Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Развитие воображения в дошкольном возрасте (Психология о воображении)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Воображение — особая форма человеческой психики, благодаря которой человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

Начальный этап в развитии воображения можно отнести к 2,5 - 3 годам детского возраста.

Именно в это время воображение как непосредственная реакция на ситуацию начинает превращаться в произвольный процесс и разделяется на познавательное и аффективное.

К 6 годам возрастает целенаправленность воображения ребёнка, устойчивость его замыслов. Это находит выражение в увеличении продолжительности игры на одну тему.

В период своего зарождения воображение дошкольника практически неотделимо от игровых действий с материалом, определяется характером игрушек, атрибутов роли. А детей 6 -7 лет уже нет столь тесной зависимости от игрового материала, и воображение может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Образам воображения в этом возрасте присуще яркость, наглядность, подвижность.

Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей .

Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Обладая богатым воображением ребёнок может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире.

Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении ребенком сказок, стихов. Здесь так же, как в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге.

Важнейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направленности воображения.

Воображение всегда строит из материалов, данных действительностью.

Если воображение рисует сознанию такие картины , которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии.

Если, кроме того, воображение нацелено на будущее , его именуют мечтой.

Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, ребёнок по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания. Продуктивное воображение отличается тем, что в нём действительность сознательно конструируется маленьким человеком, а не просто копируется.

В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде , какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у ребенка феномена воображения. В практической деятельности - процесс художественного творчества

Автору представляется справедливым назвать такую функцию воображения как словесное творчество, оно открывает более богатые возможности. Мы уже отмечали, что дети искренне включаются в литературные произведения и живут в этом воображаемом мире. Многие дети сами сочиняют различные истории, в которых фантазия перемежается с реальностью.

Небывальщина необходима ребёнку тогда , когда он утвердился в «бывальщине».

Чуковский К.И. приводит пример русского малого фольклорного жанра: «На грушу лезу, грушки трясу, караси падают, сметану собираю.»

В данной работе рассматривается воображение, как первостепенная функция словесного творчества. Автором предпринята попытка выделить особенности игр. После прочтения сказки дети , с помощью воспитателя, отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.

Огромный вклад в изучение детского воображения внес Ушинский К.Д.

Воображение начинает развиваться в детях, очень рано, хотя мы в первое время и не можем заметить его скрытой работы. Образы, над которыми работает младенческое воображение, немногочисленны, но зато необыкновенно ярки .

Физическую причину этого следует искать в необыкновенной впечатлительности детского мозга, а психическая причина - неумение отличать действительность от созданий воображения, так как уменье это дается только опытом.

Выготский Л.С. считал , что пo последним элементам, из которых создается самое отдаленное от действительности фантастическое представление, этими последними элементами всегда будут впечатления действительности. Здесь мы находим первый и самый важный закон, которому подчиняется

деятельность воображения.

В целом, можно сказать, что проблемы детского воображения изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.

Целью курсовой работы является обоснование и доказательство того, что воображение является функциональным и развивается.

При помощи специальных упражнений можно побуждать детей к творчеству.

Объект исследования работы – коррекция функций воображения, детского творчества.

Предмет исследования курсовой работы – воспитание детей в современном обществе, а также процесс формирования личности.

Гипотеза работы: воображение является основой формирования и развития личности.

Задачи курсовой работы - это:

  • теоретический анализ детского воображения в психолого-педагогической литературе;
  • психолого - педагогическое обоснование воображения;
  • обоснование процесса воображения как главнейшего фактора развития личности;
  • определение функций творчества в системе воспитания;
  • определение форм и методов осуществления воображения;
  • характеристика взаимодействия дошкольного образования и семьи в процессе воспитания.

Курсовая работа состоит из введения, трёх глав и заключения.

Глава 1. Психология о воображении

Воображение – это психический процесс, благодаря которому создаются такие образы, которые человек ранее никогда не воспринимал.

Можно выделить четыре типа представлений воображения:

  • образы того, что есть в реальной действительности, например, человек представляет пустыню Сахара, в которой он никогда не бывал, но которая реально существует;
  • исторические образы, например, можно представить, как выглядел доисторический человек или саблезубый тигр;
  • сказочные образы: Баба Яга, Змей-Горыныч и т.д.;
  • образы будущего, например, как выглядит автомобиль ХХII в.

Агглютинация - образы воображения могут создаваться различными путями. Наиболее распространенными являются следующие способы. – это соединение любых качеств, свойств, частей в единый, часто причудливый образ, иногда очень далекий от реальности.

Например, соединение верхней части туловища мужчины и нижней части коня воплотились в образе кентавра, а, поставив избушку на куриные лапы, получили жилище Бабы Яги. Чаще всего такой прием используется в мифах и сказках.

Акцентирование – выделение в имеющемся образе какой-либо части, детали и возведение ее в ранг доминирующей.

Способ чаще всего применяется в карикатурах, шаржах.

Типизация – самый сложный, подчас творческий прием, выражающийся в том, что из конкретных образов выделяются наиболее характерные, значимые качества и свойства и уже на их основе создается новый образ.

Очень часто этим приемом пользуются писатели, создавая образы литературных героев.

Воображение не может возникнуть на пустом месте, для этого требуется преобразовать материал, полученный из воспринятого ранее.

Например, сказочная Баба Яга – это просто страшная старуха с крючковатым носом, и ее избушка также состоит из хорошо знакомых частей (изба + куриные лапы).

Ученые часто создают новую технику, основываясь на том, что есть в природе.

Благодаря воображению человек способен разумно и творчески планировать свою деятельность и управлять ею.

Оно выручает в тех ситуациях, когда невозможно, затруднительно или просто нецелесообразно выполнять практические действия.

Таким образом, без воображения не был бы возможен прогресс ни в одной из областей человеческой деятельности.

