Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Понятие невербальной коммуникации)

Содержание:

Введение

Актуальность исследования невербальной коммуникации обусловлена рядом обстоятельств. Прежде всего, она определяется тем, что отличительной особенностью современного этапа общественного развития нашей страны является увеличивающаяся значимость социальной сферы, переориентация политических, социально-экономических задач на человека, на развитие и становление его личности. Это придает особую актуальность исследованиям, ориентированных па получение целостных представлений о поведении, деятельности, общении, важной составляющей которых является невербальное поведение.

Традиционные определения понятия невербальной коммуникации в полном объеме не удовлетворяют потребности как теоретической, так и практической психологии, так как не раскрывают всего своеобразия этого многогранного явления. В отечественной и зарубежной психологической науке имеется большое количество определений понятия «невербальная коммуникации», зачастую противоречащих и оппонирующих друг другу. Изучение этого понятия осуществляется в рамках психологии общения по следующим направлениям: как коммуникативный феномен, как предмет социальной перцепции, как вид взаимодействия людей (В.А. Барабанщиков, Н.В. Витт, В.А. Лабунская, Т.Н.Малкова, В.П. Морозов и др.).

Цель курсовой работы – изучение сущности и видов невербальной коммуникации.

Задачи:

  1. Изучение понятия невербальной коммуникации.
  2. Изучение роли невербальной коммуникации в процессе общение.
  3. Изучение видов невербальной коммуникации.

Объект – коммуникативный процесс.

Предмет – невербальный компонент коммуникативного процесса.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Сущность невербальной коммуникации

1.1. Понятие невербальной коммуникации

Под невербальной коммуникацией в узком смысле понимается средство информации, система невербальных символов, знаков, кодов, применяющихся для передачи сообщения. В широком смысле трактовка понятия «невербальная коммуникация» практически равняется понятию «невербальное поведение» и определяется как социально обусловленная система взаимодействия, в структуре которой превалируют непроизвольные, неосознаваемые паттерны движений, отражающие личностную неповторимость человека.

Центром невербального поведения являются самые разнообразные движения (жесты, экспрессия лица, взгляд, позы, интонационно-ритмические

характеристики голоса, прикосновения), которые связаны с меняющимися психическими состояниями индивида, его отношениями к партнеру по общению, с ситуацией взаимодействия.

Максимально полно особенности невербального языка как специфического вида общения охарактеризованы американским психологом Р. Харрисоном. Он понимает невербальный язык как природный, первичный, правополушарный, обладающий в отличие от вербального языка не линейной временной последовательностью, а пространственно-временной целостностью. Вербальный язык является вокально-звуковым явлением, легко кодирующимся и декодирующимся. Невербальный язык включает в себя разнообразные движения, и большая часть невербальной информации в целом не может быть переведена в код какого-либо языка без значительной потери их сути для партнеров.[1]

Главным элементом структуры невербальной коммуникации является кинестетика, понимаемая как зрительно воспринимаемый диапазон движений тела, жесты рук, движения глаз и лица. Центральное место в кинестетике принадлежит экспрессивной подструктуре, которая делится на выразительные движения и физиогномику.

Посредством акустического канала выражается просодическая структура невербального поведения (темп, тембр, высота, громкость голоса).

В непосредственном взаимодействии с ней - экстралингвистическая структура (речевые паузы и психофизиологические реакции человека — плач, кашель, смех, вздох и т.д.).

Такесика представляет собой область невербального поведения, которая находится под контролем тактильно-кинестетической системы отражения (информация поступает от рецепторов кожи, мышц, сухожилий, суставов), а также зрительной и слуховой системы, обеспечивая оценку всех элементов физического контакта.

Ольфакторная система основывается на обонянии индивида и определяет искусственные и естественные запахи.

Значимой особенностью невербальной коммуникации представляется её независимость от семантики речи. В практике это наблюдается в случаях, когда слова несут одно значение, а информация голоса — совсем иное. По сути, между речевым и неречевым сообщениями возможны соотношения трех типов:

  • неречевое сообщение согласуется с речевым, усиливая его (например, неприятное отношение к человеку, в словесном выражении, усиливается отталкиванием, увеличением дистанции);
  • неречевое сообщение противоречит речевому (например, человек информирует партнера о своих симпатиях к нему, но одновременно сдвигает брови, морщит лоб);
  • неречевое сообщение относится к совершенно иному предмету, чем речевое (к примеру, человек участвует в обсуждении деловой проблемы, а на невербальном уровне наблюдается информация об эмоциональных отношениях с партнером).[2]

