Дизайн конца 19 века и СССР (РСФСР)
Содержание:
Введение
Первейший рывок осмысления дизайна как и принципиального ново вида образовательной деятельности продвигались в условиях множественность индустриального производства. Многочисленные исследователи отмечают парадокс середины XIX в. Прогресс техники и не менее ярый бунт против нее. Этот процесс имел своих сторонников, так и завзятых противников. Развитие индустриального производства бытовых вещей многие художники и теоретики искусства восприняли как прямую угрозу хорошему вкусу.
Каждая революция помогала перерождаться дизайну и развиваться дальше по всем своим новейшим путям в великих масштабах, он и не отстает и сегодня, но суть в том что дизайн исчерпал себя, возможно мы снова увидим рассвет ново дизайна.
1) Актуальность темы: Развитие индустриального производства бытовых вещей Многочисленные исследования дизайна.
2) Цели и задачи исследования: Первейший рывок осмысления дизайна как и принципиального ново вида образовательной деятельности и продвижение в условиях множественного индустриального производства.
3) Философа и теоретика искусства Джона Рёскина (1819-1900), важного немецкого архитектора Готфрида Земпера (1803-1879), инженер и теоретиком машиностроения Франц Рёло (1829-1905).
4) Методология: сравнение, изучение, анализ научной литературы
Глава 1. Конец 19 века. Первые теории дизайна
1.1 Джон Рёскин
Падение ремесленнического качества и реализация промышленной индустриальной продукции по сравнению с ремесленными образами волновали многих высоких специалистов .Бунт против индустриального изготовления мебели, посуды, керамики, декоративных тканей, которые обычно входили ранее в сферу декоративно-ремесленнического искусства , произошел в Англии – в наибольшей степени прогрессивный на то время индустриальной стране.
Протест выразился, в первую очередь, в работах английского философа и теоретика искусства Джона Рёскина (1819-1900).
Он питал глубокую неприязнь к машинной сфере работы и в особенности к таким возносящимся до небес чудесам из стекла и железа, как железнодорожные вокзалы и «Хрустальный дворец» в Лондоне. Рёскин был в полном смысле слова всесторонне личностью: художником, поэтом и публицистом, что обеспечивало ему и его идеям исключительную популярность. Рёскин не мог терпел машинную продукцию за то, что она забирала всю красоту индивидуальной работы специалиста, рождающуюся при создании вещи руками человека. Это согласовывалось с его идеалами ремесленничества и воззрениями на условия труда Рёскина первым проявил внимание к промышленному искусству. Впоследствии, Рёскин остро вовлекал общественность к искусству бытовой вещи. В своих выступлениях он четко ставил вопрос о художественном качестве современных ему произведений промышленного и бытового искусства и подвергал резкой критике господствовавшие вкусы викторианской эпохи, призывал художников обратиться к природе, проникаться ее духом и изучать природные формы, если они хотят быть искренними в своем творчестве.
1.2 Готфрид Земпер
Следующим великим прогрессом дизайна - это синхронное осознание и признание техники.
Большую часть в восприятии общих принципов производства хороших и технологичных вещей сыграли теоретические труды важного немецкого архитектора Готфрида Земпера (1803-1879).
Живя в эмиграции во Франции, Земпер стал раздумывать о переселении в Америку, но англичанин Чэдвиг посоветовал ему переехать в Лондон и заняться подготовкой и устройством павильонов первой Всемирной промышленной выставки. Ничем подобным Земпер ни разу не занимался, но с удовольствием согласился с предложение и эмигрировал в Англию.
Земпер основал на выставке датский, шведский, канадский и египетский павильоны. Исследование современных образцов промышленной продукции, с которыми ему пришлось иметь дело, пробудило его на мысль исследовать причины регресса и их художественного качества.
После закрытия выставки Земпер не получил архитектурных заказов в Англии. Он занялся комплектованием известного Южно-Кенсингтонского музея, где поэтапно собрали более 20 тысяч образцов художественных и промышленных изделий. Это была самая лучшая школа для Земпера-теоретика. Южно-Кенсингтонский музей, как и первая Всемирная промышленная выставка, принималась у англичан чудом века. И, самое главное, здесь была открыта школа промышленного искусства, где Готфрид Земпер стал читать собственный курс металлотехники.
1.3 Франц Рёло
Главным, кто поставил вопрос о форме машин, был блистательным инженером и теоретиком машиностроения Франц Рёло (1829-1905).