Выделяются следующие виды воображения:

  • активное (произвольное) – пассивное (непроизвольное);
  • ародуктивное (творческое) – репродуктивное (воссоздающее).

Пассивное воображение возникает без волевых усилий и без сознательных намерений со стороны человека.

Наиболее распространенным видом пассивного воображения являются сновидения.

Вопросы, связанные со сновидениями, всегда интересовали человека.

Еще в Древней Спарте существовали специально назначаемые чиновники – эфоры, основной обязанностью которых было спать в храмах и видеть сны, на основании которых затем принимались государственные решения и законы.

Большинство наших сновидений представлено в виде зрительных образов, что свидетельствует об их связи с внешним миром, ведь большую часть информации мы воспринимаем с помощью зрительного анализатора.

Примерно в 4-х случаях из 100 встречаются звуковые сны, 2,5 % снов – «вкусовые» и 0,5 % – «обонятельные».

Согласно некоторым гипотезам, сны предназначены для выполнения охранительной функции, ведь в древности по ночам человеку очень часто грозила опасность.

Активное воображение возникает, когда новые идеи или образы создаются путем специального намерения человека.

Репродуктивное (воссоздающее) воображение основано на воссоздании новых образов в соответствии с имеющимся описанием, схемой и т. п.

Например, в основе такого направления в искусстве, как натурализм, а отчасти и реализм, лежит создание картин, в точности воспроизводящих действительность.

Общеизвестно, что по картинам И.И.Шишкина можно изучать русскую флору, так как на его полотнах все растения написаны с «документальной» точностью.

Продуктивное воображение - новые образы и идеи создаются в результате самостоятельной творческой деятельности.

Такие направления изобразительной деятельности, как абстракционизм, кубизм и т. д. возникли как результат того, что художника не устраивает точное воссоздание реальности.

Однако чаще всего провести четкую грань между репродуктивным и творческим воображением не представляется возможным.

Например, создавая исторические романы, авторы всегда вносят свое собственное отношение к происходящему, наряду с реально существовавшими героями в художественном произведении «живут» вымышленные персонажи.

Конструкторы, изобретая летательные аппараты, анализировали полеты птиц и т. д.

Следует также выделить и такие виды воображения, как мечта (создание образов желаемого будущего) и грезы (человек «живет» в мире, который создал в своем воображении).

Воображение в жизни человека выполняет специфические функции.

Рассмотрим эти функции подробнее.

  • Тесная связь с мышлением дает возможность создавать образы действительности, пользоваться ими при решении задач.
  • С помощью воображения человек способен регулировать свое эмоциональное состояние, хотя бы частично удовлетворять потребности, снижая тем самым возникающую напряженность.
  • Воображение принимает участие в волевой регуляции состояний человека и деятельности познавательных процессов.
  • Вызывая определенные образы, можно оказывать влияние на восприятие, воспоминания, мысли и чувства.
  • Благодаря воображению человек способен выполнять действия в уме, манипулируя не реальными предметами, а образами этих предметов.
  • Воображение участвует в планировании деятельности, оценке точности их выполнения, ходе реализации.

С помощью воображения человек способен регулировать свое психофизиологическое состояние, настраиваясь на предстоящие события.

Широко известны факты, когда лишь с помощью воображения, прикладывая волевые усилия, человек изменял ритмику дыхания, кровяное давление, частоту пульса, температуру тела.

Именно эти данные положены в основу аутотренинга.

У некоторых людей фантазия настолько богата, что они, воображая у себя наличие различных заболеваний, могут действительно спровоцировать их возникновение.

Достаточно известное явление – идеомоторный акт, суть которого в том, что, представляя какое-нибудь движение, можно вызвать само это движение.

С эти фактом знакомы артисты эстрады, которые демонстрируют публике номера по нахождению спрятанных в зале предметов.

Суть номера в том, что артист улавливает микродвижения рук или глаз человека, спрятавшего предмет.

Итак, функции воображения помогают решать многие актуальные проблемы и часто опираются на наше подсознание.

Воображение очень тесно связано с мышлением, так как мысль неотделима от образа.

Именно поэтому все, что развивает мышление, также способствует развитию воображения.

Рассмотрим некоторые направления, которых следует придерживаться в развитии воображения.

  • Развитию воображения способствует игровая деятельность, например: игры со словами, в фантастические гипотезы («что было бы, если бы…»), сочинение сказок, стихов, рисование, лепка. Очень полезны для развития воображения ролевые игры.
  • Чтение книг способствует развитию воображения. Особенно полезны в этом направлении описания персонажей, интерьера, природы.
  • Развитию воссоздающего воображения помогает изучение разных географических карт.

Путешествуя по карте, можно представлять страны, картины природы, местных жителей и т.д.

  • Всевозможные графические операции, чертежи, рисунки – реальный путь развития технического творчества и воображения у детей.
  • Воображение невозможно развивать, не опираясь на жизненный опыт и знания.

Поэтому чем более широк круг познания, тем более богато и воображение.

Таким образом, развивая воображение ребенка, можно сформировать творческую, эмоционально богатую личность.

Мечта, как особая форма воображения.

Особой формой воображения является мечта. Когда мы мечтаем, мы создаем новые образы. Но отличие ее от воображения существенное.

Мечта - нечто, что мы хотели бы заполучить. Мечта и полет фантазии являются могучим толчком к деятельности.

Как правило, она реальна. Во время мечтания мы начинаем выстраивать план действий, чтобы ее достигнуть.

Она является некой целью, пока что недостижимой, но при должных стараниях, вполне возможно, вы сможете ее исполнить и достичь искомого результата.

Игровая деятельность. Особенно моделирование жизненных ситуаций, ролевые сценки, создание ряда ассоциаций, а также лепка, оригами и рисование.

Чтение детской литературы. Эффективно также описывать прочитанное словесно и с помощью образов.

Как видим, воображение и мышление, воображение и творчество психология изучает неотделимо друг от друга. Только их общая функциональность и взаимное дополнение делают нас по-настоящему уникальными индивидами.