Установлено, что индивиды получают в ходе невербальной коммуникации следующую информацию:

    1. Информация о личности коммуникатора, в которую входят сведения о темпераментальных характеристиках человека, его эмоциональном состоянии в конкретной ситуации, его «Я» -образе и уровне самооценки, личностных свойствах и качествах, коммуникативных навыках, социальном статусе, принадлежности его к определенной группе или субкультуре.
    2. Информация о характере отношения участников коммуникации друг к другу, их ожидаемом уровне общения, типе отношений (доминирование – зависимость, расположение – нерасположение), динамике взаимоотношений (стремление поддерживать общение, прекратить его и т.д.).
    3. Информация об отношении участников коммуникативного процесса непосредственно к самой ситуации, дающая им возможность регулировать взаимодействие.

Различие между вербальной и невербальной коммуникацией представлено в таблице 1.

Таким образом, первое отличие невербальной коммуникации от вербальной состоит в её ситуативности: тон голоса характеризует нынешнее состояние коммуникатора и его эмоциональное отношение к предме­ту разговора и слушателям, но не может свидетельствовать о его переживаниях на прошлой неделе; будет различаться то, как люди будут стучать в дверь относительно их эмоционального состояния и от того, в чью дверь они стучат. Различные экспрессивные движения (жесты, взгляды, мимика, характеристики голоса и т. д.), идущие в дополнение и противоре­чащие друг другу, сопряжены с меняющимися психическими состояниями челове­ка, его отношением к партнеру и ситуации взаимодействия.

Табл. 1

Различия вербальной и невербальной коммуникации

Вербальная коммуникация

Невербальная коммуникация

  1. Обмен сообщениями, которые имею место быть помимо передающего их индивида (к примеру, в пересказе или в виде текста), позволяющие информиро­вать об отсутствующих предметах или явлениях.
  1. Обмен сообщениями о происходящем «здесь и сейчас», в пределах конкретной ситуации, с людьми, находящимися в непосредственное взаимо­действие.
  1. Компоненты вербального со­общения (буквы, слова, предложения, фразы) строго отделены друг от друга, их соотношение подчиняется конкретным правилам.
  1. Невербальные сообщения сложно разложить на отдельные едини­цы; их ядром являются самые разнообразные движения тела, лица, голоса, простран­ственных перемещений и т. д.
  1. Вербальные сообщения достаточно осознанны, их легче анализировать, оценить, понять, осуществить контроль.
  1. Невербальное поведение в большей степени спонтанно, непроизвольные движения преоблада­ют над произвольными, неосознавае­мые над осознаваемыми.
  1. Говорить детей учат целенаправленно, се­мья и общество расходуют на это доста­точно много времени и сил.
  1. Невербальный язык люди, чаще всего, успешно усваивают самостоятельно посредством наблюдения, копирования, подражания.

Вторая особенность невербальной коммуникации — их синтетичность. Экспрессив­ное поведение достаточно сложно разложить на отдельные элементы.

Непроизвольность, спонтанность многих невербальных проявлений — еще одна их особенность. Даже при условии, что люди стремятся скрыть свои намерения или эмоциональные реакции, замас­кировать свои истинные переживания, у большинства они обязательно проявятся через ускользающие из-под контроля «экспрессивные привычки».[3]

1.2. Функции невербальной коммуникации

В теории коммуникации выделяются следующие функции невербальных компонентов: социальную (контактоустанавливающую); эмотивную, отражающую эмоции адресанта; волютативную; апеллятивную (влияние на адресата); фактическую (установление и поддержание коммуникативного фона); дейктическую (указание на местоположение партнера или объекта); жестовая передача физических действий человека; риторическую (художественные невербальные средства)

По мнению В.П. Конецкой, как вербальные, так и невербальные средства выполняют основные функции коммуникации - информационную, прагматическую и экспрессивную, в рамках которых реализуются разнообразные частные функции. В информационную функцию входит сообщение о ком-либо или о чем-либо, о свойствах кого-либо или чего-либо, сообщения о действиях, указания местонахождения кого-либо или чего-либо.

Прагматической направленностью обладают следующие частные функции: формирование контакта и обратной связи, самопрезентация, социальная ориентация, побудительная и регулирующая функции. К экспрессивным функциям относятся эмфатическая, эмотивная и адаптирующая.