Всю свою жизнь отдавшись исследованию машин. Самые главные его работы относились понятии кинематики машин. Развитие конструирования машин Рёло воспринимал как творческий, а потому связанный с красотой, с вопросами формообразования. Эта работа Рёло, написанная в 50-х гг. XIX в., представляет собой как бы своеобразный итог уже проделанного - исчерпывающий анализ архитектурного стиля в машиностроении. Вопросу о форме машины Рёло посвятил специальную работу «О стиле в машиностроении», которая является заключительной главой учебника по конструированию машин
Вопросу о соотношении формы от материала в машиностроении Рёло введший целый суть вопроса многочисленные разделы книг, созданный на практических примерах. Важно отмечено, что Рёло утвердил машину как объект приложения творческих способностей. Внесший вопрос даже о национальных чертах в машиностроении, ясно показывая, как по-разному выглядят станки одинакового назначения, спроектированные в Англии и Франции. Сами машины не были объектом его наблюдений. Тем более интересно сравнить его высказывания с рассуждениями Рёло, во многом сходными. (Еще одно доказательство того, что нет принципиальной разницы в эстетических требованиях к форме машины или произведению искусства, в методах проектирования станков или компоновки произведения искусства.)
Глава 2. Предвоенный дизайн в СССР
2.1 Мода довоенных времен
Тогда в СССР был строгий контроль над одеждой. Формирование в Москве мастерских «прозодежды», не принесло никаких наилучших результатов.
Мода – это “буржуазные штучки”, на которые у советской женщины-труженицы не должно оставаться времени. Наряжается – значит, мало работает. Мало работает – значит, тунеядка. С любой одеждой девушки повязывали красную косынку, которая теперь завязывалась не под подбородком, а на затылке. Послереволюционная мода подчеркивала равноправие мужчин и женщин, в равной степени участвовавших в построении нового мира.
После 1936г. Текстиль стал продаваться в свободной продаже. Модный силуэт вернулся к более женственной линии- т.е. талия вернулась на свое естественное место, грудь и бедра стали подчеркиваться. Советские женщины жили в условиях дефицита и жестких установок, но несмотря ни на что стремились красиво одеваться и, как могли, сопротивлялись господству массового безликого вкуса. Они находили возможности хорошо выглядеть даже в условиях тотальной нехватки насущных вещей. Олицетворением советской моды является крепдешиновое платье с цветочным рисунком. Маленькие или средние цветочки, часто на сером, черном, бордовом или темно-синем фоне, распространен и мелкий геометрический рисунок. были очень популярны платья из шелка в диагональную полоску, платья и блузки в горошек.
2.2 Предвоенный дизайн транспорта в СССР
Развитие транспортного дизайна в СССР в начале 30-х шло по пути функциональных поисков второй половины 20-х
Один из главных вопросов в отечественной литературе остро поставил вопрос об эстетике автомобиля инженер А.Н. Кириллов, автор самого выдающегося из довоенных времен легковых автомобилей в СССР "М1" ("Эмка").
Глубоко изучив мировую эволюцию внешних форм автомобиля, он подходит к весовому выводу, что должен состояться крутой поворот в формообразовании автомобильных кузовов переход к обтекаемым телам.
А. Кириллов делает важные выводы:
А.Н. Кириллова в быстро движущихся телах горизонтальные линии должны преобладать над вертикальными, а у неподвижных, напротив - вертикальные над горизонтальными. Что касается автомобиля на его боковых поверхностях должны присутствовать горизонтали, а спереди и сзади возможность широко применялись вертикали. Каждая линия контура или отделки автомобиля, каждая его деталь, видимая снаружи, должна подчеркивать основное назначение. Определенную ценность представляют исследования и эксперименты Ю. Долматовского, в которых он подробно разбирал понятие красоты кузова, выявляя отличие динамической движущейся архитектуры и архитектуры статичных объектов.
Для этого он анализирует пропорции и формы падающей капли, летящего голубя, плывущей рыбы, и обосновывает обтекаемость не только экономическими и техническими соображениями, но и требованиями достижения наибольшей эстетической выразительности.
Впрочем, до войны список советских легковушек не исчерпывался продукцией ГАЗа: в Москве выпускались роскошные представительские ЗИСы, а кроме того, осознав, наконец, потребность издания массовой микролитражки, начиналось создание автомобиля КИМ-10.
В итоге, к окончанию 30-х годов, образцовых ряд базовых модификаций легковых машин, выпускавшихся советской промышленностью.
2.3 Особенности архитектурного облика СССР
Особый вид стиля конструктивизма применялся в СССР.
Разработка советских архитекторов-конструктивистов до сих пор окружают нас.
Гостиница «Москва»
Самая первая гостиница, выстроенная при советской власти.
Итоговый проект вещал характерные черты от переходного периода конструктивизма к сталинскому ампиру и строилась с 1933 по 1936 год.