Таблица 1 – Основные этапы развития воображения у детей.

Название этапа

Характеристика

Временной отрезок

Первый этап

В этом возрасте происходит разделение воображения на познавательное и аффективное. Познавательное воображение обнаруживается в тех ситуациях, когда ребёнок с помощью игрушек (кукол) разыгрывает некоторые знакомые ему действия и их возможные варианты. Аффективное воображение проявляется при проигрывании ребёнком своего переживания. В этом случае на разном материале дети представляют моменты, связанные в основном с переживанием страха.

Можно отнести к 2,5-3 годам

Второй этап

Ребёнок нацелен на освоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов деятельности. Уровень творческого воображения в этом возрасте снижается. У здоровых детей снижается частота возникновения устойчивых страхов и обычно аффективное воображение здорового ребёнка возникает в связи с переживанием им реальной травмы. Познавательное воображение ребёнка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования. Оно носит воспроизводящий характер, так как ребёнок нацелен на следование образцам.

возраст 4-5 лет

Третий этап

Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. Творчество ребёнка часто носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. Познавательное воображение претерпевает качественные изменения. В своих произведениях дети не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приёмы для этой передачи.

1.1 К.Д.Ушинский о детском воображении, влияние воображения на нравственную сторону человека

Воображение человека, как и память, и притом в зависимости от нее, переживает различные периоды, сообразные возрасту человека. Оно работает только над материалами, которые доставляются ему памятью, но и, в свою очередь, вверяет памяти плоды своих произведений. Воображение в этом отношении может быть названо движущеюся памятью, которая, кроме того, и запоминает некоторые из своих движений.

Воображение начинает развиваться в детях, вероятно, очень рано, хотя мы в первое время и не можем заметить его скрытой работы. Образы, над которыми работает младенческое воображение, немногочисленны, но зато необыкновенно ярки, так что дитя увлекается ими как бы действительностью. Физическую причину этого следует искать в необыкновенной впечатлительности детского мозга, а психическая причина - неумение отличать действительность от созданий воображения, так как уменье это дается только опытом.

Дети очень часто, считают свои сновидения за действительность, требуют игрушки, которые они видели во сне, и т. д. Незнание самых обыкновенных законов природы, с которыми потом само собою познакомится дитя, заставляет его верить самой нелепой сказке; но зато вы напрасно пожелали бы удивить младенца каким-нибудь фокусом: для того чтобы понять, например, что в исчезновении шарика есть фокус, надобно убеждение в невозможности исчезновения вещи.

Ребенок, может быть, смеется, смотря на фокус, но он доволен шариком, движением рук и вовсе не понимает, что тут есть фокус. Вот почему, слушая какую-нибудь сказку, где совершаются самые невозможные чудеса, ребенок вовсе не удивляется этим чудесам: он прямо сочувствует говорящим

козлам, принцу, превращающемуся в муху, и вовсе не спрашивает о том, как козлы могут говорить или принцы превращаться в мух: для ребенка не существует невозможного, потому что он не знает, что возможно и что нет.
Слушание сказок уже на третьем году начинает доставлять большое удовольствие ребенку.

В играх ребенка можно заметить еще и другую особенность: дети не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии; ребенку нравится именно живое движение представлений в его голове, и он хочет, чтобы игрушки его хоть сколько-нибудь соответствовали ассоциациям его воображения. Опрокинутый стул представляет для ребенка лодку или коляску; поставленный на ноги, он является лошадью или столом.

Дитя искренно привязывается к своим игрушкам, любит их нежно и горячо, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало. Новая кукла, как бы она ни была хороша, никогда не сделается сразу любимицей девочки, и она будет продолжать любить старую, хотя у той давно нет носа и лицо все вытерлось. Попробуйте поправить разбитую куклу - и девочка ее разлюбит, а часто даже бросит с негодованием. "В одном госпитале принуждены были отрезать ногу маленькой девочке; она вынесла операцию с удивительным мужеством и только прижимала к себе свою куклу. Окончив операцию, хирург сказал, смеясь: "Вот я отрежу теперь ногу твоей кукле", и дитя, перенесшее жестокую операцию без малейшего крика, залилось слезами".

Такая живость детского воображения и такая вера дитяти в действительность его собственных представлений показывают уже, как опасно играть детским воображением и детскою безграничною доверчивостью. При раздражительности нервов действием страха можно сделать детей безумными, тупыми или подверженными ужасам, которые составят несчастье их жизни.

Если вы хотите узнать, какое направление принимают работы детского воображения, то наблюдайте внимательно за играми ребенка. Мы хорошо познакомились бы с душою взрослого человека, если бы могли заглянуть в нее свободно; но в деятельности и словах взрослого нам приходится только угадывать его душу, и мы часто ошибаемся; тогда как дитя в своих играх обнаруживает без притворства всю свою душевную жизнь. Вот почему не совершенно лишено основания то мнение, что игры ребенка, хоть отчасти и очень отчасти, предсказывают его будущее.

Игра потому и игра, что она самостоятельна для ребенка, а потому всякое вмешательство взрослого в игру лишает ее действительной силы. Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно - доставлением материала для построек, которыми уже самостоятельно займется сам ребенок.

Но не должно думать, что этот материал весь можно купить в игрушечной лавке. Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы накупите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их значению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, - и вот об этом-то материале должны более всего заботиться родители и воспитатели.

1.2 Л.С.Выготский о воображении и творчестве в дошкольном возрасте

Чем же отличается воображение ребенка от воображения взрослого и какова основная линия его развития в детском возрасте? До сих пор существует еще мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Детство считается той порой, когда фантазия развита наиболее, и, согласно этому взгляду, по мере развития ребенка его воображение и сила его фантазии идут на убыль. Это мнение сложилось потому, что целый ряд наблюдений над деятельностью фантазии дает повод для такого вывода.