Большинство исследователей отмечают, что невербальные компоненты коммуникации - обязательное условие общения и в большинстве случаев является неосознанным, но всегда учитывающимся слушающим и способны в коммуникативном акте реализовывать любую функцию, относящуюся к знаку вербальному.[4]

Традиционно выделяется три группы функций, которые выполняют невербальные средства коммуникации:

    • Первая группа, непосредственным образом связанная с социальной ситуацией, включает следующие виды функций:
  • отражение межличностных отношений;
  • отражение эмоциональных состояний;
  • самопрезентация партнеров по общению.
  1. Вторая группа связанна с поддержанием вербальной коммуникации и выполняет следующие функции:
  • дополнение или опровержение значения высказывания;
  • регуляция обмена сообщениями;
  • поддержание обратной связи;
  • сигнализация о внимательном восприятии сообщения.
  1. Третья группа тесно связанна с замещением вербальной коммуникации, и выполняет функции:
  • использования невербальных знаков в качестве знаковых систем; сигнализация о состоянии нервной системы.

Помимо выделенных групп определяют следующие функции невербальной коммуникации:

    • включение дополнительной информации (в том числе вступающей в противоречие вербальной, как в случаях трансляции текста, содержащего положительную оценку, с фонационными свойствами, несущими значение отрицательного отношения);
    • замещение вербального элемента (к примеру, применение отрицательного жеста);
    • сочетание с вербальными средствами для отражения общего смысла повествования.

Таким образом, в работах, посвященных изучению речевых и невербальных коммуникаций, обозначается, что функция последних сводится к дополнению, интерпретации текста и к применению его подтекста, т.е. невербальная коммуникация призвана усилить эмоциональный фон слова, его выразительность и силу высказывания.

Имеется и иной подход к оценке роли неречевой коммуникации. Согласно ему в ходе общения признается «автономность текста» невербальной коммуникации, так как она выражается знаками и имеет одновременно с речевой свой план выражения содержания и интерпретации. Таким образом, неправильно считать, что невербальная коммуникация является только дополнением «главного» (речевого) языка. Она существует в совокупности с речью как независимая от нее система.

Но встречается и третья точка зрения, которая отстаивает приоритет невербального поведения над вербальным в виде более экономного и эффективного средства в достижении целей коммуникации. Человек в ходе общения реализует определенную невербальную программу, накладывая на нее вербальную форму. Кроме того, невербальное поведение играет особую роль в создании образа партнера и всей ситуации общения, что не означает второстепенной роли речевого поведения.[5]

Выводы по Главе 1

  1. Невербальная коммуникация представляет собой средство передачи информации, выражающаяся в невербальных символах и знаках. В широком смысле под невербальной коммуникацией понимают определенный вид взаимодействия, который включает в себя неповторимую систему движений, характеризующую человека.
  2. Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы: оптико-кинетическую; пара- и экстралингвистическую; организацию пространства и времени коммуникативного процесса; визуальный контакт.
  3. Анализ всех систем невербальной коммуникации демонстрирует тот факт, что они, в действительности, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в общении. Имея способность не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации содействуют в выявлении такого существенного параметра коммуникативного процесса, как намерения его участников. В совокупности с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который требуется людям для организации совместной деятельности.
  4. Хотя вербальная и невербальная формы коммуникации максимально эффективны в дополнении друг к другу, невербальные сигналы могут замещать вербальные или даже вступать в противоречие с ними. В целом, в случае, когда вербальные и невербальные сигналы противоречат друг другу, необходимо больше доверять невербальной коммуникации.

Глава 2. Виды невербального поведения

2.1. Кинесика

К кинесике или движениям относится зрительный контакт, выражение лица, жесты и смена позы в ходе взаимодействия.

Кинесика – наука, занимающаяся изучением движений и жестов, применяемых в коммуникации.

Зрительный контакт, или взгляд, определяется тем, как и как долго мы смотрим на другого человека в процессе общения. Зрительный контакт выполняет множество функций в нашей коммуникации. Он демонстрирует то, что мы внимательно слушаем собеседника. То, каким образом мы смотрим на партнера, также отражает различные эмоции: любовь, гнев или страх. Помимо этого, интенсивность зрительного контакта выражает доминирование.

Поддерживая зрительный контакт, возможно определить, обращают ли люди на вас внимание или нет, заинтересованы ли они в разговоре или нет, вызывает ли произнесенное какие-либо чувства.

Степень зрительного контакта зависит от индивидуальных характеристик человека и сложившихся обстоятельств. Хотя, как правило, человек смотрит на другого во время диалога, исследования показывают, что люди, которые говорят сами, в течение 40% времени поддерживают зрительный контакт, а слушатели поддерживают этот контакт в течение 70% времени беседы.

