся интонация, дикция, акцент. Чтобы избежать этого барьера, нужно говорить с собеседником достаточно громко и четко.

2. Логический барьер. Может возникнуть в том случае, если у собеседников разные типы мышления. Уровни интеллекта, например, могут привести к непониманию и возникновению этого барьера.

3. Семантический (смысловой) барьер. Возникает между представителями разных стран и культур. Проблемой здесь является разная смысловая нагрузка одних и тех же слов.

4. Стилистический барьер. Возникает при нарушении построения сообщения. Чтобы избежать этого барьера, необходимо сначала привлечь внимание к своему сообщению, затем вызвать к нему интерес, перейти к основным положениям, обсудить вопросы и возражения, а затем дать собеседнику сделать выводы. Любое нарушение этой цепочки вызовет непонимание.

В качестве ошибок, мы можем выделить способы вербальной коммуникации, которые усложняют процесс взаимодействия и сотрудничества коммуникантов. Например:

  • приказ,
  • указание,
  • команда,
  • угроза,
  • похвала как манипулятивное средство – «ты молодец»;
  • совет, как навязывание готового решения;
  • критика личности – «ты лентяй»;
  • необоснованное обобщение – «ты всегда»;
  • логическая аргументация без учета чувств собеседника, успокаивание и пр.

Все эти виды реакции имеют своей целью доминирование одного коммуниканта над другим и вызывают защитные реакции того собеседника, на которого они направлены. В них отсутствует компонент сотрудничества и диалога. Зачастую такие коммуникации проводятся в форме монолога и игнорирования обратной связи. Эти виды вербального поведения иногда называют барьерами слушания, так как коммуникант, использующий неконструктивные речевые формы, не настроен на честные и открытые связи с другим человеком.

Заключение

Исследования в области интерперсональной коммуникации показывают более высокую эффективность взаимопонимания, когда участники коммуникации, ориентированы, прежде всего, на личностное взаимодействие, на коммуникацию личность – личность, на стремление партнеров к большей эмпатии. Это в свою очередь способствует улучшению психологической адаптации и функционирования в социуме, приводит к обоюдному удовлетворению взаимоотношениями.

Вывод: надо помнить главное - чтобы достигнуть понимания со стороны партнера, нужно овладеть технологиями речевого общения. Речь является самым универсальным средством общения, так как, именно вербально, менее всего теряется смысл сообщения.

Список литературы:

Книги

“Работа актера над собой” К.С. Станиславский

Грушевская Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2003.

Мамардашвили М. К. Эстетика мышления. М., 2000.

Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учеб. пособие.- М.: Аспект-Пресс, 2002

Изарт К.И., Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999.

Депонированные научные работы:

Автор научной статьи по специальности «Науки об образовании» - Гладкова З.В.

Диссертации.

Лагкуева, И.В. Особенности регулирования труда творческих работников театров: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05 / Лагкуева Ирина Владимировна. – М., 2009. – 168 с.

Электронные ресурсы:

 http://psyfactor.org/personal0.htm

 http://psyfactor.org/personal0.htm

http://www.hrm.ru