Дети могут из всего сделать всё, говорил Гёте, и эта нетребовательность, неприхотливость детской фантазии, которая уже несвободна у взрослого человека, принималась часто за свободу или богатство детского воображения. Далее создание детского, воображения резко, ярко расходится с опытом взрослого человека, и отсюда тоже делались заключения, что ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Затем известны неточность, искажение реального опыта, преувеличение и, наконец, охота к сказкам и фантастическим рассказам, свойственная ребенку.
Все это взятое вместе и послужило основанием для того, чтобы утверждать, будто фантазия в детском возрасте работает богаче и разнообразнее, чем у зрелого человека. Однако взгляд этот не находит в себе подтверждения при научном рассмотрении этого вопроса. Мы знаем, что опыт ребенка гораздо беднее, чем опыт взрослого человека. Мы знаем, далее, что интересы его проще, элементарнее, беднее; наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отличают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые опредение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. Воображение у ребенка, как ясно уже из этого, не богаче, но беднее, чем воображение взрослого человека; в процессе развития ребенка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека.

Избушка на курьих ножках существует, конечно, только в сказке, но элементы, из которых построен этот сказочный образ, взяты из реальногоопыта человека, и только их комбинации носит след сказочного построения. Возьмем для примера образ сказочного мира, как его рисует Пушкин:

«У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том, и днем и ночью котученый все ходит по цепи кругом. Идет направо - песнь заводит, налево — сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, русалка на ветвях сидит; там на неведомых дорожках следы невиданных зверей; избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей».

Можно слово за словом проследить весь этот отрывок и показать, что только сочетание элементов фантастично в этом рассказе, а сами элементыпочерпнуты из действительности. Дуб, золотая цепь, кот, песни - все это существует в действительности, и только образ ученого кота, ходящего по золотой цепи и говорящего сказки, только комбинация этих элементов является сказочкой.

Что до чисто сказочных образов, которые фигурируют дальше, как леший, русалка, избушка на курьих ножках, - они представляют собой тоже только сложную комбинацию некоторых элементов, подсказанных реальностью. В образе русалки, например, встречается представление о женщине с представлением о птице, сидящей па ветвях; в волшебной избушке представление о курьих ножках - с представлением избы и т.д.

Таким образом, воображение всегда строит из материалов, данных действительностью. Правда, как это можно видеть из приведенного отрывка, воображение может создавать все новые и новые степени комбинации, комбинируя сперва первичные элементы действительности (кот, цепь, дуб), вторично комбинируя затем уже образы фантазии (русалка, леший) и т. д.

Пo последним элементам, из которых создается самое отдаленное от действительности фантастическое представление, этими последними

элементами всегда будут впечатления действительности.

Здесь мы находим первый и самый важный закон, которому подчиняется

деятельность воображения.

Этот закон можно формулировать так: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из кото-

рого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта.

Если проследить историю великих изобретений, великих открытий, то

почти всегда можно установить, что они явились в результате огромного, накопленного прежде опыта. Именно с этого накопления опыта и начинается всякое воображение. Чем богаче опыт, тем при прочих равных условиях богаче должно быть и воображение.

Следы от внешних впечатлений не складываются неподвижно в нашем мозгу, как вещи на дне корзины. Эти следы представляют собой процессы, они движутся, изменяются, живут, отмирают, и в этом движении лежит залог их изменения под влиянием внутренних факторов, искажающих и перерабатывающих их.

В качестве примера такого внутреннего изменения можно привести имеющий огромное значение для воображения вообще и для воображения ребенка в частности процесс преувеличения и преуменьшения отдельных элементов впечатлений.

Данные в действительности впечатления видоизменяются, увеличивая

или уменьшая свои естественные размеры. Страсть детей к преувеличению, как и страсть к преувеличению взрослых людей, имеет очень глубокие внутренние основания. Эти основания заключаются большей частью в том влиянии, которое оказывает наше внутреннее чувство на внешние впечатления. Мы преувеличиваем потому, что мы хотим видеть вещи в преувеличенном виде, потому что это соответствует нашей потребности, нашему внутреннему состоянию.

Глава 2. Особенности воображения в дошкольном возрасте.

Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребёнок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и примеров.

О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков.

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео- и кинофильмов.

В данном типе воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы-воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе. В образах обычно воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, вызвало у него вполне определенные эмоциональные реакции, оказалось особенно интересным.

Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Оно предохраняет растущую, легко ранимую и слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной функции воображения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий.

У детей дошкольного возраста обе важные функции воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному. Начальный этап в развитии воображения можно отнести к 2,5 - 3 годам. Именно в это время воображение как непосредственная реакция на ситуацию начинает превращаться в произвольный, знаково - опосредствованный процесс и разделяется на познавательное и аффективное.

Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.

К 6 годам возрастает целенаправленность воображения ребёнка, устойчивость его замыслов. Это находит выражение в увеличении продолжительности игры на одну тему.

Следует отметить, что в период своего зарождения воображение дошкольника практически неотделимо от игровых действий с материалом, определяется характером игрушек, атрибутов роли. А детей 6 -7 лет уже нет столь тесной зависимости от игрового материала, и воображение может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Образам воображения в этом возрасте присуще яркость, наглядность, подвижность.

Старший дошкольный возраст является сенситивным для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активация воображения: сначала репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представлять сказочные образы), а затем творческого (которое обеспечивает возможность создания нового образа).

2.1 Формы проявления воображения дошкольника

Начинаясь и формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и сочинении сказок и стишков. Здесь, так же как в игре, дети сначала опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге, а потом уже сами планируют свое произведение. Дети по ходу рисунка могут несколько раз менять свой замысел. Горб задуманного верблюда может превратиться в крыло бабочки, которая потом становится птицей, луна становится солнцем, а солнце превращается в звезду или цветок. Все эти превращения активно комментируются в речи детей и становятся ясны только из этих комментариев, поскольку сами изображения отдаленно напоминают что-то определенное. Но дети не слишком взыскательны к качеству рисунка, их фантазии гораздо богаче. Чем изображения. Точки и черточки на бумаге изображают леса, ягоды, волков и зайцев и пр.