Люди склонны поддерживать зрительный контакт, когда обсуждаются приятные темы, в которых человек искренне заинтересован. И напротив, мы избегаем прямых взглядов, когда в диалоге затрагиваются темы, вызывающие дискомфорт, либо отсутствует интересе в теме или собеседнике.

Таким образом, зрительный контакт представляет собой прямой взгляд на человека или людей, с которыми ведется разговор.[6]

Выражение лица или мимика является организацией лицевых мышц, передающей эмоциональное состояние человека или реакцию на информацию. Выражение лица имеет огромное значение в диалоге, так как оно передает шесть базовых эмоций, запросто узнаваемых в любой культуре: радость, печаль, удивление, страх, гнев и отвращение.

К мимике относят все изменения, которые наблюдаются на лице человека: покраснение или побледнение. Каждая реакция является результатом сокращения большого количества лицевых мышц. Часть экспериментальных исследований говорит о том, что мимику лица возможно проанализировать, основываясь на следующих основаниях:

  • непроизвольные движения, обусловленные эмоциями (сведение бровей, прищуренность глаз и т.д.);
  • произвольные движения, предназначенные для сознательной передачи определенных сигналов (подмигивание, гримасы, и т.д.);
  • физиологические параметры (тонус, сила, динамика, амплитуда);
  • социальные особенности (выражения лица, принятые в конкретной культуре, социальной группе; индивидуальный стиль выражения).

Анализ таких мимических состояний, как радость, гнев, отвращение, удивление, страдание, дало возможность выявить мимический признак — единицу анализа лицевого выражения, который включает в себя несколько физиологических характеристик (направление движения лицевых мышц, отношения между движениями мышц, напряжение мышц лица) и представляемый, к примеру, как «поднятые вверх брови, сомкнутые губы».

Сложные мимические признаки постоянны, необ­ходимы для выражения конкретного эмоционального состоя­ния, но одновременно они могут включаться в структуру мимики разнообразных состояний. В связи с этим базовым индикатором психических состояний является совокупность признаков мимики.

Схема описаний мимики (табл. 2) дает возможность обнаружить универсальные признаки для конкретного типа состояний, особенные признаки для определенного состояния, а также неспецифические признаки, приобретающие значение исключительно в контексте с другими признаками. Каждый симптомокомплекс мимики включает в себя призна­ки, которые в то же время являются универсальными, специфи­ческими для выражения одних состояний и неспецифическими для выражения иных. К примеру, признак «глазная щель сужается» может быть показателем как отрицательных состояний (гнев, пре­зрение и т.д.), так и положительных состояний (радость).

Тем не менее, в выражении состояний гнева, презрения он остается специфичес­ким, а в выражении радости — неспецифическим.

Табл. 2

Схема описания мимических признаков эмоциональных состояний

Части и элементы

лица

Мимические признаки эмоциональных состояний

Гнев

Презрение

Страдание

Страх

Удивление

Радость

Положение

рта

Рот открыт

Рот закрыт

Рот открыт

Рот закрыт

Губы

Уголки губ опущены

Уголки губ приподняты

Форма глаз

Глаза раскрыты или при­пущены

Глаза сужены

Глаза широко раскрыты

Глаза при­щурены или раскрыты

Яркость

глаз

Глаза блестят

Глаза тусклые

Блеск глаз не выражен

Глаза блестят

Положение бровей

Брови сдвинуты к переносице

Брови подняты вверх

Уголки бро­вей

Внешние уголки бро­вей подняты вверх

Внутренние уголки бровей подняты вверх

Лоб

Вертикальные складки на лбу и переносице

Горизонтальные складки на лбу

Подвиж­ность лица и его частей

Лицо динамичное

Лицо застывшее

Лицо динамич­ное

Представленные симптомокомплексы мимики соответствуют активным проявлениям состояния и дают полноценную информацию для субъективного распознавания состояний. Наиболее сложны для распознавания те выражения, которые означают переходные состояния и неинтенсивные аффекты. Для решения этой задачи хорошо подходит принцип разделения лица на следующие зоны: верхняя зона — область, включая брови; средняя зона— область глаз, носа, щек, верхней губы; нижняя зона— область рта (или нижней губы) и бородка.[7]

Немецкий психолог К. Леонхард, изучая топографию мимического поля, определил наиболее характерные движения, а также предложил классификацию состояний на основе мин:

  • мины области лба— напряжение, страх, внимание;
  • мины области подбородка и носа — стремление, порицание;
  • мины области рта — удивление, отвращение, упрямство, волевое напряжение, сомнение, обдумывание, терпение, радость;
  • мины области глаз — легкое внимание, удовлетворение, симпатия, антипатия, размышление, оценивание;
  • мины области щек— страдание, скорбь;
  • неспецифические мины — мины смеха, мины слез, смущение;
  • мины интегральные— пренебрежение, восхищение, зрение, сострадание, одобрение, нерешительность, счастье.