Здание Наркомзема
Здание выстроено в стиле позднего конструктивизма (1928 - 1933 гг.). Были использованы ново материалы, и в архитектуре образовываются округлые элементы.
Клуб им. Зуева
Творение конструктивизма,сконструирован в 1925 – 1929 г.
Шедевр нес в себе черты кубизма: здание построено из асимметрично расположенных правильных геометрических фигур. Общее впечатление усиливают также большие окна нестандартных размеров.
Планетарий
В день открытия планетария в Москве 5 ноября 1929 года в нём была проведена первая лекция с демонстрацией искусственного звездного неба.
В прессе появились восторженные отклики, а В.Маяковский отозвался на событие стихотворением «Пролетарка, пролетарий, заходите в планетарий...».
2.4 Метрополитен
Первые работы конструирования метрополитена происходила вручную, строительство началось в конце ноября 1931 года. Первые лопаты вошли в землю возле Сокольников с этого и началось глобальное строительство.
Московское метро стало мощнейшим достижением.
Первая станция: "Сокольники".
Перед архитекторами стояло требование товарища Сталина, требование партии – обеспечить максимальные удобства пассажирам, удовлетворить их высоким требованиям эстетики, комфорта и гигиены. Большого успеха в этой области добился академик И.А. Фомин. Он создал простыми художественными средствами подлинный шедевр архитектуры
Из станций мелкого заложения выделяется станция «Комсомольская использовали конструктивные особенности этой станции и создал прекрасную композицию .
Архитектура всех станций продемонстрировала дальнейший расцвет творчества. Существенные улучшения внесены в планировку вестибюлей. Эскалаторы связали наземные вестибюли непосредственно с платформами.
2.5 Скульптуры в СССР
Все идеологические рамки были оформлены в середине 30-х годов, созданием нового стиля и направления в искусстве "социалистического реализма« не означает, что скульптура в СССР была лишена талантов и настоящего искусства:
Имена Николая Андреева , Ивана Шадра , Веры Мухиной - были известны далеко за пределами СССР.
Булыжник - оружие пролетариата»
И. Д. Шадр 1927 г Шадр создал свою знаменитую композицию в память о событиях первой русской революции, произошедшей в 1905 году.
Работа выполнена в классическом стиле.
В основе композиции – фигура простого рабочего.
Тело этого мужчины выполнено в лучших античных традициях, однако автор наполнил скульптуру революционным содержанием.
Лицо модели изображает готовность к борьбе, противостоянию. Автор показал отчаявшегося человека, готового на крайние меры, чтобы хоть как-то преодолеть нужду.
Монумент «Рабочий и колхозница» 1937 г В. И. Мухина
Эталон социалистического реализма - так называли это монументальное произведение Веры Мухиной, ставшее одним из главных символов СССР.
Две фигуры - рабочего и крестьянки, высоко поднимающие над головой символы СССР - молоток и серп.
Они словно устремлены ввысь, их объединяет момент триумфа, великой победы.
2.6 Живопись 1930-х годов и ее особенности
Развитие живописи идет под знаком укрепления связи искусства с жизнью народа. Новое жизненное содержание, которое стремились воплотить в своих работах художники, определило и изменения в традиционных формах живописи. Так, в 1920-е годы в историко-революционном жанре были широко распространены. Более глубоко осваиваются традиции русского реалистического искусства.
В развитии советской тематической живописи конца 1920-х и 1930-х годов большую роль сыграло творчество Б. В. Иогансона.
«Допрос коммунистов» «Советский суд»
2.7 Советский конструктивизм в рекламе
Акционерное общество "Добролёт" - модная и популярная тема в советском рекламном плакате в начале 20-х годов и стоит на одном из первых мест с двумя другими феноменами - "Моссельпромом" и"Осоавиахимом".
В самом деле, художники привлекаются в эти области не только для того, чтобы выражать свои субъективные представления о мире, сколько для того, чтобы стимулировать, прямо и непосредственно, конкретные социальные процессы потребления и производства материальных ценностей, культурного обмена.
2.8 Дворец Советов-Гигант СССР
СССР впечатляющими шагами строит в самом сердце Москвы Дворец Советов . По всем меркам здание советов должно было быть выше Эмпайр-стейт-билдинг – высочайшего сооружения тогдашнего времени. 100-метровая фигура Ленина, должна была указывать на солнце, при этом постоянно двигаться, но позже проект закрылся на долгие годы. В Советском Союзе было удивительным, что даже стройка началась без каких-либо финансовых и технических расчетов. Внутреннее убранство интерьера измерялось лишь количественным показателем, без пересчета на рубли.