Словесное творчество открывает более богатые возможности, не ограниченные какими-либо техническими приемами. Мы уже отмечали, что дети искренне включаются в литературные произведения и живут в этом воображаемом мире. Многие дети сами сочиняют различные истории, в которых фантазия перемежается с реальностью.

С возрастом в игровых сюжетах все большее место отводится речи, и все меньшее время занимает действие. Воображение все больше отделяется от действия и переносится в речевой план. А поскольку внутренняя речь еще не сложилась, ребенку необходим партнер, который в основном выступает в роли слушателя. Этот партнер может не вмешиваться в игру, но он все-таки нужен как опора образа. Ребенок сам рассказывает содержание игры и произносит реплики, как своего, так и чужого персонажа.

Ребенок представляет устройство или действие предмета через свое собственное действие, принимая на себя роль как образ в действии. Очень ярко воображение дошкольников в режиссерской игре. Дети с удовольствием наделяют игрушки ролями и проигрывают с ними различные сюжеты. Можно назвать эту форму воображения субъективной.

Соответственно, существует и форма, которую можно назвать объективной. Самым наглядным образом она проявляется в конструировании, когда от ребенка, например, требуется построить дом для куклы. Размеры дома, комната, вход должны соответствовать росту куклы. Если ребенок занят решением игровой задачи, дом может быть и меньше куклы. Он просто вообразит, что кукла там живет и живет комфортно. А при решении конструкторской задачи это невозможно. Внутренняя позиция ребенка должна быть соотнесена с реальной предметной средой.

Вот почему игра, развивающая воображение, так важна для ребенка.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, чтобы через нее он знакомился с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Овладевая действиями игры, ребенок одновременно осваивает произвольные стороны психических процессов, а также действия замещения. Также постепенно ребенок осваивает собственно человеческий знаково-символический мир - прежде всего вербально очерченное пространство, которое стандартизирует, социализирует его, а также особое знаково-символическое пространство, где доминируют образы воображения.

Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении ребенком сказок, стихов. Здесь так же, как в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге.

2.2 Развитие воображения у дошкольников

У новорождённого ребёнка воображения ещё нет. Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания. Для развития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности. Этот опыт приобретается как путём личных наблюдений ребёнка, так и через взрослых, передающих ему свои знания об окружающих предметах и явлениях, свой творческий опыт.

Уже в 30-е годы Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: "Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека"

В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:

  • Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.
  • Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую пластинку.

Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.

Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.

Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направленности воображения.

У младшего дошкольника воображение идет за предметом и все, что он создаёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ребенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить коллективное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений.

2.3 Как научить ребёнка читать и фантазировать (метод Домана Г.)