Различают три типа сигналов лица:

  • стабильные, которые включают цвет кожи, форму, конструкцию лица;
  • относительно стабильные, характеризующиеся внешним видом кожей, расположением морщин, тонусом мышц лица (признаки, изменяющиеся);
  • нестабильные, представляющие кратковременные изменения движений мышц лица — подмигивание, наморщивание носа и т.д.

Второй вид невербального поведения – жесты, а именно движения рук и пальцев, применяемые при рассказе о чем-либо или для обращения на себя внимания собеседника.

Жесты анализируются как внешние проявления внутреннего состо­яния индивида, одновременно они выражают информацию не только о психологическом состоянии человека, но и об уровне интенсивности пережива­ния. В коммуникационном процессе жесты сопровождают речь или заменяют ее, при этом они сигнализируют об отношении человека к определённому лицу, событию, предмету.

В психологии невербального общения не разработана универсальная классификация жестов. Популярные классификации выстро­ены на различных основаниях, но даже в совокупности, они не предоставляют возможным во всей полноте определить связи жестов со структурой личности и ее общением.

Согласно самой распространенной классификации, жесты делятся на естественные (спонтанные) и искусственные (жесты глухоне­мых, профессиональные жесты дирижеров, биржевиков и др.).

По мнению Т.М. Николаевой, при делении жестов на виды важно учитывать тот факт, что у индивида отсутствует возможность запечатления движения в трехмерном пространстве. В ходе коммуникации движение может быть запечатлено только в одной из плоскостей, следовательно, для описания жеста необходимо указать орган, реализующий движение; либо его направленность; цикличность, этапность в совершении движения; либо его отношение к положению человеческого тела в пространстве. Подобные принципы описания лежат в основе словарей жестов.[8]

В соответствии с классификацией известного исследователя вербального поведения А. Штангля выделяются:

  • жесты рук: руки, вяло свисающие вдоль тела, — пассивно, говорит о недостатке воли; скрещенные на груди руки — тенденция к дистанцированию, известная изоляция, выжидание и др.;
  • жесты кистей рук: открытая ладонь обращена вверх — объяснение, убеждение, открытое представление, отдача; спрятаны в карманах — сокрытие неуверенности; рука сжатая в кулак — концентрация, стремление к самоутверждению и др.;
  • «игры рук»: пальцы стучат по столу — демонстрация заинтересованности; стирающие движения по лбу — стирание плохих мыслей, неприятных представлений и др.;
  • жесты пальцев: палец во рту — инфантильность, удивление, рассеянность; палец плотно прижат ко рту - стремление остановить всякое проявление; палец касается глаз или ушей — опосредованный знак неловкости, подавленное настроение, стеснительность и др.;
  • рукопожатие: твердое, энергичное, тяжелое, давящее, слабое и др.

В классификации австралийского исследователя А. Пиза показаны наиболее распространенные, с его точки зрения, жесты и действия:

  • жесты ладони: открытая ладонь, демонстрирующая правдивость, честность, преданность; пальцы собраны в кулак и заметен только указательный палец — «указующий перст», сила, принуждение;
  • жесты кистями и руками: рука, охватывающая запястье свидетельствует о неоправданных ожиданиях и стремлению к самоконтролю; скрещенные руки с большими пальцами, направленными вверх — оборонительное или негативное отношение к чему-либо и др.;
  • жесты «рука к лицу»: «рука к носу» говорит о недове­рии к говорящему; потирание глаза — стремление блокировать ложь; почесывание шеи — выражение сомнения, неуверенности и др.; рука поддерживает голову — скука, отсутствие интереса; поглажива­ние подбородка – говорит о процессе принятия решения; потирание тыльной сто­роны шеи — сигнал неоправданных ожиданий и др.;
  • барьеры из рук: скрещенные на груди руки с ладонями, сжа­тыми в кулаки, свидетельствуют о враждебном отношении к партнеру; дотрагивание до предмета, расположенного вблизи другой руки, — стремление к достижению безопасности и др.;
  • барьеры из ног: перекрещенные руки и ноги указывают на негативное отношение, стремление защититься от чего-то и др. [9]

В клас­сификации жестов психолога Е.А. Петровой, уч­итываются не только особенности жестов, но и разнообразные функции, которые они выполняют:

