Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

«Тактика допроса потерпевшего и свидетеля»

Тактика допроса потерпевшего

На первоначальном этапе расследования допросу потерпевшего необходимо отводить особое значение, поскольку ему присущи высокие информационные возможности и достаточно простая схема проведения. Данная процедура обычно выполняется сразу по окончании осмотра места происшествия. Если с момента совершения преступления прошло время, допрос потерпевшего производится до осмотра места происшествия. Допрос может отложиться, если к нему не располагает состояние здоровья потерпевшего.

Рассмотрим вопрос на примере дел о грабежах и разбоях. В данном случае на тактику допроса потерпевшего влияют многие факторы: сама следственная ситуация, наличие/отсутствие у потерпевшего сведений о преступнике; присутствие в манере поведения потерпевшего признаков фиктивности; вид телесных повреждений потерпевшего, а также состояние его психики; наличие у следователя дополнительной информации из других источников и пр.

Допрос потерпевшего возможно проводить одновременно с осмотром места преступления в случае, когда осуществляется выезд следственно-оперативной бригады. Информация, полученная в результате допроса, должна сразу же быть направлена следователю и представителям полиции. Случается, что, казалось бы, незначительная задержка в движении сведений имеет большое негативное влияние на конечный результат расследования. Также возможна ситуация, когда на потерпевшего будет оказано давление подозреваемым или иными заинтересованными лицами.

План допроса потерпевшего должен иметь целью получение следующих сведений:

  1. Личные сведения о самом потерпевшем, состав его семьи, место работы/учебы, взаимоотношения с коллегами/соседями и т.п.;
  2. Каковы обстоятельства произошедшей ситуации (место и время происшествия, действия правонарушителя и пр.);
  3. Каковы индивидуальные признаки/приметы украденного имущества. В случае, когда хищение произведено из помещения, важно определить расположение похищенных вещей на месте происшествия до совершения кражи;
  4. Точное или примерное описание лица/лиц, совершивших преступление: характерные черты внешности, особенности речи, вид одежды, информация о применении ими оружия или иных орудий преступления;
  5. Информация о том, знакомы ли потерпевшему лицо/лица, совершившие правонарушение: если да, то каковы обстоятельства встречи/знакомства и каким объемом информации об этих лицах обладает потерпевший (например, место работы, учебы и проживания).

Указанный перечень может быть дополнен в связи с особенностями конкретного происшествия. Тактические особенности допроса потерпевшего могут варьировать в зависимости от ситуации.

Например, когда потерпевшему знаком правонарушитель, уместно применить прием детализации показаний. Если преступник не знаком потерпевшему, необходимо собрать максимально полную информацию о признаках внешности преступника.

В отдельных случаях, к примеру, при повторном или дополнительном допросе, эффективным является произвести допрос на месте происшествия – это позволяет дополнить уже существующие показания, «оживляя» в памяти возможно забытые детали обстоятельств.

Зачастую потерпевший после совершения преступления пребывает в состоянии сильного эмоционального возбуждения: в этом случае следует постараться создать комфортную обстановку для допрашиваемого, чтобы успокоить его и расположить к себе.

Тактика допроса свидетелей

В делах о грабежах и разбоях круг свидетелей достаточно широк. В целом, все свидетели подразделяются на:

  1. Свидетелей, чьи показания правдивы и соответствуют действительности. Как правило, это лица, не имеющие личного интереса в расследуемом деле: полицейские, участвующие в задержании, сотрудники медицинских организаций и т.д.;
  2. Свидетелей, чьи показания являются заведомо ложными (так называемые лжесвидетели). Представители данной группы имеют личную заинтересованность в уголовном процессе, готовы препятствовать поиску истины: родственники/друзья обвиняемого, близкие потерпевшего, имеющие психологический портрет с признаками виктимности и пр.

Очевидно, что допрос первой группы свидетелей не имеет никаких особенных трудностей и сравним с тактикой допроса потерпевшего с ответственным отношением к делу. Приемам ведения допроса свидетелей второй группы присуща определенная специфика. В первую очередь, следователю необходимо прояснить, что побудило свидетеля дать ложные показания (страх подвергнуться насильственным действиям со стороны преступников, нежелание сообщать о неблаговидных поступках или недостатках близкого человека, общее нежелание проходить по делу в качестве свидетеля и пр.) Для прояснения данного вопроса эффективным является акцентуация на положительных качествах свидетеля, указание на противоречия между показаниями свидетеля и иных участников дела, разъяснение юридических последствий за дачу заведомо ложных показаний, использование фактора внезапности и т.д.

Тактика допроса несовершеннолетних

Несовершеннолетние лица также могут выступать в качестве свидетелей по делу и, к сожалению, находиться в роли потерпевшего. Допрос лиц, не достигших 18 лет, в качестве свидетелей или потерпевших регламентируется статьями 191, 280 УПК РФ. Очевидно, что в силу специфической психики несовершеннолетних (склонность к фантазиям, легкая внушаемость, нестабильный эмоциональный фон, восприятие обстоятельств фрагментарно, стремление к демонстрации, страх негативной оценки от близких и пр.), а также ограниченной дееспособности допрос несовершеннолетних имеет свои особенности. Например, если несовершеннолетнему свидетелю менее 14 лет, или он имеет некоторые психические или физические недостатки, его допрос проводится только в присутствии педагога.

Перед тем, как допросить несовершеннолетнего, свидетелю необходимо подготовиться: оценить уровень развития ребенка/ подростка, выявить особенности его ближайшего окружения, выяснить степень влияния на него взрослых, черты характера и пр.

Достаточную эффективность в отношении допроса несовершеннолетних имеет повторный допрос: он дает возможность распознать признаки лжи или стороннего внушения.

Например, если показания ребенка на повторном допросе абсолютно идентичны показаниям первого допроса (те же слова и фразы, обороты речи, особенно не соответствующие возрастному уровню), следователь закономерно может расценить такие показания как результат внушения взрослого.

С другой стороны, фрагментарность и детальность восприятия, присущая детям, в некоторых случаях дает возможность получить информацию об очень «говорящих» подробностях, могущих стать большим подспорьем в расследовании дела. Это могут быть детали одежды, лица, тела – тонкости, которые взрослый человек в силу особенности восприятия попросту не заметит.

Если представитель следственного комитета при применении тактики допроса участников дела не учтет специфику каждого отдельного случая, он может потерпеть неудачу в сборе достоверной информации, необходимой для поиска истины в расследуемом деле.

Список использованной литературы

  1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. – Москва: Проспект, 2019. – 123 с.
  2. Ищенко, Е.П. Криминалистика: учебник / Е.П. Чурилов. - М.Н Инфра-М, 2017. - 424 с.
  3. Левченко, А.Ю. Тактика допроса свидетеля и потерпевшего: Правовые проблемы развития региона / А.Ю. Левченко // Финансовые и правовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика. - 2018. - № 3. - С. 79-80.