  1. Маленькие дети усваивают информацию со скоростью, поражающей наше воображение. Вы только дайте ему старт и отойдите в сторону.
  2. Если вы сообщите ребенку факты, то он сам станет отыскивать те правила, которым они подчиняются.
  3. Это именно та функция, которая содержится в каждом человеческом мозге, и убедиться в этом очень просто: вы сообщаете ребенку набор сведений, а он уже сам обнаружит законы, которым они подчиняются.
  4. Те ошибки, которые дети совершают в грамматике, являются превосходным примером. Этот кажущийся парадокс был выявлен русским писателем Корнеем Чуковским в его книге «От двух до пяти». Трехлетний ребенок смотрит в окно и говорит: «Вот идет почтанник». «Кто?» — переспрашиваете вы. «Почтанник», — отвечает ребенок. Вы смотрите в окно и видите почтальона. Вам становится смешно от этой ошибки и вы говорите ребенку, что этот человек называется почтальоном. Но откуда же ребенок взял это странное слово — «почтанник»? Он явно не мог услышать его ни от кого из взрослых. Так откуда же?
  5. Трехлетний ребенок мысленно обозрел свой словарный запас и пришел к выводу, что если есть такие действия как курение, ношение, ныряние, подавание. и т.д. и при добавлении к ним суффикса «нн» образуются названия профессий, то почему должно быть иначе в случае в человеком, разносящим почту? Если есть курильщик, носильщик, ныряльщик, подавальщик, то почему не может быть почтанника? Огромное достижение со стороны ребенка! Когда вы сами последний раз мысленно обозревали язык, пытаясь обнаружить в нем какие–то законы? Наверное, я не ошибусь, если скажу, что вы делали это в трехлетнем возрасте. Итак, мы говорим ребенку, что он ошибся, что это не «почтальщик», а почтальон. Да, ребенок ошибся в слове, зато верно определил правило. И он был абсолютно прав в открытом им законе грамматики. Другое дело, .что русский язык не всегда следует логическим правилам. Но разве не чудо совершил наш ребенок?
  6. А ведь ребенок имеет поразительную способность к открытию законов, если только мы сообщим ему факты. Но ведь невозможно обнаруживать конкретные факты, если мы учим одним только правилам, которые зачастую являются абстракциями. На мой взгляд, самое удачное определение науки звучит так: «Наука — это отрасль знания, которая имеет дело с совокупностью фактов, систематизированных так, чтобы показать действия законов.» Это определение является превосходным объяснением того, какого подхода к познанию придерживается ребенок. Прежде всего и без малейших усилий он усваивает колоссальное количество фактов, а затем систематизирует их, чтобы обнаружить законы, которым они подчиняются.
    1. Получается, что для решения проблем ребенок пользуется тем же самым методом, что и ученые. Если бы мне предложили одним словом назвать главное качество гения, то этим словом было бы «любопытство». Ученые и гении очень любопытны. То же самое можно сказать и о детях. Маленькие дети — это те же ученые. За первые три года жизни они усваивают больше фактов, чем за всю остальную жизнь.
  • В возрасте 5–ти лет ребенок легко усваивает огромное количество информации. И чем он моложе, тем лучше это делает.
  • Если же ему нет и 2–х лет, процесс обучения пойдет самым легким и эффективным образом.
  • Ребенок моложе 5–ти лет способен воспринимать информацию удивительно быстро.
  • Чем больше информации усваивает ребенок моложе 5–ти лет, тем больше остается в его памяти.
  • Дети, моложе 5–ти лет, буквально переполнены жизненной энергией.
  • Дети, моложе 5–ти лет, обладают огромной жаждой познания. Дети, моложе 5–ти лет, могут научиться всему тому, чему вы будете их учить, если только делать это искренне, радостно и постоянно основываясь на фактах. Более того, они хотят этому научиться.
  • Все дети являются лингвистическими гениями.
  • Дети, моложе 5–ти лет, могут выучить столько иностранных языков, сколько им дадут выучить. В этой книге говорится о трех основных областях интеллектуального развития — чтении, математике и энциклопедических знаниях.
  1. Самым важным из них является чтение. Это — одна из высших функций человеческого мозга. Из всех живых существ только, человеческие существа умеют читать.
  2. Кроме того, чтение — это одно из важнейших умений, которые необходимы в жизни, поскольку все остальное образование основывается именно на нем. Поэтому вам следует начать именно с обучения чтению. Начав выполнение соответствующей программы обучения, вы постепенно станете дополнять ее программой обучения энциклопедическим знаниям.
  • Приготовление материала.
  1. Материалы, используемые при обучении вашего ребенка чтению, очень просты. Их можно изготовить из обычного белого картона.
  2. Итак, вы вырезаете из него полоски размером 10 х 50 см, чтобы писать на них слова. Для этого вам потребуется большой красный фломастер. Чем толще будет его стержень, тем лучше.
  3. А теперь напишите слова на белых полосках картона. Высота букв должна достигать 7,5 см. Используйте прописные буквы только в том случае, когда будете писать имена собственные, которые должны начинаться с заглавной буквы.
  4. Все буквы должны быть написаны очень отчетливо. Толщина шрифта должна составлять примерно 1,5 см. Это необходимо для легкости восприятия вашего ребенка. Пишите аккуратно и чисто. Используйте только печатные буквы. Размещайте слово на полоске картона так, чтобы оно было окаймлено полями в 1,5 см. Это — место для пальцев, которыми вы будете держать эту полоску.
  5. Иногда матери проявляют фантазию и используют для изготовления своих карточек трафарет. Это помогает создавать прекрасные, отчетливо написанные карточки, однако отнимает много времени, а ваше время драгоценно. Матери должны ценить свое время больше кого бы то ни было. Вашему ребенку потребуется множество карточек, поэтому вы должны научиться их изготавливать достаточно быстро. При этом аккуратность и четкость важнее всего остального.
  6. При написании слов используйте один и тот же шрифт. Как и во всем остальном, единообразие и определенная система значительно облегчат задачу вашего ребенка.
  7. Первые слова пишите большими красными прописными буквами, в дальнейшем вы будете постепенно уменьшать их до нормальных размеров, заменив красный цвет на черный. Зрительные рецепторы ребенка будут постепенно развиваться.
  8. Большие буквы используются по вполне естественной причине — они максимально просты для зрения. Красный же цвет необходим потому, что именно он способен привлечь внимание ребенка.
  9. Последовательность обучения чтению.
  10. Последовательность эта удивительно проста и легка и не зависит от того, в каком возрасте вы начали учить своего ребенка читать.
  11. Перечислим те этапы, которые вы должны пройти:
  12. 1. Отдельные слова.
  13. 2. Словосочетания.
  14. 3. Простые предложения.
  15. 4. Распространенные предложения;
  16. 5. Книги.

Человеческие знания обладают свойством накапливаться. Человек потому и является человеком, что он умеет читать и писать. Именно в этом состоит подлинная значимость того, что обнаружит ваш ребенок, когда научится читать. Как только он сделает это открытие, то наверняка попытается донести его до вас, чтобы не потерять самому. Если он обратится к вам с этим, то выслушайте его уважительно и с любовью. Все, что он должен сказать вам, является чрезвычайно важным!

Глава 3. Методы развития воображения у детей

  • Больше читать и во время прочтения описаний природы, внешности человека и интерьера жилища обязательно представлять себе все это в ярких красках. Читая малышу сказку, обязательно просите его описать своими словами, как выглядит тот или иной герой или местность, где происходят события.
  • Повторять в голове реально прожитый день ярко, во всех подробностях, не упуская никакой мелочи: запахов, звуков, света и цвета. При этом можно мысленно изменять события. Возьмите за правило каждый вечер расспрашивать малыша о том, как прошел его день: с кем из друзей он встретился, какой цветок видел на клумбе и т.д.
  • Начать рисовать мир или событие в красках таким, каким его хотелось бы видеть. Попробуйте, например, предложить ребенку изобразить необычных животных или растения на неизвестной планете, или пофантазировать на тему: что было бы, если бы…
  • Нужно мечтать: ярко, красочно и позитивно. Поэтому всегда поддерживайте стремление ребенка мечтать. Ни в коем случае нельзя говорить малышу фразы типа «мечтать вредно» или «мечты не сбываются».
  • Ненавязчиво наблюдать за окружающими и представлять, о чем они думают, что любят, чем занимаются в жизни. Предложите ребенку предположить, чем занимается, например, мужчина в форменной одежде или о чем думает собака, ожидающая хозяина возле магазина.
  • Начать творить. Фантазию развивает создание креативных вещей: вязание, плетение макраме, живопись, сочинение сказок и стихов, лепка из пластилина или глины, оригами и другие виды творчества. Предоставьте ребенку максимум возможностей для проявления своих фантазий и реализации его творческих задатков.
  • Путешествовать мысленно: подняться в горы, искупаться в море, полететь в космос, за пределы нашей Вселенной. Фантазируйте вместе с ребенком на тему, например, совместного отдыха в каком-нибудь необычном месте: в гостях у Деда Мороза, на фантастическом острове.
  • Играть в игры с несколькими участниками, в которых каждый игрок выполняет определенную роль. Игры могут быть как настольными, так и ролевыми. Главное, чтобы взрослые принимали самое активное участие и не стеснялись проявлять свои положительные чувства и эмоции.