  • аффективно-коммуникативная — жесты, отражаю­щие чувства, волю, желание, другие состояния (эмотивная функ­ция); жесты, свидетельствующие о течении перцептивных, мимических, интеллектуальных процессов (функция выражения процессов); жесты, говорящие об отношениях, установках, оценках, самооценках (модальная функция);
  • регулятивно-коммуникативная — фатические жесты (жесты вхождения в контакт); конативные жесты (жесты, направленные на поддержание и усиление контакта); эндные жесты (жесты сворачивания контакта);
  • информативно-коммуникативная — презентация ин­формации об объекте, о себе, о другом.[10]

Соотношение вербальной и невербальной информации в ходе коммуникации отражено в классификации Н.И. Смирновой:

  • коммуникативные жесты, замещающие в речи элементы языка (приветственные жесты, жесты прощания, угрозы, привлечения внимания, привлечения внимания, приглашающие, дразнящие, жесты ут­вердительные, отрицательные, вопросительные, отражающие благодарность, примирение и др.);
  • описательно-изобразительные жесты, представленные как сопровождение к речи и теряющие смысл вне речевого контекста (жесты, означающие размер, форму предмета, пространственное рас­положение объекта и др.);
  • модальные жесты, свидетельствующие об оценки предметов, явлений, людей (жесты одобрения, неудовольствия, недоверия, неуверен­ности, растерянности, отвращения, радости, восторга, удивления).

Чтобы отразить разнообразие информации, передающейся жестами партнеру, их делят на следующие группы:

  • жесты-регуляторы, отражающие отношение говорящего к чему-либо или к кому-либо (кивок, целенаправленные движения руками и др.);
  • жесты-эмблемы — специфические заменители слов в коммуникации (поднятый вверх большой палец и др.);
  • жесты-иллюстраторы — жесты сообщающие, передающие общую картину сообщения («вот какого размера» и др.);
  • жесты-адаптеры, свидетельствующие о специфических привычках человека, связанных с движениями рук (почесывание, поглаживание, перебирание отдельных предметов и др.);
  • жесты-аффекторы, выражающие с помощью движения конкретные эмоции (растерянность, удивление, отвращен радость);
  • жесты оценки получаемой информации (один палец отставлен, остальные под подбородком — критика; потерание подбородка — обдумывание предстоящего высказывания; почесывание пальцем спинки носа — озабоченность, сомнение)

Жесты всегда характеризуется, во-первых, вариативностью (даже в тех случаях, когда они универсальны), обусловленной индивидуальными особенностями человека; во-вторых, многофункциональностью.[11]

2.2. Позы

Поза представляет собой определенное положение частей тела человека: головы, туловища, рук, ног, а также движения, меняющие это положение или влия­ющие на него. Анализировать позу сложно, так как перечисление от­дельных элементов недостаточно для полного ее понимания. Наблюдатель воспринимает гармоничность или дисгармоничность взаимосвязей элементов позы и делает выводы о ее естественности или неесте­ственности, состоянии человека, его отношении к окружающим.

Почти у каждого индивида имеется своя любимая поза (или позы), вследствие чего не всегда легко понять, является ли данная поза от­ражением внутреннего состояния человека в настоящий момент или это всего лишь дань привычке. Тем не менее, предпочтение той или иной позы может выражать подверженность человека соответствующему состоянию.

Смысл позы обуславливается ее рисунком. Имеются лишь самые общие принципы «чтения» позы, которые универсальны для боль­шинства людей. При этом однозначность понимания находится в прямой зависимости от ти­пичности позы, широты ее распространения. [12]

В самом общем виде позы можно поделить на две большие группы в относительно того, сидит человек или стоит. В связи с этим смысловую интерпре­тацию получают некоторые элементы поз:

  • стойка, с широко расставленными ногами говорит о потребности в самоут­верждении, потребности в высокой самооценке, а часто сверх­компенсацию чувства неполноценности;
  • широкая, удобная, грузная посадка на всю поверхность сидения отражает стремление человека наслаждаться покоем и уютом, т.е. «устроиться поудобнее»;
  • посадка на краю стула с выпрямленной спиной и полной обра­щенностью к партнеру свидетельствует о высокой степени заинтересо­ванности в партнере, концентрации внимания;
  • ноги, скрещенные или прижатые друг к другу, говорят о педантичной корректности или беспомощности индивида;
  • руки под столом во время деловых переговоров — знак неготовности к диалогу либо выражение чувства неуверенности.