Война нарушила все планы архитекторов и художников. В 1941 г. возведение Дворца было остановлено и более не возобновилось, несмотря на все «попытки» Хрущева.
Задача конкурса была в том, чтобы гармонично вместить монументальное здание высотой в 415 м в облик города. Естественно, это было невозможно сделать, в следствии чего идею возведения гиганта «зарубили».
Глава 3. Концептуальные поиски советских дизайнеров
3.1 Начала дизайнерского движения
К началу 60-х годов в СССР выдвигался целый комплекс способствовавший возрождению дизайнерского прогресса. В круг явился новый морально-нравственные условия, оно стало более открытым к оценке ново идей и направлений в искусстве. ВНИИТЭ работал над распространением пропаганды дизайна и редизайна , дизайнерским образованием и проектированием. Притом для разработки избирались темы, дозволявшие выполнять вещи, образцовые во всех отношениях - с учетом точки стиля, моды, принципов графической подачи проекта, методики проектирования. Одним из самых ярких для б0-х годов был проект автомобиля-такси (1963-1965), сделанный в реальном материале как действующий образец, в которой в реальных условиях можно было увидеть все выгоды или просчеты дизайнерского решения. Создать «такси будущего» поручили Всесоюзному научно-исследовательскому институту (ВНИИТЭ) под руководством конструктора Юрия Долматовского.
3.2 «Такси будущего»
Автомобиль-такси был в диковину: его вид, создающая впечатлительную привлекательность, эстетичность, и вагонная компоновка, широкая сдвижная дверь .
Автомобиль-такси по сравнению с типичным серийным автомобилем "Волга", который использовался в качестве такси в те годы, показал удобство посадки пассажира и загрузки багажа, удобство работы водителя, комфорт обслуживания, заметность автомобиля на улице, его компактность и маневренность в городе. Несмотря на то, что специализированный автомобиль-такси проявил себя более пригодным, как и многим другим прогрессивным образцам ХХ века, так и не уготовано реализоваться в промышленности.
Заключение
В 60-х годы ХХ века развитие отечественного дизайнерского комплекса двигалось прямо с применением самой дизайнерской работы. Она выражала работоспособность дизайна. Вместе со всеобщим характером формулирования, и их неопределенность и расплывчатость давший кафедрам достаточно свободно по своим представлениям и возможностям трактовать и формировать свои учебные планы.
В процессе развития дизайна общество раскололась на две группы, дизайну приходилось перерождаться несколько раз, а людям расстаться с чувствами консерватизма, ремесленническая работа пришла к распаду уступив место ново виду промышленного, виду индустриальной промышленности.
Список источников
- https://history-design.nethouse.ru/design_sssr_1930_1940
- https://studopedia.su/11_53506_predvoenniy-dizayn-v-sssr.html
- https://studopedia.org/1-26468.html
- http://mobiledesignmuseum.ru/soviet/
- https://ido.tsu.ru/iop_res/istdiz/text/g1_9_1.html
- https://fishki.net/auto/1284313-istorija-i-interesnye-fakty-o-taksi-v-sssr.html
- http://steer.ru/archives/2010/06/22/012040.php
- http://maxpark.com/community/3782/content/5830429
- http://fb.ru/article/145060/dizayn-istoriya-dizayna-etapyi-razvitiya-dizayna
Приложение
Джон Рёскин рис .1. Готфрид Земпер рис .2.
Франц Рёло рис .3
М1 (эмка) рис.4.
КИМ-10 рис.5.
Гостиница «Москва» рис .6
Здание наркомзема рис .7.
Планетарий рис.8.
Первая станция «Сокольники» рис.9.
«Булыжник - оружие пролетариата» рис.10.
Монумент «Рабочий и колхозница» рис .11.
Советский суд рис.12.
Допрос коммунистов рис.13
Плакат 1930г рис.14. Плакат 1930г рис.15.
Здание Совета рис.16.
Эскиз здание совета рис.17.
ВНИИТЭ ПТ — Эскиз рис.18.
- Организационно-экономическая характеристика ИП
- Теоретические основы SWOT-анализа, его место в фирме
- Понятие и правовая природа корпораций и корпоративных правоотношений
- Многомерные (матричные) методы маркетингового исследования на примере предприятия ООО «БМП «Росток»
- Формирование и использование прибыли предприятия
- Расчет сложных электрических цепей переменного синусоидального тока
- Автоматизация любой организации (Проектная часть)
- Диагностика организационных проблем
- КурсовКонец XIX века. Зарождение новой философии формообразованияая работа
- Организационный стресс и адаптация в организации
- Автоматизация любой организации
- Предвоенный дизайн в СССР