3.1 Игры и упражнения для развития воображения у дошкольников

  1. В психологии отмечается роль игры в формировании воображения как исключительно важного средства, дающего мощный толчок к проявлению фантазии (т. е. импровизации) у детей. Однако выбор игровых способов будет зависеть от возраста ребенка; от того, каковы индивидуальные особенности воображения у каждого дошкольника.
  • Упражнение «На что похожи наши ладошки». Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево , птицы, бабочка и т. д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

  1. Можно использовать различные варианты: ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно, можно сочинять сказку всем одновременно: первый начинает, следующий продолжает. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка.
  • Упражнение «Придумай и свой конец сказки». Цель: развитие творческого воображения.
  1. Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.
  2. «Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».
  3. «Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т. д.
  • Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий». Цель: развитиетворческого воображения при помощи поисков противоречий.
  1. Воспитатель начинает — «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает — «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит — «В» хорошо, потому что «Г» и т. д.
  2. Пример: гулять — хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце — плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.
  • Игра «Сказочное животное (растение)». Цель: развитие творческого воображения.
  1. Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).
  • Упражнение «Сказка — рассказ». Цель: развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.
  1. После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.
  2. Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческих навыков воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.
  • Игра-упражнение «Три краски». Цель: развитие художественного восприятия и воображения.

Технология выполнения: предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

  1. Упражнение «Волшебные кляксы». Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.
  2. Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.
  • Упражнение «Волшебная ниточка». Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.
  1. В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.
  • Игра - «Неоконченный рисунок». Цель: развитие творческого воображения.
  1. Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.
  2. Упражнение «Волшебники». Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.
  3. Методика: без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».
  4. Упражнение «Танец». Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.
  5. Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман.
  6. Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.).
  7. Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т. д.)
  • Упражнение «О чём рассказала музыка». Цель: развитие творческого воображения.
  1. Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.
  • Игра «Что это такое?» Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.
  1. Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.
  • Игра «Камешки на берегу». Цель: учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.
  1. Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с какимлибо предметом, животным, человеком.
  2. Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур. Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т. д.
  • Упражнение «Волшебная мозаика». Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.
  1. Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.
  2. Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.
  • Игра «Поможем художнику». Цель: учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.
  1. Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.
  2. Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.
  3. После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.
  • Игра «Волшебные картинки». Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.
  1. Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.
  2. Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.
  • Игра «Чудесные превращения». Цель: учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству, оригинальность содержания и композиции.

  • Игра «Чудесный лес». Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
  1. Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.
  2. Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.
  • Игра «Перевертыши». Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.
  1. Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется!Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

Игра «Разные сказки». Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.

  1. Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений. Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интеллектуальное развитие направлено на формирование у дошкольников определенного уровня знаний, познавательных элементарных умений (например, умения сравнивать и обобщать) и познавательных мотивов (любознательности). Оно призвано формировать у ребенка способность осуществлять различные виды предметного и умственного экспериментирования. Об интеллектуальном развитии ребенка судят по объему, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание), по способности к самостоятельному творческому познанию.

Основная функция интеллектуального развития детей первых пяти лет жизни - формирование познавательной деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир. В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы интеллектуального развития, чем в последующие возрастные периоды. Важно не упустить возможности в это время.

Воображение самым тесным образом связано с познавательными психическими процессами и личностью в целом. Его специфика состоит в переработке прошлого опыта, сохранившегося в виде представлений и понятий. И в этом отношении оно неразрывно связано с процессами памяти и преобразует то, что есть в памяти.

Воображение взаимосвязано и с процессом восприятия, Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и в то же время само зависит от него. Включаясь в восприятие, воображение обогащает создаваемые образы, делает их более продуктивными. Так, восприятие произведений живописи становится более содержательным, эмоциональным, когда в нем участвует воображение.

Воображение играет значительную роль в составлении плана и программы предстоящих действий. Функция планирования и программирования позволяет человеку творить, разумно направлять и управлять деятельностью.

Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.

Особое значение в создании образов имеет мировоззрение, общая направленность личности. Посредством воображения человек получает возможность управлять восприятием, памятью, высказыванием. Таким образом, оно оказывает побудительное влияние, способствуя активизации деятельности.

Благодаря воображению значительно расширяются познавательные возможности ребенка-дошкольника. Основная задача познавательного воображения - это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети могут творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления. Воображение способствует умственной концентрации, повышает интенсивность внимания.

Воображение осуществляет также важную функцию в познании и деятельности, а значит и в интеллектуальном развитии. Это проявляется в предвосхищении результата какого-либо поступка. Почти вся человеческая материальная и духовная культура — продукт воображения. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Воображение заключается в создании новых образов на основе тех, которые были восприняты ранее, а так же вновь полученных знаний. Воображение вплетается во все сложные мыслительные процессы, является основой творческой деятельности ребенка.

Задача взрослых – всячески развивать у детей способности к воображению. В основе развития умственных способностей лежит овладение разными формами опосредованного решения интеллектуальных задач. Построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений.

Воображение ребенка должно рассматриваться с точки зрения его продуктивности, т.е. не просто как процесс свободного фантазирования, а как особая форма активности, направляемая самим ребенком на создание некоторого продукта (им может быть рисунок, сочиненная сказка, сюжет игры и т.п.). В старшем дошкольном возрасте при развитом воображении замысел предвосхищает исполнение, воображение переходит во внутренний план.