Позы можно классифицировать по следующим основаниям:

  • этапы общения — позы вступления и выхода из контакта;
  • виды отношений и взаимоотношений — позы, отражающие симпатии — антипатии, подчинение — доминирование, включенность — отчужденность;
  • психофизиологические состояния — поза напряженная и расслабленная, активная и пассивная;
  • соответствие поз партнеров в процессе коммуникации — синхронные — несинхронные позы;
  • направленность позы — позы партнеров лицом друг к другу, спиной друг к другу, лицо к спине;
  • соответствие позы прочим элементам экспрессии — поза гармоничная или дисгармоничная.

Чтобы построить эффективную коммуникацию, ориентированную на взаимопонимание, важно учитывать количество компонентов невербального поведения, набор которых одинаков у обоих партнёров. При этом позы разделяются на несогласованные и согласованные, которые в свою очередь делятся на идеально согласованные и идентичные (правая и левая сторона одного партнера соответствует конфигурации позы левой и праве стороны другого). Идентичные позы собеседников говорят о сходстве их взглядов на обсуждаемый вопрос, а несогласование позы — о значительных расхождениях в оценке одного и того явления, на несоответствие статусов участников диалога. [13]

2.3. Проксемика

Проксемика является областью изучения индивидуального поведения, занимающаяся нормами пространственной и временной организации коммуникации. Данное понятие было введено американским антропо­логом Э. Холл в начале 1960-х гг.

Собеседники в процессе общения неосознанно регулируют свое пространство - размер дистанции между собой и другими людьми, свое положение относительного другого (стоя, сидя и т.п.) и ориен­тацию в пространстве (наклонившись, откинувшись и т.п.).

Очевидный факт, что далеко не каждого человек подпускает близко к себе. Размещение обучающихся лицом друг к другу создает условия для возникновения контакта, в то время как разворот спиной к партне­ру определяется как нежелание общаться, пренебрежение.

Значимая роль в коммуникации принадлежит временным характе­ристикам, отражающимся в нормативах общения, характерных для различных субкультур. Таким образом, своевременный приход или опоздание на назначенную встречу говорит об отношении к партнеру. Ряд исследований в этой сфере связано с анализом специфичес­ких наборов пространственных и временных характеристик коммуника­тивных ситуаций, которые получили название «хронотипов».

Наиболее полно изучено в проксемике воздействие на контакт организа­ции пространства, который соответствует определенному типу взаимо­отношений. Посредством экспериментов Э. Холл зафиксировал нормы приближения к собеседнику, характерные для амери­канской культуры. Он определил следующие зоны в деловой коммуни­кации: интимную, персональную, социальную, публичную, каждая из которых относится к особым ситуациям общения: интимная зона соответствует тому пространству, в пределах которого человек ощущает себя в безопасности. Интимная зона ограничивается расстоя­нием ориентировочно в половину вытянутой руки (не менее 45 см). Че­ловек сознательно допускает в эту зону лишь близких, хорошо знакомых. На таком расстоянии партнеры могут прикасаться друг к другу, типичны негромкий голос, доверительный разговор. На психологическом уровне вторжение в интимную зону чело­век ощущает как покушение на неприкосновенность, что со­провождается некоторыми физиологическими изменениями в организме (учащение биения сердца, повышение выделения адре­налина, прилив крови к голове), а также выраженными сигналами тела (постукивание пальцами, беспокойное ерзанье, вставание, зажмуривание глаз и др.).[14]

Границы интимной зоны разная в разных субкультурах: от 60 см в Западной Европе и 45 см в Восточной Европе до 30 см в странах Средиземноморья. В рамках одной культуры собеседники показывают выраженные индивидуальные различия в формировании дистанции общения. Кроме того, в каждый конкретный момент на приближение к партнеру или удаление от него оказывают влияние такие факторы, как статус партнера, собственное состояние и строение в данную минуту:

  1. Персональная зона, включает пространство, в котором происходит обыденный диалог со знакомыми. Персональная дистанция характерна для некоторых форм делового общения (беседа, деловые переговоры, прием посетителей и т.п.) и предполагает визуальный контакт между партнерами.
  2. Социальная зона чаще всего наблюдается во время встреч в кабинетах, холлах и прочих служебных помещениях, где собираются люди не достаточно хорошо или вовсе не знакомые друг с другом. Расстояние 120—400 см принято для проведения совещаний, дискуссий, семинаров, пресс-конференций.
  3. Публичная зона включает в себя общение с большой толпой людей — в лекционной аудитории, на митинге. Расстояние между общающимися таково, что мелкие детали лица, незначительные движения не улавливаются. [15]

Вывод по главе 2

  1. Невербальная коммуникация включает в себя движения, жесты, позы и пространственную организации. Наиболее часто изучаемые методы невербальной коммуникации — это движения. Выделяется четыре основных типа движений — зрительный контакт, мимика, жесты и поза. Движения своеобразными знаками, они оказывают влияние на общение, устанавливают нормы и снимают напряжение в диалоге.
  2. В психологии невербального общения отсутствует унифицированная классификация жестов. Наиболее известные классификации постро­ены на различных основаниях, но даже в совокупности, они не предоставляют возможным во всей полноте определить связи жестов со структурой личности и ее общением.
  3. Экспрессия лица, мимика дают информацию о состоянии человека, сигнализирует об отношении к другому, обеспечивают обратную связь, комментируют речевое поведение. Лицо чело­века является самым мощным передатчиком информации, так лице­вые мышцы мгновенно сокращаются и расслабляются в зависимости от состояния человека, формируя изменчивые по структуре выраже­ния, которые одновременно отличаются наличием константных признаков. Многозначность и одновременно однозначность мими­ки являются ее основными параметрами как элемента экспрессии личности и определяют ее функции в процессе коммуникации.
  4. Люди отличаются интенсивностью жестикуляции, сопровождающей их речь. Некоторые люди «говорят руками» значительно больше, чем другие.

Заключение

Данная работа была посвящена изучению невербальной коммуникации. Была рассмотрена сущность невербальной коммуникации, её функции в общении, а также наиболее распространенные виды.

Невербальная коммуникацией представляет собой средство информации, систему невербальных символов, знаков, кодов, применяющихся для передачи сообщения.

Центром невербального поведения являются самые разнообразные движения (жесты, мимика, взгляд, позы, интонационно-ритмические характеристики голоса, прикосновения), которые тесно связаны с меняющимися психическими состояниями человека, его отношением к партнеру, с условиями взаимодействия.

Главным элементом структуры невербальной коммуникации является кинестетика - воспринимаемый с помощью зрения диапазон движений тела, жесты, движения глаз и лица. Значимое место в кинестетике занимает экспрессивная подструктура, которая делится на выразительные движения и

физиогномику.

В большинстве работ, посвященных изучению речевых и невербальных коммуникаций, указывается, что функция последних состоит в дополнении, интерпретации текста и к применению его подтекста, т.е. невербальная коммуникация обеспечивает усиление эмоциональной насыщенности слова, его выразительности и силы высказывания.

Последующее изучение вопросов невербальной коммуникации позволит расширить представления о её сущности функции и возможностях применения.

Список литературы

  1. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. — СПб.: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2009. — 320 с. (Серия «Главный учебник»)
  2. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации. Ч. 1. СПб.: Роза мира, 2008. - 243 с.
  3. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации : учебное пособие / О.Л. Гнатюк. — М.: КНОРУС, 2010. — 256 с.
  4. Давыденко Л.Г. Функция невербельной коммуникации // Прагматика в лингвистике и методике: межвуз. сборник научных трудов ПГЛУ. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2008. С.158-164.
  5. Основы теории коммуникации: Учебник /Под ред. проф. М.А. Василика. — М.: Гардарики, 2008. — 615 с.
  6. Основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 350400 «Связи с общественностью» / Сост. Ж.В.Николаева.- Улан-Удэ: ВСГТУ, 2009. – 274 с.
  7. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / Е.А. Кожемякин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 189 с.
  1. Основы теории коммуникации: Учебник /Под ред. проф. М.А. Василика. — М., 2008. С. 110

  2. Основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 350400 «Связи с общественностью» / Сост. Ж.В.Николаева.- Улан-Удэ, 2009. С.65.

  3. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации : учебное пособие / О.Л. Гнатюк. — М., 2010. С. 178.

  4. Давыденко Л.Г. Функция невербельной коммуникации // Прагматика в лингвистике и методике: межвуз. сборник научных трудов ПГЛУ. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2008. С.158.

  5. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / Е.А. Кожемякин. - М., 2012. С. 35.

  6. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. — СПб, 2009. С. 98.

  7. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации. Ч. 1. СПб., 2008. С. 176

  8. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие / О.Л. Гнатюк. — М., 2010. С. 114.

  9. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации. С. 94.

  10. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / Е.А. Кожемякин. С. 48.

  11. Основы теории коммуникации: Учебник /Под ред. проф. М.А. Василика. С. 228.

  12. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие / О.Л. Гнатюк. С. 113.

  13. Основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 350400 «Связи с общественностью» / Сост. Ж.В.Николаева. С. 65

  14. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. — СПб. С. 46.

  15. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / Е.А. Кожемякин. С. 65