Нельзя не отметить влияние воображения на эмоциональную сторону развития ребенка. Оно усиливает эмоциональный тонус личности, повышает настроение, вызывает подъем. Для успешной педагогической деятельности эта функция воображения имеет первостепенное значение.

Воображение дает начало способности к открытиям, помогает находить новые способы решения задач и проблем, возникающих перед ребенком.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  • Возникновение и развитие воображения – социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее речь;
  • Воображение тесно взаимосвязано с познавательными процессами (восприятие, мышление, память);
  • Воображение вплетается во все сложные мыслительные операции, является основой для творческой деятельности ребенка;
  • Воображение порождено деятельностью ребенка и развивается на ее основе;
  • Воображение оказывает непосредственное влияние на интеллектуальное развитие дошкольника.

Развитие воображения у ребёнка дошкольного возраста имеет важное значение для подготовки его к школе. Никакое школьное обучение не может происходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение.

Требуя воображения, школьное обучение способствует вместе с тем его дальнейшему развитию. Благодаря овладению основами наук, благодаря накоплению обширных знаний воссоздающее воображение школьника становится более точным, а творческое воображение более целенаправленным, более глубоким по своему содержанию.

Воображение развивается не само собой, а требует определённых условий и, прежде всего организации правильной воспитательной работы. При отсутствии правильного педагогического руководства развитие воображения сильно задерживается или же начинает идти в нежелательном направлении.

Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности.

Знакомясь на прогулках, в беседах с воспитателями с окружающей жизнью, ребёнок затем отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение.

Необходимо помнить, что воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.

Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей.

Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок учится представлять себе изображённые события, у него развивается воображение.

Проблема развития воображения детей состоит в том, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, а также его поведения в целом.

Воображение- это особое свойство человеческой психики, которое стоит отдельно от других психических процессов, занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Практически вся человеческая культура, материальная и духовная, является продуктом воображения и творческой деятельности людей. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Именно эта способность нуждается в особом попечении в плане развития. Воображение интенсивно развивается в детском возрасте, если в этот период не заниматься развитием воображения, в последующем наступает активное снижение этой функции.

Воображение - способность сознания создавать образы представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Разновидность творческого воображения - фантазия. Воображение - одна из форм психического отражения мира.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Божович А.И., «Личность и ее формирование в детском возрасте». М., 2005.
2. Боровик О., «Развиваем воображение» // «Дошкольное образование». 2001. №1.

3. Брунер Д.С., «Психология познания. За пределами непосредственной информации». («Представление. Воображение у детей».) М., 1977.

4. Веккер Л.М., «Психические процессы». ( «Воображение и психологическое время»; «Представление (воображение)») , Т.1., Л., 1974.

5. Выготский Л.С., Собрание сочинений: В 6 т., Т.2, («Воображение и его развитие в детском возрасте»). М.,1982.

6. Выготский Л.С., «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.» - «Вопросы психологии», 1966, № 6.

7. Выготский Л.С., «Психология искусства». М., «Искусство» ,1965.

8. Галин А.Л., «Личность и творчество. Психологические этюды». («Психологическое описание творчества» ). Новосибирск., 1989.

9. Доман Г., «Гармоничное развитие ребёнка», М.: «Аквариум», 1996.

10. Карандашев Ю.Н., «Развитие представлений у детей».(«Возрастная динамика развития представлений ») . Минск., 1987.

11. Коршунова Л.С. «Воображение и его роль в познании». («Воображение и научное познание мира »). М.,1986.

12. Коршунова Л.С. ., Пружинин Б.И. «Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения». («Воображение и игровая деятельность»). М., 1989.

13. Кравцова Е., «Развитие воображения» // «Дошкольное воспитание». 2005. №12.

14. Марр Д. «Зрение. Информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов». М., 1987.

15. Моргун В.С. , Ткачёва Н.Ю. «Проблема периодизации развития личности в психологии». (Личность. Теория). М., 1981.

16. Натадзе Р.Г. , «Воображение как фактор поведения. Экспериментальное

исследование». Тбилиси, 1972.

17. Найссер У. «Познание и реальность.» («Воображение и память»). М., 1981.

18. Немов Р.С. «Психология», В 3т., Т.1 «Общие основы психологии», М., 2000.

19. Никифорова О.И., «Исследование по психологии художественного творчества». («Образное мышление. Воображение»). М., 1972.

20. Пода А. С. «Научное наследие Л. С. Выготского в методике обучения младших школьников.» « Воображение как комбинирующая способность человеческого мозга». // Молодой ученый–2016– N 27.

21. «Проблема возраста. Игра». - Собр. соч.: В 6 т., Т.4. М.: Педагогика,

1984.

22. Розет И.М. «Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности». Минск., 1977.

23. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии», - Собр. соч.: В 2 т.,

Т. 1. М., 1989.

24. Теплов Б.М. «Избранные труды», - Собр. соч.: В 2 т., Т.1.М., 1985.

25. Тихомиров О. К. «Психология мышления». М., 1984.

26. Ушакова Т.Н. «Функциональные структуры второй сигнальной системы». М.,1979.

27. Ушакова Т.Н. «Речь человека в общении». М., 1989.

28. Ушинский К.Д. «Педагогическая антропология» , т.1 (Сознание), М. 1950.

29. Ушинский К.Д. «История воображения». Собр. Соч .М. - Л., 2000.

30. Урунтаева Г.А. «Дошкольная психология». М., 2007.

31. Чуковский К.И. «От двух до пяти. Живой как жизнь». М.,1968.

32. «Эстетика»: Словарь /Под общ. ред .А.А.Беляева и др. - М.: «Политиздат», 1989.

32. «Философский словарь»: Под редакцией И.Т.Фролова. М «Издательство политической литературы», 1987.